Вариант 1

1) крестьян 2) рабочих 3) буржуазии 4) солдат

2.Какое из событий произошло раньше ? 1)начало русско-японской войны 2)«Кровавое воскресенье» 3) денежная реформа СЮ. Витте 4) созыв I Государственной думы

3.Выберите 3 ответа : Первая российская революция привела к: 1) провозглашению прав и свобод 2)созданию в России республики 3)созданию Госдумы 4) установлению монархии 5) отмене выкупных платежей

4. Найдите 2 лишних ответа . Из политических движений НЕ характеризовались социалистическими представлениями? 1)эсеры 2)кадеты 3)социал-демократы 4)большевики 5) октябристы

5 . С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в начале XX в. НЕ связано понятие 1) отруба 2) отрезки 3) хутора 4) переселенческая политика 5) разрушение общины

6.Что из названного было характерно для экономического развития России в начале XX в. (3 ответа )? 1)монополизация промышленности 2)начало железнодорожного строительства 3)начало промышленного переворота 4) иностранные инвестиции в экономику 5) финансовая реформа

7.В результате проведения денежной реформы СЮ. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль 3)из обращения были изъяты бумажные деньги 2) основой денежной системы стал серебряный рубль 4)было восстановлено обращение бумажных денег

8.Что стало итогами Первой российской революции (3 итога )?

1) ограничение монархии 2)отмена выкупных платежей 3) отмена сословий 4) создание партий 5) решение аграрного вопроса

9. Приведите в соответствие лидеров партий и их названия

А)А.И.Гучков

1) Партия конституционных демократов

Б) Ю. Мартов

2) социалистов-революционеров

В) П. Милюков

Г) В. Чернов

10. Приведите в соответствие:

    Подписание Портсмутского мира

    Восстание древлян

    Третьеиюньский переворот

    Создание партии эсеров

11. Напишите термин: сосредоточение производства в одних руках или крупное производство________________________________________

12. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

1) -Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

2) -Укажите, чем завершилась подача петиции.

3) -Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

13. Привести в соответствие

Участники

А)Переселенческая политика

1)Я. Мудрый

Б)Строительство Софийского собора

2) П. Столыпин

В)Русско-японская война

3)Святослав

Г) Дунайские походы

4) Владимир Святославич

14 Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллегенции начала XX в., мечтавшей о преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права - профессора С.А.Муромцева, экономистов и публицистов - П.Б Струве, С.Н.Булгакова, Н.А. Бердяева».__________________________________

Вариант 2 .

1. Какие 3 сражения относятся к событиям русско-японской войны

1) Синопский бой 3) Цусимское сражение 2) битва под Ляояном 4) Оборона Порт-Артура 5) Битва под Мукденом

2.Суть столыпинской аграрной реформы заключалась в

1) насильственной ликвидации крестьянской общины 2) предоставлении кретьянам права свободного выхода из общины с наделом 3) объединение крестьян в коллективные хозяйства 4) переделе земли между крестьянами на началах уравнительности

12.К реформам С.Ю.Витте относится 1) установление серебряного рубля как основы денежной системы 2) предоставление крестьянам права свободно покидать общину с наделом 3) Учреждение Высшего Совета Народного Хозяйства

4) введение винной монополии

13 События в Петербурге, получившие название «Кровавое воскресенье», произошли

14 Корабль Черноморского флота, на котором в 1905 г. Вспыхнуло восстание матросов, назывался 1) «Петропавловск» 2) «Аврора» 3) «Князь Потемкин Таврический» 4) «Варяг»

Задания части 2(B ) 1.Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?A) создание законосовещательного Государственного совета Б) Московское декабрьское вооруженное восстание B) учреждение должностей земских начальников Г) издание циркуляра «о кухаркиных детях» Д) третьеиюньский переворот Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события. A) убийство П.А. Столыпина Б) Московское декабрьское восстание B) гибель крейсера «Варяг» Г) издание Манифеста об учреждении Госдумы.

3. Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.?

5) созыв I Государственной думы 6) установление режима «двоевластия»

4.Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор. «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся______________________

5.Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. «К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»... И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX веков (в сфере экономики, индустриализации и финансов - создание твердой отечественной валюты - золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней - заключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».Ответ:___________________________

С6. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

Задания В1 - В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 -- В10), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1 Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

  • А) присоединение к России Крыма
  • Б) присоединение к России Казанского ханства

B) присоединение к России Средней Азии

Г) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю

ВЗ Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идет речь.

«.. .Следует сказать, что получаемые от Петра почести и звания он честно оправдывал делами, в особенности ратными. Достаточно напомнить, что в Полтавской битве со шведской армией Карла ХП 27 июня (8 июля) 1709 г. он, командуя левым крылом русской армии, разгромил наголову корпус генерала Рооса. Среди соратников Петра I наибольшие заслуги в разгроме шведов во время Северной войны принадлежали светлейшему князю. Именно за успешные боевые действия под Полтавой царь произвел его в фельдмаршалы.»

Ответ: _______________

В4 Установите соответствие между названиями архитектурных сооружений и временем их постройки. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЕКА

  • 1) Петропавловская крепость в Санкт- А) XV в. Петербурге
  • 2) здание Большого театра.в Москве Б) XVIв.
  • 3) Покровский собор (собор Василия В) XVII в. Блаженного) на Красной площади в Москве
  • 4) Теремной дворец царя Алексея Михайловича Г) XVIII в. в московском Кремле
  • Д) XIX в.

B5 Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина и напишите название войны, о которой идет речь.

«Думаю опять странствовать, но только без жены и детей, и не в виде беглеца, но с надеждою увидеть пепелище любезной Москвы. Граф П.А. Толстой предлагает мне идти с ним и с здешним ополчением против

французов. Обстоятельства таковы, что всякий может быть полезен, или иметь эту надежду... мне больно смотреть издали на происшествия, решительные для нашего отечества...»

Ответ:_______________________

В6 Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»...

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX -- XX веков (в сфере экономики, индустриализации и финансов создание твердой отечественной валюты - золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней заключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

Ответ: _____________________

В7 Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 1) В.Э. Мейерхольд А) музыка
  • 2) А..А Ахматова Б) скульптура
  • 3) С.С.Прокофьев В) театр
  • 4) К.С.Малевич Г) поэзия
  • Д) живопись

В8 Прочтите отрывок из документа и напишите название политики, об итогах которой в нем говорится.

«СССР... закончил в основном техническую реконструкцию и по уровню развития техники производства в промышленности... стоит впереди любой... страны Европы...»

Ответ.____________________

В9 Установите соответствие между событиями, явлениями политической жизни в СССР и фамилиями руководителей, при которых они произошли. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ ФАМИЛИИ

  • 1) выдвижение концепции «развитого социализма» А) Н.С. Хрущев
  • 2) возобновление политических репрессий после Б) М.С. Горбачев Великой Отечественной войны
  • 3) ликвидация монопольного права КПСС на В) И.В. Сталин власть
  • 4) частичная либерализация общественно- Г) Л.И. Брежнев политической жизни
  • Д) Б.Н. Ельцин

В10 Прочтите отрывок из послания Н.С. Хрущева Президенту США Дж. Кеннеди и напишите, какое название получило событие, о котором идет речь.

«...Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы... Мы, г-н Президент, уже выполнили свои обязательства относительно вывоза наших ракет и самолетов ИЛ-28 с Кубы и даже досрочно... От того, как Вы сейчас будете выполнять взятые на себя обязательства, зависит все, зависит стабильность в этом районе и не только в этом районе, но и во всем мире... Мы считаем, что данные Вами гарантии о невторжении на Кубу будут соблюдаться и притом не только во время Вашего пребывания в Белом Доме...»

Ответ:____________________

Приложение 2.

Опрос домашнего задания по теме «Кризис империи: русско-японская война и революция гг.»

Этап проверки домашнего задания:

его задача - выяснить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, выявить пробелы, определить их причины и устранить их в ходе проверки. На этом этапе, в условиях личностно-ориентированного обучения, важно сочетать контроль учительский, взаимоконтроль, самоконтроль. Формы опроса могут быть разные, учащимся предоставляется право выбора.

Опрос домашнего задания: (15-20 мин)

I. Индивидуальные карточки-задания (у доски).

Карточка –задание № 1.

Группировка фактов

1. Какие три из приведенных ниже событий связанны с рево­люцией 1905-1907 гг.? Обведите цифры, под которыми эти события и явления указаны.

2) созыв Учредительного собрания

5) созыв I Государственной думы

6) установление режима «двоевластия»

2. Какие три из перечисленных ниже названий относятся к политическим партиям начала XX в.? Обведите цифры, под которыми эти названия указаны.

1) кадеты 4) петрашевцы

3) народовольцы 6) эсеры

Карточка-задание № 2.

Поиск информации в источнике

1. Прочтите отрывок из дневника и напишите фамилию свя­щенника, о котором идет речь.

«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизо­на. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их опреде­ляется в чел. Во главе союза какой-то священник».

2. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... южную часть острова Сахалина и все при­легающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

3. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он ни­когда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»...

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля Рос­сии рубежа XIX - XX веков (в сфере экономики, индустриализа­ции и финансов - создание твердой отечественной валюты - зо­лотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней - заключение столь нужного царизму Пор­тсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите крат­кое название политической партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировав­шая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламент­ским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском ли­берализме на рубеже XIX-XX вв.

В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права - профессора С. А. Му­ромцева, экономистов и пу­блицистов - , ».

Карточка –задание № 3.

Систематизация фактов, понятий

1. Установите соответствие между политическими партиями

начала XX в. и их лидерами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

B) Конституционно-демократическая партия

Г) Партия социалистов-революционеров


Поиск информации в источнике

1. Прочтите отрывок из воспоминаний генерала и назовите царя, о начале царствования которого говорится в тексте.

«Никаких темных предчувствий ни у кого в эту зиму 1895- 1896 года не было: все мы с трепетом ждали лучшего от нового молодого царя и радовались каждому его жесту, усматривая в этом если не начало новой эры, то во всяком случае разрушение гатчинского быта, созданного Александром III».

Карточка –задание № 4 (тест)

1. В начале XX в. в России (до 1905 г.):___

1) не было легальных политических партий ;

2) сложилась однопартийная система;

3) сложилась система национальных партий;

4) сложилась многопартийная система.

2. В ходе революции 1905-1907 гг.:___

1) в политическую жизнь были втянуты миллио­ны человек ;

2) была активна только интеллигенция;

3) активно участвовал только пролетариат;

4) огромная масса народа оставалась равнодуш­ной к происходящему.

3. Крестьянство в ходе революции выступало в форме:___

1) стихийных бунтов, разгромов имений;

2) обращений к царю с петициями;

3) самовольного раздела земель;

4) отказа платить налоги.

4 В ходе первой российской революции возникла партия:___

1) социал-демократов; 3) эсеров;

5. Ко времени первой российской революции относится (укажите лишнее):__

1) создание Государственной думы;

2) первый съезд представителей земств в Москве;

3) создание «Прогрессивного блока» в Думе;

4) создание Всероссийского крестьянского союза.

Карточка-задание № 5.

Объясните термины:

Государственная дума

Революция

Нелегальная партия

Манифест

Монархия

Карточка-задание № 6.

Соотнесите даты и события.

А. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

2) рабочих; 4) солдат.

5. Какой революционный орган возник впервые в 1905 г.:___

1) земство;

2) Совет рабочих депутатов;

3) Государственный совет;

4) Государственная дума.

6. Первая российская революция привела:___

1) к созданию Государственной думы;

2) к созданию Государственного совета;

3) к провозглашению России республикой;

4) к установлению конституционной монархии.

Вариант 2.

1. Либеральное движение России в начале XX в. представляли:

1) социал-демократы;

2) кадеты;

3) анархисты;

4) социалисты-революционеры.

2. При заключении соглашения 1907 г. России с Англией страны
договорились о разделе сфер влияния:

1) в Китае; 3) в Персии (Иране);

2) в Афганистане; 4) в Индии.

3. Портсмутский мирный договор включал:

1) уступку Россией Японии Южного Сахалина;

2) уход российских войск из Маньчжурии;

3) уплату военных издержек;

4) ограничения морских сил России на Дальнем Востоке.

4*. Первая российская революция начиналась как:

3) подготовленная партией эсеров акция;

4) акция, организованная зубатовским «Собра­нием русских фабрично-заводских рабочих».

5. К 1905 г. не относится:

1) «Кровавое воскресенье»;

3) разрешение создавать рабочие профсоюзы;

восстание на броненосце «Князь Потемкин-

1) демократической республики с широкой ав­тономией областей и общин;

2) ликвидации самодержавия;

3) установления республики с однопалатным парламентом;

учреждения Государственной думы

Вариант 3.

1. Лидером партии кадетов в начале XX в. был:__

2. Укажите даты русско-японской войны:

1) 1903-1905 гг.;-1906 гг.;

2) 1904-1905 гг.;-1907 гг.

3. Меньшевики представляли:

1) социал-демократическое движение;

2) либеральное движение;

3) анархистское движение;

4) монархическое движение.

4.Укажите событие, не связанное с 1905 г.:

2) начало первой российской революции;

3) начало русско-японской войны;

4) конец русско-японской войны.

5. Главным средством борьбы пролетариата в ходе первой рос­
сийской революции становятся:

1) стачки; 3) разгромы помещичьих имений;

2) митинги; 4) демонстрации.

2) ; 4) Николай II.

Производится самоконтроль.

Подведение итогов опроса домашнего задания, выставление отметок.

1. Кадеты выдвинули группу влиятельных политиков начала XX века. Наибольшую известность приобрел известный ис­торик, ученик В. Ключевского, автор фундаментального тру­да «Очерки по истории русской культуры». С конца XIX века он включился в либерально-оппозиционное движение, под­вергался ссылке, заключению, но при этом никогда не про­пагандировал революционных идей, хотя не раз встречался с революционными лидерами. Он не был депутатом 1-й и 2-й Государственных дум, но фактически направлял деятельность кадетской партии. Лишенный по натуре тяги к закулисным интригам, он мало участвовал в разного рода тайных и полулегальных обществах. Его стихией была парламентская публицистическая деятельность.

Укажите фамилию государственного деятеля.

2. Один из государственных деятелей России в начале XX в. утверждал, что для выполнения программы обширных реформ потребуется «20 лет покоя». Говоря о левых, он произнес знаменитые слова: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Укажите фамилию этого государственного деятеля.

3. Прочтите фрагмент и назовите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государствен­ной думе в 1907 г. с этими предложениями.

«...Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйст­венной самостоятельности многомиллионному крестьянскому на­селению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское го­сударственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками - бунт погашается силою, а при­знание неприкосновенности частной собственности и, как по­следствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земель­ной собственности, реальное право выхода из общины и Разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот за­дачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

4. Прочтите фрагмент из воспоминаний Н. А. Жиделева и назовите орган, об избрании которого идет речь.

«По призыву Иваново-Вознесенской группы РСДРП 12 мая дружно началась стачка на ткацких фабриках, с 13 мая она захватывает все большее количество предпри­ятий... Забастовочная практика уже знала представитель­ство рабочих. Часто во время стачек рабочие, для более планомерного их проведения, выбирали одного или несколь­ких представителей, или, как их называли, депутатов, ко­торым и поручали от своего имени вести переговоры с фаб­рикантами. При всеобщей же забастовке необходимость в планомерном ее проведении была буквально для всех оче­видна. Поэтому и было принято решение выбрать депута­тов и поручить им ответственное дело - руководить заба­стовкой».


5. Прочтите отрывок из государственного документа на­чала XX в. и напишите его название.

«На обязанность Правительства возлагаем Мы выполне­ние непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государствен­ной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законо­мерностью действий постановленных от Нас властей».

6. Прочтите отрывок из Манифеста 17 октября 1905 г. и напишите, как называлось установление, о котором идет речь.

«Ныне настало время, следуя благим начинаниям... призвать выборных людей от всей земли Русской к посто­янному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреж­дений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

7. Прочтите отрывок из документа и назовите россий­ского государя, от чьего имени был издан этот до­кумент.

«В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной за­кон Российской Империи о существе Самодержавной Вла­сти, признали Мы за благо учредить Государственную ду­му и утвердили положение о выборах в Думу...»

8. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»...

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося дея­теля России рубежа XIX - XX вв. (в сфере экономики, индустриализации и финансов - создание твердой отечест­венной валюты - золотого рубля, введение государствен­ной монополии на алкоголь; в области внешней - за­ключение столь нужного царизму Портсмутского мира - и внутренней политики - подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 г. его бесцеремонно изгна­ли и от двора, и из страны».

9. Прочтите отрывок из выступления в Государственной думе председателя Совета Министров и напишите его фамилию.

«Правительство желает поднять крестьянское землевладе­ние, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточ­ным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать... ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь со­ветом, помочь кредитом, то есть деньгами... Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического про­шлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

10. Установите соответствие между политическими партиями в России в начале XX в. и фамилиями их лидеров.

ПАРТИИ ЛИДЕРЫ

А) кадеты 1) В.М. Чернов

Б) октябристы 2) Г.В. Плеханов

В) эсеры 3) П.Н. Милюков

Г) социал-демократы 4) А.И. Гучков

5) В.М. Пуришкевич

11. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

В этом монологе, написанном в 1905 г. до провокаторской конституции, до столыпинщины и военно-полевой юстиции, до Распутина и министерской чехарды, суть, конечно, не в том, что голый Николай видит /224/ свою физическую плюгавость, которая наводит его на слишком умные для него размышления.

Дело в общей плюгавости этого «голого царя», плюгавости умственной, моральной, волевой, соответствовавшей плюгавости всего изжившего себя царизма…

Николай мог быть сложен, как Аполлон, царизм мог поражать своим блеском и великолепием, но культурно и социально он был обречен. /225/

7. «Конституция»

Вначале Николай II, по-видимому, искренне думал, что можно и при Думе править так, как будто бы ничего не случилось и никакой конституции нет.

И не было около него никого, кто мог бы разубедить его в этом.

Витте должен был уйти и был в опале. Притом Витте и сам ведь был врагом конституции. Впрочем Витте был жертвой того самого царизма, которому он так ревностно служил и перед идеей которого преклонялся. Не потому, конечно, был он жертвой, что Николай ненавидел его, при первой возможности прогнал его и откровенно обрадовался, когда Витте умер.

Бывший французский посол Палеолог в своих мемуарах изображает настроение Николая.

В ставке в царском вагоне за завтраком Николай был очень весел:

«Затем внезапно, - рассказывает Палеолог, - с блеском иронической радости в глазах:

А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорили. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?

Конечно, нет, государь!.. И когда я сообщал об его смерти моему правительству, я заключил краткое надгробное слово в следующей простой фразе: большой очаг интриг погас вместе с ним.

Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали… Слушайте, господа…

Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, /226/ серьезнейшим тоном, с авторитетнейшим видом, он произносит:

Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий».

Так благочестиво отнесся Николай к смерти своего единственного делового министра и самого честного своего слуги, который во всю первую половину его царствования посильно исправлял грехи его собственной глупой и бездарной политики.

Но не в этом, конечно, не в царской опале была трагедия Витте.

Витте, хотя и подчеркивает в своих воспоминаниях свое дворянское происхождение и наследственный монархизм, не имел ничего общего с типичными дворянами, с знатью, «толпою жадною стоящею у трона».

Витте был типичным разночинцем, умным, даровитым, на редкость энергичным и трудоспособным и… достаточно беспринципным.

В нем решительно ничего не было от маркиза Позы, но было нечто от Годунова и от Бисмарка.

Но с Витте произошло некое скверное чудо. Он был, конечно, несравненно умнее, образованнее и даровитее Александра III, а с Николаем II его и сравнивать нельзя ни по уму, ни по смелости и решительности характера, ни по силе незаурядной воли.

Однако, вышло как-то так, что Витте не только не оказал заметного влияния на политику Александра III, тупость и нелепость которой он отлично видел, но даже на невзрачного во всех смыслах, на недалекого, безвольного и трусливого Николая II он не мог повлиять настолько, чтобы подчинить его своей воле.

Не Николай II поумнел от многолетнего общения с Витте, а Витте как будто поглупел и обмяк в долгом общении с Николаем II.

