Загружено с учебного портала

Щурка

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал у себя веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур - веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.

Мой щур жил в небольшой клетке, подвешенной над окном. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Особенно любил щур вкусные кедровые орешки. На моем письменном столе всегда лежало несколько его любимых орешков. Щурка - так мы все его называли - садился ко мне на стол. Я в пальцах раздавливал орешек и кормил щура с ладони.

Он очень любил сидеть на ветвистом лосином роге, прибитом к стене над моею головою. На этом лосином роге висели мое ружье и охотничьи принадлежности: патронташи, сумки, бинокль.

Щурка очень любил купаться. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой и любовался, как радостно купается мой щур. Искупавшись и отряхнувшись, закусив сладким орешком, он усаживался над моею головою и начинал тихонечко петь. Под его тихую песенку мне было приятно писать рассказы о лесных похождениях, о радостных неожиданных встречах. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Иногда Щурка садился на мою пишущую машинку, пристально глядел на меня, как бы желая сказать ласковое и доброе словечко на птичьем своем языке.

Щур очень радовался, когда после прогулки я возвращался в свою рабочую комнату. Случалось, он садился на мое плечо и опять взлетал на свой любимый лосиный рог.

Так мы с ним прожили почти целую зиму. Однажды, перелетая с лосиного рога в клетку, щур вдруг упал на пол, забил крылышками, и мне показалось, что он умирает. Я поднял его с пола, положил на ладонь. Он скоро опомнился, пришел в себя и стал летать, по-прежнему петь и весело купаться. Болезненные припадки повторялись все чаще и чаще. Я догадался, что причиной их были любимые щуром кедровые орешки: питаясь маслянистыми орешками, он сильно ожирел.

Пришлось посадить щура на строгую диету и кормить его тертой морковкой и сушеными ягодами. После такого лечения щур скоро поправился и болезненные припадки больше не повторялись.

Я знал, что щуры плохо переносят неволю, не живут долго в клетке, и решил выпустить Щурку ранней весной. Когда весенний лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и, как бы прощаясь со мною, запел свою милую тихую песенку.

Признаюсь, мне было очень жалко моего друга щура и горько с ним расставаться.

На прощание я помахал ему рукою, и он скрылся в вершинах густого темного леса. (452 слова)

По И. Соколову-Микитову

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Жизнь леса

Как-то бродил я с ружьем и собакой по березовым перелескам, охотился на вальдшнепов.

Неожиданно что-то захрустело вдали, затрещали сучья - вот ближе, ближе. Какой-то хриплый, отрывистый рев послышался в тишине. Ревел лесной великан - лось.

А вот и сам он показался на другом конце поляны и широким шагом направился через нее. Какой он могучий, с огромными рогами, будто несет на голове корявый пень с торчащими в стороны сучьями!

На его пути стояла молодая березка. Неожиданно лось изо всей силы ударил ее рогом. Раздался сухой треск будто угасшей свечи, золотая вершинка вспыхнула в последний раз, на землю посыпались листья. И вот уже вместо стройного деревца нелепо торчит обломанный белый стволик.

Мне стало как-то не по себе. «Лесной житель, а сам же портит, ломает лес», - с досадой подумал я, еще раз взглянув на сломанную березку, которая уныло торчала посреди поляны.

Этот маленький, совсем незначительный случай почему-то надолго остался у меня в памяти. Увидишь, бывало, где-нибудь изуродованное деревце и сразу вспомнишь про ту лесную березку.

Так прошло больше года. Однажды весной я снова забрел на ту же поляну. Но теперь кругом все было совсем по-иному, не так, как в тот осенний вечер.

Было утро, весеннее утро в лесу. Роса еще не обсохла. Крошечные водяные капли повисли повсюду: на листьях, на цветах, на стеблях травы. Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каждой капле росы будто зажегся ослепительно яркий фонарик. Все они были разные: синие, розовые, голубые. Но больше всего розовых. Весь лес сиял розовым светом.

Как не похож был этот лес на тот, осенний! Теперь вся поляна была покрыта не желтыми опавшими листьями, а нежными весенними цветами. Это был настоящий праздник в лесу, праздник рождения новой жизни.

А вот посреди поляны и сломанная березка. За тот долгий срок, который прошел с нашей первой встречи, деревце уже успело оправиться. Вместо обломанной лосем верхушки оно выпустило вверх целый пучок тоненьких молодых побегов.

Я очень обрадовался, что деревце не погибло. На месте, где березка была сломана, побеги росли очень хорошо: будто кто-то начал плести зеленую корзиночку, заготовил прутья, собрал их в пучок, да не успел загнуть концы и как следует сплести их.

«Славная работа», - подумал я, трогая деревце. И вдруг из его густой зеленой вершины выпорхнула птица - лесная малиновка.

Я осторожно наклонил березку. Так и есть: в развилке ветвей было свито гнездо. Самочка малиновка сидит, затаившись в гнезде, а самец пристроился неподалеку среди ветвей и распевает громкую песню.

И тут я вспомнил старого лося и его «злую» проделку. Да он, оказывается, вовсе не погубил березку, не навредил лесу. Случилось совсем иное: лесной богатырь, сам не зная того, простонапросто помог птице устроить гнездышко. (453 слова)

По Г. Скребицкому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Катя

Живописец написал бы ее портрет так: Катя стоит и улыбается, тонкие ее волосы растрепаны, будто ими шалит майский ветер, ситцевому платьицу приятно быть надетым на такую стройную девушку. Позади нее между облаками пробиваются теплые лучи солнца сквозь лазурь, под ногами - что-нибудь вроде подорожника с одуванчиками. Но самое важное в портрете - лицо: вопросительно приподнятые брови; уверенно вздернутый носик; сверкающие неугасаемой жизнью, мечтательные, умные, невинно страстные глаза; свежий, чуть-чуть припухлый рот. Лицо такое, что живописец, даже не закончив портрета, сам бы должен влюбиться в эту замечательную восемнадцатилетнюю девушку, если у него в голове есть хоть капля здравого смысла.

