Производитель: "Мозаика-Синтез"

Серия: "Библиотека программы `От рождения до школы`"

В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 4-5 лет с природой, а также содержание наблюденийна прогулке. Предложенная система работы включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов. ISBN:978-5-4315-0491-4

Издательство: "Мозаика-Синтез" (2014)

ISBN: 978-5-4315-0491-4

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    О. А. Соломенникова Библиотека программы "От рождения до школы" 2016
    113 бумажная книга
    О. А. Соломенникова В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 4-5 лет с природой, а также содержание наблюденийна прогулке. Предложенная система… - Мозаика-Синтез, (формат: 70x100/16, 96 стр.) Библиотека программы `От рождения до школы` 2014
    124 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» российское издательство, специализирующееся на развивающей литературе для детей дошкольного возраста. На книжном рынке работает с 1993 года. Содержание 1 Описание 1.1 Участник выставок … Википедия

      Органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного… … Большая советская энциклопедия

      Николай Евгеньевич Веракса … Википедия

      - … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Лужа (значения). Схема образования дождевой лужи Лужа относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на … Википедия

    Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

    Ольга Соломенникова

    Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада

    Конспекты занятий

    Предисловие

    Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены примерные конспекты занятий с детьми 4–5 лет и содержание наблюдений на прогулке.

    Методика проведения занятий должна соответствовать задачам программы. При этом воспитатель может дополнять и изменять ход занятий в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы.

    Занятия в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.

    Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. В связи с этим ряд занятий рекомендуется проводить на улице. Разнообразные формы проведения занятий (экскурсии на природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты и многое другое) дают детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно.

    Знания, полученные детьми на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться в повседневной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности.

    Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, педагогу следует не упускать такую возможность. Необходимо учитывать и то, что каждый день в природе неповторим. В процессе ознакомления с природой следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике.

    У детей средней группы следует продолжать формировать гуманное отношение к людям; учить слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять вежливые слова, поощрять доброжелательный тон в общении с окружающими людьми.

    В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков детям нужно объяснять целесообразность данных процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы.

    Во время занятий и игровой деятельности следует объяснять детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подвести их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития.

    В средней группе детей продолжают учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Необходимо уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира.

    Следует закреплять знания детей о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку. Формировать желание ухаживать за животными, заботиться о них.

    Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях), обогащают эстетические представления. Наблюдение – один из основных компонентов прогулки. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений .

    Цели и задачи наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

    Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления ребят.

    В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

    Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявления вопросов разной степени сложности, пробуждающих мышление ребенка.

    Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.

    Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

    В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

    В детском саду необходимо создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой.

    В средней группе проводится в месяц два занятия по формированию элементарных экологических представлений.

    Конспекты предлагаемых в данном пособии занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Особую благодарность выражаем сотрудникам ГОУ детский сад №1796 Юго-Западного административного округа г. Москвы (заведующей Николаевой И. Б., старшему воспитателю Гусевой О. А., педагогу-экологу Копоровой Е. В.); сотрудникам МДОУ №37 г. Балашихи Московской области (заведующей Стрельцовой О.Б., старшему воспитателю Ивановой Н.Н., педагогу-экологу Бобышевой Е.О.) и сотрудникам МДОУ №3 «Рябинка» г. Балашихи Московской области (заведующей Пискуновой И.В.) за активное участие в работе по апробации конспектов занятий по формированию элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет.

    Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Программа по формированию элементарных экологических представлений

    Расширять представления детей о природе.

    Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы: с золотыми рыбками (кроме вуалехвоста и телескопа), карасем, волнистыми попугайчиками и канарейками.

    Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

    Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

    Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

    Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамин, фикус, герань, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

    Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

    Дать элементарные представления о свойствах песка, глины и камня.

    Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

    Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных и роста растений (воздух, вода, питание и т. п.).

    Учить детей замечать изменения в природе.

    Дать представления о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.

    Сезонные наблюдения

    Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

    Привлекать к участию в сборе семян растений.

    Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

    Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы. Учить рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

    Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

    Привлекать детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

    Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

    Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

    Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

    Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

    Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

    В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

    Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

    ...

    К концу года дети могут

    Иметь представления о домашних и некоторых диких животных. Знать, какую пользу домашние животные приносят человеку.

    Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

    Знать и называть характерные признаки отдельных овощей и фруктов.

    Иметь элементарные представления о свойствах воды, песка и глины.

    Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

    Конспекты занятий

    Сентябрь

    Занятие 1. Что нам осень принесла?

    Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

    Материал. Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

    Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

    Ход занятия

    Раздается стук в дверь.

    Воспитатель . Кто это к нам идет?

    Незнайка . Здравствуйте, дети! Можно к вам?

    Воспитатель . Здравствуй, Незнайка! Заходи, помоги ребятам отгадать загадку:


    Круглый бок, желтый бок;
    Сидит на грядке колобок,
    Врос в землю крепко,
    Что же это…
    (Репка)

    Незнайка . Это колобок!

    Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка?

    Незнайка . А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!

    Педагог . Дети, а вы как думаете? (Ответы детей.)

    Незнайка . Это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее – и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.

    Воспитатель . Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:


    На грядке длинный и зеленый,
    А в кадке желтый и соленый.
    (Огурец)

    Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.

    Воспитатель . Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!

    Воспитатель . А какие еще овощи вы знаете?

    Обобщает ответы детей: «Репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка – это овощи».

    Незнайка . Вы еще забыли назвать яблоко!

    Воспитатель . Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете?

    Обобщает ответы детей: «Яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все – фрукты».

    Затем воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи?»

    Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».

    Незнайка . Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?

    Воспитатель . Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться. (Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения). Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.

    Проводится игра «Собери урожай».

    Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи или картинки с их изображением).

    Педагог дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.

    Первая корзинка – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзинка – для сбора фруктов – у ребенка.

    Воспитатель . Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Маши – фрукты.

    По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую – фрукты.

    Воспитатель . Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?

    Незнайка . Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!

    Воспитатель . Дети, а как вы думаете?

    Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».

    Воспитатель . А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму?

    Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».

    Незнайка . А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

    Воспитатель . Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.

    Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».

    В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.

    Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

    Занятие 2. У медведя во бору грибы, ягоды беру…

    Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

    Материал. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке.

    Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Узнай на вкус».

    Ход занятия

    Педагог приглашает детей на прогулку в «сказочный лес», подводит к панораме осеннего леса.

    Звучит музыка.

    Воспитатель . Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза?

    Обобщает ответы детей: «Только у березы белый ствол и черные черточки на стволе».

    Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (Рябина.) Как вы догадались, что это рябина?

    Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».

    Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка.

    Обобщает ответы детей: «Осенью листья у березки желтые, а у рябинки листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Про нее даже загадка такая есть: „Зимой и летом одним цветом“. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде. Как много в осеннем лесу разных красок: и желтых, и зеленых, и красных – разных!» Читает стихотворение О. Высотской:


    Улетели птицы разные,
    Смолк их звонкий перепев,
    А рябина осень празднует,
    Бусы красные надев.

    Воспитатель . Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик.

    Появляется ежик (игрушка).

    Ежик . Здравствуйте, ребята!

    Дети . Здравствуй, ежик!

    Воспитатель . Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

    Ежик . Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.

    Воспитатель . В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы – несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

    Ежик . Дети, ходить в лес можно только со взрослыми. Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж или картинка)).

    Воспитатель .


    В шапке красной -
    Враг опасный.
    Полюбуйся, погляди,
    Да сторонкой обойди!

    Это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.

    Ежи к. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете?

    Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника, ежевика и другие».

    Воспитатель . Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.

    Ежик . Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!

    Слышится оханье, появляется медвежонок.

    Медвежонок . Кто это на моей полянке шумит?

    Воспитатель . Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.

    Медвежонок . Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?

    Воспитатель . Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.

    Медвежонок приглашает детей поиграть в подвижную игру «У медведя во бору грибы, ягоды беру…».

    Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:


    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру,
    А медведь не спит
    И на нас рычит.

    После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.

    Игра повторяется 2–3 раза.

    Медвежонок . Какие дружные ребята!

    Педагог . Да, медвежонок, дети очень дружные.

    Медвежонок . Я хочу угостить детей вкусной лесной ягодой! А какой, пусть дети сами узнают по вкусу и назовут.

    Медвежонок раздает детям ягоды.

    Каждый ребенок называет ягоду, которую он съел.

    Воспитатель . Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.

    Дети благодарят медвежонка за вкусные ягоды и прощаются с ним. Звучит музыка, дети возвращаются из «леса» в групповую комнату.

    Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

    Программа «Формирование элементарных экологических представлений» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (5-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2007).

    О «Программе воспитания и обучения в детском саду»

    «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004; М.: Мозаика-Синтез, 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

    В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.

    Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

    Параллельно с «Программой» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. Более подробное описание методической работы с детьми от рождения до семи лет по всем разделам «Программы» изложено в отдельных пособиях (например, «Экологическое воспитание в детском саду», «Развитие речи в детском саду», «Трудовое воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду» и др.).

    Формирование элементарных экологических представлений. Программа

    Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).

    Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

    Введение в предметный мир предполагает:

    Ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. п.);

    Восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

    В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых.

    Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.

    Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

    Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

    Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

    Ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

    Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье»,

    «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

    Формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

    Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;

    Формирование первичных экологических представлений.

    Первая младшая группа (от двух до трех лет)

    Знакомить детей с доступными явлениями природы.

    Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т. д. и называть их.

    Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

    Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. п.).

    Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде и др.).

    Сезонные наблюдения

    Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

    Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

    Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

    Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки, цветут растения.

    К концу года дети могут

    Узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

    Различать овощи, фрукты, деревья (1–2 вида).

    Иметь некоторые представления о природных сезонных явлениях.

    Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

    Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

    Знакомить детей с обитателями уголка природы: аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками).

    Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Учить узнавать лягушку.

    Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

    Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).

    Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша, персики), ягоды (малина, смородина).

    Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).

    Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

    Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

    Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой – рассыпается, влажный – лепится), снега (холодный, белый, от тепла – тает).

    Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

    Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

    Знакомить детей с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

    Сезонные наблюдения

    Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

    Расширять представления детей о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.

    Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

    Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

    Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их.

    Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

    Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

    Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело – появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

    Показать детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

    Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах и т. п.

    Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

    К концу года дети могут

    Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей.

    Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

    Проявлять бережное отношение к природе.

    Средняя группа (от четырех до пяти лет)

    Расширять представления детей о природе.

    Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем), птицами (волнистые попугайчики, канарейки).

    Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящериц продолговатое тело; длинный хвост, который она может сбросить; очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

    Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

    Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.), способами ухода за ними.

    Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать о свойствах песка, глины и камня.

    Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

    Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

    Учить детей замечать изменения в природе.

    Рассказывать об охране растений и животных.

    Сезонные наблюдения

    Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

    Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

    Принимать участие в сборе семян растений.

    Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

    Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

    Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

    Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

    Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

    Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

    Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

    Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

    Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

    В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

    Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

    К концу года дети могут

    Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

    Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

    Называть времена года.

    Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

    Старшая группа (от пяти до шести лет)

    Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

    Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

    Продолжать знакомить с комнатными растениями.

    Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

    Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

    Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

    Расширять представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец).

    Познакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).

    Формировать представления детей о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

    Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

    Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

    Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

    Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

    Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).

    Показать взаимодействие живой и неживой природы.

    Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

    Сезонные наблюдения

    Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

    Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

    Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон).

    Лето. Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей.

    Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные – маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные – мухомор, ложный опенок).

    К концу года дети должны

    Называть времена года, отмечать их особенности.

    Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

    Знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.

    Бережно относиться к природе.

    Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

    Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

    Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).

    Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

    Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

    Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)

    Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи – в муравейниках, пчелы – в дуплах, ульях).

    Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

    Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).

    Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

    Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

    Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

    Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

    Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

    Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

    Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

    Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

    Сезонные наблюдения

    Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

    Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

    Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

    Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

    Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.

    Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

    Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

    Привлекать к посадке семен овса для птиц.

