Каталонское герцогство появляется на карте Европы в Раннее Средневековье. Восстания в Каталонии вспыхивали постоянно. Почему все говорят о ее независимости, как о чем-то очевидном? Как глубоко уходят в историю ее корни?

Корни каталонской независимости следует искать во временах арабского завоевания Испании. Северная граница мусульманских владений на Иберийском полуострове проходила недалеко от Барселоны. В конце VIII века на этих территориях активно противостояли друг другу Кордовский эмират и Франкская империя. К началу IX века христиане отвоевали эти земли у мусульман и основали там Испанскую марку, в которую входили графства, зависящие от франков. Барселонское графство занимало среди них главенствующее положение.

Повторное завоевание арабами пограничных территорий происходит в конце IX века. Земли возвращает граф Боррель II, который впервые провозглашает независимость Барселоны. Менее чем через 200 лет в результате брака между наследниками Арагона и Барселоны появляется средневековое государственное образование - королевство Арагон. Монархи Арагона расширяют территорию своих владений: в 1238 году завоевана Валенсия, в 1349 году окончательно присоединено королевство Мальорка. Позже в состав королевства были включены Сицилия, Сардиния, Неаполитанское королевство.

Когда Барселона лишилась своей автономии?

Арагон утрачивает самостоятельность после брака наследника престола Фернандо II с королевой Кастилии и Леона Изабеллой I. Этот союз положил начало Испании как единого государства, а титул короля Арагона вошел в число титулов королей Испании до начала XVIII века. В середине ХVII века испанский абсолютизм пытается ликвидировать автономию Каталонии, в результате чего разгорается Сегадорское восстание. К 1640 году от Испанской империи пытаются одновременно отделиться Каталония и Португалия. Португалия уходит от Испании навсегда, Каталонии удается продержаться 12 лет - до 1652 года. В 1714 году король Испании Филипп V упраздняет автономию Каталонии после восстания в регионе: перестают действовать вольности Каталонии, но остаются в силе привилегии Басконии и Наварры.

Продолжили ли каталонцы добиваться независимости?

Продолжили. Одно из крупнейших восстаний начинается в 1871 году, тогда путем переговоров центральному правительству удается сохранить территорию. В 1909 году в Барселоне разгорается восстание анархистов, к ним примыкают и представители других левых сил. Причиной народных волнений стал призыв Мадрида в армию жителей Барселоны для отправки на колониальную войну в Африке. В результате левые организовали всеобщую забастовку, в городе стали возводить баррикады. Начались столкновения с вооруженными силами. Концом противостояния считается «Трагическая неделя», когда на улицах города убили около 200 человек, 1700 человек арестовали, некоторых приговорили к смертной казни или пожизненному заключению. После драматичных событий был казнен известный каталонский диссидент, педагог-анархист Франсиско Феррер. Власти обвинили его в призывах к восстанию, хотя в тот момент он находился в Англии.

Что происходило в Каталонии во время революции и гражданской войны в 1931-1939 гг.?

В 1931 году в Испании стартовала революция: после победы на муниципальных выборах в крупных городах республиканцы вышли на улицы, король Альфонсо XIII покинул страну. Одним из результатов свержения монархии в Испании стало предоставление Каталонии автономии с широкими полномочиями. Однако в 1936 году генерал Франсиско Франко поднимает восстание против республиканских властей, после чего происходит мобилизация сил правительства и отменяется часть привилегий каталонцев. Франкисты одерживают победу, глава каталонского правительства Луис Компанис, державший курс на независимость региона, казнен.

Вернули ли привилегии каталонцам после падения авторитарного режима Франко?

Да. Автономию региона восстановили сразу после смерти Франко. Был признан каталонский язык, появилось местное правительство - Женералитат. В Барселоне заседает каталонский парламент из 135 членов, который избирает на 4 года председателя Женералитата (до последнего времени главой каталонского правительства был Карлес Пучдемон). Однако жители Каталонии не оставляют попыток провозгласить независимость: уже в XXI веке прошел ряд масштабных акций, включая непризнанный Мадридом референдум.

Отдел кадров очень часто взаимодействует с бухгалтерией, и нередко между этими двумя подразделениями возникают разногласия. Одним из поводов является отсутствие в программе 1С идентификационного номера налогоплательщика. Свидетельство о постановке на учет оформляется физическим лицом самостоятельно, не у всех граждан оно есть. Поэтому кадровики оформляют сотрудника без данного документа, что вызывает недовольство бухгалтерии. Разберемся, имеет ли право работодатель требовать ИНН от сотрудников в 2017 году.

Из статьи вы узнаете:

  • имеет ли право работодатель требовать ИНН у сотрудника;
  • как получить идентификационный номер работнику без ИНН;
  • обязан ли работник предоставлять ИНН.

Имеет ли право работодатель требовать ИНН

Чтобы определить может ли работодатель требовать ИНН, необходимо проанализировать ст. 65 ТК РФ. В данной статье содержится список документов, которые сотрудник должен предъявить при трудоустройстве. Среди них нет идентификационного номера налогоплательщика. Но все же в локальных актах компаний нередко можно увидеть, что свидетельство о постановке на учет является обязательным документом, без которого прием на работу не осуществляется.

Пример из практики.

В ООО «Кровель» в сезон увеличивается количество заказов. Для выполнения данной работы активно принимают новых сотрудников. Так за январь 2017 года в компанию приняли 15 новых сотрудников. При оформлении данных сотрудников специалист по кадрам запросила у них документы в соответствии со ст. 65 ТК РФ.

В начале февраля 2017 года в отдел кадров пришла главный бухгалтер компании и устроила кадровику скандал. Главбух обвинила кадровика в незнании закона и утверждала, что ИНН обязателен при приеме на работу. Также главный бухгалтер указала, что не сможет сдать отчетность в Пенсионный фонд и налоговую инспекцию. Кадровик попыталась объяснить, что не имеет право работодатель требовать ИНН при трудоустройстве. Но несмотря на все пояснения и ссылки на Трудовой кодекс, руководство компании встало на сторону главного бухгалтера и объявило кадровому специалисту выговор.

Выясним, почему же возникает ситуация, когда представители компании (сотрудники бухгалтерии или отдела кадров) считают, что работодатель имеет право требовать ИНН. Дело в том, что поле для заполнения идентификационного номера очень часто встречается в кадровых и бухгалтерских документах. Например:

в личной карточке Т-2 (образец заполнения номера в личной карточке приведен на рисунке 1);

в листке нетрудоспособности;

Раз поле есть, то представители организации считают, что работодатель имеет право требовать ИНН. Однако это не так. То, что работник не обязан представлять ИНН, подтверждает не только статья 65 Трудового кодекса, но и иные нормативные акты.

Скачайте документы по теме:

ФНС в своем письме от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611 указала, что при отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется. В письме МНС от 27.02.2001 № БГ-6-12169@ ведомство отмечает, что налоговые органы не вправе отказать налоговому агенту в приеме представляемой в налоговый орган отчетности, в которой в сведениях об отдельных физических лицах - получателях доходов не указан идентификационный номер налогоплательщика по причине его отсутствия.

