Одоевский, Никита Иванович (ум. 1689), князь - русский государственный деятель и дипломат. Одоевский неоднократно бывал воеводой в различных городах, начальствовал над многими приказами, состоял председателем в комиссии 1648-1649 годов по составлению Уложения, был обвинителем в деле патриарха Никона .

В конце 1655 года Одоевский руководил переговорами с шведскими представителями. Отказ шведов от требуемого русскими написания царского титула Одоевский использовал как повод для расторжения невыгодного для России Столбовского мирного договора, чем было положено начало русско-шведской войне (см. «Валиесарский и Нардисский договоры»).

Во время русско-польской войны 1654-1667 годов Одоевский неоднократно участвовал в посольских съездах с поляками. Особенно выдающуюся роль он сыграл на Виленском съезде 1656 года, где заключил перемирие, по которому обширные области Белоруссии, Литвы и Украины, занятые во время войны русскими войсками, остались на время перемирия за Россией. Кроме того, обе стороны, состоявшие в войне с Швецией, обязались не подписывать с ней сепаратного мира. Наконец, поляки обещали рассмотреть на сейме вопрос о кандидатуре царя на польский престол. Одоевский принимал также руководящее участие в посольских съездах 1658 и 1664 годов, окончившихся безрезультатно, что было причиной отстранения Одоевского от переговоров в 1666-1667 годы, приведших к подписанию Андрусовского договора (...).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Одоевский Никита Иванович (ум. 12.II.1689), князь, - государственный, политический и военный деятель России, сын известного политического и военного деятеля начала 17 века князя И. Н. Одоевского (Большого). Один из крупнейших феодальных собственников. Впервые упомянут как стольник в 1618 году, с 1640 года - боярин. В день венчания Алексея Михайловича Одоевский был пожалован в ближние бояре. В 1646-1647 годы Одоевский - главный воевода южных границ Русского государства; после Московского восстания 1648 года руководил приказом, подготовлявшим Соборное уложение 1649 года; в 1650 году возглавил русскую делегацию при переговорах с польскими послами. В 1654-1655 годы возглавлял одну из русских армий. В 50-60-е годы неоднократно стоял во главе русских посольств, которые вели переговоры с польскими представителями. В последний период правления Алексея Михайловича Одоевский постепенно теряет свое значение: в 1668 году он стоял во главе приказов Большой казны, Земского и Рейтарского. При царе Федоре Алексеевиче авторитет Одоевского вновь поднялся: в конце 70-х годов он фактически руководил внешней политикой России, с 1681 года - председатель Расправной палаты. После смерти Федора его значение резко уменьшилось.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Арсеньев Ю. В., Ближний боярин кн. Н. И. Одоевский и его переписка с галицкой вотчиной (1650-1684), M., 1902.

В биографии Никиты Ивановича Одоевского воплотилась вся история России при первых Романовых. Последние отголоски Смутного времени, войны с Польшей, составление Соборного уложения, конфликт царя Алексея Михайловича и патриарха Никона - ко всему этому влиятельный князь имел самое прямое отношение. Он занимал первостепенные государственные должности при пяти монархах, а троих из них и вовсе проводил в могилу.

На службе Царю и Отечеству

Никита Иванович Одоевский родился около 1605 года в семье боярина Ивана Никитича по прозвищу Мниха. Детство ребенка пришлось на мытарства Смутного времени. Его отец в те непростые годы был новгородским воеводой. Князья Одоевские являлись потомками черниговских князей (то есть происходили от Рюрика). Поэтому служба на важных государственных должностях в их роду считалась данью семейной традиции. Сын, пробираясь через тернии чинов и званий, даже превзошел своего отца.

Никита Иванович с самой ранней юности находился на государственной службе. Первые сведения о стольнике относятся к 1618 году: отрок находился в царской свите во время последней польской осады Москвы. Одоевский умел ладить с Михаилом Федоровичем - он присутствовал на обеих свадьбах первого самодержца из династии Романовых.

1633 год, вновь война с поляками: Никиту Ивановича назначают ржевским воеводой. Он должен был повести войско к Смоленску, но из-за недостатка ратных людей ему так и не удалось добраться до захваченного Речью Посполитой русского города. Впрочем, тридцать лет спустя Одоевский триумфально вернется под стены древней крепости. Пока же, в 1640 году потомственный князь за выслугу наконец получает чин боярина.

В 1646-м Одоевский отправился в Ливны, где под его началом были собраны значительные силы, необходимые для отражения возможного набега татар. Накануне крымский хан Ислам-Гирей получил от своего сюзерена, турецкого султана Ибрагима, кафтан и саблю - символическое разрешение начать набег на Россию.

