Значение АНДРЕЕВСКИЙ СЕРГЕЙ АРКАДЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

АНДРЕЕВСКИЙ СЕРГЕЙ АРКАДЬЕВИЧ

Андреевский, Сергей Аркадьевич, известный поэт, критик и судебный оратор. Родился в 1847 году, в Екатеринославской губернии, в талантливой дворянской семье. В 1869 году окончил курс по юридическому факультету в Харьковском университете и поступил на службу по судебному ведомству. В 1878 году, состоя товарищем прокурора с.-петербургского окружного суда, отказался выступить обвинителем по делу Веры Засулич и должен был выйти в отставку. Записавшись в число присяжных поверенных с.-петербургской судебный палаты, А. быстро составил себе репутацию одного из самых блестящих уголовных защитников. Оратор чрезвычайно изящный, А. всегда дает тонкие психологические портреты своих клиентов и старается воздействовать на чувство присяжных заседателей. Художественно обработанные речи А. принадлежат к наиболее выдающимся образцам русского судебного красноречия. "Защитительные речи" А. выдержали 3 издания (первое СПб., 1891). Литературную деятельность свою А. начал для поэта очень поздно - в 30 лет и притом совершенно случайно, заинтересовавшись одним стихотворением Мюссе, которое ему захотелось передать в русском переводе. До тех пор он не написал ни одного стиха. Это объясняется тем, что пора юности поэта, по его автобиографическому заявлению, совпала "с разгаром Писаревского влияния", которое его "надолго отбросило от прежних литературных кумиров". Начав с переводов, А. вскоре перешел к оригинальным стихотворениям, которые помещал по преимуществу в "Вестнике Европы". В 1886 году он издал сборник своих стихов, в состав которого входят 3 поэмы ("На утре дней", "Мрак", "Обрученные") и, наряду с оригинальными стихотворениями, ряд переводов из Мюссе, Бодлера, Эдгара По и др. От идей недавнего поклонника Писарева в этом сборнике нет уже ни малейшего следа. Эпиграф его взят из Эдгара По: "Красота - единственно законная область поэзии; меланхолия - наиболее законное из поэтических настроений". Весь сборник есть строгое воплощение этого девиза. В нем нет ни одного стихотворения с общественною подкладкою; поэт прямо сознается, что общественные инстинкты в нем замерли: "в моей груди, большой и грешной, о злобе дня заботы нет". Поэт с горечью относится к своим прежним воззрениям, в которых не видит ничего зиждущего. Но новое настроение не дало ему бодрости. Усталость красною нитью проходит через все его произведения, лирические по преимуществу. Преждевременным старчеством душевным проникнут целый ряд мелких стихотворений А., в которых описывается, как он "окаменел", как "с грудью холодной" вспоминает о прошлом, как его "дни старости бесцветно серебрятся", как, "вялый и больной", он вступил "в туманы осени дождливой" и т. п. Усталостью же полна наиболее выдающаяся пьеса сборника: "Мрак". Здесь поэт дает полную волю своему отчаянью: "Из долгих, долгих наблюдений я вынес горестный урок, что нет завидных назначений и нет заманчивых дорог. В душе - пустыня, в сердце холод, и нынче скучно, как вчера, и мысли давит мне хандра, тяжеловесная, как молот". Чтобы найти выход из душевного мрака, поэт обращается к своему гению, который вызывает ряд картин когда-то пережитых поэтом впечатлений: "Тени туманные, звуки неясные, образы прошлого вечно-прекрасные, вечно сокрытые мглой отдаления, встаньте из мрака в лучах обновления! Встаньте без горечи, светло-нарядные, в жизненном облике, сердцу понятные, душу воздвигните силой целебною, двигайтесь, образы, цепью волшебною!" Но ничего, кроме горечи, не выносит поэт из того смотра мертвецов, и по-прежнему у него "в душе темно и скучно, и сердце к прошлому беззвучно, а к жизни холодно, как сталь!" Душевная усталость поэта так велика, что и для переводов и переложений он избирает почти исключительно сюжеты, подходящие к тоскливому настроению его: "Довольно" Тургенева, наиболее проникнутые сплином и безнадежною тоскою стихотворения По и Бодлера, "Разбитую вазу" Сюлли, с ее намеками на разбитое сердце и т. д. Такое отсутствие душевной бодрости не могло служить источником творческой продуктивности, и последние 20 лет изящные, хотя и не чуждые изысканности и деланной щеголеватости, стихи А. появляются в печати крайне редко. В 1898 году вышло 2-е изд. его сборника (собраны в отдельном издании под заглавием "Литературные Чтения", СПб., 1891 год, 3-е издание; "Литературные Очерки", СПб., 1902 год). Почти отказавшись от поэтической деятельности, А. с конца 1880-х годов, хотя редко, но всегда заметно и интересно, выступает с небольшими, очень изящными и содержательными критическими этюдами и литературными портретами. Сильной стороной этюдов А. является то, что они написаны не только "по поводу", как это часто бывает в нашей критике, но действительно задаются целью прежде всего обрисовать духовный облик разбираемого писателя. И А. часто удается такая задача, когда идет о писателе, в большей или меньшей мере душевно-созвучном критику-поэту. Так, А. принадлежит честь обратного водворения на высокое место почти забытого Баратынского, хотя при этом критик впадает в совершенно неправильную полемику против Белинского, якобы умалившего значение Баратынского. Очень интересны этюды о Тургеневе и Лермонтове. Серьезной заслугой в свое время (1888) был этюд о "Братьях Карамазовых". Это одно из первых проявлений того нового понимания Достоевского, которое в 1890-х годах сменило прежнее, в общем довольно элементарное истолкование сложнейшего творчества великого патологического гения. Вполне остаться в пределах непосредственного истолкования рассматриваемого писателя, однако, не удается А. Слишком для этого он полон вражды к некогда увлекавшей его писаревщине и вообще к публицистическим стремлениям русской литературной мысли. И сплошь да рядом истолкование А. принимает полемически-одностороннее направление. Так, Тургенев для него только "задумчивый поэт земного существования", и именно тому, что он "поэт", А. придает основное значение при оценке Тургенева, в творчестве которого, будто бы, "преобладающая задача - искание "красоты". В Лермонтове он видит только "гордого человека", огорченного своим божественным происхождением", который раз услыхав "звуки небес", уже не мог иметь интереса к "скучным