Шашка - холодный вид оружия, предназначенный для на-несения ударов, уколов и защиты от противника в конном строю. Шашка состоит из клинка, эфеса, а также ножен, слу-жащих для ношения и сбережения шашки (рис. 99).
Клинок имеет острие, боевой конец, среднюю часть, лез-вие, центр удара и обух, а эфес-рукоять эфеса, головку эфеса, и отверстие для темляка.
Темляк предназначен для предохранения от соскальзыва-ния рук с эфеса шашки при ударах и уколах.




Рис. 99. Шашка: 1 - клинок; 2 - эфес; 3 - острие; 4- боевой конец; 5 - средняя часть; 6 - рукоять эфеса; 7 - головка эфеса; 8 - отверстие для темляка; 9-обух; 10-лезвие; ЦУ-центр удара
Ножны состоят из арматуры, нижнего металлического на-конечника, скрепляющего кольца с кольцом для пасека сна-ряжения, и верхнего кольца со скобой также для пасека сна-ряжения (рис. 100).
Шашку носят на плечевой или поясной портупее. За шашкой должен быть постоянный уход, клинок должен быть постоянно отточенным, свободно выниматься из ножен, не




Рис. 100. Ножны: 1 - наконечник нижний; 2 - скрепляющее кольцо для пасека снаряжения; 3-наконечник верхний для пасека снаряжения
иметь изогнутостей, зазубрин, ржавчины. После каждого занятия с шашкой ее необходимо тщательно вычищать, проти-рать сухой тряпкой и смазывать.
Умение владеть шашкой в пешем и конном строю являет-ся неотъемлемой частью подготовки всадников. При этом вла-дение шашкой в пешем строю является как бы подготови-тельным мероприятием к умелым действиям шашкой на лошади.
Действия шашкой в пешем строю включают вынимание шашки из ножен и вкладывание ее в ножны, движение с ней в пешем строю, отдание чести шашкой, нанесение ударов, уко-лов и отбивов.
В пешем строю шашку носят, придерживая левой свободно опущенной рукой большим пальцем изнутри, а остальными пальцами-снаружи (рис. 101).

Из ножен шашки вынимают в положение "Вон" и "К бою". Для положения "Вон" шашки вынимают по команде "Шашки - вон" в три приема.
Первый прием выполняется по предварительной команде "Шашки" в сле-дующем порядке: левой рукой эфес шашки подается несколько вперед, правую же руку в это "время пропускают в темляк и обхва-тывают рукоятку эфеса сверху, затем ле-вой рукой придерживают ножны, а кистью правой руки "вытаскивают клинок на шири-ну ладони (рис. 102, а).
Второй и третий приемы исполняются по исполнительной команде "Вон".
Во втором приеме шашку быстро вынимают из ножен правой рукой и подни-мают на вытянутую руку острием вверх, а лезвием влево (рис. 102, б).

В третьем приеме правую руку быстро опускают и шашку ста-вят отвесно, обухом к правому плечу, лезвием "в поле. Руко-ятку шашки при этом обхваты-вают указательным и средним пальцами с наружной стороны, а большим - с внутренней (рис. 102, в).

В положение "К бою" шашки вынимаются так же, как и по команде "Вон", в три прие-ма, при этом первый и второй приемы выполняются в том же порядке, как и первые два прие-ма для положения "Шашки вон".
В третьем же приеме шашку быстро опускают "в плечо" и одновременно с опусканием сгибают левую руку в локте и. Приемы вынимания шашки ставят ее в положение, как для из ножен в положение „Вон" держания поводьев, а кисть правой руки вместе с шашкой накладывают на кисть левой. Одновременно с этим правую ногу отставляют на полшага вправо, затем, полусогнув обе ноги, принимают положение, как при посадке на лошади. Шашку при этом держат за эфес указательным и средним пальцами сверху, а большим снизу.
Из положения "Шашки - вон" в положение "Шашки - к бою" шашка берется в один прием, который выполняется по правилам третьего приема положения "Шашки - к бою".
В ножны шашку вкладывают также в три приема по команде "Шашки - в ножны".
В первом приеме шашку поднимают на вытянутой руке острием вверх, а лезвием влево, при этом левой рукой берут за верхний наконечник ножен. Если прием выполняется из положения "К бою", то одновременно с поднятием левой руки выпрямляют ноги и правую ногу приставляют к левой.
Вторым приемом кистью правой руки клинок пово-рачивают острием вниз, лезвием - влево и, не глядя на ножны, направляют его в отверстие ножен и опускают клинок настолько, чтобы кисть правой руки и локоть были на высоте плеч; левая рука при этом, придерживая ножны, помогает вставить клинок.
Третьим приемом клинок досылается в ножны, пра-вую руку вынимают из темляка, опускают ее и принимают положение "Смирно".
Действия шашкой в пешем строю не являются самоцелью и применяются при первоначальном обучении всадников для изучения приемов вынимания и вкладывания шашки из но-жен и в ножны, а также отработки сильных ударов и пра-вильных уколов. Первоначальное построение обучаемых для действия шашкой в пешем строю производится в одну или две шеренги. Для изучения приемов действия шашкой обуча-емых необходимо разомкнуть с таким расчетом, чтобы один не мешал другому.
При построении в одну шеренгу размыкание может осуще-ствляться в ширину фронта на расстоянии трех шагов одного обучаемого от другого. Наиболее же распространенным и удоб-ным для обучения является размыкание по фронту и в глу-бину, для чего вначале производится расчет и подается команда: "Для действия шашками - рассчитайсь".
По исполнительной команде "Рассчитайсь" обучаемые рас-считываются на девять, шесть, три, на месте. При этом право-фланговый произносит "девять", второй с правого фланга - "шесть", третий - "три", четвертый - "на месте", пятый - "девять" и т. д. По окончании расчета для выхода подается команда: "Для действия шашкой выходи шагом - марш".
При построении в одну шеренгу по исполнительной команде "Марш" каждый номер выходит вперед на число шагов по расчету. Если построение было в две шеренги, то перед расче-том первая шеренга выходит вперед на двенадцать шагов, а расчет производится одновременно в обеих шеренгах. Как только все номера, (согласно расчету, выйдут на свои места, подается команда: "Пол-оборота напра-во", после чего выпол-няются приемы. По окончании выполнения приемов шашки по команде вкладываются в ножны и затем по команде: "На свои места шагом - марш" обучаемые поворачиваются кругом и возвра-щаются на свои места.
Для движения с обнаженной шашкой в пешем строю обучае-мые берут шашку в положение "Для движения" по предваритель-ной команде "Шагом" или "Бе-гом" в два приема.
В первом приеме из по-ложения "Шашки - вон" или "Шашки - к бою" рукоятку эфе-са передают в левую руку, затем правой рукой обхватывают голов-ку эфеса, а шашку спускают с плеча обухом в изгиб локтя.

