Определить плотность тока, если известно, что за время t = 10 секунд через поперечное сечение проводника прошло q = 100 Кулон электричества. Площадь поперечного сечения проводника S = 5 мм 2 .

    Два одинаковых сопротивления по R 1 =100 Ом, соединенных параллельно, и соединенное последовательно с ними сопротивление R 2 =200 Ом подключены к источнику постоянного тока. К концам параллельно соединенных сопротивлений подключен конденсатор емкостью C=10 мкФ. Определить ЭДС источника, если заряд на конденсаторе q=2,2 . 10 -4 Кл. Внутренним сопротивлением источника и сопротивлением проводов пренебречь.

    Какой ток пойдет по подводящим проводам при коротком замыкании, если на двух плитках с сопротивлениями R 1 =200 Ом и R 2 =500 Ом, выделяется при поочередном включении одинаковая мощность P=200 Вт?

Вариант 2

    Сопротивление одного метра медной проволоки диаметром D = 0,1 мм равно 2,23 Ом. Каково удельное сопротивление меди?

    Гальванический элемент дает на внешнее сопротивление R 1 =4 Ом ток I 1 =0,2 А. Если же внешнее сопротивление R 2 =7 Ом, то элемент дает ток I 2 =0,14 А. Какой ток он даст, если его замкнуть накоротко?

    Участок цепи, состоящая из двух параллельно включенных сопротивлений R 1 =6 Ом и R 2 =12 Оми включенного последовательно к ним сопротивления R 3 =15 Ом, подключена к зажимам генератора, ЭДС которого έ=200 В, а внутреннее сопротивление r=1 Ом. Вычислить мощность P 1 , выделяющуюся на сопротивлении R 1 . Сопротивлением подводящих проводов пренебречь.

Вариант 3

    Определить сопротивление медной проволоки, масса которой m = 1 кг, а площадь поперечного сечения S = 0,1 мм 2 . Плотность меди  0 = 8900 кг/м 3 , ее удельное сопротивление  = 1,75 . 10 -8 Ом. м.

    Определить ЭДС батареи, если известно, что при увеличении сопротивления нагрузки, подключенной к батарее, в n раз напряжение на нагрузке увеличивается от U 1 до U 2 .

    Железная и медная проволоки одинаковых длин и сечений соединены параллельно и включены в сеть. Найти отношение количеств теплоты, выделившихся в каждой проволоке. Удельные сопротивления железа и меди равны  1 =0,12 мкОм. м и  2 =0,017 мкОм. м.

Вариант 4

    Определить падение напряжения на проводнике сопротивлением R = 10 Ом, если известно, что за время t = 5 мин по проводнику прошел заряд q = 120 Кулон.

    Определить внутреннее сопротивление аккумулятора, если известно, что при замыкании его на внешнее сопротивление R 1 =1 Ом напряжение на зажимах аккумулятора U 1 =2 В, а при замыкании на сопротивление R 2 =2 Ом напряжение на зажимах U 2 =2,4 В. Сопротивлением проводящих проводов пренебречь.

    Найти мощность N электронагревателя кастрюли, если в ней за время =20 мин можно вскипятить объем воды V=2 л (плотность воды 1000 кг/м 3). КПД электронагревателя =70%. Удельная теплоемкость воды c=4,2 кДж/(кг. К), начальная температура воды t 1 =20 0 С.

Вариант 5

    В электрическую сеть включены последовательно плитка, реостат и амперметр, сопротивление которых R 1 = 50 Ом, R 2 = 30 Ом и R 3 = 0,1 Ом соответственно. Определить падение напряжения на плитке, реостате и амперметре по отдельности, если ток в цепи I = 4 А.

    Машина постоянного тока с ЭДС 130 В должна питать осветительную сеть, состоящую из параллельно включенных десяти ламп сопротивлением 200 Ом, пяти ламп по 100 Ом и десяти ламп по 150 Ом. Найти ток нагрузки и напряжение на зажимах машины, если ее внутреннее сопротивление 0,5 Ом. Сопротивлением проводов пренебречь.

    К источнику с внутренним сопротивлением r подключено сопротивление R=r. Затем подключено второе такое же сопротивление: а) последовательно, б) параллельно. Во сколько раз изменится тепловая мощность, выделяющаяся в сопротивлении R, после подключения второго сопротивления в обоих случаях.

1.9. Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

1.9.1. Нелинейные элементы электрических цепей, их вольтамперные характеристики и сопротивления.

Нелинейным элементом электрической цепи считается элемент, значения параметров которого зависят от значения тока данного элемента или напряжения на его выводах.

