Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Ответы (2 )

    Рассказ Чехова "Человек в футляре "входит в маленькую трилогию и раскрывает тему "футлярной жизни", которая постепенно может привести к деградации целый город

    Главный герой рассказа - учитель гимназии Беликов. Он преподаёт древнегреческий ("мёртвый ") язык и живёт по принципу: "Как бы чего не вышло ". Рассказчик, учитель Буркин говорит:

    "Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!"

    Этот страшный человек всем внушал, что надо жить по правилам и циркулярам, а всем, кто их нарушает, грозил тем, что есть люди наверху, которые разберутся с нарушителями установленных порядков.

    Сам Беликов вёл "футлярную жизнь":

    "даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате". К тому же "и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике". Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. "

    У этого человека было постоянное стремление "окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать," футляр", который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его. Но дело, в том, что герой не просто сам жил в футляре, он пытался заставить это делать весь город. И ему это почти удалось. Деградация личности, свойственная Беликову, охватила всех, кто с ним соприкасался: боялись громко разговаривать, боялись смеяться, боялись высказать своё мнение, отлично е от циркулярного... ,". Буркин замечает:

    "боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоте"

    Но наш герой скатывается с высоты "футлярной "жизни: и в буквальном, и в переносном смысле. Брат девушки, на который вздумал жениться Беликов, высказывает тому всё, что о нём думает и, толкнув, спускает его с лестницы прямо под ноги возвратившейся с прогулки Вареньки. Раздался смех, который и погубил "человека в футляре". Он не смог пережить такого позора, заболел и умер.

    Когда его хоронили, то, казалось, что он наконец-то обрёл спокойствие и вечный футляр, в который чуть не угодил весь город.

    Оказывается, страх может заставить людей деградировать и подчиняться ничтожеству, которое торжествует, потому что его боятся. Новые люди (брат и сестра Коваленко) , приехавшие в город, смогли уничтожить эту удушающую атмосферу деградации жителей города.

    Своими произведениями Чехов предостерегает читателя от деградации, но не "обрекает на неё". Этим рассказом он призывал читателя не поддаваться влиянию среды и беречь в себе человека.

    Рассказ строится на том, что два друга после охоты, располагаются на ночлег и начина ют рассказывать друг другу истории. Один из них - Буркин, преподаватель в гимназии рассказывает про некого Беликова, который преподавал греческий язык в той же гимназии. Беликов был известен тем, что даже в хорошу ю погоду ходил в галошах и зонтиках, а все свои вещи укладывал в футляры. Как считало большинство, в футляр он пытался запрятать и сво ю жизнь - строго во всём следуя правилам и очень скептически относясь к отклонениям от нормы. Беликов угнетал весь город своими беспрекословными взглядами на жизнь.

    Однажды, случилось так, что Беликов чуть не женился на Вареньке (она была сестрой одного из преподавателей в гимназии) . К слову, о Вареньке - это была женщина лет 30, которая была так хороша собой, что очаровала даже Беликова. Все убеждали его жениться на ней. И вероятно так бы оно и было, если бы брат Вареньки не нарисовал на Беликова карикатуру. Учитель греческого языка оскорблений сим явлением, передумал делать сестре своего коллеги предложение.

    Как-то раз Беликов увидел Вареньку с братом, ката ющихся на велосипедах. Беликов считал это неподоба ющим и счел нужен рассказать об этом. Брат Вареньки на поучения Беликова отреагировал крайне критично и даже спустил его с лестницы. Варенька стала свидетельницей этого. Беликов не выдержал такого позора и умер от стыда.

    Когда Беликов лежал в гробу, он казалось, остиг своей цели - настоящий человек в футляре.

    Когда Буркин закончил рассказ его друг ответил ему: "А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?" В его последнем вопросе и заключается мораль всего рассказа.

Конец XIX в. Сель-ская мест-ность в России. Село Миро-но-сицкое. Вете-ри-нарный врач Иван Иванович Чимша-Гима-лай-ский и учитель гимназии Буркин, проохо-тив-шись весь день, распо-ла-га-ются на ночлег в сарае старосты. Буркин расска-зы-вает Иван Иванычу историю учителя грече-ского языка Бели-кова, с которым они препо-да-вали в одной гимназии.

