Греция находится на полуострове — земле, с трех сторон окру-женной Средиземным морем. Берега полуострова неровные. Далеко в море выдаются мысы , разде-ленные небольшими заливами — бухтами . Вокруг много остро-вов. Каждый грек с рождения видел море и не боялся его.

Бедность природ-ных ресурсов, недостаток плодородных земель определяли невысо-кий уровень жизни людей и побуждала их к поиску и освоению новых территорий, к развитию торговли, ремесленного производ-ства, совершенствованию продуктивных видов сельскохозяйствен-ных культур .

Море

Одним из важнейших природных факторов, оказавших влияние на развитие греческой истории и культуры, являлось море, с кото-рым была тесно связана жизнь большинства государств Греции. В Греции нет больших рек, удобных для плавания, поэтому море служило глав-ной дорогой древним грекам. Мо-ре заставляло греков активно развивать кораблестроение, рыбо-ловство, строить портовые сооружения. Корабли древних греков плавали от острова к остро-ву, от бухты к бухте, перевозя людей и грузы. Греки основали множество городов-колоний на островах и берегах Средиземного моря, а также на берегах Черного и Азовского морей .

Горы

Ещё одной важной особен-ностью природной среды Греции были многочисленные горы , через кото-рые нелегко проложить дороги. Они занимали значительную часть территории Древней Греции, разделяя соседние области и препятствуя образованию крупных государств.

Греки не были коренными жителями Балканского полуострова . Их предки пришли туда, вероятно, с севера — территории бассейна реки Дунай. Переселение происходило двумя основными волнами.

Первую — в конце 3-го тыс. до н. э. — составили греки-ахейцы, кото-рые во 2-м тыс. до н. э. создали государства, известные нам по ми-фам, историческим преданиям, археологическим материалам и па-мятникам древнейшего греческого письма.

Вторая волна пересе-ленцев пришла примерно через тысячу лет — в конце XIII — XII в. до н. э. — также с севера Балканского полуострова. Она состояла из греков-дорийцев, родственных ахейцам , но находившихся на более низком уровне развития — у них не было государственности, горо-дов, письменности. Под влиянием этого переселения сформирова-лось несколько групп греческих племён и несколько диалектов древнегреческого языка . Со временем образовалась единая древне-греческая народность.

  • Эгейская цивилизация , Крито-микенский период (конец III тыс. — XI в. до н. э.)
    • Минойская цивилизация на острове Крит (XXX-XII вв. до н. э.)
    • Элладская цивилизация на Балканском полуострове (XXX-XII вв. до н. э.)
    • Кикладская цивилизация (XXI-XIII вв. до н. э.)
    • Микенская цивилизация (XVI-XI вв. до н. э.).
  • Полисный период (XI-IV вв. до н. э.)
    • Тёмные века, или гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.)
    • Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)
    • Классический период (V-IV вв. до н. э.)
  • Эллинистический период (IV в. — 146 гг. до н. э.)

Тёмные века (гомеровский период)

На протяжении гомеровского периода, который именуют также «тёмными веками» (XI-IX вв. до н. э.) Греция пребывала в положении кризиса. О Греции этого времени повествуют по-эмы гениального поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» (см. Гомеровский вопрос ), являющиеся выдающимися произведениями мировой эпической литературы.

Архаический период

Вторичное вступление Греции в цивилизацию состоялось в архаическомпериоде древнегреческой истории (VIII-VI вв. до н. э.). Это время интенсивного развития страны, в ходе которо-го сформировался многочисленный слой крестьян и ремесленни-ков — мелких собственников, сумевших путём длительной борьбы со знатью добиться для себя политических и гражданских прав. Этот слой рядовых граждан — демос — начал играть в политической жизни всё более значимую роль. Формировались государства, в ко-торых под влиянием борьбы демоса с потомственной аристокра-тией закладывались демократические институты и традиции. Сло-жился характерный для античности общественно-экономический уклад, при котором преобладали мелкие крестьянские и ремеслен-ные хозяйства: они были основаны на труде самого хозяина и его домочадцев с привлечением труда рабов и в меньшей степени — на-ёмных работников.

Из-за нехватки плодородной земли, роста безземельного населе-ния, а также в связи с развитием ремесленного производства и тор-говли греки стали активно колонизировать побережье Средиземно-го и Чёрного морей. В результате на берегах Средиземноморья появилось множество новых самостоятельных государств, которые столетиями успешно развивались и способствовали распростране-нию греческой культуры среди племён скифов , сарматов, фракий-цев и кельтов .

Классический период

Быт и жизнь в Древней Греции

Занятия

Пока древнегреческие мужчины работали, ходили за покупками или встречались с друзьями, женщины оставались дома. Они проводили большую часть времени в гинекее. Женщины управляли всем хозяйством, заботились о детях и наблюдали за рабами, ткали шерсть и декоративные ткани, которыми украшали стены.

Одежда

Древнегреческие женщины носили одежду, которая называется хитон. На мужчинах был накинут длинный плащ — гиматий.

Еда

Обедали древние греки в андроне — гостиной для пиров. Рабы подавали еду . Среди еды у древних греков пользовались популярностью зажаренные осьминоги, жареный кабан, ячменный хлеб. Вино обычно смешивали с водой.

