Конспект урока

ФИО учителя: Комиссаренко Элина Викторовна

Предмет : география

Класс: 7

Тема урока : «Внутренние воды Евразии. Реки»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма проведения: урок – путешествие.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Цель: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить учащихся с крупнейшими реками материка.

Задачи:

Обучающие

1. Выявить особенности размещения рек по территории материка;

2. Систематизировать знания, касающиеся географической номенклатуры водных объектов Евразии.

Развивающие

1. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации;

3. Развивать картографические и творческие навыки учащихся.

Воспитательные

1. Воспитать умение работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом;

2. Создать условия для положительной мотивации при изучении географии;

3. Способствовать воспитанию бережного отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся приобретут самостоятельные навыки составления комплексной характеристики рек Евразии;

Смогут давать описание рек по физической карте материка;

Научаться называть и показывать реки Евразии на карте.

Личностные

Осознание ценности водных объектов материка;

Понимание важности, сохранять и рационально использовать водные ресурсы.

Метапредметные

Учащиеся смогут анализировать и обобщать полученный материал;

Выдвигать версии решения поставленных задач;

Сравнивать и обобщать новые понятия;

Выбирать необходимую информацию из разных источников.

Основные понятия: внутренние воды; река; устье; исток; питание рек.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Оборудование: учебник Коринская В.А. География материков и океанов. 7кл.- М.:Дрофа, 2013; атлас 7 кл; контурные карты Евразии; физическая карта Евразии; раздаточный материал; мультимедийный проектор.

Структура урока.

1. Организационный этап – 2 мин.

2. Мотивация – 3 мин.

3. Актуализация знаний – 5 мин.

4. Целеполагание – 2 мин.

5. Усвоение новых знаний – 20 мин.

6. Закрепление изученного материала – 4 мин.

7. Рефлексивно-оценочный этап – 4 мин.

Ход урока.

1. Организационный этап

Весь класс предварительно разделен на четыре команды. Результаты по каждому выполненному заданию отражаются на доске.

Учитель: ребята, сегодня у нас урок пройдет в виде путешествия. Каждая группа – это отдельная команда исследовательского судна. Сейчас вам предстоит выбрать капитана корабля (выбирают капитана).

У каждой группы на столе лежат памятки «Правила работы в группе», «Критерии оценивания внутри группы», с которыми вам необходимо ознакомиться (см. Приложение 1) Учитель: Мы совершим незабываемое плавание с препятствиями, и в конце урока лучший экипаж будет награжден самыми высокими баллами, но кроме этого, каждой команде в конце урока предстоит выбрать лучшего исследователя в своей группе с помощью критериев, он тоже получит награду. Как и все исследователи у каждого из вас есть бортовой журнал (тетрадь), в котором будете делать записи и отмечать на контурной карте места нашего пребывания.

2. Мотивация.

Учитель:

«Как удивительна планета, на той, где вместе мы живем.

Озера, реки – чуда света, по ним немного проплывем.

И унесется в эту даль наш дружный славный теплоход.

Терять здесь времени не жаль,

Ну что, начнем, друзья, вперед!

А может знает кто, ребята, какой имеем океан?

Евразия ведь так богата – вот гляньте Тихий тут и там!

А наши реки – Амур, Лена, длиною поражают нас.

Их много, будто теорема, и говорим мы без прикрас.

Наш интереснейший урок набирает лишь начало,

Ну что, готовьте знаний флот к географическому сплаву!»

(Филатова Д. М.)

Учитель: Ребята, скажите, какая тема зашифрована в этом стихотворении?

Учащиеся: «Внутренние воды Евразии. Реки» (записывают в тетрадь)

3. Актуализация знаний.

