ОГЭ по английскому языку – первая ступенька для учеников 9 классов, которые планируют связать свою жизнь с иностранными языками. Высокий результат на экзамене (больше 56 баллов) позволит школьнику поступить в профильный класс. Подготовка к ОГЭ по английскому языку 9 класс – очень серьезный момент, ведь данный экзамен является «многогранным». Ученику предстоит продемонстрировать следующие навыки:

  • понимание устной и письменной речи;
  • говорение
  • составление связного текста на определенную тематику;
  • выполнение заданий по лексике и грамматике.

Многие школьники не сталкиваются в обычной жизни с носителями неродного языка, поэтому освоение данной дисциплины может вызывать проблемы. При подготовке к ОГЭ по английскому языку недостаточно просто освоить алгоритм выполнения типичных заданий, выложенных в интернете. В этом случае жизненно необходимо живое общение с человеком, который одинаково хорошо разбирается не только в предмете, но и знаком со спецификой государственной аттестации. Именно с такими специалистами можно встретиться на курсах ОГЭ по английскому языку «TWOSTU».

Самостоятельно или с преподавателем: как лучше?

Курсы английского языка перед ОГЭ – достаточно распространенная практика среди желающих получить по экзамену высокую оценку. Это и неудивительно, ведь такой подход имеет целый ряд преимуществ:

  1. Опытный специалист укажет на реальные пробелы в знаниях и поможет развить недостающие навыки.
  2. Общение в комфортной дружелюбной обстановке позволит быстро преодолеть психологические барьеры, после чего школьник перестанет бояться говорить на иностранном языке.
  3. Занятия с экспертом ОГЭ помогут ученику подготовиться к тому, что его ждет на экзамене, – он научится правильно оформлять письменное задание, заполнять бланки, вести диалог на определенную тему с применением соответствующей лексики.

Кроме того, именно в этом году необходима правильная подготовка к ОГЭ по английскому языку, ведь 9 класс – это своеобразная подготовка к ЕГЭ, поэтому чем спокойнее пройдет данный экзамен, тем легче будет школьнику выдержать испытание после 11 класса.

Почему именно мы?

Курсы подготовки к ОГЭ по английскому «TWOSTU» в Москве основаны на уникальной западной методике: преподаватель работает с группой из двух студентов и уделяет каждому максимум внимания. Такой подход позволяет получить эффект, сравнимый с занятиями с репетитором, однако стоимость услуги при этом будет ниже.

Наши курсы ОГЭ по английскому языку ведут только преподаватели с большим опытом работы – мы не набираем студентов старших курсов или людей, которые много общались с носителями языка или тесно сталкивались с ним на рабочем месте. Наши специалисты владеют методиками работы с различными языковыми уровнями, а также умеют найти подход к самым разным ученикам.

Курсы подготовки к ОГЭ по английскому в Москве «TWOSTU» – отличный вариант для загруженных старшеклассников, так как минимальное количество человек в группе позволяет сделать график занятий удобным для всех. Кроме того, широкая сеть филиалов по всей столице позволит без труда подобрать максимально близкий к дому вариант.

Данная тема считается одной из трудных для обучающихся, т.к в русском языке нет таких понятий. Кроме теории образования местоименных наречий находится список самых основных немецких глаголов с управлением. Для закрепления даны упражнение и тесты с выбором варианта ответов и перевода предложений с русского языка на немецкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Местоименные наречия

В немецком языке существует особая категория сложных наречий – местоименные наречия, которые заменяют сочетание существительного с предлогом. В русском языке подобные наречия отсутствуют.

Местоименные наречия делятся на:

  1. вопросительные , которые образуются путем слияния наречия wo с предлогами, z.B.

wo + für = wofür

  1. указательные , которые образуются путем слияния наречия da с предлогами, z.B.

da + für = dafür

Eсли предлог начинается с гласного звука (an, aus, auf ...), то между наречием и предлогом ставится соединительное – r , z.B. wo + r + in = worin Worin besteht diese Aufgabe?

Местоименные наречия могут заменять только существительные, обозначающие неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, z.B.