песням земли". Поэтому он считает "фальшью" всякое желание связать Лермонтова с условиями его времени и даже в "Думе" видит "укор, который можно впредь до окончания мира повторять всякому поколению". При общей вражде критика ко всякого рода "гражданственности", он, естественно, должен относиться отрицательно к Некрасову. И этюд о нем так и начинается словами: "Спорный поэт". Затем, однако, критик категорически говорит и о "необычайной даровитости" Некрасова и о том, что поэзия его была "горячей и грозной проповедью", что он "является истинным поэтом в тех случаях, когда излагает народные поэмы народным говором", что даже в сатирах его есть стихи, которые "могут быть названы вечными" и "по художественной правде равны лучшим пушкинским строкам". И в результате читатель приходит к выводу, что Некрасов, совершенно бесспорно, поэт очень большой. Всего менее удался А. Гаршин. Внешне он анализирует его очень верно, и скелет творчества автора "Красного цветка" намечен у него вполне правильно; но души скорбного страдальца критик не уловил. То жгучее стремление к идеалу, в котором лежит тайна неотразимого обаяния повестей Гаршина, совсем не затронуло комментатора, с его равнодушием и порою даже враждой к общественности. Он анализирует героические стремления гаршинского творчества с тем же спокойствием, с каким разбирает технические детали гаршинской манеры, и не удивительно, что и читатель разбора доканчивает статью без всякого волнения. И это отсутствие страсти, это часто очень тонкое, но, вместе с тем, холодноватое и суховатое анализирование вполне гармонирует с нарядно-скорбной и усталой поэзией А. и сливается в один общий литературный облик. А. и поэт, и критик - "для немногих". - Ср. Арсеньев, "Критические этюды", т. II, и ст. о судебных речах А. в "Вестнике Европы" за 1891 год, ¦ 6; Венгеров, "Критико-биографический словарь", т. I.; "Сочинения Белинского" под редакцией Венгерова, т. VII, примечания, стр. 626 - 637; Михайловский, "Сочинения". С. Венгеров.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНДРЕЕВСКИЙ СЕРГЕЙ АРКАДЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНДРЕЕВСКИЙ СЕРГЕЙ АРКАДЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1847-1918) российский адвокат. С 1869 судебный деятель. В 1878 отказался выступить обвинителем по делу В. И. Засулич, уволен в отставку. …
  • АНДРЕЕВСКИЙ СЕРГЕЙ АРКАДЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (дополнение к статье Андреевский Эраст Степанович)Первый сборник его стихотворений (1878—85) издан в 1886 г., второе издание в 1898 г.; …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Пихув, мастер серебряного дела. Черкесия. Около 1858. Подпись: "Работал Пихув. Дата" или "Андреевсский Пихув. …
  • АНДРЕЕВСКИЙ
    625516, Тюменской, …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    613561, Кировской, …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    457342, Челябинской, …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    357907, Ставропольского, …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Сергей Аркадьевич — известный криминалист, а с 80-х гг. и писатель, выступивший как поэт-лирик и критик-эстет. Лирика А. чрезвычайно …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВСКИЙ ФЛАГ, кормовой флаг кораблей рос. ВМФ, белый (с 1865) с диагональным голубым крестом (т. н. крест Андрея Первозванного); учреждён …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Преображенский), муж., в Москве, на прав. берегу р. Москва, у Воробьёвых гор. Осн. в 1648 Ф.М. Ртищевым. Учёное …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДРЕ́ЕВСКИЙ Сер. Арк. (1847-1918), адвокат. С 1869 суд. деятель. В 1878 отказался выступить обвинителем по делу В.И. Засулич, уволен в …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДРЕ́ЕВСКИЙ Ив. Еф. (1831-91), юрист, проф. (с 1864) и ректор (1883-87) С.-Петерб. ун-та. В 1890-91 гл. ред. "Энциклопедического словаря" Брокгауза …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • АНДРЕЕВСКИЙ
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. Связанный с именем святого апостола Андрея Первозванного, считавшегося покровителем …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    андр`еевский (от Андр`ей и …
  • СЕРГЕЙ
    Сергей, (Сергеевич, …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    андреевский (от Андрей и …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Орфографическом словаре:
    андр`еевский (от андр`ей и …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Иван Ефимович (1831-91) , российский юрист, профессор (с 1864) и ректор (1883-87) Санкт-Петербургского университета. В 1890-91 главный редактор «Энциклопедического словаря» …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Андреевский прил. Связанный с именем святого апостола Андрея Первозванного, считавшегося покровителем …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. Связанный с именем святого апостола Андрея Первозванного, считавшегося покровителем …
  • АНДРЕЕВСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. Связанный с именем святого апостола Андрея Первозванного, считавшегося покровителем …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АНДРЕЕВ ПАВЕЛ АРКАДЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андреев Павел Аркадьевич (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 3 ноября, …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ
    Тимирязев (Климент Аркадьевич) - профессор Московского университета, родился в Петербурге в 1843 г. Первоначальное образование получил дома. В 1861 г. …
  • ТИМИРЯЗЕВ ДМИТРИЙ АРКАДЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Тимирязев (Дмитрий Аркадьевич) - статистик, родился в 1837 году; по окончании курса в Киевском университете поступил на службу по министерству …
  • СУВОРОВ АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Суворов (Александр Аркадьевич, граф Рымникский, князь Италийский, 1804 - 1882) - внук генералиссимуса Суворова, генерал-адъютант и генерал от инфантерии. …
  • СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Столыпин (Петр Аркадьевич) - государственный деятель, родился в 1862 г. Воспитывался в виленской и орловской гимназиях; окончил СПб. университет по …

