Доброго вам дня, наши дорогие читатели! Новую статью подготовили для вас Ирина и Игорь. «Нет» — очень простое слово, но настолько же, насколько оно простое, настолько трудно бывает его произносить. Нет ничего плохого, чтобы помогать в просьбах своим друзьям, родственникам или коллегам.

Но наша безотказность часто играет с нами в «злую шутку», накапливая ком забот и работы «для других», заставляя откладывать то, что важно именно для нас. Поэтому в сегодняшней статье мы обсудим то, как научиться правильно отказать человеку.

Когда сложно сказать «нет»?

Для начала давайте разберемся, в каких именно ситуациях нам сложно отказать другим людям.

Труднее всего отказывать своим близким или родственникам, поскольку это может обидеть кого-то из родных, есть страх того, что с вами перестанут общаться или отношения испортятся.

Бывает трудно отказать начальнику, даже если вы понимаете, что его предложение или просьба лишены смысла и станут только лишней обузой и тратой рабочего времени. Чаще всего отказывать начальнику люди боятся из-за страха увольнения или лишения премии.

Бывает, что люди бояться отказывать даже малознакомым людям из-за страха возможного конфликта по причине отказа.

Друзьям не хочется отказывать, чтобы не испортить отношений и не остаться одному.

В целом, сказать «нет» нам мешают те или иные наши страхи, с которыми стоит учиться бороться.

Почему так важно уметь говорить «нет»?

Хотя бы, потому что безотказных людей часто причисляют к слабохарактерным, а это не приносит плюсов их репутации. Кроме того, безотказность часто позволяет манипулировать вами, заставляет подстраиваться под других людей, а не находить консенсус.

Ну и, конечно, потому что безотказность может привести к тому, что вы будете жертвовать своими более важными делами в угоду чужих и не очень важных заданий. В конечном итоге это понижает вашу , а также отдаляет осуществление ваших первостепенных целей.

Методы деликатного отказа

Для того чтобы ваш отказ не выглядел «отмахиванием от назойливой мухи», необходимо первоначально выслушать человека и оценить важность и вашу возможность выполнения его просьбы.

На этом этапе важно умение оценить количество времени, потребующегося на выполнение данной просьбы, оценить количество имеющегося у вас времени, умение оценить важность проблемы для «просящего» и важность ее выполнения для вас самих.

Приобрести умение эффективно оценивать свое и чужое время, а также и расставлять приоритеты можно научиться с помощью техник тайм-менеджмента, которые вы можете изучить самостоятельно благодаря видеокурсам:

  • «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова»
  • «Тайм-менеджмент, или как повысить свою эффективность»
  • Бесплатный онлайн-видеокурс «Постановка и достижение целей. Как добиваться результатов в любом деле?»

Также вы можете переспросить и уточнить какие-то моменты просьбы. Это даст понять собеседнику, что вы внимательно его слушали, вам «не все равно».

Если сходу оценить затрачиваемые ресурсы и важность проблемы не получается, можно попросить у собеседника время, чтобы подумать, прежде, чем вынести свое решение. Возможно, выполнение просьбы будет иметь ряд плюсов для вас самих, если же нет, то следует переходить к отказу.

При отказе друзьям и близким, можно честно описать свои эмоции и проблемы, то, почему вы не можете помочь им в данный момент.

У вас много работы, поэтому вы не сможете прийти на встречу, вам предстоит крупная трата денег, поэтому вы не можете дать в долг, у вас намечены на утро важные деловые переговоры, поэтому вы не можете встретить друга ночью на вокзале и так далее.

Не стесняйтесь быть честными, проявите сочувствие и понимание, постарайтесь предложить альтернативные варианты выхода из ситуации: встретиться попозже или в другой день, обратиться в банк за определенной суммой денег, вызвать такси ночью на вокзал.

В ситуации, когда собеседник пытается снова уговорить вас на выполнение своей просьбы, стойте на своем и еще раз произнесите то же самое, чуть-чуть перефразировав, но оставив общий смысл.

При отказе руководству следует аргументировано обосновывать свой отказ.

Это может быть сложно, но если вы научитесь это делать, то это только повысит вашу значимость, как «смыслящего» сотрудника.

Если руководитель хочет «повесить» на вас еще одну или несколько обязанностей, то следует при отказе перечислить свои текущие обязанности или обозначить главную задачу, решением которой заняты на данный момент. Если руководитель не отступает, попросите его помочь с расстановкой приоритетов в выполнении той или иной работы.

Так, начальник поймет, насколько вы загружены или хотя бы, это даст временную возможность отсрочить выполнение нового поручения на тот срок, когда вы освободитесь от текущих вопросов.

При необоснованных просьбах руководства, старайтесь апеллировать трудовым законодательством или своей должностной инструкцией. В случае если вам трудно говорить прямо, вы можете подготовить отказ в письменной форме, это существенно облегчит задачу.

При отказе коллеге в помощи с его должностными обязанностями, также можно сослаться на загруженность или же отказать без объяснения причин, используя фразу: «Я бы хотел помочь, но не могу сделать этого сейчас».

Будьте твердыми и не поддавайтесь на уговоры, поскольку выполнив чужую обязанность один раз, вы рискуете выполнять ее «пожизненно».

Вы можете также использовать прием компромиссного «нет», в этом случае вы соглашаетесь выполнить просьбу, но на своих условиях, в противном случае вы отказываетесь от выполнения просьбы.