Никита Одоевский

Одоевский выехал на юг после того, как о подготовке набега в Москве сообщили греческие информаторы. В Белгороде и Ливнах ратные люди воеводы укрепили самые уязвимые участки засечной черты. Так и не дождавшись крымцев, но позаботившись о валах и рвах, через год боярин вернулся в Москву. В благодарность новый царь пригласил его в качестве первого дружки на свою свадьбу с Марией Милославской - матерью Федора III и Ивана V.

Соборное уложение

При дворе Одоевскому приходилось маневрировать между двумя аристократическими партиями. Одну возглавлял царский «дядька» Борис Морозов, другую - «обиженные» при Алексее Михайловиче Черкасские и бояре из других менее знаменитых семей. Никите Ивановичу удалось перехитрить все группировки знати. Царедворец заслужил доверие Тишайшего и дистанцировался от мелочных аристократических конфликтов.

Взлет карьеры Одоевского начался довольно поздно - когда ему было уже за сорок (почтенный возраст для того времени). Но он оказался долгожителем и вопреки всему добился первенствующего положения в Думе.

Ключевым эпизодом его службы стало назначение главой Уложенной комиссии. Этот орган по поручению государя занялся зубодробительной работой - кодификацией всего на тот момент существовавшего российского законодательства и добавлением новых статей, требуемых «бунташными временами».

Составлять Уложение Одоевский стал вместе со своими верными товарищами. Один из них, Федор Федорович Волхонский, носил прозвище Мерин. Другой, Семен Васильевич Прозоровский, был вызволен Никитой Ивановичем из незавидного Ямского приказа, куда его отправил воспитатель царя Морозов. Эти трое возглавили работу над составлением Уложения, к которой подключились земские выборные, приехавшие в Москву со всех уголков страны.

Свод середины XVII века заметно отличался от своих предшественников. Он оказался систематичнее и полнее судебников Ивана III и Ивана IV. Соборное уложение включило в себя государственное право, гражданское и уголовное законодательство.

Оно было издано в 1649 году и действовало еще почти два столетия, пока его не заменило Полное собрание законов Российской империи, составленное комиссией Михаила Сперанского в эпоху Николая I (именно благодаря этой исторической параллели Одоевский получил прозвище «Сперанского XVII века»).

Составление Соборного уложения

Десница государя

Подготовка Соборного уложения закрепила Одоевского в статусе государственного небожителя. Он стал верным приближенным Алексея Михайловича. Характерная деталь: когда царь отлучался на свою любимую охоту, присматривать за Москвой оставался проверенный и умудренный опытом Никита Иванович.

В 1650-ые Одоевский некоторое время занимал должность казанского воеводы. Когда в очередной раз обострились отношения с Польшей, он вошел в свиту отправившегося в поход царя. На шестом десятке боярин вновь (как в молодости) побывал под стенами Смоленска. На этот раз древний русский город был окончательно воссоединен с родиной. По завершению войны князь входил в делегацию на переговорах с Речью Посполитой.

Обвинитель патриарха

На своей долгой службе Одоевский дюжину раз менял обличья. Он был военачальником, законодателем, дипломатом. В 1663 году Никита Иванович получил новое деликатное поручение. Царь вступил в конфликт с патриархом Никоном, покусившимся едва ли не на саму самодержавную власть монарха.

Ссора происходила на фоне церковной реформы и преследования старообрядцев. Клубок противоречий оказался настолько запутанным, что государь не нашел никого, кто бы мог разобраться с этой проблемой - никого, кроме Одоевского.

Еще составляя Уложение, Никита Иванович ввел некоторые новые порядки, ограничившие привилегии духовенства. Во-первых, был создан исключительно государственный Монастырский приказ. Во-вторых, служителям Церкви было запрещено приобретать вотчины. После такого вызова властолюбивому патриарху отношения между ним и боярином едва ли могли остаться добродушными.

Одоевский не только руководил следствием, но и стал обвинителем Никона на суде. На процессе последовало требование низложить главу Церкви, что и было сделано.

Формальной причиной стало неосторожное признание патриарха в том, что он собирался «отчесть от христианства великого государя». Так царь с помощью своей правой руки избавился от постоянной головной боли в лице амбициозного противника.

Последние годы

У Никиты Одоевского и его супруги Евдокии Шереметевой было пятеро детей, в том числе четыре сына. Они и их внуки (так же как глава семьи) попали в Думу и стали видными государственными деятелями. Тот факт, что престарелый Никита Иванович заседал на важных церемониях вместе с детьми своих детей, уже был исключительным.

При преемниках Алексея Михайловича, Федоре III, Софье и малолетнем Петре I, Одоевский постепенно отходил от дел. Тем не менее, он и напоследок успел поруководить Аптекарским приказом и Судным приказом, а затем возглавить Земский собор 1682 года, согласно решению которого была уничтожена система местничества.

По иронии судьбы седовласый боярин отменил порядок назначения на государственные должности в зависимости от знатности происхождения - порядок, когда-то возвысивший самих родовитых Одоевских. Никита Иванович скончался в 1689 году на девятом десятке. Его похоронили в семейной усыпальнице в Троице-Сергиевской лавре.

Рано лишившись отца, он с самого раннего возраста был уже на службе: в 1618 году, во время осады Москвы войсками королевича Владислава , он был в свите царя в звании стольника и, хотя по своей молодости ещё не был записан в действующее войско, но по природному молодечеству являлся во время тревог и принимал участие в стычках с поляками, за что и было ему пожаловано его поместье в вотчину. После этого, он продолжал придворную службу: по своему званию стольника «смотрел в столы» во время торжественных царских обедов, ездил в качестве рынды с царем по окрестным монастырям, участвовал в чине обеих свадеб царя Михаила Фёдоровича .

Осенью 1633 года, когда началась новая война с Польшей, князь Никита Иванович был назначен воеводой в Ржев и получил приказание «збираться с ратными людьми» из всех соседних уездов, раздать им жалованье, и идти под Смоленск и «над польскими и литовскими людьми государевым делом промышляти, сколько милосердный Бог помочи подаст». Однако, ратные люди собирались очень туго; время, между тем, проходило, положение дел под Смоленском делалось всё хуже, и вскоре Одоевский получил новое приказание - идти в сход к боярину князю Димитрию Мамстрюковичу Черкасскому , отправленному на помощь стесненному под Смоленском боярину Шеину. Впрочем, под Смоленск Одоевскому и на этот раз не удалось попасть, так как Черкасский дальше Можайска не пошёл, а между тем война закончилась и войско было распущено. Одоевский также был отозван в Москву, где продолжал свою придворную службу, пожалованный, между прочим, в 1635 году в большие стольники. Оклад его в это время достигал 150 руб., суммы очень большой по тому времени.

12 января 1640 года, в день именин царевны Татьяны Михайловны , князь Н. И. Одоевский был пожалован из стольников в бояре, с денежным окладом в 500 руб. и вскоре за пожалованием был отправлен воеводой в Астрахань , где пробыл до 1643 года, заботясь о благоустройстве города и заслужив своей деятельностью расположение царя. В 1643 году князь Н. И. Одоевский был отозван в Москву и получил здесь 6 декабря награду за своё управление Астраханью: ему была пожалована атласная соболья шуба ценой в 200 руб., придача к окладу и кубок весом в 3 фунта. В Москве Одоевский занял пост первого судьи в Казанском и Сибирском приказах; в это же время начинается и его дипломатическая деятельность: в 1644 году, когда приехал в Москву датский королевич Вольдемар и начались переговоры о браке его с царевной Ириной Михайловной , Одоевский, вместе с князем Ю. А. Сицким , был назначен к «ответу» с датскими послами относительно подробностей свадебного договора и дальнейшей жизни королевича в России.

Известно, что эти переговоры были безрезультатны, так как королевич Вольдемар отказался принять православие , что было необходимо для брака с русской царевной. Между тем, в 1645 году умер царь Михаил Фёдорович, и на престол вступил «тишайший царь» Алексей Михайлович . Одоевский занял сразу видное положение в составе нового правительства; он находился, по-видимому, в близких отношениях к Морозову , был женат на родственнице царя Евдокии Фёдоровне Шереметевой, стоял близко и к самому царю, с которым был даже в переписке; словом, считался одним из виднейших вельмож этого времени. Тотчас же по смерти царя Михаила Фёдоровича он получил приказание привести к присяге новому царю всю боярскую думу, весь двор и всех жителей Москвы, а в день венчания царя на царство был пожалован в ближние бояре. Зиму этого года он провел в Москве, а 1 февраля 1646 года получил почётное назначение на пост главного воеводы в Ливны - руководить защитой южных границ Московского государства от возможного нападения крымцев. На этом посту Одоевский оставался до 1647 года, пока не был отозван в Москву.

Деятельность Одоевского в Ливнах выразилась в укреплении южных границ Московского государства, для чего он насыпал валы, выкапывал рвы, устраивал засеки. По прибытии в Москву Одоевский занял свое прежнее почётное положение при дворе, и в январе 1648 года, в почётном звании первого дружки, участвовал в чине свадьбы царя с Милославской . Майские беспорядки 1648 года показали, что Одоевский за свою близость к Морозову не пользовался любовью народа, но это не помешало сохранить ему доброе расположение царя и после удаления Морозова. Расположение это и значение, которое придавали его уму, сказалось скоро в том, что князь Никита Иванович был призван к очень важному делу - составлению Уложения.