Die Fachschüler sprechen über die Resultate der Prüfungen. – Die Fachschüler sprechen darüber.

Выбор местоименного наречия зависит от управления глаголов, которые в немецком и русском языках часто не совпадают.. Поэтому их следует переводить в сочетании с глаголом, принимая во внимание разницу в управлении русского и немецкого глаголов, z.B.

sich interessieren für (Akk.) – интересоваться чем- либо

Wofür interessieren Sie sich? – Ich interessiere mich für Musik.

Übung 1 Gebrauchen Sie die richtigen Pronominaladverbien da (r)- oder wo (r)-

  1. ... denkst du? (an die Hausaufgabe)

Denke ich nie.

  1. ... wartest du? (auf bessere Zeiten)

Warten alle.

  1. ... freust du dich? (auf meinen Geburtstag)

Was? ... freust du dich?

  1. ... soll ich dir helfen?

Bei den Hausaufgaben natürlich.

Mensch! Immer muss ich dir ... helfen!

  1. ...redet der Lehrer? (über deutsche Verben)

Ich verstehe nicht, wie man ... so lange reden kann.

Verben mit festen Präpositionen

  1. abhängen von + D. зависеть от к – л,ч – л.
  2. achten auf + Akk. обращать внимание, уважать
  3. anfangen mit + D. начинать (ся)
  4. antworten auf + Akk. отвечать на
  5. sich ärgern über + Akk. злиться, раздражаться из - за
  6. aufhören mit + D. прекращать
  7. aufpassen auf + Akk. быть внимательным, присматривать за
  8. sich aufregen über + Akk. волновать (ся) из – за
  9. sich bedanken bei + D. für + Akk. благодарить к – л. за ч – л.
  10. beginnen mit + D. начинать ч – л. с ч – л.
  11. berichten über + Akk. сообщать, докладывать
  12. bestehen aus D. состоять из
  13. bestrafen für + Akk. наказывать, карать
  14. sich beteiligen an + D. участвовать в ч – л.,задействовать к – л.
  15. j – n bitten um + Akk. просить к л. о ч – л.
  16. j – m danken für + Akk. благодарить к –л. за ч – л.
  17. denken an + Akk. вспоминать о, думать
  18. diskutieren über + Akk. обсуждать, дискутировать
  19. einladen zu + D. приглашать к
  20. sich entscheiden für +Akk. решиться на ч – л.
  21. sich entschuldigen bei + D. für + Akk. оправдываться, извиняться
  22. sich erinnern an + Akk. вспоминать о, помнить
  23. sich erkundigen nach + D. справляться о
  24. erzählen von + D.,über + Akk. рассказывать о
  25. fragen nach + D. спрашивать о
  26. sich freuen über +Akk. радоваться совершившемуся

auf + Akk предстоящему

Аn + D. происходящему сейчас

  1. gehen um + Akk. говориться о
  2. gehören zu + D. принадлежать, относиться к
  3. sich gewöhnen an + Akk. привыкать к к – л., ч – л.
  4. glauben an + Akk. верить к – л, ч – л., во ч – л.
  5. j –m gratulieren zu + D. поздравлять к – л. с ч – л.
  6. hoffen auf + Akk. надеяться на
  7. sich informieren über + Akk. информировать о
  8. sich interessieren für + Akk. интересоваться к – л., ч – л.
  9. kämpfen für + Akk. = (um + Akk) бороться за

gegen + Akk. против

  1. sich kümmern um + Akk. заботиться о
  2. lachen über + Akk. смеяться над
  3. nachdenken über + Akk. размышлять о, думать о
  4. protestieren gegen + Akk. протестовать против
  5. mit j - m reden über + Akk. (von + D.) говорить с к – л. о ч – л.
  6. sorgen für + Akk. заботиться о
  7. sprechen mit+ D. über + Akk. разговаривать с к – л. о ч – л.
  8. sterben an + D. умирать от
  9. suchen nach + D. искать
  10. teilnehmen an + D. принимать участие
  11. telefonieren mit + D. говорить по телефону с
  12. träumen von + D. мечтать о
  13. sich überzeugen von + D. убеждаться в
  14. sich unterhalten mit + D. über + Akk. беседовать с к – л. о ч – л.
  15. sich verabschieden von + D. прощаться с
  16. vergleichen mit + D. сравнивать с
  17. sich verlassen auf + Akk. полагаться на
  18. sich verlieben in + D. влюбиться в
  19. verstehen von + D. разбираться в ч – л.
  20. sich vorbereiten auf + Akk. готовиться к
  21. j – n warnen vor + D. предостерегать от
  22. warten auf + Akk. ждать
  23. sich wenden an + Akk. обращаться к
  24. wissen von + D. знать о
  25. zweifeln an + D. сомневаться в
  26. zwingen zu + D. принуждать к

Test

Запишите нужный предлог

  1. Wir nehmen … Wettkampf teil.

a. im b. vom c. am d. auf

  1. Wartest du … deinen Freund?

a. an b. auf c. über d. für

  1. Wir bereiten uns … die Prüfung vor.

a. an b. für c. auf d. zu

  1. Unser Lehrer interessiert sich … Geschichte.

a. von b. an c. für d. mit

  1. Die Eltern sorgen … ihre Kinder.

a. über b.für c. an d. auf

  1. Das Kind freut sich … das Geschenk.

a. für b. um c. auf d. über

  1. In diesem Text geht es … die Arbeitslosigkeit.

a. um b. für c.von d. über

  1. Der Freund gratuliert mir … Geburtstag.

a. zu den b. zum c. mit d. für

  1. Er beschäftigt sich … diesem Problem schon drei Jahre.

a. mit b. von c. um d. über

  1. Die Bevölkerung dieses Landes kämpft … die Unabhängigkeit.

a. auf b. gegen c.für d. über

  1. Meine Eltern erinnern sich … unsere Reise.

a. an b. für c. über d. auf

  1. Meine Familie besteht … fünf Personen.

a. von b. mit c. aus d. in

  1. Achte … deine Aussprache!

a. für b. auf c. an d. über

  1. Wir fahren … dem Russischen Museum vorbei.

a. neben b. an c. von d. mit

  1. Ich hoffe … deine Hilfe.

a. auf b. zu c. für d. über

Всего: 15 Danke schön!

Test

Запишите нужный предлог

  1. Ich erinnere mich viel … meine Reise durch die Schweiz.

a. an b. über c. von

  1. Du sollst noch … deinen Eltern telefonieren.

a. zu b. mit c. an

  1. Zur Zeit beschäftigt sich mein Freund Klaus … einem wissenschaftlichen Vortrag.

a. an b. mit c. auf

  1. Wir freuen uns sehr … die Einladung meiner deutschen Freunde.

a. über b. an c. auf

  1. Mein Bruder studiert … der Hochschule für Fremdsprachen.

a. in b. von c. an

  1. Ich träume … Reise nach Österreich. Ich möchte Wien besuchen.

a. über die b. von der c. auf der

  1. Er denkt … bevorstehenden Prüfungen.

a. an die b. an der c. über die

  1. Die Eltern sorgen sehr … Ausbildung ihrer Kinder.

a. um die b. an der c. für die

  1. Er hat … während der Arbeit sehr gestört.

a. mir b. mich c. sich

  1. Bis zur Schule können wir … Bus fahren.

a. mit dem b. mit den c. auf dem

11.Hier wartet … mein Freund. Er ist aus Leipzig gekommen.

a. auf mir b. auf mich c. auf ich

12. Ich suche so lange … Heft. Wo liegt es?

A.nach meiner b.nach meinem c. nach meines

13. Er begegnet … oft.

A. ihn b. ihm c. er

14. Ich beginne die Stunde … Wiederholung.

A. mit der b. von der c. aus der

15.Sie unterhalten sich mit dem Lehrer … Arbeit.

A. von der b. über die c. durch die

Всего: 23 Danke schön!

