Вопрос о том, школа ли меняет мир, мир ли меняет школу, сродни вопросу про курицу и яйцо. Однозначно можно лишь утверждать, что тот, кто игнорирует взаимосвязь между меняющимися миром и школой, неизбежно проигрывает.

Этому и посвящён сборник статей руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины «Школа будущего меняет мир сегодня» . Интересен он по двум причинам.

Во-первых, в 2010-е годы московская система образования пережила большие перемены, которые, кроме прочего, заключались во введении единой для всех школ системы нормативно-подушевого финансирования и объединении учебных заведений в центры образования. Всё это не обходилось без полемики. В СМИ регулярно появлялись новости о том, что родительская общественность Москвы требует оставить в покое уникальные школы, которые могут пострадать при объединении с менее сильными учебными заведениями. При этом руководитель московского Департамента образования Исаак Калина не переставал повторять в интервью, для чего всё делается: чтобы дать доступ к качественному образованию всем детям Москвы, а не только счастливчикам, попавшим в сотню выдающихся школ.

С этой точки зрения перед нами - монолог управленца, «очищенный» от полемики. Автор сразу предупреждает, что говорить будет только об успешных решениях, а неудачи и ошибки можно обсудить с помощью различных инструментов, которые предоставляет Департамент.

Во-вторых, московские школы, пройдя через перемены, демонстрируют свою эффективность. Отчёты о результатах их работы можно увидеть на сайте Департамента . Так, здесь вы можете узнать, что в 2016 году доля московских учеников в числе победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников составила 31,9%, а в 2010 была всего 18,9%. Детей, получивших 100 баллов ЕГЭ хотя бы по одному предмету, в 2016 году в московских школах стало на 131 человек больше, чем в предыдущем. А в исследовании, проведённом по стандартам PISA по инициативе московских властей, городские школы показали результаты на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира по читательской и математической грамотности и топ-20 по естественнонаучной. К слову сказать, общероссийские результаты PISA обычно становятся поводом для критики системы, а не для гордости.

И с этой точки зрения Исаак Калина описывает в своих статьях «школу будущего», которая для Москвы уже стала настоящим, а для других городов и регионов может быть моделью для будущих изменений.

Вот несколько тезисов Исаака Калины, которые можно взять на вооружение:

  • Образование - это общегородской проект, школа должна использовать возможности, которые даёт город, а город должен стать большой Школой.
  • Система образования должна быть открытой: это значит, что все должны понимать, как принимаются решения, формируются бюджеты и так далее. Другими словами, если ты сам не объясняешь свои решения, это сделают за тебя пользователи социальных сетей.
  • Городской рейтинг может быть эффективным инструментом для развития школ, если соответствует двум принципам. Во-первых, каждый ученик своими успехами повышает рейтинг школы, но ни один ученик не может его понизить. Во-вторых, показатели рейтинга подобраны таким образом, чтобы школа была заинтересована в самых разных учениках и в решении различных педагогических задач. В таком случае школы не будут «жертвовать» детьми ради строчки в рейтинге, стараясь искать индивидуальный подход к каждому.
  • Система нормативно-подушевого финансирования школ без прозрачного рейтинга не работает.
  • Целью различных мониторингов качества образования и проверочных работ должна быть не внешняя оценка школы, а выработка школой правильной самооценки.
  • Задача Департамента образования - быть «будильником», который напоминает школам, что «завтра» уже наступило, пора действовать. Кроме того, Департамент управляет, но не вмешивается: у школы должна быть своя свобода и ответственность за результат.
  • Современный ученик - это ученик знающий и умеющий. Школа должна представлять, какими умениями она награждает учеников за то, что они проводят в ней большую часть своей жизни.

Конечно, говоря об успехах московских школьников, сложно не думать об огромных финансовых ресурсах города, техническом оснащении школ и зарплатах учителей. Но полезно помнить, что любые возможности - это ещё полдела, а их эффективное использование зависит от конкретных людей.

Исаак «девиантный огурец» Калина

Исаак Калина выбирает корнишоны.

Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина заявил, что ему нравится сравнение школьной среды с рассолом для огурцов: «мол, какой огурец в хороший рассол не попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными — если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего, школьную), то они тоже станут достойными учениками».

Такой дикий пример чиновник привел на круглом столе, посвященном проблемам девиантных подростков, который прошел в «МК» 23 января.
http://www.mk.ru/social/education/article/2013/01/…

Таким причудливым образом он решил доказать собравшимся, что слияние школ не может быть пагубно для образования. Напомним, что сейчас в Москве проходит массовая кампания по объединению школ. В том числе с обычными школами, передовыми лицеями, детскими садами в единый «образовательный холдинг» объединяют и коррекционные образовательные учреждения, школы для детей с девиантным типом поведения. Уже объединено более 1000 учебных заведений, что привело в массовым протестам москвичей.

Йополис попросил известных учителей оценить красноречие Исаака Калины:

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобрнауки, член Общественной палаты:

— А ну как в рассол помимо огурцов еще что попадет? Каждый пусть вообразит себе сам что. Не дай бог вся бочка скиснет. Начальнику такой вариант не видится случайно? Кто сказал, что во всех школах только огурцы, различающиеся по размерам и качеству? Есть еще и помидоры, и кабачки, и картошка. И фрукты. И неорганика всякая. И вообще, в вопросах засола огурцов я больше доверяю проверенным хозяйкам, чем новоиспеченным докторам наук http://yopolis.ru/595577/occasion/8303

Алексей Кузнецов, учитель истории гимназии № 1543:

— Высказывание ярко характеризует не столько ситуацию. сколько высказавшегося… Совершенно очевидно что последние 2 года руководство столичным образованием не видит ничего, кроме манящих цифр «оптимизации» всего: зданий, количества учителей на класс, числа учеников на квадратный метр и т.п. Полное ощущение, что окончательно возобладала точка зрения на школьное образование как на массовое производство. Для человека, работающего в образовании (а не только руководящего им) совершенно очевидно, что девиантных подростков следует воспитывать не «здоровым коллективом», а командой специалистов, определенной атмосферой, определенными подходами.
Для меня очевидно, что большинство нововведений Исаака Иосифовича придется «реформировать обратно». Чем быстрее — тем лучше.

Александр Шевкин, учитель математики школы № 2007:

— Если есть три банки огурцов со своими рассолами (три школы — каждая со своей образовательной средой), то от слияния одной банки с хорошим рассолом с двумя другими чуда, описанного специалистом по рассолам И.Калиной, не произойдет. Хорошего рассола на все три банки не хватит, в большую банку неизбежно добавится рассол из двух других, даже если его слить (он останется в огурцах). Добавляйте воды, делайте новый рассол, но это будет не тот рассол, который был в первой банке. Калина ничего не понимает в рассолах, а пытается перенести этот свой рассольный опыт на московские школы. Скоро его банки со смешанным растссолом вздуются. жаль, что от этого пострадает не Калина, а дети.

Леонид Кацва, учитель истории гимназии № 1543:

— Если всерьез, то главная проблема в том, что в бочке действительно все огурцы становятся солеными. Но школа не бочка, а дети не огурцы. Задачи сделать всех детей одинаковыми у нее нет. Даже если предположить, что дети с дурными, скажем так, наклонностями в такой объединенной школе выправятся и достигнут среднего уровня, то ведь, получается, и дети, стоящие заметно выше среднего, усреднятся. Но на самом деле «девиантные» дети в такой большой школе скорее развратятся еще сильнее. Им-то как раз нужно пристальное индивидуальное внимание, а не работа «на потоке». А в единой школе главным развлечением таких деток станет «бить ботанов». И учителя для разных категорий детей нужны совершенно разные. Не могут люди, обучающие матклассы Второй школы, работать на потоке, с детьми, еле справляющимися с азами школьной программы. Но в единой школе невозможно все время Марью Ивановну ставить на «поток», а Марью Петровну - на элитные классы. В результате элитных классов просто не станет. Возможно, впрочем, цель как раз в этом.

http://yopolis.ru/occasion/595577/8767

Самой одиозной фигурой в российском образовании в настоящее время можно смело считать Исаака Иосифовича Калину - неуёмного оренбургского реформатора, который в 2004-10 годах работал в Министерстве образования и науки РФ (директор Департамента государственной политики в сфере образования, заместитель министра образования и науки, глава рабочей группы Минобрнауки по ЕГЭ), а 10.11.2010 указом Сергея Собянина назначен министром правительства Москвы, руководителем Департамента образования г. Москвы (ДОгМ); переназначен 21 сентября 2018 года.