Беликов был изве-стен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непре-менно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перо-чинный нож Бели-кова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закры-вался на все замки. Беликов стре-мился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь цирку-ляры, в которых что-нибудь запре-ща-лось. Любые откло-нения от нормы вызы-вали в нем смятение. Своими «футляр-ными» сооб-ра-же-ниями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Бели-ковым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случи-лось, что в гимназию назна-чили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Кова-ленко, чело-века моло-дого, весе-лого, из хохлов. С ним прие-хала его сестра Варенька, лет трид-цати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаро-вала всех в гимназии, и даже Бели-кова. Тут и пришла в голову учителям мысль поже-нить Бели-кова и Вареньку. Бели-кова стали убеж-дать в необ-хо-ди-мости жениться. Варенька стала оказы-вать ему «явную благо-склон-ность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Кова-ленок и в конце концов сделал бы Вареньке пред-ло-жение, если бы не один случай. Какой-то озорник нари-совал кари-ка-туру на Бели-кова, где тот был изоб-ражен с зонтом под руку с Варенькой. Экзем-пляры картинки были разо-сланы всем учителям. На Бели-кова это произ-вело очень тяжелое впечат-ление.

Вскоре Беликов встретил на улице Кова-ленок, ката-ю-щихся на вело-си-педах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его поня-тиям, учителю гимназии и женщине ездить на вело-си-педе не пристало. На другой день Беликов отпра-вился к Кова-ленкам «облег-чить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи чело-веком свобо-до-лю-бивым, с первого дня невзлюбил Бели-кова. Не стерпев его поучений насчет катания на вело-си-педах, Кова-ленко попросту спустил Бели-кова с лест-ницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знако-мыми. Увидев катя-ще-гося по лест-нице Бели-кова, она звонко рассме-я-лась. Мысль о том, что о проис-шедшем узнает весь город, привела Бели-кова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выра-жение лица у него было счаст-ливое. Каза-лось, он достиг своего идеала, «его поло-жили в футляр, из кото-рого он уже никогда не выйдет. Хоро-нили Бели-кова с приятным чувством осво-бож-дения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утоми-тельная, бестол-ковая жизнь, не запре-щённая цирку-ляром, но и не разре-шенная вполне».

Буркин закан-чи-вает рассказ. Размышляя об услы-шанном, Иван Иваныч произ-носит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

Антон Павлович Чехов - один из величайших русских писателей, который прекрасно понимал, что власть, чины и деньги - это все внешние факторы, способные поработить человеческую личность. Однако подлинным инструментом все же является всепроникающий страх. Вот о чем предупреждал в своих произведениях Чехов. «Человек в футляре» расскажет о нелепом и ничтожном персонаже. Маниакальный страх безраздельно владел его душою.

Краткое содержание: «Человек в футляре». Начало

В селе Мироносицком, в сарае у старосты Прокофия, расположились переночевать два охотника. Один - Иван Иваныч - ветеринарный врач, а другой - Буркин - учитель гимназии. Первый приехал в эти места поохотиться и подышать свежим воздухом, а другой каждое лето любил погостить у графов П. Больше им заняться и нечем было, кроме как разговорами. И речь сразу зашла о жене старосты Мавре, которая была женщиной здоровой и совсем неглупой. Но на люди она выходить не любит, дальше своего села никогда не выезжала, в общем, живет как рак-отшельник.

Долго не спалось охотникам. На небе светила луна, Иван Иваныч курил трубку у входа, а Буркин лежал на сене.

Беликов

Дальше интересное развитие получает сюжет и наше краткое содержание. «Человек в футляре» продолжается тем, что Буркин рассуждает, что такие люди, как Мавра, - совсем не редкость. Вот, например, у них в городе недавно умер учитель гимназии по греческому языку Беликов, который был на редкость странным человеком. Он всегда ходил в одном и том же, в любую погоду надевал теплое пальто на вате, калоши и обязательно брал зонтик. И все у него было в футляре: часы, очки, перочинный ножичек для карандашей и т. д. Создавалось такое впечатление, что он постоянно стремился окружить себя какой-то оболочкой, наверное, так он прятался от реалий жизни. Он всего боялся, был человеком очень осторожным и мнительным. Его тоже все боялись, даже директор. В страхе он держал всю гимназию целых 15 лет.

Варенька

Но однажды он чуть было не женился. К ним был назначен новый учитель, который приехал вместе со своей тридцатилетней сестрой Варенькой, которая была очень веселой и живой. На именинах директора она очень красиво пела, и Беликов немного увлекся ею. Всем показалось, что вот бы женить сорокалетнего Беликова на Варе. Вроде бы неплохая пара из них получилась бы. Но Беликов не торопился, он хотел все тщательно обдумать и взвесить. И так долго думал, что еще больше похудел и осунулся. Вареньке учитель греческого тоже приглянулся, тем более что с братом ей жилось не больно-то и хорошо, так как любили они поспорить.

Однако все испортила нарисованная карикатура, где Беликов в калошах, в подсученных брюках и зонтом идет под руку с Варей. А внизу была подпись: «Влюбленный антропос». Беликова все это очень сильно встревожило. Но страшней всего был удар, когда он увидел, как Варенька ехала вместе с братом на велосипедах. Беликов посчитал это из рук вон выходящим событием. Вечером того же дня он пришел к ее брату, чтобы поговорить об их непристойном поведении. Он сказал, что недозволительно учителю ездить на велосипеде, ведь гимназистам только и остается, что ходить на головах, и что он обязан доложить об этом директору.

Конечно, многое упущено в описании, так как это только краткое содержание. «Человек в футляре» заканчивается тем, что брат Вари не удержался и спустил Беликова с лестницы, да так, что тот кубарем покатился и упал на землю. Повезло, что ничего не сломал и очки остались целы. Всю эту картину видела подходящая к дому Варя с двумя дамами. Несчастный Беликов встал, отряхнулся, а Варя залилась громким смехом, думая, что тот случайно споткнулся. Но всего этого он уже не слышал и не видел. В полном отчаянии он пришел домой, лег в постель и больше не встал с нее. Через три дня он умер…

Похороны прошли, все вроде бы вздохнули с облегчением, но через неделю жизнь опять стала такой же серой, утомительной и бестолковой, как была раньше.

Рассказ «Человек в футляре»: анализ произведения

Вот, в принципе, и все. Это самое интересное, о чем может рассказать краткое содержание. «Человек в футляре» показывает футлярную жизнь как способ существования. Но сам Чехов всегда был приверженцем полноценной жизни. В этом рассказе он хотел подчеркнуть, что страх перед реальной действительностью для человека и может создать тот самый футляр. В этом произведении явно прослеживается сатирическая и гротескная характеристика жизни русской интеллигенции в России того времени.

Название: Человек в футляре

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 10мин 57сек

Аннотация:

Автор рассказывает нам историю Беликова, работающего учителем древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Он был необычайно аккуратен как в личной, так и в профессиональной жизни. Строгий, дисциплинированный, он никогда не делал исключений из правил. Он всегда делал все по-своему, стараясь избежать даже малейшего проявления непристойности.
Хотя ему и его коллегам не о чем было говорить, он регулярно посещал каждого из них, потому что так принято было делать. Каждый раз, когда начиналось что-то, даже слегка неправильное, Беликов переживал, как бы это не дошло до ушей власти. Естественно, другие учителя ненавидели его.
В какой-то момент Беликов влюбился в Вареньку, сестру Коваленко, нового учителя в школе. Все поощряли эти отношения, надеясь, что брак смягчит Беликова.
Однажды кто-то нарисовал юмористическую карикатуру на Беликова и Вареньку, которая его очень задела. Затем Беликов увидел в парке Вареньку и ее брата, катающихся на велосипеде. Возмущенный Беликов пошел к Коваленко жаловаться на столь неприличное, по его мнению, поведение, и Коваленко в разгаре ссоры спустил его с лестницы. После этого происшествия Беликов впал в депрессию, перестал вставать с постели и спустя месяц умер. На похоронах все его знакомые почувствовали облегчение.

А.П. Чехов — Человек в футляре. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.