Эмоции и чувства человека имеют очень тонкое содержание, которое порождает великое множество мнений и взглядов на эти понятия. В статье пойдет речь об общей характеристике эмоций и чувств с моей личной позиции. Не имею стремления навязать этот материал в качестве истины в последней инстанции, но считаю, что данные достаточно обоснованы для предъявления их широкому кругу лиц.

Сущность эмоций и чувств

В переводе с латинского emoveo означает возбуждать, волновать, подбадривать. В обыденной жизни под эмоциями мы понимаем внешние реакции человека на всё, что происходит с ним и вокруг него. Такого рода реагирование сопровождает каждый прожитый день индивида (за исключением патологий психического здоровья), в нем же и заключается основная сущность эмоций и чувств .

Эмоциональное реагирование представляет собой особое переживание, цель которого – оповестить сознание о психическом состоянии человека. Эти переживания бывают:

  • положительные и отрицательные
  • слабые и сильные
  • кратковременные и продолжительные (к последним чаще всего относят чувства, которые испытывает человек).

Эти переживания, несомненно, влияют на активность индивида, а также способны вызывать физиологические изменения в организме. «Лететь на крыльях» и «тащить себя за волосы» это всё про самую что не на есть сущность эмоций и чувств . Сложность эмоций как психологического феномена в том, что существует бесконечное количество причин для возникновения эмоций, а также форм их проявления.

Формы эмоциональных реакций

  • «тихий», поверхностный отклик. Может быть реакцией на маленькие жизненные радости и горести. Это может быть неожиданное объятие или улыбка, а быть может просто рассвет.
  • бурная реакция с временной потерей самоконтроля. Для кого-то это неожиданная беременность, а для кого-то победа любимой команды в чемпионате.
  • стабильное относительно продолжительное состояние. Например, состояние тихой радости, которое сложно и зачастую просто невозможно объяснить другим, или депрессия.

Что касается чувств, то они являются одним из компонентов эмоциональной сферы наряду с самими эмоциями. Они определяют устойчивое эмоциональное отношение к чему-либо. Эмоции и чувства не тождественны и имеют ряд отличий, о которых более подробно читайте здесь. Таким образом, Вы можете заметить как на основе разного рода представления всё более и более вырисовывается общая характеристика эмоций и чувств .

Проявление эмоций и чувств в повседневной жизни

Наши эмоции и чувства это прежде всего внешнее отражение нашего внутреннего состояния. И каждому из нас необходимо учиться быть свободным в их проявлении. Хотя бы потому, что окружающие нас люди совершенно не умеют читать мыслей. Безусловно, при высокой степени близости они могут догадываться о тех процессах, которые происходят в Вашем внутреннем мире, предполагать, что Вы чувствуете, и даже прогнозировать Ваше поведение, но по-настоящему оценить своё состояние способны лишь Вы.

Не каждый может себе позволить такую роскошь как проявление эмоций и чувств . Ведь для начала неплохо было бы самому понять, что ты чувствуешь, а для этого же размышлять надо. Но мы не из тех, кто привык «загоняться». Вот и плывем по течению, периодически меняя маски, которые не очень часто совпадают с нашими истинными состояниями.

Общая характеристика эмоций и чувств.

Эмоции – это более простое непосредственное переживание в данный момент.

Чувства – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека к определенный сторонам окружающей действительности.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость -грусть, любовь – ненависть. Эта полярность дает основание для деления чувств на положи­тельные и отрицательные . Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

Перед реальной или мнимой опасностью у человека воз­никает состояние напряжения . Проявляется оно в особой переключаемости внимания, в скованности движений.

При ожидании какого-либо значимого события чело­век переживает возбуждение . Первый выход на сцену, сви­дание с дорогим нам человеком, ожидание ребенком Деда Мороза с подарками и пр. вызывают это чувство.

Эмоциональный шок – своеобразное потрясение, выражается в кратковременной дезорганизации поведения.

Стенические эмоции вызывают подъем сил, возбуждаемость, бодрость, напряжение.

Астенические эмоции уменьшают активность, энергиючеловека: тоска, печаль

Чувства выполняют различные функции:

ü Оценивающую – положительные и отрицательные эмоции показывают как человек относится к чему-либо и оценивают это.

ü Побуждающую – чувства могут побуждать человека к действию, а может препятствовать этому.

ü Направление внимания – то, что возбуждают наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают си­стему мышц лица и всего тела и проявляются в так назы­ваемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприя­тию и пониманию другими людьми.

Мимика - выразительные движения лица: улыбка, го­рестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови.

Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интона­ция придает слову тот живой оттенок смысла, то конкрет­ное значение, которые хочет выразить говорящий.

В повседневной жизни мы постоянно по тончайшим изменениям в выражении лица, в жестах, в позах, инто­нациях и т.д. чувствуем малейшие сдвиги в эмоциональ­ном состоянии, в настроении окружающих нас людей, особенно близких нам.

Произведения искусства (музыка, живопись, скульп­тура, поэзия) - это тоже внешнее выражение чувств их создателей - поэтов, художников, композиторов, кото­рые вызывают у людей ответные эмоции и чувства.

Виды эмоциональных состояний :

Настроение – длительное слабовыраженное эмоциональное состояние.

Аффект – бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, которая захватывает всю личность человека. В состояние аффекта человек теряет контроль над собой, бороться с аффектом невозможно, возможно только предупредить его появление.

Страсть – стойкое всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию, которую человек направляет на достижение объекта страсти.

Фрустрация – отрицательные эмоциональные переживания, вызванные не достижением цели, уныние, чувства «опущенных рук»

Стресс – возникает при опасности, больших физических и психических перегрузках состояния эмоциональных переживаний.

Высшие чувства присущи только человеку. Выделяют 3 вида чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные чувства в форме переживаний выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является ос­новной ценностью нравственных чувств. Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обще­стве. К числу нравственных чувств относятся: любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, ненависть, трусость, жадность, зависть, стыд, чувства симпатии, антипатии, привя­занности, уважения и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, лю­бознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружа­ющую действительность. Ирония никогда не бывает ме­лочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего.

Сарказм - это язвительная насмешка, гневная иро­ния. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что луч­ше и выше его.

Чувство комического заключается в том, что мы неожи­данно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претен­дует. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

амая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называютсявысшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называютсяпраксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Маша Мальцева

Эмоции - это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмо­циями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмо­циям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффек­ты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер, то эмоции - это более длительные состояния.

Чувства - это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей сте­пени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с обла­стью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства - еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.

Теории эмоций

Впервые эмоциональные проявления стали предметом изучения для Ч. Дарвина. Сравнив млекопитающих, он создал биологическую концепцию эмоций. Выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций, выдвинутая П. К. Анохиным. Она рассматривает эмоции как продукт эволюции, фактор приспособления.

Рассматривая эмоции с биологической точки зрения, П. К. Анохин приходит к идее о том, что они закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка у определенного организма каких-либо жизненных факторов. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает с ожидаемым полезным итогом или превышает его, и наоборот: недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиск новых, более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности - обязательное условие для возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение стало отправной точкой для построения П. В. Симоновыминформационной теории эмоций. Согласно ей, эмоция у высших животных и человека есть отражение их мозгом степени потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П. В. Симонов сформулировал правило, по которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (77), информацией, прогностически необходимой для организации действий, направленных на удовлетворение этой потребности (Я), и имеющейся информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П(Н - С).

Из нее следует, что:

1. Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии последней - если система вполне информирована.

2. При дефиците имеющейся информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации.

3. Положительная эмоция возникает, когда существующая информация превышает прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, в формуле эмоций отражается количественная зависимость, складывающаяся между интенсивностью эмоциональной реакции и силой потребности и размерами дефицита или прироста прогностической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании жизненной потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, которая нужна для того, чтобы удовлетворить эту потребность. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение человека.

Большая вероятность достичь цели, удовлетворить потребность как результат поступления новой информации порождает положительную эмоцию, а уменьшение вероятности - по сравнению с ранее имевшимся прогнозом - ведет к отрицательной эмоциональной реакции. Представления о том, достижима ли цель, субъективны, что определяет аналогичное свойство возникающих при этом эмоций. Однако в большинстве случаев субъективная оценка более или менее верно отражает объективную вероятность, иначе эмоции утратили бы свое адаптивное значение.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, важных для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в неожиданных и неизвестных ситуациях, достигает такой силы, что приводит к гибели человека. Понимание того, что он порождается недостатком информации, позволяет его преодолеть.

Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая прямо пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной информацией. Тогда внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на предвосхищении угрозы. Понимание некоторой общности удивления и страха позволяет преодолеть последний, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

Подобные наблюдения позволили Л. Фестингеру предложить теорию когнитивного диссонанса.

Выводы ученого таковы:

1. Положительные эмоции - это результат совпадения полученной информации с ожидаемой или превышения ее.

2. Отрицательные эмоции - результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной.

3. Если занизить уровень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции.

Согласно теории американского психолога У. Джеймса, сам факт того, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, мышечном состоянии (мимика), позволяет предположить, что они представляют собой сумму органических ощущений, вызываемых этими изменениями.

Джеймс и независимо от него немецкий психолог Г. Ланге предложилипериферическую теорию эмоций, по которой те являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах, когда реализуется акт поведения, вызванный раздражителем, вызывающим эмоцию.

Следовательно, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Суть своей теории У. Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Если человек примет зажатую скованную позу, опустив плечи и голову, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, развернутые плечи, поднятая голова, улыбка вскоре вызовут уверенность, бодрость, хорошее настроение. В чем-то эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций.

Другие идеи отстаивал У. Кеннон. По его мнению, и эмоции, и органические процессы порождаются одновременно единым источником.

Благодаря электрофизиологической теории можно объяснить природу эмоций наличием особых образований нервной системы в структуре мозга.

♦ таламус;

♦ гипоталамус;

♦ лимбическая система;

♦ наличие мозговых центров наслаждения («рая») и страдания («ада»).

Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляются озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Очень старит огорчение, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Интересна концепция А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и приводит к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся потому, что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают.

Д. Биндра, критически проанализировав существующие теории эмоций, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация - изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т. п.

В психологии не существует одной единственной теории, которая дала бы исчерпывающий ответ на то, что же такое эмоции и чувства человека. Общепринятым считается лишь то, что эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющие живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым (вызывающим эмоции) воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться.

Эмоции мотивируют и энергизируют человека, вызывая у него стремление или тенденцию совершать те или иные действия. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат эмоций.

К. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) нейронной активности мозга и соматической нервной системы; 2) деятельности поперечно-полосатой мускулатуры или мимической и пантомимической экспрессии; 3) субъективного переживания.

Всего по К. Изарду существуют десять фундаментальных эмоций: интерес - возбуждение; удовольствие - радость; удивление; горе -страдание; гнев - ярость; отвращение - омерзение; презрение -пренебрежение; страх - ужас; стыд - застенчивость; вина - раскаяние.

Эти эмоции образуют основную мотивационную систему. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами. Фундаментальные эмоции ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Эмоции взаимодействуют между собой - одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с перспективными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.


Существуют четыре основных типа мотивации по К. Изарду:

1. Побуждение - голод, жажда, усталость, боль, секс.

2. Эмоции - десять фундаментальных вышеперечисленных эмоций.

3. Аффективно-когнитивные взаимодействие (эмоции сочетаются с мыслью, представлением): эмоция – эмоция (горе-гнев, страх-стыд-вина); эмоция- побуждение (интерес - секс; боль – страх – стыд - гнев); эмоция – аффективно-когнитивные структуры (интерес – интроверсия; удивление – интерес – удовольствие – эгоизм).

4. Аффективно-когнитивные структуры: интроверсия - экстраверсия; скептицизм; эгоизм; решительность; невозмутимость.

Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн указывал на то, что человек переживает только то, что с ним происходит и им совершается. Человек относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций.

С.Л. Рубинштейн выделил признаки эмоций:

1) эмоции выражают состояния субъекта и отношение к объекту;

2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком.

Исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, состоит в том, что с одной стороны, устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Чувство , по С.Л. Рубинштейну, - это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы:

1. Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные физические чувствования - удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения) или выражение различного органического самочувствия организма (беспредметная тоска).

