Сможет ли российский флот бросить вызов НАТО?

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. На его вооружение должны поступить новейшие авианосцы. Однако пока возможностей для перевооружения нашего флота нет. Состояние нашей "оборонки" таково, что мы зачастую не можем выполнить даже единичные иностранные заказы. В силу начавшейся гонки за ресурсы Арктики и возможного обострения обстановки в других районах мира ситуацию нужно срочно исправлять.

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. Это следует из озвученных 4 апреля планов развития ВМФ России его главкомом адмиралом Владимиром Высоцким до 2050 года. К этому времени в состав нашего флота должны быть введены в строй 5-6 современных авианосцев.

Имеет ли смысл усиление нашей морской группировки? Имеет, ведь сам главком жаловался на то, что в наших территориальных водах без спроса "пасутся" корабли многих иностранных держав, начиная от американцев и кончая шведами, которые ведут разведывательную деятельность у наших берегов.

Однако дело даже не в этом. В 2007 г. разгорелись нешуточные страсти относительно того, кому достанутся богатства Арктики и северо-западной части Тихого океана. Разумеется, никто просто так уступать сотни миллиардов долларов, покоящихся "на дне", не желает. Даже Дания "засучила рукава" и встала в позу, стремясь доказать, что хребет Ломоносова является частью еe шельфа. Что уж говорить про куда более крупных во всех отношениях Канаду и США.

И, как показывает мировая практика, прав в таких спорах "не тот, кто прав, а у кого больше прав". И под этими правами, несмотря на миротворческие заявления, все подразумевают "грубую" военную силу. В данном случае, чтобы отстаивать свою правоту при разработке нефтяных, газовых и прочих богатств Арктического бассейна, ставших доступными для разработки в результате глобального потепления, нам надо держать в Северном Ледовитом океане мощный военный флот.

Однако возникает вопрос: нужно ли нам такое количество авианосцев? В своем интервью "Правде.Ру" эксперт ВМФ, капитан первого р анга, пожелавший остаться неизвестным, заявил: "Авианосцы нам нужны, если мы заявляем о себе как о серьезной державе. Они придают устойчивость политике в любой точке мира и в любом политическом споре. У тех же американцев - обидели где-то гражданина США - и в дело вступает авианосная армада и вопрос решается за короткие часы. С воздушными ли ударами или без них, с десантом морской пехоты или без него - но решается. Или недавний пример, когда сомалийские пираты захватили наш корабль. В этом случае всe можно было бы решить в свою пользу и поднять авторитет на мировой арене".

Правда, тут существует много спорных моментов. Наше руководство в последнее время отличали громкие слова и отсутствие реальных дел. Казалось бы, почему не использовать против захвативших у берегов Сомали пиратов российское судно вышедшую на учения эскадру и заодно продемонстрировать всему миру свою силу на практике? Однако под победные фанфары она взбудоражила Европу и торжественно вернулась домой, а захваченный корабль пришлось выкупать.

Сторонники "авианосного" развития российского военно-морского флота апеллируют тем, что даже в таких странах как Аргентина, Бразилия и Индия имеются или будут иметься свои авианосцы. Однако значит ли это, что мы должны слепо копировать военные заказы других стран? Ведь обладание авианосцами - слишком большая роскошь даже для очень богатого государства. Так, стоимость одного современного авианесущего корабля оценивается в среднем в два миллиарда долларов. И не станет ли этот проект тем "камнем", который "утопит" нашу экономику, как это было в советское время с той же ПРО? С другой стороны, авианосцы могут "съесть" бюджетные деньги, которые могли бы пойти на нужды тех же ракетных войск стратегического назначения и ПВО, роль которых в обороноспособности нашей страны год от года повышается.

Исходя из имеющихся сегодня задач нашего флота - обороны морских границ и контроля над арктическим бассейном, авианосцы просто не нужны, для этого нам хватит ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В п ервую очередь корабли этого класса используются теми же США для ведения агрессивной политики в отдаленных уголках мира. Кому собираемся угрожать мы? Ведь наша военная доктрина не предусматривает ведение агрессивной политики, какую ведут США.

Разумеется, для решения "дальних задач", которые могут возникнуть в будущем, авианосцы нужны. Например, чтобы урвать кусок "пирога" при грядущем дележе богатств Антарктиды. Но в том ли количестве, какое назвал Высоцкий? Например, для оказания "помощи дружественному государству" вполне хватит по одному авианосцу на Северном и Тихоокеанском флотах. О других, зажатых в балтийской и черноморской "бутылках", говорить не приходится. Во-первых, они вряд ли смогут добраться до цели в случае конфликта и в силу географического положения будут изначально уязвимы для удара.

