Аккредитация представляет собой процедуру, в ходе которой выявляется соответствие объекта к нормам, требованиям и базовым классификациям, которые установлены законом. Аккредитация не свойственна промышленному сектору, для которого разработаны правила и . Процедуру аккредитации применяют в сфере услуг, рассматриваемой смысле (это и непосредственные , к примеру, образовательные, и и пр.)

Под попадают чаще всего:
- высшие учебные заведения,
- средства массовой информации,
- лечебные учреждения,
- диагностические центры,
- лаборатории и исследовательские институты,
- центры сертификации.

Виды аккредитации

Существует два типа аккредитации: государственная и негосударственная.

Негосударственная проводится аттестованными (т.е. «проверенными» ранее государством) частными некоммерческими организациями, которые могут иметь свои подразделения, например национальные или региональные.

Государственная аккредитация осуществляется и регулярно подтверждается различными федеральными службами. В результате прохождения любой из аккредитаций и по завершении всех процедур при положительном результате выдается свидетельство государственного , дающее право на осуществление деятельности в рамках государственного стандарта. Таким образом, специалисты доказывают высокий уровень качества предоставления услуг «проверяемой» организации и делают заключительную оценку о ее деятельности в целом.

Аккредитация в журналистике

В отличие от многих сфер, где аккредитацию получает организация, в журналисте аккредитуется часто конкретный человек. Как правило, это требуется для организации участи представителя СМИ в брифингах или пресс-конференциях. В большинстве случаях достаточно подать персональную заявку в мероприятии. Однако в данном виде аккредитации может быть отказано, к примеру, оппозиционным СМИ.

Аккредитация в здравоохранении

Медицинские клиники и центры проходят тщательный отбор высококвалифицированными специалистами в области здравоохранения. Существует целая сеть международных медицинских ассоциаций, которые оценивают деятельность различных медучреждений.

Медицинская аккредитация сегодня в мире самая формализованная, к примеру, приняты пакты о принципах добросовестности и честности при проведении

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи - и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит - государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело - прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы - это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные - скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае - при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие - нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации - неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, - а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) - но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация - та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, - это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели - не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели - оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения - заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте - это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, - всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт - это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов - вне зависимости от мирового кризиса - остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка - когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза - получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Формы аккредитации по уровню стандартов связаны с регионом действия стандартов и соответственно регионом аккредитации. Стандарты могут действовать на международном, национальном, региональном или местном уровнях. Также, стандарты могут иметь принадлежность к определенным объединениям (например, стандарты СРО) или организациям (например, стандарты JCI).


В соответствии с принадлежностью стандартов выделяют формы аккредитации:

  • международная аккредитация. Данная форма аккредитации проводится на соответствие международным стандартам. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности из различных стран мира. При такой форме аккредитации важным условием является не только соответствие международному стандарту, но и признание результатов аккредитации в различных странах. Если такого признания нет, то аккредитация не может считаться международной;
  • национальная аккредитация. Такая аккредитация осуществляется на уровне отдельных государств. Практически во всех странах мира существуют свои национальные системы аккредитации. В качестве стандартов аккредитации могут выступать как национальные, так и международные стандарты. Результаты аккредитации в национальной системе аккредитации имеют признание только в пределах данного государства. Однако если существует соглашение о взаимном признании результатов аккредитации между национальными системами аккредитации разных стран, то аккредитация в национальной системе «автоматически» получает статус международной аккредитации;
  • региональная аккредитация. В данном случае аккредитация проводится на соответствие региональным стандартам. Как правило, такая аккредитация связана с деятельностью предприятий и организаций, находящихся в пределах одного региона. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности именно этого региона. Следует отметить, что понятие «регион» довольно широкое. Оно может ограничиваться отдельным городом или областью (например, региональная аккредитация оценщиков Москвы), а может несколькими странами (например, система аккредитации высшего образования стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Однако, в большей степени, данная форма аккредитации относится к «малым» географическим размерам;
  • отраслевая аккредитация. Во многих отраслях экономической деятельности существует своя собственная аккредитация. Она связана со спецификой работы именно в этой отрасли (например, аккредитация образовательных учреждений, аккредитация аудиторов и пр.). Эта форма аккредитации подразумевает наличие отраслевых стандартов деятельности. Признание результатов аккредитации может существовать на разных уровнях: международном, национальном или региональном. Это зависит от наличия соглашений между участниками экономической деятельности в той или иной отрасли;
  • корпоративная аккредитация. Во многих странах законодательство позволяет создавать системы аккредитации отдельным предприятиям или даже физическим лицам. В этом случае возможна такая форма аккредитации, как корпоративная. Виды деятельности, по которым возможно создание корпоративной аккредитации, могут быть ограничены законодательно. В качестве стандартов аккредитации применяются как собственные стандарты (стандарты предприятия), так и национальные или международные стандарты. Применение собственных стандартов широко развито в автомобилестроении. Известные автоконцерны разрабатывают свои собственные стандарты и проводят аккредитацию поставщиков по этим стандартам.

Помимо «чистых» форм аккредитации, может существовать и смешанная. Например, отраслевая аккредитация будет носить международный характер, если участниками системы аккредитации являются компании (лица) из различных стран мира и между ними существует договоренность о взаимном признании аккредитации.


Формы аккредитации по объектам аккредитации связаны с правовым статусом заявителей (организаций или лиц, желающих получить аккредитацию).