К нелинейным элементам электрических цепей относятся разнообразные полупроводниковые приборы, устройства, содержащие намагничивающие обмотки с ферромагнитными магнитопроводами (при переменном токе), лампы накаливания, электрическая дуга и др.

Нелинейные элементы дают возможность решать многие технические задачи, так, с помощью нелинейных элементов можно осуществить преобразование переменного тока в постоянный, усиление электрических сигналов, генерирование электрических сигналов различной формы, стабилизацию тока и напряжения, изменение формы сигнала и т.д. Нелинейные элементы широко используются в радиотехнических устройствах, в устройствах промышленной электроники, автоматики, измерительной и вычислительной техники.

Важнейшей характеристикой нелинейных элементов является вольт-амперная характеристика (в.а.х.), представляющая собой зависимость между током нелинейного элемента и напряжением на его выводах.

ВАХ нелинейных элементов весьма разнообразны и для некоторых из них представлены на рис. 1.29.а...д.

Там же приведены условные графические обозначения соответствующих элементов. Условное обозначение любого нелинейного резистивного элемента показано на рисунке 1.30.а. Имея в.а.х. нелинейного элемента, можно определить его сопротивления при любых значениях тока или напряжения. Различают два вида сопротивлений нелинейных элементов : статическое и дифференциальное.

Статическое сопротивление дает представление о соотношении конечных значений напряжения и тока нелинейного элемента и определяется в соответствии с законом Ома. Например, для точки А в.а.х. (рис. 1.29.а) статическое сопротивление

где mu иmi -масштабные коэффициенты напряжения и тока.

Дифференциальное сопротивление позволяет судить о соотношении приращений напряжения и тока и определяется следующим образом:

(1.49)

К нелинейным электрическим цепям то есть к цепям, содержащим нелинейные элементы, применимы основные законы электрических цепей : законы Ома и законы Кирхгофа, которые записываются для мгновенных значений токов и напряжений . Для расчета нелинейных электрических цепей применяется в большинстве случаев графоаналитический метод. Кроме того используется метод кусочно - линейной аппроксимации, когда в предлагаемом диапазоне изменения тока или напряжения нелинейного элемента его в.а.х. можно заменить прямой линией. При этом расчет можно производить и аналитическим методом. Следует отметить, что к той части электрической цепи, которая содержит только линейные элементы, применимы все методы расчета и преобразования электрических цепей, рассмотренные ранее.

1.9.2. Графоаналитический метод расчета нелинейных электрических цепей.

Предположим, что имеется электрическая цепь, схема которой приведена на рис.1.30,а. В этой цепи нелинейный резистивный элемент r соединен с активным линейным двухполюсником A , который может быть любой сложности.

Расчет данной электрической цепи следует начать с замены активного двухполюсника эквивалентным генератором с параметрами E экв = Ux и r 0экв (рис.1.30,б) согласно методу эквивалентного генератора. Для дальнейшего расчета целесообразно воспользоваться методом графического решения двух уравнений с двумя неизвестными. Одним из уравнений следует считать зависимость I(U) нелинейного элемента, которой соответствует его в.а.х., приведенная на рис. 1.30в. Другое уравнение, связывающее тот же ток I и то же напряжение U , нетрудно получить по второму закону Кирхгофа. Применив его к цепи с эквивалентным генератором (рис. 1.30б), получим:

Поскольку зависимость I = f (U ) линейная, график I = f (U ) может быть построен по двум точкам (рис. 1.30,в). Например, в режиме холостого хода эквивалентного генератора I = 0 и U = Ux = E экв , в режиме короткого замыкания U = 0 , I = I k = E экв /r 0экв .

Очевидно, искомые ток I и напряжение U определяются точкой Б пересечения в.а.х. I (U ) нелинейного элемента и графика I = f (U ) эквивалентного генератора.

Если к двухполюснику будут подключены два нелинейных элемента r 1 и r 2 , соединенные последовательно (рис.1.31а), то перед расчетом согласно методике, изложенной выше, необходимо заменить их эквивалентным нелинейным элементом r э (рис.1.31б) с эквивалентной в.а.х. I (U ) (рис. 1.31в). Построение эквивалентной в.а.х. I (U ) производится на основании следующего соображения: при любом значении тока I напряжение U равно сумме напряжений U 1 и U 2 нелинейных элементов (рис. 1.31а), то есть

(1.50)

Задавшись несколькими значениями тока I по в.а.х. I (U 1 ) и I (U 2 ) нелинейных элементов r 1 и r 2 , находят соответствующие напряжения U 1 и U 2 , после чего согласно выражению (1.50) определяют напряжение U и строят в.а.х. I (U ) . На рис. 1.31,в показано в качестве примера определение при токе I напряжение U одной из точек (А) в.а.х. I (U ) .

