Дисциплина: Психология
Тип работы: Доклад
Тема: Миссия психолога в системе образования

Миссия психолога в системе образования.
В современных условиях государство не берёт на себя функции духовного развития молодёжи. Поэтому школа иногда не может
вмешаться в это. Отсюда происходит множество психологических проблем. Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовного направления в воспитании детей. В школе
это – психолог.
Кому и зачем мы нужны в школе?
То, что школе нужен психолог, принимается как постулат. Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами, текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два
простых вопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая. В разное время были статьи
Битяновой,
Бегловой,
Сартана, Степановой и других авторов. Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школах появилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четких
представлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем в школе психолог. Самые
частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что бы помогать» - кому \"помогать\" - точно не отвечают, кажется, детям. Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи,
которые начнут работать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученический опыт.
Директора и завучи школ тоже смутно представляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем, кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом
сопровождении, но, при прояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли ты знаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то ли
можешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.
Вместе с тем, адекватно, если инициатор контакта с психологом – семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается от
консультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случае взаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, так как у психолога
расширены возможности – ребенок все время перед глазами.
Надо отметить, что сами психологи тоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе, целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет
психолог, какие идеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрацией договорятся.
Педагог-предметник имеет право преподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав это с администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может
выглядеть, что должно быть в результате. Школьный психолог так же может выбрать одну из принятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательным
процессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическое сопровождение ребенка. А дальше - полная свобода. И это было бы прекрасно, если бы не
рождало у окружающих неоправданные надежды.
Итак, предположим, что психолог нужен в школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные
особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее,
взрослым – учителям, родителям – знать, что делать. Ребенку больше надо уважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу. Ситуация обследования в
школе не всегда безопасна для ребенка и практически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практически невозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже
не всегда знают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требования конфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата).
В процессе развивающих занятий, тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своем внутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между
людьми и научиться пользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформировать когнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы
можем дать детям. Только как бы не вышло «демьяновой ухи» - это ведь дополнительные уроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как уже отмечалось выше,
школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников, знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льстит профессиональному самолюбию психолога, создает
ловушку осознания своей полезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такой ситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет, что
психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И - так же, как ребенок, обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалось достигнуть, то порой, как
ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.
Вместе с тем, психолог может быть во многом полезен педагогу. Учитель добивается результата, психолог точки
прерывания контакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины и помочь восстановить продуктивные отношения.
Как бы ни было справедливо все выше сказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности. Видится проблема в том, что нет пока в образовательном
сообществе представления о миссии школьного психолога. Именно поэтому не понятно, в какое время брать ребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматься
развивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь. Именно поэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтоб назначили, чтоб отпустили,
чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливая задача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудно опереться, потому что не видно границ. Именно поэтому каждый
специалист на своем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему.
Кроме того, специфика нашей работы требует «следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребности конкретного детского и педагогического
коллективов оставит место для свободы
Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят свою миссию. Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасные технологии и понятно что делать и как,
хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?». Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования.
Наверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение.
С одной стороны, имеется - чуть ли не явно сформулированная - миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.
Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии
школьного психолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное...

Забрать файл

Многие люди до сих пор относятся к профессии «психолог» с небольшой настороженностью, так как плохо представляют себе, кто такие психологи и как они работают.

Данная профессия до сих пор окружена различными мифами, мешающими, порой, вовремя обращаться за помощью и разрешать свои жизненные проблемы.

Вот одни из самых распространённых мифов и заблуждений о психологах.

Миф 1. Психологи и психотерапевты работают только с психами.

Сегодня многим людям необходима психологическая помощь, но из-за устоявшихся стереотипов люди не обращаются за помощью к специалисту. И дело здесь ни сколько в ограниченных финансовых возможностях, сколько в самом восприятии профессии психолога. Разговоры о том, что человек ходил к психологу или консультировался у психотерапевта, часто вызывают насмешку или отторжение, и в сознании нашего человека проносятся картины смирительных рубашек, кушеток, и таблеток, если пошел к психологу – значит, психически болен.

А все дело в том, что многие не видят различий межу работой психиатра и психолога, психотерапевта. В то время, как это совершенно разные профессии, и цели работы у них разные.

Большинство людей, имеющих психологические проблемы, на самом деле, являются психически здоровыми людьми. Эти люди обращаются к психологам и психотерапевтам, которые работают по определению с психически здоровыми людьми, сталкивающимися в повседневной жизни с теми или иными трудностями или занимающимися саморазвитием.