Важно! Налоговые инспекторы не требуют от бухгалтеров указывать ИНН в справке 2-НДФЛ. В настоящее время данные справки сдаются в электронном виде и обрабатываются с помощью специальной программы. Она проверяет сведения на наличие ошибок. Данная программа отсутствие идентификационного номера не принимает за ошибку.

Таким образом, обоснованных причин, при которых работодатель имеет право требовать ИНН, нет.

Работник без ИНН – как получить идентификационный номер

Идентификационный номер присваивается всем гражданам. Но многие работники не обращаются в налоговую инспекцию за свидетельством и не знают своего номера, пока не столкнутся с необходимостью представить данный документ. Например, его могут запросить при оформлении кредита. Тогда работник без ИНН ошибочно обращается к своему работодателю с просьбой оформить ему свидетельство. Но данный документ через работодателя оформить нельзя, как в случае со СНИЛС.

Свидетельство о присвоении номера физическое лицо оформляет самостоятельно в налоговой инспекции по мету жительства. Для этого ему необходимо предоставить паспорт и написать соответствующее заявление. Свидетельство выдается в течение 5 дней со дня обращения. При смене фамилии, физическое лицо также самостоятельно обращается с запросом в налоговую инспекцию об изменении данных в свидетельстве.

Обязан ли работник предоставлять ИНН

На многих форумах бухгалтеров и кадровиков можно найти обсуждение на тему «Обязан ли работник предоставлять ИНН». Так, на одном форуме коллега написала «Мы при приеме не требуем ИНН. Но потом тихонечко так просим – «принесите пожалуйста, оформите, когда у вас будет время».

Как уже было отмечено, не имеет право работодатель требовать ИНН. Но компания может прописать в правилах внутреннего трудового распорядка, что работник при трудоустройстве может (не обязан) предоставить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В таблице 1 приведено, как правильно прописать условие о предоставлении свидетельства, а какие формулировки несут риски привлечения к ответственности.

Таблица 1. Может ли работодатель требовать ИНН: безопасные условия

Формулировки, к которым придерутся проверяющие органы

Корректная формулировка

Работник обязан предоставить ИНН

Работник может (не обязан) предоставить ИНН

Работодатель требует ИНН для сдачи отчетности

С согласия работника работодатель может запросить ИНН для оформления кадровых документов, сдачи отчетности

Работник без ИНН обязан получить свидетельство в налоговой инспекции в течение 10 дней

Идентификационный номер налогоплательщика работодателем не оформляется. При необходимости оформления данного документа, работник лично обращается в налоговую инспекцию по месту жительства

В данной статье мы рассмотрели один из популярнейших вопросов, который уже много лет является предметом дискуссий: «Имеет ли право работодатель требовать ИНН». Однозначный ответ на этот вопрос – у работодателя нет такого права. Отказ в приеме на работу по данной причине является неправомерным.

Если в локальных актах работодателя свидетельство о постановке на учет будет указан в числе обязательных документов, то компанию оштрафуют за нарушение трудового законодательства по ч. 1 чт. 5.27 КоАП РФ. Поэтому для начала необходимо обсудить с коллегами, действительно ли данный документ так необходим компании. Если ли все же бухгалтерия будет настаивать, то предоставление данного документа необходимо прописать исключительно как право работника.


На первой сессии Верховного Совета СССР в январе 1938 г. Председатель Совета Народных Комиссаров В.М. Молотов заявил: "У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот". Слова советского премьера отражали изменившиеся взгляды руководства СССР, и, прежде всего, И.В. Сталина, на приоритеты дальнейшего строительства Военно-Морского Флота. Именно в это время рождалась 10-летняя "Большая кораблестроительная программа", предусматривающая, в первую очередь, постройку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, которые олицетворяли бы океанскую мощь государства.

По первоначальному варианту 10-летней программы к 1946 г. советский флот должен был иметь 15 линейных кораблей, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эскадренных миноносца, 336 подводных лодок, десятки кораблей других классов и сотни боевых катеров.

Таким образом, в отличие от первой и второй пятилеток, когда главное внимание уделялось средствам "малой войны" на море, и, прежде всего, подводным лодкам, в "Большой кораблестроительной программе" четко определялся приоритет линейных кораблей и крейсеров.

Взятый акцент на крупное надводное кораблестроение не совсем соответствовал требованиям военной науки, складывавшимся взглядам о войне на море. В связи с бурным развитием авиации и подводных лодок век могущества линейных кораблей подходил к концу.

Безусловно, определенное влияние на направленность советского кораблестроения имел опыт ведущих морских держав, продолжавших интенсивное строительство линейных кораблей. В середине 30-х годов на верфях шести государств только в постройке находилось 20 линейных кораблей, хотя в целом удельный вес крупных надводных кораблей в составе флотов падал. Правда, заграницей строили и авианосцы.

Вполне очевидным был тот факт, что экономика СССР не могла обеспечить создание такого флота. Стоимость постройки только первых четырех заложенных линкоров типа “Советский Союз” достигала почти четверти годового бюджета страны. Теперь не является секретом, что выполнение планов первой и второй пятилеток систематически срывалось. В своей основе обе пятилетки остались невыполненными. Процветала система финансирования текущего строительства за счет авансов под будущие планы. Возрастал процент “незавершенки”.

Создание большого флота потребовало проведения ряда организационных мероприятий по улучшению руководства флотом и судостроительной промышленностью. В декабре 1937 г. образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота, а в январе 1939 г. - Народный комиссариат судостроительной промышленности.

Начали формироваться пять основных групп судостроительных заводов и верфей: ленинградская, южная, дальневосточная, северная и центральная (речная). Из них первые две выпускали до двух третей всей судостроительной продукции.

Первый новый линейный корабль “Советский Союз” проекта 23 был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 15 июля 1938 г. Главный конструктор корабля - Б.Г. Чиликин. Его консультировали видные ученые флота: А.Н. Крылов, Ю.А. Шиманский, П.Ф. Папкович, В.Г. Власов.

За головным кораблем в течение двух лет последовала закладка еще трех линкоров: “Советская Украина” в Николаеве, “Советская Россия” и “Советская Белоруссия” в Молотовске (с 1957 г. - Северодвинск). Считалось, что отечественные линкоры будут самыми большими в мире военными кораблями. Их стандартное водоизмещение равнялось 59150 т, длина составляла 260 м, ширина - 38 м, осадка - 9,27 м. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л.с. линкор мог развивать скорость до 28 уз. Артиллерия главного калибра включала девять 406-мм орудий в трех башнях. Толщина главного броневого пояса достигала 402 мм. Строительство заложенных линкоров шло медленно. Плановые сроки продвижения технической готовности срывались в основном из-за задержек с поставками материалов, оборудования. К концу 1940 г. готовность “Советского Союза” составила 19,44%, “Советской Украины” - всего 7%.

В ноябре 1939 г. были заложены тяжелые крейсера “Кронштадт” (Ленинград) и “Севастополь” (Николаев) проекта 69. Их водоизмещение было порядка 35000 т. Артиллерия главного калибра состояла из девяти 305-мм орудий в трехорудийных башнях. Полная скорость -32 уз. К началу войны готовность крейсеров достигала 12%.

В сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер “Киров” проекта 26 (см. фото на с. 58), заложенный в Ленинграде в октябре 1935 г. Главный конструктор корабля - А.И. Маслов. Через два года Балтийский флот пополнился еще одним легким крейсером - “Максимом Горьким” проекта 26-бис, а в составе Черноморского флота перед самым началом Великой Отечественной войны появились крейсера “Ворошилов” и “Молотов”. Все эти четыре крейсера приняли активное участие в войне, получали боевые повреждения, но остались в строю. В Комсомольске-на-Амуре строились легкие крейсера “Калинин” и “Лазарь Каганович” проекта 26-бис. Они вступили в состав Тихоокеанского флота уже в годы войны.

19 октября 1940 г. руководство страны приняло решение прекратить закладку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, а один из строящихся линейных кораблей разобрать. Предписано сосредоточить усилия промышленности на строительстве малых и средних боевых кораблей и на достройке крупных кораблей с большой степенью готовности. В целом кораблестроение вновь было переориентировано на постройку подводных лодок и легких надводных кораблей. Тем не менее, строительство ранее заложенных кораблей различных классов продолжалось.

Следующим этапом советского крейсеростроения стали проектирование и закладка легких крейсеров проекта 68. Семь крейсеров этого проекта были заложены в Ленинграде и Николаеве в 1939-1940 гг. До начала войны 5 из них успели спустить на воду.

Головной крейсер “Чапаев” к началу войны имел готовность 35%. В строй он войдет в 1950 г. по откорректированному, с учетом опыта войны, проекту 68К (главный конструктор Н.А. Киселев). Большая серия крейсеров строилась по проекту 68-бис (главный конструктор А.С. Савичев). Головной корабль крейсер “Свердлов” принят в состав Балтийского флота в 1952 г.

В 1938-1941 гг., а также в годы войны флот продолжал пополняться эскадренными миноносцами проектов 7 и 7У.

Новый эсминец проекта 30 был спроектирован группой конструкторов во главе с А.М. Юновидовым. Головной корабль этой серии “Огневой” был заложен в Николаеве в августе 1939 г. Планировалось вывести его на приемо-сдаточные испытания уже в декабре 1941 г. Начавшаяся война задержала строительство “Огневого”. Он достраивался и сдавался флоту в Поти в 1944-1945 гг. До войны было изготовлено 10 корпусов эсминцев проекта 30.

Массовое строительство новых эсминцев развернулось только в первое послевоенное десятилетие, правда, уже по улучшенному проекту 30-бис. Эсминцы со сварными корпусом вооружались четырьмя 130-мм орудиями в двух башнях и оснащались радиолокационной и гидролокационной техникой.

После заметного перерыва возобновилось проектирование и строительство сторожевых кораблей. Группой конструкторов во главе с Я.А. Копержинским в 1937-1939 гг. был разработан проект сторожевого корабля “Ястреб” (проекта 29). До начала войны успели спустить на воду шесть кораблей этой серии. В годы войны (1944 г.) головной корабль “Ястреб” был сдан флоту по откорректированному проекту 29. Водоизмещение сторожевика - 998 т, скорость -33,5 уз. В состав артвооружения входили три 100-мм пушки и четыре 37-мм зенитных автомата. Имелся трехтрубный 450-мм торпедный аппарат. На борт принималось до 24 мин. На корме устанавливались два бомбосбрасывателя с комплектом глубинных бомб. Пять остальных кораблей, спущенных на воду, достроены по проекту 29К после войны.

В 1938 г. по заказу НКВД был разработан корабль морской пограничной охраны проекта 122. Военно-Морской Флот использовал этот проект в несколько измененном виде в качестве большого охотника за подводными лодками. По проекту 122А (главный конструктор Н.Г. Лощинский) была заложена серия больших охотников. Первые два - “Артиллерист” и “Минер” -вошли в состав Каспийской флотилии в ноябре 1941 г. Через три года их вместе с другими кораблями этого проекта перебазировали на Черноморский флот.

Накануне и в ходе войны в большом количестве строились малые охотники за подводными лодками типа МО-2 и МО-4 (главный конструктор Л.Л. Ермаш), водоизмещением 56 т, с полной скоростью 25,5 уз. Корпус этих кораблей был деревянным. Вооружение включало две 45-мм пушки, имелись два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами. На борт катера принимались 4 мины. Охотник оснащался переносной шумопеленгаторной станцией.

С 1943 г. на флот стали поступать малые охотники за подводными лодками типа ОД-200, водоизмещением 47 т, со скоростью 28 уз. Их вооружение состояло из 37-мм и 25-мм автоматов. Всего было построено 334 малых охотника типа МО-2, МО-4 и ОД-200. Малые охотники стали самыми универсальными кораблями Великой Отечественной войны. Они высаживали десанты, несли дозорную службу, конвоировали транспорты, эскортировали подводные лодки, подавляли огненные точки на берегу.

Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194 (главный конструктор А.Н. Тюшкевич) строились в осажденном Ленинграде и поступали на Балтийский флот с июня 1943 г. Их водоизмещение составляло 61 т, скорость доходила до 23 уз., на вооружении имелись 45-мм пушка и 37-мм автомат, два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами, гидроакустическая станция. Всего было построено 66 бронированных охотников. Они предназначались для действий в шхерных районах, осуществляли огневую поддержку сухопутных войск, участвовали в десантных операциях.

В предвоенные годы получили дальнейшее развитие противоминные корабли. Проект эскадренного быстроходного тральщика (проект 59) разработан к концу 1938 г. под руководством главного конструктора Л.М. Ногида. Кроме контактных тралов, на нем предусматривался и электромагнитный трал. Артвооружение включало две 100-мм и одну 45-мм пушки, три 37-мм автомата. Головной тральщик “Владимир Полухин” и второй корабль “Василий Громов”, заложенные в 1939 г., проходили приемосдаточные испытания и передавались флоту в Ленинграде в 1942-1943 гг. Водоизмещение тральщика составляло 879 т. Паротурбинная установка позволяла развивать скорость без трала 22,4 уз., с тралом до 19 уз. Имелись бомбосбрасыватели и бомбометы с глубинными бомбами, гидроакустическая станция.

Тральные силы Балтийского флота, особенно нуждавшегося в противоминных кораблях, в годы войны получали большое пополнение за счет тральщиков -“стотонников” проекта 253Л, построенных на двух ленинградских заводах в условиях блокады. Первый корабль вступил в строй в январе 1944 г. Тральщики строились двумя сериями - МТ-1 и МТ-2. Их водоизмещение было порядка 100 т, полная скорость при работе трех дизелей достигала 12,5 уз. (без трала). Минно-тральный комплект включал акустический, электромагнитный и параван-тралы, 24 мины. В составе артиллерии имелись две 45-мм пушки.