Дом

В домах, принадлежащим богатым древнегреческим семьям крыша была покрыта керамической черепицей. Кухня, андрон, ванная комната (с керамической ванной) находились на первом этаже. На втором — спальни и гинекей — женская часть дома. В центре дома был мощеный внутренний двор. Над ним располагался деревянный балкон. Во дворе был колодец и алтарь, возле которого семья каждое утро встречалась во время молитв.

Образование в Древней Греции

Мальчики из богатых древнегреческих семей начинали учиться в школе, когда им исполнялось семь лет. Их обучали чтению, письму, математике, музыке, поэзии, гимнастике и танцу. Древнегреческие девочки оставались дома, и их воспитанием занимались матери.

Путешествия в Древней Греции

Олимпийские игры

В Древней Греции популярным для мужчин времяпрепровождением было занятие гимнастикой. По всей стране проводились состязания. Наиболее значительными были Олимпийские игры. Они проходили раз в четыре года в Олимпии и были частью празднества в честь Зевса, верховного бога.

Основными спортивными видами на Олимпийских играх были бег, прыжки, кулачный бой, борьба, конные скачки, состязание на колесницах, метание диска и копья. В одном состязании мужчины должны были бежать в бронзовом шлеме, поножах и с тяжелым щитом.

Древнегреческий театр

В мировой истории первые великие пьесы были созданы древними греками. Они исполнялись в угоду богам во время религиозных празднеств. Эти праздники длились несколько дней, и лучшей пьесе присуждался приз.

Во время представления пьесы греческие актеры надевали раскрашенные маски, которые должны были отражать характер персонажа. Кран использовался для того, чтобы актеры, играющие роль богов, могли летать по воздуху. Все актеры были мужчинами, некоторые из них переодеты в женскую одежду.

На стене за сценой были нарисованы декорации для исполняемой пьесы. Перед сценой находилась круглая арена, называемая орхестрой. На ней группа актеров — так называемый хор — исполняла гимны и танцевала, поясняя происходящее на сцене. Возле орхестры располагался алтарь, который служит для жертвоприношений Дионису, богу вина и веселья. Судьи сидели впереди, на особых местах, а публика — на каменных скамьях, установленных на склоне холма. Материал с сайта

Наука в Древней Греции

География

Границы Ойкумены все время расширялись, мир был велик и раз-нообразен. Надо было осмыслить, что же представляет собой Земля, в разных частях которой побывали греческие ученые, торговцы, моряки и воины. В Древней Греции география стала наукой. Знания о земле рождались из наблюдений, из опыта путешествий, из сравнений новых явлений и географических объектов. Древнегреческие ученые дали географические описания всего известного им мира, составили карты , которыми люди пользовались в течение сотен лет. Древние греки правильно определили форму и раз-меры Земли.

Геродот

Отцом географии называют греческого ученого Геродота. Он по-дробно описал природу и жизнь народов тех мест, но которым пу-тешествовал в V веке до новой эры, собирал рассказы других путе-шественников. Геродот описал земли скифов, живших к северу от Черного моря, на нынешней территории южной России и Украи-ны. Великие реки Днепр , Дон и другие текли к морю через скиф-ские степи — бескрайние равнины , покрытые травами. Там пасли свои стада скифы-скотоводы, а севернее жили скифы-земледель-цы. С тех времен сохранились в степи курганы — холмы, насыпан-ные над могилами скифских вождей.

Эратосфен

Птолемей

Птолемей в труде, названном «География», описал как надо составлять карты, пере-числил названия около 8000 рек, гор, городов и других географи-ческих объектов.

Аристотель

Путешествуя, люди наблюдали, как меняются продолжительность дня и ночи, высота солнца на небе, погода . Древние греки правильно определили, что чем выше поднимается солнце на небе, тем более жаркая стоит погода. Греческое слово «климат» переводится как «уклон», угол, под которым сол-нечные лучи падают на землю. Аристотель выделил в пределах зем-ного шара один жаркий тепловой пояс , два умеренных, благоприят-ных для жизни, и два холодных пояса.

Астрономия

Греки думали, что Земля похо-жа на выпуклый диск или на щит воина. Посреди Земли находится Средиземное море, со всех сторон окруженное сушей, а вокруг всей суши течет огромная река Океан .

Но уже в V веке до н.э. древнегре-ческий ученый Пифагор высказал мысль о том, что Земля имеет фор-му шара. Другой греческий уче-ный, Аристотель, через сто лет су-мел доказать это, наблюдая тень от Земли на Луне во время лунного затмения . Тень была круглой, а значит, ее отбрасывала круглая Земля. Древнегреческий ученый Эратосфен первым сумел измерить радиус Земли.

Картинки (фото, рисунки)

  • Древняя Греция
  • Кносский дворец
  • Дельфины. Фреска из Кносского дворца
  • Троя. Реконструкция
  • Гомер
  • Званый обед в андроне (гостиной для пиров)
  • Дом, принадлежащий богатой греческой семье
  • Женщины в гинекее, где они проводили большую часть времени
  • Роспись на вазе: мальчик учится читать
  • Дискобол
  • Конные скачки
  • Атлет со шлемом, щитом и в поножах

Не только профессиональные историки и студенты исторических факультетов увлекают античной Греции. Это предмет восхищения и интереса исследователей из смежных областей науки, туристов и путешественников, которые хотят знать все о Древней Греции. Это касается, как исторических событий, так и быта, культуры, философии, научных знаний, философии, мифологии.

