Наука и жизнь №5 за 1940 год

7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие. Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн - командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англофранцузской войне, был в Америке, Индии, Китае.


Капитан Лисянский (1773-1837) по окончании Морского корпуса плавял в Балтийском море, участвовал в войне со шведами в 1793-1800) ггч служил волонтером в английском флоге. В 1803-1806 гг. в чине капитана-лейтенанта, командуя кораблем «Нева*, совершил кругосветное плавание с Круаенштерном и основал в Аляске Ново-архангельский порт- Перевел на русский язик «Движение флотов* Джона Кларка (1803) и составил «Описание кругосветного путешествия» (1812), переведенное им же на англннекий язык.


Проект Крузенштерна


Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Нужна была неутомимая энергия, чтобы заинтересовать проектом царское правительство, и Крузенштерн этого добился.


Во время Великой Северной экспедиции (1733-1743), задуманной Петром I и проведенной под начальством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской Америки.


Полуостров Аляску и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург. Однако сообщение с «Русской Америкой» в то время было крайне затруднительным. Ехали через Сибирь, путь держали на Иркутск, затем на Якутск и на Охотск. Из Охотска плыли на Камчатку и, дождавшись лета, через Берингово море - в Америку. Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрешать длинные женаты на части и поело доставки на место снова скреплять их; таж но поступали с ценямн для якорей, парусами.


В 1799 г. куппы объединились, чтобы создать крупный промысел под надзором доверенных приказчиков, которые постоянно жили иблши промысла. Возникла так называемая Русско-Американская компания. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.


Проект Крузенштерна заключался в том. чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.


Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» - и зтого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента, При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.


Приготовления


Надо было приобрести корабли, так как в Россия подходящих для дальнего плавания судов но было- Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курлянцева.


Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.


Крузенштерну советовали взять В плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская.


Крузенштерн обратил особое внимание ил подготовку и сна-ряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцынготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии,


Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторять попытку установления сношений с Японией, которую в то время русски о почти совершенно не знали: Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран се порты оставались закрытыми. Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения я довольно долгое время живших в ней.


После долгих приготовлений суда вышли в море.


Плавание к мысу Горн


Первая стоянка была в Копенгагене. В Копенгагенской обсерватории проверили приборы, были осмотрены также припасы.


Отойдя от берегов Дании, суда взяли курс на английский порт Фолмаут. Во время стоянки в Англии экспедиция приобрела добавочные астрономические приборы.


Из Англия суда направились на юг вдоль восточного берега Атлантического океана. 20 октября «Надежда« и «Нева» стали на рейде небольшого испанского города Санта-Крус, расположенного на острове Тенерифе.


Экспедиция запаслась продовольствием, пресной водой, вином. Моряки, гуляя по городу, видели нищету населения и были свидетелями произвола инквизиции. В своих записках Крузенштерн отметил:


«Для человеха свободомыслящего ужасно жить в таком мире, где злость инквизиции и неограниченное самовластие губернатора действуют в полной силе, росполая жизнью я смертью каждого гражданина».


Покинув Тенериф, экспедиция направилась к берегам Южной Америки. Во время плавания ученые проводили исследование температуры разных слоев воды. Было замечено интересное явление, так называемое «свечение моря».


Член экспедиции, естествоиспытатель Тилезиус установил, что свет давали мельчайшие организмы, которые во множестве находились в воде. Тщательно процеженная вода переставала светиться.


23 ноября 1803 г. суда перешли экватор, а 21 декабря зашли в португальские владения, к которым в то время относилась Бразилия, и бросили якорь у острова Екатерины. Необходимо было сделать ремонт мачты. Остановка позволила провести астрономические наблюдения в установленной на берегу обсерватории-Крузенштерн отмечает большие


природные богатства края, в частности древесными породами. Он насчитывает до 80 образцов ценных древесных пород, которыми можно было бы вести торговлю.


У берегов Бразилия произвели наблюдения над приливами и отливами, направлением морских течений, температурами воды на различных глубинах.


4 неделя тянулось плавание от острова Екатерины до мыса Горн. Экспедиции пришлось увидеть множество китов.


К берегам Камчатки и Японии


Около мыса Горн суда из-за бурной погоды вынуждены были разделиться. Место встречи было установлено у острова Пасхи или у острова Нукагива.


Благополучно обогнув мыс Горн, Крузенштерн взял курс на остров Нукагива и стал на якорь в порте Анны-Марии. Моряки встретили на острове двух европейцев - англичанина и француза, которые несколько лот прожили с островитянами. Островитяне привозили в обмен на старые металлические обручи кокосовые орехи, плоды хлебного дерева и бананы. Русские моряки посетили остров. Крузенштерн дает описание внешнего вида островитян, их татуировки, украшений, жилищ, останавливается на характеристике быта и общественных отношений.


«Нева» пришла к острову Нукагива с опозданием, так как Лисянский искал - «Надежду» около острова Пасхи. Лисянский также сообщает ряд интереснейших сведений о населении острога Пасхи, одежде жителей, жилищах, дает описание замечательных памятников, поставленных на берегу, о которых упоминал в своих записках еще Лаперуэ.