Например, если коллега просит подвезти на работу, вы можете согласиться, при этом обозначив, что вы подвезете его только в том случае, если ровно в назначенное время он будет ожидать в назначенном месте, в противном случае вы вправе его не ждать.

Если вы не нашли отражения своей проблемы в вышеприведенных рекомендациях, советуем вам обратить внимание на книгу Джеймса Альтушера и Клаудии Азула Альтушер «Учитесь говорить «Нет» , которая описывает всевозможные методы и практики того, как научиться правильно отказывать людям.

Знакома ли вам проблема с невозможностью отказа? Как вы подходите к ее решению? Есть ли у вас свои дежурные фразы?

С уважением, Ирина и Игорь

Существует еще одно правило в пикапе, которое практически всегда срабатывает. Причем, от него зависит как успех будущего соблазнителя, так и неудача. Сегодня я расскажу тебе про правило 3 секунд.

В чем заключается правило трех секунд?

Его суть заключается в том, что как только ты приметил девушку, которая на твой взгляд показалась симпатичной или даже соблазнительной, то у тебя есть всего три секунды на то, чтобы решить вопрос в свою пользу , то есть, подойти к ней и заговорить. Помни, что в этом случае практически наверняка твоя нерешительность тебя погубит. И если ты не нашел в себе смелости сразу же с ней заговорить, то можешь оставить все последующие попытки.

Скорее всего, у тебя все равно уже ничего не получится. А потому, даже если ты не знаешь, как начать разговор, можно сказать банальное: «Привет». Но при этом ты произведешь впечатление решительного человека, который готов на неожиданные поступки. Так, ты продемонстрируешь свою смелость, и она тебя наверняка заметит и отметит. Многие начинающие пикаперы, не знают, как правильно спросить имя у девушки , однако во многих случаях это и не важно. Главное, это завязать разговор, а все подобные нюансы выясняться уже по ходу дела.

Почему так происходит? Понятнее всего, если объяснять «от обратного». Допустим, ты заметил ее, она бросила на тебя взгляд, но ты медлишь. Секунды проходят, а твое замешательство растет. Ты бросаешь на нее томные взгляды, но со стороны, это выглядит не очень презентабельно: у нее создается впечатление о тебе, как об очередном неудачнике, который не может собраться с силами и просто подойти. В то время как нерешительность в тебе открывает двери страху, и ты просто начинаешь искать повод, чтобы ничего не делать, и не подходить к ней.

В этом отношении правило 3-х секунд дает тебе преимущество, поскольку лишает твой мозг времени на обдумывание этой, казалось бы, довольно простой ситуации. А потому у тебя не успеют задрожать коленки, ладони не успеют вспотеть, а твой язык - превратиться в студень.

Конечно, если ты в этом деле абсолютный новичок, то не исключено, что и при таком знакомстве, ты начнешь в разговоре запинаться и вообще нести околесицу, однако будет еще хуже, если ты промедлишь. Так ты хотя бы не успеешь сразу испугаться, а потом боятся уже нечего. Если, конечно, девушка не начнет орать на тебя матом и бить ногами – что уже из разряда фантастики.

Когда начинать отсчитывать 3 секунды?

У многих при этом может возникнуть ряд вопросов, например, когда начинать отсчет этих трех секунд, после того, как произошел визуальный контакт? Или надо ждать, пока она сама обратит на тебя внимание? При этом она ведь может быть и не одна, например, в компании или общаться с другим молодым человеком.

Достаточно размышлений, ведь основы правила 3 секунд таковы, чтобы не дать тебе подумать. А потому и отчет времени следует начинать как раз с того времени, как вы встретились взглядами. И даже если она всего лишь на секунду бросила взгляд на тебя, стоящего в другой части комнаты, значит, пришло время действовать. Однако, это вовсе не повод вмешиваться в разговор, когда она общается с кем-то другим.

Если тебе интересна тема знакомств, и тебе хотелось бы усовершенствовать свои навыки и знания, прочитай «Как начать знакомиться с девушками? ». Там много полезной информации для тебя.


Рано или поздно, она останется одна, главное в это время не бросать на нее томные взгляды, и постараться не перегореть. Проявление нерешительности ты должен оставить тем, кто хочет закончить этот вечер в одиночестве.

Но лучше всего это правило в хорошую для тебя сторону будет работать лишь в том случае, если вы заметили друг друга, и ты видишь, что она одна. Тогда точно не время тормозить и растягивать трехсекундную зону. Иначе произойдет то, что случается с большинством начинающих соблазнителей, которые промедлением прикрывают свою нерешительность.

Добавлю лишь то, что правило 3 С не требуется для тех, кто чувствует себя по-настоящему уверено и готов подойди и познакомиться с девушкой в любое время и в любой ситуации. Но если ты хочешь избежать таких проблем в будущем, то просто записывайся ко мне на тренинг. Я научу тебя легко и непринужденно знакомиться с девушками в удобное для тебя время.

Особенности применения правила 3 секунд

Когда это правило точно нужно использовать? Обычно оно оказывается беспроигрышным, если ты:
  • приходишь в клуб;
  • заходишь в бар;
  • появляешься в новой для себя компании;
  • ты оказываешь в абсолютной новой для тебя обстановке и сразу примечаешь симпатичную кандидатку.


В этих случаях надо как можно меньше размышлять, а действовать первым, ведь в описанных ситуациях ты и так будешь чувствовать неуютно.

Вместо заключения

Правило трех секунд – это довольно распространённый в пикапе подход. Но как бы его не описывали разные «специалисты», суть его заключается лишь в том, что если ты не совсем уверен в своих силах, да и опыта у тебя пока немного, то нерешительность при первом знакомстве погубит даже самые благие начинания. Вообще, профессиональные соблазнители часто используют для такого поведения другой термин – УПП, что расшифроваться как «Увидел – Понравилась – Подошел». Но если ты промедлишь, в твоей голове начнется внутренний диалог.

Сознание начинает отговаривать тебя от любого рискованного шага, ведь всегда проще оставаться в созданной им зоне комфорта, а не искать приключений. А потому включается самообман и всякого рода отговорки – все ради того, чтобы найти объяснение и оправдание своим страхам, которые на самом деле абсолютно беспочвенные. Но вот беда: такое объяснение практически всегда находится, и пример самого забавного и обычного: «Она такая красивая, у нее по любому есть парень или она вообще замужем». А можно просто подойти поближе, и посмотреть на руку – нет ли на нужном пальце кольца. Причем это даже не единственный выход из подобной ситуации: ты же не жить с ней собрался, а просто познакомиться.

Все подобные ситуации можно сравнить с прыжком с парашютом, если конечно, кто-то прыгал. Сделать первый шаг очень тяжело, и чем больше ты думаешь, тем выше вероятность, что ты его так и не сделаешь. А совершив прыжок, тебе уже не остается ничего другого как действовать, дёргать за кольцо, а данном случае просто говорить.


Согласись, познакомится с девушкой ведь не так страшно?.. Интересно, что даже самые смелые парни часто теряются в такой ситуации, хотя в жизни им приходилось совершать гораздо более безумные поступки. Если ты из таких, приходи ко мне на тренинг, и я помогу тебе решить эту проблему.
Если хочешь узнать ещё больше секретов по соблазнению девушек

Правило 3-х секунд – это методика, благодаря которой нерешительные парни смогут без проблем преодолеть свое волнение при виде красивой барышни. Смысл ее в том, что тебе нужно подойти к девушке еще до того момента, как в твоей голове начнется внутренний диалог.

Вспомни, что бывает, когда тебе кто-то понравился? Беспокойство, страх отказа, паника. С одной стороны, тебе очень хочется познакомиться с прекрасной незнакомкой, а с другой, все твое нутро начинает буквально трясти. Это далеко не тот страх, когда за тобой гонится огромная собака. Это совсем иной страх, который сковывает тебя и не дает сдвинуться с места.

Ты же не желаешь, чтобы девушка видела твое волнение? Чем дольше ты тормозишь, тем быстрее ты теряешь привлекательно в глазах противоположного пола. К тому же, торможение придает тебе излишнюю нервозность, которая мешает собраться с мыслями.

Даже если ты не придумал, как подойти к той или иной девушке, строго следуй правилу 3-х секунд. Подходи к интересующему тебя «объекту» в течение 3-х секунд, даже если не знаешь, чем это закончится. Лучше сказать «Привет», нежели переступать с ноги на ногу где-нибудь вдалеке.

Если подойти в течение 3-х секунд поле визуального контакта, девушка подумает, что ты спонтанный и уверенный в себе человек. Ты не боишься сразу же подойти к незнакомому человеку, даже если увидел его несколько секунд тому назад. Если же много думать, а лишь потом подходить (вспотевшим и с дрожащим голосом) – это отпугнет барышню. Торможение дает начало внутреннему диалогу с неуверенным тобой.

С этим правилом тебе вовсе не обязательно ждать, пока девушка посмотрит или обратит на тебя хоть какое-то внимание. Ты просто видишь то, что тебе нравится, и уверенно подходишь. Благодаря этому, ты оказываешь себе неоценимую услугу. В течение этого времени у тебя не будет шанса по сто пятьдесят раз обдумывать свое решение. Тебя не успеет окутать до боли знакомый мандраж.

Даже если ты подойдешь к девушке, а потом начнешь потеть и запинаться, у тебя будет куда больше шансов заполучить ее телефон. Ведь ты подошел, ты смог. Первое впечатление играет на тебя. Далее происходящее можно смело переводить в шутку. Скажи, что ты так ослеплен ее красотой, что даже слов подобрать не можешь. Во время сказанный комплимент может вытащить тебя из помойной ямы.

Конечно, правило 3-х секунд не совершенное. К примеру, ты увидел красивую девушку, но не можешь быстро подойти к ней в силу различных обстоятельств (важный разговор, занятость и т.п.). Не следует путать с выдуманными причинами, которые генерирует твоя неуверенность в себе. Три секунды начинается лишь с того момента, когда ты увидел ее и реально способен подойти. Помни, что после этого момента у нет времени на раздумья. Вперед.

Эти правила применимы как на работе, особенно при выполнении представительских функций, так и в повседневной жизни.

1. Правило 3х20 гласит, что первые 60 секунд общения говорят про вас все. Походка, осанка, манера держаться и представляться, жесты, первые сказанные фразы, громкость, тембр голоса, а также одежда, прическа, аккуратность - все эти факторы в совокупности составляют первое впечатление о человеке при встрече.