АНДРЕЕВСКИЙ Сергей Аркадьевич (29.12.1847 - 09.11.1919) - судебный оратор, поэт и критик.

Родился в Екатеринославской губернии дворянской семье. В 1869 году окончил курс по юридическому факультету в Харьковском университете и поступил на службу по судебному ведомству. В 1878 году, состоя товарищем прокурора санкт-петербургского окружного суда, отказался выступить обвинителем по делу Веры Засулич и был вынужден выйти в отставку. Записавшись в число присяжных поверенных с.-петербургской судебный палаты, Аандреевский быстро составил себе репутацию одного из самых блестящих уголовных защитников. Сильный оратор, Андреевский всегда дает тонкие психологические портреты своих клиентов и старается воздействовать на чувство присяжных заседателей.

Художественно обработанные речи А. принадлежат к наиболее выдающимся образцам русского судебного красноречия. "Защитительные речи" А. выдержали 3 издания (первое СПб., 1891). Литературную деятельность свою А. начал для поэта очень поздно - в 30 лет и притом совершенно случайно, заинтересовавшись одним стихотворением Мюссе, которое ему захотелось передать в русском переводе. До тех пор он не написал ни одного стиха. Это объясняется тем, что пора юности поэта, по его автобиографическому заявлению, совпала "с разгаром Писаревского влияния", которое его "надолго отбросило от прежних литературных кумиров". Начав с переводов, А. вскоре перешел к оригинальным стихотворениям, которые помещал по преимуществу в "Вестнике Европы". В 1886 году он издал сборник своих стихов, в состав которого входят 3 поэмы ("На утре дней", "Мрак", "Обрученные") и, наряду с оригинальными стихотворениями, ряд переводов из Мюссе, Бодлера, Эдгара По и др. От идей недавнего поклонника Писарева в этом сборнике нет уже ни малейшего следа. Эпиграф его взят из Эдгара По: "Красота - единственно законная область поэзии; меланхолия - наиболее законное из поэтических настроений". Весь сборник есть строгое воплощение этого девиза. В нем нет ни одного стихотворения с общественною подкладкою; поэт прямо сознается, что общественные инстинкты в нем замерли: "в моей груди, большой и грешной, о злобе дня заботы нет". Поэт с горечью относится к своим прежним воззрениям, в которых не видит ничего зиждущего. Но новое настроение не дало ему бодрости. Усталость красною нитью проходит через все его произведения, лирические по преимуществу. Преждевременным старчеством душевным проникнут целый ряд мелких стихотворений А., в которых описывается, как он "окаменел", как "с грудью холодной" вспоминает о прошлом, как его "дни старости бесцветно серебрятся", как, "вялый и больной", он вступил "в туманы осени дождливой" и т. п. Усталостью же полна наиболее выдающаяся пьеса сборника: "Мрак". Здесь поэт дает полную волю своему отчаянью: "Из долгих, долгих наблюдений я вынес горестный урок, что нет завидных назначений и нет заманчивых дорог. В душе - пустыня, в сердце холод, и нынче скучно, как вчера, и мысли давит мне хандра, тяжеловесная, как молот". Чтобы найти выход из душевного мрака, поэт обращается к своему гению, который вызывает ряд картин когда-то пережитых поэтом впечатлений: "Тени туманные, звуки неясные, образы прошлого вечно-прекрасные, вечно сокрытые мглой отдаления, встаньте из мрака в лучах обновления! Встаньте без горечи, светло-нарядные, в жизненном облике, сердцу понятные, душу воздвигните силой целебною, двигайтесь, образы, цепью волшебною!" Но ничего, кроме горечи, не выносит поэт из того смотра мертвецов, и по-прежнему у него "в душе темно и скучно, и сердце к прошлому беззвучно, а к жизни холодно, как сталь!" Душевная усталость поэта так велика, что и для переводов и переложений он избирает исключительно сюжеты, подходящие к тоскливому настроению его: "Довольно" Тургенева, наиболее проникнутые сплином и безнадежною тоскою стихотворения По и Бодлера, "Разбитую вазу" Сюлли, с ее намеками на разбитое сердце и т. д. Такое отсутствие душевной бодрости не могло служить источником творческой продуктивности, и последние 20 лет изящные, хотя и не чуждые изысканности и деланной щеголеватости, стихи А. появляются в печати крайне редко. В 1898 году вышло 2-е изд. его сборника (собраны в отдельном издании под заглавием "Литературные Чтения", СПб., 1891 год, 3-е издание; "Литературные Очерки", СПб., 1902 год). Почти отказавшись от поэтической деятельности, А. с конца 1880-х годов, хотя редко, но всегда заметно и интересно, выступает с небольшими, очень изящными и содержательными критическими этюдами и литературными портретами. Сильной стороной этюдов А. является то, что они написаны не только "по поводу", как это часто бывает в нашей критике, но действительно задаются целью прежде всего обрисовать духовный облик разбираемого писателя. И А. часто удается такая задача, когда идет о писателе, в большей или меньшей мере душевно-созвучном критику-поэту. Так, А. принадлежит честь обратного водворения на высокое место почти забытого Баратынского, хотя при этом критик впадает в совершенно неправильную полемику против Белинского, якобы умалившего значение Баратынского. Очень интересны этюды о Тургеневе и Лермонтове. Серьезной заслугой в свое время (1888) был этюд о "Братьях Карамазовых". Это одно из первых проявлений того нового понимания Достоевского, которое в 1890-х годах сменило прежнее, в общем довольно элементарное истолкование сложнейшего творчества великого патологического гения. Вполне остаться в пределах непосредственного истолкования рассматриваемого писателя, однако, не удается А. Слишком для этого он полон вражды к некогда увлекавшей его писаревщине и вообще к публицистическим стремлениям русской литературной мысли. И сплошь да рядом истолкование А. принимает полемически-одностороннее направление. Так, Тургенев для него только "задумчивый поэт земного существования", и именно тому, что он "поэт", А. придает основное значение при оценке Тургенева, в творчестве которого, будто бы, "преобладающая задача - искание "красоты". В Лермонтове он видит только "гордого человека", огорченного своим божественным происхождением", который раз услыхав "звуки небес", уже не мог иметь интереса к "скучным песням земли". Поэтому он считает "фальшью" всякое желание связать Лермонтова с условиями его времени и даже в "Думе" видит "укор, который можно впредь до окончания мира повторять всякому поколению". При общей вражде критика ко всякого рода "гражданственности", он, естественно, должен относиться отрицательно к Некрасову. И этюд о нем так и начинается словами: "Спорный поэт". Затем, однако, критик категорически говорит и о "необычайной даровитости" Некрасова и о том, что поэзия его была "горячей и грозной проповедью", что он "является истинным поэтом в тех случаях, когда излагает народные поэмы народным говором", что даже в сатирах его есть стихи, которые "могут быть названы вечными" и "по художественной правде равны лучшим пушкинским строкам". И в результате читатель приходит к выводу, что Некрасов, совершенно бесспорно, поэт очень большой. Всего менее удался Арсеньеву Гаршин. Внешне он анализирует его очень верно, и скелет творчества автора "Красного цветка" намечен у него вполне правильно; но души скорбного страдальца критик не уловил. То жгучее стремление к идеалу, в котором лежит тайна неотразимого обаяния повестей Гаршина, совсем не затронуло комментатора, с его равнодушием и порою даже враждой к общественности. Он анализирует героические стремления гаршинского творчества с тем же спокойствием, с каким разбирает технические детали гаршинской манеры, и не удивительно, что и читатель разбора доканчивает статью без всякого волнения. И это отсутствие страсти, это часто очень тонкое, но, вместе с тем, холодноватое и суховатое анализирование вполне гармонирует с нарядно-скорбной и усталой поэзией А. и сливается в один общий литературный облик. Арсенье и поэт, и критик - "для немногих". - Ср. Арсеньев, "Критические этюды", т. II, и ст. о судебных речах А. в "Вестнике Европы" за 1891 год, № 6; Венгеров, "Критико-биографический словарь", т. I.; "Сочинения Белинского" под редакцией Венгерова, т. VII, примечания, стр. 626 - 637; Михайловский, "Сочинения". С. Венгеров.

