Методы обучения и воспитания – это способы педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру. Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика. Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).

Не следует путать понятия «методический» и «методологический». Методология – это философская категория, которая отражает определенное мировоззрение и включает в себя основополагающие принципы, лежащие в основе той или иной науки.

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. Он выделяет три группы методов.

I группа – методы организации и осуществления учебно познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:
словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний);
индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);
репродуктивные и проблемно поисковые (развитие мышления);
самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа – методы стимулирования и контроля.
III группа – методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет , предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:
коммуникативный;
познавательный;
преобразовательный;
систематизирующий;
контрольный.

Недостатки развития специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми
По способу передачи информации выделяют три группы методов.
1. Наглядные методы,к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

2. Словесные методы обучения и воспитания:
– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
– беседа – это диалог учителя и ученика;
– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
3. Практические методы:
– упражнения (устные и письменные);
продуктивная деятельность;
– опытно экспериментальная деятельность.
– элементы программированного обучения.

Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Особое значение они имеют для детей с сенсорными нарушениями. Так, в школах для детей с нарушениями слуха специально предусматривается предметно практическое обучение. Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно педагогической работы с ним.

В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.

Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.

Одной их общих особенностей интеллектуального развития детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС является преобладание наглядных . Формирование словесно логического мышления затруднено, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность , существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.

Разновидностью практического метода обучения и воспитания является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность , значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.

В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества , детей в классе или группе.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в применении.

Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, таких как санитарно гигиенических и хозяйственно бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически действенные методы игра, воспитывающие ситуации, применяются в сочетании с различными информационными методами.

Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет – непререкаемым и неоспоримым. Побудительно оценочные методы (поощрение, наказание)также реализуются в практически действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка – их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) – абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) – только словесное поощрение.

Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель должны всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные : словесное порицание, выговор. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.

Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

В подростковом и юношеском возрасте с появлением реальных результатов все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.).

Одна из самых известных методик зарубежных авторов, ее создала Мария Монтессори, врач, педагог, психолог. Девиз методики – «Помоги мне сделать самому», то есть воспитание ребенка таким образом, чтобы он мог и умел выполнять поставленные задачи самостоятельно, а задача родителей – поддержать и направить его. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его не нужно сравнивать с другими детьми или общепринятыми нормами. Система Монтессори предполагает отсутствие принуждения, критики или вмешательства посторонних взрослых. Ребенок должен сам захотеть подражать взрослым и выполнять требуемые действия, так что педагог руководствуется именно потребностями ребенка, а не пожеланиями родителей. Какой маме не хочется, что ее ребенок чуть ли не в год начал читать? Но ведь нужно учитывать и возможности самого ребенка.

Группы в школах по методике Монтессори могут состоять из детей разных возрастов, при этом взрослые помогают пройти каждому малышу свой путь становления и развития. Без скандалов, критики, грубого вмешательства и изучения предметов, не соответствующих возрасту, ребенок расцветает. Весь игровой материал и пособия доступны детям, малышей приучают к самостоятельности через освоение первоначального опыта, это дисциплинирует и помогает в дальнейшей жизни. Разностороннее раннее развитие ребенка по методике Монтессори придется по душе многим мамам.

2. Методика Макаренко

Антон Семенович Макаренко – педагог-гуманист, который воспитывал «трудных детей» в коллективе.

Макаренко был сторонником раннего развития, он говорил, что главное не упустить ребенка, ведь заниматься перевоспитанием куда сложнее. Решающий фактор в воспитании – пример родителей, ведь для ребенка важны не только поучительные беседы, но и то, как ведут себя взрослые. Трудовое воспитание Макаренко базируется на том, что у ребенка должно быть любимое дело, с помощью которого он будет познавать мир, одновременно малышу прививается умение работать в коллективе – он не будет замкнутым одиночкой.

В то же время плодами своего труда дети могут распоряжаться самостоятельно, родители могут поощрять его, хвалить за достижения, а вот неудачи, наоборот, закаляют характер, поэтому трястись над ребенком, который набил первую шишку на лбу, не нужно. Обязательно соблюдение режима – в этом отношении авторитет родителей должен быть непоколебимым. Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители должны уметь твердо ответить «нет» и настоять на своем, чем-то методика напоминает французскую систему воспитания. Раннее развитие начинается в группе: дети учатся сотрудничать и познавать мир вместе.