Основных форм аккредитации по этому признаку две:

  • аккредитация организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • аккредитация физических лиц (эксперты, специалисты и пр.).

Юридические и физические лица могут быть аккредитованы в различных системах аккредитации, связанных с принадлежностью стандартов (например, юридические лица могут иметь международную, национальную и пр. аккредитацию). Однако на аккредитацию юридических и физических лиц еще влияет вид осуществляемой деятельности.

В Российской Федерации основным документом, регламентирующим вопросы аккредитации, является Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В соответствии с этим законом национальную аккредитацию могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Физические лица могут выступать экспертами национальной системы аккредитации.

Еще одним вариантом аккредитации, который может быть отнесен к этой форме аккредитации, является аккредитация вида деятельности . Под видом деятельности понимается какая-либо услуга или вид работ. Примерами могут являться образовательные программы, медицинские услуги, программы для информационных систем. В этом случае аккредитацию получает не юридическое или физическое лицо, а некий комплекс организационно-методических мероприятий.


Формы аккредитации по статусу применения имеют два варианта:

  • обязательная аккредитация;
  • добровольная аккредитация.

Обязательная аккредитация регулируется и осуществляется государственными органами. Эта форма аккредитации напрямую связана с вопросами здоровья и безопасности граждан и государства в целом. Например, в Российской Федерации обязательная форма аккредитации применяется к вооружению и военной технике, работам в сфере атомной энергетики, работам, связанным с воздушными, морскими и речными перевозками, обеспечением санитарно-гигиенического благополучия граждан и др.

Добровольная форма аккредитации применяется там, где нет прямой угрозы безопасности и здоровью граждан и государству. Регулирование этой сферы со стороны государства существует, но оно ограничивается уровнем законов, установлением правил, норм и принципов проведения аккредитации. Однако в Российском законодательстве необходимо обращать внимание на указание формы аккредитации в законах, которые регулируют конкретный вид деятельности.

Различие между добровольной и обязательной формами аккредитации может быть выражено следующим образом:

  • при добровольной форме аккредитации организация (или физическое лицо) самостоятельно принимает решение об аккредитации. Организация (или физическое лицо) может заниматься выбранным видом деятельности вне зависимости от наличия аккредитации;
  • при обязательной форме аккредитации организация (или физическое лицо) не может заниматься выбранным видом деятельности без наличия аккредитации. Если организация (физическое лицо) занимается выбранным видом деятельности без аккредитации, то такая деятельность будет считаться незаконной и преследоваться в рамках уголовного или административного права.

Формы аккредитации могут различаться по срокам. В зависимости от правил, установленных в системе аккредитации, она может быть бессрочной или иметь ограниченный срок действия. Наличие бессрочной аккредитации вовсе не означает, что после ее получения за организацией (лицом) не будет осуществляться контроль. Как правило, после получения аккредитации (как срочной, так и бессрочной) проводится периодическая проверка на соответствие критериям аккредитации. Если организация или лицо нарушит требования и критерии аккредитации, то аккредитация будет аннулирована.

Система аккредитации

Система аккредитации представляет собой набор организационных, документационных и технических элементов, осуществляющих взаимодействие между собой для повышения взаимного доверия к работам и услугам участников системы и достижения целей аккредитации.

Из данного определения следует, что у любой системы аккредитации существуют:

  • цель, ради которой создается система аккредитации;
  • организационные, документационные и технические элементы, обеспечивающие работу системы аккредитации;
  • участники системы, которые взаимодействуют между собой и с элементами системы аккредитации;
  • работы и услуги, которые выполняют либо сами участники системы, либо выполняются для участников системы аккредитации.

В последнее время уделяется повышенное внимание со стороны Рособрнадзора, Министерства образования качеству обучения в ВУЗах. Проводятся проверки и постоянный мониторинг учебного процесса.

На основании анализа различных данных даются рекомендации по прекращению работы неэффективных и некачественных образовательных учреждений. Происходит отзыв лицензии и аккредитации такого ВУЗа (колледжа, школы)

Однако, часто руководство подобных организаций, на спешат уведомить об этом своих студентов и продолжают вести образовательную деятельность. Более того, они продолжают набирать студентов и принимать плату за обучение, пользуясь неосведомленностью абитуриентов об истинном положении дел в институте.

Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию и при выборе ВУЗа при поступлении - первое, на что должны обращать внимание поступающие - это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.

С 2011 года лицензии стали выдавать бессрочно, но это не значит, что она не может быть отозвана. Плановые проверки Рособрнадзора осуществляются не чаще, чем 1 раз в три года (это надо иметь ввиду). Но при возникновении жалоб и обращений - частота проверок не ограничена.

Основные моменты, на которые следует обращать внимание:

  • Название вуза в лицензии должно совпадать с названием во всех документах, приказах, договорах, справках вуза, в том числе и в дипломе.
  • Адрес вуза, указанный в лицензии, является юридическим адресом и может не совпадать с местом Вашей учебы. Главное, этот адрес должен совпадать с адресом, указанным в Уставе вуза и в договоре оказания платных образовательных услуг.
  • Лицензия имеет приложение – одно или несколько. В приложениях указываются образовательные программы, по которым вуз имеет право обучать, поэтому на это стоит обратить внимание при выборе вуза и специальности, по которой Вы хотите обучаться . В приложениях, выданных недавно по новой форме, также указываются места осуществления образовательной деятельности.

3. Проверить образовательную организацию можно и на этой странице Рособрнадзора (поиск организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам)