Семейная терапия - незаменимое средство в ситуации, когда семья оказывается под угрозой разрушения. Подобное может случиться в жизни любого человека, и не обязательно даже быть виновным. Многие отмечают, что повседневность наполняется конфликтами, а люди не могут прийти к столь характерному для первого времени взаимному пониманию. Семейная терапия помогает найти общий язык, совместно справиться с проблемами и избежать распада ячейки общества.

Ну уж нет!

Именно так думают многие, оказавшись в ситуации сложных семейных отношений, если друзья, родственники предлагают обратиться за помощью к специалисту. Семейная терапия по непонятной причине кажется чем-то пугающим, даже стыдным. Мнение совершенно ошибочное. Системная семейная терапия помогает справиться с многочисленными трудностями, избавиться от недосказанности, груза проблем. При помощи доктора, специализирующегося в данном вопросе, можно наконец-то понять образ мыслей близкого человека, наладить контакт с ним и восстановить мир в доме.

Нередко помощь нужна семьям, столкнувшимся с тяжелыми жизненными ситуациями. Многие люди по своей природе закрытые, они просто не могут себе позволить разделить эмоциональное состояние даже с близким человеком. Системная семейная терапия приходит на помощь, позволяет сформировать продуктивный диалог. Своевременный поход к специалисту - способ сохранить брачные узы и предотвратить разрушение семьи. Системная семейная терапия - современный подход, активно развиваемый психологами и психотерапевтами всего мира. Накопленный опыт показывает: это действительно успешный метод решения проблемы взаимопонимания между членами семьи.

Особенности ситуации

Институт семейной терапии был разработан как ответ специалистов на все учащающиеся случаи кризиса во взаимоотношениях между близким людьми. Наблюдение за ячейками общества дало представление о наиболее типичных реакциях человека в состоянии кризиса:

  • недоверие к окружающим;
  • насмешка;
  • скептическое восприятие собеседника.

Техники семейной терапии основаны на следующем постулате: собеседник просто не осознает, что пытается ему передать такой реакций близкий человек. Многие в сложившейся ситуации просто не понимают, что отношения можно спасти, восстановить, вернуть к былому расцвету.

Общая информация

Как работает современный Центр семейной терапии? Это место, в стенах которого прием ведут только профессиональные психологи и психотерапевты. Задача специалистов - предотвращение возможных проблем в ближайшем будущем, работа над уже случившимися ситуациями ради понимания поведения всех участников причин произошедшего. Врачи помогают людям осознать, что привело к кризису, какие факторы его спровоцировали и стимулировали развитие ситуации. Семейная психология и семейная терапия представляют собой эффективную меру предотвращения эмоциональных сбоев, от которых, к сожалению, не застрахована ни одна семья, особенно в довольно сложных социальных условиях современности.

Обратившись за помощью к специалистам, можно восстановить взаимоотношения с близкими людьми. Известно несколько крупных клиник, работающих в этом направлении. Положительно оценивают результат прохождения курса люди, побывавшие в Школе семейной терапии Минухина, хорошие отзывы о Шварце и некоторых других авторах уникальных подходов.

Как это работает?

Институт интегративной семейной терапии дает заинтересованным личностям актуальные, полезные, применимые на практике сведения по следующим направлениям:

  • семейная система, суть ячейки общества;
  • способность осознания себя как части семьи;
  • формирование устойчивого продуктивного диалога со сложными для общения объектами;
  • восстановление понимания между близкими;
  • пути достижения гармонии в семье;
  • методы понимания окружающих.

Институт интегративной семейной терапии помогает справиться со страхами, связанными с проникновением в суть сложных, спорных ситуаций. Успех достижим лишь при блокировании поверхностного подхода, вникании в суть спровоцировавших конфликтную ситуацию факторов. Все проблемы, как заверяют психологи, можно решить, а многие пациенты, пройдя специфический курс, удивляются, оглядываясь назад: и как они не понимали раньше, что строительство продуктивных взаимоотношений столь простое?

Чему уделить внимание?

Интегративная семейная терапия помогает определить, сформулировать, установить границы взаимоотношений. Это в равной степени актуально и для проблемы «отцы и дети», и для взаимоотношений между родителями. В рамках курса психолог помогает клиентам найти общие темы и осознать, в какой степени они важны и способны определить будущее. На уровне сестер, братьев специализированный подход поможет создать приятные взаимоотношения, устранить резкость, конфликтность восприятия другого человека. Многие отмечают, что только с помощью психотерапевта смогли осознать интимность отношения с близким человеком. При этом важную роль в системной семейной терапии субличностей играет факт совместного участия, осознания заинтересованности всех сторон общения в положительном результате.

Задача психолога - позволить клиенту понять, что семья не содержит лишних людей, необходим каждый, во всех есть нужда. Благодаря такому становится проще взаимно преодолеть возникшие разногласия. При выявлении измены психотерапевт поможет проанализировать болезненную ситуацию. Задача членов семьи - понять, что сохранение событий в текущем положении не даст никакой пользы, для движения вперед, развития отношений необходимо преодолеть эту сложность. Зачастую на пользу приходит наиболее современная семейная терапия субличностей, разработанная видным деятелем - Ричардом Шварцем.

Равноправие и уважение

Семейная терапия помогает:

  • добиться равного положения всех членов семьи;
  • устранить ситуацию появления «козла отпущения», в том числе предотвратить такую позицию для себя;
  • оказывать помощь друг другу внутри семьи (этому тоже нужно учиться!);
  • переформатировать отношения таким образом, чтобы будущее было максимально благополучным;
  • осознать важность семьи и связанных с нею ценностей.

Основные методики

В настоящее время популярностью пользуется семейная арт-терапия, не менее актуальны психодрама, присоединение, игра, наблюдение. Конкретный метод выбирается с учетом ситуации. Многие специалисты положительно оценивают подход Шварца: системную семейную терапию субличностей. Между прочим, автор даже выпустил по своим наработкам довольно популярную книгу, написанную простым и понятным языком, без использования специфических терминов. Если нет возможности пройти курс семейной психотерапии, можно начать с изучения этого труда и применения в реальности его постулатов, постепенно развивая ситуацию и, возможно, подводя близких к пониманию необходимости внешнего вмешательства - психотерапевтического совета.

Присоединение

Такой подход предполагает включение врача в семейные отношения: психолог становится полноправным участником. Это позволяет вникнуть в суть происходящего между людьми и принять меры для устранения конфликтной ситуации. Подобная модель принадлежит к категории ролевых игр и включает несколько последовательных этапов:

  1. Описание проблемы членами семьи, что помогает психологу определить наиболее активного, доминирующего участника.
  2. Сбор информации о позиции каждого члена, формулирование первичного вывода по ситуации, подтверждение факта наличия проблемы.
  3. Подведение итогов сперва клиентами, затем с участием психотерапевта.

Как отмечается в психотерапевтической практике, при таком подходе к решению проблемы наиболее сложным зачастую оказывается второй шаг, связанный с формулированием выводов. Многие посетители сеансов категорически не согласны с мнением доктора, а сложности во взаимных отношениях не позволяют прийти к согласованной позиции в группе клиентов. Благодаря превращению стороннего человека в члена семьи становится проще осознать, в чем суть проблемы, найти положительные стороны взаимодействия, выработать стратегию по их укреплению, сформулировать линию поведения применительно к сложной ситуации. На этапе подведения итогов психотерапевт контролирует, чтобы проблема решалась не под указкой одного из группы, а совместной работой всех участников. Только объединение усилий и проявление заинтересованности каждого позволяет получить действительно продуктивный результат.

Подводя итоги

Завершающий этап ролевой игры, предполагающей присоединение еще одного члена семьи, - разработка альтернативных вариантов решения сложившихся обстоятельств. Под контролем психотерапевта участники разыгрывают конкретную ситуацию, каждый объясняет, что он будет делать, как поведет себя, как отреагирует на поступки окружающих. В процессе игры все принимающие участие имеют право остановить других, скорректировать их поступки и высказать свое видение.

Психолог обязательно дает «домашнее задание»: проработать, обсудить понятое во время сеанса, сделать конкретные вещи и не совершать определённые поступки. При этом отслеживается, чтобы активное участие принимали все члены пришедшей группы - это условие является одним из ключевых для семейной терапии.

Наблюдение и переработка

При такой методике работы психотерапевт внимательно наблюдает за взаимодействием клиентов внутри группы: как люди слушают, реагируют на информацию, поступающую от собеседника. Полученные таким образом данные используются для формулирования выводов, составления программы рекомендаций по улучшению атмосферы в доме.

Переконструирование предполагает выделение особенного внимания важным позитивным аспектам семейных отношений. Психотерапевт помогает осознать пользу, приятные моменты взаимодействия, провоцирует желание работать над их развитием.

Техники

Приемы - такие средства, применение которых помогает скорректировать структуру взаимодействия между членами семьи. Шерман, Фредман в своих общепризнанных применимыми на практике трудах сформулировали следующий перечень способов влияния на ситуацию:

  • социометрия;
  • поведенческие стратегии;
  • парадоксальные подходы;
  • использование возможностей воображения.

А если поподробнее?

