1. Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти "цари" были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

2. Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, "выборщики", находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти "достойные" и становились геронтами.

3. Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

4. Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

5. Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, "один на один" и в фаланге.

6. Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была т.н. "черная похлебка" - суп из крови и уксуса.

7. Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

8. Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

9. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам "в пользование".

10. Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере "свободных граждан" Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

11. Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

12. Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

13. В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

Отрывок из книги “О пище, которую выбирали самые величайшие и известные люди”

Существует несколько источников, описывающих рацион римских гладиаторов, из которых следует, что они питались ячменными лепешками и оливковым маслом.

В частности это утверждал древнегреческий врач и мыслитель, Гиппократ (460 - 370 до н. э.), поставивший медицину на научные основы.

По его словам такая диета была самой лучшей для развития физической силы и выносливости. Ещё давно Гиппократ обнаружил взаимосвязь между диетой и здоровьем. Одним из его предположений было, что говядина вызывает обострение подверженности меланхолии и плохо переваривается желудком. Он рекомендовал употреблять в пищу бобы и злаковые, что получило широкое распространение. Но теория о комбинировании белка достигла зенита славы еще до Гиппократа. Греческий врач Диоскорид описал лечебные свойства 600 видов растений, многие из которых используются в наши дни.

Согласно дошедшим до нас рукописям, закованным рабам и римским солдатам выдавали ежедневно 1,3 кг хлеба или инжира; в рационе непременно присутствовали также луковицы растений, репа и другие корнеплоды, бобовые и свежие сезонные овощи.

Также известно, что рабы, строившие величественный Колизей в Риме, получали всего горстку сырой крупы и немного чеснока.

Известно также, что греческие атлеты, победители античных Олимпийских игр, питались фигами, орехами, инжиром, кукурузой и сыром. Намного реже предпочитали винные ягоды и маисовый хлеб.

Эти данные свидетельствовали в пользу того, что и римские гладиаторы также были вегетарианцами.

Эти предположения подтвердились после того, когда австрийские ученые провели раскопки на западном побережье Турции, где находился древний город Эфес. Там расположено единственное известное археологам кладбище гладиаторов, где обнаружены останки более 70 человек. Ученые кафедры гистологии и эмбриологии Медицинского университета Вены подчеркивают, что, исходя из строения костей, нелегко указать с точностью вес римских гладиаторов, но было достаточно просто «установить пропорции между составляющими их питания».
Дело в том, что, если бы гладиаторы питались мясом, уровень содержания стронция и цинка в их костях был бы примерно одинаковым. Однако спектральный анализ показал, что стронция в костях гораздо больше, чем цинка, как это обычно бывает у вегетарианцев. Историки считают, что вегетарианская диета не только делала гладиаторов сильными — слой жира служил им дополнительной броней, защищая жизненно важные органы от холодного оружия. Кроме того, плотность костей у гладиаторов была намного большей, чем у среднего человека, который питался мясом.

Джеймс Диксон из университета в городе Глазго на основании раскопок опорных пунктов античного Рима на Британских островах подтвердил, что большинство римских легионеров были вегетарианцами и на территории Британии. Джеймс установил, что питались гладиаторы ячменем, чечевицей и сельдереем.

Гарольд Уайтстоун в книге "Частная жизнь римлян " пишет: "О римлянах можно сказать, что в ранний период республики — почти весь второй век до нашей эры — они мало заботились о еде. Питались плодами, и то время от времени. Римляне тогда были почти строгими вегетарианцами, значительная часть пищи съедалась холодной, а их кулинарию характеризовала исключительная простота".

Римские легионеры , покорившие огромное пространство от Атлантики до Каспия и от Британских островов до египетских пирамид по словам Гиппократа питались в основном ячменными лепёшками с оливковым маслом.

Известно, что римляне изменили своим вкусовым привычкам и полюбили роскошь и мясо после завоевания Греции. Но даже и тогда беднейшие классы населения продолжали питаться только растительной пищей, и, как говорит Уайтстоун, "каждый школьник знает, что солдаты, принесшие победу Цезарю, питались злаками, которые размалывали на ручных мельницах и варили на полевых кострах".

Из всех народов Греции самыми сильными и выносливыми считались спартанцы , а простота их растительной диеты теперь общеизвестна (спартанцы питались один раз в день, вечером, они получали свой рацион в подставленные ладони). Фрагменты исторических летописей указывали на то, что с партанцы вообще не ели мяса, как и воины Александра Филипповича Македонского.

