Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил . (С. Маршак)

Задание 9. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»: голова (чья?) - львиная, хвост (чей?) - львиный, туловище (чье?) - львиное, уши (чьи?) - львиные

Задание 10. Ответить на вопросы.

Кто из животных жарких стран является хищником? Почему?

Задание 11. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Лев, тигр, морж, зебра.

Верблюд, зебра, лев, жираф.

Носорог, бегемот, тигр, волк.

Задание 12. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением животных жарких стран.

Апрель Тема «Перелетные птицы» (1-я неделя)

вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;;

обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

рассказать ребенку о том, какую пользу приносят пере­летные птицы;

учить бережному отношению к живой природе;

вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).

У грача - грачата, у скворца - .... У грача - грачонок, у журавля - ... .

Задание 6. Составить описательные рассказы о перелетных птицах.

Грач - это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Задание 7. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

Задание 8. Пересказать рассказ от первого лица.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Объяснить ребенку значение слова скворечник.

Задание 9. Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетаю! грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

Задание 10. Дидактическая игра «Закончи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда). На ветке сук, а на ветках... .В гнезде птенец, а в гнездах - ... . На дворе дерево, а в лесу - ....

Задание 11. Упражнения для пальчиков.

Известное и популярное детское произведение может стать любимым стихотворением ребенка. Забавное и веселое, оно понравится любому малышу дошкольного возраста. К тому же, этот небольшой стих очень ритмичный и музыкальный, что придется по вкусу и ребенку, и взрослому.

Кто написал произведение

Гений детской поэзии Самуил Маршак придумал замечательное и смешное стихотворение "Где обедал воробей". Автор включил его в сборник других своих произведений, таких как "Теремок", "Кошкин дом", "Вот какой рассеянный". Стих приведен ниже.

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Прозаичная сказка быстро обрела популярность у детей и взрослых, благодаря своей комичности и простоте запоминания. Как и все детские стихи Самуила Маршака.

Мультфильм по стихотворению

По этому детскому стишку даже был создан рисованный мультфильм. Он был выпущен студией "Союзмультфильм" в 1983 году. Художником-постановщиком был назначен Светозар Русаков, а композитором Шандор Каллош. Он использовал фрагменты музыки Доменико Чимарозы, известного итальянского композитора классической музыки.

Озвучивал мультик заслуженный артист РСФСР Олег Анофриев, который прославился ролями в фильмах "Сказка о потерянном времени" (играл старого Петю), "После дождичка в четверг" и "Инкогнито из Петербурга". Он же озвучивал другие детские мультфильмы: "Как львенок и черепаха пели песню", "Шел трамвай десятый номер", "Бременские музыканты".

Как выучить стих с малышом

Произведение Самуила Маршака "Где обедал воробей" состоит из шестнадцати коротких строк. С ребенком его легко заучить по четыре строчки, а с каждым новым четверостишием проводить закрепление уже выученного материала.

Дети легко запоминают стихи при наличии эмоциональной составляющей. Обязательно стоит искренне улыбаться и веселиться при прочтении стихотворения, тогда и малыш быстрее его запомнит. Не стоит пытаться заучить его за один раз. Чтобы использовать долговременную память для запоминания этого произведения детского писателя, сначала лучше попробовать с интонацией прочитать его по несколько раз два-три дня подряд, а потом пробовать повторять вместе с ребенком.

После того, как стишок будет несколько раз перечитан, взрослый может пробовать начинать произносить одну строчку так, чтобы вторую сказал ребенок. Рекомендуется проводить это в игровой форме. Затем можно поменяться местами, теперь ребенок произносит первую строчку, а взрослый пытается произнести вторую. Этот метод очень эффективен для запоминания.

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №14»

Вахитовского района г. Казани

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

5 КЛАСС

ПОЭТЫ РОССИИ О РАННЕЙ ОСЕНИ

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Салазкина Светлана Александровна

Казань

Тема : Поэты России о ранней осени .

Цель : 1. Совершенствование навыков выразительного чтения.

    Расширение общего кругозора учащихся.

    Привитие любви к поэзии, родной природе.

Урок проводится в природной зоне

    Слово учителя.

Промелькнуло лето. Наступил сентябрь – пора молодой осени. И мы вместе с поэтом «серебряного века» В. Брюсовым говорим:

Здравствуйте, дни, голубые, осенние,

Золото лип и осин багрянец…

СЕНТЯБРЬ – месяц разноцветных листьев, прощальных песен. Древнерусское название сентября – «вересень» - месяц первого инея. За ранние сумерки народ назвал этот месяц «вечером года», за хмурое небо, частое ненастье – «хмуренем», за желтизну листвы – «жовтенем».

Ребята, а чем знаменит сентябрь?

(Примерные ответы учащихся : сентябрь знаменит уборкой овощей, продолжается сбор фруктов. Листва на деревьях начинает желтеть.

Сентябрь – хорошая пора для грибников. Птицы улетают на юг. В сентябре часто устанавливаются погожие, тёплые деньки – бабье лето; и др. А в школе мы

традиционно проводим праздник «Дары осени»)

А. Твардовский «Начало осени»

Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся села
Ко Дню урожая.

СЕНТЯБРЬ – богатый месяц, красивый месяц. Особенно хорошо сейчас в лесу! Сентябрьский воздух удивительно чист и прозрачен. Он напоен особым ароматом листвы, холодных утренников, ветра, который уносит от нас и теплое солнце, и хорошую погоду, и перелётных птиц.

Как жадно к югу рвутся птицы

Сквозь листопад, сквозь холода.

Чтоб солнца досыта напиться

И на чужбине убедиться,

Что Родина не повторится

Ни в чём,

Нигде

И никогда… (В. Молодяков)

Чтение стихотворения обучающимся

А. Твардовский «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко – жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней -
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Жаль, что мы не в лесу. Но как здорово, что на территории школы есть природный уголок, где мы можем полюбоваться осенними красками.

Посмотрите: еще пестрят разноцветием астры на клумбе, пожелтели липка и тополь, покраснела рябина, и только ёлка продолжает оставаться зелёной.

Как вы думаете, о чем могли бы рассказать вам опавшие листья? (Устные сочинения-миниатюры учащихся)

Чудесная пора! Правы поэты, воспевавшие осень! Вспомним их стихотворения.

2 . Чтение стихов русских поэтов обучающимися

Ф. Тютчев «Осень»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде!

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

«Осень» К. Бальмонта

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья

С. Дрожжин «Миновало лето...»

Миновало лето,

Солнце из-за туч

С ласковым приветом

Не бросает луч;

Листья облетели

Средь осенних вьюг,

Птички улетели

На далёкий юг;

На дворе, и в поле,

И в глуши лесов

Не слыхать их боле

(И другие стихотворения)

3. Подведение итогов урока.

Осень незаметно, словно крадучись, вошла в город. Величава эта пора года. Она никогда не бывает грустной, даже если холодна и дождлива. Любите осень, как любил её Александр Сергеевич Пушкин, наслаждайтесь её красотой и неповторимостью.

И помните: «Осенняя пора. Очей очарованье!»

Ф







отографии со школьной выставки «Дары осени»

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.