Катя не любила ничего несправедливого, жестокого и бурного. Иной человек от одного пустого любопытства соскочит с трамвая, чтобы вмешаться в какой-нибудь скандал на улице. Катя считала, что хорошо тогда, когда кругом дружелюбные люди, добрые, веселые, энергичные. От диких криков на улице у нее закатывалось сердце. Все злое она не принимала, оно было ни к чему в ее жизни.

Кате было восемнадцать лет, и она еще продолжала расти, поэтому и жизнь кругом нее также должна была расти. Катя верила, что все тяжелое и темное должно было исчезнуть, так же как на московских улицах исчезали гнилые домишки и на месте их быстро вырастали громады или «комплексы». Когда Катя рано поутру пробегала Красной площадью по пути в школу, ничто бы не могло убедить ее в том, будто золотые стрелки часов на башне двигаются к худой жизни. Ничего подобного! Время уверенно вело стрелки часов к Катиному счастью.

Но началась война. Нацистская душа вырвалась на свободу, чтобы досыта насладиться злом. Немцу-фашисту была, наконец, разрешена кровь, разрешено редкое «удовольствие» - убивать людей. Настал богатый праздник фашистского пиршества: идти с засученными рукавами, жечь, взрывать, топтать, вонзать, глядеть на дымы и дымы по горизонту, на зарева, зарева, глядеть на лужи крови, на искаженные предсмертным ужасом лица человеческие. «Вперед! - кричали фашисты. - Вот это полноценная жизнь!»

В это лето Катя окончила школу, но вместо университета пришлось служить. Война не пощадила ее семьи. Отец стал жаловаться на тошноту и слабость, в сентябре его отвезли в больницу, вскрыли живот и опять зашили. Через несколько дней он умер. У Катиной мамы стали трястись голова и руки. Брат ее Леонид ушел добровольцем с артиллерийским полком на фронт. Катя, как большинство московских девушек, добросовестно работала сначала в каком-то учреждении, потом на оборонном заводе. Когда немцы подходили к Москве, она копала вместе с другими траншеи и противотанковые рвы. Хотя одних фугасок да грохота зенитной артиллерии было достаточно, чтобы внушить ей вещественность войны, все же война не стала для нее ощутимо понятной, должно быть, потому, что такое великое зло не помещалось в ее светлом сердце.

Живописец теперь бы уже не стал, пожалуй, писать Катиного портрета. Она стала молчаливой, ходила глядя под ноги, сдвинув брови, точно все время напряженно думала и пыталась что-то понять. (452 слова)

По А. Толстому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур – веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.

Гнездятся щуры в лесах нашего Севера, в глухих и безлюдных местах и только зимою прилетают в наши подгородные леса.

Щур очень добродушная и милая птичка. Живет он в безлюдных лесных местах и человека почти не боится. Даже самым неопытным птицеловам удается ловить зимою прилетевших щуров, идущих на самую бесхитростную приманку. Обычно щуры зимой держатся небольшими дружными стайками. Бывало так, что к накрытым ловчею сетью щурам добровольно забирались оставшиеся на свободе их верные товарищи-друзья. Пойманный щур очень быстро привыкает к неволе и к хозяину, если тот заботится о птице, кормит ее сушеными ягодами, тертой морковкой и семенами. Тихое пение щура похоже на звук маленькой флейты.

Мой щур жил в небольшой клетке, подвешенной над окном. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Особенно любил щур вкусные кедровые орешки. На моем письменном столе всегда лежало несколько таких орешков. Щурка – так мы все его называли – садился ко мне на стол. Я в пальцах раздавливал орешек и кормил щура с ладони.

Он очень любил сидеть на ветвистом лосином роге, прибитом к стене над моею головою. На этом лосином роге висели мое ружье и охотничьи принадлежности: патронташи, сумки, бинокль.

Щурка очень любил купаться. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водою и любовался, как радостно купается щур. Искупавшись и отряхнувшись, закусив сладким орешком, он усаживался над моею головою и начинал тихонечко петь. Под его тихую песенку мне было приятно писать рассказы о лесных похождениях, о радостных встречах. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Иногда Щурка садился на мою пишущую машинку, глядел на меня, как бы желая сказать ласковое и доброе словечко на птичьем своем языке.

Щур очень радовался, когда после прогулки я возвращался в свою рабочую комнату. Случалось, он садился на мое плечо и опять взлетал на свой любимый лосиный рог.

Так мы прожили почти целую зиму. Однажды, перелетая с лосиного рога в клетку, щур вдруг упал на пол, забил крылышками, и мне показалось, что он умирает. Я поднял его с пола, положил на ладонь. Он скоро опомнился, пришел в себя и стал летать, по-прежнему петь и весело купаться. Болезненные припадки повторялись все чаще и чаще. Я догадался, что причиною их были любимые щуром кедровые орешки: питаясь маслянистыми орешками, он ожирел.

Пришлось посадить щура на строгую диету: кормить тертой морковкой и сушеными ягодами. После такого лечения щур скоро оправился, и болезненные припадки больше не повторялись.

Я знал, что щуры плохо переносят неволю, не живут долго в клетке, и решил выпустить Щурку ранней весною. Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и, как бы прощаясь со мною, запел свою тихую песенку.

Признаюсь, мне было очень жалко моего друга щура и горько с ним расставаться.

На прощание я помахал ему рукою, и он скрылся в вершинах густого темного леса. Не знаю, смог ли он привыкнуть к лесной свободной жизни после моей теплой комнаты и сытного корма. Очень возможно, что он погиб в холодном незнакомом лесу. А может быть, благополучно встретился со своими родичами щурами.

Сороки

Зимою и летом возле нашего карачаровского домика в лесу живут сороки. Летом по утрам они слетаются на крышу домика, садятся перед моим окном на развесистую березу. Каждый раз они будят меня своим торопливым стрекотанием. Здесь – на крыше домика и на березе – делятся они, должно быть, своими сорочьими новостями. Я просыпался. Слушая торопливое стрекотание сорок, невольно вспоминал известную народную поговорку, в которой слишком говорливые женщины назывались сороками. Кому не приходилось слышать, как две или три женщины, собравшись на улице или в комнате, делясь новостями, совсем как сороки, говорят все разом без малейшего перерыва. Слушаешь и удивляешься.

