9 мая 2013 года во время парада Победы над Красной площадью вновь пролетел «кубинский бриллиант». В исполинском ромбе — 5 тяжелых истребителей Су-27 «Русских витязей» и 4 легких фронтовых истребителя Миг-29 «Стрижей». За несколько недель до этого — 19 апреля — показательными выступлениями пилотажников отметил свое 75-летие Центр показа авиационной техники, в который входят легендарные пилотажные группы.

Один из лучших летчиков России, бывший командир «Стрижей» Валерий Морозов, в этих полетах, конечно, не участвовал. Вместо кабины самолета и авиабазы в Кубинке — почти ежедневные поездки по судам. Следователи и прокуратура решили, что борьба командира за выживание и сохранение группы — опасное для общества деяние. Ему вменяют получение взятки в 31 тысячу рублей. До семи лет лишения свободы.

В понедельник, после 8 месяцев предварительного следствия, Одинцовский гарнизонный военный суд наконец приступил к рассмотрению уголовного дела Морозова по существу.

О том, что знаменитый «кубинский бриллиант» 9 Мая ждут в небе над Красной площадью, сами летчики узнали примерно за месяц до Дня Победы. И, разумеется, прекрасно выполнили поставленную задачу. Как и всегда. Но мало кто знает, что «девятки» на параде Победы могло и не быть. Последние полгода «Стрижи» не могли нормально летать — не было самолетов. Все Миг-29 Центра показа авиационной техники по самолетным меркам уже пенсионеры — каждый летает больше 20 лет и требует регулярного ремонта и продления ресурса. Каждую такую «процедуру» приходится буквально «выбивать»: бесконечно звонить, убеждать, договариваться. Занимаются этим обычно командиры групп.

— Я еще год назад понимал, что самолеты у нас скоро «кончатся». Правда, не успел с этим разобраться, — с Валерием Морозовым мы беседуем во время очередного перерыва в судебном заседании.

Но благодаря параду Победы самолеты наконец-то отремонтировали и «продлили». Кубинка выдохнула: на ближайшие несколько лет «Стрижи» обеспечены техникой. Правда, до конца не ясно, потребуется ли она. Несколько лет руководство Минобороны лелеет мечту «пересадить» «Стрижей» с боевых самолетов на новые отечественные учебно-боевые Як-130 (хотя до сих пор не известно, подходят ли они для группового высшего пилотажа). Ведь, как заявил Анатолий Сердюков еще в 2011 году, это для нас слишком дорого — содержать пилотажные группы, которые летают на боевой технике.

Несмотря на специфику жизни пилотажных групп и Центра показа, никакой особый статус за группами не закреплен до сих пор. Их обеспечивают почти так же, как обычные строевые части (кстати, это касается и зарплат). А потому и красивые летные комбинезоны — такие, чтобы не стыдно было за границей показаться (говорят, те, что выдают, приходят в негодность буквально через несколько стирок), и все сувениры и атрибутику с символикой групп (чтобы было, что подарить гостям аэродрома и иностранным пилотам) летчикам приходится делать либо за счет спонсоров, либо — за свой.

Обвинение

По версии следствия, Морозов стал требовать деньги от подчиненного Алексея Новикова еще в феврале 2012 года: по 7 тысяч рублей ежемесячно «за возможность вовсе не пребывать в воинскую часть и не исполнять общие обязанности военнослужащего». К тому моменту летчик Новиков уже год находился в распоряжении командира части или, как говорят сами военные, «за штатом», то есть не имел определенной должности и специальных обязанностей. Большинство «распоряженцев» российских Вооруженных сил (почти в каждой части таких десятки, если не сотни) — те, кто хочет уволиться, но так и не обеспечены жильем. По закону военнослужащий может находиться в распоряжении не больше полугода. На практике в ожидании квартир люди остаются за штатом по нескольку лет.

Опять же по закону «распоряженцы» должны регулярно являться в часть и выполнять некие обязанности, возложенные на них вышестоящим начальством (какие именно, не очень понятно, ведь «заштатников» даже нельзя назначить в караул — у них нет оружия). В жизни все происходит несколько иначе: часто «распоряженцам» дают возможность подрабатывать и требуют «отмечаться» на службе раз в неделю или раз в 10 дней (10-дневный «прогул» — это у военных уже уголовное преступление). По идее, у Новикова не должно было возникнуть проблем с тем, чтобы "отмечаться" — он жил в 15 минутах от авиабазы.