РИА Катюша: "Этот «эффективный менеджер» из Оренбурга 8 лет целенаправленно уничтожал доступное фундаментальное образование в столице, под ширмой оптимизации сливая школы в многопрофильные «холдинги» с коррупцией и поборами, увольняя и подминая под себя независимых директоров и талантливых педагогов, ставя над детьми цифровые эксперименты (проект «Московская электронная школа») и полностью игнорируя мнение родительской общественности. Прошедший в конце 90-х переподготовку в РАНХиГС (кузница кадров либерал-глобалистов №2 — после ВШЭ), Калина действовал в тесной связке с основной командой ликвидаторов русской школы: Ярославом Кузьминовым (ректор ВШЭ), Исаком Фруминым (фигурант гомоскандала в ВШЭ, куратор низложения образования до уровня передачи «базовых навыков и компетенций»), Дмитрием Песковым (трансгуманист, под форсайт-проекты которого в 2011 году было создано Агентство стратегических инициатив при Правительстве, ныне — спецпредставитель Президента по цифровизации; не путать с президентским пресс-секретарём), Германом Грефом (корпоративный университет и различные «благотворительные» фонды Сбербанка внедряют кастовую систему и «образование в кредит» по лекалам глобалистов из Стэнфордского и Йельского университетов, берут шефство над школами и вузами России, переформатируют педагогов и т. д.). Именно принадлежностью Калины к этой секте объясняются абсурдные для любого адекватного учителя инициативы ДОгМ вроде полной отмены экзаменов и внедрения «персональных траекторий развития», в рамках которых искусственный интеллект будет с рождения определять место человека в социуме, а также отказа от традиционных методов оценки полученных знаний. Кроме того, Исаак Калина является разработчиком Стратегии развития московского образования до 2025 года (по сути, это плохо закамуфлированная версия тех же форсайтов «Образование-2030» и «Образование-2035») и вдохновителем школьных управленцев «новой волны» — директоров-бизнесменов от образования, ничего не смыслящих в педагогике. Ущерб, нанесённый российскому образованию деятельностью Калины, невозможно описать в рамках сжатого материала — он заложил бомбу замедленного действия непосредственно в его фундамент. Оценивая его деятельность, мы можем смело вести речь именно о преднамеренном вредительстве и диверсии — даже соотечественник Калины, часто появляющийся на федеральных каналах политолог Евгений Сатановский, назвал главу ДОгМ «успешно покончившим со школьным образованием столицы ». «Половина примерно школ, уничтоженных в Российской Федерации, была уничтожена в Москве, за что я лично хотел бы поблагодарить — низкий поклон Сергею Семёновичу Собянину и Исааку Иосифовичу Калине, которого я лично, как бывший президент Российского еврейского конгресса, полагаю большим позором еврейского народа и говорю об этом, горько плача. Я считаю, что больший вред нанёс разве что Березовский — был такой, Борис Абрамович. От сокращения 628 школ в Москве может быть одна польза, от их слияния, от всего остального, в том числе от сокращения и слияния профильных школ: площадь можно застроить. Кому война, кому мать родна! Кому — школа или, кстати говоря, институт Академии наук, или, кстати говоря, вуз, а кому — дорогая земля, которую можно застроить. А когда тяжёлое жлобство, замешенное на традициях, на самых мрачных традициях 90-х, сталкивается с будущим страны, то будущему страны не выжить», — справедливо отмечал Сатановский в начале прошлого года ".

"Оптимизация" московских школ и других образовательных учреждений, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей - давно стала притчей во языцех. Сам Исаак Иосифович любит сравнивать слияние школ, где учатся дети с разными способностями, с заготовкой разносолов. "Какой огурец в хороший рассол ни попадёт — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками ", - рассуждал он в ходе профильного круглого стола, организованного "МК". Слова Калины вызвали целую бурю среди московских учителей, придумавших начальнику Департамента образования оригинальную кличку - Девиантный Огурец.

68-летний Калина является доктором педагогических наук (злые языки утверждают, что диссертация столичного министра "Аксиологические основания модернизации педагогического образования" в некоторых местах буквально слово в слово повторяет работу члена-корреспондента РАН Оксаны Поздняковой), заслуженным учителем РФ, награждён почётной грамотой правительства РФ "за большой вклад в совершенствование системы российского образования и многолетний добросовестный труд ", благодарностью мэра Москвы, орденом Почёта, медалью К. Д. Ушинского, нагрудным знаком "Отличник народного просвещения". Один из наиболее состоятельных московских чиновников.

К Новому году вновь оживились слухи о скором завершении блистательной карьеры Исаака Иосифовича. Есть мнение, что "многолетний добросовестный труд" погромщика российского образования всё-таки подходит к концу.

