Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее - справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее - стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету , без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (квалификации - "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", "Историк. Преподаватель истории" и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - "Русский язык и литература", "История" и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации , если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего - зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

То есть, получается, что можно выучиться, например, на воспитателя в колледже, а потом просто за полгодика пройти профпереподготовку и стать учителем математики или географии? Ничего себе... А вот если человек повар или инженер, он может, пройдя профпереподготовку стать учителем, допустим, трудовиком?

Педагог - это представитель одной из самых распространенных и социально значимых профессий. Ежегодно педагогические вузы и ссузы выпускают больше ста тысяч молодых специалистов-педагогов, профессиональные функции которых направленны на всестороннее развитие индивида, а значит, определяют будущее страны!

В сегодняшней статье Reconomica расскажет, какие пути открываются перед выпускником педагогического вуза. И проанализирует плюсы и минусы каждого из них. Нашим экспертом выступит педагог со стажем, которая сталкивалась с работой на всех уровнях преподавания.

Меня зовут Обернихина Елена Владимировна. По профессии я – педагог. Хотела бы привести сравнительную характеристику трех профессий:

В выборе профессии главное - вдумчивый подход

Когда я слышу, как абитуриенты педагогического вуза рассказывают о том, что они поступают сюда лишь для того, чтобы получить высшее образование, а в будущем планируют заниматься – мне становится смешно.

Дело в том, что обучающая программа любого вуза нашей страны сформирована так, что закончив его, молодой специалист будет уметь выполнять лишь одну функцию – ту, которая вписана в его дипломе в качестве специальности. И за четыре-шесть лет обучения в вузе его ничему другому не научат.

Более того, занимаясь одним и тем же на протяжении нескольких лет обучения, молодой специалист будет четко сфокусирован именно на определенном, конкретном виде деятельности. Поэтому, к подбору вуза следует относиться очень внимательно. Надо выбрать ту профессию, которой захочется заниматься на протяжении многих лет.

В начале славных дел.

Профессиональная карьера педагога

Выпускник педагогического вуза имеет одно неоспоримое преимущество. Оно называется: «право преподавания». Да-да, не удивляйтесь. Дело в том, что уже закончив педагогический колледж (училище), молодой специалист может устроиться на работу в школу или детский сад.

Выпускнику же любого другого высшего учебного заведения, для того, чтобы стать преподавателем на одной из кафедр в своем вузе, придется закончить магистратуру или аспирантуру, сдав кандидатские минимумы. Именно магистратура или аспирантура дает выпускнику не педагогического вуза право преподавания.

Поэтому, не удивляйтесь, но инженер-механик не может преподавать труд в общеобразовательной школе, а инженер-программист не вправе обучать учащихся информатике. Такова специфика педагогических и не педагогических дипломов.

Уровни квалификации преподавателя

Выпускник педагогического вуза, работающий по своей специальности, вправе претендовать на повышение квалификации. В стенах школы существует такая градация квалификационных категорий учителей:

  1. Специалист;
  2. Учитель второй категории;
  3. Учитель первой категории;
  4. Учитель высшей категории;
  5. Учитель-методист;
  6. Заслуженный учитель России.

Естественно, пятый и шестой пункты – привилегия избранных. А до учителя высшей квалификационной категории доработать вполне возможно, но лет через 15-20. Так что, уважаемые молодые специалисты, будьте готовы много лет жить на зарплату учителя первой и второй категории. А это не очень большие деньги. Именно поэтому учителя очень «любят» заниматься репетиторством – просто деньги нужны, а взять их негде.

Профессиональные знания, умения и навыки педагога

Что же дает окончание педагогического вуза на практике? Ответ прост: студента, в течение нескольких лет, обучают активно общаться, много разговаривать, владеть устной речью и уметь выражать собственные мысли в письменной форме.

На самом деле, любому учителю совершенно ничего не стоит убедить кого-либо в чем-либо. Учитель – это хороший практический психолог и неплохой оратор. Однако педагог – плохой добытчик денег, поскольку основными личными качествами классического учителя, обычно, являются честность и бескорыстность. К тому же, любой учитель, по своей природе - альтруист.

Вот такой вот набор качеств получит любой выпускник педагогического вуза, проработавший несколько лет по своей профессии.

Насчет педагогических умений же, следует упомянуть слово «методика». Методика - это наука о том, как правильно учить. Причем, любая из методик рассчитана на изучение четко определенной дисциплины, конкретной возрастной группой учащихся.

Поэтому учитель географии вряд ли сможет научить учащихся китайскому языку. А учитель английского языка не объяснит школьникам, как писать компьютерные программы.

В дипломе каждого учителя имеется фраза, касающаяся его специальности. Например: «специальность: физика и труд». Это значит, что данный учитель может обучать учащихся лишь труду и физике, но никак не химии или математике.

Профессия «учитель»

Начну рассказ о этой непростой профессий с предупреждения.

Учителем работать трудно

Это очень нервная профессия. Главная сложность ее заключается в том, что надо не только усадить класс по местам, заставить детей замолчать, а затем слушать тебя, понимать твое объяснение и отвечать на поставленные вопросы.

Основная сложность этой профессии заключается в конфликтах с родителями. Почему-то, родители выпускников, вместо того, чтобы усадить собственного ребенка за выполнение домашнего задания и контролировать его весь год - в конце учебного года приходят в школу, чтобы «заставить» учителя изменить оценку любимому чаду.

Проблема же учителя состоит в том, что «любимое чадо» - вполне взрослый человек, а в каждом классе таких «чад» больше двадцати. И все эти юноши и девушки прекрасно видят, кто из них и как отвечает на уроках.

Заметьте, для любого ученика не является проблемой подойти к учителю и спросить его: «А почему у Маши оценка пять, а у меня – два?»

И, на мой взгляд, ребенок окажется совершенно прав. А с этими детьми мне придется встречаться и через год, и через двадцать лет. И намного приятнее, когда, прямо на улице, ученики начинают представлять тебе своих детей и супругов, нежели тогда, когда, увидев учителя, ученик перейдет на другую сторону улицы.

Учительница первая моя.

Вот поэтому я, обычно, стараюсь не удовлетворять требования высокомерных родителей, повысить оценку их ребенку. А это нервы и конфронтация. Конечно же, любой ребенок имеет право выучить предмет и пересдать его, но оценка не может быть повышена более чем на два балла – таков закон.

В школе, помимо детей, существует и педагогический коллектив. Это учителя всех возрастов: от юного и до пенсионного. Обычно, пару раз в год, на каникулах, в любой школе проходит заседание педагогического совета.

Скажу честно: «педсовет» - это мероприятие не из приятных. Надо просто сидеть и слушать администрацию школы, несколько часов подряд. Причем, информация, обычно излагаемая на «педсовете», не является ни важной, ни актуальной.

Раз в несколько лет учитель должен давать открытый урок. Делается это после курсов повышения квалификации, перед повышением категории. На открытом уроке присутствуют представители городского отдела образования и учителя из других школ. Мероприятие это очень нервное, а денег, в итоге, платят ничтожно мало.

Учтите, что зарплата учителя повышается, в среднем, каждые пять лет. Причем, за выслугу платят хорошо, а вот за повышение категории дают, в сущности, копейки.

Классное руководство - приятного мало, но платят хорошо

Одним из нелюбимых занятий всех учителей является «классное руководство». Имеется в виду, что в обязанности классного руководителя вменяется оправдываться перед администрацией школы за любую провинность учеников собственного класса.

Вот представьте, каково это - выслушивать гадости из уст начальства, из-за проделок совершенно чужих тебе отпрысков. Согласитесь, приятного мало. И хотя за классное руководство, в последние годы, неплохо платят, мне посчастливилось никогда так и не стать классным руководителем.

Отговорка проста: как учитель информатики, я не веду уроки у целого класса – только у его подгрупп, поэтому никогда не увижу весь свой подшефный класс целиком. Обычно эта отговорка срабатывает.

Учитель всегда виноват

В заключении, хочу сказать, что любой выпускник педагогического вуза, в стенах общеобразовательной школы, неизбежно столкнется с проблемой: « Учитель всегда виноват» . Это психология школы:

  • Если дети разбили окно – виноват учитель;
  • Если дети плохо написали контрольную работу – учитель плохо объяснил;
  • Если дети не помыли пол в классе – его должен вымыть учитель;
  • Если дети и родители жалуются на учителя – виноват тоже он, бедный.

Это, к сожалению, основные нормы функционирования школы. И проигнорировать их не удалось еще ни одному молодому специалисту.

Учителя очень любят курсы повышения квалификации и каникулярное время. Когда в школе объявляют карантин – учителя, обычно, встречают это мероприятие громким: «Ура!», - догадайтесь, почему.

Профессия «воспитатель детского сада»

К основным видам профессиональной деятельности педагога относится и дошкольное воспитание.

Плюсы

Придя на работу в «садик», попадаешь в очень приятную и мягкую атмосферу:

  • каждый родитель настраивает своего малыша: быть послушным и любить воспитателя;
  • дети «любят» поцелуями и объятиями. Поэтому, каждое утро воспитателя начинается с поцелуев и объятий, а также подаренных детьми конфет. Почему-то, каждый ребенок приносит воспитателю в кармане одну конфетку, как показатель дружбы.
  • В «садике» дети кушают, играют и спят, а родители радуются, когда, придя за ребенком, видят, как дети все это делают. Поэтому воспитателю достаются лишь уважение и благодарность.

Искренняя любовь деток - приятный бонус работы воспитателем в садике.

Кстати, в должностные обязанности воспитателя детского сада не входит уборка и мытье полов, вынос горшков, стирка, смена испачканной ребенком одежды, вывешивание на улицу испорченных простыней или мытье посуды. Все это работа няни. Воспитатель должен лишь занимать детей, следить за соблюдением дневного режима и проводить занятия с малышами, разумеется, в игровой форме.

В отличие от огромного количества знаний, необходимых школьному учителю, воспитатель детского сада должен знать лишь методику Марии Монтессори . А это всего одна толстая книга. Ее вполне достаточно для того, чтобы грамотно выполнять все должностные обязанности воспитателя, на протяжении долгих лет.

Для себя точно могу сказать одно: я абсолютно уверена в том, что знаю, что надо делать с малышом до семи лет, и как его правильно воспитывать. А это, поверьте, очень сильный аргумент в пользу профессии воспитателя детского сада.

И минусы

Минусом профессии являются случайные травмы детей. Ребенок может упасть с турника, поцарапать другого малыша или не поделить с ним игрушку. Дальнейшее зависит от родителей и их отношения к происшедшему.

Один родитель спокойно заберет ребенка, «украшенного» шишкой или синяком, убедившись, что травма получена при столкновении с пластмассовым ведерком. Другой - устроит истерику в детском саду, а затем побежит жаловаться в городской отдел образования.

Еще один минус профессии – то, что спустя несколько лет, ребенок не узнает вас на улице, а вы не сможете вспомнить его. Так что, на длительные чаепития с выпускниками, спустя годы, можно не рассчитывать.

Преподаватель высшего учебного заведения

Скажу честно, преподаватель вуза – это «небожитель», причем и в прямом, и в переносном смыслах. В любом вузе придерживаются таких правил:

  • Если студент не готов к занятию – это проблема студента;
  • Если студент не понял материала лекции и практического занятия – зачем ему вообще учиться в этом вузе;
  • Если студент выяснял с преподавателем отношения, писал на него жалобы, регулярно не готовился к занятиям – преподаватель просто не поставит ему оценку, а без этой оценки студента, с легкостью, отчислят из вуза;
  • Преподаватель всегда может обратиться к коллегам, чтобы попросить их не оценивать «проблемного» студента. И наоборот, оценить его лучше или хуже – по необходимости. Причем, это негласное правило соблюдают абсолютно все педагоги данного вуза. Ведь, если сегодня обидели одного преподавателя – завтра, возможно, оскорбят и другого.

В моей практике также встречались студенты, отчисленные из вуза после конфликта с преподавателем. Были и те, кому из-за «мести» педагогов пришлось перевестись на заочное отделение, просто для того, чтобы получить диплом о высшем образовании.

Препод всегда прав!

Плюсами профессии преподаватель вуза можно считать:

  • Высокую зарплату;
  • Официальный стиль общения и повсеместное уважение;
  • Взрослое общение - согласитесь, это намного приятнее, чем выяснять, как в общеобразовательной школе, почему учащиеся разбили мячом окно. В вузе подобного просто не бывает.
  • Небольшое количество подготовок к урокам. Для справки: школьный учитель, все вечера после работы, проводит за написанием конспектов. Это долго и не нужно. Но если педагог явится в класс без конспекта - он подлежит немедленному увольнению, причем никакой суд его не оправдает.

Что же касается вуза, то конспекты совершенно не требуются. Все преподаватели в течение года пишут методические пособия для следующего учебного года. Дальше кафедра их утверждает и отдает в типографию, для тиражирования.

Поэтому все педагоги и студенты имеют подобные книжки – конспекты практических занятий. А преподаватель пишет лишь конспекты лекций.

Но, если учесть, что на одну неделю нужен всего один конспект – педагог не перетрудится. Ведь для вуза характерен поток студентов: все группы, на одной неделе, изучают одну и ту же тему.

Минусы профессии:

  • администрация вуза все-таки анализирует и принимает к сведению жалобы студентов на преподавателей;
  • возможна проверка «на взятки» – берет ли их педагог. А это неприятно.

Пару слов о зарплате - кому из педагогов больше платят

В любом случае, мое мнение таково: педагогу лучше работать по специальности там, куда он сможет устроиться. Единственный минус – повышение квалификации:

  • Преподаватель ВУЗа может повышать собственную заработную плату лишь выслугой лет или защитой научной диссертации;
  • Учитель школы может повышать и категорию, но лишь в том случае, когда имеет законченное высшее образование и работает по профессии, указанной в дипломе;
  • Воспитатель детского сада может повышать категорию лишь в том случае, когда имеет диплом об окончании вуза, в котором указана профессия: «дошкольное воспитание».

Что же касается зарплаты - то наибольшее денежное вознаграждение выплачивается в вузах нашей страны. А вот педагоги детских садов и школ оплачиваются приблизительно одинаково. Хотя не следует забывать и о выслуге лет, которая значительно повышает оплату труда педагога школы или детского сада.

Все специальности мира зависят от человека, который решил посвятить свою жизнь работе с детьми и выбрал профессию учителя, ибо все - и простой рабочий, и врач, и кинозвезда, и политический деятель начинали свое образование со школьной скамьи.

Самые яркие воспоминания всегда связаны с первым учителем, поэтому педагоги начальных классов должны обладать не только соответствующим образованием, но высокими моральными качествами, любовью к детям.

Для того чтобы работать в должности учителя начальных классов необходимо получить диплом, подтверждающий получение высшего или среднего специального педагогического образования согласно данной специальности, также можно пройти обучение по смежному или похожему направлению. Однако, предпочтение все же на стороне специалистов с высшим образованием, что обусловлено спецификой данной профессии. Ведь преподаватель начальных классов это в одном лице педагог и психолог, воспитатель и музыкальный руководитель, математик и филолог, а по совместительству еще "школьная мама".

Получить педагогическое образование можно на базе 9 или 11 классов, что соответственно займет 3 и 4 года обучения. Высшее образование первого уровня это бакалавриат (4 года), а второго - магистратура (2 года). Есть еще третий уровень, выпускники которого преподают в высших учебных заведения.

Как стать учителем без педагогического образования

В последнее время все большее число молодежи изъявляет желание овладеть профессией учителя и, согласно классическому способу, юноши и девушки подают документы в педагогические колледжи, университеты и пединституты, последнее позволяет вести преподавание по различным предметам в старших классах общеобразовательных школ.

Однако, руководствуясь изменениями в системе школьного образования, которые действуют с 1.09.2010 года, можно принимать на работу в школу людей без профильного образования. Обучением может заниматься врач, юрист, экономист, преподавая предмет максимально близкий специфике своей работы. Чтобы получить должную квалификацию, нужно обязательно сдать экзамены в одном из отечественных педагогических вузов.

Как стать учителем начальных классов без педагогического образования

То же касается и педагогов начальных классов. Ведь учитель это не столько специальность, сколько образ жизни, зов сердца и души. Часто даже самое высокое образование не помогает, если человек не любит детей, не обладает выдержкой и самоконтролем и не может справиться с собственными эмоциями. Поэтому, талантливый от природы педагог может работать и без специального образования, сдав экзамены и подтвердив квалификацию в соответствующем вузе.

Как стать учителем английского языка в школе

Для того, чтобы преподавать английский язык детям, обязательно нужно получить знания, которое не только учат иностранному языку, но и знакомят с методикой преподавания его в школе. Школьные методики осваивают в педагогическом университете на факультете иностранных языков, а также в университете, выбрав специализацию учитель английского языка.

Школьный учитель английского языка особо востребован, можно сказать, что это одна из самых важных профессий современности. Ведь знание английского на сегодняшний день это не просто дань моде, а необходимость. Причем, для самого преподавателя, особенно молодого, работа в школе является отличным опытом в совершенствовании педагогических и профессиональных навыков.

Как стать учителем истории и географии в школе

Профессия школьного географа и историка это одна из тех специальностей, любовь к которым начинается еще тогда, когда будущие учителя сами ходят в школу. Обычно это люди влюбленные в свой край, весь огромный мир и способные по-детски искренне радоваться всем его удивительным проявлениям, передавая знания и эмоции своим ученикам.

Получить профессию школьного учителя географии или истории можно, поступив га географический или историко-географический факультет пединститута либо университета. Время обучения обычно составляет 4 года.

Но можно получить и среднее педагогическое образование, после которого начать трудовую деятельность в качестве учителя начальных классов, параллельно обучаясь на заочном отделении высшего учебного заведения.

Как стать учителем физкультуры

О важности физического воспитания учащихся вряд ли стоит напоминать лишний раз. В школах востребованы профессиональные преподаватели, которые способны привить детям любовь к спорту и донести чрезвычайную важность здорового образа жизни, особенно в условиях современной экологии.

Получить данную профессию можно в техникуме физической культуры только на очной форме обучения. Выпускники 9-х классов учатся обычно 3 года и 10 месяцев, а с аттестатом полного среднего образования период обучения занимает 2 года и 10 месяцев.

Поступление сразу после школы в институт или университет на отделение физической культуры и спорта даст диплом о высшем образовании, который можно получить и после обучения в техникуме, выбрав как очную, так и заочную форму обучения в вузе.

Возможно Вас заинтересуют.

Если вы подходите к зеркалу и смотрите внимательно на отражение, при этом возникает вопрос «кто я?», значит, самое время в этом разобраться. Это поможет наладить или даже изменить свою жизнь, стать счастливее и по-другому взглянуть на мир вокруг. Как принять себя, понять и полюбить? У психологов есть много советов и рекомендаций на этот счет. Рассмотрим несколько основных шагов навстречу себе.

Важные основы
Прежде всего, нужно разобраться, что значит «принять себя». Это вовсе не означает бросок из крайности в крайность: от кучи комплексов и неуверенности к самолюбованию и вознесению в разряд святых. Принять себя и свою жизнь – это, прежде всего, осознать всю ценность и неповторимость тела и души, каждого момента и места, человека и предмета, а также понять свое значение в этом круговороте вселенной. Звучит сложно и непонятно? На самом деле, все просто, если разложить по пунктам.

1. Уникальная личность
Как принять себя, если нет соответствия общепринятым нормам? Все дело в том, что мир переменчив и не стоит менять себя, слепо следуя тенденциям и модным веяниям. Сегодня в тренде спортивные и здоровые, завтра с обложек журналов будут улыбаться упитанные и ленивые, а послезавтра еще какие-нибудь другие.
Если жить не своей жизнью и делать только то, что делают все, то можно легко потерять себя. Очень важно помнить, что каждая личность уникальна. Не стоит ставить на себе крест, только от того, что во внешности, поведении или характере нет тех качеств, которые должны быть. А должны они быть, в общем-то, только потому, что кто-то так сказал. Глядя в зеркало, стоит помнить, что человек в отражении уникален, неповторим, и уже этим, как минимум, интересен.

2. Красота бывает разной
Разобравшись с уникальностью, можно перейти к следующему пункту – внешности. Красивы ли эти неповторимые тело, лицо, руки и ноги? Конечно да! И никак иначе! Цвет глаз, если присмотреться, такой глубокий и завораживающий. Волосы так красиво обрамляют лицо и подчеркивают женственность. Тело, хоть и не идеально, но тоже выглядит очень даже неплохо.
Принимай себя любой и не забывай, что красота бывает очень разной. Вспомни о некоторых африканских племенах, где женщины выбивают себе зубы или наносят на тело шрамы, чтобы быть красивыми. Европейцу это кажется странным и уродливым, а на черном континенте это верх совершенства. Так что то, что одному кажется отвратительным, для другого будет выглядеть идеально. Красота – это понятие не абсолютное, многоликое и многогранное.
Ну а если эти убеждения не действуют, тогда – вперед за красотой! Тренажерный зал, косметический салон, магазин одежды – все что угодно! Главное, в погоне за прекрасным не потерять себя, и, делая новомодную прическу или примеряя трендовое платье, не забывать про внутренние ощущения. Что будет, если снять этот наряд и смыть краску? Под яркой и красивой оберткой остается все та же красавица, что и без нее.

3. Достоинства и недостатки
Разобравшись с внешностью, можно перейти к красоте внутренней. Как принять себя, если в наличии одни лишь недостатки?
Во-первых, людей без достоинств просто не существует. У каждого есть чем пощеголять и над чем поработать.
Во-вторых, действительно ли так много плохого и так мало хорошего? Нужно взять лист бумаги, расчертить его на две половинки и разделить все свои качества на положительные и не очень. Делать это нужно в спокойной и тихой обстановке, чтобы никто не мешал, и ничего не отвлекало. Затем, за каждое достоинство можно похвалить себя или, даже, наградить. Например, побаловать пирожным или ароматным чаем.
Теперь, переходим к списку недостатков. Необходимо включить объективную критику на полную мощность и проанализировать каждый пункт. Действительно ли это недостаток или просто так кажется. Например, прямота и простота человека в разных жизненных ситуациях может быть как хорошим и полезным качеством, так и совершенно неуместным. Эта неоднозначная черта характера не может быть без сомнения отнесена в разряд недостатков. И так далее в том же духе. Проработав таким образом весь перечень, можно убедиться, что все не так уж и плохо, и что нет никакого огромного «черного списка». А если какие-то недостатки все же угнетают и не дают покоя, тогда нужно выделить их и поработать над их устранением.

4. Нет сравнениям
Как принять себя неидеальную, если вокруг все такие хорошие, красивые и умные? Очень просто! Необходимо перестать сравнивать себя с окружающими. Нужно научиться вычеркивать из своего сознания мысли о том, что у кого-то длиннее ноги, гуще волосы, стройнее талия и так далее. Тут вспоминаем пункт первый и третий. Каждый человек уникален и неповторим, но не идеален. Сравнения не имеют никакого смысла. Они лишь развивают неуверенность, зависть и прочие совершенно никому не приносящие пользу чувства и мысли.
что значит принять себя

5. Вычеркнуть лишнее
Очень часто человек не принимает себя только потому, что его окружение не позволяет это сделать. Не стоит жертвовать своим внутренним ощущением комфорта и уверенности ради кого-то другого. Наоборот, стоит провести ревизию в своих отношениях с окружающими. Все, кто не принимает и не уважает как личность, должны быть немедленно вычеркнуты из жизни. «Добрые» советы лучшей подруги про внешность и любовь, если их проанализировать, могут оказаться не такими уж искренними и хорошими. А утверждение про «вторую половинку» оказываются всего лишь попыткой удержать или подчинить.
Окружающие люди должны принимать две истины:
Нет никаких половинок, четвертинок и так далее. Каждый человек целостен и самодостаточен.
Каждая личность уникальна и неповторима, интересна и красива, и не нужно ее менять. Если интересно, общайся, а если нет – уходи.
Кроме того, есть удивительные люди, которые все время плачутся, ноют и буквально «вытягивают» жизненную энергию из всех остальных. Такие друзья и подруги при длительном общении могут просто окунуть в депрессию, из которой потом очень тяжело выбраться.
И еще одна категория «неблагоприятного общения» — это те, кто самоутверждается за счет других. Если подружка дает советы о том, как сделать ресницы такими же длинными, как у нее, или как стать такой же модной, как и она, то, скорее всего, это вовсе не искреннее желание помочь, а попытка подчеркнуть свою особенность путем умаления достоинств окружающих. Такие люди тоже не годятся для длительного и близкого общения, иначе можно заработать кучу комплексов и неуверенности.