Стрекотливые сороки немало доставляли нам хлопот. В маленьком садике нашем они обклевывали спелые вишни, долбили крепкими клювами самые сладкие яблоки. Но было что-то веселое, знакомое с давнего деревенского детства в повадках хлопотливых и умных птиц.

Нередко наблюдал я, какой шум поднимали сороки, когда наша кошка Машка отправлялась в лес на охоту. Сороки преследовали Машку, перелетая с сучка на сучок, громко стрекотали над нею, как бы предупреждая всех птиц, что в лес направился разбойник. Машке очень не нравилось громкое стрекотание сорок. Охотясь зимой, я не раз слышал, как над лисицей, стронутой с дневной лежки, начинают стрекотать, следуя за ней, всевидящие сороки. По стрекоту сорок можно безошибочно узнать, куда направляется, скрываясь в чащобе, хитрая лисица.

Обычно живут сороки в лесах или парках, вблизи человеческого жилья. Летом питаются насекомыми, воруют яйца и птенцов из гнезд маленьких певчих птиц. Зимою держатся возле деревень и людных поселков, избегают шумных больших городов.

В самом облике длиннохвостой сороки есть что-то сказочное. Недаром в народных русских сказках и детских песенках так часто поминается сорока-белобока.

О том, как хитры и вороваты сороки, мне есть что рассказать. В карачаровском садике нашем мы устроили летнюю кухоньку с трубой, крышей и небольшой плитой. Возле кухоньки стоят стол и скамейки. Каждый раз в летние дни, когда женщины начинают готовить обед, на соседние с кухонькой деревья слетаются сороки. Они внимательно следят за тем, что делается и творится внизу, возле кухоньки. Стоит хозяйкам зазеваться или заговориться, сороки успевают утащить со стола кусочек мяса или голову рыбы. Однажды произошел такой случай. Наша добрая гостья Наталья Михайловна пекла в летней кухоньке блины. Испеченные блины она клала на тарелку и, накрыв полотенцем, ставила на стол. Сороки внимательно наблюдали за тем, что делает Наталья Михайловна. Как-то Наталья Михайловна отвернулась от испеченных блинов и разговорилась о карачаровских новостях с моею женою. Воспользовавшись этим, одна из сорок слетела на стол, успела ухватить из-под полотенца толстый блин и улетела с ним в кусты. Боже мой! Какой шум подняли женщины, возмущенные поведением нахальной сороки! В ответ женщинам из кустов слышалось веселое стрекотание сорок, деливших добычу. В стрекотании проказниц сорок как бы слышались насмешливые слова: "Не углядели, не углядели, не углядели!"

Весной возле нашего домика, в густых ольховых кустах, мы нашли сорочье гнездо. Было трудно увидеть его сквозь густые зеленые ветви. Устроено оно было очень искусно. Основание было скреплено глиной. Над гнездом возвышалась крыша из колючих тонких ветвей. В этом тщательно скрываемом гнезде сороки выводили и выкармливали своих прожорливых птенцов. Колючая крыша не позволяла хищникам забраться внутрь.

Сороки заботливо ухаживают за своим потомством. Вылетевшие из гнезда подросшие молодые сороки все лето держатся неразлучным выводком вместе с родителями, обучающими своих птенцов сорочьим хитростям и воровству.

Пойманные молодые сороки скоро привыкают к людям и становятся ручными. Их можно научить всяким смешным штукам. Они сами влетают в открытое окно, садятся хозяину на плечо, но страсти своей к блестящим металлическим вещицам никогда не забывают.

Много лет назад у меня жила ручная сорока. В честь болтливой соседки нашей мы назвали ее Пелагеей Петровной. Все лето, к великому удивлению других сорок, Пелагея Петровна влетала в мое окно, и я угощал ее кусочками мяса, намоченной в молоке сладкой булкой, которую она особенно любила. Однажды с письменного стола исчезли мои очки в блестящей оправе. Я долго искал их и только через несколько дней обнаружил случайно под навесом крыльца, куда их спрятала Пелагея Петровна.

Вороны

Зимою я возвращался с охоты. Положив на плечо лыжи, я шел по накатанной снежной дороге. Из школы, стоявшей на краю деревеньки, выбегали после занятий ребята. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской широкой улицы. Я шел следом, прислушиваясь к веселым разговорам. На середине деревни, у колодца, ребята остановились.

Задрав головы, они стали смотреть на вершины высоких берез, где сидели вороны. Кто-то снял шапку и стал махать ею над головой.

И вдруг одна из сидевших на вершине березы ворон, взмахнув крыльями, стала тихо спускаться, села на плечо мальчика, махавшего шапкой. Достав из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить ворону. Оставшиеся на березе вороны, наклонив головы, с удивлением смотрели на свою смелую товарку. С таким же удивлением смотрел и я на все это. Подойдя, я стал расспрашивать. И вот что я узнал.

1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)скошенные луга источают дивный аромат.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
(Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Человек, (не)ведающий, что творит.
Меня огорчило (не)вежливое, грубое замечание приятеля.
Нимало (не)смущённая, она только улыбнулась в ответ.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (не)подготовлен и промок до нитки.
Это (не)законченная работа, а какие-то наброски.
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Живопись И.К.Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль.
Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.
Поэзия А.А.Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки - (НЕ)ЗАТОПЛЕННЫЕ ещё бугорки.
Днём в городе всегда было очень (НЕ)СПОКОЙНО.
Солнцева сидела в купе, (НЕ)СНИМАЯ пальто и платка.
Диван оказался вовсе (НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, и двое грузчиков без труда внесли его в квартиру.
(НЕ)ЛАСКОВО посмотрела на Егорушку Нина, а как-то зло, отчуждённо.
5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глубокая, (НЕ)ТРОНУТАЯ даже шелестом сухого листа тишина простиралась в лугах.
У этого водоёма были (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ твёрдые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов.
Я (НЕ)РАЗ в своей жизни попадал в сложные ситуации, но всегда на моём пути встречались хорошие люди, которые помогали мне.
За окном горел, никак не мог погаснуть (НЕ)ЯРКИЙ, но очень красивый закат.
Разговор был ещё (НЕ)ОКОНЧЕН, когда в кабинет вошла секретарша и сообщила, что Николая Сергеевича просят срочно спуститься в цех.
6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

К полуночи все гости разъехались, Мария осталась одна, но теперь ей было уже (НЕ)ТАК грустно.
Новый знакомый Натальи Петровны оказался человеком далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.
Ещё (НЕ)ОБСТАВЛЕННАЯ мебелью комната казалась пугающе огромной, чужой и холодной.
(НЕ)ВДАЛЕКЕ от нашего дома находилась берёзовая роща, и я мог дни напролёт гулять там.
Максимка, (НЕ)ДУМАЯ об опасности, бросился на помощь другу.
7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тугие бутоны ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат.
(НЕ)ГРОМКИЙ, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.
Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.
(НЕ) ДОЖИДАЯСЬ разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату.
Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.




9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.


(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство
с матерью.

10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.
Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.
В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.
Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.
Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.
11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Грибоедов вводит в комедию и реалистические приёмы: главная героиня далеко (НЕ)ИДЕАЛЬНА и из влюблённых соперников выбирает худшего.
Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда.
Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.
Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.
Наш дом (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАН: стёкла потускнели, стены выглядели уныло и не радовали глаз.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.
Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.
Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.
Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.
14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет».
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Е.

Сегодня глаза Сергея смотрели холодно и н(1)подвижно. Его слова звучали н(2) тепло и ласково, как прежде, а холодно и жёстко. Мы были н(3)чуть н(4) рады такой перемене в нашем товарище.
16. Укажите все цифры, на месте которых пишется Е.
Откуда н(1) возьмись, выскочил щенок, который н(2)чуть н(3) испугался лошади, наоборот, принялся отчаянно нападать на неё, чем н(4)мало развеселил прохожих.
17. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

И.А. Бунин подводит к мысли о том, что, очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, (НЕ)ПОДДАЮЩЕМСЯ денежной оценке или эстетской мудрости.
По малозаметным, (НЕ)ЗНАЧАЩИМ, казалось бы, деталям специалист способен точно атрибутировать археологическую находку.
В лесу, помимо всем известных подберёзовиков, Маша нашла гриб, никому из дачников (НЕ)ЗНАКОМЫЙ.
(НЕ)ТОЛЬКО на кухне, но и в комнатах стоял восхитительный запах печёных яблок.
(НЕ)ЖЕЛАЯ огорчать мать, Наташа не решалась рассказать ей о болезни Алексея.
18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Раскольников – (НЕ)ЗАУРЯДНЫЙ убийца, а одарённый молодой человек с философским складом ума.
В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М.Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.
Я расскажу всё так, как было на самом деле, (НЕ)ИСКАЖАЯ ни единого слова.
Всё было: море музыки, красивые костюмы, роскошные декорации и та самая атмосфера Большого театра, которая вот уже долгие годы хранит никем (НЕ)РАСКРЫТЫЙ секрет.
Петька спал много, но ему почему-то хотелось спать ещё, и часто казалось, что всё вокруг него (НЕ)РЕАЛЬНОСТЬ, а длинный неприятный сон.
19. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЖЕЛАВШИЕ идти на компромисс партнёры решили разорвать контракт.
До ближайшей станции оказалось вовсе (НЕ)БЛИЗКО, так что я изрядно устал, пока добрался до неё.
Новый поклонник Вари оказался (НЕ)КРАСИВЫМ, но невероятно харизматичным человеком.
Одна тайна во всей этой истории так и осталась (НЕ)РАСКРЫТА.
Из-за травмы спортсмен, любимец болельщиков, (НЕ)ДОБЕЖАЛ до финиша: сошёл с дистанции на первом круге.
20. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.
После всего, что Никита услышал в тот вечер, он понял, что его положение отнюдь (НЕ)ВЫГОДНО.
Старый дом, украшенный деревянной резьбой, стоял на (НЕ)ВЫСОКОМ, но почему-то выделявшемся на фоне остальных пригорков холме.
Некоторые фрагменты рукописи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.
(НЕ)РЕШАЯСЬ подойти к отцу, Дениска стоял и переминался с ноги на ногу.
21. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
22. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Новобранцы были (НЕ)ПОХОЖИ на местных жителей.
Германн услышал (НЕ)ЗНАКОМУЮ походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями.
Я стал изъяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич никак (НЕ)МОГ меня понять.
Хотя стояла холодная осень, солдаты вынуждены были ночевать в давно уже (НЕ)ОТАПЛИВАЕМЫХ бараках.
Окно в маленькой комнате было (НЕ)ЗАНАВЕШЕНО.
23. Определите предложение, в котором НЕ(НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫХ учёными территорий.
Отнюдь (НЕ)ПРАЗДНОЕ любопытство привело нас в этот город.
Сквозь (НЕ)ЗАДЁРНУТЫЕ шторы видно было большую ярко освещённую комнату.
Книга до сих пор (НЕ)ПРОЧИТАНА.
(НЕ)БОЛЕЕ трети учащихся дали верные ответы на задания повышенной сложности.
24. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

То, что пугало в детстве, сейчас было вовсе (НЕ)СТРАШНО.
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в (НЕ)ВОЛЕ, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы.
Сизый ковыль, ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ, стелился по необозримой равнине.
(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, Михаил уверенным шагом прошёл к сцене.
«(НЕ)ЛУЧШЕ ли тебе, сынок, отложить поездку?» − осторожно спросила мать.
25. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

Жизнь в походных условиях далеко (НЕ)ЛЕГКА.
На берёзах и кустах сверкали капли (НЕ)ВЫСОХШЕЙ росы.
В окнах было темно, хотя ставни были (НЕ)ЗАКРЫТЫ.
Гроза была (НЕ)ДАЛЕКО, а совсем близко: небо раскалывалось на части, грохотало так, что земля под ногами дрожала.
Ничего (НЕ)ВИДНО, только слышен шум ветра в кронах деревьев.
26. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я (НЕ)РАЗ бывал на Кавказе, но всё же каждый приезд открывал для меня что-то новое, и я больше и больше любил это край.
Русское крестьянство перед реформой представляло собой далеко (НЕ)ОДНОРОДНУЮ массу.
Говорят, глупость - болезнь (НЕ)ИЗЛЕЧИМАЯ.
Утренний воздух, (НЕ)РАСКАЛЁННЫЙ жгучим солнцем, был свеж и приятен.
Мария стояла в галерее и смотрела на великую картину (НЕ)ДЫША, с благоговением и трепетом.
27. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Если человек привык бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца, искоренить эту вредную привычку очень сложно.
Чем ближе мы подходили к морю, тем яснее был слышен (НЕ)УМОЛКАЮЩИЙ шум беспокойных волн.
Блюдо было ещё (НЕ)ГОТОВО, но по всей кухне уже струился восхитительный аромат.
Для жителей тайги охота была (НЕ)ЗАБАВОЙ, а способом выживания.
От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
28. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
29. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Щенок, ещё (НЕ)НАУЧИВШИЙСЯ лаять, жалобно поскуливал.
Иван был человеком (НЕ)ДАЛЁКИМ, но в высшей степени самоуверенным.
Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.
(НЕ)УСПЕВ как следует отдохнуть от одной работы, мастер тут же принялся за другую.
Во время раскопок археологи обнаружили (НЕ)ЧТО иное, как склад для хранения продовольствия.
30. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мальчишка, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ ничего вокруг, продолжал строить свои замки из песка.
Люся отвечала на вопросы отца бессвязно, (НЕ)ВРАЗУМИТЕЛЬНО.
Среди мрачных, ещё (НЕ)ОДЕТЫХ листвой деревьев этот кустик с зелёными листочками казался чудом.
Птенец хоть и (НЕ)СОВСЕМ окреп, но уже пытался летать.
Слушать заново ту же самую историю мне было вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСНО, поэтому я пожелал всем доброй ночи и отправился в свою комнату.
31. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.
Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.
Ключ
№ п/п№ задания
Ответ
1
6842
нескошенные
2
6959
невежливое
3
9990
необыкновенно
4
10357
неспокойно
5
10382
неяркий
6
10407
невдалеке
7
10432
негромкий
8
6015
нетерпеливого
9
6054
неправильные
10
6235
неразрывно
11
6274
невозможно
12
6313
недоумении13
6352
небольшом
14
7439
незабываемые
15
9187
124
16
9251
34|43
17
9307
незначащим
18
9332
неоконченной
19
9357
некрасивым
20
9385
невысоком
21
9894
неясные
22
9940
незнакомую|незнакомый23
9965
незадёрнутые|незадернутые24
10650
неволе|неволя25
10675
невысохшей
26
10769
неизлечимая
27
10794
неумолкающий
28
10827
неправильные
29
10879
недалёким
30
10904
невразумительно
31
10957
нетерпеливого

Контрольная работа по русскому языку по теме

«Повторение изученного в начальной школе».

Цель: проверяет уровень усвоения материала начальной школы и позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, над которыми предстоит работать в течение учебного года.

1. Расшифруйте запись. Запишите предложения грамотно.

Молчаливзимнийлестихоивполяхбудтоприродапогрузиласьвсонносильнеегреетсолнышкоиднистановятсядлиннее.

2. Распределить слова по столбикам:

Орфограммы

в приставке

Орфограммы

в корне

Орфограммы

в суффиксе

Орфограммы

в окончании

Дома, тянул, часы, водяной, земляной, колодец, весна, в озере, на вершине, веете, шепот, ротик, носик, переделать, полюбить, сжечь.

3. От слов: ездить, есть, явление – образуйте однокоренные (сколько сможете) с Ъ разделительным знаком.

4. Составьте три предложения, в которых описывался бы цветок роза (или поляна с цветами). Используйте для этого как можно больше прилагательных. Прилагательные подпишите.

5. Кроссворд с заданием.

По горизонтали. 1. Путешествие в лес.

По вертикали. 2. Близкий ваш приятель.

По диагонали. 2-3. Строения, в которых живут люди.

* Задание. Составьте слово, используя приставку от первого слова, корень от второго, окончание от третьего. Слово запишите и разберите по составу.

6. Контрольное списывание.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то ее найдет лисица и съест.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» - 1в, «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» - 2в.

  1. Морфологический разбор слова «в траве» - 1 в, «на полянке»- 2 в.
  2. Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» - 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в.

Контрольное тестирование по теме " ГЛАГОЛ ".

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Вариант 1.

А1. Глагол – часть речи, которая обозначает

1) предмет

2) действие предмета

3) признак предмета

4) признак признака

А2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО

1) не\мог

2) не\доумевал

3) не\видел

4) не\нравится

А3. Найдите ИНФИНИТИВ

1) борется

2) бороться

3) боролись

4) борюсь

А4. В каком случае нужно поставить букву Е

1) се…л

2) ла…л

3) кле…л

4) ненавид…л

1) читаеш…

2) освещает…ся

3) стрич…ся

4) катат…ся

А6. В каком случае нужно поставить букву И

1) бл…стит

2) соб…ру

3) зам…рать

4) зап…реть

А7. Найдите глагол, стоящий в форме НАСТОЯЩЕГО времени:

1) разожгу

2) строить

3) кушаю

4) сжевал

А8. В каком случае нужно поставить букву Е

1) посматр…вать

2) вытаск…вать

3) танц…вать

4) перечит…вать

А9. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

1) варю, буду варить, сварила

2) не уходи, сходил бы, уйди

3) спешишь, не спеши, сходи-ка

4) сделал бы, пойду, пусть ответит

А10. Укажите глагол I спряжения

1) лет…шь

2) смотр…т

3) кле…м

4) бор…тся

В1. Из данных предложений выпишите глагол СОВЕРШЕННОГО ВИДА

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.

А мохнатые боятся: где нам с этаким сражаться.

В2. Укажите способ образования глагола ПРИЕХАТЬ. Ответ запишите словом.

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложениях. Ответ запишите словами.

Она её хлестала палкой и кнутом. И под гору, и в гору гнала её бегом.

В4. Выпишите ВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался. Посадил я его в банку от варенья и поставил на стол.

В5. Разберите по составу глагол РАССЫПАТЬСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему НЕ ВИДЕТЬ пишется раздельно, а НЕНАВИДЕТЬ – слитно.

Вариант 2 .