16 июня 1648 года был издан царём указ, которым назначалась комиссия для составления проекта Уложения в составе трёх представителей боярской думы и двух дьяков. Во главе комиссии был поставлен Одоевский, а с ним приказано было заседать в ней боярину князю С. В. Прозоровскому и окольничему князю Ф. Ф. Волконскому . Задачи комиссии определялись особым царским наказом, которым приказывалось членам: «которые статьи написаны в правилах святых апостол и святых отец и в градских законех греческих царей, пристойны те статьи к государственным и к земским делам, и те бы статьи выписать и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей российских и отца его государева, блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси указы и боярские приговоры со старыми судебниками справити, а на которые статьи в прошлых годех прежних государей в судебниках указа не положено и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи потому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людям от большего и до меньшого чина суд и росправа была во всяких делех всем ровно». Таким образом, на комиссию возлагались две задачи: во-первых, кодифицировать весь имевшийся в тогдашней судебной и приказной практике законодательный материал, в виде ли «градских законов греческих царей», или «правил св. апостол», или указов прежних царей, во-вторых, проявить и самостоятельную законодательную деятельность составлением новых статей. До нас не дошло известий, как выполнялась эта программа, как шли занятия в комиссии и насколько в составлении «Уложения» принимал участие тот или другой член ее, но, тем не менее, мы можем выяснить себе некоторые факты из ее деятельности: так, мы имеем известия, что в приказах шла спешная переписка царских указов и боярских приговоров для комиссии. Вероятно, все эти документы группировались в комиссии по отделам, а потом рассматривались и записывались дьяками в Уложенный докладной столбец. Относительно источников Уложения новейшие исследования указали, что, кроме указанных в царском наказе источников, комиссия пользовалась и , из которого было сделана масса выписок, впрочем, очень продуманных, с большой оценкой и коренной переработкой. Члены комиссии должны были обладать солидной подготовкой, большими знаниями в польском праве, должны были быть хорошо знакомы и с приказной практикой, и с священным писанием. Занятия комиссии велись очень спешно, так что трудно представить, как можно было приготовить такой обширный законодательный памятник, как Уложение, за такое небольшое время: 16 июля была назначена комиссия, а 3 октября того же года уже приступил к рассмотрению Уложения земский собор, собранный для этого в Москве. Исследования профессоров Загоскина и Сергеевича показали, что в составлении Уложения принимали немалое участие и члены этого собора. Очень многие статьи Уложения написаны в ответ на челобитья выборных или даже их избирателей.

Закончены были работы Уложенной комиссии 29 января 1649 года, когда и было начато печатание Уложения. Уложение, по сравнению с прежними законодательными русскими памятниками, представляет значительный шаг вперёд. Оно значительно систематичнее всех прежних законодательных памятников; содержание его было гораздо полнее прежних судебников: в нём мы находим целый ряд ответов на вопросы права гражданского и государственного. Подробнее других отделов изложено в Уложении уголовное законодательство. Таким образом, Одоевский со своими помощниками очень удачно справился со своей задачей и Уложение, изданное под его руководством, осталось единственным актом гражданского законодательства еще и в послепетровскую эпоху. После этого служба Одоевского, прерванная на время усиленной деятельностью в комиссии, пошла своим обычным порядком; он по-прежнему присутствовал при дворе, часто бывал приглашаем к торжественным царским обедам, участвовал в разных придворных церемониях и в то же время поддерживал самые лучшие отношения с царём: во время частых поездок царя по монастырям и окрестным примосковным селам управление в Москве поручалось всегда Одоевскому. К этому же времени относится ещё один случай дипломатической деятельности Одоевского: в конце 1650 года приехал в Москву польский посланник Альбрехт Пражмовский с тайной целью поссорить московское правительство с малороссийским гетманом Богданом Хмельницким , как раз в это время просившим у Москвы помощи и заступничества против поляков. Одоевскому, назначенному для переговоров с ним, удалось раскрыть эту тайную цель польского посла и когда поляки, с целью запугать московское правительство и настроить его против Хмельницкого, объявили, что Хмельницкий соединился с крымским ханом, чтобы идти на Москву, князь Никита Иванович отвечал, что «гетман Богдан Хмельницкий со всем войском запорожским учинился у королевского величества в подданстве и королевскому величеству, слыша от казаков такое злое умышление, можно их от самовольства унять». Относительно же крымцев, нашествием которых угрожали поляки, Одоевский говорил: «крымские рати царскому величеству не страшны, а на украйне против них у царского величества люди готовы».

В 1651 году Одоевский получил новое назначение - первым воеводой в Казань , где и пробыл до 1653 года. Осенью 1653 года он снова в Москве при царском дворе. 15 мая 1654 года он отправился в польский поход вместе с царём, участвовал вместе с князем Яковом Куденетовичем Черкасским во взятии Орши , Дубровны , Копыся и Шклова , и осенью возвратился вместе с царём Алексеем Михайловичем в Москву; зиму этого года провёл в Москве, а весной 1655 года он снова сопровождал царя в поход под Смоленск и возвратился осенью вместе с царём в Москву, где в награду за свою службу получил почётное звание астраханского наместника. Зимой 1655-1656 года Одоевский снова выступил на дипломатическом поприще, с которого потом уже не сходил до конца царствования Алексея Михайловича. 23 декабря 1655 и 13 января 1656 года он вёл переговоры с приехавшими в Москву для подтверждения Столбовского мира шведскими послами и под тем предлогом, что шведские послы неправильно пишут царский титул, отказался от подтверждения этого невыгодного для России договора.

В мае 1656 года Одоевский снова отправился с царём в Литву и здесь 13 июля был отправлен из Полоцка в Вильну , для переговоров о мире с польскими комиссарами. Положение Польши в это время было в высшей степени тяжёлое: король Ян Казимир едва держался, и царю Алексею Михайловичу представлялся очень удобный случай выполнить свою заветную мечту - занять польский престол и объединить под своей властью Польшу и Россию. В этом направлении был дан наказ и Одоевскому. В Вильно же прибыли в качестве посредников при переговорах и австрийские послы, приехали и выборные из польских и белорусских городов и шляхты свидетельствовать, что в русском подданстве их не притесняют, и этим склонять поляков к избранию Алексея Михайловича.

Одоевский начал говорить об избрании не сразу, сперва он предъявил очень тяжелые требования для заключения мира: он потребовал уступки всей Литвы и уплаты до 1? миллиона военных издержек. Разумеется, польские комиссары на это согласиться не могли и, в свою очередь, требовали уступки всего завоёванного царём и уплаты военных издержек. Начались споры, и только тогда на одном из съездов Одоевский предложил полякам по смерти Яна Казимира избрать на польский престол Алексея Михайловича. Поляки отнеслись к этому предложению сочувственно, но зато теперь австрийцы начали открыто протестовать против такого поворота в переговорах, не желая, чтобы возросло могущество московского царя. Несмотря на эти протесты, переговоры продолжались, но теперь уже сам царь решил пока не добиваться польского престола, но, прекратив хотя на время войну с Польшей, двинуться общими силами на шведов. Задача Одоевского значительно упростилась и после нескольких съездов ему удалось прийти к временному соглашению, по которому дело об избрании царя было решено отложить до сейма, куда должны были явиться и московские послы; в то же время обе стороны обязались задержать войска и прекратить военные действия до новых съездов; со шведами же как поляки, так и русские не имели права заключать мир без обоюдного согласия. Разъехались послы в половине октября 1656 года, и Одоевский прямо из Вильны поехал в Москву, где и пробыл весь 1657 год, неся свою почетную придворную службу.

В мае 1658 года Одоевский был снова отправлен на съезд с польскими послами в Вильно; выехав из Москвы, он скоро был уже в Белоруссии и собирался отправиться дальше, но был задержан в Минске и Гродне , где ему пришлось разбирать жалобы местного населения на русские войска. Жители жаловались, что ратные люди чинят им насилия и грабежи, воеводы своевольничают и производят насилия не менее солдат. Одоевский, как мог, разобрал все эти жалобы, смирил воевод, ввёл некоторый порядок и затем уже отправился в Вильно, послав раньше к гетману литовскому Павлу Сапеге дворянина Данилу Астафьева узнать о настроении литовской знати и поручив ему попытаться отдалить се от короля и Польши и привлечь на сторону Москвы. Астафьев, однако, доносил, что в Литве довольно враждебно настроены к России, что литовцы, хотя и не довольны королём, но крепко держатся единения с Польшей, и Одоевский ехал на съезд с польскими комиссарами (из которых главным был тот же Павел Сапега), уже сознавая, что этот съезд не принесёт результатов. Действительно, когда Одоевский явился в Вильно, комиссаров там ещё не было; он ждал их до 6 августа и принужден был выехать, не добившись переговоров. Но в день выезда явились в Вильно гонцы с известием, что польские комиссары едут. Возмущённый Одоевский отказался возвратиться, и комиссары принуждены были уехать из Вильно не увидевшись с Одоевским. Не успел, однако, Одоевский со своей свитой выехать из Минска, как получил царский указ - вернуться обратно в Вильно и попытаться снова устроить съезд. Между тем отовсюду приходили известия, что литовский гетман подступает под царские города, а литовские люди, вопреки договору 1656 года, открыто начинают войну с Москвой.

Одоевский решил выяснить все это на съездах, которые и начались 16 сентября. Большая часть их проходила во взаимных упрёках: царские послы упрекали поляков в нарушении договора, а те упрекали русских в том, что русские хотят мириться со Швецией без ведома Польши, что было несогласно с договором 1650 года. Весь сентябрь прошёл в таких спорах. Поляки не хотели и слышать об уступке Литвы, без чего Одоевский не имел права заключать мира. К этим разногласиям присоединилось и то, что поляки начали открыто нападать и брать в плен русских ратных людей и даже целые отряды их. Всё это привело к тому, что Одоевский принужден был 9 октября прервать переговоры и дать знать стоявшему в боевой готовности князю Ю. А. Долгорукову , чтобы он начинал военные действия. Послы выехали из Вильны 10 октября и в конце года были уже в Москве, где Одоевский провёл весь 1059 год, неся придворную службу и наблюдая за некоторыми постройками в укреплениях столицы. В начале 1660 года князь Н. И. Одоевский был снова отправлен на съезд с польскими комиссарами, но на этот раз в Борисов . С ним были отправлены и малороссийские послы, которые должны были защищать на съезде свои интересы. Одоевский получил наказ: не уступать Волыни и Подолии , требовать уничтожения унии в Литве, возвращения русских пленников и свободной торговли между Польшей и Малороссией. Но когда Одоевский прибыл со своей свитой в Борисов, то оказалось, что Польша и не думает мириться с Россией, комиссары не явились совсем и Одоевский, просидев без дела в Борисове до 19 июня, получил, наконец, из Москвы приказание уйти в Шклов. Сделать это было необходимо тем более, что с одной стороны, поляки явно старались подговорить крымцев напасть на Борисов, а с другой и русский воевода князь Хованский , вместо того, чтобы защищать послов и поддерживать их представления силой оружия, проиграл большую битву. Ещё до наступления осени Одоевский был в Москве, где занимался обычными своими делами и службой, оставаясь очень часто, во время отлучек из Москвы царя, во главе управления, или исполняя разные мелкие царские поручения. Но недолго он жил спокойно: в 1662 году его снова ждала посольская служба: 18 февраля он был послан на съезд в Смоленск. Но и на этот раз съезд не состоялся: поляки опять не явились, и московские послы, прожив в Смоленске более года и не дождавшись поляков, 3 марта 1663 года выехали обратно в Москву, почти ничего не сделав и успев за это время только разменяться пленными. На этот раз Одоевского ждало в Москве новое в высшей степени щекотливое дело. В 1663 году особенно обострились отношения между царём и патриархом Никоном . Никон начал позволять себе разные дерзкие выходки по отношению к царю и его приближенным, а однажды предал проклятию одного из царских стольников Романа Бобарыкина , тягавшегося из-за земли с любимым Никоном Воскресенским монастырём . Бобарыкин донёс царю, что Никон проклял самого царя. На «тишайшего» царя это подействовало очень тяжело. По совещании с боярами было решено послать в Воскресенский монастырь особую следственную комиссию и во главе её поставили князя Н. И. Одоевского. Тот ещё с 1648 года находился в крайне натянутых отношениях с патриархом. Одоевский, будучи председателем комиссии для составления проекта Уложения, ввёл в него две меры, направленные к ограничению привилегий духовенства. Во-первых, Уложение запретило духовенству приобретать вотчины, а во-вторых, по Уложению был учреждён Монастырский приказ , которым ограничивались судебные привилегии духовенства и по которому духовное сословие становилось подсудным наравне со светскими людьми. Монастырский приказ ограничивал и власть патриарха, что, конечно, не могло нравиться властолюбивому Никону, который, естественно, смотрел с недоброжелательством и на видимого виновника этого неприятного для него нововведения. «Князь Никита Иванович Одоевский», - писал о нём однажды патриарх - «человек прегордый; страха Божия сердце не имеет; правил апостольских и отеческих никогда не читает и не разумеет, и враг всякой истины». Назначенный в следственную комиссию князь Никита Иванович, разумеется, не мог очень снисходительно отнестись к патриарху, и вёл следствие далеко не в его пользу, допрашивал свидетелей слишком строго, под угрозой пыток, старался запутать Никона, заставить его сказать что-либо, что могло бы быть истолковано в смысле недоброжелательства к царю, и успел заставить неосторожного патриарха сказать несколько слов, на основании которых Одоевский донёс в Москву, что Никон ожидает только собора и вселенских патриархов, чтобы «отчесть от христианства великого государя». И в дальнейшей своей деятельности Одоевский выказал такие же враждебные отношения к Никону: в декабре 1664 года, когда Никон внезапно явился в Москву, Одоевский был послан к нему для переговоров и настоятельно требовал, чтобы он снова удалился в Воскресенский монастырь. В 1666 году на соборе, собранном для суда над Никоном, Одоевский явился его обвинителем и требовал его низложения, а во время самой церемонии лишения сана он, единственный из светских лиц, присутствовал при этом обряде.