2. Предметные чувства, соответствующие предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л.Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им. Аффект по С.Л. Рубинштейну - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Страсти по С.Л. Рубинштейну - сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение - общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Другой отечественный психолог А.Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы, как процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие насубъекта, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты по А.Н.Леонтьеву – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Собственно эмоции, по А.Н.Леонтьеву, - более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер - т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства, по А.Н.Леонтьеву, имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Чувство как эмоциональная установка. В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями и проявляемыми «здесь и сейчас», чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности объекты, имеющие для человека стабильную мотивационную значимость. Это значит, что в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь, так например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, т. е. испытывать чувство удовлетворенности. Устойчивые эмоциональные отношения А. Н. Леонтьев называет «эмоциональными константами» .

Важно отметить и то, что чувства как устойчивые образования могут быть как в проявленном, так и в потенциальном, скрытом состоянии. Длительность же и скрытость - это характеристики психологических установок. Отсюда можно сделать вывод, что длительное и скрытое положительное или отрицательное отношение к кому или чему-либо по сути является эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях.

Чувства выражаются в эмоциях не беспрерывно и в данный момент могут не проявляться в каком-либо конкретном переживании. Поэтому соотношение между эмоцией и чувством такое же, как соотносятся друг с другом мотивы (проявляемые «здесь и сейчас») и мотивационные установки, сохраняющиеся длительное время и актуализируемые многократно при возникновении адекватных для них ситуаций .

Формирование таких эмоциональных установок происходит под влиянием личного и общественно-исторического опыта. Первый приобретается в процессе жизни самостоятельно, подчас стихийно, второй передается ребенку родителями и воспитателями. Например, ребенку внушается, какие объекты и явления являются для него опасными или неопасными. Создаваемая установка на опасное и безопасное формирует знаемые отношения (отрицательные или положительные), учитывая которые при возможности столкновения с этими объектами и ситуациями ребенок будет опасаться или не опасаться, а не бояться или не бояться. Вследствие этого он будет делать все, чтобы не попасть в действительно опасную ситуацию, которая может вызвать у него переживание страха, боязни .

Давая сравнительную оценку соотношений между тремя основными составляющими эмоциональной сферы эмоциональным тоном ощущений, эмоциями и чувствами, то можно сказать, что эмоциональный тон ощущений еще не эмоция, а чувство - уже не эмоция.

В состав эмоций входят настроения, аффекты и низшие и высшие чувства. Низшие чувства отражают удовлетворение или неудовлетворение естественных потребностей, а также ощущения (чувства), связанные с самочувствием (усталость, вялость и др.). Высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека. Р.С. Немов к основным эмоциональным состояниям относит собственно эмоции, аффекты и чувства .

Важно отметить что, чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого чувства к чему-либо или к кому-нибудь называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Если происходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта. Аффект - это эмоция, отличающаяся бурным протеканием, ярко выраженными поведенческими реакциями и вегетативными симптомами .

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями .

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В то время как работа эмоций и чувств, связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность в результате аффектов накапливается и, если ей во время не дать выхода, может привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией .

Чувства формируются в условиях жизни человека в обществе. Чувства, отвечающие высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизируются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, чем любовь, поскольку кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и многие другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви .

В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные и эстетические .

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе. Это, например, чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть регулирующие межличностные отношения. То, какие моральные чувства присущи человеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностным смыслом. Для этого важно знать историю своей страны, ее достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, с жизнью и деятельностью выдающихся людей, принимать активное участие в общественной и культурной жизни .

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются практическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью, при наличии трудностей и их преодолении, при завершении работы. К позитивным практическим чувствам относятся трудолюбие, чувство увлеченности работой, приятная усталость, удовлетворенность от выполненного дела. Они способствуют достижению целей трудовой деятельности и формированию отношения к труду как к ценности. При преобладании негативных практических чувств человек воспринимает труд как каторгу. Это влияет на его общее мироощущение, препятствует развитию и самореализации личности .

Многие виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной работы. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Интеллектуальные чувства способствуют развитию учебных интересов и повышению эффективности учебной деятельности школьников .

Чувства, которые человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими .

Человек испытывает эстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства, других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетические чувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любование лесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности, постигая законы красоты и гармонии .

Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов. Большое значение в жизни человека имеет то, какие настроения преобладают в его эмоциональной сфере.

Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и рассматривается автором как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам .

Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства? с социальной сферой, а также в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимального представлены в нашем сознании. А также можно добавить что, эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют .

Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене - радость, а при провале его? разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывает, что эмоции и чувства - это не одно и то же .

Таким образом, можно сделать вывод что, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других свои чувства .

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности. Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические .

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам, относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д.. К отрицательным нравственным чувствам, относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др. .

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании .

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга .

К. К. Платонов выделяет еще и практические чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной .

Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому или чему-либо. Таковы многие моральные чувства, выделяемые в этике.

Перечень чувств. Положительные: Удовольствие. Радость. Ликование. Восторг. Гордость. Уверенность. Доверие. Симпатия. Восхищение. Любовь (половая). Любовь (привязанность). Уважение. Умиление. Благодарность (признательность). Нежность. Самодовольство. Блаженство. Злорадство. Чувство удовлетворённой мести. Спокойная совесть. Чувство облегчения. Чувство удовлетворённости собою. Чувство безопасности. Предвкушение. Любопытство. Удивление. Изумление. Безразличие. Спокойно? созерцательное настроение.

Отрицательные: Неудовольствие. Горе (скорбь). Тоска. Печаль (грусть). Отчаяние. Огорчение. Тревога. Обида. Боязнь. Испуг. Страх. Жалость. Сочувствие (сострадание). Сожаление. Досада. Гнев. Чувство оскорбления. Возмущение (негодование). Ненависть. Неприязнь. Зависть. Злоба. Злость. Уныние. Скука. Ревность. Ужас. Неуверенность (сомнение). Недоверие. Стыд. Растерянность. Ярость. Презрение. Отвращение. Разочарование. Омерзение. Неудовлетворённость собою. Раскаяние. Угрызения совести. Нетерпение. Горечь. И это далеко не весь перечень чувств которые существуют .

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия (эмоции, проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными, а в виде неудовольствия - отрицательными) .

Как утверждал Ч. Дарвин, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

К первым относятся, например, радость, восторг, симпатия, ко вторым - страх, гнев, ненависть. Положительные эмоции человек испытывает, когда удовлетворяется какая-либо его потребность или он видит такую возможность. В этом случае его активность направляется на сохранение или достижение положительного воздействия. Если потребность не реализуется, человек переживает чувство неудовольствия, а его активность направляется на то, чтобы избежать вредных или нежелательных воздействий.

П.В. Симонов показал, что существует связь между потребностью, информацией об объекте, который может ее удовлетворить, и эмоцией. При достаточной информации возникает положительная эмоция, при дефиците информации - отрицательная .

В. Вундт, кроме удовольствия или неудовольствия, выделил другие компоненты эмоций, определяющие их силу, продолжительность и динамику: возбуждение - успокоение и напряжение - разрешение .

Обычно эмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человека действует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышение психического возбуждения и напряжения. Через некоторое время эти компоненты эмоции ослабевают и возвращается спокойное состояние. Возникшая эмоция охватывает весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразные внешние реакции, вегетативные и биохимические изменения .

У человека изменяется поведение, движения, речь. Так, хорошее известие переполняет человека чувством удовольствия, радости. Он улыбается, а если полученная информация для него очень значима, может закричать, захлопать в ладоши, пуститься в пляс, громко засмеяться или заплакать. Каждой эмоции соответствуют специфическая мимика, пантомимика, жестикуляция, выразительные движения, голосовые реакции, лексические и экспрессивные средства речи. Происходит увеличение или уменьшение частоты пульса, расширение или сужение кожных сосудов, потоотделение, динамика кожно-гальванической реакции и др.

По внешним проявлениям можно судить о внутреннем состоянии и переживаниях других людей, хотя однозначной связи между внутренним переживанием и внешними проявлениями эмоций, конечно, нет. Не у всех людей внешние проявления достаточно интенсивны. В некоторых обстоятельствах человек намеренно их сдерживает, желая скрыть свои переживания. Сдерживание внешних проявлений эмоций не уменьшает интенсивности внутреннего переживания, а часто даже увеличивает ее. Субъективные переживания и внешние проявления эмоций возникают как бы одновременно. Это дало основание В. Джеймсу и К.Н. Ланге утверждать, что наличие эмоций обусловлено восприятием изменений в деятельности внутренних органов и двигательной сфере .

В жизнедеятельности человека развиваются высшие эмоции, регулируемые на уровне коры больших полушарий головного мозга. Значимость внешних воздействий анализируется корой или другими мозговыми структурами, что обеспечивает адекватность эмоциональных реакций. У человека эмоции формируются и проявляются в условиях социализации и воспитания. Возбуждающее или успокаивающее влияние на мозговые центры, ответственные за возникновение и проявление эмоций, оказывают некоторые растительные вещества и лекарственные препараты. Люди издавна используют для этого чай, кофе, алкоголь. В еще большей степени такими свойствами обладают наркотики. В медицине фармакологические средства применяют для лечения патологических проявлений эмоций -- сильного возбуждения, депрессии и др. .

Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека. Эмоции сигнализируют о возможном развитии событий, их положительном или отрицательном исходе для субъекта, выступая в качестве своеобразных внутренних маяков поведения. В этом заключается их сигнальная функция .

Таким образом ориентируясь на свои эмоции, человек оценивает степень полезности или вредности для него каждого происходящего события или оказываемого воздействия (оценочная функция) .

В обычных обстоятельствах эмоциональные оценки осмысливаются и могут быть подвергнуты коррекции. Однако рациональный анализ происходящих событий и их последствий требует определенного времени, которого в некоторых ситуациях у человека может не быть. На основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий (регулирующая функция) .

Эмоции способны повысить тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности (мобилизующая функция). Однако при сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция .

Так, большая часть спортивных рекордов установлена не на тренировках, а в ходе соревнований, в обстановке эмоционального накала. В то же время в спорте известны примеры, когда хорошо подготовленный спортсмен эмоционально перегорает и в самом ответственном состязании показывает слабый результат.

Неоднозначность влияния эмоций на результаты деятельности человека поднимает вопрос о необходимости управления эмоциями, использования их позитивных функций и преодоления негативных. Эта проблема актуальна для представителей многих видов профессий: артистов, дипломатов, учителей и др. Если поведенческие компоненты эмоций в достаточно высокой степени поддаются сознательному контролю, то управлять вегетативными проявлениями гораздо сложнее. Это возможно, но требует специальной тренировки.

В зависимости от обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей и особенностей личности у человека возникают различные эмоциональные реакции, которые классифицируются по модальности, знаку, различному влиянию на поведение, а также по форме выражения .

Модальность - основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний .

По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражение, ярость - гнева; веселье, ликование, торжество - радости.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций - положительные и отрицательные .

По воздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоции разделяются на стенические и астенические .

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность и активность человека, астенические, напротив, снижают. Положительные эмоции чаще оказывают стенический эффект. Большинство отрицательных эмоций выражаются и в той, и в другой форме. Например, под влиянием страха человек может быстро убежать, расчетливо спрятаться, но иногда из-за страха «застывает», не предпринимая никаких активных действий. А также эмоции характеризуются силой, продолжительностью и осознанностью .

Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоций любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг - эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх - от легкого беспокойства до ужаса.

По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда в течение всей жизни .

Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Иногда имеет место одновременное взаимодействие противоположных эмоций, например любви и ненависти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность эмоций как следствие сложного и неоднозначного отношения человека к объекту, вызывающему переживание .

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многообразие форм их выражения. Основные формы выражения эмоций - чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс .

Чувственный тон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев называл этот феномен «пристрастностью» отражения мира и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания .

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выраженность внешних проявлений. Человек вышел из дома, порадовался хорошей погоде, огорчился, что не успел на автобус, в следующем автобусе оказалось много народу, пришлось стоять в неудобной позе, что вызвало недовольство и раздражение, около работы встретил друзей, радостно поприветствовал их, и так на протяжении всего дня. Ситуативные эмоции, как правило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить работоспособность .

Фундаментальные эмоции по К. Изарду.

  • 1. Интерес -- положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение -- это чувство захваченности, любопытства.
  • 2. Радость -- положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
  • 3. Удивление -- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект, и может переходить в интерес.
  • 4. Страдание (горе) -- наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания -- горе, связанное с безвозвратной утратой.
  • 5. Гнев -- сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
  • 6. Отвращение -- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
  • 7. Презрение -- отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту, как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
  • 8. Страх-- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
  • 9. Стыд -- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
  • 10. Вина-- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии .

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности и могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются .

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта .

Аффекты характеризуются кратковременностью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений - двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает психику человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение .

При сильном страхе, например, из-за того, что он не в состоянии объективно проанализировать ситуацию, человек принимает неправильное решение и совершает нецелесообразные действия. В состоянии гнева многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них часто переходит в агрессию. Человек краснеет, кричит, размахивает руками, может ударить противника. Справиться с аффектом, управлять в этом состоянии своим поведением очень трудно. Когда аффект проходит, человек не всегда способен вспомнить все, что с ним происходило и, как правило, осуждает себя за невыдержанность, поведенческий и эмоциональный срыв.

Почти все пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своей памяти, как бы заново его переживает. Изучив механизм" следового аффекта, А.Р. Лурия, в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи .

Его действие основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек проявляет (неосознанно) комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса. В настоящее время в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, так как однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях .

Выражение эмоций в форме аффекта не желательно ни в семье, ни в трудовом коллективе, ни в других жизненных ситуациях. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответствен за свои действия, совершенные в состоянии аффекта .

Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры производственных и межличностных отношений.

Страсти - это сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Как писал С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» .

Объектом страсти может быть и человек, и определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Страсть всегда побуждает человека к активности, она отличается стойкостью, длительностью времени, в течение которого она проявляется и владеет человеком. Страсти могут быть положительными и отрицательными. Положительные, высокие страсти облагораживают жизнь, делая ее содержательной, интересной, красивой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти. Отрицательные страсти разрушительны для личности, толкая на аморальные поступки, они губительны для человека и, как правило, ведут к трагедии .

Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же как и аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличие от аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния. Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в течение всей жизни .

Выбор предмета страсти, форма проявления, степень подчинения ей человека, средства, которые он использует ради ее удовлетворения, во многом зависят от и всей направленности психического облика личности. Одних людей страсть делает сильными, способными на достижение великих целей, а других подчиняет себе, побуждает к безнравственным, а иногда и преступным действиям. Справиться со своей страстью так же трудно, как и с аффектом. Страсти подвластны только сильным, волевым людям. Важную роль в управлении страстями играет осознание своих главных жизненных целей и ценностей и соотнесение с ними конкретной ценности предмета страсти .

Важно добавить что, эмоции, чувства и состояния могут оцениваться и по таким параметрам, как: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), способ их внешнего выражения (экспрессия) и др. В целом же, чувства и эмоции не отделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» .

Является ли эмоция нарушением поведения или, напротив, это организующая реакция? Дарвин, Кеннон, Линер считали в целом, что эмоция является полезной, и что она представляет собой адаптивный процесс благодаря осуществляемой ею энергетической мобилизации в ответ на требования среды. Напротив, большинство других психологов рассматривали эмоцию как дезорганизацию, нарушение деятельности. Именно это резкое нарушение адекватного действия, любого поиска адаптации, эта дезорганизация, распространение возбуждения на весь организм и характеризуют эмоцию .

Так, эмоция вызывает нарушения памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция -- это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость .

Настроение - это целостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека. Так например, в хорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроении все представляется в серых тонах. Та же самая работа становится тяжелой и невыносимой .

Настроения как форма выражения эмоций характеризуются относительно небольшой силой, недолгой продолжительностью они влияют на поведение в целом и на другие эмоции .

Настроение возникает под воздействием комплекса причин - внутренних и внешних. К внутренним причинам относятся: физическое самочувствие, хронические заболевания, различные процессы в организме, свойства нервной системы, темперамента и характера. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач в жизнедеятельности человека, с характером межличностных отношений, которые его связывают с другими людьми, с тем, насколько человека принимают или отвергают. Отдельные воздействия также могут изменить настроение человека, например, хорошая оценка, его улучшает, плохая - ухудшает. На настроение человека могут повлиять похвала, порицание, доброе или обидное слово, ласковый или косой взгляд. Часто человек не осознает всех причин, определяющих его настроение. Путь к управлению своим настроением лежит через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции .

В трудных, напряженных условиях, в конфликтных ситуациях или при экстремальных воздействиях эмоции могут переходить в стресс.

Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Рассмотрим три группы ситуаций, которые характеризует новизна, необычность, внезапность. Разумеется, что многие ситуации обладают несколькими из этих признаков. Ситуации являются новыми, когда мы совсем не подготовлены к встрече с ними. Возникающее возбуждение может разрядиться лишь в виде эмоциональных реакций. Хороший пловец, услышав призыв о помощи, не испытывает или почти не испытывает эмоции, он плывет, но зритель, не умеющий плавать и остающийся пассивным на берегу, волнуется .

Возникновение эмоций связано с избыточной мотивацией. Часто избыточная мотивация возникает из-за несоответствия мотивации субъекта обстоятельствам, которые не позволяют ему действовать. Например: Избыточная мотивация перед действием: волнение. В тех случаях, когда человек сильно заинтересован в каком-то трудном деле, мотивация мешает ему отвлечься и думать о чем-то другом. Он испытывает волнение или тревогу, которые выражаются в возбуждении и неприятных вегетативных реакциях. Создается впечатление, будто не использованная энергия выливается в эмоциональные разряды. Чаще всего волнение проходит, как только субъект начинает действовать. Избыточная мотивация после действия. Волнение, которое при этом возникает, весьма характерно. Мы не любим писать, когда кто-то заглядывает через плечо. Школьник, успешно работающий за партой, часто волнуется, сбивается, когда его вызывают к доске; говорят, что он теряется. Избыточная мотивация при фрустрации. Фрустрация (чувство крушения) возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или препятствует достижению цели .

Сам термин «фрустрация» в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия, и реализуется в эмоциональных реакциях. Самой распространенной из них является агрессивность, направленная чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность же, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека или объект. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию отступлением и уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации .

Эмоции обладают заразительностью. И бывает так, что ситуация как таковая, не вызвала бы у нас никаких эмоций, если бы только один или несколько из окружающих нас людей не испытывали эмоций. Страх заразителен, как и радость, смех. Различают два типа случаев заражения эмоциями: во-первых, случаи, когда одна и та же ситуация вызывает у нескольких индивидов одинаковую реакцию страха, гнева или радости. В группе всегда происходит усиление аффективных состояний и эмоциональных реакций; во-вторых, случаи, когда эмоция овладевает человеком, хотя сама ситуация его не затрагивает. Бурная ссора двух людей может привлечь наше внимание или оставить нас равнодушными, но может и привести к тому, что мы сами будем охвачены гневом. В этом случае мы отождествляем себя с одним из ссорящихся. Таким же заразительным может быть смех. Мы можем засмеяться, потому что смеются вокруг нас .

Часто повторяющаяся ситуация, к которой невозможна адаптация, то развиваются состояния тревожности или даже невротические состояния. В жизни часто бывают более или менее постоянные причины избыточной мотивации, чаще всего они социального происхождения: женщина боится оказаться покинутой, работник опасается увольнения, солдат боится быть убитым и т.п. Эти внутренние страхи, которые не находят внешнего проявления, поддерживают более или менее выраженное состояние тревожности. Такое состояние может возникнуть также из-за неразрешимого внутреннего конфликта.

Среди внешних проявлений эмоций особую роль играет мимика и пантомима (движение мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие. Западная цивилизация мирится со слезами женщин, мальчикам же внушается, что мужчине не подобает плакать. Однако такой обычай существует не везде. Например, раньше юноши из племени маори плакали также часто, как и женщины. Некоторые проявления радости и гнева зависят от социальной среды, и воспитание направлено на то, чтобы подавить неодобряемые проявления эмоций.

Общество создает настоящий язык мимики, который может быть универсальным или, напротив, весьма специфичным, и часто непонятным непосвященному. Чтобы лучше понять поведение какого-либо народа, нужно знать не только его разговорный язык, но также и его язык тела. Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек или чем богаче его переживания, тем более сложны и многообразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек научается искусно управлять своими переживаниями и их проявлениями. Нередко наигранной веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие или какие-то сдерживаемые переживания .