Психиатр же – это врач, который работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьезные нарушения и отклонения в психике. Это медицинское направление работы, которое занимается преимущественно фармакологическим лечением. Такой врач диагностирует психическое расстройство и назначает конкретные медицинские препараты пациенту (не клиенту). Такое лечение может быть амбулаторным или же в условиях стационара. Примером психических расстройств могут быть шизофрения, паранойя и др.

Разница между психологом и психотерапевтом же не столь очевидна.

Главной целью психолога является расширение восприятия клиента до того уровня, на котором клиент понимает причины своих проблем, сам находит способы решения, переосмысливает свои поступки и определяет стратегию на будущее. Области работы психолога –это консультирование, коучинг, целеполагание и др.

Психотерапевт же работает более глубоко и основательно, со сложными ситуациями, глубокими психотравмами и личностными проблемами. В процессе психотерапевтической работы может существенно измениться внутренний мир клиента, а это значит, что появляется новое поведение, новое отношение к чему либо, новое понимание жизни себя и других

Главная цель психотерапевта - это изменение настроек психики у клиента. Это может быть работа с ощущениями, чувствами и мыслями, такими как ненависть, фобии, стыд, страх, неуверенность в себе и многое другое. И в данном случае мало понять, в чем проблема, важно так же изменить эти настройки в себе.

Психотерапевты также работают с психотехнологиями (методами, техниками), позволяющими проработать детский травматический опыт или, например, проблемы с внутриутробным периодом развития, проблемы созависимости с другими людьми, техниками изменения ограничивающих убеждений и многие другие так же входят в арсенал работы психотерапевта.

Психологическое консультирование и психотерапия взаимно переплетены. Сейчас трудно найти психолога без знания психотерапевтических техник, как и психотерапевта без теоретической психологической базы и навыков консультирования.

Порой, работа, которая начинается как консультация, часто перерастает в серьезную психотерапию с глубокой личностной трансформацией.

Миф 2. Основная задача психолога - это дать совет.

Психологи и психотерапевты не занимаются раздачей советов. Основной целью работы специалиста является оказание помощи клиентам для разрешения волнующих их вопросов, а так же создание условий для того, чтобы человек смог самостоятельно найти выход.

Ведь давно известно, что глубоко в бессознательном человек уже знает решение своей проблемы. Поэтому специалист, работая с клиентом, помогает ему найти в себе самом выход и взять на себя ответственность за свою жизнь, убрать всё преграды на пути к желаемому.

Миф 3. Психолог не может иметь своих проблем, а если проблемы есть, то разве он специалист?

Психотерапевты ничем особенно не отличаются от других людей: у них могут быть свои жизненные неурядицы, проблемы и запросы на саморазвитие. Допустить, что психологи никогда не имеют проблем - это как сказать, что врач-травматолог пожизненно застрахован от перелома при падении или у врача - стоматолога никогда с момента получения диплома не будет кариеса. Все мы живые люди, и психологи не исключение.

Только в отличие от своих клиентов у психолога больше соответствующих знаний и опыта, позволяющих наиболее эффективно справляться с трудностями. Человек, обладающий психологическими знаниями, гораздо быстрее и легче понимает, где лежат причины возникшей проблемы.

Миф 4. Психолог и психоналитик – это одно и то же.

В сознании современного человека, очень крепко засел образ голливудского психоаналитика из фильмов. Такой специалист из кинофильмов участливо выслушивает жалобы клиента, с пониманием кивает и что-то записывает в свой дневник. А клиент, не теряя ни минуты, комфортно расположившись на кушетке, изливает все то, что наболело.

На самом деле психолог и психоаналитик - это не слова-синонимы.

Психоанализ – это лишь одно из направлений (хоть и очень обширное) в психологии, позволяющее консультировать людей.

Между тем, например, в Российской Психотерапевтической лиге на сегодняшний день насчитывается более 40 официально признанных направлений психологического консультирования.

Это может быть гештальт-психология, транзактный анализ, интегральное нейропрограммирование, нлп и др. У каждого направления своя специфика и свои принципы, на которых строится работа. И каждому человеку подойдет какой-то свой метод работы.

Миф 5. «Психологи помогают решить только психологические проблемы».

Устоявшееся убеждение, о том что сфера психологии – это только душевные терзания, и психические патологии человека, закрывает для людей возможности решить денежные проблемы, вернуть здоровье, подняться по карьерной лестнице, изменить свое будущее и многое другое.

Например, психолог, психотерапевт вам легко объяснит, что не денег не хватает, а не хватает ваших внутренних ресурсов (например, понимания своей цели, адекватного отношения к деньгам, смелости, чтобы открыть свое дело, самооценки, чтобы претендовать на большую зарплату). А самое главное, что не только объяснит, но и поможет проработать или минимизировать влияние внутренних и внешних ограничений.

Миф 6. Психологи видя т собеседников насквозь.

Бытует мнение, что психологи мгновенно считывают о человеке информацию по его внешнему виду и могут моментально нарисовать его психологический портрет буквально с первых минут общения, словно видят человека насквозь и знают все о нем.

Но это также один из распространённых мифов. Да, с годами специалисты все больше и больше полагаются на свою интуицию, развивают эмпатию (чуткость) профессионала, все лучше и лучше «читают» клиента. Но это, скорее, дополнительный инструмент, и профессионал не будет полагаться только на свои ощущения, свое понимание.

Чаще бывает, что за годы работы профессионалы собирают достаточное количество материала по клиентским запросам, которые по своей сути схожи у многих. Например, такие темы как развод, воспитание детей, сложности со здоровьем или карьерный рост довольно распространены.

Но и это не может быть решающим фактором, потому что каждый случай индивидуален, и истина будет выявлена только в процессе самой работы с человеком.

Субъективное оценивание же происходящего, развешивание ярлыков на клиента, определение человека как того или иного типа личности, классифицирование на самом деле не являются решением проблем.

Миф 7. Психолог в прошлом должен был сам пережить ту проблему, с которой к нему обратился клиент.

Этот миф наиболее распространен среди людей, которые пережили определенную психологическую травму. И в связи с этим такие люди считают, что им может помочь только лишь тот специалист, который сам пережил нечто подобное.

Если на минутку представить, то сам запрос на такого специалиста немножко абсурден, как если бы лежа на операционном столе с острым аппендицитом, вас волновал бы вопрос, имел ли ваш оперирующий врач в прошлом такой же диагноз. Или другой пример: как если бы врачами-акушерами были бы только женщины и не было бы в этой профессии мужчин, которые по умолчанию не могут выносить и родить ребенка.

Скорее всего, в этих ситуациях по-настоящему волнует только одно – своевременно оказанная помощь профессионала. Так же и в отношении психологической помощи.

Тут, скорее всего, вопрос в доверии к конкретному специалисту, конкретному методу работы или реальном желании решить свои проблемы.

Миф 8. Психологи – самые мягкие и тактичные люди, которые всегда поддерживают, подбадривают и все одобряют.

Несомненно, одна из задач психолога - это помочь клиенту и поддержать его. Но наряду с другими мифами о его работе, сложилось мнение, что психологи и психотерапевты - это такие специалисты, которые просто по умолчанию не делают больно, словно они должны только «поглаживать» клиента (соглашаться, кивать, потакать).

И если клиент вдруг начинает испытывать какой-либо психический дискомфорт во время терапии или консультирования, то этот его психолог какой-то не такой, не мягкий, не добрый, жесткий, «обижающий» клиента.

Но на самом деле, для того, что произошел настоящий сдвиг в решении проблемы, клиенту зачастую нужно пережить различные эмоции, часто обозначающие сопротивление работе и изменениям, такие как страх, дискомфорт в теле, потерянность и агрессия.

В работе психотерапевта используются не только так называемые «поглаживания». Умение говорить болезненную правду, умение провоцировать вносят существенное качество, помогая выявить скрытое сопротивление, делая работу более плодотворной.

Грамотными психологами не становятся за минуту. На обучение профессии уходят годы, к тому же специалисты постоянно занимаются профессиональным самосовершенствованием, изучая новые методы, проходя супервизии и индивидуальную психотерапию.

Аудитория сайта - психологи, психотерапевты, бизнес тренеры, организаторы тренингов . А также все те, кто ищет предоставляемую ими информацию и услуги, интересуется личным развитием, тренингами и обучающими программами.

Статьи по психологии, блоги, видео, форум.

На сайте можно записаться на личную встречу с психологом или на онлайн консультацию.

Есть расписание тренингов и вебинаров по психологии.

В ожидании появления на свет своей третьей дочери мне иногда было немного страшно, иногда у меня появлялась уверенность, что я справлюсь. Когда я была полна сил и энергии, я относилась к родам как к чему-то волшебному и удивительному, как к великой ценности. Однако, дочка, которая сидела в моем животе ничего не знала о том, что ей предстоит. Она не знала, что ей предстоит пройти через боль и страх, она не знала, что ей придется потерять многое из того, чем она тогда обладала, что являлось все ее миром. При этом, все ее существо готовилось к этому испытанию. У большинства деток, которым предстоит появиться на свет, есть достаточно ресурсов, для того чтобы справится с этой задачей. И все же, в некоторых случаях деткам нужна помощь.

