Оставляйте вопросы и комментарии внизу под статьей

Вариант 1

Часть В

Задача В1. С башни в горизонтальном направлении бросили камень с начальной скоростью, модуль которой . Если непосредственно перед падением на землю скорость камня была направлена под углом α = 45° к горизонту, то камень упал на расстоянии s от основания башни, равном … м .

Решение.

Рассмотрим момент падения камня на землю. Скорость камня в этот момент разложим на две составляющие: горизонтальную и вертикальную .

Так как угол α = 45°, то модули этих векторов равны друг другу: V x = V y .

С другой стороны, горизонтальная составляющая скорости не изменяется во время полёта, так как сопротивление воздуха отсутствует. Значит V x = v 0 .

Таким образом, V y = v 0 .


Так как тело было брошено горизонтально, то начальное значение вертикальной составляющей скорости равно 0 и вертикальная составляющая скорости изменяется по закону:

где g – ускорение свободного падения, t – время.

Выражаем время падения:

За это время по горизонтали тело пролетит расстояние


Ответ: 40.

Антону Лебедеву .

Задача В2. Кинематический закон движения тела вдоль оси Ox имеет вид x(t) = A + Bt + Ct 2 , где А = 2,0 м, , . Если модуль результирующей всех сил, приложенных к телу, F = 320 Н, то масса m тела равна … кг .

Решение.

Указанный в условии задачи закон движения описывает равноускоренное движение:


где a - ускорение движения.

Так как в нашем случае перед t 2 стоит коэффициент C, то

Это ускорение сообщается телу действующими на него силами, причем по второму закону Ньютона:


Ответ: 40.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву .

Задача В3. Тело свободно падает без начальной скорости с высоты h = 17 м над поверхностью Земли. Если на высоте h 1 = 2,0 м кинетическая энергия тела E k = 1,8 Дж, то масса m тела равна … г.

Решение.

Для решения задачи воспользуемся законом сохранения полной механической энергии.

В начальный момент полная энергия тела – это потенциальная энергия на высоте h:

На высоте h 1 полная энергия тела равна сумме его потенциальной и кинетической энергий:


По закону сохранения энергии должно быть:


Отсюда находим массу тела:


Ответ: 12.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву .

Задача В4. На рисунке представлены фотографии электромобиля, сделанные через равные промежутки времени ∆t = 1,8 с. Если электромобиль двигался прямолинейно и равноускоренно, то в момент времени, когда был сделан второй снимок, проекция скорости движения электромобиля v x на ось Ox была равна … .

Решение.

Координату автомобиля будем определять по месту нахождения его переднего бампера, то есть в начальный момент времени автомобиль находится в начале координат и имеет скорость, равную v 1 .

Запишем закон изменения координаты автомобиля при равноускоренном движении:

В момент времени ∆t координата автомобиля равна 4 м, а в момент времени 2∆t координата автомобиля равна 12 м. На основании этих данных составляем систему уравнений, из которой находим значения начальной скорости v 1 и ускорения a.


Второй снимок был сделан в момент времени ∆t, поэтому скорость в этот момент времени:

Ответ: 12.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву .

Задача В5. При нагревании одноатомного идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул увеличилась в n = 1,20 раза. Если начальная температура газа была t 1 = -14 °C, то конечная температура t 2 газа равна … ° C .

Решение.

Абсолютная температура одноатомного газа прямо пропорциональна кинетической энергии движения его молекул, а значит, квадрату средней квадратичной скорости. Это значит, что если средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул увеличилась в n раз, то абсолютная температура газа увеличилась в n 2 раз.

Начальная абсолютная температура газа в нашем случае:

После нагревания температура газа стала равной:

Или в градусах Цельсия:

Ответ: 100.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву .

Задача В6. В теплоизолированный сосуд, содержащий m 1 = 90 г льда при температуре плавления t 1 = 0 °C, влили воду массой m 2 = 55 г при температуре t 2 = 40 °C. После установления теплового равновесия масса m 3 льда в сосуде станет равной … г.

Решение.