В мае 1664 года снова был назначен съезд с польскими комиссарами около Смоленска, и Одоевский был снова поставлен во главе русского посольства. Послам был дан подробный наказ, на основании которого они имели право заключить мир лишь при условии уступки Польшей Малороссии по левую сторону Днепра, Смоленска с некоторыми другими, близлежащими городами и сохранения за царем титула «всея Великия и Малыя и Белыя России». Но в Москве не знали, что такие условия мира были невозможны, так как поляки совсем не были настроены к невыгодному для себя миру, тем более, что воевода князь Хованский снова проиграл сражение под Витебском. Комиссары потребовали возвращения Польше всего завоеванного и уплаты Москвой военного вознаграждения в размере 10000000 польских злотых. Можно было добиться каких-либо результатов лишь при том условии, что представления послов найдут поддержку в успехах воевод; но способных воевод на театре войны не было: русские терпели поражения. Ко всему этому присоединились распри между самими послами. С Одоевским на съезд были отправлены князья Юрий и Димитрий Алексеевичи Долгорукие и известный впоследствии Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин . Ордин-Нащокин получил от царя особую секретную инструкцию, которой был выделен из среды других послов; князь Юрий Долгорукий тоже находился в особых сношениях с царем; кроме того, Одоевский и Долгорукий, старые бояре, враждовали с Ординым-Нащокиным, человеком, сравнительно неродовитым, появление которого в своей среде они считали для себя оскорблением. Переговоры были безрезультатны, и в сентябре послы разъехались, ничего не сделав. Впрочем, роль Одоевского в этих переговорах была ничтожна. Он только официально находился во главе посольства, все же дела ведали без него его товарищи, которые переписывались с царем помимо него и даже вели самостоятельно переговоры с польскими комиссарами. Вообще, в это время мы замечаем перемену в отношениях к нему царя Алексея Михайловича. Царь, по-видимому, разочаровался в способностях своего ближнего боярина и уже 1658 году писал в одном из своих писем к князю Ю. А. Долгорукову: «а чаю, что князь Никита Иванович тебя подбил, и его дело, и его было слушать напрасно: ведаешь сам, какой он промышленник, - послушаешь, как про него поют в Москве». Это равнодушие и разочарование царя в одном из прежних своих фаворитов и сотрудников отразилось и на всей последующей служебной карьере князя Никиты Ивановича. По приезде в Москву он, правда, сохранил свое почетное положение, но ому уже не давалось важных ответственных поручений. Правда, в 1664 году ему пришлось в Москве вести переговоры с английским послом графом Карлейлем, напрасно старавшимся выхлопотать привилегии для английских купцов; в 1665 году ему было поручено вести переговоры с приехавшим в Москву гетманом Брюховецким, но все эти поручения не имели такого важного характера, каким отличались прежние труды Одоевского.

В 1668 году князь Н. И. Одоевский был поставлен во главе приказов: Большой казны, земского и рейтарского; в 1671 году во вторую свадьбу царя он получил весьма почетное назначение - быть посаженым отцом у царя; в 1674 году был отправлен на съезд с польскими комиссарами в Андрусово. В это время польский король

Князь Никита Иванович Одоевский (ок. 1605 - 12 февраля 1689, Москва) - ближний боярин и воевода из рода Одоевских, один из крупнейших землевладельцев Русского царства. Возглавлял комиссию по подготовке Соборного уложения, вёл суд над патриархом Никоном, курировал уничтожение местничества. При царе Фёдоре Алексеевиче руководил внешней политикой государства. Н. П. Загоскин характеризовал его как «Сперанского XVII века».

В подмосковных сёлах князя Одоевского (Никольское-Урюпино, Архангельское и др.) трудился талантливый крепостной зодчий Павел Потехин.

Биография

Сын боярина князя Ивана Никитича Большого. Рано лишившись отца, он с самого раннего возраста был уже на службе: в 1618 году, во время осады Москвы войсками королевича Владислава, он был в свите царя в звании стольника и, хотя по своей молодости ещё не был записан в действующее войско, но по природному молодечеству являлся во время тревог и принимал участие в стычках с поляками, за что и было ему пожаловано его поместье в вотчину. После этого, он продолжал придворную службу: по своему званию стольника «смотрел в столы» во время торжественных царских обедов, ездил в качестве рынды с царем по окрестным монастырям, участвовал в чине обеих свадеб царя Михаила Фёдоровича.

Осенью 1633 года, когда началась новая война с Польшей, князь Никита Иванович был назначен воеводой в Ржев и получил приказание «збираться с ратными людьми» из всех соседних уездов, раздать им жалованье, и идти под Смоленск и «над польскими и литовскими людьми государевым делом промышляти, сколько милосердный Бог помочи подаст». Однако, ратные люди собирались очень туго; время, между тем, проходило, положение дел под Смоленском делалось всё хуже, и вскоре Одоевский получил новое приказание - идти в сход к боярину князю Димитрию Мамстрюковичу Черкасскому, отправленному на помощь стесненному под Смоленском боярину Шеину. Впрочем, под Смоленск Одоевскому и на этот раз не удалось попасть, так как Черкасский дальше Можайска не пошёл, а между тем война закончилась и войско было распущено. Одоевский также был отозван в Москву, где продолжал свою придворную службу, пожалованный, между прочим, в 1635 году в большие стольники. Оклад его в это время достигал 150 руб., суммы очень большой по тому времени.

12 января 1640 года, в день именин царевны Татьяны Михайловны, князь Н. И. Одоевский был пожалован из стольников в бояре, с денежным окладом в 500 руб. и вскоре за пожалованием был отправлен воеводой в Астрахань, где пробыл до 1643 года, заботясь о благоустройстве города и заслужив своей деятельностью расположение царя. В 1643 году князь Н. И. Одоевский был отозван в Москву и получил здесь 6 декабря награду за своё управление Астраханью: ему была пожалована атласная соболья шуба ценой в 200 руб., придача к окладу и кубок весом в 3 фунта. В Москве Одоевский занял пост первого судьи в Казанском и Сибирском приказах; в это же время начинается и его дипломатическая деятельность: в 1644 году, когда приехал в Москву датский королевич Вольдемар и начались переговоры о браке его с царевной Ириной Михайловной, Одоевский, вместе с князем Ю. А. Сицким, был назначен к «ответу» с датскими послами относительно подробностей свадебного договора и дальнейшей жизни королевича в России.

Известно, что эти переговоры были безрезультатны, так как королевич Вольдемар отказался принять православие, что было необходимо для брака с русской царевной. Между тем, в 1645 году умер царь Михаил Фёдорович, и на престол вступил «тишайший царь» Алексей Михайлович. Одоевский занял сразу видное положение в составе нового правительства; он находился, по-видимому, в близких отношениях к Морозову, был женат на дочери царского родственника Фёдора Ивановича Шереметева, стоял близко и к самому царю, с которым был даже в переписке; словом, считался одним из виднейших вельмож этого времени. Тотчас же по смерти царя Михаила Фёдоровича он получил приказание привести к присяге новому царю всю боярскую думу, весь двор и всех жителей Москвы, а в день венчания царя на царство был пожалован в ближние бояре. Зиму этого года он провел в Москве, а 1 февраля 1646 года получил почётное назначение на пост главного воеводы в Ливны - руководить защитой южных границ Московского государства от возможного нападения крымцев. На этом посту Одоевский оставался до 1647 года, пока не был отозван в Москву.

3.2 Одоевский Никита Иванович(1605-1689)

Рано лишившись отца, он с самого раннего возраста был уже на службе: в 1618 году, во время осады Москвы войсками королевича Владислава , он был в свите царя в звании стольника и, хотя по своей молодости ещё не был записан в действующее войско, но по природному молодечеству являлся во время тревог и принимал участие в стычках с поляками, за что и было ему пожаловано его поместье в вотчину. После этого, он продолжал придворную службу: по своему званию стольника «смотрел в столы» во время торжественных царских обедов, ездил в качестве рынды с царем по окрестным монастырям, участвовал в чине обеих свадеб царя Михаила Фёдоровича .

В 1645 году умер царь Михаил Фёдорович, и на престол вступил Алексей Михайлович . Одоевский занял сразу видное положение в составе нового правительства; он находился, по-видимому, в близких отношениях к Морозову , был женат на родственнице царя Евдокии Фёдоровне Шереметевой, стоял близко и к самому царю, с которым был даже в переписке; словом, считался одним из виднейших вельмож этого времени. Тотчас же по смерти царя Михаила Фёдоровича он получил приказание привести к присяге новому царю всю боярскую думу, весь двор и всех жителей Москвы, а в день венчания царя на царство был пожалован в ближние бояре. Зиму этого года он провел в Москве, а 1 февраля 1646 года получил почётное назначение на пост главного воеводы в Ливны -- руководить защитой южных границ Московского государства от возможного нападения крымцев. На этом посту Одоевский оставался до 1647 года, пока не был отозван в Москву.

По смерти царя Фёдора Алексеевича, в правление царевны Софьи , Одоевский сохранил свое почетное положение при дворе вместе с председательством в Расправной Палате, хотя в делах приказов он уже не упоминается. Старость и утомление сказываются в его деятельности, и этим объясняется тот факт, что в грамотах и документах того времени всё реже и реже встречается его имя. Лишь изредка, в некоторых особенно важных церемониях появляется престарелый боярин и занимает первое место в главном составе правительства, в котором, к тому времени, в звании бояр, заседали уже его внуки. Умер князь Никита Иванович 12 февраля 1689 года и был похоронен в семейной усыпальнице рода князей Одоевских, в Троице-Сергиевской лавре .

Никита Минов, патриарх Никон(1605-1681)

Патриарх Никон родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте-монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями и силой характера. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жесткость. В 1650 году, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними. Став в 1651 году патриархом, Никон старался подражать своему предшественнику - Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела. В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, предоставляющего Бога. Но именно это и привело к разрыву между патриархом и царем Алексеем в 1658 году. Лишенный в 1666 году сана патриарха, Никон остаток жизни провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им новый Иерусалим, до которого ему не суждено было доехать - он умер в Ярославле по дороге из ссылки.