Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

Возможности Moodle

Все ресурсы – собраны в единое целое

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  1. Ученики
    • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
    • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
    • знания лучше усваиваются.
  2. Преподаватели
    • поддерживают курс в актуальном состоянии,
    • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
    • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
    • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
  3. Администрация
    • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
    • анализирует результаты обучения,
    • снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео

Системы дистанционного обучения достаточно давно известны преподавателям вузов. А вот школы электронное обучение открыли для себя недавно. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Наша статья сегодня посвящена обзору трех наиболее известных бесплатных систем дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения Moodle

Краткое описание

Обзор сервисов дистанционного обучения мы начнем с Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России (сокращено- СДО).

Преимущества такого способа:

  • не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;
  • есть бесплатный тариф;
  • есть поддержка русского языка;
  • есть плагин видеоконференции;
  • автоматическое обновление (мелочь, а приятно).

Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:

  • домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;
  • только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);
  • нет возможности установить свои модули;
  • есть реклама, которую отключить нельзя.

Edmodo


Система дистанционного обучения Edmodo

Следующее, что мы рассмотрим – это web-приложение Edmodo , т.к. специальный сервис в сети интернет, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.

Характеристика Edmodo

Логика работы в данном приложении следующая. Учитель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов, например новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент с других сервисов.

Особых наворотов в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

Преимущества и недостатки Edmodo

Обозначим преимущества сервиса:

  • бесплатен;
  • нет рекламы;
  • простая регистрация;
  • пользователи делятся на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа).

Существуют и определенные недостатки:

  • отсутствие русского языка – хотя интерфейс простой и понятный, английский язык может служить серьезным препятствием для внедрения;
  • группы Edmodo нельзя объединять, т.е. у учащегося будет куча неудобных (а они неудобные) ссылок, с кучей кодов;
  • в целом арсенал учебных элементов хоть и достаточен, но относительно беден – те же тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических тестов и т.д.

У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.

Google Classroom


Система дистанционного обучения Google Classroom

Завершает наш обзор приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Здесь следует отметить, что Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom . Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom неэффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует, на мой взгляд, большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.

Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но примерно полгода назад Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.

Из других особенностей Google можно отметить:

  • использование только инструментов Google (Google диск, Google докс и т.д.);
  • у участников образовательного процесса на Google диск создается общая папка «Класс»;
  • папка «Класс» доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ решения от Google можно назвать:

  • поддержка русского языка (тот же Edmodo существует дольше и интерфейс у него лучше, но он так и не стал популярен из-за отсутствия поддержки великого и могучего);
  • бесплатен;
  • бренд – Google знают все и использование продуктов мирового лидера выглядит солидно;
  • Google создавался именно для школ, в отличии от Moodle который больше подходит для вузов;
  • традиционные функции у Google реализованы хорошо: есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки в журнале, есть календарь.

Выделим и недостатки такого решения:

  • очень бедный арсенал учебных элементов. Один из самых бедных наборов учебных элементов. С другой стороны, если рассматривать как ленту совместной работы, то главным в Google будет именно организация совместной работы, а не контролирующие элементы, такие как тесты (которых, кстати в Google нет);
  • ссылки на Classroom не удобные;
  • интерфейс оставляет желать лучшего.

Тесты в Google Classroom

Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы легким движением руки ….. превращаются в тесты. Я рекомендую попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.

OnLineTestPad

Это бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. В кратце обозначим особенности OnLineTestPad:

  • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов);
    гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);
  • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат.
  • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей и учителей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.

  • Что такое Moodle?

    Что такое Moodle?

    Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS. Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:

    • CMS - course managment system - система управления курсами
    • LMS - learning managment system - система управления обучением

    Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.

    Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код. Сама система распространяется по лиценции GNU GPL и вам не придется производиться лицензионные отчисления в пользу разработчика.

    Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

    1. Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
    2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
    3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
    4. Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
  • Moodle в современном образовании

    Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения. Мы предлагаем использовать возможности электронного обучения, или как его еще называют e-learning, на основе системы управления электронными курсами Moodle .

    Moodle можно использовать для организации:

    1. Дистанционного обучения - при котором преподаватель и ученик большую часть времени не встречаются лично друг с другом.
    2. Дистанционной поддрержки очного образования - используя средства электронного обучения учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
    3. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle .

    Система Moodle может обеспечить:

    1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
    2. Прочное усвоение знаний
    3. Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если ученик работает он контактирует с преподавателем.
    4. Индивидуализацию обучения
    5. Экономию времени и денег - отпадает необходимость тратить время и деньги на учебные занятия
  • Проблемы применения Moodle

    Проблемы применения Moodle

    Одной из первых проблем, с которой могут столкнуться желающие организовать электронное обучение, является решение технических вопросов связанных с этой системой.

    Это объясняется, в первую очередь, отсутствием доступных и грамотно составленных инструкций и рекомендации по работе с системой на русском языке. А также очень широко распространенным мнением, что Moodle - это очень сложно и доступно лишь специалистам с IT-образованием.

    На самом деле Moodle может успешно применяться для дистанционного обучения и поддержки очного образования практически любым педагогом, обладающим базовыми навыками работы на компьютере.

    Этот сайт посвящен как раз решению этой основной проблемы, препятствующей более широкому распространению Moodle и дистанционного обучения в целом, в русскоязычном секторе сети интернет.

Moodle - система управления дистанционным обучением, известная также как виртуальная обучающая среда. Moodle представляет собой бесплатное веб-приложение, которое встраивается в сайты и используется учебными заведениями для дистанционного онлайн обучения.

Фишка 1. Интернет-магазин готовых курсов

В профессиональной версии платформы Moodle есть возможность принимать электронную оплату за доступ к изучению курсов.

Как это реализовано?

  1. Преподаватель создает курсы, изучение которых хочет сделать платным;
  2. Если курсов очень много, их можно распределить категориям;
  3. В настройках каждого курса активирует режим оплаты, указывает стоимость и срок подписки;
  4. На главной странице студентам отображается витрина магазина курсов, студент видит список всех платных курсов и выбирает подходящий (при желании используя поиск / фильтрацию);
  5. Система предлагает выбрать удобный способ оплаты (платежная карта, QIWI-кошелек, Яндекс.Деньги, WebMoney);
  6. Студент вводит номер карты/электронного кошелька, подтверждает оплату;
  7. Деньги списываются, и слушатель автоматически подключается к курсу.

Фишка 2. Отслеживание выполнений

Преподаватели и методисты могут отслеживать динамику и прогресс обучения студентов. Система наглядно показывает, какие элементы курса уже пройдены (возле них автоматически ставится галочка), а какие только предстоит выполнить (отображается пустой квадратик). По каждому курсу также формируется общая статистика продвижения студентов. Все критерии преподаватель задает самостоятельно через настройки элементов (просмотреть видео-урок, набрать определенное количество баллов, пройти тестирование и т.д). Студент, в свою очередь, также может отслеживать свой прогресс обучения в личном кабинете в %.


Фишка 3. Отчет «Участие в курсе»

В отчете отображается вовлеченность студентов в учебный процесс и их активность по выбранным элементам курса. Преподаватель видит тех, кто отстает или вовсе не приступил к работе в данном материале и, опираясь на полученную информацию, имеет возможность отправить текстовое сообщение с призывом приступить к изучению материала.


Фишка 4. Выборочное отображение материалов курса

По умолчанию всем студентам отображается полное содержание курса и все доступные элементы. Но можно задать режим, когда материалы отображаются по мере того, как слушатели продвигаются по курсу, либо с учетом других критериев.

Например, после каждого модуля преподаватель дает контрольные задания, которые проверяет вручную. Зачастую студенты игнорируют теорию и сразу переходят к выполнению практической части. В итоге они получают низкие баллы, а на преподавателя ложится дополнительная нагрузка в виде повторной проверки и рецензирования одних и тех же работ студентов.

Можно упростить этот процесс и снизить нагрузку на преподавателя. Для этого в настройках завершения каждого элемента устанавливаем правило, по которому контрольное задание будет доступно только после того, как студент, например, набрал 75% в итоговом тесте, успешно выполнил предыдущий элемент и т.д.