Самое интересное, что к 2050 г. из-за эволюции вооруженных сил и идущего семимильными шагами научно-технического прогресса надобность в такого вида кораблях скорее всего вообще отпадет в условиях бурного развития ракетного оружия и дальней авиации. Однако это еще далеко не вся проблема. В России просто не осталось верфей для строительства кораблей большого водоизмещения. В советское время они располагались на Украине. Однако со времени распада СССР для реконструкции имеющихся и строительства новых стапелей ничего сделано не было, хотя потребность в них, как показывает практика, возникла не сегодня.

Показательна в этом отношении судьба контракта с индийской стороной по строительству атомной подводной лодки и модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". И хотя в последнем случае речь идет лишь об усовершенствовании, а не о строительстве, Москва сильно затянула выполнение обоих контрактов. При этом стоимость контракта по одной только модернизации авианесущего крейсера для индусов перевалит за два миллиарда долларов, что превышает мировые расценки на строительство более затратного авианосца. И подобные факты должны стать предметом самого пристального расследования со стороны соответствующих ор ганов. Иначе стоимость строительства авианосцев для отечественного флота может просто разорить наш бюджет.

И не попадем ли мы в ловушку, если пойдем по пути развития, фактически с нуля, авианосных сил? Ведь с одной стороны, за американцами, имеющими 12 ударных авианосцев и столько же вспомогательных, не угонишься. Если же приплюсовать к этому авианесущие корабли других стран НАТО, то даже в лучшем случае, если у нас будет шесть своих кораблей подобного класса, превосходство противника будет в разы.

И вместо того, чтобы ввязываться в ненужную, затратную и разорительную для нас гонку вооружений по всем направлениям сразу, нам стоило бы сконцентрироваться на развитии подводных ракетоносцев и их вооружении, а также на разработке средств поражения авианосцев противника, включая крылатые и противокорабельные ракеты. А проблемы здесь существуют и довольно большие. Российские адмиралы торжественно рапортуют о спуске на воду новейших атомных субмарин типа "Борей", однако те до сих пор не имеют своего главного оружия - баллистических ракет морского базирования. Предназначавшаяся для них "Булава-М", к сожалению, еще слишком "сырая".

Это доказывают проведенные учения: из семи запусков удачными являются только два и пока грозный "Борей" беспомощно болтается у причала. Между тем, в ближайшее время на воду будут спущены два других атомных крейсера этого класса, которые постигнет судьба первенца "Юрия Долгорукого". И возможно, эта картина будет наблюдаться до 2012 г., когда доведенные до ума "Булавы" будут загружены на эти ракетоносцы. Именно эту дату называл ранее начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. И потому все силы сегодня должны быть брошены на устранение этой несуразности, из-за которой мы лишены возможности задействовать готовые новинки нашего подводного флота.

И один факт постоянного присутствия в Мировом океане современных атомных субмарин, постоянно меняющих свое положение и способных превратить города вероятного противника в груду радиоактивных развалин, как раз и будет сдерживающи м фактором, который не позволит внешним силам диктовать нам свою волю.

Всe это вместе взятое поднимает одну большую проблему: состояния до сих пор еле сводящего концы с концами ВПК. Без качественного обновления нашей "оборонки" мы не в состоянии не только обновить свой флот, но и даже справиться с выполнением единичных зарубежных контрактов. А они все еще дают нам многомиллиардную прибыль.

Но с другой стороны, этим проблема не исчерпывается: чтобы поднять "оборонку" и вдохнуть в нее новую жизнь, нам необходимо подготовить для неe квалифицированные рабочие и инженерные кадры. Сделать это можно только одним способом: как минимум троекратным увеличением зарплаты. В противном случае, все амбициозные проекты по увеличению флотской мощи станут пустым фанфаронством. А без этого выиграть гонку за арктические ресурсы невозможно.

Идею формирования постоянного военно-морского объединения НАТО в Черном море предложила Румыния в начале 2016 года — для противодействия усилению РФ. Именно в это время российская группировка ВКС и ВМФ достигла заметного успеха , а в Вашингтоне и Брюсселе ощутили резкое разочарование от того, что НАТО не может больше ни безраздельно властвовать в Средиземноморье, ни изолировать растущий Черноморский флот РФ.

