Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения создаются путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

а) общая характеристика Со времени классической и средневековой литературы вплоть до конца девятнадцатого века было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Такие идеи находили выражение отчасти в

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются

Из книги Стандарты сексуального образования в Европе автора Коллектив авторов

75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

Из книги Животворящая сила. Помоги себе сам автора Сытин Георгий Николаевич

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Общая характеристика Луна является пассивно-негативным психологическим типом. Это единственный тип с подобным сочетанием двух основных характеристик. Направленность его внимания на пассивное начало показывает, что этот тип воспринимает внешний мир как нечто такое,

Из книги автора

Общая характеристика Тип Венера является пассивно-позитивным. Так же, как и тип Луна, он воспринимает мир как огромный и сложный механизм, скорость протекания процессов в котором настолько высока, что за ними просто невозможно поспеть. Скорость циркуляции внутренней

Из книги автора

Общая характеристика Тип Меркурий активен по взаимодействию и негативен по восприятию. Его активная природа выражается как во внутреннем взгляде на жизнь, так и во внешних проявлениях. Он обладает отличной реакцией и способностью мгновенно адаптироваться к изменениям.

Из книги автора

Общая характеристика Тип Сатурна – активно-позитивный. Он самый заметный из всех типов. Его отличают отменные организаторские способности. Позитивность типа Сатурн – это внутренняя позитивность. Она проявляется в виде безграничной уверенности в себе, а также в

Из книги автора

Общая характеристика Этот смешанный тип сочетает в себе черты активно-негативного типа Меркурий и активно-позитивного типа Сатурн. Поэтому помимо меркурианской опрятности, властности, желания быть на виду, нетерпения, быстроты восприятия, трезвого расчета и хитрости у

Из книги автора

Общая характеристика Юпитер – это пассивно-позитивный тип. Позитивность этого типа очевидна. У него прекрасное чувство юмора. Он добродушен, приветлив, общителен и всегда находит нужные слова, когда требуется подбодрить или поддержать кого-либо. Тип Юпитер во всем

Из книги автора

Общая характеристика Как и любой другой смешанный тип, тип Юпитер-Луна сочетает в себе качества двух чистых (классических) типов – пассивно-позитивного типа Юпитер и пассивно-негативного типа Луна. Тип Юпитер-Луна склонен быть консервативным в одежде и формальным в

Из книги автора

1.1. Общая характеристика метода В метод СОЭВУС (или метод психокоррекции) входят: исцеляющие настрои (тексты), принципы построения настроев, методика их усвоения и приемы самоизменения, а также пути использования данного метода в разных условиях и с разными

Из книги автора

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА Одна из существующих точек зрения понимания природы психического развития человека сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий. Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (т.к. ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики). Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.

Загадочность этого феномена: до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.

Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктами подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека.

Воображение - процесс преобразования и порождения новых образов на
основе прошлого опыта, являющихся и продуктами творческой деятельности и прообразами для нее.

Воображение не сводится к образному мышлению. Мышление стремиться познать как можно лучше и точнее и отразить реальную действительность. Воображение - придумать что-то такое, чего не бывает. Человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, может вообразить картину того, чего он в действительности никогда не видел. Воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Приемы фантазирования:

Агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (нр, русалка, кентавр),

Схематизация (предполагает отбрасывание каких-то элементов, нр, схема метро). Причины схематизации: сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта; забывание каких-либо несущественных деталей или частей; в результате неполного, поверхностного восприятия объекта.

Акцентирование (преувеличение какой-то одной черты, свойства, нр, карикатуры - акцентируют нос, горб),



Миниатюризация и гиперболизация (изменение величин, нр, в сказках - богатыри-великаны).

Виды воображения: пассивное (образы воображения самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируются сами, нр, сновидение, мечта, галлюцинации) и активное (образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями творческой деятельности человека). Активное воображение бывает: воссоздающее (опирается на подсказку, нр, на описание, схему) и творческое(весь образ сочиняет сам субъект).

Схема развития воображения Рибо (19век): с увеличением опыта растет воображение, которое затем замедляется и начинает угасать. Три этапа:

1)бурное развитие воображения у детей (игры, сказки),

2)начинает работать рацио (наша критичность), вследствие чего рост воображения замедляется (но фантазия все еще есть),

3)воображение проникается рацио и они сливаются в единую
функцию, творчество падает.

Качества воображения:

Сила (отчетливость образов),

Широта (количество новых образов),

Критичность (близость к реальности).

1. метод Гельброннера, метод недорисованных рисунков;

2. размытые фотографии;

3.метод лингвистической изобретательности (даются 3 слова, нужно придумать предложения, где эти слова вместе. Ставятся очки);

4.метод Роршаха.

У разных людей воображение проявляется в различных областях. Существующую роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности (интересы). Значение воображения велико в художественном творчестве, научном творчестве, экспериментальном исследовании.

Типы воображения

по степени волевых усилий по степени активности


преднамеренное непреднамеренное активное пассивное

Общая характеристика воображения

Тема 11

ВООБРАЖЕНИЕ


Виды воображения

Психологические механизмы воображения

Формы воображения

Общая характеристика воображения

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специ-фически человеческий характер деятельности. Благодаря воображению человек ставит цели, планирует свою деятельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры.

Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Именно таким образом человек может в субъективном плане выходить за рамки наличной жизненной ситуации, перемещать себя в будущее или прошлое, находить принципиально новые решения.

Воображение играет важную роль в саморегуляции психического состояния. Субъективно погружая себя с помощью специально созданных образов в определенные жизненные ситуации, человек может освобождаться от внутренней напряженности, расслабляться, настраиваться на решение поставленных задач и т.п.

Воображение представляется важнейшим инструментом общения и межличностного понимания. Без воображения трудно представить себе, как поведет себя тот или иной человек в контексте тех или иных жизненных ситуаций. Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологичес-
кими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способ-ностями, типом памяти и мышления, знаниями и опытом.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение выполняет ряд функций (рис. 1):

· познавательную. Благодаря воображению происходит концент-рация внимания, памяти, мышления, окружающий мир познается глубже;

· регулятивную. Выражается: в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее); в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда и его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятия решения при отсутствии полноты знаний; в замещении деятельности; в регуляции познавательных процессов;

· аффективную. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение).

По степени осознанности и активности
Воссоздающее
Непреднамеренное
Преднамеренное
Творческое
Пассивное
Активное

Рис. 3. Виды воображения


Такое деление отчасти относительно, так как каждый из этих видов воображения содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти, восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Активное воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности.

Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

Творческое воображение базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

Пассивное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Создаваемый личностью ирреальный мир – попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоя-нии, во сне.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль а деятельности человека играет вооб­ражение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным пред­ставлением того, что воздействовало на него рань­ше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характери­зуется неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только че­ловеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практиче­скую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже за­ранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составля­ет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое соче­тание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов вооб­ражения, контролирует путь становления их, явля­ется средством их удержания, закрепления, их из­менения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник во­ображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит пере­нос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непро­извольное воображение. Произвольное проявляет­ся, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной по­исковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного дости­жения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим факто­ром творческого поиска.

27 Виды воображения

Основные виды воображения - пассивное и ак­тивное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипно­тическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, крити­ческое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - спо­собность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение твор­ческой или личностной задачи. В активном вообра­жении мало мечтательности и «беспочвенной» фан­тазии. Активное воображение направлено в буду­щее и оперирует временем как вполне определен­ной категорией (т.е. человек не теряет чувства ре­альности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, че­ловек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное вооб­ражение определяется волевыми усилиями и под­дается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - происходит кон­струирование новых образов у людей в соответст­вии с воспринятыми извне словесными сообщения­ми, схемами, условными изображениями. Продук­тами этого воображения являются совершенно но­вые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие со­бытия, предвидеть результаты своих действий. Бла­годаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и дру­гими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображе­ние больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает но­вые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощают­ся в конкретные оригинальные продукты деятельно­сти. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых фор­мируются идеальные образы, б) операции, на осно­ве которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссо­циацию" и ассоциацию. Диссоциация - отрицатель­ная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В резуль­тате такой предварительной обработки опыта эле­менты его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого вообра­жения - это этап подготовки материала. Невозмож­ность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных еди­ниц образов. Ассоциация дает начало новым соче­таниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутрен­ним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществ­ленными. Образы и представления пассивного во­ображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.