Боевые действия немецких подводных лодок
во время Второй мировой войны

Немецкие подводные лодки действовали в Атлантике с первых дней Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 г. немецкий подводный флот насчитывал всего 57 подводных лодок, из которых: 35 - небольшие лодки серии II прибрежного действия (водоизмещением 250 т) и 22 - океанские подводные лодки (водоизмещением 500 и 700 т). С такими малыми силами немецкий подводный флот начал битву за Атлантику .

Начало боевых действий
немецких подводных лодок на Атлантике

Сначала проблемами немецкого подводного флота были недостаточное количество подводных лодок и недостаточное их строительство (основные судостроительные мощности были заняты постройкой крейсеров и линкоров) и очень неудачное расположение германских портов. Немецким подводным лодкам приходилось идти в Атлантику через Северное море, в котором было много британских кораблей, минных полей, и которое тщательно патрулировала британская базовая и авианосная авиация.

Через несколько месяцев благодаря наступательным кампаниям вермахта в Западной Европе ситуация в Атлантике в корне изменилась.

В апреле 1940 г. немецкие войска оккупировали Норвегию и, таким образом, уничтожили противолодочный рубеж Шотландия – Норвегия. При этом немецкий подводный флот получил удобно расположенные норвежские базы в Ставангере, Тронхейме, Бергене и других портах.

В мае 1940 г. Германия оккупировала Нидерланды и Бельгию; под Дюнкерком были разгромлены англо-французские войска. В июне Франция была уничтожена как союзное государство, сражавшееся с Германией. После заключения перемирия Германия оккупировала северную и западную части страны, в том числе все французские порты на побережье Бискайского залива Атлантического океана.

Великобритания потеряла своего самого большого союзника. В 1940 г. французский флот был четвертым в мире. Только горстка французских кораблей присоединилась к силам Свободной Франции и боролась против Германии, хотя к ним позже присоединялись несколько построенных канадцами корветов, которые играли небольшую, но важную роль в борьбе с нацистской Германией.

Британские эсминцы были отведены из Атлантики. Кампания в Норвегии и немецкое вторжение в Бенилюкс и Францию потребовали от британских флотилий эсминцев большого напряжения и значительных потерь. Многие эсминцы были сняты с маршрутов конвоев, чтобы поддержать норвежские операции в апреле и мае, а затем отведены к Ла-Маншу, чтобы поддержать эвакуацию из Дюнкерка. Летом 1940 г. Великобритания находилась перед серьезной угрозой вторжения. Эсминцы были сосредоточены в Канале, где они готовились отразить немецкое вторжение. Здесь эсминцы тяжело пострадали от воздушных атак авиации немецкого командующего авиацией в Атлантике (Luftwaffe Fliegerführer Atlantik). Семь эсминцев были потеряны в норвежской кампании, еще шесть в боях у Дюнкерка и следующие 10 в Канале и Северном море в мае – июле, большинство из них от воздушных атак, потому что они испытывали недостаток в адекватном зенитном вооружении. Большинство других эсминцев было повреждено.

В июне 1940 г. Италия вступила в войну на стороне стран Оси. Был открыт Средиземноморский театр военных действий. Великобритания объявила войну Италии и усилила свой Средиземноморский флот (6 линкоров против 6-ти итальянских), разместив новую эскадру в Гибралтаре, известную как соединение «Эйч» (H) – новейший английский линкор «Худ» водоизмещением 42 000 т, два линкора «Резолюшн» и «Вэлиант», одиннадцать эсминцев и авианосец «Арк Ройял» – для противодействия французскому флоту в Западном Средиземноморье.

Все эти события кардинально изменили обстановку в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях.

Германия не имела возможности уничтожить союзные военно-морские флоты в прямом боевом столкновении, поэтому начала действовать на коммуникациях противника. Для этого она использовала: надводные корабли (крупные или катера), надводные коммерческие рейдеры, подводные лодки, авиацию.

«Счастливое Время» немецких подводных лодок

Завершение немецкой кампании в Западной Европе означало, что подводные лодки, которые были задействованы в норвежской кампании, были теперь освобождены от операций флота и возвратились к войне на коммуникациях, чтобы топить суда и корабли союзников.

Немецкие подводные лодки получили прямой выход в Атлантику. Так как пролив Ла-Манш был относительно мелок и с середины 1940 г. был блокирован минными полями, немецким подводным лодкам приходилось идти вокруг Британских островов, чтобы достичь самых выгодных «охотничьих угодий».

С начала июля 1940 г. немецкие подводные лодки после патрулирования в Атлантике начали возвращаться на новые базы в Западной Франции. Французские базы в Бресте, Лорьяне, Бордо, Сен-Назере, Ла-Паллисе и Ла-Рошеле были на 450 миль (720 км) ближе к Атлантике, чем немецкие базы в Северном море. Это очень расширяло диапазон действия немецких подводных лодок в Атлантике, позволяя им нападать на конвои намного западнее и проводить более длительное время на патрулировании, удваивая эффективное число подводных лодок.

Количество потопленных судов союзников начало быстро расти. В июне 1940 г. общий тоннаж потопленных судов союзных и нейтральных флотов составил 500 тыс. тонн. В последующие месяцы англичане теряли транспортные судна общим водоизмещением около 400 тыс. тонн ежемесячно. Великобритания оказалась в крайне тяжелом положении.

Число подводных лодок, находящихся на патрулировании в Атлантике, начало увеличиваться. В свою очередь состав эскортов союзников, доступных для конвоев, которые состояли из 30 – 70 главным образом невооруженных торговых судов, был значительно уменьшен. Единственным утешением для британцев было то, что большие торговые флоты оккупированных Норвегии и Нидерландов оказались под британским контролем. Великобритания заняла Исландию и Фарерские острова (Faeroe Islands), чтобы получить для себя базы и воспрепятствовать переходу их в руки противника после занятия немецкими войсками Дании и Норвегии.

Во французских атлантических базах началось строительство бетонированных бункеров, доков и верфей для подводных лодок, которые были непробиваемы для бомбардировщиков союзников, пока Бэйрнс Воллис (Barnes Wallis) не разработал свою высокоэффективную бомбу «Тэллбой» (tallboy).

База немецких подводных лодок в Лорьяне, Западная Франция

С июня по октябрь 1940 г. было потоплено более 270 судов союзников. Период с июня 1940 г. по февраль 1941 г. вспоминался командами немецких подводных лодок как «Счастливое Время » (Die Glückliche Zeit). 1940 и 1941 гг., когда немецкие подводные лодки при сравнительно небольших потерях добились на коммуникациях союзников огромных успехов, экипажи подводных лодок назвали еще «жирными годами ».


которое было торпедировано, но осталось на плаву


Collections IWM. Photo No.: MISC 51237.

Первоначальные действия немецких подводных лодок с французских баз были достаточно эффективны. Это было время расцвета командиров подводных лодок, таких как Гюнтер Прин (U-47), Отто Кречмер (U-99), Йоахим Шепке (U-100), Энгельберт Эндрас (U-46), Виктор Оерн (U-37) и Генрих Блейхродт (U-48). На счету каждого из них было по 30-40 потопленных судов союзников.

Самым известным из всех немецких подводводников был Гюнтер Прин (1909-1941), командир подводной лодки U-47, первый кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями среди подводников. Он был одним из самых результативных командиров подводных лодок. Прин получил прозвище «Бык Скапа-Флоу», которое он получил после торпедирования британского линкора «Ройал Оук», который находился на охраняемом рейде в гавани Скапа-Флоу. Гюнтер Прин пропал без вести в Атлантическом океане вместе со своей подводной лодкой и всем экипажем 8 марта 1941 г. после атаки на конвой OB-293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс.

U-47

Самой большой трудностью для подводных лодок было найти конвои в необъятности океана. Немцы имели горстку самолетов дальнего действия «Фоке-Вульф-200 Кондор» (Focke-Wulf 200 Condor), базируемых в Бордо (Франция) и Ставангере (Норвегия), которые использовались для разведки, но являющихся по существу переделанным гражданским авиалайнером. Этот самолет был временным решением. Из-за продолжающихся трений между военно-воздушными силами (Luftwaffe) и военно-морским флотом (Kriegsmarine), первичным источником наблюдений за конвоями были непосредственно подводные лодки. Поскольку мостик субмарины расположен очень близко к воде, диапазон визуального наблюдения с подводных лодок был весьма ограничен.

Дальний морской разведчик «Фоке-Вульф-200» (Focke-Wulf FW 200)


Источник: Aircraft of the Fighting Powers , Vol II. Ed: H J Cooper, O G Thetford and D A. Russell,
Harborough Publishing Co, Leicester, England 1941.

В 1940 г. – начале 1941 г. половину судов торгового флота союзников потопили подводные лодки. К концу 1940 г. британский флот и авиация потопили 33 лодки. Но в 1941 г. германские судоверфи довели производство подводных лодок до 18 единиц в месяц. В августе 1941 г. немецкий подводный флот имел на вооружении уже 100 подводных лодок.

«Волчьи стаи» подводных лодок Дёница

В феврале – марте 1941 г. немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» во время рейда в Северной Атлантике уничтожили 22 транспортных судна союзников общим водоизмещением в 115 600 тонн. Однако в мае 1941 г. британцы потопили самый большой немецкий линкор «Бисмарк», и с лета 1941 г. Германия отказалась от использования крупных надводных кораблей против коммуникаций союзников. Подводные лодки остались единственным средством боевых действий на дальних коммуникациях. При этом катера и авиация действовали на ближних коммуникациях.

Командующий немецким подводным флотом вице-адмирал Карл Дёниц разработал тактику атаки подводных лодок на конвои судов союзников (тактика «волчьих стай» ), когда группа подводных лодок совершала нападение одновременно. Карл Дёниц организовал систему снабжения подводных лодок непосредственно в океане вдали от баз.

Вице-адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz),
командующий подводным флотом в 1935-1943 гг.,
главнокомандующий военно-морским флотом Германии в 1943-1945 гг.

В марте 1941 г. немецкий подводный флот впервые понес значительные потери, когда он потерял трех своих лучших командиров подводных лодок. Погибли вместе с экипажами Г. Прин и Й. Шепке. О. Кречмер попал в плен.

В 1941 г. британцы стали чаще применять систему конвоев, позволявшую большим организованным группам транспортных судов пересекать опасный для них Атлантический океан под охраной эскортов из военных кораблей – крейсеров, эсминцев и эскортных авианосцев. Это значительно снизило потери транспортных судов и вызвало рост потерь немецких подводных лодок.

С начала 1941 г. активное участие в атаках на немецкие подводные лодки стала принимать британская авиация. Однако самолеты еще не имели достаточного радиуса действия и были эффективным противолодочным средством лишь на малых дистанциях.

«Волчьи стаи» подводных лодок Дёница наносили конвоям союзников большой урон. До конца 1941 г. немецкий подводный флот был главенствующей силой в Атлантике. Великобритания с большим напряжением сил защищала свое транспортное судоходство, жизненно важное для метрополии.

11 декабря 1941 г. Германия объявила войну Соединенным Штатам, и сразу же немецкие подводные лодки стали топить американские торговые суда у берегов США. Американский торговый флот оказался не готов к войне, его одиночные транспорты были беззащитны. Немецкие подводные лодки истребляли их без особого труда. Прошло несколько месяцев, прежде чем американцы начали использовать эффективную английскую систему конвоев, сразу снизившую потери американских транспортных судов.

С декабря 1941 г. по март 1943 г. произошло сокращение авиационной поддержки «волчьих стай» подводных лодок. За этот период немецкий военно-морской флот потерял 155 подводных лодок. За этот же период было потоплено транспортных судов и боевых кораблей противника и нейтральных стран общим водоизмещением около 10 млн. тонн, из них 80 % подводными лодками. Только за 1942 г. немецким подводным лодкам удалось потопить транспортов водоизмещением около 7,8 млн. тонн.

1942–1943 гг. были критическими в битве за Атлантику. Британцы стали использовать систему подводного обнаружения Асдика, радары, авиацию дальнего действия. Эскортирование конвоев осуществлялось флотскими «группами поддержки». Защита союзных коммуникаций начала улучшаться, стала падать эффективность немецких подводных лодок, возросло количество их потерь.

За первое полугодие 1942 г. потери транспортов союзников от «волчьих стай» подводных лодок достигли максимального числа в 900 судов (водоизмещением 4 млн. тонн). За весь 1942 г. было потоплено 1664 судна союзников (водоизмещением 7 790 697 тонн), из них 1160 судов – подводными лодками.

Вместо использования рейдов надводного флота Германия перешла к неограниченной подводной войне (uneingeschränkter U-Boot-Krieg), когда подводные лодки стали топить гражданские торговые суда без предупреждения и при этом не пытались спасти команды этих судов.

17 сентября 1942 г. командующий подводным флотом военно-морского флота Германии Карл Дёниц отдал приказ Тритон Нуль или «приказ Лакония» (Laconia-Befehl), который запрещал командирам подводных лодок оказывать помощь экипажу и пассажирам потопленных судов. Это было необходимо, чтобы избежать преследования подводных лодок противолодочными силами союзников.

До сентября 1942 г. согласно правилам ведения войны немецкие подводные лодки после атаки судов союзников оказывали помощь морякам потопленных судов и кораблей. 12 сентября 1942 г. подводная лодка U-156 потопила британское транспортное судно «Лакония» и оказала помощь в спасении экипажу и пассажирам. 16 сентября 4 подводные лодки (одна итальянская), имевшие на борту несколько сотен спасённых, были атакованы американскими самолётами, пилоты которых знали, что немцы и итальянцы спасали англичан. В результате авиа-налета подводная лодка U-156 была сильно повреждена.

На следующий день, узнав о случившемся, командующий подводным флотом адмирал Дёниц издал приказ: «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов ».

В 1942 г. боевые действия в Атлантике шли с переменным успехом. Немецкие подводные лодки направлялись к берегам Северной и Южной Америки, Центральной и Южной Африки, некоторые – в Индийский и Тихий океаны. Однако добиться полного уничтожения атлантических коммуникаций союзников немецкий подводный флот не смог.

