Косплей - это слово произошло от англ. costume play - "костюмированная игра" или повторение действий совершённых, на экране. Слово американское но сама субкультуракосплей возникла в Японии совсем недавно. Японские фанаты аниме и манги так нравилась смотреть за своими любимыми героями из манги, аниме и видео игр, что они стали подражать им. То есть участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, прическу, даже говорят в таком же тоне и употребляют в речи те же слова что и их герой. Потом собираются вместе фотографируются и играют в ролевую игру. Костюмы представители этой субкультуры либо делают самостоятельно или заказывают в ателье. Также в Японии продаются уже готовые костюмы и аксессуары для популярных персонажей.

Всё началось с аниме то есть с – японской анимации,захватившей популярность очень разнообразной аудитории в семидесятые-восьмидесятые годы. В этой России распространение аниме началось в начале 90-х годов и продолжается до сих пор. Люди которые увлекающиеся аниме, могут незаметно для себя так сильно идентифицировать себя с этой со своими любимыми героями, что со временем их увлечение аниме перерастёт в косплей. Как это случилось в Японии. А пока в России косплей не так сильно развит как ролевые игрыно всё равно люди, увлекающиеся аниме объединяются вместе и сморят часами сотни серий своих любимых нарисованных мультиков. Этосубкультуравыделяется тем что она одна из самых миролюбивых, разнообразных и разновозрастных.

Язык аниме-субкультуры почти полностью заимствован из японского языка. Классическим возгласом в аниме-субкультуре является «Ня», которое имитирует в японском языке кошачье мяуканье. В зависимости от контекста ня может быть возгласом приветствия, удовольствия, восхищения, сожаления, грусти и так далее. Общее японское увлечение кошачьим образом породило и другую традицию аниме-субкультуры: многие девушки-анимешницы носят неко-ушки, т.е. забавные пушистые наушники, по форме напоминающие кошачьи уши. В общем облик косплейщика должен быть таким же как и у персонажа которому он подражает. Иногда представителя субкультуры косплей можно узнать по значку, брелку или одной пряди волос выкрашенной в необычный цвет. В последнии несколько лет стало проводится много фестивалей посещённых это субкультуре и они собирают по нескольких тысяч поклонников, копейщиков которые полностью перевоплощаются в любимых героев даже ка представлено на фотографии справа.

В наше время наблюдается всплеск интереса к аниме и к коспею. В связи с этим можно предположить что, эта субкультураещё не приняла приняла свои окончательные формы и сейчас только продолжает развиваться совершенствоваться. Этосубкультурапродолжает с каждым днём завоёвывать всё новых и новых поклонников в среде молодых людей а также и привлекает внимание не только школьников но и студентов а также и взрослых людей.

Толкиенисты

«Поймали орки толпу пленных и говорят: - Сейчас вы рассказывайте, кто откуда и как зовут, а мы пока решим, кого съесть первым. Пленные отвечают: - Я Леголас, эльф из Зеленолесья. - Я Гимли, гном из Одинокой горы. - А я Иван Трофимыч, здешний лесник. И я с вами не играю!» Народное творчество

Толкиенисты (или толкинисты – в зависимости от манеры написания фамилии) это те люди, которые увлекаются и изучают работы Дж.Р. Р.Толкиена. К аналогичным терминам относятся толкиенофилы, толкиениты и другие определения, указывающие на отношение людей к работам данного автора.

Детская книжка Толкиена «Хоббит», напечатанная в 1937 году получила немалый успех, однако «Властелин колец», вышедший в свет в 1954-55 годах создал просто культурный феномен. Кроме того, эти книги вышли в жанре, который до того просто не существовал. Среди известных фанфиков (то бишь литературных произведений, написанных теми, кому близка тема автора и которые стараются ее раскрыть дальше) – «Мидгард» Дэнниса Л. МакКайранна и «Шаннара» Тэрри Брукса.

Невзирая на то, что активные фанаты-энтузиасты Толкиена появились уже в пятидесятых годах, сразу после выхода книги, настоящие организованные группы толкиенистов возникли в начале шестидесятых годов, вдохновленные вторым изданием книги. Невзирая на то, что по всему миру существует множество обществ поклонников Толкиена, очень редко кто из них имеет отношения с таким органом, как Tolkien Estate, в состав которого входят сын писателя, его жена и его племянник.

Первая организованная группа толкиенистов называлась «Братство кольца» и была основана Тэдом Джонсоном в 1960 году в Питтконе, США. В 1965 году впервые состоялась встреча американского общества толкиенистов в лагере Колумбийского университета, основателем его стал Ричард Плотц. Через два года в обществе насчитывалось уже тысячу членов, которые разбивались на более мелкие группки, которые даже совместными усилиями издавали альманах, посвященный работам Толкиена. В 1969 году состоялась первая конференция толкинистов, которая представляло собой, по большей части, научное явление.

Проявления деятельности толкиенистов очень разнообразны. Это могут быть научные исследования, посвященные доказательству реальности событий, описанных во «Властелине колец», «Сильмариллионе» и других произведениях автора, языкам персонажей, описанных в этих литературных произведениях и другим темам. Интересно, что даже, невзирая на то, что автор уже упокоился с миром, его поклонники продолжают изыскивать в книгах все новые и новые свидетельства существования описанных им миров. Ученые узких специальностей могут называться оркистами, эльфистами и другими подобными терминами.