Под Древней Грецией принято понимать период во всемирной истории, который начался в 3 тыс. до нашей эры и продолжался до середины 1 века нашей эры.

Периодизация

В зависимости от того, какие критерии ученые закладывают в деление древнегреческой истории, такой и может быть периодизация. Существует две наиболее распространенных и принятых в науке классификаций. Первая из них предполагает деление на три больших периода:

  • Доклассический, который начался в 3 в. до н.э. и продолжался до 4 в. до н.э.;
  • Классический, охватывающий 5-4 вв. до н.э.;
  • Эллинистический, датируемый второй половиной 4 в. – серединой 1 в. н.э.

Археологи же настаивают на том, что доклассический период стоит дополнительно делить на три этапа – крито-микенский, гомеровский и архаический. На Рубеже 3-2 тыс. до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, которую удалось отделить от остальных периодов, благодаря различным артефактам. Культура крито-микенского периода не такая богатая, как других эпох Древней Греции, но она говорит о том, что эта цивилизация требует отдельного внимания исследователей.

Гомеровский период мало изучен историками, основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера. Хронологически охватывал период с 11 по 9 вв. до нашей эры.

После него следовал архаический этап, в котором стали складываться основы государственности греков, менталитет, культура, мифология. Начался период в 8 в. до н.э. и закончился на границе 5-4 вв. до н.э.

Заселение Эллады

Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.

В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.

В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:

  • Началась добыча руд, в том числе медной;
  • Люди стали применять активно серебро и свинец;
  • Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
  • Создавались керамические и гончарные изделия;
  • Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
  • Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.

В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. В 1470 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.

На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.

Особенности гомеровского периода

Ахейская цивилизация пала под натиском новых племен – дорийских, которые захватили государства в средних и южных регионах. Выстояли Афины, куда переселились ахейцы из Пелопоннеса. Здесь удалось сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная часть Греции в развитии была отброшена назад.

Связано это с тем, что дорийские племена пребывали в условиях становления родового строя. Поэтому производство, города и политической системы стали быстро меняться. На первый план вышло опять родовые отношения, из-за чего в древнегреческом обществе стали распространяться орудия и оружие, сделанное из железа. Изделие из металла и железа вызвали формирование особого класса общества – ремесленников, благодаря чему в конце 9 в. до н.э. ремесло окончательно отделилось от земледелия и скотоводства. Так стал формироваться рынок, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида железных изделий.

Стали складываться независимые общины, возглавляемые басилеями. Их власть поддерживала родовая знать, которая свое влияние укрепляла через земельные владения. Население, проживавшие на таких территориях, попадало в рабство. Люди попадали в зависимость от богатых по-разному:

  • В Спарте к зависимым категориям населения относились периэки, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты – земледельцы из Мессении. Периэки обладали небольшим самоуправлением, продолжая дальше заниматься торговлей и различными ремеслами. Илоты же были государственной собственностью, были прикреплены к участкам земли спартиатов – представителей местной знати;
  • В Фессалии покоренное население называлось пенесты;
  • На Крите это были клароты.

Рабство в гомеровский период существовало и в Афинах, но рабами становились люди, не выплатившие долги.

Греция в архаический период

Увеличение количества городов и усложнение общественного строя вызвало активное развитие торговли. Жители населенных пунктов требовали постоянного сырья для работы и продуктов питания. Ситуация ухудшалась и тем, что в города становились пристанищем для крестьян, у которых отобрали землю. Увеличивалось и количество представителей знати, которой постоянно требовались рабы. Их использовали для строительства дворцов, для возделывания полей, домашней работы.

Все это создало предпосылки для начала нового этапа в истории Древней Греции – колониального. Толчком к началу созданий городов-колоний стало обострение социальной борьбы внутри греческого общества. В течение 8-6 вв. до нашей эры были выведены колонии на островах Сицилия и Эвбея, побережье Тарентского залива, Черном море, вдоль Эгейского побережья.

Наличие большого числа колоний вывело торговлю греков на новый уровень развития – международный. К последствиям создания колоний стоит отнести:

  • Рост спроса на греческие товары;
  • В метрополию постоянно поступали рабы;
  • Знать получала богатства и предметы роскоши;
  • В торговле стали использоваться монеты, позаимствованные у других народов;
  • Усилилась позиция многих землевладельцев и родовой знати;
  • Отдельные города Греции стали общими религиозными центрами.

Для архаического периода была характерна постоянная борьба между демосом и аристократией. Население городов стремилось избавиться от рабства, и это удалось сделать в ряде городов Эллады.

Сопротивление оказывала родовая знать, которую удалось смирить через установление режима тирании.

В течение 8-6 вв. до н.э. сложилась и особая форма политического, социального и экономического устройства греческого города. Это был полис – свободный населенный пункт, в котором проживали только свободные граждане. Если люди принадлежали к полису, то это обеспечивало им права, в том числе на рабов и на землю.

Полисы делились на две группы:

  • Олигархические (Спарта и Крит);
  • Демократические (Афины).

В городах-государствах одновременно существовали рабство и элементы родового строя. На юге материковой Греции продолжали развиваться земледельческие общины, которые принадлежали отдельным племенам.

Эллада в классический период развития

Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.

Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.

В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.

В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.

Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.

В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.

В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров нне разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политсила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Искусство и наука

Огромный вклад жители Древней Эллады сделали в развитие театра, живописи, скульптуры. Искусство греков присутствует практически в каждом уголке земного шара. В первую очередь, это храмы и архитектурные стили. Возводили греки храмы в честь богов, чтобы Зевсу и его сторонникам было, где жить. Но, в отличии от римлян, или же древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Вавилонии, элладцы строили храмы не большими (относительно, если судит по размерам), размещая их в акрополе города. Это была самая защищенная часть населенного пункта. Чтобы храм было видно издали, возводили его на горе или холме. Для строительства старались применять два основных материала – известняк и белый мрамор. Каждый храм, как и любое греческое строение, обязательно имело колоны, располагавшееся в один или два ряда. В классический период искусство строить храмы достигло пика развития. В следующую эпоху – эллинистическую – стали появляться стадионы, спортивные площадки, прогулочные пространства, амфитеатры.

Одновременно со скульптурой развивалась скульптура, которая менялась в течение всего периода существования Древней Греции. Если в архаический период на скульптурах людей обязательно были одеяния, то в классическую эпоху основное внимание мастера сконцентрировали на человеческом теле. Было принято изображать физически развитых, сильных, атлетически сложенных людей, что подчеркивало внутреннюю и внешнюю красоту. В эллинизм скульптуры стали носить метафорический характер, в произведениях искусства появились преувеличения, пышность, которой раньше не было.

Отличались греки и особой техникой живописи, образцы которой практически не сохранились до сегодняшнего времени. Но рисунки можно увидеть на вазах. Применяли греки два способа росписи таких изделий, как чернофигурная и краснофигурная. Для первой было характерно использование черного лака, чтобы изобразить людей и животных. А краснофигурная подразумевала полное закрашивание черного фона, фигуры же делались красными, а черный лак помогал еще четко прорисовать детали.

В период отмечания праздника виноделия, который был посвящен богу Дионису, стал складываться греческий театр. С его возникновением стали активно развиваться музыка и литература. Часто эти направления не отделялись друг от друга, что делало и литературу, и театр органическим целым. В постановках было принято применять специальные маски, которые носили только мужчины-актеры. Женщины в спектаклях участия не принимали.

Об особой роли театра в повседневной и общественной жизни Греции говорит большое количество театров и амфитеатров. Без постановок не обходились ни празднества, ни народные гуляния. Театр отличался большим разнообразием сюжетов и тематик, жанрами. Это были и комедии, и трагедии, и сатиры, и иронические представления на злобу дня.

Научные знания греков развивались в разных областях – философии, математики, астрономии, геометрии, биологии, физике, химии, истории. Особое место среди знаний занимала философия, которая занималась изучением проблем происхождения космоса, планет, человека, поиска ответов на вопросы, связанные с бессмертием. В Элладе сформировалось несколько философских школ, яркими представителями которых были Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и т.д.

В школах Древней Греции преподавались литература, грамматика, математика, история, астрономия, философия. Обязательным было физическое воспитание, чтобы личность человека развивалась гармонично.

Самым знаменитым наследием греков являются Олимпийские игры, которые были созданы для того, чтобы восхвалять богов и приносить им различные почести. Сначала это были локальные соревнования, которые со временем развились до общегреческих. На соревнованиях выступали спортсмены с разных полисов Эллады, стараясь получить статус лучшего атлета. Основные состязания происходили в такой дисциплине, как пятиборье, сейчас оно также присутствует на Олимпийских играх.

Материал из Юнциклопедии

Древняя (или античная) Греция - греческая цивилизация, государственность и культура 2–1‑го тысячелетий до н. э. (от возникновения первых греческих городов-государств до римского завоевания во II в. до н. э.). Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западную часть полуострова Малая Азия. Основав здесь свои города-колонии, они проникли на побережье Черного моря, остров Сицилию и Южную Италию (южная часть Италии и Сицилия стали называться «Великая Греция»). После завоевания греко-македонскими войсками огромной Персидской державы (см. Держава Александра Македонского) в древнегреческое государство вошли области всей Передней Азии. Однако Древней Грецией в узком смысле считается территория южной части Балканского полуострова и Эгейского бассейна.

    Древняя Греция в XII–VI вв. до н.э.

    Древняя Греция в V–IV вв. до н.э.

    «Парижанка». Фреска из Кносского дворца. Ок. 1500 г. до н. э. Гераклион (Крит).

    Храм Геры в Пестуме. 2‑я четверть V в. до н. э.

    Стреляющий Геракл. Статуя восточного фронтона храма Афины Афрайи на острове Эгина. Ок. 500 г. до н. э.

    Пелика с изображением ласточки.

    Скульптор Александр. Венера Милосская. Ок. 120 г. до н. э.

    Скульптор Поликлет. Дорифор (копьеносец). Ок. 440 г. до н. э.

    Великий греческий драматург Софокл.

    Великий греческий трагик Еврипид.

    Курос из Аттики (архаическая статуя атлета или бога) Начало VI в. до н. э.

    Дипилонская амфора. Керамика. Середина VIII в. до н. э. Афины.

    Архитекторы Иктин и Калликрат. Парфенон. 447–438 гг. до н. э. Афинский акрополь.

    Пелопонесская война 431–404 гг. до н.э.

Балканская, или материковая, Греция делилась на Северную Грецию (область Фессалия, Эпир, Македония), Среднюю Грецию (области Аттика с городом Афины, Беотия с городом Фивы и др.), Южную Грецию, или Пелопоннес (области Арголида, Ахайя, Лаконика с центром Спарта, Мессения, Коринф, Элида с городом Олимпия, где проходили Олимпийские игры). В западной части Малой Азии важную роль играли Эолида и Иония с городом Милетом. Наиболее крупные острова Эгейского моря - Крит, Родос, Самос, Лесбос.

В глубокой древности все эти области заселяли местные племена негреков. Древние греки (их называли ахейцами) впервые пришли сюда на рубеже 3–2‑го тысячелетий до н. э. из бассейна Дуная. В конце 2‑го - начале 1‑го тысячелетия до н. э. новая волна греческих племен - дорийцев пришла из современного Эпира. С начала 1‑го тысячелетия до н. э. греческая народность делилась на четыре большие племенные группы: ахейцев, дорийцев, ионийцев и эолийцев. Племена ахейцев проживали в центральной и северо-западной частях Пелопоннеса (области Аркадия и Ахайа), дорийцы населяли остальную часть Пелопоннеса, южные острова Эгейского моря и юго-западную часть Малой Азии. Ионийцы занимали часть Средней Греции (Аттику), остров Эвбею, острова средней части Эгейского моря и область Ионию в Малой Азии. Эолийцы населяли область Фессалию, острова северной части Эгейского моря и область Эол иду в Малой Азии. Все эти племенные группы говорили на разных диалектах греческого языка (ионийском, дорийском, эолийском), которые отличались между собой, хотя все греки свободно понимали друг друга. Единый общегреческий язык возник довольно поздно, в III–II вв. до н. э.

До конца 3‑го тысячелетия до н. э. в Древней Греции господствовали примитивные родовые отношения. Раньше всего первобытный строй стал разлагаться на острове Крит. Здесь в конце 3‑го тысячелетия до н. э. возникло несколько небольших государств в маленьких горных долинах. Одно из самых сильных - государство в центральной части северного Крита. Город Кнос стал столицей объединенного критского государства. Критские цари, имевшие большой флот, захватили многие острова южной части Эгейского моря, прибрежные области восточного Пелопоннеса и юго-западной части Малой Азии. Легендарный царь Минос, правивший приблизительно в XVI–XV вв. до н. э., считается первым на Крите законодателем, создателем могущественной морской державы.

В середине XV в. до н. э. на острове Санторин, расположенном в 100 км к северу от Крита, произошло мощное извержение вулкана, разрушившее до основания Кнос и превратившее Крит в развалины. Тяжелым положением Крита воспользовались ахейцы, захватившие его. В XIV–XIII вв. до н. э. наиболее важную роль стал играть Пелопоннес с крупными городами Микены и Пилос. Ученые расшифровали сложную письменность , которой пользовались ахейцы в XV–XIII вв. до н. э.

Из прочитанных текстов стало известно их хозяйство, социальные группы и классы, управление. Ахейские царства были раннерабовладельческими, монархическими государствами с большими пережитками родовых отношений. В XIII в. до н. э. большая часть ахейских государств объединилась под властью царя Микен Агамемнона и напала на малоазийские государства во главе с Троей. Троянская война, описанная в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», длилась, по преданию, 10 лет и закончилась победой греков. Однако она подорвала силы греков и ахейские царства стали ослабевать, чем воспользовались дорийцы, к которым примкнули греческие и негреческие племена. После завоевания Пелопоннеса дорийцами в Греции вновь утвердился примитивный родовой строй. В XI–IX вв. до н. э. родовые отношения стали разлагаться, снова возникла социальная и имущественная дифференциация, начали формироваться органы государственного управления. В IX–VIII вв. до н. э. на территории Греции возникли первые города-государства, или полисы. Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимавшихся различными промыслами и ремеслами. Будучи его полноправными членами, они имели право на собственность. В таком городе проживало большинство населения, находились государственные учреждения, храмы, ремесленные мастерские. Все дела решались на общем собрании граждан полиса (сюда не входили рабы, женщины и представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являвшиеся гражданами полиса). Своим значением выделялись Спарта, Афины, Коринф, Мегары, Аргос, Милет, Смирна и др.

В VIII–IV вв. до н. э. греки начали расселяться (так называемая великая колонизация) из области Эгеиды в сторону Сицилии на запад и в сторону Причерноморья на северо-восток. В процессе колонизации они основали несколько сотен различных городов. Крупнейшие среди них - Сиракузы, Акрагант, Гела, Мессана, Сибарис, Тарент, Кумы в Сицилии и Южной Италии; в Причерноморье - Византий (в проливе Босфор), Гераклея и Синопа на южном берегу, Истрия и Аполлония на западном, Ольвия, Феодосия и Пантикапей на северном, Диоскуриада и Фасис на восточном берегу Черного моря. Процесс расселения греков, основание колоний, установление отношений между колониями и метрополиями (полисами, создавшими колонию) сыграли огромную роль в развитии городов-государств, греческого общества и культуры (см. Колониализм).

Наивысшего развития Древняя Греция достигла в классический период своей истории - в V–IV вв. до н. э. На её общественное и культурное развитие большое влияние оказали греко-персидские войны . Их победоносное окончание вызвало в Греции большой моральный подъем.

Греция этого периода - страна с процветающим сельским хозяйством и ремеслом, основанными на труде рабов. Развивается товарное производство; греки ведут активную торговлю со всеми странами Средиземноморья и Причерноморья. Особенно оживленными торговыми центрами были Коринф, Милет, Афины.

Древняя Греция - родина такой передовой формы государства, как демократическая республика, или демократия. Однако это была демократия , при которой рабы, свободные, не являвшиеся членами данного полиса, и женщины политических прав не имели. Наиболее полного своего развития она получила в Афинах. Здесь свободные граждане независимо от их имущественного положения решали на собраниях важные государственные дела: издавали законы, выбирали должностных лиц, заслушивали их отчеты, заключали мир и объявляли войну и т. д. В Афинах действовал специальный суд - гелиэя, он состоял из 6 тыс. судей, избираемых из простых граждан. Текущие дела решал совет из 500 человек (буле). Различные должностные лица (стратеги, казначеи, городские власти) переизбирались ежегодно и не имели права, за редкими исключениями, занимать одну и ту же должность дважды.

Именно в классический период в Древней Греции была создана великая культура , оказавшая влияние на развитие всей мировой культуры. Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, остроумные комедии Аристофана, философские трактаты Платона и Аристотеля, замечательные архитектурные ансамбли афинского Акрополя, храмы Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах, Артемиды в Эфесе до сих пор восхищают людей. Шедевры древнегреческой скульптуры вдохновляли не одно поколение мастеров всех времен и народов (см. Античность , Мифология , Возрождение (Ренессанс), эпоха Возрождения).

В середине V в. до н. э. большая часть греческих полисов объединилась в два больших союза: Пелопоннесский во главе со Спартой и Афинский морской союз, возглавляемый Афинами. Острые противоречия между ними привели к Пелопоннесской войне, продолжавшейся с перерывами 27 лет. Победу одержала Спарта, однако в 4 в. до н. э. против нее выступили Коринф, Фивы и другие греческие полисы. В борьбе с ними Спарта была вынуждена распустить Пелопоннесский союз. Все другие объединения греческих полисов (Беотийский союз, 2‑й Афинский морской союз) также распались (см. карту).

В середине IV в. до н. э. в Греции наступил кризис полисов, вызванный непрерывными междоусобными войнами и внутренней острейшей борьбой аристократии и народа. В результате царь Македонии Филипп II постепенно завоевывал один полис за другим и к 338 г. до н. э. захватил власть фактически над всей Грецией. Его сын Александр, прозванный Великим, стал основателем огромной империи, куда вошла и территория Древней Греции.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. его обширная империя распалась на ряд крупных государств, во главе которых встали полководцы Александра. В Египте утвердилась династия Птолемеев, в Месопотамии и Сирии - Селевкидов, в Пергаме - Атталидов, в Македонии - Антигонидов. Начался новый этап истории Древней Греции - этап эллинизма, который продолжался около 300 лет, с конца IV в. до н. э. до конца I в. до н. э. (см. Эллинизм). Эллинистические государства были крупными, но политически слабыми образованиями и стали уже с конца III в. до н. э. распадаться. Их ослабляли постоянные войны и делали легкой добычей врагов. Возникшее в середине III в. до н. э. на востоке государство Парфия завоевало большую часть владений Селевкидов. А на западе ослаблением эллинистических стран воспользовался Рим, захвативший сначала Македонское царство, затем Пергам. В I в. до н. э. он присоединил остатки царства Селевкидов, расположенные в Сирии, и эллинистический Египет. Включение эллинистических стран в состав Парфии на востоке и Рима на западе положило конец самостоятельности Древней Греции.

Древняя Греция представляет собой совокупность государств в II– I тысячелетии до н. э., в процессе развития которых были заложены основы развития демократии, философии и архитектуры всего западного мира.

Географическое расположение

Греция расположена на юге Балканского полуострова и прилегающих островах, а также занимала часть Малой Азии. Континентальная Греция состояла из трех частей: Ахей, Аттика и Пелопоннес. Островная Греция включала в себя несколько сотен островов, крупнейшими из которых были Крит и Эвбея.

Греция – достаточно гористая страна, вся территория которой состоит из долин и горных хребтов. На севере расположена гряда Балканских гор с вершинами Олим и Парнас. Пригодных для земледелия земель приходилось немного. Крупных рек в Греции тоже нет. Климат отличается неравномерным распределением осадков в течение года. Характерно засушливое лето и короткая, но холодная бесснежная зима. Дожди выпадали только в межсезонье, что затрудняло развитие земледелия.

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

История древней Греции кратко - это краткое содержание (описание, сообщение о древней цивилизации) эпохи всего большого раздела Древней Греции (а именно о население, религии, мифах древней Греции, о во йнах, о городах, о правителях и т.д., о чем вы можете прочитать чуть ниже )

  • Раздел - I - Описание о Древней Греции
  • Раздел - 2 - Природа и население древней Греции
  • Раздел - 3 - Мифы и религия древней Греции
  • Раздел - 4 - Греческие города-государства в VI веке до н.э
  • Раздел - 5 - Греко-персидские войны кратко
  • Раздел - 6 - Рабы в древней Греции
  • Раздел - 7 - Возвышение Афин в V веке до н. э
  • Раздел - 8 - Быт древних греков
  • Раздел - 9 - Античный театр древней Греции
  • Раздел - 10 - Античное искусство и наука древней Греции
  • Раздел - 11 - Держава Александра Македонского
  • Раздел - 12 - Древняя Эллада

Огромную роль в становлении человеческой цивилизации играет история Древней Греции, кратко о которой пойдет речь в этой статье. На сегодняшний день трудно встретить человека, ничего не знающего о древнегреческой культуре и истории. Именно это государство стало основоположником европейских ценностей, касающихся политики, философии, литературы и многого другого.



Если посмотреть на карту Древней Греции , то можно увидеть, что расположена она на юге Балканского полуострова. Граничила Греция с такими государствами, как Иллирия и Македония . Со временем ее территории увеличивались благодаря колонизации.

Для того, чтобы кратко рассмотреть историю Древней Греции, исследователи подразделяют ее на определенные периоды.





Про религию

Объединяющим звеном в древнегреческой культуре являлась религия. Главенствующее место занимал бог Зевс , являющийся царем всех остальных богов, а также людей. Местом обитания богов греки считали священную гору, называемую Олимп , где помимо Зевса обитали еще 11 божественных существ .

Это Гера, супруга Зевса - богиня семейного очага,

Бог Посейдон - покровитель водной стихии, морей и океанов.

У главного бога были сестры - богиня плодородия, которую звали Деметра, и Гестия , покровительствующая домашнему быту. Дочерью Зевса была Афина, воинствующая покровительница мудрости, а также ремесла.

Также, кроме Афины,войне покровительствовал бог Арес . Богиня Артемида поначалу покровительствовала земледелию, но потом стала почитаться как богиня, ответственная за беременных женщин и целомудрие. Её брат, Аполлон у древних греков выполняет роль бога солнца. Он покровительствовал медицине , образованию, искусству.

Что касается Гермеса, то изначально он считался покровителем скотоводства, но потом стал почитаться как бог вестник. Одна из дочерей Зевса - Афродита , была рождена из морской пены, чтобы стать богиней любви и красоты.

Древние греки представляли своих божественных покровителей в человеческом образе, причем им были свойственны человеческие черты поведения и характера. Богам были известны человеческие чувства, желания, и они даже имели свои пороки.

Мифология


Олимпийские игры

До наших времен сохранилась древнегреческая традиция - Олимпийские игры .

  • Эти крупнейшие спортивные состязания поначалу зародились как часть религиозного культа, во время их проведения устраивали различные церемонии поклонения богам.
  • Первый день был полностью посвящен обряду жертвоприношения также, как и в последний день игр, когда награждали победителей.
  • Традиция проведения Олимпийских игр началась как обычные местные соревнования, позже эта традиция стала общегреческой. Одним из видов спорта, придуманный древними греками, является пятиборье.

В Древней Греции этот вид спорта был изобретен с целью выявить самого сильного атлета .

Пятиборье включало в себя бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.


  • Во время проведения состязаний прекращались войны.
  • Игры запретили в 394 году нашей эры, во времена римского господства. Император Феодосий I насильственным путем насаждал христианскую веру, и потому запретил Олимпийские игры, как пережиток язычества.
  • Лишь в XIX веке традиция Олимпийских игр восстановилась, и они стали самыми знаменитыми и престижными соревнованиями во всем мире.

КУЛЬТУРА

О искусстве

  • Очень важную роль в развитии общемировой культуры сыграло искусство Древней Греции.

  • Акрополь, самая защищенная часть города, всегда находился на возвышении, и служил местом, где концентрировалась местная власть - как городская, так и религиозная.
  • Для строительства храмов использовали желтый известняк и белый мрамор. Отличительной особенностью древнегреческой архитектуры являются колонны - неотъемлемая часть у любой постройки.
  • Храмы, как правило, окружал один или два ряда колонн.
  • Расцвет древнегреческой архитектуры пришелся на классический период.
  • Во времена эллинистической эпохи больше внимания стали уделять строительству не храмовых сооружений, а прогулочных площадок, амфитеатров, дворцов и зданий спортивного назначения.

Скульптура

  • Также неотъемлемой частью древнегреческого искусства является скульптура .
  • Она в ходе течения времени подвергалась некоторым изменениям.

  • Во времена классической эпохи были популярны изображения богов.
  • Они выглядели как обычные люди - физически развитые, сильные, красивые, но при этом не имели каких-либо недостатков, присущих людям. Одежду не изображали, было принято показывать обнаженное тело, всю его красоту. В эпоху эллинизма скульптурные изображения стали более пышными и преувеличенными.

Живопись


  • Существовало два способа росписи ваз - краснофигурная и чернофигурная . При чернофигурной с помощью черного лака рисовали изображения людей и животных, иглой прорисовывая детали.

Театр

  • В Древней Греции был распространен театр.
  • Он появился во время празднований, посвященных богу виноделия - Дионису.
  • С театральным искусством тесно связаны музыка и литература. Театральное искусство греков, соединившись с литературой, стало представлять собой отдельное направление культуры.

  • Самые известные из них - Софокл, Эсхилл, Эфпирид. Актерами могли быть только мужчины , играя в спектакле, они использовали маски. Театр имел большое значение в жизни людей тех времен - для этого строились специальные здания.
  • Самое большое из них могло вместить более тысячи человек - например, театр Диониса в Афинах. Показ театрализованных представлений являлся неотъемлемой частью любого празднества.

Наука

  • Древняя Греция также известна своими научными знаниями , важное место в которых занимает античная философия.
  • Древнегреческие философы занимались вопросами, касающихся происхождения человека и Вселенной.

  • Его учитель философии - знаменитый Сократ. Также древнегреческая философия подарила миру Аристотеля - знаменитейшего философа во всем мире.

Древнегреческая культура выработала идеал человека - предполагалось гармоничный союз физической и духовной красоты.

Именно на это и было нацелено образование в Древней Греции.

Внимание уделялось не только преподаванию научных знаний, но и физкультуре.

Обучали сыновей свободных граждан с семилетнего возраста. Первым этапом было обучение в низшей школе, где ребята изучали базовые предметы.

Переходя на вторую ступень, в список научных дисциплин добавлялась астрономия с философией.

Мальчики в возрасте с 12 до 16 лет занимались физическим воспитанием в гимнастических школах - палестрах.

Спарта

  • Имело свои особенности воспитание и образование детей в Спарте.
  • Каждый спартанец в возрасте от 8 до 20 лет должен был в обязательном порядке получить школьное образование.

  • В целом, спартанское воспитание было достаточно суровым, государство напрямую участвовало в формировании личности - воспитывались физические навыки.
  • Ребят учили охоте, военному делу, танцам, была физкультура. Умственному развитию особенного значения не придавали - это было личным делом каждого человека.
  • Именно в Спарте появились первые гоплиты - пешие воины.

Общественно политическая жизнь

  • Что касается общественно-политической жизни, то наивысшим органом государственной власти являлось народное собрание, получившее в Древней Греции название «экклесия».
  • В его работе могли участвовать мужчины, свободные и достигшие 20-летнего возраста.
  • Своими полномочиями экклесия охватывала не только законодательную, но также исполнительную и судебную ветви власти.

  • Также одним из властных органов был ареопаг. В эпоху родоплеменных отношений он представлял собой совет старейшин. Впоследствии функции ареопага стали ограничиваться преимущественно судебной функцией.
  • В Древней Греции имело место такое явление, как залоговый кредит.
  • В качестве залога оставляли, как правило, земельные угодия. В знак того, что земля заложена, там устанавливался долговой камень. Его убирали после погашения задолженности.
  • Если человек не успевал заплатить долг, его обращали в рабство и конфисковывали все имущество.
  • Афинский правитель Солон отменил эту практику, освободив граждан от долговых обязательств.
  • Камни были убраны, проданным в рабство должникам - возвращена свобода. В дальнейшем такое явление, как самозаклад должника, был запрещен.

Деньги

  • Древние греки использовали деньги .
  • До наших дней сохранилось большое количество разнообразных монет Древней Греции, представляющих интерес не только для историков, но и для нумизматов.
  • Тяга греков к прекрасному отразилась в их костюме, который менялся на протяжении веков.
  • Но во все времена у одежды Древней Греции была особенность - она никогда не сшивалась.
  • В качестве заключения следует отметить, что данная статья - лишь краткое описание всей истории Древней Греции.
  • История этого государства - один из самых интересных разделов всей истории древнего мира.

Еще одна версия по краткой истории древней Греции

Древняя Греция и по сей день способна вызывать большой интерес многих ученых мира. Немецкий философ, поэт внес важный вклад в изучение культуры Древней Греции.В своих заметках он писал о том, что в Греции того времени сосуществовали 2 начала: дионисийское(т.е дикое, стихийное) и аполлоновское(т.е гармоничное) . Сначала всю теорию Фридрих Ницше ни кто не воспринимал в серьез, а сам он считался изгоем в ученых кругах.

Мировые ученые видели в Древней Греции лишь аполлоновское начало. Но сегодня правота Фридрих Ницше не вызывает ни каких сомнений. Стоит начать с наиболее ранних эпох Древней Греции. Этот период носит название как крито-микенский . На острове под названием Крит и в Микенах возникли страны, которые во многом были похожи на восточные деспотии. Они по своей сути не имели ничего общего с той Древней Греции, какую мы с вами привыкли себе представлять, с ее великими городами-государствами.

Все наши знания о данной эпохе очень сильно ограничены. Долгий период времени эгейская письменность (произошла от Эгейского моря) оставалась полностью нерасшифрованной. До наших дней дошло большое количество материальных памятников данной культуры, но они в свою очередь мало что могли рассказать о том времени. Лишь в середине двадцатого столетия, исследователь из Англии, Вентрис сумел все же расшифровать это письмо. Сегодня мы с вами знаем культуру того времени немного больше.

Уже тогда многие люди почитали Зевса. Широко был распространены в Древней Греции различные культы: культ животных, культ двойной секиры, щита, культ деревьев, камней, и солнца. Главными характеристиками крито-микенского времени считаются наличие «дворцовой культуры», довольно жесткая централизация военно-политической, религиозной, а так же хозяйственной сфер жизни. В тот период формировались могучие, укрепленные дворцы-цитадели.

Дворцы эти были очень больших размеров. В них обязательно входили места для административных и культовых целей, а так же кладовые. Многочисленные здания, в которых проходила вся жизнь дворца, постоянно требовали контроля и заботы. В крито-микенский период огромное значение приобретает бюрократический персонал. Во главе этих дворцов стоял царь-жрец, основная задача которого была хранить и поддерживать священный порядок. Вблизи основывались общинные поселения. В обязанности царя входила функция верховного военачальника, который постоянно обеспечивал защиту всех своих поселений. Второй этап становления древнегреческой культуры начинается с упадка Крита и Микен. Мощнейшее землетрясение привело к гибели цивилизации на Крите.