6. Любить и быть любимой
Как полюбить себя? Советы психологов в этом пункте те же, что и во всех предыдущих – убедиться в своей уникальности, неповторимости, красоте внутренней и внешней, а всех, кто с этим не согласен, исключить из круга общения.
Есть только один важный нюанс. Любовь, как известно, не подвластна разуму. Невозможно искренне и по-настоящему полюбить кого-то насильно, даже себя самого. Но есть и приятная новость – любовь к себе родному заложена природой. Она уже есть, просто под воздействием каких-то обстоятельств или людей это важное чувство спряталось куда-то глубоко внутрь и его необходимо извлечь, оживить и наполнить силой.
Не нужно пытаться полюбить себя, а необходимо лишь взбудоражить те чувства, которые уже есть. И вот тут придут на помощь советы, изложенные в этой статье. Оценив все достоинства, убедившись в своей красоте и неповторимости, и очистив свою жизнь от ненужных людей, человек воскресит утерянное чувство любви к себе родному.

7. Разные эмоции
Еще одно очень важное правило: понять себя, принять и полюбить можно и нужно в любом эмоциональном состоянии. Абсолютно каждому бывает грустно или печально, любой человек может разозлиться или просто «быть не в духе».
Отрицательные эмоции – это тоже часть внутреннего мира. Если хочется плакать, значит это то, что сейчас нужно душе и телу, и не надо этого бояться, стесняться и т.д. Конечно, бывают жизненные ситуации, когда необходимо сдержать эмоции, но после этого ведь можно обнять любимую подушку и прокричать ей, все что думаешь, или нареветься вдоволь.
Любые чувства естественны и их не нужно подавлять. Если каких-то кажется слишком много, то можно проработать этот отдельный вопрос, но при этом не забывая пункт первый – каждая личность уникальна, а эмоциональный портрет — это важная составляющая этой неповторимости.

Маленькие помощники
Помочь, принять, понять и полюбить себя могут простые вещи, которые сегодня доступны каждому:
Фотоаппарат. Делайте побольше снимков. Не нравиться результат? Тогда покажите фотографии большому количеству людей (например, можно выложить в социальной сети). Сразу сработает пункт второй: то, что кажется некрасивым одному, для другого будет выглядеть просто совершенно. А если есть сильные сомнения по поводу фотогеничности, то сделайте портфолио у хорошего фотографа. Профессионал сумеет подчеркнуть все самое лучшее и развеять сомнения.
принимай себя любой
Зеркало. Смотреть на свое отражение можно и нужно часто и, обязательно, с любовью. Ведь только в зеркале можно увидеть самого дорого, близкого и родного человека – себя!
Дневник. Записывая все свои победы и поражения, удачи и сомнения, мысли и переживания в обычную тетрадь, можно проанализировать и обдумать их, увидеть совершенно в другом свете. Если перечитать отдельные фрагменты через некоторое время, это поможет получить ответы на разные вопросы, в том числе понять себя, свое поведение и эмоции в конкретной ситуации.

Подводя итоги
Если после прочтения статьи и следования всем рекомендациям, все еще остается вопрос «кто я?», то вот ответ: умница, красавица, замечательный человек и интересная личность!
как полюбить себя советы
Только так и никак иначе! Так утверждают ведущие психологи мира, а специалисты такого уровня ошибаться просто не могут.