Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» - один из лирических шедевров А. А. Фета. Созданное 2 августа 1877 года, оно было навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях. Произведение открывает целый цикл стихов в сборнике “Вечерние огни”, который Фет назвал «Мелодии». Конечно же, это не случайно. Стихотворение действительно написано в романсово-песенном ключе, необыкновенно музыкально. Поэт считал, что красота – основная идея лирики – выражается не в линиях, не в изысканных словах, а прежде всего «тонко звучит». Значит, одной из важнейших характеристик поэзии должна быть мелодичность.
Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста. Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры(И…И…, Что…Что…) параллельные конструкции в пределах строфы(«Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….). Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова – «вздохах звучных» - придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны». Здесь используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали»).
Композиция стихотворения также способствует его мелодичности. В этом лирическом монологе автор использует прием кольца. В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя: восторг и преклонение перед силой вокального искусства.
Безусловно, музыкальность стихотворения продиктована и его темой. Ведь это произведение не только о любви и о природе, оно прежде всего о чудесном пении, о голосе, который рождает множество ярких переживаний:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Фет не изображает определенный пейзаж или интерьер, но все сливается у него в прекрасной гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.
Стихотворение автобиографическое. Его лирический герой – сам Фет.
В этом произведении рассказывается о том, как поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми - долгая разлука. Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения:
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Само чувство тоже сложно описать словами. Лирический герой передает неповторимость, глубину и сложность своих переживаний с помощью «глобальных» метафор в последней строке.
Это стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить ее. Наслаждаясь прекрасным произведением, будь то музыка, живопись, поэзия, мы забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Об этом пишет Фет в последней строфе. Волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки», представляя новые горизонты:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца, его миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества – вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится в произведении.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поражает разнообразием тематики, глубиной и яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей, которая, на мой взгляд, заключается в удивительном стремлении автора передать красоту искусства и мира всеохватно.

Романс «Тебя любить, обнять и плакать над тобой» в исполнении Валерия Агафонова - это бриллиант не только в его творчестве, но и во всей культуре русского романса. С полной уверенностью можно утверждать, что лучшего исполнения этого романса на сегодня пока нет.
Очень близко к шедевру Валерия Агафонова звучит этот романс в исполнении Евгения Дятлова (р. 1963 г.), Андрея Свяцкого и Андрея Павлова.

В 1965 г. поэт и переводчик Анатолий Константинович Передреев (1932-1987) посвящает своему другу Вадиму Валериановичу Кожинову (1930 – 2001) критику, литературоведу и публицисту следующее стихотворение:

Как эта ночь пуста, куда ни денься,
Как город этот ночью пуст и глух...
Нам остается, друг мой, только песня -

Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором все в цветенье и разгаре -
«Сияла ночь, луной был полон сад».

И не смотри, что я не подпеваю,
Что я лицо ладонями закрыл,
Я ничего, мой друг, не забываю,
Я помню все, что ты не позабыл.

Все, что такой отмечено судьбою
И так звучит - на сердце и на слух, -
Что нам всего не перепеть с тобою,
Еще не все потеряно, мой друг!

Еще струна натянута до боли,
Еще душе так непомерно жаль
Той красоты, рожденной в чистом поле,
Печали той, которой дышит даль...

И дорогая русская дорога
Еще слышна - не надо даже слов,
Чтоб разобрать издалека-далека
Знакомый звон забытых бубенцов.

Чувства, которые рождает романс «Сияла ночь, луной был полон сад» переполняют душу русского человека, той необыкновенной красотой, которая может родиться только на Русской Земле и может быть понятна только русскому человеку.

История этого романса достаточно хорошо известна, благодаря музе которой он посвящен – Татьяне Андреевне Берс (1846 – 1925), младшей сестры Софьи Андреевны, жены Льва Николаевича Толстого.
В 1867 г. Татьяна Андреевна вышла замуж за своего кузена юриста Александра Михайловича Кузьминского и в конце своей жизни написала воспоминания «Моя жизнь дома и в Ясной поляне», где в главе 16 «Эдемский вечер» она в частности пишет:
«В одно из майских воскресений в Черемошне (Щекинский район Тульской обл.) собралось довольно много гостей: Мария Николаевна с девочками, Соловьевы, Ольга Васильевна, Сергей Михайлович Сухотин, свояк Дмитрия Алексеевича, и Фет с женой.
Обед был парадный. Порфирий Дементьевич уже, поставив тарелку перед Дарьей Александровной, хлопотал у стола, не переставая говорить глазами, так как лакеи должны были быть немы.
Афанасий Афанасьевич оживлял весь стол рассказами, как он остался один, Мария Петровна уехала к брату, и он хозяйничал с глухой, старой экономкой-чухонкой, так как повар был в отпуску, и учил ее делать шпинат. А она приставит ладони к уху и повторяет:
- Не слишу.
Тогда я кричу из всех сил:
- Уходите вон! И сам делаю шпинат.
Все это Афанасий Афанасьевич представлял с серьезным видом, в лицах, тогда как мы все смеялись.
Я не знала за ним такой способности подражания. Милая Марья Петровна умильно глядела на мужа и говорила: - Говубчик Фет сегодня очень оживлен. Дарья Александровна, он любит бывать у вас в Черемошне.
После обеда мужчины пошли курить в кабинет.

Марья Николаевна села в гостиной играть в четыре руки с Долли. А мы, кто на террасе, кто в гостиной, слушали музыку. Когда они кончили, Долли стала наигрывать мои романсы, и меня заставили петь. Так как мы остались одни женщины, то я с удовольствием исполнила их просьбу. Как сейчас помню, я пела цыганский романс «Скажи зачем», и вдруг слышу втору мужского голоса - это был Дмитрий Алексеевич. Прерывать пение было и жалко и неловко. Все вернулись в гостиную. Мы продолжали дуэт. Окончив его, я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать.
Мне было страшно петь при таком большом обществе. Я избегала этого. При том же я боялась критики Фета.
Ведь он так много слышал хорошего пения, хороших голосов, а я неученая, - думала я.
Мой голос дрожал вначале, и я просила Дмитрия Алексеевича подпевать мне. Но потом он оставил меня одну и только называл один романс за другим, которые я должна была петь. Долли аккомпанировала мне наизусть.

Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутем-ную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Слова начинались:

Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок.
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.

Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.
- Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно. И он продекламировал:

Отчего ты при встрече со мною
Руку нежно с тоскою мне жмешь?
И в глаза мне с невольной тоскою
Все глядишь и чего-то все ждешь?

Марья Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:
- Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром говубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь.

Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки: «Я помню чудное мгновенье» и «К ней» - тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: «В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его». Я была очень горда этим отзывом. Он так редко хвалил меня, а все больше читал нравоучение.

Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел, молча ко мне, и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.
- Это вам в память вчерашнего эдемского вечера.
Заглавие было – «Опять».
Произошло оно оттого, что в 1862 году, когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела.
Потом Лев Николаевич сказал мне: «Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят».
С тех пор прошло четыре года.
- Афанасий Афанасьевич, прочтите мне ваши стихи - вы так хорошо читаете, - сказала я, поблагодарив его. И он прочел их. Этот листок до сих пор хранится у меня.
Напечатаны эти стихи были в 1877 году - десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.
Стихи несколько изменены. Приведу текст, который был мне поднесен:

«ОПЯТЬ»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали


Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб только, дорогая,


И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,



Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Я переписала эти 16 строк с описанием вечера Толстым.
Стихи понравились Льву Николаевичу, и однажды он кому-то читал их при мне вслух. Дойдя до последней строки: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», - он нас всех насмешил:
- Эти стихи прекрасны, - сказал он, - но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый...
Мы все засмеялись, так неожиданно смешно у него вышло это замечание.

Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Мне всегда, с юных лет, казалось, что он человек рассудка, а не сердца. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него. Он всегда помнил себя, прежде всего. Практичное и духовное в нем было одинаково сильно. Он любил говорить, но умел и молчать. Говоря, он производил впечатление слушающего себя.»

Какое впечатление на Фета могло произвести пение двадцатилетней Татьяны Андреевны можно прочитать у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Главную героиню которого, «Наташу Ростову», Лев Николаевич, по его собственному заявлению, писал, в том числе, и с Татьяны Берс.
«… Когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Какие ассоциации рождались в душе Фета, под чарующим воздействием этого нетронутого академизмом девственного голоса, можно только догадываться. Но вот на то, что строки, вдохновленные этим пением, представляют собой несомненную параллель пушкинскому «Я помню чудное мгновенье...», многие исследователи творчества Фета считают безусловным.
В обоих стихотворениях говорится о двух встречах, двух сильнейших, повторных впечатлениях. «Два пения» Татьяны Берс, пережитые Фетом, и дали в соединении тот поэтический импульс, в котором личность певицы, ее пение, покорившее поэта, оказались неотделимыми от того любимейшего фетовского романса, который звучал в ее исполнении: «И вот опять явилась ты» - «И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь». Так родилось одно из самых прекрасных стихотворений Фета о любви и музыке - «Сияла ночь...», в котором фетовская музыкальность получила импульс от пушкинского лирического мотива, пережитого и «высказанного» толстовской героиней.

Есть и еще одна параллель стихотворения Фета с пушкинскими произведениями. Речь идет о «Египетских ночах» и знаменитой импровизации о Клеопатре. Начало ее звучит так:
Чертог сиял. Гремели хором
Певцы при звуке флейт и лир...

Сходство с началом стихотворения Фета очевидно: тот же глагол («сиял»), та же синтаксическая незавершенность первой строки, и там и здесь речь идет о музыке. Есть и идея, которая является общей для двух произведений. Главным героем повести Пушкина является Импровизатор. Он в порыве вдохновения создает великолепные шедевры, которые покоряют и поражают публику. Именно эта неповторимость, сиюминутная вдохновенность вдыхают жизнь в строки. Ведь жизнь столь же быстротечна. Ни одна ее минута не повторяется дважды. Каждая из них уникальна. То же мы видим и в стихотворении Фета, а равно и в описании Толстого. Именно импровизационность, неповторимость звучания так покоряют слушателя. Именно это заставляет Фета и через четыре года помнить столь восхитившее его исполнение. В нем отобразилась самая суть жизни, которая импровизационна в своей основе.

Стихотворение Фета «Опять» является одним из самых ярких примеров философской лирики поэта. В нем отразилось не только конкретное событие, поразившее автора, но и его взгляд на природу и человека как на неразрывное единство. Стихотворение, обращаясь к пушкинским строкам, говорит об абсолютной ценности каждого мгновения, об уникальности каждой прожитой минуты.

То, что между написанием самого стихотворения и его публикацией прошло достаточно большой интервал времени, есть основание считать, что первая публикация была не в 1877 г., а 1883 г., связано с тем, что Фет продолжал работать над стихотворением, что нашло свое отражение в переписке с Львом Николаевичем.
Варианты автографа-тетради (в квадратные скобки заключены отвергнутые автором черновые варианты.).
Первая строка:
«[Царила] ночь. Луной был полон сад, - лежали» (окончательный вариант строки – такой же, как в печатном тексте);
Вариант шестой строки (в письме графу Л.Н. Толстому):
«Что ты одна любовь и нет любви иной».
Первый вариант седьмой строки:
«И так хотелось жить, чтоб вечно, дорогая»; второй - «И так хотелось жить, чтоб только, дорогая» (этот вариант содержится и в автографе из письма графу Л.Н. Толстому»);
Одиннадцатая строка:
«И [раздается вновь] во вздохах этих звучных» (окончательный вариант строки – такой же, как в печатном тексте);
Пятнадцатая строка:
«Как только веровать в ласкающие звуки» (этот вариант содержится и в автографе-тетради, и в письме графу Л.Н. Толстому).
(См. варианты в изд.: Фет А.А. Вечерние огни. С. 442).

Таким образом, первый вариант стихотворения имел следующий вид:

Царила ночь. Луной был полон сад, - лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна любовь и нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб вечно, дорогая
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь.
И [раздается вновь] во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в ласкающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Как видим, оно несколько отличается от того, которое приводит Татьяна Андреевна в своих воспоминаниях. Скорее всего, к моменту написания своих мемуаров записка Фета была ею утеряна и она воспроизводила его отредактированную автором версию по какому-либо печатному изданию.