    Весна. Расширять, представления детей о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

    Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится – в тени или на солнце).

    Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

    Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.

    Учить к Международному женскому дню выращивать цветы (тюльпаны).

    Знакомить с народными приметами: «Длинные сосульки – к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

    Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

    Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

    Знакомить детей с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго – к ненастью, скоро исчезнет – к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем – быть теплу», «Появились опята – лето кончилось».

    Рассказать о том, что 22 июня – день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

    Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

    К концу года дети должны

    Знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.

    Знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

    Знать правила поведения в природе и соблюдать их.

    Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

    Царева Мария
    Перспективный план по ознакомлению с окружающим в средней группе

    Используемая литература :

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа »

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа »

    Деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7»

    Воспитатель : Царёва Мария Вадимовна

    пгт. Пристань-Пржевальск

    2016-2017 уч. г.

    Сентябрь

    1 неделя :

    «Детский сад наш хорош – лучше сада не найдешь. Безопасность в нашей группе ».

    ЦЕЛЬ : Уточнить знания детей о детском саде (большое, красивое здание, в котором много уютных групп , музыкальный зал, просторная кухня, медицинский кабинет; детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Формировать представления о безопасном поведении в детском саду, в группе .

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 18

    2 неделя :

    «Что нам осень принесла? Овощи и фрукты» .

    ЦЕЛЬ : Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 8

    3 неделя :

    «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

    ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса : грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 10

    4 неделя :

    «Птицы. Перелт птиц» .

    ЦЕЛЬ : Расширять представления об осени, о жизни птиц осенью, о перелтных птицах своего края, отметить отличия от декоративных птиц (внешний вид, среда обитания ) .

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 36

    1 неделя :

    Музыкальное развлечение «Осень золотая»

    ЦЕЛЬ : Продолжать учить видеть красоту осенней природы, отметить связь живой и неживой природы.

    2 неделя :

    «Беседа о жизни домашних животных»

    ЦЕЛЬ : Дать детям представления о жизни домашних животных. Формировать интерес к окружающей природе

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 41

    «Беседа о жизни диких животных в лесу»

    ЦЕЛЬ : Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе . Воспитывать заботливое отношение к животным.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 41

    4 неделя :

    «Осенние посиделки»

    ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в осеннее и зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 38

    1 неделя :

    «В мире стекла»

    ЦЕЛЬ : Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое) ; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность .

    О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе » с. 36

    2 неделя :

    «Путешествие в прошлое бумаги»

    ЦЕЛЬ : Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » С. 58

    3 неделя :

    «Петрушка – физкультурник»

    ЦЕЛЬ : Совершенствовать умение группировать предметы по назначению уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; развивать наблюдательность.

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 28

    4 неделя :

    «Мой край родной – пгт. Пристань-Пржевальск»

    ЦЕЛЬ : Продолжать закреплять название родного края, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой край.

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 46

    1 неделя :

    Беседа о зиме

    ЦЕЛЬ : Уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы (частично по памяти, частично по картинкам и иллюстрациям) какая природа зимой, зимние забавы и развлечения, одежда людей и их труд по очистке участка от снега.

    Гербова В. В. стр. 94.

    2неделя :

    «Стайка снегирей на ветках рябины. В гости деду Природоведу»

    ЦЕЛЬ : Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 48, с. 50

    3 неделя :

    «Лд – вода»

    Развивать представления о плавлении льда в воду, о зиме и лете. Формировать действия «превращения» .

    Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательноисследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7» с. 18

    4 неделя :

    «Тврдое - жидкое»

    Формировать представления о тврдых и жидких веществах. Развивать умение наблюдать, сравнивать различные вещества. Формировать действия «превращения» .

    Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательноисследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» с. 22 19.03.

    1 неделя Каникулы

    2неделя :

    «Почему растаяла Снегурочка?»

    ЦЕЛЬ : Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи : снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа »

    3 неделя :

    «Русская матрешка»

    ЦЕЛЬ : Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с русской матрешкой.

    (метод. кабинет)

    «Мини-викторина по сказкам, по потешкам. Рассматривание дымковских игрушек».

    ЦЕЛЬ : Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору, познакомить

    Иллюстрации, альбомы, игрушки о народной игрушке. (метод. кабинет) «Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 61 29.01

    1неделя :

    Фольклор

    ЦЕЛЬ : Продолжать воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративноприкладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковскими игрушками. Помочь вспомнить названия и содержание уже знакомых сказок, потешек.

    Иллюстрации, альбомы, игрушки о народной игрушке, книжки «Потешки» , «Русские народные сказки» . (метод. кабинет)

    «Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 61

    2неделя :

    «Целевая прогулка «Что такое улица»

    ЦЕЛЬ Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать свой адрес.

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 19

    3неделя :

    «Наша Армия»

    ЦЕЛЬ : Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» . Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники) .

    4неделя :

    «Замечательный врач»

    ЦЕЛЬ : Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 34

    1неделя :

    Беседа о весне

    ЦЕЛЬ : Закреплять представление детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи, ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду. Появилась трава, листья, цветы. Вернулись из теплых краев птицы. В траве появились жуки, бабочки.

    В. В. Гербова. стр. 125

    2 неделя :

    «Урок вежливости»

    ЦЕЛЬ : Рассказать детям о том, как принять встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

    «Занятия по развитию речи» В. В. Гербова с. 56 26.03.

    3 неделя :

    Беседа с детьми о хлебе и о профессии пекаря

    ЦЕЛЬ : Рассказать детям о том,как много хлеба выпекают на хлебозаводах, показать хлебобулочные изделия, объяснить почему следует беречь хлеб – народное достояние; дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря.

    В. В. Гербов астр. 107.

    4 неделя :

    «Моя семья»

    ЦЕЛЬ : Формировать понятие «семья» . Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье : каждый ребенок одновременно сын (дочь, брат (сестра) ; мама и папа - дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи. Рассказать о Международном дне 8-ое марта.

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 19 05.03.

    1неделя :

    «В гости к хозяйке луга»

    ЦЕЛЬ : Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Учить отгадывать загадки о насекомых.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 59

    2неделя :

    «Мир комнатных растений»

    ЦЕЛЬ : Расширять представления детей о комнатных растениях : их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 57

    3неделя :

    «Экологическая тропа весной»

    ЦЕЛЬ : Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 66

    4неделя :

    «К ребятам приходит Айболит»

    ЦЕЛЬ : Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей - овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат.

    О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа » с. 8 О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 34

    1неделя :

    «День Победы»

    ЦЕЛЬ : Выяснить, что знают дети об этом празднике. Рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны.

    В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе » с. 68

    2неделя :

    «Петрушка идет трудиться»

    ЦЕЛЬ : Учить группировать предметы по назначению, воспитывать желание помогать взрослым.

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением . Средняя группа » с. 21 14.05.

    3 неделя :

    «Правила дорожного движения»

    ЦЕЛЬ : Учить детей правилам дорожного движения. Как правильно переходить дорогу. Что такое светофор. Учить детей как вести себя на улице, в городе, где проезжает транспорт.

    Т. М. Бондаренко стр.

    4 неделя :

    «Урок вежливости»

    ЦЕЛЬ : Воспитание вежливости, культуры общения, учить внимательно слушать и отвечать на вопросы"

    Т. М. Бондаренко стр. 157.

    Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

    Страниц: 112

    Год издания: 2016

    Язык: Русский

    В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование, содержание работы по ознакомлению детей старшей группы с природой и цикл наблюдений на прогулке. Предложенная система работы включает экскурсии в природу; наблюдения; прохождение экологической тропы; проектную, трудовую и игровую деятельность.Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

    Отзывы

    Руслан, Нижний Новгород , 13.09.2017
    Замечательные книги замечательных авторов. Сайт – кладезь полезностей на просторах интернета.

    Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:

    Часто задаваемые вопросы

    1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
    Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - EPUB.

    3. В какой программе открыть файл PDF?
    Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com