Во втором приеме обе руки спускают вниз и шашку держат ладонью правой руки за головку эфеса и по исполнитель-ной команде "Марш" начинают движение.
Во время движения с шашкой правая рука производит движения вперед, назад и несколько в сторону, причем рука слегка сгибается в локте. Ножны придерживаются левой ру-кой в обхват с наружной стороны, левая рука должна быть неподвижной.
По команде "Стой" шашку берут в плечо также в два приема и по тем же правилам, как и для движения, только в обратном порядке.
В конном строю шашки из ножен вынимаются по тем же командам и теми же приемами, что и в пешем строю.
В положение "Шашки - вон" их вынимают для отдания чести, а в положение "Шашки - к бою" - для боя, охраны знамени, прохождения торжественным маршем и при обучении.
В первом приеме для положения "Шашки-вон" пра-вую руку заносят поверх левой, пропускают в темляк, берутся за рукоятку эфеса в обхват всеми пальцами и вынимают клинок на ширину ладони (рис. 103).
Вторым приемом шашку вынимают из ножен и подни-мают на вытянутую руку острием вверх, лезвием клинка влево (рис. 104).

Третий прием-правую руку быстро опускают и ставят шашку "в плечо", рукоятку при этом обхватывают ука-зательным и средним пальцами с наружной стороны, а боль-шим пальцем - с внутренней; безымянный палец и мизинец прижимают к ладони; мякоть кисти руки, слегка согнутой в локте, упирается в бедро (рис. 105).
Для положения "Шашки - к бою" первый и второй приемы выполняются так же, как и приемы для положения "Шашки - вон".
Третий прием - правую руку быстро опускают, и шашка становится "в плечо". Кисть правой руки накладывают на кисть левой и шашку держат за рукоятку эфеса указатель-ным и средним пальцами сверху, а большим снизу. Мизинец и безымянный палец держат так, как удобнее помогать управ-лению лошадью. В ножны шашку вкладывают по тем же командам, которые подаются и в пешем строю, и также в три приема.
В первом приеме рукоятку эфеса обхватывают правой рукой, затем шашку поднимают на вытянутую руку острием вверх, лезвием влево.




Во втором приеме кистью правой руки клинок пово-рачивают острием вниз, лезвием на себя и направляют поверх левой руки, затем клинок вкладывают в ножны настолько, чтобы кисть правой руки была на высоте плеча.
В третьем приеме - клинок досылают в ножны, пра-вую руку освобождают из тем-ляка и кисть ее накладывают на кисть левой руки.
Для нанесения удара вниз направо и вниз налево подает-ся команда: "Вниз направо (налево) -руби".
Эта команда выполняется в два приема.
В первом приеме при ударе вниз направо, не доходя восьми-десяти шагов до цели, всадник подает корпус вперед вправо и одновременно быстро выносит шашку вверх выше го-ловы так, чтобы лезвие было вперед, а шашка несколько от-ведена назад (рис. 106).

Рис. 106. Удар вниз направо - первый прием

Вторым приемом наносится сильный удар, причем шашка должна описывать полный круг.
Удар вниз налево наносится так же, как и вниз направо, но шашка выносится вверх и влево, а корпус подается влево вперед.
Сильные удары вниз направо и вниз налево могут быть тогда, когда клинок попадает по цели своим центром удара.

Одной из основных ошибок всадников при их первоначаль-ном обучении владению шашкой, особенно в движении, явля-ется опаздывание. Не рассчитав, что с момента опускания шашки до встречи с целью лошадь движется, всадник выжи-дает цель, боясь не достать ее, и стремится нанести удар в тот момент, когда лошадь головой сравнивается с целью. С момента же опускания им шашки до ее встречи с целью лошадь продвинется вперед, поэтому клинок попадает на цель позади него, ближе к эфесу. В результате удар оказывается слабым, запоздалым, а цель не пораженной.