При добавлении воды в стакан со льдом возможны следующие ситуации:

  1. Вода полностью растопит лёд и, возможно, даже подогреет его, то есть в сосуде будет только вода с температурой 0 °C или выше.
  2. Вода полностью охладится до 0 °C, а часть льда при этом растает.

Для того, чтобы понять, что произошло в нашем случае, нужно сравнить количества теплоты, необходимые для охлаждения всей воды и для таяния всего льда.

При таянии льда поглощается количество теплоты, равное:

При охлаждении воды до температуры замерзания выделяется количество теплоты, равное:

Так как Q 1 > Q 2 , то энергии, выделяемой при охлаждении воды до точки замерзания, не хватит для расплавления всего льда, а значит, в нашем случае реализуется сценарий №2.

Энергии Q 2 , выделяемой при охлаждении воды хватит, чтобы расплавить массу льда:


Масса оставшегося льда:

Ответ: 62.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву .

Задача В7. В вертикальном цилиндрическом сосуде, закрытом снизу легкоподвижным поршнем массой m = 10 кг и площадью поперечного сечения S = 40 см 2 , содержится идеальный одноатомный газ. Сосуд находится в воздухе, атмосферное давление которого p 0 = 100 кПа. Если при изобарном нагревании газу сообщить количество теплоты Q = 225 Дж, то поршень переместится на расстояние |∆h|, равное … см.

Решение.

Определим давление газа. Для этого учтём, что, так как поршень находится в равновесии, то сумма всех сил, действующих на него, равна нулю.

На поршень действуют сила тяжести mg, сила давления атмосферы p 0 S (направлена вверх) и сила давления газа в сосуде, равная pS (направлена вниз), где p – давление газа в сосуде.

Запишем уравнение второго закона Ньютона для поршня в проекциях на ось Y:


Из полученного выражения видно, что давление газа в сосуде не зависит от положения поршня и температуры газа. Именно поэтому процесс и является изобарным.

Запишем для газа в сосуде уравнение первого начала термодинамики:

Q = ∆U + p∆V,

где Q – сообщённое газу количество теплоты, ∆U – изменение внутренней энергии газа, p∆V – работа, совершённая газом, ∆V – изменение объёма газа.

Изменение внутренней энергии для идеального одноатомного газа определяется по формуле:

где T 1 и T 2 – температуры газа в начале и в конце нагревания соответственно.

Если V 1 и V 2 – объёмы газа в начале и в конце нагревания, то на основании уравнения Менделеева-Клапейрона:

Вычитая первое уравнение из второго, получим:

vR(T 2 -T 1) = p(V 2 -V 1) = p∆V.

Тогда уравнение первого начала термодинамики примет вид:


Изменение объёма газа равно объёму цилиндра, который образовался при смещении поршня (см. рис.):


Ответ: 30.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву .

Задача В8. Из ядерного реактора извлекли образец, содержащий радиоактивный изотоп с периодом полураспада T 1/2 = 8,0 суток. Если в течение промежутка времени ∆t масса этого изотопа в образце уменьшилась от m 0 = 96 мг до m = 24 мг, то длительность промежутка времени ∆t составила … сутки(-ок).

Решение.

Период полураспада – это промежуток времени, за который распадается половина имеющегося радиоактивного вещества. Так, если изначально масса изотопа была равна 96 мг, то через 8 суток, масса изотопа будет уже 48 мг (половина распалась). А ещё через 8 суток масса изотопа снова уменьшится в два раза, то есть станет равной 24 мг.

Таким образом, масса изотопа уменьшается от 96 до 24 мг за 16 суток.

Ответ: 16.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву .

Задача В9. Два находящихся в вакууме маленьких заряженных шарика массой m = 27 мг каждый подвешены в одной точке на лёгких шёлковых нитях одинаковой длины l = 20 см. Шарики разошлись так, что угол между нитями составил α = 90°. Если заряд первого шарика q 1 = 40 нКл, то заряд второго шарика q 2 равен … нКл.

Решение.

На каждый шарик действуют силы тяжести, натяжения нити и кулоновская сила отталкивания. На рисунке изображены только силы, действующие на шарик 2.


