В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

признаки и причины

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

Вопрос, что такое самооценка, какой она бывает и как повысить её низкий уровень, волнует многих людей. Важно разобраться в них и помочь себе в процессе самореализации в жизни.

В мировой психологии понятие самооценки личности играет одну из ведущих ролей при объяснении причин успешности и неуспешности человека, его способности к самореализации в личной жизни, карьере и обществе.

То, как человек смотрит на себя, воспринимает собственное «Я», действует в соответствии со своими возможностями, духовными и физическими силами, влияет на его жизнь и восприятие его окружающими.

Что такое самооценка и её роль в жизни личности

В учебниках и научно-популярных книгах даётся разное определение самооценки. Однако почти все исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что самооценка – это способность личности проводить оценивание самоё себя, собственных внешних данных и качеств характера, своих возможностей и общественной роли, отношения и восприятия окружающими.

Психологи считают, что разный уровень самооценки напрямую влияет на поведение человека. Именно он становится регулятором его поступков. От него зависит, как будут строиться взаимные отношения личности и окружающих его людей. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – качества, из которых складывается самооценка.

Данное понятие в психологии связывается с уровнем личных притязаний и реальными возможностями. Если происходит значительное расхождение между этими показателями, человек совершает неадекватные действия, непредсказуемые поступки, его поведение вызывает тревогу и отрицательную оценку у окружающих.

Как происходит формирование

Формирование самооценки происходит вместе с становлением личности, то есть с детства. Ведущую роль в этом процессе играет мнение окружающих и личные достижения человека.

Значительное место в жизни детей и подростков занимает познание. Ребёнок приобретает знания о мире, открывает для себя новые стороны жизни и человеческих взаимоотношений.

В результате сложных физиологических и психологических процессов у него вырабатывается способность анализировать свои поступки и совершать или не совершать определённые действия.

В период взросления детям требуется помощь взрослых людей. Здесь основную роль играет опыт и знания педагогов и психологов, чья работа состоит в том, чтобы как можно раньше начать формировать у ребёнка адекватную самооценку.

Если своевременно не помочь ему, не направить его по правильному пути, может произойти деформация личности, и такой человек станет представлять опасность для общества.

Виды

Определяя критерии, по которым расценивается уровень самооценки, нельзя апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо». Психологи склоняются к созданию более развёрнутой картины, выделяя:

  • актуальную (по достигнутым результатам);
  • парциальную (по достижениям в конкретном виде деятельности);
  • потенциальную (по способностям и врождённым задаткам) самооценку.

Последний вид связывают с уровнем притязаний личности.

Наиболее распространённым является следующее видовое определение самооценки:

  • заниженная (низкая);
  • адекватная (правильная);
  • завышенная.

Каждый вид характеризуется своими особенностями.

Заниженная (низкая)

Неадекватная низкая самооценка бывает у чрезмерно критично относящихся к себе людей. У большинства из них она формируется в детстве и сопровождает индивида всю жизнь.

Когда родители, ближайшие родственники или педагоги в детском саду и школе внушают ребёнку, что он ни на что не годится, называют его бездарем, неумехой и т.п., они порождают в нём неуверенность в себе. При этом воспитывается личность, не способная принимать самостоятельные решения, лишённая инициативности и ответственности.

Проблема заниженной самооценки чревата неправильным развитием самосознания. Если даже человек обладает высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, уничижительное мнение о самом себе может привести к нереализованности и многочисленным комплексам неполноценности.

Выйдя из периода детства, такие люди сталкиваются с массой неразрешимых проблем. Забывая о том, что «на ошибках учатся», «отрицательный результат – тоже результат», они слишком серьёзно относятся к поражениям.

Если это продолжается длительное время, человек начинает чувствовать себя угнетённо, может впасть в депрессию, пристраститься к алкоголю или наркотикам.

Адекватная

Адекватная, или правильная, самооценка – это способность человека реально и объективно оценивать собственные возможности и внутренний потенциал.

Она позволяет относится к себе с оптимальной степенью критичности, которая не вредит самореализации и восприятию личности окружающими людьми.

Если индивид обладает такой самооценкой, он достигает успеха в жизни, карьере, личных взаимоотношениях. Она сопровождается формированием таких качеств, как инициативность, адаптированность к любым условиям, внутреннее равновесие, предприимчивость.

Такая самооценка характерна для уверенного в себе человека, способного решить любую проблему.

Завышенная (высокая)

Высокомерные люди с признаками нарциссизма бывают всегда о себе высокого мнения. Часто их позиция расходится с восприятием их окружающими. Это несоответствие свидетельствует о завышенной самооценке.

Психологи выделяют 2 типа поведения таких личностей:

  1. Первые стремятся к успеху и не сосредотачиваются на трудностях, которые сопровождают его на этом пути.
  2. Другие, наоборот, стремятся любыми способами избежать проблем, неудач, риска. Они проявляют предельную осторожность и рождённые внутри них страхи сами порождают препятствия и тревоги.

Параметры диагностики

В практической психологии разработано немало методик, позволяющих диагностировать самооценку. Большинство исследований проводятся по общим параметрам:

  • компетентность;
  • принятие себя;
  • реакция на обратную связь;
  • чувство вины;
  • оптимизм;
  • внутренний диалог;
  • самодостаточность.

Для каждого компонента разработаны вопросы. Ответив на них и проанализировав результаты, человек может определить, какая у него самооценка.

С точки зрения глубокого исследования личности интересна методика Дембо-Рубинштейн. Её авторы предлагают определять уровень самооценки, исходя из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для определения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность.

Уровень, устойчивость/неустойчивость и аргументация самооценки – параметры, по которым проводится анализ личности по методике А.И.Липкиной «Три оценки».

Выполнив известный тест «Оцени себя сам», можно определить адекватной, неадекватной завышенной или неадекватной заниженной самооценкой обладает человека.

Уровень притязаний и самовосприятие

Важную роль в определении характера самооценки играет выявление уровня притязаний личности. Человек думает, мечтает, планирует что-либо совершить.

Если при этом он выдвигает нереалистичные, несбыточные притязания, которые связаны с завышенной самооценкой, то его мечтаниям не суждено сбыться, он терпит поражение, разочарование, испытывает отрицательные эмоции.

Следует отметить, что уровень притязаний зависит от общекультурных, национальных, социальных и индивидуальных представлений, по которым строится система оценок.

Известно, что эти показатели меняются с течением времени. Большинство людей принимают реакцию окружающих на себя и проходят с ней всю жизнь. Но правильно ли называть соотнесённость личностной оценки с внешними обстоятельствами настоящей, реальной самооценкой индивида?

У. Джемсом была выведена формула: Cамооценка = Успех / Уровень притязания. По ней получается, что повысить самооценку возможно двумя путями: стать более успешным или понизить уровень собственных притязаний.

Можно ли поднять самооценку и повысить уверенность в себе

Каждый человек способен регулировать собственное оценивание себя. Люди с заниженной самооценкой могут выполнять упражнения на повышение её уровня, чтобы достичь значимых результатов в жизни:

  1. «Перо и чернила» . На небольшом листе бумаги записывают положительные, выдающиеся качества собственного характера, которые получают хорошую оценку у окружающих. Сложенный в несколько раз листок кладут в самое удобное место, откуда его быстро можно извлечь. В моменты сомнений надо достать бумагу, развернуть и прочитать о себе. Так подсознательно проходит работа над собой и создание внутренней уверенности.
  2. «Журнал успеха» . Важно записывать, что хорошего получилось сделать за день, чтобы лечь спать с уверенностью на завтрашний день. Привычка доверять бумаге свои победы значительно повышает самооценку.
  3. «Аффирмации» — предложения утвердительного характера, способствующие развить в человеке уверенность в собственных силах. Например, существуют аффирмации на деньги, на карьеру: «Я знаю, что я лучший кандидат на эту должность», «Я достоин большей зарплаты, потому что я хорошо справляюсь с работой» и др.
  4. «Планы и свершения» . Прежде, чем что-то совершить, надо составить определённый план действий. Это поможет не распыляться на пустяки, сосредоточиться на главном и достичь успеха. А это повышает самооценку.

Видео: Как Повысить Самооценку? Что Такое Самооценка Личности?

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем. Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год. При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь - не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка - процедура нелицеприятная. У тех, кто не махнул на себя рукой, при самооценке появляется возможность поразмышлять о самом неопознанном объекте на планете - о самом себе. Вот написал же французский поэт Ф. Вийон:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю ВСЕ! Но только НЕ СЕБЯ!

А что там удивляться, если в структуре головного мозга человека участкам, ориентированным на неудовольствие, природа отвела менее 10 % от всей площади. Вот человек и склонен льстить себе. Лесть - пища глупых, говорил Д. Свифт, но между тем сколько умных людей готовы, время от времени, отведать хоть глоток этой пищи.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
- игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе;
- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению;
- экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда - скрытое или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противопололшых психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера. Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.

Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть, используя психоаналитическое понимание психологической структуры личности. По 3. Фрейду, как известно, в мире человеческой психики имеется три «царства»:
«Оно» - бессознательная система, движимая принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера, неукротимые страсти.
«Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности.
«Сверх-Я» - своеобразная внутренняя «полиция нравов», моральная цензура. Устав ее составляют нормы и запреты общества, принятые личностью.

Между «Я» и «Оно» всегда имеются отношения противоречий. Бедняга «Я» всегда оказывается между тремя «тиранами»: внешним миром, «Сверх-Я» и «Оно». Регуляция противоречий осуществляется с помощью механизмов психологической защиты человека, представляющих собой приемы достижения его душевного равновесия. Набор таких приемов достаточно велик: снижение уровней притязаний, агрессия, самоизоляция, перенос своих эмоциональных состояний на другого человека, переключение нежелательных влечений и др.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности . Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:
- бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;
- изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;
- постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.