Для нанесения удара направо подается команда: "Напра-во - руби". Эта команда выполняется также в два приема.
В первом приеме всадник, обхватив рукоятку эфеса четырьмя пальцами и наложив большой палец вдоль рукоятки, быстро отводит кисть правой руки с шашкой к левому плечу лезвием вперед так, чтобы острие, слегка поданное назад, было на одной высоте с рукояткой эфеса (рис. 107).
Во втором приеме быстрым и сильным движением руки с одновременным поворотом и подачей корпуса в сторону удара всадник наносит удар на "высоте плеча слева направо (рис. 108) и после этого берет шашку в первоначальное поло-жение. Если же всаднику после этого предстоит вновь нанести удар или укол, то он выносит шашку к плечу и готовится для следующего удара или укола.
Уколы шашкой производятся по команде: "Вполоборо-та направо (вполоборота налево, вниз направо, вниз налево)- коли". Уколы производятся в два приема.
В первом приеме всадник за восемь-десять шагов до цели берет рукоятку эфеса в обхват четырьмя пальцами, а большой палец накладывает "вдоль рукоятки и вытягивает пра-вую руку с шашкой в направлении цели, затем, повернув руку в кисти несколько влево, он обращает лезвие клинка вправо вверх, а острие в том направлении, куда должен быть нанесен укол. Голова и корпус при этом поворачиваются так-же в сторону укола.
Вторым приемом, используя силу движения лоша-ди, всадник наносит укол, а затем движением руки после уко-ла освобождает шашку и принимает положение "К бою" или изготавливается к нанесению следующего укола или удара (рис. 109).
Отбив шашкой производится для защиты головы и боков всадника. Для защиты головы из положения "Шашки- к бою" обучаемый поднимает правую руку с шашкой выше головы, чтобы голова была прикрыта шашкой.
Для защиты правого бока в положение "К бою" шашка опускается острием вправо вниз с таким расчетом, чтобы кисть правой руки была на высоте плеча, ногтями в поле, а шашка была направлена острием вниз, лезвием в поле.

Для защиты левого бока правая рука с шашкой заносится через левую руку влево с таким расчетом, чтобы кисть правой руки была на высоте левого плеча, а острие клинка, опу-щенное вниз, находилось на высоте колена, лезвие при этом должно быть направлено вперед и влево (рис. 110 и 111).
В заключение необхо-димо указать, что приемы и действия шашкой, как в пешем, так и в конном строю, могут выполняться и по разделениям. Выпол-нение приемов по разделе-ниям применяется глав-ным образом при первона-чальном обучении, для лучшего усвоения обучае-мыми каждого приема в отдельности. При отработ-ке приемов по разделениям к той или иной команде добавляется: "По разде-лениям", "Делай - раз", "Делай - два" и т. д. В этом случае выполняют приемы по разделениям после каждого подсчета руководителя.

Нож - это оружие, которое не оставляет равнодушным представителей сильного пола. Сегодня далеко не редкостью является такое хобби, как коллекционирование эксклюзивных ножей. Но сегодня мы поговорим не про коллекционирование холодного оружия, а об обращении с ним. Владение ножом - это целое искусство, освоить которое сложно. Но если преуспеть в этом деле, то смотрится это очень эффектно и брутально.

Основы владения ножом

Начинать следует с азов и постепенно переходить к более сложным элементам. Самое главное в деле обучения владение ножом - это безопасность. Учиться работать с ножом можно на специальных резиновых муляжах, это сводит вероятность травмы к нулю, а когда вы уже будете четко уметь выполнять элементы, то можно будет пробовать работать уже с реальным ножом.

Обучение владению ножом

Учиться самостоятельно сложно, куда проще обратиться к специальным людям, которые являются мастерами в этом деле. Профессионал быстро и безопасно сможет научить вас владению холодным оружием. При этом вы можете остановиться на простых приемах владения ножом, а можете углубиться в этом деле и достигнуть наивысшего мастерства. Все зависит от ваших целей, свободного времени и финансовых возможностей (в случае платных уроков у профессионалов).

Кроме этого, сегодня можно найти много видеоуроков в интернете. Здесь собрано множество самоучителей от лучших мастеров в своем деле. Можно найти базовые уроки, а можно посмотреть и самую серьезную технику работы с ножом от профи, это поможет вам понять куда вам нужно стремиться и что именно развивать.

Самооборона

Нужно понимать, что уроки владения ножом предназначены исключительно для самообороны. То есть, овладевая техникой работы с холодным оружием вы обучаетесь и противостоять людям, которые владеют подобным оружием и пытаются напасть на вас.

Следует понимать, что вступать в бой с нападающим на вас преступником стоит только в самом крайнем случае. Если есть возможность избежать конфликта, то это нужно обязательно делать. Холодное оружие - это не шутки, одно неправильное движение и ситуация может плачевно закончиться как для нападающего преступника, так и для обороняющегося приличного человека.

Но, нужно понимать, что и владение боевым ножом может, однажды, вас выручить или даже спасти вам и вашим близким жизнь.

Главные заблуждения

Есть такое мнение, которое говорит о том, что нож из рук противника можно просто и легко выбить ударом ноги по нему (по ножу). Если вы не уверены в полном успехе такого действия, то лучше не пробуйте его применять. Для новичка такой удар может закончиться весьма и весьма плачевно, ведь вооруженный преступник может порезать ему ногу, при этом для этого ему совсем не понадобится прилагать каких-то особенных усилий.

Ему нужно просто повернуть нож лезвием на вас под некоторым углом, все остальное вы сделаете сами своим ударом ногой и напоритесь на нож. Даже опытные бойцы практикуют такой прием только в редких случаях. Но следует понимать, что удачно нанесенный удар по ножу действительно может обезвредить преступника и даже ввести его в ступор на некоторое время. В это время нужно действовать.

Восьмерка

Это базовое, основное упражнение для освоения владения ножом. Упражнение начинают выполнять медленно, постепенно наращивая скорость. Упражнение представляет собой мысленное начертание фигуры цифры восемь по воздуху перед собой. Можно выполнять действия прямым или обратным хватом или же комбинируя оба варианта. Стоит сказать, что можно выполнять упражнение в горизонтальной и вертикальной вариациях. Отличие заключается лишь в форме рисунка, который вы изображаете ножом в ходе упражнения.

Освоение траекторий

Это важный момент для техники владения ножом. Чтобы легко освоить этот момент, нужно мысленно в голове начертить вокруг себя некий шар. Границы этого мнимого шара будут в тех точках, до которых вы можете достать острием ножа. Ваша задача заключается в нанесении мнимых ударов ножом по границам выдуманного шара.

Удары можно выполнять прямым хватом, обратным хватом. Также можно выполнять тычки, резаные удары, даже удары обухом рукоятки ножа. Постепенно скорость упражнения должна нарастать. Кроме увеличения скорости, есть и еще усложняющие элементы для данного задания. С этими усложняющими элементами, ваше искусство владения ножом заметно прибавит в мастерстве. Данные элементы стоит включать в упражнения постепенно, когда вы полностью уверены в своих силах. К таким усложняющим элементам можно отнести:

  • Владение ножом в движении.
  • Работу с ножом с элементами акробатических трюков.
  • Тренировку в условиях ограниченного пространства (имитация боя в коридоре, лифте, маленькой комнате и прочее).
  • Тренировку с подключением свободной руки для захвата оппонента или дополнительного удара свободной рукой.
  • Тренировку с двумя ножами и работой обеими руками при этом.
  • Упражнения с одним ножом и вторым вспомогательным предметом (в одной руке нож, во второй руке палка, бита, клюшка для гольфа, разряженный пистолет и прочее).
  • Работу с манекенами-соперниками (количество манекенов увеличивается от одного до восьми).
  • Тренировку в паре с реальным человеком-оппонентом.

Особенности

Стоит понимать, что техника владения ножом - это вовсе не шутки. К примеру, если в случае самообороны, вы решили применить холодное оружие против преступников, то важно понимать, что если вы в ходе стычки потеряете нож и он окажется у преступников, то они (преступники) смогут ваш нож применить против вас, даже если изначально они это не планировали. Это произойдет на уровне инстинктов и агрессии.

Именно по этой причине, как уже говорилось, применять нож следует только в исключительных случаях, когда отступать некуда, конфликта не миновать и есть реальная угроза вашей жизни или здоровью ваших близких людей.

Кроме этого, учитывайте, что если вы только осваиваете холодное оружие, то это совсем не значит, что в бою вы невероятно ловкий и умелый, опыт придет со временем. На ранних стадиях вы - уязвимая нерешительная и неопытная жертва, если против вас подготовленный преступник.

Очень популярный вид ножей. Техника владения ножом-бабочкой выглядит очень впечатляюще и зрелищно. Все эти быстрые вращения лезвия вокруг оси кисти смотрятся невероятно опасно и дерзко. На самом деле, все не так сложно и даже не так опасно, если освоить принципы и азы техники.

Нож-бабочка имеет официальное название: балисонг. Модель представляет собой складной фолдер. Такая модель ножа имеет далекие филиппинские корни. Владение ножом-бабочкой - это эффективное средство для самообороны и при этом очень доступное в финансовом плане. Также часто используются людьми модели, предназначенные для флиппинга.

Флиппинг - это некая отдельная и самостоятельная субкультура в мире ножей. Флиппинг - это такой процесс, который предполагает под собой крайне умелое владение ножом и демонстрацию различных зрелищных трюков с ним же (ножом).

Флиппинг сегодня считается одним из наиболее передовых ножевых искусств. Изначально данное направление зародилось в США. У нас в стране в свое время (девяностые года прошлого столетия) элементы флиппинга были распространены в местах не столь отдаленных. Самый популярный нож для этого был как раз балисонг (нож-бабочка).

В настоящее время, криминальная ситуация в стране нормализовалась до приемлемого уровня. Теперь флиппингом у нас занимаются законопослушные граждане, которые выбирают это мастерство владения ножом как хобби.

Метание ножа

Это тоже отдельная субкультура в ножевом искусстве. Данное направление очень зрелищное. Научиться довольно сложно, если мы говорим о самом высоком уровне, четком исполнении и меткости близкой к идеальной.

Можно обучаться метанию самостоятельно или брать уроки у профи. Оба варианта имеют место быть, но профи всегда быстро и четко сможет поставить вам технику броска. Кроме этого, можно учиться самостоятельно по видеоурокам от профессионалов своего дела. Такие уроки сегодня легко можно найти на соответствующих видеохостингах.

Как выбрать нож?

Если вы - новичок, то обучитесь простейшим приемам на муляжах. После того, как вы освоите азы, и уже будете хорошо владеть ножом, то можно рассмотреть к покупке какие-то простые модели. Конечно же, когда вы станете профи, то вам захочется купить настоящий профессиональный и эксклюзивный нож. Существуют модели ручной работы, которые выпускаются штучно или вообще в единственном экземпляре.

Можно точно дать один совет: если вы новичок, то не покупайте дорогой нож, возможно, после тренировок пару месяцев вы поймете, что это занятие не для вас и завяжите с этим увлечением. А покупка дорогого ножа просто станет впустую потраченными деньгами.

Еще один момент, на который стоит обращать внимание при покупке ножа, - это законодательство. Дело в том, что некоторые ножи являются просто ножами, а некоторые модели уже являются холодным оружием. Для холодного оружия требуется разрешение, для обычного ножа разрешение на ношение не нужно. Об особенностях данного вопроса скажем чуть ниже.

Как носить нож?

Конечно же, безопасность - это главное. Если нож складной, то тут все просто. Вы можете носить его в сложенном виде почти без каких-то ограничений. Если нож не складывается, то вам понадобится соответствующие ножны (кобура), обычно такие девайсы имеют систему крепления или на тело, или на ремень. Нужно выбрать такое место для переноски ножа, чтобы оно было одновременно и недоступным для посторонних, и доступным, удобным для вас, чтобы можно было быстро, в случае необходимости, достать нож.