Шарики отклоняются от вертикали на одинаковые углы, то есть симметрично друг другу. Действительно, так как массы шариков одинаковы, то и силы тяжести, действующие на оба шарика, будут равны. Силы кулоновского отталкивания также равны по третьему закону Ньютона. Следовательно, на каждый шарик действуют одинаковые наборы сил, что и обеспечивает их симметричное отклонение.

Симметрия задачи очень упрощает решение, однако, такая симметрия будет возникать не во всех подобных задачах. Например, если бы в нашем случае массы шаров были различны, то шары отклонились бы от вертикали на разные углы и решение задачи заметно бы усложнилось.

Рассмотрим равновесия шара 2. Так как шар покоится, то сумма всех действующих на него сил равна нулю:


Спроектируем записанное векторное уравнение на оси системы координат:


Из записанных уравнений находим:

Поделим первое уравнение на второе:


С другой стороны, на основании закона Кулона:

Здесь - расстояние между шарами.

Получаем уравнение:


Ответ: 60.

По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору,

В этом году Министерство образования не оглашало средний балл, который набрали абитуриенты на тестировании по физике и химии. Сослались на новую систему подсчета результатов.

А в предыдущие годы баллы на тестировании по физике были невысоки. Родители задаются вопросом, не слишком ли сложны задания, а школьники спрашивают, когда задачи из ЦТ пригодятся им в жизни. С этими вопросами Sputnik обратился к репетитору по физике и математике, соучредителю центра "100 баллов" Алексею Иванову.

Смешит проволока из бетона — прогноз хороший

Ученики старших классов зачастую не понимают, что с физикой сталкиваются постоянно, рассказал Иванов.

"Страшная непонятная физика в учебнике для них — это одно, а жизнь — другое. Поэтому, делая лабораторную работу, они могут получить отрицательный коэффициент трения, могут определить, что проволока, на которой подвешены грузики, сделана из бетона. Когда я задаю встречный вопрос, к примеру, как может шайба, которую толкают по льду, начать самопроизвольно разгоняться вместо того, чтобы тормозить, они удивляются — при чем тут шайба?" — поясняет репетитор.

Но если ученики, слыша эти истории, начинают улыбаться, прогноз хороший.

Иванов признает, что для успешной сдачи централизованного тестирования понимать, как работают физические законы, не нужно. И в репетиторском центре он учит абитуриентов не физике, а навыку решать задачи.

"В Европе образование ориентировано на аппликацию физических законов к жизни. Когда там школьники проходят механику или теплоту, они изучают механические и термодинамические процессы в теле человека, на кухне, в кинотеатре, на рыбалке. В отличие от Беларуси, в школе там почти не решают задач, которые требуют длинных математических преобразований, они больше адаптированы к практике", — говорит Иванов.

Он вспоминает собственную школу, где физику преподавал обладатель звания "Учитель года СССР" Валерий Гербутов.

"Он мог открыть шкафы в лаборантской и сказать — измерьте скорость щелчка пальца. Мы приобщались к физике, не боялись ее. В физике не надо запоминать большое количество фактического материала, часто достаточно понимать, как один закон выходит из другого. Даже если чего-то не знаешь, до этого можно дойти логическими рассуждениями", — вспоминает репетитор.

© Photo: Алексей Иванов

Даже когда в центре "100 баллов" отключили электричество, занятия решили не останавливать и продолжали решать

Когда это пригодится?

Сталкиваться с физикой во всем объеме школьной программы придется только тем абитуриентам, которые выбрали физику как свою будущую специальность.

"Но инженер-механик будет сталкиваться с механикой, энергетик — с электрическими цепями, программисту физика поможет выстраивать алгоритмы. Если человек получает гуманитарную специальность, физика понадобится ему в объеме 7-9 класса. Хоть задачи вам решать не придется, в жизни вы будете постоянно иметь дело с физикой — с колебаниями, когда будете пользоваться переменным током в розетке, с электромагнитными полями, когда воспользуетесь мобильным телефоном, с термодинамикой при приготовлении пищи. Базовые представления о всех разделах физики пригодятся", — считает репетитор и поясняет на примерах задач из демонстрационного тестирования.

В одной задаче школьников просят перевести скорости в одинаковые единицы измерения и сравнить их между собой. В жизни это понадобится, когда вы будете прикидывать, сколько времени нужно, чтобы добраться из одного города в другой.