Перелом в Битве за Атлантику.
Потери немецкого подводного флота в 1943 г.

30 января 1943 г. гросс-адмирал Редер снят с поста главнокомандующего военно-морским флотом Германского рейха и на его место назначен Карл Дёниц, которому было присвоено воинское звание гросс-адмирал.

В начале 1943 г. против 100-130 немецких подводных лодок, ведущих поиск на коммуникациях, действовало около 3 тыс. кораблей и до 2 700 самолетов союзников.

К началу 1943 г. союзниками были созданы новые типы самолетов с большим радиусом действия, а также новые радиолокаторы. Союзные флоты усовершенствовали свою противолодочную тактику. С апреля 1943 г. в Атлантике начали действовать американские и британские ударные противолодочные группы, которые возглавляли эскортные авианосцы.

В 1943 г. количество немецких подводных лодок достигло 250 единиц. Однако в марте – мае союзниками было потоплено 67 немецких подводных лодок – максимальное количество.

Всего за май 1943 г. немецкий подводный флот потерял от глубинных бомб самолетов и эсминцев союзников в основном в Центральной Атлантике 41 подводную лодку и более тысячи человек экипажей, среди которых был Петер Дёниц – младший сын главнокомандующего военно-морским флотом Германии.

В 1943 г. немецкие подводные лодки потопили в Атлантике транспортные суда союзников общим водоизмещением в 500 тыс. тонн. Однако потери торговых флотов союзников стали снижаться. В июне они снизились до 28 тыс. тонн. Строительство в США большой серии транспортных судов типа «Либерти» позволили к концу 1943 г. восполнить потери.

С мая 1943 г. произошли большие изменения. Самолеты союзников начали осуществлять постоянные полеты над Бискайским заливом, где на база французского побережья располагались основные базы немецких подводных лодок. Многие из них стали погибать еще до выхода на атлантические коммуникации союзников. Поскольку подводные лодки того времени не могли находиться постоянно под водой, их на пути в Атлантику постоянно атаковали самолеты и корабли союзных флотов. Небольшому числу немецких подводных лодок удавалось подойти к усиленно охраняемым конвоям. Уже не помогали ни собственные радиолокаторы подводных лодок, ни усиленное зенитное вооружение, а при атаках на конвои – самонаводящиеся акустические торпеды.

В 1943 г. наступил перелом – на каждое потопленное судно союзников немецкий подводный флот стал терять одну подводную лодку.

Немецкая подводная лодка под огнем самолета союзников в Южной Атлантике в 1943 г.

The Collection Database of the Australian War Memorial under the ID Number: 304949.

5 ноября 1943 г. немецкая подводная лодка U-848 типа IXC отражает воздушное нападение в Южной Атлантике. В боевой рубке подводной лодки – спаренная 20-мм зенитная артиллерийская установка Flak 38, на палубе – 105-мм пушка SKC /32.

Окончание битвы за Атлантику.
Поражение немецкого подводного флота

С апреля 1943 г. по июнь 1944 г. произошел окончательный перелом в битве за Атлантику . Союзники перешли в наступление. В этот период происходил качественный и количественный рост противолодочных сил и средств союзных флотов. Союзниками были расшифрованы коды радиосвязи немецких подводных лодок, были разработаны радары нового типа. Шло массовое строительство эскортных кораблей и эскортных авианосцев. Для поиска подводных лодок выделялось все больше авиации. Как следствие происходило сокращение потерь в тоннаже транспортных судов, и значительно увеличились потери немецкого подводного флота. Союзники не только защищают свои коммуникации, но и атакуют базы немецких подводных лодок.

После выхода из войны Италии, Германия потеряла свои базы в Средиземном море.

Немецкий военно-морской флот и его подводный флот окончательно проиграли битву за Атлантику к концу 1944 г. Союзники к тому времени имели абсолютное превосходство на море и в воздухе.

30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13 (командир Александр Маринеско ) потопила в Балтийском море немецкий пассажирский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 тонны. За уничтожение лайнера «Вильгельм Густлов» Александр Маринеско попал в список личных врагов Адольфа Гитлера. На «Вильгельме Густлове» эвакуировалась из Данцигского порта (Гданьск) элита немецкого подводного флота: 100 командиров подводных лодок, окончивших курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 3700 унтер-офицеров подводного флота – выпускников школы подводного плавания, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров главного управления имперской безопасности (РСХА), батальон СС вспомогательной службы Данцигского порта (300 чел.). Всего погибло около 8 тыс. человек. В Германии был объявлен траур, как после капитуляции 6-й армии в Сталинграде.

Капитан 3-го ранга А. И. Маринеско, командир советской подводной лодки С-13

В марте 1945 г. в Атлантику вышла последняя специальная группа немецких подводных лодок (6 единиц) – отряд «Морской волк». Группа направлялась в сторону Соединенных Штатов. Американцы получили ложные сведения о том, что на борту немецких подводных лодок находятся баллистические ракеты «Фау-2» (V-2) для обстрела городов на атлантическом побережье США. На перехват этих подводных лодок были брошены сотни американских самолетов и десятки кораблей. В итоге были уничтожены пять из шести подводных лодок.

За последние пять недель войны немецкий подводный флот потерял 23 подводные лодки с экипажами, потопив при этом 10 судов водоизмещением 52 тыс. тонн.

Во время Второй мировой войны боевые потери подводного флота Германии составили 766 подводных лодок. В 1939 г. было потоплено – 9, в 1940 г. – 24, в 1941 г. – 35, в 1942 г. – 86, в 1943 г. – 242, в 1944 г. – 250 и в 1945 г. – 120 подводных лодок.

В конце войны большое число немецких подводных лодок было уничтожено во время массированных бомбардировок военно-морских баз и стоянок подводных лодок.

Из 39 тыс. моряков, членов экипажей подводных лодок, погибло около 32 тысяч человек. Подавляющее большинство – в последние два года войны.

30 апреля 1945 г. гросс-адмирал Карл Дёниц отдал приказ о начале операции «Регенбоген», в ходе которой все немецкие корабли, в том числе и подводные лодки, кроме необходимых для рыболовства и послевоенного разминирования, должны были быть уничтожены. Однако по требованию союзников 4 мая в Дениц отдал приказ об отмене операции «Регенбоген». Экипажи 159 подводных лодок сдались в плен. Но командиры подводных лодок в Западной Балтике не выполнили последний приказ Дёница. Ими было затоплено 217 боеготовых подводных лодок, 16 выведенных из эксплуатации и 5 подводных лодок, находящихся на стапелях.

Уже после капитуляции Германии союзниками была проведена операция «Дэдлайт» («Смертельный огонь»). С ноября 1945 г. по январь 1946 г. у западного побережья Великобритании союзники потопили 119 захваченных боеспособных немецких подводных лодок, сбрасывая на них бомбы с самолетов.

Канадские моряки на захваченной немецкой подводной лодке U-190, июнь 1945 г.


Edward W. Dinsmore / Canada. Dept. of National Defence. Library and Archives Canada № PA-145577.

Канадские моряки поднимают свое знамя выше немецкого флага над захваченной немецкой подводной лодкой U-190, Ст.-Джон, Ньюфаундленд (St.John"s, Newfoundland), июнь 1945 г.

Немецкие подводные лодки потопили в общей сложности 2 828 союзных или нейтральных судов – всего водоизмещением в 14 687 231 тонну. По подтвержденным данным было потоплено 2 603 транспортных суда и боевых корабля союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн, из которых 11,5 млн. тонн потери британского флота. При этом погибло 70 тысяч военных моряков и 30 248 моряков торгового флота. Британский военно-морской флот потерял 51 578 человек убитыми и пропавшими без вести.

Немецкие подводные лодки добились наибольшего успеха по сравнению с надводными кораблями и авиацией. На их долю пришлось 68 % потопленных транспортных судов и 37,5 % потопленных боевых кораблей союзников.

Из общего количества судов, потопленных подводными лодками, 61 % составляют одиночные суда; 9 % – суда, отставшие от конвоев, и 30 % – суда, шедшие в составе конвоев. Соотношение потерь и побед составило 1:3,3 в пользу подводных лодок по англо-американским данным и 1:4 по немецким данным.

Германия начала войну, имея 57 подводных лодок, из которых 35 были малыми прибрежными субмаринами типа II. Затем Германия развернула большую программу по строительству океанского подводного флота. За время Второй мировой войны (5 лет и 8 месяцев) на верфях Германии было построено 1157 подводных лодок. Всего, таким образом, подводный флот Германии имел на вооружении 1214 подводных лодок, из которых было уничтожено 789 (по англо-американским данным) или 651 (по немецким данным).

После потери передовых, а затем и некоторых основных военно-морских баз, Германия лишилась выгодных условий для боевых действий на море. К концу войны промышленность США и Великобритании строила новые транспортные суда и боевые корабли быстрее, чем союзники несли потери. В итоге Германия понесла поражение в битве за Атлантику.

Вооружение

  • 5 × 355-мм торпедных аппарата
  • 1 × 88 мм SK C/35 орудие
  • 1 × 20 мм C30 зенитка
  • 26 TMA или 39 TMB мины

Однотипные корабли

24 подводные лодки тип VIIB:
U-45 - U-55
U-73 - U-76
U-83 - U-87
U-99 - U-102

Германская подводная лодка типа VIIB U-48 является самой результативной субмариной Кригсмарине во Второй мировой войне. Изготовленная на верфи Germaniawerft в Киле в 1939 году, она совершила 12 боевых походов, потопив 55 кораблей союзников общим водоизмещением 321000 тонн. В 1941 году U-48 была переведена в учебную флотилию, где и прослужила до конца войны. Была затоплена экипажем 3 мая 1945 года неподалеку от Нойштадта.

История создания

Предпосылки к созданию

Итоги Первой мировой войны показали наступательную силу подводного флота, практически «задушившего» Великобританию морской блокадой. Из-за атак германских подлодок Антанта потеряла 12 млн.тонн своего флота, не считая 153 боевых кораблей. Поэтому условиями Версальского мирного договора разработка и строительство подводных лодок в Германии были запрещены. Данное обстоятельство вынудило Рейхсмарине искать обходные пути возрождения своего подводного флота. Немецкие судостроительные компании начали создавать заграничные конструкторские бюро, в которых разрабатывались проекты новых подводных кораблей. Для реализации вырабатываемых идей нужны были заказы, ради которых бюро шли на установление более привлекательных цен, чем у конкурентов. Убытки компенсировались финансами Рейхсмарине. Одним из наиболее ценных заказов был из Финляндии, для которой построили малую лодку Vesikko и среднюю Vetehinen, ставшими прообразом для субмарин II и VII серий.

Проектирование

Описание конструкции

Корпус

Подводная лодка U-48, как и все лодки VII серии была полуторакорпусной (легкий корпус располагался не по всему обводу прочного корпуса). Прочный корпус представлял собой цилиндр диаметром 4,7 м в районе центрального поста, сужающийся по направлению к носу и корме. Также от центра к оконечностям изменялась и толщина листа прочного корпуса (18,5 и 16,0 мм соответственно). Конструкция была рассчитана на рабочее погружение до 100-120 м, при этом надо учитывать, что запас прочности, принятый для ПЛ в германском флоте, составлял коэффициент 2,3. На практике лодки VII серии погружались на глубину до 250 м.

К прочному корпусу приваривались: носовая и кормовая оконечности, бортовые були, уравнительные цистерны, а также палубная надстройка с ограждением рубки. Пространство между прочным и легким корпусами было свободно затопляемым. Под палубной надстройкой был проложен трубопровод вентиляционной системы, оборудованы хранилища первых выстрелов к палубному орудию и зенитной пушке, спасательная шлюпка, запасные торпеды для носовых аппаратов, а также баллонов со сжатым воздухом.

Внутреннее пространство лодки было разбито на шесть отсеков, имевших различное предназначение. Отсеки отделялись друг от друга легкими переборками, рассчитанными на надводное положение ПЛ при аварии. Исключение составлял центральный пост, служивший одновременно спасательным отсеком. Его переборки были выполнены вогнутыми и рассчитаны на давление в 10 атмосфер. Отсеки нумеровались от кормы к носу для однозначности определения местоположения различных механизмов и оборудования относительно бортов корабля.

Назначение отсеков на подводной лодке U-48 (тип VIIB)
N Назначение отсека Оборудование, приборы, механизмы
1 Кормовой торпедный и электродвигателей
  • Кормовой торпедный аппарат, два электродвигателя и два компрессора сжатого воздуха (электрический и дизельный);
  • Пост энергетики, пост ручного управления вертикальным рулем и кормовыми горизонтальными рулями;
  • Запасная торпеда, дифферентная и две торпедозаместительные цистерны под палубным настилом;
  • Торпедопогрузочный люк в верхней части корпуса;
  • Кормовая балластная цистерна вне прочного корпуса.
2 Дизельный
  • Два дизеля суммарной мощностью 2800 л.с.;
  • Расходные баки дизельного топлива, цистерны с машинным маслом;
  • Баллоны со сжатым воздухом для запуска дизелей, баллон с углекислым газом для тушения пожаров.
3 Кормовой жилой («Потсдамская площадь»)
  • Четыре пары коек для унтер-офицеров, два складных стола, 36 ящичков для личных вещей экипажа;
  • Камбуз, кладовая, гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), два баллона сжатого воздуха и топливные цистерна под палубным настилом.
4 Центральный пост и боевая рубка
  • Командирский и зенитный перископы;
  • Пост управления горизонтальными и вертикальными рулями, пост управления клапанами вентиляции цистерн и кингстонами, машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор ультразвукового эхолота, указатель скорости;
  • Боевой пост штурмана, стол для хранения карт;
  • Трюмная и вспомогательная помпы, насосы гидравлической системы, баллоны сжатого воздуха;
  • Балластная и две топливные цистерны под палубным настилом;
  • Боевой пост командира (рабочая часть командирского перископа, счетно-решающий прибор управления торпедной стрельбой, откидное кресло, репитер гирокомпаса, машинный телеграф, привод управления вертикальным рулем и люк для выхода на мостик) в боевой рубке.
5 Носовой жилой отсек
  • «Каюта» командира (койка, откидной столик, шкафчик), отделенная от прохода шторой;
  • Пост акустика и радиорубка;
  • По две двухъярусных койки для офицеров и оберфельдфебелей, два столика;
  • Гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), боезапас палубного орудия.
6 Носовой торпедный отсек
  • Четыре торпедных аппарата, шесть запасных торпед, подъемно-транспортные и погрузочное устройства (для заряжания аппаратов и загрузки торпед в лодку);
  • Шесть двухъярусный коек, парусиновые гамаки;
  • Дифферентная и две торпедозаместительные цистерны, баллоны сжатого воздуха;
  • Ручной привод носовых горизонтальных рулей;
  • Цистерна быстрого погружения и носовая балластная цистерна вне прочного корпуса.

