Чередование – замена одного звука другим, происходящая в одном и том же месте одной и той же фонемы, но в разных словах или словоформах (коз(з)а – коз(с)).

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе (оглушение на конце слова: подруга-друк, нога-нок; «фатально тотально».).

У фонетических (позиционных) чередований позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге, это чередование звуков, относящееся к одной морфеме.

Примеры:

Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова, в говорах с неполным оканьем «о» заменяется на «у» в начале слова во втором предударном слоге: облака – ублака, остров – устрова; уперация, ублегация. Чередование может быть связано с позицией звука в слоге. Так, в неприкрытом безударном слоге фонема /о/ реализуется звуком «» (озеро – азера). В прикрытом же слоге выступает после твердого согласного только в первом предударном, а в других безударных слогах после твердого согласного произносится ə (в но в əзерке). Часто чередование бывает обусловлено положением одного звука рядом с другим (после тв. согласного «и» заменяется на «ы» (игра – сыграть; ножы, шырокий)). Перед глухими согл. звонкие заменяются глухими (вязать – свяска). Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отношению к ударению (свЕрху – навирху).

Но в примерах подруга – дружный, бумага – бумажный это не фонетическое чередование (написание «г» не зависит от положения «н» после него (гон – гнать, мигать – мигнуть)). Здесь другая позиционная обусловленность: чередование г/ж не знает исключений в позиции перед суффиксом -н-. Позиция здесь морфологическая, чередование – морфологическое позиционное (чередование, в котором написание зависит от морфемы). В заимствованных словах тоже – каталог – каталожный. При морф. чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание (губить – гублю, топить – топлю, травить – травлю, кормить – кормлю). Исключений нет, и в заимств. (графить – графлю).

Позиционные чередования, не знающие исключений – позиционно обусловленные (глаза – глас, подруга – дружный); знающие исключения – позиционно закрепленные (мост – мосьтик, сьтена – стена). Фонетические позиционно обусловленные – чередования звуков, относящиеся к одной фонеме. Фонетические позиционно прикрепленные могут быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем (казань – казанский; искл. июнь - июньский).



Непозиционные чередования – чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности; связаны только с конкретными словами и необъяснимы в современном языке (подруга – друзья, засохнуть – засыхать – засушить).

Исторические чередования – чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Это морфологические (они сопровождают образование тех или иных грамматических форм, хотя сами по себе де являются выразителями грамматических значений, и традиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка) и непозиционные чередования фонем. Некоторые называют морфологические чередования историческими.

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Исторические чередования гласных

1. В современном русском языке употребляются буквы ъ и ь, которые не обозначают звуков. Однако в древнерусском письме буквы ъ и ь обозначали самостоятельные фонемы ‹ъ› и ‹ь›.

Эти фонемы воплощались в особых звуках [ъ] был близок к [о], а [ь] – к [э]. Звуки [ъ] и [ь] были короче других гласных, поэтому их называли редуцированными.

В XI– XII вв. в русском языке прошел процесс падения редуцированных гласных и фонемы ‹ъ› и ‹ь› исчезли. Но их исчезновение происходило в разных позициях неодинаково. На конце слова ‹ъ› и ‹ь› перестали произноситься. В других позициях [ъ] перешел в [о], [ь] – [э].

Например, в древнерусских словах сънъ, мъхъ, рътъ конечный [ъ] утратился, а первый перешел в [о]. Возникли русские слова сон, мох, рот.

В косвенных падежах этих слов были формы съна, мъха, ръта, которые изменились в сна, мха, рта . Так возникло чередование [о] с нулём звука.

2. Чередование ‹о//а› наблюдается в глаголах: выходит – выхаживает, сносит – снашивает, уловит – улавливает, отколет – откалывает, засолит – засаливает .

В праславянском языке перед суффиксом –ива- происходило продление гласного, позднее долгий гласный [о] переходил в гласный [а].

3. В современном русском языке есть чередование ‹∙э/∙о›: веселье – весёлый, сельский – села, Петя – Пётр, чернь – чёрный. Возникло это чередование в результате действия фонетического закона изменения ударного [э] в [о] после мягкого согласного перед твёрдым.

Раньше эти слова произносили с [э] перед мягким и твёрдым. Такое произношение было типично для высокого стиля речи в поэзии первой половины 19 века:

Когда в товарищах согласья нет На холмах пушки присмирев,

На лад их дело не пой дет . Прогнали свой голодный рев.

(Крылов) (Пушкин)

Историческое чередование согласных

В современном русском языке существует ряд исторических чередований согласных. Они возникли в результате действия фонетических процессов, которые произошли в праславянском и древнерусском языках. Изменения звуков возникали также под влиянием старославянского языка.

Чередование заднеязычных согласных с шипящими и свистящими возникло в результате 1-й, 2-й и 3-й палатализации: лекарь – лечу, друг – дружу, дух – душа

Звук [j] вызывал следующие чередования согласных:

А) ‹с /с’/ш›: коса – косить – кошу, ‹з /з’/ж›: воз – возить – вожу;

Б) после губных согласных [j] изменился в [л’]:

‹б/б’/бл’›: любовь – любить – люблю, рубить – рублю, отсюда – рубль;

‹п/п’/пл’›: топка – топить – топлю, покупать – купить – куплю, купля.

‹в/в’/вл’›: улов – ловить – ловлю, ловля; править – правлю;

‹м/м’/мл’›: корм – кормить – кормлю, земной – наземь – земля.

В) [т] и [д] с [j] давали разный результат в русском и старославянском языках.

В русском языке → [ч’]: свет – светить – свеча – свечение . В старославянском языке [тj] → [ш’т’] (щ): свет – освещение. [дj] в русском языке чередовался с [ж] (брод – бродить) в старославянском языке [дj] → [ж’д’] (водить – вождение). Так возникли ряды чередований [т/т’/ч/ш’] и [д/д’ж/жд’].

Историческое чередование согласных можно представить в виде таблицы.