Другая задача требует знаний о зависимости между температурой газа и его давлением. Репетитор поясняет — вы вспомните эту тему, когда решите накачать шины автомобиля. Сделав это зимой, летом вы столкнетесь с тем, что давление в них повысится, потому что газ нагревается, и его давление возрастает.

Есть в тестах задачи на движение ионов в магнитном поле, энергию фотонов и число протонов в нейтральном атоме калия, но большинство людей за всю свою жизнь с этим не столкнутся, полагает Иванов.

© Sputnik / Елена Васильева

Ничего сложного — почти

Заданиями этого года Иванов доволен. Откровенно сложной он называет только одну задачу, с прочими же ребята сталкивались в рамках школьной программы.

"Сложность заданий на ЦТ в последние годы базовая. Для части задач достаточно вспомнить формулу или проанализировать условие. Сверхглубоких знаний не требуется. Но в Минске есть лишь с десяток школ, где предмет преподают на высоком уровне, со многими же учениками начинаем с изучения того, как переводятся сантиметры квадратные в метры квадратные. И не потому, что эти ученики безнадежно потеряны для физики, а потому, что в школе их этому не научили", — рассказал Иванов.

Учеников на решение задач подбадривают ироничные плакаты, развешанные в аудитории. "Давай, расскажи им, как ты устал и не сделал д/з", — гласит плакат, на котором изображены усталые шахтеры. Другой утверждает, что есть только один повод не решать физику, и это математика.

А на ЦТ повод не решать физику — наличие вариантов ответа в большинстве вопросов. Порой ученики рассказывают репетитору, что часть абитуриентов с тестирования уходят через пять минут после того, как раздают задания. И варианты ответов в задачах помогают именно таким абитуриентам.

"Я бы убрал часть А — задачи с открытым ключом. Для сильного ученика наличие вариантов ответа не имеет значения. Он сам решит задачу и запишет ответ. Часть А помогает тем, кто ставит крестики наугад. И в Министерстве образования, и в РИКЗ это понимают. Убери они задачи с вариантами ответов, отсеяли бы слабых абитуриентов, которые пришли поиграть в крестики-нолики. Но также там понимают, что сделав это, лишатся студентов, высшее образование остается без нагрузки, преподавателей придется сокращать. В России от части А уже отказались, но у нас этого боятся и никогда не сделают", — считает Иванов.

© Sputnik / Елена Васильева

Статистики о том, какие задачи дались школьникам с наибольшим трудом, по стране нет, хоть это и помогло бы репетиторам понять, на какую тему обратить больше внимания. Но есть слухи, и согласно им задачи из части Б решает очень малое число учеников.

"Это связано еще и с количеством задач. Когда ученики заканчивают решать 18 задач из части А, они уже измотаны. Школьные контрольные — это пять-десять задач. И к двадцатой нетренированный человек устает, голова не так хорошо работает, как хотелось бы", — пояснил Иванов.

За сто лет школьная физика не изменилась

Алексей Иванов вспоминает, как в школе, пропустив занятие, ему достаточно было прочесть учебник, чтобы разобраться с пройденной на уроке темой. Современному школьнику учебника недостаточно — но не потому, что ребята стали менее способны к физике. Дело в учебниках, которые за время существования Беларуси переиздавались несколько десятков раз.

"Физика, которую мы изучаем в школах и даже в университетах, это физика XVII — начала ХХ века. И я изучал законы Ньютона, и сейчас их учат, их будут учить и через двести лет. А белорусские учебники переиздаются постоянно, но ни один из них не является учебником в полном смысле этого слова. Учебник написали, он плох, в нем есть ошибки, но это не значит, что его нужно выбрасывать — нужно дорабатывать", — считает Иванов.

Сам репетитор скромно говорит, что не чувствует себя настолько глубоким специалистом в физике, чтобы писать свой учебник. Для этого нужна команда профессионалов, годы и сотни учеников, на которых материал будет апробирован.