Социометрия - наиболее широко применимый в настоящее время подход. Распространённость метода обусловлена универсальностью его применения. Психотерапевты, в совершенстве овладевшие таким вариантом воздействия на клиентов, могут справиться с любыми семейными сложностями, расставляя акценты на самые сильные аспекты взаимоотношений.

Предполагают поиск причины возникшей сложной, конфликтной ситуации. Задача психотерапевта - помочь клиентам скорректировать свое поведение таким образом, чтобы отношения стали более здоровыми. Считается, что подобный метод - один из наиболее результативных.

Техники, основанные на парадоксе, показывают быстрый положительный эффект, причем у клиентов создается впечатление, будто бы проблема исчерпала себя сама. А вот для психолога овладение подходом непростое, применение его тоже сопряжено с определёнными сложностями. Наконец, применение воображения предполагает арт-терапию, работу с ассоциациями.

Исторические моменты

Семейная терапия - довольно молодой и активно развивающийся в настоящее время метод. Впервые его применили уже после Второй мировой войны. Авторами выступили ведущие психотерапевты Америки. В настоящее время признается, что необходимо развивать и совершенствовать подходы. Особенность психотерапевтических методик в том, что врач одновременно работает сразу с группой посетителей, воздействуя на семью в целом. Первыми такую методику признали немцы, затем метод получил одобрение австрийцев и был принят на вооружение в Швеции.

В наши дни семейная терапия активно применяется в разных странах мира, она признана экономичной, эффективной, обладающей долгосрочным результатом. Из года в год звучат все более многочисленные новые предложения относительно возможных способов и подходов, открываются новые зависимости и факты, прорабатываются принципиально отличающиеся от использованных ранее способы влияния на людей.

Не все так однозначно

Пока одни видят в семейной терапии будущее общества, другие твёрдо уверены, что этот вариант не подходит для постоянного применения. Особенность - в отсутствии собственных концепций и уникальных теорий, принятых широкими кругами. Написанное в ключевых для направления трудах и наблюдаемое на практике нередко расходится. Отмечается, что семейная терапия во многом эвристическая.

Любопытные моменты

Длительность курса семейной терапии в самых простых случаях - всего пара недель, но известны ситуации, когда врачебная помощь была необходима годами. Во многом это определяется носителем симптома и наличием у него психических нарушений, а также активностью межличностных конфликтов. В разных случаях клиенты в различной степени мотивированы на достижение успеха, это тоже играет немаловажную роль. Как правило, начинаются занятия с одного или двух сеансов еженедельно, затем частоту снижают до одного раза в две недели, затем - раз в три недели.

Основные этапы терапевтического курса, указанные в работах Юстицкиса, Эйдемиллера:

  • диагностика;
  • ликвидация конфликтной ситуации;
  • реконструкция;
  • поддержка.

Самое важное - правильно начать

Диагностирование предполагает типизацию выявленных проблем. Задача психотерапевта - обратить внимание на личные качества всех участников процесса. Психиатр формулирует гипотезы и ищет им обоснование. При этом терапия отличается наличием диагностической составляющей на всех этапах взаимодействия доктора и клиентов: только так можно подобрать действительно эффективные методы влияния на людей.

В рамках взаимодействия с членами семьи доктор должен учитывать, что данные, получаемые от одного участника, могут не совпадать с видением другого человека. Нужно уметь соотносить полученную информацию, формировать собственное уникальное впечатление, расспрашивать и контролировать поведение прибывшей группы. Задача психотерапевта - взглянуть на ситуацию с позиции каждого из членов семьи, чтобы понять и осознать их точку восприятия и помочь прийти к разрешению конфликтной ситуации.

Что дальше?

После первичного знакомства с ситуацией можно приступать к более глубокому разбору сложившихся обстоятельств. Психотерапевт встречается с семьей, выявляет источник конфликтной ситуации, разбирает эмоциональную реакцию каждого заинтересованного, ищет пути ликвидации последствий. В рамках рабочего процесса необходимо создать продуктивный диалог клиента и доктора, иначе мероприятие не приведет к успеху.

Задача психотерапевта - помочь всем участникам ситуации установить взаимопонятный контакт, когда каждый член семьи способен воспринимать и понимать информацию, преподносимую окружающими. Врач становится посредником, помогая подобрать такой объем данных, который в текущий момент могут воспринять все стороны конфликтной ситуации, его задача - проконтролировать сам факт передачи, проследить, что сведения были услышаны и осознаны. Психотерапевтический сеанс направлен на работу с невербальными информационными составляющими. Как правило, доктор просит клиента жестами выразить противоречивые данные, прося быть толерантным, чувствительным к окружающим. Наиболее широко применяется недирективная технология, помогающая вербализовать взаимоотношения, не осознаваемые членами семьи. Дополнительно врач может разработать уникальные методики влияния, помогающие клиентам наладить конструктивный диалог.

Продолжая работу

Только глубокое проникновение в семейный конфликт позволяет сделать курс системной терапии действительно эффективным. Для этого необходима организация групповых обсуждений с участием не только конкретной семьи, но и других людей, оказавшихся в сходной ситуации. Корректное формирование групп позволяет провести ролевой тренинг, научить клиентов дискутировать, придерживаясь правил конструктивного ведения диалога.

Когда клиенты приобрели достаточный объем эмпатических навыков, доктор продумывает и реализует курс закрепления полученной информации. Это помогает скорректировать диапазоны поведенческих реакций и коммуникативные навыки, повысив через это качество повседневной семейной жизни.


Семейная терапия - один из основных подходов в современной психотерапии, суть ко-
торого состоит в том, что в качестве «клиента» для семейного терапевта выступает не инди-
вид, проявляющий те или иные нарушения, а вся его семья.

Психопатологические симптомы
рассматриваются в качестве функции неадекватных внутрисемейных коммуникаций, проявля-
ющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия данной семьи. Семей-
ная терапия ориентирована на оптимизацию семейного окружения больного (психотерапия
семьи), при этом используется групповой семейный эффект для лечебного воздействия на
больного (психотерапия семьей).
Цели семейной терапии: улучшение интерперсональной коммуникации, повышение ав-
тономии, рост эмпатии, оптимизация стиля руководства в семье, повышение эффективности
ролевого исполнения, ликвидация конфликтов, редукция симптоматики у одного или несколь-
ких членов семьи, повышение эффективности выполнения заданий. Игнорирование указан-
ных целей может свести семейную терапию к взаимной психосексуальной «подгонке» супру-
гов друг к другу.
Задачи (и соответственно модели) семейной терапии: мобилизация, успокоение, лично-
стная реконструкция. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье понять суть проис-
ходящего процесса и обратиться к глубинному конфликту, который лежит в основе неправиль-
ного отношения к члену семьи. Используются методы переконструирования и позитивного
представления. В процессе семейной терапии изменяются дезадаптивные правила, которые
действуют в семье, формируется общее глубокое осознание динамики взаимоотношений между
поколениями, устанавливается равновесие между личными и семейными факторами, налажи-
вается взаимный прямой контакт и общение, искореняются взаимные обвинения и поиск коз-
ла отпущения.
При этом психоаналитики обращают внимание на социальные влияния, модели проекции и
идентификации, «неоконченное дело» или травму в родительской семье, сублимацию фрустра-
ций, механизмы совладающего поведения (копинга) и адаптации, «ключи» к бессознательному
идентифицированного пациента. При коммуникативном подходе В. Сатир стремятся опреде-
лить, кто находится в центре коммуникативного процесса, кто является звездами в семейной
группе, кто изолирован, кто мешает коммуникативному процессу, кто его поддерживает.
Наиболее распространенный в семейной терапии подход - системный, основан на тео-
рии, в соответствии с которой семья является системой, стремящейся сохранить состояние
равновесия вне зависимости от степени дезадаптации. Одна из главных целей - определение
гомеостатической роли, иногда патологической, которую «идентифицированный» (семьей)
пациент играет в данной системе. В рамках системной семейной терапии С. Минухина фоку-
сируются на образцах и формах внутрисемейного взаимодействия, распределения власти,
22
принятия решений, границах, близости членов семьи и дистанции между ними, альян-
сговорах, ролях, правилах, сходстве и взаимном дополнении.
В последние годы наблюдается смещение фокуса семейной терапии с уровня коммуни-
кации в семье на уровень ее организации. Акцент делается на проблемах иерархической не-
энгруэнтности, когда в семье сталкиваются две одновременно действующие, но исключаю-
щие друг друга сильные структуры. Повышенное внимание уделяется метафорам, отражаю-
щимся в симптомах и паттернах внутрисемейного взаимодействия, растет интерес к понима-
нию специфичности и психодинамике симптома.
Психотерапевту, организующему работу с семьей, приходится решать следующие проблемы:
Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами?
Работать с семьей одному, с ко-терапевтом или терапевтической бригадой?
Приглашать семью к себе или выезжать к ней на дом?
Придерживаться директивного стиля ведения или недирективного?
Начать с важнейших семейных проблем или с частных?
Иметь подробный план действий или действовать «по обстоятельствам»?
Представители различных школ решают эти вопросы по-разному. Так, С. Минухин и Д. Хейли
требуют от психотерапевта директивной позиции и активной роли в терапии. Роджерс и Скиннер
отстаивают принцип недирективного ведения семьи. К. Маданес, Сельвини Палаццоли и другие
представители стратегической семейной терапии тщательно разрабатывают план работы, предус-
матривающий многообразные воздействия на семью. В. Сатир предпочитает непрерывно сочетать
диагностические и психотерапевтические мероприятия и не признает предварительного планиро-
вания работы. К. Витакер действует эмпирически, полагаясь на интуицию и опыт.
Ответы на перечисленные вопросы не должны определяться теоретическими ориентаци-
ями или характерологическими особенностями пациентов. Они должны решаться в зависимо-
сти от особенностей семьи, ее проблемы, условий работы. Например, в период знакомства с
семьей, члены которой отличаются авторитарностью и ригидностью взаимоотношений, воз-
можен недирективный стиль; в момент постановки определенных задач предпочтительнее
использовать директивный стиль; преодолеть вызванную перестройкой взаимоотношений
фрустрацию лучше вновь с помощью недирективного стиля; реакция на рецидивы неблагоп-
риятных отношений в семье может потребовать директивности.
Семейный терапевт по Э. Зиплу должен освоить педагогический подход, уметь прояс-
нить цели семьи, не склонять семью ни к какому типу взаимоотношений, честно признавать
границы своих возможностей. Он должен работать в единой «команде» с семьей, подчерки-
вать позитивную роль семьи в терапевтическом процессе, с пониманием и сочувствием отно-
ситься к интенсивным эмоциональным проявлениям в семье. Ему следует помогать членам
семьи в их развитии, информировать семью о самых различных возможностях лечения, помо-
гать семье в психологическом и медицинском образовании с помощью научно-популярной
литературы, обеспечить семью информацией о возможной социальной помощи, быть гото-
вым прийти на помощь семье в любой момент.