Витте, естественно, импонировал Николаю своею смелостью, решительностью, огромной самоуверенностью, но такие решительные, однако тупые и ограниченные люди, как Трепов или Столыпин, легче подчиняли себе Николая, чем несравненно более умный, даровитый и самостоятельный Витте. /227/

Витте был яркая, крупная личность, Николай был сереньким, заурядным ничтожеством, и все же это ничтожество свело Витте на нет, превратив и его в лукавого царедворца, который вынужден был плясать по дудке Трепова и Дурново. Воистину, тощая корова проглотила сильную и упитанную, пустой тощий колос поглотил полный.

Или, как говорит Гамлет: «Красота скорее превратит добродетель в распутство, чем добродетель сделает красоту себе подобною».

Витте хитрил и лукавил, с одной стороны, с царем, с другой - с общественностью, и добился только того, что ему никто не верил ни с какой стороны.

Казалось бы, что в конце концов он достаточно снизился до уровня Николая II, до Трепова и Дурново, но Николаю и этого было мало - и он отделался от Витте.

С конституцией, даже с самой куцей, Николай никогда не мог примириться, самодержавно править он совершенно не умел, не сумел бы и тогда, если б время и обстоятельства позволяли.

Русские цари не имели привычки уходить своевременно и добровольно. Только смерть, насильственная или естественная, избавляла от них страну. Уход Александра I - легенда, самоубийство Николая I - не установлено. И после преступной личной политики и позора Японской войны Николай II все еще не понимал, что он стал невозможен. Самодержавие уже не имело никакой опоры.

Бюрократия давно уже выросла в такую силу, с которой не могли совладать ни Николай I, ни Александр III. Царское самодержавие давно распылилось на десятки тысяч маленьких чиновничьих самодержавий. Ничего творческого, полезного царизм, ограниченный механизмом бюрократии, совершить не мог, даже при самых лучших желаниях.

Как ни плоха была бюрократия, подвергавшаяся многолетнему отрицательному отбору, она все же вносила в управление хоть какой-то формальный порядок, хоть какую-нибудь систему. Личная политика царя нарушала и этот порядок. За монархом осталась /228/ единственная прерогатива - вносить путаницу в дело управления, нарушать ими же установленные законы и втравливать страну в опасные авантюры, на которые обыкновенно толкала царя жадная и глупая дворцовая камарилья.

«Высота трона» превратилась в низину, в которую стекались самые грязные вожделения, самые бесстыдные домогательства, все, что было самого бессовестного, гнусного и подлого в стране.

Это особенно ярко сказалось при «конституции».

Если цари не отрекались от престола и не уходили, как бы им ни случалось срамиться, то этим заражались и министры, и все сановники. Не был исключением даже такой выдающийся министр, как Витте. И он дождался того, что его «ушли», а о других и говорить нечего.

Некоторые досиживались до того, что разваливались на своих постах, но все же досиживали либо до смерти естественной или насильственной, либо до тех пор, пока их выгоняли.

Цеплялись за власть до последней возможности и даже до невозможности.

Цари более яркой индивидуальности: все три Александра, и Николай I, более или менее щадили человеческое достоинство своих сановников, и даже тогда, когда они их мало уважали и не любили - терпели их.

Николай II не уважал ни себя, ни своих сановников. При нем ни один министр не был уверен после самого милостивого приема царя, что его отставка уже не подписана, или что он не прочтет о ней завтра утром в газете.

К народному представительству Николай относился, как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана». Он с трудом мирился с Думой даже тогда, когда она ничем не посягала на его самодержавие. Но если б и при Думе все шло так, как будто ничего не случилось и ничего не изменилось, а Дума являлась бы только новым учреждением, которое время от времени устраивает патриотические или монархические демонстрации, тогда еще куда ни шло. При таких /229/ условиях он ничего не имел бы и против того, чтобы в Думе порою поругивали его министров.

Он сам любил ставить своих министров в затруднительные и нелепые положения, и, как бы они перед ним ни усердствовали, Николай радовался, когда их постигали неприятности, радовался даже, когда они умирали или когда их убивали. Так обрадовался он смерти Витте, был доволен, когда убили Плеве, еще более радовался, когда убили Столыпина. Даже к Трепову Николай стал в конце так относиться, что только неожиданная смерть избавила Трепова от опалы и неприятностей. Лживости и коварства Николая не выдержало даже сердце «вахмистра по воспитанию и погромщика по убеждениям».