А1. Глагол в предложении чаще всего бывает

1) подлежащим

2) сказуемым

3) дополнением

4) обстоятельством

А2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО

1) не\навидеть

2) не\здоровится

3) не\выучить

4) не\годовать

А3. Найдите ИНФИНИТИВ

1) смеюсь

2) смеяться

3) смеются

4) смеялись

А4. В каком случае нужно поставить букву И

1) завис…л

2) та…л

3) кле…л

4) раска…лся

А5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь

1) начинат…ся

2) купаеш…ся

3) обжеч…ся

4) смеёт…ся

А6. В каком случае нужно поставить букву Е

1) бл…стать

2) расст…лить

3) выж…гать

4) подп…рать

А7. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:

1) разорву

2) писать

3) читаю

4) засмотрелся

А8. В каком случае нужно поставить букву Ы

1) волн…ваться

2) танц…вать

3) совет…вать

4) загляд…вать

А9. Укажите ряд, в котором все глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения:

1) рисую, пошёл бы, купить

2) давайте играть, принеси, запишите

3) спою, смотреть, выучил бы

4) посмотри, буду шить, блестишь

А10. Укажите глагол II спряжения

1) смотр…т

2) ве…т

3) стел…т

4) шага…шь

В1. Из данных предложений выпишите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Света утром чай пила.

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

В2. Укажите способ образования глагола КАМЕНЕТЬ. Ответ запишите словом.

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.

Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.

В4. Выпишите НЕВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Солнце показывается из-за облаков. В низинах поднимается туман и быстро рассеивается. Ласточки с весёлым криком высоко летают в небе.

В5. Разберите по составу глагол ПРОНОСИЛСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему однокоренные глаголы СОБЕРУ и СОБИРАТЬ пишутся по-разному.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое предложение»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Щур

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе. Но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур. Это весёлая птичка с брусничного цвета грудью. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он часто прилетал в просторную клетку. Здесь для него лежал вкусный корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой. Щур радостно плескался в ней. Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел свою тихую песенку. На прощание я помахал ему рукой. Птица скрылась в вершинах густого тёмного леса. (И. М.Соколов-Микитов «Щур» («Найдёнов луг»); 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Сделать разбор предложения

1 вариант: Он часто прилетал в просторную клетку. 2 вариант: Здесь для него лежал вкусный корм.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: в просторную клетку; 2 вариант: вкусный корм

3.Подчеркните главные члены в сложном предложении

1 вариант: Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. 2 вариант: Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.

4.Посчитайте количество букв и звуков в словах

1 вариант: весёлая; 2 вариант: радостно

5. Морфемный разбор

1 вариант: полюбился, 2 вариант: выпустил

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Синтаксис. Пунктуация»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Предзимье

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Охотники говорят: «Опасно будить косолапого зимой!»

Зайцы – робкие лесные жители. Они ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант: Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю

2 вариант: Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: выглядывает из-за туч; 2 вариант: лежат на земле

3. Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. 2 вариант: Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень.

4. Морфемный разбор

1 вариант: отшумела, грустные

2 вариант: потемнели, вкусными

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Герда

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями . Пока Герда ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.

Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. Они подумали и ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомнит о Кае и убежит от неё.

Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула.

(Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»; 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. 2 вариант: Они подумали и ушли глубоко в землю.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: до розовых кустов; 2 вариант: ушли в землю.

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: боялась; 2 вариант: чудесную.

4. Морфемный разбор

1 вариант: старушка, подумали; 2 вариант: корзинка, прыгала.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Васютка

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера сейчас напоминала раскалённую печку. Заря догорала. В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.

(В. П.Астафьев «Васюткино озеро»; 110 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. 2 вариант: Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: грустные облака; 2 вариант: лёг на спину.

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: звёзды; 2 вариант: костёр

4. Морфемный разбор

1 вариант: прибрежные, пошевеливали; 2 вариант: маленький, прорезаться.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Цели урока: проверить знания учащихся по морфемике, словообразованию и орфографии; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

История одной яблоньки.

Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось в землю.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом. А весной, когда пригрело солнце, зерно стало расти… Из почки наверху вышли зелёные отростки. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька проросла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, выкопал яблоньку осторожно, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю…

Года через три приходили из других садов брать от выращенной яблоньки побеги для прищепа.

(По К.Ушинскому)

2.Грамматическое задание.

1 вариант

2 вариант

1.Выпишите слова с нулевым окончанием (например, пришёл, в лес, садовник )

1.Выпишите слова, которые не имеют окончаний (например, только, когда ).

2.Выпишите 5 слов с приставками.

2.Выпишите 5 слов с суффиксами.

3.Выполните морфемный разбор слов зёрнышко, проросла.

3.Выполните морфемный разбор слов: яблоньку, посадил.

Росла в лесу дикая яблоня.

4.Выполните синтаксический разбор предложения: Осенью упало с неё кислое яблоко.

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

Цели : проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Указание учителю. Предупредить учащихся, что текст надо писать как диалог.

Встретились два друга: Саша и Матвей. Саша сказал:

А у меня дома овсянка!

Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.

Как это - с молоком? - удивился Саша.

Еще она хороша с маслом или с сахаром.

Да ты про что говоришь? - удивленно спросил Саша.

Как про что? Про овсянку обыкновенную. А ты про какую?

И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и пела. Птица овсянка. Не слыхал про такую? Пойдем ко мне мою овсянку слушать.

Пойдем! - согласился Матвей.- А потом ко мне - мою овсянку кушать!

(103 сл.)

Задание.

  1. Кратко напишите, почему друзья сначала не понимали друг друга.
  2. Подберите синонимы: Вариант I - горе - ..., холод - ... .

Вариант II- бежать - ..., веселый- .. .

  1. Объясни значение фразеологизмов: вешать лапшу на уши, висеть на телефоне, работать спустя рукава.

Итоговый контрольный диктант

Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

* * * * *

Я родился в Москве у Никитских ворот. Мои детские годы прошли в пригороде столицы, в большом доме, хозяйкой которого была бабушка.

Дом стоял поблизости от железнодорожной станции 3 . По утрам нас будили гудки пассажирских и товарных поездов 4 .

Я рос в полных света, солнца и буйной зелени местах, и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо: собака, курица, кролик или кошка 7 .

Я стал наблюдать их повадки, мимику, угадывать настроение. Если, например, Буран вилял хвостом, прыгал на лавку, это означало, что пес пребывал в превосходном расположении 2 духа.

Человек должен стремиться понять живое существо, распознать его нрав. Для этого людям нужны любовь, терпение и милосердие к «братьям нашим меньшим».

(По А. Баркову.)

Дополнительное задание.

Произведите указанные в тексте цифровыми индексами виды разбора.


Путешествуя по северным нашим лесам, я не раз видел оляпок, живущих обыкновенно возле чистейших ручьев, ключей и маленьких водопадов. Идешь, бывало, по берегу такого ручья или небольшой быстрой речонки с прозрачной и чистой водою - услышишь пение птички, очень похожее на журчание маленького ручейка. Если подойти осторожно, можно увидеть и самое оляпку. Это небольшая, очень подвижная и быстрая птичка с белой грудкой и длинными тонкими ножками, острыми крепкими коготками. Она шустро перебегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями, над самой водой перелетает с камня на камень. На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущей водою. Хорошо видно, как, загребая крылышками, оляпка бежит по каменистому дну прозрачного ручья. Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою веселую песенку.
Возле незамерзающих быстрых горных ручьев оляпки остаются иногда на всю зиму. Странно видеть эту птичку в морозный зимний солнечный день. Вокруг лежат снега, стоят покрытые снежной нависью высокие деревья, а маленькая оляпка по-прежнему поет и бегает по обледенелым камешкам у самого ручья или маленького шумного водопада. Она то и дело скрывается под водою и опять появляется.
Оляпка очень осторожная и чуткая птичка. Наблюдать ее близко не всегда удается. Оляпки не живут возле больших городов на ручьях и речках с загрязненной водою. Их можно видеть в безлюдных местах, у чистых ключевых ручьев и прозрачных быстрых речек. Оляпки не любят затяжную дождливую погоду, когда в ручьях и реках вода замутняется. В такую погоду оляпки перестают петь, перелетают в тростники и осоку, быстро бегают по широким листьям кувшинок, плавают и ныряют, собирают на подводной части растений водяных присосавшихся насекомых. Как только прояснится погода, оляпки возвращаются на свои любимые места, и опять над ручьем или рекою слышится их веселая песенка. Кормятся оляпки водяными насекомыми, а зимою иногда ловят мелких рыбешек, вытаскивают их на берег и разбивают о камень на мелкие кусочки.
Оляпку можно увидеть и в средней части России на чистых, незагрязненных речках и ручьях. Помню, в детстве я любовался оляпками, жившими у водяной мельницы на нашей деревенской речонке Гордоте. Гнездо оляпок было скрыто у большого мельничного колеса, с которого шумным пенистым водопадом скатывалась вода. Они летали почти под самыми вертевшимися колесами.
Нужно быть умелым наблюдателем природы, чтобы увидеть чудесную птичку оляпку. Если вам придется побывать в безлюдных лесных или горных местах, присматривайтесь и прислушивайтесь хорошенько. На чистом и быстром ручье или речке, быть может, вам посчастливится увидеть оляпку.
ЗИМОРОДОК
Я шел крутым берегом знакомой реки. Под обрывистым песчаным откосом текла вода. Внизу, над быстрой водою, склонялись зеленые ветви ив. У самой поверхности нет-нет да и поблескивал на солнце, сверкая серебром чешуи, бок мелких рыбешек-верхоплавок. Смотря вниз, я увидел небольшую голубовато-лазурную птицу, стрелою кинувшуюся с высокого песчаного откоса в прозрачную воду реки. На несколько мгновений птица исчезла под водою. Это был зимородок - удивительная птичка, редкая в наших местах. Зимородка я узнал по яркому оперению, по длинному клюву, по быстрому полету и умению нырять. Вынырнув из воды, неся в клюве маленькую серебряную рыбку, зимородок скрылся у края песчаного берегового откоса.
Живут зимородки по берегам быстрых и прозрачных рек с крутыми песчаными берегами. Свои гнезда они делают в глубоких норах, вырытых в песке на крутых откосах. В самой глубине норы находится гнездо, устланное сухими рыбьими костями и рыбьей чешуею. Здесь зимородки выводят и выкармливают своих птенцов.
Зимородки непохожи на наших обычных певчих птиц. Они умеют нырять, плавать и ловить мелких рыбешек. Замечательно оперение взрослого зимородка, так похожего на редкостную экзотическую птицу. Народное название - зимородок - наверное, произошло оттого, что даже в зимнюю стужу подобно оляпкам зимородки иногда остаются на берегах быстрых незастывающих рек и ручьев. В суровые зимы зимородки улетают на юг, как и другие перелетные птицы. На птичьих зимовках, в заливе Кизыл-Агач, на южном Каспии, я часто наблюдал зимородков. Там они держались в высоких, шелестящих на ветру камышах, зорко высматривая в воде добычу. Весною зимородки улетали на север, на знакомые берега малых и больших рек. В средней России я только два или три раза наблюдал красивых зимородков, и мне четко запомнились эти редкие встречи.
КУЛИКИ
Из самого давнего детства мне запомнился маленький куличок-перевозчик. Мы жили у берега широкого мельничного пруда. Мать водила меня купать на песчаный отмелистый берег. Раздевшись, я барахтался в нагретой солнцем воде, собирал росшую на берегу землянику, в мокрой горсти приносил ее матери. Над гладкой поверхностью пруда, отражаясь в воде, с берега на берег то и дело с криком перелетал, трепеща крылышками, маленький куличок-перевозчик. Мне очень нравился этот веселый куличок.
Вряд ли в птичьем мире есть такое разнообразие видов и пород маленьких и больших птиц, как в обширном семействе куликов. Живут кулики почти повсеместно на севере и на юге. Летом они долетают до самого Крайнего Севера, до побережья Ледовитого океана, гнездятся и живут в голой тундре. Русский простой народ добродушно относился к веселым, быстрым куликам, шутливо говорил: "Кулик невелик, а все-таки птица".