Единственный выход видится в перегруппировке сил и средств.

21 апреля российский постпред при НАТО Александр Грушко заявил: "Болгария, Румыния, Турция являются морскими державами, и у них есть флоты, которые находятся в Черном море. Складывай их в группировку, не складывай — это дело военных… Принципиально важно — режим Конвенции Монтре должен оставаться незыблемым, это одно из ключевых международных соглашений, которое обеспечивает региональную стабильность и безопасность".

Проект новой флотилии альянса угрожает безопасности причерноморских государств в большей степени, нежели надуманная агрессивность РФ. В ответ на формирование постоянного объединения ВМС НАТО вблизи российских границ Москва вынуждена будет принять компенсационные меры (военного характера).

Чего же добиваются Вашингтон и Брюссель?

Вероятно, решение о создании черноморской флотилии утвердят на июльском саммите НАТО в Варшаве. Новая флотилия ВМС может структурно напоминать временные корабельные группировки альянса (согласно Конвенции Монтре 1936 года, боевые корабли нечерноморских государств имеют право находиться в акватории Черного моря не более 21 дня).

Принципиальная задача — не простое сложение ВМС причерноморских государств — членов альянса, а взаимодействие на постоянной основе, то есть значительное повышение боевой эффективности сил и средств. Не секрет, что ранее военно-морские учения НАТО в Черном море носили ритуальный характер.

Гуще трава — легче косить

Агрессивные политические инстинкты руководства альянса постоянно диктуют движение на восток. 21 апреля фрегат ВМС Канады HMCS Fredericton покинул акваторию Черного моря после совместных учений с кораблями ВМС Болгарии, Румынии и Турции (решали задачи противовоздушной обороны, боролись с подводными лодками). После начала кризиса на востоке Украины в Черном море регулярно находятся корабли ВМС США и других нечерноморских стран НАТО.

Однако в силу ограничений Конвенции Монтре боевые корабли США и основные силы ВМС альянса не могут длительное время находиться в акватории Черного моря, проводить боевое слаживание, масштабные маневры, обстоятельно осваивать этот потенциальный театр военных действий.

Получив недавно жесткие знаки внимания Минобороны РФ на Черном море и , Пентагон теперь еще активнее подталкивает в первые ряды противостояния с Россией младших партнеров по НАТО.

США даже призвали Россию пересмотреть запрет меджлиса крымских . По мнению Госдепартамента, закрытие меджлиса "противоречит базовым демократическим ценностям" (ранее Минюст РФ приостановил деятельность "Меджлиса крымско-татарского народа" как экстремистскую). Вероятно, меджлис необходим для поддержки ВМС альянса с крымского берега.

Киев намерен поддержать план по созданию черноморской флотилии НАТО Создать совместную флотилию НАТО предложила Румыния. Украина готова включить свои корабли в группировку, если инициативу поддержит руководство альянса, заявил Петр Порошенко.

Между тем официальный Киев поддержал румынский план создания Черноморской флотилии НАТО и готов присоединиться к ней всеми немногими силами и средствами.

Результат черноморских маневров альянса вполне предсказуем. "Гуще трава — легче косить": радиолокационная заметность большой группы кораблей значительно выше, чем у отдельного эсминца типа Donald Cook. При любом количестве целей точку в серьезном конфликте поставит технологическое превосходство ракетного оружия России.

Флотилия БРУТ

Разношерстный боевой состав ВМС Болгарии, Румынии, Турции (вероятно, Украина займет свое место в символичной аббревиатуре) интересен для анализа и сравнения.

Полдюжины фрегатов и корветов ВМС Болгарии фактически остаются малыми противолодочными кораблями (МПК) советской постройки и не имеют ударных ракетных комплексов. Два десятка кораблей боевой поддержки (тральщиков и минных заградителей) также погоды в Черном море не делают. Из ударных кораблей с развитыми средствами ПВО имеется лишь фрегат класса Wielingen бельгийской постройки. Узкая специфика ВМС Болгарии была заметна и на фоне совместных учений ВМС НАТО "Бриз-2015". Тогда задействовали 30 кораблей и судов обеспечения, 1700 военнослужащих. В среднем получается 60 человек в одном экипаже, и это экипажи морского тральщика (буксира), мелочь. Стоит ли обращать внимание на мышиную возню?