Учитель: какие темы мы изучали на предыдущих двух уроках? (климат, рельеф)

Вспомните, от чего зависит климат любой территории? (от широты места, воздушных масс, подстилающей поверхности)

В чем заключается главная особенность климата Евразии? (лежит во всех климатических поясах)

Какие выделяют главные особенности рельефа материка? (60% занято равнинами, горные территории расположены на востоке и юго-востоке)

Если соотнести, все вышесказанное с темой сегодняшнего урока, можно дать ответ на следующий вопрос: Какие два главных фактора влияют на реки материка?

Учащиеся: Климат и рельеф, от климата зависит питание и режим реки, от рельефа характер течения.

4. Целеполагание

Учитель: Ребята, исходя из темы урока, какой же будет главная цель нашего путешествия? (Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками)

Учитель: А еще нам предстоит выяснить, какую роль играют реки в жизни людей?

5. Усвоение новых знаний

План урока (изображен на доске)

1. Соотнести реки Евразии, по бассейну океанов

2. Оформить контурную карту

3. Совершить сплав и составить комплексную характеристику реки.

Учитель: Какие типы внутренних вод вы знаете? (реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота)

На первом уроке, при изучении географического положения Евразии мы вспоминали, какими океанами омывается материк. (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый)

Число команд соответствует числу океанов. Все 4 экипажа отправляются в плавание по разным океанам.

Первое задание - головоломка

Учитель: Экипажи, вам необходимо расшифровать реки, относящиеся к бассейну нужного океана, разгадав головоломку. Названия рек выписать в бортовой журнал, нанести на контурную карту и показать на физической карте Евразии их расположение. Если задание выполнено верно, группа получает 5 баллов. Команда, которая первая выполнит задание, получает дополнительный балл (см. Приложение 2).

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова (вращение головой)

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Второе задание – описание реки по плану.

Учитель: Перед выполнением второго задания, необходимо вспомнить план описания реки, по которой вы будете сплавляться (ответ учащихся)

Вам помогут атласы и учебники. После составления характеристики реки, группы отчитываются о проделанной работе у физической карты материка. За каждый верно выполненный пункт плана, команда получает 1 балл.

План описания реки:

1.Название.

2. В какой части материка протекает.

3. Исток/устье реки.

4. Зависимость характера течения реки от рельефа.

5. Питание.

6. Хозяйственное использование.

Учитель: Экипаж, путешествующий по Атлантическому океану, сплавляется по реке Дунай, команда Тихого океана по Янцзы, экипаж Северного Ледовитого океан - по Лене и путешествующий по Индийскому отправляется по реке Ганг.

Ребята, мы с вами осуществили сплав по рекам, относящимся к бассейнам 4-х океанов. А про какой бассейн мы с вами забыли упомянуть? (Бассейн внутреннего стока) Какая крупнейшая река относится к этому типу, протекающая по территории нашей страны? (Волга)

Река Волга - самая крупная и многоводная река Русской равнины, и самая большая река Европы.

“Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!” – так писал о великой русской реке Александр Дюма. Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.

А почему мы относим эту реку к бассейну внутреннего стока? (впадает в Каспийское море)

6. Закрепление изученного материала

Учитель: Ребята, мы проделали нелегкий путь, осуществили плавание сразу к четырем океанам Земного шара.

И в конце путешествия у нас остались зашифрованы названия рек, которые нужно разгадать (ответы от каждой команды принимаются по поднятой руке).

Первый слог мой, это нота,

Буква – это слог второй

Ну а целое, широко разлилось

большой рекой. (Дон)

Дятел выбивает дробь

на сосне у речки...(Обь)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной,

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной! (Волга)

По берегу бежала мышь:

«Я быстрее, чем...!» (Иртыш)

Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

стану спутником Земли. (Лена)

7. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: В начале урока мы поставили цель, какую? (Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками) Достигли мы ее? (Да)

С какими реками вы сегодня познакомились? Водами, каких океанов омывается Евразия? (ответы учащихся)

Но у нас еще остался без ответа вопрос: какую роль играют реки в жизни людей? (ответы учащихся)

Ребята, обратимся к плану нашего урока, выполнили мы его? (ответ)

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, продолжив предложения на слайде (выполняется устно):

Мне больше всего удалось…

Для меня было открытием то, что…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Больше всего мне понравилось…

Учитель: В начале урока, вы получили карточки с «Критериями оценивания внутри группы». Сейчас вам предстоит выбрать одного члена вашего экипажа, который на протяжении всего плавания активно проявлял себя.

