Натурализм это один из основных стилей литературы 19-20 веков. Впервые программно заявил о себе во Франции в 1860-е (литературно-критическая деятельность Э.Золя, Э. и Ж.Гонкуров). В «Словаре французского языка» (1863-72) Э.Литтре натурализм соотнесен с античным эпикурейством. Современный смысл придал натурализму художественный критик Ж.А.Кастаньяри (1831-88). До него эту дефиницию применяли в Англии, характеризуя романтическую поэзию, а позже в ином значении в России (в 1846 Ф.В.Булгарин полемически назвал авторов «Отечественных записок», печатавших «физиологические очерки», «натуральной школой»). В статье, опубликованной в «Courier de dimanche» (13 сентября 1863), Кастаньяри, противопоставляя «идейности» жанровой живописи Г.Курбе работы Э.Мане, описывает натурализм как максимальную интенсивность художнической манеры и возвращение линии и цвету их истинного значения. Закрепляет натурализм в качестве категории литературного сознания Золя, впервые давший описание признаков натурализма (драма современной жизни; «физиологическое» изучение темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств; искренность, ясность, естественность языка) в предисловии ко второму изданию (1868) романа «Тереза Ракен». Впоследствии Золя многократно уточнял эти положения (сборники статей «Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», 1881; «Натурализм в театре», 1881). К началу 1880-х натурализм стал обозначением не только творческих принципов постфлоберовского поколения, а также кружка близких Золя молодых авторов (П.Алексис, Ж.К.Гюисманс, А.Доде, Г.де Мопассан, А.Сеар, Л.Энник), напечатавших под его патронажем сборник новелл «Меданские вечера» (1880), но, в интерпретации Г.Брандеса («Натурализм в Англии», 1875), и общей приметой новых литературных приемов и политического радикализма всей словесности 19 века.

С середины 1880-х французский натурализм оказывает влияние на английских и американских писателей-натуралистов (Дж.Мередит, С.Батлер, Дж.Гиссинг, А.Беннетт, ранний Дж.Мур, Х.Гарленд, Ф.Норрис, С.Крейн). Преодоление «золаизма» младонатуралистами (публикация Гюисмансом романа «Наоборот» в 1884; «Манифест пяти», 1887) и Э.Гонкуром (роман «Шери», 1884), неприятие натурализма символистами и авторами католической ориентации (роман П.Бурже «Ученик», 1889) провели верхнюю хронологическую границу французского натурализма как отчетливо маркированного стиля. Литературоведением позитивистской ориентации (Ф.Брюнетьер, П.Мартино) натурализм во Франции отводится место между романтизмом и символизмом. Г. Лансон в «Истории французской литературы» (1894) именует натурализмом эпоху 1850-90, а его провозвестником считает Г.Флобера, автора одновременно романтического и натуралистического. Иная оценка натуралистов намечена в поздних сочинениях Ф.Ницше, «Вырождении» (1892-93) М.Нордау, трактате «Что такое искусство?» (1897-98) Л.Н.Толстого, где натурализм оценивается как примета эпохи декаданса последней трети 19 века, отразившего в своих стилях кризис европейского гуманизма. Противопоставление «духа» и «плоти», свойственное русской культуре, предопределило отрицательное отношение к французскому натурализму у самых разных авторов (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьёв). Однако в 1890-1900-е эта антитеза размывается и натуралистический дионисизм в соединении с мистикой пола и семьи дают основания для поисков «божеской плоти», «третьего Завета», «неба вверху, неба внизу», «двужалого Эроса», интереса к хлыстовству в творчестве В.В.Розанова, Д.С.Мережковского, Вячеслава И. Иванова. На Западе интерес к «ползучему натурализму» (выражение А.Белого) в начале 20 века обновлен резонансом ницшеанских идей о мифе и опрощении, деятельностью О.Вейнингера, З.Фрейда, К.Г.Юнга, Г.Ле Бона, Р.Штейнера, что преломилось в творчестве А.Жида, Д.Г.Лоуренса, Г. и Т.Манна, Г.Гессе, но этот натурализм эпохи модернизма (предугаданный в пьесах Г.Ибсена, Ю.А.Стриндберга, Ф.Ведекинда 1890-х) не получил соответствующей идентификации.

Исключением стало марксистское литературоведение, усилиями Г.Лукача («К истории реализма», 1939; статьи о натурализме и реализме в «Литературной энциклопедии» 1929-39) определившее натурализм как недолжное («декадентское») отклонение от «высокого» («классического», «критического») «реализма» О.де Бальзака и Л.Толстого. Натуралист в отличие от реалиста, по Лукачу, довольствуется поверхностным наблюдением жизни, узко профессионален. Реализм же благодаря гражданской активности и социально-классовому подходу анализирует фундаментальные сторону общественной жизни и судьбы отдельных людей в ходе общественного развития. Если у Лукача, несмотря на «мелкобуржуазный пессимизм», натурализм условно включен в сферу «послефлоберовского реализма», представлен крупными писателями, обладает формальными признаками, то в советском литературоведении (не посвятившем проблеме натурализма ни одной монографии) признан либо «начальным этапом» эволюции к «реализму» (путь Золя от «физиологизма» «Терезы Ракен», 1867, к поддержке революционного пролетариата в романе «Жерминаль», 1884), либо вырождением «реализма» (поздний Мопассан) и его «антиподом», чем-то весьма частным. Среди русских писателей «натуралистами» признаны лишь немногие второстепенные бытописатели (Д.И.Мамин-Сибиряк) и «декаденствующие» авторы рубежа 19-20 веков (Л.Н.Андреев в ряде произведений).

Ограничительные определения (протокольное описание бытовой стороны жизненных явлений без их критического отбора, типизации, идейной оценки; антисоциальный, биологический подход к человеку; повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и низменным проявлениям человеческой природы; фатализм; фетишизм), а также намерение доказать, что, многократно говоря о натурализме, западные писатели имели в виду именно «реализм», исказили подлинную литературную конфигурацию 19 века, но главное - не убедили в том, что у «реализма» имеется своя территория, которую можно обособить от романтизма и натурализм. К тому же натурализм описан вне соотнесения с другими нериторическими стилями, не определена его функция в различных литературных поколениях, эпохах, национальных литературах.