II. Андреевский Сергей Аркадьевич

Андреевский Сергей Аркадьевич (1847--1918 гг.) родился 29 декабря 1847 г. в Екатеринославле. В 1865 году с золотой медалью окончил курс в местной гимназии и поступил на юридический факультет Харьковского университета. После окончания в 1869 году университета был кандидатом на должность при прокуроре Харьковской судебной палаты, затем следователем в г. Карачеве, товарищем прокурора Казанского окружного суда.

В 1873 году, при непосредственном участии А. Ф. Кони, с которым он был близок по совместной работе, С. А. Андреевский переводится товарищем прокурора Петербургского окружного суда, где он зарекомендовал себя как первокласный судебный оратор.

В 1878 году царская юстиция подготавливала к слушанию дело по обвинению В. Засулич о покушении на убийство Петербургского градоначальника Трепова. В недрах Министерства юстиции тщательно отрабатывались вопросы, связанные с рассмотрением этого дела. Большое внимание уделялось составу суда и роли обвинителя в процессе. Выбор пал на двух прокуроров -- С. А. Андреевского и В. И. Жуковского, однако они участвовать в этом процессе отказались.

Самостоятельный в своих суждениях, смелый во взглядах, Андреевский поставил условие предоставить ему право в своей речи дать общественную оценку поступку Трепова и его личности. Естественно, царская юстиция на такое требование Андреевского не согласилась. После рассмотрения дела В. Засулич Андреевский был уволен в отставку.

В связи с уходом Андреевского из прокуратуры А. Ф. Кони 16 июня 1878 г. писал ему: "Милый Сергей Аркадьевич.... не унывайте, мой милый друг, и не падайте духом. Я твердо убежден, что Ваше. положение скоро определится и будет блистательно. Оно Вам даст свободу и обеспечение,-- даст Вам отсутствие сознания обидной подчиненности всяким ничтожным личностям. Я даже рад за Вас, что судьба вовремя выталкивает Вас на дорогу свободной профессии. Зачем она не сделала этого со мной лет 10 тому назад?"

Вскоре А. Ф. Кони подыскал ему место юрисконсульта в одном из Петербургских банков. В этом же 1878 году Андреевский вступил в адвокатуру.

Уже первый процесс, в котором выступил Андреевский (речь в защиту обвиняемого в убийстве Зайцева), создал ему репутацию сильного адвоката по уголовным делам. Речь по делу Сарры Беккер в защиту Мироновича принесла ему репутацию одного из блестящих ораторов по уголовным делам и широкую известность за пределами России.

Методы осуществления защиты у него были иные, чем у Александрова. Он не отличался глубоким всесторонним анализом материалов дела, недостаточно уделял внимания выводам предварительного следствия (защитительная речь по делу Мироновича является исключением).

В основе речей Андреевского почти не встретишь тщательного разбора улик, острой полемики с прокурором; редко он подвергал глубокому и обстоятельному разбору материалы предварительного и судебного следствия; в основу речи всегда выдвигал личность подсудимого, условия его жизни, внутренние "пружины" преступления.

"Не стройте вашего решения на доказанности его поступка,-- говорил он по одному делу, защищая подсудимого, -- а загляните в его душу и в то, что неотвратимо вызывало подсудимого на его образ действий".

Андреевский умело пользовался красивыми сравнениями. Для осуществления защиты часто использовал острые сопоставления как для опровержения доводов обвинения, так и для обоснования своих выводов. В своих речах он почти не касался больших общественно-политических проблем. В борьбе с уликовым материалом не всегда был на высоте, допуская иногда "защиту ради защиты". Широко проповедовал в своих речах идеи гуманности и человеколюбия. Основное внимание им обращалось на личность подсудимого, на обстановку, в которой жил, и условия, в которых подсудимый совершил преступление. Психологический анализ действий подсудимого Андреевский давал всегда глубоко, живо, ярко и убедительно. Его без преувеличения можно назвать мастером психологической защиты.

Осуществляя защиту по сложным делам, построенным на косвенных уликах, он выбирал только наиболее удобные для защиты пункты, правда, давал им всегда тщательный анализ.

В делах, где требовались не только последовательность и непогрешимая логика, но и строгое юридическое мышление, исследование законодательного материала, он, как адвокат, был не на высоте, и успех ему изменял. Как судебный оратор С. А. Андреевский был оригинален, самостоятелен, ораторские творчество его окрашено яркой индивидуальностью.

Основной особенностью его как судебного оратора является широкое внесение литературно-художественных приемов в защитительной речи. Рассматривая адвокатскую деятельность как искусство, он защитника называл "говорящим писателем". "...Уголовная защита, прежде всего, не научная специальность, а искусство, такое же независимое к творческое, как все прочие искусства, т. е. литература, живопись, музыка и т. п...

В сложных процессах, с уликами коварными и соблазнительными добиться правды способен только художник, чуткий, понимающий жизнь, умеющий верно понять свидетелей и объяснить истинные бытовые условия происшествия" {С. А. Андреевский, Драмы жизни, Защитительные речи, пятое дополненное издание, Петроград, 1916, стр. 4--5.}.

В этой же работе, отмечая роль психологического раскрытия внутреннего мира подсудимого, Андреевский говорил: "Художественная литература, с ее великим раскрытием души человеческой, должна была сделаться основною учительницей уголовных адвокатов".

Отмечая необходимость внесения в уголовную защиту приемов художественной литературы, он писал: "Сделавшись судебным оратором, прикоснувшись на суде присяжных к "драмам действительной жизни", я почувствовал, что и я, и присяжные заседатели, -- мы воспринимаем эти драмы, включая сюда свидетелей- подсудимого и бытовую мораль процесса, совершенно в духе и направлении нашей литературы. И я решил говорить с присяжными, как говорят с публикой наши писатели. Я нашел, что простые, глубокие, искренние и правдивые приемы нашей литературы в оценке жизни следует перенести в суд".

Эти взгляды на защиту он не только высказывал в печати, но практически осуществлял в суде.

Его современники говорили, что слог Андреевского прост, ясен, хотя и несколько напыщен. Андреевский был очень сильным оратором, имеющим богатый словарный запас и огромный опыт судебной работы. Речи его стройные, плавные, полные ярких запоминающихся образов, но увлечение психологическим анализом нередко мешало ему дать глубокий анализ доказательств, что в ряде случаев сильно ослабляло речь.

С. А. Андреевский занимался и литературной деятельностью. Его перу принадлежит много поэм и стихотворений на. лирические темы. С начала восьмидесятых годов он печатается в "Вестнике Европы". В книге "Литературное чтение" (1881 год) опубликованы его литературно-прозаические и публицистические произведения -- ряд критических статей о Баратынском, Некрасове, Тургеневе, Достоевском и Гаршине.

Судебные речи Андреевского изданы отдельной книгой, выдержали пять изданий. В настоящий сборник включены речи Андреевского, в которых наиболее ярко подчеркнуты характерные особенности его таланта.

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации в афоризмах автора Малёшин Владимир

Сергей Сидоров, Владимир Малёшин Трудовой кодекс Российской Федерации в

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Урусов Сергей Николаевич, князь (1816–1883), действительный тайный советник * * *Родился в Москве в старинной княжеской семье татарского происхождения. Получил блестящее домашнее образование и окончил вольнослушателем словесный факультет Московского университета. Службу

Из книги Наследство в России. Игра по правилам и без автора Чудинов Дмитрий

Андреевский Сергей Аркадьевич (1847–1919), известный прокурорский работник, поэт и литератор, знаменитый адвокат * * *Родился 29 декабря 1847 в с. Александрова Славяносербского у. Екатеринославской губ. в дворянской семье. Брат П. А. Андреевского. В 1865 с золотой медалью окончил

Из книги автора

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник * * *Родился в потомственной дворянской семье. Образование получил в Училище Св. Петра и на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1878 со степенью кандидата прав. Службу

Из книги автора

Голунский Сергей Александрович (1895–1962), видный прокурорский деятель, крупный ученый-юрист, дипломат * * *Родился в 1895 в г. Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1917), затем аспирантуру (1919). В 1923–1939 работал на ответственных должностях в органах

Из книги автора

Шевердин Сергей Николаевич (1872–1951), видный прокурорский и судебный деятель * * *Родился в 1872 году в городе Юхнове Смоленской губернии в семье судьи. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Получив диплом, более двадцати лет

Из книги автора

Громов Сергей Михайлович (1919–2008), известный криминалист * * *Родился в 1919 в семье кадрового военного. Рано потерял родителей, воспитывался дядей по отцовской линии. В 1941 окончил Московский юридический институт. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Был

Из книги автора

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Из книги автора

Сергей Васильев, бизнесмен: Вывоз капиталов за рубеж в последние годы происходит потому, что в России нет ни закона, ни общественного мнения о защите частной собственности. До сих пор, несмотря на 25 лет истории развития в нашей стране частного бизнеса, его в любой момент