Здесь также присутствуют элементы геймификации (значки/ награды/ уровни). В зависимости от того, какие награды система выдала студенту за предыдущие достижения, будут определяться доступные материалы и элементы курса.

Более сильным студентам можно показывать сложные задания, а вместо итогового теста настроить “зачет-автомат”.

Кроме того, у преподавателя могут быть сформировано несколько групп студентов, которые оплатили курс по разным тарифам (бесплатные, со скидкой, по полной стоимости). Здесь также можно выбирать, какие элементы будут доступны всем группам, а какие - только платным.


Фишка 5. Электронные сертификаты

Когда курс успешно пройден, преподаватель задается вопросом: как выделить студента и отметить его достижения. Для этой цели в системе есть возможность выдачи электронных сертификатов.

В настройках ограничений устанавливается критерий, по которому сертификат станет доступным студенту. После выполнения критерия, документ автоматически появится в личном кабинете слушателя.

Вид сертификата можно настраивать (система автоматически наложит на дизайн ФИО, дату, название курса, оценку, QR-код для распечатки).


Фишка 6. Портфолио студентов

Эта функция установлена только в профессиональной версии. Она актуальна для ВУЗов, работающих по стандартам ФГОС 3+, где за каждым студентом должно закрепляться портфолио с рецензиями на работы и профессиональными достижениями.

ВУЗ формирует структуру портфолио (категории) и типы достижений (например, участие в конференции с датой, названием, приложенным докладом и рецензией). Как только все типы достижений будут определены администратором, слушатель в личном кабинете может самостоятельно вписывать свои достижения. Новая запись переходит в режим модерации, и после подтверждения администратором она появляется в портфолио.

Можно внедрить элементы геймификации для мотивации студентов и выработки духа соперничества. Например, за каждое достижение система дает балы, затем общий балл суммируется и выстраивается рейтинг.


Фишка 7. Модуль “Семинар” в системе Moodle

Во-первых эта функция удобна тем, то помогает снизить нагрузку на преподавателя, что особенно актуально в массовых курсах (МООК). А во-вторых, она повышает вовлеченность студентов, дает им возможность поработать с одним и тем же материалом/заданием несколько раз.

Как это выглядит?

  • Преподаватель создает задание, настраивает критерии оценки, студенты выполняют и сдают свои работы на проверку;
  • Преподаватель переключается из фазы «предоставление работ» в фазу «оценивания» (система автоматически или преподавателем вручную обменивает работы между учениками, чтобы ученики проверили работы друг у друга и оценили по заданным критериям);
  • Преподаватель оценивает процесс оценивания и задание закрывается.

Фишка 8. Проверка работ на плагиат

В системе дистанционного обучения Moodle реализована удобная возможность, при которой преподаватель собирает работы, рецензирует их, оставляет свой комментарий, указывает пожелания. Но если преподаватель хочет проверить работу на плагиат, используя при этом сторонние сервисы, ему приходится вручную скачивать работы и загружать в сервис проверки на плагиат. Что отнимает уйму времени.

С целью облегчить работу преподавателям, совместно с компанией Antiplagiat был разработан модуль интеграции, который подходит для любой актуальной версии Moodle.

После его установки, все или некоторые работы, которые ученик загружает в модуль задания, автоматически отправляется в сервис Antiplagiat.ru. Преподаватель видит статус проверки работ на заимствования, получает ссылку на отчет с подробной информацией о совпадениях.

Здесь же можно добавить качественные работы в индекс антиплагиата, чтобы избежать последующего списывания студентов.


Фишка 9. Оффлайн - тестирование

В систему встроена очень мощная и удобная система тестирования с бланками вопросов, бланками заданий и отчетами по пройденным попыткам. Но есть одно неудобство - для проведения тестирования требуется обеспечить студентов терминалами с подключением к Интернет.

Функция оффлайн-тестирования позволяет обойтись традиционными бумагой и ручкой.

Используя тот же банк вопросов, преподаватель формирует бланки заданий и бланки ответов. В бланки ответов студент кодирует № зачетной книжки, указывает вариант и вписывает ответы на вопросы из бланка заданий.

Бланки заданий сканируются, загружаются обратно в систему для распознавания. Система их проверяет и выставляет оценку. При этом, полная статистика всех прошедших тестирований сохраняется.


Фишка 10. Импорт из MS Word

Когда преподаватели готовят материалы курса в офисном пакете Word, они часто сталкиваются с проблемами при публикации этих материалов в интернет-системах. И система Moodle здесь не исключение (пропадают изображения, некорректно отображаются формулы, форматирование и т.д).

В системе реализована специальная функция «Импорт из MS Word», которая позволит избежать этих проблем и сделает процесс конвертации материалов автоматизированным.


Фишка 11. Интеграция вебинаров в учебный процесс

Известно, что в системе обучения Moodle на достаточно высоком уровне реализована поддержка таких типов учебной активности, как конспекты, опросы, тесты, рабочие тетради, электронные учебники, презентации. Но эти инструменты носят традиционный характер и сохраняют эффект пассивного контакта с преподавателем.

В рамках курсов, размещенных в Moodle, если и проводятся “живые” мероприятия, то на сторонних ресурсах, что не совсем удобно как для студентов, так и для преподавателей.

Теперь это можно делать непосредственно на платформе Moodle. Система интегрирована с платформой для проведения онлайн-мероприятий eTutorium Webinar. Что это значит? Преподаватели получили возможность встраивать в курсы такие форматы взаимодействия со студентами, как вебинары, онлайн-тренинги, «живые» мастер-классы и другие формы дистанционного общения. Это позволит сделать учебный процесс интерактивным, интересным и обеспечить максимальную вовлеченность слушателей.


Пошаговую инструкцию по внедрению вебинара в учебный процесс на СДО Moodle смотрите


Обучающая среда Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Ипользуя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Основной сайт проекта: http://moodle.org/ .

Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/ .

Системные требования

Moodle является web-ориентированной средой. Для его работы требуется:

web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);

сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

Настройка Moodle в среде Школьный Сервер

Обучающая среда Moodle устанавливается при установке дистрибутива Школьный Сервер автоматически и сразу готова к использованию. Так как Moodle использует для своей работы Web-сервер Apache2 и базу MySQL, надо убедиться, что соответствующие этим серверам службы запущены. Сделать это можно в модуле «Системные службы» Центра управления системой. Необходимо проконтролировать состояние и при необходимости запустить службы httpd2 и mysqld.

После того, как Apache2 и MySQL запущены можно сразу обращаться на стартовую страничку Moodle, расположенную по адресу: http://ip-адрес/moodle/.

Например, если ip-адрес вашего сервера 192.168.0.1, то адрес, по которому будет доступен Moodle такой: http://192.168.0.1/moodle/.

Естественно, при использовании в вашей сети DNS-сервера, ip-адрес может быть заменён на имя, например http://www.school-server.localnet/moodle/.

Использование нестандартной базы данных

По умолчанию Moodle настраивается на использование БД MySQL, работающей на той же машине, что и сам Moodle. Это является рекомендуемым вариантом, при котором все настройки могут управляться централизованно из "Центра управления системой".

Однако, при необходимости, вы можете использовать и другую поддерживаемую БД, например PostgreSQL. При этом следуем учесть, что PostgreSQL придётся доустановить с установочного диска, т.к. по умолчанию он не устанавливается, а создание самой базы, необходимой для работы Moodle, необходимо будет произвести самостоятельно.

Другой возможной случай - это использование уже существующей БД, расположенной на отдельной машине в сети. Для использования такой внешней БД, неоходимо будет указать её при первоначальной настройке Moodle.

Note: Для выполнения подобных операций вам может потребоваться доступ к консоли настраиваемой системы: локальный или удалённый (например по SSH).

Некоторые вопросы администрирования Moodle

Мы коснемся только тех параметров настройки системы, которые необходимы для управления учебным процессом.

Администрирование выполняется при помощи команд блока Администрирование, расположенного на главной странице системы (доступен только администратору). По названиям пунктов меню этого блока, вы можете определить круг административных возможностей.

Поскольку в справочной документации достаточно подробно освещаются вопросы администрирования, остановимся лишь на некоторых задачах администрирования системы.

Создание учетных записей. Работа со списком пользователей

В блоке Администрирование выбираем Пользователи - Учетные записи - Работа со списком пользователей. Открывается страница «Редактирование списка пользователей».

Здесь можно добавлять (регистрировать), удалять и редактировать учетные записи пользователей системы. Щелчок по имени пользователя открывает форму, в которой хранятся личные данные этого пользователя, его блог, полные отчеты о деятельности, его сообщения на всех форумах, в которых участвует пользователь. Здесь же можно назначить роль (права) пользователю, причем эта роль будет глобальная, на уровне системы, т.е. пользователь будет иметь назначенные ему права во всех курсах системы. Локальные роли назначаются на уровне курса (Управление - Назначить роли).

В Moodle используются следующие роли:

    Администратор (может делать все на сайте и в любом курсе);

    Создатель курса (может создать курс и учить в нем);

    Учитель (может многое делать внутри курса, редактировать материалы курса);

    Учитель без права редактировать (может учить студентов, оценивать их);

    Студент (имеет доступ к материалам курса)

    Гость (может иметь доступ к каким-либо курсам при разрешении гостевого доступа).

Резервное копирование курсов

Moodle позволяет делать резервные копии курсов (Администрирование - Курсы - Резервные копии). Вы можете выбрать какие файлы и какую служебную информацию резервировать. Можно назначить автоматическое копирование через определенный промежуток времени.

Кроме того, резервное копирование курса можно осуществлять и на уровне курса (если вы не администратор) через блок Управление - Резервное копирование.

Настройка элементов курса

На уровне системы производится настройка всех модулей Moodle (элементов курса, блоков, фильтров). Эти настройки являются настройками по умолчанию для всех используемых в курсах элементов.

Внешний вид

Оформление образовательного сайта имеет большое значение. Мы использовали стандартное оформление. Однако, можно очень быстро сменить его и преобразить сайт, придать какие-то индивидуальные черты. Нужно просто поменять тему оформления (Администрирование - Внешний вид - Темы - Выбор темы). В Интернете можно найти много свободных тем, разработанных для Moodle. Конечно, предварительно нужно загрузить тему на сервер.

Так выглядит созданный нами курс в новом оформлении.

Настройки главной страницы

Очень важно правильно оформить главную страницу сайта (Администрирование - Главная страница - Настройки главной страницы). Именно здесь вы даете имя сайту (в нашем случае - WEB–Учеба), определяете, какие элементы будут на этой странице, что увидит пользователь, еще не прошедший авторизацию.

Возможности LMS Moodle

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) - систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle - это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle - аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский. Более подробную информацию о Moodle можно узнать на официальном сайте проекта (http://www.moodle.org/).

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.

Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.

Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.

Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано. Учитель, имеющий права администратора, может регистрировать других учителей и учащихся, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять учащихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого ученика. С помощью встроенного календаря определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Используя инструмент Пояснение и Форум, публиковать информацию о курсе и новости.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.

Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы и вуза.

Общие принципы работы в Moodle

Интерфейс системы

Работа с системой начинается с инициализации. Вызов диалога «Вход в систему ДО» осуществляется с помощью ссылки «Вход», расположенной в строке «Вы не прошли идентификацию (Вход)», как правило, расположенную в верхнем правом углу окна.

Вы вводите свой логин и пароль и входите в систему. Если вы еще не зарегистрированы в системе (не имеете логина и пароля), то, в зависимости от настроек системы, вы можете самостоятельно зарегистрироваться или войти гостем. Если ни то, ни другое не возможно, то необходимо обратиться к администратору.

При входе в систему, открывается главная страница СДО. В центре страницы содержится список доступных электронных курсов, а по краям расположены функциональные блоки, позволяющие настраивать работу системы и производить определенные действия, и информационные блоки, содержащие дополнительную информацию для учителей и учащихся. Количество и содержание блоков зависит от настроек системы, а также определяется правами пользователя. Так, например, блок «Администрирование» присутствует только у администраторов системы. При необходимости можно свернуть блок, нажав на кнопку «-» в верхнем правом углу блока.

Название курса в списке курсов является гиперссылкой, щелчок по которой открывает главную страницу курса.

Так выглядит типичная главная страница курса. В центральном блоке страницы представлено содержание данного курса, выделены тематические разделы курса, а по бокам - функциональные и информационные блоки, часть которых доступна и видна только пользователям с правами администратора и учителям курса. В стандартном оформлении Moodle используются маленькие пиктограммы, связанные с определенными объектами или действиями. Посмотрите, например, в блоке «Элементы курса» с какими пиктограммами связаны элементы Moodle, используемые в данном курсе. Теперь вы без труда сможете определить, просмотрев содержание курса, где форум, где лекция, а где задание для студентов.

Режим редактирования

Обратите внимание на кнопку «Редактировать» в правом верхнем углу на главной странице или на странице курса. Эта кнопка доступна только тем пользователям, у которых есть права редактировать и изменять материалы курса (администратору, создателю курса, учителю с правом редактирования). При нажатии на кнопку «Редактировать» меняется интерфейс, в каждом блоке у объектов, которые можно редактировать, появляются кнопки инструментов, позволяющих изменять содержание и вид этого объекта (блока, ресурса, элемента курса, темы и т.д.). В режим редактирования можно перейти и с помощью пункта меню Редактировать в блоке «Управление».

Нажатие на кнопку «Закончить редактирование» соответственно закрывает этот режим.

Рассмотрим назначение каждой кнопки

    «Помощь» контекстная, т.е. выводится справочная информация именно по нужному объекту.

    «Переместить вправо», «переместить влево», т.е. передвинуть объект вправо (влево).

    «Переместить вверх», «переместить вниз».

    «Перенести», т.е. переместить элементы и ресурсы выше или ниже по курсу.

    «Перенести сюда», появляется при попытке перенести элемент или ресурс курса (после нажатия). Этим знаком помечаются места, куда возможно переместить объект, щелчок по одному из них поместит перемещаемый элемент в данное место.

    «Открытый глаз» означает, что объект виден студентам. Нажатие на него сделает этот объект невидимым и изменит пиктограмму на "Закрытый глаз".

    «Закрытый глаз» означает, что объект скрыт от студентов. Нажатие на него сделает элемент видимым для студентов («Открытый глаз»).

    «Удалить» удаляет объект.

    Выделение темы как текущей.

    Скрыть все остальные разделы и показывать только текущий.

    Показывать все разделы курса.

    Редактировать, открывается страница, содержащая настройки для данного объекта, в том числе и окно встроенного текстового редактора, в котором можно редактировать и форматировать текст, относящийся к объекту.

Встроенный текстовый редактор имеет интуитивно понятный интерфейс. При желании можно увеличить размер окна редактора. Редактор поддерживает все основные операции форматирования текста, позволяет вставлять таблицы, рисунки (предварительно должны быть загружены на сервер), гипертекстовые ссылки и др.

Выход со страницы редактирования текущего объекта, как правило, осуществляется нажатием на кнопку «Save and return to course», расположенную в самом низу страницы редактирования объекта.

Управление файлами

Для каждого курса система Moodle создает отдельный каталог, в который можно загружать файлы, сохранять созданные в системе ресурсы курса (текстовые и веб-страницы) и т.д.

Доступ к корневой папке курса осуществляется с главной страницы данного курса. Для этого в блоке «Управление» нужно выбрать пункт меню «Файлы».

Пока корневой каталог курса пуст.

Создать каталог

    Войти в каталог, в котором планируется создать новый каталог (подкаталог).

    Нажать кнопку «Создать каталог».

    Ввести имя каталога.

Переименовать каталог, файл

    Для соответствующего каталога (файла) выбрать действие «Переименовать»

    Ввести новое имя каталога (файла).

Удалить каталоги, файлы

    Рядом с именем удаляемых каталогов и файлов поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Полное удаление».

    Подтвердить удаление.

Переместить каталог, файл в другой каталог

    Рядом с именем перемещаемого каталога, файла поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Переместить в другой каталог».

    Войти в нужный каталог.

    Нажать кнопку «Переместить сюда».

Закачать файл

    Войти в каталог, в который предполагается сохранить файл.

    Нажать кнопку «Закачать файл».

    С помощью кнопки «Обзор» открыть окно файлового менеджера и выбрать нужный файл.