"Наши источники сообщают, что в рамках «зачистки» московских властей от постепенно становящихся «токсичными» руководителей, сейчас настаёт черёд расшатывания кресла под «непотопляемым » главой Департамента образования Москвы Исааком Калиной. На фоне его недавней итоговой пресс-конференции, в ходе которой Калина озвучил много чего радостного, бодрого и победного, возглавляемая им структура сейчас попала под различные проверки. Особое внимание уделено тендерам, проводимым в интересах Департамента образования, и их победителям. В частности, по словам одного из наших источников, в настоящее время ФСБ заинтересовалась ситуацией с закупкой компьютерной техники для пунктов приёма экзаменов. Компания «Ланит-Интеграция», входящая в структуру ГК «Ланит», перед Новым годом решила заработать 3 млрд рублей на поставке этой самой компьютерной техники для столичных пунктов приёма экзаменов (в общей сложности — 10 закупочных процедур с суммарной начальной ценой 4 млрд. 136 млн. руб). И для этого компания готова поставить в московские школы технику китайского производства. Специалисты обратили внимание (в том числе — и контролирующих органов) на низкую надёжность этого «железа», в результате чего поставка данных ноутбуков приведёт к существенным эксплуатационным рискам. Интересно, что реальная стоимость таких ноутбуков составляет не более 15-18 тыс. руб. за единицу, то есть в 3 раза ниже цены в контракте. Однако при этом, по договорённости с ФАС, «Ланит» фактически вытеснил российского производителя подобной техники — ООО «Технопрогресс». В условиях контракта было прописано требование к расположению портов ввода/вывода именно на тыльной стороне корпуса. А появление в техзадании столь «принципиального» условия сделало фактически невозможной поставку в рамках этих закупок ноутбуков от ведущих мировых производителей, которые по своим характеристикам значительно превосходят китайскую технику от «Ланита». Сейчас ответственные за конкурсные процедуры чиновники Департамента образования Москвы готовятся отвечать на неудобные вопросы. По-видимому, с определением победителя этих закупок придется повременить. И не исключено - переписать условия техзаданий. Но проверки коснутся не только этого, поэтому подчинённые Исаака Калины перед Новым годом почувствовали некую нервозность в поведении своего шефа ", - пишет сегодня Telegram-канал "Незыгарь".

В 1972 году окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика».

С 1973 года - преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург, директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. Активно продвигал информационные технологии в учебный и управленческий процесс в системе образования Оренбургской области. Существенно улучшил систему переподготовки учителей области. Кардинально изменил работу ИУУ ныне ОИПКРО с внедрением информационных технологий. На его базе были подготовлены и повысили квалификацию преподаватели информатики и других дисциплин для школ области.«Мы у себя в области приняли жесткое условие: директор или заместитель директора должны пройти обучение, но только в том случае, если они не старше 50 лет». Обещал директоров школ не владеющих компьютером, заменить на людей, умеющих с ним обращаться.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. В кадровой политике МОиН опирается на директорский корпус, считает, что «директор школы - ключевая фигура в развитии образования и повышении качества обучения».

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

«Думаю, ни для кого не секрет, что школа всю жизнь работает по двум стандартам: первый - учебник, второй - контрольно-измерительные материалы. Нормальный учитель редко изучает программу по предмету, который он преподает, для него это не самое важное. А уж тех, кто вдоль и поперек изучил федеральный компонент государственного образовательного стандарта, думаю, вообще найти нетрудно. Спрашивается, для чего и для кого нужны эти стандарты? Я убежден, что они нужны для создания учебников их авторам и тем, кто разрабатывает образовательные программы, а также для разработки КИМов для проведении единого государственного экзамена. Стандарты нужны для того, чтобы скоординировать на единой основе деятельность всех ступеней образования, ибо потребности вузов определяют содержание школьного образования, потребности школы - содержание дошкольного».

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются "издержками".»

Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента образования города Москвы.

Образование:
1972 г. Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова, специальность "Математика".
1998 г. Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации, специальность "Государственное и муниципальное управление".
Кандидат педагогических наук.

Занимаемые должности:
1973 г. Преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области
1981 г. Учитель математики средней школы N2 села Шарлык.
1984 г. Директор школы-интерната N1 в Оренбурге.
1989 г. Заведующий отделом районного образования Промышленного района города Оренбурга.
1992 г. Заместитель начальника Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
1996-2002 гг. Начальник Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
2002-2004 гг. Заместитель генерального директора ФГУП Издательство "Просвещение".
2004 г. Директор Департамента государственной политики в сфере образования министерства образования и науки Российской Федерации.
2007-2010 гг. Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
С 2009 г. Заместитель председателя Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
2010 г. Руководитель Департамента образования города Москвы.

Награды и звания:

Заслуженный учитель Российской Федерации.
Почетная грамота Правительства РФ.