ВМС Румынии включают флотилию фрегатов, речную флотилию, три дивизиона боевых кораблей и катеров (патрульных кораблей, ракетных корветов, тральщиков и минных заградителей) и более адаптированы к потребностям НАТО. Однако и румынские корабли оснащены оружием преимущественно советского производства. В боевом составе — один эсминец, шесть корветов, шесть ракетных и торпедных катеров, один минный заградитель и четыре тральщика.

ВМС Турции наиболее значительны и боеспособны. Традиции турецкого флота заложены в XIV веке. Главная ударная сила — более 20 фрегатов и корветов. Подводные силы ВМС Турции представлены 14 дизельными подводными лодками немецкого производства. Морская авиация — 10 базовых испанских патрульных самолетов CN-235М, 24 противолодочных вертолета S-70В, 29 многоцелевых и транспортных вертолетов и 9 транспортных самолетов. В составе ВМС имеется одна бригада морской пехоты и два отряда морского спецназа. ВМС Турции организационно разделены на Северную и Южную военно-морские зоны. Главный штаб размещается в Анкаре. Основные военно-морские базы на Черном море — Синоп и Самсун. Всего в ВМС служат около 50 тысяч человек.

Возможно, в этом контексте ВМС Украины упоминать преждевременно, и все же Украина в декабре 2014 года отказалась от внеблокового статуса, возобновила курс в НАТО. В 2015 году украинские ВМС включали три боевых корабля, один десантный корабль, 18 вспомогательных судов. Флагман — сторожевой корабль проекта 1135 "Гетман Сагайдачный" (заложен в Керчи в 1990 году как пограничный корабль "Киров", переименован и спущен на воду в 1992-м, вошел в состав ВМС Украины в 1993-м) — лишь обозначает ВМС. В рамках программы модернизации в 2015 году США передали Украине пять быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730. Иллюстрация боеготовности — массовое дезертирство украинских моряков: в 2015 году части ВМС Украины самовольно оставили 559 военнослужащих, из которых нашли только 122, и еще 87 моряков дезертировали в начале 2016 года.

Даже эти короткие характеристики ВМС черноморских стран дают представление о неравнозначности морских традиций, потенциалов и мотивов, о вероятных противоречиях в системах дислокации и управления, в тактике и организации боевых действий (не касаясь даже языковых барьеров).

Постоянная интернациональная и боеспособная флотилия в Черном море необходима НАТО уже сегодня, однако для ее создания понадобятся многие годы. А если такая военно-морская структура альянса все же появится и обозначит численное или качественное превосходство перед Черноморским флотом РФ, это легко компенсируют наши береговые комплексы и средства воздушно-космических сил.

Не лучше ли сразу расстаться с иллюзиями? Россия никогда не окажется в стальных объятиях НАТО — от Баренцева моря до Средиземного.

В начале 21 века военное руководство Соединенных Штатов активизировало несколько крупномасштабных программ, главной целью которых являлось совершенствование боевых возможностей, боеспособности и организационной структуры военно-морских сил. В данный момент реорганизационные планы ВМФ США близятся к завершению. Одновременно с этим активно реализуются программы по наращиванию и реструктуризации состава боевого флота, формирующие его будущую основу из 313 кораблей. Существенно расширены и дополнены стратегические принципы боевого назначения ВМС совместно с силами береговой охраны, морской пехоты и с флотами дружественных и союзных стран-партнёров США. Эти принципы закреплены в недавно разработанной американцами морской стратегии.

Организационная структура

США имеет достаточно консервативную и практически неизменную структуру в течение почти двух веков. Текущие изменения затронули в основном внутреннюю структуру отдельных командований (среднего и высшего звена) и главных органов управления. В входят флот и пехота, которые, в свою очередь, состоят из формирований резерва и регулярных сил. При этом пехоту формально можно приравнять к отдельному виду вооружённых сил. Также существует подразделение морской охраны, находящейся в распоряжении министерства внутренней безопасности. Но это только в мирное время. В условиях чрезвычайной обстановки или войны она переходит в подчинение военно-морских сил.

В ВМФ США, состав которого постоянно пополняется, к середине 2008 года входило 332 тысячи человек. Из них 51 тысяча - это офицеры. Численность морской пехоты находится на уровне 175 тысяч человек, из которых 40 тысяч числятся в резерве.

Два флота

Согласно административной организации все сведены в два флота: Тихоокеанский и Атлантический. Они объединяют в себе силы морской пехоты, а также воздушные, надводные и подводные силы. Помимо этого, в ВМС входят 10 береговых и 4 межфлотских командования центрального подчинения.

Атлантический флот

Созданный в 1906 году Атлантический флот несколько раз менял свой статус. В 1923 году его реорганизовали в патрульно-разведывательный. В 1941 году он вновь стал Атлантическим со сменой ранга командования. Если раньше этот флот возглавлял контр-адмирал, то теперь ранг повысился до полного («четырехзвёздного») адмирала. С 1947 по 1985 год флот возглавлял главнокомандующий (ГК). Помимо своих основных обязанностей, он курировал корабли на Атлантике. В 1986 году его перевели на должность заместителя. В конце 2002 года титул главнокомандующего был упразднён министром обороны (стал применим только к президенту США), и занимавших соответствующие должности адмиралов и генералов вновь стали называть командующими. В 2006 году был повышен статус командования силами флота (FFC) до командования силами флота США (USFFC). А командующий Атлантическим флотом стал возглавлять силы флота Соединённых Штатов и получил расширенные полномочия.

Тихоокеанский флот

Глава Тихоокеанского флота находится в прямом подчинении у командующего ВМФ США, который даёт консультации по вопросам тылового обеспечения, учебной подготовки, комплектования личного состава и развёртывания общих сил флота. При этом он курирует силы и Атлантического, и Тихоокеанского. Кроме того, на главу Тихоокеанского флота возложены обязанности по руководству формированиями ВМС, входящими в состав объединённых вооружённых сил (USJFCOM) Стратегического и Северного командований. В административном плане USFFC подчиняется лишь Атлантический флот, а также пять береговых и два межфлотских командования.

Оперативные флоты

Это высшие оперативные объединения в ВМФ США. На базе объединения нескольких структур Атлантического флота были сформированы 2-й (Северная Атлантика), 4-й (Карибский бассейн) и 6-й (Средиземное море) флоты. Однородные силы Тихоокеанского флота представлены 3-м, 5-м и 7-м флотом. Разнородные оперативные отряды, соединения и группы, входящие в состав оперативных флотов, комплектуются вспомогательными судами, кораблями и различными подразделениями (морской пехоты, авиационными и др.).

Министерство ВМС

Это высший административный орган управления морской пехотой и силами флота. В соответствии с десятой статьёй конституции министр ВМС контролирует всю повседневную деятельность министерства, в том числе связанную с проведением демобилизационных, мобилизационных и организационных мероприятий, формированием личного состава, экипировкой, оснащением, снабжением, учебной подготовкой частей и соединений ВМФ США, фото которого прилагаются к данной статье. Также министр занимается рассмотрением программ производства (или строительства), ремонта и модернизации кораблей, оборудования и военной техники, а также береговых сооружений и объектов. Помимо этого, он формулирует стратегические концепции и программы, касающиеся сохранения национальной безопасности, согласно распоряжениям министра обороны и президента страны.

Штаб ВМС

Является высшим органом управления ВМС страны. Его возглавляет главный военачальник (по существу командующий) военно-морских сил. Министр ВМС возложил на него общее командование флотом. Он несёт ответственность за использование всех правительственных ресурсов и оперативное реагирование действующих береговых командований базы ВМФ США. Также он выступает советником министра ВМС и президента по вопросам ведения военных действий и отвечает перед ними за все принятые решения. В подчинении командующего ВМС находятся первый заместитель, административный руководитель штаба и четверо заместителей, возглавляющих главные управления (сетевых систем и связи; разработки и планирования стратегических концепций; образования, кадров и обучения личного состава, которому впоследствии будет подобрана форма ВМФ США; интеграции ресурсов и возможностей).

Штабы оперативных частей флота

Совмещены со штабами других оперативных флотов (4, 5 и 6-го) и имеют чёткую организационную структуру, выверенную многолетним военным опытом. Такой штаб, возглавляемый заместителем командующего, включает в себя штатные управления (разведывательное, оперативное, личного состава, тылового обеспечения и т. д.) и отделы (капеллана, медицинский, обеспечения безопасности и др.).

Боевой состав ВМФ США

Благодаря своему потенциалу (сбалансированной структуре и боевым возможностям) он всегда соответствовал объёму и масштабам оперативных и стратегических задач, ставящихся на протяжении всего двадцатого столетия. После окончания «холодной войны» и существенного «потепления» международного военного климата боевой состав был сильно сокращён. Но это лишь временная мера. Хотя если сравнивать с другими странами, то у Соединённых Штатов не так уж всё и плохо. Например, соотношение ВМФ России и США составляет 1 к 10.

В начале XXI века руководство страны и члены высшего командования ВМС задумались об увеличении морской мощи. Они обосновывали это вступлением США в войну с международным терроризмом. На самом деле причина этой войны заключается не в террористической угрозе, а в угрозе международного энергетического кризиса. Данная война до сих пор идёт на Среднем Востоке, трансформировавшись в откровенную борьбу за тотальный контроль над международными рынками сырьевых ресурсов.

Воздушные силы

Сюда входят многоцелевые авианосцы ВМФ США, которые являются главным ядром ударных групп и соединений и одним из важнейших составляющих оперативных флотов ВМС. В настоящее время на десяти (из 11) кораблях данного класса есть ядерные энергетические установки.

Когда происходит оперативное развёртывание авиационных ударных групп, каждый авианосец начинает принимать на борт закреплённое за ним авиакрыло. Поскольку одно судно из 11 постоянно находится на запланированном капитальном ремонте, руководство регулярных ВМС сформировало десять таких авиакрыльев. В каждое из них входит до 80 вертолётов и самолётов. Причём состав эскадрилий комплектуется из Тихоокеанского и Атлантического флотов и частично из морской пехоты. Всего в распоряжении авиации ВМФ находится 4000 воздушных единиц.

Темпы строительства самолётов, вертолётов, подводных лодок и надводных кораблей обусловлены регламентом формирования необходимых корабельных, экспедиционных и авианосных ударных групп.

Надводные силы

Сюда входят надводные корабли ВМФ США основных классов: 22 крейсера («Тикондерог»), 33 десантных корабля, 52 эсминца («Орли Бёрк»), 30 фрегатов («Оливер X. Перри»), 10 универсальных «Тарав». Помимо этого, имеются 9 вертолётных кораблей-доков, 12 транспортов-доков и 14 минно-тральных «Эвенджеров». Таким образом, общее количество кораблей ВМФ США равно 104 единицам. В дальнейшем планируется значительно увеличить эту цифру.

Надводные военные корабли обеспечивают все виды защиты в местах боевого предназначения и при переходах флота по морю. Также они принимают участие в спецоперациях по нанесению ракетно-артиллерийских ударов по береговым и морским целям. Кроме того, в обновлённый состав флотских формирований включили десантные корабли. Есть ещё минно-тральные судна, самостоятельно участвующие в противоминных операциях. Кстати, совсем недавно в российских СМИ упоминалось про два новых корабля ВМФ США в Черном море. Суда появились там накануне проведения Олимпийских игр в Сочи в целях обеспечения безопасности.

Контракты на строительство 2-х первых эсминцев (DDG -1000 и -1001) были подписаны в начале 2007 года на семи- и восьмилетний сроки. Руководство ВМС также выделило средства на постройку 5 аналогичных кораблей (DDG-1002-1006). К 2018 году они будут полностью готовы. В 2011 и 2013 годах началось строительство 2-х крейсеров проекта CG(X). Их передача флоту состоится в 2019 году. Эти корабли проектировались на базе проекта DD(X) и планировались как замена 22-х крейсеров типа «Тикондерога». Однако продолжать строительство серии судов проекта CG(X) весьма проблематично. Поэтому ВМС рассматривает различные альтернативные варианты. Один из них - это создание 5-ти крейсеров УРО. Но окончательное решение ещё не принято.

Важность боевых действий ВМС в прибрежных районах послужила поводом для создания кораблей совершенно нового класса по проекту LCS - боевых судов прибрежной зоны. Два первых корабля («Индепенденс» и «Фридом») уже переданы флоту в 2008 и 2009 годах. Строительство 2-х следующих судов (LCS-3 и -4) приостановили по причине непомерного повышения стоимости работ по подписанным ранее контрактам. Данные договоры были расторгнуты. Безусловно, многоцелевые корабли этого класса очень важны для ВМС, но финансирование строительства отложено на неопределённый срок. В целом по проекту LCS планировалось построить 55 судов. Окончательное решение будет принято лишь после всестороннего анализа и оценки боевых характеристик уже построенных образцов. Затем ВМС выберет лучший проект. В любом случае дату завершения этой программы придётся перенести гораздо дальше указанного в плане 2020 года.

Подводные силы

Включают в себя 4 ПЛАРК («Огайо»), 52 многоцелевых ПЛА (45 «Лос-Анджелес», 4 «Виргиния» и 3 «Си Вулф») и 14 ПЛАРБ («Огайо»).