Мы приходим в этот мир через боль. Через радость и счастье зачавших нас папы и мамы и через боль. Проходя свой жизненный путь, мы встречаемся с большим количеством разных испытаний, которые формируют нас. Мы встречаемся с радостью и болью, мы много чего теряем, но многое и приобретаем. Перед каждым из нас стоит задача понять устройство этого мира, научится жить в нем и выбрать свою личную дорогу воплощения и самореализации. Решая эти задачи, мы часто встречаемся с болью. Как правило у каждого из нас есть свои внутренние силы, свой ресурс для того чтобы справится с болью, которая встречается нам по жизни. Для каждого из нас очень важно на определенном этапе пути опираться на близких людей в момент боли, а так же иметь возможность разделять свою радость с ними…

Однако мир устроен сложнее, чем описанная выше модель. По каким-то причинам, наши родители далеко не всегда могут быть рядом с нами в нужный момент… Иногда они уходят слишком рано… Иногда у них есть ресурс только для того чтобы дать нам жизнь… Есть события, в которых наши родители теряют власть и не могут нам помочь… Есть ситуации, когда нам нужно больше, чем помощь нашего родителя.

Каждого из нас увлекает и заряжает что-то свое. Кто-то чувствует музыку — он способен и желает донести через нее что-то важное, для окружающих его людей. Кто-то стремиться сделать жизнь людей свободнее автоматизируя производство. Не исключено, что изначальная идея при своем воплощении может принести вред – жизнь есть жизнь и мы просто люди имеющие свои ограничения.

Мне как психологу-психотерапевту важно помогать человеку в ситуации, когда ему больно, помогать проходить через боль. Повторюсь, не во всех ситуациях нам нужна помощь, но иногда она просто необходима… Иногда отсутствие помощи приводит к тому, что мы консервируем свою боль, так и не поняв, что произошло с нами.

Хорошо, когда младенец прошел через родовые пути, благополучно задышал и встретился с мамой. В этой ситуации, он многое испытал, многое потерял, однако он приобрел что-то удивительно ценное, он приобрел возможность идти по своему пути дальше, ведь жизнь в утробе, как бы она не была хороша, не может быть бесконечной…

Если же новорожденному трудно дышать, если он не имеет возможности встретится со своей мамой, если жизнь его после рождения не определена и не предсказуема… тогда все те испытания, которые он прошел в момент родов не могут быть присвоены, как личная победа в инициации. Тогда ему требуется помощь, чтобы выжить, требуется помощь, чтобы жизнь продолжалась.

Если кто-то из нас встретился с болью, смысл которой не понятен, если у нас не было достаточно сил, чтобы справится с той болью, которая захлестнула, если мы вынуждены были переживать боль в одиночестве, то наша психика сделает все возможное, чтобы эту боль спрятать в железный ящик под тяжелый замок – ведь иначе идти дальше по жизни становится невыносимо. Такая спрятанная боль, может разрушать нас годами, просачиваясь из этого ящика, пытаясь вырваться на свободу, напоминая о себе бесконечное количество раз. Такая боль будет мешать нам двигаться дальше по своему жизненному пути… Мы конечно будем расти и даже взрослеть… Раз мы пришли в это мир у нас будет ресурс и возможность как-то справляться с этой жизнью, но будет так же что-то, что тянет назад, что заставляет замирать, что не пускает двигаться вперед, что все время напоминает о себе…
Как много у каждого из нас таких событий, которые тормозят наш путь, которые как резинки тянут нас назад, которые раз за разом возвращаются в нашу жизнь, потому, что мы так и не смогли прожить их… У каждого свой набор, отпущенный судьбой.

Я вижу свою роль, свою миссию как психолога-психотерапевта, быть проводником в душевных страданиях… Иногда к ним надо найти дорогу. Ведь психика очень старательно прячет этот ящик, чтобы у нас была возможность просто жить. Иногда важно увидеть в болезненных переживаниях ценность – ведь они многому научили нас. Иногда важно найти ответственных и перестать винить себя за то, что не совершал. Есть ситуации, когда бывает достаточно понять, что именно болит, и дальше человек сам может найти помощь внутри себя или рядом со своими близкими. Ведь порой, то чудище, которое казалось в детстве непобедимым, легко может быть повержено, когда мы стали взрослыми. Но бывают ситуации, когда боль можно прожить, только рядом со специалистом. В этих случаях, боль найденная, рассказанная, описанная, разделенная, признанная – теряет свою силу и власть над нами. Психике нет необходимости тратить свои силы на то, чтобы удерживать ее под тяжелым замком и следить, чтобы она не проникала через ржавеющие углы.

Я вижу ценность психотерапевтического процесса в том, чтобы образовалось место, время и пространство, где мы с вами можем максимально безопасно встретиться с болью, понять ее, принять, дать ей право на существование, определить ее ценность.

Станете ли вы счастливее после прохождения психотерапии? Нет. Скорее вы перестанете быть несчастным. Станет ли ваша жизнь проще и понятнее, если вы начнете личную психотерапию? Нет. Скорее, вы поймете уникальность своего личного пути и будете лучше понимать устройство своего внутреннего мира.

Один семилетний мальчик, сходив на первую тренировку в бассейн и испугавшись тренера, спросил маму:
— А ты можешь плавать рядом, чтобы я знал, что ты близко?
— Я не знаю, как сегодня распределять тренировочные дорожки, возможно я буду плавать в соседнем бассейне… — ответила мама.
— Спасибо, мне этого достаточно, мне важно просто знать, что ты рядом.

Я точно могу обещать, что «буду рядом» (в том месте и в то время, о котором мы с вами договоримся), если вам понадобится помощь, чтобы справится с трудной ситуацией. Я точно могу обещать, что благодаря психотерапии вы научитесь сами себе оказывать помощь в таких ситуациях. Я точно знаю, что вам станет интереснее жить рядом с тем человеком, которого вы видите в зеркале (если вы в него заглядываете), а главное вы узнаете и поймете про него много важного. Я точно знаю, что в результате психотерапии ваши отношения с миром и людьми станут более ясными и понятными, а главное более предсказуемыми и менее болезненными. Я точно знаю, что это стоит вложенных вами сил, времени и денег, потому что сама 8 лет проходила личную терапию и по своему опыту знаю, какие удивительные открытия ждут вас на этом пути.

В одно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое,
В одно окно смотрели двое.
(Омар Хайям)

Омар Хайям - поэт, философ и ученый. Его светлые мысли, четверостишия зацепили меня в начале моей профессиональной деятельности. Уж слишком изящны и точны по глубине и форме его слова, трактаты и цитаты. Не так ли, друг мой!? «Да - да» - ответишь ты, и поддержу тебя я в этом! Поддержу, помогу, увижу «листвы зеленой вязь, весну и небо голубое» в тебе, мой ученик, коллега, ребенок иль клиент.

Моя профессия – психолог. Я так давно решила. Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Друзья удивлялись, как мне не скучно все это: чужие проблемы, чужие ссоры и конфликты. А нет!!! Я радовалась, когда мир вокруг становился добрее и прекраснее.

Миссия… Когда слышишь это слово, начинаешь думать о чем-то высоком, значимом. Кажется, что ты, отдельно взятый человечек, не можешь нести в себе все, что заключено в это понятие – не под силу. Профессия психолога наряду с некоторыми другими - например учителя или врача - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, психолог - помочь стать человеком, увидеть положительное даже там где его... Может и нет?А может оно так спрятано далеко, что понадобятся годы, чтобы взрастить его!

Психология зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии: быть всегда готовым оказать помощь, хранить тайну, внимательно и заботливо относиться к любому, действовать исключительно в его интересах, проявлять высочайшее уважение к жизни ребенка, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Психолог встречает ребенка в детском саду, в школе, центрах раннего развития, поликлиниках,... К нему обращаются за помощью родители, бабушки, дедушки, воспитатели, педагоги. Изо дня в день мы сражаемся с Нечто (равнодушием, злостью, агрессией, скукой), спасаем страну, Школу и ее жителей. Это определяет и особую ответственность профессии психолога, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Промахи и ошибки психологов не остаются без внимания.

Искусство психолога - это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с детьми, родителями, воспитателями, учителями. Психолог должен быть добрым человеком, чувствовать чужую боль, настроение другого.

Профессия психолога - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к ребенку, любовь к человеку, любовь даже к «трудному» подростку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Часто я возвращаюсь к словам «Сначала полюби - потом воспитывай, сначала полюби, потом обучай». Почему? Видимо сила этих слов в их глубоком понимании. Ведь часто в глазах детей я читаю «Люби меня таким, какой я есть, помоги мне, если можешь».

Эта профессия требует мужества, необходимости принятия единственно правильного решения, от которого зависит детская жизнь. Я бесконечно рада, когда ребенок говорит, что ему нравятся мои занятия, когда он не хочет уходить. Я очень долго шла к этой профессии, но моя ДОРОГА все-таки нашла меня, или я нашла ее, это уже неважно, важно, что кому-то я приношу пользу и для кого-то пусть на чуть - чуть делаю мир ярче и волшебнее.

Я от всей души желаю тебе, мой друг, удачи. Надеюсь, что мое письмо хоть немного помогло тебе по-новому взглянуть на некоторые вопросы, связанные с нашей нелегкой, но самой замечательной в мире профессией психолога!

Галактионова Юлия Сергеевна - педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 12» г. Петрозаводска Галактионова Юлия Сергеевна.

Каждый человек мечтает об универсальном рецепте счастья или универсальном рецепте решения всех проблем, и в поисках оного часто обращаются к психологу. Но таких рецептов не существует, так как каждый человек уникален, значит у каждого свой персональный рецепт счастья, спрятанный в его бессознательном. Психотерапия как раз и предполагает совместное «путешествие» психолога и клиента в его бессознательное, в поисках дороги к его персональному счастью через решение проблем, мешающих стать счастливым, удачным.

Иногда даже говорят: «Вы же психолог, значит Вы все можете», но психолог не волшебник, у него нет волшебной палочки, он всего лишь человек, и не знает всех ответов, тем более, как решить проблему другого человека, поскольку л учше самого человека, никто не знает, что ему нужно, все ответы «спрятаны» в бессознательном самого клиента, психолог только помогает найти их, помогает приподнять «занавесь», скрывающую их в бессознательном, но осознать и принять их должен сам человек. Сделав это, человек, тем самым, обретает внутреннюю гармонию и спокойствие, уверенность в себе и своих силах, удовлетворение своей жизнью.

Также, психолог не жилетка и не губка чужих проблем, смысл работы психолога - помочь человеку развеять иллюзии о самом себе, о сложившейся ситуации, то есть помочь увидеть себя самого такого какой есть, увидеть те стороны своей личности, которые человек прячет сам от себя и принять их. Иногда это болезненно и неприятно , а иногда и радостно . Поэтому если клиент не готов увидеть себя без прекрас, лучше воздержаться от обращения к психологу. Потому что психолог не для того, чтобы только одобрять и хвалить - психолог не нянька, а для того, чтобы «отразить» человека таким, какой он есть, чтобы человек увидел свои сильные и слабые стороны, чтобы взглянул на сложившуюся ситуацию под другим углом, и, тем самым, самостоятельно нашел решение своей проблемы, точнее его осознал, так как решение уже есть в его бессознательном, его надо только осознать и принять. И для этого, иногда, психолог может, наоборот, провоцировать или становится «непонятливым», копировать поведение, мимику, интонации, движения клиента. Все это делается, для того, чтобы человек взглянул на себя «под другим углом», чтобы увидел себя так, как его видят окружающие, так как отношения между психологом и клиентом отображают в большинстве случаев обычный способ взаимодействия клиента с окружающими его людьми - общение, дружба, работа.

Да, в большинстве случаев, психолог понимает, поддерживает, одобряет, поощряет, сопереживает, но если у клиента неадекватное представление о самом себе и виденье сложившейся ситуации искажено, и, при этом клиент уверен в своей непогрешимости (пусть даже на словах он говорит обратное, но глубоко в душе, он считает себя идеальным), и, не желает слышать ничего противоречившего его мнению о себе и его проблеме, то одобрение всего этого в данном случае принесет только вред, что приведет к плачевным последствиям для клиента. То же самое, если клиент неадекватно оценивает себя, когда возводит в ранг достоинств недостатки, а настоящие свои достоинства не ценит или вообще не осознает. Например, когда за доброту выдается неумение отказать или (и) желание получить постоянное восхищение, одобрение, внимание. То есть истинные побуждения своих поступков человек прикрывает благими намерениями, но побуждения их совсем в другом, окружающие это чувствуют, и соответственно реагируют, чаще всего начинают такого человека использовать, а он удивляется почему за его «доброту» так с ним несправедливо поступают, но фактически доброты-то не было, причина его поступков в другом, поэтому и результат такой, и пока человек сам себе не признается, что он просто не умеет отказывать или старается угодить, чтобы казаться хорошим, отношение окружающих к нему не изменится. И в такой ситуации вместо того, чтобы обижаться, стоит научиться отказывать и ценить самого себя. Тоже самое, в ситуации, когда клиент приписывает свои чувства, мысли и поведение окружающим, чем создает массу проблем самому себе, провоцируя их на агрессию, и не может или не хочет этого увидеть. Такое поведение одобрить или поддержать — это нанести неимоверный вред человеку. Поэтому психолог обязательно объяснит или покажет (в зависимости от методов психотерапии) как обстоят дела на самом деле, а клиент или принимает и меняется, или отказывается услышать психолога, и обвинив, что тот ничего не знает, не умеет и не понимает, и, самое главное, с точки зрения клиента, не понимает его самого, уходит обиженный или злой, только теперь приписав собственные эмоции и чувства психологу. И продолжая вести себя так, как привык, и считая это единственно правильным, человек только усугублять свое положение, погрязая все в больших и больших проблемах. Психолог одобривает и поощряет только конструктивные решения и поведение клиента, которые идут на пользу самому клиенту.

Также стоит помнить, что профессиональное мнение о Вашей проблеме или сложной ситуации, в которой Вы оказались, может не совпадать с Вашим, но как раз в этом и кроется ответ как решить Вашу проблему, потому что если бы Ваше мнение о сложившейся ситуации было объективно, то у Вас бы просто не возникло данной проблемы, а значит и не было бы необходимости обратиться к психологу. Поэтому стоит прислушиться к тому, к чему подводит психолог, и попытаться увидеть себя и свою проблему со стороны, иначе Вы уйдете с тем же, чем и пришли, не меняясь сами, Вы не сможете изменить свою ситуацию, решить свою проблему.

Поэтому, как видите, обращение к психологу еще не означает, что клиент хочет на самом деле решать свою проблему. Причиной обращение психологу часто бывает наоборот, не желание решать свою проблему, а поиск «волшебной палочки» или «волшебной пилюли», то есть человек ждет, что за него психолог все проблемы решит, все сделает за него, а он сам ничего не будет делать, он же уже обратился и считает, что этого достаточно, он сам может ничего не делать, не менять. Но вот только волшебной палочки не существует, и, ее нет у психолога. Волшебная палочка — это сам человек, его труд, который и приведет к изменению ситуации, разрешению его проблем. Психолог только может указать направление, показать как обстоят дела у человека сейчас, как он может их решить, но если человек не будет слышать психолога, а значит и не будет ничего делать из того, что говорит психолог, то у него ничего не изменится. Психолог не может прожить жизнь за клиента и никто не может. И только одно обращение к психологу ничего не решит, решить может только сам человек!

Также, человек может обращаться к психологу, так как у него нет реального общения, и на психолога, в данном случае, возлагается роль друга, которого у него нет, но решать свои проблемы он не собирается, ему важны просто доверительные беседы, где он может поплакаться, а его бы пожалели или вместе с ними поругали обидчиков, или посетовать на жизнь и т.д. Но делать что-то, чтобы самому в себе что-то изменить или свою жизнь менять он не собирается, хотя на словах он все делает, но фактически дальше слов ничего не двигается. В данном случае проводить психотерапию нет смысла. И здесь зависит от психолога: согласен он играть данную роль для клиента или нет. Не зря же, З. Фрейд говорил, что психолог - это платный друг:) .

Кроме того, человек часто обращается к психологу, чтобы переложить ответственность за свою жизнь. Или не хочет принимать решение, пытается совместить не совместимое, и не хочет ни от чего отказываться, и ждет от психолога «волшебного решения»., или клиенту нужен просто «мячик для битья», внимание и т.д. Или нравится сам процесс психотерапии, что он готов держаться за свои проблемы, только бы психотерапия никогда не заканчивалась, так он может позволить себя любое отношение к психологу — агрессию, обвинения, истерики, саможаление, шантаж и т. д., оправдывая это своими проблемами, но на при этом, ничего не делая, чтобы их решить. Но довольно быстро психолог видит, когда это на самом деле психологическая защита, и, человек хочет решать проблемы, а когда это игра в психотерапию — удобное прикрытие ею для получения вторичных выгод, и, соответственно, ничего не делается со стороны клиента из того, что рекомендует психолог, и у клиента находится много оправданий почему он не делает, а часто даже часто в ответ говорит: "я же к Вам обратился, значит что-то делаю и т.д.". Такой клиент никогда не решит свои проблемы, потому что он их не хочет решать, они ему выгодны, хотя на словах «горы готов свернуть» и субъективно может искренне считать, что он что-то делает, работает, изменяется, но объективно ничего не будет меняться. И «работа» с таким клиентом может длиться всю жизнь, и без результатно.

Все, кто не хочет обычно решать на самом деле свои проблемы, любят подобные фразы: «я же к Вам обратился, иначе бы я не писал психологу...», «я же Вам пишу, значит я хочу решить проблему» и т. д. Но помните, что не слова решают, а Ваши усилия, поступки, внутренняя работа, отказ от привычной модели поведения, отказ от вторичных выгод, принятие решений и т. д. Может решить Ваши проблемы, а не просто то, что Вы «отметились» у психолога, написав ему или придя на консультацию. Поэтому от того насколько Вы добросовестно будете выполнять все, что Вам говорит психолог зависит насколько успешнее Вы решите свои проблемы, измените свою жизнь.

Психотерапевтическая работа предполагает, в первую очередь, активную работу самого клиента. Клиент должен не просто рассказать о себе и дальше сложив руки и ждать чуда, а слышать психолога и следовать всем его рекомендациям. В противном случае, никаких изменений в жизни клиента не произойдет, так как изменить себя и свою жизнь может только клиент, психолог только подсказывает путь. Один рассказ о себе - это ничто, главное, рассказывая о себе, попытаться увидеть себя «в другом свете». Поэтому рассказывая о себе, человек, в первую очередь, это делает для самого себя.

Психолог - это своего рода инструмент с помощью которого клиент исследуете свой внутренний мир. Психолог, всегда работает в системе ценностей клиента, а значит, психолог никогда не дает советов, он помогает найти ответы, которые «спрятаны» в бессознательном клиента, просто, часто человек не осознает это, или боится признаться себе в чем-то. Поэтому миссия психолога - помочь найти человеку его собственный, уникальный путь к его счастью, помочь «построить мостик» между сознательным и бессознательным. И в этом процессе, клиент как раз учится, как стать для себя самого психологом. При желании, каждый человек может стать сам для себя психологом, и это самый лучший вариант — научиться осознанно помогать самому себе.

Кроме того, надо отметить, что результат от работы с психологом имеет не мгновенный эффект, а может появиться после проведения сеанса от несколько часов до 3 месяцев. Это происходит в силу того, что психолог работает с привычным стереотипным поведением клиента, с привычными для человека взглядами, установками, и, в результате работы с психологом, они ломаются и выстраиваются новые модели поведения, появляются новые установки, меняются ценности и т. п. И для осознания всего этого требуется время, обычно осознание происходит, когда появляются первые результаты от новых моделей поведения и измененных установок, ценностей, взглядов. Признаками того, что в вас произошли изменения, но вы еще их не осознали является то, что после первых сеансов у вас улучшилось настроение, вы почувствовали какое-то облегчение, появилась надежда; вы узнали что-то новое о себе или своей ситуации, или увидели свою проблему с другой, с новой стороны. И в последствии, вы стали сами меня свою жизнь, например, решились на развод, или наоборот, на совместную жизнь с любимым, или занялись спортом, изучением чего то нового, у вас появились хобби и т. п.

Психолог может только указать путь, но пройти его за клиента, он не может, это должен сделать сам клиент, заставить насильно работать на собой или проблемной ситуацией человека не возможно, а тем более помочь ему против его воли. Поэтому если психолог в процессе работы видит, что клиент не готов к изменения или ждет, что все за него сделает психолог, то такая работа прекращается, так как помочь себе может только сам человек, прожить за него его жизнь не может никто.

Психолог всего лишь «зеркало» клиента: в психотерапевтической работе человек «встречается» с тем, что он вытеснил в бессознательное без каких либо психологических защит или «масок», клиент «увидит в зеркале» именно то и те собственные качества, что ему мешает на данном этапе его жизни быть счастливым, и, без изменения которых, не возможно изменить и его жизнь. Для некоторых людей это очень болезненный процесс. Если же клиент не смог принять увиденного и не пожелал услышать психолога при работе над любой из проблем, то работа, само собой, прекращается. В некоторых случаях, в довольно редких, чаще всего такое случается, когда целью обращения клиента к психологу было не желание меняться, по настоящему решить свою проблему, а он хотел только найти подтверждение собственному мнению и выводам, одобрение деструктивному поведению, восхищение, а психолог попытался ему «открыть глаза», клиент начинает воспринимать психолога почти как врага.

Итак, цель любой психотерапии научиться понимать и принимать себя, свои ощущения, желания, а, значит, стать самостоятельным, счастливым, успешным. Таким образом, психотерапия — это «путешествие» в собственное бессознательное, это определенный путь самопознания и самопринятия. Психолог в этом процессе играет роль «зеркала» для клиента: психолог «зеркаля» и, таким образом, показывает человеку его нынешнюю проблему, мешающую клиенты быть в гармонии с самим собой и счастливым, то есть психолог всего лишь проводник клиента на встречу с самим собой, с собственным бессознательным этого человека. При консультации и психотерапии, психолог всегда воспринимает клиента безоценочно.

Н. Дефуа

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на