Непосредственно на мостике находились направляющие перископов и подставка оптического прибора управления стрельбой (UZO), использовавшегося при атаке из надводного положения, нактоуз главного компаса и люк, ведущий вниз в боевую рубку. На стенке рубки по правому борту имелась щель для выдвижной антенны радиопеленгатора. Задняя часть мостика была открыта и выходила на кормовую платформу, имевшую ограждение в виде поручней.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка U-48 состояла из двух типов двигателей: дизельных для надводного хода и электромоторов для плавания в погруженном состоянии.

Два шестицилиндровых четырехтактных дизеля марки F46 фирмы Germaniawerft развивали мощность 2800 л.с., что позволяло идти в надводном положении с максимальной скоростью 17,9 узлов. При преследовании конвоя часто использовали одновременно и дизели и электромоторы, что давало дополнительно около 0,5 узла скорости. Максимальный запас топлива составлял 113,5 т и обеспечивал дальность плавания 10-узловым ходом до 9700 миль. Для сгорания топлива воздух в дизели подавался по трубопроводу, проложенному к ограждению рубки между прочным и легким корпусом, а для отвода выхлопных газов каждый дизель был снабжен выхлопными патрубками.

Движение под водой обеспечивалось двумя электромоторами AEG GU 460/8-276 суммарной мощностью 750 л.с. Двигатели питались от аккумуляторной батареи 27-МАК 800W, состоящей из 124 элементов. Максимальная скорость движения под водой составляла 8 узлов, радиус действия в подводном положении - 90 миль при 4 узлах и 130 миль при 2 узлах. Зарядка батареи осуществлялась от работающих дизелей, соответственно лодка должна была находиться на поверхности.

Погружение U-48 осуществлялось за счет заполнения водой балластных цистерн, всплытие - за счет их продувания сжатым воздухом и отработанными газами дизелей. Время срочного погружения лодки составляло 25-27 секунд при слаженной работе экипажа.

Экипаж и обитаемость

Экипаж U-48 состоял из 44 человек: 4 офицеров, 4 старшин, 36 унтер-офицеров и матросов.

Офицерский состав включал в себя командира лодки, двух вахтенных начальников и главного механика. Первый вахтенный начальник исполнял функции старпома, заменял командира в случае его гибели, либо ранения. Кроме этого, он отвечал за работу всех боевых систем подводной лодки и руководил торпедной стрельбой в надводном положении. Второй вахтенный начальник отвечал за впередсмотрящих на мостике, управлял артиллерийской и зенитной стрельбой. Также он был ответственным за работу радистов. Главный механик отвечал за управлением движения подводной лодки, работу всех ее небоевых механизмов. Кроме этого он отвечал за установку подрывных зарядов при затоплении лодки.

Четверо старшин исполняли функции штурмана, боцмана, дизелиста и управления электромоторами.

Личный состав унтер-офицеров и матросов делился на команды по различным специализациям: рулевые, торпедисты, машинная команда, радисты, акустики и т. д.

Обитаемость на U-48, как и всех подлодках VII серии была одной из наихудших по сравнению с подводными лодками других флотов. Внутреннее устройство было направлено на максимальное использования тоннажа лодки для ее боевого применения. В частности, количество коек едва превышало половину численности экипажа, один из двух имеющихся гальюнов практически всегда использовался под продуктовый склад, капитанская каюта представляла собой уголок, отгороженный от прохода обычной ширмой.

Характерно, что кормовой жилой отсек, где располагались унтер-офицеры имел прозвище «Потсдамская площадь» из-за постоянно царившего здесь шума от работающих дизелей, разговоров и команд на центральном посту и беготни экипажа.

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

Главным оружием U-48 было торпедное. На лодке были установлены 4 носовых и 1 кормовой 533-мм торпедных аппаратов. Запас торпед составлял 14 штук: 5 в аппаратах, 6 в носовом торпедном отсеке, 1 в кормовом торпедном отсеке и 2 снаружи прочного корпуса в специальных контейнерах. Выстрел из ТА производился не сжатым воздухом, а при помощи пневматического поршня, что не демаскировало лодку при запуске торпед.

На U-48 использовались два типа торпед: парогазовая G7a и электрическая G7e. Обе торпеды несли одинаковый боевой заряд весом 280 кг. Принципиальное различие заключалось в двигателе. Парогазовая торпеда приводилась в движении сжатым воздухом и оставляла на поверхности хорошо заметный пузырьковый след. Электрическая торпеда двигалась аккумуляторной батареей и была лишена этого недостатка. В свою очередь, парогазовая торпеда обладала лучшими динамическими характеристиками. Ее максимальная дистанция хода составляла 5500, 7500 и 12500 м при 44, 40 и 30 узлах, соответственно. Дальность хода модели G7e составляла только 5000 м 30-узловым ходом.

Торпедная стрельба осуществлялась с помощью счетно-решающего прибора (СРП) TorpedoVorhalterechner, установленного в боевой рубке. Командир и боцман вводили в СРП ряд данных о лодке и атакуемой цели, а прибор в течении нескольких секунд вырабатывал установки для торпедного выстрела и передавал их в отсеки. Торпедисты вводили данные в торпеду, после чего командир производил выстрел. В случае атаки из надводного положения использовался также пьедестал надводной прицельной оптики UZO (UberwasserZielOptik), установленный на мостике лодки.

Конструкция торпедных аппаратов позволяла использовать их для минных постановок. Лодка могла взять на борт неконтактные донные мины двух типов: 24 TMC или 36 TMB.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерийское вооружение U-48 состояло из 88-мм орудия SK C35/L45, установленного на палубе перед ограждением рубки. Под палубным настилом хранились снаряды первой подачи, основной боезапас размещался в в носовом жилом отсеке. Боекомплект орудия составлял 220 снарядов.

Для защиты от авиации на верхней платформе ограждения рубки было установлено 20-мм зенитное орудие Flak30.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В качестве средств наблюдения на U-48 при нахождении лодки в надводном, либо позиционном положении использовались цейсовские бинокли с многократным увеличением. Бинокль вахтенного офицера использовался также как часть UZO при надводной торпедной атаке. В подводном положении использовались командирский или зенитный перископы.