После отплытия от берегов о Нукагива экспедиция направилась к Гавайским островам. Там Крузенштерн предполагал запастись продовольствием, особенно свежим мясом, которого моряки давно не имели. Однако то, что предлагал Крузенштерн островитянам в обмен, их не удовлетворяло, так как пристававшие к Гавайским островам корабли часто завозили сюда европейские товары


Гавайские острова были тем пунктом путешествия, где корабли должны были разделиться. Отсюда путь «Надежды» шел на Камчатку и затем в Японию, а «Нева» должна была следовать к севеоо-западным берегам Америки. Встреча была наэначеча в Китае, в небольшом португальском порту Макао, где должны были быть проданы приобретенные меха. Корабли расстались.


14 июля 1804 г. «Надежда» вошла Авачинскую губу и бросила якорь у г. Петропавловска. В Петропавловске выгрузили привезенные для Камчатки товары. в также починили корабельные спасти, которые сильно износились во время длительного пути. На Камчатке основной пищей экспедиции была свежая рыба, которой, однако, не удалось запастись для дальнейшего плавания в виду дороговизны и отсутствия необходимого количества соли.


30 августа «Надежда» покинула Петропавловск, и направилась в Японию. Почти месяц прошел в плавании. 28 сентября моряки увидели берег острова Киу-Сиу (Кю-Сю). Направляясь к порту Нагасаки. Крузенштерн исследовал японские берега, имеющие множество заливов к островов. Ему удалось установить, что на морских картах того времени в ряде случаев берега Японии были нанесены неверно.


Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии русского посла. Однако моряки не получили разрешения съехать на берег. Вопрос о приеме посла должен был решить сам император, живший в Иеддо, поэтому пришлось ждать. Только через 1.5 месяца губернатор отвел на берегу определенное место, обнесенное забором, где моряки могли гулять. Еще позже, после неоднократных обращении Крузенштерна, губернатор отвел на берегу дом для посла.


Шли недели. Лишь 30 марта прибыл в Нагасаки представитель императора, которому было поручено вести переговоры с послом. При втором свидании уполномоченный сообщил, что японский император отказался подписать торговый договор с Россией и что русским судам не дозволяется заходить в японские порты. Японцы, привезенные на родину, все- таки, наконец, получили возможность покинуть «Надежду».


Обратно в Петропавловск


Проведя в Японии больше полугода, но почти ие съезжая с корабля, Крузенштерн все же сумел собрать некоторые сведения о населении этой почти неведомой в то время для европейцев страны.


Из Японии «Надежда» направилась обратно на Камчатку. Крузенштерн решил возвращаться другим путем - вдоль западных берегов Японии, почти не исследованных в то время европейцами. «Надежда» шла вдоль берегов острова Нипон (Хопсю). исследовала Сангарский пролив, прошла мимо западных берегов острова Иеесо (Хоккайдо). Достигнув северной оконечности


Иеесо. Крузенштерн увидел айнов, обитающих также в южной части Сахалина. В своих записках он дает описание физического облика айнов, их одежды, жилищ, занятий.


Следуя далее. Крузенштерн тщательно исследовал берега Сахалина. Однако продолжать путь к северной оконечности Сахалина ему помешало скопление льда. Крузенштерн решил зайти в Петропавловск. В Петропавловске посол с естествоиспытателем Лангсдорфом сошли с «Надежды», а Крузенштерн через некоторое время отправилел продолжать исследование берегов Сахалина. Достигнув северной оконечности острова, «Надежда» обогнула Сахалин и пошла вдоль его западного берега. В виду того, что приближался срок отбытия Я Китай. Крузенштерн решил возвратиться в Петропавловск, чтобы лучше подготовиться к совершению этой второй части плавании.


Из Петропавловска Крузенштерн отправил в Петербург составленные во Время путешествия карты и рисунки, чтобы они не пропали в случае несчастья, которое могло случиться по время обратного плавания. Во время пребывания на Камчатке Крузенштерн составил описание этой страны, дополняющее труды Крашенинникова и Шталлера.


Берега Петропавловска,- пишет между прочим Крузенштерн,- покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки, что представляет вид крайне отвратительный. По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, о коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома... Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода, кои показывали бы следы землевозделишения. Мы видели только 10 коров, пасущихся между домиками».


Таков был тогда Петропавловск-Камчатский. Крузенштерн указывает, что подвоз хлеба и соли почти не обеспечивал населения. Полученные в подарок в Японии соль и крупу Крузенштерн оставил для населения Камчатки.


Население Камчатки страдало также от цынги. Медицинская помощь почти отсутствовала, лекарств было недостаточно. Описывая бедственное состояние жителей Камчатки. Крузенштерн указывал на необходимость улучшения снабжения и на возможность развития там земледелия. Особенно отмечал он крайне тяжелое положение туземного населения - камчадалов, которых грабили и спаивали водкой русские скупщики пушнины.


Плавание в Китай


Закончив необходимые работы по ремонту такелажа и обновив запас продовольствия, Крузенштерн направился в Китай. Погода мешала проведению обычных исследований по определению местоположения острова. Кроме того, Крузенштерн торопился прибыть в Китай.


В бурную ночь «Надежда» прошла пролив у острова Формозы и 20 ноября стала на якорь в порту Макао.


В то время, когда Крузенштерн путешествовал с послом в Японию и исследовал берега Японии, Сахалина и Камчатки. «Нева» посетила острова Кадьяк и Ситху, где были расположены владения Русско- Американской компании. Лисянский завез туда необходимые припасы к затем направился в плавание вдоль берега северо-западной части Америки.


Лисянский записал большое количество сведений об индейцах и собрал целую коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года пропела «Нева» у берегов Америки. Лисянский опоздал к намеченному Крузенштерном сроку встречи, но зато «Нева» доотказа была нагружена ценными мехами, которые надо было везти в Китай.