Сергей Аркадьевич Андреевский — русский поэт, критик и судебный оратор.
Родился 29 декабря 1847 года, в селе Александровка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, в талантливой дворянской семье. У него был брат-близнец Михаил. Сергей окончил гимназию с золотой медалью. В 1865 году братья вместе поступили в Харьковский университет: Сергей на юридическое отделение, а Михаил на математическое. В 1869 году Сергей Андреевский окончил курс и поступил на службу по судебному ведомству.
В молодости Сергей Андреевский сошёлся с Анатолием Фёдоровичем Кони, будущим знаменитым юристом, в 1869-70 годах работал под его непосредственным началом. Кони стал для Андреевского на всю жизнь путеводной звездой. В это же время Андреевский женился на дочери провинциального отставного капитана, изрядно испортив свои отношения с семьей этим неравным браком.
В 1878 году, состоя товарищем прокурора Санкт-Петербургского окружного суда, отказался выступить обвинителем по делу Веры Засулич. Дело было явно политическим, присяжные оправдали Засулич, на прокуроров Андреевского и Жуковского началась травля в прессе («Хороши прокуроры» — писал, в частности, государственный секретарь Е. А. Перетц), оба они были изгнаны из прокуратуры. Кони написал Андреевскому письмо, полное утешения и дружеской поддержки:
«Милый Сергей Аркадьевич, не унывайте и не падайте духом. Я твердо убежден, что Ваше положение скоро определится и будет блистательно. Оно Вам даст свободу и обеспечение — даст Вам отсутствие сознания обидной подчиненности всяким ничтожным личностям. Я даже рад за Вас, что судьба вовремя выталкивает Вас на дорогу свободной профессии. Зачем она не сделала этого со мною 10 лет тому назад?»
Вскоре, записавшись в число присяжных поверенных Санкт-Петербургской судебный палаты, Андреевский быстро составил себе репутацию одного из самых блестящих уголовных защитников. Чрезвычайно изящный оратор, Андреевский всегда давал тонкие психологические портреты своих клиентов и старался воздействовать на чувство присяжных заседателей. Художественно обработанные речи Андреевский принадлежат к наиболее выдающимся образцам русского судебного красноречия. «Защитительные речи» Андреевского выдержали 3 издания (первое СПб., 1891).
После издания речи Андреевского зачитывались молодыми адвокатами буквально до дыр, в провинции недобросовестные юристы их часто цитировали, нередко выдавая за свои. Автор относился к такому плагиату спокойно и философски: «Что может быть утешительнее?! Я убедился, что речь, сказанная мною более двадцати лет тому назад, еще молода и свежа, когда я уже стар». Андреевский радовался, что речь, сказанная им однажды в защиту одного подсудимого, может помочь и другим.
Об ораторском искусстве Андреевский писал так:
«Давно известно, что ораторами «не рождаются, а делаются», то есть что внешние качества речи каждый может приобрести. Следовательно, важнее всего лишь то, чтобы у будущего оратора была прежде всего голова, умеющая высказать нечто значительное. Публика же до сих пор этого не понимает. Большинство думает, что если человек способен говорить без запинки, то значит, он оратор. И вот почему болтунов смешивают с ораторами. Это один из величайших абсурдов. От болтливости следовало бы так же лечиться, как от заикания. Непроизвольное извержение слов так же пагубно, как и непроизвольная их задержка. Оратором может быть назван лишь тот, кто достигнет полного сочетания плавности речи с целесообразностью каждого произносимого слова. Но в совершенном виде такое сочетание решительно никому не дается от природы. Нужно работать над собой, нужно покорять себе язык, дисциплинировать его. Величайшие ораторы древности, Демосфен и Цицерон, никогда не полагались на импровизацию и писали заранее свои речи от слова до слова. Кроме того, они долго вырабатывали свой слог прилежным изучением поэтов. Ибо настоящая поэзия есть прежде всего точность и благозвучность языка, а следовательно, она содержит два существенных качества, необходимых оратору, как воздух для дыхания.»
Литературную деятельность Андреевский начал для поэта очень поздно — в 30 лет и притом совершенно случайно, заинтересовавшись одним стихотворением Мюссе, которое ему захотелось передать в русском переводе. До тех пор он не написал ни одного стиха. Это объясняется тем, что пора юности поэта, по его автобиографическому заявлению, совпала «с разгаром писаревского влияния», которое его «надолго отбросило от прежних литературных кумиров». Начав с переводов, Андреевский вскоре перешёл к оригинальным стихотворениям, которые помещал по преимуществу в «Вестнике Европы».
В 1886 году он издал сборник своих стихов, в состав которого входят 3 поэмы («На утре дней», «Мрак», «Обрученные») и, наряду с оригинальными стихотворениями, ряд переводов из Мюссе, Бодлера, Эдгара По и др. От идей недавнего поклонника Писарева в этом сборнике нет уже ни малейшего следа. Эпиграф его взят из Эдгара По: «Красота — единственно законная область поэзии; меланхолия — наиболее законное из поэтических настроений». Весь сборник есть строгое воплощение этого девиза. В нём нет ни одного стихотворения с общественною подкладкою; поэт прямо сознается, что общественные инстинкты в нём замерли: «в моей груди, большой и грешной, о злобе дня заботы нет».
Такое отсутствие душевной бодрости не могло служить источником творческой продуктивности, и в течение 20 лет изящные, хотя и не чуждые изысканности и деланной щеголеватости, стихи Андреевского появляются в печати крайне редко. В 1898 году вышло 2-е изд. его сборника (собраны в отдельном издании под заглавием «Литературные Чтения», СПб., 1891 год, 3-е издание; «Литературные Очерки», СПб., 1902 год).
Почти отказавшись от поэтической деятельности, Андреевский с конца 1880-х годов, редко, но заметно и интересно, выступал с небольшими, очень изящными и содержательными критическими этюдами и литературными портретами. Сильной стороной этюдов Андреевского является то, что они написаны не только «по поводу», как это часто бывало в русской критике того времени, но действительно задаются целью прежде всего обрисовать духовный облик разбираемого писателя. И Андреевскому часто удается такая задача, когда идет о писателе, в большей или меньшей мере душевно-созвучном критику-поэту. Заслуживают несомненного внимания критические этюды Андреевского о Боратынском, Тургеневе, Лермонтове, о романе Достоевского «Братья Карамазовы» и др.
Скончался Сергей Аркадьевич Андреевский 9 ноября 1918 года в Петрограде, от воспаления лёгких.