Манера держаться крайне важна. Старайтесь всегда держаться прямо, слегка приподняв подбородок. Не следует ходить с головой, опущенной вниз, как будто выискивая на полу обороненные другими монетки. Чтобы избавиться от привычки ходить, сутулясь, смотря под ноги, можно потренироваться походить с книжкой на голове. Отличное упражнение для выработки царственной осанки.

2. Эмпатия - умение понимать и уважать точку зрения других людей. Чтобы быть успешным в делах, нужно уметь понимать интересы партнеров и клиентов. Концентрация исключительно на своих личных интересах или интересах компании может сослужить дурную службу. Даже преследуя свои цели, необходимо говорить на языке собеседника и по крайней мере создавать видимость того, что учитываются и его интересы. С точки зрения деловой этики считается также недопустимым сознательно вредить конкурентам, сослуживцам (чтобы приобрести вес в глазах начальства), унижать человека.

3. Безупречно грамотные речь и письмо. Умение грамотно говорить и писать существенным образом влияет на представление о человеке и его восприятие окружающими. Оно значительно повышает шансы на заключение выгодного контракта или повышение по службе. Важно также следить за своей дикцией, произношением, интонацией и невербальными знаками коммуникации (жестами, выражением лица). Недопустимо употребление в деловом общении жаргона, оскорблений, сокращений. Чтобы более четко и внятно произносить слова, рекомендую попрактиковаться по методу Демосфена. Только вместо камней возьмите карандаш и прочтите речь, которую вам предстоит произнести, или отрывок из книги с карандашом во рту. Это упражнение также помогает избавиться от привычки говорить слишком быстро.

4. Осмотрительность в речи. Прежде чем что-либо сказать, необходимо учесть возможный смысл сказанного, так как одна и та же фраза может иметь различный смысл для разных людей в разных ситуациях. Кроме того, привычка не говорить лишнего и взвешивать слова необходима для того, чтобы случайно не обмолвиться о конфиденциальной информации.

5. Следите за жестами. Большинство людей, чувствуя себя неуверенно или некомфортно, скрещивает руки, а иногда и ноги или держится одной рукой за другую. Последняя привычка пришла к нам из раннего детства, когда в "опасных" ситуациях мы брали за руку маму, чтобы она нас защитила. Ваш собеседник, даже не зная подобных психологических особенностей поведения, все равно интуитивно будет чувствовать вашу настороженность, неуверенность в себе. Женщине непозволительно скрещивать ноги, ни сидя, ни тем более стоя. Многие другие жесты, которые мы бессознательно используем, также могут выдать внимательному собеседнику наши подлинные мысли и намерения.

6. Соответствие одежды ситуации и статусу. Манера одеваться на работе должна соответствовать тому, как принято одеваться в организации, вашему положению и тому, как одеваются сослуживцы вашего уровня. Не стоит слишком сильно выделяться, помните о "правиле грибника": в первую очередь срезаются в корзину те грибы, которые выросли выше остальных и выделяются из общей массы. Однако не следует забывать, что одежда должна демонстрировать ваш вкус.

7. Пунктуальность. Опоздания свидетельствуют о том, что на опаздывающего человека нельзя положиться. Опоздания сотрудника мешают работать и ему, и всем остальным. Чтобы этого избежать, нужно тщательно рассчитывать время, необходимое для выполнения задания, причем выделять его с запасом на непредвиденные осложнения. Банальный пример - пробки на дорогах. Отправляясь на встречу, предусмотрите время, которое, возможно, придется потратить на пробки. Лучше приехать раньше и погулять в окрестностях, продумать ход встречи.

Хотелось бы наряду с этими классическими правилами напомнить шесть правил искусства нравиться Дейла Карнеги:

1. Интересоваться другими людьми, поменьше говорить о себе и побольше слушать собеседника, избегать "яканья" - употребления слова "я".

2. Улыбаться, улыбаться, улыбаться. Улыбающийся человек вызывает у окружающих ответную улыбку и желание общаться.

3. Обращаться к собеседнику по имени. Для этого надо сначала потрудиться это имя запомнить.

4. Уметь слушать, сочувствовать, задавать те вопросы или таким образом, чтобы собеседнику хотелось на них ответить.

5. Уметь найти общие точки и говорить с человеком о том, что его интересует.

6. Искренне делать комплименты, хвалить за все хорошее. Своей похвалой стараться повысить чувство собственной значимости у человека.

Знакомство. Приветствия при встрече

Общераспространенное правило - первыми здороваются младшие со старшими по возрасту, социальному положению, званию, титулу, мужчины с женщинами. Мужчина, представляясь женщине, называет свою фамилию и имя. При представлении мужчины мужчине сообщается не только имя и фамилия, но также звание, должность и т.д.

В повседневной жизни звания, социальное положение отступают на второй план при представлении мужчины женщине.

Однако женщина должна первой приветствовать мужчину, если он намного старше ее, так как преимущественное значение всегда придается возрасту представляемого. Исключение из этого правила составляют особые случаи старшинства по званию, титулу и социальному положению. В Англии, к тому же, женщина на улице первой приветствует мужчину, так как именно ей предоставляется право решать, хочет ли она публично показать свое знакомство с этим мужчиной.

На официальных протокольных мероприятиях первостепенное значение старшинства приобретают звания, титулы, социальное положение представляемых по отношению к их полу.

