Первая и вторая сигнальные системы – одна из них роднит нас с животными, другая отличает от них. Понятие о первой и второй сигнальных системах ввел известный академик Павлов.

Если к первой относятся разнообразные процессы, происходящие в мозге в ответ на раздражители среды, и она является чувственной основой для построения человеком субъективного мира, то ко второй относят все процессы, связанные с восприятием речевых, словесных сигналов. Таким образом, сигнальная система отвечает за восприятие и появление реакции на внешние стимулы, что позволяет человеку адаптироваться к среде и адекватно вести себя в зависимости от условий.

Развитие второй сигнальной системы сопряжено с трудом и ростом значения социума для человека. 1-я сигнальная система выполняет функцию по непосредственному отражению мира через сигналы от органов чувств, 2-я – через отвлеченные, общие понятия. В процессе чтения, разговора именно вторая система приводит к появлению ассоциаций со словами. Она является базисом для абстракций, а значит, и для .

Зависимость двух систем легко проследить на примере глухих детей. Без возможности слышать издаваемые звуки и подражать окружающим у них не развивается речь. Обе системы оказывают влияние и контролируют друг друга, вторая система способна управлять .

Левое и правое

По Павлову, создавшему учение о высшей нервной деятельности, слово для людей имеет ведущее значение. Вторая сигнальная система выступает основой интенсивного развития человечества.

Рубинштейн подчеркивает, что ко второй сигнальной системе следует относить образования в мозге, которые активируются в ответ на речевые сигналы. Нельзя называть её языком, речью или мышлением, но правильно понимать её как принцип деятельности коры головного мозга. Невозможно сказать, в какой именно области мозга она «обитает», задействованы все структуры. Но мы можем выделить наиболее связанные с ней области:

  • Центр речи Брока (повреждение приводит к отсутствию устной речи).
  • Центр Вернике (поражение этой области сказывается на возможностях понимания смысла).
  • Оптический центр (повреждения здесь ведут к деградации восприятия написанного).

Перечисленные центры сосредоточены в левом полушарии, что, по-видимому, связано с праворукостью. Нередко левое полушарие называется отвечающим за вторую сигнальную систему. Если оказывается влияние на работу левого полушария, то, как правило, возникают проблемы с обработкой речи, произнесением слов, пониманием текстов, решением головоломок, а первая сигнальная система никак не страдает.

Наоборот, при угнетении правого полушария эмоциональная сторона музыки, звуки, вид предметов нарушаются, а все мыслительные и речевые функции остаются в норме. Разделение по полушариям подтверждается также тестами на обращения к людям в разных формах (словесной или неречевой).

Социализация

Речевая функция приобретается через обучение. У ребенка не выработается способность говорить, если он будет лишен общения. Слово становится раздражителем уже в первый год жизни, а именно во второе полугодие.

У детей стимулом становится слово, на него появляются реакции. Благодаря соотнесению понятий и объектов происходит выработка второй сигнальной системы, при этом основную роль исполняют вначале интонации окружающих, обстановка, ощущения ребенка.

Начало второго года знаменует собой переход слова с второстепенных ролей на главные. Оно становится самостоятельным и ведущим раздражителем. Важным фактором прихода к этому результату является изменение декораций и условий при неизменности слова во время обучения ребенка.

Постепенно слова, оставаясь связанными с комплексами явлений, превращаются из звуковых раздражителей в речевые сигналы. Физиология объясняет это активностью разных очагов в мозге. Возбуждение, связанное с раздражителем–предметом, становится синхронизировано с возбуждением от слова. Так рождается единая сетка, включающая обе области.

Только ко времени поступления в начальную школу у ребенка ведущей становится система, отвечающая за речевые рефлексы, но и первая не теряет полностью влияния. Для выработки эффективных паттернов поведения полезно сочетать слова и действия по активизации первой системы.

Особенности реакций

Первая и вторая сигнальные системы действуют сообща, позволяя человеку познавать, учиться, думать, изучать мир. Рефлексы первой сигнальной системы участвуют в работе второй. Особенности рефлексов последней (по Когану):

1. Если на какое-то слово у человека выработался условный рефлекс, то на слова, сходные с ним по смыслу, также будет происходить рефлекторная реакция.

2. Быстрое формирование и перестройка. Для создания/отмены/изменения стимульно-реактивной связки требуется множество повторений для первой; чтобы связать слова и объект – или, точнее, смысл и объект, – нужны секунды.

3. Вторая и первая отображаются друг в друге. Если уже создано рефлекторное действие на звук звонка, то слово «звонок», написанное или произнесенное, вызовет ту же реакцию. Таким образом, все, что относится у человека непосредственно к первой, будет связано и со второй посредством слова, так как сигнал запечатлевается еще и словесно. То же самое происходит, когда реакция выработана непосредственно на слово – она повторяется на относящихся к нему явлениях.

4. Отвлеченные понятия вызывают тем меньшую по интенсивности реакцию, чем дальше они находятся от конкретных раздражителей. Так, Коган приводит эксперимент, в котором у ребенка выработался рефлекс (выделение слюны) на название конкретной птицы (7 капель). Обобщение «птицы» дало 10, а дальнейшие обобщения значительно снижали интенсивность реакции.

5. Рефлексы второй системы подвержены внешнему воздействию и более склонны к высокой утомляемости, что объясняется их молодостью. У школьников яркий двигательный рефлекс на звонок сохранялся на протяжении всего дня, а на слово «звонок» реакция снижалась к концу дня. Примерами высокой чувствительности являются состояния алкогольного опьянения: сначала начинаются проблемы с разумными суждениями, и только затем рефлексы первой системы дают сбой.

Типология

Когда существуют две системы, существует и перекос в их работе. Баланс встречается редко. Относительно двух сигнальных систем все работает точно так же. Особенности человека, связанные с объемом использования той или другой из них, определяет тип высшей нервной деятельности.

Когда интенсивнее и чаще работает первая – человека относят к художественному типу, когда вторая – к мыслительному. Краткое описание двух крайностей:

  • Художественный тип конкретен. Его притягивает все яркое, образное, наполненное звуками и красками. Художники не могут обойтись без запахов и прикосновений.
  • Мыслительный тип отличается склонностью к абстракциям, аналитике. Яркие картины словно ускользают от взора мыслителя, он все представляет в виде обобщений, словесных определений.

Разделение на типы имеет довольно мало практического смысла, так как в любом конкретном действии соотношение работы двух систем будет особым. К тому же большинство людей относится к смешанному типу. Знание своих особенностей позволяет человеку лучше понимать закономерности своего поведения, реакций и правильно подбирать окружающую обстановку, чтобы в ней было именно то, что приносит ему наибольшее удовлетворение.

Первая сигнальная система, как уже было сказано, отвечает за ту часть отраженной действительности, которая воспринимается органами чувств. Вторая сигнальная система обеспечивает наполнение смыслом. Ни первая, ни вторая не являются обособленными, что легко заметить при изучении рефлексов последней.

У человека превалирует именно вторая в силу особенностей его жизни (социум, культура). При этом благодаря взаимовлиянию первой и второй систем возможно производить более качественное научение, используя слова и подкрепление. Автор: Екатерина Волкова

Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.- Л., 1951; Орбели Л. А., Избр. труды, т. 3, М.- Л., 1964.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Первая сигнальная система" в других словарях:

    первая сигнальная система - см. сигнальные системы. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Система отражения действительности в форме ощущений и восприятий, общая для животных и человека; составляет основу высшей нервной деятельности и сводится к совокупности многообразных (вплоть до весьма сложных) условных и безусловных рефлексов на… … Биологический энциклопедический словарь

    Система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей (свет, звук, боль и др.). Форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений и … Большой Энциклопедический словарь

    Понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условнорефлекторными… … Психологический словарь

    Система условно рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей (свет, звук, боль и др.). Форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений… … Энциклопедический словарь

    Первая сигнальная система - термин И.П.Павлова, обозначает чувственное познание, систему анализаторов, органов чувств. * * * система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Естествознание. Энциклопедический словарь

    См. Сигнальные системы. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия

Окружающий нас мир мы воспринимаем благодаря двум системам: первой и второй сигнальной.

Для получения информации о состоянии организма и о внешнем окружении первая сигнальная система использует все человека: осязание, зрение, обоняние, слух и вкус. Вторая, более молодая, сигнальная система позволяет воспринимать мир через речь. Ее развитие происходит на основе и во взаимодействии с первой в процессе развития и роста человека. В этой статье мы рассмотрим, что такое первая сигнальная система, каким образом она развивается и функционирует.

Как это происходит у животных?

Все животные могут воспользоваться только одним источником информации об окружающей реальности и изменении ее состояния, которым является первая сигнальная система. Внешний мир, представленный через различные объекты, обладающие разнообразными химическими и физическими свойствами, такими как цвет, запах, форма и др., выступают в качестве условных сигналов, предупреждающих организм об изменениях, к которым необходимо приспособиться. Так, стадо дремлющих на солнце оленей, почувствовав запах подкрадывающегося хищника, резко срывается с места и спасается бегством. Раздражитель стал сигналом о приближающейся опасности.

Таким образом, у высших животных первая (условно-рефлекторная) сигнальная система - это точное отражение внешнего окружающего мира, позволяющее верно реагировать на изменения и приспосабливаться к ним. Все ее сигналы относятся к определенному объекту и являются конкретными. составляющие базу элементарного предметно соотнесенного мышления животных, формируются посредством именно этой системы.

Первая сигнальная система человека функционирует так же, как и у высших животных. Обособленное ее функционирование наблюдается только у новорожденных, в период с рождения и до возраста в шесть месяцев, в том случае, если ребенок пребывает в обычной социальной среде. Становление и развитие второй сигнальной системы совершается в процессе и как следствие воспитания и между людьми.

Типы нервной деятельности

Человек - сложное существо, прошедшее в своем историческом развитии через сложные изменения как в анатомическом и физиологическом, так и в психологическом строении и функционировании. Весь комплекс разноплановых процессов, происходящих в его организме, осуществляется и контролируется посредством одной из основных физиологических систем - нервной.

Деятельность этой системы подразделяют на низшую и высшую. За контроль и управление всеми внутренними органами и системами человеческого организма отвечает так называемая низшая нервная деятельность. Взаимодействия с объектами и предметами окружающей действительности посредством таких нервно-психических процессов и механизмов, как интеллект, восприятие, мышление, речь, память, внимание, относят к высшей нервной деятельности (ВНД). Подобное взаимодействие происходит через непосредственное воздействие различных объектов на рецепторы, например, слуховые или зрительные, с дальнейшей передачей полученных сигналов нервной системой обрабатывающему информацию органу - головному мозгу. Именно этот вид сигнализации русским ученым И. П. Павловым был назван первой сигнальной системой. Благодаря ей стало возможным зарождение и развитие второй сигнальной системы, характерной только для людей и связанной со слышимым (речь) или видимым словом (письменные источники).

Что такое сигнальные системы?

Основываясь на трудах известного русского физиолога и естествоиспытателя И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности высших отделов головного мозга, И. П. Павлов создал теорию о ВНД - высшей нервной деятельности человека. В рамках этого учения было сформулировано понятие о том, что такое сигнальные системы. Под ними понимаются формирующихся в коре (изокортексе) головного мозга комплексы условно-рефлекторных связей как следствие поступления различных импульсов из окружающего мира или от систем и органов тела. То есть работа первой сигнальной системы направлена на выполнении аналитических и синтетических операций по распознаванию сигналов, поступающих от органов чувств об объектах внешнего мира.

В результате социального развития и овладения речью возникла и эволюционировала вторая сигнальная система. По мере роста и развития психики ребенка постепенно вырабатываются способности к пониманию, а затем и к воспроизведению речи как следствие возникновения и закрепления ассоциативных связей, произносимых звуков или слов с сенсорными впечатлениями об объектах внешнего окружения.

Особенности первой сигнальной системы

В этой сигнальной системе как средства и способы коммуникации, так и все остальные формы поведения основываются на непосредственном восприятии окружающей реальности и реакции на поступающие из нее в процессе взаимодействия импульсы. Первая сигнальная система человека - это ответное конкретно-чувственное отражение воздействия на рецепторы со стороны окружающего мира.

Сначала в организме появляется ощущение каких-либо явлений, свойств или объектов, воспринятых рецепторами какого-либо одного или нескольких органов чувств. Затем ощущения преобразуются в более сложные формы — восприятие. И только после того, как будет сформирована и развита вторая сигнальная система, появляется возможность создания не привязанных к конкретному объекту абстрактных форм отражения, таких как представления и понятия.

Локализация сигнальных систем

За нормальное функционирование обеих сигнальных систем несут ответственность центры, расположенные в полушариях головного мозга. Прием и переработку информации для первой сигнальной системы осуществляет Как восприятие, так и обработку информационного потока для второй сигнальной системы производит отвечающее за развитие логического мышления. Вторая (больше чем первая) сигнальная система человека зависит от структурной целостности головного мозга и его функционирования.

Взаимосвязь между сигнальными системами

Вторая и первая сигнальные системы по Павлову находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязаны по выполняемым функциям. Это обусловлено тем, что на базе первой возникла и развилась вторая сигнальная система. Поступающие из окружающей среды и от разных частей тела сигналы первой находятся в непрерывном взаимодействии с сигналами второй. Во время такого взаимодействия происходит возникновение условных рефлексов более высокого порядка, которые создают функциональные связи между ними. В связи с развитыми мыслительными процессами и общественным образом жизни у человека более развита вторая сигнальная система.

Стадии развития

В процессе индивидуального психического развития ребенка, рожденного в срок, первая сигнальная система начинает оформляться уже через несколько суток после рождения. В возрасте 7-10 дней возможно формирование первых условных рефлексов. Так, младенец производит сосательные движения губами еще до того, как ему в рот положат сосок. Условные рефлексы на звуковые раздражители могут сформироваться в начале второго месяца жизни.

Чем старше становится ребенок, тем быстрее образуются у него условные рефлексы. Для того чтобы у месячного грудничка появилась временная связь, придется сделать множество повторений воздействия безусловного и условного раздражителей. У двух-трехмесячного ребенка для создания такой же временной связи потребуется всего несколько повторений.

Вторая сигнальная система начинает оформляться у детей в возрасте от полутора лет, когда при многократном назывании предмета, совместно с его демонстрацией, ребенок начинает реагировать на слово. У детей она выдвигается на первый план только к 6-7 годам.

Смена ролей

Таким образом, в процессе психофизического развития ребенка, на протяжении всего детского и подросткового периодов, происходит изменение значимости и приоритетности между этими сигнальными системами. В школьном возрасте и вплоть до начала пубертатного периода вторая сигнальная система выдвигается на первый план. В период полового созревания, вследствие значительных гормональных и физиологических изменений в организме подростков, на небольшой период первая сигнальная система вновь становится ведущей. К старшим классам школы вторая сигнальная система снова выходит в лидеры и сохраняет свое главенствующее положение на протяжении всей жизни, постоянно совершенствуясь и развиваясь.

Значение

Первая сигнальная система людей, несмотря на преобладание у взрослых второй, имеет большое значение в таких видах человеческой деятельности, как спорт, творчество, обучение и труд. Без нее было бы невозможно творчество музыканта и художника, актера и профессионального спортсмена.

Несмотря на схожесть этой системы у людей и животных, у человека первая сигнальная система - это значительно более сложная и совершенная структура, так как она находится в постоянном гармоничном взаимодействии со второй.

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Различают первую и вторую сигнальные системы.

Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.

Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.

Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.

Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений.

Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторов импульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга. Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов. Речевые рефлексы, как и обычные условные рефлексы, подчиняются одним и тем же законам. Однако слово отличается от раздражителей первой сигнальной системы тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает трудоспособность, но словом можно тяжело ранить человека. Особенно это относится к отношениям между больными людьми и медицинскими работниками. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить его состояние.

Животные и человек рождаются только с безусловными рефлексами. В процессе роста и развития происходит формирование условнорефлекторных связей первой сигнальной системы, единственной у животных. У человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируются связи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде.

Однако вторая сигнальная система правильно отражает внешний объективный мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой.