Жаль, что Грибоедов не оставил своих записок. Но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. А.С. Пушкин

Писатель, дипломат, переводчик, математик, правовед и композитор А.С. Грибоедов принадлежит к числу авторов одной книги . В Испании таким писателем был Мигель Сервантес , написавший роман "Дон Кихот", в Голландии - Эразм Роттердамский , известный как автор "Похвалы глупости", в США авторами единственной книги стали писательницы Маргарет Митчелл ("Унесённые ветром") и Харпер Ли ("Убить пересмешника"). Русский драматург Александр Грибоедов известен как автор комедии в стихах "Горе от ума" , хотя строго говоря это не единственное его произведение. Тем не менее, пародийную комедию "Дмитрий Дрянской" или написанные в соавторстве с другими писателями водевили "Студент" и "Притворная неверность" по художественному уровню невозможно отнести к настоящей литературе.

Год рождения Грибоедова точно не известен - иногда указывают 1790, 1793, 1794. Однако в документах зафиксирована дата рождения - 4 (15) января 1795 года. Родился Грибоедов в Москве в семье секунд-майора Сергея Ивановича и Анастасии Фёдоровны. Примечательно, что оба родителя происходили из рода Грибоедовых, поэтому матери не пришлось в замужестве менять фамилию. Сам же род Грибоедовых имел польские корни: далёкий предок Ян Гржибовский переселился из Польши в Россию в начале 17 века.

В детстве юный Грибоедов проявил незаурядные интеллектуальные способности: в шестилетнем возрасте он свободно владел тремя языками, а к двенадцати годам - девятью. В 13-летнем возрасте окончил словесное отделение Московского университета с присвоением звания кандидата словесных наук, после чего к 17-ти годам окончил ещё два факультета - физико-математический и правовой, получив таким образом три высших образования .

Участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе гусарского полка, в котором прослужил до 1815 года. В возрасте 20 лет вышел в отставку и, приехав в Петербург, посвятил себя литературной деятельности. Служит губернским секретарём в Коллегии иностранных дел. Знакомится с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером. В соавторстве с Павлом Катениным, Александром Шаховским и Андреем Жандром пишет несколько пародийных комедий.

В 1817 году Грибоедов оказался участником четверной дуэли , то есть такого поединка, в котором после дуэлянтов обязаны стреляться их секунданты. Дуэль состоялась из-за известной балерины Авдотьи Истоминой. Дуэлянтами были Шереметев и Завадовский, секундантами соответственно - Якубович и Грибоедов. Во время дуэли Шереметев был смертельно ранен, и секунданты решили отложить свой поединок. Дуэль Грибоедова и будущего декабриста Александра Якубовича состоялась осенью 1818 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). В результате дуэли Грибоедов был ранен в кисть левой руки . Из Тифлиса писатель уехал в Персию в качестве секретаря дипломатической миссии.

Комедия "Горе от ума" . В Персии Грибоедов прослужил до 1821 года, затем по состоянию здоровья перевёлся в Грузию секретарём при генерале Ермолове. Здесь же были сделаны черновые наброски комедии "Горе от ума". С 1823 по 1825 гг. живёт в Москве и Петербурге, где общается с некоторыми декабристами (хотя не разделяет их взглядов) и завершает работу над главной своей комедией.

Именно комедия "Горе от ума" сделала Грибоедова классиком русской литературы. Не будь её, он остался бы в истории России лишь как дипломат. Традиционно считается, что замысел комедии "Горе от ума" возник в 1816 году во сне (о чём сам Грибоедов упоминал в одном из писем), а в 1824 она была завершена. Собственно текст комедии создавался с 1822 по 1824 годы. Первоначальным замыслом автора было сатирическое изображение быта и нравов московского дворянства. Комедия сначала называлась "Горе уму", затем "Горе и нет ума", и в окончательном варианте - "Горе от ума".

Для своего времени комедия "Горе от ума" оказалась в высшей степени злободневным произведением. Центральные персонажи - московский барин Фамусов и молодой дворянин Чацкий - олицетворяют два лагеря, на которые разделилось российское общество после Отечественной войны, - консервативный и прогрессивный. Консерваторы были противниками любых общественных перемен; смысл жизни видели в приобретении чинов и богатства, а просвещение и образованность считали злом. Немногочисленные молодые дворяне придерживались противоположных взглядов, выступали противниками крепостного права, чинопочитания и преклонения перед богатством. Именно о таком столкновении "века нынешнего и века минувшего" говорит в одном из монологов Чацкий.

Однако в комедии центральное место занимает не только социальный, но и любовный конфликт. Завязкой сюжета служит приезд Чацкого в дом Фамусова с целью жениться на его дочери Софье: молодые люди когда-то любили друг друга, но Чацкий внезапно уехал и, по словам Фамусова, "три года не писал двух слов и грянул вдруг как с облаков". Чацкий не собирался вступать в конфликт со своим потенциальным тестем, однако неожиданно обнаруживается, что в жизненных принципах Чацкого, планирующего жениться на Софье, и взглядах Фамусова есть непримиримое противоречие. Но не это тревожит Чацкого: Софья почему-то принимает его холодно, и, чтобы разгадать причину такого приёма, Чацкий на сутки задерживается в доме Фамусова, успевая перессориться практически со всеми гостями хозяина дома.

Комедия написана как будто в духе классицизма (с элементами зарождавшегося в то время реализма): Грибоедов формально соблюдает правило трёх единств. Однако невозможно строго разделить персонажей на положительных и отрицательных, так как образы центральных героев - Чацкого, Фамусова, Софьи - в значительной степени противоречивы. К тому же в комедии более 60-ти внесценических персонажей, то есть героев, не присутствующих на сцене, но упоминаемых в репликах и монологах, а это существенно расширяет границы изображаемого. Сам Грибоедов говорил, что в его комедии "двадцать глупцов на одного здравомыслящего человека". Однако Чацкого, вступающего в борьбу с "фамусовским обществом", подстерегают унизительные интриги. Объявленный сумасшедшим, он уезжает из Москвы, и его борьба заканчивается ничем.

Некоторые исследователи считают, что в такой развязке сюжета содержится намёк на деятельность декабристов, вступивших в неравную борьбу с политической системой тогдашней России. Известна фраза Грибоедова: "Сто прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России. Я им сказал, что они дураки". Таким образом, отношение автора к своему герою можно считать двойственным. Споры вокруг образа Чацкого сводились и к вопросу о том, действительно ли умён главный герой комедии. В частности, А.С. Пушкин отказал Чацкому в уме, отметив, что главным признаком умного человека является умение видеть, с кем имеешь дело, в то время как Чацкий произносит свои пылкие обличительные монологи перед теми, кто в принципе не способен его понять. Однако бесспорно умным считали Чацкого писатели и критики И.А. Гончаров (статья "Мильон терзаний") и А.И. Герцен (статья "Ещё раз Базаров") : первый отметил, что Чацкий не только умнее других персонажей комедии, но и "положительно умён", а второй обнаружил сходство вольнолюбивых идей Чацкого со взглядами декабристов: это и критика крепостного права, и идея служения Родине, и уважительное отношение ко всему русскому.

Дипломатическая деятельность и гибель Грибоедова . В 1825 году Грибоедов едет на Кавказ - через Киев и Крым. В Крыму у писателя возник замысел масштабного произведения о крещении Руси. В январе 1826 года, находясь в крепости Грозная (ныне город Грозный в Чеченской Республике), был арестован по подозрению в связях с декабристами . Следствие продолжалось около полугода, но доказать вину Грибоедова не удалось, и он был освобождён в июне того же года и продолжил дипломатическую деятельность.

Подписание Туркманчайского мирного договора

При участии Грибоедова был заключён выгодный для России Туркманчайский мирный договор в 1828 году, согласно которому России отходили ханства на территории современных Армении и Азербайджана, а Персия (ныне Иран) обязывалась выплатить России контрибуцию в размере 20 миллионов рублей серебром. Грибоедов с текстом договора приехал в Петербург, где был назначен министром-резидентом в Персии. По дороге в Персию задержался в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе, с которой фактически прожил несколько недель, так как направлялся на службу в Тегеран. Именно там 30 января 1829 года толпа фанатиков-мусульман напала на русское посольство, в результате которого были зверски убиты 37 человек, в том числе Грибоедов. Его тело было настолько обезображено, что его удалось опознать лишь по ранению кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем.

Грибоедов был похоронен в Тифлисе. На надгробии Нина Чавчавадзе установила памятник с надписью "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?". Памятники Грибоедову установлены также в Ереване, Петербурге и Москве.

Памятник А.С. Грибоедову в Москве на Чистых прудах

Автор знаменитой пьесы «Горя от ума» был не только драматургом. Александр Сергеевич Грибоедов являлся выдающимся дипломатом, пианистом и композитором. Но его гений блистал недолго: в 34 года его постигла ужасная смерть, за которую персидский шах заплатил Российской империи алмазом удивительной красоты.

Талант заметен сразу

Будущий поэт и дипломат родился 15 января 1795 году в Москве в дворянской богатой семье. У него был брат Павел, который умер в раннем возрасте, и сестра Мария, выдающаяся пианистка и арфистка. Грибоедов никогда не питал уважения к женщинам (и даже в шутку называл их «крикливый пол»), но с сестрой он до конца жизни сохранил тёплую дружбу. Свою знаменитую пьесу «Горе от ума» он писал в комнате Марии, стараясь избежать шума и назойливых знакомых. Она же была единственным человеком, посвящённым в тайну написания этого произведения до его публикации.

С раннего детства Александр удивлял всех пытливым умом и усидчивым характером – вместо того, чтобы играть и резвиться со сверстниками, он подолгу мог сидеть и прилежно заниматься науками. Первичное образование и воспитание мальчику дала мать Анастасия Фёдоровна и несколько профессиональных гувернёров, которые помогли ему уже в шестилетнем возрасте освоить три европейских языка.

С семи лет Александр учился в высшем учебном заведении для дворянских детей – в Московском университетском благородном пансионе. Там Александр изучал различные предметы, но особое внимание он уделял словесным и нравственно-политическим наукам. Кроме этого он выучил ещё три иностранных языка. Окончил юноша пансион с отличием, получив прекрасное разностороннее образование.

Трудные поиски себя

В 1812-ом году началась война с Наполеоновскими захватчиками. И Александр, пренебрегая гражданской карьерой, пошёл в армию. Он вступил в ряды Московского гусарского полка в чине младшего офицера. Юный Александр жаждал славы и подвигов, но встать на защиту Родины ему помешала длительная болезнь. Даже после войны пылкий Александр не сумел добиться успехов на военном поприще – до самого ухода из армии он так и оставался в звании корнета кавалерии. Зато именно здесь Грибоедов впервые пробовал себя в литературе: за годы службы он написал несколько очерков, статей и переводов.

Разочаровавшись в военной службе, Александр оставил её в начале 1816 года и переехал в Петербург. Здесь он хотел отдохнуть и определиться с дальнейшей своей судьбой. В столице Грибоедов завёл многочисленные знакомства в светском обществе и среди знаменитых драматургов. Они помогли юноше всерьёз взяться за литературную деятельность. А чуть позже Александр вступил в ряды масонской ложи «Соединённые друзья». Но их программа полностью не устраивала Александра, и в 1817 году он помог создать новую масонскую ложу.

Жизнь в Петербурге позволила юному Александру узнать быт, эгоизм, лицемерие и узость взглядов высшего общества. Воспитанный в духе идеализма и гуманизма, Александр был возмущён, и это вдохновило его написать ряд комедий, в которых появляется персонаж, прообраз Чацкого. Намного позже полученный от жизни в столице опыт лёг в основу сюжета его знаменитой обличительной пьесы.

Великий дипломат

В 1817 году Александр поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Свою карьеру он начал в должности переводчика, но спустя всего год он стал секретарём посольства в Персию (ныне Ирак). В этом же году Грибоедов уехал на Восток, даже не подозревая, что именно здесь найдёт свою смерть.

Вся дипломатическая служба Грибоедова была связана с постоянными поездками из России в Персию или Грузию. Воспоминания о кочевой жизни легли в основу многочисленных путевых заметок и дневников драматурга. На Востоке он работал по службе, а когда возвращался домой в Петербург (иногда на год и больше), то принимался за литературную деятельность и сочинял вальсы и сонаты для фортепиано, которые поражали слушателей своей гармоничностью. Служебные обязанности побудили Александра выучить ещё 4 восточных языка.

В 1825 году Грибоедов был в Киеве, где некоторое время встречался с декабристами. Это не прошло для него даром – в январе следующего года его задержали и доставили в столицу, подозревая в связях с подпольщиками. Но так как не нашлось никаких компрометирующих доказательств, то через полгода подозреваемого отпустили. К счастью, арест не повлиял на службу и карьеру Грибоедова, и он продолжил работу.

1828 год ознаменовался для него участием в подписании мирного договора с Персией в деревне Туркманчай. Александр разрабатывал условия этого трактата и приложил немало усилий для его подписания. Так завершилась русско-персидская война 1826-1828 гг.

После успеха в Туркманчае Грибоедову дали повышение – его назначили на пост министра-резидента в Тегеране. По пути в Персию он заехал в грузинский город Тифлис (ныне Тбилиси). Дипломат задержался там всего на несколько месяцев, но эти дни стали его последними счастливыми днями, которые полностью изменили его жизнь.

Большая любовь и страшная гибель

В Тифлисе Грибоедов гостил у давнего друга – грузинского князя Александра Гарсевановича Чавчавадзе, военного и поэта-романтика. Здесь он вновь встретил старшую дочь хозяина 15-летнюю Нину, с которой не виделся уже 6 лет. В то время Грибоедов учил девочку игре на фортепиано, и их связывала тёплая дружба. Но в 1828 году между ними вспыхнула настоящая любовь. 3 сентября они обвенчались в храме Сиони, несмотря на большую разницу в возрасте (Грибоедову было тогда 33). Вскоре после свадьбы Грибоедов продолжил путь в Персию. Нина Александровна сначала сопровождала мужа, но из-за беременности и болезней она была вынуждена на полпути повернуть назад.

Грибоедов во главе дипломатической миссии прибыл в Тегеран ко двору Фетх Али-шаха в начале января 1829 года. Он должен был склонить шаха к выполнению обязательств Туркманчайского мирного договора. Но переговоры затягивались, а в русское посольство приходило всё больше армянских беженцев, спасавшихся от исламских фанатиков. Принято считать, что укрытие беженцев и послужило поводом для разгрома русского посольства.

Нападение было совершено 11 февраля в 1829 году. Разъярённая толпа религиозных фанатиков ворвалась в здание посольства и жестоко перебила всех беженцев и членов русской дипмиссии. Уцелеть удалось лишь секретарю И. С. Мальцову. А зверски изуродованное тело Грибоедова опознали лишь по посольскому мундиру и следам старого ранения на левой руке, которое он получил 11 лет назад на дуэли с декабристом А. И. Якубовичем.

Но в этих событиях осталось много неясного. Специалисты и историки считают, что среди зачинщиков нападения были английские агенты – в интересах Англии было рассорить Россию с Персией. Единственного спасшегося человека – секретаря Мальцова – некоторые исследователи подозревают в связях с нападающими. А гибель Грибоедова до сих пор остаётся под сомнением – признаки, по которым опознали его тело, не могут считаться достаточными.

После

Резня в русском посольстве повлекла за собой международный скандал. Чтобы сгладить свою вину, шах послал императору Николаю I многочисленные подарки, в том числе крупный алмаз «Шах» массой более 88-ми карат. Благодаря этому, скандал был улажен, но драгоценный камень не смог заменить выдающегося дипломата.

Нина Александровна, узнав о гибели мужа, тяжело заболела, а её ребёнок родился мёртвым. 18 июня 1829 года она схоронила тело Грибоедова в Грузии у церкви Святого Давида (сейчас это пантеон Мтацминда). Траур по мужу она носила всю жизнь – на родине в Тифлисе её даже называли Чёрной розой. Умерла Нина Александровна от холеры в 1857 году.

30 января 1829 года в Тегеране около 100 тыс. религиозных фанатиков окружили здание русской миссии, которое обороняли 37 казаков и дипломатических сотрудников. Все они погибли. Самой известной жертвой этого нападения стал Александр Грибоедов - российский дипломат, композитор, драматург, за пять лет до этого завершивший написание своей знаменитой пьесы «Горе от ума».

Это нападение на долгие годы останется самым громким в истории отечественной дипломатии, однако почти не повлияет на отношения между российскими императорами и персидскими шахами.

Черная роза Тифлиса

В конце лета 1828 года в доме у грузинского князя Александра Чавчавадзе по пути из Петербурга в Персию к месту службы остановился его давний друг, статский советник Александр Грибоедов.

Этот визит и для Грибоедова, и для семьи Чавчавадзе окажется судьбоносным. 33-летний дипломат, планировавший лишь ненадолго навестить старого друга, незамедлительно влюбится и почти сразу сделает предложение дочери князя, красавице Нино. Она ответит согласием.

Их земному браку суждено будет продлиться чуть больше года - и большая часть его пройдет в разлуке. Но верность своему супругу красавица Нино будет хранить еще почти 30 лет, до самой смерти, за что получит имя Черная роза Тифлиса.

Четверная дуэль

До встречи с юной грузинской княжной Грибоедов отнюдь не отличался примерным поведением. В 1812 году в разгар войны с Наполеоном 17-летний Грибоедов начал службу в Московском гусарском полку. Там же служили в том числе молодые Голицын, Толстой и Шереметев. Грибоедов, сам дворянин, легко сошелся с компанией аристократической молодежи. Как позднее сказал об этом сам Грибоедов:

«Я в этой дружине пробыл всего четыре месяца, а теперь четвертый год не могу попасть на путь истинный».

Так, в 1817 году в Петербурге именно он стал причиной потрясшей столицу четверной дуэли, жертвой которой пал поручик Василий Шереметев. Шереметев был влюблен в главную звезду петербургской сцены, воспетую Пушкиным балерину Авдотью Истомину. Но на ее сердце претендовал и близкий друг Грибоедова, Завадовский. Воспользовавшись размолвкой между Истоминой и Шереметевым, Грибоедов, друживший с балериной, отвез ее к Завадовскому. Узнав об этом, Шереметев под влиянием знакомого дуэлянта Якубовича вызвал Завадовского. Тот драться «за актерку» отказался, еще сильнее оскорбив Шереметева неуважительным отношением к возлюбленной. Поручик настоял на поединке, а Якубович отправил вызов «своднику» Грибоедову.

Обе дуэли должны были состояться в один день, но во время первой Шереметев был смертельно ранен - его спешно повезли в Петербург, где он скончался на руках Истоминой. Грибоедова сослали на Кавказ, и второй поединок был отложен. С Якубовичем они увиделись лишь через год, в Грузии, и все-таки пошли к барьеру. Но смерть Шереметева охладила их пыл: Грибоедов выстрелил в воздух, а Якубович - в мизинец оппонента.

Спустя 11 лет именно сломанный мизинец поможет опознать тело убитого в Персии дипломата. А пока дуэлянт получил направление на дипслужбу в Тегеран - подальше от столиц.

Незавершенная миссия

Понимая необходимость разлуки, Грибоедов торопился: как следует из его восторженных писем друзьям, предложение и венчание стали делом нескольких месяцев. Сам Грибоедов позднее вспоминал, что решение объясниться пришло к нему в течение одного вечера - за ужином, во время которого он и Нино оказались друг напротив друга.

«Сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из-за стола, я взял ее за руку и сказал ей по-французски: «Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу ее за фортепьяно», - писал Грибоедов друзьям.

Нина ошибалась - едва покинув обеденный зал, Грибоедов объяснился ей в любви и попросил стать своей женой. Грузинская красавица, успевшая к своим 16 годам отвергнуть сразу несколько блестящих женихов, ответила согласием.

Став мужем, Грибоедов, который, подобно своему герою Чацкому, большую часть жизни провел в разъездах, надеялся покончить с дипломатической службой, обрекавшей его на кочевой образ жизни. Но у него оставалась еще одна, незавершенная миссия - в декабре 1828 года Грибоедов отправился к месту назначения, в Тегеран.

Закончить все дела и вернуться к беременной к тому времени жене он рассчитывал до конца зимы.

В Тегеране

За год до этого, в 1828 году, победой Российской империи закончилась Русско-персидская война. Согласно условиям мирного договора, Персия должна была выплатить стране-победителю солидную контрибуцию, добиться выплаты которой и должен был отправленный в Тегеран министр-резидент (или посол) Российской империи. В это же время англичане, обеспокоенные усилением позиций России, вели с персидскими правителями собственную дипломатическую игру.

Настойчивость, с которой Грибоедов добивался положенных по договору контрибуций, сама по себе не могла не вызвать недовольство у персов, однако еще большее недовольство вызывало покровительство, которое Грибоедов оказывал притеснявшимся в Персии армянам. Армения к тому моменту уже вошла в состав империи, и Грибоедов считал своим долгом предоставить им убежище на территории русской дипломатической миссии.

В мечетях и на местных базарах поползли враждебные к российскому дипломату слухи, недовольство в высших кругах усугублялось влиянием англичан, пытавшихся снизить влияние России в регионе.

Штурм

Из-за участившихся угроз Грибоедов 29 января 1829 года сообщил шаху, что вынужден просить свое правительство об отзыве из Персии. Сделать этого он не успел: на следующий день у стен российского посольства собралась толпа разъяренных фанатиков, к которым присоединились попавшие под их влияние местные жители. Собравшиеся потребовали выдать им скрывавшихся на территории посольства православных армян. Грибоедов ответил отказом.

В посольстве находились и обороняли его 37 человек: казакам, защищавшим вход, с шашкой в руках помогал сам Грибоедов.

Толпу, атаковавшую посольство, персидские сановники позднее оценили в 100 тыс. человек. Но даже если цифра была завышена, силы нападавших и оборонявшихся были очевидно неравны: единственным выжившим членом русской миссии стал секретарь посольства Мальцов, в обороне участия не принимавший. По его собственным словам, выжить ему удалось, спрятавшись в одном из подсобных помещений. Он же стал единственным свидетелем случившегося.

«Для чего пережила тебя любовь моя?»

Тело русского писателя и дипломата доставили на родину его молодой жены, в Тифлис, где оно и было предано земле. По просьбе вдовы на надгробном камне были выбиты слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Она проживет еще почти 30 лет: в 1857 году Нина Грибоедова умрет от разразившейся в Грузии эпидемии холеры. Всю жизнь она будет отвечать неизменным отказом на многочисленные ухаживания поклонников и так никогда и не снимет траур по погибшему мужу.

Шахский алмаз

После разорения дипломатической миссии персидский правитель Фетх али-Шах отправил в Петербург своего внука, чтобы уладить отношения с Россией. В подарок тот привез российскому императору Николаю I множество драгоценностей, венцом среди которых стал знаменитый алмаз «Шах». Дар был принят: алмаз до сих пор можно увидеть в Алмазном фонде Кремля. Отношения с Персией были восстановлены - по решению императора, выплата контрибуций, которых так упорно добивался Грибоедов, была отложена на пять лет.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795 год - 1829 год) - знаменитый из русских драматургов.

Родился в Москве 4 января 1795 г. Его первые же впечатления показали ему ту затхлую среду старого барства, чьим смелым обличителем он выступил со временем. Ребенком видел он вокруг себя спесивые и самодовольные лица Фамусовых, Хлестаковых, Хрюминых. Это были родные или светские знакомые его матери, постоянно стремившейся скрыть стесненное свое положение, запутанное беспорядочностью ничтожного мужа, блюсти традиции рода, восходившего к выехавшим из Польши дворянам и украшенного именами многих допетровских сановников, не отставать ни в чем от избранного общества и при помощи связей обеспечить хоть для детей блестящее будущее.

Властная и честолюбивая, она способна была изломать жизнь детей, насиловать их природу, попирать их волю и склонности, лишь бы выполнить свой план выхода из захудалого состояния. Но, превышая умом, пониманием духа века и культурными вкусами большинство своих сверстниц, она знала, что, кроме старомодных торных дорог, в александровское время к карьере вели, иногда гораздо скорее и успешнее, новые пути, где родовитость опиралась на просвещение. Не расставаясь со своими заветными идеями и не выходя из замкнутого круга столбового дворянства, она захотела показать на воспитании детей пример разумного пользования новизной. В ее доме, кроме языков, процветала музыка; гувернерами Александра и его сестры Марии были образованные иностранцы - Петрозилиус, затем Ион; профессора университета приглашались для частных уроков.

Мальчик много прочел дома, и явно, и втайне; от шалостей и проказ, в которых рано сказался его горячий, непокорный нрав, он переходил к усиленному, страстному чтению, совсем захватывавшему его. Ни мать, ни брат ее, пользовавшийся неограниченным влиянием в доме, как человек с большими связями и знанием света (впоследствии у него взяты были главные черты для Фамусова), не могли бы отгадать, что происходило в пытливом уме мальчика, которого они так неуклонно направляли, казалось, в духе кастовых преданий, рано вводя его в круг будущих покровителей, знатных или "случайных" людей. Он многое понял, во многом усомнился из того, что ему навязывали как незыблемые основы житейской мудрости, и с трудом выносил гнет любящей, но своенравной и непреклонной матери.

Университетский Благородный пансион был первой его школой. Умственное пробуждение довершил университет. Он подействовал и сближением с молодежью, которое все-таки состоялось, вопреки присмотру, и разнообразием научных интересов, развившихся благодаря свободе, с которой студент-юрист мог слушать любые курсы на других факультетах, и личным влиянием наиболее даровитых профессоров. Если некоторые из них, вроде Шлецера, были полезны по обстоятельности фактических сведений, которые они сообщали, приохочивая к самостоятельной работе (Грибоедов навсегда сохранил любовь к занятиям историей, объясняющую и в его комедии возврат мысли к старине, здоровой и цельной, - а также к экономическим наукам), то бывший геттингенский профессор Буле, разносторонний, с натурой пропагандиста и умением отгадывать дарования и склонности юношей, подействовал на все развитие Грибоедова, оценил и выдвинул его из толпы, расширил его горизонт, занимался с ним приватно, придал ему особый интерес к мировой литературе и прежде всего к драме, которой сам специально занимался, и, начиная с Плавта, Теренция и кончая Мольером и позднейшими французскими комиками, побудил его познакомиться с выдающимися произведениями драматического творчества. Участвуя (по преданию) в то же время и в студенческих спектаклях, бывших тогда чуть не постоянным учреждением, Грибоедов, таким образом, вынес из университета подготовку к тому виду писательской деятельности, который прославил его. Даже его студенческие литературные опыты, или, скорее, шалости, получали драматическую форму. Такова не дошедшая до нас пародия на "Дмитрия Донского"; такова и попытка (о которой свидетельствует один из его товарищей) набросать из действительной жизни несколько юмористических сценок, в которых выведены были бы домашние и родные, весь дядин кружок, но не в парадных, а в закулисных нарядах и поступках. Этот, также утраченный, набросок можно считать первой редакцией "Горя от ума", которое с той поры не расстается более с Грибоедовым, отражая на себя все переходы и изменения в его развитии.

Годы, проведенные в университете, в связи с домашней подготовкой и обширным чтением, были для Грибоедова такой серьезной подготовкой к жизни, что по образованности он превосходил всех своих сверстников в литературе и обществе. С годами разрастались и его эрудиция, и знакомство с всемирной словесностью, начавшееся под влиянием Буле в несколько одностороннем, ложноклассическом направлении, но впоследствии свободно охватившее все, что было живого и сильного в поэзии всех времен и школ - и Шекспира, и Байрона, и романтиков. По мере того как шло вперед его развитие и вместе с тем росло критическое отношение к окружавшей действительности, для Грибоедова становилась все тягостнее зависимость от нее и будничная проза жизни, давно уже для него предназначенная.

В позднейшем официальном документе он сам свидетельствует, что готовился уже к экзамену на степень доктора, когда неприятель вторгся в Россию. Во всем своеобразный, он любил родину искреннее множества современников, суетливо выставлявших на вид свой казенный патриотизм; ему казалось постыдным не принять участия в национальной обороне, да и жажда полной жизни, с подвигами и опасностями, влекла его в ряды войска. Вместе с тем задуманный им перелом в своей судьбе избавлял его, хоть на время, от семейных и светских отношений, среди которых он задыхался, и сулил свободу личной жизни, постоянно подавляемой бдительным надзором и попечением. Не без противодействия со стороны домашних он настоял на своем и записался волонтером в полк, набиравшийся графом Салтыковым. Но пока организовался этот отряд, Наполеон успел покинуть Москву, а затем и Россию. Поэзия самоотвержения для отечества не могла уже больше увлекать Грибоедова, с тех пор как оно избавилось от нашествия и само готовилось предписывать законы Европы. Но он не вернулся в Москву, чтобы снова зажить с Фамусовыми и Загорецкими, и предпочел чиновничьей карьере мало привлекательную, по-видимому, но все же обещавшую независимость кавалерийскую службу в глухих закоулках Белоруссии.

Здесь, сначала в иркутском гусарском полку, потом в штабе кавалерийских резервов, провел он с лишком три года. То был искус, который нелегко было пережить. Сначала Грибоедов, так долго сдерживаемый, страстно отдался увлечениям и шалостям, составлявшим главную прелесть старинного гусарства, и не отставал от товарищей в самых бурных затеях. Все усвоенное в пору студенчества как будто отодвинулось куда-то на самый дальний план, и та проза, от которой спасся было Грибоедов, втягивала его в свою тину. Но чад рассеялся, страсти поулеглись; некультурность, отсталость и грубость новой среды выказались в настоящем свете; книга, размышление, мечты и творчество снова явились единственным прибежищем.

В Бресте-Литовском, где Грибоедов был прикомандирован к штабу резервов и состоял при гуманном и образованном генерале Кологривове, эти вновь пробудившиеся в нем вкусы встретили поддержку, сначала в незатейливом, но прямодушном и честном малом, его товарище Бегичеве, также тяготившемся пустотой гусарской жизни, потом и в группе штабных офицеров, скрашивавших свои досуги дилетантскими упражнениями в словесности, в особенности писанием стихов, сочинением и переводом театральных пьес. Здесь Грибоедов снова берется за перо, посылает в Москву, в "Вестник Европы", свои первые статьи ("О кавалерийских резервах" и "Описание праздника в честь Кологривова", 1814) и оканчивает перевод пьесы "Le secret du menage", названной им "Молодые супруги". Он еще плохо владел слогом, не решался нарушать прелестными остроумными вольностями, которыми и тогда отличался его разговор, чопорность псевдоклассического диалога; его первый опыт для сцены оставляет многого желать, хотя, как показала новейшая попытка возобновить пьесу, она смотрится и теперь не без интереса.

Решительный поворот к вкусам первой молодости привел его, наконец, к сознанию, что дольше оставаться в армии он не должен, что только в другой среде и с другими людьми может он проявить свои дарования. Побывав в 1815 г. в Петербурге, завязав там литературные связи и знакомства и подготовив свой переход в коллегию иностранных дел, он в марте 1816 г. вышел в отставку. Военный эпизод, врезавшийся каким-то странным клином в его биографию, был теперь позади. Тяжело, совестно было вспоминать об этих молодых годах, совсем загубленных; зато запас наблюдений над жизнью и людьми значительно обогатился. Фигуры Скалозуба, его "крепко зараженного теперешним столетием" двоюродного брата, Горячева, Репетилова (прототипом которого был товарищ-офицер) создались потом под непосредственным воздействием встреч и отношений ранней молодости. Даже в жизнеописании Чацкого (насколько его можно построить по данным, представляемым комедией и не совсем выдержанным хронологически) мы можем предположить краткий период увлечения военной службой, оставившего также после себя осадок горькой иронии.

Переезд в Петербург имел важное значение для Грибоедова; после начинавшегося уже, по его словам, одичания в глуши Белоруссии и Литвы, он не только возвратился снова в культурную жизнь, но вошел в такой круг развитых, благородно мыслящих и любящих родину людей, которого до той поры он и не ведал. Начиналось томительное послесловие геройских лет Отечественной войны и войн за освобождение Европы; навстречу поднимавшейся реакции выступали и группировались свежие, даровитые силы молодого поколения, воспитавшегося в лучшую пору александровского царствования. То в форме возродившихся масонских лож, то в виде интеллигентных кружков и салонов, под конец перейдя к организации тайных обществ, с целями общественного возрождения, эта молодежь стремилась во что бы то ни стало порвать с рутиной и застоем и грезила о светлом будущем. К ней рано примкнул и Грибоедов, только что вступивший и в чиновничий мир, и в петербургский большой свет, и в закулисные уголки театра (куда манили его и сердечные увлечения, и любовь к сцене), и в круг литераторов. Многое еще в нем должно было казаться стороннему наблюдателю неустановившимся. Он мог терять время на такие безделки, как перевод французской пьесы "Придворная неверность" или пародия на авторские приемы Загоскина ("Лубочный театр"); за кулисами, вероятно, он многим казался одним из покладистых поставщиков бенефисных новостей, не первого притом разбора, потому что слог его оставался тяжелым. В литературе он также не определил своих отношений к спорившим тогда школам классиков и романтиков, сближаясь и с членами шишковской "Беседы", и с Пушкиным и его друзьями.

Когда долго казавшийся, да и не одному Грибоедову, авторитетным судьей Катенин перевел балладу Бюргера "Ленора", считавшуюся предвестием романтизма, Грибоедов печатно выступил на защиту приятельского перевода. С другой стороны, он вместе с тем же Катениным написал комедию "Студент", где в лице героя пьесы, экс-семинариста Беневольского, осмеял, впадая иногда в карикатурное преувеличение, вычуры сентиментальности и романтизма. В этом смешении школ и взглядов не все указывало, однако, на шаткость начинающего писателя; уже здесь проявлялась та независимость, с которой Грибоедов впоследствии занял место среди главных направлений, заявляя, что "как живет, так и пишет свободно". Он появлялся и в свете, где его меткое, но холодное и строгое остроумие удивляло и смущало, внушая собеседникам ложное представление об озлобленности его ума, - по свидетельству Пушкина, мешая им разгадать в нем необычайно даровитого, быть может, великого человека. На хорошем счету был он в своей коллегии, и заветная мечта матери видеть его дипломатом сбывалась. Но той внутренней работы, что происходила в нем, почти никто не подозревал. Человек, все теснее сближавшийся с лучшими из будущих декабристов, считавший впоследствии в числе друзей своих Александра Одоевского, Чаадаева и Рылеева, мог еще в своих литературных работах возделывать несколько старомодные формы, но все смелее предъявлял свой протест против современного строя вещей. Его исторические симпатии способны были указать ему (как Рылееву, в его "Думах") величие и мужество в старине, чьим примером следует вдохновлять новые поколения. Таков замысел дошедшей до нас лишь в виде сценария драмы из Отечественной войны, изображавшей, наряду с чертами народного героизма, и "разные мерзости", тогда как ночью в Архангельском соборе слетаются тени великих Россиян, скорбят о гибели отечества и молят небо о его спасении. Но еще дороже было для Грибоедова непосредственное вмешательство в злобу дня - и из ранних юношеских лет всплывает тогда покинутый было совсем замысел "Горя от ума", из пересказа московского пикантного анекдота превращаясь в более стройное целое, очевидно, имевшее уже целью сатирическое освещение всей жизни высшего общества. Это - вторая редакция комедии, также не дошедшая до нас, но засвидетельствованная показаниями лиц, слышавших чтение ее автором, известная и по переменам, сделанным в ней для третьей и заключительной редакции (например, по устранению из числа действующих лиц жены Фамусова). Более зрелая по замыслу и общественному значению, она, конечно, и написана была живо и остроумно. В этом убеждают успехи, сделанные тем временем Грибоедовым в выработке стиха и свободно движущегося диалога.

В пьесе "Своя семья, или Замужняя невеста", написанной им в складчину с Шаховским и Хмельницким, Грибоедову принадлежат пять явлений второго акта, поражающие, в этом отношении, сравнительно с первыми опытами; типический "грибоедовский" стих уже народился. Точно так же и в прозаической комедии "Студент" - насколько можно различить то, что принадлежит в ней Грибоедову - есть живые бытовые черты (крепостничество большого барина Звездова, молчалинская вкрадчивость Беневольского, гусарские ухватки Саблина). С какой же заботливостью должна была отделываться, даже в мелочах, любимая пьеса Грибоедова! Но еще не суждено было автору закончить ее; его первый петербургский период, полный увлечений, шалостей, серьезных помыслов и постоянно прогрессировавшей литературной работы, внезапно обрывается. Участие Грибоедова, в качестве секунданта, в возмутившей всех, по ожесточению противников, дуэли Шереметева с Завадовским, едва не испортило его служебного положения, тем более что стало известно, что предположена была вслед за тем и дуэль между секундантами.

Мать Грибоедова настойчиво требовала временного удаления его из Петербурга, чтобы дать улечься толкам и пересудам и смягчить гнев начальства. Тщетно протестовал он, отговаривался, уклонялся; все было пущено в ход, и место секретаря посольства в Персии было за ним обеспечено помимо его воли. С неподдельной грустью покидал он отечество, друзей и любимую женщину. Через несколько месяцев, после умышленно замедленного путешествия по России и Закавказью, отдалявшего по возможности начало этой почетной ссылки, Грибоедов въезжал в Тегеран (4 марта 1819 г.), понемногу приглядываясь к восточным нравам, типам и порядкам, порой напоминавшим ему, при всем его сочувствии русской старине, древнерусские. Не пришлось ему остаться в столице шаха; поездки по Персии провели Грибоедова и по развалинам, напоминавшим о героическом прошлом пэров, и по горным и степным захолустьям, сводили его с поэтами, дервишами, придворными, мелкими владетельными князьками, и, наконец, привели его в Тавриз, где в полном затишье "дипломатического монастыря" Грибоедов провел значительную часть своей первой службы на Востоке.

Обязанности были несложные, главным образом, сводясь к отражению интриг Аббаса-мирзы, при котором собственно и состояли европейские посольства. Ни русские сослуживцы, ни иностранные дипломаты не могли понять запросов и разнообразных интересов Грибоедова. Он ушел в себя: то усиленно занимался восточными языками (персидским и арабским), то читал, или же с непонятной для него самого легкостью и плодовитостью работал снова над своей комедией, удивляясь, что там, где у него нет никаких слушателей, стихи так и льются. Наедине со своими думами он глубже вник в смысл избранной им фабулы; возвел характеры, первоначально набросанные с натуры, до значения типических образов (списки мнимых оригиналов его действующих лиц не заслуживают доверия); расширил и поднял значение среды; внес изображение пустой светской толпы, бессмысленно и нетерпимо восстающей против знания, гуманности, свободы; из лучших свойств единомышленников и друзей сложил типический характер Чацкого; сделал его защитником прогресса и национального самосознания перед лицом торжествующей реакции. Как человек многосторонне начитанный, он не мог не испытать известного влияния образцов; злая сплетня о мнимом безумии Чацкого несколько напоминает месть абдеритов Демокриту в повести Виланда "Geschichte der Abderiten"; Мольеровском "Мизантропе" своей характеристикой Альцеста, тонко придуманным сочетанием разочарования его в людях с увлечением кокеткой, которую он надеется спасти и поднять до своего уровня, даже некоторыми отдельными стихами (например, заключительными словами Чацкого) еще более повлиял на "Горе от ума"; но возбуждение и поддержка, оказанные такими образцами, определили только часть творческой работы, которая вся была выношена, выстрадана, написана кровью сердца.

В Тавризе были вчерне окончены первые два акта комедии, в ее третьей и последней редакции. Деловые поручения побуждали по временам Грибоедова к поездкам в Тифлис; однажды он вывез из Персии и возвратил на родину целую толпу несчастных, едва прикрытых лохмотьями русских пленных, несправедливо задержанных персидскими властями. Это неустрашимо выполненное предприятие обратило на Грибоедова особенное внимание Ермолова, сразу разгадавшего в нем редкие дарования и оригинальный ум, и пожалевшего, что такому человеку приходится скучать и вянуть в глухой и невежественной стране. Это совпадало вполне с разгоравшимся все сильнее желанием Грибоедова вырваться на свободу из "печального царства" (triste royaume), в котором "не только ничему не научишься, но еще забудешь то, что прежде знал". Ермолов добился, наконец, назначения Грибоедова секретарем по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе.

С переезда его в Тифлис снова оживился и сам он, и успешнее стала подвигаться вперед комедия. Оба начальных акта были закончены и набело переписаны в Тифлисе. Среди официальных занятий, памятных записок и проектов, которых всегда ожидали от Грибоедова как от специалиста по Востоку, медленно писались последние два действия - и не по недостатку вдохновения, а по осознанной самим автором неполноте его сведений о современном столичном обществе, успевшем, как слышал он, во многом измениться, хоть и не к лучшему, за пять лет (1818 - 1823), проведенных Грибоедовым вдали от него. Необходимо было для пользы комедии снова окунуться в московский большой свет; отпуск, сначала краткий, потом продленный и в общем охвативший почти два года, привел Грибоедова к желанной цели. Радость свидания с друзьями увеличивалась возможностью, благодаря им, наблюдать жизнь. Не было общественного собрания в Москве, где бы не показывался Грибоедов, прежде избегавший всех подобных сборищ; со множеством лиц он познакомился тогда, потом на лето уехал к Бегичеву в его имение, с. Дмитриевское Ефремовского уезда Тульской губернии, и там, уединяясь для работы на полдня и читая затем написанное своему другу и его жене, он летом 1824 г. окончил "Горе от ума" и вернулся с рукописью его в Москву, посвятив в свою тайну только сестру. Пустая случайность огласила на весь город появление беспощадной сатиры, направленной, как говорили, против москвичей вообще и влиятельных людей в особенности. Сохранить рукопись в тайне было невозможно, и Грибоедов изведал на себе "славы дань"; наряду с восторгами слышались ропот, брань, клевета; люди узнавали себя в портретах, увековеченных комедией, грозили дуэлью, жаловались местному начальству, ябедничали в Петербург. По словам самого Грибоедова, с той минуты, как приобрело такую гласность его заветное произведение - о судьбе которого он сначала не загадывал, зная, что тяжелые цензурные условия не допустят его на сцену, и в лучшем случае мечтая лишь о его напечатании - он поддался соблазну слышать свои стихи на сцене, перед той толпой, образумить которую они должны были, и решил ехать в Петербург хлопотать о ее постановке. С сожалением расставался он с лучшими украшениями пьесы, урезал, ослаблял и сглаживал, сознавая, что в первоначальном своем виде "Горе от ума" было "гораздо великолепнее и высшего значения", чем теперь, в "суетном наряде, в который он принужден был облечь его". Но это самопожертвование было тщетно. Враждебные влияния успели настолько повредить ему в правящих сферах, что все, чего он мог добиться, было разрешение напечатать несколько отрывков из пьесы в альманахе Булгарина "Русская Талия" на 1825 г., тогда как сценическое исполнение было безусловно запрещено, причем запрет безжалостно был распространен и на келейный спектакль учеников театральной школы (в том числе известного впоследствии П. Каратыгина), желавших хоть где-нибудь дать возможность автору увидать свое произведение в лицах.

Нападки старомодной критики, часто являвшейся выражением озлобленных светских счетов; ропот задетых комедией или вообще ратовавших за приличие и нравственность, будто бы ею оскорбленную; враждебность властей, не выпускавших на волю ни печатного, ни сценического текста комедии и тем самым вызвавших беспримерную ее распространенность в десятках тысяч списков; наконец, непосредственные впечатления реакции, обрушивавшейся и на него лично, и на все, что ему было дорого, - все это сильно подействовало на Грибоедова. Веселость его была утрачена навсегда; периоды мрачной хандры все чаще посещали его; теснее прежнего сблизился он с передовыми людьми в обществе и литературе и, по-видимому, был посвящен во многие из их планов и намерений. Если в эту пору им написано несколько стихотворений (преимущественно из природы и жизни Кавказа), и даже вместе с князем Вяземским - небольшая пьеска: "Кто брат, кто сестра" (приключение на станции, с переодеванием молодой девушки в офицерский мундир как главным эффектом), то эти мелкие работы, в которых лишь изредка мелькнет изумительная талантливость автора, как будто и написаны только, чтобы чем-нибудь наполнить душевную тревогу и разогнать тоску.

Когда пришлось возвращаться в Грузию, Грибоедов выбрал опять окольный путь, побывал в Киеве и в Крыму, в путевых записках оставил живой след своей любознательности и начитанности по вопросам истории и археологии, и художественного отношения к природе, приближался уже к цели своего путешествия и съехался с Ермоловым, когда до него дошла весть о событиях 14 декабря, в которых участвовало столько близких ему людей, чьим идеям он сочувствовал, сомневаясь лишь в своевременности переворота. Вскоре прислан был фельдъегерь, с приказом немедленно доставить его в следственную комиссию. Ермолов успел предупредить Грибоедова, и все компрометирующие бумаги были уничтожены. Снова совершив путь на север, навстречу ожидавшей его участи, Грибоедов нашел даже в числе следователей и крепостного начальства людей высоко ценивших его талант и готовых выгородить и спасти его. По совету одного из них, он в ответах на вопросные пункты заменил первоначальное заявление своих убеждений неведением.

В июне 1826 г. он был выпущен на свободу и должен был опять возвращаться на свою службу, ни в чем не пострадавшую от возникшего подозрения и ареста. Но возвращался уже другой человек. Только ближе знавшие Грибоедова догадывались, что творилось под сдержанной, деловой внешностью, которую он усвоил теперь себе; только они знали, какой грустью томился он, как жалел о своих несчастных товарищах, как осиротел без них; только они, взглянув "на его холодный лик", видели на нем "следы былых страстей" и вспоминали (как это сделал Баратынский в прекрасном стихотворении к портрету Грибоедова), что так иногда замерзает бушевавший прежде водопад, сохраняя и в оледенелом своем состоянии "движенья вид". Литературная деятельность, по-видимому, прекратилась для Грибоедова навсегда. Творчество могло бы осветить его унылое настроение; он искал новых вдохновений, но с отчаянием убеждался, что эти ожидания тщетны. "Не знаю, не слишком ли я от себя требую, - писал он из Симферополя, - умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. Что у меня с избытком найдется что сказать, за что я ручаюсь; отчего же я нем?" Жизнь казалась ему бесконечно томительной и бесцветной; "не знаю, отчего это так долго тянется", - восклицал он. Чтобы наполнить ее сколько-нибудь полезным трудом, он с большим рвением занялся деловыми обязанностями.

При новом главнокомандующем, Паскевиче, женатом на его двоюродной сестре, можно было еще более рассчитывать на практическое применение проектов, зарождавшихся у Грибоедова. Он никогда не примирился с "барабанным просвещением", которое мы водворяли на Кавказе, и ждал той поры, когда русское владычество принесет краю культуру и свободное развитие народных сил. Заинтересованный еще в университете общественными науками, он прилагал теперь их приемы к изучению местной жизни, юридических обычаев, торговых отношений, народного хозяйства в широком смысле слова. Его разнообразные "записки" по вопросам этого рода остались любопытным доказательством его редких способностей и к практической деятельности; в основе их всегда лежало стремление сочетать выгоды государства с возможно большим простором для быта народностей, чьи вековые традиции сталкивались с официальным русским строем. Неохотно возвратился Грибоедов на Кавказ и серьезно думал об отставке, быть может, и о продолжительной поездке за границу; только усиленные просьбы матери и в особенности искусно разыгранная ею сцена в часовне Иверской Божией Матери, где перед иконой Настасья Федоровна взяла с сына клятву исполнить то, чего она попросила, заставили его продолжать службу. Но раз это было сделано, и повседневная работа началась, он считал долгом чести влагать в нее все свое умение и знания. Необходимо было принимать участие в военных начинаниях, сопровождая войска во время экспедиций в горы, или же, когда началась русско-персидская война 1827 - 28 гг., присутствуя при всех делах, схватках и сражениях; бесстрашный, приучивший свои нервы к свисту пуль и ядер, он здесь совершал тот же подвиг самоотречения и, возмущаясь против узаконенного войнами истребления людей, усилием воли сдерживал протест, вырывавшийся из груди.

По окончании кампании он снова, по тонкому знанию людей и порядков в Персии, был необыкновенно полезен во время переговоров о мире. Когда, разбитый наголову под Нахичеванью, Аббас-мирза просил о прекращении военных действий, Грибоедов был послан в персидский лагерь и после многих усилий добился выгодного для России Туркманчайского договора, принесшего ей и значительную территорию, и большую контрибуцию. Уступки эти были сделаны персами против воли, по необходимости; сквозь витиеватые любезности в восточном вкусе слишком ясно проглядывали ненависть и нетерпеливое желание отомстить и взять назад все уступленное. Грибоедов, справедливо гордясь своим успехом, не скрывал своих опасений этой отместки и, быть может, скорого возобновления войны. Но настоящая минута все же была и для него значительной; Паскевич не мог лучше выбрать вестника о мире. В феврале 1828 г. Грибоедов едет снова на север с донесениями и текстом трактата.

В заключительный период жизни Грибоедов, переполненный делами и соображениями административного или дипломатического характера, казалось, не осталось даже и скромного места для творчества. Но в это время (точной даты нельзя определить) в последний раз посетило его вдохновение. Он не мог уже вернуться на путь комедии, и новый замысел его, внушенный кавказскими впечатлениями, должен был принять форму трагедии в шекспировском вкусе или, как тогда говорили, "трагедии романтической". Он назвал ее "Грузинская ночь" и, как кажется, окончил ее сполна, хотя сохранились только две сцены, да беглый очерк содержания. Сюжет был взят из грузинской жизни. Самоуправец и крепостник, старый князь в минуту каприза продал соседу сына кормилицы, верной слуги дома. На ее мольбы вернуть мальчика он отвечает гневно и изгоняет ее. Она проклинает его, идет в горное ущелье, вызывает злых духов Али. Они "плавают в тумане у подошвы гор", выступают "хороводом в парах вечерних, перед восходом печальной, девственной луны". Как Макбетовские ведьмы, они обмениваются сообщениями о зле, которое собираются совершить; кормилица требует их помощи; когда молодой русский, влюбленный в княжну, увлекает ее с собой и отец гонится за ним, духи несут пулю, направленную в похитителя, прямо в сердце дочери, отец становится убийцей любимого детища; несправедливость и произвол жестоко отомщены.

Трудно сказать, насколько правды в восторженных отзывах друзей Грибоедова, утверждавших, будто в "Горе от ума" он только "попробовал свое перо", тогда как в "Грузинской ночи" вполне высказал свое дарование; дошедшие до нас отрывки все же высоко любопытны как выражение поворота в его художественном вкусе, обнаруживающее и в новом его направлении большие красоты. В раздраженном диалоге двух непреклонных противников, князя и няни, есть настоящая сценическая жизнь; появление духов и сцена заклинания окружены поэтической таинственностью. Если сравнить эти приемы Грибоедова в последнем его произведении с прежними попытками его писать, более или менее приподнятым слогом, приводившими (например, во многих стихотворениях, особенно с философским оттенком) к неумеренному употреблению славянизмов или нагромождению метафор, станет очевидным прогресс, сделанный Грибоедовым в этой области. Окончание войны, поездка в Петербург и новая деятельность, открывшаяся вслед за тем перед нашим писателем, пресекли последние порывы его к творчеству. Пришлось поставить на сцене жизни небывалую трагикомедию с кровавой развязкой. Никого не нашлось из числа дипломатов, кто сумел бы, явившись в побежденную Персию, тотчас после ее поражения, установить с тактом, знанием людей и условий жизни, правильные отношения обеих стран, кроме Грибоедова, пользовавшегося репутацией специалиста по персидским делам и творца только что заключенного договора. Несмотря на заявленное им решительнее прежнего нежелание ехать в Персию, где, как он вправе был ожидать, его всего более ненавидели как главного виновника унижения национальной чести, отказаться было невозможно ввиду категорически заявленного желания императора. Грустно прощался Грибоедов со всеми знавшими его, предчувствуя вечную разлуку.

Упрочение русского влияния в Персии, предстоявшее теперь как главная задача его деятельности, уже не занимало его вовсе; он слишком пригляделся к восточному быту и складу мысли, чтобы находить живой интерес в открывшейся перед ним возможности долгого житья в одном из центров застоя, самоуправства и фанатизма. Он сознавал, что много уже поработал в этой области, и самым отрадным отдыхом снова казалась ему поездка не на Восток, а на Запад (так и оставшаяся во всю жизнь для него, как и для Пушкина, неисполнимой мечтой). Но долг внушал стойко осуществлять принятое на себя трудное дело, и новый полномочный министр не раз взвесил и обдумал, во время пути из Петербурга, политику, которой он должен следовать. Луч счастья осветил внезапно усталого душой Грибоедова в ту пору жизни, когда, казалось, все радости его покинули. Дочь его старого приятеля, княгиня Нина Чавчавадзе, которую он знал еще девочкой, очаровала его прелестью распускающегося цветка; внезапно, чуть не за семейным обедом, он сделал ей предложение и, несмотря на мучившую его лихорадку, не отставшую и во время брачного обряда, он, быть может, впервые испытал во всей силе счастливую любовь, переживая, по его словам, такой роман, который оставляет далеко за собой самые причудливые повести славящихся своей фантазией беллетристов.

Когда он поправился настолько, что мог пуститься в путь, он довез жену до Тавриза и отправился без нее в Тегеран, чтобы приготовить там все к ее приезду. О нежности, которой он окружал свою маленькую "мурильевскую пастушку" (как он называл Нину; ей только что пошел шестнадцатый год), говорит письмо его к ней, одно из последних (из Казбина, 24 декабря 1828 г.), полное ласки, любви и мольбы к Богу, чтобы никогда им больше не разлучаться. По приезде в Тегеран он сразу принялся применять к делу ту программу действий, которую себе предначертал; он желал импонировать высоко поднятым достоинством русского имени, нарушал этикет шахского двора, выказывая самому шаху возможно меньше уважения, принимая под свое покровительство то смотрителя гарема, то его обитательниц, если они были из числа русских подданных и искали защиты русского посла, - настойчиво требуя уплаты контрибуции и вообще не уступая ни в чем строптивости персиян. Все это делалось вопреки личным склонностям, из твердого сознания обязанности; но, пересиливая себя, Грибоедов слишком далеко зашел. Возбуждаемый сторонними нашептываниями, он действовал иногда вызывающим образом; этими ошибками пользовались английские дипломаты, чтобы разжигать ненависть к послу в придворных сферах; подозрения, тогда же возникшие на этот счет, в значительной степени подтверждаются документами, обнародованными за последнее время. Но ненависть поднималась еще грознее в народной массе; ее возбуждали и поддерживали духовные лица, в базарные дни фанатически проповедовавшие месть и избиение русских; вряд ли кто-нибудь из враждебных Грибоедову иностранных дипломатов в своей интриге мог сознательно опираться на дикую силу невежественной толпы, которой втолковали, что русских следует истребить как врагов народной религии. Зачинщиком восстания был тегеранский муджшехид (высшее духовное лицо) Месих, его главными пособниками - улемы; вельможи вроде Алаяр-хана, всегдашнего врага Грибоедова, были также посвящены в заговор, имевший целью напугать русских, нанести им некоторый урон, но не вызывать резни.

Когда же (по показаниям самих персидских сановников) народу собралось в роковой день около 100 тысяч человек, и масса, фанатизованная проповедью, бросилась к дому посольства, руководители заговора потеряли власть над ним, и стихийная сила забушевала. Грибоедов понимал, какой опасности подвергается, и за день до смерти послал во дворец грозную ноту, заявляя в ней, что ввиду неспособности персидских властей охранить честь и самую жизнь представителей России он просит свое правительство об отозвании его из Тегерана. Но было уже поздно. 30 января 1829 г. произошло почти поголовное избиение русских (спасся лишь советник посольства Мальцов) и в особенности зверское убийство Грибоедова, чье тело найдено было в груде трупов обезображенным и изуродованным. Со всегдашней своей неустрашимостью Грибоедов поспешил спуститься к входной двери, которую пытались охранять казаки, защищался саблей, был узнан и положен на месте. Долгими дипломатическими отписками, уверениями в невиновности и демонстративным отчаянием, наконец, присылкой Хосрева-мирзы в Петербург с извинениями, удалось персидскому правительству уладить снова отношения к России; это осуществилось тем легче, что, занятая турецкой войной, Россия не могла желать возобновления военных действий против другой страны. Постепенно водворялись мир и согласие, как будто ничего и не нарушало их.

Не стало только великого человека... Грибоедов похоронен в Тифлисе у монастыря святого Давида, прекрасным местоположением которого он всегда любовался, выражая желание найти себе здесь могилу. Жена пережила его почти на тридцать лет.

Бывают писатели, вся духовная жизнь которых, все лучшие помыслы и творческое дарование выразились в одном произведении, являющемся точно итогом их существования. В их числе одно из первых мест занимает Грибоедов. Потомство забыло его стихотворения и мелкие пьесы, о "Грузинской ночи" слишком мало знает, дипломатические труды и ученый дилетантизм Грибоедова ценит в миру, но никогда не перестанет удивляться благородству замысла, смелости сатиры и несравненному комизму "Горя от ума". В этой комедии и в переписке - к сожалению, еще мало известной, тогда как в ней необыкновенно ярко и задушевно выступает нравственная личность писателя, - виден на каждом шагу один из даровитейших русских людей, любивший искренно свое отечество, с симпатиями к его старине и самобытности умевший соединять сочувствие прогрессу и вражду к тем, кто "хотел бы навеки задержать народ наш в состоянии младенчества".

Счастлива литература, в которой мог раздаться такой горячий и мужественный протест против зла. Сила его влияния пережила уже полвека, хотя "грибоедовская Москва" стала совершенным анахронизмом; оно основывается на вечно правдивом, всегда понятном заступничестве за дорогие людям идеалы и не зависят от временных условий быта, как бы остроумно они ни были осмеяны; не зависит оно и от прискучивших споров о партийности Грибоедова, который сам же отвоевал себе независимое положение в литературе и обществе, - потому что истинно великое в творчестве свободно возносится над раздорами и мелочами дня. Для современной, упавшей духом литературы неоценимым благом была бы решимость писателя "с душой" выступить с новым переложением вечной темы о "Горе от ума", столь же страстным и искренним, хотя и обращенным к новому обществу и к порочным на новый лад людям. В этом пожелании заключается, кажется, высшая похвала, которую потомок может воздать Грибоедову.

Портрет Грибоедова
работы И. Крамского, 1875 год

Александр Сергеевич Грибоедов (4 января 1795, - 30 января 1829) - русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин.

Биография.

Александр Сергеевич родился в Москве в дворянской семье. В пятнадцать лет окончил Московский университет. Во время наполеоновского вторжения был зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку. В июне 1817 года Грибоедов поступил на службу в коллегию иностранных дел; в августе 1818 года он был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии.

С 1822 по 1826 год Грибоедов служил на Кавказе при штабе А.П.Ермолова, с января по июнь 1826 года находился под арестом по делу декабристов.

С 1827 года он при новом наместнике Кавказа И.Ф.Паскевиче ведал дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 году после заключения Туркманчайского мира, в котором Грибоедов принял активное участие и текст которого привез в Петербург, он был назначен «полномочным министром» в Персию для обеспечения выполнения условий договора.

В том же году в августе Александр Грибоедов женился на старшей дочери своего друга - грузинского поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе - Нине, которую он знал с детства, часто занимался с ней музыкой. Повзрослев, Нина вызвала в душе Александра Грибоедова, человека уже зрелого, сильное и глубокое чувство любви.

Говорят, она была красавица: стройная, грациозная брюнетка, с приятными и правильными чертами лица, с темно-карими глазами, очаровывающая всех своей добротой и кротостью. Грибоедов называл ее Мадонной Мурильо. 22 августа 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. В церковной книге сохранилась запись: "Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева... ". Грибоедову было 33 года, Нине Александровне не было еще и шестнадцати.

После свадьбы и нескольких дней торжеств молодые супруги уехали в имение А. Чавчавадзе в Кахетии в Цинандали. Затем молодая чета отправилась в Персию. Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов на время оставил жену в Тавризе - своей резиденции полномочного представителя Российской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один. В Тегеране Грибоедов очень тосковал по своей молодой жене, беспокоился о ней (Нина очень тяжело переносила беременность).

30 января 1829 года толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. При разгроме посольства русский посланник Александр Сергеевич Грибоедов был убит. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его товарищей. Позже его опознали лишь по изуродованному на дуэли мизинцу левой руки.

Ожидавшая мужа в Тавризе Нина не знала о его смерти; беспокоясь о ее здоровье, окружающие скрывали страшную весть. 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз и поехала в Тифлис. Только здесь ей сказали, что муж мертв. От стресса у нее случились преждевременные роды.

30 апреля прах Грибоедова привезли в Гергеры, где гроб видел A.C. Пушкин, упоминающий об этом в своем "Путешествии в Арзрум". В июне тело Грибоедова прибыло наконец в Тифлис, и 18 июня 1829 года было предано земле близ церкви Св. Давида, согласно желанию Грибоедова, который как-то шутя сказал жене: "Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Св. Давида". Нина исполнила волю мужа. Похоронила его там, где он просил; на могиле мужа Нина Александровна поставила часовню, а в ней - памятник, изображающий молящуюся и плачущую перед распятием женщину - эмблему ее самой.

На памятнике следующая надпись: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?"

Нина Александровна пережила мужа на 28 лет, она умерла в 1857 году от холеры и погребена рядом со своим любимым.

Александр Сергеевич Грибоедов. Акварельный портрет работы Петра Андреевича Каратыгина (1805-1879)

Творчество.

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете Грибоедов пишет стихотворения, создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“».

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром . Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской , Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824 .

Комедия «Горе от ума» - вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев. «Апология сумасшедшего»).

А. С. Грибоедов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Музыкальные произведения.

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.

Он - автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.

По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Памятник Грибоедову в Санкт-Петербурге (Пионерская площадь, возле ТЮЗа)

Лубочный театр

Эй! Господа! Сюда! сюда! Для деловых людей и праздных Есть тьма у нас оказий разных: Есть дикий человек, безрукая мадам! Взойдите к нам! Добро пожаловать, кто барин тороватый, Извольте видеть - вот Рогатый, нерогатый И всякий скот: Вот господин Загоскин, Вот весь его причёт: Княгини и Княжны, Князь Фольгин и Князь Блёсткин; Они хоть не смешны, да сам зато уж он Куда смешон! - Водиться с ним, ей-богу! праздник. Вот вам его Проказник ; Спроказил он неловко: раз упал Да и не встал. Но автор таковым примером Не научён - грешит перед партером, Проказит до сих пор. Что видит и что слышит, Он обо всём исправно вздор И говорит и пишет. Вот Богатонов вам: особенно он мил, Богат чужим добром - всё крадет, что находит, С Транжирина кафтан стащил, Да в нём и ходит. А светский тон Не только он - И вся его беседа Переняли у Буйного Соседа . Что ж вы?.. Неужто по домам? Уж надоело вам? И кстати ль? Вот вам Загоскин - Наблюдатель ; Вот Сын Отечества , с ним вечный состязатель; Один напишет вздор, Другой на то разбор; А разобрать труднее, Кто из двоих глупее. Что вы смеетесь, господа? Писцу насмешка не беда. Он знает многое смешное за собою, Да уж давно махнул рукою. Махнул пером - отдал сыграть, А вы, пожалуй, рассуждайте! Махнул пером - отдал в печать, А вы читайте!
Как распложаются журнальные побранки! Гласит предание, что Фауст ворожил Над банкой, полною волшебных, чудных сил - И вылез чёрт из банки; И будто Фаусту вложил Он первый умысел развратный - Создать станок книгопечатный. С тех пор, о мокрые тряпичные листы, Вы полем сделались журналам для их браней, Их мыслей нищеты, их скудости познаний. Уж наложил на вас школярные персты Михайло Дмитриев с друзьями; Переплетясь они хвостами, То в прозе жилятся над вами, То усыряют вас водяными стихами.

[Первая половина 1824]

Крылами порхая, стрелами звеня, Крылами порхая, стрелами звеня, Любовь вопрошала кого-то: Ах! есть ли что легче на свете меня? Решите задачу Эрота. Любовь и любовь, решу я как раз, Сама себя легче бывает подчас. Есть песня такая: Легко себе друга сыскала Аглая И легче того Забыла его.

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. 2 рубля, серебро, 1995 год