Для связи со штабом и другими подлодками использовалось радиооборудование, работающее на коротких, средних и сверхдлинных волнах. Основной считалась коротковолновая связь, которая обеспечивалась приемником E-437-S, двумя передат­чиками, а также выдвижной антенной в левом крыле ограждения мостика. Средневолновое оборудование, предназначенное для связи между лодками, состояло из приемника Е-381-S, передатчика Spez-2113-S и небольшой вы­движной антенны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора.

Кроме оптики, для обнаружения противника подводная лодка использовала акустическую аппаратуру и радар. Шумопеленгация обеспечивалась 11 гидрофонами, установленными в носовой части легкого корпуса. Радарная разведка проводилась с помощью FuMO 29. Дальность обнаружения крупного корабля составлял 6-8 км, самоле­та - 15 км, точность определения направления - 5°.

Посты акустика и радиста были расположены по соседству с капитанской «каютой», чтобы командир в любое время мог первым получить информацию об изменившейся обстановке.

История службы

Гибель

Командиры

  • 22 апреля 1939 - 20 мая 1940 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 21 мая 1940 - 3 сентября 1940 корветтен-капитан Hans Rudolf Rösing (Рыцарский крест)
  • 4 сентября 1940 - 16 декабря 1940 капитан-лейтенант Heinrich Bleichrodt (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 17 декабря 1940 - 27 июля 1941 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • август, 1941 - сентябрь, 1942 обер-лейтенант цур зее Siegfried Atzinger
  • 26 сентября 1942 - октябрь, 1943 обер-лейтенант цур зее Diether Todenhagen

См. также

Награды

Примечания

Литература и источники информации

Галерея изображений

Кригсмарине

Командующие Эрих Редер Карл Дёниц Ханс Георг фон Фридебург Вальтер Варцеха
Основные силы флота
Линейные корабли Тип Deutschland : Schlesien Schleswig-Holstein
Тип Scharnhorst : Scharnhorst Gneisenau
Тип Bismarck : Bismarck Tirpitz
Тип H : -
Тип O : -
Авианосцы Тип Graf Zeppelin : Graf Zeppelin Flugzeugträger B
Эскортные авианосцы Тип Jade : Jade Elbe
Hilfsflugzeugträger I Hilfsflugzeugträger II Weser
Тяжёлые крейсера Тип Deutschland : Deutschland Admiral Graf Spee Admiral Scheer
Тип Admiral Hipper : Admiral Hipper Blücher Prinz Eugen Seydlitz Lützow
Тип D : -
Тип P : -
Лёгкие крейсера Emden
Тип Königsberg : Königsberg Karlsruhe Köln
Тип Leipzig : Leipzig Nürnberg
Тип M : -
Тип SP : -
Дополнительные силы флота
Вспомогательные крейсера Orion Atlantis Widder Thor Pinguin Stier Komet Kormoran Michel Coronel Hansa
Эсминцы Тип 1934 : Z-1 Leberecht Maass Z-2 Georg Thiele Z-3 Max Schulz Z-4 Richard Beitzen
Тип 1934A : Z-5 Paul Jakobi Z-6 Theodor Riedel Z-7 Hermann Schoemann Z-8 Bruno Heinemann Z-9 Wolfgang Zenker Z-10 Hans Lody Z-11 Bernd von Arnim Z-12 Erich Giese Z-13 Erich Koellner Z-14 Friedrich Ihn Z-15 Erich Steinbrinck Z-16 Friedrich Eckoldt
Тип 1936 : Z-17 Diether von Roeder Z-18 Hans Lüdemann Z-19 Hermann Künne Z-20 Karl Galster Z-21 Wilhelm Heidkamp Z-22 Anton Schmitt
Тип 1936А : Z-23 Z-24 Z-25 Z-26 Z-27 Z-28 Z-29 Z-30
Тип 1936A (Mob) : Z-31 Z-32 Z-33 Z-34 Z-37 Z-38 Z-39
Тип 1936B : Z-35 Z-36 Z-43 Z-44 Z-45
Тип 1936C : -
Тип 1941 : -
Тип 1942 : Z-51
Тип 1944 : -
Миноносцы Тип 1923 : Möwe , Seeadler ,Greif , Albatros , Kondor , Falke
Тип 1924 : Wolf , Iltis , Luchs , Tiger , Jaguar , Leopard
Тип 1935 : T-1 , T-2 ,

В декабре 1941 года немецкие субмарины вышли в море с секретным заданием - незамеченными они пересекали Атлантику и заняли позиции в нескольких милях от восточного побережья США. Их целью были Соединенные штаты Америки. План германского командования получил кодовое название «Барабанный бой», который состоял в нанесении внезапного удара по американскому торговому судоходству.

В Америке никто не ожидал появления немецких субмарин. Первая атака состоялась 13 января 1942 года, и Америка оказалась совершенно неготовой. Январь превратился в настоящую бойню. Обломки кораблей и трупы людей прибивало к берегу, нефть покрывала воду у побережья Флориды. В этот период военно-морской флот США не потопил ни одной немецкой субмарины - враг был невидим. В самый разгар операции казалось, что немцев уже нельзя остановить, но произошел необычный разворот - охотники превратились в добычу. Через два года после начала операции «Барабанный бой» - германские стали нести ощутимые потери.

Одной из таких потерявшихся немецких субмарин была U869. Она относилась к германским подводным лодкам 9 серии, которые маркировались как IX-C. Именно эти подводные лодки с большим запасом хода использовались для патрулирования удаленных берегов Африки и Америки. Проект был разработан в 1930 годы в ходе перевооружения Германии. Именно на эти лодки адмирал Карл Дённиц возлагал большие надежды с их новой групповой тактикой.

подводные лодки класса IX-C

Всего в Германии был построено более 110 подводных лодок класса IX-C. И только одна из них осталась целой после войны, и выставлена в Музее науки и промышленности (Museum of Science and Industry) в Чикаго. Подводная лодка U-505 была захвачена кораблями американского флота в 1944 году.

Технические данные подводной лодки класса IX-C:

Водоизмещение - 1152 тонн;

Длина - 76 м;

Ширина - 6,7 м;

Осадка - 4,5 м;

Вооружение:

Торпедные аппараты 530 мм - 6;

Орудие 105 мм - 1;

Пулемет 37 мм - 1;

Пулемет 20 мм - 2;

Экипаж - 30 человек;

Единственное предназначение этой подводной лодки уничтожать. Взгляд снаружи почти не дает представления о том, как она действовала. Внутри подводная лодка представляет собой тесную трубу заполненную оружием и техническими устройствами. Торпеды весом 500 кг, наводившиеся на цель, были основным оружием подводных лодок. Около 30 подводников жили в тесноте иногда по три месяца. В надводном положении, благодаря двум 9-цилиндровым дизельным двигателям подлодка развивали скорость 18 узлов. Запас хода составлял 7552 мили. Под водой германская подводная лодка шла на электрических двигателях, которые питали аккумуляторные батареи, расположенные под полом отсеков. Их мощности было достаточно, чтобы пройти около 70 миль со скоростью 3 узла. В середине германской подводной лодки находилась боевая рубка, под ней центральный пост с множеством различных приборов и панелей управления движением, погружением и всплытием. Единственным средством защиты немецкой подводной лодки были глубины мирового океана.