Культурологический смысл натурализма

Культурологический смысл натурализма, как это видится в конце 20 века, определен ускорением секуляризации, кризисом дворянско-имперской культуры, урбанизмом и индустриализацией , множеством научно-технических открытий, формированием системы «позитивных» буржуазных ценностей, а также решительным пересмотром риторической традиции и классического типа литературной условности, что ранее было намечено как несколькими поколениями романтиков (все чаще сополагавших поиск абсолюта с социальной и национальной средой постнаполеоновской Европы), так и бытописательством писателей бидермайера. Натурализм - литературный отклик на позитивизм, хотя напрямую из него не выводим и, несмотря на программное опровержение «идеализма», тесно связан с романтической культурой. Вместе с тем, натурализм намеревался освободить литературу от христианской дидактичности, классицистическо-академических и романтических «штампов», грез и «мистицизма» с тем, чтобы сделать ее актуальной, приблизить к науке, вынудить отказаться от воображения в пользу детерминированности литературного слова. Для натуралиста документальность и фактографичность связаны с таким личным опытом, переживанием, которые конкретны, заявляют о себе «прямо», минуя в сознании все абстрактное, но вместе с тем получая непосредственную физиологическую окраску, настроение. Заземление «лирического» переживания посредством темперамента и его фильтров - способ натуралистического отбора. Во внимании к «документу» (утверждающему экспрессивные возможности художественного языка) натурализм вдохновлялся фотографией (дагерротип открыт в 1839), успехом Всемирных выставок и панорам, живописью Э.Делакруа, «барбизонской школы», Э.Мане, импрессионистов. Идеологически натурализм связан с «Курсом позитивной философии» (1830-42) О.Конта, «Системой логики» (1843) и «Принципами политической экономии» (1848) Дж.С.Милля, «Принципами психологии» (1855) и «Основными началами» (1862-86) Г.Спенсера, «Происхождением видов путем естественного отбора» (1859) Ч.Дарвина, «Жизнью Иисуса» (1863) Ж.Э.Ренана, «Введением в этюды по экспериментальной медицине» (1865) К.Бернара, «Капиталом» (том 1,1867) К.Маркса и, в определенной степени, с пантеизмом, в разной степени свойственным философии становления (морфологизму) И.В.Гёте, историзму Г.В.Ф.Гегеля, натурфилософии Ф.В.Шеллинга, иллюзионизму А.Шопенгауэра.

Натурализм в широком плане

В широком плане можно определить натурализм как биологизм - опыт синтетического понимания одушевленной и неодушевленной (материальнопредметной) природы через эволюцию самой природы, имманентно природе, посредством истолкования происходящего посюсторонне, без всякой опоры на Священное Писание, богословие, метафизические системы. Натурализм создает неклассическую картину мира - бытия без трансцендентных оснований, саморазвивающегося, циклически возвращающегося к самому себе. Натурализм через дедукцию и индукцию описывает происходящее сходство и различие ближайших звеньев эволюции. В масштабе «широкого натурализма» как либеральной биологическо-социологической концепции прогресса и способов эволюционного приспособления части (организма) к целому (среде) среди писателей имеются не только свои материалисты и атеисты, но и агностики, иррационалисты. Первые структурируют репрезентацию мира внешней по отношению к литературе идеологической установкой, в результате чего обозначается конфликт между отцами и детьми, «прогрессом» и «реакцией», общественными «верхом», «головой» и «низом», «дном», «голодом» гражданского служения и «сытостью» мещанского компромисса, фальшью социального футляра и инстинктивной правдой пола, передовой женщиной и обскурантом-мужем. Вторые, различая двойственность природы и занимая позицию не реформаторов мира, а его созерцателей, трактуют мир феноменально (ограничивая себя иллюзионным аспектом телесности, «кантовским» мерцанием мира в явлениях) или творят из биологии иррациональную идею (социума, почвы, вещи) - религию плоти, эстетику мифа, примитива, опрощения. Для большинства натуралистов биологически общее важнее биологически частного, так как организм вынужден приспосабливаться к среде (познаваемые или непознаваемые законы социума, рода, пола, бессознательного), хотя это может противоречить его личной «воле» и быть источником роковой гибели - катастрофы, трагикогероического призвания.

Натурализм и задачи творчества

Биологизм мироотношения определяет отношение натурализма к задачам творчества. Натуралисты сравнивают себя с естествоиспытателем, медиком, знатоком низовой народной жизни, экспериментатором, инженером литературы, психологом, создателем этюдов и очерков, репортером. У одних декларация беспристрастности обусловлена верой в биологическое единство мира в писателе , в то, что все в художественном слове детерминировано (бытом, идеологией, наследственностью, климатом, производственными отношениями) и автор лишь структурирует в своем сознании готовый материал, позволяя внешней природе говорить сквозь природу внутреннюю, и, следовательно, «опредмечиваться» и «отражаться» в себе. У других диктуется желанием зафиксировать «один тон», «естественность» личного художественного языка как языкового импульса, вступающего в химическую реакцию со средой и тем самым фиксирующего ее отражение в натуре автора, подобии фотографической пластинки. В той мере, в какой натуралист настаивает на полной референциальности своего языка, «жизнеподобии», он сродни живописцу, метафорические возможности которого ослаблены. Натуралист склонен к поэтике экспрессии (виденья, «грез наяву», «галлюцинаций»), вживания в предмет, такому типу иллюзорности, который имеет подчеркнуто физиологический характер. Установка на телесность натурализма не мешает натуралисту импровизировать, жить в творчестве. Он и всевидящее око, «камера», привязан к этому миру, и отчуждает себя от него, сводя свою художественную роль к ферменту, реактиву, витальной силе. Натуралистическая двойная жизнь создает иллюзию объективности искусства, отвечает мечте Гёте о «субъективной эпопее». Жизнь как поток самопроизвольных комбинаций, отражаясь в глубинном экране писательской восприимчивости («зеркале»), одушевляется,-получает настроение, трепет, ритм. Красота трактуется натурализмом как интенсивность и даже физиологичность восприятия. «Натуралист» занят вчуствованием в предмет, славит жизнь во всей ее непосредственности. Как моралист он отрицает те проявления цивилизации, которые закрепощают природное в человеке (церковь, дворянство, армия, чиновничьий аппарат, карьеризм, брак по расчету; узаконенное государственное насилие над «малыми» мира сего - женщинами, детьми, стариками, крестьянами, солдатами, представителями национальных меньшинств, городских низов и даже животными; безличная механическая сила новейших фабрик, железных дорог; академическое, салонное и массовое искусство), утопически мечтает об «освобождении» человека, предлагая свои версии достижения как коллективного (род, община, трудовая коммуна, стачка, революционное единство, военное братство), так и личного (разные формы побега от цивилизации - из города в деревню, лес, на остров, к индейцам и аборигенам; с Севера на Юг: в Италию, Египет; Алжир, Мексику; с Запада - на Восток и в Океанию; «другая страна» свободной любви, наркотиков, язычества) земного рая.