В начале августа он попросил Морозова снизить размер «выплат». Тот диалог Новиков записал на диктофон сотрудника ФСБ Андрея Архипова, который занимается контрразведывательным обеспечением пилотажных групп. А 27 августа обратился с заявлением в правоохранительные органы, где ему буквально спустя час (!) выдали диктофон, деньги (31 тысячу рублей: по 7 тысяч за май, июнь, июль и по 5 тысяч — за август и сентябрь) и уже после обеда отправили на оперативный эксперимент.

По существу

— Вы меня вызывали?

— Не вызывал.

— Звонили?

— Не звонил.

— Я вам денег должен, принес…

— Ну, отдай Кузнецову (одному из летчиков группы. З. Б. ).

— У меня времени нет его искать… Что мне с ними, с деньгами, делать?

— Ладно, положи на стол…

Так воспроизводит свой диалог с летчиком Алексеем Новиковым, который состоялся 27 августа 2012 года, Валерий Морозов. Но в суде — процесс ведет председатель Одинцовского гарнизонного военного суда Андрей Слепухин — оперативный эксперимент пока детально не исследовали. Судья Слепухин внимателен, въедлив и, похоже, готов подробно изучать все аспекты этого уголовного дела. Несмотря на то что в понедельник заседание продолжалось весь день, прокурор, адвокаты и суд успели допросить только двух ключевых свидетелей обвинения — самого Новикова и сотрудника ФСБ Архипова.

Алексей Новиков заметно нервничал. Сказал, что никогда не отдавал деньги «в руки» Морозову, всегда через другого летчика группы — Дениса Кузнецова. Ни о какой «общей кассе» группы, из которой покупалась сувенирная продукция, не слышал (хотя многие летчики в своих показаниях о ней упоминали), откуда брались красивые комбинезоны — не знает, а деньги, как сам полагает, передавал для подполковника Морозова, «на его личные нужды».

То, что Алексей Новиков озвучил в суде, сильно отличалось от того, что говорил до этого следователям. Тогда, например, он еще «помнил» про общую кассу. Все разночтения объяснил своим «подавленным состоянием», которое сопровождало его, когда он давал показания в августе и сентябре 2012-го и даже в январе 2013 года.

Как ни странно, сотрудник ФСБ Андрей Архипов, который по роду службы почти каждый день общается с летчиками пилотажных групп, ни про какую общую кассу тоже не слышал, правда, вопросом о том, откуда берутся сувениры, задавался, и выяснил, что все покупают спонсоры. Внятно ответить на вопрос судьи о том, почему не сообщил о готовящемся преступлении (хотя Новиков рассказывал ему о беседе с Морозовым в начале августа и давал слушать диктофонную запись), не смог. Как и долго не мог сформулировать, в обмен на какие «услуги» командир «Стрижей» требовал от Новикова денег. Валерий Морозов тоже задавал сотруднику ФСБ вопросы. Архипов отводил глаза.

Явки с повинной, сразу две

Но показания Новикова и Архипова — не единственное доказательство вины Валерия Морозова в этом уголовном деле. Есть еще оперативный эксперимент, который, по мнению адвокатов, сотрудники полиции вообще не имели права проводить (оперативный эксперимент можно назначать только в том случае, если речь идет о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких, а в случае с Морозовым речь шла о преступлении небольшой тяжести). Еще в деле есть явка с повинной, от которой Морозов спустя несколько дней отказался. А точнее, не одна явка — а целых две, причем разных.

Одну из них Валерий Морозов написал сразу после проведения оперативного эксперимента. «Мне не давали позвонить, не рассказали, что можно связаться с адвокатом, что можно не свидетельствовать против себя. Сказали: пиши, так будет лучше». И он написал — о том, что деньги должны были пойти на сувенирную продукцию. Но эта явка присутствует в уголовном деле только в ксерокопии, причем ее передали следователям по линии ФСБ. В оригинале — другая явка, написанная, как сообщили судье адвокаты и сам экс-командир «Стрижей», спустя несколько дней по настоятельному «совету» и при активном участии следователя.

Многие сослуживцы Валерия Морозова полагают: то, что произошло в августе 2012-го, было заранее подготовленной провокацией. К такой версии событий склоняются и адвокаты экс-командира «Стрижей». Буквально за несколько дней до оперативного эксперимента с Алексеем Новиковым наконец заключили договор социального найма на квартиру. А в день проведения эксперимента он написал заявление об увольнении.

Я пыталась побеседовать с Алексеем Новиковым, однако бывший летчик от общения отказался: «Когда закончится суд, тогда и поговорим». Надеюсь, что он сдержит свое слово. Впереди еще много судебных заседаний.

Новая пилотажная группа ВВС России "Крылья Тавриды" на базовом аэродроме в Воронежской области завершает подготовку к Параду Победы. С 1 апреля тренировки продолжатся в Подмосковье. Группа создана весной 2014 года и названа в честь присоединения Крыма к России. Летает "Таврида" на новейших учебно-боевых самолетах Як-130, пилотированию в парадном строю - он сложнее боевого - воронежских летчиков обучают асы из группы "Стрижи". Над Красной площадью летчики покажут фигуры "кубинский бриллиант" и "балалайку".

С утра до вечера над аэродромом Борисоглебска стоит гул и свист реактивных двигателей. Подготовка идет интенсивно: четыре летные смены в неделю, каждая по восемь часов. Летчики отрабатывают пилотаж в самых разных условиях: в одиночку, парой, группой, ведущим, ведомым, при ясной погоде и в облаках.

Неизвестно, какая погода будет над Москвой 9 мая. Возможно, придется пробивать облачность в составе группы. Чтобы не растерять друг друга и не тратить время, собирая строй, отрабатываем сейчас, - пояснили летчики.

Перед групповыми полетами происходит "пеший пилотаж": взяв в руки модели самолетов, летчики ходят по специальной площадке, разбитой на сектора и расчерченной на маршруты, изображая, как они полетят на самом деле.

Дел много: помимо летных смен есть теоретические занятия, другая работа, семье остается воскресенье. Но летать здорово! Только для этого и учились пять лет, - улыбнулся старший лейтенант Александр Козочкин.

В "Крылья Тавриды" отобрали лучших инструкторов борисоглебской авиабазы, которые учат здесь летать курсантов. В пилотажной группе инструкторы сами превратились в учеников, а задние, преподавательские кресла Як-130 заняли летчики "Стрижей".

Сильные ребята, все у них получается. Впитывают новые знания, как губка. Думаю, в ближайшее время будут выступать как пилотажная группа, - рассказал пилот "Стрижей" Дмитрий Рыжеволов. Сами "Стрижи" вместе с "Русскими витязями" покажут в небе над Москвой фигуру "кубинский бриллиант": ромб, составленный из пяти Су-27 и четверки МиГ-29. К Кубе фигура отношения не имеет, а названа в честь аэродрома базирования пилотажных групп, Кубинки.

Шестерка Як-130 пройдет над Красной площадью равнобедренным треугольником, при этом расстояние между самолетами не превысит трех метров. Официального названия у фигуры нет, между собой летчики называют ее "борисоглебской балалайкой". Поведет группу заместитель командира авиабазы Денис Кохановский.

Задача ведущего создать комфортные условия для полета ведомых и выйти на цель в заданное время. В данный момент цель - Красная площадь. "Стрижи" сильно помогают, без них вообще ничего бы не получилось. Еще неделю позанимаемся здесь, 1 апреля перелетим на подмосковный аэродром. Там будет 10 тренировок над Алабино, две репетиции над Красной площадью - одна из них генеральная, - и 13-й полет на самом параде, - рассказал летчик.

"Парадные" самолеты ничем не отличаются от боевых: такое же темно-серые с красными звездами. Рядом гоняют двигатели других Яков, в параде не участвующих. Под одним лазит на корточках инженер с завода "Иркут" - зазор створки шасси оказался на полтора миллиметра большего положенного. Старший инженер авиабазы Роман Садыков не нарадуется на бортовую электронику Як-130:

На предыдущих типах проверяющему самолет технику надо было открыть десятки люков, залезть внутрь с манометром и линейкой, замерить все вручную. Особенно неудобно зимой, когда теплая одежда затрудняет доступ. А здесь достаточно нажать кнопку предполетного контроля и самолет сам доложит о состоянии всех систем. Намного проще и быстрее, время подготовки к полету сократилось вдвое.

В XIX веке на месте аэродрома располагался конногвардейский манеж, а учебные аудитории авиабазы служили кавалеристам казармами. Борисоглебская летная школа основана в 1922 году, одним из первых ее выпускников стал Валерий Чкалов. Выросшее из школы летное училище имени Чкалова окончил нынешний главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев. В новейшей истории училище стало авиабазой, где проходят практику курсанты. А Борисоглебск уже почти 100 лет является городом авиаторов: в каждой второй семье кто-то служит или работает на авиабазе. За воздушным парадом 9 мая будут наблюдать все.

У меня точно все будут смотреть: родители, родственники, супруга, оба сына, - рассказал Денис Кохановский. - Старшему 17, тоже летчиком собирается стать.

Сергей Осяйкин и Сергей Еременко // коллаж НСН

Летчики пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи» поделились с НСН впечатлениями от выступления на Параде Победы и воспоминаниями о первых полетах

«Стрижи» и «Русские витязи» - пожалуй, две самые известные российские пилотажные группы. Известные всемирно: ни одно крупное авиационное мероприятие не обходится без выступлений наших пилотов, а в последние годы они стали постоянными участниками Парадов Победы. О том, сколько карат в «кýбинском бриллианте» и что общего у пилотов и музыкантов корреспонденту НСН рассказали летчик авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» Гвардии майор Сергей Ерёменко и командир авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» Гвардии подполковник Сергей Осяйкин.

- 21 мая в Кубинке готовится грандиозное шоу, в котором будут принимать участие и «Стрижи» и «Русские витязи». Что можно будет там увидеть?

Сергей Осяйкин: Все начнется в 10 часов. В это время можно будет увидеть полеты авиационных моделей, в том числе и реактивных. Далее будет концерт, организованный «НАШИМ Радио». А с 12 часов начнется авиационная программа. Свои полеты будут выполнять «Стрижи» и «Русские Витязи» в составе девятки, это так называемый строй «кубинский бриллиант», а еще свое мастерство покажут вертолетчики пилотажной группы «Беркуты». Кроме того, можно будет увидеть показательные прыжки парашютистов Военно-космических сил.

- Расскажите, как проходит подготовка к мероприятию?

Сергей Еременко : Подготовка проходит на аэродроме «Кубинка». Каждая фигура из тех, что мы будем показывать в «кубинском бриллианте» сложная по-своему. Но, я надеюсь, все пройдет гладко и все удивятся.

- Сколько времени потребовалось, чтобы подготовить выступление на Параде Победы?

С.О. : Участие в Параде - это самый ответственный и самый тяжелый показ в жизни каждого летчика. 9 мая - это необычный день для нас, мы все прекрасно понимаем, насколько он исторически важен, это - день славы, героизма нашего народа, его несгибаемой воли, для каждого гражданина нашей страны, наверное, это самый важный праздник. Конечно, мы очень тщательно готовились, выполнили несколько тренировочных полетов на полигоне Алабино с построением полной колонны из 71 летательного аппарата. Все было отработано, были выполнены две тренировки над Москвой, и 9 мая был выполнен сам показательный проход. Особенно важно было отработать четкость выхода по контрольным ориентирам, ошибка допускалась не более 2-3 секунд, именно в этом состояла вся цель, потому что группы выходили с разных направлений, взлетали совершенно из разных аэродромов и перед МКАДом становились в общий порядок. Сложность накладывала погода, но парад должен был состояться в любую погоду.

- Какие ощущения испытывает летчик, который пролетает в строю над Красной площадью во время Парада?

С.Е. : Конечно, в общем строю переполняли эмоции. Хотя, скажу сразу, то, что происходило на Красной площади, я практически не видел. Когда летишь в строю, все внимание сосредотачивается на самолете ведущего. Нам повезло, что погода была хорошая, и все смогли увидеть полет. Я на самом деле очень горд за свою страну, за то, что у нас такая авиация.

- «Русские Витязи» 9 мая еще успели в Туле пролететь над строем «Бессмертный полк».

С.Е .: Да, после прохода над Красной площадью пилотажная группа «Стрижи» пошла на посадку на аэродром «Кубинка», а «Русские Витязи» выполнили полет по маршруту на город Тулу. Мы выполнили там проход, поздравили всех ветеранов с таким великим праздником, для нас было почетно пролететь над городом-героем, надеемся, теперь каждый год будем показывать там свое мастерство.

- Расскажите подробней о «кубинском бриллианте».

С.О.: Это название построения самолетов в едином порядке, пять самолетов Су-27, четыре самолета МиГ-29. Этим строем выполняется весь комплекс фигур: виражи, различные горки, полуперевороты, боевые развороты, «Петли Нестерова» и другие элементы.

- Сколько уходит времени на подготовку одной фигуры?

С.О.: Все зависит от уровня подготовки пилотов. Когда формировался строй «кубинский бриллиант», это был просто проход, далее программа усложнялась. Добавились плавные повороты с небольшими кренами, потом - с большими. После этого летчики уже были настолько подготовлены, что могли сделать «Петлю Нестерова». Дальше добавили «бочку». Конечно, чтобы стоять в этой фигуре, каждый пилот должен быть достаточно натренирован. Поэтому новых летчиков мы добавляем в программу только после того, как понимаем, что они действительно готовы.

- Как происходит отбор летчиков?

С.О.: Время идет, кто-то уходит по возрасту, к тому же, здоровье должно быть хорошее, поэтому мы, конечно, думаем о том, кто придет к нам на смену. Постоянно идет подготовка новых пилотов. Летчиков мы отбираем из строевых частей Военно-космических сил. Это, как правило, летчики-истребители, которые уже имеют опыт полетов, определенную квалификацию. У нас есть возможность ездить по авиационным частям, знакомиться и приглашать людей к себе на отбор. Тут самое главное - желание пилота летать в пилотажных группах. Мы отбираем ребят, проводим тестирование, смотрим на уровень подготовки по части теории, уровень практической подготовки, выполняем с ним полеты, оцениваем навыки владения самолетом. Если человек нас устраивает, он начинает летать по нашей программе. На подготовку в пилотажную группу уходит около двух лет, потом он должен летать еще два года, пока не почувствует себя уверенно, и только после этого пилота можно ставить в строй.

- А есть какая-нибудь конкуренция между «Стрижами» и «Русскими витязями»?

С.Е.: Конкуренция есть, но мы не пытаемся друг друга в чем-то ущемить. Скорей, пытаемся сделать так, чтобы у другой пилотажной группы была мотивация совершенствоваться, придумывать новые фигуры, новые программы выступлений. И, естественно, мы поддерживаем друг друга, общаемся и дружим.

С.О.: Я бы сказал, что между нами не конкуренция, а сотрудничество, потому что мы летаем в общем строю, мы заинтересованы, чтобы каждая группа развивалась в лучшую сторону, так программа становится более зрелищной. Но, в любом случае должен присутствовать элемент состязательности. Если не будет чувства соревнования - не будет движения вперед, мы всегда смотрим, как летают соседи из нашей пилотажной группы и делаем для себя выводы.

- А вы помните, когда впервые сели за штурвал?

С.О.: Конечно, это незабываемые ощущения для летчика. Все курсанты очень ждут первого полета, ведь каждый из них осознанно поступал в это учебное заведение, здесь случайных людей не бывает. Я заканчивал Качинское летное училище в городе Волгоград, это старейшее авиационное училище в России. Там готовили курсантов на самолетах Л-39. Самый запоминающийся полет - это твой первый тренировочный полет, когда ты поднимаешься в воздух уже самостоятельно, без инструктора, эти ощущения у каждого индивидуальны, они незабываемы. Тут уже тебе никто не поможет, не подскажет, тут все зависит от тебя, надо верить в себя, в свои руки.

С.Е.: А я в первый раз первый раз сел за штурвал на спортивном самолете Як-52 еще в 10 классе, после этого я понял, что хочу навсегда связать свою жизнь с авиацией.

- «Русские витязи» и «Стрижи» принимают участие в различных музыкальных мероприятиях, а наши музыканты очень любят небо. Что же здесь общего?


С.Е.: Возможно, романтика.

С.О.: Я считаю, что и в первом и во втором случае, это искусство, наверное, это и объединяет.

В родной Коломне 10 августа прошла акция в поддержку Коломенского Кремля, который в настоящее время лидирует по результатам голосования в проекте "Россия 10". Более 7 тысяч жителей и гостей Коломны охватили Кремль живой цепью. Гвоздём программы безусловно стал прилёт в Коломну легендарных российских пилотажных групп. и поддержали в этот ясный день Коломенский Кремль 10-минутной программой. 5 Русских Витязей на Су-27 и 4 Стрижа на МиГ-29 сверкали в коломенском небе в своём знаменитом построении "Кубинский бриллиант". Само собой, выписывать сложные фигуры над Кремлём нельзя, посему девятка истребителей ограничилась одной петлёй Нестерова и выполнила около 7 проходов над Кремлём на предельно низких высотах. Собравшиеся в этот день в Кремле были в восторге.