Законодательство

Вообще, в нашей стране есть уголовная ответственность за ношение холодного оружия без специального разрешения. Но стоит понимать, что далеко не каждый нож считается холодным оружием. Отличительные качества холодного оружия:

  • Лезвие длиннее 9 см.
  • Толщина лезвия более 2,4 мм.
  • Угол расхождения рукояти и лезвия не более 70 градусов.
  • Крен клинка меньше 9 мм.
  • Твердость стали лезвия более 25 Роквелл.
  • Клинок может заходить на глубину 2 см и более.
  • Есть четкий ограничитель под пальцы руки.
  • Кончик лезвия предполагает легкое нанесения колющего удара (при наличии ограничителя под пальцы).

Также важно знать, чтобы определить является ли нож холодным оружием или нет, нужно проводить специальную соответствующую сертификацию или криминалистическую экспертизу. Соответствующее наказание за ношение холодного оружия, если нож таковым признают, может наступить лишь при отсутствии соответствующего разрешения.

Как правило, сегодня в специализированных магазинах всегда указывается в аннотации к модели ножа тот момент, который гласит о том, является ли конкретный нож холодным оружием или нет.

Итог

Владение ножом - это интересное хобби, которое однажды может вас хорошо выручить или даже спасти вам жизнь. Но не стоит использовать нож в любом конфликте. Всегда нужно стараться разрешить агрессию словами, если это возможно. Ведь наделать глупостей можно очень просто, но порой за них приходится крайне долго расплачиваться. Тем более, что у нас в стране грань между самообороной и ее превышением очень тонкая. И обороняясь ножом, можно легко переступить эту грань и стать преступником, спасая свою жизнь.

Статистика говорит, что преступник в девяти случаях из десяти отступит, если он планировал вас ограбить и вы резко продемонстрируете ему ловкую профессиональную технику владения ножом, вырезая в воздухе точеные восьмерки с соответствующим звуком игры лезвия по воздуху от ваших быстрых манипуляций.

Таким образом, ножом можно защищаться и без активного участия в конфликте. Хобби может быть полезным и вашего «шоу с ножом» почти всегда хватит, чтобы злодеи отступились от своих коварных планов. Главное - делать это профессионально и уверенно, чтобы ваши «зрители» вам поверили на все сто процентов.

В русском языке огромный лексический пласт принадлежит сложным именам прилагательным, правописание которых может вызвать затруднения и спровоцировать ошибку. Однако их не стоит бояться, потому что есть четко определенные правила.

Имена прилагательные, образованные путем сложения двух основ, пишутся слитно, если:

1. Произошли от слитно пишущихся существительных. Например:

  • новороссийский (Новороссийск), краснодарский (Краснодар), свободолюбивый (свободолюбие).

2. Произошли от словосочетаний, типами связи между которыми изначально были подчинение или сочинение. Например:

  • железнодорожный (железная дорога), законнорожденный (рожденный в законном браке), красноармейский (красная армия), деревообрабатывающий (обрабатывающий дерево), мясозаготовительный (заготавливающий мясо), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа) и др.

К этой же группе относятся прилагательные, обозначающие единое понятие, в том числе и терминологический единицы. Они образованы от словосочетания типа «наречие + прилагательное». Например:

  • дикорастущий, вечнозеленый, глубокоуважаемый, малоупотребительный и т.д.

Примечание 1. Прилагательные, образованные от сложных имен собственных, пишутся с маленькой буквы.

Примечание 2. Сложные прилагательные, образованные от слияния наречия с простым прилагательным, часто путают со словосочетаниями типа «наречие + прилагательное (или причастие)», которые, естественно, пишутся раздельно. Например:

  • детски доверчивый, плохо скрываемый, дико досадная, вечно молодой.

Отличаются такие словосочетания от сложных прилагательных тем, что не носят устойчивого характера.

3. Являются терминологическими единицами, образованы от нескольких основ, характер которых значения не имеет. Например:

  • тазобедренная (кость), голеностопный (сустав), старославянский (язык), глухонемой и т.д.

Имена прилагательные, образованные путем слияния двух основ, пишутся через дефис, если:

1. Произошли от имен существительных, написание которых изначально было через дефис. К этой группе также относятся сложные прилагательные, образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. К этой же группе относятся названия географических объектов (чаще всего населенных пунктов), образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. Например:

  • дизель-моторный, социал-демократический, алма-атинский, орехово-зуевский, северо-восточный, бурят-монгольский;
  • лев-толствоский, александр-пушкинский, стивен-кинговский, чак-полановский и т.д.
  • ерофей-павловичский

Примечание 1. Исключением является прилагательное «замоскворецкий», которое пишется слитно.

Примечание 2. Все вышеперечисленные подгруппы прилагательных, образованных от имен собственных, пишутся слитно, если в них появляется приставка:

  • подалмаатинский, заореховозуевский.

2. Произошли от двух или более равноправных слов:

  • беспроцентно-выигрышный, садово-огородный, мясо-молочный, букетно-конфетный (период в отношениях), сине-бело-красный (флаг) и т.д.

2. Произошли от двух основ и обозначают либо качество с дополнительным оттенком, либо оттенки цветов и полутона. Например:

  • раскатисто-громкий, переливчато-напевный, задорно-звонкий;
  • бледно-розовый, сине-зеленый, светло-оранжевый, темно-голубой, изжелта-красный, иссиня-черный, дымчато-серый и т.д.

3. Входят в состав географических названий с первыми частями северо- (северно-), южно- (юго-), восточно-, западно-, например:

  • Северо-Кавказский, Южно-Корейский, Восточно-Китайский, Западно-Украинский и т.д.

Примечание 1. Все остальные прилагательные, образованные от двух и более основ, пишутся через дефис. Например:

  • Литературно-художественный (кружок), политико-массовая (пропаганда), словарно-технический (отдел) и т.д.

Примечание 2 . Слова, первой частью которых является основа «сам-», «сама-» тоже пишутся через дефис. Например:

  • Сам-третий, сама-пята и т.д.

Правописание падежных окончаний прилагательных можно проверять постановкой вопроса какой? , так как окончания вопросительного слова и окончания прилагательных совпадают. Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода, где под ударением пишется окончание -ой (молодо́й человек, полево́й цветок), а без ударения пишется -ый или -ий (ста́рый воин,си́ний платок).

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется -ая или -яя: новая синяя кофта (какая кофта?), а в среднем роде пишется -ое или -ее : новое синее пальто (какое пальто?).

Во множественном числе всех трёх родов пишется окончание -ые или -ие : новые синие платки, платья, кофты (какие? ).

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), а в предложном - -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ): любовались новым синим костюмом (платьем), говорили о новом синем костюме (платье) .

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), а в творительном - -ой или -ей (-ою или -ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ): купили новую синюю кофту, любуемся новой (-ою ) синей (-ею ) кофтой .

После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишется о, без ударения пишется е , например: чужо́ го, большо́ го, чужо́ му, большо́ му; ры́же го, бо́льше го, ры́же му, бо́льшем у (ср. с существительными).

После шипящих в именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ов- (грошо́в ый, ежо́в ый, парчо́в ый, холщо́в ый), а без ударения - суффикс -ев- (плю́шев ый, ключев а́я вода).

    Примечание. Следует запомнить написание слова дешё́в ый (ср. деше́вле).

В кратких прилагательных под ударением после шипящих пишется о: кушанье горячо́ (о окончание), смешо́ н (о беглое в суффиксе).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (лисий, лисья, лисье) во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода (лисий), перед окончанием пишется ь : лись его, лись ему, лись и и т. д.

Уменьшительные прилагательные образуются посредством суффикса -еньк-: синеньк ий, толстеньк ий ; после г, к, х возможны и -оньк- , и -еньк-: лёгоньк ий и лёгеньк ий, широконьк ий и широкеньк ий, тихоньк ий и тихеньк ий .

В суффиксе -ан- , -ян- , образующем прилагательные от существительных, пишется одно н: кожан ый, песчан ый, серебрян ый, за исключением трёх слов: деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый .

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от имён существительных с основой на н , пишется два н: каменн ый, сонн ый, длинн ый .

    Примечание. От таких прилагательных надо отличать прилагательные с одним н: юн ый, свин ой и т. п. (они не имеют суффикса -н- ).

В суффиксе -ин- , образующем от существительных прилагательные со значением принадлежности или свойства, пишется одно н : гусин ый, воробьин ый, ослин ый .

    Примечание. Одно н пишется в существительном гостин ая , которое раньше было прилагательным: гостиная комната .

В суффиксе -онн- , образующем прилагательные от иноязычных слов , пишется два н: дивизионн ый, революционн ый, конституционн ый .

В суффиксе -енн- , образующем прилагательные от существительных, пишется два н: производственн ый, торжественн ый, родственн ый, соломенн ый, клюквенн ый .

    Примечание 1 . Прилагательное ветрен ый пишется с одним н . Прилагательные с приставками, образованные от слова ветер , пишутся с двумя н: без ветренн ый, за ветренн ый, под ветренн ый и т. п. Следует различать прилагательные ветрен ый (с суффиксом -ен- ) и ветрян ой (с суффиксом -ян- ). Суффикс -ен- пишется в прилагательных со значением «с ветром»: ветрен ая погода (погода с ветром), ветрен ое лето (лето с ветром), а также употреблённых в переносном значении: ветрен ая девушка, ветрен ое поведение. Эти прилагательные имеют краткую форму: погода ветрена, девушка ветрена . Суффикс -ян- употребляется в прилагательных со значением «приводимый в движение ветром»: ветрян ая мельница, ветрян ой двигатель. Эти прилагательные не имеют краткой формы . С суффиксом -ян- пишется также название болезни: ветрян ая оспа (ветрянка).

    Примечание 2 . В первой основе сложных прилагательных пишется два н , если она образована от прилагательного с двумя н: машинн о-тракторная станция (станция машинн ая и тракторная), вагонн о-паровозный парк (парк вагонн ый и паровозный). Но если первая основа образована от существительного на н , то в ней пишется одно н: машин остроительный завод (завод по строительству машин), вагон оремонтный завод (завод по ремонту вагонов).

    Примечание 3 . Существительные на -ник --ница и -ость , образованные от прилагательных с двумя н , пишутся тоже с двумя н: утренн ий-утренн ик; общественн ый-общественн ик-общественн ица-общественн ость; революционн ый-революционн ость; производственн ый-производственн ик; ценн ый-ценн ость , а образованные от прилагательных с одним н пишутся тоже с одним н: коноплян ый - коноплян ик, песчан ый - песчан ик, юн ый - юн ость .

    Примечание 4 . С двумя н пишутся также существительные, образованные при помощи суффиксов -ник -ница от существительных с основой на н: дружин а - дружинн ик-дружинн ица, мошн а - мошенн ик-мошенн ица .

Полные прилагательные, имеющие два н , сохраняют их в краткой форме: ценн ая вещь - вещь ценн а .

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется после л (село - сельск ий) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на нь, рь: декабрьск ий, ноябрьск ий, июньск ий, июльск ий (исключение: слово январск ий ).

В остальных случаях после н и р перед суффиксом -ск- буква ь не пишется: конь - конск ий, богатырь - богатырск ий .

Чтобы различать суффиксы -к- и -ск- , надо помнить , что с суффиксом -к- образуются качественные прилагательные, которые имеют краткую форму (низк ий - низок, узк ий - узок), а с суффиксом -ск- - относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (французск ий, киргизск ий, черкесск ий).

    Примечание. От существительных с основой на к, ч и ц относительные прилагательные образуются с суффиксом -к- , причём звуки к и ч заменяются звуком ц: казак - казацк ий, ткач -ткацк ий, немец -немецк ий . Но в некоторых, преимущественно книжных, образованиях звуки к и ч не изменяются и употребляется суффикс -ск-: узбек -узбекск ий, Углич -угличск ий, также Пфальц -пфальцск ий .

Прилагательные на -йный в краткой форме оканчиваются на -ен: спокойный -спокоен , знойный -зноен , кроме достойный - достоин .

Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных имён при помощи суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ын- (Далев словарь, Иванов о детство, Лизин а кукла, Жучкин ы щенята и т. п.) за исключением фразеологических сочетаний, употребляющихся в переносном смысле , в которых потерялась связь с собственным именем (адамов о яблоко, базедов а болезнь, сизиф ов труд, прокру́ стово ложе и т. п.).

Пишутся со строчной буквы прилагательные, образованные от собственных имён людей , если в составе прилагательных имеется суффикс -ск- (т ургеневск ие «Записки охотника», п ушкинск ий стиль, л ермонтовск ая проза и т. п.).

    Примечание. С прописной буквы пишутся прилагательные с суффиксом -ск- , если они входят в состав названий, имеющих значения «имени, памяти» , например: Л омоносовск ие чтения, Л енинск ая премия.

СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

АВТО

РАДИО

БИО

1. От сложных существительных:

АВИА

ФОТО

ЗОО

ПЕШ Е ХОДНЫЙ; ПАР О ВОЗНЫЙ

АЭРО

МЕТЕО

АГРО

2. Из сочетаний слов:

ВЕЛО

СТЕРЕО

НЕО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)

ДРЕВНЕРУССКИЙ (ДРЕВНИЙ РУССКИЙ)

МОНО

ЭЛЕКТРО

МИКРО

КИНО

ГИДРО

МАКРО

Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на –И:

3. В сочетании с наречием:

ГОРИЦВЕТ, СОРВИГОЛОВА

исключение: ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ

ВЫСОКО ОБРАЗОВАННЫЙ;

БЫСТРО ТЕЧНЫЙ

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Сложные названия, термины:

1 . Качество с дополнительным оттенком:

ДИНАМО-МАШИНА,

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

КИСЛО-СЛАДКИЙ;

ГОРЬКО-СОЛЕНЫЙ

2. Составные названия политических партий и направлений:

2 . Однородные прилагательные (и,но,не только ):

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ

АНГЛО-РУССКИЙ;

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ

3. Сложные единицы измерения:

3. Оттенки цвета:

ГРАММ-КАЛОРИЯ,

ТОННО-КИЛОМЕТР

ИССИНЯ-ЧЕРНЫЙ; МОЛОЧНО-БЕЛЫЙ

4. Первая часть оканчивается на –ико:

ФИЗ ИКО -МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

1.Газ...фикация, агр...промышленный, общественно (политическая), (общественно) полезный, (лиро) эпический, тысяч...летний, электростанция, сорок...кило метровый, сорок...ножка, (пол) километра, (пол) озера, (полу) тьма, (полу) кеды, (время) исчисление, (вице) президент, (выставка) продажа, (двухсот) (пяти) (десяти) летие, (ред) коллегия, (Ростов) (на) Дону, (школа) интернат, (блок) схема, (жар) птица.

2. (Дальне) восточный, (взаимо) выгодный, (военно) обязанный, (выше) указанный, (военно) полевой, (народно) хозяйственный, (зимо) стойкий, (траги) комедия, Комсомольск (на) Амуре, (мясо) молочный, (электро) снабжение, (высоко) идейный, (бледно) лиловый, (полу) финал, (научно) исследовательский, (чисто) шерстяной, (искренне) преданный, (пятнадцати) летний, (англо) русский, (жаро) понижающий.

3. (Горно) лыжный, (жизне) радостный, (много) миллионный, (глубоко) уважаемый, (чисто) русский, (тяжело) больной, (гоголь) моголь, (верти) хвостка, (весенне) полевой, (вице) консул, (водо) очистительный, (время) препровождение, (борт) проводник, иван (да) марья, (ясно) видящий, (всемирно) известный, (низко) поклонник, (иссиня) черный, (высоко) образованный, (пресс) конференция.

Проверьте себя

1. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) Наш спектакль, по()моему, всем понравился.

В) Биология, по()мнению моих одноклассников, мало кому пригодится.

С) Поступайте по()своему усмотрению.

D) Я, право()же, не хотел никого обидеть.

2. Укажите сложные слова со слитным написанием:

    мелко)калиберный, (бело)каменный, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (профессорско)преподавательский, (чисто)русский, (северо)западный

    военно(полевой), (мясо)молочный, (иссиня)черный, (англо)русский

3. Укажите сложные слова с написанием через дефис:

    (пол)озера, школа(интернат), жар(птица), пресс(конференция)

    (всемирно)известный, (чисто)русский, (общественно)полезный

    (зимо)стойкий, (чисто)шерстяной, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (дальне)восточный, (взаимо)выгодный,(выше)указанный

4. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) У меня диплом инженера()строителя

В) В XVIII веке мореплавателей манили не()открытые острова

С) На площади не расцвели (пол)газона роз

D) В залив входил (ледо)ход

Глоссарий

По-русски

Қазақша

In English

Бейбіт, тату

Миротворец

Бейбітшіл

Разрешение

Рұқсат, рұқсат қағаз

Саясаткер, саясатшы

Общественность

1) көпшілік; 2) әлеумет

Публичный

Бұқаралық; ашық

Общественные явления

Қоғам құбылыстары

Public phenomena

Почтенный, почтенный человек

Абыройлы; қария

Respectable, respectable person

Почтительный

Насыщенный

Қанық, қою

Задание на СРС:

Задание на СРСП:

Литература

    Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

    Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.- М.: «Русский язык». Курсы, 2006. - 336 с.

    Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 240 с.

    Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

    Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 224 с.

    Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

    Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

    Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

    Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

    Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз. Курсы, 2007. - 192 с.

    Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. -

2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Б ГУ, 2007. - 470 с.

    Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

    Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.

    Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

    Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

    Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011.-333 с.

Восстановите начальные реплики диалогов на основе ответных реплик.

1. - __________________________

    Я советую тебе поехать в Крым. Там прекрасные санатории, дома отдыха, море, горы, фрукты. Думаю, что там ты сможешь прекрасно отдохнуть.

2. - __________________________

    Мне трудно тебе что-либо посоветовать. Это не моя специ­альность.

Явный - явственный 136

1) такой, который открыто выражен, высказан, который известен, виден всем 136

2) такой, который очевиден, ясен для всех, понятен всем: 136

явственная борьба, необходимость, нужда, примета... 137

явственное желание, ощущение, противоречие, стремление, удовольствие 137

СТИХИ ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 219

Молитва 225

Фотографии друзей 226

Грузинская песня 227

Вершина 230

В 1877 году Александр поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил в 1882 году и получил приглашение остаться преподавать на кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он стал работать преподавателем физики, математики и электротехники в Минном офицерском классе в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний. 242

С 1901 года Попов - профессор физики Электротехнического института императора Александра III. Также Попов был Почётным инженером-электриком (1899) и почётным членом Русского технического общества (1901). 243

В 1905 году учёный Совет института избрал А. С. Попова ректором. 243

Текст по специальности «Связь» 243

20. Александр Белл 243

Александр Белл – американский ученый, изобретатель и бизнесмен, основоположник телефонии. 243

Телефон, самое знаменитое из изобретений Белла, сделал его богатым. Но большая часть научных трудов и изобретений Белла была посвящена усовершенствованию средств общения для глухонемых. Он читал лекции и занимался с глухонемыми учениками, многих из которых научил говорить… 243

Александр Белл родился 3 марта 1847 года в шотландском городе Эдинбурге. В 13 лет Белл окончил Королевскую школу в Эдинбурге. А в 16 лет получил должность учителя красноречия и музыки в Академии Уэстон-Хауз. Еще в Шотландии Белл начал интересоваться возможностью передачи сигнала по каналам электросвязи. 243

В 1876 году он получил патент, описывающий «метод и аппарат для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн». Фактически речь шла о телефоне. 243

В 1877 году он вместе с двумя партнерами основал компанию «Белл телефон», а год спустя представил работу первого телефонного коммутатора. 243

Белл скончался 2 августа 1922 года в своём поместье близ города Баддек. После его смерти все телефоны Соединённых Штатов были отключены на минуту молчания в честь памяти Белла. 243

Можете ли вы рассказать о творениях природы, глядя на которые кажется, что их создал человек, а не стихия? Придумайте и разыграйте диалоги, в которых мож­но использовать пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­шать»

1. Ваш друг не знает, как и где провести летние каникулы. Вы советуете ему поехать в горы. Но он не соглашается с вашим советом.

2. У вас скоро отпуск. Обратитесь к своему другу за советом и узнайте у него, куда вам лучше поехать.

По мере того как усложняется наука и техника и расширяется область их применения, всё более усиливается и опасность их воздействия на природу, на организм человека. Од­на из этих опасностей состоит в том, что уровень шума в городах непрерывно повышается. По данным специалистов, в крупных городах он ежегодно увеличивается на один процент. Шум ока­зывает разрушительное воздействие на наше здоровье и на всю окружающую среду.

Длитель­ное интенсивное воздействие шума на человека ослабляет его нерв­ную систему. От шума сосуды головного мозга сужаются, что вы­зывает головную боль. Шум может ускорить развитие некоторых болезней. У человека от длительного воздействия шума понижа­ется слух и даже ухудшается зрение.

Ещё в прошлом столетии выдающийся учёный Роберт Кох предсказал, что когда-нибудь человечество вынуждено будет бо­роться с шумом так же решительно, как оно боролось с чумой и холерой. Это время уже наступило.

В некоторых городах для снижения уровня шума удачно ис­пользуют рельеф местности; автомобильные магистрали прокла­дываются по дну городских оврагов. Во многих городах строи­тельство новых заводов и фабрик осуществляется за чертой горо­да; туда же постепенно переносятся и старые заводы. Это в значи­тельной мере уменьшает шум на городских улицах.

Поиски путей борьбы с шумом продолжаются непрерывно. Снизить уровень шума, уменьшить его вредное влияние на чело­века - значит, в конечном итоге, укрепить здоровье человека, улучшить условия его жизни, увеличить её продолжительность.

(По материалам периодической печати)

Обеспокоить, обозлить - _______________________________

Отрицательная черта - _______________________________

Переполненность -_______________________________

Ненавистный - _______________________________

Достоинство- _______________________________

Чувствовать беспокойство - _______________________________

Остановиться и стоять не по своей воле –_______________________________

Подталкивать сзади -_______________________________

Транспортная проблема:

Криминальная ситуация:

Социальные проблемы:

Экологические проблемы:

Грамматический комментарий