И еще одно исключение из этого правила. Если гость или гостья входит в помещение, где уже есть другие приглашенные, то первым со всеми здоровается гость. Обычно гость вначале здоровается с хозяевами дома или мероприятия, так как те должны его встречать при входе. Хозяева также могут представить вошедшего тем гостям, с которыми он не знаком, если таковых немного. Если дверь открывает прислуга и проводит в комнату, то вошедший может сам поприветствовать всех присутствующих.

Когда встречаются знакомые мужчина и женщина, мужчина здоровается всегда первым, но за женщиной остается решение - поцеловать мужчину (во Франции принято среди разно- и однополых знакомых целовать друг друга в обе щеки), пожать руку или просто ответить легким движением головы. Во всех случаях тот человек, которому представляют другого, первым подает руку представляемому. В противном случае вместо рукопожатия оба обмениваются легким наклоном головы.

Здороваясь с мужчиной, женщина первой подает ему руку. Если женщина не подает руки, то мужчине следует приветствовать ее поклоном. Отдельный вопрос - поцеловать или нет руку даме. В нашем обществе целовать руку женщине не принято. Однако в определенных кругах европейского общества, особенно среди аристократии - это обязательное правило хорошего тона. Ели наш мужчина при приветствии поцелует протянутую женщиной руку, то ничего страшного не произойдет. Он только оставит в ее памяти неизгладимое впечатление, выгодно отличающее его от других. А вот в деловом американском обществе, помешанном на так называемой "political correctness", такой знак внимания к женщине может сослужить дурную службу. При общении с североамериканками лучше пожать руку, протянутую женщиной при приветствии.

Мужчина должен встать, когда здоровается с женщиной или c другим мужчиной. Исключение составляют только пожилые или больные люди, которым трудно вставать.

Поздоровавшись с мужчиной близкого с ним возраста, он может сразу сесть. Если же перед ним стоит женщина или более старший мужчина, то следует сесть только после того, когда те сядут или попросят его сесть. Женщина при приветствии не встает. Однако хозяйка дома должна встать, когда здоровается с гостями. Женщина также встает, если здоровается с пожилым мужчиной, который значительно старше ее.

Фраза "Рад (счастлив) с вами познакомиться" обычно не употребляется в самом начале знакомства, за исключением представления широко известным лицам, знаменитостям. Ведь вы не можете сказать заранее, действительно ли это знакомство принесет вам радость. Зато при прощании вполне уместно и прилично сказать: "Рад был с вами познакомиться".

Хотя это и предрассудок, но не стоит здороваться через порог, стол или другие препятствия, дабы не причинить беспокойства суеверному человеку.

Визитная карточка. Правила обмена визитками

Несмотря на то, что использование визитных карточек давно вошло у нас в обиход, процедура обмена ими в отдельных случаях продолжает вызывать затруднение.

Можно выделить три типа визиток: деловые, личные и семейные.

Семейная визитная карточка прикладывается к поздравлению друзьям, к подаркам, используется при знакомствах.

Личная визитная карточка кроме ФИО может содержать другие сведения, которые владелец карточки хотел бы о себе сообщить: адрес, телефон, адрес электронной почты, звания, ученые степени и т.д. Обычно эти сведения печатаются в правом нижнем углу. Можно напечатать на ней только ограниченный набор личных сведений, а остальное, исходя из ситуации, вписывать от руки.

На деловой визитной карточке всегда указываются имя, фамилия, отчество (если есть) сверху слева или по центру карточки, название организации, должность. В нижней части карточки пишется почтовый адрес и другая контактная информация об организации, в которой вы работаете (служебный номер телефона, факса, адрес электронной почты и т.д.). Употребляются также смешанные визитки, в которых наряду с информацией о компании может указываться личная (домашний телефон, адрес и т.д.).

Хотя у нас приняты двусторонние визитные карточки - одна на русском, другая на английском или другом языке (для иностранных партнеров или просто для солидности), - с точки зрения протокольного употребления карточек, это не совсем правильно. Если у вас есть возможность, изготовьте для своих партнеров одностороннюю карточку на их родном языке, так как оборотную сторону визитки традиционно используют для того, чтобы делать собственные пометки.

При обмене визитными карточками действуют правила знакомства. Младшие первыми подают свою визитку старшим, а мужчины - женщинам. Женщина при этом не обязана в ответ дать свою визитку мужчине.

Если Вы предложите визитную карточку интересному для вас собеседнику и попросите в обмен его, нарушения правил этикета не будет, но при условии, что ваш собеседник мужчина. Если у вас не оказалось с собой визитной карточки, следует обязательно послать ее позднее тому, кто вам отдал свою.

Кроме ситуации знакомства, визитка традиционно сопровождает благодарственное письмо, подарок, букет цветов. В этих случаях на визитке часто ставятся общепринятые сокращения, пришедшие из французского языка: PP (pour présentation) - по случаю представления, PR (pour remerciements) - с благодарностью, PPC (pour prendre congé) - по случаю отставки, окончательного отъезда, PC (pour condoléances) - с выражением соболезнования, PF (pour féliciter) - c поздравлением, PFC (pour faire connaissance) - по поводу знакомства, PFNA (pour fêter le Nouvel An) - поздравление с Новым Годом.

В тех случаях, когда визитная карточка отправляется в знак благодарности (PR) или посылается при заочном знакомстве (PP) ее левый верхний угол загибается.