Когда двухполюсник представляет собой источник с заданным напряжением, после построения I (U ) можно при любом напряжении U найти ток I , а затем с помощью в.а.х. I (U 1 ) и I (U 2 ) напряжения U 1 и U 2 .

При параллельном соединении двух нелинейных элементов (рис. 1.32) для определения в.а.х. I (U ) эквивалентного нелинейного элемента r э (рис. 1.33) необходимо воспользоваться тем, что при любом напряжении U токи связаны соотношением:

Задавшись несколькими значениями напряжения U , по в.а.х. I 1 (U ) и I 2 (U ) (рис. 1.31 б) нелинейных элементов r 1 и r 2 находят соответствующие токи I 1 и I 2 , после чего согласно (1.51) определяют ток I и строят в.а.х. I (U ).

При смешанном соединении нелинейных элементов следует сначала построить в.а.х. участка с параллельным соединением элементов. После этого строят в.а.х. всей цепи . Имея в распоряжении все в.а.х., нетрудно определить токи и напряжения всех элементов цепи.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
В. В. КАСЬЯНОВ
Издание 11 -е,
стереотипное
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2013
Серия
«Среднее профессиональное образование»
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних специальных учреждений www.phoenixbooks.ru

2
© Касьянов В. В., 2011
© Оформление. ООО «Феникс», 201 3
Касьянов В. В.
Обществознание: учебное пособие для ссузов /
В. В. Касьянов. - Изд. 11-е, стер. - Ростов н/Д: Фе- никс, 2013. - 413, с. - (Среднее профессиональ- ное образование).
Учебное пособие подготовлено в строгом соответствии с
Государственным образовательным стандартом. В нем рас- сматриваются наиболее важные вопросы, связанные с сущ- ностью и функционированием общества и сфер обществен- ной жизни (политики, права, экономики, культуры). Да- ется обзор истории общественной мысли, приводится ана- лиз наиболее важных тенденций в общественной жизни нашей страны и мира.
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений. Может быть также ре- комендовано абитуриентам и студентам высших учебных заведений.
УДК 32(075.32)
ББК 60я723
КТК 0
К28
ISBN 978-5-222-
20376-7
К28
ISBN 978-5-222-
20376-7
УДК 32(075.32)
ББК 60я723
www.phoenixbooks.ru

3
Глава 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ КАК НАУКА
§ 1. Место обществознания в системе наук
Обществознание - это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание пред- ставляет собой сложное образование, включающее целый ряд ча- стных дисциплин, так называемых общественных наук.
Общественными науками называют такие дисциплины, как социология, социальная психология, политология, культуроло- гия, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект - общество. Однако каждая из них рассматривает обще- ство со своей, особой точки зрения.
Общество - очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, ко- торая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно органи- зованную систему, и возникло несколько наук, которые его изу- чают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их,
даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.
Социология - это наука, изучающая общество как целост- ную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов,
организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, под- чиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, по- скольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой. Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и пра- вила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существо- вать во времени и воспроизводиться , то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.
www.phoenixbooks.ru

4
Политология - это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущнос- ти общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и не- государственные отношения в обществе также не являются свобод- ными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и их мнение является определяющим. Кро- ме того, именно в семье ребенок приобретает первые политические ценности, которые он может пронести через всю жизнь.
Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, по- скольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения.
Однако различия между ними достаточно существенны. Социоло- гия в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые об- ладают реальной властью и влияют на политику, а также те ин- ституты, которые дают эту власть.
Культурология изучает совокупность ценностей, представле- ний, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает ориги- нальную культуру, отличающую его от других народов и придаю- щую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечи- вается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслирует- ся в будущее». Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Ко- нечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями все же существует.
Экономика - это наука, которая изучает особые отноше- ния, связанные с производством и обменом товарами. Экономи- ческие отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тес- ной связи с политикой, общественными отношениями и культу- рой. В основе экономических отношений лежит собственность,
то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжать- ся благами, имеющими ценность, если не для всех, то для по- давляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага , продаваться, покупаться, дариться, передавать- ся по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений. То, что блага определенным об- www.phoenixbooks.ru

5
разом циркулируют в обществе, то есть переходят от одного вла- дельца к другому, имеет важные следствия для общества. Каж- дое отдельное перемещение того или иного блага - это лишь кро- хотная, едва заметная часть общей картины. И экономика изуча- ет то, что складывается из отдельных и таких, казалось бы, при- вычных и обыденных действий, как купля и продажа, в масшта- бах целой экономической системы (государства или региона).
Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно взаи- модействуют между собой. Например, для объяснения экономи- ческих фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятия- ми. Необходимо также учитывать и влияние государства и поли- тики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тес- но связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономиче- ские свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой пла- новой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.
Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обра- щение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из критери- ев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным до- статком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.
Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как по- казал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отно- шения возникли в Европе и представляют собой собственно евро- пейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации - отделения от католицизма протестан- тов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека ры- ночного - готового много работать, накапливать богатство и че- рез работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было
Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традицион- ное христианство всегда негативно относилось к накоплению «зем- ного богатства» и отрицало ценность всего мирского.
К общественным наукам примыкают другие дисциплины, ко- торые получили название гуманитарных: языкознание, искусст- воведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является www.phoenixbooks.ru

6
человек. Язык, несомненно, является общественным явлением,
поскольку он служит основным средством общения для людей.
История - это не только описание последовательности событий,
но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт - это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство - это общественное явление, так как оно отражает не только индивиду- альность автора, но и то время, в которое он творил.
Установить четкую границу между общественными и гума- нитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том , что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гу- манитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество - для гуманитарных наук ока- зываются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.
Другой критерий, который предлагают ученые для противо- поставления общественных и гуманитарных наук, - это исполь- зуемые ими методы. С этой точки зрения, особенностью обще- ственных наук признается использование точных, математичес- ких методов, тогда как гуманитарным наукам приписываются так называемые качественные методы, опирающиеся в основном на описание и оценку фактов. Однако и этот критерий мало под- ходит для их противопоставления. Действительно, в социологии,
политологии и - в меньшей степени - в других общественных науках используются статистические методы, которые позволя- ют получить весьма интересные результаты относительно струк- туры общества. Но их использование весьма и весьма ограничено.
Социолог или политолог, выделяя те или иные явления обще- ственной жизни, прежде всего описывает и наблюдает, а нередко и дает оценки. И его деятельность мало чем отличается от иссле- дований лингвиста и психолога, которые, кстати, тоже широко используют математические и логические методы исследования.
Поэтому противопоставление общественных и социальных наук можно считать не совсем оправданным. И косвенным до- казательством этого является то, что между учеными нет един- ства относительно того, какие дисциплины принадлежат к об- щественным, а какие - к гуманитарным наукам. Следователь- www.phoenixbooks.ru

7
но, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.
Общественные и гуманитарные науки противостоят естествен- ным наукам, то есть той области знания, которая занята изуче- нием природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Чело- век является самостоятельным субъектом, который имеет волю,
сознание, способен наблюдать за собой, то есть является суще- ством, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и оп- ределенные силы, однако природа не обладает сознанием. Чело- век, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям.
В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо долж- но стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека,
но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы , которые существуют помимо приро- ды. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписа- ные законы - социальные нормы и нормы морали.
Нередко высказывается мнение, что в настоящее время обще- ственные науки (социология, политология, экономика) постепен- но занимают лидирующее положение.
В такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь не- уклонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе предста- вить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и от- дыхают в других странах. Возникают транснациональные ком- пании, которые объединяют множество предприятий по всему свету. Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве го- сударств каждый взрослый гражданин является избирателем и может активно участвовать в политической жизни. Из-за актив- ной миграции людей, из-за возрастания ценности гражданских и личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказы- вается умение понимать другого человека, другую культуру,
чужой образ жизни. С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естествен- но, все это означает, что любой человек в наше время должен www.phoenixbooks.ru

8
обладать более широким видением мира, чем это было необхо- димо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыграть важную роль. Они помогают нам научить- ся понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на соб- ственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться.
? Контрольные вопросы

1. Что изучают социология, политология, культурология и экономика?
Чем различаются и чем схожи объекты их исследования? Как эти науки связаны друг с другом?
2. Как связаны различные сферы общества? Приведите пример, кото- рый иллюстрировал бы эту связь.

3. Как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение?
§ 2. История общественной мысли
Социальная мысль древности
Древняя Индия. Основным источником наших знаний о соци- альных представлениях древних индийцев являются Веды -
обширный сборник текстов, в основном религиозного содержа- ния. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по
600 гг. до н. э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельчес- ких государств, которое стало возможным только после перехо- да от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства.
Индийское общество имело очень жесткое деление на касты,
которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вай- шьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высо- кое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое -
шудры. Отношения между кастами регулировались очень жест- кими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представ- лениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерожде- ния, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь www.phoenixbooks.ru

9
Древней Индии, было гарантией того , что в будущей жизни че- ловек переродится в представителя высшего сословия.
Под большим влиянием ведических представлений сформиро- вался буддизм. Его основатель - Сидхартха Гаутама Будда -
родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахма- нам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедо- низм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гаран- тируют спасения.
Благодаря буддизму оказалось возможным двигаться по пути спасения без отказа от светской, земной жизни. Основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, «жажды», то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от это привязанности - недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободить- ся от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а пото- му человек оказывался «недоступным» для всех мирских несчас- тий и неприятностей - болезни, рождения, смерти, потерь.
На освобождение могли претендовать прежде всего монахи,
хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних глав- ным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого,
не вредить живым существам, не вести праздных и лживых ре- чей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреб- лять опьяняющих напитков.
Древний Китай. Китайская цивилизация породила множество философских школ и направлений, но наиболее влиятельным,
наиболее важным для китайского миросозерцания было конфу- цианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиозной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная тео- рия. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объективное описание социальных процессов, а на «рецепты» создания иде- ального, гармоничного общества. Однако это не означает, что кон- фуцианство не является социальной теорией.
Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551–479 гг.
до н. э.). На территории Китая тогда существовало несколько неза- висимых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом.
www.phoenixbooks.ru

10
Верхние слои общество также постоянно боролись за власть и влияние на государей. Устанавливалась жесткая централизован- ная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад ки- тайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации обще- ственной жизни.
Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым сле- довали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в госу- дарстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возро- дить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последовате- лей, идеальное государство должно быть устроено как семья ,
в которой роли между членами жестко распределены.
Центральным для нее был концепт «жэнь», который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие».
Этот принцип можно сформулировать следующим образом:
«не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам».
Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли» - со- блюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом,
соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоот- ношения в китайском обществе регулировались сложной систе- мой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функци- онирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайско- го общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, не- сколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета.
Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенству- ющей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать бо- лее формально, как следование этикету, а гуманистические ас- пекты учения Конфуция отошли на второй план.
Древняя Греция. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные вос- точными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью.
Именно в период античности были заложены основы наук, кото- рые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные науки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социоло- www.phoenixbooks.ru

11
гии, политологии и экономике, однако социальные, политиче- ские и экономические вопросы уже были объектом рассмотре- ния в разнообразных философских системах.
Первым и одним из наиболее значимых для античности мыс- лителей был Платон (427–347 до н. э.) - древнегреческий фи- лософ, основоположник философского идеализма.
Социальная теория Платона изложена в его работах «Государ- ство», «Законы» и «Политик». В «Государстве» Платон утверж- дает, что основной причиной возникновения общества была необ- ходимость объединения, без которого люди не могли удовлетво- рять свои потребности.
Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества.
Социальная теория Платона носит во многом субъективный ха- рактер, так как описывает скорее идеальное государственное уст- ройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в «Государстве».
В то же время Платон предложил классификацию форм влас- ти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных;
2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту ; 4) олигархию - власть небольшо- го числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой яв- ляется охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) иде- альное государство, которое не может быть воплощено в действи- тельности. Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы - к неправильным.
Демократию (буквально «власть народа») Платон рассматри- вал как власть бедняков. К демократии Платон относился нега- тивно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа,
именно из демократии постепенно рождается тирания, поскольку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демо- кратии имела и более конкретный смысл, так как была направ- лена на критику государственного устройства Афин, в которых
Платон прожил долгое время
Идеализм Платона проявился в том, что ни одна из этих форм не была для него идеальной. Наиболее близко к идеалу стояли аристократия и монархия, а из неправильных типов правления -
www.phoenixbooks.ru

411
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ КАК НАУКА........................................... 3
§ 1. Место обществознания в системе наук..................................... 3
§ 2. История общественной мысли................................................. 8
Социальная мысль древности................................................. 8
Социальная мысль Средневековья, Возрождения и Нового времени........................................................... 13
Социальная мысль в немецкой классической философии........ 20
Общественная мысль XIX–XX вв. ........................................... 22
Глава 2. ОБЩЕСТВО......................................................................... 30
§ 1. Что такое общество? ............................................................... 30
§ 2. Понятие личности в общественных науках............................. 36
Социальная роль................................................................... 39
Социальный статус............................................................... 42
Социализация...................................................................... 44
Периодизация развития личности (по Эрику Эриксону) .......... 47
§ 3. Взаимодействие между людьми.............................................. 49
Социальное действие и социальное взаимодействие.............. 49
Социальные нормы............................................................... 53
Конфликт............................................................................. 58
§ 4. Социальная структура............................................................ 66
Понятие социальной структуры............................................. 66
Социальные общности........................................................... 66
Социальная группа............................................................... 67
Социальные институты......................................................... 72
Семья как малая группа и социальный институт..................... 75
§ 5. Социальные изменения.......................................................... 79
§ 6. Социальная стратификация.................................................... 82
Типы стратификационных систем.......................................... 83
Особенности стратификации российского общества............... 86
§ 7. Социальная мобильность........................................................ 88
Виды социальной мобильности.............................................. 89
Маргинальность.................................................................... 91
§ 8. Тенденции развития современного общества........................ 93
Идеалы гражданского общества............................................ 94
Формирование мирового сообщества..................................... 97
Формирование постиндустриального общества.................... 100
Современное общество как информационное общество........ 102
Постмодернистское общество.............................................. 103
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА....................... 106
§ 1. Политика............................................................................ 106
Что такое политика? ........................................................... 106
Виды политики.................................................................. 110
www.phoenixbooks.ru

412
§ 2. Политическая организация общества................................... 112
Власть. Государственная власть........................................... 112
Принцип единства и разделения властей............................ 115
Политическая система общества.......................................... 117
§ 3. Государство и его формы...................................................... 119
Государство как субъект политической жизни...................... 119
Формы государственного правления.................................... 123
Формы государственного устройства................................... 130
Политический режим. Государственный режим.................... 132
Типы политических режимов............................................... 134
Политический режим современной России.......................... 136
§ 4. Политическая элита и политическое лидерство..................... 138
Лидерство в политике......................................................... 138
Политическая элита........................................................... 140
§ 5. Демократия......................................................................... 142
Что такое демократия......................................................... 142
Принципы демократии....................................................... 145
§ 6. Политические партии и движения....................................... 152
Политические партии и движения как субъекты политической сферы.................................. 152
Партийные системы........................................................... 156
§ 7. Избирательные системы....................................................... 159
Выборы как основной инструмент демократии.
Избирательные системы................................................. 159
Избирательное право.......................................................... 162
Избирательная система Российской Федерации.................... 164
§ 8. Личность, общество и политика............................................. 166
Политическое сознание...................................................... 166
Политическая культура, ее функции, типы и компоненты..... 170
Политическая социализация............................................... 175
Политическая идеология.................................................... 180
Типы современных политических идеологий....................... 183
§ 9. Политика в международном масштабе.................................. 188
Международная политика................................................... 188
Геополитика - новая сфера политических исследований.... 190
Геополитическая система на современном этапе.................. 196
Глава 4. ПРАВОВАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА............................... 201
§ 1. Что такое право? .................................................................. 201
Нормы права...................................................................... 203
Отрасли права.................................................................... 205
Источники права................................................................ 207
Субъекты права. Правовой статус личности......................... 208
§ 2. Государство и право............................................................. 213
§ 3. Закон и его виды................................................................. 215
Конституция - основной закон.......................................... 216
www.phoenixbooks.ru

413
§ 4. Правонарушение и юридическая ответственность................. 219
§ 5. Государственное устройство Российской Федерации.............. 222
Федеративное устройство России........................................ 222
Система государственных органов Российской Федерации... 223
Судебная система и правоохранительные органы РФ............ 225
Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА..................... 230
§ 1. Основные понятия экономики.............................................. 230
Что такое экономика? ......................................................... 230
Потребности как движущая сила экономики........................ 236
Экономические ресурсы и их ограниченность...................... 239
§ 2. Экономика производителя.................................................... 243
Факторы производства........................................................ 243
Издержки и прибыль........................................................... 245
Бизнес и предпринимательство........................................... 250
§ 3. Экономические системы....................................................... 253
Традиционная экономика................................................... 255
Плановая экономика.......................................................... 256
Рыночная экономика.......................................................... 258
Смешанная экономика........................................................ 261
Переходная экономика....................................................... 262
Рыночные реформы в РФ..................................................... 263
§ 4. Рынок................................................................................. 270
Рынок и рыночная экономика. Виды рынков....................... 270
Спрос и предложение.......................................................... 273
«Совершенная конкуренция». Монополия........................... 278
Рынок труда....................................................................... 281
Рынок капитала.................................................................. 287
Рынок земли...................................................................... 289
§ 5. Собственность и договорные отношения в современной экономике................................................... 291
Собственность и имущественные отношения....................... 291
Формы собственности......................................................... 292
Договор.............................................................................. 294
Виды договоров.................................................................. 295
§ 6. Денежная система............................................................... 298
Деньги и их функции......................................................... 298
Инфляция.......................................................................... 301
Кредитная система............................................................. 306
§ 7. Экономика потребителя....................................................... 310
Доходы населения.............................................................. 310
Бюджет семьи..................................................................... 315
Планирование семейного бюджета..................................... 317
§ 8. Экономика государства........................................................ 319
Экономический рост. Типы и показатели экономического роста.................................................... 319
www.phoenixbooks.ru