При прибытии в Макао Крузенштерн узнал, что «Нева» еще не пришла. Он известил губернатора о цели своего прихода, но до прихода «Невы» «Надежде» было предложено уйти из Макао, где запрещалось стоять военным судам. Однако Крузенштерн сумел уговорить местные власти, заверив их, что скоро «Нева» придет с ценным грузом, который представляет интерес для китайской торговли.


«Нева» пришла 3 декабря с большим грузом мехов. Однако испросить позволения на вход обоих судов в гавань близ Кантона сразу не удалось, и Крузенштерн направился туда вместе с Лисянским на «Неве». Лишь после усиленных хлопот Крузенштерн получил это разрешение, обещав кулить большое количество китайских товаров.


Значительные трудности встретились и при продаже мехов, так как китайские купиы не решались вступать в торговые отношения с русскими, не зная, как на это посмотрит китайское правительство. Однако Крузеншерну при посредстве местной английской торговой конторы удалось найти китайского купца, который купил привезенный груз. Отгрузив меха, русские начали погрузку чая и других приобретенных китайских товаров, но в это время последовало запрещение их вывоза до получения разрешения из Пекина. Опять понадобились длительные хлопоты, чтобы получить это разрешение.


Возвращение на родину .


Результаты экспедиции


Экспедиция Крузенштерна сделала первую попытку установления морских торговых сношений с Китаем,- до этого русская торговля с Китаем велась сухим путем через Кяхту. Крузенштерн в своих записках охарактеризовал состояние тогдашней китайской торговли и указал пути, по которым могла бы развиваться торговля с русскими.


9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кантона и направились в обратный путь на родину. Этот путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и дальше по хорошо известному европейцам маршруту.


19 августа 1806 г. «Надежда» подошла к Кронштадту. Там уже стояла «Нева», прибывшая несколько раньше. Путешествие, продолжавшееся три года, окончилось.


Путешествие Крузенштерна и Лисянского дало очень много нового для познания ряда областей земного шара. Произведенные исследования обогатили науку, был собран ценный материал, необходимый для развития мореплавания. Во время плавания систематически производились астрономические и метеорологические наблюдения, определялась температура разных слоев воды, делались промеры глубин. В период длительной стоянки в Нагасаки производились наблюдения над приливами и отливами.


Экспедиция провела работы по составлению новых карт и проверке старых. Д-р Тилезиус составил большой атлас, иллюстрирующий природу и население посещенных стран.


Чрезвычайно интересны наблюдения экспедиции над бытом жителей посещенных стран.


К путевым запискам Крузенштерна приложены чукотский и айнский словари, переданные ему поручиком Кошелевым и лейтенантом Давыдовым.


Необычайно интересны бытовые предметы, привезенные экспедицией с островов Тихого океана и из Северной Америки. Эти вещи были переданы в Музей этнографии Академии Наук. Записки Крузенштерна и Лисянского были изданы.


Кругосветное путешествие на «Надежде» и «Неве» вписало славную страницу в историю русского мореплавания.



Наука и жизнь №5 за 1940 год

(1803-1806)

Основными задачами первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна-Лисянского были: доставка на Дальний Восток грузов Российско-американской компании и продажа мехов этой компании в Китае, доставка в Японию посольства, имевшего целью завязать торговые сношения с Японией, и производство попутных географических открытии и исследовании.

Для экспедиции были куплены в Англии два корабля: один водоизмещением 450 т, названный “Надеждой”, и другой водоизмещением 350 т, названный “Невой”. В командование “Надеждой” вступил капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн, в командование “Невой” капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский.

Команды обоих судов, как офицеры, так и матросы, были военные и набраны из добровольцев. Крузенштерну советовали взять для первого кругосветного плавания несколько иностранных матросов. “Но, - пишет Крузенштерн, - я, зная преимущественные свойства российских, коих даже английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился”. В этом Крузенштерн никогда не раскаивался. Напротив, после пересечения экватора он отметил замечательное свойство русского человека - одинаково легко переносить как жесточайшую стужу, так и жгучую жару.

На “Надежде” вышли в плавание 71 и на “Неве” 53 человека. Кроме того, в экспедиции участвовали астроном Горнер, естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф и доктор медицины Лабанд.

Несмотря на то что “Надежда” и “Нева” принадлежали частной Российско-американской компании, Александр I разрешил им плавание под военным флагом.

Вся подготовка экспедиции была проведена весьма тщательно и любовно. По совету Г. Л. Сарычева, экспедиция была снабжена самыми современными астрономическими и навигационными приборами, в частности хронометрами и секстанами.

Неожиданно перед самым отправлением в плавание Крузенштерн получил задание отвести в Японию посла Николая Петровича Резанова, одного из главных акционеров Российско-американской компании, который должен был попытаться установить торговые отношения с Японией. Резанов со свитой поместился на “Надежде”. Это задание заставило пересмотреть план работ экспедиции и, как увидим в дальнейшем, повлекло за собой потерю времени на плавание “Надежды” к берегам Японии и стоянку в Нагасаки.

Само намерение русского правительства установить торговые отношения с Японией было вполне естественным. После выхода русских на Тихий океан Япония стала одним из ближайших соседей России. Уже упоминалось, что еще экспедиции Шпанберга ставилась задача - изыскать морские пути в Японию, и что корабли Шпанберга и Вальтона уже подходили к берегам Японии и вели дружелюбную меновую торговлю с японцами.

Случилось далее так, что на алеутском острове Амчитка около 1782 г. потерпело крушение японское судно и его команда была привезена в Иркутск, где и прожила почти 10 лет. Екатерина II приказала сибирскому генерал-губернатору отправить задержанных японцев на родину и воспользоваться этим предлогом для установления торговли с Японией. Избранный представителем для переговоров гвардии поручик Адам Кириллович Лаксман на транспорте “Екатерина” под командой штурмана Григория Ловцова в 1792 г. отправился из Охотска и зимовал в гавани Нэмуро на восточной оконечности острова Хоккайдо. Летом 1793 г., по желанию японцев, Лаксмап перешел в порт Хакодатэ, откуда сухим путем ездил для переговоров в Матсмай - главный город острова Хоккайдо. Во время переговоров Лаксман, благодаря своему дипломатическому искусству, добился успеха. В частности, в пункте 3 полученного Лаксманом документа значилось:

“3. В переговоры о торговле японцы вступать нигде не могут, кроме одного назначенного для сего порта Нагасаки и потому теперь дают только Лаксману письменный вид, с которым один русский корабль может придти в помянутый порт, где будут находиться японские чиновники, долженствующие с русскими договариваться о сем предмете”. Получив этот документ, Лаксман в октябре 1793 г. вернулся в Охотск. Почему этим разрешением не воспользовались немедленно, осталось неизвестным. Во всяком случае “Надежда” вместе с послом Резановым должна была зайти в Нагасаки.

Во время стоянки в Копенгагене (5-27 августа) и в другом датском порту, Хельсингёре (27 августа-3 сентября), на “Надежде” и на “Неве” были тщательно переложены грузы и проверены хронометры. В Копенгаген же прибыли приглашенные в экспедицию ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф. На пути в Фалмут (юго-западная Англия) во время шторма корабли разлучились и пришли туда “Нева” - 14, а “Надежда” - 16 сентября

Из Фалмута “Надежда” и “Нева” вышли 26 сентября и 8 октября стали на якорь в бухте Санта-Крус на острове Тенерифе (Канарские острова), в которой простояли до 15 октября.

14 ноября 1803 г. “Надежда” и “Нева” впервые в истории русского флота пересекли экватор. Из всех офицеров и матросов его пересекали раньше только командиры судов, плававшие до того волонтерами на английском флоте. Кто мог подумать тогда, что семнадцать лет спустя русские военные корабли “Восток” и “Мирный”, совершая кругосветное плавание в высоких южных широтах, откроют то, что не удавалось морякам других наций - шестой материк земного шара - Антарктиду!

9 декабря корабли пришли к острову Св. Екатерины (у берегов Бразилии) и здесь задержались до 23 января 1804 г., чтобы переменить на “Неве” фок- и грот-мачты.

Обогнув мыс Горн, корабли 12 марта во время шторма разлучились На этот случай Крузенштерн заранее назначил последовательные места встречи: остров Пасхи и Маркизские острова. Однако в пути Крузенштерн переменил свое намерение, прошел прямо к Маркизским островам и 25 апреля стал на якорь у острова Нуку-Хива.

Лисянский, не подозревая о такой перемене маршрута, прошел к острову Пасхи, продержался у него под парусами с 4 по 9 апреля и, не дождавшись Крузенштерна, пошел к острову Нуку-Хива, куда и прибыл 27 апреля.

У острова Нуку-Хива корабли пробыли до 7 мая. За это время была найдена и описана удобная якорная стоянка, названная портом Чичагова, и определены широты и долготы нескольких островов и пунктов.

От острова Нуку-Хива корабли пошли на север и 27 мая подошли к Гавайским островам. Расчеты Крузенштерна приобрести у местных жителей свежую провизию не увенчались успехом. Крузенштерн продержался у Гавайских островов под парусами 27 и 28 мая и затем, чтобы не задерживать выполнения своей задачи-посещения Нагасаки, пошел прямо в Петропавловск, куда и прибыл 3 июля. Лисянский, простояв на якоре у острова Гавайи с 31 мая по 3 июня, отправился согласно плану к острову Кадьяк.

Из Петропавловска Крузенштерн вышел в море 27 августа, прошел на юг вдоль восточных берегов Японии и затем проливом Вандимена (к югу от острова Кюсю) из Тихого океана в Восточно-Китайское море. 26 сентября “Надежда” стала на якорь в Нагасаки.

Посольство Резанова не увенчалось успехом. Японцы не только не согласились на какой-либо договор с Россией, но даже не приняли подарков, предназначенных японскому императору.

5 апреля 1805 г. Крузенштерн, выйдя, наконец, из Нагасаки, прошел через Корейский пролив, поднялся по почти неизвестному тогда европейцам Японскому морю и положил на карту многие приметные пункты западного побережья Японии. Положение некоторых пунктов было определено астрономически.

1 мая Крузенштерн прошел через пролив Лаперуза из Японского моря в Охотское, произвел здесь некоторые гидрографические работы и 23 мая 1805 г. вернулся в Петропавловск, где посольство Резанова покинуло “Надежду”.

23 сентября 1805 г. “Надежда” после перегрузки трюмов и пополнения запасов провизии вышла из Петропавловска в обратное плавание в Кронштадт. Через пролив Баши она проследовала в Южно-Китайское море и 8 ноября бросила якорь в Макао.

“Нева” после стоянки у Гавайских островов отправилась, как уже говорилось, к Алеутским островам. 26 июня открылся остров Чирикова, а 1 июля 1804 г. “Нева” стала на якорь в Павловской гавани острова Кадьяк.

Выполнив данные ему поручения, произведя некоторые гидрографические работы у берегов Русской Америки и приняв меха Российско-американской компании, Лисянский 15 августа 1805 г. вышел из Ново-Архангельска тоже в Макао, как это было заранее условлено с Крузенштерном. Из Русской Америки он взял с собой трех мальчиков креолов (отец русский, мать алеутка) для того, чтобы они получили в России специальное образование, и затем вернулись в Русскую Америку.

3 октября на пути в Кантон, в северной субтропической части Тихого океана, увидали много птиц. Предположив, что вблизи находится какая-то неведомая земля, приняли надлежащие предосторожности. Однако вечером “Нева” все же села на коралловую мель. На рассвете увидели, что “Нева” находится вблизи небольшого острова. Вскоре удалось сняться с мели, но набежавшим шквалом “Неву” опять нанесло на камни. Снятие с мели, поднятие пушек, выброшенных с поплавками в море для облегчения корабля, задержало “Неву” в этом районе до 7 октября. Остров в честь командира корабля получил название острова Лисянского, а риф, на котором “Нева” сидела, - рифа Невы.

На дальнейшем пути в Кантон “Нева” выдержала жесточайший тайфун, во время которого получила некоторые повреждения. Значительное количество пушных товаров было подмочено и после выброшено за борт.

16 ноября, обогнув с юга остров Формозу, “Нева” вошла в Южно-Китайское море и 21 ноября бросила якорь в Макао, где в это время ужо стояла “Надежда”.

Продажа мехов задержала “Надежду” и “Неву” и только 31 января 1806 г. оба корабля оставили китайские воды. В дальнейшем суда прошли через Зондский пролив и 21 февраля вошли в Индийский океан.

3 апреля, находясь почти у мыса Доброй Надежды, при пасмурной с дождем погоде корабли разлучились.

Как пишет Крузенштерн, “апреля 26-го (14 апреля ст. ст.) увидели мы два корабля, один на NW, а другой на NO. Первый признали мы “Невою”, но как “Надежда” ходила хуже, то скоро “Нева” опять ушла из виду, и мы ее уже не видели до нашего прибытия в Кронштадт”

Местом встречи на случай разлуки Крузенштерн назначил остров Св. Елены, куда и прибыл 21 апреля. Здесь Крузенштерн узнал о разрыве отношений между Россией и Францией и потому, покинув остров 26 апреля, во избежание встречи с неприятельскими крейсерами, избрал путь в Балтийское море не через Ла-Манш, а к северу от Британских ” островов. 18-20 июля “Надежда” простояла на якоре в Хельсингёре и 21-25 июля в Копенгагене. 7 августа 1806 г., после 1 108 - дневного отсутствия, “Надежда” вернулась в Кронштадт. За время плавания “Надежда” провела под парусами 445 дней. Самый длительный переход от острова Св. Елены до Хельсингёра продолжался 83 дня.

“Нева” после разлуки с “Надеждой” не зашла на остров Св. Елены, а прошла прямо в Портсмут, где простояла с 16 июня по 1 июля. Остановившись на короткое время на рейде Даунс и в Хельсингёре, “Нева” прибыла в Кронштадт 22 июля 1806 г., пробыв в отсутствии 1 090 дней, из них под парусами 462 дня. Самым длительным был переход от Макао до Портсмута, он продолжался 142 дня. Никакой другой русский корабль не совершал столь длительного перехода под парусами.

Здоровье команд на обоих кораблях было отличное. За трехлетнее плавание на “Надежде” умерло только два человека: повар посланника, болевший туберкулезом еще при поступлении на судно, и лейтенант Головачев, застрелившийся по неизвестной причине во время стоянки у острова Св. Елены. На “Неве” один матрос упал в море и утонул, три человека были убиты во время военной стычки у Ново-Архангельска и два матроса умерли от случайных болезней.

Первое русское кругосветное плавание ознаменовалось значительными географическими результатами. Оба корабля, и в совместном плавании, и в отдельном, все время старались располагать свои курсы либо так, чтобы пройти по еще “нехоженым” путям, либо так, чтобы пройти к сомнительным островам, показанным на старинных картах.

Таких островов в Тихом океане в то время было множество. Наносились они на карту смелыми моряками, пользовавшимися плохими навигационными инструментами и плохими методами. Неудивительно поэтому, что один и тот же остров открывался иногда многими мореплавателями, по помещался под разными названиями в разных местах карты. Особенно велики были ошибки в долготе, которую на старых кораблях определяли только по счислению. Так определялись, например, долготы во время плавания Беринга-Чирикова.

На “Надежде” и “Неве” были секстаны и хронометры. Кроме того, сравнительно незадолго до их плавания был разработан способ определения долготы на кораблях по угловым расстояниям Луны от Солнца (иначе - “способ лунных расстояний”). Это значительно облегчило определение широт и долгот в море. И на “Надежде” и на “Неве” не упускали ни одного случая для определения своих координат. Так, во время плавания “Надежды” в Японском и Охотском морях число пунктов, определенных астрономически, было более ста. Частые определения географических координат пунктов, посещенных или увиденных участниками экспедиции, являются большим вкладом в географическую науку.

Благодаря точности своего счисления, опирающегося на частые и точные определения широт и долгот, обоим кораблям удалось по разности счислимых и обсервованных мест определить направления и скорости морских течений во многих районах их плавания.

Точность счисления на “Надежде” и “Неве” позволила им “снять с карты” многие несуществующие острова. Так, по выходе из Петропавловска в Кантон Крузенштерн расположил свои курсы с расчетом пройти путями английских капитанов Клерка и Гора и осмотреть пространство между 33 и 37° с. ш. по 146° восточному меридиану. Близ этого меридиана на их картах и на некоторых других было показано несколько сомнительных островов.

Лисянский по выходе из Кадьяка в Кантон расположил свои курсы так, чтобы пересечь почти неизвестные тогда пространства Тихого океана и пройти через район, в котором английский капитан Портлок в 1786 г. подметил признаки земли и где он сам на пути от Гавайских островов к Кадьяку видел морскую выдру. Как мы видели, Лисянскому удалось в конце концов, правда гораздо южнее, открыть остров Лисянского и риф Крузенштерна.

На обоих кораблях велись непрерывные и тщательные метеорологические и океанологические наблюдения. На “Надежде”, кроме обычных измерений температуры поверхностного слоя океана, был впервые использован для глубоководных исследований изобретенный в 1782 г. термометр Сикса, предназначенный для измерения наибольшей и наименьшей температуры. С помощью этого термометра в семи местах было исследовано вертикальное распределение температур в океане. Всего же глубинные температуры, вплоть до глубины 400 м, были определены в девяти местах. Это были первые в мировой практике определения вертикального распределения температур в океане.

Особое внимание было отведено наблюдениям состояния моря. В частности, тщательно описывались полосы и пятна взволнованного моря (сулои), создающиеся при встрече морских течений.

Отмечалось также свечение моря, в то время еще недостаточно объясненное. Это явление было исследовано на “Надежде” следующим образом:

“...брали чашку, положа в нее несколько деревянных опилок, покрывали ее белым тонким, вдвое сложенным платком, на который тотчас лили почерпнутую из моря воду, причем оказалось, что на белом платке оставались многие точки, которые при трясении платка светились; процеженная же вода не оказывала ни малейшего света... Доктор Лангсдорф, испытывавший сии малые светящиеся тела посредством микроскопа... открыл, что многие... были настоящие животные...”

Сейчас известно, что свечение создается мельчайшими организмами и разделяется на постоянное, произвольное и вынужденное (под влиянием раздражения). О последнем и идет речь в описании Крузенштерна.

Весьма интересны описания природы и быта населения местностей, посещенных Крузенштерном и Лисянским. Особую ценность представляют описания нукухивцев, гавайцев, японцев, алеутов, американских индейцев и обитателей северной части Сахалина.

На острове Нуку-Хива Крузенштерн провел лишь одиннадцать дней. Конечно, за такой короткий срок о жителях этого острова можно было создать лишь беглое впечатление. Но, к счастью, на этом острове Крузенштерн встретил англичанина и француза, проживших здесь по несколько лет и, кстати, враждовавших друг с другом. От них Крузенштерн собрал много сведений, проверяя рассказы англичанина опросом француза, и наоборот. К тому же француз покинул на “Надежде” Нуку-Хиву и во время дальнейшего плавания Крузенштерн имел возможность пополнить свои сведения. Особого внимания заслуживают всякого рода коллекции, зарисовки, карты и планы, привезенные обоими судами.

Крузенштерн во время своего плавания в заграничных водах описал: южный берег острова Нуку-Хива, южный берег острова Кюсю и Вандименов пролив, острова Цусима и Гото и ряд других, прилегающих к Японии островов, северо-западный берег Хонсю, вход в Сангарский пролив, а также западный берег Хоккайдо.

Лисянский во время плавания в Тихом океане описал остров Пасхи, открыл и положил на карту остров Лисянского и рифы Невы и Крузенштерна.

Крузенштерн и Лисянский были не только отважными моряками и исследователями, но и прекрасными писателями, оставившими нам описания своих плаваний.

В 1809-1812 гг. был издан труд Крузенштерна “Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежде” и “Неве” .в трех томах с приложением альбома рисунков и атласа карт”.

Книги Крузенштерна и Лисянского были переведены на иностранные языки и долгое время служили навигационными пособиями для кораблей, плавающих в Тихом океане. Написанные по образцу книг Сарычева, они по содержанию и по форме в свою очередь служили образцом для всех книг, написанных русскими мореплавателями последующего времени.

Следует еще раз подчеркнуть, что плавания “Надежды” и “Невы” преследовали чисто практические цели - научные наблюдения производились лишь попутно. Тем не менее наблюдения Крузенштерна и Лисянского сделали бы честь многим чисто научным экспедициям.

Надо сказать несколько слов о некоторых неполадках, к сожалению отчасти омрачающих с чисто морской точки зрения блистательное первое плавание русских моряков вокруг света.

Дело в том, что не случайно в эту экспедицию было послано два судна. Так же, как при организации морских экспедиций Беринга-Чирикова и Биллингса-Сарычева, считалось, что корабли, плавая совместно, всегда могут в случае нужды оказать друг другу помощь.

Согласно инструкции раздельное плавание “Надежды” и “Невы” допускалось только на время посещения “Надеждой” Японии. Это было обосновано тем, что Япония, по прежней договоренности, разрешила заход в Японию только одному русскому кораблю. Что же получилось на самом деле?

Во время шторма у мыса Горн “Надежда” и “Нева” разлучились. Крузенштерн не зашел на обусловленное заранее, на случай разлуки, место встречи - остров Пасхи, а прошел прямо ко второму обусловленному месту встречи - Маркизским островам, у которых корабли встретились и пошли дальше совместно до Гавайских островов. От Гавайских островов корабли пошли опять отдельно, выполняя различные задания. Снова встретились корабли лишь в Макао, откуда пошли совместно в Индийский океан. Недалеко от Африки корабли во время шторма опять потеряли друг друга из виду. На такой случай местом встречи был назначен остров Св. Елены, куда “Надежда” и зашла. Лисянский же, увлекаясь рекордом длительности плавания под парусами, прошел прямо в Англию. Неправ был Крузенштерн, не зайдя на остров Пасхи, как было обусловлено. Неправ был и Лисянский, не зайдя на остров Св. Елены. Ссылки на разлуки из-за шторма мало убедительны. Штормы, туманы у берегов Антарктиды не менее часты и сильны, чем в Индийском океане, а между тем корабли Беллинсгаузена и Лазарева, как увидим дальше, ни разу во время огибания Антарктиды не разлучались.

Здравствуйте уважаемые.
Пожалуй, сегодня закончим с Вами с 6 частью замечательного и знаменитого произведения Александра Сергеевича. Напомню, что в прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот:
Давайте продолжим...

Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой,
Нескромным взглядом, иль ответом,
Или безделицей иной
Вас оскорбивший за бутылкой,
Иль даже сам в досаде пылкой
Вас гордо вызвавший на бой,
Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?

Сильные строчки, согласитесь? Очень сильные....

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
"Ну, что ж? убит", - решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.

Зарецкий как секундант должен был произвести все необходимые действия по дуэльному кодексу- забрать тело и отвести домой.

Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив еще для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств, и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы, призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

Тут возвышенное и что-то восхитительное высокое и яркое. А вдруг Ленский действительно стал бы новым Солнцем Русской поэзии... вдруг.

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Прозаика, все-таки ближе к теме. Александр Сергеич довольно-таки точно описывает судьбу Ленского, если бы он выжил. Так бы оно и было - я просто уверен. Кстати, хочу обратить Ваше внимание на 2 момента. Первое - расставание с музами, что можно читать как метафорически, так и буквально. И кстати, красиво звучит - я женился, поэтому пришлось расстаться с музами:-)) А второй аспект - про рогатость. Сиречь даже в сельской глуши, помещецы ухитрялись находить себе любимых дружков и изменять своим "толстеющим и хиреющим" мужьям. Или же, все-таки, это просто страхи Пушкина? Мы знаем, как его подобное задевало, и, кстати, в конце концов привело к гибели. Ну и еще момент - Подагра - это отложение солей мочевой кислоты в организме, бич 19 столетия.

Но что бы ни было, читатель,
Увы, любовник молодой,
Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой!
Есть место: влево от селенья
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать
Приходят звонкие кувшины;
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.

Под ним (как начинает капать
Весенний дождь на злак полей)
Пастух, плетя свой пестрый лапоть,
Поет про волжских рыбарей;
И горожанка молодая,
В деревне лето провождая,
Когда стремглав верхом она
Несется по полям одна,
Коня пред ним остановляет,
Ремянный повод натянув,
И, флер от шляпы отвернув,
Глазами беглыми читает
Простую надпись - и слеза
Туманит нежные глаза.

Флер - в смысле вуаль. ну а концовку позвольте оставить и вовсе без комментариев. Читайте, наслаждайтесь, восхищайтесь ярким и искрометным пером А.С.Пушкина.

И шагом едет в чистом поле,
В мечтанья погрузясь, она;
Душа в ней долго поневоле
Судьбою Ленского полна;
И мыслит: "что-то с Ольгой стало?
В ней сердце долго ли страдало,
Иль скоро слез прошла пора?
И где теперь ее сестра?
И где ж беглец людей и света,
Красавиц модных модный враг,
Где этот пасмурный чудак,
Убийца юного поэта?"
Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам,

Но не теперь. Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь -
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие, хладные мечты,
Другие, строгие заботы
И в шуме света, и в тиши
Тревожат сон моей души.

Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?

Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары;
Благодарю тебя. Тобою,
Среди тревог и в тишине,
Я насладился... и вполне;
Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.

Дай оглянусь. Простите ж, сени,
Где дни мои текли в глуши,
Исполнены страстей и лени
И снов задумчивой души.
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Но что бы ни было, читатель,

Увы, любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Неумение и нежелание, думать о других людях оберну­лось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: стра­дать, раскаиватьс

я, мыслить. Так смерть Ленского ока­зывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди. Пока Пушкин оставляет Онегина на распутье - верный своему принципу предельной краткости, он не рассказывает нам, как Ленского привезли домой, как узнала Ольга, что было с Татьяной.

ГЛАВА III ДУЭЛЬ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Грушницкий перед дуэлью мог бы читать книги, писать любовные стихи, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушницкий, который носил солдатскую шинель и произносил романтические речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи. Но тот Грушницкий гото­вился бы стреляться на самом деле, рисковать своей жизнью. А этот Грушницкий, который принял вызов Печорина, идет на обман, ему нечего страшиться, неза­чем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет. Мучила ли его совесть в ночь перед ду­элью, мы не знаем. Он предстанет перед нами уже готовым к выстрелу.

Лермонтов не рассказывает о Грушницком. Но Пе­чорина он заставляет подробно записать, о чем он думал и что чувствовал: "А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся. мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. но мы бросим жребий! и тогда. тогда. что если его счастье перетянет? если моя звезда, наконец, мне изменит? "

Итак, первое чувство Печорина - такое же, как у Грушницкого: желание мести. "Поменяемся ролями", "мистификация не удастся" - вот о чем он заботится; им движут довольно мелкие побуждения; он, в сущности, продолжает свою игру с Грушницким, и только; он довел ее до логического конца. Но ведь конец этот опасен; на карту поставлена жизнь - и, прежде всего его, Печорина, жизнь!

"Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно."

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? "

Печорин не раз ссылался на судьбу, которая забо­тится о том, чтоб ему не было скучно и посылает ему для развлечения Грушницкого, сводит его на Кавказе с Верой, пользуется им как палачом или топором, - но не такой он человек, чтобы покоряться судьбе; он сам направляет свою жизнь, сам распоряжается и собой, и другими людьми.

Он "любил для себя, для собственного удовольствия. и никогда не мог насытиться". Поэтому в ночь перед дуэлью он одинок, "и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло его", если он будет убит. Страшный вывод делает он: "После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства; ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!"

Дневник Печорина обрывается в ночь перед дуэлью. Последняя запись сделана через полтора месяца, в крепости N. "Максим Максимыч ушел на охоту… серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ста­вни. Скучно".

Как не похож этот тоскливый пейзаж на тот, которым открывался дневник Печорина: "ветки цветущих черешен", яркие пестрые краски; "воздух свеж и чист, как поцелуй ребенка"; там горы синели, вершины их были похожи на серебряную цепь - здесь они закрыты серыми тучами; там ветер усыпал стол белыми лепестками - здесь он "свищет и колеблет став­ни"; там было "весело жить" - здесь "с к у ч н о"!

Еще не зная о подробностях дуэли, мы уже знаем главное: Печорин жив. Он в крепости - за что он мог попасть сюда, если не трагический исход дуэли? Мы уже догадываемся: Грушницкий убит. Но Печорин не сооб­щает этого сразу, он мысленно возвращается к ночи пе­ред дуэлью: "Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий и теперь чувствую, что мне еще долго жить".

В ночь перед дуэлью он "не спал ни минуты", писать не мог, "потом сел и открыл роман Вальтера Скотта. то были "Шотландские Пуритане"; он "читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымы­слом."

Но едва рассвело, и нервы его успокоились, он опять подчиняется худшему в своем характере: "Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен, собою".

Все, что томило и тайно беспокоило его ночью, за­быто. Он готовится к дуэли трезво и спокойно: " .велев седлать лошадей. оделся и сбежал к купальне. вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал".

Вернер (секундант Печорина) взволнован предстоящим поединком. Печорин говорит с ним спокойно и насмешливо; даже своему секунданту, своему другу он не открывает "тайного бес­покойства"; как всегда он холоден и умен, склонен к неожиданным выводам и сравнениям: "Старайтесь смо­треть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной.", "Ожидание насильственной смерти, не есть ли уже настоящая болезнь?"

Наедине же с собой он снова такой, как в первый день пребывания в Пятигорске: естественный, любящий жизнь человек. Вот как он видит природу по дороге к месту дуэли:

"Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье. В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня."

Все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует, веселит, живит его, и он не стыдится в этом признаться: "Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!"

Но вся эта радость, жадное наслаждение жизнью, восторг, восклицания - все это спрятано от постороннего глаза. Едущему рядом Вернеру в голову не может прийти, о чем думает Печорин:

"Мы ехали молча.

Написали ли вы свое завещание? - вдруг спро­сил Вернер.

А если будете убиты?

Наследники отыщутся сами.

Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хо­тели послать свое последнее прости?

Я покачал головой".

Перед дуэлью он забыл даже о Вере; ни одна из женщин, любивших его, не нужна ему сейчас, в минуты полного душевного одиночества. Начиная свою исповедь, он сказал: "Хотите ли, доктор. чтоб я раскрыл вам мою душу?" Он не обманывает, он действительно раскрывает Вернеру душу. Но дело в том, что душа человека не есть что-то неподвижное, ее состояние меняется, человек может по-разному смотреть на жизнь утром и вечером одного и того же дня.

32. На модном слове идеал... – cлова «идеал», «идеальный» в эпоху романтизма приобрели специфический оттенок, связанный с романтическим противопоставлением низменно земного и возвышенно прекрасного, мечтательного. Нападая на романтизм Жуковского, Грибоедов писал о героине баллады Катенина «Ольга»: «Что же ей? предаться тощим мечтаниям любви идеальной? – Бог с ними, с мечтаниями; ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос» (Грибоедов А. С. Соч. М., 1956. С. 392–393).
Слово «идеал» быстро проникло в бытовую любовную лексику. В поэзии еще в 1810-х гг. оно было малоупотребительно. Так, из пяти русских переводов стихотворения Шиллера «Die Ideale» на русский язык, которые были осуществлены между 1800 и 1813 гг., ни одно не сохранило немецкого названия (два различных перерода Милонова назывались «К юности» и «Спутник жизни», Жуковского – «Мечты»; более ранний фрагмент перевода получил название «Отрывок», Шапошникова – «Мечтанья»).
В "Евгении Онегине" слово «идеал» встречается и в бытовом употреблении как часть «любовного словаря»:
Нашед мой прежний идеал,
Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных (4, XIII, 10–12). (