3. Методика Зайцева

Николай Зайцев – известный педагог-новатор, предложивший особую систему развития, согласно которой малышей учат говорить и читать с раннего возраста. Для этого созданы учебные пособия, но не с буквами, а со слогами и даже готовыми словами. Некоторые кубики издают звуки, которые ребенок может повторять, а если их потрясти – даже шум будет отличаться: так ребенок впервые узнает о глухих и звонких звуках. Малыш одновременно может подражать взрослым, осваивая навыки речи, и запоминать написание, играя в кубики.

Обучение проводится в игровом режиме: дети поют, танцуют, прыгают, играют, но в процессе познают окружающий мир. Для уроков математики Зайцевым были разработаны специальные таблицы, музыкальные инструменты, даже паззлы и картинки могут служить учебными пособиями. Начинается обучение как можно раньше, годовалые дети одновременно осваивают разговор и чтение, но оптимальный возраст все же после 3 лет.

4. Методика Амонашвили

Шалва Амонашвили – известный педагог, создавший собственную методику. Он утверждает, что воспитание может быть традиционным – по традициям семьи, стихийным – как получится, идейное и системное. Именно системное развитие является наиболее гармоничным. Прежде всего, определите для себя, кем вы видите своего ребенка, каким хотите его воспитать, какой подход для вас наиболее приемлем, соответствует ли ваш личный пример тем догмам, которые вы хотите внушить чаду. Зачастую именно в семье закладываются основы развития личности: задача родителей – научить малыша всему личным примером, всячески помогать ему в покорении новых вершин, радоваться вместе с ним, в то время как обычные детсады и школы попросту уравнивают учеников «под одну гребенку».

Интересно, но в 70-х годах Амонашвили верили немногие, ему дали самую отстающую школу в Москве, где училось немало «двоечников». Всего за два года школа стала образцовой, «недоразвитые и отстающие» исчезли. Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить, заниматься с ними, открывать их таланты – тогда они расцветут. Откажитесь от критики и строгого оценивания, дайте своему ребенку поддержку и любовь, он должен чувствовать себя достойным и верить в себя – тогда у него все получится.

5. Методика Жан Ледлофф

Современная, но достаточно противоречивая методика, ее автором стала женщина-француженка, которая три года прожила в племени екуана. Она настаивает, что ребенок вырастет счастливым только если он постоянно находится рядом с родителем. До года родители практически неразлучны с ребенком, постоянно носят его с собой, повзрослевшие дети ухаживают за младшими. Индейцы с малолетства приучают своих потомков к труду, внушают им уважение к природе. Индейские мамы спокойные, они занимаются своими делами, но всегда готовы прийти на помощь ребенку, поддержать и помочь ему.

Если мама дарит заботу, папа учит ребенка быть независимым, обучает новым искусствам и труду. Одобрение папы заработать куда сложнее, дети это понимают, поэтому стараются еще больше. Старшим детям доверяют, от возложенной на ребенка ответственности зависит и уверенность ребенка в себе. Если старшему дают понянчить сестренку, ему говорят, что он обязательно справится – так он себя и чувствует. По методике Жан Ледлофф, именно гармония взаимоотношений с родителями и природой – это первый шаг к полноценному развитию ребенка.

6. Вальдорфская методика

Считается одной из самых гуманных, поэтому ее любят многие педагоги. Главная задача этой методики – развивать способности ребенка в соответствии с его потребностями и личностными особенностями. В мире более 1000 школ, работающих по этой методике, частично ее используют и в домашнем обучении. Автором педагогики стал Рудольф Штафнер, философ и ученый, он объяснил, что не нужно торопить малыша и посягать на его личное время и пространство – детские таланты развиваются по-разному, взрослые могут разве что помочь, но не навязывать свои взгляды. Педагоги, которые являются приверженцами вальдорфской системы, знают, что каждый ребенок – личность, а значит, к его потребностям и желаниям нужно относиться с уважением.

