Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить, государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройства и деятельность соответствующим правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятием конституционного и правового государства.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства .

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

а) Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы полномочиями законодательной власти и принятия бюджета. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных уч-реждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивает выборность Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которое исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.


б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов и политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.

в) Федеративное государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма . Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права .

Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. Принятие Конституции РФ в 1993 г . проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе.

Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 83 равноправных субъектов, из которых 21 - республики, 1 - автономная область, 4 - автономные округа, 9 - края, 46 - области и 2 города федерального значения (Москва и Санкт Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:

а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации ;

б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство ;

в) федеративное устройство основано на государственной целостности , единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

г) Правовое государство. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции . Сократ , Платон , Аристотель , Полибий развивали эти представления. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (ХVII- ХVIII вв.) эти идеи легли в основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г. Греции и Б. Спиноза , в Англии - Т. Гоббс и Д. Локк , во Франции - П. Гольбах , Ш. Монтескье и Д. Дидро , в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта , Г. Гегеля , а также юристов Р. фон Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая стала претворятся в жизнь. В России эту теорию развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905 г.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).

- Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина , опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушает основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и обще используемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

- Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 и др.).

- Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправить и дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать порядок, при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющие баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

В Конституции установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие нрава, свободны и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

- Приоритет международного права. Это признак правового государства как бы даст пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного нрава происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государствах.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случаи расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.

д) Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие.

Социальное призвано создавать людям прожиточным минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, забоится об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

В Конституции Российской Федерации социальное - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающий достойную жизнь (ст.7).

ч. 2 ст.7 Обязанности государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей и государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

е) Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозное объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству.

Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм , буддизм , баптизм , иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и праве свободно проводит свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений.

ж) Республиканская форма правления. Россия - государство с республиканской формой правления (ст. 1). Форма правления - это организация высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношения между собой. Каждое государство, исходя из сложившихся условий, традиций, учреждает собственную форму правления. В самом общем виде формы правления подразделяются на монархические и республиканские. Основным критерием их разграничения является статус главы государства. В монархии он получает пост в порядке наследования и занимает его пожизненно. В республике глава государства является выборным лицом и занимает свой пост в течение срока, установленного конституцией.

Выделяют республики парламентарные, президентские и смешанные. В парламентарной республике верховенство принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно перед ним. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламента. Президент в такой стране избирается парламентом или с его участием.

В президентской республике президента избирает население страны путем прямых или косвенных выборов и в этом отношении он независим от парламента. Президент объединяет здесь полномочия и главы государства, и главы правительства, формируемого внепарламентским путем. В качестве классического примера смешанной формы правления обычно называется Франция, в которой организация высших органов государственной власти обладает признаками и парламентарной, и президентской республики.

В Конституции прямо не указано, какая форма республиканского правления учреждена в России. Решить указанный вопрос можно путем анализа разных статей Конституции. Так, Президент РФ избирается населением путем прямых выборов (ст. 81), Правительство РФ формируется внепарламентским путем (ст. 111, 112), т.е. как в президентской республике. Однако Президент не возглавляет Правительство, а его председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Парламент может выразить недоверие Правительству, а Президент - досрочно распустить Государственную Думу. Поэтому в Российской Федерации смешанная форма республиканского правления с очень большими полномочиями Президента.

з) Суверенитет Российской Федерации. Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам.

Верховенство государственной власти - это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей нрава и свобод граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъективности. По этой причине экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.

Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятия ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющиеся любые действия, которые вели бы к расчленению или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».

Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это положение конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

При этом под внутренними морскими водами Российской Федерации понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации».

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Суверенитет России также распространяется и на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону. Раскроем данные понятия.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. При этом определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации, а внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Однако если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Исключительная экономическая зона - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным нормами федерального законодательства, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

и) Разделение властей. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII - XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.

Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свободы и нрав человека. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (она является частью нынешней французской Конституции) включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16).

На протяжении XIX - XX вв. разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом, конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен к Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР 1978 г., но, как было сказано выше, нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В действующей Конституции закреплено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Важной особенностью Российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласование функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

Законы должны обладать высшей юридической силой и принимать только законодательным (представительным) органом;

Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

Между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действует самостоятельно;

Ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока установлены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и на уровне субъектов Федерации.

к) Органы государственной власти. Закрепление системы федеральных органов, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации, является основной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции. Это особенно важно дли федеративного государства с большим числом субъектов и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

Суды Российской Федерации.

Сопоставление ст. 10 и 11 Конституции (в первой из них государственная власть определена в трех формах, а во второй - в четырех) заставляет сделать вывод о том, что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства - это сделано в гл. 4. Но указание на Президента как на составную часть государственного строя, которая не подлежит изменению без изменения всей Конституции Российской Федерации, дает определенный ответ тем политическим силам, которые выступают за отмену президентства в России.

Государственная власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст.77 говорится, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Относительно единообразные системы могут возникать при реализации в полном объеме ч. 1 ст.77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

Основам конституционного строя Российской Федерации;

Общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В федеративном государстве принцип единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами. Все федеративные государства придают этому принципу первостепенное значение.

л) Местное самоуправление. Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление «пределов полномочий» едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. «н» ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения.

Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит:

«Органы местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти». Местное самоуправление есть власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждения - для этого не предусмотрено правовых форм.

Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует к соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российской конституционного нрава, он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и се субъектов.

В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это - институт конституционного права, поскольку его основным источником являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.

1. В конституции государства Z провозглашено, что государство Z – демократическая федеративная президентская республика. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) всенародные выборы главы государства2) двухпалатная структура парламента для обеспечения представительства субъектов3) политический плюрализм4) действие конституций субъектов при верховенстве конституции государства5) подчинение исполнительной власти главе государства6) наличие административных единиц, обладающих определённой политической самостоятельностью

2. Установите соответствие между формами территориально-государственного устройства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д Е

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. « __________ (А) характеризует многоукладность мира и означает сосуществование – мирное или немирное – в пределах одного региона мира, страны, района или города непохожих друг на друга или схожих между собой культур и их представителей – __________ (Б). Многообразие культур – отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Диапазон культурного разнообразия в стране называется __________ (В). Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т. е. модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои __________ (Г) и ценности, заменяя их традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).Взаимодействие культур порождает общение, взаимопроникновение, именуемое __________ (Д) культур.Между разными культурами могут существовать самые разные __________ (Е), начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре.» Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ________(Б)...Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ________(В), ________(Г).Все религии можно также объединить в две большие группы ________(Д), т. е. признающие существование единого Бога и ________(Е), признающие множество богов». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использованио только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е

6. Верны ли следующие суждения о политической системе общества? А.Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества.Б. Политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности в обществе.

7. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе2) гарантия соблюдения политических и социальных прав и свобод граждан 3) политический плюрализм4) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов5) включение в состав нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией6) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

8. В стране Z основными отраслями науки и техники выступают механика и машиностроение, химия и химическая индустрия. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) развитие массового стандартизированного производства2) усиление роли малого и среднего бизнеса3) преобладание доли физического труда над умственным4) рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда5) индивид ориентирован на производство и потребление6) развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий

9. Найдите в списке доходы, учитываемые при исчислении Валового внутреннего продукта (ВВП), и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) доходы от продажи печенья в частной кондитерской2) доходы от перепродажи подержанного планшетника3) доходы, полученные от сдачи металлолома4) доходы от продажи партии новых компьютеров5) доходы, вырученные от продажи овощей, выращенных фермером6) доходы от реализации партии контрафактного товара

Обществознание ЕГЭ, занятие 18

Занятие 18. Политика и власть. Государство. Политическая система

Политика и власть

Власть и влияние

      Влияние – способность влиять на поведение других людей.

      Власть – право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле (вне зависимости от того, готовы ли другая сторона к сотрудничеству и подчинению)

Политическая власть

      Политика (от гр. politik – искусство управления государством) – определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

Роль политики в обществе :

      выяснение смысла существования данной общности и системы её приоритетов;

      согласование и сбалансированность интересов всех её членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

      выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

      распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

Политическая и государственная власть:

      Имеются две точки зрения по этому вопросу:

      • «политическая власть» и «государственная власть» – понятия тождественные, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется при его прямом или косвенном участии;

        «политическая власть» и «государственная власть» – понятия не тождественные, однако всякая государственная власть является политической.

        • Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может быть двоевластие в России 1917 г. - власть Временного правительства и власть Советов. Обладая политической властью, Советы в то время не имели самостоятельной государственной власти.

Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Государственная власть – форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм;

      способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Признаки политической власти:

      распространяется на всё общество;

      действует на основе права от имени всего общества;

      опирается на принудительную силу для осуществления управления обществом (имеет законное право её использовать);

      существует единый общегосударственный центр принятия политических решений

      использует разнообразные средства (экономические, социальные, принудительные и т. п.).

Государство

Государство – способ организации политической власти (управления обществом), которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Признаки государства

      Основные признаки государства

      • Территориальная целостность – чётко ограниченная территория государства, на которой функционируют его органы власти и действуют его законы.

        Население – подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся. Обязательность членства в государстве (гражданство).

        Государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти от какой-либо другой власти на всей территории страны. Сюда же попадает и независимость в отношениях с другими странами.

        Монополия на издание законов – исключительное право издавать общеобязательные для всех граждан законы, осуществлять правосудие.

        Исключительное право взимать налоги, эмиссию денег.

        Наличие публичной власти – выделенной из общества и наделённой определёнными властными полномочиями группы людей (чиновников) для управления делами государства.

        Наличие органов принуждения (армия, полиция, службы правопорядка), наделённых соответствующими полномочиями.

        Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

        Символы государства – герб, флаг, гимн, девиз.

      Дополнительные признаки государства

      • Язык как средство общения на территории того или иного государства.

        Единая оборонная и внешняя политика.

        Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

Функции государства

      Внутренние:

      • политическая – управление обществом через различные институты власти;

        организационно-правовая;

        экономическая – регулирование экономических отношений и проведение необходимых реформ;

        социальная – развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения населения;

        идеологическая (культурно-воспитательная) – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные СМИ;

        экологическая – охрана окружающей среды, обеспечение сохранения, восстановления и улучшения природных условий жизни человека.

      Внешние:

      • обеспечение национальной безопасности;

        развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

        отстаивание государственных интересов в международных отношениях;

        защита граждан, находящихся за пределами государства;

        участие в решении глобальных проблем человечества.

Формы государства

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование;

      это структура внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определённой государственной политики.

Форма правления – организация высших органов власти (механизм формирования).

      Кто и как правит?

Форма государственно-территориального устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

Политический режим – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

      Демократия: Разрешено всё, что не запрещено законом.

      Тоталитаризм: Запрещено всё, что не разрешено государством.

Политическая система общества

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

      Политические организации: государство, партии, общественно-политические движения.

      Политические нормы: воплощены в конституциях, иных законах, уставах партий, а также в традициях и обычаях.

      Политические отношения и связи.

      Формы и способы деятельности, методы осуществления власти.

      Политическая культура: представления, идеалы, психология и т. д.

Подсистемы политической системы

      организационная (институциональная): государство, партии, группы давления, СМИ…;

      нормативная: политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции…;

      функциональная: средства и способы реализации власти (насилие, принуждение, согласие…);

      коммуникативная: формы взаимодействия власти и общества (индивида);

      культурно-идеологическая: система ценностей, ментальность, политические идеи, идеалы…

Функции политической системы:

      определение целей, задач, путей развития общества;

      организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

      распределение материальных и духовных ценностей;

      формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

      согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

      обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

      разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

      контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Решение заданий

Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Властью называют способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова эта последняя к сотрудничеству или нет.

2) Любая власть предполагает определённое неравенство в отношениях между властвующими и подвластными.

3) По степени институциализации власть бывает демократическая, авторитарная и др.

4) По режиму правления выделяют власть правительственную, городскую, школьную и др.

5) Целью политической власти является консолидация общества для решения важных социальных задач.

Из приведённых ниже понятий все, за исключением двух, относятся к функциям политики.

1) Стабилизация; 2) консолидация сил; 3) поиск истины; 4) управление; 5) поддержание порядка;

6) передача культурного опыта.