    Нажать кнопку «Отправить».

Распаковать архив

    Поместить архив в каталог, в котором предполагается его распаковать.

    Для файла-архива выбрать действие «Распаковать».

    Нажать «ОК».

Действие «Список» для архивного файла выводит оглавление архива.

Создание архива

    Отметить галочкой файлы, подлежащие архивации.

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Создать zip архив».

    Ввести имя архива и подтвердить создание.

Создание электронного учебного курса в Moodle

Создадим небольшой курс, иллюстрирующий основные возможности Moodle по созданию курса и его управлению. Пусть это будет курс, знакомящий с гуманно-личностным подходом в образовании.

Для удобства ориентации в большом количестве создаваемых курсов, в Moodle предусмотрена структуризация их по категориям и подкатегориям. Поэтому при создании курса следует указать, к какой категории (подкатегории) будет относиться данный курс, если подходящей категории не существует - создать ее.

Вы должны войти в Moodle как Администратор.

    В открывшейся странице «Категории курсов» перечислены все имеющиеся категории, по умолчанию в Moodle создана только одна категория - «Разное».

Нажмите кнопку «Добавить категорию»

    В открывшейся странице «Добавить категорию» введите название категории в поле «Имя категории» («Category name»).

Для создаваемого нами курса в поле «Имя категории» запишем - «Педагогика».

Можно (но не обязательно) создать краткое описание категории в окне текстового редактора. Нажатие на кнопку «Сохранить» завершает процесс создания категории.

В дальнейшем с помощью кнопок инструментов, расположенных в колонке «Редактировать» на странице «Категории курсов» можно вносить изменения, удалять, переименовывать категории, делать их подкатегориями других категорий, передвигать категорию выше/ниже в списке категорий, делать название категории невидимым для студентов.

Создание курса

    В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы - Добавить/редактировать курсы».

    В открывшейся странице «Категории курсов» выберите категорию, в которой предполагается создать курс (в нашем случае - «Педагогика»).

    Нажмите на кнопку «Добавить курс»

    На странице «Редактировать настройки курса» заполните обязательные поля («Полное имя курса» и «Короткое имя курса») и выберите подходящие для вашего курса настройки.

Полное имя курса

название курса, которое будет отображаться в перечне курсов. Нашему курсу дадим полное имя, например, «Гуманная педагогика».

Короткое имя курса

имя, которое используется для сокращенного обозначения курса, в частности, в верхней части окна в строке, показывающий «путь».

Присвоим короткое имя нашему курсу - «ГП».

Заполнение остальных полей не обязательно, Moodle по умолчанию присваивает наиболее подходящие значения всем параметрам курса.

Рассмотрим наиболее важные их них.

если до создания курса вы не выбрали категорию, то можно сделать это теперь. Из выпадающего списка нужно выбрать подходящую категорию курса.

Краткое описание

краткое описание содержания курса.

Для нашего курса можно написать следующее: «Краткое изложение идей гуманной педагогики». Формат курса:: форма организации курса. Moodle предлагает следующие форматы:

Календарь (CSS)

календарная организация расписания курса (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания.

Структура

организация курса по темам.

Сообщество (форум)

курс организуется на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.

Для создаваемого нами курса используем тематическую организацию (Формат курса - Структура).

Количество тем/недель

этот параметр определяет, сколько секций нужно создать на главной странице курса (для каждой темы/недели - отдельная секция). В нашем случае будет достаточно 3 тем.

Группы

использование групповых режимов работы в курсе.

Нет групп

ученики не делятся на группы, каждый является частью одного большого сообщества.

Отдельные группы

группы изолированы друг от друга, работа учеников одной группы не видна для других групп.

Доступные группы

ученики каждой группы могут видеть, что происходит в других группах.

Примечание: Если групповой режим определен здесь, на уровне курса, то он является режимом по умолчанию для всех элементов, создаваемых в курсе. Если предполагается только для некоторых элементов курса организовать групповую работу, то группой режим лучше установить на уровне элементов курса.

О значении остальных настроек курса вы можете узнать, используя кнопку помощи (знак вопроса), относящуюся к соответствующему элементу.