Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Во-первых , процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.

В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.

3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.

Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.

Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

Во-вторых , придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

Например: Вместе с детьми оформляли стенгазеты, организовали группу ребят для дополнительного изучения английского языка, учили девочек азам балета, стали посещать музыкальный театр “Пьеро” в детско-юношеском центре и добились хороших результатов. В течение учебного года мы провели:

1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина, Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только детей, но и родителей.

2. Экскурсию в город Архангельск, организованную родителями:

  • Поездка в усадьбу Плотниковой.
  • Поездка в школу народных ремёсел Бурчевского.

3. Семейный вечер в Детском юношеском центре.

4. Новогодний вечер.

5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и учитель.

3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.

Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.

Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не полный набор правил.

За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.

К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап , когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего – 1-й класс! Так мамочки из 9 человек организовали ансамбль. С песней “Наши дети” они выступали на областном семинаре и с удовольствием исполнили эту песню для родителей будущих первоклассников на Дне открытых дверей.

Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Сейчас я буду говорить только о городских конкурсах.

  • Мы стали лауреатами конкурса “Поющий класс”.
  • Заняли первое место в конкурсе работ по “правильному питанию”. Эти семейные шедевры украшают нашу столовую.
  • Дали открытые уроки для учителей школы, города, области. Жизнь в классе бурлит.

Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю, кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького человека сердце и душу.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Аактивная деятельность родительского комитета.

А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.

– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.

Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!

Морозова Наталия Николаевна

Воспитатель 1й квалификационной категории

ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад «Теремок»

Муниципального района Сергиевский Самарской области

Опыт работы

Пояснительная записка

Своё выступление я хочу начать с фразы: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» , - так говорил Макаренко.

В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей» , следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная связь двух явлений» и «взаимная поддержка» .

Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

Мы заметили, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.

Методическая разработка

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость) .

Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам» .

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка».

Очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья - это счастье и любовь в доме.

Цели работы ДОУ с семьями:

  1. Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями.
  2. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи взаимодействия ДОУ с родителями.

Работать в тесном контакте с семьями воспитанников;

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Формы взаимодействия педагогов с родителями

Педагоги ДОУ используют широкий спектр стандартных форм работы с семьями воспитанников:

1. Изучение социального статуса семей, их пожеланий. Это

  • беседы,
  • заполнение анкет,
  • анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

2. Наглядные формы работы:

  • информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях,
  • письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
  • оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.

3. Мероприятия для родителей в детском саду – это:

  • индивидуальные беседы,
  • организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
  • проведение групповых праздников, развлечений,
  • проведение нетрадиционных родительских собраний (тренинги, беседы за круглым столом, семинары – практикумы) .

Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.

  • для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,
  • к участию в различных конкурсах, драматизация сказок, праздник «День именинника» проводимых в детском саду.

Взаимодействие с родителями в соответствии

с комплексно-тематическим планированием ДОУ

Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждый тематический блок мы планируем формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Стало традиционным у нас в детском саду проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень» . Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов.

Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе «Зимующие птицы» папа Матвея Ф. и Матвея М. делали с детьми кормушки для птиц из бросового материала.

При изучении животных нашего края итоговым мероприятием стали работы родителей – книжки – малышки «Домашние животные»

ПопоПо теме «Моя семья» родители проявили невероятные таланты – сделали коллажи и в стихах рассказали про свою семью.

По теме «В мире сказок» родители подготовили и показали детям сказку «Курочка Ряба» . Дети были очень рада, восторгу не было предела.

Стало традицией проводить «День именинника» детям, очень нравится затея родителей.

Творчество родителей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками» . Цель этой акции - развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.

Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

И в заключении я хочу закончить своё выступление ещё одной фразой, сказанной Макаренко: «Не думайте, что ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Логос, 2010.
  2. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ. – М.: Сфера, 2001.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005 год
  6. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
  7. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.

Светлана Рудина
Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства

"Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства " (Нетрадиционные формы работы с родителями )

Свое выступление я хочу начать с фразы : ”Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”, - так говорил Макаренко.

И нам, как воспитателям, очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду , но и в семье. Ведь семья – это счастье и любовь в доме.

У себя в группе мы используем такие нетрадиционные формы работы с семьёй, как фото вернисажи, коллажи, проектный метод.

Так, например, проектный метод работы с семьёй у нас начался сразу же после того, как все ребята поступили к нам в среднюю группу, и назывался первый проект ”Моя семья”. (Слайд 2)

В этом проекте ребёнок c помощью родителей рассказал о своих близких : маме, папе, бабушках, дедушках, сёстрах и братьях, о том, чем семья любит заниматься, какие существуют в семье традиции. Как следствие возникла потребность создания генеалогического древа семьи. (Слайд 3) Ребята представили свою родословную по-разному. Очень приятно, что многие семьи знают свои корни аж с 1892 года. За эти два года было сделано много проектов детьми и родителями . Конечно – это больше чем проект, это передача опыта семьи другим семьям. В проекте “Моё любимое домашнее животное” (Слайд 4) – ребята рассказали о своих домашних питомцах : как они появились дома, как придумывали кличку животному, как за ним ухаживают. Ребята рассказали не только о своих питомцах, но и о питомцах родных и близких друзей. После проведённых летних и зимних каникул, ребята поделились своими впечатлениями в проектах ”Как я провёл лето” (Слайд 5, ”Как мы отдыхаем зимой”, “Как я провёл зимние каникулы”(Слайд 6) . Где только не побывали наши малыши! Чем только ребята и родители охотно не увлекаются и не занимаются. Кто–то летом отдыхает на даче, кто-то любит ходить в лес за грибами, а ещё у нас дети любят путешествовать по разным странам. Зимой дети и родители так же проводят время с пользой : горные лыжи, санки, коньки, походы в лес, где вместе с папой можно рассмотреть следы лесного жителя, отдых в южных странах. Очень приятно смотреть фотографии, на которых запечатлены счастливые моменты семейной жизни . В проекте ”Я - путешественник” (Слайд 7) ребятам было предложено написать в какую страну они хотят отправиться путешествовать, каким видам транспорта они воспользуются, что они там хотят увидеть, какие сувениры привезут. Благодаря этому проекту многие родители запланировали следующее своё путешествие в ту страну, куда мечтает попасть их ребёнок и да же разработали маршрут своего путешествия. Последний проект был сделан к неделе психологии ”Познакомьтесь – это я”. (Cлайд 8) Родителям было предложено в проекте отразить следующие моменты. Что означает имя вашего ребёнка, почему его так назвали, чем ребёнок увлекается, что любит делать, кушать и т. д. Было очень приятно, что родители с огромным удовольствием и творчески подошли к работе. Очень многие родители представили свой проект с фотографии маленького малыша, которому 2-3 дня отроду, а некоторые начали знакомство с ребёнком, когда ещё он был в животе у мамы. Одна мама даже написала, что чувствовал малыш в те или иные моменты, когда он был ещё в животе, что он любил слушать, есть. Очень многие родители заканчивали своё знакомство с ребёнком фразой, что их ребёнок самый умный, любимый, желанный. И это очень приятно – ведь наша цель была именно такова, что при создании этого или другого проекта родители , так или иначе акцентируют внимание на ценности незабываемых мгновений детства , а еще, самое главное, происходит укрепление позитивных, внутри семейных отношений.

В группе стали традиционными тематические фото выставки к 23 февраля ”Мой папа”, к 8 марта ”Моя мама”. В средней группе на фотовыставке были представлены фотографии маленьких пап и мам, а уже в старшей группе (Слайд 9) на фотографии каждый ребёнок был представлен со своим родителем , а ещё в качестве сюрприза каждый малыш немного рассказал о маме и папе. Некоторые родители сделали для себя открытие, услышав из уст ребёнка о некоторых моментах семейной жизни . Для нас воспитателей, большую ценность имеет фотогазета ”Семья”, посвящённая недели психологии. (Слайд 10) В этой газете на фотографиях запечатлены самые трепетные отношения семьи : любовь, счастье, забота, нежность, опора. Приятно, что родители откликаются на просьбу принести фотографии , многим пришлось их даже распечатать, т. к. в наше время все архивы хранятся в электронном виде.

Очень любят ребята с родителями мастерить открытки . 9 мая, Новый год, День рождение – как в такой день оказаться без открытки. Так на День рождения детского сада , (Слайд 11) ребята с родителями смастерили открытки , а в этих открытках написали пожелания детскому саду в его юбилей . На Новый год ребятам было предложено в своих открытках написать пожелания Деду Морозу. (Слайд 12) Ребята, вместе с родителями , пожелали Деду Морозу здоровья, счастья, успехов, удачи в новом году. Не забыли попросить и подарки для себя и своих близких. Очень хочется надеется, что во многих семьях станет традицией под Новый год писать всем вместе письмо Деду Морозу. А какой Новый год без ёлки, но мы пошли дальше и предложили каждой семье смастерить свою Новогоднюю ёлочку. Каких только красавиц не было : и из кофейных зёрен, и из нитей, из ткани, бумаги, конфет, мишуры, и даже ёлка в банке с глицерином. С какой любовью дети вспоминали как они по вечерам, сидя в кругу семьи, мастерили свои новогодние поделки. Ни это ли Новогоднее чудо! Как редко теперь семья собирается вместе. Именно в такие моменты взрослые и дети становятся одним единым организмом , одним целым миром. (Слайд 13) , (Слайд 14)

И в завершении я хочу закончить своё выступление ещё одной фразой, сказанной Макаренко : ”Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни , даже тогда, когда вас нет дома”. (Слайд 15)