(Учитель подсчитывает результаты на доске. Выявляет победителей, комментирует работу на уроке. Выставляет оценки лучшим ученикам, по мнению группы, и экипажу, занявшему первое место)

Учитель: Ребята перед вами «светофор настроения». У каждого из вас есть три сигнальные карточки, которые необходимо приклеить на светофор: зеленая – все было интересным на уроке; желтая - понравилось, но не все; красная – на уроке было скучно.

Спасибо за урок, до свидания!

Приложение 1.

« Правила работы в группе»

    Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

    Слушайте, каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

    Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана

    Капитаном выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

«Критерии оценивания»

    Знание изучаемой темы

    Активность в обсуждении

    Умение высказывать свое мнение или представлять результаты работы группы

    Доказательность и полнота ответа, грамотная речь отвечающего

    Культура общения

Приложение 2.

Атлантический океан Северный Ледовитый океан


Тихий океан Индийский океан

о

Ответы:

Атлантический океан: Рейн, Дунай, Дуэро, Нева, Висла.

Тихий океан: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Амур, Анадырь.

Северный Ледовитый: Обь, Енисей, Лена, Колыма, Печора.

Индийский океан: Инд, Ганг, Тигр, Ефрат, Иравади.

Евразия — самый большой материк, занимающий 1/3 всей суши. Площадь Евразии -53,4 млн. км2. Крайние точки Евразии:

Северная: мыс Челюскин (78° с.ш.,104° в.д.);

Южная: мыс Пиай (1° с.ш., 103° в.д.);

Западная: мыс Рока (39°с.ш.,9°з.д.);

Восточная: мыс Дежнева (67° с.ш., 169° з.д.).

Южное побережье Евразии изрезано меньше, здесь преобладают крупные географические объекты: огромные Аравийский полуостров и Индостан, Аравийское море, почти не уступающий ему по размерам Бенгальский залив.

Граница между Европой и Азией проводится достаточно условно: ей принято считать линию, проходящую от Северного Ледовитого океана по Уральским горам, затем — по реке Урал, северному берегу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине. Дальше Европу и Азию разделяют моря: , Черное и Средиземное.

На средиземноморском побережье есть большие запасы руд цветных металлов, бокситов, в северной Азии (территория России) есть крупные запасы золота и медно-никелевых руд. По побережью проходит «оловянный пояс» — ряд месторождений оловянных руд. На севере и на расположены залежи алмазов, в добывают другие драгоценные камни изумруды, рубины, бирюзу.

Евразия богата реками и озерами, реки впадают во все четыре океана, также есть крупные области внутреннего стока. В Северный Ледовитый океан несут свои воды Печора, Енисей, . Наиболее крупные из них — Обь, Енисей, Лена — берут свое начало в горах и плоскогорьях , они достаточно полноводны, так как питаются за счет таяния ледников и осадков, кроме того, у всех рек Северного Ледовитого океана выражено весеннее половодье, так как в этих районах довольно снежные зимы — стаивая, снег питает реки. Эти реки имеют огромное количество крупных и мелких притоков, Западно-Сибирская равнина, которая находится между Обью и , сильно заболочена

Реки бассейна Тихого океана , . Они берут свое начало в горных районах, но в основном течении протекают по равнине, из-за этого реки достаточно полноводны. Хуанхэ и Янцзы сильно разливаются, образуя наносы Хуанхэ не зря носит название «желтая река» — ее воды несут огромное количество песка и мелких частичек почвы. Это особенно заметно в месте впадения ее в море — вода Хуанхэ заметно отличается по цвету от морской.