1. "Кубинский бриллиант" впервые пролетает над Успенским кафедральным собором Коломенского Кремля.



2.


3.


4.


5.


6.

Короткое видео, снято на телефон.

Завершил лётную программу камовский вертолёт, который пронёс вдоль древних стен Кремля флаг России.


7.


8.

А на десерт ещё немного фото и видео дружины коломенских богатырей, устроивших в этот день показательный бой у стен Коломенского Кремля.


9.


10.


11. У нас в Коломне есть свой "дядька Черномор". На фоне портрета Дмитрия Донского смотрится очень солидно.


12. Дядька Черномор крупным планом.


13. Черномор и его дружина.


14. Дружина. Весьма колоритные персонажи.


15. Один из бойцов приглашает зрителей в Грановитую башню Кремля на день открытых дверей. Все музеи Коломенского Кремля в этот день были открыты для посетителей бесплатно.


16. Вес меча, к слову, около 2 кг, доспехи и кольчуга в зависимости от размеров могут весить ещё 7-8 кг.


17.


18.


19.

Видео показательного боя коломенских богатырей.

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили .

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных - гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Сегодня мы продолжаем беседу с военным лётчиком, правым ведомым авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" майором Дмитрием Рыжеволовым .

"Стрижи" - это авиационная группа высшего пилотажа, была сформирована в мае 1991 года на базе 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка.

Дмитрий, после программы с вашим участием было много звонков и писем с разными вопросами. Но чаще всего люди спрашивают, какие фигуры высшего пилотажа наиболее сложно выполнять?

Дм. Рыжеволов: Все фигуры выполнять сложно, если их делать хорошо. Но если они отработаны, то это уходит как бы на второй план. Допустим, для меня первоначально наиболее сложной фигурой в группе была "петля Нестерова" . Это, когда мы только проходили подготовку, чтобы встать в строй. Но это была и самая сложная из фигур именно в программе. Дальше после того, как я получил определённый ряд допусков, мы начали делать "групповые бочки" .

В этом году у нас юбилей. Официально днём рождения группы считается 6 мая 1991 года . Поэтому мы к юбилею и к новому сезону демонстрационных полётов готовим новую программу. Сейчас наиболее сложное для нас - выполнение в составе шести самолётов виража на форсажном режиме работы двигателя .

Что это такое?

Дм. Рыжеволов: Ну, есть максимальный режим, а если зажать гашетки и двинуть ещё вперёд, то будет форсаж. Получается прирост тяги, и мы в этом режиме выполняем связку "вираж" и "косая петля" .

А кто придумывает эти новые программы, новые возможности использования техники?

Дм. Рыжеволов: Новые программы придумывают лётчики, кто стоит в группе. Но, прежде всего, при создании новой программы учитывается уровень подготовки всех пилотов в группе.

У вас же уровень подготовки должен быть в принципе одинаков, вы же лётчики экстра-класса?

Дм. Рыжеволов: У нас уровень подготовки примерно одинаковый, но немного разный опыт. То есть, наиболее опытным лётчиком является ведущий группы. Он давно уже стоит в строю. После него по опыту - хвостовой ведомый. Это заместитель командира группы. Ещё двое - я и левый ведомый. И буквально с прошлого года к демонстрационным полётам приступили ещё двое лётчиков. То есть, мы оцениваем, могут ли наименее опытные пилотажники выполнить тот или иной элемент, чтобы это было безопасно. Нужно ведь думать не только о собственной безопасности, но и о том, что демонстрационные полёты выполняются на глазах у людей. Наверное, все помнят историю Львова.

Да, там трагедией завершились демонстрационные полёты.

Дм. Рыжеволов: Поэтому чтобы этого избежать, нужно много летать, должно быть много тренировок. И, оценивая уровень подготовки пилотов, мы потом приходим к мнению, что группа созрела для такой-то фигуры. Для того чтобы её включить в программу, иногда приходится полностью пересмотреть всё от взлёта до посадки: что мы будем делать, как, чтобы это смотрелось хорошо, чтобы далеко не уходить от зрителей, чтобы всё было у них на глазах. Именно у "Стрижей" есть такая особенность: мы пытаемся и делаем перестроение в различные строи так, чтобы это происходило на глазах у зрителей , в отличие от иностранных пилотажных групп, которые уходят за зону показа. У них выходит потом одиночный самолёт или пара, заполняют эту паузу, а они затем уже выходят в другом строю.