Командующий подводным флотом Карл Дённиц планировал войну только против Британии, но не мог предположить, что придется одновременно противостоять и США. К концу 1943 года присутствие над океаном авиации союзников полностью изменило ситуацию. Теперь опасно было даже ночью в густом тумане, ведь самолет оснащенный радиолокатором мог обнаружить немецкую субмарину на поверхности воды.

немецкая субмарина U869

После нескольких месяцев подготовки U869 была готова для выхода в море. Ее командир 26-летний Гельмут Новербург впервые был назначен капитаном. 8 декабря 1944 года U869 покинула Норвегию и вышла в Атлантику. Это было ее первое патрулирование. Через три недели командование флотом отправило радиограмму с боевым заданием - вести патрулирование к подходам в бухте Нью-Йорка. Подводная лодка U869 должна была подтвердить получение приказа. Прошло несколько дней, а командованию ничего не было известно о судьбе субмарины. На самом деле подлодка U869 отвечала, но ее не слышали. В штабе начали понимать, что у лодки вероятнее всего заканчивается топливо, и ей назначили новый район патрулирования Гибралтар - это было почти возвращением домой. Немецкое командование ожидало возвращение лодки U869 к 1 февраля, но она так и не получила новый приказ. В отделе шифрования предположили, что U869 не приняла радио и продолжает идти прежним курсом на Нью-Йорк. Весь февраль командование пребывало в недоумении, где вела патрулирование подлодка U869. Но куда бы не шла подводная лодка, в отделе дешифровки решили, что немецкая субмарина следует домой.

8 мая 1945 года война в Европе закончилась. Германское командование подписало акт о капитуляции, а немецкие подводные лодки в море получили приказ всплывать и сдаваться.

Сотни немецких лодок так и не смогли вернуться на родную базу. И U869 считается потерянной с 20 февраля 1945 года. Причиной гибели подлодки мог стать взрыв собственной торпеды, которая описала круг и вернулась. Эту информацию и сообщили семьям членов экипажа.

схема расположения на дне погибшей подводной лодки U869

Но в 1991 году проводя вылов рыбы в 50 км от Нью-Джерси, местный рыбак потерял свою сеть, которая зацепилась за что-то на дне. Когда дайверы обследовали это место, обнаружили пропавшую подводную лодку, которой оказалась немецкая субмарина U869.

Также существует еще один удивительный факт про эту субмарину. Один из подводников, состоявших в команде U869, остался жив, и проживает в Канаде. Из 59 человек входивших в команду подлодки остался в живых благодаря неожиданному повороту судьбы. Незадолго до выхода в море Герберт Дишевский был госпитализирован с пневмонией и не смог участвовать в походе. Как и семьи погибших подводников, он был уверен, что его подводная лодка затонула у берегов Африки, пока не узнал об истинных фактах.

Для большинства из нас Вторая мировая война это фотографии и кадры кинохроники. Очень далекие события во времени и пространстве, но война продолжает предъявлять счеты и сегодня, тому, кто выжил, родственникам погибших, тем, кто был еще тогда ребенком и даже тем, кто еще не родился когда бушевал чудовищный ураган. Шрамы Второй мировой войны такие как U869 все еще скрыты под поверхностью, но гораздо ближе чем мы думаем.

Ржавые остовы субмарин Третьего рейха находят в море до сих пор. Немецкие подводные лодки Второй мировой войны уже не , от которой когда-то зависела судьба Европы. Однако эти огромные груды металла и сегодня окутаны тайнами и не дают покоя историкам, дайверам и любителям приключений.

Запретное строительство

Флот нацисткой Германии носил название «кригсмарине». Значительную часть арсенала нацистов составляли субмарины. К началу войны армию оборудовали 57 подлодками. Потом постепенно было задействовано ещё 1113 подводных машин, 10 из которых были трофейными. За время войны уничтожено 753 субмарин, однако они успели потопить достаточно кораблей и оказать впечатляющее воздействие на весь мир.

После Первой мировой войны Германия не могла строить подлодки по условиям Версальского договора. Но когда к власти пришёл Гитлер, он снял все запреты, заявив, что считает себя свободным от оков Версаля. Он подписал англо-германское морское соглашение, давшее Германии право на подводные силы, равные британским. Позже Гитлер объявил о денонсации соглашения, что полностью развязало ему руки.

Германия разработала 21 тип подлодок, но в основном они сводились к трём типам:

  1. Маленькая лодка типа II была сконструирована для обучения и патрулирования в Балтийском и Северном морях.
  2. Субмарина типа IX использовалась для долгого плавания в Атлантике.
  3. Средняя подлодка типа VII предназначалась для дальних переходов. Эти модели имели оптимальные мореходные качества, а средства для его производства затрачивались минимальные. Поэтому таких субмарин было построено больше всего.

Немецкий подводный флот обладал такими параметрами:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2 узлов;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Такие характеристики говорят о том, что субмарины Гитлера были самыми мощными среди всех стран-противников Германии.

«Волчьи стаи»

Командующим субмаринами был назначен Карл Дениц. Он разработал стратегию подводной охоты германского флота, которая получила название «волчьи стаи». Согласно этой тактике, субмарины атаковали суда большими группами, лишая их всякой возможности на выживание. Немецкие подлодки охотились в основном на транспортные суда, которые снабжали войска противника. Смысл этого состоял в том, чтобы потопить больше лодок, чем может построить противник.

Такая тактика быстро дала плоды. «Волчьи стаи» орудовали на огромной территории, потопив сотни кораблей противников. Одна только U-48 смогла сразить 52 судна. Причём Гитлер не собирался ограничиваться достигнутыми результатами. Он планировал развивать крингсмарине и построить ещё сотни крейсеров, линкоров и субмарин.

Субмарины Третьего рейха почти поставили на колени Великобританию, загнав её в кольцо блокады. Это заставило союзников срочно разрабатывать контрмеры против немецких «волков», в том числе массово строить собственные подлодки.

Борьба с немецкими «волками»

Помимо субмарин союзников, за «волчьими стаями» стали охотиться оснащённые радарами самолёты. Также в борьбе с немецкими подводными машинами использовались гидроакустические буи, средства радиоперехвата, самонаводящиеся торпеды и многое другое.

Переломный момент произошёл в 1943 году. Тогда каждый потопленный корабль союзников стоил германскому флоту одной субмарины. В июне 1944 года они перешли в наступление. Их целью была защита собственных судов и атака немецких подлодок. К концу 1944 года Германию окончательно проиграла битву за Атлантику. В 1945 году крингсмарине ждал сокрушительный разгром.

Армия немецких подводников сопротивлялась до последней торпеды. Последней операцией Карла Дёница была эвакуация некоторых военно-морских адмиралов Третьего рейха в Латинскую Америку. Перед своим самоубийством Гитлер назначил Денница главой Третьего рейха. Однако существуют легенды, что фюрер вовсе не убил себя, а был переправлен субмаринами из Германии в Аргентину.

Согласно ещё одной легенде, ценности Третьего рейха, в том числе и Святой Грааль, были перевезены субмариной U-530 в Антарктиду на засекреченную военную базу. Эти истории никогда не были официально подтверждены, однако они говорят о том, что немецкие подводные лодки времен Второй мировой ещё долго не будут давать покоя археологам и любителям военной .