КТО ТАКОЙ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ?

Это сертифицированный специалист, занимающийся психологической помощью людям с применением методов семейной терапии.

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ?

Это современное направление психотерапии, особенность которого состоит в том, что в нем клиентом выступает не отдельный человек, а вся семья целиком. В рамках этого направления семья рассматривается как целостная взаимосвязанная социальная система, особенности функционирования которой подчиняются законам функционирования систем.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ?

Прежде всего, развитие семейной терапии не связано с развитием индивидуальной терапии. Концептуальную основу семейной психотерапии составила общая теория систем, для которой характерны два положения:

1) целое больше, чем сумма его частей;

2) все части и процессы целого взаимообусловлены и взаимно влияют друг на друга.

Применительно к семейной системе первое положение можно переформулировать следующим образом:

1) семья первична по отношению к отдельному ее члену, т.е. жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой .

Семейная система обладает собственными целями и законами.Ее задача-выжить и выполнить те функции, ради которых она была создана.Кроме индивидуальных целей, члены семьи имеют еще и общие намерения.Кроме собственных интересов, они защищают еще и семейные ценности.Поэтому система способна так сильно связывать людей.Система помогает людям удовлетворить их потребности, а люди, в свою очередь, "служат" системе.И каждый из них в какой-то мере подчинен не своим собственным мотивам и потребностям, а нуждам и закономерностям развития и функционирования системы.В связи с этим, объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек.В этом положении заключается одно из основных отличий системного подхода, который предполагает, что поведение человека определяется не только и не столько его собственными потребностями и мотивами, сколько особенностями функционирования семейной системы, членом которой он является.То есть желания, потребности, намерения и индивидуальные особенности людей являются вторичными по отношению к влиянию системы.Поэтому фокус терапии смещается от анализа индивидуальных характеристик членов семьи к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы.

Второе положение общей теории систем применительно к семейной системе означает, что

2) поведение каждого члена семейной системы влияет на остальных.

В системном семейном подходе происходит смещение причинно-следственной связи от линейной к круговой.При линейной связи событие А вызывает событие В, т.е. А- есть причина В, а В- есть следствие А.Закон причины и следствия имеет силу лишь для неодушевленных предметов.Если толкнуть первую из составленных друг за другом костяшек домино, то можно с определенной точностью предсказать, к чему это приведет- по очереди упадут и все остальные.В живых системах все по-другому."Если вы захотите пнуть собаку, она может увернуться и укусить вас за ногу".Человеческие отношения тем более сложны, потому что реакция одного человека влияет на поведение другого.К тому же, многие события происходят одновременно.Невозможно предсказать точно, что произойдет, так как мы постоянно реагируем на обратную связь, чтобы понять, что делать дальше.Таким образом, причина и следствие в замкнутом цикле становятся чистой случайностью: поведение индивида является не только реакцией на поступки других, но, в свою очередь, влияет на них.То есть человек А влияет на человека В и человека С так же, как В и С влияют на А в процессе взаимных отношений.

Принцип круговой модели вза имоотношений, положенный в основу системной семейной терапии, делает ее не просто техникой, а другим, отличным от индивидуальной психотерапии, способом видения, определения и решения проблем: психологические трудности человека рассматриваются как симптомы проблемных системных взаимоотношений.Обычная,"линейная " логика направляется вопросом "Почему?" и предполагает ответ "Потому что". Системный семейный психолог руководствуется вопросом "Зачем?". События и поступки в семейной системе связаны между собой по типу замкнутой цепи: все происходящее играет свою роль для достижения определенной цели-например, для сохранения равновесия, согласия между членами системы, а по большому счету- для выживания самой системы. Тогда любое поведение становится функциональным, а, значит, объяснимым с точки зрения цели.Симптом может быть совершенно нелогичным и даже разрушительным для того, кто его проявляет, но в общей конструкции оказывается в какой-то момент чуть ли не единственной точкой опоры для сохранения устойчивости всего семейного здания.

Рассмотрение любой ситуации с точки зрения системного взаимодействия позволяет исходить из убеждения, что любой симптом приносит определенную "выгоду" всем "заинтересованным лицам".И с этой точки зрения вопрос "Зачем?" звучит как: "Кому нужен этот симптом?Какие позитивные намерения выполняет этот симптом для сохранения баланса в семейной системе?" И когда это позитивное намерение становится понятным и принятым, то остается только найти новые, безопасные пути для его осуществления.Например, если симптом ребенка позволяет родителям всегда иметь тему для разговоров и сплачиваться в своем беспокойстве, то необходимо помочь им находить другие возможности для объединения, чтобы ребенку не "казалось" , что единственный способ помирить родителей- это получать "двойки", болеть или употреблять спиртное.Здесь нужна работа не только с ребенком, но и супружеская терапия.

Известно, что любая живая и социальная система стремится к развитию, прогрессу.Но эволюция эта не могла бы осуществляться без стабилизирующих факторов, которые делают развитие постепенным и безопасным.Именно поэтому функционирование семьи, как и любой системы, определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом развития. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние. Нарушение стабильности всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то,что события могут быть и радостными, и долгожданными, например,рождение ребенка, распад мучительного брака и т.д. В соответствии же с законом развития каждая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл- некую последовательность смены стадий. Стадии жизненного цикла семьи связаны с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами, одним из которых является физическое время:

1.Члены семьи претерпевают возрастные изменения, и, следовательно, меняются их психологические потребности.

2.Происходит неизбежная смена семейной структуры (прибавление членов семьи и уход из жизни членов семьи)

Семейные кризисы возникают чаще всего при переходах от одной стадии к другой.Именно в эти моменты способы достижения целей, прежде использовавшиеся в семье, уже не могут быть эффективными при удовлетворении возникших у ее членов новых потребностей. Возникновение проблем наиболее вероятно, когда стремление к развитию толкает семью и ее членов к росту и изменению, а ресурсов, то есть навыков коммуникации, образцов для подражания, возможностей в плане поддержки не хватает. Тогда в семье начинает преобладать стремление к гомеостазу, сохранению своего status quo, что в ситуации кризиса воспринимается ее членами как более безопасное состояние.Чтобы перейти на новую стадию жизненного цикла, семье предстоит решать новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений, принятием новых ролей, новых правил, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия.

Задача семейного консультанта в такой ситуации – помочь членам семьи и всей семье как системе НАЙТИ РЕСУРСЫ для преодоления ситуации, кажущейся на первый взгляд тупиковой, после чего семья сможет перейти на следующий этап своего развития.

С КЕМ РАБОТАЕТ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ?

Для семейного психолога возможна работа с любым количеством членов семьи, начиная от ее полного состава, заканчивая одним человеком, возможно, даже не имеющего семьи на данный момент.Даже, если клиент одинок-он все равно "родом из детства" с его опытом жизни в родительской семье, в которой были сформированы его убеждения, ценности, привычки и нравы, и это детское "наследство" зачастую бывает источником жизненных трудностей человека.Но чем "полней" состав семьи, особенно на первом "диагностическом" приеме, тем эффективней работа для семьи и с точки зрения сроков терапии, и средств, на неё затраченных.

Обычно на первую встречу приглашаются все члены семьи, живущие "под одной крышей". В дальнейшем, в зависимости от целей терапии, может приглашаться разное количество членов семьи.Возможно привлечение в работу и не проживающих "под одной крышей", но кто имеет сильное влияние или может оказать значимую помощь на определенном этапе семейной терапии.Например, при работе с разведенной женщиной с детьми может возникнуть необходимость участия её бывшего мужа, если они ведут скрытую "войну" через детей.

В случае, если один или несколько членов семьи отказываются участвовать в совместной работе, можно начать индивидуальную работу с одним ее членом, чтобы принять решение по тому вопросу, который беспокоит лично обратившегося.Однако необходимо учитывать тот факт, что когда изменяется один член семьи, это может вызвать сопротивление других ее членов, что может разбалансировать систему- усилить отчуждение, увеличив дистанцию в отношениях.Но может и подбодрить, активизировав других "подтянуться" за изменениями "растущего". В любом случае, всегда есть возможность начать работу с семьей.

ЗАЧЕМ НУЖНА НА ПРИЕМЕ ВСЯ СЕМЬЯ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ КОГО-ТО ОДНОГО?

Семейный психолог рассматривает трудности членов семьи в тесной взаимосвязи друг с другом, поэтому проблема отдельно взятого члена семьи рассматривается в более широком семейном контексте.Когда в системе нарушены взаимодействия, то это выражается в "проблемном" поведении чаще кого-то одного в семье.Чаще всего им становится ребенок, потому что эмоциональная зависимость от взрослых - основа его выживания. Таким образом, чтобы решить "проблему" одного в семье, нужно обнаружить нарушения семейного взаимодействия и создать условия для формирования здоровых семейных взаимоотношений, и для этого на приеме желательно присутствие всей семьи.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕННО СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ?

1. Неоспоримым преимуществом семейной терапии является ее эффективность. Семейный психолог работает не с симптомом (симптоматическое поведения является, как правило, способом адаптации к проблемным взаимоотношениям), а с самим источником - самими нарушенными взаимоотношениями.Например, в результате работы "индивидуального" (не семейного) психолога с ребенком, его проблема (побеги из дому) может постепенно исчезнуть.Но поскольку сама причина - напряженное внутрисемейное взаимодействие не была затронута, то проблема спустя некоторое время может или возвратиться, или видоизмениться, или "перекочевать" к другому члену семьи. Можно сравнить с медициной: когда лечат болезнь, а не больного, лечение будет малоэффективным.

2. Достигнутый эффект более действенен и долгосрочен, поскольку вся семья работает на результат (если, конечно, рекомендации семейного психолога выполняются всеми членами семьи). Если у членов семьи мотивация на изменения различная, то более мотивированные могут активизировать менее мотивированных.

3. Семейная терапия является более "оптимистичной" в том смысле, что не связывает проблемы людей с их генетикой или болезненными прошлыми переживаниями. Когда причины "болезни"в прошлом, становится непонятно, можно ли это "вылечить" сейчас.Семейная терапия ищет причины в настоящем, с которыми можно начать что-то делать сейчас.

4. Cемейная терапия в сравнении с индивидуальной "экологически чище". Например, в процессе работы с ребенком индивидуального (не семейного терапевта) психолог разговаривает с ребенком так, как не умеет или не хочет разговаривать с ним мама, играет так, как мама с ребенком не играет в реальной жизни.Мама ребенка при этом может испытывать массу негативных чувств: обиду или вину по отношению к своему ребенку, злость и ревность по отношению к психологу (за то, что она могла стать "лучшей" мамой ее ребенку). Родительский авторитет мамы падает.Возникает парадокс: симптоматика ребенка ослабляется, а напряжение в семье растет- и зачастую это становится причиной того, что индивидуальная терапия прекращается на полпути.

5. Семейная терапия естественным образом "снимает" сопротивление членов семьи, потому как в системном подходе невозможно назначить "виноватого за все", определить кого-то на роль "источника всех бед". И хотя в самом начале семья может предъявлять кого-то в качестве семейного "козла отпущения", в процессе работы приходит понимание, что ни на какого конкретного члена семьи всю вину возлагать нельзя, поскольку каждый вносит свой "вклад", все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга.Особенность системного подхода в том, что все члены семьи рассматриваются не как изначально обладающие определенными врожденными характеристиками, а как проявляющие соответствующее поведение в зависимости от поведения других.Глагол "быть" заменяется глаголом "проявлять", и тогда ни один из людей,составляющих систему, не характеризуется привычными для нас ярлыками типа "властный","ленивый", "агрессивный","обидчивый", т.к. каждое поведенческое проявление перестает быть чем-то отдельным.Лень может себе позволить лишь тот, кто точно уверен, что его обязанности будут все равно выполнены кем-то другим, даже, если это вызовет недовольство этого "кого-то другого".Агрессор держит всех в страхе только до тех пор, пока в семье не найдется кто-то другой, кто сможет ему противостоять.

6. Семейная терапия требует гораздо меньше времени и, соответственно, материальных затрат по сравнению с индивидуальной.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ?

Продолжительность семейной терапии может быть различна.Некоторые семьи приходят лишь на одну-две сессии, и этого бывает достаточным, чтобы произошел процесс изменения.Другим семьям нужно четыре-пять встреч для преодоления кризиса, с которым приходит семья в терапию.Гораздо реже может понадобиться более десяти встреч. Продолжительность терапии определяется при заключении контракта на первой встрече.

Многие факторы влияют на продолжительность работы: серьезность и давность проблем, количество включенных в работу членов семьи, величина страдания, толкающая людей к изменению, осознание ими своей причастности к создавшейся семейной ситуации, степень смелости, стремления и готовности к изменениям.

Продолжительность работы зависит и от глубины проработки, которую определяет сама семья.Один из основателей семейной терапии Карл Витакер, сравнивая себя с учителем музыки, предлагал семье научиться играть настолько хорошо, насколько это им нужно. Многим достаточно научиться играть популярные мотивчики. Некоторым хочется хорошо играть Бетховена, а для этого может потребоваться немало времени.

У семейной терапии есть второе название-"краткосрочная, ориентированная на решение терапия".Задача семейного психолога- дать толчок к изменениям, запустить позитивный семейный процесс, помочь семье увидеть или найти свои ресурсы, чтобы она могла дальше существовать без помощи психолога, справляясь со своими проблемами самостоятельно.

КАК ВЫБРАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА?

Квалифицированный семейный психолог- это специалист, имеющий высшее психологическое образование и прошедший длительную (2 года и более) подготовку "Семейная терапия", который имеет документ, это подтверждающий.Таким документом является Сертификат семейного психотерапевта.Подобные сертификаты выдают только достаточно крупные и "серьезные" организации, на названия которых тоже стоит обратить внимание.Это, прежде всего, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Институт интегративной семейной терапии, Институт практической психологии и психоанализа и др.

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ РАБОТА С СЕМЕЙНЫМ ПСИХОЛОГОМ?

Работа с семейным психологом поможет:

Улучшить взаимопонимание в семье;

Научиться выражать свои чувства, мысли, желания, а также претензии и недовольство в конструктивной форме, в которой они могут быть услышаны партнером;

Прояснить накопившиеся обиды и разочарования;

Решить проблемы в интимной сфере взаимоотношений;

Преодолеть семейный кризис;

Научиться преодолевать конфликты;

Сделать выбор в ситуации, когда супруги находятся на грани развода;

Определиться с тем, как продолжать отношения после измены и нужно ли это делать;

Преодолеть различие во взглядах на вопросы воспитания детей;

Найти родителям общий язык с детьми-подростками;

В информировании об особенностях возрастного и психического развития ребенка и получить рекомендации по его воспитанию;

Преодолеть трудности в общении со старшим поколением и др.

КАК РАБОТАЕТ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ?

Методики работы семейного психолога чрезвычайно разнообразны: от традиционного "разговорного" жанра, который проводится по определенным правилам до использования различных техник: социометрических, парадоксальных, психодраматических, поведенческих; техник работы с семейными правилами, семейной историей, со структурой семьи, с использованием фантазий и образов.Это могут быть групповые игры, сочинение сказок, создание общего рисунка и даже семейной скульптуры. Как правило, семье дается домашнее задание- члены семьи должны упражняться в новых способах общения, по-новому распределять домашние обязанности, составлять брачный контракт и многое другое.

Многочисленные и разнообразные техники как инструменты работы позволяют достичь поставленной цели максимально быстро и наименее затратным путем.

Системная семейная терапия - это популярный в наше время вид психологической помощи, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности человека рассматриваются как симптомы семейной системы, как они влияют на всю семью в целом, а не только на отдельные ситуации, какие скрытые выгоды приносят.

Основная цель системной семейной терапии состоит в упорядочивании семейной системы в личном понимании клиента, через выстраивание четкой структуры взаимосвязей, в восстановлении нарушенных связей и высвобождении связанных с таким нарушением чувств. Как носитель изменений, клиент возвращается в свою систему, а система начинает меняться вслед за изменениями своего участника.

Данное направление дает возможность увидеть и изменить влияние, оказываемое семейными переплетениями на клиента и членов его семьи, при этом, не требуя присутствия всех членов семьи, позволяет быстро выявить проблемные места и скрытые ресурсы.

В системной семейной терапии поднимаются темы психологии отношений, любви и ревности, конфликтов и способов их решения, и многие другие..

Системная семейная терапия помогает:

  • Узнать, что такое семейная система, ее правила, связи, закономерности функционирования, границы;
  • Осознать себя в качестве части своей семьи, вернуть себе всех недостающих родственников, навести в семейной системе порядок и в результате - восстановить «потоки любви», о которых говорил Берт Хелингер;
  • Гармонизировать отношения со своими близкими;
  • Прикоснуться к семейным конфликтам и обнаружить, что они разрешимы;
  • Встретиться с самыми "страшными" семейными историями и обнаружить ресурсы, скрытые в них, а также возможность оставить их в прошлом, избавиться от их влияния на настоящую жизнь сейчас;
  • Исследовать свои отношения с первыми значимыми людьми - мамой, папой и понять какое влияние это оказывает на построение отношений в настоящем, на наличие отношений, их качество или их отсутствие;
  • Улучшить отношения с сиблингами - братьями, сестрами за счет восстановления правильного порядока в отношениях с сиблингами и родителями;
  • Разобраться с сексуальными супружескими дисгармониями, понять, куда уходит страсть и откуда она приходит;
  • Обнаружить истинное содержание «любовных треугольников» и узнать обо всех скрытых смыслах супружеских измен, действующих механизмах и выгодах каждой стороны;
  • Узнать, почему некоторые люди часто попадают в отношения в качестве «третьего», понять, что «третий - не лишний», какой он молодец и как много пользы приносит семье;
  • Правильно завершить «эдипову» стадию, что является ключом к дальнейшему построению своей пары;
  • Узнать о стадиях, которые проходят каждые отношения, о закономерностях и задачах прохождения каждой стадии, об опасностях и возможностях сохранения пары на каждой стадии развития отношений;
  • Узнать, что такое сепарация от родителей, зачем она нужна, продвинуться в этом процессе в сторону свободных и легких, «взрослых» отношений с родителями;
  • Перестать быть семейным козлом отпущения, освободить от этой роли своего ребенка;
  • Узнать, что нужно детям для полноценного роста и развития и освободить детей от груза взрослых проблем, который им не по плечу;
  • Вернуть взаимоуважение, взаимопонимание, понять суть конфликтов и причину непонимания;
  • Лучше понять и своего партнера и себя самого;
  • Научиться оказывать поддержку друг другу и возродить утраченную духовную близость;
  • Для родителей открывается возможность увидеть в своем ребенке то, что скрывалось в будничной повседневности, улучшить взаимный контакт, поднять отношения на новый уровень;
  • Обеспечить себе профилактику инсультов и инфарктов за счет улучшений отношений с родителями, супругами, детьми, вернуть утраченную любовь;
  • Осознать, что семья - это навсегда и что это благо (опора, фундамент, корни, почва);
  • Узнать, что нужно для того, чтобы в своей семье жилось хорошо и как сделать так, чтобы семья была тем местом, в которое всегда хочется возвращаться.

Системная семейная терапия основана на нескольких методах и подходах.

Во-первых, это гештальт-подход, который прекрасно дополняет данное направление, основываясь на феноменологическом подходе и парадоксальной теории изменений А. Бейссера.

Во-вторых это системный подход, в котором рассматриваются сложности клиента как способ организации жизни в его семейной системе. Тогда можно искать: системные нарушения и «перекосы», лиц-выгодополучателей от ситуации, утраченных членов семьи, несправедливо лишенных своего места в системе, семейные травматические истории, резонансом отдающиеся через несколько последующих поколений и другие интересные особенности функционирования семейной системы.

В третьих это групповая терапия, со всеми преимуществами, которые дает групповой процесс для усиления проработки проблем и вопросов каждого участника группы, с возможностью задействовать ресурсы группы, такие, как обратная связь, поддержка, раскрытие за счет раскрытия других участников, возможность провести расстановку либо работу с элементами психодрамы. Также групповая работа дает возможность увидеть свои дисфункциональные способы обращения с окружающими (такие, например, как упрек, вина, обида, контроль). А также узнать, какова настоящая реакция людей на такие способы, и здесь же в группе попробовать другие способы взаимодействия, более здоровые.

И, конечно же, большое внимание уделяется психосоматическим симптомам как способу регуляции отношений в семейной системе, вплоть до желания умереть как возможности насолить другому члену семьи. У суицидального импульса в семейной системе всегда есть одна или несколько причин, лежащих вне фигуры клиента, и возможность добраться до этих причин может быть также возможностью сохранить чью-то жизнь. В этом смысле системная семейная терапия - один из самых перспективных методов для работы с суицидальной проблематикой.

В качестве одного из инструментов работы Системная семейная терапия использует системные расстановки по методу Б. Хеллингера.

Расстановка— это возможность посмотреть на волнующую жизненную ситуацию с реальной позиции, увидеть развитие ситуации, ее скрытую динамику, узнать, что чувствуют лица, участвующие в ситуации и попробовать найти разрешение. Путем расстановок можно улучшить отношения в семье, с коллегами, с начальником, с мужчинами, с женщинами, с деньгами, увидеть причину появления болезни и т.д.

Из истории Системной семейной терапии:

Вирджиния Сатир

Вирджи́ния Сати́р 26 июня 1916, Висконсин - 10 Сентября 1988, Пало-Альто) - американский психолог, психотерапевт. Идеи Вирджинии Сатир оказали большое влияние на развитие семейной психотерапии.

Одной из наиболее инновационных идей Сатир была «проблема представления», заключающаяся в том, что для человека наибольшую проблему представляет некий образ трудности в то время, как реальной проблемой являются способы преодоления этих трудностей человеком. Одной из наиболее распространенных проблем, по Сатир, является низкая самооценка, или униженное чувство собственного достоинства. Эта проблема формируется у ребенка до 5-ти лет в отношении к нему родителей.

В 1964 году Сатир написала книгу об общей семейной терапии, родившейся из описания учебного курса для студентов. С каждой последующей публикацией популярность Сатир росла, она ездила с обучающими семинарами по всей Америке, и вскоре уже путешествовала по миру, презентуя свои методы, была даже в Советском Союзе. В 70-80-х организацией «Группа развития психиатрии» (Group of Advancement of Psychiatry) был проведен опрос среди психотерапевтов, согласно которому техники и приемы Вирджинии Сатир оказали на практиков наибольшее влияние.

Книги В. Сатир:

  • " Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту."
  • "Как строить себя и свою семью"
  • "Почему семейная терапия"
  • "Психотерапия семьи".

Карл Витакер (1912 - 1995), доктор медицины, видный американский психиатр, один из основателей семейной терапии — возможно, самая противоречивая фигура в пантеоне "звезд" современной психотерапии.

В различные периоды жизни — профессор и заведующий кафедрой психиатрии в Университете Эмори, профессор медицинского отделения Университета штата Висконсин. Его вклад в развитие семейной терапии отмечен наградами Американской ассоциации супружеской и семейной терапии, избранием на пост президента Американской академии психотерапии.

Предложил символический подход к семейной терапии, основанный на личностном опыте. Большое значение в концепции Витакера. имеет понятие бессознательного, однако, в отличие от психоанализа, он фокусируется на бессознательном семьи в целом, а не на глубинах индивидуальной психики. Семейная терапия по Витакеру — это "опыт невербального общения в пространстве фантазии". Описывая ход процесса семейной терапии и его основные стадии, Витакер ввел представления о "Сражении за Структуру" и "Сражение за Инициативу". Первое понятие предполагает, что ответственность за исход работы — у семьи, а не у психотерапевта. Психотерапевт не может дать семье больше, чем они могут сделать друг для друга, он лишь способствует запуску позитивного семейного механизма. Понятие "Сражение за инициативу" предполагает, что чем больше растревожить семью, тем лучше для того, чтобы добиться позитивных перемен. В "пространстве" психотерапии семья, вступая в контакт с терапевтом, вынуждена взять инициативу в свои руки. Согласно Витакеру независимо от уровня образования и профессионализма те мерки, которые психотерапевты прилагают к семье, автоматически отражают их собственные личностные установки, предубеждения, комплексы и жизненный опыт. Наряду с тем, что психотерапевты заглядывают в семейную систему посредством изощренных психотехнических средств, чтобы узнать что-то действительно важное о семье, они нуждаются в личностном ощущении семейного движения. Утверждается также, что семейный терапевт может сохранить свою профессиональную полезность и избежит "сгорания", когда будет всерьез принимать во внимание свои собственные потребности, относиться к себе как к самоценной и самодостаточной сущности. В этой связи подчеркивается необходимость принимающей профессиональной среды — позитивно-ориентированного сообщества семейных терапевтов. Здоровая семья как эталон для психологической помощи — это "система в движении", процесс непрерывного изменения, эволюции, становления. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Основные труды Витакера: "Корни психотерапии" (в соавт. с Т. Малоне), "Психотерапия хронической шизофрении", "Испытание семьей" (в соавт с А. Напиером), "Танцы с семьей" (в соавт. с У. Бамбиери), "От психики к системе", "Полуночные видения семейного терапевта".

Терапевты о системной семейной терапии:

- Помогите нам с ребенком. Да с ним сладу нет! Мы ему слово, он нам - десять. Что делать? Или позанимайтесь с ним, пусть он научится, как себя вести.