Одновременно ведется развитие активного мышления, детям предлагаются творческие задания, занятия танцами и музыкой, а уж потом традиционными дисциплинами. Логическое мышление развивают после 10 лет, до этого малыши познают все на своем опыте. Интересно, но в детских садах и младших школах вместо игрушек используются специальные «заготовки», из которых ребенок сам может сделать себе куклу или машинку. Система оценивания сначала тоже отсутствует, словесная похвала – лучшая мотивация. Дети, которые обучаются в вальдорфских школах, творческие, эмоциональные, легко приспосабливаются к любой среде и не боятся выразить мысли и чувства.

Всем нам знакомо это чувство: вы сказали или сделали что-то не так, и все теперь на вас смотрят. Вы уверены, что все осуждают вас и думаю о вашей ошибке. Ваше лицо начинает краснеть, сердце бьется быстро, и вы мечтаете быть сейчас в любом другом месте, но только не здесь. Люди по всему миру сталкивались с ощущением неловкости, и это очень неприятное чувство, но вы сможете избавиться от него, если поработаете над укреплением самооценки, будете избегать неловких ситуаций и научитесь преодолевать смущение.

Шаги

Укрепление самооценки

    Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. Это первый шаг к укреплению самооценки. Поскольку чувство неловкости возникает из-за ощущения, что вы не соответствуете ожиданиям людей, вам следует напоминать себе о своих положительных качествах. Благодаря этому вы будете реже чувствовать стыд.

    Подумайте, что вызывает у вас трудности, и поставьте перед собой цели. Разберитесь в том, какие трудности вызывают у вас чувство неуверенности и неполноценности. Постарайтесь поработать над этими трудностями и поставьте перед собой измеримые и достижимые цели.

    Цените отношения, которые укрепляют вашу веру в себя. Нередко отсутствие уверенности в себе объясняется поведением друзей и родственников, которые унижают вас или вынуждают уделять слишком много внимание незначительным вещам (к примеру, модной одежде или косметике). Подумайте, помогают ли вам ваши близкие или мешают, и не бойтесь заводить новых друзей, если существующие причиняют вам боль.

    Помните, что все люди сталкиваются с неловкостью. Чувство стыда приходит в моменты, когда нам кажется, что все смотрят на нас и осуждают. Это может случиться внезапно (например, если вы споткнетесь упадете в общественном месте) или это чувство может постепенно нарастать (к примеру, при подготовке к выступлению на публике), однако во всех случаях чувство стыда является следствием страха показаться "неправильным" и неуверенности. Если вы поймете, что всем знакомо чувство неловкости, вам будет проще преодолеть его в себе.

    Неловкие ситуации

    1. Подумайте, что провоцирует в вас ощущение неловкости. В каких ситуациях вы испытываете стыд? Возможно, вам становится неловко, когда вам нужно произнести речь, и вам кажется, что все осуждают вас? Может, вы испытываете стыд в моменты, когда люди видят, что вы сделали что-то неловкое (к примеру, у вас в зубах застряла еда или к ногам прилипла туалетная бумага)?

      Примите тот факт, что испытывать неловкость совершенно нормально. Это случается со всеми, и это часть жизни. Человек ошибается и делает из ошибок выводы. Точно так же неловкие ситуации могут многое рассказать вам о том, кто вы и в чем заключаются ваши ценности. Вы сможете узнать, над какими чертами в себе вам придется потрудиться.

      Забудьте об ошибках прошлого. Если вы часто вспоминаете неловкие ситуации, вам может показаться, что окружающие тоже вспоминают их, когда видят вас. Однако у окружающих людей есть свои проблемы, и им просто некогда думать еще и о ваших.

      Избегайте ситуаций, которые заставят вас чувствовать неловкость. Если вы поймете, что может спровоцировать чувство стыда, вам будет проще избегать потенциально опасных ситуаций.

      Обратитесь за поддержкой к друзьям. Если вы уверены, что друзья или родственники не воспользуются вашей уязвимостью и не станут специально ставить вас в неловкое положение, попросите их о помощи. Расскажите им, какие ситуации вам неприятны, и попросите их помочь вам избегать их.

Сущность понятия. Смущение определяют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним незнакомых людей. У взрослых смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит при неожиданной, помимо его желания, и неуместной ситуации, когда он «теряет свое лицо».

Проявления смущения. При смущении люди смотрят в сторону от других или опускают глаза, а малыши прячутся за платье или юбку матери; при этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их человека. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека, или нервного и глупого смеха (в чем проявляется отличие от стыда), а также нарушение плавности движений и речи (Edelman , Hampson , 1981). Явным признаком смущения является покраснение лица (смутившийся человек говорит: «Ты вогнал меня в краску»), взгляд в пол. При наличии этих признаков в обыденной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение может вызываться как неудачей в какомнибудь деле, так и удачей.

Смущение стало предметом систематических исследований сравнительно недавно (Goffman , 1967; Modigliani , 1968). Гофман не очень удачно, с моей точки зрения, определяет смущение как выражение мнения о том, что другие люди будут думать о нас или о наших действиях как несоответствующих ситуации. Такая формулировка скорее объясняет причину смущения (и то имеющую место скорее у достаточно взрослых людей, а не у маленьких детей), но не сущность смущения как эмоционального состояния. Гофман пишет, что, проявляя смущение, мы как бы извиняемся перед другими за реальную или возможную ошибку. По этому автору функция смущения состоит в том, чтобы показать «правильность» субъекта, возможность иметь с ним дело, так как он способен к коррекции собственного поведения.

Борг с коллегами (Borg et al. , 1988) рассматривают смущение как вид стыда, а Эделман (Edelman , 1985) — как вид социальной тревожности изза предполагаемого отрицательного впечатления окружающих.

Для появления смущения необходима публичная неудача в сохранении собственного лица, которая воспринимается как угроза репутации, «социальному Я» при негативной оценке окружающими (Silver et al. , 1987; Crozier, Burnham , 1990; Parrot , Harre , 1996). Поэтому самая большая степень смущения наблюдается в том случае, если человек терпит неудачу в группе. При неуспехе в одиночной ситуации смущение бывает выражено слабо вследствие предполагаемого отсутствия других (Modigliani , 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застенчивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая (Crozier , 1986). Правда, В. Крозье отмечает, что у таких людей есть проблемы в общении с незнакомыми людьми, что делает вышеприведенный вывод этого автора сомнительным.

Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой — страха перед социальным взаимодействием. Поэтому Э. Шостром называет стеснительность странной эмоцией, которая обозначает одновременно тенденцию к созданию контакта и избеганию его. В результате она мешает человеку, ограничивая его свободу. С другой стороны, смущение мотивирует нормативное социальное поведение (Keltner , Buswell , 1997). Крозье (Crozier , 1990) отмечает, что человек, не способный смущаться, лишен важного человеческого качества, характеризующего чувствительность и способность к заботе.

Можно испытывать смущение и за другого человека, близкого и даже незнакомого нам. Так, мать может смутиться за нетактичное высказывание своего малыша по отношению к гостю («эмпатическое смущение»).

Имеется точка зрения, что смущение — преимущественно подростковая эмоция (Parrot , Harre , 1996), но нельзя забывать и про детей младшего возраста, проявляющих застенчивость при встрече с незнакомыми людьми, когда к ним обращаются или когда о них говорят. И тем более вызывает сомнение позиция Гриффин (Griffin , 1995), согласно которой о смущении у детей можно говорить только с 7– 8летнего возраста, когда они начинают давать определение смущения как осознаваемого нарушения социальных стандартов в присутствии других людей, оценивающих эти нарушения. Вряд ли 2–3летний ребенок, стесняющийся чужих людей, думает о чемто подобном.

Причины смущения. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Pilkonis , Zimbardo , 1979) опросили молодых людей о причинах, вызывающих смущение, неловкость. Полученные ими результаты представлены в табл. 8.
1.

Таблица 8.1. Частота встречаемости причин, вызывающих застенчивость

ситуацию

Ситуации

Когда я в центре внимания большой группы 72,6 (например, при публичном выступлении) Большая компания 67,6 Более низкий статус 56,2 Ситуация общения вообще 55,3

Окончание табл. 8.1

Процент студентов, отметивших данную

ситуацию

Ситуации

Новая ситуация вообще Ситуация, требующая твердости Когда меня хвалят Когда я в центре внимания малой группы Небольшая группа Наедине с человеком другого пола Ситуация уязвимости (необходима помощь) Небольшая группа, ориентированная на выполнение определенного задания Наедине с человеком того же пола Другие люди

55,0 54,1 53,2 52,1 48,5 48,5 48,2 28,2 13,8

Незнакомые Группа лиц противоположного пола Люди, превосходящие по знаниям Люди, превосходящие по положению Группа лиц того же пола Родственники Люди старшего возраста Друзья ДетиРодители

69,7 62,9 55,3 39,7 33,5 19,7 12,4 10,9 10,0 8,5

Смущение возникает всякий раз, когда какието ключевые элементы трансакции неожиданно и явно дискредитированы хотя бы для одного участника взаимодействия. В результате последний оказывается неспособным к дальнейшему исполнению роли. Более того, смущение заразительно. Оно распространяется, лишая и других людей способности действовать…

В ходе содержательного анализа смущения мы классифицировали все примеры, по возможности сохраняя такими, какими они были нам представлены. Было выделено более семидесяти четырех категорий, среди которых различались промахи между друзьями, публичные промахи, разоблачение лжи, ситуации, когда человек был застигнут врасплох, использование неверных названий, забывание имен, оговорки, обнажение тела, вторжение в личную зону других, неконтролируемый смех, опьянение в присутствии трезвых (или наоборот), потеря контроля над физическими процессами и внезапное осознание унижения и других оскорбительных действий. Дальнейшее исследование этих категорий показало, что большинство из них могут быть включены в три основные группы: (1) несоответствующая идентичность; (2) потеря самообладания; (3) нарушение ожиданий людей относительно друг друга в социальных трансакциях.

Гросс Э., Стоун Г. П., 2001, с. 195–197.

Типы смущения. Льюис (Lewis , 1995) пишет о двух видах смущения: один связан с осознанием себя и своего поведения, а другой — также и с оценкой себя на соответствие социальным нормам и правилам. В результате чего возникает переживание смущения, подобное стыду. Из того факта, что исследователи смущения выявили разные его проявления, К. Изард выводит два типа смущения — социальное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Мне такое деление представляется несколько искусственным: ведь первое не исключает второго.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни. Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня вскоре назначена встреча?»).

Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).

Стремление показать другим свои достоинства («Вообщето теннис — не мой конек, я люблю шахматы»).

Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда рядом лежит вилка»).

Отрицание своего поражения («Попробуйка ей угоди»).

Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Таким образом, ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека о своем внешнем имидже, обусловленное повы
шенным вниманием к нему в ситуации реального действия. Причину смущения помогает объяснить идея Яконцепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня. Однако угроза Яконцепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось, пролитый кофе — такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком расшатанном стуле»;

воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какойнибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статускво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или какимто иным способам, например из описанных выше.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001, с. 224–225.

Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личности, называемое застенчивостью (см. раздел 4.6).


Метки: , , , , ,

1. Люди с определённым типом личности

Чаще всего это психастеники - часто сомневающиеся, тревожные люди, которым бывает трудно подойти к незнакомцам и приняться за новое дело.

Неловкость, чувство стеснения, скованности наиболее присущи выраженным интровертам, которые привыкли близко общаться только с узким кругом людей, а также личностям с повышенной тревожностью. Такие люди переживают, что могут дать неправильный ответ, обидеть собеседника или выглядеть неподобающе.

2. Неуверенные в себе люди

Человек любого типа личности может чувствовать себя дискомфортно в обществе, если до этого долго подвергался осуждению со стороны сверстников или родителей. Даже у очень общительных и оптимистичных людей может понизиться под влиянием негативного опыта и нахождения в агрессивной социальной среде.

Нужно ли с этим бороться

Застенчивый человек обычно не бывает заводилой и душой компании. Однако такие люди часто обладают другими важными качествами, например чувствительностью и деликатностью. Типичный пример - режиссёр Вуди Аллен, которому природная застенчивость никак не помешала прославиться на весь мир. Так что главное - принять себя таким, какой вы есть, и научиться этим пользоваться.


Не всегда неловкость выступает плохим качеством, с которым нужно бороться. Скорее, это хороший диагностический признак, который помогает разобраться со своим внутренним миром. В некоторых ситуациях неловкость может выступать как дополнительная возможность вступить в коммуникацию с нужным человеком и установить с ним эмоциональный контакт.

Григорий Бахин, практикующий психолог, исполнитель онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com

Если чувство неловкости мешает вам жить и добиваться своих целей, попробуйте изменить отношение к этой черте и выработать новые стратегии поведения. Полностью же изменить свой тип личности у вас не получится.

С характерологическими качествами бороться бессмысленно. Это не что-то плохое, не изъян, а часть вашей личности. О ней нужно знать и учитывать при принятии решений. Например, не идти в спецназ.

Как избавиться от неловкости

1. Точно определите свою цель

В любом деле не помешает план и понимание своих целей. Подумайте, в каких ситуациях вам мешает неловкость: в общении с , с начальством и чиновниками, с новыми людьми или со знакомыми тоже? Представьте, что изменится в вашей жизни, когда вы преодолеете свою социальную неловкость. Это поможет вам лучше понять себя и сподвигнет на дальнейшие действия.

Всегда стоит сначала озадачиться внутренней стороной вопроса, а именно выравниванием самооценки и устранением тревожности, а потом конкретными техниками общения.

Олеся Звагольская, психолог, преподаватель психологии

2. Подумайте, справитесь ли сами

Иногда неуверенность в себе и повышенная тревожность могут быть признаками социофобии и других серьёзных расстройств. В интернете есть тесты на определение уровня депрессии и наличие социофобии , но лучше не увлекаться самостоятельной постановкой диагнозов. Если вы подозреваете у себя что-то подобное, обратитесь к специалистам.

3. Начинайте с малого

Это универсальный совет для всех ситуаций, но здесь он особенно важен. Если человек психастенического типа будет ожидать от себя слишком многого, это только всё усугубит. Есть такие тренинги, в которых нужно подходить к незнакомцам на улице и просить у них денег или обнимать. Не стоит начинать с таких упражнений, если они вас до смерти пугают.

4. Познайте себя самого

Корень многих проблем в том, что человек представляет себя не таким, каким является на самом деле. Чем больше мы себя знаем, тем меньше боимся показаться нелепыми и кому-то не понравиться.

Наш главный страх - не оправдать собственных ожиданий. Чувство неловкости возникает, когда мы совершаем поступок, расходящийся с иллюзией о самом себе.

Нужно понять свои настоящие черты и позволить себе совершать , ведь от них не застрахован никто.

5. Измените фокус внимания

Когда человек смущается, он полностью сосредотачивается на себе и своих ощущениях. Вместо этого направьте внимание на других, искренне заинтересуйтесь чьей-то жизнью или рассказом. В конце концов, это может быть даже нечестно: возможно, ваш оппонент даже не заметил вашу робость или оплошность, а вы уже его совсем не слушаете и уходите в себя.

6. Тщательно выбирайте круг общения

Очень сложно повысить самооценку, если ваши близкие над вами потешаются или самоутверждаются за ваш счёт. Избавляйтесь от таких , а подобных коллег и родственников держите на максимальном расстоянии.

7. Ведите записи

Составьте план, записывайте все успехи, шаблоны фраз для общения. Нет ничего постыдного в использовании шпаргалок для саморазвития. К тому же письменная информация лучше усваивается.

8. Читайте книги по психологии и саморазвитию

Многие из них действительно помогают круто изменить жизнь. Неловким людям особенно рекомендуем книги о языке жестов и мимики, например «Новый язык телодвижений » Аллана и Барбары Пиз и «Трудности в общении » Андрея Курпатова.

9. Просто подождите

С возрастом люди накапливают опыт и меньше реагируют на мнение окружающих. Так что в какой-то мере проблема будет решаться сама собой. Конечно, этот вариант подойдёт только в случае, если робость и стеснительность не сильно мешают вам жить.

10. Не принимайте всё на свой счёт

Помните: если кто-то груб или неразговорчив, то дело, скорее всего, не в вас. Вероятно, этот человек ведёт себя так со всеми или просто не в духе. Неуверенные в себе люди часто бывают слишком мнительны и любой негатив принимают на свой счёт.

Но мы не ответственны за чужое поведение, зато можем контролировать своё.

11. Знайте себе цену, когда пытаетесь наладить контакт

Избегайте негатива, но не заискивайте и не молчите, если вас обидели. Лучше краснея и запинаясь сказать о том, то вас задело, чем молча удалиться, проглотив обиду или не поняв ситуацию.