Сегодня бытует мнение, что это стихотворение написано 2 августа 1877 г., хотя Татьяна Андреевна однозначно указывает на 1877 г., как на год его первой публикации через 11 лет после её замужества.
События, описываемые ею в «Эдемском вечере», происходили накануне письма отправленного Толстым с описанием, как стихотворения, так и самого вечера. По её словам Толстой ответил на него 25 мая 1866 г. Если Толстой в это время находился в Ясной Поляне, то интервал между письмами мог быть от трех до семи дней. Следовательно, «Эдемский вечер» проходил между 18 и 22 маем.
Татьяна Андреевна уточняет, что вечер проходил в воскресенье. В 1866 году в мае воскресенье выпадало на 6, 13, 20 и 27 число. Следовательно, стихотворение «Опять» было написано 20 мая 1866 г.

К сожалению менее известен композитор, который переложил замечательные слова Фета на музыку и которая на сегодня считается лучшим музыкальным воплощением этого романса. По сохранившейся публикации 1911 г. известно только его имя – Николай Ширяев. Никаких биографических сведений о нем на сегодня, к сожалению нет.

К этому стихотворению писали музыку и другие композиторы: Б.В. Гродзкий (1891), А.Н. Алфераки (1894), Г.Э. Конюс (1898), М.Н. Офросимов (1901), Е.Б. Вильбушевич (1900-е гг.), но они не смогли передать музыкальный настрой фетовских строк так, как это удалось Ширяеву, поэтому и оказались на сегодня не востребованными.

Валерий Агафонов исполнял этот романс в музыкальном оформлении именно Николая Ширяева.
В этом исполнении удивительным образом слились таланты трех человек, одарив нас неисчерпаемым родником чувства прекрасного, возвышенного, непреходящего. Этот романс в исполнении Валерия Агафонова, я думаю, еще долгое время будет оставаться непокоренной вершиной РУСКОГО РОМАНСА.

Текст стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад” одно из лирических произведений поэта, над которым литературоведы спорили долгое время. Одни говорят, что его лирическая героиняМария Лазич, а другие – Татьяна Берс, пение которой вдохновило Афанасия Афанасиевича на создание стихотворения. Сюжет – свидание влюбленных под луной и поздние воспоминания героя об этом годы спустя. Композиционно стих включает четыре строфы, а по смыслу – две: в первой и второй строфах лирический герой описывает свидание, а в третьей и четвертой – воспоминание о нем. Такая романтичная картина создана при помощи образов природы (ночь, заря), музыки (рояль, струны) и чувств (дрожащие сердца). Так же этой цели способствуют изобразительные средства – эпитеты (“томительных и скучных” лет, “жгучей муки”, “рыдающие звуки”). Темы, которые раскрыл поэт – музыка и любовь, а мотив – преображающая сила искусства. Благодаря гибкости стихотворения поэт сумел передать свои эмоции в словах.

Материал может быть использован как дополнение к урокам литературы или при самостоятельной работе в старших классах.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» - один из лирических шедевров А. А. Фета. Созданное 2 августа 1877 года, оно было навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях. Произведение открывает целый цикл стихов в сборнике “Вечерние огни”, который Фет назвал «Мелодии». Конечно же, это не случайно. Стихотворение действительно написано в романсово-песенном ключе, необыкновенно музыкально. Поэт считал, что красота – основная идея лирики – выражается не в линиях, не в изысканных словах, а прежде всего «тонко звучит». Значит, одной из важнейших характеристик поэзии должна быть мелодичность.

Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста. Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры(И…И…, Что…Что…) параллельные конструкции в пределах строфы(«Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….). Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова – «вздохах звучных» - придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны». Здесь используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали»).

Композиция стихотворения также способствует его мелодичности. В этом лирическом монологе автор использует прием кольца. В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя: восторг и преклонение перед силой вокального искусства.

Безусловно, музыкальность стихотворения продиктована и его темой. Ведь это произведение не только о любви и о природе, оно прежде всего о чудесном пении, о голосе, который рождает множество ярких переживаний:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Фет не изображает определенный пейзаж или интерьер, но все сливается у него в прекрасной гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.

Стихотворение автобиографическое. Его лирический герой – сам Фет.

В этом произведении рассказывается о том, как поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми - долгая разлука. Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения:

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Само чувство тоже сложно описать словами. Лирический герой передает неповторимость, глубину и сложность своих переживаний с помощью «глобальных» метафор в последней строке.

Это стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить ее. Наслаждаясь прекрасным произведением, будь то музыка, живопись, поэзия, мы забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Об этом пишет Фет в последней строфе. Волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки», представляя новые горизонты:

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца, его миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества – вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится в произведении.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поражает разнообразием тематики, глубиной и яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей, которая, на мой взгляд, заключается в удивительном стремлении автора передать красоту искусства и мира всеохватно.

1.Безударная гласная в корне .

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на неё падало ударение.

Го ра – го ры

Бо ролся - бо рется

Неприми римый – ми р

2.Чередование гласных в корне .

    1. В корнях гор - гар под ударением пишется буква А, без ударения – О (зага р – заго релый)

      В корне зор – зар, под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – А (за рево, за рница, оза рять, зо рька)

      В корне клон – клан под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – О (скло ниться, кла няться, покло н, накло ниться)

      В корнях кос – кас пишется буква А, если после корня есть суффикс А, если нет этого суффикса, то пишется буква О. (ка сание, прико снулся)

      В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж пишется О (предла гать, предло жить)

      В корнях раст – рос перед СТ, Щ пишется буква А. если нет СТ,Щ пишется буква О (ра стет, поро сль) Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

      В корнях Бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер- тир, блест – блист, жег – жиг, стел –стил пишется буква А, если после корня есть суффикс А. (соберу – собирать, стелить – постилать)

3.Гласные О – Е (Ё) после шипящих и Ц в разных частях слова.

1.В корне слова после шипящих под ударением пишется буква Е (Ё). (в родственных словах и формах этого слова без ударения пишется буква Е. (вечёрка – вечер, дешёвый – дешевле) Исключения: шов, шорох, шорник, капюшон, крыжовник, обжора, чащоба, мажор

Следует различать:

А) существительное – ожог, поджог, глаголы – ожёг, поджёг

Б) в словах иноязычного происхождения:

жокей, жонглёр, шокировать, шоссе, шофёр.

В) в именах собственных: Печора, Печорин, Шостакович

2. После Ц в корне под ударением пишется буква о. безударную

гласную после Ц надо проверить ударением. (цоколь, целиком –

целый)

3.В окончаниях, суффиксах имен существительных и

прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – Е (сундучок, шалашом, большого, рыжего, галчонок, борцом, пунцовый)

4 .На конце наречий под ударением пишется буква О, без

ударения – Е (горячо, кипуче)

5 .Под ударением пишется буква Ё

а) в окончаниях глаголов (бережём, печёт),

б) в глагольном суффиксе –ёвыва (затушёвывать)

в) в суффиксе –ёр существительных (дирижёр, стажёр)

г) в суффиксах -ённ, -ён страдательных причастий,

отглагольных прилагательных,если они образованы от

глагола на -ить (завершённый- завершить, тушёный - тушить)

д) в местоимениях (о чём, нипочём)

4. Гласные ы, и после Ц в разных частях слова.

1. В корне слова после Ц пишется буква И (цифра, цирк) Исключения:

цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цыкнуть)

2.В словах, оканчивающихся на – ция пишется буква И

(акация, лекция, делегация)

3.В суффиксах и окончаниях пишется буква Ы (птицы, страницы,

Синицын)

5. Звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить написание парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная. (зуб – зубы, легкий – легок)

6. Непроизносимые согласные в корне слова. (сочетания вств, ндск, стл, стн и др.)

Слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался чётко. (радостный – радость, свистнуть – свистеть)

Но: сн – чудесный – чудеса.

7. Разделительный Ъ и Ь

Ъ

Ь

1. Перед буквами Е,Ё, Ю,Я

после приставок

на согласный

(объездить, разъединить)

1. Перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И

в корнях, суффиксах, окончаниях.

(барьер, вьюга, лисьи, соловьиный)

    В сложных словах

(трехъярусный, межъярусный)

В иностранных словах:

адъютант, объект, субъект и др. бульон, батальон, синьор и др.

8. Мягкий знак после шипящих.

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных женского

рода (ночь, рожь)

1. В существительных мужского рода (нож, грач)

2. Во всех формах глагола

(пишешь, разжечь, улыбаешься)

2. В существительных множ. числа

(много туч, около луж)

3.В наречиях на Ж, Ш, Ч (вскачь,

сплошь) Исключения: уж, замуж,

невтерпеж.

3. В кратких прилагательных (горяч,

хорош, могуч)

4. В частицах (лишь, ишь, бишь)

9. Гласные Ы –И после приставок .

После приставок на согласный пишется буква Ы , если слово, от которого оно образовано, начинается с буквы И (безыдейный – идея, подытожить – итог, разыграть – игра)

После приставок сверх-, суб-, транс-, меж - пишется буква И (межинститутский, сверхинтересный, субинспектор).

10. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Слитно:

1.Образованные от подчинительного словосочетания (древнегреческий – Древняя Греция, вагоноремонтный – ремонт вагонов)

2. Употребленные в качестве терминов или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся)

Через дефис:

1.Обозначают оттенок цвета (светло-розовый, красно-коричневый)

2.Образовано от существительного, пишущегося через дефис (юго-западный – юго-запад)

3.Между частями прилагательного можно вставить союз «и» (русско-немецкий - русский и немецкий, выпукло-вогнутый – выпуклый и вогнутый).

4.Образованные из сочетания существительного и прилагательного, но с перестановкой этих элементов (литературно-художественный – художественная литература)

5.Имеющие на конце первой основы сочетание -ико (химико–фармацевтический).

Раздельно:

Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного. Наречие выступает в роли члена предложения, указывающего на степень признака, выраженного прилагательным (подлинно дружеский, резко враждебный) или, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т.е. опасный для общества). Наречия на –ски в значении «уподобления» (чертовски хитрый).

11. Не с разными частями речи.

Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляются (все части речи)

нельзя, ненавидеть, невидаль

Есть противопоставление с союзом «А» или оно подразумевается (сущ., прилаг., наречие на О,Е)

не правда, а ложь

Можно заменить синонимом или близким по значению выражением (сущ., прилаг., наречие на о,е )

неправда – ложь, неизвестный – чужой)

Есть слова «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не» и др.

(прилагательное, наречие на О,Е)

Ничуть не интересный, вовсе не красиво

Нет зависимых слов и противопоставления с союзом «А»

(причастие)

неприклеенный, несказанный

Есть зависимые слова или противопоставление с союзом «А» (причастие)

не сказанный вовремя

С глаголами, деепричастиями

(не нашёл, не выясняя)

С наречиями не на –О,Е (не по-товарищески)

С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями (некого, несколько, негде)

С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не у кого, не с кем)

12. Одна и две буквы Н в суффиксах .

Части речи

НН

Существительные

Гостиная, труженик, травник

На стыке морфем

Полтинник, подоконник

Прилагательные

В суффиксах -ин, -ан, -ян

Гусин ый, кожан ый

Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный

1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на Н (туманн ый)

2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн (искусственн ый, авиационн ый)

Искл.: ветреный

Причастия и отглагольные прилагательные

1) в кратких страдательных причастиях (ошибка исправлен а)

2) в полных причастиях и отглагольных прила-гательных, образован-ных от глаголов несовершенного вида (крашен ый – нет приставки и зависимого слова)

Искл.: медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный)

1) если в слове есть приставка, кроме не- (засушенный)

2) если к ним относятся зависимые слова (сеянная через сито)

3) если в слове есть суффикс –ова,-ева (оцинкова нн ый)

4) если слово образовано от глагола совершенного вида (лишённ ый – лишить)

Наречие

В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы

(туманн о – туманн ый, взволнованн о – взволнованн ый)

23. Буквы Е, И в падежных окончаниях имен существительных .

1. у существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах (в траве – 1 скл., П.п., по дороге – 1 скл., д.п.)

1. у существительных 1 склонения в родительном падеже (у реки – 1 скл.,Р.п)

2. у существительных 2 склонения в предложном падеже (в доме – 2 скл, П.п.)

2. у существительных 3 склонения (у матери, в ночи)

3. у существительных на –ий, -ие, -ия, -мя в родительном, дательном и предложном падежах

(прикрепить к стремени (на –мя)), сорвать с акации (на – ия))

24. Спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.

Поставьте глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

ІІ спряжение І спряжение

на –ить на –еть, -ать, -уть, -ыть, -ти, -чь

кроме: брить, стелить (1 спр.) кроме:

гнать, держать, слышать, дышать

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,

ненавидеть, видеть, смотреть (2 спр.)

в окончании пишется буква И в окончании пишется буква Е

красит – красить колет – колоть, гонит –гнать (искл.)

при нахождении неопределённой формы берите глагол того же вида (украсит – украсить)

Правописание приставок.

1. Буквы З-С на конце приставок .

В приставках воз-вос, без- бес, из –ис, низ –нис, раз – рас, чрез – чрес перед звонкими согласными пишется буква З , перед глухими согласными – буква С.

(Раз дать – рас кусить, без звучный – бес сердечный)

Приставки З не бывает: сбить, срубить, сбежать

В словах здесь, здание, здоровье нет приставки.

В приставке раз (рас) – роз (рос) без ударения пишется буква А, под ударением – буква О. (развалить – розвальни, рассыпать – россыпь)

2. Приставки пре -, при-

Пре-

при-

1.Возможна замена приставки словомочень, весьма.

(Пребольшой – очень большой)

1.Пространственная близость

(около) – пришкольный, приморский

2.Приближение, присоединение,

прибавление (прибывать, привинтить,

примкнуть)

2.Близкое к значению «пере»

(преображать, преградить)

3.Неполное действие (приоткрыть)

4.Доведение действия до конца

(придумать)

Правописание суффиксов

1. Суффиксы –ЕК, -ИК существительных

Чтобы правильно написать суффикс, надо слово просклонять (поставить в форму родительного падежа). Если гласный выпадает, то пишется суффикс -ЕК, если не выпадает, то надо писать суффикс –ИК (замочек – замочка, пальчик – пальчика)

2. Суффиксы глаголов -ова (-ева), -ыва (ива)

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ываю, -иваю, то надо писать суффиксы –ыва,-ива.

Если оканчивается на –ую,-юю, то надо писать суффиксы –ова, -ева.

(беседова л, беседова ть – беседую, рассказыва л – рассказываю )

3. Суффиксы причастий –ущ,-ющ, -ащ,-ящ.

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то надо писать суффиксы –ущ, -ющ.

Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то надо писать суффиксы –ащ, -ящ.

(колющий – колоть (1 спр.), красящий – красить (2 спр.))

4. Суффиксы причастий –ЕМ, -ОМ, -ИМ

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффикс –ЕМ,-ОМ, если от глагола 2 спряжения, то суффикс -ИМ

(видимый – видеть (2 спр.), сжигаемый – сжигать (1 спр.))

5. Буквы О,А на конце наречий с приставками –ИЗ,-ДО, -С

Если наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок, то пишем букву А.

Если наречия образованы от прилагательных, в которых есть эти приставки, то пишем букву О.

(до суха – сухой , до срочно – до срочный)

На глухо, в лево (нет приставок –из, -до, -с)

6. Суффиксы –К-, -СК- прилагательных.

Суффикс –К- пишется:

1) в прилагательных, имеющих краткую форму (колк ий – колок, вязк ий – вязок)

2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на к,ч,ц (немецк ий – немец, ткацк ий – ткач)

В остальных случаях пишется суффикс –СК- (французск ий – француз )

7. Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-

После букв д – т, з – с, ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется щ. (переплёт чик , каменщик – нет букв д,т, з,с,ж)

8. Гласные перед -Н, -НН в суффиксах причастий, перед суффиксом глагола прошедшего времени –Л-.

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глагола на –ать, -ять, то перед Н,НН пишется буква А,Я (увеша нный – увешать ).

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глаголов, оканчивающихся не на –ать,-ять, то перед Н,НН пишется буква Е

(засуче нный – засучить , краше ный – красить ).

Дефис между частями слов.

    Дефисное написание наречий .

С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своём составе:

1) приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и (по-новому, по-товарищески)

2) приставку в-,во- и суффиксы –ых, -их (во-вторых, в-третьих)

3) приставку кое- (кое-как)

4) суффиксы -то, -либо, -нибудь (колда-либо, где-нибудь)

5) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни (мало-помалу)

    Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами то-либо-, нибудь пишутся через дефис (кое-кто, какой-нибудь)

    Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если второй корень начинается с Л, с большой буквы, с гласной. В остальных случаях пол- в сложных словах пишется слитно. (пол-луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома,)

    Междометия, образованные повторением основ (ох-ох)

    Частицы –то, -ка присоединяются к другим словам через дефис. (стал-то, возьми-ка)

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов.

    Предлоги с другими словами пишутся отдельно. (на реке, на мне, к пяти)

    Производные предлоги , образованные на основе наречий, пишутся слитно (ехать навстречу делегатам).

    Пишутся слитно производные предлоги: ввиду (= по причине), вроде (=подобно), насчет (=о), вместо, наподобие, вследствие (по причине)

Поговорить насчет экзаменов , но положить деньги на счет (сущ.)

Пишутся раздельно производные предлоги в течение, в продолжение, по

причине, в целях, со стороны).

    Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же, то же, что бы. В этих сочетаниях частицы же,бы могут быть опущены или переставлены на другое место.

Мать училась в институте. Отец тоже там учился.

То же слово, да не так молвить.

Морфология (части речи).

Грамматические признаки самостоятельных частей речи.

Часть речи

Грам. значение

Вопрос к нач. форме

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Синтаксич.

роль в предложении

Имя существи-тельное

Предмет

Кто? что?

Одуш.-неодуш., собств. или нариц., род, склонение

Падеж, число

Подлежащее,

Дополнение

Имя прилага-тельное

Признак

Какой? Чей?

Качественное, относительное притяжатель-ное; полное- краткое, степени сравнения

Род, число, падеж

Определение, сказуемое

(краткое прил.)

Имя числи-тельное

Количество, порядок при счете

Сколько? Который?

Простое-составное, количествен-ное, порядковое, собиратель-ное

Падеж, число, род (у порядковых)

В составе любого члена предложения, определение (порядковые)

Местоиме-ние

Значение части речи, вместо которой употребля-ется

Кто? Что? Какой? Сколько? Который?

Разряд, лицо (для личных)

Падеж (для некоторых), число, род

Любой член предложения

Глагол

Действие, состояние

Что делать? что сделать?

Вид, переходность, спряжение, возвратность

Наклонение, время, число, лицо или род

Личные формы – сказуемым, н.ф. – любой член предложения

Причастие

Признак предмета по действию

Какой?

Что делающий? Что сделавший? и др.

Действитель-ное или страдатель-ное, время, вид

Падеж, число, род, полное или краткое

Определение

Деепричас-тие

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

Как?

Вид, возвратность

Нет

обстоятельство

Наречие

Признак действия или другого признака

Как? Где? Куда? Когда? Зачем? и др.

Степени сравнения

Нет

обстоятельство

Разряды имен прилагательных.

Разряд

Признаки

Примеры

Качественные

1.Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?

2. обозначают различные качества предметов: цвет, внутренние качества человека, душевное состояние, возраст, величину предмета; качества, воспринимаемые органами чувств и др.

3. могут иметь уменьшительно-ласкательные суффиксы –ист, -оват, - -еньк и др.

4. могут иметь краткую форму и степени сравнения

5. образуются сложные прилагательные и прилаг. С приставкой не-

6. сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно и др.

Приятнее

Больна

Слишком лёгкий светлый – светлый

нелёгкий

Относительные

1.отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

2. обозначают материал, из которого сделан предмет; время, место, назначение предмета и др.

3. имеют суффиксы –ан, -ян, - ск-, -ов-,

4. не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения

5. не сочетаются с наречиями очень, слишком.

Деревянный

Морской

Притяжательные

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

2.обозначают принадлежность к какому-нибудь лицу или животному

3. имеют суффиксы –ов, -ев, -ин, -ын, -ий

Лисий, отцов, волчий

Разряды местоимений.

Разряд

Местоимения

личные

1 лицо: я, мы

2 лицо: ты,вы

3 лицо: он,она,оно,они

Возвратное

Себя

Притяжательные

Мой, твой, наш, ваш, свой

Вопросительно-относительные

Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько

Неопределённые

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, что-либо и др.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего

Указательные

Тот, этот, такой, таков, этакий, столько

Определительные

Сам, самый, всякий, весь, каждый, любой, иной, другой

Разряды имен числительных.

По зачению

По строению

количественные

Порядко-вые

Простые

Сложные

составные

Целые

Дроб-ные

Собиратель-ные

Три,

Двадцать пять

Одна треть,

Полтора

Двое

Трое

семеро

Третий, тридцать пятый

Четырнадцать, тридцатый

Пятьсот, стотысячный

Сто семьдесят третий, три целых восемь десятых

Наклонение и время глагола.

Изъявительное

Условное

Повелительное

Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности

Обозначает действие, которое возможно при каком- либо условии (читал бы, прочитал бы)

Обозначает действие, к совнершению которого говорящий побуждает кого-либо (советует, просит, приказывает)

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делает?

Что делал?

Что сделал?

Что будет делать? (будущее сложное)

Что сделает? (будущее простое)

Читает

Читал, рассказал

прочитает

Образование причастий

От основы глагола настоящего времени

От основы инфинитива

Причастия настоящего времени

Причастия прошедшего времени

Действительные

Страдательные

Действительные

страдательные

1 спр.

2 спр.

1 спр.

2 спр.

Вш

Енн

Нн

Ущ, - ющ

Ащ

Ящ

Ем

Ом

Им

Ым

Болеющ ий

Кричащ ий

Озаряем ый

Храним ый

Скакавш ий

Нёсш ий

Вытащенн ый

Увенчанн ый

вымыт ый

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Суффиксы -а,-я

Суффиксы

Вш

Вши

Лежим – лёжа

Сидим – сидя

Подумать – подумав , подумавши

Увлечься - увлекши сь

Разряды наречий по значению.

Разряд наречий

Вопросы, на которые отвечают наречия

Примеры

Образа действия и степени

Как?

Каким образом?

Быстро, весело, по-новому, частенько, великолепно

Меры и степени

Сколько? Сколько раз?

В какой степени?

В какой мере? Насколько?

Чуть-чуть, слгка, немного, впятеро, слишком, совершенно, вполне, дважды

Места

Где?

Куда?

Откуда?

Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, издали, повсеместно

Времени

Когрда?

Как долго?

С каких пор?

До каких пор?

Теперь, скоро, издавна, сейчас, накануне, днем, ночью, летом, рано

Причины

Почему?

Отчего?

По какой причине?

Сгоряча, сослепу, поневоле

Цели

Зачем?

Для чего?

С какой целью?

Нарочно, назло, намеренно

Особую группу составляют местоименные наречия:

    Указательные наречия – здесь, там, туда, оттуда, тогда

    Неопределенные наречия – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где

    Отрицательные наречия – нигде, никогда, никуда, негде

    Вопросительно-относительные наречия – где, куда, когда, зачем, почему.

Сирень цветёт (когда?) весной . (наречие)

За весной (когда? За чем?) наступит лето. (существительное)

Наречия с приставками надо отличать от созвучных сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

Сначала было трудно. (когда? – обстоятельство – наречие)

С начала года (сущ. с предлогом, т.к. есть зависимое слово) .

Заболел, поэтому и не пришел. (наречие, почему?)

По этому мосту движение закрыто. (прилаг., по мосту (какому?) – определение)

В дали голубой крутится песок. (в чем? Где?)

Вдали назойливо играл пастух. (наречие, где?)