Насилие над природой (природой труда, полового влечения, социальных отношений) делает весь парадиз «хрустальных дворцов» и «аванпостов цивилизации» насмешкой над человеком, гротеском. Плох не человек, - утверждают натуралисты, не его самая позорная «профессия», а лицемерное и продажное общество, которое не предоставляет ему шанс стать лучше, реализовать заложенное в нем природой, морочит «нового Адама» лжерелигией денег и собственности. В то же время многие натуралисты восхищены энергией «современности» и, одушевляя городские рынки, мосты, биржи, трамваи, поезда, аэропланы, поэтизируют их. Амбивалентно и отношение натурализма к природе творчества. Для общественников от натурализма это противоречие между «деланием», «реформизмом», «правдой» вечного потока жизни и «эгоизмом», «элитарностью», «ложью искусства», что чревато отречением от писательства ради прямого социального учительства. Для индивидуалистов - конфликт между «жизнью» и «жизнетворчеством», «жизнью» и смертью, сознательным и бессознательным, биологическим лицом и социальной маской. Для эстетов и адептов живописности - несовпадение физического бытия стиля, порядка, и его феноменальности, текучести.

Пропорционально желанию раствориться в «жизни», а также инстинктивному доверию к стихийной правде происходящего в натурализме проявился страх природы , «темных аллей». В отличие от «жизни», человек (и писатель) наделен сознанием. Там, где природа не знает противоречий, человек поставлен перед фатальностью «распада атома», смерти в одиночку, насилия. Некоторые натуралисты усматривают в творчестве эквивалент «неопалимой купины», противопоставляя своему уходу «общее дело», унанимизм. Этот пафос коллективизма у натуралистов в 20 веке подкреплен интересом к коммунистическому строительству в СССР , идеям В.И.Вернадского, А.Швейцера, Т.де Шардена, М.Ганди, восточной мистике. Многие натуралисты придерживаются стоической позиции, находя в кратковременной феерии личного стиля откровение творческого начала в материи, «праздник, который всегда с тобой». Кто-то склонен драматизировать свой уход, усматривать в нем «плач» и «обман» жизни, внушавшей через творчество иллюзии, а затем сбросившей «маску», обернувшейся своей косной, вязкой, враждебной ко всему единичному стороной - местью «богов», обманывающих людей в их самых естественных желаниях: любви, желании продлить свой род. На иррациональную трактовку природы творчества в 19-20 веках повлияли А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, З.Фрейд (мотивы отцеубийства, кастрации, неудовлетворенности культуры), экзистенциалисты. В мотивах разочарования, утраты иллюзий, самопоедания, вырождения, безумия, самоубийственности творчества, «мести» природы всему, что имеет индивидуальность, натурализм развивает романтическое представление о тождестве любви и смерти. Образ смерти (всеуравнивающей силы природы, «ямы», «западни») - один из самых сильных в натуралистических жизнеописаниях и циклах (творчество Гонкуров, Золя, Мопассана, Л.Толстого, Гарди, Драйзера, Мартен дю Гара, Бунина, Стейнбека). За время эволюции натурализма от 19 к 20 веку природа в нем стала символом. Это и пастораль, обновление, самореализация, прогресс, хор, «мир», и противоестественность, вырождение, проклятие, крик, «война».

Литературная эстетика натурализма

Формированию литературной эстетики натурализма в 19 веке сообщили импульс литературно-критические и публицистические работы Ш.О.Сент-Бёва, И.Тэна (во Франции), М.Арнолда, У.Морриса (в Англии), Г.Брандеса (в Скандинавии), В.Г.Белинского, В.В.Стасова, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.К.Михайловского (в России), так называемых «разгребателей грязи» и В.В.Брукса, Г.Менкена (в США). Их объединяет представление о «народническом» призвании литературы, которая ради «взросления» общества и пробуждения его «от сна» борется против художественных и идеологических «догм», а также намерение поставить изучение словесности на научную (обществоведческо-социологическую) основу. Весьма известен «тэновский метод», впервые изложенный его автором во введении к «Истории английской литературы» (1863-64), где дается концепция национального искусства как «расы - среды - момента», что получило затем развитие в русле близкой натурализму культурно-исторической школы, много сделавшей для популяризации главных «иконоборцев» второй половины 19 века (Золя, Ибсен, Толстой, Гауптман, Стриндберг, Гамсун, Шоу). Не меньший резонанс имела мечта русских разночинцев о гражданском «реализме» - защите в литературе интересов «униженных и оскорбленных». Крайне важна для натурализма публицистическая деятельность самих писателей-натуралистов (от идеи мелиоризма у Дж.Элиот до симбиоза Фрейда, мистики пола и марксизма у позднего Т.Драйзера), многократно рассуждавших о художественном и социальном (социально-религиозном, реформистском, анархическом, социалистическом) назначении своего творчества. Под влиянием Золя, Л.Толстого, культурно-исторической школы (утвердившей натуралистическое истолкование Бальзака и Ибсена), театральных постановок на тему «жизни не по лжи» к концу 19 века сложилось международное представление о натурализме как современном эпосе и его жанровых образованиях: цикле романов,«романе-реке», «великом американском романе», книге нежестко связанных между собой новелл, аналитической «драме идей». В 20 веке к ним добавились «экспериментальный» (ориентированный на эстетику кинодокумента и монтажа), «документальный» и «производственный роман».

Развитие натурализма

Развитие натурализма связано с движением от пограничных романтическо-натуралистических форм (бытописательный роман бидермайера, натуралистическая проблематика в романтическом «романе идей» и «романе воспитания») к опять-таки пограничным - натуралистическо-символистским (импрессионистическим, неоромантическим) образованиям. В 1860-80-е натурализм выразил свои возможности прежде всего в романе. В 1890-е в центре его интересов - драма. Новый виток натурализма наметился вместе с преодолением (и усвоением на натуралистической основе) символизма в начале 20 века, что коснулось своеобразия модернистской неоромантичности и ее поэтики «примитива» (в экспрессионизме, экзистенциализме). Дальнейшие отзвуки натурализма, ассимилированного теми или иными стилями эпохи модернизма, пришлись на 1930-е и 1960-е. В 19 веке натурализм переходит от конкретных «физиологических этюдов» к «общественной физиологии», а затем снова возвращается, на этот раз «психологически» и «импрессионистически», к частным случаям, не ограничивая себя изображанием социальных низов и «запретных тем». Если во Франции натурализм истощил свой потенциал к 1890-м, имел точки соприкосновения с литературными поколениями как середины столетия, так и декаданса, то в других странах (США, отчасти Германии и Англии, Испании) стал принадлежностью культуры 20 века, что позволило ему стать сферой интеграции донатуралистических и постнатуралистических тенденций («Улисс», 1922, Джойса). Натурализм дает о себе знать в творчестве практически всех писателей 1850-1980-х, которые в разной степени «переболели» им в поисках своей художнической самости. Тем не менее историко-литературно у натурализма есть четко выраженные оппоненты - авторы католической и православной ориентации (нарицательное имя Бернар в «Братьях Карамазовых», 1879-80, у Достоевского), значительная часть романтиков, символистов и модернистов (отрицательно относившихся ко всему «естественному», отстаивавших превосходство «искусства» над «жизнью», положение о «лжи» и нереференциональности художественного произведения), постмодернисты (пережившие разбегание литературной материи и смерть единого литературного «тела»), формалистско-эстетское искусствоведение.

Натурализм как целостный литературный стиль

Как целостный литературный стиль 19 века натурализм проявился прежде всего в прозе . Вопрос о натурализме в поэзии специально не ставился, хотя в типе экспрессии многих поэтов второй половины 19 -начала 20 века можно говорить о «натуралистическом» преобладании материи (тоники) и «потока сознания» стиха над его звукосмыслом. В сфере театра (и особенно «новой драмы») натурализм больше относится к режиссерской работе с актером (вживание в роль и актерское перевоплощение в «системе Станиславского»), репертуару выросших из театральных клубов «свободных театров» (парижский Театр Антуана, берлинская «Свободная сцена» О.Брама, лондонский «Независимый театр» Дж.Грейна), зрительскому восприятию «неприятных пьес» (активизация зала и втягивание его в «полемику» на гражданские темы), чем к писательской идее, которая, как у Ибсена (повлиявшему на натурализм, но ему внеположному даже в «Привидениях», 1881, «Гедде Габлер», 1890) неприкрыто романтична. Манифесты авторского театрального натурализма - работы о театре Золя (ставившего свои романы на сцене), предисловие Ю.А.Стриндберга к «Фрёкен Юлии» (1888), «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) Б.Шоу. Они в большей или меньшей степени реализованы в «Отце» (1887) Стриндберга, «Перед восходом солнца» (1889) Г.Гауптмана, «Семье Зелике» (1890) А.Хольца и И.Шлафа, «Профессии миссис Уоррен» (1894) Б.Шоу, «На дне» (1902) М.Горького, «Страстях под вязами» (1925) Ю.О’Нила, ряде пьес Б.Бьёрнсона, Э.Брие, Г.Зудермана, Ф.Ведекинда, Л.Андреева, С.Выспяньского, Дж.Верги, Х.Бенавентеи-Мартинеса. Наиболее последовательный и разнообразный натуралистический драматург - Гауптман. В литературоведении с натурализмом пересекаются возможности биографического и культурно-исторического методов, различных видов социологизма (П.Коган, В.Переверзев), марксистского (В.Беньямин), а также фрейдистского подхода к словесности, который в противовес генетизму позитивистов обосновал натуралистическое представление о бессознательном в творчестве и его архетипах.

Поэтика натурализма соответствует его основным проблемным узлам («морализм» приспособления к среде и поступков, ведущих к выживанию; телесность, реализующаяся как в «аппетитах» общества, его «чревоугодии», так и физиологизме социума, живущего посредством анонимных сил - денег, крови, желаний, жертвоприношений - скрытой животной жизнью; цикличность развития общественного организма и его «болезней»; социальное и историческое возмездие, предопределенное насилием над большими и малыми «организмами» - семьей, ремеслом, земными недрами; противоречие любви и борьба в ней между волей и «человеком-зверем», сознательным и бессознательным; пол как сфера рокового непонимания между мужчиной и женщиной; месть природы в «безумии» творчества). Натурализм провел черту между в чем-то архаичными раннеромантическими стилями, где сосуществовали элементы нормативной и ненормативной поэтики, и «современностью», экспрессией «литературы нервов». Выразившись прежде всего в эпических жанрах (прозаизм натуралистических пьес породил определения «пьеса для чтения», «драма состояния»), натурализм создал канон социально-проблемной прозы и способов ее написания.