Недалеко от немецкого города Киль, в небольшом населённом пункте Лабё, находится уникальный музей. Музей этот уникален тем, что представляет собой немецкую подводную лодку времен Второй Мировой войны типа VII, которая осталась в мире в единственном экземпляре.

Фото 1. U 995 - немецкая субмарина-музей

Этот населенный пункт для установки музея был выбран не просто так - дело в том, что в Лабё располагается военно-морской мемориал, который по началу был посвящен погибшим немецким морякам на полях сражений Первой Мировой войны, затем стал считаться мемориалом посвященным всем немецким морякам, погибшим в ходе Первой и Второй Мировых войн, а в итоге Немецкий морской союз переквалифицировал его в памятник всем погибшим морякам всех наций и является призывом к миру в море.

Фото 2. Военно-морской мемориал

История U 995

Вернёмся к подводной лодке.

Фото 3. Вход в субмарину

Историческая справка:
В конце 42-го года на верфи Гамбурга началось изготовление новой субмарины типа VII, которая была спущена на воду в середине 43-го года.
Базировалась новая подлодка в Киле, что неподалеку от Лабё, где экипаж проходил обучение, а после отправилась на военно-морскую базу в норвежском Тронхейме, где с лета-осени 1944-го года начала нести службу. За оставшееся время войны U 995 совершила 9 боевых выходов, основной целью которых были конвои союзников. На момент окончания войны подводная лодка оказалась в неисправном состоянии, что и послужило причиной того, что силы союзников не стали её уничтожать в ходе операции "Дэдлайт". После окончания войны она попала под юрисдикцию Норвегии, была отремонтирована и прослужила еще около 10 лет, а затем отдана считай за бесплатно властям ФРГ, которые отбуксировали её в Киль и провели ремонтные работы, чтобы превратить её в музей. В начале 70-х состоялось торжественное открытие музея, где первым из посетителей был небезызвестный адмирал Дёниц. На сегодняшний день подлодку ежегодно посещают десятки тысяч человек.

Вот такая информация была представлена в информационном буклете на английском языке, который можно взять при покупке билета.

Внутри субмарины

Входим внутрь и видим кормовой торпедный отсек и комнату управления электрическими двигателями.

Фото 4. Кормовой торпедный отсек

Электрические двигатели использовались во время подъема. Благодаря им подводная лодка продолжала движение без погружения в воду, но это заметно сказывалось на скорости.

Фото 5. Комната управления электрическими двигателями

В комнате с электрическими двигателями можно увидеть приборы и узел управления с пунктом связи, куда отправлялись приказы старшего офицерского состава с мостика.

Комната управления электрическими двигателями

Комната с дизельным двигателем - сердце субмарины. Здесь расположен дизельный двигатель, за которым следит инженер-механик (обычно 1-2 человека). Эти моряки пользовались большими привилегиями и им отводилось больше времени для отдыха.

Сердце субмарины

Вы все еще жалуетесь на размеры собственной кухни? Тогда посочувствуйте местному "шеф-повару", который должен был на маломощной электроплитке из двух конфорок приготовить обед на команду из 40-50 человек. Развернуться в этом пространстве весьма затруднительно. Вдобавок еще слабое освещение. Кастрюля примотана цепью с замком - видимо были прецеденты её вынести.


Фото 6. Обед от шеф-повара

Фото 7. Комната отдыха рядового состава

Количество кроватей всегда было меньше, чем количество экипажа и зачастую одну кровать делили два человека. Это не вызывало никаких неудобств по причине того, что существовал вахтовый метод, по которому получалось так, что один из моряков на посту, а второй отдыхает, спит, обедает и занимается прочими личными делами.

Фото 8. Полка рядового солдата

Самое большое помещение на подлодке - центр управления и рубка.

Фото 9. Люк в центр управления подводной лодкой

Отсюда отдавались приказы, прокладывался маршрут и кипела активная жизнь. Помимо выполнения приказов сверху, каждый офицер отдавал себе отчет о том, что он должен сохранить жизнь своей команде. Здесь расположены навигационные карты, перископ, радиорубка и другие приборы для осуществления контроля за движением субмарины.


Сразу после центра управления располагаются радиорубка и приемный пункт, они расположены параллельно спальным местам офицерского состава подводной лодки - тем самым выходит, что даже во время отдыха они должны первыми получать сведения об обстановке в данном районе, либо приказы сверху, плюс перехваты радиосигналов союзников. Перехват - ответственная задача, которую, как правило, выполняли люди с отличным слухом и хорошей реакцией, чтобы как можно раньше поймать сигнал врага. Во многом благодаря расшифровке кода "Энигма" силами союзников, было утрачено немецкое превосходство в Атлантике.

Радиорубка - помимо связи с берегом и другими субмаринами большое внимание уделялось перехвату сигналов противника

Офицеры - единственные у кого была собственная полка, плюс немного личного пространства. Личное пространство выражалось в шкафчике и отсеках под ключ, где они могли хранить парадную форму, личные вещи, письма из дома.

Личное пространство офицерского состава

Обо всем вроде рассказал, но остается главным еще один вопрос - как насчет гальюна? Гальюн, конечно же, есть. У офицерского состава он личный - с умывальником, у остальной части экипажа - общий. Предоставляю фотографию офицерских удобств, жаль, что через стекло.

Фото 10. Офицерская уборная

Последней комнатой, и пожалуй самой боевой частью субмарины, является торпедный отсек.

Фото 11. Торпедная комната

Одна из наиболее ответственных задач стояла у обслуживающего персонала торпедного отсека. В основном в субмарине имелось 5 торпед - 4 были заряжены в торпедные отсеки, а одна была для перезарядки.

Торпедный отсек

Торпеды для U 995 весили около 300 кг, обладали электрическим двигателем и при выстреле развивали скорость около 30 км в час. Перезарядка торпедного отсека была, пожалуй, самой ответственной работой рядового состава.

Торпедная комната была последней в музее U 995. На выходе можно встретить автомат, как во многих местах Европы, который может за 1 евро превратить вашу 5-центовую монетку в медальончик с изображением достопримечательности. Не являясь особым поклонником данного антуража я всё-таки сделал себе на память медальончик.

На выходе из музея

Послесловие

Поход в музей завершился. Посещение подобных мест для меня всегда было в приоритете, потому что всегда интересовало - каким образом осуществлялся быт во время одного из самых крупных и кровопролитных конфликтов XX века. Музей подводной лодки U 995 не самый большой, но он уникальный. Уникальный тем, что здесь в полной мере можно погрузиться в атмосферу, царящую на глубине сотен метров под водой - когда не можешь точно знать, всплывешь ты завтра или так и останешься на дне морских глубин: без точных координат места твоей гибели и без могилы, которую смогли бы посещать родственники.

Как добраться:

Из города Киль на автобусе номер 100 до Лабё - выходим на остановке гавань и идём вдоль берега до монумента.
Стоимость посещения музея - 4,5 Евро.

Если вам доведётся путешествовать по северу Германии - обязательно посетите здешние места и проникнитесь духом истории.


До свидания, Лабё!