Некоторые мнения

Среди основных отличий псевдонауки от науки - некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения , тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые .

Отличительные особенности

Радикальными нарушениями норм научности со стороны псевдонауки считаются :

  • пренебрежение методологическими принципами экономии и фаллибилизма ,
  • признание в качестве содержательной характеристики истины таких субъективных элементов, как вера , чувство , мистическое видение или другие параестественные формы опыта,
  • использование нефальсифицируемых гипотез.

В результатах исследований серьёзными недостатками являются: нарушения норм когнитивной связности , отсутствие рационального согласования новой гипотезы со сложившимися и уже обоснованными массивами знаний .

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются :

  1. Игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям.
  2. Нефальсифицируемость , то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  4. Использование в основе теории недостоверных данных (то есть не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок . К данному пункту не относится научная гипотеза , чётко определяющая базовые положения.
  5. Введение политических и религиозных установок в публикацию или обсуждение научной работы . Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон , например, попадает в разряд лжеучёных, причём именно из-за «Начал », а не из-за позднейших работ по теологии.
    Более мягкая формулировка этого критерия: принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. В современной научной среде автор, как правило, должен самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой.
  6. Апелляция к средствам массовой информации (прессе , телевидению , радио , Интернету), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  7. Претензия на «революционный » переворот в науке и технологиях.
  8. Опора на феномены, само существование которых научно не доказано, заимствованные чаще всего из других псевдонаучных теорий или из оккультизма и эзотеризма («астральный план », «тонкие поля», «энергия ауры », «торсионные поля », «биополя » и т. п.);
  9. Обещание быстрых и баснословных медицинских, экономических, финансовых, экологических и иных положительных эффектов.
  10. Стремление представить саму теорию или её автора жертвой «монополии» и «идеологических гонений» со стороны «официальной науки» и тем самым отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.
  11. Использование методов прямой или косвенной цензуры .
  12. Использование методов уголовного мошенничества с применением научных терминов, научных степеней и званий при рецензировании работ

Псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода - экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования , способствует накоплению ошибок.

Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие:

  • Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, которые не являются специалистами в соответствующей области.
  • Теория глобально универсальна - она претендует на объяснение буквально всего мироздания или, по меньшей мере, на объяснение состояния дел в целой отрасли знаний (например, в случае психоаналитических теорий, - поведения любого человека в любых обстоятельствах).
  • Из базовых положений делается множество смелых выводов, проверка или обоснование корректности которых не проводится.
  • Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории и оказывает платные услуги, основанные на ней же; рекламирует и проводит платные «курсы», «тренинги», «семинары» по теории и её применению; так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах).
  • В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненно истинную , независимо от степени её фактического признания среди специалистов.

Следует заметить, что существует и постоянно появляется множество теорий и гипотез, которые могут показаться псевдонаучными по ряду причин:

  • новый, непривычный формализм (язык теории);
  • фантастичность следствий из теории;
  • отсутствие или противоречивость экспериментальных подтверждений (например, из-за недостаточной технологической оснащённости);
  • отсутствие информации или знаний, необходимых для понимания;
  • использование терминологии старых, отвергнутых наукой взглядов для формулирования новых теорий;
  • конформизм того, кто оценивает теорию.

Но если теория реально допускает возможность её независимой проверки, то она не может называться лженаучной, какой бы ни была «степень бредовости» (по Нильсу Бору) этой теории. Некоторые из таких теорий могут стать «протонауками», породив новые направления исследований и новый язык описания действительности. Следует, однако, отличать при этом теории, которые прошли проверку и были опровергнуты - их активное продвижение также относят к псевдонаучной деятельности.

Одной из возможных причин выставления вердикта в псевдонаучности (лженаучности) является не всегда осознанное использование научной методологии для объяснения того, что принципиально не может быть объектом научного изучения. Так академик Л. И. Мандельштам , имея в виду научное исследование, говорил: «…явления принципиально не повторяемые, происходящие принципиально только один раз, не могут быть объектом изучения». При этом он упоминал мнение английского математика и философа Уайтхеда , считавшего, что рождение теоретической физики связано именно с применением к различным вопросам представления о периодичности .

Классификация

Корни и социальные функции псевдонауки

Популярность псевдонаук свидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причинами. Каковы же они?

1) Важнейшая из потребностей человека, которую стремятся удовлетворить как наука, так и псевдонаука, - познавательная . Наука дает объективное и доказательное знание, но это знание общего . В повседневной жизни бо льшую ценность имеет знание индивидуального, знание частных обстоятельств. Наука этого сказать не берется, более того, утверждает, что это принципиально невозможно, а, например, астрологи - берутся, и потому люди не слишком придираются к их методам и результатам. Тот же психологический эффект срабатывает, например, когда в трудную минуту близкий человек утешает вас: «Не переживай, все будет хорошо». Вы можете точно знать, что хорошо не будет, но в данном случае важнее проявленное к вам личное участие.

2) Научная картина мира - сложная картина, ибо сложен тот мир, в котором мы живем. В природе есть гармония и созвучье, но чтобы уловить их, нужен достаточно изощренный «слух», нужна хотя бы элементарная подготовка и усилие мысли. Если этого нет, то человек склонен удовлетворяться псевдообъяснениями. Все это очень напоминает мир музыки: выдающиеся композиторы сочиняют глубокие произведения, способные пережить века, но большей популярностью пользуются легкие песенки-однодневки. Из этой аналогии, кстати, понятно, что директивно запрещать псевдонауку столь же бесполезно, как эстрадную музыку - она будет существовать, пока люди испытывают в ней психологическую потребность.

3) Наиболее фундаментальные законы природы часто формулируются как абсолютные запреты. Нельзя двигаться быстрее света (п. 2.5.1) - а хотелось бы. Невозможно возникновение энергия ниоткуда, - а это означает, что за бензин придется платить всегда. В последнее время выяснилось, что запрет на точные долговременные прогнозы погоды, может быть, не менее фундаментален, чем закон сохранения энергии (п. ,3.4.3 и 4.8.3.5)… Психологически эти запреты воспринимаются как недружественные ограничения свободы и желаний человека. Чудесный, пусть и призрачный, мир псевдонауки, где возможно все, выглядит гораздо привлекательнее. Именно поэтому так популярны рассказы о всемогущих колдунах, экстрасенсах и пришельцах.

4) Существование девиантной науки связано с тем, что оценка научных результатов - дело сложное и в значительной мере субъективное. Поэтому общество вынуждено содержать науку не как сумму полезных знаний (трудно оценить полезность отдельного факта, особенно в отдаленной перспективе), а как вид деятельности. Но если оплачивается не столько результат исследования, сколько его процесс, возникает соблазн имитировать этот процесс, не производя результата.


Введение

Большинство людей узнает на личном опыте, что представления об объектах внешнего мира возникают при помощи органов чувств. Научное знание объясняет, как это происходит: мы видим объект, поскольку свет отражается от него и: попадает в наши глаза; кроме того, научное знание – косвенным образом – устанавливает условия, некоторые исключают возможность видеть: для видения необходим свет, следовательно, без него мы не можем видеть.
Личный опыт говорит нам также, что наши мысли остаются никому не известными, если они не выражены с помощью речи или действия. Можно угадать мысли другого человека, однако лишь немногие рискнут утверждать, будто знают их так, как если бы этот человек думал вслух. Впрочем, встречаются и исключения. Нам кажется, что человек на сцене читает мысли и видит с завязанными глазами; однако подобные действия относят к разряду фокусов, причем известно, что фокусник пользуется трюками. Они-то и позволяют ему делать то, что кажется противоречащим здравому смыслу.
Однако за последние годы публике не раз сообщалось об отчетах, согласно которым такие способности, как ясновидение и телепатия, были продемонстрированы в лаборатории в строго контролируемых опытах.
Эти утверждения ставят в тупик тех, чьи интересы связаны с процессами природы и научным экспериментом. Ведь оказывается, что составители отчетов путем хорошо поставленных экспериментов и испытанных приёмов статистического анализа установили реальность феноменов, противоречащих незыблемым принципам.
На сегодня получены экспериментальные данные по четырём таким процессам:
1. Телепатия – восприятие одним лицом мыслей другого лица без какой-либо передачи их по сенсорным каналам.
2. Ясновидение – сведения о каком-либо объекте или событии, получаемые без участия органов чувств.
3. Проскопия – узнавание будущих мыслей другого лица (проскопическая телепатия) или будущих событий (проскопическое ясновидение).
4. Психокинезспособность воздействовать силой мысли на физический объект или на событие, например на падение игральной кости.
Поскольку в первых трех процессах участвует акт восприятия или познания и поскольку эти процессы, согласно определению, не зависят от работы органов чувств, каждый из них считается разновидностью экстрасенсорного восприятия – сокращенно ЭСВ.
Мы увидим, что четыре приведенных термина служат – в рамках некоего систематического языка – новыми названиями старых верований – верований, которые давно уже относятся н области фольклора и суеверий.
Телепатия – это новое название для чтения мыслей, ясновидение – для второго зрения, проскопия – для прорицания или пророчества, а психокинез – новое название для левитации или же для процесса, посредством которого, например, пытаются обеспечить себе хорошую погоду на время отпуска, вознося об этом молитвы. Вот почему из упомянутых экспериментов, если только их можно считать достоверными, следует, что в область естествознания придется отныне включить многое из того, что в прошлом рассматривалось как суеверие.
Повышенный интерес к таким верованиям и привел в конце девятнадцатого века к возникновению психоисследования, т. е. изучения ЭСВ и родственных ему явлений, как оформленной дисциплины, В ту эпоху высказывалось множество предположений о новых, загадочных человеческих способностях. Точь-в-точь как сегодня, тогда были популярны рассказы о необычайных событиях, которые, казалось, противоречат общепринятым научным принципам. Всю вторую половину девятнадцатого века, а затем довольно долго и в двадцатом широко рекламировались спиритические медиумы, которые якобы получали сообщения от умерших. Необыкновенные достижения этих медиумов вызывали немалый интерес со стороны науки.
Однако в то время наука в целом демонстрировала некое единство. Когда какая-либо из дисциплин, скажем биология, сообщала о новых фактах, они всегда оказывались совместимыми с остальным, научным знанием.
В сфере чувственных восприятий было обнаружено, что строение глаза отвечает принципам, известным оптике, а ухо содержит механизмы, которых можно ожидать согласно акустике. Сообщения передаются по нервным, волокнам от органов чувств к мозгу, а поведение нервной системы в целом согласуется с тем, что известно о других физических системах.
Хотя в то время не было ясно, удастся ли когда-нибудь полностью объяснить психические явления в рамках законов природы, уже известных науке, человеческое поведение ни в чем как будто не расходилось с известными процессами. Не было известно, в чем, собственно, состоят происходящие в мозгу изменения, которые ответственны, скажем, за память, однако сам процесс запоминания отнюдь не представлялся странным; аналогичные процессы, такие, как фиксация фотоаппаратом светового изображения или возникновение заряда в конденсаторе, были вполне понятны. Между тем если бы некто проявил способность узнавать о событиях до их наступления, то здесь участвовал бы процесс совсем иного рода, как если бы изображение возникало на неэкспонированной плёнке.
Если телепатия представлялась маловероятной, хотя и не невозможной – ведь некое шестое чувство могло оставаться еще неоткрытым,– то проскопия имела уже особенности, чуждые науке, ибо здесь эффект предшествует причине.
Не все ученые скептически относились к сообщениям о случаях, которые казались паранормальными. Немало видных британских ученых считали, что эти сообщения содержат нечто, выходящее за пределы ортодоксальной науки. После нескольких предварительных безуспешных попыток при влечь к этим вопросам, серьёзное внимание научного мира группа ученых из Кембриджского университета решила, что пришло время создать научное общество для исследования этих способностей человека, реальных или предполагаемых, которые представлялись необъяснимыми с научной точки зрения.
В результате этого в 1882 году было основано Общество психических исследований с Генри Сиджуиком (1838-1900), профессором этики в Кембридже, в качестве первого президента. Американское общество психических исследований было создано через несколько лет, с выдающимся астрономом Симоном Ньюкомом (1835-1909) в качестве его президента; сейчас аналогичные группы имеются в 17 странах.
После этих первых шагов упомянутыми обществами, отдельными лицами и университетами были проведены обширные исследования. Сегодня психоисследование, или, как его теперь называют, парапсихология, рассматривается многими как признанная область науки; исследования ведутся на кафедрах многочисленных университетов; некоторые лаборатории и ассоциации отдают этим исследованиям все свое время, а за работы в этой области присуждаются ученые степени.
С тех пор как человечество обрело способность излагать мысли и передавать опыт познания окружающего мира, между знанием и незнанием образовалась промежуточная область, в которой всегда находилось место для описания загадочных действий колдунов, предсказаний астрологов, неопознанных летающих объектов и многого другого, что составляет предмет "альтернативной науки". В последнее время – время, когда мир и, в частности, нашу страну захлестнула волна "информационной революции" - у общества значительно возрос интерес к сверхъестественному, к отрицанию завоеваний разума и ко множеству проявлений иррациональности и мистицизма в нашей повседневной жизни. Конечно же, подобные тенденции имели место на протяжении всей человеческой истории, но ведь именно сейчас эта тематика стала наиболее актуальной, а потому получила широкое рапространение как в плане публикационного материала, так и основным аспектом всевозможных дискуссий. Повальное увлечение "альтернативной наукой" (имеются в виду те, кто занимается ее всерьез и те, кто проявляет лишь сугубо поверхностный интерес) имеет свои корни, разного рода причины, мотивации, а также последствия, в том числе и негативные. Стоит заметить, что форма псевдонаучного знания отличается еще и весьма богатой историей. Но прежде чем приступить к исследованию данной проблемы, следует обратиться к определению псевдонауки. Псевдонау?ка (от греч. ?????? - "ложный" + наука; синоним - лженау?ка, близкие по значению термины: паранау?ка, альтернати?вная нау?ка, неакадеми?ческая нау?ка) - деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся. Также существует и другое распространённое определение псевдонауки: мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин.


1. Чем характеризуется псевдонаука

Главное отличие псевдонауки от науки - это некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые. Вот что говорит Виталий Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике 2003 года: "Лженаука - это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота - это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно, и были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука - это то, что заведомо неверно".
Можно привести еще множество трактовок, раскрывающих суть определения лженауки (в последствии будет употребляться термин "псевдонаука" и идентичные синонимы), но не менее важно упомянуть ее ведущие характеристики.
Итак, характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:
игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям;
нефальсифицируемость, то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории;
отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к "интуиции", "здравому смыслу" или "авторитетному мнению";
использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок.
введение в публикацию или обсуждение научной работы политических и религиозных установок.
Иными словами, псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода - экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования и превращает её в неуправляемый процесс, сильно подверженный накоплению ошибок.
Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие:
Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, как правило, не специалистов ни в области того, о чём говорит теория, ни в смежных областях.
Отсутствуют публикации в рецензируемых научных периодических изданиях.
Теория небывало универсальна - она претендует на объяснение буквально всего мироздания (или, как в случае психологических теорий - поведения любого человека в любых обстоятельствах), из базовых положений делается огромное количество выводов, причём проверка корректности выводов на практике не проводится.
Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории, оказывает платные услуги, основанные на ней, рекламирует и проводит платные "курсы", "тренинги", "семинары" по теории и её применению, так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах).
В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненную истину, независимо от того, насколько она распространена и от степени доверия к ней специалистов.
2. История науки

    Основная статья: История науки
    С развитием письменности , в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
    Наука в современном понимании начала складываться с XVI - XVII веков . В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
    В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочет ание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
3. Причины роста влияния лженауки

Делая вывод из вышенаписанного, определение лженауки едино, кем бы оно ни давалось. Но причины её появления и роста различны. Их можно выделить несколько, причем они в какой-то мере специфичны конкретно для России.
"Информационная революция". На рубеже 20-21 в.в. произошли значительные изменения в социокультурной жизни населения, появилась так называемая свобода выбора, в результате чего человек оказался один на один с огромным информационным полем, насыщенным противоречивыми мнениями, различными образчиками нравственности и культуры. Как бы абсурдно это ни было, но тьма гадалок, чудодеев, прорицательниц и целителей, мелькающих на экранах телевизоров, стала неотъемлемой частью этих "образчиков". Они появляются на экране и бесследно исчезают, уступая место новым кумирам. Помните мужа и жену по фамилии Глоба? Где они теперь? Кому ворожат? Только подумать, как смело они себя называли мастерами чудесной "науки" астрологии, с какой уверенностью предсказывали, что с нами произойдет через четыре года, или объясняли, в каком районе Москвы более, а в каком менее благоприятную психологическую и деловую атмосферу обеспечивают сочетания созвездий. Перестройка, с которой начался переход к современному открытому информационному обществу, началась с многочасовых передач Чумака, Кашпировкого, доморощенных "физиков".
Ещё одним специфическим источником лженауки в России является, а точнее являлась прошлая "руководящая роль ЦК КПСС" по отношению к науке - введение в науку вненаучных причин и указаний; отголоски этого в виде "кибернетику и генетику признать ложными науками" и сегодня частые аргументы лжеучёных. Лженаука в виде постановлений и писем ЦК в прошлом была внешней по отношению к науке. Сегодня таких давлений извне науки формально нет. Но привычка к "ценным указаниям" и готовность им подчиняться (даже если они исходят неизвестно от кого) у свободных академиков осталась. Например, некоторые ученые до сих пор выступают с докладами, содержащими призывы искать связи между наукой и религией, обосновывающие утверждения о существовании Бога теорией Гёделя, которая в свое время была признана ложной (т.к. содержала "доказательства" непознаваемости природы).
Исторический фактор. При попытках перехода от прошлой политизированной науки (как системы) к нормальной науке неизбежна хаотизация. Её положительную составляющую отражают публикации работ, забытых или уничтоженных десятилетия назад (на основе отмеченного в пункте 2). Они в результате запоздалой публикации неизбежно приобретают неполноту. Среди воскрешённых работ есть и такие, которые были и остались только ошибками. Распад СССР и экономический кризис, последовавший за ним и охвативший Россию и бывшие советские республики, привели к существенному сокращению финансирования научных исследований, уменьшению тиражей научных, учебных и научно-популярных изданий.
Психологический фактор. Наиболее сложные и значительные причины лженауки связаны с принципом работы человеческого мозга. Проявление интереса в области лженаучных направлений отвечает известной потребности людей выйти за пределы обыденного. Причем выйти в такие области, которые современным уровнем научных знаний не объяснены. Логика здесь проста: раз уж мы смогли добиться при научно-техническом прогрессе удивительных результатов, то почему бы не сделать еще один шаг и не добраться до сверхудивительного? Существует определенная психологическая предрасположенность, которая как бы заставляет нас верить в чудесное, причем иногда вопреки разуму, а иногда и в полном соответствии с ним. Эта общая закономерность – "психологическая установка".

4. Псевдонаука: прошлое и настоящее

Псевдонаука включает в себя множество ответвлений, наиболее распространенными из которых являются астрология, алхимия и нумерология. Конечно, эти эмпирические учения прошлого достигли определённых результатов, но на сегодняшний момент являются элементами оккультизма; например, астрология дала начало астрономии; алхимия дала начало развитию химии и должна рассматриваться как исторический этап её развития; нумерология, возникшая в период бурного расцвета философии, математики и астрологии, дала начало некоторым идеям теории чисел. Развитие каждой из этих областей псевдонауки восходит ко многим столетиям назад. Так, например, в III тыс. до н.э. в Месопотамии уже была известна астрология предзнаменований: в это время велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным явлениям, таким как появление комет, солнечные и лунные затмения и т. п., придавалось астрологическое, предсказательное значение. Потребность древних людей в подобных наблюдениях была очевидна: сакрализация небесных тел помогала решить бытовые задачи того времени, на них основывалось миропонимание и формировалось мировоззрение.
Возникновение алхимии во 2 веке в Александрийской Академии, в которой преподавалось "священное тайное искусство" имитации благородных металлов, также объясняется необходимостью решения практических задач. Открытие способности ртути образовывать с металлами (золотом, серебром, медью и др.) амальгаму. Амальгамирование, в свою очередь, содействовало утверждению мысли о том, что ртуть, подобно всесильному "эликсиру", способна превращать одни металлы в другие, придавать веществам различную окраску. Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, "пилюль бессмертия", изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называли внешней алхимией.
Алхимия постепенно распространялась по земному шару, со временем также трансформировались ее основные цели. Основной из них для алхимиков во всех культурах являлось осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его "перерождение" и переход "на новый уровень". Появилась так называемая внутренняя алхимия, которая предполагала трансмутацию духа, достижение абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений.
И сейчас псевдонаучная деятельность основывается на естественном желании человека быть здоровым и в его понимании привлекательным. Это, в свою очередь, привело к коммерциализации лженауки; предлагаются многочисленные новые и весьма эффективные способы быстрого и абсолютного безопасного лечения, внедряются различные медицинские услуги по лечению тяжелых болезней (рак, наркомания и т.д.), по избавлению от лишнего веса, по предотвращению выпадения волос и др. Это достаточно частое явление современной реальности. Но существуют такие феномены, о которых мы, возможно, не слышим по телевидению каждый день. Они не могут быть доказаны с научной точки зрения, ни физики, ни математики, ни космологи не могут объяснить их происхождение, и, тем не менее, они существуют.