Test

Переведите предложения на немецкий язык

  1. Вскоре наступят каникулы и вся наша семья радуется отдыху в горах.
  2. Учительница хвалит Стефана: „ Я радуюсь твоим успехам в учебе в этом году.“
  3. Когда поздравляют ученики в России своих учителей с днем Учителя“?
  4. Я интересуюсь компьютерными играми.
  5. Моя сестра хочет выглядеть всегда аккуратно и заботится о своей одежде.
  6. Тема разговора была очень деликатной и я хотела переговорить с учительницей с глазу на глаз.
  7. В своем последнем письме Моника благодарит свою подругу Нину за прекрасную открытку с Черного моря.
  8. Каждый из нас вспоминает о прекрасных летних каникулах.
  9. Моя подруга Гизела совсем не интересуется физикой, она охотнее занимается литературой и искусством.
  10. Мы ждем с нетерпением каникул.

Всего: 30 Danke schön!


Зинченко В.М.

Кандидат филологических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет),

КОРРЕЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ МЕСТОИМЕННЫХ НАРЕЧИЙ В НЕМЕЦКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Аннотация

В статье анализируются различные проявления коррелятивной функции местоименных наречий немецкого языка. Отмечаются особенности их участия в структурно-семантической организации предложения и в реализации его коммуникативного потенциала. В качестве основной функции данного класса слов как коррелятов рассматривается катафорическая функция. В работе указываются некоторые отличительные характеристики катафорической и анафорической функций местоименных наречий. Устанавливается, что местоименные наречия как корреляты восполняют облигаторную валентность определенного слова исходного предложения и предопределяют содержание последующего фрагмента, который оформляется в виде придаточного дополнительного предложения или инфинитивного оборота.

Ключевые слова: местоименное наречие, коррелятивная функция, катафора, анафора, облигаторная валентность, придаточное предложение, инфинитивный оборот.

Zinchenko V.M.

PhD in Philology, Associate professor, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University),

CORRELATIVE FUNCTION OF PRONOMINAL ADVERBS IN GERMAN SENTENCE

Abstract

The paper analyzes various manifestations of the correlation function of pronominal adverbs in German language. Features of their participation in the structural and semantic organization of the sentence and in the implementation of its communicative potential are noted. The cataphoric function is considered as the main function of this class of words as correlates. In the work Some distinctive characteristics of the cataphoric and anaphoric functions of pronominal adverbs are indicated in the work. It is established that the pronominal adverbs as correlates fill the obligatory valency of a certain word of the original sentence and predetermine the content of the subsequent fragment, which is formalized in the form of an dependent clause or an infinitive construction.

Keywords: pronominal adverbs, correlation function, cataphora, anaphor, obligatory valency, dependent clause, infinitive construction.

При всем многообразии языковых объектов, изучаемых лингвистами, предложение как целостно оформленная структура мыслительно-речевой деятельности остается основной единицей их внимания. Этим объясняется также стремление и более мелкие единицы (словосочетания, отдельные лексемы, аналитические грамматические формы, служебные слова и т.п.) рассматривать на уровне их участия в формировании структурно-семантической организации предложения, а также их роли в актуализации номинативной и коммуникативной функций предложения.

В плане анализа логико-семантического и структурно-синтаксического оформления предложения не теряет своей актуальности включение в данную тематику вопроса о так называемых указательных или коррелятивных единицах, важное место среди которых занимают в немецком языке местоименные наречия (darauf, dadurch, davon, woran, wofür и т.п.) Термин «местоименные наречия» является наиболее употребительным для данного разряда слов в немецкой грамматике, хотя многими авторами предлагаются и другие наименования. Подробный анализ терминологических вариантов представлен в работе А.Т.Кукушкиной .

А.Т.Кривоносов, исследуя местоименные наречия в ряду других служебных классов слов немецкого языка, называет их предложно-указательными словами . С одной стороны, такая трактовка вызывает понимание, поскольку на современном этапе первая часть данных слов, произошедшая из указательного местоимения der или вопросительного was , сохраняет чисто указательную характеристику, а основное значение слова определяется предлогом. Но с другой стороны, данные слова на синтаксическом уровне являются заместителями предложных словосочетаний имени существительного и предлога, поэтому в термине оправдано упоминание местоимения как заместителя имени. К тому же следует отметить, что и в современном языке встречается, хотя и редко, употребление раздельного написания предлога и местоимения.

Hätte man uns ohne diese Ausbildungszeit in den Schützengraben geschickt, dann wären wohl die meisten von uns verrückt geworden. So aber waren wir vorbereitet für das , was uns erwartete .

Die Front ist ein Käfig, in dem man nervös warten muss auf das , was geschehen wird .

В связи с тем, что местоименные наречия, как и остальные слова-указатели, не имеют отдельного собственного денотативного значения, их семантика реализуется только в предложении на речевом уровне и только относительно их адъюнктов, то соответственно относительным можно считать и их участие в номинативной функции предложения. Их основная роль проявляется в коммуникативной функции при формировании определенного структурно-семантического построения предложения и реализации заданного коммуникативного потенциала предложения.

Как особый грамматический класс служебных слов немецкого языка местоименные наречия обращают на себя внимание своей многофункциональностью, являясь словами-указателями, они способны выполнять в предложении две разнонаправленные функции – анафорическую и катафорическую. Например:

Meine Mutter ist froh, dass ich Zivilzeug trage; ich bin ihr dadurch vertrauter .

В представленной в данном предложении анафорической левосторонне направленной функции местоименное наречие dadurch соотносится семантически с предыдущим фрагментом текста, оно выполняет в предложении самостоятельную синтаксическую функцию, является обстоятельством причины. Его смысловое значение полностью покрывается предшествующим придаточным предложением dass ich Zivilzeug trage , то есть оно не только выполняет функцию указания, но и замещает в смысловом порядке определенный фрагмент текста, в связи с чем его функцию можно было бы назвать не просто указательной, а указательно-заместительной. В коммуникативном отношении семантическое значение предложения ich bin ihr dadurch vertrauter равняется: Da ich Zivilzeug trage , bin ich ihr vertrauter .

Имплицитная семантическая наполненность местоименных наречий в анафорической функции объясняет и тот факт, что они употребляются в простых предложениях, включающих в себя одну пропозицию, эти предложения являются самодостаточными на лексико-синтаксическом уровне.

Основной задачей данной статьи выбран анализ катафорической функции местоименных наречий. Именно эту функцию указания на последующий фрагмент текста выполняют представители данного класса слов как корреляты, т.е. как особые структурно-синтаксические соотносительные элементы.

В катафорической правосторонне направленной функции местоименное наречие указывает, сигнализирует о появлении определенного фрагмента последующего текста и вместе с глаголом, валентным актантом которого оно является, в известной степени прогнозирует структурно-синтаксическое содержание данного фрагмента.

Die Dauer der Vernehmungen ließ sich darüber erklären, dass Katharina Blum mit erstaunlicher Pedanterie jede einzelne Formulierung kontrollierte… .

В этом предложении местоименное наречие dar ü ber , реализуя синтаксическую валентность глагола erkl ä ren , является маркером, своего рода индикатором информации следующего отрезка текста, который конкретизирует, раскрывает семантическое содержание валентной связи глагола.

Говоря о двух разнонаправленных функциях местоименных наречий в немецком языке, следует отметить, что в русском языке в двух разных случаях употребления слов-указателей используются, как правило, указательные местоимения двух различных форм и значений, а именно: это в функции замещения предыдущего фрагмента (анафора) и то в функции указания на следуюший фрагмент (катафора).

Aber wir gewöhnten uns bald daran . Wir begriffen sogar, dass ein Teil dieser Dinge notwendig, ein anderer aber ebenso überflüssig war. Der Soldat hat dafür eine feine Nase .

Впрочем, мы скоро привыкли к этому . Мы даже поняли, что кое-что из этого было действительно необходимо, зато все остальное безусловно только мешало. На эти вещи у солдата тонкий нюх .

Aber einen Augenblick später bleibt der Stolz auf halber Treppe zurück, und ein Stich des Bedauern erinnert ihn daran , dass er im Alltag dieses Kindes nicht oft vorkommen wird .

Но мгновение спустя его гордость на полпути отступает, ибо налет сожаления напоминает ему о том , что в повседневности этого ребенка он присутствует не так уж часто .

Можно предположить, что таким образом русский язык более точно в плане выражения реагирует на различное участие данных слов-указателей в тема-рематическом членении текста. Слова-анафоры являются ссылкой на предыдущую информацию и выполняют функцию темы в предложении, в русском языке в этом случае используется местоимение это , обладающее семой «здесь», которая свидетельствует о том, что речь идет о чем-то близком, известном. Слова-катафоры, напротив, обычно вместе со своим ведущим валентным партнером (глаголом, сущетвительным или прилагательным) образуют рему, в русском языке местоимение тот включает сему «там», т.е. что-то находящееся на расстоянии. Отличия участия анафоры и катафоры в тема-рематическом членении текста фиксируются также их различиями на фонологическом уровне, что справедливо отмечает М.В.Холле . В предложениях с катафорической функцией логическое ударение приходится именно на местоименное наречие как коррелят и как основную часть ремы.

В отличие от анафоров местоименные наречия как катафоры, корреляты, выполняют в предложении только указательную функцию, они направлены на еще не существующий, не произнесенный и не написанный текст. Они только прогнозируют его обязательное появление. Их семантика как денотатов нулевая, она ждет своего наполнения, поэтому они синсемантичны и не могут употребляться в простых предложениях с одной пропозицией. Предложения с местоименными наречиями-коррелятами включают обязательно две пропозиции, т.е. две семантические структуры, содержащие субъект и предикат. Н.Д.Арутюнова подчеркивает главенствующую роль предиката в актуализации пропозиции, определяя пропозицию «как семантическую структуру, объединяющую денотативное и сигнификативное значения, из которых последнему принадлежит центральная позиция» .

Местоименные наречия в катафорической функции предвосхищают продолжение текста, которое оформляется обычно в виде придаточных дополнительных предложений, вводимых чаще всего союзом dass и реже – wie , was , ob . Второй синтаксической структурой являются инфинитивные обороты, которые могут рассматриваться в данном случае как грамматические синонимы дополнительного придаточного предложения. Различные аспекты синонимичных отношений между инфинитивными группами и придаточными предложениями хорошо известны в немецкой грамматике. Г.Н.Эйхбаум, отмечая сходство данных синтаксических образований по местоположению и сочетаемости их элементов, общности некоторых видовременных значений, провела широкий анализ корреляций придаточных предложений и инфинитивных оборотов также относительно категории лица и наклонения. При этом важным условием анализа она называет необходимость «учитывать их взаимодействие со всем контекстом предложения» . В предложениях с местоименными наречиями-катафорами наблюдаются синонимические отношения между инфинитивными группами и придаточными предложениями с союзом dass , что в определенных случаях могут проиллюстрировать трансформации:

Sie verweigerte weiterhin die Aussage und bestand darauf , in eine Zelle oder nach Hause verbracht zu werden . – Sie verweigerte weiterhin die Aussage und bestand darauf , dass man sie in eine Zelle oder nach Hause verbringt.

Und ich bin heute noch stolz darauf , dass ich dich von ihrer Richtigkeit überzeugt habe . – Und ich bin heute noch stolz darauf , dich von ihrer Richtigkeit überzeugt zu haben.

В исходной части, главном предложении, местоименные наречия наиболее часто входят в сферу действия глагола и связаны с ним на лексико-синтаксическом уровне, реализуя его облигаторную объектную валентность, зафиксированную на уровне словаря. В таком случае семантика глагола играет, хотя и опосредованно, ведущую роль в прогнозировании реализации его определенной валентной связи и по семантике и по форме местоименного наречия.

Trotzdem kann Ingrid sich nicht daran erinnern, dass sie Otto besonders nachgeweint hat .

Глагол sich erinnern имеет устойчивое предложное управление, всегда употребляется в сочетании с предлогом an и его наличие в предложении априори предполагает использование предложного комплекса an + S Akk , то есть реализацию облигаторной валентной связи. В результате и присутствие местоименного наречия daran , и его экспликатора, выраженного в указанном примере придаточным дополнительным предложением, заложено изначально в лексическом содержании глагола.

Как отмечалось выше, местоименные наречия сами по себе на словарном уровне не имеют конкретного лексического (денотативного) значения. Их семантика в предложении полностью зависит от их господствующего слова, с которым они связаны правонаправленной валентностью. Это может быть глагол, имя существительное или имя прилагательное. Но в то же время именно местоименные наречия, выполняя свою коррелятивную функцию и занимая важное последнее место в предложении (не учитывая возможной заключительной позиции глагола), являются особенно значимым компонентом, организующим звеном в структурно-семантическом построении всего предложения.

Die Baren sind klatschnass, als der Zug morgens einläuft. Der Feldwebel sorgt dafür , dass wir in denselben Wagen kommen .

Sie kann denken soviel sie will, es gibt keinen Ersatz dafür , dass sie ihre Kinder, als sie starben, nicht in den Armen gehalten hat .

В данных примерах местоименное наречие daf ü r выступает как коррелят и валентный актант при глаголе sorgen и имени существительном der Ersatz . Глагол sorgen всегда реализует в предложении свою облигаторную валентность, которая предполагает его обязательную сочетаемость с предложным дополнением für+S Akk. В вышеприведенном фрагменте функцию объекта выполняет местоименное наречие daf ü r . Использование местоименного наречия вместо словосочетания предлога f ü r c именем существительным придает тексту характер сжатости, более четкой логической сформулированности: sorgt daf ü r , dass вместо, например, sorgt f ü r die M ö glichkeit , dass

Имя существительное der Ersatz во втором предложении в силу своей производности от глагола ersetzen также нуждается в присутствии объектного актанта, который из прямого объекта при глаголе ersetzen трансформировался в предложный объект с f ü r .

В следующей паре примеров местоименное наречие davon употребляется в функции коррелята при глаголе schw ä rmen и имени прилагательном abh ä ngig .

Während Crobath wieder von der Zukunft zu reden beginnt und mit hochgeworfenem Kinn davon schwärmt , dass Kraftakte geleistet werden, lehnt Richard sich zurück, als biete sich ihm so der bessere Überblick, um alles noch mal zu überdenken .

Vorher war ich davon abhängig , dass einer der Herren mich nach Hause brachte .

Указательная функция местоименных наречий-катафор является одновременно и усилительной. Коррелят выступает как логический усилитель, акцент в предложении, наделяет его особой стилистической окраской компрессии и, как следствие, выразительности и прагматической лаконичности. Еще одной примечательной стилистической функцией местоименных наречий как коррелятов является их участие в оформлении синтаксической структуры предложений с однородными членами.

Er lasse sich stundenlang über das Körperliche und das Intuitive aus und darüber , dass er seinen absoluten Anspruch in die Welt hineinzwingen wolle .

Здесь валентная связь глагола sich auslassen оформляется предложным дополнением ü ber das K ö rperliche und das Intuitive , а затем информация уточняется присоединением придаточного дополнительного предложения с помощью союза und коррелята dar ü ber .

Crobath hält Richard einen fünfminütigen Vortrag über erhebliche Veränderungen, vor denen man stehe, anhaltende Hochstimmung in der Stadt und darüber , dass Richards Verhalten ein ungünstiges Licht auf seine politische Einstellung werfe .

В данном предложении в качестве однородных членов при имени существительном Vortrag выступают сначала дополнения ü ber erhebliche Ver ä nderungen и anhaltende Hochstimmung , далее союз und и коррелят dar ü ber присоединяют дополнительное придаточное предложение. Такое вариативное синтаксическое оформление позволяет автору достичь большей информационной полноты предложения. Одновременно с помощью последовательного чередования однородных членов предложения дается характеристика персонажа, капитана Кробата, как осторожного человека, пытающегося ненавязчиво убедить собеседника в необходимости изменить свое поведение, чтобы не навлечь политических подозрений. Местоименное наречие dar ü ber подчеркивает, что именно информация следующего за ним придаточного предложения является главной и категоричной.

Таким образом, местоименные наречия как корреляты выполняют в немецком языке катафорическую функцию и участвуют особым образом в организации структурно-семантического построения предложения.

Список литературы / References

  1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. / Н.Д.Арутюнова. – М.: Наука, 1976. – 283 с.
  2. Гайгер А. У нас все хорошо / А.Гайгер. Пер. с нем И.Косарика, Т.Набаткиной, Ю.Райнеке.– М.: Флюид, 2011. – 479 с.
  3. Кривоносов А.Т. Система классов слов как отражение структуры языкового сознания / А.Т.Кривоносов. – М. – Нью-Йорк: Че-Ро, 2001. – 845 с.
  4. Кукушкина А.Т. Слова типа darauf – worauf как одна из групп класса репрезентантов современного немецкого языка /А.Т.Кукушкина. Автореф. канд. дисС. – М., 1962. – 23 с.
  5. Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен / Э.М.Ремарк. Пер. Ю.Афонькина. – М.: Водолей, 1992. – 352 С.
  6. Холле М. В. Инструментальные придаточные предложения и местоименные наречия как формы выражения категории инструментальности в современном немецком языке / М.В.Холле. Автореф.канд.дисС. – СПб, 2000. – 24 с.
  7. Эйхбаум Г.Н. О синонимии инфинитивных групп и придаточных предложений в современном немецком языке / Г.Н.Эйхбаум // Вопросы германской филологии. Вып. II. – Л.: ЛГУ, 1969. – С. 23-29.
  8. Böll, H. Die verlorene Ehe der Katharina Blum / H.Böll. – Köln: Kiepenheuer & Witsch, 2002. – 146 S.
  9. Geiger, A. Es geht uns gut /A.Geiger. – München.: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2007. – 390 S.
  10. Remarque, E.M. Im Westen nichts Neues / E.M.Remarque. – Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1998. – 220 S.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Arutyunova N.D. Predlosheniye i yego smysl / N.D.Arutyunova . – M. : Nauka, 1976. – 283 P.
  2. Geiger A. U nas vse horosho /A.Geiger/. Transl. from Germ. I.Kosarik, T.Nabatkina, Y.Raineke.– M. : Fluid, 2011. – 479 P.
  3. Krivonossov A.T. Sistema klassov slov kak otrasheniye struktury yazykovogo soznaniya / A.T.Krivonossov. – M. – New-York. Che-Ro, 2001. – 845 P.
  4. Kukushkina A.T. Slova tipa darauf-worauf kak odna iz grupp representantov sovremennogo nemeckogo yazyka . / A.T. Kukushkina // Avtoref.kand.diss. M. , 1962. – 23 P.
  5. Remark E.M. Na Zapadnom fronte bez peremen . Transl. from Germ. / E.M.Remark. – M. : Vodolej, 1992. – 352 P.
  6. Holle M.V. Instrumentalnye pridatochnye predlosheniya i mestoimennye narechiya kak formy instrumentalnosti v sovremennom niemeckom yazykie /M.V.Holle. Avtoref. kand.diss. – SPb, 2000. – 24 P.
  7. Eihbaum G.N. O sinonimii infinitivnyh grupp i pridatochnyh predloshenij v sovremennom niemeckom yazykie /G.N.Eihbaum// Voprosy germanskoj filologii. . Issue. II. – L. : LGU, 1969, P. 23-29.
  8. Böll, H. Die verlorene Ehe der Katharina Blum / H.Böll. – Köln: Kiepenheuer & Witsch, 2002, 146 S. .
  9. Geiger, A. Es geht uns gut /A.Geiger. – München. : Deutscher Taschenbuch Verlag, 2007, – 390 S.
  10. Remarque, E.M. Im Westen nichts Neues. / E.M.Remarque. – Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1998, 220 S.