Экономический цикл.......................................................... 321
Экономические функции государства.................................. 324
Государственный бюджет.................................................... 324
Налоговая система и налоговая политика............................ 326
Государственный долг......................................................... 328
§ 9. Мировая экономика............................................................. 330
Степень индустриального развития государства................... 330
Международная торговля................................................... 336
Глава 6. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА............................... 347
§ 1. Понятие культуры................................................................ 347
Культурная статика............................................................ 353
Культурная динамика......................................................... 356
Цивилизация..................................................................... 360
§ 2. Мораль................................................................................ 362
§ 3. Наука и ее роль в современном обществе.............................. 366
Что такое наука? ................................................................ 366
Наука и современное общество........................................... 368
§ 4. Религия как компонент культуры......................................... 374
Что такое религия? ............................................................. 374
Виды религий. Мировые религии....................................... 379
Наука и религия. Атеизм.................................................... 383
Религия и общество............................................................ 385
§ 5. Искусство............................................................................ 388
Что такое искусство? ........................................................... 388
Формы и виды искусства..................................................... 390
Современное искусство....................................................... 393
§ 6. Образование....................................................................... 399
Сущность, функции и тенденции образования........................... 399
Структура образования............................................................ 401
Словарь терминов........................................................................ 404
www.phoenixbooks.ru

Серия «Среднее профессиональное образование»

В. В. КАСЬЯНОВ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Издание 11 -å, стереотипное

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов средних специальных учреждений

Ростов-на-Дону

«Феникс»

www.phoenixbooks.ru

ÓÄÊ 32(075.32) ÁÁÊ 60ÿ723 ÊÒÊ 0

Касьянов В. В.

Ê28 Обществознание: учебное пособие для ссузов /

В. В. Касьянов. - Изд. 11 -å, стер. - Ростов н/Д: Фе-

íèêñ, 2013 . - 413, с. - (Среднее профессиональное образование).

ISBN 978-5-222-20376-7

Учебное пособие подготовлено в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом. В нем рассматриваются наиболее важные вопросы, связанные с сущностью и функционированием общества и сфер общественной жизни (политики, права, экономики, культуры). Дается обзор истории общественной мысли, приводится анализ наиболее важных тенденций в общественной жизни нашей страны и мира.

Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений. Может быть также рекомендовано абитуриентам и студентам высших учебных заведений.

ISBN 978-5-222-20376-7

ÓÄÊ 32(075.32)

© Касьянов В. В., 2011

© Оформление. ООО «Феникс», 201 3

www.phoenixbooks.ru

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ КАК НАУКА

§ 1. Место обществознания в системе наук

Обществознание - это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание представляет собой сложное образование, включающее целый ряд ча- стных дисциплин, так называемых общественных наук.

Общественными науками называют такие дисциплины, как социология, социальная психология, политология, культурология, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект - общество. Однако каждая из них рассматривает общество со своей, особой точки зрения.

Общество - очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, которая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно организованную систему, и возникло несколько наук, которые его изу- чают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.

Социология - это наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, под- чиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой. Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.

www.phoenixbooks.ru

Политология - это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и негосударственные отношения в обществе также не являются свободными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и их мнение является определяющим. Кроме того, именно в семье ребенок приобретает первые политические ценности, которые он может пронести через всю жизнь.

Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, поскольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.

Культурология изучает совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает оригинальную культуру, отличающую его от других народов и придающую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечи- вается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслируется в будущее». Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями все же существует.

Экономика - это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономи- ческие отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность, если не для всех, то для подавляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передаваться по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений. То, что блага определенным об-

www.phoenixbooks.ru

разом циркулируют в обществе, то есть переходят от одного владельца к другому, имеет важные следствия для общества. Каждое отдельное перемещение того или иного блага - это лишь крохотная, едва заметная часть общей картины. И экономика изуча- ет то, что складывается из отдельных и таких, казалось бы, привычных и обыденных действий, как купля и продажа, в масштабах целой экономической системы (государства или региона).

Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно взаимодействуют между собой. Например, для объяснения экономи- ческих фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятиями. Необходимо также учитывать и влияние государства и политики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тесно связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономиче- ские свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой плановой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.

Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обращение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из критериев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным достатком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.

Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отношения возникли в Европе и представляют собой собственно европейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации - отделения от католицизма протестантов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека рыночного - готового много работать, накапливать богатство и че- рез работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традиционное христианство всегда негативно относилось к накоплению «земного богатства» и отрицало ценность всего мирского.

К общественным наукам примыкают другие дисциплины, которые получили название гуманитарных: языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является

www.phoenixbooks.ru

человек. Язык, несомненно, является общественным явлением, поскольку он служит основным средством общения для людей. История - это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт - это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство - это общественное явление, так как оно отражает не только индивидуальность автора, но и то время, в которое он творил.

Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гуманитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество - для гуманитарных наук оказываются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть

è у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.

Другой критерий, который предлагают ученые для противопоставления общественных и гуманитарных наук, - это используемые ими методы. С этой точки зрения, особенностью общественных наук признается использование точных, математических методов, тогда как гуманитарным наукам приписываются так называемые качественные методы, опирающиеся в основном на описание и оценку фактов. Однако и этот критерий мало подходит для их противопоставления. Действительно, в социологии, политологии и - в меньшей степени - в других общественных науках используются статистические методы, которые позволяют получить весьма интересные результаты относительно структуры общества. Но их использование весьма и весьма ограничено. Социолог или политолог, выделяя те или иные явления общественной жизни, прежде всего описывает и наблюдает, а нередко

è дает оценки. И его деятельность мало чем отличается от исследований лингвиста и психолога, которые, кстати, тоже широко используют математические и логические методы исследования.

Поэтому противопоставление общественных и социальных наук можно считать не совсем оправданным. И косвенным доказательством этого является то, что между учеными нет единства относительно того, какие дисциплины принадлежат к общественным, а какие - к гуманитарным наукам. Следователь-

www.phoenixbooks.ru

но, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.

Общественные и гуманитарные науки противостоят естественным наукам, то есть той области знания, которая занята изуче- нием природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Человек является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является существом, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и определенные силы, однако природа не обладает сознанием. Человек, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям.

 отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо должно стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека, но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы, которые существуют помимо природы. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписаные законы - социальные нормы и нормы морали.

Нередко высказывается мнение, что в настоящее время общественные науки (социология, политология, экономика) постепенно занимают лидирующее положение.

 такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь неуклонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе представить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и отдыхают в других странах. Возникают транснациональные компании, которые объединяют множество предприятий по всему свету. Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве государств каждый взрослый гражданин является избирателем и может активно участвовать в политической жизни. Èç-çà активной миграции людей, èç-çà возрастания ценности гражданских

è личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказывается умение понимать другого человека, другую культуру, чужой образ жизни. С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естествен-

но, все это означает, что любой человек в наше время должен

www.phoenixbooks.ru

обладать более широким видением мира, чем это было необходимо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыграть важную роль. Они помогают нам научиться понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на собственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться.

? Контрольные вопросы

1. Что изучают социология, политология, культурология и экономика? Чем различаются и чем схожи объекты их исследования? Как эти науки связаны друг с другом?

2. Как связаны различные сферы общества? Приведите пример, который иллюстрировал бы эту связь.

3. Как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение?

§ 2. История общественной мысли

Социальная мысль древности

Древняя Индия. Основным источником наших знаний о социальных представлениях древних индийцев являются Веды - обширный сборник текстов, в основном религиозного содержания. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н. э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства.

Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высокое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое - шудры. Отношения между кастами регулировались очень жесткими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представлениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерождения, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь

www.phoenixbooks.ru

Древней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни че- ловек переродится в представителя высшего сословия.

Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель - Сидхартха Гаутама Будда - родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахманам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.

Благодаря буддизму оказалось возможным двигаться по пути спасения без отказа от светской, земной жизни. Основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, «жажды», то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от это привязанности - недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободиться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а потому человек оказывался «недоступным» для всех мирских несчастий и неприятностей - болезни, рождения, смерти, потерь.

На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних главным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых ре- чей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреблять опьяняющих напитков.

Древний Китай. Китайская цивилизация породила множество философских школ и направлений, но наиболее влиятельным, наиболее важным для китайского миросозерцания было конфуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиозной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объективное описание социальных процессов, а на «рецепты» создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теорией.

Его основателем был Конфуций (Êóí-ôó-öçû, 551–479 гг. до н. э.). На территории Китая тогда существовало несколько независимых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом.

www.phoenixbooks.ru

Верхние слои общество также постоянно боролись за власть и влияние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни.

Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Центральным для нее был концепт «жэнь», который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам».

Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли» - соблюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоотношения в китайском обществе регулировались сложной системой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.

Древняя Греция. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные восточными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные науки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социоло-