Красиво, но люди не видят, как они перестраиваются.

Дм. Рыжеволов: У нас перестроение происходит именно на глазах у публики. Самолёт МиГ-29 позволяет это делать. У самолёта очень хорошие разгонно-тормозные характеристики. Сейчас в новой программе будут строи: "пирамида" , "конверт" и другие. Я их просто перечисляю сейчас, но их надо показывать.

Вы упомянули МиГ-29 . Кажется, знаменитую "кобру" впервые на МиГ-29 сделали или на 27-м?

Дм. Рыжеволов: На Су-27 .

Что касается западных коллег, известно, что у французов есть такие же пилотажные группы, у итальянцев есть. Вы с ними как-то пересекаетесь? Вы общаетесь с ними?

Дм. Рыжеволов: Пересекаемся, если видимся. Из тех, кого видел я, именно с глазу на глаз, это коммерческая пилотажная группа "Брайтлинг" ("Breitling") . Они летают на L-39 .

Это чешские самолёты?

Дм. Рыжеволов: L-39 - это чешский самолёт. Он - рабочая лошадка, очень долгое время был и у нас: сначала - в Советском Союзе, потом - в России. То есть, практически каждый лётчик, который летает сейчас, учился летать именно на этом самолёте. Сейчас в войска поступают самолёты Як-130 . Это новый учебный самолёт. "Стрижи" летали на них при подготовке группы "Крылья Тавриды" на базе Борисоглебска. Хорошая машина, интересная, много современных технических решений.

И что говорят ваши иностранные коллеги: хвалят вас, говорят, что вы - асы, которые хорошо летают? Или ничего не говорят?

Дм. Рыжеволов: Не принято обычно друг друга хвалить. Но если есть какие-то интересные элементы, то мы просто делимся опытом, спрашиваем, есть ли какие особенности при их исполнении. Если есть что-то, что можно почерпнуть, доходит до того, что мы можем посмотреть видео тех же "Blue Angels" ("Голубые ангелы") , что они делают, что у них есть интересного и эффектного.

Анализируете пошагово: здесь - вот так, а здесь - вот так?

Дм. Рыжеволов: Да. Но у них маловато любительских съёмок. В основном, профессиональные. А там хорошая нарезка, поэтому сложно оценивать ошибки.

Многие радиослушатели спрашивают, почему авиагруппу назвали "Стрижами" ? В 1988 году два самолёта МиГ-29 посетили авиасалон Фарнборо. Через год их продемонстрировали в Ле Бурже. Готовясь к международному дебюту, лётчики задумались об имиджевой стороне своей деятельности. Для самолётов МиГ-29 и МиГ-29УБ придумали оригинальную раскраску - белые фюзеляжи и ярко-синие кили. По бортам проходили синие молнии, а на воздухозаборниках появилась эмблема группы - "Чёрные стрижи на красном фоне". Эти вёрткие птицы и дали название группе. В историю группа вошла под именем "Стрижи". А зимой 2003 года самолёты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. МиГи перекрасили в новую красно-белую форму с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу и буквами МиГ на килях.

Дмитрий, ваша пилотажная группа принимала участие в параде Победы. Как это происходит? Какие ощущения? На скорости 600 км в час что вы видите?

Дм. Рыжеволов: Площадь сверху очень маленькая на самом деле.

На какой высоте вы летите?

Дм. Рыжеволов: Во-первых, мы выполняем проход над Красной площадью в совместном строю с "Русскими витязями". То есть, пять самолётов Су-27 и четыре самолёта МиГ-29. Наш пилотажный строй в обиходе называют "кубинский бриллиант" . Ну а вообще у нас он называется "большая девятка" . До полётов над Красной площадью выполнена целая куча тренировок, и полёт на самом деле становится накатанным. Именно для этого это и делается, чтобы лётчик не чувствовал себя выполняющим геройский поступок. Лётчик полёт должен не совершать, а выполнять. Но лёгкий мандраж, естественно, присутствует. Потому что в Москве много вышек. Останкинскую башню, например, очень хорошо видно. Ведь мы выполняем пролёт на высоте 350 метров, конкретно наша группа.

Погодные условия также накладывают свои особенности. То есть, если облачность, то, попадая в облака случайно, видимость самолёта, который даже стоит в метре или в трёх метрах, ухудшается, он начинает пропадать из поля зрения, и инстинктивно пытаешься подлезть под него, стать ближе. И в то же время присутствует страх, который нужно перебороть. Я лично с ним борюсь так: опускаю светофильтр, и я в домике.

Вы закрылись и всё. Но это не страх, это мандраж. Вы правильно определили. Такое же состояние есть у спортсменов.

Дм. Рыжеволов: А вообще на прошлый парад я распечатал фотографию своих дедов, прикрепил её в кабине. Пусть её никто не видел, но мне было приятно.

Красную площадь вы фактически пролетаете секунды за 3-4, может, чуть больше.

Дм. Рыжеволов: Конкретно точку пролетаем, наверное, за 1-1,5 секунды.

Так что вам практически ничего не удаётся разглядеть.

Дм. Рыжеволов: Разглядеть? Нет, не удаётся. Из всех тренировок над площадью я видел саму площадь, наверное, раза два. Почему? Потому что у меня основной объект, за которым я смотрю, это самолёт ведущего. Особенность полёта в плотных строях именно в том, что мы полностью доверяем ведущему. Он выполняет навигацию, выполняет точный выход по времени, а мы отдаёмся его воле. Но при возможности, естественно, подсказываем, если что-то видим нестандартное. И именно над площадью наша девятка выполняет отстрел ППИ. Это противоракетные тепловые ловушки. С земли это смотрится просто как салют. А реально отстрел этих ловушек используется в боевых действиях.

Как защита для самолёта?

Дм. Рыжеволов: Да. И для меня зачастую информация о том, что я сейчас нахожусь над Красной площадью, - это команда ведущего на отстрел ППИ.

Вот вы пролетели, а потом что делаете?

Дм. Рыжеволов: Всё, идём по маршруту с посадкой на базе. Здесь, над Москвой, пилотаж запрещён. Поэтому пилотаж никто здесь не делает, и никогда, наверное, не делали.

Пилотаж… Вы имеете в виду фигуры высшего пилотажа?

Дм. Рыжеволов: Да. Вообще их делать над городом запрещено. То есть, если мы даже выполняем демонстрационные полёты в черте города, то выбирается река, место над рекой, то есть, место, где нет людей и есть минимум возможности навредить в случае чего. Ну а над Москвой… Здесь везде люди, везде город, поэтому запрещено. Вся авиация выполняет только проход.

Поэтому если кто-то хочет во всей красе авиацию посмотреть, то для этого нужно ехать на авиасалоны, на МАКС. 21 мая мы будем отмечать день группы . Совместно с "Русскими витязями" будет праздник. И 21 мая в Кубинке будет "день открытых дверей" . Там будет авиационная составляющая, будут выполнять демонстрационные полёты "Русские витязи", "Беркуты" на вертолётах, "Стрижи". Парашютисты будут, статика будет. На статической стоянке будут выставлены самолёты. Рок-концерт бесплатный тоже будет.

Вот вы прилетели из Москвы, самолёты - в ангары. Как вы отдыхаете? Что вы любите делать: спать, плавать, с семьёй куда-то пойдёте, с друзьями, с лётчиками. Кстати, вы семьями дружите?

Дм. Рыжеволов: Дружим. Шашлыки жарим, всё как у людей. Иногда позволяем себе пива. Не перед полётами, естественно. Любой водитель даже машины понимает, что стакан пива вечером - это немножко тормоз утром. А здесь же самолёт.

У лётчиков очень строгая медицинская комиссия. У военных лётчиков, наверное, она ещё строже. А уж у вас, наверное, она проводится по каким-то особым критериям. А вы курите, вообще?

Дм. Рыжеволов: Не скажу.

Хорошо. Ну и самое последнее. Вас сейчас слушает вся Россия. У нас самая большая государственная радиостанция. Что бы вы пожелали тем молодым людям, которые, возможно, послушав наш эфир, захотят стать военными лётчиками?

Дм. Рыжеволов: Ставьте перед собой цель, идите к ней, никогда не сдавайтесь, даже если возникают какие-то препятствия. И всё в руках каждого человека.

Вёл программу Николай Мамулашвили . Режиссёр выпуска Юлия Дунце .