Губные

Заднеязычные

звуки

примеры

звуки

примеры

п-п"-пл" :

сып ать-сып ь-сыпл ю

к-ч-ц:

лик –лич ный - лиц о

б-б"-бл" :

греб у-греб ёшь-гребл я

г-з"-ж :

подруг а -друз ья – друж ба

в-в"-вл":

лов ушка-лов ят-ловл ю

х – ш:

мох – мш истый

ф-ф"-фл" :

граф а – граф ят - графл ю

х – с :

трях нуть – потряс ать

м-м"-мл" :

корм-корм ят-кормл ю

Звуки Переднеязычные

звуки Группа согласных

т-т"-ч-щ

свет –свет ят–свеч у - освещ ать

ск-с"т"-щ:

блеск – блест ят – блещ у

д-д"-ж-жд

род овой-род ят-рож ать-рожд ать

ст - с"т"-щ :

свист – свист ят – свищ у

с-с"-ш

выс окий – выс ь – выш е

зг – зж :

брызг ать – брызж у

з-з"-ж :

гроз а-гроз ят-грож у

зд-з"д"-зж

езд а – езд ят - езж у

н-н" :

мен а-мен ять

ц-ч :

отец – отеч еский

Опорные слова

Синтагматика, парадигматика, нейтрализация, позиция, мена, позиционные изменения, чередование, параллельные ряды, пересекающиеся ряды, исторические чередования, морфологический состав речи.

Вопросы для самопроверки


  1. Каковы особенности синтагматики и парадигматики звуков речи?

  2. В чём разница между сильными и слабыми позициями?

  3. В каких случаях согласные находятся в сильной позиции?

  4. Опишите слабые позиции согласных звуков.

  5. Какие ряды образует позиционная мена звуков?

  6. Почему чередования звуков называются историческими?

Тесты

1.Способность звуковых единиц варьировать называется…

А) * парадигматикой

Б) синтагматикой

В) нейтрализацией

Г) оппозицией

2.Найдите позиционную мену согласных по месту образования

А) брызг ать – брызж у

Б) лекарь - лечу

В) группа - группка

Г) *шить - сшить

3.Позиционная мена – это мена звуков, определяемая…

А) морфологическим составом речи

Б) *синтагматическими законами

В) лексическим составом языка

Г) влиянием старославянского языка

4.Чередование звуков – это мена звуков, которая…

А) *определяется морфологическим составом речи

Б) зависит от фонетической позиции

В) вызывается суперсегментными единицами

Г) объясняется современными законами фонетики

5.Укажите слова с историческим чередованием в морфемах

А) * корм – кормят, гроза – грожу

Б) пол – полы, быт – бит

В) сон – сна, дом – дома

Г) горб – горбы, мох - мха

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

5.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

6.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

ЛЕКЦИЯ № 8. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА

План


  1. Понятие орфоэпии.

  2. Русское литературное произношение в его историческом развитии.

  3. Стили произношения.
4. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных

5. Теория письма.

6. Графика. Особенности русского алфавита.

7. Слоговой принцип русской графики.

Понятие орфоэпии

Нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов должна заниматься орфоэпия.

Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил нормативного литературного произношения. Как в письме для быстроты и лёгкости понимания необходимо единство орфографических правил, и в устной речи для той же цели необходимо единство норм произношения.

Слушая устную речь, мы не задумываемся над её звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл. Каждое же отклонение от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.

В орфоэпии рассматривается состав основных звуков языка – фонем, их качество и изменения в определённых фонетических условиях. Этими вопросами занимается и фонетика, но в плане описания звукового строя русского языка.

Для орфоэпии же важно установление норм литературного произношения. В понятие произношения входит звуковое оформление. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах.

Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи. Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение.

В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы.

Например, неразличение твердых и мягких согласных или произношение только твердых или только мягких согласных; или различение глухих и звонких согласных во всех без исключения позициях.

В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения. В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными.

Русское литературное произношение в его историческом развитии

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII в. сложились основные закономерности современного литературного языка.

В основу этого языка лёг говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного великорусского и южного великорусского наречий.

Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в XX веке.

Русское литературное произношение складывалось на протяжении долгого времени. До образования национального языка в XVII в. нормализация литературного языка практически не касалась произношения.

На разных территориях были распространены диалектные разновидности русского языка. На этих диалектах: ростово-суздальском, новгородском, тверском, смоленском, рязанском и др. – говорило всё население соответствующих феодальных земель независимо от социальной принадлежности.

Вместе с присоединением к Московскому княжеству других княжеств росла экономическая, политическая, культурная роль Москвы как столицы централизованного Русского государства. В связи с этим рос и престиж московского говора. Его нормы, в том числе и произносительные, перерастали в нормы общенациональные.

Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.

Между буквами и звуками нет точного соотвествия. Пишется конечно, что, чтобы , но произносится коне[ш]но, [ш]то, [ш]тобы . А тот, кто произносит коне[ч’]но, [ч’]то, [ч’]тобы , допускает орфоэпическую ошибку.

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Источниками нарушение произносительных норм являются: развитие языка, влияние диалектного языка, письмо.

Вариант «младшей» нормы при своём возникновении, вариант «старшей» нормы при своём уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы.

Так, в начале XX в. некоторыми орфоэпистами осуждалось новое для литературного языка иканье. Еще встречается в речи городских жителей произношение [р’] в таких словах, как це[р’]ковь, четве[р’]г , ранее представленное во многих словах в позиции после [э] перед губными и заднеязычными согласными и входившее раньше в число литературных норм.

Основные тенденции в развитии современного литературного произношения идут по линии упрощения слишком сложных орфоэпических правил; отсеивания всех узкоместных произносительных особенностей, прогрессирующих под влиянием радио, кино, театра, школы; сближения образцового произношения с письмом.

Стили произношения

В устной разговорной речи выделяются её разновидности, называемые обычно произносительными стилями. Появление учения о стилях произношения вызвано неоднородностью произношения в различных группах населения.

Л.В.Щерба предложил различать полный стиль, когда слова произносятся специально замедленно, особо отчётливо, с подчёркнутой артикуляцией каждого звука, и разговорный стиль, «свойственный спокойной беседе людей».

Последователи Л. В.Щербы назвали эти разновидности полным и неполным типами произнесения. Многие фонетисты выделяют высокий, нейтральный и разговорный стили произношения.

Нейтральный стиль не имеет стилистической окраски, он – основа самых различных устных текстов. Высокий стиль проявляется в некоторых особенностях произношения отдельных слов в тексте. Большинство этих особенностей связано со стремлением произнести слово ближе к его написанию. К высокому стилю мы прибегаем при публичных выступлениях, при передаче важных сообщений, при чтении поэтических произведений. Высокий стиль характеризуют также некоторые сохраняющиеся до сих пор особенности старомосковского произношения. Например, произношение твёрдого [с] возвратного постфикса: собирала[с], береги[с], удали[с] .