Главные открытия натурализма

Главные открытия натурализма - новая концепция писательства (опора на личный опыт и его стилизацию; репортерство - сбор материала и «вживание» в него, изучение специальной литературы, языка конкретной среды, дифференциация литературных «приемов» в зависимости от художественной задачи и актуальности темы), установка на «безличность» - такой метод письма, при котором произведение как бы «вынашивается», «пишется самим собой», и автор отвечает прежде всего за естественность и концентрацию стиля, инженерию метода («точки зрения» по Г.Джеймсу). Натурализм утвердил особый, стремившийся к преодолению описательности «рассказывания», тип психологизма, или «показ» (фиксация внутреннего и внешнего состояния персонажей посредством «отражений», того, на что достаточно произвольно, но вместе с тем фиксированно направлены лучи их «зрения», «слуха», «обоняния»). Его разновидности-импрессионистический «подтекст», а также «внутренний монолог», который постепенно трансформируется в «поток сознания» - эффект текучести восприятия, которое, смешивая в сознании прошлое и настоящее, высокое и низкое, делает их «сейчасными», предметом экспозиции, панорамы. Тематизм натурализма нередко приводит к ослаблению сюжетности (ее призвана компенсировать телесность «кусков жизни»), нарушению композиционных пропорций, что отчасти восполняется «очерковой» неразрывностью наррации (подчеркнутой тематической рамой имени, профессии, родовой принадлежности), общим «настроением» (героическим или трагическим пафосом), нагнетанием однотипных деталей (натуралистических лейтмотивов), аллегоричностью детали (говорящие имена; одушевление животных). По характеру воздействия на читателя натурализм тяготеет к документальному, шоковому, гипнотическому воздействию - т.е. к тому, что в 1910-е стало прерогативой кинематографа. Кинематографические аспекты репортерски поданной жизни «налету» попытались передать посредством «монтажа»(параллельного ведения разнородных повествовательных линий) А.Дёблин («Берлин, Александерплац», 1929), Дж. Дос Пассос (трилогия «США», 1930-36).

В национальных литературах натурализм по-разному и в разное время обозначил свои приоритеты («физиологизм» и «импрессионизм» французской, «бытописательство», «реализм» и «правдоподобие» русской, «экспрессионизм» немецкой, «регионализм»,«неоромантизм», «модернизм» английской и американской, «веризм» и «неореализм» итальянской). Доля натурализма имеется во всех стилях эпохи неклассичности. В романтической культуре («культуре Я») 19-20 веках нет коренного противоречия между романтизмом и натурализмом (Флобер), натурализмом и символизмом (Золя), натурализмом и неоромантизмом (Конрад), натурализмом и экспрессионизмом (Г.Манн), натурализмом и «модернизмом» (Джойс, Фолкнер), натурализмом и экзистенциализмом (Камю), натурализмом и творчеством Д.Г.Лоуренса, Л.Ф.Селина, Г.Миллера. Если все же условно считать основной характеристикой натурализма субъективную эпичность романа, то главные фигуры в нем Л.Толстой, Золя, Гарди, Горький, Драйзер, Г.Манн, М.Шолохов, Мартен дю Гар, Дос Пассос, Стейнбек.

Слово натурализм произошло от французского naturalisme, от латинского natura, что в переводе означает - природа.

НАТУРАЛИЗМ - англ. naturalism; нем. Naturalismus. 1. В философии - направление, согласно к-рому природа является единственным универсальным принципом объяснения всего сущего. 2. В социологии - тенденция в объяснении соц. Социологический словарь

  • натурализм - НАТУРАЛ’ИЗМ, натурализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. naturalis - природный). 1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.). Толковый словарь Ушакова
  • натурализм - Натурализм, натурализмы, натурализма, натурализмов, натурализму, натурализмам, натурализм, натурализмы, натурализмом, натурализмами, натурализме, натурализмах Грамматический словарь Зализняка
  • натурализм - -а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 в.) и характеризовавшееся стремлением к объективному воспроизведению действительности и человеческих отношений. Малый академический словарь
  • натурализм - натурализм I м. Направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности. II м. Фактографическое, с излишне пристальным вниманием к деталям жизни и быта изображение действительности. Толковый словарь Ефремовой
  • натурализм - Натурализма, мн. нет, м. (от латин. naturalis – природный). 1. Философское направление, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.). Большой словарь иностранных слов
  • Натурализм - (фр. naturalisme, от лат. natura) 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX... Словарь по культурологии
  • НАТУРАЛИЗМ - НАТУРАЛИЗМ - 1) направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и Глава направления - Э. Золя; братья Э. и Ж. Гонкур, А. Хольц, Г. Гауптман, С. Крейн, Ф. Норрис, К. Лемонье - в литературе; А. Антуан... Большой энциклопедический словарь
  • натурализм - НАТУРАЛИЗМ -а; м. [франц. naturalisme от лат. naturalis - природный, естественный]. Книжн. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети... Толковый словарь Кузнецова
  • натурализм - сущ., кол-во синонимов: 2 нудизм 2 сыроедение 6 Словарь синонимов русского языка
  • натурализм - См. натура Толковый словарь Даля
  • натурализм - орф. натурализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • натурализм - НАТУРАЛИЗМ, а, м. 1. Направление в литературе и искусстве последней трети 19 в., стремящееся к внешне точному изображению действительности. 2. Фактографическое, внешнее воспроизведение жизни, быта. Излишний н. Толковый словарь Ожегова
  • Натурализм - Современная форма литературного движения, известного под именем реализма (см.). Н. выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей, эмоциональной стороны человеческой природы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Многие люди любят природу, но мало кто задумывался, кто такой натуралист. А этот термин имеет два значения.

    Трактовка термина

    Прежде всего натуралист - это естествоиспытатель, специалист в области изучения природы и её явлений. И в данном случае этот термин является производным от слова природа - натура.

    Иное значение слова трактуется как "сторонник", и не обязательно в области натурализма, возможно, в литературе или философии.

    Чем он занимается?

    Разобравшись с тем, кто такой натуралист, нужно понимать, чем такой человек занимается.

    Натуралист исследует собранные материалы, проводит эксперименты и даже пытается применить на практике полученные результаты от собственных исследований.

    В идеале вся деятельность натуралиста направлена на достижение более высоких показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промышленности и животноводстве, науке.

    Психологический потрет и место работы

    Но даже поняв толкование и значение слова "натуралист" и, к примеру, выбирая для себя профессию будущего, необходимо знать, какими качествами должен обладать такой специалист:

    • человек должен безоговорочно любить окружающий мир, природу и животных;
    • иметь чтобы суметь не только собрать информацию, но и сделать определённые выводы;
    • такое лицо должно быть любознательным, но в то же время внимательным и наблюдательным;
    • уметь хорошо все запоминать.

    Натуралисты по обыкновению работают биологами на сельскохозяйственных предприятиях, в природоохранных учреждениях, заповедниках и других учреждениях.

    Выдающиеся личности

    Чтобы полностью уяснить, кто такой натуралист, необходимо вспомнить известных людей с такой профессией. Нельзя сказать, что все результаты экспериментов и выводы естествоиспытателей по сей день являются догмой, но их труд - неоценимый для общества и развития человечества.

    Благодаря экспериментам английского учёного-натуралиста ещё в XVIII веке стало известно, что все растения выделяют кислород.

    Парацельс, живший ещё с 1493 по 1541 год, был не только доктором, но и натуралистом. Именно он утверждал, что живая и неживая природа имеют одинаковый состав. Его эксперименты и смелые идеи позволили не только успешно подбирать лекарственные средства и дозы своим пациентам, но и дали толчок развитию всей медицинской отрасли.

    Несмотря на то что на Руси ранее не существовало профессии натуралиста, представить полный список знаменитых естествоиспытателей без Ломоносова М. В. невозможно. Именно он подтвердил теорию о сохранении массы вещества. Его исследования дали понимание того, что для планеты совершенно нормальны постоянные изменения, и они влияют на развитие и видоизменение животных и растений.

    Разбирая термины и пытаясь понять, кто такой натуралист, нельзя обойти стороной Ч. Дарвина. Этот человек внёс неоценимый вклад в развитие естественных наук. Именно Чарльз изучал происхождения живых видов на планете. За пятилетнее кругосветное плавание натуралисту удалось собрать множество уникальных растений, животных, насекомых и останки доисторических животных. Все это дало представление о распространенности живых организмов по всей планете. Именно эта коллекция дала возможность натуралисту утверждать, что древние и современные животные неразрывно связаны и имеют единое происхождение. Кстати, первая серия его книги была раскуплена на протяжении 1 дня, как появилась на прилавках книжных магазинов.

    Риски профессии

    Если сильно не углубляться в историю, можно вспомнить австралийского натуралиста который погиб от контакта с электрическими скатами во время съёмки документального фильма в 2006 году. Мало кому известно, сколько ранений было у этого ловца крокодилов. Этот человек показал всему миру, как живут рептилии, и создал парк для них. И погиб, выполняя свою работу.

    в узком смысле слова термин используется для характеристики тех доктрин, которые рассматривают сознание в качестве психофизического образования и тем самым отрицают уникальность субъективного; в широком смысле слова употребляется для обозначения любых попыток научного объяснения деятельности сознания и духовной жизни

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Натурализм

    лат. naturalis - естественный) - философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего периода ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе - основа решения всех философских проблем. Для натуралистического подхода характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных законов природы. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм - сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая благая цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку. В теории познания Н. проявляется в Постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании. В области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявления определяющих природных факторов развития общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), в рассмотрении социальных изменений как результатов возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм). В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных природных качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки. В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма. В эстетике Н. проявляется в принципе подражания природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого. Вместе с тем различных представителей Н. не только многое объединяет, но и разделяет. Понятие «природа» очень широко и многозначно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер, Д. Писарев), а могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять форму как пантеизма и гилозоизма (Б. Спиноза, Дж. Бруно), так и материализма (П. Гольбах, Ж. Ламетри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию (Ж.- Ж. Руссо), Понятие природы, центральное понятие Н., несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досокра-тиков, где природа - это гармоническое целое, одушевленный космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. «Единое» в нем противопоставлено «многому» - частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного - Богу теизма. В новое время Н. сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь - противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в, Н. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» - механическому, мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизни» попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии «жизнь».

    Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями.

    Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям.

    Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Серлом.

    A.M. Каримский

    Серль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    И ис-кус-ст-ве по-след-ней тре-ти XIX века, дек-ла-ри-ро-вав-шее стрем-ле-ние к мак-си-маль-но точ-но-му и бес-при-стра-ст-но-му ото-бра-же-нию дей-ст-ви-тельности.

    Ста-нов-ле-ние натурализма свя-за-но с ус-пе-ха-ми ес-те-ст-во-зна-ния (в т. ч. с рас-про-стра-не-ни-ем эво-лю-ци-он-ной тео-рии Ч. Дар-ви-на) и с ут-вер-жде-ни-ем идей по-зи-ти-виз-ма. Ху-дожественная про-грам-ма натурализма по-сле-до-ва-тель-но про-ти-во-пос-тав-ля-лась нор-ма-тив-ной эс-те-ти-ке клас-си-циз-ма, «идеа-лиз-му» ро-ман-тической куль-ту-ры, а так-же «ог-ра-ни-чен-но-му» реа-лиз-му. Пу-ти об-нов-ле-ния ис-кус-ст-ва сто-рон-ни-ки натурализма ус-мат-ри-ва-ли в за-им-ст-во-ва-нии ме-то-дов ес-тественных на-ук (пре-ж-де все-го - на-учного экс-пе-ри-мен-та) как един-ст-вен-но дос-то-вер-но-го зна-ния о ми-ре и че-ло-ве-ке.

    Как на-прав-ле-ние в ли-те-ра-ту-ре натурализм за-ро-дил-ся во Фран-ции. Его эс-те-тической ос-но-вой ста-ло пре-ди-сло-вие к «Ис-то-рии анг-лий-ской ли-те-ра-ту-ры» И. Тэ-на (1863 год). Наи-выс-ше-го рас-цве-та натурализм дос-тиг в твор-че-ст-ве пи-са-те-лей Ме-дан-ской груп-пы; прин-ци-пы натурализма раз-де-ля-ли братья Гон-кур, А. До-де, О. Мир-бо, Л. Де-кав и др. Са-мым зна-чительным тео-ре-ти-ком натурализма стал Э. Зо-ля, опи-рав-ший-ся на ху-дожественный опыт О. де Баль-за-ка, Г. Фло-бе-ра, Стен-да-ля, а так-же тру-ды фи-ло-со-фов и ес-те-ст-во-ис-пы-та-те-лей О. Кон-та , Г. Спен-се-ра, К. Бер-на-ра и др.: пре-ди-сло-вие к ро-ма-ну «Те-ре-за Ра-кен», 1867 год; сборники ста-тей «Экс-пе-ри-мен-таль-ный ро-ман», 1880 год, «Ро-ма-ни-сты-на-ту-ра-ли-сты», 1881 год, и др.

    Со-глас-но ус-та-нов-кам на-ту-ра-ли-стов, сто-яв-ших на по-зи-ци-ях де-тер-ми-низ-ма, судь-ба че-ло-ве-ка фа-таль-но пре-до-пре-де-ле-на, с од-ной сто-ро-ны, его фи-зио-ло-гической при-ро-дой (пре-ж-де все-го на-след-ст-вен-но-стью), с дру-гой - сре-дой его су-ще-ст-во-ва-ния. Пи-са-тель не на-блю-да-ет жизнь и не вы-но-сит о ней какие-либо мо-раль-но-го су-ж-де-ния, но, по-доб-но учё-но-му, ста-вит экс-пе-ри-мент: он под-вер-га-ет че-ло-ве-ка воз-дей-ст-вию внеш-них фак-то-ров и сле-дит за ме-ха-низ-ма-ми его адап-та-ции к ус-ло-ви-ям жиз-ни. Да-бы из-бе-жать ис-ка-жаю-ще-го воз-дей-ст-вия во-об-ра-же-ния, на-ту-ра-ли-сты от-ка-зы-ва-лись от ти-пи-за-ции и обоб-ще-ний, пе-ре-гру-жая про-из-ве-де-ния спе-ци-фическими под-роб-но-стя-ми (Э. Зо-ля спе-ци-аль-но изу-чал ус-ло-вия тру-да шах-тё-ров и железнодорожных ра-бо-чих при соз-да-нии ро-ма-нов «Жер-ми-наль» и «Че-ло-век-зверь»; братья Гон-кур на ос-но-ва-нии медицинских изы-ска-ний скру-пу-лёз-но опи-са-ли об-стоя-тель-ст-ва смер-ти главной ге-рои-ни в «Жер-ми-ни Ла-сер-те» - пер-вом «на-уч-ном» ро-ма-не). В ре-зуль-та-те ху-дожественное про-из-ве-де-ние долж-но бы-ло стать со-б-ра-ни-ем «че-ло-ве-че-ских до-ку-мен-тов», ре-зуль-та-том про-ве-дён-но-го пи-са-те-лем опы-та.

    Наи-бо-лее по-сле-до-ва-тель-но во-пло-тив-шись в про-зе, натурализм на-шёл от-ра-же-ние и в дра-ма-тур-гии: пье-сы А. Стринд-бер-га («Отец», 1887 год, и др.) в Шве-ции,Г. Га-упт-ма-на («Пе-ред вос-хо-дом солн-ца», 1889 год, «Тка-чи», 1892 год, и др.), А. Холь-ца («Се-мья Зе-ли-ке», 1890 год, совместно с Й. Шла-фом) в Гер-ма-нии, Б. Шоу («Про-фес-сия мис-сис Уор-рен», 1894 год) в Ве-ли-ко-бри-та-нии. Прин-ци-пы на-ту-ра-ли-стической дра-мы тео-ре-ти-че-ски ос-мыс-ле-ны в стать-ях ста-вив-ше-го свои ро-ма-ны на сце-не Э. Зо-ля (сборник «На-ту-ра-лизм в те-ат-ре», 1881 год), в пре-ди-сло-вии к пье-се «Фрё-кен Юлия» Стринд-бер-га (1888 год), в статье «Квинт-эс-сен-ция иб-се-низ-ма» Шоу (1891 год).

    Натурализм про-явил-ся так-же в твор-че-ст-ве Ф. Нор-ри-са, Т. Драй-зе-ра, С. Крей-на в США, Дж. Р. Гис-син-га, Дж. Ме-ре-ди-та, Дж. Му-ра в Ве-ли-ко-бри-та-нии, К. Ле-мо-нье в Бель-гии, Э. Пар-до Ба-сан, А. Па-ла-сио Валь-де-са в Ис-па-нии, Ж. М. Эса ди Кей-ро-ша в Пор-ту-га-лии. В Ита-лии ана-ло-гич-ным натурализму литературным дви-же-ни-ем стал ве-ризм. В Рос-сии на-ту-ра-ли-стические тен-ден-ции об-на-ру-жи-ва-ют-ся в твор-че-ст-ве П. Д. Бо-бо-ры-ки-на, ак-тив-но-го про-па-ган-ди-ста «зо-ла-из-ма» (курс лек-ций «Ре-аль-ный ро-ман во Фран-ции», 1876 год, и др.), Д. Н. Ма-ми-на-Си-би-ря-ка.

    Не-смот-ря на то что натурализм час-то под-вер-гал-ся ожес-то-чён-ной кри-ти-ке как на-прав-ле-ние, по-пу-ля-ри-зи-рую-щее без-ду-хов-ность (Ф. Брю-неть-ер, Ж. К. Гю-ис-манс, П. Бур-же, А. Берг-сон и многие др.), его эс-те-тические ус-та-нов-ки (в ча-ст-но-сти, тре-бо-ва-ние не-из-би-ра-тель-но-го ото-бра-же-ния ре-аль-но-сти - «кус-ка жиз-ни», ве-ду-щее к ос-лаб-ле-нию сю-жет-но-сти, а так-же от-стра-нён-ная, «про-то-коль-ная» ма-не-ра по-ве-ст-во-ва-ния), су-ще-ст-вен-но рас-ши-ри-ли те-ма-тические и сти-ли-стические воз-мож-но-сти литературы, обо-га-ти-ли её но-вы-ми приё-ма-ми и сред-ст-ва-ми изо-бра-же-ния. В конце 1880-х годов натурализм, ут-ра-чи-вая чёт-кость сво-их тео-ре-тических прин-ци-пов, на-чи-на-ет сбли-жать-ся с им-прес-сио-низ-мом , сим-во-лиз-мом, с литературой де-ка-дан-са.