"Учебник мало написать, его нужно отнести в школы, которые будут находиться в разных социально-экономических условиях. Ученики должны пройти весь цикл обучения по этим учебникам. Учебники должны быть согласованы друг с другом и логически завершены. Если бы я писал учебник для восьмого класса, я должен был бы знать, на чем остановился в седьмом. Да простят меня историки, но, наверное, мы могли бы изучить историю Гондураса, не изучая историю Тайваня, но изучить физику восьмого класса без знания материала предыдущего года обучения невозможно", — уверен Иванов.

© Sputnik / Елена Васильева

Учебника мало, должны быть наборы дидактических материалов, лабораторных работ, оборудования. После апробации должно следовать переиздание учебника, ведь в нем могут быть ошибки, на которые укажет общественность — учителя физики и ученики.

"Я написал для своих учеников нечто, что называю учебником. Это не учебник физики в привычном смысле. Это набор материалов, который позволяет ученику, прочитывая его и задавая мне вопросы, натаскаться на решение типовых задач. Он регулярно совершенствуется, сейчас живет восьмая редакция этого пособия", — рассказал Иванов.

Он не против того, чтобы физику учили по советским учебникам, но для них нет нужных задачников, а те, что были, утрачены за ветхостью.

"Учебник восьмого класса Александра Перышкина — это классика, по которой можно и нужно учить физику. Меня могут упрекнуть в том, что эти материалы устарели, но я не понимаю, что изменилось в школьном курсе физики за тридцать лет. И то, что было апробировано годами и миллионами учеников, не стало плохим", — уверен Иванов.

В советских учебниках программы по физике были связаны с программами по математике. Сейчас школьники в седьмом классе сталкиваются на физике с необходимостью решать уравнения, которых не изучали по математике. В девятом классе они изучают скорость и ускорение, не зная векторов, в одиннадцатом — учат колебания, не зная производных.

советские времена мы проходили темы по математике и в скором времени закрепляли их на физике", — приводит Иванов еще один плюс советских учебников.

Как подготовиться к ЦТ

  • начинайте заранее — если за физику вы взялись только в 11 классе, времени на изучение всех тем может не хватить;
  • подтяните математику, иначе задачи по физике будут вызывать трудности;
  • отнеситесь к подготовке серьезно, для того, чтобы набить руку, придется решить огромное количество задач;
  • не рассчитывайте на удачу, на ЦТ набрать наугад необходимое для поступления количество баллов почти нереально;
  • обязательно посещайте все этапы репетиционного тестирования в 11 классе.

Морфологические признаки деепричастия

Деепричастие – это часть речи, которая обладает следующими признаками:

· обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?

· имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Глагольные признаки деепричастия.

Какие же признаки деепричастие заимствовало у глагола? Внимательно прочитай два предложения.

1) Проходя по старому городу, обращайте внимание на старинные вывески.

2) Пройдя мимо меня, он вдруг оглянулся.

В первом предложении деепричастие образовано от глагола несовершенного вида проходить , обозначает добавочное действие, которое не завершилось к моменту речи , и отвечает на вопрос что делая ?

Во втором предложении деепричастие образовано от глагола совершенного вида пройти , обозначает добавочное действие, завершившееся к моменту речи, и отвечает на вопрос что сделав?

Следовательно, один из глагольных признаков деепричастия – это вид . Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит одновременно с основным, иотвечают на вопрос что делая? Причастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое произошло перед основным, и отвечают на вопрос что сделав? Действительно, обращать внимание на старинные вывески нужно именно тогда, когда проходишь по старому городу, т.е. основное и добавочное действия происходят одновременно, а вот оглянулся некто уже после того, как прошел мимо, т.е. добавочное действие предшествовало основному.

Еще один глагольный признак у деепричастия – переходность. Если деепричастие образовано от переходного глагола, оно является переходным. Если деепричастие образовано от непереходного глагола, оно является непереходным.

Сравни:

1) дарить (что?) цветы => даря (что?) цветы – переходное деепричастие ;

2) поверить (чему?) обещаниям => поверив (чему?) обещаниям – непереходное причастие.

Сохраняет причастие и такой признак глагола, как возвратность. От возвратных глаголов образуются возвратные деепричастия, от невозвратных глаголов – невозвратные.