Еще в 1938 г. было начато строительство подводных минных заградителей типа “Л” ХIII-бис серии. Новый дизель “1Д” позволил повысить надводную скорость. Был увеличен также боекомплект торпед и мин, улучшена обитаемость. Начиная с 1940 г. новые “ленинцы” стали оснащаться шумопеленгаторными станциями “Марс” и приборами звукоподводной связи “Сириус”.

К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР насчитывалось 19 подводных минных заградителей типа “ленинец” четырех серий.

Накануне войны, в 1938-1941 гг., были заложены 13 подводных лодок типа “Щ” Х-бис серии. Из них 9 достроены в годы войны, две - после войны, строительство двух прекращено.

В число средних лодок, принятых в состав флота в течение трех последних предвоенных лет, кроме “щук”, входило 15 подводных лодок типа “С” 1Х-бис серии.

Малые подводные лодки ХП серии были спроектированы конструкторской группой П.И. Сердюка. Они представляли однокорпусные, цельносварные и одновальные подводные корабли. В отличие от VI серии, их прочный корпус разделялся на шесть отсеков. Водоизмещение-209/258 т, скорость в надводном положении -14 уз., под водой - 7,8 уз. Малая ПЛ ХII серии имела два носовых торпедных аппарата с общим боекомплектом из 4 торпед. Артиллерия включала одну 45-мм пушку. До войны флот получил от промышленности 28 таких кораблей. В постройке находились 17, которые были достроены в годы войны.

Проект более совершенной малой подводной лодки XV серии разработан группой инженеров во главе с Ф.Ф. Полушкиным в 1939 г. Подводная лодка была снабжена двухвальной энергетической установкой, а торпедное вооружение увеличено до четырех аппаратов. До 1947 г. флот получил 10 лодок этой серии.

Под руководством главного конструктора, офицера флота, сотрудника НТК Морских Сил РККА М.А. Рудницкого в 1934-1936 гг. была спроектирована крейсерская эскадренная подводная лодка типа “К” XIV серии, которой заслуженно гордились моряки и кораблестроители. В приемном акте головной подводной лодки “К” Госкомиссия отмечала, что она “по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скорости. Самая крупная, самая быстроходная, самая мощная”.

Двухкорпусная подводная лодка типа “К” имела водоизмещение 1500/2100 т, два дизеля общей мощностью 8400 л.с., что позволяло в надводном положении развивать скорость до 22 уз. В подводном положении под электромоторами скорость достигала 10 уз. Рабочая глубина погружения -100м. Максимальная дальность плавания до 15000 миль. В составе артвооружения - две 100-мм и две 45-мм пушки. В носу семиотсечной лодки размещалось шесть, в корме и надстройке по две трубы торпедных аппаратов. Общий боекомплект составлял 24 торпеды. На лодку в минно-баластную цистерну принималось до 20 мин, которые сбрасывались через люки под киль. Легкий корпус, переборки прочного корпуса и цистерны были сварными. Отмечались Госкомиссией и слабые места лодки типа “К”. К ним относились высокая шумность, ненадежная конструкция минного оборудования, несовершенная система погрузки торпед.

До начала войны в состав флота вошло шесть крейсерских подводных лодок типа “К”. Столько же находилось в постройке. Они были достроены и сданы флоту в годы войны.

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров.

Большие и средние подводные лодки, а также сторожевые корабли и тральщики вооружались одноорудийными 100-мм палубными артустановками Б-24.

К сожалению, среднекалиберная артиллерия (130-мм, 100-мм) не была универсальной и не могла вести огонь по воздушным целям. Перед войной были разработаны и приняты на вооружение 37-мм зенитные автоматы 70К, но в массовом количестве они стали поступать на флот лишь во второй половине войны, что отрицательно сказалось на противовоздушной обороне кораблей.

Для управления огнем артустановок главного калибра были созданы системы управления стрельбой “Молния АЦ” и “Мина-7”, обладавшие высокими точностями решения задач. Первые отечественные системы морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) “Горизонт” (для крейсеров) и “Союз” (для эсминцев) приняты на вооружение в 1940 и 1941 гг. Однако их серийное производство задержалось и к началу войны на многих кораблях этих систем не было. Автоматизированная система МПУАЗО испытывалась на лидере “Баку” в 1943 г. В ней полные углы наводки орудий и установки трубки с учетом качки корабля определялись по высоте полета цели и вектору ее скорости.

В годы войны на флоте появился силовой гироазимутгоризонт, ставший основным прибором корабельной артиллерийской гироскопии. Он устанавливался на крейсерах, эсминцах, сторожевых кораблях.

Производство системы приборов управления стрельбой (ПУС) резко возросло в конце войны и особенно в первые послевоенные годы. Если в 1944 г. была изготовлена 21 система, в 1945 г. -54, то в 1946 г. флот получил 99 систем. Корабли стали оснащаться крейсерскими системами “Молния АЦ-68” и “Зенит-68”.

Флотские артиллеристы имели хорошую подготовку в стрельбах по морским целям, чему в военно-морских училищах отводилось много времени. Стрельбам же по береговым целям уделялось мало внимания. Между тем именно береговые стрельбы стали преобладающими в ходе боевых действий флота.

Подводные лодки обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, мощным вооружением, живучестью, но до последнего периода войны не получали скоростных и бесследных торпед. В ходе войны лодки оснащались приборами беспузырной торпедной стрельбы.

Основные типы торпед, состоящие на вооружении кораблей, это торпеды 53-38, а на вооружении самолетов - 45-36 (высотного и низкого торпедометания). Приборы управления торпедной стрельбой требовали кардинального улучшения.

К недостаткам боевого состава флотов предвоенного периода нужно отнести отсутствие десантных кораблей и малое количество тральщиков. Боевые корабли и суда оказались незащищенными от неконтактного оружия. Первые отечественные неконтактные тралы появились в нашем флоте в конце 1942 г. в результате работ группы ученых и инженеров под руководством Н.Н. Андреева и Л.М. Бреховских (они стали поступать на вооружение флота только в 1943-1944 гг. (авиационные мины АМД-500 и АМД-1000)).

Значение Северного флота для обороны страны руководством ВМФ понималось, однако перед войной он имел малочисленный корабельный состав, включавший только 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В ее составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов. Авиация флота имела 116 самолетов (49 истребителей, 11 бомбардировщиков и 56 разведчиков), которые могли базироваться на один сухопутный и два морских аэродрома.

Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ-3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.

Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.

Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий.

В целом, несмотря на отмеченные недостатки в развитии флота и военного кораблестроения, морского оружия и корабельной техники, к началу Великой Отечественной войны был создан Военно-Морской Флот, способный вести боевые действия как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок противника. Во главе ВМФ и флотов стояли талантливые адмиралы.

22 июня 1941 г. в 4 часа утра Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Немецко-фашистская авиация произвела налеты на военно-морские базы Кронштадт, Ригу, Либаву, Севастополь, Измаил. Противоздушные силы флотов, переведенных за несколько часов до начала войны по приказу Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова на оперативную готовность № 1, отражали атаки вражеской авиации. Ни один корабль флота в первый день войны не был потерян.

Начальный период войны проходил в крайне тяжелых условиях для Советской Армии и Военно-Морского Флота.

К концу ноября 1941 г. противником были заняты Прибалтика, Белоруссия, большая часть Украины и часть территории РСФСР.

Первый самый трудный для СССР период Великой Отечественной войны длился с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г.

В эти месяцы основной задачей Военно-Морского Флота было содействие на приморских направлениях сухопутным войскам, а также защита своих и нарушение вражеских морских коммуникаций. Корабли и части флота приняли активное участие в героической обороне военно-морских баз Ханко, Либавы, Одессы и Севастополя, в многотрудной битве за Ленинград, в которой морская артиллерия играла существенную роль. Она использовалась главным образом для борьбы с тяжелой артиллерией врага, обстреливавшей город, а также для стрельбы по наиболее удаленным от фронта целям.

Моряки сражались и на сухопутных фронтах. Из экипажей кораблей, курсантов военно-морских училищ формировались бригады и отдельные батальоны морской пехоты. Только в 1941 г. на сухопутный фронт было направлено почти 150 тыс. моряков, из которых третья часть воевала под Москвой.

В первые две недели войны на Балтийском флоте эффективно функционировала центральная минно-артиллерийская позиция в Финском заливе. За это время было выставлено более 3000 мин и около 500 минных защитников. 8 августа 1941 г. авиация флота нанесла первый бомбовый удар по Берлину. Исключительно тяжелой стала операция по вынужденному перебазированию кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, которая была осуществлена 28-30 августа. На переходе, в условиях, когда оба берега Финского залива находились в руках противника, из 153 единиц от мин и вражеской авиации погибла одна треть боевых кораблей, транспортных судов и плавучих средств. И все же основной корабельный состав флота благополучно прибыл в Кронштадт. На кораблях и судах из Таллина удалось эвакуировать 17 тыс. человек. Несмотря на блокаду флота в восточной части Финского залива, балтийские подводники, проявляя мужество, форсировали противолодочные рубежи, выходили в открытое море для действий на коммуникациях противника. В 1942 г. они потопили 29 судов врага.

На Черном море оборонительные минные заграждения ставились у Севастополя и Одессы, Новороссийска и Туапсе, в Керченском проливе и у Батуми. В конце июня 1941 г. ударная группа кораблей Черноморского флота в составе лидеров “Москва” и “Харьков” нанесла артиллерийский удар по румынской военно-морской базе Констанца. В канун Нового 1942 года Черноморский флот провел самую крупную за войну Керченско-Феодосийскую десантную операцию. В операции участвовали две армии Кавказского фронта, морские части, свыше 250 кораблей и судов, в том числе крейсера “Красный Кавказ” и “Красный Крым”, около 600 самолетов. К исходу 2 января десантные войска очистили от противника Керченский полуостров, что существенно улучшило положение осажденного Севастополя. К сожалению, впоследствии противник вытеснил советские войска с полуострова.

Подводные лодки Черноморского флота действовали на путях сообщений противника, осуществляли вместе с надводными кораблями морские перевозки в Севастополь и эвакуацию из города людей и особо ценного имущества.

Героическая оборона Севастополя в течение 250 дней была возможной во многом благодаря действиям Черноморского флота. Наряду с непосредственным участием в обороне базы флот обеспечивал регулярное сообщение гарнизона с тыловыми районами на побережье Северного Кавказа.

Северный флот играл важную роль в стабилизации фронта на мурманском направлении - охраняя свои коммуникации, активно нарушал вражеские вдоль побережья Северной Норвегии. С созданием антигитлеровской коалиции и распространением американского закона о ленд-лизе в СССР начались регулярные поставки военной техники, вооружений и продовольствия от союзников. Действовали три маршрута транспортировки военных грузов для СССР: северный, тихоокеанский и иранский.

Только по северному маршруту в первый период войны из портов Великобритании и Исландии проследовали в Архангельск и Мурманск 20 конвоев, в составе которых насчитывалось 288 судов. Из СССР на Запад шли транспортные суда в конвоях с традиционными товарами советского экспорта, прежде всего стратегическим сырьем. На маршруте союзные конвои охранялись британскими военно-морскими силами. Северный флот включался в охрану судов конвоя начиная от меридиана 20°, к востоку и юго-востоку. Обеспечение морских перевозок с грузами по ленд-лизу стало одной из важнейших задач флота.

Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. - конец 1943 г.) начался контрнаступлением советских войск и разгромом 330-тысячной группировки немцев под Сталинградом. В результате роста производства военной продукции и расширения боевых резервов был достигнут экономический и военный перевес СССР над фашистской Германией.

В этот период Военно-Морской Флот продолжал содействовать сухопутным войскам на приморских флангах, более активно вести борьбу на морских коммуникациях. Речные флотилии оказывали непосредственную огневую поддержку войскам. Флоты и флотилии высаживали оперативные и тактические десанты, осуществляли перевозку войск и техники по морским и речным путям. Важную роль играла Волжская военная флотилия, обеспечивая стратегическую нефтяную коммуникацию по Волге. Черноморский флот провел ряд десантных операций в районах Новороссийска, Таганрога и Мариуполя. Керченско-Эльтигенская десантная операция завершилась захватом Керченского плацдарма, позволившего позже вести успешные бои за освобождение Крыма.

В отличие от первого периода войны, когда на морских коммуникациях действовали главным образом подводные лодки, с 1943 г. в широких масштабах стала привлекаться и авиация. Около половины общего тоннажа потопленных транспортов противника - результат ударов авиации. ВВС флотов пополнились самолетами с минно-торпедным вооружением. Авиация заняла ведущее место в действиях по нарушению морских перевозок противника. Боевая деятельность подводных лодок заметно сдерживалась слабостью ремонтной базы, а на Балтике - мощными противолодочными рубежами противника. Завоевание авиацией господства в воздухе, оснащение кораблей эффективными зенитными средствами позволили усилить противовоздушную оборону на флоте. Наиболее ценные морские перевозки стали прикрываться истребителями. Уменьшились потери судов на переходах морем.

Третий период Великой Отечественной войны (январь 1944 г. - май 1945 г.) характерен проведением наступательных операций Советской Армии на всех фронтах. Во многих из них принимал участие Военно-Морской Флот.

Войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота снята блокада Ленинграда. Артиллерия и авиация флота содействовали наступавшим войскам в прорыве обороны противника. Флот осуществил перевозку войск 2-й ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. Совместно с войсками Ленинградского фронта в сентябре-октябре

1944 г. флот успешно провел операцию по освобождению Моонзундских островов. В ходе наступления на правобережной Украине советские войска вышли к государственной границе, вступили на территорию Румынии.

Силами 4-го Украинского фронта. Отдельной Приморской армии и Черноморского флота освобожден Крым.

В третьем периоде войны основным содержанием боевой деятельности флотов и флотилий по-прежнему оставались: высадка морских и речных десантов, артиллерийская поддержка армейских флангов, перевозка войск и техники. Флот зарекомендовал себя мощной ударной силой, способной резко изменить обстановку в приморской полосе действий сухопутных войск. К самостоятельным операциям флота относились, прежде всего, действия подводных лодок, легких сил флота и морской авиации на Севере, Черном и Балтийском морях. Наиболее высоких результатов в этих операциях достигла авиация. В войне против Японии в августе-сентябре

1945 г. Тихоокеанский флот успешно высадил ряд оперативных и тактических десантов. Совместно с частями Советской Армии флот освобождал Южный Сахалин, Курильские острова, порты на восточном побережье Кореи, Порт-Артур.

Амурская флотилия содействовала сухопутным войскам в разгроме японской Квантунской армии в Маньчжурии. Она обеспечивала форсирование рек, помогала наступлению войск вдоль р. Сунгари, поддерживая их артиллерийским огнем и высадкой тактических десантов.

За время Великой Отечественной войны Военно-Морским Флотом потоплено 708 боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и ее союзников, а также 791 транспортное судно полной вместимостью 1,84 млн. т. Достоверность этих цифр подтверждается двусторонними данными. Почти половина из потопленных кораблей и судов явилась результатом ударов авиации. На долю подводных лодок приходится 5% потопленных боевых кораблей и 20% транспортов. От воздействия минного оружия погибло около 15% из всех потопленных германских кораблей и судов. Надводными кораблями ВМФ СССР потоплено 53 боевых корабля и вспомогательных судна и 24 транспорта противника. В целом в ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанес противнику ощутимые потери. “Он до конца выполнил свой долг перед Родиной” - отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.

V.G. Yegorov, V.V. RUDOY, Yu.G. SOPIN – «Combat experience gave a positive impetus to postwar shipbuilding». Submarines’ using by the command of the Baltic Fleet in the Great Patriotic War of 1941-1945

Аннотация. В статье исследуются основные этапы совершенствования тактики применения подводных сил на Балтике, развития их вооружения и технических средств.

Summary . The article examines the main stages of improving tactics of submarine forces in the Baltic Sea, developing their weapons and equipment.

Великая отечественная война 1941-1945 гг.

ЕГОРОВ Владимир Григорьевич - советник губернатора Калининградской области, адмирал в отставке, кандидат военных наук

(г. Калининград. Тел.: 7-906-238-50-70)

РУДОЙ Владимир Викторович - преподаватель Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (филиал в г. Калининград), капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук

(г. Калининград. E-mail: K-497rvv@ mail.ru)

СОПИН Юрий Григорьевич - профессор Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (филиал в г. Калининград), капитан 1 ранга, доктор военных наук, доцент

(г. Калининград. E-mail: [email protected])

«боевой опыт придал положительный импульс послевоенному кораблестроению»

Использование подводных лодок командованием Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

К концу июня 1941 года, то есть ко времени нападения фашистской Германии на Советский Союз, на Краснознамённом Балтийском флоте (БФ) числилось 50 подводных лодок (пл) различных типов, организационно сведённых в две отдельные бригады. Кроме того, ещё 15 лодкам производили различный ремонт1. Необходимо также уточнить: с началом войны (июль-сентябрь 1941 г.) 8 боеготовых пл БФ («С-101», «С-102», «Л-20», «Л-22», «К-3», «К-21», «К-22», «К-23») были переданы в состав Северного флота (СФ). По Беломорско-Балтийскому каналу их перебазировали из Кронштадта в Беломорск и далее в Полярный2.

Оперативно-тактическая и тактическая подготовка подводников в предвоенный период проводилась главным образом на играх и групповых упражнениях, то есть «на картах»; совместные учения по отработке взаимодействия пл с авиацией и надводными кораблями, в том числе в море, не проводились, поскольку ни Боевым уставом Морских сил (БУМС-37), ни Наставлением по ведению морских операций (НМО-40) такого рода задачи подводным силам флота не ставились в связи с отсутствием их теоретического обоснования (проработки)3. Так что уровень тактической подготовки личного состава в целом можно охарактеризовать как недостаточный. При этом лишь несколько пл в мае 1941 года официально признавались кораблями первой линии (были полностью боеспособными)4. Следовательно, начало войны большинство экипажей подлодок БФ встретили, пребывая в процессе отработки и сдачи первых курсовых задач в соответствии с Курсом боевой подготовки подводных лодок (КПЛ-41), и лишь отдельные приступили к выполнению торпедных и артиллерийских стрельб.

Нельзя не учитывать и количественный рост подводных сил ВМФ СССР в предвоенные годы. В связи с этим возникли следующие затруднения: опыта плавания в осенне-зимний период экипажи пл, за исключением участвовавших в Советско-финляндской войне (1939-1940 гг.), не имели, поскольку боевая подготовка в море проводилась только летом; ряд командиров не имели опыта выхода в торпедную атаку на своём корабле и со своим экипажем, а сами торпедные стрельбы выполнялись в упрощённых условиях (как правило, по тихоходному кораблю, шедшему постоянным курсом)5.

Только в конце мая 1941 года, с перебазированием части подлодок в Усть-Двинск (Рижский залив) командование бригад приступило к форсированию боевой подготовки, в частности, к отработке торпедных атак по быстроходным целям, которые обозначали эсминцы типа «Новик» - «Энгельс» и «Артём». Безусловно, все недостатки в боевой подготовке за столь небольшой период времени, оставшийся до начала войны, командованию и экипажам пл устранить не удалось6.

Быстрое оставление советскими войсками значительной части территории СССР в операционной зоне Балтфлота в первые месяцы войны и, как следствие, перевод его подводных сил в Ленинград и Кронштадт привели к тому, что условия проведения морской составляющей мероприятий боевой подготовки экипажами были крайне сложными и тяжёлыми не только в начале, но и в течение всей войны. Отсутствие полигонов и сложная минная обстановка в Финском заливе вынуждали проводить отработку минимально необходимых задач боевой подготовки и, как правило, на Неве (на участке между Охтинским и Литейным мостами с глубинами до 18-20 м) перед выходами в боевой поход. Здесь же испытывались подводные лодки, выходившие из ремонта и вновь построенные7.Вполне объяснимо, что командиры и экипажи приобретали необходимые опыт и навыки действий в море уже при выполнении боевых задач. Проведённый в ходе войны анализ соответствия содержания КПЛ-41 реальной обстановке показал, что он нуждается в существенной переработке с точки зрения приближения его к задачам военного времени. Требовалось, к примеру, исключить из него ряд задач боевой подготовки, оказавшихся невостребованными в ходе боевых действий; улучшить организацию отработки новых способов и тактических приёмов, уже получивших развитие и практическое применение; значительно расширить круг задач по отработке совместных действий пл с разнородными силами флота8.

В 1941-1942 гг. командование БФ для действий на морских коммуникациях противника использовало только подлодки, при этом основным недостатком их применения, впрочем, характерным для всех периодов войны являлось явно слабое взаимодействие с надводными кораблями и авиацией, которое сводилось чаще всего к эскортированию пл до точки погружения и эпизодическим обеспечением данными воздушной разведки. Случаев наведения подводных лодок на курсы движения вражеских кораблей (конвоев) и вовсе не было отмечено9. Да и ещё что-либо осуществить в интересах более эффективного использования пл в условиях жёсткой блокады командование флота не имело возможности.

Анализ опыта применения подлодок в последний военный год показал, что взаимодействие их с надводными кораблями и самолётами во время выхода на вражеские коммуникации должно было отрабатываться по следующим направлениям: своевременное обеспечение данными авиационной и корабельной разведки; наведение на курсы движения отрядов кораблей (конвоев, одиночных кораблей и судов); организация нанесения совместных ударов и совместное противодействие противолодочным силам (ПЛС) другой стороны; воспрепятствование при оборудовании противником противолодочных рубежей и облегчение их форсирования своим кораблям (пл); помощь пл, особенно имеющим боевые и аварийные повреждения, преследуемым вражескими ПЛС; более эффективно использовать разведданные, добытые пл10.

Сказывалось несовершенство средств связи, особенно при нахождении лодок в подводном положении. Из-за этого невозможно было поддерживать контакт с другими кораблями, а тем более авиацией, что в свою очередь лишало командование возможности маневренного использования групп пл. А ведь целесообразно было, хотя бы в условиях 1944-1945 годов с выходом флота из акватории Финского залива, применять именно такой метод для нанесения ударов по конвоям противника. Тут как раз сгодились бы лодки типа «К» и «С» (с их большой надводной скоростью), которые могли бы действовать в составе тактических групп (по три-четыре единицы), наводимых на цели по данным разведки11. Но, к сожалению, использование пл только в узлах морских направлений и на непосредственных подходах к базам противника с учётом значительной протяжённости его коммуникаций, а также ограниченного количества боеготовых лодок было единственно возможным.

Как эти, так и другие проблемы, проявившиеся в ходе боевых действий, командование и экипажи всесторонне анализировали, что способствовало даже в условиях блокады планомерному ведению боевой учёбы подводников. На неё стало отводиться с учётом участия экипажей в выполнении ремонтно-восстановительных работ (один из элементов подготовки) два дня в неделю, а иногда и больше (всё зависело от хода ремонта)12. Так, удалось существенно повысить уровень выучки гидроакустиков. Совершенствование их квалификации в первую блокадную зиму проходило на плавбазе «Иртыш», где был оборудован учебный кабинет, имевший две шумопеленгаторные станции и устройства, воспроизводившие шумы, свойственные кораблям различных классов и транспортам. Такой же комплекс, а также кабинет для подготовки командиров пл при выходе по данным гидроакустиков в торпедную атаку устроили на береговой базе бригады, использовав материальную часть учебного отряда подплава. Однако торпедная подготовкакомандировпл оставаласьневысокой13.

Недостаточно эффективной была боевая деятельность подводников-балтийцев в 1943 году. На её результаты негативно влияли следующие факторы: создание противником по всей глубине Финского залива с учётом опыта 1941-1942 гг. нескольких мощных противолодочных рубежей, состоявших из комбинаций различных средств противолодочной обороны (мин, сетей, самолётов, корабельных дозоров); сложность преодоления и, как следствие, большие потери из-за недостаточного обеспечения разведданными или плохого их использования, а также при не совсем продуманном, а то и неоправданном форсировании вражеских противолодочных рубежей, особенно на линии Нарген - Порккала-Удд14. Как эти, так и другие причины вынудили командование ВМФ задачу по нарушению морских коммуникаций противника в Балтийском море подводными силами снять (с июля 1943 г.), возложив её на минно-торпедную авиацию БФ15. Впрочем, что произошло летом 1943-го, было предрешено ещё ранней весной, когда противник, используя большое количество боевых кораблей, вспомогательных судов и других средств, практически беспрепятственно, без серьёзного противодействия с нашей стороны сооружал заграждения, разрушить или прорвать которые оказалось потом невозможно16.

В силу сложившейся на флоте обстановки пл БФ с июля 1943 по октябрь 1944 года были вынуждены прекратить боевые действия, а их использование стало возможным лишь после выхода из войны Финляндии. Тогда для перебазировавшихся из Кронштадта в финские порты (непосредственно к району боевых действий) подлодок отпала необходимость форсировать упомянутые противолодочные рубежи. Так, в Ханко и Турку были переведены по шхерному фарватеру 9 пл и плавбазы17. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Морской атлас: В 3 т. М.: Изд. ГШ ВМФ, 1966. Т. 3. Ч. 2. С. 255.

2 Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945. Справочник. М.: Воениздат, 1988. С. 56-68.

3 Цветков И.Ф. Организационно-мобилизационные органы и организационные структуры ВМФ России (1695-1945). СПб.: ГШ ВМФ, 2000. С. 619.

4 Курников Л.А . Подводники Балтики. СПб: Роза ветров, 2012. C. 87.

5 Там же. С. 88.

6 Там же. С. 91-93.

7 Там же. С. 298, 299.

8 Отделение Центрального военно-морского архива (ОЦВМА). Ф. 18. Д. 34165. Л. 74.

9 Там же. Л. 69.

10 Там же. Л. 70.

11 Там же. Л. 71.

12 Курников Л.А. Указ. соч. С. 279.

13 Там же. С. 278, 279.

14 ОЦВМА. Ф. 18. Д. 34165. Л. 45.

15 Морской атлас. Т. 3. Ч. 2. С. 254.

16 Курников Л.А. Указ. соч. С. 516.

Подводным силам Советского ВМФ в годы Второй мировой войны принадлежит явный своеобразный, печальный “рекорд”, - в этот период без своих кораблей погибло 15 командиров советских подводных лодок. Именно этой теме и посвящен материал, подготовленный для сборника "Тайны подводной войны" членом Московского клуба истории флота Андреем Смагиным.


А. Смагин. "Когда гибнет командир...".


За годы Великой Отечественной войны на трех действующих советских флотах - Северном, Краснознаменном Балтийском и Черноморском, в боевых действиях приняло участие соответственно 78, 92 и 97 командиров подводных лодок. Степень их участия в войне была весьма различна : одни прошли всю войну, как говориться, “от звонка до звонка”, совершив большое число боевых походов, другие же вообще не успели сделать ни одного выхода в море. За годы войны погибло 102 советские подводные лодки, большинство из которых - на коммуникациях противника со всем экипажем, однако, увы нередки были случаи и гибели отдельных членом их экипажей, в том числе - и самих командиров, о чем и пойдет ниже речь.


Северный флот

11 июля 1941 года из Полярного в свой первый боевой поход вышла впоследствии прославленная под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лысенко. Лодка была направлена в дозор на позицию к северо-востоку от острова Кильдин . Командир чувствовал себя в походе неуверенно часто менял курс, 20 июля, когда место лодки уже несколько дней не определялось, она, находясь в подводном положении, ударилась носом о прибрежные камни в Териберской губе. Командир скомандовал “Полный вперед!” и лодку потряс еще один удар. На борту возникла паника, а командир окончательно потерял способность управлять кораблем. Положение дел спас его помощник, который отдал команду на всплытие. Вся носовая оконечность подводной лодки была изуродована, волнорезы торпедных аппаратов, погнуты и сорваны со своих мест. По возвращении в базу старший лейтенант Д.Я. Лысенко был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян.


12 февраля 1942 года из Полярного в боевой поход в район мыс Нордкин - Лакее-фьорд вышла подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Семена Ивановича Коваленко. В ночь на 19 февраля в 5 милях от бухты Хоннингсвог в условиях плохой видимости она встретила отряд немецких кораблей в составе минного заградителя “Бруммер ” {бывший норвежский “Олав Трюггвассон ”) и тральщиков М-1502 и М-1503. Зная, что перед ним противник, командир минзага . приказав дать полный ход, с дистанции 400-500 метров пошел на таран лодки, которая пришла в движение и, обойдя “Бруммер ” по большой дуге, прошла у него перед носом. Стоявшие на палубе “Щуки” ее вахтенный офицер, штурман и боцман, приняв “Бруммер ” за... эскортный корабль союзного конвоя, махали немецким морякам руками и кричали о себе “Русские, русские!”. Так как лодка избежала тарана, то противник открыл по ней огонь из всех орудий, достигнув прямого попадания в прочный корпус. В то же время М-1503. обойдя с левого борта продолжающий двигаться на большой скорости минзаг , через несколько минут вышел на лодку и нанес ей под углом 45° скользящий таранный удар позади боевой рубки. Капитан-лейтенант Коваленко, выскочив на мостик и оценив обстановку, дал команду остановить дизели, чтобы произвести срочное погружение, но был тяжело ранен и упал. в то время, как его помощник, штурман и боцман уже спустились вниз. Однако в следующую минуту штурман вновь выскочил наверх и крикнул: “Есть кто на мостике?”. Не получив никакого ответа, он скомандовал “Все вниз! срочное погружение!” и, встав на трап, успел захлопнуть рубочный люк перед самым форштевнем немецкого тральщика, вновь вышедшего в атаку. Тут на лодке потряс новый, мощный таранный удар. На какой-то момент один из немецких унтер-офицеров без приказа спрыгнул с помощью бросательного конца на палубу советской лодки и накинул петлю на ноги лежавшего там без сознания ее тяжелораненого командира. Когда “щука” погрузилась, советский подводник оказался на борту немецкого тральщика. Так капитан-лейтенант С.И. Коваленко попал в плен. г де ему ампутировали раненую ногу. Вскоре немцы узнали, что он был командиром подводной лодки и начались допросы, но он или молчал, или давал неверные показания. Советского моряка бросили в лагерь для военнопленных подводников под Парижем, где в 1944 году капитан-лейтенант С.И. Коваленко был расстрелян немцами.

20 мая 1942 года в свой восьмой за войну боевой поход - район острова Фулей вышла подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Алексея Кирьяновича Малышева. Он начал войну командиром этой лодки в звании еще капитан-лейтенанта и в третьем боевом походе открыл счет подводников Северного флота, потопив 12 сентября 1941 года в Танафьорде транспорт “Оттар Ярл” тоннажем 1459 брт . За свой четвертый поход, в котором в районе мыса Нордкин артогнем был потоплен мотобот, а его команда - взята в плен. Малышев был награжден Орденом Ленина. До лета 1942 года Щ-422 под его командованием совершила еще два боевых похода. В восьмом походе между командиром и новым его комиссаром старшим политруком Абрамом Ефимовичем Табенкиным возникли разногласия. К тому же на лодке вышел из строя гирокомпас, и командир, в прошлом дивизионный штурман, взялся починить его, но после ремонта прибор пришел вообще в безнадежное состояние. В результате всего этого военком дал в базу радиограмму с просьбой отозвать лодку с позиции ввиду явной трусости командира. По возвращении в базу капитан-лейтенант А.К. Малышев по доносу комиссара был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян. (Существуют данные, что Малышев погиб еще до исполнения приговора - в тюрьме во время налета немецкой авиации).

11 августа 1942 года на позицию в район мыс Нордкин - порт Берлевог вышла в свой очередной, десятый за войну боевой поход подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Николая Гурьевича Столбова, который встретил войну на этой должности в звании еще капитан-лейтенанта. За два года боевых действий лодка, ставшая 3 апреля 1942 года Краснознаменной, провела 15 торпедных атак по кораблям и судам противника, потопила два из них - 17 октября 1941 года в проливе Серейзунд транспорт “Вестеролен ” тоннажем 682 брт , а 27 февраля 42-го в Лаке-фьорде, у мыса Сверхольд-Клуббен немецкий сторожевой корабль НМ-01. 14 августа в районе Танафьорда в 1 час 58 минут ночи при зарядке аккумуляторных батарей на лодке произошел взрыв газов - электрики пропустили срок вентиляции на 25 минут и покинули свои посты. Возникший пожар охватил 2-й и 10-й отсеки лодки, при этом погибло 18 членов экипажа корабля и ее командир - капитан 3 ранга Н.Г. Столбов. По возвращении в базу тела погибших были извлечены из отсеков и похоронены в братской могиле на кладбище города Полярный .

24 февраля 1944 гола по неизвестной причине покончил жизнь самоубийством командир подводной лодки капитан 3 ранга Александр Иванович Мадиссон . Он встретил войну капитан-лейтенантом в должности командира бывшей латвийской подводной лодки “Ронис ”. н аходившейся к 22 июня 1941 года на ремонте в Лиепае. На следующий день из-за невозможности вывода в море и во избежание захвата противником эта лодка, в числе других ремонтировавшихся кораблей была взорвана советскими моряками, а самому Мадиссону посчастливилось уцелеть при обороне Лиепаи. 22 апреля 1943 года он получил под свое командование подводную лодку С-15 Каспийской военной флотилии, которую затем перевел на Север. Выйдя во второй свой боевой поход 19 февраля 1944 года, “эска ” уже на следующий день вернулась в базу из-за болезни командира, а через четыре дня капитан 3 ранга А.И. Мадиссон покончил жизнь самоубийством.


Краснознаменный Балтийский флот

Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, в передовой базе КБФ в Лиепае, кроме уже упоминавшейся выше “Ронис ”, в ремонте находилось еще 5 кораблей 1-й бригады подводных лодок - С-1, С-3, М-71, М-80 и “Спидола”. Из них в море удалось выйти лишь С-3, да и то она могла идти лишь в надводном положении. Кроме “родного” экипажа на лодке шла часть моряков с оставшейся в Лиепаи Краснознаменной во главе с ее командиром капитаном 3 ранга Иваном Тихоновичем Морским. На переходе в районе мыса Ужава С-3 была потоплена немецкими торпедными катерами С-35 и С-60. Погибли почти все, находившиеся на борту “эски ”, в том числе - и капитан 3 ранга И.П. Морской.