Найдите и укажите понятия, «выпадающие» из общего ряда.

Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?

1) возникло раньше других социальных институтов

2) обладает наивысшей концентрацией власти

3) выполняет определённые общественные функции

4) устанавливает общеобязательные нормы

5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории

6) его деятельность регулируется определёнными нормами

Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческой, охранительной функций.

2) К признакам государства относят публичность, суверенитет, монополию на издание законов и взимание налогов.

3) Любое государство как главный политический институт призвано полностью контролировать жизнь общества для обеспечения правопорядка и безопасности.

4) Демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и интересами большинства граждан.

5) По форме государственного (территориального) устройства выделяют республиканские, федеративные и конфедеративные государства.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам любого государства.

1) монопольное право на правотворчество; 2) суверенитет; 3) публичная власть;

4) республиканская форма правления; 5) территория; 6) федеративное устройство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конституция провозглашает государство Z демократическим унитарным монархическим государством. Что из приведённого характеризует политический режим государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наследственный характер власти

2) гарантия прав и свобод подданных

3) законодательная деятельность парламента

4) пожизненный характер власти главы государства

5) верховенство закона

6) политический плюрализм, многопартийность

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) федеративное государство

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) унитарное государство

Найдите в приведённом ниже списке элементы нормативной подсистемы политической системы общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конституция

2) государство

3) политическая идеология

4) международные правовые документы

6) политические партии

15. 371925

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если __________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то __________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется __________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных __________(Г). Другой формой является __________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной __________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) унитарное; 2) федерация; 3) форма правления; 4) демократическое; 5) конституция;

6) политические партии; 7) форма государственно-территориального устройства;

8) республика; 9) органы власти.

В таблице под каждой буквой запишите соответствующую цифру.

Потренируйтесь в решении заданий второй части ЕГЭ

Задания 21–24

По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль, господство.

Влияние есть форма власти, реализуемая путём следования конкретным моделям или образцам поведения, идеалам и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через команды, подкреплённые позитивными или негативными санкциями. Господство – это форма власти, при которой приказы её субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е. легитимными.

Господство непосредственно не связано с вознаграждением или наказанием, хотя на практике господство и принудительный контроль чаще всего дополняют друг друга. Его эффективность во многом зависит от учёта особенностей других механизмов власти. Так, например, господство может быть усилено действием механизма обмена между субъектом господства и его подчинённым. Осуществляющий господство и лицо, выступающее в качестве его объекта, могут также иметь общий интерес в достижении поставленной цели. Оба также могут быть связаны солидарностью, обусловленной их общей религиозной верой, этнической или клановой принадлежностью и т.д.

Выделяются следующие виды легитимного...господства: традиционное, рационально-легальное, харизматическое...Непродуманное и бессистемное использование насилия может поставить под вопрос законность господства и породить ему яростное сопротивление.

Чтобы власть была признана законной, она должна соответствовать существующим моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит сложившемуся распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.

Общественным мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех случаях, когда она неэффективна, например, не способна бороться с хищениями, коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма по их реализации.

(по В.Ю. Дорошенко)

22. Какую характеристику влияния как формы власти даёт автор? Используя обществоведческие знания, объясните смысл слов автора о том, что принудительный контроль реализуется через команды, подкреплённые позитивными или негативными санкциями.

23. Какие три вида легитимного господства названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите по одному признаку каждого из этих видов.

24. Во время урока обществознания ученик отстаивал точку зрения, что легитимность политической власти не зависит от типа политического режима. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

(К.С. Гаджиев)

21. Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

22. Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

23. Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.

24. Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.

Задание 26

Назовите любые три функции политической системы общества и проиллюстрируйте примером реализацию каждой из этих функций.

Задание 27

Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Форма государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)

Между советскими и американскими учеными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время они сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970-1971 годах, когда состоялся ряд встреч ученых и технических специалистов обеих стран. 26-27 октября 1970 года в Москве прошла первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На встрече были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Рукопожатие в космосе: программа "Союз-Аполлон" в архивных кадрах Запуск советского космического корабля "Союз-19" и американского "Аполлон" состоялся 40 лет назад, 15 июля 1975 года. Смотрите на архивных кадрах, как проходил первый совместный космический полет.

6 апреля 1972 года итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было положено практическое начало экспериментальному проекту "Аполлон-Союз" (ЭПАС).

В Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали "Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях", которое предусматривало проведение в течение 1975 года стыковки советского космического корабля типа "Союз" и американского космического корабля типа "Аполлон" в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов.

Специально для совместного полета универсальный стыковочный узел — лепестковый или, как его еще называют, "андрогинный". Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся кораблей, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. "Аполлон" проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к "Аполлону" приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В "Союзе" из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль "Аполлона" с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля "Аполлон". В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий — Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля "Союз". Первый экипаж — Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй — Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвертый — Юрий Романенко и Александр Иванченков. Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП (Центр управления полетами).

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлен полет модернизированного корабля "Союз-16" с экипажем — Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения совместных научных экспериментов и др.

15 июля 1975 года запуском кораблей "Союз-19" и "Аполлон" начался завершающий этап проекта. В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

16 июля экипажи обоих космических кораблей занимались ремонтными работами: на "Союзе-19" была обнаружена неисправность в телевизионной системе, а на "Аполлоне" при сборке стыковочного механизма на земле была допущена ошибка. Космонавты и астронавты сумели устранить неисправности.

В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей. За два витка до стыковки экипаж "Союза-19" установил с помощью ручного управления орбитальную ориентацию корабля. Поддержание ее выполнялось автоматически. На участке сближения кораблей в период подготовки к каждому маневру управление обеспечивала реактивная система и цифровой автопилот "Аполлона".

17 июля в 18.14 по московскому времени (мск) началась конечная фаза сближения кораблей. "Аполлон", раньше сзади догонявший "Союз-19", вышел на 1,5 километра впереди него. Стыковка (касание) кораблей "Союз-19" и "Аполлон" была зафиксирована в 19.09 мск, обжатие стыка — в 19.12 мск. Корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

После грубой проверки герметичности в корабле "Союз-19" был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и начата точная проверка герметичности. Затем тоннель между стыковочным модулем "Аполлона" и бытовым отсеком "Союза" был наддут до 250 миллиметров ртутного столба. Космонавты открыли люк бытового отсека "Союза". Через несколько минут был открыт люк стыковочного модуля "Аполлона".

Символическое рукопожатие командиров кораблей произошло в 22.19 мск.

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле "Союз-19" наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъемки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед.

На следующий день был проведен второй переход — астронавт Бранд перешел в "Союз-19", а командир "Союза-19" Леонов — в стыковочный отсек "Аполлона". Члены экипажей были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, были проведены совместные телерепортажи и кинофотосъемки, физические упражнения и др. Позже были совершены еще два перехода.

На борту кораблей "Союз" и "Аполлон" состоялась первая в мире международная пресс-конференция в космосе, во время которой космонавты и астронавты ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров.

Полет космических кораблей в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

Корабли расстыковались в 19 июля в 15.03 мск. Затем "Аполлон" отошел на 200 метров от "Союза-19". После проведения эксперимента

"Искусственное солнечное затмение" космические корабли опять сблизились. Произошла вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат "Союза-19". Стыковочное устройство сработало без замечаний. После проведения всех проверок в 18.26 мск началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды.

По завершении совместной и собственных программ полета экипаж "Союза-19" успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане, а 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля "Аполлон". При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб.

Полет подтвердил правильность технических решений по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки будущих пилотируемых космических кораблей и станций.

Сегодня стыковочными системами, разработанными для космических кораблей "Союз-19" и Аполлон", пользуются практически все участники космических полетов.

Успех программы во многом был обусловлен большим опытом экипажей американского и советского кораблей.

Опыт успешного осуществления программы "Союз-Аполлон" послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по программе "Мир"-Shuttle, а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС).

Если приглядеться внимательнее
к советским источникам, начинаешь
кое-что понимать.

Вот как происходила стыковка Союз-Аполлон. Невооруженным глазом видно, что используются советские киноматериалы. И у диктора характерные интонации. Когда и кем сделан фильм, еще выясним.