5. Социальные последствия лженауки

Социальные последствия лженауки особо разрушительны. Сформулируем главное из них:
Социальная опасность лженауки состоит в том, что она, иногда необратимо, блокирует развитие неустранимо важных направлений науки, управления государством и форм общественных отношений.
Например, лысенковщина на долгие годы сделала невозможным обсуждение обратных связей с окружающей средой при анализе возникновения и эволюции жизни. Но в природе невозможны процессы без таких обратных связей.
Важнейшую, сугубо научную проблему поисков внеземных цивилизаций дискредитируют любители "летающих тарелок", НЛО и женщины, забеременевшие, якобы, от инопланетян. Аналогичное проявляется в повседневной жизни, когда необходимо вмешательство врача, но люди обращаются к лженаучным знахарям и гибнут.
Другой класс примеров социальных последствий лженауки связан с общественными процессами.
Научные работы середины XIX века стали основой узких специализаций современных наук. Но их конкретные результаты за это время были многократно уточнены. В общественных науках по политическим причинам такое оказалось под запретом. В результате, например, современный "коммунизм" превратился в лженауку. Он дискредитирует разработки жизненно необходимых научных идеологий и социальных программ. В результате на первый план выходят религиозные организации, как традиционные, так и порядка 300 "научных религий-сект". В некоторых из них практикуются даже акты самоуничтожения. Грозные примеры использования религиозной сектой боевого отравляющего вещества - зарина - в метро Токио, разрушение религиозными фанатиками Всемирного торгового центра в Нью-Йорке являются вызовом всему человечеству, предупреждающим об опасностях религий.
Ещё одна группа социальных последствий лженауки тесно связана с тем, что она дискредитирует разумную политику и политиков, а также демократию. Лженаука становится важнейшим средством для того, чтобы заставить людей в условиях свободы выбрать для себя самоубийственные пути развития, навязываемые им отдельными социальными группами и их руководителями.
В течение длительного времени наука слишком снисходительно относилась к лженауке. Дальше так продолжаться не может. Лженаука становится опасной как для науки, так и для общества. Вакханалия паранаучного бреда, увы, начинает сказываться на высших эшелонах власти: начинается сращивание чиновничества, представляющего высшие органы власти страны, с лженаукой. Есть немало прекрасных иллюстраций на этот счёт. В конце 80-х годов на экраны телевизоров пробились Чумак и Кашпировский. Но ведь в те годы телевидение контролировалось государством! Это означает, что чудотворцы появились на экранах с согласия высших чиновников. Так проверялась возможность воздействия на общественное сознание. Между тем господа чиновники при желании могли бы узнать, что, по крайней мере, г-н Чумак не оригинален: трюк с "зарядкой" воды еще в начале XX века разоблачил американский физик Роберт Вуд.

6. КАК ПРОВЕСТИ ГРАНЬ МЕЖДУ НАУКОЙ И ПСЕВДОНАУКОЙ?
Этот вопрос волновал не только исследователей, собравшихся в Москве на международный симпозиум "Наука, антинаука и паранормальные верования" (см. "Наука и жизнь" № 12, 2001 г.). Как отличить истину от лжи, интересует и читателей журнала, да и вообще всех образованных людей. "Как установить, где наука и где лженаука, особенно если речь идет об истинах, еще не установленных окончательно? Ведь истина одна, а заблуждений неисчислимое множество. Классифицировать все разновидности лженауки трудно и неинтересно, достаточно провести границу, отделяющую ее от науки, и перечислить главные признаки", - так писал академик А. Б. Мигдал в статье "Отличима ли истина от лжи" (см. "Наука и жизнь" № 1, 1982 г.). Свой подход, позволяющий провести границу между наукой и лженаукой, предложил Майкл Шермер, американский историк науки. Печатаем краткий реферат двух его статей, опубликованных в журнале "Scientific American" №№ 10, 11, 2001 г., и большой список статей из журнала "Наука и жизнь".
Как, встречаясь в печати с необычными гипотезами или открытиями, отличить сенсационный прорыв в той или иной области науки от лжеученых вымыслов? Шермер предлагает десять вопросов, десять критериев, которые помогут это сделать.
1. Насколько можно доверять автору открытия?
При внимательном рассмотрении псевдонаучной теории можно понять, что факты и цифры искажены, вырваны из контекста или даже сфабрикованы. Разумеется, ошибки бывают и в обычных научных работах, но в псевдонаучных можно заметить признаки сознательной подтасовки фактов. Вопрос доверия тесно связан еще и с авторитетом исследователя и его добрым именем. Так, известный американский геохимик Томас Голд развивает гипотезу, согласно которой запасы нефти и газа не остались от далекого прошлого, а непрерывно вырабатываются микробами, живущими в геологических пластах на большой глубине, где, по общепринятым представлениям, не может быть никакой жизни, даже микробной. Почти никто из коллег не поддерживает эту гипотезу, но Голд известен многими другими выдающимися открытиями, так что никто не считает его лжеученым или жуликом.
2. Часто ли этот автор делает "великие открытия"?
Слишком большая концентрация "великих открытий" в работах одного автора не может не вызвать подозрения.
3. Подтверждены ли эти открытия другими специалистами?
Открытия типичных лжеученых не подтверждаются при проверке другими специалистами или подтверждаются только единомышленниками автора открытия. Типичный случай - открытие так называемого "холодного ядерного синтеза".
4. Как новое открытие укладывается в сложившуюся картину мира?
Новое открытие или новую гипотезу нужно рассматривать в общем контексте того, что мы уже знаем об этих проблемах. Так, когда выдвигается гипотеза, что египетские пирамиды и сфинкс созданы более 10 тысяч лет назад неизвестной цивилизацией, владевшей "высшими знаниями", а затем погибшей, следует задать несколько вопросов. Где остальные следы деятельности этой погибшей культуры? Где произведения искусства, оружие, одежда, орудия труда, наконец, где свалки и помойки, всегда остающиеся от любой цивилизации?
5. Искал ли автор гипотезы способы ее опровергнуть или подбирал аргументы только в ее пользу?
Наука опирается на постоянные многократные проверки и перепроверки, повторные эксперименты и измерения, в том числе скептически настроенными независимыми экспертами.
и т.д.................

Мировоззрение – совокупность представлений, оценок и принципов, характеризующих отношение человека к окружающему миру, обществу, самому себе.

    Основные типы мировоззрения:

    мифологическое – образное знание, передающееся из поколения в поколение, из уст в уста. Недостатки: некритичность, нерациональность.

    религиозное – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, распространяется через особый источник (библию). Преимущества: систематизированность, решение экзистенциальных вопросов. Недостатки: недосказанность, некритичность, отсутствие развития.

    научное – мировоззрение, основанное на рационально обработанном опыте. Преимущества: критичность, обоснованность, постоянное развитие, системность. Недостатки: отсутствие ответов на экзистенциальные вопросы.

    философское – мировоззрение, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Преимущества: рациональность, критичность, развитие. Недостатки: плюрализм мнений, труднодоступность.

    Определения науки:

    Наука как система знаний – система достоверных, обоснованных знаний, выраженных в форме теорий.

    Наука как духовная деятельность – познавательная деятельность, нацеленная на получение практически подтвержденного знания.

    Наука как социальный институт – вырабатывает, собирает и распространяет знания.

    Отличительные черты и свойства науки:

    Объективна – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

    Достоверна – ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

    Систематизирована – имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

    Универсальна – сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

    Безгранична – абсолютная истина в науке недостижима.

    Общезначима – получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык – однозначный, поскольку наука стремится четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

    Переемственна – новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

    Критична – всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

    Внеморальна – научные истины нейтральны в морально-этическом плане.

    Рациональна – что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

    Чувственна – что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

    Цели и функции науки:

1. Познавательно-объяснительная заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.

2. Мировоззренческая помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение

3. Прогностическая. Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

4. Производственная (катализатор развития). Непосредственная производительная сила. Ускоряет процесс совершенствования производства.

5. Социальная сила. Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и

познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования

полученных знаний.

    Предпосылки возникновения науки:

    упразднение мифологической логики абсурда и переход к традиционной логике с ее законами тождества, не противоречия, исключительного третьего, достаточного основания. Принципы: непротиворечивости, определенности, последовательности, доказательности.

    Оформление таких способов познания, которые, опираясь на дискурсивные, рациональные основания, констатируют объекты ориентированного на получение знания об объективном сущем.

    Уровни научного познания:

    Эмпирический уровень – приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека; накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения опосредованного теоретического знания. Методы : наблюдение, эксперимент, моделирование, описание, измерение и др.

    Теоретический уровень – формы и методы познавательной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории (логически организованного знания о законах, необходимых связях и отношениях предметной области данной науки). Методы : абстракция, идеализация, моделирование, анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия.Элементы : закон, теория, гипотеза.

    Классификация методов научного познания:

    По характеру и роли в познании:

а) методы-приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.)

б) методы-подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).

    По функциональному назначению выделяют:

а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);

б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);

в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

3. Степень общности. Здесь методы подразделяются на:

а) философские методы (диалектический, формально - логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);

б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;

в) специальные методы.

    Структура научного метода:

Научный метод - это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

    Эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

    Теоретический уровень: индукция, дедукция, формализация, математизация, анализ, синтез, формализация, идеализация, моделирование, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод.

Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения. Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

    Сущность псевдонауки:

Псевдонаука - это любая методология или система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств, являющихся отличительной характеристикой действительной науки. Хотя псевдонаука и рассчитывает на получение научного статуса, в ней нет ничего научного.

    Отличительные черты псевдонауки:

    Некритический анализ исходных данных: за достоверные факты принимаются легенды, мифы, рассказы из третьих рук и т. д.

    Склонность к теориям заговора.

    Пренебрежение противоречащими фактами: интерес проявляется лишь к материалу, который можно истолковать в пользу доказываемой концепции, все остальное просто не рассматривается.

    Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения

    Отсутствие законов

    Нарушение общепринятых этических норм: подтасовывать результаты экспериментов, подгонять решения под заданный ответ означает не просто давать неверную информацию (от ошибок никто не гарантирован), но поступать аморально.

    Социальные функции псевдонауки:

    Познавательная: подача субъективного и недоказательного знания (астрология)

    Психологическая: поддержка людей, производство псевдообъяснений разных явлений, которые устраивают людей, т.к. нет научных аналогов.

    Наиболее фундаментальные законы природы часто формулируются как абсолютные запреты. Нельзя двигаться быстрее света (п. 2.5.1) - а хотелось бы. Невозможно возникновение энергия ниоткуда, - а это означает, что за бензин придется платить всегда. Психологически эти запреты воспринимаются как недружественные ограничения свободы и желаний человека. Чудесный, пусть и призрачный, мир псевдонауки, где возможно все, выглядит гораздо привлекательнее. Именно поэтому так популярны рассказы о всемогущих колдунах, экстрасенсах и пришельцах.

    Существование девиантной науки связано с тем, что оценка научных результатов - дело сложное и в значительной мере субъективное. Поэтому общество вынуждено содержать науку не как сумму полезных знаний (трудно оценить полезность отдельного факта, особенно в отдаленной перспективе), а как вид деятельности. Но если оплачивается не столько результат исследования, сколько его процесс, возникает соблазн имитировать этот процесс, не производя результата.

    Современные классификации наук:

Кедров разработал наиболее полную классификацию наук. Он разделил всю действительность на природу и человека. В человеке он выделил общество и мышление. Науки о природе – естественные, об обществе – социальные, и о мышлении – философские.

    Различие естественнонаучного, социального и гуманитарного знания:

    Различие объекта изучения: в естественных науках изучается природа, в гуманитарной – человека с точки зрения его духовной, культурной, нравственной, общественной и умственной сферы, в социальной – влияние событий на человека.

    Естественные науки изучают материальные вещи, а гуманитарные и социальные дисциплины носят скорее идеальный характер, хотя изучается в своих материальных носителях. Они нестабильны, быстрая изменчивость объектов изучения.

    Естественное знание объективно, гуманитарное и социальное – субъективно.

    Метод естествознания – «генерализирующий» (цель: отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило. В гуманитарных и социальных науках, поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод знания можно назвать «индивидуализирующим».

    Для естественных наук не характерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное и социальное знание могут испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связаны с ней, чем естественно-научное знание.

    Социальные науки ориентированы на человека в плане его общественной деятельности, а гуманитарные часто преследуют отвлеченные цели и рассматривают абстрактные понятия.

    В социальных науках есть практические инструменты, которые ориентированы на изучение общества и человека, а гуманитарным это зачастую не требуется.

    Техника как предмет и как деятельность:

1. Деятельностный принцип: это основополагающий методологический принцип анализа техники. Его суть: техника рассматривается при всей сложности этого явления, прежде всего как специфический вид деятельности, а не только как совокупность определённых объектов (машин и т.д.). Исходным пунктом для анализа техники становится не субстанциальная (артефакты), а деятельностная сторона (способы, методы) техники. 2. Техника стала предметом философского анализа на том этапе ее истории, когда общество перешло к технологическому в машинной форме способу существования, а ее собственное развитие и функционирование получило научные основания и обусловило возникновение сферы общего и специального научно-технического образования. Этот процесс обрел свою зрелую форму примерно к середине XIX в.

    Назначение и задачи техники:

    удлинение средней продолжительности жизни человека почти в два раза;

    техника освободила человека от стеснительных обстоятельств и увеличила его свободное время;

    новая информационная техника качественно расширила масштабы и формы интеллектуальной деятельности человека;

    техника принесла прогресс в процесс образования;

    техника подняла эффективность человеческой деятельности в различных сферах жизни общества.

    Негативные проявления и опасности техники:

    Ухудшение состояния окружающей среды, загрязнение природы.

    Нехватка ресурсов.

    Заменяя рабочую силу человека и повышая производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу.

    Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.

    Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.

    Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает «разрешающую силу» человеческого мозга.

    Превращение человеческого разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.

    Деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.

    Снижение физического здоровья.

    Несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

    Техника может быть использована как эффективное средство подавления, тотального контроля и манипулирования личностью.

    Огромно воздействие техники на психику человека и через виртуальную реальность, остановка развития образного и абстрактного мышления, появление неврозов и психических заболеваний.

    Различные понимания времени зарождения науки:

    наука как систематизация обобщения знаний (возникает вместе с человеческой организацией)

    наука как рациональное доказательное знание (возникает в древней Греции 6-5 век до нашей эры)

    наука как практически подтверждённое знание (возникает в новое время 17-18 век)

    наука как особый институт общества: образовательные организации, научные (к 19 веку)

    наука, как ведущая сила общественного прогресса (вторая половина 20-ого века)

    Достижения науки Древнего Востока:

    первыми научились получать сахар из сахарного тростника

    производство шелковых тканей, изобретение бумаги, компаса, календаря, письменности

    создание высокой и своеобразной культуры

    освоены и выведены первые растения: хлопок, лен, пшеница, чай, виноград. Были приручены козы, овцы, верблюды, ослы, лошади и т.д.

    родина многих наук таких, как математика и астрономия (начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и звезд)

    художники, ремесленники, архитекторы

    медицина (иглоукалывание)

    Предпосылки рационализации мировоззрения в Древней Греции:

    развитие производительных сил, техники (освоение железа и производство железных орудий труда);

    развитие экономических отношений, переход от раннеклассового общества к развитому рабовладельческому обществу, которое характеризуется абстрактными общественными отношениями (отношения господин - раб, развитие системы товарно-денежных отношений), сложившимися представлениями меновой стоимости и абстрактного труда;

    территориальная экспансия, которая приводила к культурным контактам с самыми разнообразными странами и народами;

    множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции, причем это не только не разруша​ло, но даже усиливало сознание общегреческого культурного единства;

    социальная организация полиса, демократический характер многих из них;

    относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод;

    развитое чувство гражданской ответственности и критическо​го мышления, когда каждый грек считает себя ответственным не только за свою судьбу, но и за судьбу всего государства, всего полиса;

    наличие совершенной системы письменности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. самой совершенной по тем временам системы средств фиксации, хранения и передачи информа​ции;

    распространение публичных дискуссий, что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зре​ния; разрабатываются приемы логического доказательства; система обучения и образования приобретает характер соци​ального института;

    индивидуализация духовного мира личности, формирование самосознания и самооценки;

    формирование общественного мнения, поощрявшего твор​ческие личные достижения.

    Достижения древнегреческой науки:

    Развитие геометрии, математики, астрономии, философии, использование циркуля, предсказание солнечных затмений.

    Платону принадлежит учение об идеях – прообразах мира. Задача законодателя, считал он, – создание идеального полиса. И Платон создает такой проект полиса, которым должны управлять мудрецы.

    «Сократический» метод ведения спора – истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Самопознание – начало истинной мудрости.

    Пифагор: таблица умножения и теорема Пифагора, учение о «гармонии сфер».

    Аристотель: основоположник научной философии, логики, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели).

    Демокрит: открыл существование атомов

    Гиппократ: основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях.

    Архимед: закон Архимеда – на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесняемой воды; разработал различные конструкции, к примеру водоподъёмный винт. В частности, его применяют для откачки воды из судов, получивших пробоину. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор.

    Основные научные школы Древней Греции:

    Семь мудрецов (VII-VI вв. до н.э.) – практическая жизненная мудрость и создание законов.

    Милетская школа – древнейшая натурфилософская школа, чей главный вопрос: определение первоначала, из которого возник мир. Зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук (основана Фалесом + Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит).

    Пифагорейцы – первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Идеи: бессмертие души, начало математическим наукам (учение о декаде: 1+2+3+4=10), развитие астрономии, медицины и грамматики греческого языка.

    Софисты – странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Цель: подготовка молодежи к активной политической жизни.

    Академия Платона – религиозно-философский союз, посвященных мифическому герою Академу. Широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др.

    Перипатетики (Аристотель)

    Эпикурейцы – философия наслаждения, удовольствие покоя, как отсутствие страдания, все основные философские понятия рассматриваются через призму духовного наслаждения.

    Стоицики – идея покорности судьбе и фатальность всего сущего.

    Киники (Антисфен Афинский/Диоген Синопский) – требование отбросить существующие нормы и обычаи, мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели; понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

    Особенности древнегреческой науки:

    появление идеи доказательства знаний

    рациональность (разум – главный критерий истины)

    теоретический характер знания

    отсутствие связи с практикой

    отрыв от религии

    появление специальной деятельности ученых, появление школ

    Особенности и достижения средневековой науки:

    Универсализм – тяготение к всеобщему познанию мира в целом, желание понять мир, как законченное всеединство.

    Доминирование мировых религий, наука подчинялась религии.

    Символизм (работа с текстами, их толкование, поиск символов).

    Иерархизм – стремление к систематизации знаний.

    Переход к логическому мышлению.

    Искусственный триурвизм (7 свободных искусств: грамматика, диалектика, история, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) + алхимия.

    Сделаны первые шаги к механическому объяснению мира. Введены понятия: постуты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

    Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.

    Началась математизация физики.

    Коперниканская революция в астрономии:

Смена парадигм с модели мироздания Птолемея (Земля является центром вселенной) на гелиоцентрическую модель с Солнцем в центре нашей солнечной системы. Это событие стало одной из стартовых точек начала научной революции XVI столетия (1543 г. Об обращениях небесных сфер). Учение Коперника было равносильно революционной перестройке не только в астрономии и естествознании, но и в методах научного исследования и познания. Оно привело к радикальным изменениям образа мышления естествоиспытателей, повернув его от привычных и закостенелых догм к непосредственному исследованию реального мира.

    Г. Галилей и его вклад в развитие естествознания:

    революция в механике: ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений.

    общий принцип классической механики - принцип относительности Галилея: все физические (механические) явления происходят одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно с постоянной по величине и направлению скоростью. Такие системы называются инерциальными. Математические преобразования Галилея отражают движение в двух инерциальных системах, движущихся с относительно малой скоростью (меньшей, чем скорость света в вакууме). Они устанавливают инвариантность (неизменность) в системах длины, времени и ускорения.

    наука как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные - поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить правильные знания о мире.

    усовершенствовал и изобрел множество технических приборов: линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.

    нашел подлинно научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление, невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

    разработал динамику - науку о движении тел под действием приложенных сил

    сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятий скорости и ускорения, осознал решающее значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией, идея относительности движения.

Законы механики Галилея вместе с его астрономическими открытиями подводили ту физическую базу под теорию Коперника, которой сам ее творец еще не располагал. Из гипотезы гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию.

    Предпосылки научной революции 17 в.

1. Потребности развивающегося сельскохозяйственного производства.

2. Изменение структуры населения – миграция сельского населения в города и освобождение от крепостной зависимости.

3. Промышленные революции в Италии, Англии, Германии, Франции

4. Прекращение тоталитарного преследования инакомыслящих со стороны католической церкви.

5. Развитие книгопечатания.

6. Светское свободомыслие Ренессанса – гуманизм – основа для восприятия науки.

7. Открытие Америки и информация о новых континентах.

8. Разработка методов экспериментального естествознания – Р.Бэкон, Н.Кузанский.

9. Появление наук, использующих эксперимент в ходе своих исследований – алхимия, ятрохимия.

10. Накопление научных данных, противоречащих парадигме Аристотеля в астрономии, физике, химии, биологии.

    Сущность научной революции 17 в.

Научная революция ХVI – ХVII веков охватила все стороны мировоззрения. Это был новый взгляд на мир, в результате которого возникло новое направление в науке – экспериментальное естествознание. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.