Слова категории состояния – обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека (сыро, облачно, обидно, смешно, радостно). Они употребляются в односоставных безличных предложениях и являются сказуемым.

Образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий .

Части речи

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная

Имя прилагательное

Ее (-ей)

Ше

Сильнее

Раньше

Реже

более…

менее…

Более сильный

Менее строгий

Айш (ий)

Ейш (ий)

Строжайший

сильнейший

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

Глубже всех, наиболее качественный

Наречие

Ее (-ей)

Ше

Сильнее, раньше, реже

более…

менее…

Более сильно

Менее строго

Айше

Ейше

Строжайше

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

глубже всех,

наиболее качественно

Чтобы отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия, надо посмотреть, от какого слова в предложении зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от существительного, то это сравнительная степень прилагательного (в предложении является сказуемым) – лицо тоньше , класс дружнее .

Если зависит от глагола, то это наречие (в предложении является обстоятельством) – нарезать тоньше , запеть дружнее.

Служебные части речи.

Предлог – служит для связи слов в словосочетании и предложении. Бывают простыми и составными, производными и непроизводными.

непроизводные

Производные от

Наречия

Существительного

Деепричастия

В, к, с, у, о, на, при, за, от, через и др.

Вдоль, напротив, впереди, согласно, вокруг

Вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в отношении, в отличии от, по направлению к, ввиду, в заключение, сверх, в связи, в силу

Благодпря, спустя, несмотря на, невзирая на, исходя из

Союз – служит для связи однородных членов и частей сложного предложения. Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Разряды союзов по значению.

Сочинительные

Подчинительные

1. Соединительные (и это, и то): и, да, также, тоже, не только…но и, как…так и

1. Изъяснительные: что, будто, чтобы

2. Противительные (не то, а это): но, а, да, зато, однако

2. Обстоятельственные:

Время: когда, лишь, пока, едва, как только, после того как, прежде чем, только лишь

Цель : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, ради того чтобы

Сравнение: как, как будто, словно, точно

Причина: потому что, так как, оттого что, ибо

Условие: если (бы), ежели

Следствие: так что

Уступка: хоть, несмотря на то что, пусть, пускай

3. Разделительные (или то, или это): или, либо, ни…ни, то…то, то ли… то ли, не то…не то

Частица - передаёт оттенки значения и служит для образования некоторых форм самостоятельных слов. По значению бывают формообразующие, смысловые. По разряду – простые, сложные, составные.

(даже, именно, все-таки, всего-навсего, вряд ли, как бы не и др.)

Разряды частиц по значению и функции.

Смысловые (выражают различные значения)

Формообразующие

(образуют формы слова)

1. Отрицание: не, ни

1. форму условного наклонения глагола: бы, б

2. Утверждение: да, так, точно, как же, ага, угу, определенно

2. форму повелительного наклонения глагола: пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Усиление: даже, даже и, аж, и, уж, же, ещё, все-таки, ну

3.форму сравнительной и превосходной степени прилаг.: более, менее, самый

4. Вопрос: разве, неужели, ли, что ли, а, что, как, ну как, а что, если

    Восклицание: что за, как, ну и

    Сомнение: вряд ли, едва ли, авось

7. Уточнение: именно, точно, в точности, прямо, чуть, всего-навсего, хоть, хотя бы, почти

8. Выделение, ограничение: только, лишь, лишь только, почти, исключительно

9. Указание: вот, а вот, вон, а вон, это

10. Смягчение требования: -ка

Различение частиц Не и Ни

Частица НЕ

Частица НИ

Не – значение отрицания

Миша не пошёл на каток.

Не Миша пошёл на каток, а Юра.

Ни – отрицательная частица с усилительным значением:

А) усиление отрицания

На небе не было ни одного просвета.

Нет ни ветра, ни солнца, ни шума.

На небе ни облачка.

Две частицы НЕ – значение утверждения

Не могу не рассказать об этой поездке. – Должен рассказать.

Б) усиление утверждения

Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая. (везде погляжу)

Могут быть слова: где ни, кто ни, что ни и др.

Междометие – не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия используют для выражения:

    Чувств, эмоций (страха, радости, сомнения, удивления, грусти, восторга, печали и др.): ах, да ну, браво, боже мой, вот это да, Бог с тобой.

    Речевого этикета (приветствия, прощания, пожелания, благодарности, просьбы и др.): спасибо, благодарю, до свидания, прощай, прости, пожалуйста, всего хорошего, здравствуйте.

    Команды, приказа, просьбы: на, фас, тсс, алло, бай-бай, стоп, цып-цып.

Синтаксис.

Словосочетание несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

По главному слову словосочетания бывают именные (главное слово – имя прилагательное, имя существительное, местоимение), глагольные (главное слово –глагол, причастие, деепричастие), наречные (главное слово – наречие).

Виды связи слов в словосочетаниях (по зависимому слову).

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже (прилаг., причастие, местоимение = прилаг., порядковое числительное)

Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (существительное, местоимение = сущ.)

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

(наречие, деепричастие)

Предложное

(с предлогом)

Беспредложное (без предлога)

К опытному педагогу

Росли у дороги

Освоение земель

Работать увлеченно

Виды предложений.

Виды предложений

Примеры

По характеру выражаемого отношения к действительности

Утвердительные (утверждают связь между предметом речи и тем, что о нем говорится).

Отрицательные (отрицается связь между предметом речи и тем, что и нем говорится).

Печален долгий вечер в октябре.(И.Бунин)

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем. (А.Пушкин)

По количеству грамматических основ

Простые (состоят из одной грамматической основы)

Сложные (состоят из двух и более грамматических основ)

Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. (Н.Рубцов)

Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины. (А.Фет)

По характеру грамматической основы

Двусоставные (грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого)

Односоставные (грамматическая основа состоит либо только из подлежащего, либо только сказуемого)

Любил я осень позднюю в России. (И.Бунин)

Уже совсем рассвело. (К. Федин)

По наличию второстепенных членов

Распространенные (имеют в своем составе грамматическую основу и второстепенные члены предложения)

Нераспространенные (имеют только грамматическую основу)

Две капли брызнули в стекло.(А.Фет)

Озеро белело. (И.Бунин)

По условиям контекста и речевой ситуации

Полные (все необходимые члены предложения присутствуют)

Неполные (один или несколько членов предложения пропущены)

Весь город лежал во тьме.(А.Фадеев)

Всё мне послушно, я же – ничему. (А. Пушкин)

Виды сказуемого.