Сравни:

1) поднимать=> поднимая – невозвратное деепричастие;

2) подниматься => поднимаясь – возвратное деепричастие с суффиксом -сь на конце.

Деепричастию свойственно такое же управление, как и глаголам: читая / читать / читал / читающий книгу , но чтение книги . Обрати внимание: и разные формы глагола (личная и неопределенная), и деепричастие, и причастие требуют от управляемого существительного одного и того же падежа (винительного), а отглагольное существительное – родительного.

Признаки наречия у деепричастия.

К наречным признакам деепричастия относится неизменяемость.

От наречия и синтаксическая роль деепричастия: в предложении оно является обстоятельством, зависит от глагола. К деепричастию можно задать и вопросы что делая? что сделав? и вопросыкак? почему? когда?

Прочитай предложение.

Он шел медленно, никуда не спеша.

К деепричастию несовершенного вида (не) спеша можно задать вопрос что делая? Оно в предложении является обстоятельством, как и наречие медленно . К таким обстоятельствам мы обычно задаем вопросыкак? каким образом? Они характеризуют действие, поясняя, как, каким образом оно происходит. Такие обстоятельства называются обстоятельствами образа действия . Обрати внимание, что в этом предложении наречие и деепричастие отвечают на один и тот же вопрос, являются однородными обстоятельствами. Кстати, деепричастия не всегда бывают обстоятельствами образа действия. Реже они выступают в роли обстоятельств времени или причины.

Внимательно прочитай примеры.

Дожидаясь выхода на сцену, я очень волновался.

В этом предложении деепричастие является обстоятельством, обозначающим время, в которое происходило основное действие: волновался когда? – дожидаясь выхода на сцену . Значит, в этом предложении деепричастие является обстоятельством времени.

Волнуясь, он бурно краснел.

Здесь деепричастие является обстоятельством, которое обозначает причину основного действия: почему он краснел? – потому что волновался. В этом предложении деепричастие является обстоятельством причины.

Деепричастия образованы от глаголов

  1. вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы. Например, сравним:
  • совершенный: (что сделать ?)~ прыгнуть~ (что сделав? ) прыгнув~
  • несовершенный: (что делать ?)~ прыгать~ (что делая?) прыгая ~
  1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными . Например:
  • Возвратные причастия: ~умываясь, ~разрушаясь, ~улыбнувшись .
  • Невозвратные причастия: ~умыв, ~разрушая, ~развеселив .
  1. переходными и непереходными :
  • Переходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое переходит на другой предмет. Показатель переходности – вопрос что ? винительного падежа. Например:

узнав (что ?), разобрав (что ?), слушая (что ?)

  • Непереходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое не переходит на другой предмет. Например:

Прилетев , рассыпаясь, прибежав .

  1. зависимые слова, как и глаголы. Например:

Желать (чего?) счастья – желая (чего?) счастья ;

Говорить (как?) тихо – говоря (как?) тихо

Не раздельно . Например:

Не выучив наизусть, не открывая крышку, не раздумывая ответить.

В данных примерах не- с деепричастиями пишется раздельно.

Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно. Например:

Ненавидя.

Деепричастия имеют признаки наречия .

  1. Так же как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  1. обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. При этом и основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо или предмет. Например:

Приближаясь , увидел он рощу зеленую.

В данном предложении основное действие выражает глагол-сказуемое увидел . Добавочное действие выражено деепричастием приближаясь . Увидел когда ? Приближаясь . Это обстоятельство. Основное и добавочное действия совершает одно лицо. В предложении это подлежащее он .

Повторим

Деепричастия образованы от глаголов и сохраняют некоторые их морфологические признаки.

  1. Деепричастия, как и глаголы, имеют вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
  2. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными .
  3. Как и глаголы, деепричастия могут быть переходными и непереходными .
  4. Дееричастия могут иметь при себе зависимые слова, как и глаголы.

Не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно . Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно .

Деепричастия также имеют признаки наречия .

  1. Как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  2. Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым.

42. Проблема выделения деепричастий в самостоятельную ЧР. История их образования.