Другое ответвление толкиенизма – ролевые игры. Суть такого времяпрепровождении заключается в реконструкции картин описанного в книгах времени, включая одежду, оружие и, конечно же, персонажей: эльфов, орков, гномов, хоббитов, людей и так далее. Происходят такие действа обычно на лоне природы, причем в каждом городе есть особые места сборов, куда могут проездом заехать жители других мест и при желании поучаствовать. Между прочим, ролевые игры присущи не только направлению толкиенистов, их часто используют на психологических тренингах.

Третья ветвь активности толкиенистов – это литературное творчество. Подобное явление присуще, в принципе, всем фанатам, но ввиду возраста этого движения некоторые произведения стали уже классикой жанра. Кроме того, сын писателя периодически реконструирует его романы, так что даже в 2007 году посмертно вышла одна из его книг.

Нетрудно предположить, что музыкальные и другие предпочтения толкиенистов будут напрямую зависеть от их основного предпочтения. Они отдают должное музыке, в которой присутствуют этнические и психоделические мотивы. Толкиенисты в большинстве своем не употребляют наркотики, хотя могут обладать вредными привычками. Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.

Санкт-Петербургский Государственный Технологический Институт (Технический Университет)

Кафедра социологии

Учебная дисциплина: Социология

Курсовая работа

Тема: «Молодежная субкультура. Толкиенисты»

Студент: Лебедев Р.В.

Санкт-Петербург

Введение

§1 О ролевиках

§2 Ролевые игры

§3 Письмена и языки

Заключение

Введение

В ходе этой работе мы постараемся разобрать субкультуру толкиенистов. Объект исследования - молодежная субкультура. Предмет - молодежная субкультура толкиенистов в социологии.

Цель данной работы: подробно разобрать структуру толкиенистского движения и рассмотреть его влияние как субкультуры на молодежь.

Задачи: необходимо дать определение молодежной субкультуры, ввести в суть толкиенистского движения, привести примеры, рассказать про основателя (автора) движения, рассказать о последователях, рассмотреть историю развития.

Начнем с определения культуры и субкультуры. Слово "культура" происходит от латинского colere, что означает культивировать, или же возделывать почву. В средние века слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых (возник термин agriculture - искусство земледелия). Но уже в XVIII - XIX оно приобрело новое значение - его стали употреблять по отношению к людям, имея в виду их начитанность, изящество манер и т.д. Однако тогда этот термин применялся в основном к аристократам - "культурным", чтобы отделить их от "некультурных". В наше время термин еще более преобразился - теперь мы ассоциируем культуру с чтением классики, любовью к классической музыке, посещением театров и т.п.

В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами. Существование субкультур является неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может - и вынужден - относительно свободно выбирать из множества вариантов правил мышления и поведения.

В настоящее время в мире существует огромное множество различных субкультур, самые популярные из них: эмо, панки, готы, скинхеды, анимешники и другие. Всех их объединяет то, что эти люди выделяются из толпы, и встретив такого человека в метро, можно с большой вероятностью определить к какой субкультуре он относится. Но с толкиенистами дело обстоит иначе. Внешне такие люди ничем не отличаются от всех остальных, и даже поговорив с таким человеком, нельзя сказать однозначно толкиенист он или нет. Так чем же они отличаются от обычных людей?

Во-первых, ни один толкиенист не является таковым, если не прочел бессмертное произведение Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец». Особо продвинутые личности должны читать «Сильмариллион» и даже цитировать его.

Во-вторых, толкиенисты устраивают ролевые игры на природе (о них мы поговорим чуть позже), где, одевшись как мифические персонажи, игроки отождествляют себя с оными и ведут себя соответствующим образом.

В-третьих, каждый выбирает для себя, кем он будет: орком, эльфом, человеком или магом. Придумывает себе новое имя, в основном имена берутся из Книги. И наконец создает соответствующую атрибутику для своего персонажа (одежда, меч, лук, кольца, подвески и пр.)

Термин «молодежная субкультура» не подходит в данном случае, так как этим увлекаются не только молодежь. Есть очень много взрослых людей, которых смело можно назвать толкиенистами, хотя скорее они и являются истинными носителями этой субкультуры. Толкиену удалось создать полноценным мир, в который поверили миллионы людей. Этот мир позволяет уйти от реальности и погрузится в волшебство, сказку. Профессор (так называют писателя ролевики) создал так же несколько полноценных языков, но которых некоторые могут говорить и писать.

Как и любой другой субкультуре, ей присуще свои песни, шутки, поговорки и даже молитвы. Так, например музыкальная группа Эпидемия внесла весомый вклад в развитие течения. Для привлечения удачи, продвинутый толкиенист возносит молитву Светлой Владычице:

A Elbereth Gilthoniel, silivren penna míriel o menel aglar elenath! Na-chaered palan-díriel o galadhremmin ennorath, Fanuilos, le linnathon nef aear, sí nef aearon!

Для полного соответствия выбранному образу толкиенист изучает искусство владения мечем, делает себе доспехи, плетет кольчугу. Чтобы показать себя и посмотреть на других такие люди собираются в группы и устраивают турниры, порой уровень таких мероприятий настолько высок, что для реалистичности строятся крепости, возводятся палаточные городки.

Разберем все сказанное более подробно.

Впервые толкиенисты появились в Америке и Европе в середине 60-х. Тогда народ просто заболел книжками английского профессора, но главными фанатами стали, конечно, школьники и студенты.

Считается, что фэнтэзимания стала способом бегства от реального мира. Западная молодежь того времени устала от ценностей "общества всеобщего благоденствия" и естественным путем бегства из мира излишнего рационализма и прагматизма стал "путь в сказку", где жизнь проще и понятнее - мир героев и врагов, где каждый может стать героем.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали! В пике толкиеномании даже президент США - Рональд Рэйган, спускаясь с борта самолета, называет СССР "shadowland" и "Land of Mordor" (эпитеты из книги, упомянутые именно потому, что они могли быть поняты населением США - а эти слова транслировались на всю страну!).

Возможно и это, и нападки самого Толкиена - в последних главах - обусловило столь резкое неприятие этой культуры советской властью. Волна толкиенизма прокатилась по всему миру, но в нашу страну проникла только в конце 80-х.

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя, но дух ролевой игры витал повсюду.

С другой стороны, среди почитателей ролевых игр - о них позже, сейчас же только об их истории - существует такое мнение, что ролевые игры начинались не с Толкиена. В свое время в Америке получили широкое распространение так называемые ролевые игры, предложенные населению в качестве метода психологической реабилитации, но очень скоро переросшие первоначальную задумку, ибо спустя некоторое время в недрах массового движения толкиенистов родилось историческое решение провести игру по Толкиену. Только тогда и началась горячка "ролевух", как их называют наши игроки.

После 97г атмосфера ролевых игр сильно изменилась. Пришли новые игроки, которые главной задачей ставили выделиться из толпы и помахать мечем. Компании стали собираться не только в лесах, но и в городе.

Джон Ро́нальд Руэл То́лкин был оксфордским профессором англосаксонского языка (1925—1945), английского языка и литературы (1945—1959). Ортодоксальный католик, вместе с близким другом К. С. Льюисом состоял в литературном обществе «Инклинги». 28 марта 1972 года Толкин получил звание Командора Ордена Британской империи от королевы Елизаветы II.

После смерти Толкина его сын Кристофер выпустил несколько произведений, основанных на заметках и неизданных рукописях отца, в том числе «Сильмариллион». Эта книга вместе с «Хоббитом» и «Властелином колец» составляет единое собрание сказок, стихов, историй, искусственных языков и литературных эссе о вымышленном мире под названием Арда и его части Средиземье. В 1951—1955 годах для обозначения большей части этого собрания Толкин использовал слово «легендариум».

Многие авторы писали произведения в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за большой популярности и сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы, подразумевая, главным образом, «высокое фэнтези»

Ещё в детстве Джон со своими товарищами придумали несколько языков, чтобы общаться между собой. Эта страсть к изучению существующих языков и конструированию новых осталась с ним на всю жизнь. Толкин является создателем нескольких искусственных языков: квенья, или язык высоких эльфов; синдарин — язык серых эльфов. Толкин знал несколько десятков языков, новые языки составлял, во многом руководствуясь красотой звучания. Сам он говорил: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

Он посвятил себя научной карьере: сначала преподаёт в Университете Лидса, в 1922 году получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете, где стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет) и скоро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире.

В это же время он начал писать великий цикл мифов и легенд Средиземья (англ. Middle-Earth), который позже станет «Сильмариллионом». В его семье было четверо детей, для них он впервые сочинил, рассказал, а потом записал «Хоббита», который был позже опубликован в 1937 году сэром Стэнли Ануином. «Хоббит» пользовался успехом, и Ануин предложил Толкину написать продолжение; однако работа над трилогией заняла длительное время и книга была закончена только в 1954 году, когда Толкин уже собирался на пенсию.

Трилогия была опубликована и имела колоссальный успех, что немало удивило автора и издателя. Ануин ожидал, что потеряет значительные деньги, но книга лично ему очень нравилась, и он очень хотел опубликовать произведение своего друга. Для удобства издания книга была поделена на три части, чтобы после публикации и продажи первой части стало понятно, стоит ли печатать остальные.

О ролевиках

Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.

Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...

Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.

Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно, многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить. Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...

Кто такие ролевики? Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.

Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...

Теперь обратимся к самой тусовке.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.

Согласно толкиеновскому "Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых" (именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному саду).

Вообще в Эгладоре встретить можно кого угодно: и толкиенистов, и желязнутых (поклонников еще одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у Урсулы Ле Гуин).

Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не возбраняется.

Любое существо может иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более. Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что "темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем "светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный взгляд на события, описанные во "Властелине колец".

Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.

Сейчас немалой популярностью пользуется "Черная книга Арды", написанная в первоначальном варианте Ниенной и Иллет (в этой книге события "Сильмариллиона" - истории Средиземья - описаны с точки зрения тех, кто у самого Толкиена выступают в роли "темных". В этом варианте почти все "злые" толкиеновские персонажи оказываются более человечными, а конфликты возникают, в основном, из-за непонимания).

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Много информации о питерском ролевом движении, а значит и толкиенистах, можно узнать из произведения «Сказки Темного Леса». Вот что пишет автор Джонни:

«По сравнению с 93-м, к началу 96-го года питерское ролевое движение увеличилось свою численность едва ли не втрое. Появились новые «мастерские группы» (о которых еще пойдет речь) и, конечно же, новые игроки. Некоторые из них были из числа «сорокоманов» и «перумистов», массовая экспансия которых началась в тусовку еще в прошлом году.

Словно соль из раствора, эти люди стали кристаллизоваться вокруг тех «центров движения», которые пришлись им больше всего по душе. И я бы ни в коем случае не похвалил этих людей за их выбор. Часть из них попала к таким «учителям», как Княжна, Кот-Фотограф или Толмуд, навсегда погрязнув в «биоэнергетике», «колдовстве» и «астральных путешествиях». Большинство из них лишились из-за этих практик ума, в кратчайшие сроки превратившись в чванливых ничтожеств, очарованных обещаниями невиданного могущества.

Другие ушли к Эрику в его «Школу Игрока», чтобы выйти оттуда с головами, забитыми тысячами болезненных «этюдов» и «театральных техник», и с руками, раз и навсегда приученными «правильно останавливать удар». Две трети из них мнили себя величайшими бойцами в истории (ну как же, мы ведь занимались у САМОГО Эрика), и очень злились, если кто-нибудь их в этом разочаровывал. Такие люди не умели (да и откуда бы им?) терпеть боль и начинали орать при каждой малейшей ссадине. Дескать, недоучки, не умеющие «останавливать удар», взяли и «покалечили их вроде как ни за что».

Третьи начали создавать собственные «мастерские группы» и писать новые правила, поражающие воображение даже опытных игроков. В этих правилах они назначали себя не меньше, чем властителями или богами, и требовали от окружающих соответствующего к себе отношения. Именно тогда слово «мастер» утратило первоначально свободное, почти булгаковское толкование и стало значить то, что оно испокон веков означает в английском — то есть просто «хозяин». Не доверенный устроитель, а полноправный Хозяин игры. Человек, облеченный властью отбирать у людей оружие, выгонять с полигона неугодных ему игроков, требовать к себе и своим помощникам ОСОБОГО уважения. Вольный составлять «черные списки», куда будут внесены все, кто хоть в чем-нибудь провинится перед всемогущими слугами «нового режима»».

Ролевые игры

Любопытно, но считается, что свой вклад в дело становления ролевиков в России внесла светлой памяти пионерско-комсомольская игра "Зарница". Первая всесоюзная (!) игра по "Властелину колец" прошла летом 1990 года под Красноярском. И с тех пор пошло-поехало! В настоящий момент только московских региональных игр проходит до десяти в год.

Ролевики занимаются организацией и проведением игр - как по Толкиену, так и по другим авторам. Их можно условно подразделить на мечемашцев, которые приходят в основном ради того, чтобы помахать разнообразным оружием, и Мастеров - собственно, тех, кто игры организует.

Проходят игры следующим образом: большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию.

По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции.

Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком.

У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар.

Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен.

Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить".

На ролевых играх в девяностых годах пользовался популярностью напиток, имя которому «Элебертовка». Все в той же книге «Сказки Темного Леса» автор раскрывает нам секрет этого напитка.

«Чтобы его приготовить, необходимо взять мед (примерно две жмени, т.е. пригоршни), лучше всего гречишный или липовый, и положить его в кастрюльку, куда уже налито немного - чуть меньше полулитра холодной воды. Под кастрюлькой зажигают небольшой огонь, и так мед томят, пока он не разойдется в воде весь, без остатка. Туда же кидают порезанные на четыре части два апельсина, пять разбитых на части грецких орехов, семь соцветий гвоздики. Когда кидают гвоздику, говорят: “ A Elbereth Gilthoniel!”, взывая к светлой Владычице - тогда Элберетовка получится особенно нажористой и хорошей. Если этого обычая избегать, удачи в этом деле не будет, а по пьяни обязательно случится какая-нибудь. Мускатным орехом с силой проводят по терке над смесью один раз. Мяту (а если есть, то лучше мелиссу) добавляют последней, несколько листочков. Сироп томят еще минут пять-десять, а потом процеживают и заливают в скороварку. Если скороварки нет, берут простую кастрюльку, которую ставят на паровую баню. В таком случае шов между стенками кастрюльки и крышкой нужно будет заделать тестом. Туда же льют спирт из расчета литр спирта на пол-литра приготовленного сиропа. Затем крышку скороварки (кастрюльки) закрывают и ставят смесь на малый огонь, на пять-десять минут. После этого скороварку (кастрюльку), не открывая, ставят в ледяную воду и держат, пока она полностью не остынет. Тогда крышку снимают и скороварку (кастрюльку) ставят в холодильник открытой еще на один час, чтобы отошел свободный спирт, после чего Элберетовка к употреблению готова. Её пьют маленькими стопочками. Не следует затыкать клапан скороварки посторонними предметами (проволокой или спичками), опасаясь, что через него выйдут спиртовые пары. Из-за этого может произойти взрыв скороварки, и тогда спиртовые пары выйдут все сразу, воспламенятся и будет еще один взрыв - как это произошло однажды дома у Слона. »

Стоит так же рассказать о мастерстве владения мечем. На ролевках есть много людей, для которых меч это дополнение к костюму, но были среди них и истинные мастера:

«В вечной заботе о том, чтобы на игре «никого не ушибли», Эрик разработал систему тренировок, при которой боец приучается умышленно задерживать свою руку. Для этого приходится тормозить клинок, начиная с середины ударной траектории, из-за чего из динамики пропадает самое главное — хлесткость. При длительной практике вырабатывается мышечная память, и нанести по-настоящему хороший удар становится практически невозможно. Но не все смотрели на мир подобно косорукому Эрику. Люди из Берриной тусовки ввели в обращение пластиковое вооружение (дефицитный на тот момент текстолит, считавшийся меж людьми признаком определенного положения) и взяли на себя труд научиться работать такими клинками. Они сплавили воедино спортивное фехтование и сабельный бой, породив красивую и в то же время достаточно гуманную технику. Требующий профессионализма и хорошей реакции, их стиль быстро стал подлинным украшением боев между одиночками и небольшими группами игроков».

Существует множество разновидностей боя в ролевых играх, например искусство владения двумя мечами:

««Пара» — это обоерукие люди, двигающиеся в бою, словно облака текучего дыма. Это мгновенные связки и комбинации разнонаправленных ударов, бесконечное марево танцующих в воздухе клинков. Это — подлинный blade dance, самая красивая и одна из самых эффективных техник мечевого боя. И в то же время одна из самых сложных.

В коллективе у Эйва так обучали основам этого мастерства. Небольшую картонку кидают у дерева, а на нее, спиною к стволу, встает человек. В руках у него зажаты пара черенков от лопат, а трое его товарищей обступают дерево и начинают изо всех сил колошматить его другими тремя черенками. Стартовое время — минута, потом участники меняются местами, и все начинается опять. Через несколько занятий покрытое синяками тело начинает опережать в своих движениях разум — и тогда деревянные черенки неожиданно оживают. Человек все еще находится на картонке, но попасть по нему становится непростым делом — его берегут от бед призрачные, смазанные сумасшедшим движением клинки.»

Или копьями:

«Следующий способ, разработанный в нашей собственной банде — метод «лориэновских копий», иначе говоря, бой тяжелыми кольями. Он сочетает в себе как тычковую, так и ударную технику, с огромным количеством подлых ударов обратной стороною кола. Это совершенно не похоже на общепринятую систему боя копьем и больше напоминает использование алебарды, принятое в исторической реконструкции. Такой бой — словно горная река, расшвыривающая посреди прибрежных скал оглушенных и перешибленных её бурным течением пловцов. Использование кольев имеет еще один существенный плюс: их можно вырезать на месте, что освобождает от необходимости волочить «военный скарб» из города и обратно».

Были и другие способы: бой с помощью меча и даги, бой топором, кистенем, глефой и т. д. Эти методы не нашли командного применения, выражая предпочтения отдельных умельцев. Некоторые из них вознесли свое любимое оружие на недосягаемую высоту, украсив таким образом немало боев. На общем небосклоне их труд полыхнул подобно холодным и чистым зарницам, породив бесконечное количество отсветов — небольших «традиций», «техник» и «школ». Их слишком много, чтобы о каждой из них говорить.

Языки и письмена

Толкин разработал несколько искусственных языков и алфавитов для них. Причем в его произведении встречается около полусотни различных стихов и песен на этих языках. Продвинутые толкиенисты владеют некоторыми языками, поэтому имеет смысл о них рассказать.

Языки эльфов. Всего существует три языка Синдарин, Квенья и Аварин. Последние два основаны на кельтском и финских языках, и имеют свои письмена. Вот они:

Древние языки. К ним относится Валарин и произошедший из него всеобщий язык Вестрон и Талиск. В произведении он представлен в виде немного измененного староанглийского языка.

Гномий язык. Кхуздул был создан на основе семитских языков и проработан не достаточно подробно, поэтому разговаривать на нем нельзя и писать пока что тоже. Но тем не менее он отлично вписался в описание некоторых имен, надписей и названий.

Черное наречие. Оно было модификацией древнего эльфийского языка, и как видно из названия использовалось темными персонажами.

Язык энтов (деревьев). Отличается медлительностью, поскольку долгоживущие энты имеют достаточно времени, чтобы все обсудить не торопясь. Пример фразы "Лаурелиндоренан линделорендор малинорнелион орнемалин" переводится так: "Только за пределами Лаурелиндоренана (Лотлориэна), по моему листья падают чаще"

Вот что пишет Олег Изюменко в свое статье «К вопросу о языках Средиземья…» компьютерного журнала «Компьютерра»:

«Роскошь изучать нечто реально не существующее могут позволить себе немногие. Проблемы влияния эльфийского наречия на многочисленные языки людей Третьей Эпохи могут волновать лишь тех, у кого есть крыша над головой, обед на столе, интересная и неплохо оплачиваемая работа и при всём при этом - масса свободного времени. И даже при наличии всех названных «компонентов» никогда не помешает спросить себя: «А может, стоит заняться чем-то ещё?» И только в том случае, если вы - преуспевающий банкир/врач/адвокат, свободно владеющий английским/французским/немецким, если вам уже приелись гольф/поло/сафари, если вы не можете прожить года без того, чтобы не перечитать «Властелина Колец»/«Хоббита»/«Сильмариллиона», тогда можете смело погружаться в выписывание поэм из вышеназванных произведений, изучение манускриптов Профессора и его переписки с коллегами и читателями, пробовать писать только рунами и работать над произношением kh и th (совершенно непохожих на немецкое ch и английское th!) - пригодится при общении с гномами на их языке Khuzdul! А если серьёзно, то всем вышеперечисленным занимаются в основном лишь профессиональные лингвисты и совсем уж «безнадёжные» фанаты творчества Толкиена».

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь. Мы рассмотрели убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. Сложно не заметить, как сильно влияет на современный мир эта культура, ведь она породила множество других произведений как печатных, так и кинематографических и музыкальных, что в свою очередь повлияло на умы людей, воспитав несколько поколений людей.

Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете "Православная Москва"):

«Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование... Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем....

В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами - с девятью злыми героями - и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир...»

Но тут есть и некоторые проблемы. Как и многие субкультуры, толкиенизм изменяется с приходом новых членов. Множество молодежи приходит сейчас к этой культуре, следуя все более простым и "низким" побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Список используемой литературы

1. Б.С. Ерасов "Социальная культурология" (2006, I) Изд. «Феникс»

2. Л.Г. Ионин "Социология культуры" (2007) г. Санкт-Петербург, Изд. Дом «Питер»

3. Н. Смелзер "Социология" (2005) г. Москва, Изд. Дом «Нова Пресс»

4. С.С. Фролов "Социология" (1999), г. Санкт-Петербург, Изд.

5. Материалы Internet (www.olmer.ru - некоторые абзацы из монографии Олмера)

6. Djonny «Сказки Темного Леса» Mushroom Elves Press (2007), 452с, г. Санкт-Петербург, Иллюстрированное интернет издание.

7. Иллюстрации и языки были взяты из Свободной Энциклопедии - «Википедия» и поисковой системы Google

Создатель первых книг в жанре эпического «высокого» фэнтези, рассказал населению планеты о фантастических мирах настолько ярких и достоверно детализированных, что многие не просто захотели стать их частью хотя бы в постановочных играх и собственных мечтах, но приняли факт существования альтернативной реальности. Толкиенисты - это люди, в разной степени увлеченные творчеством талантливого писателя и самовыражающиеся с его помощью.

Создатель миров, породивших субкультуру

Джон Рональд Руэл Толкиен - британский писатель и поэт, профессор, преподававший в колледжах Оксфордского университета, лингвист и филолог, прославившийся благодаря своим основным литературным произведениям: «Хоббит или Туда и обратно», «Властелин колец», «Сильмариллион».

Родившийся в январе 92 года XIX века в английской колонии, Джон Толкин с детства копил впечатления, отразившиеся потом в его произведениях. Например, образы устрашающих ядовитых пауков часто связывают с пережитым им еще в раннем детстве укусом тарантула.

Как Д. Р. Толкиен завладел умами миллионов

Истинную знаменитость и многочисленных фанатов принесло автору произведение «Властелин колец». Книгу благосклонно приняли критики, но культ Толкина начался после выхода ее «пиратского» стотысячного тиража 1965 года в Соединенных Штатах. Был удачно выбран формат, доступный для подростков благодаря низкой цене. Несмотря на попытки автора пресечь распространение незаконного издания, книга все же вышла, и уже спустя несколько месяцев официальный миллионный тираж буквально разлетелся с прилавков книжных магазинов.

Настроения 60-х способствовали закреплению идей Толкиена в умах молодежи. Культура хиппи, провозглашавшая главными ценностями мир, любовь и свободу легко приняла автора как единомышленника, увидев в его книгах параллели с реальным противостоянием общества государственному устройству (хотя сам писатель об этом никогда не заявлял).

В СССР увлечение Толкиеном можно исчислять от первого издания книги «Хоббит» на русском языке, выпущенном в 1976 году, и эпопеи «Властелина колец» в 1982 году. Ленинград уже в 1983 году стал пристанищем первых советских толкиенистов. Это движение начало заметно набирать обороты в перестроечные годы и превратилось в настоящий бум в 90-х годах прошлого столетия, когда ослабление цензуры принесло повальное увлечение западной культурой и жанром фэнтези.

Следующая волна толкиенизма захватила россиян в начале XXI века, когда выход на экраны фильмов режиссера Питера Джексона вновь привлек внимание к произведениям талантливого писателя, и на сей раз с новой силой и масштабом.

Фэндом, как общественное явление

Фэндом, или фандом (от англ. fandom, букв. «сообщество фанатов»), —субкультура, состоящая из поклонников (фанатов), характеризуется чувством сопереживания и товарищества с другими людьми, которые разделяют общий интерес.

Википедия.

Упомянутый термин сформировался изначально в англоязычной культуре. Первично связывался с объединением людей, увлеченных научной фантастикой. Со временем границы понятия перестали быть столь четкими.

Первыми тематическими субкультурами человечество обязано фантастическим произведениям 80-90-х годов предыдущего столетия. Самые знаменитые и яркие сообщества фанатов даже имеют собственные названия. В настоящее время наибольшую численность приверженцев имеют фандомы по произведениям Толкиена (его представители - это толкиенисты), Джоан Роулинг (поттероманы, они же поттериане), Стивена Кинга (популярны миры «Хроник Нарнии», «Звездных войн», «Доктора Кто» (хувианы)), «Шерлока» (шерлокоманы), вселенной Marvel, телесериала «Сверхъестественное» (суперамипришибленные) и многие другие.

Не всех поклонников определенного произведения можно отнести к представителям фэндома. Основным отличием представителей субкультуры является взаимодействие с другими фанатами. В мире современных технологий оно все чаще происходит посредством Интернета, однако классические варианты и сейчас имеют место. Это клубы, фэнзины (непрофессиональные периодические издания) и, конечно, конвенты (регулярные съезды различного уровня и масштаба - от региональных до международных).

«Ролевики» и «толкиенисты» - просьба не путать понятия!

Все толкиенисты относятся к ролевикам, но ролевики не обязательно являются толкиенистами.

Ролевая игра — игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Википедия.

Таким образом, ролевиками можно считать представителей субкультуры, принимающих участие в разнообразных ролевых играх. Ведущее место среди них занимают игры живого действия, где практическая деятельность имеет большее значение для воплощения выбранной роли, чем слова.

Поклонники игр, воссоздающих мир Джона Толкиена и его персонажей, - лишь часть многочисленных представителей различных тематических течений ролевиков.

Помимо обозначения толкиенистов как участников игр-инсценировок, данный термин употребляют в отношении исследователей и переводчиков произведений Толкиена. В таком случае создание слова «толкиенисты» - это аналогия с образованием другого схожего существительного - «пушкинисты».

Самоидентификация и «мифологическое мышление»

Воссоздавая события, описанные Профессором (как часто называют поклонники Джона Толкиена), фанаты выбирают наиболее импонирующего им существующего персонажа или придумывают собственного, руководствуясь законами выдуманного мира. Следуя правилам словообразования мифических языков, может быть придумано и новое имя.

Как и представители других тематических молодежных субкультур, толкиенисты выражают через роли свое альтер эго. Выбранные для воплощения персонажи воссоздаются и поведением, и внешним обликом. Могут встретиться переодетые детально, очень качественно и реалистично загримированные толкиенисты. Фото не всегда способно передать уровень погружения их в альтернативную личность.

Всенародная перепись населения РФ в 2002 году выявила самые неожиданные нации среди граждан страны - на российской земле есть место и эльфам, и гномам, и хоббитам. Наибольшим количеством «этнических эльфов» отличился город Пермь.

Многие приверженцы толкиенизма уверены, что мир писателя не был им придуман, а существовал когда-то реально, некоторые даже считают свою человеческую личность лишь второстепенным воплощением. Однако в большинстве случаев размышления о реальности миров не лишают толкиенистов верного осознания того, кто они на самом деле. Такое явление называют «мифологическим мышлением».

Игры, в которые играют взрослые

Наиболее активно и ярко проявляют себя толкиенисты во время живого коллективного действия - конвентов, игр, выездов - «полевок».

Первый всесоюзный сбор по мотивам произведения «Властелин колец» случился летом 1990 года под Красноярском.

В 90-х годах большой популярностью пользовались «ХИшки» - проводимые раз в год «Хоббитские игрища». Сейчас наиболее известными и посещаемыми являются следующие толкиенистские конвенты:

  • «Зилаткон», организуемый в ноябре в столице Татарстана;
  • «СибКон» - февральский сбор, проводящийся на территории Томска или Новосибирска (имеет четвертьвековую историю);
  • питерский «БлинКом» - в декабре;
  • мартовский московский «КомКон».

Это далеко не полный список. Количество игр регионального масштаба ежегодно доходит примерно до десяти.

Обычно осуществляется выезд на природу, в лес. Группа собирается многочисленная и колоритная - участники перевоплощаются и снаряжаются подобающим оружием, присутствуют разнообразные бытовые атрибуты. Обычные компоненты игр, которые проводят толкиенисты, - это бои, экономические отношения, быт, магия. Продолжительность может быть различной - от нескольких часов до нескольких дней.

Внутри сообществ не редки случаи возникновения и развития романтических отношений. В отличие от реалий Толкиена, где подобные связи между представителями разных народов осуждались, фанаты смотрят на этот вопрос без предубеждений. Союз гнома с эльфом никого не удивляет.

Толкиеноведение - неотъемлемая часть субкультуры

Толкиенисты преимущественно не только воплощают в жизнь мифические образы, но и занимаются подробным исследованием представленных в литературных произведениях Джона Р. Р. Толкиена миров и их народов.

Изучаются и развиваются орков, гномов, людей, энтов, древний, всеобщий. Каждый из них имеет свое название - Синдарини и Квенья, Кхуздул, Адунаик и т. д.

Многие переводят работы писателя на языки, издание на которых не осуществлялось ранее. Например, Tolkien Texts Translation - русскоязычное литературное сообщество, осуществляющее перевод неизданных официально произведений.

Литературный любительский спин-офф

Часто толкинисты сами становятся фикрайтерами - авторами литературных произведений, основанных на идеях и творчестве любимого писателя, создавая так называемые фанфики.

Фанфик —жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов,телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе —манги), а также компьютерных игр и т. д.

Википедия.

Обычно такая деятельность не имеет коммерческих целей, хотя некоторые произведения оказываются настолько хороши, что привлекают внимание профессиональных издателей, принося успех, славу и доход своим авторам.

Творчество может быть направлено на развитие идей Дж. Р. Р. Толкиена, являться шутливой пародией или открывать иной, даже противоположный взгляд на его мир.

Так как эти сочинения в различной степени соответствуют канону оригинальных произведений, то все фанфики относятся к апокрифами.

Апокриф — литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.

Википедия.

Народные сказания мифических народов

Каждая субкультура имеет свой фольклор - песни и сказания, фанфики, передаваемые устно, поговорки, анекдоты, шутки. Также присутствуют произведения изобразительного искусства, прикладного творчества. У движения толкиенистов есть даже собственные молитвы.

Российские поклонники миров Толкиена обладают богатой коллекцией, которая постоянно пополняется.

Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.

Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...

Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.

Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно, многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить. Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...

Кто такие ролевики? Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.

Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...

Теперь обратимся к самой тусовке.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.

Согласно толкиеновскому "Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых" (именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному саду).

Вообще в Эгладоре встретить можно кого угодно: и толкиенистов, и желязнутых (поклонников еще одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у Урсулы Ле Гуин).

Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не возбраняется.

Любое существо может иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более. Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что "темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем "светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный взгляд на события, описанные во "Властелине колец".

Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.

Сейчас немалой популярностью пользуется "Черная книга Арды", написанная в первоначальном варианте Ниенной и Иллет (в этой книге события "Сильмариллиона" - истории Средиземья - описаны с точки зрения тех, кто у самого Толкиена выступают в роли "темных". В этом варианте почти все "злые" толкиеновские персонажи оказываются более человечными, а конфликты возникают, в основном, из-за непонимания).

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Много информации о питерском ролевом движении, а значит и толкиенистах, можно узнать из произведения «Сказки Темного Леса». Вот что пишет автор Джонни:

«По сравнению с 93-м, к началу 96-го года питерское ролевое движение увеличилось свою численность едва ли не втрое. Появились новые «мастерские группы» (о которых еще пойдет речь) и, конечно же, новые игроки. Некоторые из них были из числа «сорокоманов» и «перумистов», массовая экспансия которых началась в тусовку еще в прошлом году.

Словно соль из раствора, эти люди стали кристаллизоваться вокруг тех «центров движения», которые пришлись им больше всего по душе. И я бы ни в коем случае не похвалил этих людей за их выбор. Часть из них попала к таким «учителям», как Княжна, Кот-Фотограф или Толмуд, навсегда погрязнув в «биоэнергетике», «колдовстве» и «астральных путешествиях». Большинство из них лишились из-за этих практик ума, в кратчайшие сроки превратившись в чванливых ничтожеств, очарованных обещаниями невиданного могущества.

Другие ушли к Эрику в его «Школу Игрока», чтобы выйти оттуда с головами, забитыми тысячами болезненных «этюдов» и «театральных техник», и с руками, раз и навсегда приученными «правильно останавливать удар». Две трети из них мнили себя величайшими бойцами в истории (ну как же, мы ведь занимались у САМОГО Эрика), и очень злились, если кто-нибудь их в этом разочаровывал. Такие люди не умели (да и откуда бы им?) терпеть боль и начинали орать при каждой малейшей ссадине. Дескать, недоучки, не умеющие «останавливать удар», взяли и «покалечили их вроде как ни за что».

Третьи начали создавать собственные «мастерские группы» и писать новые правила, поражающие воображение даже опытных игроков. В этих правилах они назначали себя не меньше, чем властителями или богами, и требовали от окружающих соответствующего к себе отношения. Именно тогда слово «мастер» утратило первоначально свободное, почти булгаковское толкование и стало значить то, что оно испокон веков означает в английском -- то есть просто «хозяин». Не доверенный устроитель, а полноправный Хозяин игры. Человек, облеченный властью отбирать у людей оружие, выгонять с полигона неугодных ему игроков, требовать к себе и своим помощникам ОСОБОГО уважения. Вольный составлять «черные списки», куда будут внесены все, кто хоть в чем-нибудь провинится перед всемогущими слугами «нового режима»».

Толкиенисты – молодежная субкультура, объединяющая поклонников книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион».

Возникла в начале 1990-х гг. на физическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Позже толкиенисты переместились в Нескучный сад и Царицыно. Традиция собираться в первый четверг (большой четверг) месяца на Эгладоре (Нескучный сад) сохраняется (Вконтакте, Электронный ресурс), однако «тусовки», как правило, массовостью не отличаются (2016). С распространением Интернета в России взаимодействия толкиенистов параллельно осуществляются в виртуальном пространстве: форум (http://tolkienists.ru/forum/), группа «Вконтакте» (https://vk.com/eglador). «Тусовки» на Эгладоре включают обсуждение творчества Толкиена, игру на гитаре, «файты» на деревянных мечах.

Внешние атрибуты субкультуры толкиенистов, обусловлены идентификацией с персонажами книг: эльфами (накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера или мулине и колокольчики), гномами» (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны); гоблинами и другим черным воинством (косухи, козаки). Фенечки, колокольчики некоторые представители субкультуры носят в повседневной жизни, что позволяет узнавать «своих» в любой обстановке. Мечи, доспехи и другое самодельное вооружение – важнейший атрибут толкиенистов. История каждого атрибута, его внешний вид, особенности изготовления представлена в отдельной теме на форуме (Вконтакте, электронный ресурс). Атрибуты поведения также определяются идентификацией с тем или иным персонажем книги. Этикет общения – «аристократический» («Что вам угодно, милостивый государь?»). Ставки на выигрыш в боях: пиво, сигареты.

В настоящее время (2016) о всем разнообразии субкультуры толкиенистов свидетельствуют темы форума толкиенистов («Обсуждения», «Вопросы экспертам-толкинистам», «Артефакты», «География Средиземья: территории, страны, реки и т. д», «Еда и напитки», «»Животные и растения», «История Средиземья», «Оружие Средиземья», «Народы и расы Средиземья», «Письма Толкина», «Языки Толкиена», «Фильмы «Властелин колец», «Произведения Толкина»). На форуме есть возможность скачать компьютерные игры по сюжетам произведений Толкиена, ознакомиться с правилами конкретной игры.

Выделяются статусы «ветеранов» и «новеньких».

Субкультура толкиенистов рассматривается как своеобразное общественное движение участников ролевых игр на основе сюжетов книг Д. Р. Толкиена (Луков, 2010). Внутри субкультуры идентичности «толкиенист» и «ролевик» не всегда совпадают (ВКонакте, электронный ресурс).

Субкультура толкиенистов, возникшая в процессе вестернизации русской культуры, включает оригинальные представления, связанные с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом. Данный феномен проявляется в наложении проблемы идеала на проблему общения в аномичном обществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реальностью, чем мир российской социальной действительности (Луков, 2010).

Лит.: http://www..html; Луков, Вал. А. (2010) Молодежные субкультуры в современной России // Актуальные проблемы социологии молодежи / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ. 679 c. С. 417–431; Вконтакте» [Электронный ресурс] /https://vk.com/eglador (дата обращения 30.11.2016); Форум толкиенистов [Электронный ресурс] / http://tolkienists.ru/forum/ (дата обращения 30.11.2016).