Кто такие мы? Это мама и бабушка. Где папа? В разводе с мамой, живет с новой семьей. Там тоже есть мальчик, сын его новой жены.

А раньше папа жил сам, забирал сына к себе, играл с ним, занимался уроками, в школу приходил. Теперь живет в другом городе, видятся редко. Мальчик любит папу и очень за ним скучает. И изводит маму, ведь мама - рядом, а папа далеко.

Он как будто спрашивает все время, что случилось с нашей семьей? А я вам нужен? Важен? А ты правда не бросишь меня, как папа?

Мальчик спрашивает: почему вы с папой развелись?

Что ему отвечать? Объяснять, кто прав, кто виноват, как так вышло? Или - не твое дело, вырастешь - поймешь?

Или - все мужчины такие растакие, только ты у меня хороший. И - законный вопрос, а я что, не мужчина? А если мужчина, то я тоже должен быть такой-растакой. И - я вам докажу, что я мужчина!

И это только верхушка айсберга, как выглядит ситуация на первый взгляд.

Для того, чтобы разобраться, помочь этой семье, этому ребенку, этой маме, бабушке, и даже папе облегчить непростую задачу контакта с прежней семьей, нужен специальный подход.

Этот подход изобрели психиатры, раз за разом сталкиваясь с интересным, но печальным феноменом. Пациенты, которым становилось в результате лечения значительно лучше, вернувшись домой очень быстро возвращались к своим прежним болезненным симптомам. Месяцы лечения шли насмарку в течение 2-3 дней! Почему так?

Один из родоначальников семейной терапии, американский психотерапевт Карл Витакер писал: «Я не верю в людей, я верю в семьи». Мы все родом из своих семей, нас там растили, воспитывали, учили жить своими наставлениями, прямыми или косвенными, своим примером показывали, как надо поступать, кто такие женщины, кто такие мужчины, как обращаться с детьми, кто главный, как распределять финансы и т.д. и т.п.

Все члены семьи связаны между собой невидимыми, но необычайно прочными узами. Природа этих связей такова, что информация передается от человека к человеку, иногда необъяснимым образом, но всегда - передается. Все в семье знают, кто к кому как относится, чувствуют «потепление» и «похолодание» в отношениях, понимают, кто главнее, у кого власть, а кто семейный «козел отпущения».

У каждого члена семьи в системе есть свое место, оно принадлежит ему по праву рождения или брака, это основные способы присоединиться к семье. Хотя бывают еще «дополнительные» способы привлечь кого-то, например, завести любовника или любовницу, когда туго в отношениях, а прямой конфликт с партнером грозит развалом семьи. Долгое совместное проживание с ведением хозяйства и интимными отношениями признается в качестве брака даже государством. Иногда к семье присоединяется некровный родственник за какие-то свои заслуги перед семьей, заботу-любовь-привязанность, а также места в системе могут занимать домашние животные.

Итак, по принципу кто от кого родился определяются поколения в системе, или горизонтали. Горизонталь бабушек и дедушек. Горизонталь мам и пап, дяди-тети здесь же, друзья мам или пап также принадлежат к этой горизонтали, если по какой-то причине включены в систему. Такой причиной чаще всего является тайная сексуальная связь, о которой «никто» не знает. На теме лежит табу и даже думать об этом запретно, но мамина подруга почти как вторая мама. Почему-то очень тянет ее в этот дом.

Горизонталь детей - от всей предыдущей горизонтали все дети находятся в следующей. Это сиблинги, или равные, братья и сестры.

Может быть представлена и следующая горизонталь - внуки, если есть уже.

По вертикалям, которые можно провести через горизонтали, существует четкая субординация и иерархия. У ребенка есть право занимать именно это место под мамой и папой, потому что он от них родился. У мамы - занимать именно это место под бабушкой и дедушкой, потому что они ее родители. И так далее. Разведенный супруг не исчезает из системы, а связь с ним просто удлиняется, место рядом с его бывшей супругой освобождается для нового партнера, а их дети так и остаются на своих местах их детьми. Так же как их связь, созданная ими, так же остается связью. Несмотря на все попытки ее игнорировать или обрубать.

Вот почему при разводе стоит приложить все усилия, чтобы отношения остались хорошими, насколько это возможно. Поскольку связи остаются, то по ним, соответственно, передается любовь или ненависть, грусть и благодарность или яростное желание уничтожить. Вам выбирать, как это ни парадоксально звучит, что вы будете получать по своей связи. А также - что будут получать ваши дети. Потому что отголоски ненависти к вам будут лететь в ребенка, даже при всем видимом желании только любить ребенка. А ведь он похож на вас, в нем - часть вас, в нем навсегда запечатлелись некоторые ваши черты.

Или, что еще печальнее, оставленный супруг может захотеть отвоевать вас себе обратно хотя бы в этом, чистом и непорочном еще создании, которое не причиняло ему столько страданий и которое можно только любить, любить…

Задаривает папа дочку, наряжает, водит с собой по вечеринкам, покупает ей машину, гоняет женихов: это моя, кровинушка, а вы кто такие, недостойные все. И нет достойного, потому что он один и это папа. И не выходит дочка замуж, уже и 30 перевалило, а все нет достойных.

Или выскакивает, за кого-то ну уж явно невнятно-невозможного, непутевого, странного, рожает ребенка, потом быстро разводится и возвращается к маме с папой. Все, сценарий выполнен. Младший ребенок, ему положено на старости лет с мамой и папой остаться, заботиться о них, для этого и рожден. А внуки это хорошо, внуки в семью!

И вот какой еще интересный момент. В предыдущем варианте одна из семейных систем выиграла потомство. Невозможно представить масштаб военных действий, которые разворачиваются за то, к чьей системе будет принадлежать молодая семья, к ее или его. Чаще всего они скрытые, удачно замаскированные под благо-творительность, под лозунгом «мы плохого не пожелаем!

Свадьба! Ура! Горько! И жили бы они долго и счастливо, если бы представляли себе, что за каждым из них стоит огромная вертикаль, уходящая в седые века - родственники, род. Родовая история, травмы, победы, поражения, богатство, нищета, правила, судьбы, наследство.

Каждый род стремится выиграть молодую семью себе, чтобы в их доме было так, как заведено в этом роду, их дети продолжили традиции этого рода, и тоже стали бы врачами, или священниками, или продолжили бы дедушкин бизнес, принадлежали бы к их вероисповеданию, говорили бы на их языке. Теща, тесть, свекор, свекровь - не случайно отношения с этими людьми обычно самые напряженные, за редким исключением. Теща приходит и убирает у молодых в доме. Молодая мама так устает! Это - экспансия. Не зря молодой муж бесится, злится на нее, хоть она - просто одуванчик, помогать, спасать, пестовать и лелеять.

Болезни, особенно хронические, травматика, особенно частая, психосоматические заболевания, и даже сумасшествие (в некоторых случаях) - это симптом системы, при помощи которого что-то в системе регулируется.

Болеющий ребенок привязывает к себе и друг к другу родителей. Чем сильнее болеет, тем сильнее привязывает. Если бы родители любили друг друга и были естественно привязаны, ребенку не пришлось бы так болеть.

Только кто-то собрался на развод подавать, тут заболевание и обостряется.

Другой прекрасный пример - регулирование поведения подрастающего сына при помощи сердечных приступов и давления, или ВСД, вегето-сосудистая дистония. Прекрасная болезнь, входит в двенадцать классических психосоматических заболеваний. Как ты себя ведешь, смотри, маме как плохо! Эх, ты… Стоит маме услышать что-либо нежеланное, у нее давление. Сердце. Ноги подкашиваются. Все. Виновен. Застыл соляным столбом. Под такой виной или невозможно пошелохнуться, возвращаемся в свою комнату, ложимся, читаем, все, мама, я уже никуда не иду.

Или - второй полюс, бунтарство, всех куда подальше и я буду делать все по-своему, выглядит как свобода. Но от свободы отличается вспышками гнева, прямо взрывами, вроде сказали на пол копейки, а взорвалась уже на рубль. Приблизиться невозможно. Не влезай - убъет! Таким обычно говорят в семье, никто на тебе не женится с таким характером, что означает косвенный запрет на выход замуж. Да, с такой установкой трудновато будет все же выйти. Невеста будет изводить жениха вспышками, проверять на прочность, что, действительно женишься? А если вот так? Жених - думать, ойе, и так всю жизнь? И не женится. Сценарий выполнен. Аплодисменты!

Только аплодировать некому. Все заняты своей жизнью, никто всем залом не сидит тут на тебя не смотрит. Выиграешь ты или проиграешь, выполнишь свой сценарий или пойдешь своим Выбранным, не автоматическим путем - в большей мере это все для тебя, твоя жизнь, одна-единственная, между прочим, мамой-папой подаренная, и как ею распорядиться? Вернуть им долги воспитания, они на меня всю жизнь положили, во всем себе отказывали, теперь я для них поживу. Верну долг. Они мне - жизнь, и я им - жизнь. Так чего, может сразу, разом отдать? Как агнца - в жертву, одним движением? Нет, буду постепенно отдавать, день за днем, всю жизнь. А это то же самое. Медленное умерщвление себя, вместо быстрого.

А в семейной системе правильное движение жизни - от старших к младшим, и эстафета любви и заботы такая же: в нас вкладывают наши родители, чтобы мы отдали это нашим детям, а те - своим. Все ресурсы - любовь, время, деньги, образование, не в долг, а - передай дальше. Чтобы род продолжался, процветал. Потому что если вернуть назад, движение любви замкнется в кольцо и дальше не пойдет.

Множество тайн, прекрасных, завораживающих, ужасных, полезных и освобождающих можно узнать, обратившись к системной семейной терапии. Как нарушен порядок в вашей семье, как восстановить правильный порядок, вернуть потоки любви, денег, успокоить детей, стать счастливыми в браке или вне его (да-да, некоторым род разрешает не вступать в брак и не заводить потомство!), подойти к своей семейной системе с широко раскрытыми глазами и внимательно ее изучить, понять, какие законы и как до сих пор вами управляли, вернув себе таким образом руководство, власть над своей жизнью и осознанный выбор, как, где и с кем жить!

Создание карты семьи, фокусировки в гештальт-подходе, системные расстановки, элементы арт-терапии, работа с психосоматикой, с сексуальностью, групповая терапия, парадоксальные интервенции, составление геносоциограммы, детско-родительские отношения, контейнирование, работа с травмой, с семейными правилами, табу, работа с утратой, - вот далеко не полный перечень инструментария, с помощью которого мы разработали в гештальт-подходе обучающую специализацию по системной семейной терапии.

Это не только обширные теоретические, а также множество практических навыков и способов для приведения в порядок своей семейной системы!

И, безусловно, это возможности использовать теорию и методологию системной семейной терапии в своей работе гештальт-терапевта с индивидуальными клиентами, парами и семьями.

family therapy) Описание семейной терапии С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Т. о., для С. т. характерен интерперсональный, а не интрапсихический подход. Эта системная теория с терапевтической т. зр. предлагает рассматривать семейный процесс как такой, при к-ром каждый член семьи играет определенную роль в поддержании системы. "Идентифицированный пациент" может рассматриваться в качестве "проблемы", но "причиной" является сама дисфункциональная семейная система. Задача терапевта заключается в изменении системы путем соотв. вмешательств. Существует много направлений, в рамках к-рых используются различные техники, но общим для всех является принцип, согласно к рому проблему представляет собой система, а не к.-л. ее отдельный элемент. Систему образуют взаимозависимые элементы, обладающие взаимной каузальностью; их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. Системы бывают открытыми (т. е., обнаруживающими тенденции к континуальному развитию или претерпевающими какие-то изменения) или закрытыми. Семья является открытой системой; пример закрытой системы - система парового отопления. Открытая система характеризуется тремя качествами: целостностью, отношениями и эквифинальностью. Целостность означает, что систему образуют взаимодействия, а не просто нек-рое количество людей. Под отношениями понимаются взаимодействия в рамках системы: все происходящее в семье между ее членами, их постоянные взаимодействия и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий. Эквифинальность - это качество систем, благодаря к-рому они функционируют независимо от первоначальных причин и могут изменяться под влиянием текущих факторов. Они не определяются своими исходными параметрами. Четыре исторических понятия Ниже приводятся ранние понятия, образующие основу четырех совр. ведущих теорий. 1. Взаимосвязанные патологии (Interlocking Pathologies). Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий, когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не сознавались членами семьи. Понятие взаимосвязанных, неосознаваемых патологий поддерживается школой объектных отношений. 2. Слияние (Fusion). Мюррей Боуэн ввел понятие слияния - явления, первонач. отмеченного в семьях больных шизофренией, но наблюдаемого и в т. н. нормальных семьях. Слияние означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга и спаяны вместе, образуя неопределенную, аморфную массу. Психотер. по Боуэну имеет целью "отцепить" членов семьи друг от друга. 3. Псевдовзаимность (Pseudomutuality). Лайман Уинн и его сотрудники наблюдали ложный тип близости или интимности, к-рый они назвали "псевдовзаимностью", характеризовавшейся утратой границ между отдельными членами семьи. В качестве способа коррекции этой псевдоинтимности, Уинн предложил смену границ путем устранения существующих альянсов и расщеплений и создания новых коалиций. Минухин называл то же явление "запутыванием" ("enmeshment"). Целью структурной С. т. является создание новых альянсов с целью помочь "запутавшимся" друг с другом или же "разобщенным" членам семьи стать более независимыми. Структурная семейная терапия основана гл. обр. на идеях Уинна. 4. Двойная связь (The Double Bind). "Двойную связь можно вкратце описать как паттерн взаимодействия, характеризующийся "строгими ограничениями", налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках "важных, эмоционально значимых отношений", результатом которого становится "неприемлемое решение", из которого его участники "не н состоянии выпутаться"" (Эбелис). Эти процессы в их сильном проявлении обнаружены в семьях больных шизофренией, но тж, в более мягкой форме, встречаются и в здоровых семьях. Открытие "двойной связи" заставило исследователей уделить больше внимания законам, управляющим коммуникацией. С т. зр. Бейтсона, каждое послание имеет два аспекта: сообщение и команду. Командный аспект следует ряду правил, формирующихся с течением времени и имеющих тенденцию становиться самоподкрепляемыми. Это наблюдение привело к представлению о том, что нет необходимости углубляться в поиски причин симптомов для того, чтобы вызвать терапевтическое изменение, - следует лишь обратить внимание на поведение, поддерживающее систему. Основные школы семейной терапии В настоящее время осн. школами С. т. являются: теория объектных отношений, теория Боуэна, структурная семейная терапия и теория коммуникации. Теория объектных отношений Этот подход обязан своим происхождением Мелани Кляйн, к-рая утверждала, что взаимодействие с др. людьми служит не удовлетворению инстинктивных потребностей, а развитию Я в направлении разграничения себя и объектов. Придерживающийся этой т. зр. терапевт обращает внимание прежде всего на отрицаемые бессознательные проекции и, в особенности, на сговор - сотрудничество членов семьи в этом процессе. Терапевты этой школы уделяют больше времени биографическим аспектам и проблемам взаимоотношений между поколениями, а не симптомам, рассматривая последние как следствие первых. Теория Боуэна Теория Боуэна развилась в интегрированную систему и включает 8 взаимосвязанных понятий. Это: а) треугольники (под давлением стресса один из участников взаимодействия вступает в связь с третьим лицом); б) дифференциация Я (степень или объем слияния); в) эмоциональная система ядерной семьи (паттерны функционирования в рамках одного поколения); г) процесс семейной проекции (механизм, с помощью к-рого система ядерной семьи вызывает ухудшение положения ребенка); д) эмоциональный обрыв (отношения с родительской семьей); е) многопоколенная передача (как патология передается через поколения); ж) сиблинговая позиция (определяющая видение индивидуумом мира) и з) соц. регрессия (проблемы об-ва, сходные с проблемами, обнаруженными в семье). Цель теории Боуэна - помочь индивидууму в его дифференциации или психол. отделении от семьи, в движении от состояния слияния к формированию "твердого" Я (в отличие от "псевдо-Я", при к-ром человек все еще остается психологически спаянным с семейной системой). Психотерапевт предстает в роли "тренера", обучающего членов семьи дифференциации. Подчеркивается важность не чувств, а мышления. Процесс дифференциации длится всю жизнь, поскольку индивидуум стремится сохранять связь с семейной системой, оставаясь при этом автономной единицей. Треугольник является "краеугольным камнем любой эмоциональной системы" (Боуэн). Когда в системе диады нарастает уровень тревоги, они подключают "третье лицо" для поддержания равновесия системы. Эта идея оказалась плодотворной для С. т. и помогла множеству терапевтов понять роль симптомов, связей и психосоматических заболеваний в аспекте, ведущем к новым вариантам вмешательств. Структурная семейная терапия Сальвадор Минухин разработал методы краткосрочной терапии, направленной на реконструкцию семейных структур. Приемы Минухина восходят к идеям о тенденции выравнивания, высказывавшимся Лайманом Уинном, и к теориям Г. С. Салливана. Целью Минухина является изменение структуры альянсов и коалиций членов семьи и, т. о., изменение их "восприятия" друг другом. Минухин концентрирует внимание на актуальном взаимодействии членов семьи, подкрепляющем наблюдаемое поведение. Он считает организацию семьи источником проблемы семейной дезадаптации, поскольку она нуждается в носителе симптомов для своего функционирования. Он стремится изменить существующую структуру, не заботясь о ее происхождении. Семейная система является дисфункциональной в ситуации "здесь-и-сейчас" но причине ее существующей организации, а не вследствие предшествовавших в прошлом событий. Прошлое не интересует представителя структурной С. т. Теория коммуникации Этот подход прямо восходит к теории двойной связи Бейтсона, в к-рой патология предстает как проблема коммуникации. Акцент здесь полностью ставится на актуальном системном взаимодействии без учета причин или происхождения проблемы. Целью данного подхода является изменение правил системы. Это может означать предписывание симптомов или использование парадокса как способа изменения правил. См. также Семейные кризисы, Теория систем В. Фоули

ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ

психотерапия семейная) - комплекс психотерапевтических методик разного рода, направленных на гармонизацию взаимоотношений семейных.