Наконец, третий – разговорный стиль . За пределами литературного языка находится просторечный стиль.

Орфоэпические нормы в области гласных и согласных

Московский говор, лёгший в основу русского литературного произношения, был говор акающий. И в современном литературном произношении на месте букв а и о в первом предударном слоге после твёрдых согласных произносится звук [а].

Произношение гласных определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. В силу редукции безударные гласные сохраняются по длительности (количество) и утрачивают отчетливое звучание (качество).

Редукции подвергаются все гласные, но степень этой редукции неодинакова. Так, гласные [ у], [ы ], [и] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, тогда как [а], [о], [э] качественно изменяются.

Степень редукции [а], [о], [э] зависит преимущественно от места слога в слове, а также от характера предшествующего согласного.

а) В первом предударном слоге произносится звук [Ù]:[вÙды́/ сÙды́ / нÙжы́].

После шипящих произносится [Ù]: [жÙра́ / шÙры́].

На месте [э] после шипящих [ж], [ш], [ц] произносится звук [ы э ]: [цы э пно́į], [жы э лто́к].

После мягких согласных на месте [а], [э] произносится звук [и э ]: [ч’и э сы́ / сн’и э ла́].

б) В остальных безударных слогах на месте звуков [о], [а], [э] после твердых согласных произносится звук [ъ]: [кълъкÙла́/ цъхÙво́į/ пър٨во́с].

После мягких согласных на месте звуков [а], [э] произносится [ь]: [п’ьтÙч’о́к / ч’ьмÙда́н].

Излагая основные правила произношения согласных звуков, мы ориентируемся на нейтральный стиль речи:

а) нормы литературного произношения требуют позиционной мены парных глухих и звонких в позиции перед глухими (только глухой) – звонкими (только звонкий) и на конце слова (только глухой): [хл’э́п] / тру́пкъ / про́з’бъ];

б) ассимилятивное смягчение не обязательно, существует тенденция к ее утрате: [с’т’ина́] и [ст’ина́], [з’д’э́с’] и [зд’э́с’].

В произношении некоторых сочетаний согласных действуют следующие правила:

а) в местоименных образованиях что , чтобы чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто , почта , почти сохраняется произношение [чт];

б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн : [кÙн’э́шнъ / нÙро́шнъ].

В словах книжного происхождения сохранилось произношение [чн]: [мл’э́ч’ныį / вÙсто́ч’ныį];

в) в произношении сочетаний вст , здн , стн (здравствуй, праздник, частник ) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных: [пра́зн’ик], [ч’а́сн’ик], [здра́ствуį]

Произношение звуков в некоторых грамматических формах

а) произношение формы И.п. ед.ч. прилагательных м.р. без ударения: [кра́сныį / с’и́н’иį] - под влиянием орфографии возникло – ый, - ий ; после заднеязычных г, к, х ® ий: [т’и́х’иį], [м’а́хк’иį];

б) произношение – ся, - сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение: [нъч’и э ла́с’ / нъч’и э лс’а́];

в) произношение глаголов на – ивать после г, к, х нормой стало произношение [г’], [к’], [х’] (под влиянием орфографии): [выт’а́г’ивът’].

Произношение заимствованных слов следует проверять по словарю. Оно в целом подчиняется фонетической системе русского языка. Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления:

а) произношение [о] на месте [Ù]: [боа́/ отэ́л’ / поэ́́т], хотя [рÙма́н / [рÙĵа́л’ / прÙцэ́нт];

б) сохраняется [э] в безударных слогах: [Ùтэл’ĵэ́ / д’эпр’э́с’иįь];

в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г’э́тры /к’э́кс / бÙл’э́т].

Теория письма

Сначала были рисунки на камне, кости, дереве. Рисунки не отражали звуковой стороны языка, не были связаны ни с отдельным словом, ни с отдельным звуком и передавали мысль приблизительно. Подобное письмо в науке называется пиктографическим (от лат.pictus – нарисованный, гр. grapho – пишу).

Но постепенно рисунок превращался в условный знак для обозначения отдельного слова с определённым лексическим значением. На этом этапе письмо уже дословно воспроизводило содержание речи. Но не было по-прежнему связи между знаком и содержанием. Этот тип письма называется идеографическим (гр.idea – понятие, grapho – пишу).

В идеографическом письме знак выступает в роли символа, который вызывает в сознании читающего понятие о предмете, но не даёт никакого представления о том, как звучит слово, называющее данный предмет.

Поиски более удобного письма привели к возникновению чисто слоговых систем, когда за знаком закрепляется звучание конкретного слога.

По мере дальнейшего развития общества слоговое письмо постепенно преображается в звуковое письмо, где знаки обозначают звуки языка.

Впервые знаки для отдельных согласных появились в египетском письме. На основе египетского письма вырабатывается система обозначения согласных звуков в финикийском письме, которое было заимствовано греками. На основе греческого алфавита были созданы затем алфавиты латинского, этрусского, готского и славянского языков.

Звуковое, или алфавитное, письмо в настоящее время используется большинством народов мира. Этот тип письма является наиболее удобным и доступным.

При помощи его возможна передача любого содержания человеческой речи, независимо от того, имеем ли мы дело с понятиями конкретными или абстрактными, простыми или сложными.

Система гл.фонем праславянского языка, послужившая впоследствии базой для развития фонологической системы каждого славянского языка, сложилась на основе индоевропейского языка. В индоевр. системе гласных различались 5 монофтонгов, которые могли быть долгими и краткими. Впоследствии они преобразовались в звуки, которые уже не имели различий по долготе и краткости.

Долгие *i – и, *и – ы, *е – Ъ, *о – а, *а – а (звук а долгий дал а )

Краткие * i – ь, *и – ъ, *е – е, *о – о, *а – о.

Т.о., эти звуки вступили в чередование. Чередование – это закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы.

Поскольку каждый гласный мог чередоваться с рядом других гласных, то в др.р.яз и в СРЯ имеют место целые цепи чередующихся звуков (беру – сбор – собирать, э//о//и, э восходит к *е кр ., и → *и дол ., о → *о,*а кр. ).

Чередование – это закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы. Поскольку гласный мог чередоваться с др. гласными, то в др.рус.яз и в СРЯ имеют место целые цепи черед-й (беру-сбор-собирать

Методика проведения фонетического анализа в школе.

Фонетический разбор – один из эффективных видов практической работы по р.яз. (5-11 кл.). Используется: при изучении фонетических тем; при повторении для углубления и расширения знаний, совершенствования умений и навыков. В зависимости от учебных задач фон-й разбор м/б полным или выборочным, письменным или устным, классным или домашним, обучающим или контрольным. Включает: 1) анализ звуков в потоке речи (в словосоч., предлож.); 2) анализ качественного и количественного состава; 3) анализ способов и условий их образования; 4) анализ роли в образовании слов и их форм; 5) характеристику букв, их обозначающих. Все в пределах школьного фонетического минимума.



Порядок ф-го разбора: 1) слоги, ударение; 2) гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены; 3) согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены; 4) количество звуков и букв.

Пример: русский.

Устный разбор

Произносим слово русский.

1) В данном слове 2 слога: ру-сский , ударный слог – первый, второй безударный.

2) Гласные звуки: звук [у] - ударный, обозначен буквой у , звук [и] - безударный, он произносится и слышится менее отчетливо, чем под ударением, обозначен буквой и.

3) Согласные звуки: [р] – звонкий, твердый, обозн. буквой р , [с] – долгий, глухой, твердый, обозначен сочетанием двух букв с , [к`] – глухой, мягкий, обозначен буквой к , [j] – звонкий, всегда мягкий, обозначен буквой й.

В слове русский – 6 звуков и 7 букв. Букв больше, чем звуков, т.к. долгий звук [с] обозначен двумя буквами с .

Письменный разбор

р - [р] – согласный, звонкий, твердый, обозн. буквой р,

у - [у] – гласный, ударный, обозначен буквой у ,

сс - [с] – согласный, долгий, глухой, твердый, обозначен сочетанием двух букв с ,

к - [к`] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой к ,

и - [и] – гласный, безударный, обозначен буквой и,

й - [j] – согласный, звонкий, всегда мягкий, обозначен буквой й.

6 звуков, 7 букв.

Приступая к фон-му разбору, можно познакомить учащихся с элементами фонетической записи слова или фонетической транскрипции (с обозначением ударения, мягкости согласных [`], с передачей простейших случаев редукции гласных – указываем на то, что гласные м/б ударными и безударными, ассимиляции согласных по признаку глухости-звонкости, т.е. указываем на оглушение и озвончение согласных).

Рекомендуется сначала делать орфографическую запись слова, затем фонетическую. Сначала произносим слово, затем записываем в элементарной фон-й транскрипции, делим на слоги и ставим ударение, показываем безударные слоги.

Значение работы над ударением: позволяет отрабатывать орфоэпические нормы (зво`н, но звоня`т); вариативность орфоэпической нормы (издалека` и издале`ка); смыслоразличительная функция ударения (за`мок и замо`к); преобразование грамматических форм (да`л, да`ли, но дала`). Работа над ударением проводится как сквозная тема в фон-м разборе при изучении фонетики, словообраз., морфологии.

Деление слова на слоги. Открытые, закрытые. Не вводим теоретических сведений. Правило слогоделения: шумный+сонорный, шумн.+шумный относятся к одному слогу, а сонор.+шумн. – к разным (до-брый, бан-ка). Это нужно осваивать для переноса. Есть еще морфемный перенос (доб-рый).

Звуковой состав слова: начинаем с ударного гласного. Сопоставляем ударные и безуд. гласные, приучаем их различать, совершенствуем навык постановки ударения, готовим основу для различения написаний определяемых и неопределяемых произношением, готовим к осознанному усвоению орф.правил (в корне, прист., суф.),формируем нормы лит-го произношения.

Согласные звуки. Обращаем внимание на то, что они служат для различения лексических значений слов и их форм (сталь – стал, рад – ряд, пруд – прут ). Показываем процессы ассимиляции по глух.-зв. (оглушение-озвончение). Предупреждаем возможные ошибки смешения звуков и букв (плащ [ш`] – буква щ , а звук ш долгий мягкий ). При подсчете кол-ва букв и звуков обращаем внимание на случаи, когда одна и та же буква обозначает 2 разных звука и когда 2 одинаковых звука обозн. разные буквы (дворов[ф]), когда ъ,ь не обозн. звука, когда е,ю,я обозн. 1 или 2 звука. Более сложные случаи правописания – под руководством учителя.

Систематически проводимый звуковой анализ содействует выработке правильного лит-го произношения, что является важным условием выразительного чтения и правильной устной речи школьников.

Билет № 8. Истор-е формир-е лексико-семантической системы русского языка. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы, их признаки. Понятие об активном и пассивном словарном запасе. Происхождение неполногласных (южнославянских) и полногласных (древнерусских) сочетаний гласных.

Словарный состав СРЯ - результат длительного развития; все слова СРЯ различаются по времени возникновения и происхождению.

1. ИСКОННО РУССКАЯ ЛЕКСИКА .

Это основной пласт лексики СРЯ, более 90% слов. Это всякое слово, возникшее в русском языке или унаследованное им из боле древнего языка-источника, независимо от того, из каких этимологических частей (русских или заимствованных) оно состоит. Напр., исконно русскими считаются лексемы шоссейный, маникюрша, форсить, а заимствованными: шоссе, маникюр, форс.

Возникли в русском языке как слова определенного значения и словообразовательно-грамматической структуры, в другом языке были бы заимствованы из русского языка. От них следует отграничивать случаи словообразовательного переоформления заимствованных слов, когда заимствованное слово обрастает русским аффиксом, чтобы войти в лексико-грамматическую систему русского языка: солидный, семантический и т.п. Здесь -н- и -ск- не образуют новых слов от уже существующих в русском языке, а позволяют лишь ввести иноязычные прилагательные в систему русских прилагательных (в отличие от пара -парный, тренер тренерский и т.п.).

Исконно-русская лексика по времени появления делится на:

1) общеславянские слова, унаследованные из общеславянского языка. Употребляются во всех совр. славянских языках; это ядро современного словаря. Наиболее богато представлены имена существительные:

а) наименование частей тела (борода, бок, лицо, лоб, грива, коса, лапа и др.);

б) термины родства (отец, мать, брат, сын, дочь и т.д.);

в) название отрезка времени (день, ночь, месяц, год и т.д.);

г) полезные ископаемые (золото, серебро, железо и т.д.);

д) явления природы (буря, берег, болото, вода, гора, град, земля и т.д.);

е) названия растительного мира (бук, ель, береза, горох, вяз и т.д.);

ж) названия животного мира (волк, ворона,гусь, заяц, змея, бык и т.д.);

з) орудия и предметы труда (ведро, веретено,грабли, долото и т.д.);

и) наименование лиц (гость, гончар, друг, отрок, жнец и т.д.);

к) абстрактные понятия (вера, воля, вина, гнев, дух, жалость и т.д.).

Глаголы: лечь, сидеть, клевать, спеть, уметь, читать, воевать и т.д.

Прилагательные: обозначения духовных качеств людей (мудрый, хитрый, добрый), физических качеств (голый, лысый, молодой), свойств и качеств вещей (белый, желтый, русый, большой, правый). И др. части речи. По морфологическому строению большинство их - слова корневые, с непроизводной основой.

2) Восточнославянская лексика. Время появления - 14-15 вв. Достояние языковой общности предков русских, белорусов и украинцев. Его возникновение связано с существованием диалекта восточных славян - древнерусского языка. Как правило, эти слова не встречаются в лексике южных и западных славян, хотя и возникли на базе общеславянской лексики. Включают в себя также заимствования из тюркских, греческого, германского языков. Связаны с развитием на Руси новых, феодальных общественных отношений, прогрессом культуры, науки, искусства, более глубоким познанием действительности.

3) Собственно русская лексика наиболее многочисленна и разнообразна в структурно-стилистическом отношении и по грамматическим свойствам. Это слова, возникшие уже в эпоху раздельного существования русского, украинского и белорусского языков (с 14 в.). Представляют собой уже специфическую принадлежность русской речи. В отношении словообразовательной структуры почти все в своем возникновении являются производными, за исключением некоторых существительных, образованных безаффиксным способом (удаль и т.п.). По значению в основном являются формой выражения новых понятий. К ним можно отнести:

а) почти все существительные, образованные с помощью суффиксов -щик-, -овщик-, -льщик, - ятина-, -лка-, -овка-, -тельство-, -тель-, -ша-, -ность-, -емость-, -щина- и др.;

б) существительные, образованные от глаголов безаффиксным способом (разбег, зажим, присед);

в) сложносокращенные существительные (Главк, вуз, зарплата);

г) существительные, образованные сложением с одной из иноязычных основ (миноносец, славянофил, теплотехник).

2.ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА . Всякое слово, пришедшее в русский язык извне, даже если по составляющим его морфемам ничем не отличается от исконно русских слов (когда слово берется из какого-либо близкородственного славянского языка - ст.-слав., польского и Др.).

1) Иноязычные слова . Слова или прямо заимствованные, или калькированные. Подавляющее большинство иноязычных слов характеризуется узкой сферой употребления, закреплены в книжной речи (термины, профессионализмы). В большинстве заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием (зонтик - гол., диск - греч., вензель - польск., бокс - англ., бульвар - фр.), а также вместо прежних русских наименований (вояж, денди, специфический). Другие слова прочно вошли в русский язык, стали общеупотребительными (билет, тетрадь, свекла, жюри, сундук, модель). Следует отграничивать от них слова исконно русские, возникшие на базе заимствованных (гектар - га, ям - ямщик).

2) Старослав янизмы - заимствования из ст.-сл. языка. 3 группы ст.-сл.:

1. Ст.-сл. варианты слов общеславянского языка, которые были унаследованы и древнерусским языком, но в восточной переогласовке (брег, власы, власть, рождадъ, нощь и т.п.);

2. Специфические новообразования ст.-сл. языка; их не было в общеславянском языке. Имеют исконно русские синонимы, но с другим корнем, словообразовательной структурой (истина - правда).

3. Семантические ст-сл. Общеславянские слова получили в ст.-сл языке новые значения и с ними вошли в др.-рус. язык. Исконно русские слова общеславянского происхождения сосуществуют с семантически отличными ст.-славянизмами (бог - богатый, блуд - заблудиться, грех - огрех, господь - господин). Ст.-сл. отличаются фонетическими, словообразовательными и семантическими приметами.

Фонетические приметы:

1. Почти каждому русскому слову с полногласием соответствует ст.-сл. с неполногласием (берег - брег, ворота - врата, волочить - влечь).

2. Ст.-сл. являются начальные сочетания ра-, ла- на месте русских ро-, ло- в начале слова (или корня) (ладья - лодка, ровный - равный, разница - врозь).

3. Ст.-сл. -ш- соответствует русское -ч- (нощь - ночь, пещь - печь, освещение - свеча, возвращение - ворочусь).

4. Ст.-сл. -жд- соответствует русском -ж- (рождение - рожать, охлаждение - охлажу).

5. Сохранение -и- в основе существительных на -ия, -ие, -ий (Мария, судия, житие). В русском - -ья, -ье, -ьй.

6. Произнесение -е- под ударением перед тв. согл. (крестный, небо). В русском языке произошла 3 лабиализация (крёстный, нёбо).

7. Ст.-сл. е- в начале слова соответствует русскому о- (единый - один, есень - осень, ежели - ожели).Словообразовательные приметы:

1. Суффиксы -ен-, -ennj- (убиение, откровение), -ств- (предательство), -зн- (казнь, жизнь), -ын- (гордыня, святыня), -тв- (молитва, битва), -щ-, -нн-, -есн- (грядущий, смердящий, благословенный, бестелесный).

2. Префиксы из-, низ-, воз- (низвергать, исходить, вознестись).

Урок для учащихся 11 класса по теме

«Исторические чередования в составе слова. Чередование звуков в корне слова»

Оформление доски : тема, таблица исторических изменений

Цели урока:

    обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.

    выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных детей;

    повышение качества знаний, развитие творческого потенциала в области социально-гуманитарных наук;

    пропагандировать культуру речи; формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся;

    овладевать навыками сотрудничества и общения в коллективе;

    готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и эффективному участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Оборудование: телевизор, компьютер, иллюстрации учащихся, таблица, стенд с книгами, раздаточный материал,этимологический словарь, словообразовательный словарь, карточки, схема морфемного состава слова, рабочие листы для учащихся (см. Приложение 1), таблица исторических изменений (см. Приложение 2)

На столах у каждого ученика лист белой бумаги формата А4 с наклеенным засушенным осенним листком, текстами, необходимыми для работы на уроке, и тестом. На этом листе и будет выполнена вся классная работа

Предварительное индивидуальное задание–выучить наизусть отрывки стихотворений поэтов Серебряного века, подготовить сообщения

Ход урока.

1)Вступительное слово учителя

Слайд №1 - картина осени

На дворе поздняя осень. Она в этом году выдалась такая мягкая, теплая. Я недавно ходила по парку и собирала для вас опавшие листочки - у вас на рабочем листе прикреплен засушенный листок как символ этого урока. Быть может, он сохранится у вас, и потом, в будущей своей жизни, когда-нибудь откроете томик стихов Северянина или Гумилева и вдруг обнаружите засушенный подарок и вспомните и этот урок, и свою школу, и на душе станет так тепло, тепло.

Я попросила ребят выучить небольшие отрывки из понравившихся стихотворений поэтов Серебряного века, и они нам сейчас для настроения прочтут их.

Ребята читают стихи.

2) Беседа с чтецами о средствах фонетической организации стихов.

Слайд №2 – стихи поэтов

Валерий Брюсов. «В том же парке»

Здравствуй, листик, тихо падающий,

Словно легкий мотылек!

Здравствуй, здравствуй, грустью радующий

Предосенний ветерок!

Выхожу в аллею липовую,

Где сказал он мне: я твой!..

Я не плачу, только всхлипываю,

шелестя сухой травой

-Какие виды звукописи вы услышали в этом отрывке?

(аллитерация на звуки с,т,п,щ как средство изображения тихой осени, падающих листьев) Да, кроме того, дактилические рифмы, длинная стока создают напевную, спокойную интонацию.

  1. Игорь Северянин. Стихотворение «Городская осень»

Как элегантна осень в городе,
Где в ратуше дух моды внедрен!
Куда вы только ни посмотрите -
Везде на клумбах рододендрон...

Маркизы, древья улиц стриженных,
Блестят кокетливо и ало;
В лиловом инее - их, выжженных
Улыбкой солнца, тишь спаяла.

Совершенно другое восприятие осени в стихотворении И.Северянина. Она у него улыбающаяся кокетка, а соответственно и звуковое оформление иное –больше сонорных согласных: м,л,р и звонких согласных.

    Николай Гумилев «Осень»

По узкой тропинке
Я шел, упоенный мечтою своей,
И в каждой былинке
Горело сияние чьих-то очей.

Сплеталися травы,
И медленно пели и млели цветы,
Дыханьем отравы
Зеленой, осенней светло залиты.

Таким образом, в нашей речи, а в поэзии особенно, звук играет первостепенную роль.

    Сегодня на уроке занимаемся морфемным анализом состава слова; глубже знакомимся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; учимся сопоставлять древний состав слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке. Эти знания вы будете использовать при сдаче ЕГЭ. А оценка за урок будет средней по итогам выполнения нескольких заданий. Подпишите свой рабочий лист и посмотрите критерии оценки. Начнем с повторения известных вам чередований в корне слова.

3). Повторение изученного по теме «Корни с чередованием гласных» (Приложение 1)

Задание 1: Найдите в этих отрывках слова с чередованием гласных в корне, объясните правописание (блестят, горело)

Задание №2.Тренажер по теме «Корни с чередованием гласных» и взаимопроверка ответов

4). Углубление знаний по теме.

Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»

Сообщение ученика №1

Исторические чередования о//а, и//-, ы// -

Праславянский язык унаследовал из индоевропейского пять гласных звуков, различающихся долготой и краткостью: среди них были краткие и долгие е, ă-ā. Эти количественные различия гласных по долготе и краткости преобразовались в праславянском языке в качественные различия: ĕ сохранился как е , ē перешел в ять , ĭ изменился в ь , а ī сохранился как i (и) , ŭ перешел в ъ , а ū– в ы , ŏ и ă совпали в гласном о , а ā и ō – в гласном а ; отсюда чередования: о//а о снуться-ка саться,

ло житься-пола гать); и/- (собр ать-собир ать, вытр у-вытир ать); ы//- (тык ать-тк нуть).

5).Актуализация знаний

Недавно мы с вами говорили о позиционных (фонетических) чередованиях звуков, т.е. о таких, которые зависят от позиции звука, например, от сильной и слабой позиции. Как известно,морфемный состав слова не является постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. А знать эти древние корни очень важно. Помогает нам в этом наука этимология. (От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение)

Это наука изучает происхождение слова. Существуют разные словари, из которых можно почерпнуть нужные сведения: (показать словари)

«Этимологический словарь»

«Словообразовательный словарь» Тихонова.

Иногда мы сталкиваемся со словом, морфемы которого достаточно сложно выделить: они могут сливаться друг с другом, накладываться друг на друга или же вообще видоизменяться. В таком этом случае мы имеет дело с изменениями в морфологическом составе слова.

Слайд №3 – определение

Историческими (фонетически не обусловленными) называются чередования, которые в современном русском языке не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях.

Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме.

Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи. Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов.

Несколько простых примеров

Слайд № 4

Выделите современный корень в слове солнце . Для этого подберите однокоренные слова.

Выделите корень. Что получили? Корень -солн-., а раньше был корень-сол

В древности солнце обозначалось словом сол Как видим, в истории языка произошли изменения. (см. Приложение 2)

Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло.

Работа с классом Задания(устно):

1.Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня.

(I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х //Ш . Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

(II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

Вывод: Знать их бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце).

слайд №5

Разграничивают три вида исторических чередований:

1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука),

2) чередования согласных и групп согласных,

3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Фонетическая разминка Слайд №6

Чередование гласных

Прокомментируйте чередование гласных в данных примерах

О – е

Возить – везти, носить – нести, пою – петь.

О – а

Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать.

О – ы, е – и

Вой – выть, шей – шить.

О – е – и

Сбор – соберу – собирать.

О – ы – у

Сохнуть – заcыхать – сухой.

О/е – «нуль» звука (беглые гласные)

Рот – рта, день – дня.

И – ы

Искусный – безыскусный.

Слайд №7

Чередование согласных

К – ч

Рука – ручной, дружок – дружочек.

Х – ш

Сухой – сушить.

Г – ж – з

Друг – дружить – друзья.

Д – ж – жд

Водить – вожу – вождение.

Т – ч – щ

Свет – свеча – освещение.

Ст – щ

Пёстрый – испещрить.

Д/т – с

Веду – вести, мету – мести.

  • д/ с: еда - есть.

    т/с: метла - мести.

    с/ш: высота - возвышенность.

    з/ж: мороз - мороженое.

    ц/ч: птица - птичий.

    б/бл мягкий: любовь - влюбленность.

    п/пл мягкий: торопить - тороплюсь.

    в/вл мягкий: улов - ловля.

    ф/фл мягкий: разграфить - разграфлю.

    м/мл мягкий: корм - кормление.

Слайд № 8

Чередование сочетаний звуков

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить ), люблю (любить ), ослепление (слепой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

Сочетания

А/я – им – ин – м/н

Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.

Ова/ева – уj

Ковать – ку[ j ]ю, жевать – жу[ j ]ю.

Беседа с классом и членами Ученого совета Представление исследовательской работы

-Почему так произошло? Затрудняетесь ответить7 Тогда обратимся к нашему Ученому совету.

Сообщение ученика №1 о возникновении чередований им//а.

Так, сочетания гласных [е], [и], [ь] с носовыми согласными [н] и [м] преобразились в [’ а], а с гласным [о] – в [у] (в русском языке; в старославянском языке эти сочетания образовывали носовые гласные: юс малый и юс большой) в закрытом слоге, т.е. в конце слова или перед согласными. Перед гласными они сохранились, так как не нарушали закона открытого слога. Таким образом возникли чередования [ ’а]// им, ин, ен, ем, м, н; [у] //он, ом, м, н: мя-ть – с- мин-ать - мн-у, по-ня-ть – по-ним-ать; врем- я – врем-ен-и; звук - звонкий.

Примечание: Вставное -н- между приставкой и корнем появляется по аналогии к падежным сочетаниям местоимений он(а, о) с предлогами. У славян были предлоги типа КЪН При употреблении этих предлогов с косвенными падежами местоимений происходило переразложение, которое заключалось в том, что согласный н от предлога отошел к местоимению, а предлог утратил редуцированный и принял современный вид в, к, с. После других предлогов согласный н появился по аналогии с этими предлогами, по аналогии он появился и после приставок в словах с корнями –ним, -н- (снимать, снять, вынимать, принимать).

Чередование группы согласных

    ск/щ: треск - трещать.

    ст/щ: густой - гуща.

Чередование гласных с сочетанием гласный+согласный

    ов/у: исследовать - исследую.

    эва/у: ночевать - ночую.

    а/им/ом: снять - снимать - съемный.

    а/ин: смять - сминать.

Полногласные/ неполногласные сочетания

    оро/ра: борода - брада.

    ере/ре: берег - прибрежный.

    оло/ла: приволочь - влачить.

    оло/ле: молоко - млеко.

Чередования в заимствованных словах

    с/т: хаос - хаотический, рефлекс - рефлекторный.

    з/т: наркоз - наркотический.

    з/д: претензия - претендовать.

    зм/ст: сарказм - саркастический.

    т/ч: студент - студенческий.

    к/ц: фальсификация - фальсифицировать.

6). Тренировочные упражнения НА ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ

Чередования гласных :

Село-села

Беру-сбор-собрать-собирать

Посол-послать-посылать

Ходить-хаживать

Сухо-сохнуть-засыхать

Взять-возьму-взимать

Мять-мну-приминать

Проверка

э//о с’эл/ о– с’ол/а

э//# д’эн’/# – дн’/а

э//о// # // и б’эр/у– сбор/# – со/бр/а/т’ – со/б’ир/а/т’

о// # сон/ # – сн/а

о// # //ы по/сол/ # – по/сл/а/т’ – по/сыл/а/т’

о//а ход/и/т’ – хаж/ива/т’

у//о//ы сух/о– сох/ну/т’ – за/сых/а/т’

а//м//им вз’/а/т’–воз’/м/у– вз’/им/ат’

а//н//ин м’а/т’ – мн/у– пр’и/м’ин/а/т’

и//оj б’и/т’ – боj/#

Чередования согласных:

рука-ручка

лик-лицо-личина

друг-дружить-друзья

носить-ноша

пускать-пустить-пущу

светить-свечу-освещать

ходить-хожу-хождение

ловить-ловлю

сплету-сплести, веду-вести

увлеку-увлечение

Проверка

к//ч’ рук/а– руч’/к/а

к//ц//ч’ л’ик/ # – л’иц/о– л’ич’/н/ы

г//ж//з// друг/ # – друж/и/т’ – друз’/j/а

с//ш нос’/и/т’ – нош/а

ск//ст//щ пуск/а/т’ – пуст’/и/т’– пущ/у

т//ч’//щ св’эт’/и/т’ – св’эч’/у– о/св’эщ’/а/т’

д//ж//жд ход’/и/т’ – хож/у– хожд’/эн’иj/э

в//вл лов’/и/т’ – ловл’/у

д,т//с пл’эт/у– пл’эс/т’и, в’эд/у– в’эс/т’и,

г//ч’ у/вл’эк/у– у/вл’эч’/эн’иj/э

Чередования полногласных (-оро-, -оло-, -‘эр’э-, -‘эл’э-, -‘эло-) и неполногласных (-ра-, -ла,-р’э-, -л’э-) сочетаний звуков:

Отметьте чередования полногласных и неполногласных сочетаний.

Сторона– страна,

волость– власть,

молочный– млечный,

средний– середина,

борода– брадобрей,

ворота– вратарь,

здоровый– здравица,

короткий– краткий,

холод– охладить,

волосы– власяной,

берег– безбрежный.

Проверка

Оро-ра; -оло-ла; -ере-ре

Мы говорили о чередованиях в корне слова, а бывают ли слова без корня?

Слайд «Бывают ли слова без корня?»

Однако возможны чередования также в приставках и суффиксах

Слайд

Определите, какие чередования происходят в суффиксах (устно):

а) существительных, б) кратких прилагательных, в) притяжательных прилагательных.