Поздравительные открытки

Поздравительные открытки не принято отправлять тем, кого вы можете поздравить лично. Поздравления с Новым годом и Рожеством считается допустимым посылать вплоть до конца января, чтобы можно было ответить всем, от кого были получены поздравительные открытки.

В гостях. За столом. Ситуации, которые могут вызвать затруднение

1. Когда вас приглашают в гости в дом, то неплохо принести хозяевам небольшой подарок или сувенир. Мужчина может принести также бутылку крепкого спиртного напитка. А вот пришедшая в гости женщина никогда не должна приносить спиртное. Хозяева дома наверняка уже позаботились о напитках, и принесенной гостьей бутылки шампанского или вина может не хватить на всех, если у хозяев не было в планах подавать эти напитки. Запланированные блюда тоже могут не подходить к принесенному напитку. Лучше подарить шоколад, свечи, декоративную мелочь.

2. Согласно французскому этикету, цветы не преподносят в тот момент, когда вы приходите в гости. Это отвлекает хозяйку, которая должна встречать гостей, а не подыскивать место для очередного букета. Цветы лучше послать заранее либо на следующий день после того, как вы побывали в гостях, приложив короткую благодарственную записку.

3. За столом. Начинают пользоваться всегда теми приборами, которые расположены крайними от тарелки, держа их в той руке, с которой они были положены.

4. При обилии приборов, особенно когда на обед подаются незнакомые блюда, немудрено запутаться, что, чем и как следует есть. Сразу стоит вспомнить, что приборы сервируются так, чтобы ими пользоваться по очередности подачи блюд, начиная с крайних от тарелки. Если все-таки непонятно, "как это есть", например, при подаче улиток эскарго, разнообразных даров моря, отдельных сложных блюд, то лучше посмотреть, как это делают соседи по столу, а лучше всего - хозяева. Уж они-то точно должны знать, как полагается есть подаваемое гостям блюдо.

5. Не принято начинать есть, пока не начнет есть хозяйка. Мужчина не начинает есть, пока этого не сделает сидящая рядом дама.

6. При разноске блюд гостям еда, предварительно разложенная по тарелкам, подается справа, еда, которую гости должны будут сами накладывать с блюд, подается слева, чтобы гостю было удобнее положить себе на тарелку. На блюде должны лежать раздаточные приборы. Кушанья берут ложкой, которую держат левой рукой, придерживая вилкой в правой руке. Пользоваться собственными приборами для этих целей нельзя. Нельзя также брать более одной порции, так как порции могут быть рассчитаны строго по количеству гостей.

7. Закончив есть то или иное блюдо, следует положить использованные приборы на тарелку рядом, параллельно друг другу, рукоятками вправо, вилка зубцами вверх. Это служит официанту знаком, что вы уже закончили есть и тарелку можно убирать. Если вы просто прервались и хотите продолжить, то нож и вилка кладутся на тарелку крест накрест, вилка зубцами вниз.

8. При подаче сыров не принято накладывать добавки сыра. Сыры кладутся в тарелку один раз. Во время сервировки сыра женщина может класть локти на стол. Это предусмотрено для того, чтобы она могла показать во всем великолепии свои перстни.

9. Если при подаче определенных блюд подается емкость с водой и ломтиками лимона, то это для споласкивания кончиков пальцев, а не для питья.

10. Желательно заканчивать есть одновременно с остальными гостями.

11. На мероприятиях с рассадкой хозяйка первой встает из-за стола и приглашает гостей пройти в другую комнату для кофе или чая. Обычно гости начинают расходиться после подачи кофе или дижестива (спиртные напитки, чаще крепкие, которые подаются после окончания обеда или ужина). Если после этого вам предлагают сок, это знак того, что вы уже засиделись.

12. Часто вызывает затруднение вопрос, когда считается приличным уйти и как это сделать деликатнее, если вы уходите одним их первых. Считается приличным уйти с приема или из гостей после того, как его покинет главный приглашенный. Не дай бог быть последним ушедшим, если только вы не лучший друг хозяев, которого они упрашивают остаться подольше. При наличии большого количества гостей вполне прилично "уйти по-английски", то есть ни с кем не прощаясь, кроме хозяев. В Англии это называется "уйти по-французски". На приемах формата коктейль можно уйти в любое время.

13. При прощании следует поблагодарить хозяев, но не за вкусную еду. Похвалить вкусное блюдо, если оно было приготовлено хозяевами, можно во время еды.

14. Если прием проводился дома, признаком хорошего тона и признательности хозяевам считается отправить на следующий день благодарственную открытку. Допустимо также послать письмо по электронной почте. Еще лучше отправить на следующий день хозяйке букет цветов, приложив к нему открытку с благодарностью.

Внутри организации. Правила поведения на рабочем месте

На работе подчас приходится сталкиваться со стандартными ситуациями, на которые не всегда с легкостью находится ответ. Вот некоторые из них. Как одеваться на работу? Каким образом общаться с руководителем, с подчиненными? Как отвечать грубому клиенту? Как сделать замечание подчиненному? Как представить нового сотрудника руководителю?

Деловой этикет компании или общепринятые правила поведения внутри организации тесно связаны с организационной культурой. Выделим из ряда характеристик организационной культуры те, которые имеют непосредственное отношение к этикету:

Взаимоотношения внутри организации (наличие или отсутствие иерархической дистанции, различий по статусу, возрасту, знаниям, опыту, степень формализации отношений, взаимоподдержка, помощь, отношение к служебным романам);
- коммуникационные навыки и речь (язык, употребление жаргона, устная, письменная и невербальная коммуникации, жестикуляция и т.д.);
- отношение к рабочему времени (распорядок дня, бережливое отношение к своему рабочему времени и ко времени сослуживцев, пунктуальность, полихроническое или монохроническое восприятие времени);
- внешний вид (одежда, опрятность, прическа, макияж у женщин, спецодежда и т.д.);
- питание (что и как едят, вместе с руководителями или нет);
- этика телефонных разговоров.

Телефонные разговоры

Хочется обратить особое внимание на этику телефонных разговоров, которой часто не хватает в российских компаниях. Вот несколько общепринятых правил:

Необходимо уважать время собеседника, поэтому телефонный разговор должен быть по возможности кратким, по существу.

Если на звонок не отвечают, следует подождать не менее шести гудков, прежде чем повесить трубку. Возможно, человеку на другом конце провода нужно время, чтобы добраться до аппарата или закончить другой разговор.

Ответ на телефонный звонок должен быть быстрым. Особенно это касается секретарей и прочих служб, связанных с обслуживанием входящих звонков компании. Желательно ответить не позднее чем через три гудка, допустима задержка с ответом на три-шесть гудков. Заставлять звонящего ждать более шести гудков недопустимо.

Отвечающий на звонок должен первым представиться и назвать свою должность и организацию, в которой он работает.

Если разговор прервался, то перезванивать должен тот, кто позвонил первым.

Считается приличным звонить с 9-10 утра до 10 вечера. Для того чтобы звонить раньше или позже этого времени, должна быть веская причина. Вы можете позвонить вне указанного временного промежутка, если хорошо знаете привычки человека и уверены, что такой звонок не причинит ему неудобства.

По домашнему телефону делового партнера можно звонить только в том случае, если он лично вам дал этот номер для того, чтобы обсудить деловые вопросы. При этом все равно нежелательно звонить в праздники и выходные.
- Если телефонный звонок раздается во время совещания или другого разговора, то желательно, извинившись, записать номер и пообещать перезвонить позже.

С точки зрения международного делового этикета, по телефону не передаются приглашения на официальные мероприятия, соболезнования, благодарность за подарок. Даже если вы это сделали по телефону, необходимо в дополнение к этому послать приглашение, соболезнование или благодарность в письменном виде. А вот подтвердить свое присутствие на мероприятии можно по телефону.

В сторонние организации с деловыми вопросами звонят только сотрудникам, равным по служебному положению или занимающим низшие должности. Лицам, занимающим более высокое служебное положение, звонят только в исключительных или срочных случаях.

В случае отсутствия или занятости сотрудника, которому вы звоните, необходимо сообщить секретарю свой номер телефона, время, когда вам можно перезвонить и цель звонка, если это не конфиденциальный звонок.

Заканчивать разговор всегда следует общепринятой стандартной вежливой фразой или благодарностью, если для этого есть повод. Первым кладет трубку тот, кто находится выше на иерархической лестнице по возрасту, служебному положению или иным признакам.

Если у корреспондента есть секретарь или личный помощник, то все деловые звонки должны проходить через него.

Для того чтобы внедрить желаемые нормы поведения в организации, следует по возможности закрепить их в форме документа. Это может быть и ознакомительный лист, который раньше часто назывался "Правилами служебного распорядка", и общая "Книга организации", включающая положения о внутрифирменной деловой этике наряду с положениями о миссии, философии, принципах работы с клиентами, информационной безопасности, системой оплаты и мотивации, системой дисциплинарных взысканий и штрафов. Нормы поведения также могут быть выделены в "Кодекс поведения сотрудника", описаны в "Правилах обслуживания клиентов" и т.д. Важно не название, а письменное закрепление правил.

Если все сотрудники, включая руководителя, соблюдают правила этикета, принятые в организации, то это существенно увеличивает эффективность работы за счет повышения работоспособности, снижения непроизводительных затрат времени, уменьшения конфликтности. Благоприятная, доброжелательная внутренняя атмосфера в организации соответственным образом сказывается и на отношениях с внешними партнерами и клиентами.

Этика отношений руководителя с подчиненными

Если руководитель сам не соблюдает правил и не показывает пример желаемого поведения на работе, то этого невозможно будет добиться от подчиненных. Как известно, рыба гниет с головы. Когда руководитель постоянно опаздывает и приходит на работу на часок-другой позже, то ему сложно будет добиться пунктуальности от подчиненных. То же касается и формы одежды, аккуратности.

Поведение руководителя - самый эффективный метод внедрения ценностей в организации. Для большинства сотрудников руководитель - это ориентир, эталон поведения на рабочем месте, образец того, что можно, а чего нельзя делать на работе, а зачастую не только на работе.

Подчиненные, как правило, внимательно следят за тем, чему руководитель уделяет особое внимание, что и как контролирует, как проявляет себя в критических ситуациях, то есть какой пример подает.

Руководитель должен обращаться с подчиненными на "вы" или по имени и отчеству. "Тыканье" нижестоящему сотруднику, который не может ответить на "ты", является сознательным унижением его достоинства и недопустимо в служебных отношениях. Только коллеги близкого возраста, коллеги-друзья могут обращаться друг к другу на "ты". Исключение составляют маленькие компании, состоящие из друзей-соратников, или интернациональные организации, где принят американский стиль общения и все сотрудники обращаются друг к другу на "ты". В подобных компаниях принято, что сотрудник обращается к своему руководителю тоже по имени.

Правила приветствия, когда первым здоровается младший со старшим, на служебные отношения не распространяются. Войдя в помещение, руководитель здоровается с сотрудниками первым, может первым протянуть руку подчиненному.

Если дверь в служебный кабинет закрыта, следует постучаться, но дожидаться ответа не обязательно. Без стука в кабинет своего начальника может входить только секретарь, если не оговорены другие правила.

Желательно установить правильный баланс между доступностью руководителя и ограничением времени приема сотрудников. Чрезмерная доступность руководителя мешает ему работать и в большинстве случаев снижает эффективность выполнения приказаний, так как снижается степень подчинения сотрудников. Поэтому лучше ограничить список лиц и вопросов, по которым можно входить к руководителю без предварительного запроса. Все остальные вопросы должны решаться в предусмотренные приемные часы с предварительным оповещением секретаря. Второй, более мягкий вариант - когда руководитель определяет часы, в которые его нельзя беспокоить ни с какими вопросами, кроме срочных.

Важный аспект служебных взаимоотношений руководителя и подчиненных - соблюдение служебной иерархии. Отдавая приказы напрямую, минуя промежуточное управленческое звено, руководитель организации подрывает авторитет руководителей среднего звена. Хотя этот прием часто сознательно практикуется некоторыми начальниками в качестве наказания или демонстрации собственной власти, унизить человека в глазах его подчиненных не сложно, а вот восстановить затем нормальную рабочую обстановку гораздо труднее. Ведь впоследствии в случае неподчинения сотрудников своему непосредственному начальнику бремя управления перекладывается на вышестоящее руководство.

Еще одно важное правило - вне зависимости от личных симпатий и антипатий, личных знакомств, на службе руководителю следует выстраивать со всеми сотрудниками ровные, одинаковые отношения. Хвалить и ругать можно только за конкретно сделанную работу, никогда не переходя на оценку личных качеств подчиненных.

Как никому другому, руководителю нужно уметь хранить при себе служебные тайны, равно как и подробности личной жизни. Последние подрывают его авторитет. Факты личной жизни должны выдаваться продуманно и дозированно, чтобы это играло на ваш имидж, а не против него.

Часто список дел на день превращается в список поводов себя винить или в «список дел, до которых у меня никогда не дойдут руки». Реестром того, что мы хотим сделать, но не делаем. И с каждым днем он растет, растет и растет…

Питер Брегман, блоггер и специалист по личной эффективности, нашел оптимальный способ справиться с завалами и не превращать список дел в бесконечную вереницу невыполнимых пунктов.

Начните со стандартного заполнения ежедневника: выберите, что можно вместить в ограниченное время, сложные задачи оставьте на утро, просьбы и потребности людей - отложите на более позднее время.

Взгляните на список - если он внушительного объема и одолеть за день его сможет разве что супермен - пришло время «правила трех дней» Питера Брегмана (не путать с «правилом трех гвоздей»!). При верном употреблении это правило гарантирует, что ни одно дело не задержится в to-do-листе дольше, чем на три дня и, стало быть, не будет угнетать.

Итак, вот что советует делать Питер, после того, как распланировали день:

Посмотрите, что не уместилось в плане на день. Если задачи добавлены в последние два дня - проверьте, можно ли их поставить в расписание на завтра. Задачи «висят» уже больше трех дней? Пора действовать. К тому же вариантов решительных шагов всего четыре, выбрать нужный легко:

1. Делайте немедленно

Часто задачи, которые пробыли в списке много дней, в итоге получается выполнить за несколько минут. К примеру, ответы на письма или телефонные звонки.

2. Планируйте

Если задачу нельзя выполнить немедленно - найдите для нее время. Пусть даже через полгода. Потом задачу всегда можно будет перенести, когда будете просматривать страницу за это число. Но если дело важно сделать - необходимо его запланировать. Если что-то вообще не хочется планировать (к примеру, интересную, но не приоритетную встречу) - такое дело стоит «отпустить».

3. Отпустить

Это слово приятнее, чем «удалить». Признайте, что не будете заниматься тем, что не хотите делать прямо сейчас или планировать на конкретную дату и время. Если вычеркнуть некоторые задачи не поднимается рука - они переносятся в список «Когда-нибудь / может быть».

4. Занести в список «Когда-нибудь / может быть»

Эту идею озвучивал еще Дэвид Аллен, автор бестселлера «Как привести дела в порядок». Задачи из этого списка редко выполняются и проверяются не чаще раза в месяц. Теоретически, можно вообще не вести такой список, но, как говорит Брегман, «мне спится немного лучше, если я знаю, что могу вносить в него дела, когда я чувствую вину или мне не хватает решительности, чтобы сразу о них забыть». И кто знает? Может быть, когда-нибудь вы сделаете что-то из этого списка.

А еще Питер ведет «лист ожидания» . Работает он так: если вы послал кому-то письмо или просто ждете отклика на какую-то тему - заносите это в список. Так вы не упустите из вида то, чего ждете, не будете из-за этого суетиться и при необходимости сможете повторить запрос. Проще вести этот список в электронном варианте и настроить напоминания на нужные дни.

Никогда не оставляйте пункты в списке дел больше чем на три дня. Иначе они помешают вам заниматься главным.