Среди исследователей, внесших особенно весомый вклад в развитие этого подхода, наиболее известны: В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, М. С. Палазолли, Д. Хейли, М. Боуэн, К. Маданес, Л. Хофман.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

или психотерапия) (англ. family therapy) - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В С. т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи ("идентифицируемого пациента"). Как правило, С. т. реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная С. т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С. т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С. т. К. Роджерса и В. Сатир, системную С. т. М. Палацоли, Ж. Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С. т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий ("замкнутая патология", "смешение", "псевдообщность", "двойная связь", "двойное послание", "метаком-муникация" и т. д.) и методов ("подключение", "круговое интервью", "психологическая скульптуpa семьи", "позитивное определение симптомов" и т. д.). Рассмотрим основные теоретические ориентации в области С. т.

Семейная поведенческая терапия. Существо этого подхода в идее взаимозависимости поведения индивидов: во всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации "вознаграждений" и минимизации "издержек". Вознаграждения определяются как получаемые удовольствия, а издержки - как затраты времени и сил. Супружеские разногласия описываются как функция низкой нормы позитивного взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных супружеских пар обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень наказаний в конфликтующих семьях. Основная стратегия С. т. - увеличение во взаимодействии позитивного, награждающего поведения и уменьшение негативного, наказывающего поведения. Объектом коррекции выступает коммуникативное поведение супругов и родителей. Изменения поведенческих образцов взаимодействия в неблагополучных семьях предполагает след. направления коррекционной и обучающей работы: 1) обучение прямому выражению ожиданий, желаний, неудовлетворенностей; 2) обучение специфичному и операциональному выражению желаний и намерений; 3) обучение общению в позитивной, подкрепляющей, конструктивной манере как в вербальном, так и в невербальном плане; 4) обучение усилению чувств взаимности и адекватной коммуникативной обратной связи; 5) обучение супругов заключению различных контрактов на взаимной и односторонней основе; 6) обучение достижению компромисса и консенсуса в семье. Данные направления коррекции м. б. реализованы как в контексте индивидуального консультирования, так и в ситуациях групповой работы. Модель поведенческой С. т. описывается след. стадиями: цель; альтернативные пути достижения цели; программа пошагового движения к цели; практическое осуществление данной программы. Широко используются ролевая игра, видеотренинг, разного рода домашние задания для переноса приобретенных умений в реальные ситуации в семье.

Основной недостаток подхода - игнорирование экзистенциальных проблем, которые нельзя свести к чисто поведенческим затруднениям. Т. к. проблемы* с которыми сталкивается терапевт, являются многомерными (они проявляются в поведении, в когнитивной и эмоциональной сферах), поведенческая С. т. тендирует к обогащению своего арсенала методами когнитивной психологии.

Психоаналитическая С. т. Психоанализ до сих пор - самый распространенный теоретический подход в С. т., его представления популярны среди психиатров и социальных работников. Однако среди самих психоаналитиков не существует единого мнения по поводу того, следует ли считать психоаналитика семейным психотерапевтом. Это обстоятельство объясняется тем, что классический психоанализ ориентирован на изучение и лечение отдельного индивида. Ортодоксальную психоаналитическую позицию по данному вопросу можно охарактеризовать след. образом: семейные нарушения - это симптомы, отражающие индивидуальную психопатологию; люди, обращающиеся к психотерапевту по поводу семейных проблем, имеют глубоко личностные (интраперсональные) конфликты. Поэтому психоанализ выступает как индивидуальное лечение пациента, исключающее прямое воздействие на его внутрисемейные отношения.

И в ряде неопсихоаналитических подходов (напр., эго-психология, теория объектных отношений и др.) проблемы супружеских отношений так же определяются, как проявления внутриличностных конфликтов в контексте межличностных отношений. Внутренний конфликт рассматривается как результат событий, произошедших в раннем детстве. Общими для теорий с психоаналитической ориентацией (психодинамический подход, теория объектных отношений, трансактный анализ) являются след. положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов находятся в сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов. Начинают применяться техники, направленные на работу со всей семьей. Терапевт занимает более активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Миланский системный подход к С. т. Сложился в 1970-е гг. на основе психоанализа, общей теории систем, работ школы Пало-Альто. Основные положения: семья - саморегулирующаяся и постоянно развивающаяся система; любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе; невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание; члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех др., но не является причиной этого поведения; основной регулятор взаимодействий - правила семьи; терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям. Его задача - освободить семью от патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи связаны с ее способностью изменяться. Патологические семьи характеризуются т. н. "семейными играми" (стремлениями каждого члена семьи определить отношения с др. в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает), которые основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность одностороннего контроля над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, т. к. нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений. Психотическое поведение - логическое следствие семейной игры. Тем самым любые нарушения психики рассматриваются как нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа складывается из отдельных сеансов: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение основной информации о семье, проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации, или парадоксального предписания, или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной С. т. Здесь реализуются такие принципы терапии, как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей.

Последний принцип особенно важен, т. к. традиционно считается, что патологическая семья должна измениться (сама себя изменить). На самом деле эта ошибочная т. зр. блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в т. ч. и свобода не меняться). Цель системной С. т. помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и защит. Лишь освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои проблемы и обрести подлинную индивидуальность.

Теория "диалога" в приложении к С. т. Фундаментальным понятием данного подхода является понятие диалога (М. М. Бахтин). Диалог - характеристика и базовое условие развития сознания и самосознания человека - многоголосие личностных манифестов и самоопределений окружающих людей. Всякое поведение - реплика в глобальном диалоге. Любое общение диалогично. Степень ди-алогичности определяется преодолением различных форм сопротивления и защиты, характерных для монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, манипулятивного) поведения. Ситуация консультирования - разновидность диалога, в котором активность терапевта задается его позицией эстетической вненаходимости: внутренний мир клиента выступает как отображаемый и понимаемый предмет, но не как поле деятельности и объект анализирования; терапевт обращается к различным аспектам внутреннего мира клиента. Понимание предполагает общение с клиентом, как со свободным человеком, обладающим диалогической интенцией, предполагает встречную активность клиента. Затруднения клиента при вступлении в диалог ставят перед терапевтом задачу провокации его диалогической интенции. Общим решением в данном случае является "принцип молчания": дефицит значимых реакций терапевта в диалоге с клиентом. Диалогическая позиция терапевта реализуется в след. формах: постулат ответственности (идея свободы и ответственности человека за происходящее и за собственное состояние); ориентация на смысл (постановка перед клиентом задачи на смысл консультирования с последующим переосмыслением им жизненных ситуаций и задач); принципиальная открытость (возможность для клиента в любой момент вновь обратиться к консультанту, перейти к др. методам или к др. специалистам); допустимость совета (как средства установления контакта с клиентом, актуализации в его сознании определенных содержаний, индикации игнорируемых аспектов собственных проблем).

Православная традиция в построении С. т. Бог - источник духовной энергии человека. Образ Божий в человеке - ядро и сущность личности, он принципиально неуничтожим и неисчерпаем, внутреннее приближение к нему делает самого человека все более уникальным. В основе всякого брака, который строится на правильных (духовных) основаниях, лежит встреча (знакомство как откровение и любовь). В семье существуют способы и механизмы постоянного обновления переживания встречи (индивидуальная и общецерковная молитва, участие в литургической жизни Церкви), являющиеся одновременно источником духовной энергийности и обновления межличностных отношений в семье. Эти отношения рассматриваются как архетипические и иерархичные (лишенные полноты откровения, но преисполненные любви). Семья укоренена в роде. Главным материализующим началом семьи является дом как телесно-душевно-духовное пространство. Созидается и держится дом постоянным предстательством хотя бы одного члена семьи перед Богом. Различные атрибуты дома (от крыши до подвала) имеют в православной традиции особые смысловые значения и нагрузки. Дом как материально-духовная совокупность данных атрибутов - есть потребность и цель каждого человека. Путь конкретной семьи определяется ее судьбой (помыслом Божьим) и совокупным и свободным произволением всех ее членов. Основные формы обучения в области Ст.: традиционная (лекции, семинары, изучение литературы); совместная (практическая работа под руководством учителя-супервизора); групповая (различные тренинги). Последняя является наиболее эффективной формой подготовки психологов-практиков. Тренинговая программа обучения решает 4 основные задачи: информирует уч-ся, демонстрирует ситуации и техники, отрабатывает психотерапевтические установки и умения, обеспечивает условия процесса самоисследования и личностного роста уч-ся. Эффективный тренинг предполагает, что ведущий сплачивает группу уч-ся, пополняет их самоценность, является аутентичным и конгруэнтным, активным и эмпатичным, позитивным. Постоянная проработка и осознание собственных проблем терапевтом - необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность таких программ - командная работа ведущих. Основные навыки терапевта: умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом; умение анализировать состояния клиента и его семейной системы; умение оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью. (А. Б. Орлов.)