Важнейшее условие хорошей речи - логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов. Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления.
Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.
Различают логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве. Остановимся на условиях логичности на уровне высказывания.
  1. Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым. Иначе в пределах высказывания в результате объединения небоотносимых понятий могут возникать логические ошибки (алогизмы).
Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоящий из нарушений логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах. Неправильное словоупотребление может стать причиной алогизма - сопоставления несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис отличается от статей, хотя имелось в виду, что синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей.
Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к непреднамеренному комизму. Например: Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. Здесь соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт.
С точки зрения речевой культуры опасными являются скрытые алогизмы: Был организован показ слайдов о развитии городов и культуры Франции. Неправильно организован ряд однородных членов: пересекающиеся понятия «города» и «культура» соединены как единые понятия союзом «и».
Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Подобные ошибки в речи возникают вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).
Нелогичной речь делает неоправданное расширение или сужение понятия. Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества (надо было написать: из его произведений). Пример сужения понятия: Край богат памятниками архитектуры, интересными для иностранных туристов (почему только иностранных?).
  1. Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов.
В синтаксической структуре предложения порядок слов определяет взаиморасположение компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения, к неясности смысловых акцентов в нем.
Вот пример неудачного словорасположения в предложении: Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются.
Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельство места и устранить слово все: На базы отдыха дети без путевок не принимаются.
Особенно часто используют родовое наименование вместо видового, и это не только лишает речь точности, приводит к утрате тех конкретных сведений, которые составляют живую ткань повествования, но и придает стилю оригинальную, подчас канцелярскую окраску.
Причина неточности высказывания, искажения его смысла иногда кроется и в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства (имеется в виду, конечно, корм для животных, скота).
Некоторые требования логичности речи нарушаются в предложениях с однородными членами и обобщающим словом (сочетание родового понятия с видовыми). Например: В комнате стояли столы, стулья, мебель из красного дерева (очевидно, автор имел в виду, что первые предметы не были сделаны из красного дерева, но все равно такое сочетание недопустимо).
Писатели нередко пародируют человеческую речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта.
Соединение отдельных предложений в сложное синтаксическое целое должно правильно отражать ход мысли. Связь ряда предложений и сложных синтаксических целых, их последовательность должны быть логически обоснованы, только в этом случае речь будет правильной.

Логичность - одно из важнейших качеств речи, отражающее соотношение языка и мышления и выявляющее умение говорящего правильно изложить собственные мысли и построить связный текст.

Логичность - неотъемлемое качество любого развернутого высказывания, однако для риторического выступления она является обязательной. Если в непринужденной беседе говорящий порой позволяет себе погрешить против логики и не всегда четко структурирует свою речь, то, например, в политической дискуссии или судебных прениях он обязан быть максимально последовательным и логически безупречным.

Речь считается логичной, если она соответствует следующим требованиям:

  • доказательность, т.е. опора на определенную систему аргументов. Речь, особенно речь публичная, в которой нет четкой системы доказательств и фактов, не может вызвать у собеседника доверия и производит впечатление голословной;
  • последовательность - правильное развертывание высказывания, например, от частного к общему, от малого к большему, от простого к сложному, от известного к неизвестному и т.д.;
  • непротиворечивость, или соответствие предмета рассуждения основным законам логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания). Нарушение логических законов и цепочек построения текста также воспринимается слушателями как показатель низкой коммуникативной культуры и отсутствия навыков публичной речи. Ироническое восприятие нарушений законов логики отражено в поговорках: «В огороде - бузина, в Киеве - дядька»", «Начал за здравие, кончил за упокой».

Только при соблюдении названных требований оратор придет к правильным заключениям и, наоборот, всякое нарушение их ведет к ложным выводам.

Безусловно, работая над речью и принимая рассудочные, логические решения, оратор в ряде случаев может действовать интуитивно, находя удачный риторический ход или прием в речи как будто внезапно, неосознанно. В истории науки и искусства встречается множество примеров внезапного озарения, когда принятый логический путь мышления, казалось, заводил в тупик. Достаточно вспомнить легенды об открытии выталкивающей силы жидкости Архимедом или закона всемирного тяготения Ньютоном. Однако такие «озарения» не происходят сами собой. Они всегда является результатом длительной подсознательно-интуитивной работы мышления, которая может внезапно перейти в сознание. Подобно любому виду научного или художественного творчества работа оратора в период подготовки речи включает, как заметил когда-то американский изобретатель и ученый Томас Эдисон, 99% «потения», т.е. сознательной работы по осмыслению и логической организации материала, и 1% вдохновения, или интуитивного «озарения», которое нередко как раз и определяет оригинальность речи.

Для того чтобы избежать логических ошибок и правильно строить высказывания, необходимо помнить об основных законах логики.

1. Закон тождества гласит, что предмет мысли в границах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Этот закон предотвращает появление в речи неопределенности и расплывчатости рассуждений. Чаще всего нарушение закона тождества становится причиной такой логической ошибки, как подмена тезиса : начав рассуждать об одном, говорящий в процессе развертывания речи переходит к другой теме и ошибочно начинает рассказывать о чем-то другом.

Этот закон направлен против нечеткости мысли или расплывчатости ее выражения. Закон тождества ни в коей мере не противоречит, как может показаться, известному положению диалектики, согласно которому явления и предметы следует рассматривать в их развитии и изменении. Дело в том, что закон тождества в формальной логике является обобщением практики правильного мышления, но он, естественно, не может отразить диалектику развития реального мира и все особенности естественной коммуникации. В жизни нередко встречаются люди, которые в разговоре или даже в публичном выступлении выражаются туманно, двусмысленно, перескакивают с одной мысли на другую. Именно о них говорят: «С ворон начал, а на сорок перевел».

2. Закон противоречия гласит, что не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых утверждает нечто, а другое - отрицает то же самое. Например, в предложении В эстафете наши лыжницы побили мировой рекорд, а немецкие спортсменки показали не менее высокие достижения содержится логическая ошибка: в эстафетной гонке выигрывает только один - тот, кто достиг наивысших результатов.

Вместе с тем противоречие в неправильных рассуждениях не следует смешивать с диалектическим противоречием, которое объективно существует в природе, являясь внутренней движущей силой развития материального мира. Противоречие в суждениях - это явление субъективное. Оно может быть следствием недомыслия, недостаточных или неустойчивых знаний о предмете либо результатом демагогии, умышленных уверток, коммуникативных манипуляций и прямого обмана.

3. Закон исключенного третьего определяет, что из двух взаимопро- тиворечащих суждений о предмете одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Например, не могут быть одновременно истинными два тезиса, выдвинутые в рамках предложения: Луна - это самостоятельная планета и спутник Земли. Из школьного курса естествознания каждый образованный человек знает, что небесное тело может вращаться либо вокруг звезды (планета), либо вокруг планеты (спутник), следовательно, не может быть одновременно и тем и другим. (Вспомним эпизод в «Приключениях Буратино», в котором главному герою ставят «противоречивый» диагноз: «Пациент скорее жив, чем мертв...» и «Пациент скорее мертв, чем жив...».)

Закон исключенного третьего является основой важного метода доказательства, так называемого доказательства «от противного», которое нередко используется ораторами как эффективный способ убеждения.

4. Закон достаточного основания требует, чтобы в случае каждого утверждения указывались убедительные основания, в силу которых оно принимается и считается истинным. Иными словами, для признания суждения истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать справедливость выдвигаемых положений, соблюдая последовательность и аргументированность высказываний. Закон достаточного основания предостерегает против необоснованных суждений, «волевых» решений, слепого преклонения перед авторитетами и требует обоснованности, доказательности, т.е. связи любой мысли, любого положения, выдвигаемого в речи, с действительными фактами, примерами из реальной жизни, а также с научно обоснованными положениями.

Логичность речи проявляется на двух уровнях: во-первых, при построении высказывания, отражающего логику мысли, и, во-вторых, при оформлении текста, связанного с логикой изложения.

Логические ошибки, вызванные различными нарушениями логики, могут проявляться на уровне словосочетания, предложения, текстового фрагмента и целого текста.

Нарушение логической сочетаемости слов в границах простого предложения может привести к разного рода ошибкам.

  • 1. Возникновение несуществующих логических связей: В отеле имеются теннисные корты, бассейн, комфортабельные постели и другие спортивные сооружения. Механическое соположение разнородных предметов (спортивный инвентарь и мебель) приводит к тому, что читатель пытается найти какую-то связь (заведомо ошибочную!) между случайно соединенными в рамках одного предложения понятиями.
  • 2. Нарушение родо-видовых отношений: В повествовательном стиле изложения встречаются как сложные, так и сложноподчиненные предложения. Родовое понятие (сложное предложение) может быть представлено несколькими видовыми (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное), однако такие понятия не могут вступать в равноправные отношения. (Сравнить детское высказывание: «В зоопарке мы видели разных зверей, птиц и медведей».)
  • 3. Расширение (сужение) понятия: Баскетбол смотрят миллионы стран. В этом предложении понятие ‘страна’ сузилось до понятия ‘жители страны’, что приводит к возникновению еще и фактической ошибки: на карте мира существует менее 200 государств. Правильно данную мысль следовало бы выразить так: Баскетбол смотрят миллионы жителей разных стран.
  • 4. Подмена понятия: Приближения премьеры труппа ждет с особым волнением. Труппа ждет не приближения премьеры, а самого первого представления.
  • 5. Скрещивание понятий: Хотелось бы знать, какая рыба более ценная - семга или лососина ? В данном высказывании название рыбы ошибочно сополагается с названием мяса рыбы. (Аналогична весьма распространенная ошибка: «В сети попалось несколько селедок», вместо правильного «сельдей».)
  • 6. Нарушение закона исключенного третьего: Если вы пчела и шмель, полезайте в эту щель! (статья о бортничестве). Один и тот же живой организм не может одновременно принадлежать к разным биологическим видам. Данная ошибка легко исправляется заменой соединительного союза и на разделительный союз или.
  • 7. Сопоставление несопоставимого: Блины едят горячими или с маслом. Ошибочное использование союза или создает ложное представление о том, что существует только два (причем взаимоисключающих!) способа угощения блинами, что, безусловно, не соответствует действительности.

В рамках сложного предложения или текстового фрагмента можно выделить следующие типы логических ошибок:

  • 1. Мнимое противопоставление: Дочь я родила вне брака, сейчас ей 31 год, но у нее фамилия и отчество не отца. Использование противительного союза но создает неверное представление, что между первым и вторым предложениями существует какое-то противопоставление.
  • 2. Различение тождественного: Иван пытался помочь следователю, первокурсник называл Михайлову имена, фамилии, явки, но Эдуард Геннадиевич не мог связать показания москвича с показаниями других свидетелей. В данном предложении оба героя названы таким количеством разнообразных слов, что читатель перестает понимать, кто есть кто, хотя в этом фрагменте упомянуты только два персонажа: москвич первокурсник Иван и следователь Михайлов Эдуард Геннадиевич.
  • 3. Отсутствие необходимых элементов, подкрепляющих причинно-следственные связи: Чтобы больше времени проводить с семьей, для жены и дочки Эван заказывает специальный трейлер, ведь без него маленькая Клара начинает говорить исключительно по-французски, а он потом ни слова не понимает. В рассуждениях журналиста опущено значимое логическое звено, отчего предложение не сразу становится понятным: по-видимому, трейлер нужен актеру для того, чтобы его семья могла ездить с ним на съемки, в промежутках между которыми дочь имела бы возможность говорить не только с матерью (на французском), но и с отцом на его родном языке.
  • 4. Образование несуществующих связей из-за неправильного выбора союза или союзного слова: Дом стоит на пригорке, поэтому передняя его часть - просторная гостиная. Механическое использование союза поэтому вовсе не помогает установить причинно-следственные связи между простыми предложениями в составе сложного: два тезиса, объединенных в рамках одного высказывания, никак не связаны друг с другом.
  • 5. Нарушение закона тождества: В жизни Наталия ненавидит сотовые телефоны, автоответчики, ее собаку зовут Мирабел, а кошку Карлитос. Кроме этого Орейра обожает вкусно поесть и всегда готовит сама, считая диеты издевательством над организмом. В рамках небольшого фрагмента использованы вместе три разных тезиса (нелюбовь к средствам связи, домашние питомцы и кулинарные пристрастия героини), что создает ощущение разнобоя и нелепицы. Для исправления такого рода ошибок рекомендуется разбивать повествование на самостоятельные части, каждая из которых раскрывает исключительно одну микротему.

Логичность на уровне целого текста предполагает соответствие определенным композиционным особенностям выбранного жанра. Вместе с тем в любом тексте можно выделить пропорциональные части (вступление, основная часть, заключение), между которыми должны быть выверенные переходы. Особую роль в построении текста и смысловых связок между его частями играет абзац.

Логичность речи предполагает особое внимание к точности словоупотребления, к сочетаемости лексических единиц, к правилам синтаксического оформления высказывания, к средствам связи отдельных высказываний и смысловых фрагментов текста, к членению текста на абзацы.

Логичность речи связана не только с лексическим уровнем языковой системы, но и с синтаксической организацией высказывания; она зависит от правильного построения предложений и связного текста в целом. Для логичной речи характерно такое расположение слов, предложений и их частей, которое дает возможность строго последовательно усваивать выражаемую мысль, не допускает несоответствия, противоречия в ее языковом оформлении.

Одним из условий создания логичности речи является непротиворечивость сочетания одного слова с другим. Объединение в пределах высказывания слов, обозначающих логически несоотносимые понятия, приводит к алогизмам типа медленно мчаться, кавалькада машин, снайпер эфира и т.п.

Неясность и двусмысленность часто возникает в результате неправильного построения предложений с именными словосочетаниями, в которых родительный падеж может иметь значение как субъекта, так и объекта действия (вызов врача, обвинение товарища, приглашение учителя, поддержка друга и т. п.), а также предложений со словосочетаниями, в которых падежные окончания имеют различное грамматическое значение (помощь матери, подарок дочери, благодарность Марии и т. д.). Так, высказывания Обвинение товарища вполне справедливо; Помощь матери оказалась как никогда кстати имеют двоякий смысл: обвинение, выдвинутое... и обвинение, предъявленное товарищу...; мать кому-то помогла и ей кто-то помог. Аналогичное явление наблюдается при употреблении дополнения в форме дательного падежа в безличных предложениях: учителю хочется пожелать...; ученику следует ответить...; директору надо посоветовать... и т. п. (неясно: учитель хочет пожелать что-то или к нему обращаются с пожеланием; сам ли директор должен посоветовать или ему кто-то должен посоветовать).

Распространены в речи алогизмы, обусловленные неудачным построением предложений с местоимениями. Характеризуясь обобщенностью лексического значения, местоимения в контексте наполняются конкретным значением за счет соотносящихся с ними слов. Поэтому предложения нужно строить так, чтобы создавалась ясность, определенность в понимании того, к какому слову относится местоимение. Так, в высказывании В городском загсе заспанная, явно больная женщина растапливала печку. Скупо поджав морщинистые губы, она безо всяких эмоций внесла в книгу запись регистрации нашего брака (Б. Пикуль) ясно, что местоимение она относится к существительному женщина, так как оба предложения построены однотипно: женщина растапливала печку... -- она внесла запись... В высказывании же Завтра перед школьниками раскроются двери школ. Отдохнувшие за лето, они снова сядут за парты в результате того, что слово двери не только оказалось ближе к местоимению, но и является подлежащим, возникла бессмыслица.

При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательных его, ее, их, свой алогизмы обычно возникают в тех случаях, когда в высказывании два субъекта действия: Мастер сказал ученику отремонтировать его стол (чей стол: мастера или ученика!); Отец предложил сыну повесить портрет в своей комнате (в комнате сына или отца?). Может возникнуть двусмысленность и в высказываниях с одним субъектом: Инженер сказал Поликарпову, что директор срочно уехал в райком и просил его оставить ему свой проект (просил инженера или Поликарпова, оставить инженеру или директору?).

ГЛАВА Логичность речи

1. Понятие «логичность речи»

На уровень логичности речи конкретного человека очень большое влияние оказывает тип его мышления:

1. Дискурсивный - последовательное, как бы пробегающее все ступени мысли, без скачков и пропусков.

2. Интуитивный - тип мышления быстрой догадки. Человек скуп на слова. В его речи многое подразумевается - многое недоговорено.

3. Ассоциативный - человек мыслит почти исключительно по законам ассоциации. Одна мысль рождает ассоциа­ции для возникновения следующей.

Какой тип мышления свойствен вам?

Логичность речи - это качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно, а если логичность соблюдена во всем, то она становится одним из важнейших достоинств речи.

Основные определения логичности речи подчеркивают, что речь можно назвать логичной, когда она соответствует зако­нам логики. Тем самым признается, что для создания логичной речи и для ее оценки с этой точки зрения необходимо в первую очередь знать логику как науку. В то же время необходимо учитывать, что, помимо логики мысли (которую изучает логика как наука), есть еще логика действительности (например, по­следовательность и причинно-следственная связь событий и явлений), также существенно влияющая на логичность речи. Плюс к этому есть еще логика текста, анализ которой во мно­гом связан с анализом его структуры. И есть логика восприя­тия этого текста. Таким образом, получается, что логичной мы можем назвать только такую речь, которая соответствует всем этим направлениям и проявлениям логики. Это не всегда до­стижимо, тем более что в конкретном тексте последователь­ность событий и последовательность их изложения иногда не совпадают.

Следовательно, при оценке логичности речи нам необхо­димо использовать многоуровневый подход. Важно отметить, что в первую очередь логичность речи должна соответство­вать логике коммуникации (стратегии и тактике общения). Логичность текста (его структура прежде всего) должна мак­симально облегчить его восприятие слушателем или читате­лем (если это не противоречит коммуникативным целям ав­тора речи).

Логичность речи требует умения правильно мыслить и, что не менее важно, передавать свои мысли правильно и тем самым вызывать у слушателей (читателей) запланированную реакцию.

Многообразие задач, которые ставит требование логичности речи, определяется многоплановостью самого понятия «логич­ность». Логичность - это качество речи, согласующееся с зако­нами логики, поэтому нам необходимо разобраться в том, каково значение слова «логика».

Понятие «логика» - «логос» (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии. Оно обозначает одно­временно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Логос - тер­мин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу ми­ра, его порядок и гармонию.

Для того чтобы создать логичное высказывание или оценить его с точки зрения логики, необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения, потому что логичность речи в целом в равной степени зависит и от одного, и от другого.

Истинность мысли зависит от ее соответствия действитель­ности или от того, насколько правильно она выведена с по­мощью законов логики.

Истинность мысли лежит в основе логичности речи, а ее развертывание можно подразделить на два русла - рассуждение и изложение. При этом все основные условия логичности речи с точки зрения законов логики выстраиваются в опреде­ленную последовательность, отражая причинно-следственные отношения между ними: сначала необходимо достичь истинно­сти мысли; потом - истинности рассуждения; а уже затем - истинности изложения.

Следовательно, для достижения логичности речи ее автору (особенно в устной речи) необходимо не только осознать свои

мысли, но и упорядочить их, проверить их истинность и не­противоречивость, а затем выстроить в каком-то определен­ном порядке план всей речи, в которой эти мысли будут изла­гаться (с учетом особенностей всех составляющих ситуации общения).

Соответственно условно можно выделить логичность рас­суждения - умение логично мыслить и логичность изложе­ния - умение логично излагать эти мысли. В речи мы можем оценить в первую очередь логичность изложения и только опо­средованно - логичность рассуждения, лежащего в ее основе, поскольку логичность изложения прежде всего коммуникатив­на и развертывается она, как и речь, линейно, в то время как мыслительная деятельность протекает синхронно-разветвленно и в значительной степени свернуто. В связи с этим и возникают основные трудности в выстраивании и оформлении речи, к тому же мысль значительно опережает слово.

Таким образом, культура речи под логичностью понимает преимущественно непротиворечивость, структурную правиль­ность и стройность, а также связность высказывания, т. е. то, что облегчает незатрудненное понимание слушателем или чи­тателем каждого предложения и текста в целом.

Основным критерием для оценки степени логичности речи является непротиворечивость, последовательность и целена­правленность в изложении информации. Логичность является обязательным качеством речи в любом жанре, но особенно важна логичность в научной и официально-деловой речи.

2. Понимание логичности с точки зрения культуры речи

Что же отличает понимание логичности с точки зрения культуры речи?

Во-первых, то, что логичность пронизывает весь текст, в ко­тором все средства подчинены решению коммуникативной цели. Этот уровень культуры речи достигается за счет мыслительной деятельности автора на всех этапах речевой деятельности.

Логичность необходима для всех участников общения: и для говорящего (пишущего), и для слушающего (читающего), по­скольку «как бегун бежит быстрее, когда ему видна цель, так и слушатель должен постоянно видеть, куда его ведет гово­рящий» (Дионисий Галикарнасский). В силу этого логичность речи отражает процесс сотворчества, сотрудничества в речи. Логичная речь - это, как правило, речь, в которой не столько вырабатывается, обдумывается некая мысль (хотя и такая речь бывает), сколько излагается уже найденное, понятое, обду­манное ранее. Другими словами, обычно говорящий «уже знает, куда он ведет слушателя».

Во-вторых, бесцельная речь или речь с неясно очерченны­ми изначально целями не может быть логичной, следователь­но, с точки зрения культуры речи логичность обеспечивается целенаправленностью, поэтому логичная речь не может не быть предварительно обдуманной и хотя бы частично подготовленной.

В-третьих, в процессе создания речи логичность реализуется на различных этапах ее подготовки: сначала обдумывается ком­позиционно организованный план (часто - во внутренней речи, поэтому «свернутый»), продумываются связи и переходы между частями, их последовательность на основе той или иной логиче­ской схемы. Это очень важно для логичности всего текста, ибо логичная речь - это всегда речь структурно организованная.

В-четвертых, автор речи заботится о соблюдении принци­пов «необходимое и достаточное» и «ничего лишнего, посторон­него, несущественного», что обеспечивает цельность и связ­ность всей речи, учитывая при этом логику восприятия адре­сата, а также событийную логику (если она важна).

В-пятых, на уровне структуры самих предложений логич­ность обеспечивается их полнотой и непротиворечивостью.

В-шестых, результат логичной речи в силу ее особей целе­направленности оценивается прежде всего по степени дости­жения этой цели. Кроме того, логические отношения между высказываниями - это отношения между высказываниями, возникающие на основе истинйости, поэтому очень часто ре­зультат логичности - мера доверия всей речи и ее автору.

Для логики рассуждения (рассуждение - это цепочка утверждений или высказываний, определенным образом свя­занных друг с другом) важно помнить, что основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных при­знаков, т. е. в форме понятия (в языковом плане понятие выра­жается словом или словосочетанием).

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Таким образом, суждения представляют собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.

Умозаключение - это способ мышления, при котором с по­мощью одного или нескольких суждений выводится новое суж­дение (заключение). Например, вы сами можете вывести за­ключение из следующих суждений:

Пушкин учился вместе с Дельвигом. Дельвиг учился вместе с Кюхельбекером. Значит,..

Пушкина звали Александр Сергеевич. Его дядю - Василий Львович. Значит, отца Пушкина звали...

Таким образом, для построения логичной речи недостаточно правильно подобрать слова для выражения мысли и соединить их в простом предложении. Логичность проявляется только в тексте или его прообразе - сложном предложении.

3. Законы логики

В Толковом словаре логика и логичность объясняются так: «Логика - греч. наука здравомыслия, наука правильно рассуждать,; умословие. Логический, логич­ный, согласный с логикою, здравое, правильное рассуждепие».

Считаете ли вы, что логичным может быть только рас­суждение?

Логика часто определяется как наука о правильном мышле­нии, приводящем к истинным выводам. Основой для этого является соответствие речи не только законам мышления, но и действительности. Поэтому, как вы помните, выделяются два основных вида точности: предметная и понятийная. В логично­сти также принято выделять два вида: предметную и понятий­ную, что в некоторой степени учитывает взаимодействие - трех логических компонентов: логики действительности, логики мыс­ли и логики речевого выражения. Предметная логичность со­стоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка и речи связям и отношениям предметов и явлений в ре­альной действительности. Понятийная логичность представляет собой отражение структуры логической мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

В то же время в речи оба эти вида логичности (т. е. предметы и явления действительности и связи между ними (общее - еди­ничное, причина - следствие, сходство - различие)) так тесно взаимосвязаны, что рассматривать их дифференцированно представляется нецелесообразным. Отметим, что и логические связи нельзя со всей определенностью отнести к какому-то уровню - предложения или текста, потому что они проявляются на каждом из этих уровней.

Важно, что для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики, потому что закон мышления, или логический закон, - это необходимая, существенная связь мыс­лей в процессе рассуждения.

Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, после­довательность и обоснованность. Это законы тождества, непро­тиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Эти законы действуют в первую очередь в рассуждении, т. е. в процессе логического мышления. Их нужно знать еще и потому, что эти законы помогают контролировать правиль­ность речи с точки зрения логики и в процессе изложения речи, и в процессе ее восприятия. Тем более что это соответ­ствует самой сути логики как инструмент проверки истинности или ложности мышления.

Закон тождества гласит: всякая мысль в процессе рассуж­дения должна быть тождественна самой себе, т. е. любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное устойчи­вое содержание, чтобы не произошла подмена понятия.

Рассмотрим пример. Если, мы говорим: «Иванов получил двойку» и «Иванов провалился на экзамене», то эти суждения будет тождественны только в том случае, если речь идет об од­ном и том же Иванове и об одном и том же экзамене. В случае нарушения хотя бы одного из этих условий тождество этих суждений нарушается. Оно не сохранится и в том случае, если мы скажем: Иванов будет отчислен, хотя речь идет по-преж­нему о том же Иванове и подразумевается не сданный им экза­мен. В последнем варианте причина подменена следствием, что также нарушает закон тождества.

Закон непротиворечия заключается в следующем: два несо­вместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно. Для правильного понимания этого закона необходимо иметь в виду, что, утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое, о том же предмете, взятом в это самое время и в том же самом отношении. Обрати­те внимание, что этот закон действует не только по отношению к противоречащим друг другу суждениям, а по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям. Он устанавли­вает, что одно из них ложно. Рассмотрим два суждения: Таня хорошо себя чувствует и Таня плохо себя чувствует. Если они относятся к одному и тому же субъекту - Тане, то их истинность и непротиворечивость могут определяться только тем, что для оценки самочувствия берется разное время или оно оценивается в разных отношениях (в плане здоровья и плане уверенности в чем-либо). В остальных случаях суждения должны быть признаны несовместимыми, следовательно одно из них ложно.

Закон исключенного третьего (он действует только относи­тельно противоречащих друг другу суждений) предполагает что два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Например: Сту­дент Кузнецов выполнил курсовую работу и Студент Кузне­цов не выполнил курсовую работу. Если речь идет об одном и том же человеке, то эти суждения противоречат друг другу, значит, по закону исключенного третьего, одно из них истинно. Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль. «Всякое доказательство опирается на «закон достаточного основания». Суть его в установлении пропорций между двумя посылками и выводом, поэтому этот закон еще можно считать «принципом пропорциональности мышления». Если пропор­циональность между посылками и выводом соблюдается, то мышление будет доказательным, убедительным, если не соб­людается или нарушается, то мышление становится бездока­зательным или малодоказательным... Соблюдение пропорций означает сохранение соответствия между количеством и ка­чеством посылок и количеством и качеством вывода».Рассмотрим простой пример. Вы вы­сказываете суждение: Недавно был дождь. Если вы так заклю­чили только на основании мокрого асфальта на дороге, то ваше суждение не имеет достаточных оснований, поскольку дорога могла стать мокрой вследствие того, что ее полили из шланга, или от того, что недавно проехала поливальная машина. В то же время, если вы сделали вывод о недавно прошедшем дожде, потому что мокрыми стали крыши домов, это может быть до­статочным основанием для подобного вывода, но только при условии, что вы учитываете и другие погодные факторы, ис­ключив при этом снег и град. В этом случае ваш вывод необхо­димо признать обоснованным и соответствующим законам ло­гики.

Всё эти основные законы логики опираются на определен­ные связи и отношения между понятиями и суждениями. Одним из основных видов связей такого рода являются при­чинно-следственные, которые проявляются не только в рас­суждении.

Причинной называют такую связь между двумя явлениями, когда одно из них - причина - предшествует и выбывает другое - действие. Важнейшими свойствами причинной связи выступают такие ее характеристики, как всеобщность (каждое явление имеет свою причину), последовательность во времени, необходимость (отсутствие причины - отсутствие действия) и однозначность. Связь основания и следствия является отраже­нием в мышлении объективных, в том числе причинно-следст­венных связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое (следствие).

Важно подчеркнуть, что причинность представляет собой определенную внутреннюю связь между явлениями, связь, при которой за одним всякий раз следует другое. Причина всегда предшествует следствию, но не все, что предшествует другому, является его причиной.

Одними из самых распространенных логических ошибок являются неразличение причины и следствия того или иного события или явления и отождествление временной последо­вательности событий с их причинной связью. Классический пример подобной ошибки был сформулирован абитуриентом: «Все написанное мной в сочинении и является причиной дальнейшей судьбы Катерины в драме "Гроза" ».

Эта же ошибка используется как средство выразительности для создания комического эффекта. Например, в наставлении Козьмы Пруткова: «Если у тебя спрошено будет: что полез­нее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце све­тит днем, когда и без того светло, а месяц ночью».

Для создания логичной речи необходимо пользоваться опре­деленными логическими операциями, назовем основные из них:

Сравнение - установление сходства или различия предме­тов, явлений, фактов. Например: Длинная речь так же не по­двигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш. Талейран).

Анализ - мысленное расчленение предмета на составляю­щие его части, стороны, элементы. Например: Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле послед­ствий, но самым актол1 делания добра, так как сознание сде­ланного добра само по себе дает уже большую радость (Сенека).

Абстрагирование - мысленное выделение признаков одного предмета и их отвлечение от других признаков.

Например: Убеждение должно быть дорого потому толь­ко, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше ().

Синтез - мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

Например: «Никогда не доказать чего-либо с помощью образа, и бессмысленно думать, что если две вещи похожи в од­ном отношении, то они похожи и в других или даже в любых отношениях. Но именно в это охотно верят, и потому так легко с помощью выразительных аналогий делать очевидны самое лживое».

Обобщение - прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Например: Время уносит все; длинный ряд годов умеет ме­нять и имя, и наружность, и характер, и судьбу (Платон).

Таким образом, знание основных законов логики и основных логических операций помогает добиться логичности речи.

5.4. Логичность в предложении и тексте

В культуре речи логичность рассматривается как качество речи, которое проявляется не только на уровне предложения, но прежде всего на уровне текста. Соответственно выделяются условия логичности как в предложении, так и в тексте. При этом на уровне предложения логичность, базируясь на поня­тийной точности, достигается главным образом с помощью син­таксических средств. На уровне текста логичность проявляется в структурном компоненте высказывания.

Синтаксические средства для выражения логических связей

Как мы уже выяснили, логичность может проявляться и на уровне предложения, и на уровне текста, но если на уровне предложения логичность можно оценить только в отношении понятий и суждений, то на уровне текста - в отношении суж­дений и умозаключений.

Основным языковым средством выражения логических взаи­моотношений и связей выступает синтаксис русского языка . Он отражает основные виды отношений между предметами и по­нятиями: родо-видовые, причинно-следственные, временные, пространственные и т. д. Например, родо-видовые отношения (если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее называется родом, а починенное - видом) вы­ражаются с помощью обобщающих слов. Например, мебель - это родовое понятие, которое обобщает все ее разновидности. (Составьте предложение, в котором перечисление любой мебели будет обобщено одним этим словом.) Для образования цепочек однородных членов в предложении необходимо соблюдать усло­вие, благодаря которому такие члены и называются однород­ными: они должны обозначаться словами, которые называют вещи или понятия одного логического уровня. (Приведите при­меры однородных и неоднородных понятий.)

Кроме самой синтаксической структуры простых и слож­ных предложений, средством выражения логических связей между членами предложения (понятиями) или их частями (суждениями) являются вводные слова, союзы, предлоги, час­тицы и т. д. Например, однородность и различные взаимоотно­шения между однородными членами могут быть выражены с помощью соединительных, противительных или раздели­тельных союзов (и, а, но, или, либо и т. д.); отношения включе­ния-выключения, присоединения понятий относительно како­го-то целого также передаются с помощью союзов, предлогов, вводных слов (а также, за исключением, кроме того); вводные слова (во-первых, следовательно, значит, итак и др.), в част­ности, помогают слушателю или читателю «увидеть» структуру текста и т. п.

Отсутствие или нарушение логических связей в структуре предложения и тексте приводит к появлению логических оши­бок, а также иногда используется как тот или иной художе­ственный прием.

5. Основные логические ошибки:

1. Утверждение взаимоисключающих понятий. Например: «Спустя двадцать лет назад». «"Слово о полку Игореве" -_ одно из единственных дошедших до нас произведений древнерусской литературы ». (Но этот же принцип использован на­меренно в основе художественного приема оксюморон: «Ино­странец Василий Федоров», «Живой труп», «Мертвые души» и т. д.).

2. Смещение плана изложения. Например: «Трудно пред­положить, что кто-то из взрослых не слышал о вреде куре­ния - все читают газеты, смотрят ТВ, слушают радио, хотя подобное не считается нормальным». (Намеренно используется, чтобы высмеять подобные ошибки, в поговорке «Начал за здравие - кончил за упокой»).

3. Сопоставление (противопоставление) логически неодно­родных понятий. Например: «Шли два студента - один в пальто, другой в институт». «Хотели как лучше, а полу­чилось как всегда». (Эта же ошибка использована в поговорке «В огороде бузина, а в Киеве дядька», а также в речи деда Щукаря в «Поднятой целине»: «Гражданы и старушки»).

4. Неверное установление причинно-следственных связей.

Например: «Шофер автобуса Маков лишен премии за безопас­ность движения и культуру обслуживания». (Намеренное использование в поговорке для высмеивания подобных ошибок: «Родился раньше отца и пас дедовский табун»).

5. Неправильный порядок слов (неполнота предложения). Например: «После службы у Николая I понятие свободы по­лучает философское начало». «Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с боль­шим интересом, понятны и близки всем людям».

6. Нарушение логических связей между частями предло­жения. Например: «Обломов быстро утомляется, любит поспать, но любит свою родину»; «Она жила в ужасной об­становке, и когда-нибудь ей должен был прийти конец».

Особенность проявления логичности на уровне текста состоит в том, что она направлена прежде всего на придание логичности изложению. Это связано с необходимостью в гораздо большей степени учитывать логику восприятия речи.

Поэтому логичность речи предполагает соответствующее ее выстраивание, чтобы говорящий или пишущий помог адресату в восприятии и понимании речи. Такого рода указания на то, какие темы предстоит рассмотреть в речи, Квинтилиан называл подобием придорожных камней, которые указывают путнику, сколько ему предстоит пройти.

Таким образом, логичный текст должен быть прежде всего структурно организованным, причем образ этой структуры должен быть общим для автора текста и его адресата.

Соответственно, основные условия логичности на уровне текс­та предполагают соблюдение структурного единства и цель­ности, поэтому:

1. Текст должен иметь продуманную, строго организован­ную структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложе­ний, при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части (на абзацы, параг­рафы, главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

Логичность необходима любому тексту, но если в устной речи, особенно импровизационного характера, в разговорной сфере, требования логичности могут быть не очень строгими, а в некоторых стилях (публицистическом, художественном) логичность может быть иного порядка - на уровне ассоциа­тивно-эмоциональных связей, то в письменной научной (науч­но-учебной) речи логичность - один из стилеобразующих факторов, поэтому требования к логичности речи намного строже. В публичной речи требования к логичности также существенно возрастают, и большинство людей, которым приходится говорить публично, это учитывают, хотя, к сожалению, не всегда.

Логичность и ее соблюдение вообще очень тесно связаны с этикой. Сами отношения между высказываниями, которые логика оценивает по их истинности, уже задают противопостав­ление истинное / ложное соответственно как положительную или негативную оценку.

Итак, логичность как коммуникативное качество обеспе­чивает правильное понимание смысла речи как на уровне предложения, так и на уровне текста (микротекста). Логич­ность, как совершенно очевидно, тесно взаимосвязана с другими качествами речи, такими как точность, доступность, правиль­ность, богатство, выразительность и др.

Задание 8.

1. Прочитайте текст. Оцените логичность речи в нем (с точки зрения последовательности, непротиворечивости, пол­ноты раскрытия смысла, соответствия текста жанру и стилю и т. д.) и соответствие вашим представлениям о том, как нужно добиваться логичности .

Учась логике, нужно выработать три умения:

1. Внимательно относиться к словам, подбирать самые точные из существующих для обозначения своих мыслей и формулировать из них упорядоченные высказывания.

2. Находить в текстах главные предложения, мысли и уметь выстраивать иерархические отношения между основными положениями своего высказывания. Кроме того, нуж­но выстраивать последовательность положений исходя из того или иного принципа, который должен быть понятным не только говорящему (пишущему), но и слушателю (чита­телю).

3. Строить свою речь так, чтобы соблюсти принцип «необходимо и достаточно» для раскрытия своей основной мысли.

2. Прочитайте парадоксальные высказывания и объясните, какие речевые приемы использовали авторы при их создании.

Как часто мы промахиваемся еще при выборе цели! Гениями не рождаются - гениями умирают. Если человек ни на что не способен, он способен на все. Чтобы найти с человеком общий язык, нужно уметь молчать.

3. Прочитайте фрагмент рассказа «Служебные пометки». Логична ли данная пометка на прошении? Почему? Проанализируйте этот текст с точки зрения этических и ком­муникативных норм, а также остальных качеств речи (точ­ности, богатства, уместности, выразительности, чистоты).

«На прошение губернского секретаря Осетрова об единовре­менном пособии могу ответить указанием на Римскую импе­рию, погибшую от роскоши. Роскошь и излишества ведут к растлению нравов; а я желаю, чтобы все были нравственны. Впрочем, пусть Осетров сходит в вицмундире к купцу Хихикину и скажет ему, что его дело близится к концу» ().

Интонация связана с предложением и с синтагмой, интонация-важнейшее средство членения предложения на синтагмы или фразы. Элементы интонации: мелодика, ударение, пауза, темп речи и длительность отдельных слогов, интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство.

Интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство. Грамматическая функция интонации определяется грамматическим строением предложения. Благодаря интонации определяются однородные члены предложения, вводные слова, вводные предложения, происходит обобщение членов предложения и перечисления. При помощи интонации выделяются разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждый язык характеризуется присущими ему интонационными особенностями, которые связаны со структурными особенностями предложений. Грамматическая функция интонации связана с использованием грамматических функций интонации, связана с использованием звуковых средств всеми носителями данного языка. Экспрессивная функция интонации связана со звуковыми особенностями отдельно говорящего лица. В каждой интонации выделяют 2 аспекта:

Универсальный(проявляется в том, что в разных языках есть определённые сходства в функциях отдельных компонентов интонации и даже имеется сходство интонационных структур)

Национальный(характерен каждому языку, каждый язык имеет свой тип интонации).

Позиционные изменения звуков

Позиционные изменения согласных могут быть или в конце или в начале слова. В конце слова согласный может оглушаться или может происходить отпадение конечного согласного. В начале слова может вставляться протетический согласный (острый - вострый).

Позиционные изменения гласных: положение гласного в ударном слоге называется сильной позицией, а в безударном - слабой. В сильной позиции гласный устойчивый, а в слабой - он подвергается значительным изменениям, которые связаны с ослаблением или редукцией. Редукция гласных бывает количественной или качественной. При количественной гласные теряют часть долготы, они ослабляются, но не меняют своего качества. При качественной редукции происходит не только ослабление звуков, но и изменение его характерных признаков (рус.англ. представлена широко).

Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, аккомодация, диэреза, субституция, диссимиляция)

1. Ассимиляция (уподобление). При ассимиляции некоторые, а иногда все произносительные признаки одного звука уподобляются признакам влияющего звука. Ассимиляция может быть полной и частичной. При частичной изменяются некоторые признаки звука (шубка), а при полной ассимиляции происходит изменение всех признаков звука. Звук становится точно таким же, как звук, вызвавший ассимиляцию.


Ассимиляция может различаться по направлению. Если предыдущий звук влияет на последующий, такая ассимиляция называется прогрессивной. Если последующий звук влияет на предыдущий – регрессивной.

Может быть контактная (2 рядом стоящих звука взаимодействуют) и дистантная (разделены звуками).

Ассимиляция может быть в отношении согласных с согласными, в отношении гласных с гласными (характерно только для тюркских яз. Гласные окончания уподобляются гласному корня– сингармонизм – татарский язык).

Ассимиляция – это уподобление однотипных звуков, т.е. взаимодействовать могут согл. с солг., гласн. с гласн.

2. Если взаимодействуют разнотипные звуки (гласн. с согл.), такое изменение называется аккомодацией.

3. Диссимиляция – расподобление. При диссимиляции один из 2 звуков сходных по артикуляции, утрачивает общие признаки.

На основе ассимиляции или диссимиляции возникает диереза (выкидка звука; солнце, праздник). Иногда может происходить выкидка отдельного слога - гаплология, вставка звука – эпентеза.

4. Метотеза - взаимная перестановка звуков(в просторечиях,при заимствовании).

5. Субституция- замена при заимствовании иностранного языка звука родного языка.

Фонетические и исторические чередования звуков

Фонетические: обусловлены нормами современного языка, не отражаются на письме (напр., стог - стога).

Исторические: нельзя объяснить нормами современной фонетической системы и они всегда отражаются на письме (с-ш, т-ч, носить –ношу)

Понятие о фонемах. Варианты фонем. Основные функции фонем. Позиции фонем. Разработка теории фонем в лингвистике.

1. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМАХ. ВЫРИАНТЫ ФОНЕМ

В процессе речи звуки имеют различные особенности в своем звучании. Одни из этих особенностей не влияют на значение слов или на форму, а другие сказываются на значении или на форме. Звуковая единица, которая используется для различения слов и форм слов, называется фонемой.

Понятия фонемы и звука не совпадают:

Звуки речи – нечто частное, отдельное, а фонема является совокупностью цельного ряда звучаний.

Фонема составляет строгую систему, а один и тот же звука в разных словах может соотноситься с разными фонемами.

Дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему.

Возможны случаи, когда 2 фонемы звучат, как один звук (напр., детский)

Возможны случаи, когда фонема присутствует, а звука нет (напр., солнце)

Следует иметь в виду, что всякое сочетание звуков выступает как единая фонема, т. е. фонему можно считать минимальной единицей звукового строя языка. Она функционирует как целое, даже если состоит из двух звуков. Каждая фонема представляет собой совокупность существенных признаков, которые она отличает от других фонем (напр., звук т – все признаки представляют собой единое содержание фонемы). Признаки, которыми одна фонема отличается от другой, называются дифференциальными.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка.

Такое определение позволяет установить, какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие – разновидностями одной и той же фонемы. Самостоятельными фонемами являются звуки, которые употребляются в одинаковой позиции, изменяя значения (ship – sheep). Звуки, которые употребляются в одинаковых фонетических условиях, не меняют значение слова, являются вариантами фонемы. Варианты фонемы сохраняют ее существенные признаки, имеют одинаковое фонологическое содержание.

2. ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ

Фонема имеет 2 функции, которые связаны с особенностями процесса речевого общения.

Функция восприятия – перцептивная функция. Благодаря этой функции, фонемы являются своеобразными эталонами, с помощью которых мы узнаем и воспринимаем речь.

Различительная – сигнификативная. В данном случае фонемы являются различителями слов и форм слов (том-дом).

Названные функции обязательны в каждой фонеме, они взаимосвязаны и предполагают наличие друг друга в процессе общения.

3. ПОЗИЦИИ ФОНЕМ

Фонема в живой речи попадает в различные произносительные условия – позиции. Позиции бывают сильными и слабыми. Сильные позиции – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций. В сильной позиции фонема противостоит любой другой фонеме. В сильной позиции фонема меньше всего зависит от фонетических условий, четко проявляется сигнификативная функция. Фонема всегда выступает в сильной позиции изолированно, выступает в своем основном виде. Основной вид фонемы – это то, как она произносится изолированно. Но не во всех позициях фонемы способны выполнять сигнификативную функцию. В некоторых позициях они утрачивают данную способность, и происходит нейтрализация фонемы. Положение, в котором происходит нейтрализация фонем, называется слабой позицией. В английском языке конец слова – сильная позиция (white, wide)

4. СИСТЕМА ФОНЕМ

В данной системе фонемы группируются на основе их качества: система гласных фонем и система согласных фонем. Системный характер звуковой стороны языка проявляется в том, что количество фонем строго ограничено. Составляющие ее единицы тесно связаны между собой. Фонемы группируются потому, как противопоставлены их различные признаки. Такие группы могут охватывать различное количество фонемных пар. Противопоставление фонем называется оппозициями фонем. Члены оппозиции могут быть противопоставлены по одному признаку (п-б), или нескольким (а-б).

Система фонем не остается неизменной на протяжении истории данного языка. Изменения, которые затрагивают систему фонем, называют фонематическими. Наиболее частым явлением возникновения новых фонем и утрата старых фонем, изменение одного из вариантов фонемы в самостоятельную фонему. Системы фонем оказывают воздействие на заимствованные слова. Любое заимствованное слово, перестраиваясь, меняет свою внешнюю сторону под влиянием системы фонем заимствующего языка.

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ФОНЕМ В ЛИНГВИСТИКЕ

Выделяется 2 направления – школа традиционного учения о фонеме (шк.Щербы, Ленинградская и Московская Фонологическая школа)

Ленинградская школа считает, что фонема это звуковой тип, а звуковые типы различают слова и формы слов. Звуковых типов в языке немного, их можно перечислить, обратившись к алфавиту, т.е. буквы выполняют ту же функцию, что и фонема, но отличаются друг от друга своей материальной стороной

Звуков в живой речи больше чем фонем. А звуки объединяются в типы по акустической и артикуляционной близости. Этот звуковой тип и есть фонема

Понятие фонема и звук не разграничивает московская школа

Звуки объединяются в фонемы по функциям общности, если звуки выполняют одну и ту же функцию, они являются одной и той же фонемой, но обе школы едины в подчеркивании значения фонем в общей характеристике понятия фонем.