Простое глагольное выражается одной глагольной формой

Составное

Глагольное вспомогательный глагол мочь, желать, хотеть, начать, продолжать, кончать или краткое прилаг. Рад, готов, способен, должен, намерен + инфинитив

Именное

Глагол-связка быть, стать, делаться, являться, становиться, казаться, называться + именная часть: имя сущ., прил., числит., мест., крат.прич., наречие

Сменялись в детстве радугой дожди. (С.Маршак)

Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов)

Стало белым золото креста. (С.Маршак)

Второстепенные члены предложения.

Определение

(какой? какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) подчеркивается волнистой линией

Дополнение

(кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?) подчеркивается пунктиром

Обстоятельство

(где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?)

подчеркивается пунктиром с точкой

Согласованное

(прилагат.,причастие, местоимение = прил., порядковое числ.)

Прямое (вин. падеж без предлога)

Образа действия (как? Каким образом?)

Несогласованное

(имя сущ.)

Косвенное (косвенные падежи или вин.падеж с предлогом)

Места (где? Куда? Откуда?)

Времени (когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?)

Причины (почему? По какой причине?)

Меры и степени (В какой мере? В какой степени?)

Цели (зачем? С какой целью?)

Условия (при каком условии?)

Уступки (вопреки чему?)

Виды односоставных предложений и способы выражения главного члена предложения.

Именные

Глагольные

Назывное предложение (главный член предложения – подлежащее, имя сущ. в И.п.)

Полночь. Мгла и ветер .

Определенно-личное (глагол 1,2 лица, ед., мн. числа; изъяв., повел. наклонение)

Еду. Пойдешь гулять? Идём со мной.

Неопределенно-личное (глагол 3 лица, мн.числа, наст., буд. времени; мн.ч. Прош.вр.)

Вите подарили плеер.

Безличное (безличный глагол, личный глагол в значении безличного, инфинитив, слова категории состояния, краткое страд причастие, слово нет )

Темнеет. На улице холодно.

Обобщенно-личное (глагол 2 лица, ед. ч.; 3 лица мн.ч. наст. или буд.вр.; 2 лица повел наклонения)

Цыплят по осени считают.

Виды определений.

Однородные

Неоднородные

Характеризуют предмет с одной стороны (между ними можно поставить союз И)

Характеризуют предмет с разных сторон, например, по цвету и размеру (большой красный мяч), между ними нельзя поставить союз И)

Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос

Поясняют друг друга, то есть одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое сущ. и другое определение (красный мяч какой? большой)

Связаны между собой сочинительной связью, т.е. не зависят друг от друга

Лишены перечислительной интонации

Произносятся с перечислительной интонацией

Обособленные члены предложения.

І. Обособленные определения .

Любые определения в виде словосочетания (прич. оборота, адъективного оборота) или отдельных слов выделяются запятыми с одной стороны или с двух (внутри предложения), если:

    Относятся к личному местоимению

Измученные, грязные, мокрые , мы достигли берега.

    Стоят после определяемого существительного.

Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака , вставал во всём своём величии. (Б.Полевой)

    Перед определяемым существительным, если выражают причину.

Гонимы вешними лучами , с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (А.Пушкин)

ІІ. Обособленные приложения .

Приложения на письме выделяются запятой или двумя запятыми внутри предложения, если:

    Они относятся к личному местоимению

Нас, врачей , поражает это поистине безграничное терпение. (Н.Островский)

    Распространенные приложения, стоящие после определяемого существительного.

Ананас, чудесный дар природы тропиков , похож на большую кедровую шишку весом в два-три килограмма .

    Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеет причинное значение.

Коренной моряк , Воропаев впервые увидел море уже будучи взрослым. (П.Павленко)

ІІІ Обособленные обстоятельства.

1. Обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, всегда на письме выделяются запятыми.

Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое.

Волны несутся, гремя и сверкая , чуждые звезды глядят с высоты.

2. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на В домах, несмотря на ранний час , горели лампы .

Примечание:

не обособляются

    Деепричастия со значением наречия. Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь . (не двигаясь = неподвижно)

    Устойчивые сочетания и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. Работал он не покладая рук .

ІV. Обособленные уточняющие члены предложения.

К уточняющему обособленному члену предложения можно поставить дополнительный вопрос Где именно? Как именно? Кто именно? Когда именно?

1. Обстоятельства места и времени: Слева, у плотины , стучали топоры.

2. Определения: В ней господствовали коричневый, почти красный , цвет почвы и нестерпимо синий оттенок моря.

3 . Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться при помощи союзов то есть, или , а также слов особенно, даже, главным образом, в частности, например .

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением , говорил по-русски .

    Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, наряду с, сверх и др .

У всех, за исключением комиссара , дела шли хорошо.

Вводные слова и предложения.

Группы вводных слов по значению

пример

Различная степень уверенности:

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, действительно и др.)

б) меньшая степень уверенности (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй)

Горный воздух, без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека.

Кажется , ваша история там наделала много шуму.

Различные чувства (к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению)

К счастью , наши кони не были измучены.

Источник сообщения (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, мо мнению кого-либо)

По мнению врача , больного выпишут из больницы через неделю.

Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, наоборот, например и др.)

Во-первых , надо выучить правило.

Итак , одно желание пользы заставило меня напечатать этот отрывок.(М.Лермонтов)

Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др.)

Одним словом , у этого человека наблюдалось стремление создать себе футляр.(А.Чехов)

Вводные слова и предложения следует отличать от других членов предложения (вводные слова не являются членом предложения, они грамматически не связаны с другими словами, их можно из предложения убрать).

Распечатка страниц:

13,14 15,12

11,16 17,10

9,18 19,8

7,20 21,6

5,22 23,4

3,24 25,2

1,26

СБОРНИК

ПРАВИЛ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