О статусе деепричастий нет единого мнения в современной науке. Виноградов считает деепричастия гибридной наречно-глагольной формой. Панов в работе «О частях речи в РЯ» выделяет их в отдельную ЧР. В учебнике Тихонова/Шанского тоже отдельная часть речи.

Разногласия связаны с тем, что деепричастие совмещает различные аспекты значения:

    Подобно наречиям примыкает к глаголам и обозначает разного рода обстоятельства действия.

    Как глагол-сказуемое сохраняет тесную связь с подлежащим – у них общий субъект действия.

    Выражает значение добавочного к глаголу действия/состояния.

    Обычно не повторяет значение глагола – выражает особое значение.

В объективном мире есть промежуточная область между процессами и обстоятельствами. Действие, выражаемое деепричастием, одновременно является причиной, условием и другими обстоятельствами события, отраженного глаголом и деепричастием. Обстоятельство по своей природе процессуально.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ – неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное к глаголу действие и одновременно служит обстоятельственной характеристикой действия глагола-сказуемого. В предложении является обстоятельством.

Признаки глагола у деепричастия.

    Общность ЛЗ и основы. У деепричастия нет своей лексической базы (прикрыть – прикрыв лысину).

    Действие деепричастия и действие глагола производит один и тот же субъект действия в предложении.

    Общность видовых различий глагола и деепричастия. Деепричастия НВ образуются от основы глагола настоящего времени путем прибавления суффикса а/я (работать - работая), глаголы НВ с суффиксом ВА образуют деепричастия от основы прошедшего времени (давал - давая). Деепричастия СВ образуются от основы глагола прошедшего времени путем прибавления суффиксов В, ВШИ, ШИ (узнал – узнавши, принес - принесши). Некоторые глаголы не могут образовывать деепричастия: 1) основа глагола состоит из согласных (жмут); 2) основа на заднеязычный (мочь); 3) основа на шипящий (вяжут); 4) глаголы непродуктивных классов (пахнут); 5) отдельные глаголы: ехать, петь, хотеть.

    Деепричастия сохраняют способность глагола передавать залоговое значение и значение переходности/непереходности. Во всех теориях у деепричастий есть только действительный залог. Страдательный залог отсутствует, так как при нем происходит раздвоение субъекта действия и субъекта предложения, а это не совместимо со значением деепричастия в РЯ, так как деепричастие и глагол должны иметь один субъект действия в предложении.

    Деепричастия сохраняют глагольное управление и способность глагола определяться наречием.

Признаки наречия у деепричастий.

    Неизменяемость.

    Примыкание к глаголу.

    Обстоятельственное значение, синтаксическая функция обстоятельства.

    Общность признаков деепричастия и наречия создает условия для их перехода в наречия. Они утрачивают глагольные признаки и глагольное управление. Такие деепричастия стоят в предложении после глагола и синонимичны наречиям (неспеша). Некоторые деепричастия при переходе меняют ударение (сИдя).

История происхождения деепричастий.

В ДРЯ не было деепричастий, они образовались позже на базе именных причастий действительного залога. В ДРЯ такие причастия выполняли следующие синтаксические функции: могли быть определением, сказуемым, второстепенным сказуемым. Изменение синтаксической функции прилагательных и причастий привело к утрате склонения именными причастиями и закреплению их в форме именительного падежа, что послужила в дальнейшем толчком к тяготению таких причастий к глаголу.

Потебня писал, что причастия действительного залога настоящего и прошедшего времени, выполнявшие функцию второстепенного сказуемого или обстоятельственного слова, превратились к концу 14 века в деепричастия.

Борковский в подтверждение этого устанавливает, что в 14 веке было широко распространено употребление причастий без согласования с существительными, а в произведениях 15 века эти причастия употребляются уже в застывшей именной форме, т.е. происходит из переход в деепричастия.

Начало этого процесса наблюдалось уже с 11-12 веков, что проявлялось в нарушении согласования причастий с существительными сначала в падеже, а затем и в роде и числе.

Деепричастия не различались по временам, так как выполняли функции второстепенного сказуемого или обстоятельственного слова, но с формированием категории вида стали различаться НВ и СВ.

При образовании деепричастий использовались суффиксы а/я, в/вши. Деепричастия на –учи/ючи стали распространяться с 18 века.