Продолжительность ролика меньше 20 минут. Попробуйте найти сами ту мелкую деталь, которая привлекла моё внимание. Если жалко времени, начните смотреть с 12-ой минуты. Если нет терпения даже на 1,5 минуты, добро пожаловать под кат.

Расшифровка слов диктора с 12.46 по 12.55.
"Через семь часов тридцать минут после запуска "Союза" с полигона имени Кеннеди стартовала ракета "Сатурн-1Вэ" с кораблем "Аполлон" ".

Надо бы еще выяснить, может диктор оговорился? Не в том смысле, что английскую "В" озвучил по-русски "Вэ". А в том, что перепутал её с ракетой "Сатурн-5". Вопрос ведь не прост. Грузоподъемность "Сатурна-1В" на орбиту высотой 195 км - 18,1 тонны. А масса "Аполлона" никак не меньше 20 тонн даже без командного отсека. По-крайней мере, НАСА так утверждает. Например, масса командного отсека Аполлон-17 - 20,5 тонн. Причем, это "сухая" масса, без топлива.
Могли, конечно, снять не требующееся оборудование, - не к Луне ведь летели, - но и надо было дооборудовать шлюзовым устройством. В любом случае возникает вопрос: а как же "Сатурн-5" ? Ведь оставалось по версии НАСА еще две ракеты.

На самом деле, если всё слушать внимательно, - к тому же это интересно, - того же Леонова, то рождается интересное ощущение. Дважды Герой СССР, летчик-космонавт Леонов А.А. может сколько угодно защищать "американский подвиг". Вот только его личный опыт, его бесценные свидетельства противоречат словам своего обладателя.

Над этим не грех тихо похихикать. Во ролике, что пониже, Леонов в своём интервью рассказывает подробности своего знаменитого выхода в космос. Посмотрите. Для общего развития полезно.

1) С момента 3:40 Алексей Архипович рассказывает, что в результате ошибки корабль оказался вплотную к поясу Ван-Аллена. Буквально, в пяти километрах. Оказывается, были опасения схватить дозу радиации, которую организм безболезненно не переварит ("Там порядка 500 рентген можно было схватить ").
Всё обошлось. Мы видим Алексея Архиповича живым и здоровым до сих пор. Получил он всего 86 миллирад.

2) Тот полет изобиловал аварийными ситуациями. И одна касалась конкретно Леонова, когда его скафандр раздуло. Он сбросил давление до половины. По его же словам пошел на недопустимый риск, но деваться было некуда. Мог закипеть азот в крови при резком падении давления. Всем известные опасности резкой декомпрессии. Обсуждения этого момента в этом ролике нет. Но фильмов от Леонова много. Можно , например, глянуть (момент 7:45, но там длинно и растянуто, смотреть долго).

А теперь задам неприятные вопросы.
- Как решалась проблема регулирования давления при спуске на Землю командного отсека? Внутреннее давление в треть атмосферного должно повышаться до атмосферного. Конструкция была такова, что выдержать не могла даже разницы в половину атмосферы. Изнутри. Полагаю, что избыточное давление снаружи (в те же пол-атмосферы) тоже могло оказаться фатальным.
Повышение внутреннего давления от трети до половины грозило разорвать консервную банку, которую американцы важно величали "командным модулем Аполлона". Разница между наружным давлением в одну атмосферу и одной третью внутри могло смять конструкцию, как жестяное ведро. Как иногда сминает цистерны, которые нет нужды делать чересчур тонкими.
Вот я и спрашиваю, как НАСА решало это проблему. Им надо было при спуске постепенно поднимать внутреннее давление для выравнивания с внешним. Что-то я не слышал о соответствующем оборудовании.

Второй неприятный вопрос про радиацию. Тут даже пояснять ничего не надо. Наш самый авторитетный и популярный специалист по космосу прямо озвучил количество радиации, которое должен был получить космонавт в поясе Ван-Аллена. Даже при "спокойном" солнце.
Жестяное ведро, именуемое по американскому недоразумению "Аполлоном", - прошу простить мою язвительность, - конечно же даёт какую-никакую защиту. Но всё-таки. Насанавты за поясом Ван-Аллена летали целую неделю. Бродили по Луне несколько часов, т.е. уже не находясь под защитой корпуса. И ничего. "Вернулись" веселые, бодрые и здоровые.