Не остаётся сомнений в том, что патриоты, мужественно защищавшие Фермопилы и в самом деле также, подобно гладиаторам не употребляли мяса. Не мясной пищей можно объяснить выносливость и храбрость победителей при Саломине и Марафоне.

Судя по античной традиции и данных письменных источников р ацион спартанцев состоял из ржи, чечевицы и бобов. При отборе продуктов они руководствовались представлением, что именно рожь и бобовые придают мужество, силу, помогают нарастить мышечную массу, - искали то, что максимально поможет развить необходимые для жителей Спарты качества.

Из хлеба, муки и круп готовили такие похлебки и каши, как, например, маза — смесь муки, меда, оливкового масла, соли и воды, турон — смесь муки, тертого сыра и меда. Частым блюдом были похлебки из фасоли и других бобовых растений.

Несколько десятилетий тому назад в Гималаях было обнаружено племя хунза, которое проживало в изоляции от всего мира. Предполагают, что предки хунза — бывшие воины Александра Македонского. Здоровье является своеобразным культом племени. Здесь никто никогда не болеет, столетний человек не считается старым. При изучении быта этих людей выяснилось, что основная их пища — фрукты, овощи, орехи. Эти люди не едят сахар, не употребляют соль, спиртные напитки, не курят, своим долголетием обязаны они не климату или «святой воде», а именно системе питания.

Известно также, что Великие Мастера у-шу легендарного монастыря Шаолинь, основанного в 495 году в Китае, всегда придерживались строгой вегетарианской диеты согласно уставу, сложившемуся на протяжении веков.

Рацион монахов-воинов Шаолиня сводится к некоторым овощам, злакам, многочисленным травам и кореньям. Устав монастыря предписывает полный отказ от животной пищи и умеренность в еде. Даже хлеб там считается нежелательным.

Шаолиньское боевое искусство имеет длинную историю, относясь началом к династии Северной Вэй (386-534). В разные годы, впитывая различные методы рукопашного боя, наряду с использованием ножей, копий, мечей и прочих видов оружия, шаолиньское кунг фу нарабатывало реальную боевую способность. Все это предусматривало физическое и духовное обучение, объединяло внутренние качества человека с внешней формой, что составило существенную часть сокровищ Китайских боевых искусств.

Тибетские монахи с незапамятных времен питаются одной цампой (блюдо из ячневой крупы) и чаем с маленьким кусочком сливочного масла. В Тибете считают, что в ячневой крупе заложено все необходимое для поддержания жизни, поэтому они практически больше ничего не употребляют в пищу.

Тибетские мудрецы знают, что причина возникновения всех болезней кроется в неправильно выбранной диете, а также в переедании.

Огромная роль в жизни и культуре древних греков, отводилась еде.

Еда древних греков не отличалась большой изысканностью, основные составляющие её были: оливковое масло, пшеница, вино.

Кулинарная книга, написанная греками 4 тысячи лет тому назад, легла в основу средиземноморской кухни древнего мира. Нас с вами немногому может научить древняя книга, потому как многих продуктов просто не было. Только много лет спустя, эллины узнали, что такое сахар, рис, кофе, картофель, помидоры, баклажаны, кукуруза.

Напрашивается вопрос, что же ели древние греки ?

Во - первых, хлеб , он в Древней Элладе обладал большим достоинством - грубые волокна обработанной ячменной и пшеничной муки, способствовали полному его усвоению. Другой сорт хлеба назывался «кислым», пекли его из сброженного теста, он был дорогой и покупали его богатые эллины. Чёрствый хлеб не выбрасывали - врачеватели рекомендовали его употреблять людям с больным желудком.

Рыба . Окружённая морями Древняя Греция, пользовалась дарами моря, вылавливали сардины, тунца, осетровые породы, кальмары, мидии, устрицы. Рыба была дешёвая и была доступна беднякам.

Мясо . Эллины употребляли много мяса, в начале это была дичь, позже - баранина, говядина. Мясо было дороже, чем рыба, поэтому мясо ели в богатых семьях, бедные в основном довольствовались рыбой.

Мясо и рыбу греки в основном запекали, коптили, жарили, мариновали.

Атрибутом греческой трапезы был овечий сыр, оливки, виноград, мёд, вино .

Вино не пили в чистом виде, обязательно разбавляли водой. С древности, пьянство в Греции, считали верхом неприличия, однако каждая еда, сопровождалась вином - в то время не было других видов алкогольных напитков.

Оливковое масло всегда присутствовало на столе, особенно у древних афинян , считавших масло даром богини Афины в своем городе.

В ежедневном меню обязательно были чеснок и лук.

Много пили чистой воды , для этого женщины ежедневно отправлялись за колодезной водой.

Каждая греческая семья имела земельный участок, где выращивали артишоки, крапиву, горох, сельдерей, мяту .

Примерно в V веке до нашей эры, по описаниям прославленных греческих философов и писателей, после основного обеда проходили пирушеки-симпосионы, куда приглашались гости для совместной выпивки и разговоров. Семейных женщин не приглашали, обычно там присутствовали гетеры, поэтому нередко симпосионы заканчивались оргией. Ели древние греки полулёжа, на специальных апоклинтрах (ложах). Столовых приборов не было, ели руками, для мытья рук рабы подносили чашу с водой.

Обычно к столу подавали:

Жареных на вертеле поросят и ягнят

Кролика со специями (чебрец, мята)

Жаренных дроздов, зябликов и перепелов

Украшали стол дорогими сортами рыб - угри, лещ, кефаль

Еда спартанцев

На протяжении всей жизни, спартанцы пользовались правилом "Ничего лишнего в еде. Ничего лишнего в жилье." Обедали спартанцы в казармах. Еда была простой, но в то же время еда должна была давать силу воинам. Известен рецепт спартанской похлёбки-меланас: кусок мяса или свиные ноги, бычья кровь, уксус, соль иногда добавляли чечевицу. На вкус похлёбка была совсем невкусная.

Однажды персидский царь, приказал пленному спартанцу, приготовить похлёбку, чтобы понять почему спартанцы такие отважные воины. Отведав "яство", царь сказал, что теперь понимает, почему спартанцы так легко расстаются с жизнью.

Спарта отличалась от остальной Греции и была по сути военизированным государством. жили в суровых условиях. В быту отсутствовал комфорт, а в еде вкус. То, что приходилось есть спартанцам, не съел бы даже самый голодный греческий бедняк.

Чтобы спартанцы не привыкали к вкусной пище, они обязаны были обедать только за общим столом, в так называемых "обеденных клубах". Спартанцы сдавали необходимые продукты в общий котел.

Сделал он это для поддержания равенства среди граждан, и возможности контроля, над образом жизни спартанцев.

Питание за общим столом, не давало спартанцам почувствовать вкус к роскоши. Спартанцы за общим столом внимательно следили за тем, чтобы никто не съел что-то лишнее, следили и за тем, кто как ест, и поднимали на смех тех, кому была не по вкусу их грубая и отвратительная еда.


Так самой распространенной и обыденной едой в Спарте была черная похлебка. Готовилась она из дикого кабана с чечевицей, чесноком, уксусом и солью. В похлебку также входил особый ингредиент - кровь кабана. Не выливать же ценный продукт на помойку.

Любой спартанец мог запросто выпить стаканчик другой такого напитка. Несмотря на то, что она была очень питательна, вкус имела просто отвратительный.

И съесть ее мог действительно закаленный воин. И в будни и в праздничные дни рацион был всегда неизменным: грубая пища, без всяких излишеств.

Также спартанский обед включал: горох, бобы, рожь.


Питание юных спартанцев, которые только начинали свой путь воина был еще скуднее, им не доставалось даже похлебки. Оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.

В качестве воспитания, маленькие воины должны были воровать себе на пропитание.

Это входило в программу для развития ловкости и скрытности, необходимой для действий в тылу врага.

Попавшихся на воровстве наказывали, но не за воровство, а за то, что попались - не выполнили упражнение.

Владельцам полей разрешалось наказывать попавшихся так, как они считали нужным. Некоторые источники указывают, иногда наказание было смертельным.

Да, жизни спартанских воинов не позавидуешь. Но идти в бой для них был настоящий праздник.

Множество исследований свидетельствуют, что из всех так называемых диет, одна из самых здоровых и полезных, как показывает история, является Средиземноморская диета. В этой статье мы «попробуем её на вкус», поймем её суть, а также узнаем чем питались древние греки. Автор приглашает читателя мысленно надеть на себя тунику, кожаные сандалии и далее уже, может быть, наяву поднять кубок с разбавленным вином или виноградным соком (древние греки пили только разбавленное) и отправиться в путешествие по средиземноморской гастрономии.

Чем питались древние греки?

Древние греки принимали пищу чаще всего четыре раза в день. О питании греков нам известно, в основном, из древних спектаклей. На утро был хлеб, который они обмакивали в разбавленное вино. Кто пил вино не разбавленным, греки считали варварами. Они считали вино даром бога Диониса. Вино подавалось в расписных керамических кубках. Хлеб пёкся из пшеницы, или ячменя. Хлебом служила и ячменная каша. Кстати, насчитывалось не менее 50 видов хлеба. Хлеб также использовался вместо вилок, и в богатых семьях после трапезы его доедали рабы или скот. Утром также ели фиги или оливки. На завтрак могли быть лепёшки (теганьяс). Любопытно, что на иврите слова, обозначающие процесс жарки, звучит похоже «летаген (жарить), тигун (жарка), метуган (пожаренное)». Лепешки выпекались из пшеничной муки, оливкового масла, мёда и кислого молока. Атеней в своём трактате «Дейпнософисты» (Учёные сотрапезники) упоминает о лепёшках из полбы с мёдом, кунжутными семечками и сыром.

Пшеничные зёрна размягчались или вымачиванием в воде и готовились как каша, или с помощью толчения в ступке, превращая их в муку. Греки использовали винные дрожжи, но только по праздникам. Хлеб выпекался в глиняных домашних печах. Белый хлеб предназначался богатым, а бедняки питались хлебом из ячменной муки грубого помола. В бедных домах хлеб готовили так: на пол клались раскалённые угли, когда пол становился достаточно горячим, на него раскладывали лепёшки и накрывали их крышкой, на которую вновь помещали угли.

Ячмень обжаривали, а потом мололи в муку, называя её «маза». Мазу иногда ели сырой. Любопытно, что на иврите без дрожжевой плоский хлеб называется «матца».

Древнегреческая культура являлась аграрной, поэтому диета состояла в основном из круп, овощей, фруктов, рыбы, яиц и немного мяса. Картофель и помидоры в Европе не произрастали, зато были спаржа, укроп, огурцы, турецкий горох (нут) и сельдерей. Из овощей готовились супы, часто их варили с оливковым маслом, уксусом, травами и рыбным соусом. В городах свежие овощи были дороги, и бедные жители питались сушёными овощами. Они также любили чечевицу. Аристофану указывал, что протёртые бобы были любимым блюдом Геракла, которого всегда в комедиях изображали чревоугодником. Блюдо из бобов нута, протёртых с оливковым маслом и кунжутными семенами в Израиле называется «хумус», оно считается самым распространённым. Суп из чечевицы был типичной пищей простых греков. Военные питались сыром, чесноком и луком. Хор в театре пел о конце войны: «О, радость, радость! Больше нет шлема, сыра и лука!»

Из фруктов были яблоки, груши, вишня, шелковица и дамсон (тернослив — мелкая чёрная слива). Свежие, либо сушёные фрукты, а также орехи подавались на десерт. Основными были фиги (инжир), изюм и гранаты. Существует рецепт одного древнего десерта из тёртых бобов и фиников.

Оливки для греков были не только едой, но источником масла для ламп, косметическим средством и важной частью самой культуры. Греки верили, что богиня Афина подарила первое оливковое дерево городу Афины. Его плоды позже распространились по всей Греции. Женщины наносили масло на кожу лица и тела для сохранения молодости. Автор рекомендует продолжить традицию и наносить оливковое масло на чистую влажную кожу лица на ночь, чтобы утром проснуться с мягкой кожей.

Бытует ошибочно мнение, что оливковое масло нельзя использовать для жарки. Это миф. Конечно, жареная пища не очень полезна для здоровья, лучше блюда запекать или тушить на воде, а масло добавлять после, но оливковое масло можно использовать на всех этапах приготовления пищи. При жарке оно дымится больше, чем другие масла. При выборе масла обращайте внимание на то, чтобы оно было тёмного цвета (само масло, а не только бутылка) и имело богатый аромат.

Мёд греки использовали, как мы сегодня сахар, и очень любили, не только как пищу, но и как лекарство. Они верили, что Зевса в детстве кормили молоком и мёдом. У многих семей были свои пасеки.

Мясо древние греки ели в основном по праздникам. Считалось, что мясом питаются только варвары. Известно, что соперники афинян, спартанцы имели исключительно мясную диету. Спартанцы варили суп из свиных ножек и крови (известно, что греки считали спартанцев варварами). Греческие атлеты также отдавали предпочтение мясной диете, но старались не есть десертов и не пить слишком много вина. Живя у Средиземного моря греки имели вдоволь рыбы. Самым дешёвым мясом в городе была свинина. Греки питались яйцами кур, гусей, фазанов и куропаток.

Питьё молока и использование сливочного масла греки также считали варварством. Зато они употребляли кисломолочные продукты, творог и овечий сыр.

Воду носили женщины, и, хотя колодцев было достаточно, предпочтение отдавалось ключевой воде. У греков есть множество описаний разных качеств воды, она может быть лёгкая, сухая, кислая, подобная вину и т.п.

Вина

У греков были белое, розовое и красное вино. Лучшие сорта производились в Тасосе, Лесбосе и Хиосе. Вина использовалось, как целебное средство с добавлением сосновой смолы и разных трав. Вина добавлялись в блюда. Элиан упоминает о том, что вино из Херайя в Аркадии делало мужчин глупыми, а женщин детородными; и наоборот, ахейское вино считалось вызывает выкидыш. Женщинам было запрещено пить вино, за исключением Спарты.

Приём пищи не был только процессом удовлетворения потребности организма, а часто превращался в общее застолье, когда люди подолгу общались друг с другом. Даже сегодня греческие семейные пиры длятся часами.


(Килик, самый популярный древнегреческий сосуд для питья. Источник: википедия).

Ужин у греков был самым важными и основным моментом приёма пищи. Обед был лёгким, как и полдник ближе к вечеру. Иногда ужин и обед объединялись и относились на вторую половину дня. Мужчины и женщины ели раздельно. В маленьких домах первыми ели мужчины, потом женщины. Аристотель писал, что пищу подавали рабы, а в бедных семьях жёны и дети. Сидели греки на стульях за столами, а во время праздников на скамейках за низкими столами. Позднее столы стали круглыми, обычно с ножками в форме ног животных.

В качестве закусок греки употребляли каштаны, бобы, поджаренную пшеницу и медовые пирожные. Аристократы и богатые мужчины устраивали встречи, на которых пили вина и обменивались мыслями. На Крите и в Спарте мужчины воины и мальчики участвовали в Сиситиях. На пике расцвета греческой культуры диета была относительно простой. Греки считали, что сложность блюд развращает человека. Александр Великий высмеивал иранский царский дворец, отмечая, что их вкусовые пристрастия привели к поражению. Позднее, ближе к концу империи, гастрономия стала занимать всё больше места в душе греков.

Вегетарианство

Древнегреческие философы Пифагор, Эмпедокл, Сенека, Плутарх, Плотин, Порфир и Эпикур проповедовали идею вегетарианского питания, воздержания от убийства, говоря о перевоплощении душ.

«До тех пор пока человек будет продолжает быть безжалостным уничтожителем низших живых существ, он никогда не будет знать здоровья и мира. До тех пор, пока люди убивают животных, они будут убивать друг друга. Действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь».
- Пифагор


(Триптолем получает снопы пшеницы от Деметры и благословения от Персефоны, рельеф V века до н.э., Национальный археологический музей Афин)

Современная греческая диета

Современные греки потребляют больше всего оливкового масла в год, чем жители любой другой страны. Большинство греческих блюд состоят из запечённых овощей и называются «латера (или ладера», что переводиться как «с маслом» (оливковым, естественно). Зеленые бобы, баклажаны, бамия и горох готовятся с помидорами, луком, чесноком и различными травами и специями и потребляются, как основное блюдо вместе с сыром фета и хлебом. Летом — это салат из помидор и огурцов, а зимой — салат из капусты с морковью. Греки также потребляют больше всего сыра в мире, благодаря сыру фета, который присутствует при каждом приёме пищи. Традиционно сыр фета изготавливается из овечьего молока. В северной Греции популярны пироги из шпината, сыра и лука-порей. С каждым приёмом пищи греки едят сыр (фета) и хлеб.

Греческий рецепт блюда из белых бобов.