    Натурализм в те-ат-ре явил-ся про-дук-том эво-лю-ции ми-ме-тической эс-те-ти-ки, вос-хо-дя-щей в сво-их основных по-ло-же-ни-ях к «По-эти-ке» Ари-сто-те-ля и те-ат-ру ба-рок-ко (культ сце-нической ил-лю-зии). Ис-то-ри-че-ски натурализм с его прин-ци-пом соз-да-ния еди-ной про-стран-ст-вен-ной сре-ды для всех пер-со-на-жей стал пер-вой эс-те-ти-кой ре-жис-сёр-ско-го те-ат-ра, при-шед-ше-го на сме-ну тра-диционному ак-тёр-ско-му те-ат-ру. Пер-вой вер-си-ей сце-нического натурализма стал «ар-хео-ло-ги-че-ский на-ту-ра-лизм» по-ста-но-вок Ч. Ки-на (смотрите Кин) в 1850-1859 годах. Про-грамм-ные по-ста-нов-ки на-ту-ра-ли-стического те-ат-ра осу-ще-ст-ви-ли гер-цог Ге-орг II и Л. Кро-нек (смотрите Мей-нин-ген-ский те-атр), А. Ан-ту-ан, О. Брам. В эс-те-ти-ке натурализма тво-рил ран-ний М. Рейн-хардт. Га-ст-ро-ли Мей-нин-ген-ско-го те-ат-ра в Рос-сии (1890 год) ока-за-ли влия-ние на мо-ло-до-го К. С. Ста-ни-слав-ско-го, сфор-му-ли-ро-вав-ше-го впо-след-ст-вии клю-че-вой для на-ту-ра-ли-стического те-ат-ра прин-цип «чет-вёр-той сте-ны». Ос-мыс-ле-ние натурализма с точ-ки зре-ния те-ат-раль-ной прак-ти-ки пред-при-нял Ан-ту-ан (статья «Бе-се-да о ре-жис-су-ре», 1903 год).

    Стрем-ле-ние к ис-то-рической, эт-но-гра-фической и бы-то-вой дос-то-вер-но-сти, к де-таль-но-му вос-соз-да-нию объ-ек-тив-ной дей-ст-ви-тель-но-сти обу-сло-ви-ло ис-поль-зо-ва-ние в де-ко-ра-ци-он-ном оформ-ле-нии пред-ме-тов по-все-днев-но-го оби-хо-да: ок-ро-вав-лен-ные бы-чьи ту-ши в «Мяс-ни-ках» А. Ан-туа-на (1888 год) и др. Но хо-тя на-ту-ра-ли-стический те-атр пы-та-ет-ся скрыть всё, что мог-ло бы на-пом-нить зри-те-лю об ус-лов-но-сти про-ис-хо-дя-ще-го на сце-не, мас-ки-руя да-же ли-нию рам-пы, ис-ко-мый им «эф-фект ре-аль-но-сти» дос-ти-га-ет-ся за счёт уси-ле-ния сце-нической ил-лю-зии. Ис-по-ве-дуя прин-цип жиз-не-по-до-бия, натурализм в дей-ст-ви-тель-но-сти ори-ен-ти-ро-ван на соз-да-ние то-таль-ной сце-нической ил-лю-зии.

    Для натурализма как сти-ля ак-тёр-ской иг-ры харак-тер-ны ви-ди-мое то-ж-де-ст-во ак-тё-ра и пер-со-на-жа, от-каз от па-те-ти-ки и дек-ла-ма-ции, вос-про-из-ве-де-ние ре-че-вых обо-ро-тов и ин-то-на-ций по-все-днев-ной раз-го-вор-ной ре-чи с со-хра-не-ни-ем её син-так-сических и диа-лек-таль-ных осо-бен-но-стей, вы-страи-ва-ние внеш-не-го об-ли-ка, ре-чи и по-ве-де-ния пер-со-на-жа, ис-хо-дя из его со-ци-аль-но-го ста-ту-са. На сме-ну тра-ди-ци-он-ной для ак-тёр-ско-го те-ат-ра сис-те-ме ам-п-луа в на-ту-ра-ли-стическом те-ат-ре при-шли ин-ди-ви-дуа-ли-зи-рованные ха-рак-те-ры, раз-ра-ба-ты-ва-емые да-же для ста-ти-стов, за-ня-тых в мас-со-вых сце-нах (ко-то-рые са-ми по се-бе так-же бы-ли но-во-вве-де-ни-ем натурализма).

    Как ис-то-ри-че-ски ло-каль-ное яв-ле-ние сце-нический натурализм ис-чер-пал се-бя в начале XX века. В середине XX века тен-ден-ции натурализма бы-ли под-хваче-ны т. н. те-ат-ром по-все-днев-но-сти 1970-х годов в его раз-но-об-раз-ных про-яв-ле-ни-ях - от до-ку-мен-таль-но-го ре-пор-та-жа до ис-по-ве-даль-ных, ли-рических форм ост-рой со-ци-аль-ной кри-ти-ки. В те-ат-ре конца XX - начала XXI веков к эс-те-ти-ке натурализма об-ра-ща-ют-ся Н. В. Ко-ля-да , А. Хер-ма-нис и др., ак-тив-но раз-ви-ва-ют-ся различные фор-мы до-ку-мен-таль-но-го те-ат-ра (в ча-ст-но-сти, т. н. вер-ба-тим).

    2) Тер-мин «натурализм» в не-стро-гом зна-че-нии свя-зы-ва-ет-ся так-же с де-таль-ным изо-бра-же-ни-ем в про-из-ве-де-ни-ях искусства от-тал-ки-ваю-щих сто-рон жиз-ни, раз-но-го ро-да па-то-ло-гий, из-вра-ще-ний, сцен на-си-лия.

    Издания:

    Ли-те-ра-тур-ные ма-ни-фе-сты фран-цуз-ских реа-ли-стов. Л., 1935.