Я не был ученым-натуралистом и не знаю названия всех пород и видов куликов. Знаю, что есть совсем маленькие песочники-кулики, бегающие по песчаным берегам наших рек и озер. Есть и крупные кулики, живущие обыкновенно на больших болотах и нескошенных зеленых лугах. Громкий крик этих куликов крестьяне, помню, так переводили на человеческий наш язык: "Жгите сено, жгите сено, новое поспело!"
Слова эти обозначали начало покоса, уборки нового сена.
К куликам относятся большие и малые кроншнепы - строгие птицы с загнутыми книзу клювами. Застрелить сторожкого кроншнепа удается не всякому охотнику. Многие из вас, наверное, видели длиннокрылых чибисов, живущих на кочковатых болотах, на вспаханных полях. Махая длинными крыльями, они кувыркаются в воздухе, звонко кричат: "Чьи вы? Чьи вы?" Так переводит народ на человеческий язык их громкий крик.
Путешествуя по пустынному Таймырскому полуострову в безлесной, голой тундре, где до нас еще, наверное, не были люди, летом я видел и слышал великое множество куликов. Некоторые из этих куликов мне были совсем неизвестны. Я слушал их странные голоса, раздававшиеся над пустынной тундрой. Небольшие кулички срывались иногда из-под самых моих ног.
В маленьких, неглубоких озерках я видел куличков-плавунчиков, близко подходил к ним, любовался, как бойко они плавают меж небольших тростинок, купаются и ныряют. До смелого куличка-плавунчика можно было дотянуться рукою, но он не позволял взять себя в руки и перелетал на новое место.
Там же я наблюдал красиво и пышно одетых куликов-турухтанов, в весеннее брачное время устраивавших между собою смешные поединки. Кулички эти носили пышные воротники, и каждый самец-куличок отличался особенностью своей брачной одежды.
Множество куликов наблюдал я и на птичьих зимовках на южном Каспии, в Кизыл-Агачском заливе. Отлогие берега залива были исписаны множеством больших и малых птичьих следов. Тут вертелись кулики самых разнообразных видов и пород. Ни малейшего внимания не обращали они на грозных орланов-белохвостов, неподвижно сидевших на берегу залива и ожидавших легкой добычи. Здесь я видел крупных куликов с загнутыми кверху клювами-носами. Этими изогнутыми клювами они ловко поднимали мягкий ил, разыскивая червей, улиток и насекомых.
Осенью и весною многие породы куликов совершают далекие перелеты. Знакомых нам куликов зимою видят на берегах рек и озер Центральной Африки. Поразительны перелеты кочующих птиц, их умение безошибочно находить дорогу к местам своих гнездований.
У берегов Земли Франца-Иосифа однажды мы высадились со шлюпки на небольшой отлогий островок, покрытый гнездами гаг. Известно, что крупные гаги устилают свои гнезда легким и мягким пухом, который самки гаг выщипывают из своей груди. Слетая с гнезда, гага прикрывает яйца этим теплым пухом.
На маленьком островке кроме гагачьих гнезд оказалось множество гнездившихся крачек - небольших птиц, похожих на чаек. Птицы эти близки к породе куликов. Они храбро вились над нашими головами, садились на наши шапки, стараясь защитить свои гнезда. Ученые-зоологи рассказывали мне, что маленькие крачки каждый год совершают далекие путешествия в южное полушарие Земли, перелетают экватор. Весною вновь возвращаются на берега холодной арктической земли.
О куликах и близких к ним птицах рассказать можно многое. Я ограничиваюсь тем, что пришлось видеть самому. Бродя в юности с охотничьим ружьем, я любовался веселыми куликами, следил за их жизнью. Кроме вальдшнепов, дупелей, бекасов и гаршнепов, я не убивал маленьких куличков, оживлявших родной пейзаж. Из всех больших и малых куликов мне больше всех запомнился виденный в детстве куличок-перевозчик. Я и теперь иногда вижу его во сне; просыпаясь, невольно радостно улыбаюсь.
ЩУР
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.
Гнездятся щуры в лесах нашего Севера, в глухих и безлюдных местах и только зимою прилетают в наши подгородные леса.
Щур очень добродушная и милая птичка. Живет он в безлюдных лесных местах и человека почти не боится. Даже самым неопытным птицеловам удается ловить зимою прилетевших щуров, идущих на самую бесхитростную приманку. Обычно щуры зимой держатся небольшими дружными стайками. Бывало так, что к накрытым ловчею сетью щурам добровольно забирались оставшиеся на свободе их верные товарищи-друзья. Пойманный щур очень быстро привыкает к неволе и к хозяину, если тот заботится о птице, кормит ее сушеными ягодами, тертой морковкой и семенами. Тихое пение щура похоже на звук маленькой флейты.
Мой щур жил в небольшой клетке, подвешенной над окном. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Особенно любил щур вкусные кедровые орешки. На моем письменном столе всегда лежало несколько таких орешков. Щурка - так мы все его называли - садился ко мне на стол. Я в пальцах раздавливал орешек и кормил щура с ладони.
Он очень любил сидеть на ветвистом лосином роге, прибитом к стене над моею головою. На этом лосином роге висели мое ружье и охотничьи принадлежности: патронташи, сумки, бинокль.
Щурка очень любил купаться. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водою и любовался, как радостно купается щур. Искупавшись и отряхнувшись, закусив сладким орешком, он усаживался над моею головою и начинал тихонечко петь. Под его тихую песенку мне было приятно писать рассказы о лесных похождениях, о радостных встречах. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Иногда Щурка садился на мою пишущую машинку, глядел на меня, как бы желая сказать ласковое и доброе словечко на птичьем своем языке.
Щур очень радовался, когда после прогулки я возвращался в свою рабочую комнату. Случалось, он садился на мое плечо и опять взлетал на свой любимый лосиный рог.
Так мы прожили почти целую зиму. Однажды, перелетая с лосиного рога в клетку, щур вдруг упал на пол, забил крылышками, и мне показалось, что он умирает. Я поднял его с пола, положил на ладонь. Он скоро опомнился, пришел в себя и стал летать, по-прежнему петь и весело купаться. Болезненные припадки повторялись все чаще и чаще. Я догадался, что причиною их были любимые щуром кедровые орешки.