2.1 Определение воображения

2.2 Воображение в творчестве

2.3 Условия работы актерского воображения

  1. Заключение

1 . Введение

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

1.

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения, (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, — пишет К. С. Станиславский, — это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...». Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль».

Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество.

2.1 Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

2.2 Воображение в творчестве

М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому».

Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить сверхзадачу.

Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство.

Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «...вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать... Но ждать, значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития».

Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания.

Соотношение двух описанных видов воображения может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного «я» в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя.

У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения - творческое моделирование образа.

У Станиславского есть подтверждение этой мысли в дополнениях к главе "Характерность". Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа.

Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

Именно в этот период актеру нужно как можно более полное и живое представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны.

Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать «от себя» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение «обстоятельств действия». Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер - новая человеческая индивидуальность.

Если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, «живет самостоятельной жизнью согласно жизненной и художественной правде», он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью постоянно идет общение между художником и созданным в его воображении героем.

Подлинное понимание другого человека невозможно без сопереживания. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение» - писал Б.М. Теплов. Сопереживание возникает под воздействием образа «я в предлагаемых обстоятельствах».

Этот вид воображения характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается в ходе непосредственного взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого.

2.3 Условия работы актерского воображения

Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерского мастерства необходимы такие условия:

  1. во-первых, роль должна быть разработана в таких подробностях, чтобы жить своею, как бы особой жизнью в воображении художника;
  2. во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать сопереживание самого актера и идентификацию с ролью;
  3. в-третьих, актер должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, чтобы у него легко возникала творческая доминанта;
  4. в-четвертых, важна способность актера переживать предлагаемые обстоятельства, как реально существующие, жизненные. Чувство веры - профессионально важное свойство, которое помогает актеру сделать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными.

Сценическое поведение определяется сопереживанием не реальному, как в жизни, партнеру по общению, а тому опорному образу-персонажу, который родился в творческом воображении в процессе освоения роли. Действия актера как эхо повторяют на сцене действия воображаемого лица. «Я» актера и «я» образа сливаются в этом своеобразном процессе общения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Никифоровой, огромную роль играют интуитивные процессы. Так, по данным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс воображения протекает, свернуто и неосознанно Образные представления связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоциональное переживание образов, они воспринимаются как живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с автором.

Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность называется «чувством правды». Она определяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической площадке, делает возможной импровизацию.

Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда актер достаточно полно разрабатывает предлагаемые обстоятельства роли и зрительно-двигательные представления типа «я в предлагаемых обстоятельствах». Тем самым он как бы вспахивает почву, на которой должно взрасти зерно творческого замысла. Параллельно воссоздающему воображению работает воображение творческое, создающее обобщенный образ персонажа. И только во взаимодействии образа «я в предлагаемых обстоятельствах» и образа роли в процессе сценического действия возникает новая личность, выражающая определенную художественную идею.

Следовательно, актер «идет от себя» к образу, но и опорный образ, развиваясь, обрастая подробностями, становится все более «живым» в воображении и действиях на сцене, пока не произойдет слияние этих двух личностей - воображаемой и реальной.

3. Заключение

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом искусстве?

Фантазия — это мысленные представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления.

Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности — нужен новый вымысел воображения.

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)

(англ. imagination ) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества , В. обеспечивает как историческое создание форм культуры , так и их освоение в онтогенезе .

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием , памятью , вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И . Канта ). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. ) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А . В . Запорожец ), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н . А . Бернштейн ) и т. д.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления .

Для В. характерно то, что еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации . Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста ). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В. служит к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты , 2-е - в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. ), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.

Особую форму В. образует . Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста . Одним из ведущих источников его развития в детстве становится дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В . В . Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)" в других словарях:

    Воображение (фантазия) - – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Различают воображение произвольное… … Словарь-справочник по социальной работе

    ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психич. процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творч. преобразования имеющихся у человека образов действительности. Во многих языках В. синонимично образу, представлению, изображению. Выделяют различ. приемы… … Российская социологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - Фантазия. Ср … Словарь синонимов

    воображение - ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ВООБРАЖЕНИЕ - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь

    Воображение - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Вне зависимости от возраста человека, очень важно, чтобы у него хорошо были развиты речь, воображение, фантазия и творчество. Ведь эти способности помогают людям в жизни. Для некоторых они являются неотъемлемой частью профессии. Существует несколько эффективных методик, разработанных специалистами. Эти способы дают возможность взрослым и детям совершенствоваться, развивая фантазию.

Развиваем речь

Естественно, у любого человека речь начинает развиваться еще с раннего возраста, когда малыши знакомятся с окружающим. Однако помочь им всё-таки можно. Главное, делать это правильно, чтобы не навредить ребёнку.

Всего существует три общепринятых способа развития речи: наглядный, практический и словесный. В дошкольных организациях чаще всего используется наглядный метод, заключающийся в том, что педагог сам рассказывает детям об окружающем мире.

Так, существует непосредственный вариант этого способа, подразумевающий посещение экскурсий или просто указывание на тот или другой предмет с проговариванием его названия. Ещё один вариант - это опосредованный, который развивает речь при помощи описания тех или иных изображений либо игрушек. Таким образом, улучшаются навыки связной речи, а также закрепляется словарный запас у детей.

Способы развития речи

Словесный способ развития речи чаще встречается в школах. Он подразумевает устный пересказ каких-либо историй или заучивание текстов наизусть. Проговаривая текст, человек улучшает не только память, но и дикцию, которая способствует улучшению речевых навыков. Также к словесному способу можно отнести описание различных игрушек или картин без визуального контакта с описываемым предметом. То есть человек должен как можно красочнее рассказать об увиденной ранее картине или игрушке.

Практический способ заключается в интеллектуальных играх, в которых присутствует элемент речевого развития. К примеру, это могут быть всевозможные викторины, инсценировки или

Приемы

Помимо этого, можно выделить несколько Например, словесные, которые, в свою очередь, имеют подвиды:

  • Речевые образцы. Когда педагог сам выстраивает доступную по форме и содержанию речь. Для более старших детей применяется способ корректировки, когда педагог начинает поправлять, сказанную ребенком фразу.
  • Повторение. В этом случае слова или фразы намеренно повторяются по нескольку раз в целях запоминания. Главное, подобрать удобную для ребёнка форму усвоения. К примеру, хоровую или совместное проговаривание.
  • Объяснение. Применяется этот способ в случаях объяснения ребёнку понятия того или другого предмета. Также объяснение подразумевает раскрытие надобности и свойств.

Также существуют наглядные приёмы, обучающие правильному звукопроизношению и артикуляции. И игровые, привлекающие детей в обучающую игру.

Как развить воображение?

Развивать фантазию, воображение ребенка очень важно. Но формировать или закреплять эти способности во взрослом возрасте тоже нужно. С раннего детства человек должен накапливать визуальное представление о предметах. При развитии этой способности важно рассматривать как можно больше иллюстраций и предметов, сосредотачиваясь на мельчайших подробностях. Тщательно запомнив элемент, необходимо мысленно представлять его, вспоминая все нюансы по памяти.

Также развитие воображения требует приложения усилий. К примеру, человек занимающийся творчеством, зачастую не может закончить своё произведение, поскольку просто сидит и ждёт, когда воображение заработает в правильном направлении. Таким образом не получится добиться желаемого результата.

Специалисты в этой области рекомендуют заставлять своё воображение работать с помощью усилий. Например, пишущему пейзажи человеку, рекомендуется чаще бывать в живописных местах, а людям, занимающимся музыкой, черпать воображение в других композициях.

Только способность мысленного сосредоточения может спровоцировать развитие воображения, которое в дальнейшем начинает действовать в нужном русле.

Так, выделяют два основных направления развития воображения:

  • воссоздающий, когда человек восстанавливает в памяти, увиденные ранее облики героев книг, рассказов и прочей литературы;
  • творческий, когда человек самостоятельно придумывает внешний облик героям повестей, романов и прочего.

Как развить фантазию?

Развитие фантазии зачастую приходит с развитием воображения. Поэтому эти две способности очень часто улучшаются одновременно.

Как развить фантазию и воображение? Для этого рекомендуется читать ребёнку с раннего детства литературу, способствующую улучшению этих способностей. К примеру, в самом раннем возрасте детям полезно будет послушать короткие рассказы, а в более взрослом - романы и научно-фантастическую литературу.

Главное, обучая ребёнка, объяснить ему, что эта способность крайне необходима. Ведь именно от нее появляется возможность воображения.

Совместное обучение

Как развивать творческую фантазию? Ещё одним неплохим методом является совместное придумывание. К примеру, родители должны провоцировать ребёнка на составление мысленного образа нереальной ситуации. Так, взрослым специалисты советуют, к примеру, узнать у своего малыша, что бы он делал, если бы у него появились крылья, в какую волшебную страну ребенок хотел отправиться, каким он представляет замок рыцарей или принцесс. Развитие фантазии заключается в увлечении ребёнка той или иной мыслью и дальнейшим её развитием.

Можно попросить ребенка придумать небольшой рассказ. Или пусть это будет целая сказка об увиденной на улице ситуации. Например, попросите малыша рассказать, куда побежала кошка, которую вы встретили по дороге, чем она занималась или будет заниматься, есть ли у неё котята и так далее. Вот примерные советы, как развить фантазию. Такие упражнения будут эффективны, если вы будете делать их регулярно.

Как развить творчество?

Каждый человек ещё при рождении наделён каким-то набором творческих способностей. У некоторых людей они развиты от природы больше, у других - меньше. Во втором случае, когда сформированы плохо, можно попробовать их выработать с помощью нескольких методов. Однако родителям следует понимать, что делать это рекомендуется ещё в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период дети наиболее раскрепощены.

Итак, мы развиваем фантазию, творчество. Что нужно делать? В первую очередь такие способности хорошо развиваются во время игр. Даже обычное построение башни может поспособствовать этому. Ведь дети учатся совершенствоваться, а значит, начнут видоизменять построенную конструкцию, прибавляя или, наоборот, удаляя какие-то детали.

Также развивать творческие способности можно с помощью занятий лепкой, рисованием, пением и прочими занятиями подобного рода. Помимо этого, очень полезно посещение музыкальной школы. Поэтому специалисты рекомендуют с раннего детства отдавать детей в такие заведения.

Заключение

Теперь понятно, как развить фантазию, творчество, а также речь. Итак, культивировать в себе или своих достаточно просто. Тем более что почти все они связаны между собой, и одно дополняет другое. Главное, не ругать ребёнка за то, что у него не получается с первого раза какое-то задание, а, наоборот, хвалить его, мотивируя желание к самостоятельному развитию.

Воображение - это психический процесс, который является чрезвычайно важным для развития творчества, творческого мышления, Г. Селье говорит о воображение как одну из ведущих характеристик творческой личности. Воображение, по его мнению, связана с независимостью мышления и должна сочетаться с пониманием важности воображаемого. "Сочетание воображения с последующей проекцией значимых аспектов воображаемой картины на усвідомлювану реальность представляет собой основу творческого мышления... много открытий, которые обычно считают случайными, на самом деле родились благодаря большой силе воображения, которая мгновенно рисует разнообразные выводы из случайного наблюдения" (Г. Селье). Как пример Г. Селье приводит в этой связи изобретение инсулина фон Мерінгом и Минковским, который возник из случайного наблюдения, что моча собак с удаленной поджелудочной железой притягивает рои мух.

Кроме термина "воображение" часто синонимически используется термин "фантазия". Однако существует мнение, что за этими словами кроется немного разная психологическая реальность. Так, известный философ Л. Голосовкер считает, что человеку и человечеству присущ высший инстинкт культуры и творчества (в отличие от низких инстинктов - вегетативного и сексуального). Этот инстинкт осуществляет свою функцию через імажинацію - воображение. Отсюда и его название - імажинативний абсолют. В этом подходе принципиально различаются фантазия и воображение. Они не совпадают, поскольку фантазия не познает, она не угадывает, а только играет, ее основная деятельность - комбинирование. И именно этим иногда лишним комбинированием она может мешать воображению в ее творчески-познавательном процессе.

Отмечая отрицательную роль фантазии, которая мешает исследованию истины воображением, следует подчеркнуть, что различить их функции очень трудно, подобно тому, как "в реке трудно отделить холодное течение от общего потока ее вод" (Л. Голосовкер). Фантазия тоже создает, однако прежде всего то, чего быть не может. Это сказки, мифы, связанные с эстетическим чувством, в частности, ребенка.

Однако научное, техническое творчество и вообще профессиональная творчество связаны уже не с фантазией, а с воображением, фантазией стимулируемым. Не фантазия, а воображение подсказывает ученым и изобретателям новые образы, инсайты и прочее. Стимулированная фантазией воображение создает "замыслы поэта" и "імажинативні миры", сила которых не в том, что они дублируют действительность, а в том, что они делают явным и характерным то, что скрыто в предметах и их взаимоотношениях, они раскрывают действительность.

Итак, речь идет о "силу воображения, которая познает" и "силу фантазии, которая стимулирует". Понятно, что в развитии воображения достаточно принципиальным является этап формирования "фантазии, которая стимулирует", особенно в детском, подростковом возрасте, Но тот факт, что фантазия и воображение жизненно важные для развития креативности, творчества, изобретательства, не вызывает возражений.

Воображение и фантазия развиваются в норме по обычным законам развития высших психических функций - от непроизвольного воображения к произвольной, от репродуктивной к творческой. Однако этот процесс может нарушаться как вследствие неудачных педагогических воздействий (есть, например, версия, согласно которой школьное обучение в его стандартных формах "гасит" творческий потенциал ребенка), так и благодаря использованию точных психологических приемов формирования. Так, не вызывает сомнения, что развитию творческого воображения, в частности ребенка, способствуют сказки, художественная литература, хорошие фантастические произведения, в целом искусство, природа. Однако существуют и непосредственные приемы, упражнения, выполнение которых тренирует воображение. Человеку можно предложить тему для небольшого рассказа, например, "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Однако раскрыть тему нужно так, чтобы все события были описаны в обратном порядке - будто на киноленте, которая прокручивается назад. Такое упражнение, безусловно, тренирует развитие воображения, поскольку для того, чтобы повернуть события вспять, нужно очень детально представить себе их естественный ход.

Одним из эффективных приемов развития воображения является "работа с воображаемыми предметами". Группе школьников или взрослых предлагается представить, якобы они пришли на выставку последних новинок техники (скажем, японской). Здесь демонстрируются замечательные предметы быта - они невидимы, хотя ими можно пользоваться. Руководитель достает из кармана "коробку спичек". Затем он делает несколько выразительных движений, якобы перекладывая воображаемую коробку из одной руки в другую, открывая и закрывая ее. Потом зажигает и гасит несуществующего спички, передает воображаемую коробку кому-то из участников.

Далее воображаемая коробка проходит через руки всех членов группы. Каждый должен что-то сделать с ней или со спичками, желательно то, чего еще никто не делал. Действия должны легко читаться и трактоваться, то есть быть последовательно понятными, однозначными движениями, потому что воображаемые вещи другого, "размытый", отношение не воспринимают. К моменту, когда мнимая, уже пустая, коробка возвращается к руководителю, а "сожгли" спички собраны и выброшены, движения становятся ясными и четкими, вполне вероятными. Воображаемые действия должны быть четкими, а мнимые спички - давать настоящее ощущение тепла и горения, если их вовремя не потушить, мнимая игла - колоться и др. Этот прием развития воображения базируется на тесной ее связи с действиями и ощущениями, а также эмоциями человека. Так можно изображать, тренируясь, работу со многими воображаемыми предметами - как общеупотребительными, скажем иглой, ручкой, так и предметами и приборами, которые используются в профессиональной деятельности, технике и тому подобное (руль автомобиля, доска с приборами, клавиатура фортепиано, компьютера, пишущей машинки).

Среди форм воображения, которые надо развивать, стоит назвать такую глубинную и эмоциональную ее форму, как эмпатия. Развитое воображение способствует емпатичному пониманию - важному качеству личности Эмпатичное понимание другого человека объединяет способность слушать и передавать услышанное другому. Точное эмпатичное понимание включает процессы адекватного представления (то есть восприятие того, что и как человек переживает) и коммуникации (то есть убеждение других в своем понимании их чувств, поведения и опыта). Оно является важным для любой совместной деятельности (в частности, творческой совместной деятельности).

В техническом творчестве очень весомой является способность эмпатии неодушевленных предметов, мнимого перевоплощения в механизм, прибор или его деталь. Такой метод широко применяется в синектиці - одном из подходов к активизации изобретательства.

На этом же умении основан "метод маленьких людей" (Г. Альтшуллер), согласно которому эмпатия определенного технического элемента (или технической системы) не должна происходить целостно (скажем, человек представляет себя ледоколом), а нужно, наоборот, "оживлять" эту систему, представляя на ее месте группу "маленьких людей", которые держатся за руки. Такой эмпатический прием помогает разделить систему на части ("разомкнутые руки"), снова собрать ее и др. "Люди" могут перегруппировываться, разрывать свой поток в любом месте, становиться ближе или дальше и тому подобное. Соответственно этому модифицируется техническое устройство.

Для развития эмпатии можно предложить, скажем, такое упражнение. Участники тренинга рассказывают о какой-то предмет или изображают его (а еще лучше - делают это одновременно). Это может быть лифт, стул, дерево, гитара и др. Понятно, что для хорошего ответа нужно "представить себя" этой вещью, понять, что ее окружает, как она "живет", можно ли как-то улучшить ее "жизнь". Вот как, например, один из участников занятий по развитию воображения описывает жизнь лифта: "Я перевожу людей и вещи вверх-вниз, вверх-вниз... Все время.

Отдыха нет ни днем, ни ночью, нет выходных и отпусков. Рабское, трудная жизнь, голова болит, давление высокое. Ломают меня постоянно, режут, бьют дверями. Ой, тяжело мне, плохо, умираю! (Изображает падение.) Ходите теперь пешком!"

Способность рисовать в своем сознании самые причудливые и реалистичные картинки присуща далеко не каждому человеку. Равно как и умение писать невероятно захватывающие рассказы, создавать шедевры из неожиданных материалов или на удивление необычно оформлять традиционные блюда. Делать это могут лишь творческие люди, обладающие хорошо развитой фантазией и воображением. Но существует ли принципиальная разница между двумя с виду схожими понятиями? Рассмотрим подробнее, чем отличается фантазия от воображения.

Определения

Фантазия

Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.


Воображение

Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.

Сравнение

На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.

Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.

Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.

Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.