Срок эксплуатации атомных подводных лодок (ПЛА) в ВМФ США продлён до 2040 года в соответствии с общим планом развития. К тому времени планируется принять на вооружение нового поколения и подводные ракетоносцы.

Согласно текущей программе развития флота до 2020 года военно-морским силам понадобятся ПЛА в количестве 48 единиц. Но данная цифра не окончательная и может измениться как в большую, так и в меньшую сторону.

Ежегодно, начиная с 2009-го, строилось по одной многоцелевой атомной подводной лодке («Виргиния»). Последняя будет сдана в 2015 году. Эти ПЛА заменят часть лодок «Лос-Анджелес», практически израсходовавших свой эксплуатационный срок. С 2011 года планировалось выделить из бюджета средства для постройки двух ПЛА ежегодно, а к 2018 году - обеспечить военно-морской флот США 30-ю ПЛА подобного типа. Вероятность реализации этого плана очень высока.

Вспомогательный флот

В настоящее время представлен 10 судами тылового обслуживания и 32 подвижного. Помимо этого, плавбаза ПЛА входит в категорию специализированных судов, а плавбаза ПЛАРБ относится к ракетно-ядерным силам МБ. Сейчас в состав флота также входят 5 единиц транспорта боеприпасов (нового вида «Льюис энд Кларк») и снабжения. Общая численность ВМФ США (а именно кораблей) была указана выше.

Фото из открытых источников

Резко возросшая активность США в районе Крыма вполне ожидаемо привела к возникновению конфронтации и достаточно опасных ситуаций. Понимают это как в Вашингтоне так и в Москве, но понимают по-разному. Пока американские военные жалуются на русских летчиков, перепугавших их до обморока, защитники нашей Родины демонстрируют совсем другие настроения.

Два военных корабля -наблюдателя НАТО вошли в акваторию Черного моря. Согласно официальным заявлениям, они будут вести там наблюдение до середины февраля.

По данным ВМФ, гостями на этот раз стали корабли из состава Второй постоянной военно-морской группировки НАТО (Standing NATO Maritime Group - SNMG-2). В группу вошли ракетный эсминец Duncan (проект 45) Королевского Флота Великобритании и фрегат Gaziantep турецких ВМС. Любопытно то, что эсминец Duncan и фрегат Gaziantep имеют резервные места для оснащения ракетными пусковыми установками вертикального взлета Mk.41. А это унифицированные установки, их можно использовать для запуска крылатых ракет Tomahawk.

Сообщается, что на 5 февраля запланировано учение кораблей НАТО, находящихся под единым командованием постоянных группировок. Что касается возможности использования крылатых ракет Tomahawk, то дальность их полета составляет 2500 км. То есть гипотетически при пуске из акватории Черного моря они долетят до Архангельска и Перми

Отметим, что в соответствии с конвенцией Мотре эсминец Duncan через 21 день уйдет за Босфор, его заменит другой корабль ВМС США, Великобритании или, к примеру, Франции. А турецкий вымпел может находиться в Черном море сколь угодно долго. В данной ситуации стоит учитывать и возросшую активность авиаразведки США. На днях американское военное ведомство обвинило российского летчика из-за опасного, как они считают, сближения с разведывательным бортом ВВС США.

В этот раз, судя по количеству оскорбленных заявлений, американцы были сильно деморализованы, так как российский истребитель пролетел на гораздо большем расстоянии от разведчика, чем об этом заявляют в командовании ВМС США. Со своей стороны, в Министерстве обороны России заявили, что перехват проходил в соответствии с международными правилами и никаких внештатных ситуаций не было.

Таким образом, неопознанная воздушная цель, которая приближалась к границе воздушного пространства России, идентифицированная как самолет радиоэлектронной разведки ЕР-3Е «Aries II» ВМС США была вынуждена изменить курс полета. В этой связи руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин пояснил, что "идет наращивание напряженности в этом регионе. Эта напряженность рассматривается как фактор возможного давления на Россию, поэтому проводятся провокационные действия".

В свою очередь депутат Госдумы Дмитрий Белик добавил, что натовские корабли "засекают время реагирования нашей ПВО, время подлета перехватчика, пытаются прощупать станции дальнего обнаружения, засечь их частоты. Все это интересно лишь одному заказчику - официальному Киеву" . Собственно, нельзя исключать того, что Киев может решиться на активные действия военного характера против крымской группировки российских войск. Стоит добавить, что в 2018 году Киев готовится принять на своей территории до 3 тыс. военных НАТО.

И, напоследок, процитируем интервью, данное высокопоставленным офицером российского военного министерства. "Флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России - более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут" ,- заверил он.

США увеличивает свое присутствие в Черном море. В частности, 17 февраля в эту акваторию вошел американский авианосец Carney. По словам представителей американского военного ведомства, на которые ссылается CNN , наращивание количества военных судов в черноморских водах США проводят для того, чтобы «уменьшить чувствительность Москвы к активности американских военных сил в регионе».

Это, конечно очень странный метод «понижения чувствительности», и, скорее, данный ход принесет прямо противоположный результат, тем более, что «замглавы комитета Госдумы по обороне и безопасности Юрий Швыткин уже заявил, что прибытие второго эсминца ВМС США в Черное море является провокацией».

Тем не менее, в морском министерстве и в Вашингтоне в целом, считают, что подобное увеличение военного контингента впредь будет восприниматься Россией как некая «норма». И более того, столь близкое присутствие военных флотов двух держав позволит «выработать более четкую стратегию взаимного поведения».

Все эти разговоры о «снижении чувствительности» и «выработке привычки» к американскому военному присутствию ведутся уже довольно давно. Еще в начале сентября 2016 года разведка Минобороны США , что Россия должна привыкнуть к самолетам-разведчикам у своих границ. Мы, правда, тогда «привыкать» не стали, и в итоге российский истребитель Су-27 перехватил самолеты-разведчики ВМС США Р-8.

Применительно к нынешним морским маневрам США, что чуть ранее Carney в черноморской акватории показался ракетный эсминец USS Ross. Он уже как-то пытался совершать маневры недалеко от российских морских границ в Черном море. Тогда, в 2015 году ему навстречу были подняты Су-24, и после уже российских воздушных маневров, американское судно спешно отошло в глубину нейтральных вод.

Совершенно очевидно, что такое наращивание военных сил в регионе со стороны США никоим образом Россию не успокоит Тем более что некоторые из этих кораблей, принимали участие в том числе и в «ошибочных» обстрелах Сирии. С другой стороны, вот именно поэтому такие бюджеты и идут на российскую оборону. На сегодняшний день, в акватории Крыма необходим максимально надежный оборонный морской щит и Россия его там установила. И, судя по активности США, наша страна в ответ будет только наращивать там свое военное присутствие. Ну, тоже, для «успокоения и умиротворения» западных «партнеров». И для всестороннего и уникального взаимодействия тоже, конечно же

Странно, кстати, что, когда наша авиация «отпугивает» или перехватывает корабли и беспилотники США из Пентагона раздаётся возмущенный хор по поводу того, что это «неспортивно», и вообще американцы «ничего такого не имели в виду».

В принципе, у нашей страны есть и богатый исторический опыт «плотного взаимодействия» с американскими кораблями на Черном море. К примеру, в восьмидесятых годах прошлого века, а точнее в 1988 году 6 американских военных кораблей нарушили морские границы СССР все в том же Черном море и были незамедлительно окружены и вытеснены с территории. В ходе этого противостояния одно из американских судов вообще было протаранено . К счастью, тогда обошлось без жертв со стороны экипажей, но один из крейсеров США получил весьма существенные повреждения.

В общем, у Черноморского флот богатые традиции общения с американскими коллегами из флота 6-го. Потому, в общем, понятно, что никакого теплого приема суда ВИС США у берегов Крыма и у границ российской акватории не ждёт.

С другой стороны, важен тут и политический аспект всего происходящего. А точнее, очень просто вопрос и очевидный на него ответ: а что было бы, если бы Крым был «не наш»? Вот это всё американское «великолепие» плавало бы уже совсем впритык к российским границам, и, есть мнение, что как раз с черноморских морских баз.

Кстати, за такую ясность позиции и намерений Пентагону большое спасибо. Теперь даже самые скептически настроенные по отношению к «потенциальной американской агрессии» россияне видят всё просто замечательно, и делают вполне очевидные выводы.

Что же до вещей более приземленных, то, как и говорилось выше наращивание мощи и обеспечение новейшими кораблями с новейшим вооружением Черноморского флота РФ идет в дежурном, потоковом режиме. И нынешних сил ЧФ РФ для обороны этого участка границы страны достаточно. Даже при наращивании «успокоительной мощи» американцами.