Крупнейшие реки Индийского океана — Инд, Ганг, Тигр, . Эти реки протекают по территории с достаточно жарким , и если долины Инда и Ганга сильно увлажены благодаря Гималаям, то Тигр и Евфрат протекают по засушливой местности. Благодаря тому, что истоки этих рек находятся на возвышенностях, они являются главной причиной плодородности почвы, очень много воды используется для орошения.

Другие крупные озера: и , соединены естественными и искусственными протоками между собой, а также с с одной стороны и — с другой. Таким образом, они являются важным элементом транспортного пути из Европы к Северному Ледовитому океану.

Огромные размеры материка влияют на его климатические условия. Из-за большой протяженности с севера на юг Евразия находится во всех , различие климата в северных и южных районах материка очень велико. Из-за огромной протяженности с запада на восток влияние океана ослабляется, формируется резко континентальный тип климата, поэтому для Евразии характерно не только субширотное, но и субмеридиональное изменение климата.

Еще одна специфика климата Евразии заключается в том, что горы на юге и востоке страны преграждают путь с Тихого и, особенно, с теплого Индийского океана. Напротив, воздушные массы, формирующиеся над Атлантическим и , оказывают значительное влияние на климат материка. С Атлантического океана дуют теплые ветра, благодаря которым достаточно мягок. А вот с Северного Ледовитого океана на север и центр материка практически беспрепятственно проникают холодные ветры.

Все это приводит к неравномерному распределению температуры на материке в зимние месяцы. Изотермы января проходят не субширотно, а практически повторяют очертания береговой линии, особенно на западе, постепенно сглаживаясь к востоку. На севере азиатской части материка расположен полюс холода северного полушария: г. Оймякон, -71 °С.

Осадки также распределены очень неравномерно. Центральная часть материка, удаленная от всех океанов, достаточно засушливая, здесь образуются пустыни, в том числе и крупнейшая пустыня Евразии — Гоби. Мало осадков выпадает и на севере азиатской части. Побережья Атлантического, Тихого и за редким исключением (Аравийский полуостров) достаточно хорошо увлажнены. С продвижением вглубь материка среднегодовое количество осадков уменьшается резко на юге (путь влажному воздуху преграждают горы) и постепенно на востоке и западе.

Северное побережье Евразии находится в пределах арктического климатического пояса. Эти территории находятся за северным полярным кругом, зимой здесь царит полярная ночь — солнце не поднимается из-за горизонта. Соответственно, территории арктического пояса получают очень мало солнечной энергии. В летнее время года день становится довольно продолжительным, но большая часть энергии отражается от поверхности земли, покрытой снегом. Поэтому средние температуры летних месяцев также невысоки. Здесь выпадает мало осадков, поскольку холодный воздух не может быть влажным, над Северным Ледовитым океаном влажные морские массы не формируются.

Южнее протянулась полоса субарктического климатического пояса, достаточно узкая на западе материка и расширяющаяся к востоку. Для этой территории характерны большие перепады температуры летом и зимой, а также возможны резкие смены погоды под влиянием холодного воздуха с океана. В западной части климат смягчается влиянием более теплого Атлантического океана.

Широкой полосой проходит умеренный климатический пояс. Он начинается севернее 40° северной широты, в западной части материка доходит до северного полярного круга.

Побережье Европы находится в зоне морского умеренного климата, здесь мягкая зима, температура нечасто опускается ниже нуля, и теплое лето. На побережье выпадает много осадков (до 1000 мм), погода очень изменчива.

Европейская часть Евразии находится в зоне умеренного континентального климата. С запада поступают влажные воздушные массы с Атлантического океана, которые смягчают климат, благодаря им здесь выпадает среднее количество осадков (500-600 мм). Все же перепад температур зимой и летом достаточно высок.

Центральную часть Евразии занимает резко континентальный умеренный климат. Для него характерны резкие перепады температур, не только сезонные, но и в течение дня. Зима очень холодная и сухая, летом также выпадает незначительное количество осадков (200 мм).

Восточное побережье находится под влиянием умеренного муссонного климата. Зимой здесь холодно и ясно, без оттепелей, осадков выпадает мало. Летом, напротив, очень влажно и довольно прохладно, небо часто затянуто облаками.

Юг Европы, Ближний Восток, территория Памира и юг Китая находятся в зоне субтропического климата. На западе климат смягчается близостью морей, здесь формируется Средиземноморский тип климата: лето жаркое и сухое, зима достаточно теплая и влажная. При продвижении на восток, вглубь материка, начинается зона континентального субтропического климата с жарким летом, теплой зимой и очень небольшим количеством осадков (100-150 мм). На побережье Тихого океана господствует муссонный субтропический климат: зима теплая и сухая, лето жаркое и влажное.

Тропический климат характерен для Аравийского полуострова и побережья Персидского залива. Здесь сухо, очень жарко летом и достаточно прохладно (до 0°С) зимой. В этой зоне формируются пустыни.

Субэкваториальный климат характерен для полуострова Индостан и юго- : здесь тепло и летом, и зимой. Зима и весна сухие, летом господствует влажный муссон, приносящий с Индийского океана обильные продолжительные ливни.

Экваториальный тип климата отмечается преимущественно на островах, расположенных вдоль экватора. Здесь нет серьезных перепадов температуры, всегда тепло и много осадков.

В Евразии существуют все природные зоны, границы между ними очень четкие.

Зона арктических пустынь и полупустынь занимает острова Северного Ледовитого океана. Большая часть территории покрыта льдом, почва промерзает на много метров вглубь. Здесь обитают морские животные — тюлени, котики и многочисленные морские птицы.

Южнее расположена зона тундры и лесотундры. Здесь произрастают мхи и лишайники, карликовые деревья. В южной части лесотундры появляются березы, ольха. Фауна очень ограниченна: водятся лемминги, северные олени, песцы.

В зоне умеренного климата формируется крупный лесной пояс, состоящий из двух природных зон: и смешанных и широколиственных лесов. Тайга занимает почти весь Скандинавский и , северную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины, а также Средне-Сибирское плоскогорье. Тайга представляет собой густой, иногда заболоченный хвойный лес, в основном произрастают пихта, кедр, формируются подзолистые почвы. Среди животных обитают куницы, бурундуки, зайцы, лоси, бурые медведи. Много птиц, как насекомоядных, так и хищных. Зона смешанных и широколиственных лесов сформирована преимущественно в европейской части материка. Здесь произрастают сосны, ели, дубы, почвы — каштановые и бурые лесные. Эта природная зона очень плотно заселена человеком, осталось мало естественной фауны, в основном это мелкие — белки, бурундуки, зайцы.

Леса на юге постепенно переходят в лесостепи, а затем — в степи. В этих зонах обитает много грызунов: сурки, суслики, мыши, произрастают разнообразные травы. В зоне степей формируется наиболее плодородная почва — чернозем, поэтому здесь в обилии выращиваются злаковые.

Пустыни и полупустыни находятся в центре материка. В этой зоне выпадает очень мало осадков, а зимы достаточно холодные. Фауна практически отсутствует, из растений преобладают полынь и саксаул.

На побережье Средиземного моря сформирована зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Произрастают пальмы, теплолюбивые хвойные растения, масличные деревья, цитрусовые.

На противоположной, восточной, стороне материка находится зона переменно-влажных (муссонных) лесов. Здесь произрастают бук, дуб, магнолии, бамбук — растения, хорошо переносящие сухую прохладную зиму и начинающие активно расти в теплое время года. Много достаточно крупных животных: обезьяны, леопарды, гималайский медведь, в лесах Индии — антилопы, крокодилы, тигры, шакалы. Очень много змей — около 200 видов.

На полуострове Индостан сформировалась зона саванн. Здесь произрастает множество трав, а также деревья, устойчивые к засухе: бамбук, акации. Также здесь много крупных животных: слонов, буйволов.

Зона влажных экваториальных лесов сформирована на южных островах Евразии. Здесь произрастают разнообразные пальмы, фикусы, лианы. Животный мир отличается разнообразием: много крупных и мелких обезьян, есть кабаны, буйволы, носороги, крокодилы, ящерицы и змеи.

В Евразии много областей высотной поясности, где природные зоны меняются с высотой.

Евразии Ганг. В нижнем течении с Гангом соединяется река Брахмапутра. По полноводности Ганг уступает только Конго и Амазонке. Ганг протекает по территории с муссонным климатом , поэтому он столь полноводен. Река Инд течёт по более сухой территории, и поэтому она не такая полноводная. Реки Инд, Ганг, Брахмапутра, Иравади, Солуин, Тигр, Евфрат впадают в Индийский океан .

На севере материка много полноводных рек. Крупнейшие реки этой области Обь, Енисей, Лена, Колыма. Это уже водные ресурсы России. При впадении в океан Обь образует Обскую губу. Лена самая длинная река России, а Енисей самая полноводная.

Все эти реки, а также Индигирка, Яна, Печора и другие, впадают в Северный Ледовитый океан . Реки, текущие по слою вечной мерзлоты, широко разливаются, образуя множество болот , так как вода не просачивается в почву.

В Атлантический океан впадают Дунай, Днепр, Дон, Эльба, Одер (Одра), Рейн, Сена, Луара, Висла. Самая длинная река, впадающая в Атлантический океан, — Дунай. Особое место среди этих рек занимает Нева. Нева вытекает из Ладожского озера, о котором речь пойдёт ниже; она имеет длину 74 километра, причём 60 из них Нева течёт по Санкт-Петербургу. Нева полноводная река, так как она единственный сток Ладожского озера.

Самая длинная река Европы Волга. Благодаря системе водохранилищ она судоходна всё лето. Волга имеет большую дельту. Волга река внутреннего стока, она впадает в Каспийское море.

К рекам внутреннего стока относят также Урал, Эмбу, Сырдарью, Амударью. Интересна история названия Урала. До конца XVIII века он назывался Яик, но затем был переименован.

По реке Эмба проходит граница Европы и Азии . Сырдарья и Амударья впадают в Аральское море, но в последнее время их воды используются для орошения, и Аральское море пересыхает.

(Visited 764 times, 1 visits today)

Евразия - крупнейший материк на Земле, состоящий из двух частей света: Европы и Азии – он занимает 1/3 всей суши на планете, и со всех сторон омывается водами Мирового океана. Благодаря своей внушительной площади, материк Евразия обладает самыми значимыми природными объектами и высокой численностью населения. Рассмотрим кратко данную тему согласно плану описания.

Особенности рельефа

Евразия - это самый большой континент на нашей планете, занимающий почти 54 млн. кв. км. Протяженность его с востока на запад составляет 18 тыс. км, а с севера на юг - около 8 тыс. км. Площадь только одних островов, принадлежащих материку, составляет 3,5 млн. кв. км. Площадь Евразии настолько велика, что на ней размещается 17 часовых поясов.

Рельеф Евразии отличается большим разнообразием: на материке расположены крупнейшие в мире равнинные платформы и горные системы. Кроме того, это самый высокий материк на земном шаре, и его средняя высота над уровнем моря составляет около 830 м.

Здесь находятся самые высокие в мире горы - Гималаи, а горные системы Тибета, Памира, Гималаев, Тянь-Шаня образуют крупнейшую горную область на планете. На островах Юго-Восточной и Восточной Азии, на Камчатке, в Средиземноморье и Исландии встречаются действующие вулканы, и эти регионы отличаются высокой сейсмической активностью.

Рис. 1. Гималаи.

Самой высокой горой на планете является Эверест или Джомолунгма, высота которой составляет 8848 м. Расположена в Гималаях и среди альпинистов славится своим суровым нравом. Даже у опытных покорителей вершин подъем на пик Эвереста занимает около двух месяцев. Крутые склоны и сильнейшие ветры (до 200 км/час) на вершине горы становятся настоящей проверкой на прочность.

Рельеф северных районов и некоторых горных областей много лет назад оказался под воздействием древнего оледенения. В настоящее время ледники на территории Евразии находятся на островах Арктики, в высокогорьях и Исландии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Линия границы между Европой и Азией на материке проходит по склонам Уральских гор, реке Урал, северо-западному побережью Каспийского моря, восточному и южному побережью Черного моря, Гибралтарскому проливу.

Евразия - это единственный материк на Земле, который омывается всеми четырьмя океанами:

  • на севере - Северным Ледовитым;
  • на юге - Индийским;
  • на востоке - Тихим;
  • на западе - Атлантическим.

Рис. 2. Индийский океан.

Климат и природные зоны

Климат Евразии самым тесным образом связан с ее большими размерами и протяженностью с севера на юг.

Таблица “Евразия: природные зоны”

Природная зона

Тип климата

Географическое расположение

Арктические пустыни

Арктический

Острова северного Ледовитого океана

Тундра и лесотундра

Субарктический

Северные части Европы, часть Исландии

Умеренно-континентальный

Большая часть России, Скандинавский полуостров, запад Японии

Смешанные леса

Умеренный

Европейская часть России, страны Прибалтики

Широколиственные леса

Умеренный морской

Восточное побережье Тихого океана, страны Европы

Жестколистные вечнозеленые леса

Южные регионы стран Европы

Лесостепи и степи

Умеренный

Казахстан, Причерноморье, северо-восток Монголии

Пустыни и полупустыни

Умеренный, субтропический, тропический

Китай, Аравийский полуостров

Саванны и редколесья

Субэкваториальный

Индия, юго-восток Евразии

Переменно-влажные леса

Муссонный

Побережье юго-восточного региона материка

Постоянно влажные экваториальные леса

Влажный тропический

Острова Индийского океана

Большое количество природных зон материка обусловило большое разнообразие его растительного и животного мира. Однако высокая плотность населения и бездумная человеческая деятельность привели к тому, что многие представители дикой флоры и фауны оказались под угрозой вымирания.

Население Евразии

Материк Евразия является не только самым большим на планете, но и самым густонаселенным. На его территории проживает около 5 млрд. человек, что составляет 3/4 населения всей Земли.

Плотность населения на материке распределена неравномерно, и это вызвано несколькими факторами:

  • природные;
  • климатические;
  • геополитические.

Наибольшее количество людей проживает в экономически развитых странах, с высоким уровнем жизни. Немаловажное значение на распределение населения играет и принадлежность к той или иной религии, устоявшимся обычаям. К примеру, уровень жизни в Индии гораздо ниже, чем в Европе или Китае, однако эта страна занимает второе место в мире по численности населения.

Рис. 3. Жители Китая.

Во всех регионах материка городское соотношение городского и сельского населения не в пользу последних. Это связано с тем, что в крупных городах гораздо проще найти себе работу с приемлемой заработной платой, а условия жизни более комфортные.

В Евразии проживают представители трех крупных рас, которые обладают следующими характерными признаками:

  • европеоидная раса: светлая кожа, волосы и глаза, у жителей южных стран оттенок кожи темнее, глаза и волосы также темные;
  • монголоидная раса: узкие раскосые глаза, желтоватая смугла кожа, чуть приплюснутое широкое лицо, темные глаза и волосы;
  • негроидная раса: кожа очень темного цвета, волосы темные, курчавые, широкие приплюснутые носы и полные губы.

На территории Евразии проживает большое количество народов и народностей, которые смогли сформировать уникальную, самобытную культуру.

Что мы узнали?

При изучении темы «Евразия» по программе географии 7 класса мы узнали, что Евразия является самым крупным материком на планете, с разнообразным рельефом, природными зонами, богатой флорой и фауной. Мы выяснили, где находится граница между Азией и Европой, какова плотность населения материка и от каких факторов она зависит. Данная информация будет очень полезна для детей 5-7 классов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 439.

Континент Евразия богат внутренними водами. Здесь находится самое большое бессточное озеро мира (и вообще самое большое озеро мира) Каспийское море, самое глубокое и самое большое пресное озеро мира Байкал, самое солёное озеро мира Мёртвое море, крупнейшая река внутреннего стока Волга. Кстати, на территорию внутреннего стока приходится примерно одна треть Евразии.

Характеристика рек Евразии

Самая полноводная река Евразии Ганг. В нижнем течении с Гангом соединяется река Брахмапутра. По полноводности Ганг уступает только Конго и Амазонке. Ганг протекает по территории с муссонным климатом, поэтому он столь полноводен. Река Инд течёт по более сухой территории, и поэтому она не такая полноводная. Реки Инд, Ганг, Брахмапутра, Иравади, Солуин, Тигр, Евфрат впадают в Индийский океан.

В Тихий океан впадают реки Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг. Янцзы самая длинная река Евразии.

На севере материка много полноводных рек. Крупнейшие реки этой области Обь, Енисей, Лена, Колыма. Это уже водные ресурсы России. При впадении в океан Обь образует Обскую губу. Лена самая длинная река России, а Енисей самая полноводная.

Все эти реки, а также Индигирка, Яна, Печора и другие, впадают в Северный Ледовитый океан. Реки, текущие по слою вечной мерзлоты, широко разливаются, образуя множество болот, так как вода не просачивается в почву.

В Атлантический океан впадают Дунай, Днепр, Дон, Эльба, Одер (Одра), Рейн, Сена, Луара, Висла. Самая длинная река, впадающая в Атлантический океан, - Дунай. Особое место среди этих рек занимает Нева. Нева вытекает из Ладожского озера, о котором речь пойдёт ниже; она имеет длину 74 километра, причём 60 из них Нева течёт по Санкт-Петербургу. Нева полноводная река, так как она единственный сток Ладожского озера.

Самая длинная река Европы Волга. Благодаря системе водохранилищ она судоходна всё лето. Волга имеет большую дельту. Волга река внутреннего стока, она впадает в Каспийское море.

К рекам внутреннего стока относят также Урал, Эмбу, Сырдарью, Амударью. Интересна история названия Урала. До конца XVIII века он назывался Яик, но затем был переименован. По реке Эмба проходит граница Европы и Азии. Сырдарья и Амударья впадают в Аральское море, но в последнее время их воды используются для орошения, и Аральское море пересыхает.

Характеристика озер Евразии

В Евразии много озёр. Самое крупное из них Каспийское море. Его уровень ниже Мирового океана примерно на 27 метров. Не так давно Аральское море было четвёртым по величине озером мира. Очень красиво озеро Иссык-Куль в Тянь-Шане. В пустыне Такла-Макан расположено озеро Лобнор (Лоб-Нор).

В озеро Байкал впадают более 300 рек, а вытекает только одна Ангара. В Европе расположены крупные озёра ледникового происхождения Ладожское и Онежское.

На Скандинавском полуострове находится озеро Венерн самое пресное из всех пресных озёр мира. Наоборот, самое солёное озеро мира Мёртвое море находится на Аравийском полуострове. Его уровень на 405 метров ниже уровня Мирового океана.