Библия – главная священная книга всех христиан. И практически у каждого верующего человека она есть дома. Но читаем ли мы ее? А если мы скажем что существуют общепринятые вещи, одобренные церковью, которые расходятся с Библией или же их там нет? Если не верите – проверьте сами!

1. Нигде не написано что Адам и Ева съели именно яблоко. Третья глава из Бытия указывает всего лишь что это было фруктовое дерево. Но не факт что это была яблоня!

2. У Иисуса были братья. Это не утверждения от ученых-атеистов, а цитата из Евангелия, указывающая на этот факт! В Евангелии от Иоанна имеется 7 упоминаний о неких братьях Иисуса. Константинопольский собор 553 года утвердил догмат о непорочности Девы Марии, однако об этом нигде не говорится в Евангелии. Ведь в те времена не иметь детей вовсе, либо иметь всего одного ребенка было исключением из правил.

3. Не существует 7 смертных грехов. Гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, блуд были приняты много веков спустя после Иисуса. В Библии не упоминается об этом, но Иисус упоминает что существует две самые важные заповеди: “Возлюби Господа Бога твоего всем своим телом, душой и разумом” и “Возлюби ближнего своего как самого себя” .

Действительно, соблюдая эти две заповеди, остальные 8 соблюдаются вместе с ними.

4. Никто не указывал, что волхвов было трое. В Евангелии от Матфея указано: “некоторые волхвы”, “волхвы”, “мудрецы” . Иисус получил три подарка, то есть золото, ладан и смирну, но это указание числа подарков, но не волхвов.

5. Чистилища не существует. В Библии нигде не упоминается ссылка на это место. Католическая доктрина о чистилище была представлена первый раз в 1274 году на Лионском соборе.

6. В Библии не крестят детей, только взрослых. Сам Иисус был крещен в 30 лет. В Евангелии от Марка ясно написано: “Кто уверует и крестится – спасен будет”. Таким образом человек должен сначала поверить, а потом уже креститься.

7. В еврейской традиции преломление хлеба за столом и питие вина принято перед долгой дорогой и ожидаемым возвращением. Иисус преломил хлеб, символически указывая на то, что он уйдет, но вскоре воскреснет, превращая хлеб и вино в символы тела и крови. Позже церковь превратила это в традицию, однако это не более, чем ритуал, не имеющий отношения к спасению души.

8. Иисус не родился ни 25 декабря, ни 7 января. Нигде в Евангелии не указана точная дата его рождения. Однако, там же мы находим что в тот день пастухи пасли своих овец, что маловероятно зимой.

9. Апостолов в кино обычно принято показывать мужчинами возрастом в 30-40 лет.

На самом деле вероятнее всего что они были всего лишь подростками. Когда Апостолы отправились в Капернаум (Евангелие от Матфея, глава 17), их попросили заплатить налоги. Но заплатили только лишь Петр и Иисус. Это означает что остальные не платили их по причине своего молодого возраста.

10. Нет посредников между Богом и человеком кроме Иисуса и об этом ясно написано в Новом Завете.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” .

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Сегодня мы начнем говорить о Библии - книге, которую христиане называют словом Божиим и которая вызывает у неверующих много вопросов.

Как можно назвать Библию «словом Божиим», если ее явно написали люди?

Разумеется, Библию написали люди! Кто же еще? Одна из проблем, которые возникают у современного читателя с восприятием Библии - это представление о том, что слово Божие должно быть чем-то вроде инопланетного артефакта, упавшего с неба в совершенно готовом виде и вещающим без помощи людей.

Библия этому представлению, разумеется, не соответствует - и не должна. Бог обращается к людям на человеческом языке и внутри человеческой истории, поскольку цель Бога - это именно спасение людей. И Он, конечно, не сбрасывает с неба готовый текст.

Он действует совершенно иначе. Он избирает Cебе группу людей, народ, общину, с которой устанавливает прочные отношения - то, что Библия называет «заветом». Через эту общину Бог обращается ко всему миру.

В Ветхом Завете (это часть Библии, повествующая о событиях, происшедших до прихода Господа нашего Иисуса Христа), повествуется о том, как Бог избрал Авраама - человека, который доверился Ему и последовал за Ним. Потомки Авраама становятся избранным Божиим народом, которые призваны отречься от всех ложных языческих Богов и хранить верность единому истинному Богу.

На протяжении веков ветхозаветной истории Бог посылает Своему народу пророков, которые открывают Его волю, обличают грехи народа и указывают ему путь спасения. Пророки также предвещают приход Мессии - Спасителя, который избавит людей от зла и греха и положит начало новой, мессианской эре.

То, что мы называем Священным Писанием Ветхого Завета, формируется внутри этого народа, и это длительный и сложный процесс, в котором принимает участие множество людей. Иногда Бог Библии вмешивается в историю явным и чудесным образом - как, например, в истории Исхода, но в человеческой истории всегда, неотступно, действует Божий промысл, который направляет все ее события к предустановленным Им целям.

Бог особым образом вдохновляет человеческих авторов священных текстов и направляет весь процесс их формирования таким образом, чтобы сообщить Своему народу - и всем последующим поколениям людей - истины, необходимые для нашего спасения.

Таким образом, первичен здесь народ, община, с которым Бог заключает завет и внутри которого Он созидает священный текст.

Подобным же образом события развиваются и после прихода Спасителя - Он не дает нам текст. Вместо этого Он создает Церковь, общину верных, во главе которой стоят апостолы, которых Он и посылает в мир с миссией свидетельствовать о Нем: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19,20).

Внутри Церкви формируется сборник текстов, имеющих апостольское авторство или излагающих свидетельство апостолов, которые и составляют Новый Завет.

Бог обращается к нам, в первую очередь, через общину верных - Церковь, о которой Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Библия возникает внутри этой общины, и, разумеется, написана людьми, которых Бог избрал, особым образом вдохновил и направил, чтобы через них обратиться ко всему остальному миру.

Почему в Библии, если она вдохновлена Всеведущим Богом, нет ни намека на современные научные знания? Например, почему в Библии не упоминаются динозавры?

Потому что это не входит в цели Библии. Как говорит К. С. Льюис, самое главное для понимания любой вещи - от штопора до собора - это понять, для чего она предназначена. Библия не является универсальной энциклопедией знаний - вы не найдете там, например, рецептов приготовления пельменей или наставлений по программированию на языке Си. Цель Библии - не в том, чтобы сообщать нам естественнонаучные знания.

Ее цель формулирует апостол Иоанн в конце своего Евангелия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31). Главное содержание Библии - это Иисус Христос, Бог, ставший человеком ради нашего спасения, и ее цель - привести нас к спасительным отношениям с Богом через Иисуса Христа. Все содержание Священного Писания подчинено этой цели: Ветхий Завет повествует о том, как Бог приготовляет приход Спасителя, Новый - о спасительных деяниях Христа и первых шагах созданной Им Церкви.

Освещать вопросы, которые не имеют отношения к нашему вечному спасению - такие, как, например, вопрос о динозаврах - просто не входит в задачу Библейского откровения.

Почему Библия не соответствует современной научной картине мира? Разве Бог не знал о созданном Им мире то, что ученые знают сейчас?

По целому ряду причин, начнем с самой простой - какой именно научной картине мира должно соответствовать Писание? Ведь эта картина постоянно меняется.

В начале ХХ века серьезным аргументом против Библии считалось то, что Библия провозглашает единство человеческого рода, падшего в Адаме и искупленного во Христе, что противоречило «научному» расизму той эпохи.

Примерно в то же время, 20-е годы ХХ века консервативные христиане (например, Г. К.Честертон) по религиозным и моральным соображениям возражали против евгеники, научного представления (и практики) того времени, что такие социальные язвы, как бродяжничество, алкоголизм и преступность можно искоренить, стерилизуя людей с «плохой наследственностью». Сейчас и расовая теория и евгеника отвергнуты современной наукой - в итоге религиозные мракобесы оказались правы - но тогда-то они считались совершенно научными.

Научным считалось и представление о вечности вселенной - и многие ученые в штыки приняли теорию большого взрыва, выдвинутую бельгийским священником Жоржем Леметром, именно потому, что она предполагала начало вселенной во времени и намекала на Божественное творение. Сейчас эта теория является общепринятой.

Для науки совершенно нормально, что ее картина мира постоянно меняется и представления, которые считались безусловно научными сто лет назад (такие как расизм), сегодня воспринимаются как крайне неприличное фричество.

Это и проясняет вопрос о том, почему Библия не может соответствовать научной картине мира, - она обращена ко всем поколениям людей до конца мира и просто не может соответствовать «научной картине» какого-то одного поколения.

Те преставления о природном мире, которые мы находим в Библии, соответствуют той эпохе, в которую создавались соответствующие тексты. И это вполне понятно, целью Откровения не являлось тогда (и не является сейчас) исправление тех представлений о природном мире, которых люди придерживались, поскольку, как мы уже отметили, это безразлично с точки зрения вечного спасения.