а) комок– комка, сучок– сучка, кружок– кружка, ножек– ножка, птичек- птичка, ручек– ручка;

борец– борца, венец– венца, хлебец– хлебца, боец– бойца;

судья– судей, бегунья– бегуний, плясунья– плясуний.

б) уместен– уместна, свободен– свободна, верен– верна;

сладок– сладка, крепок– крепка, боек– бойка.

в) лисий– лисья, заячий– заячья, волчий– волчья, беличий– беличья, сорочий– сорочья.

В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований гласных с нулем звука.: вознестись– взлететь (о//# - чередование о с нулем звука), передать– предать (пере//пре)

Значок # обозначает нуль звука или нулевую морфему.

Слайд

Непродуктивные приставки- это те, при помощи которых образуется мало слов.
Например, как будет называться мама вашей бабушки? (Пра бабушка)

Какие еще слова вы можете привести в пример? ( Пра внук, пра язык, пра родина.)

Теперь приставка слилась с корнем.

Какие ещё непродуктивные приставки вы знаете? (суглинок) и ПА (пасынок).

В русском языке есть слова с непродуктивными суффиксами. Вспомните их: (-ень: ливень, бивень; -знь: жизнь, болезнь, боязнь;-тяй: лентяй, слюнтяй).

Слайд «Срослись»: дотошный, спасибо, сумасшедший

7)Рассмотрим причины исторических изменений.

Нам помогут это сделать члены нашего Ученого совета. Сообщения учеников

1-ый ученик

1)изменение лексического значения производного слова (крыльцо - маленькое крыло);Сейчас эти слова (крыло – часть тела животных и крыльцо – часть дома) не соотносятся, а в древнерусском языке они соотносились. Иными словами, в наше время слово «крыльцо» мы считаем непроизводным;

2-ый ученик
2) это изменение звукового состава слов. Слова «поволока», «наволочка», «обволакивать», «оболочка», «облако» являются однокоренными, но их морфологическая структура различна: на-волоч-к-а, об-волак-ива-ть – это производные слова; облак-о, оболочк-а – это слова непроизводные вследствие утраты звука [в] (облако как обволокшее, оболочка как проволочка).

3-ый ученик

3)выпадение из словаря родственных слов, т. е. утрата из языка мотивирующего слова (недуг - дуг, или сила, здоровье; ненастье от настье, или хорошая погода), либо слова, имевшего уменьшительно-ласкательный суффикс (кольц о - коло, или круг; лягушк а - лягуха; платок - плат; зрачок - зрак; белк а - бело).

Сейчас слова «рубаха», «лебедка», «ямщик» являются непроизводными, но ранее они имели иной «статус»: руб (кусок ткани) → рубаха, ям (остановка на дороге) → ямщик.

4-ый ученик
В-четвертых, влияние морфологической структуры «продуктивных» слов на морфологическое строение слов «непродуктивных», или изолированных этимологически. Так, слово «зонтик» сейчас рассматривается как членимое (зонт + ик), ранее же оно воспринималось «целиком» (зонтик).

Слайд Вывод

8). Виды исторических изменений состава слова:

1. Опрощенье.

2. Переразложение.

3. Усложнение.

4. Замещение.

5. Диффузия.

Рассмотрим некоторые из них:

слайд

Этот процесс в языке называется ОПРОЩЕНИЕ- упрощение морфемной структуры слова. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Ранее: вкус в- кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Сейчас: успеш-ный Ранее: у-спех-н-ый

Таким образом, от 4 морфем мы со временем пришли к 3.

Слова «добрый» и «старый» сейчас мы считаем непроизводными, а ранее в них выделялся суффикс -р-: доб-р-ый, ста-р-ый.

Также опрощению подверглись такие слова, как «дворец», «красный», «позор», в силу того что в процессе употребления эти слова утратили связь по значению со словами, на базе которых они были образованы: двор → дворец, краса → красный, зоркий → позор.

Слова «льгота», «лепесток» и «нужный» подверглись опрощению, из-за того что в современном русском языке перестали существовать соотносительные с ними производящие основы: льзя → льгота, лепест – лепесток, нужа – нужный.

Слова «усопший», «весло» и «пестрый» подверглись фонетическим имениям, поскольку потеряли связь с производящей основой и перестали делиться на морфемы: уснувший → усопший, везти → весло, писать → пестрый.

Переразложение - это процесс перемещения границ между морфемами. Сущность - один аффикс поглощает другой аффикс (вместо двух получается один большего объема).

1. На стыке производящей основы и словообразовательного суффикса.

Пылинк а ин а (инк=ин+к).

Горячность

2. На стыке производящей основы (корня) и приставки.

Снять (с - приставка, ня - корень), исторический корень "сън" (в слове сънять). По аналогии определяем корень в словах отнять, обнять, объять, изъять.

Интересно слово «отворить», где сейчас мы выделяем приставку "о" и корень "твор", а исторически был корень "вор" и приставка "от".

Групповая работа

Группа исследователей

Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»

Сообщение ученика №3
Азбуку древние ру­сичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появи­лись церковные книги на славянском языке - Евангелие, Псалтырь, пропо­веди и поучения.Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Кон­стантина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс боль­шой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до 9 века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Две бук­вы - «онъ» и «омега» - обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буква­ми - «зело» и «земля» - обозначался звук [з]. Для звука (и) тоже было две буквы - Й и И. Со временем утрати­лись гласные звуки |ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звукисохранялись очень долго.

    Сообщение ученика №4

История редуцированных и следствия их утраты-

Одним из исторических чередований является чередование о и е с нулем звука, т.е. явление беглости гласных. Беглость гласных возникла в силу того, что в древнерусском языке были редуцированные гласные ь и ъ, которые могли находиться в сильной (перед слогом со слабым редуцированным, перед плавными р и л , в первом слоге под ударением) и в слабой (в конце слова, в первом слоге без ударения, перед слогом с гласным полного образования или с сильным редуцированным) позиции в различных грамматических формах одного и того же слова или в родственных словах. В конце ХΙΙ – начале ХΙΙΙ вв. произошло падение редуцированных, т.е. утрата их в слабой позиции и изменение в гласные о и е в сильной.

В современном русском языке беглость гласных наблюдается в корнях слов (сердце – сердечный, сто - сотня), в суффиксах (цветок - цветка, смешной - смешон) , в приставках (подбирать – подобрать, собрать – сбор ), в предлогах (к тебе – ко мне, с тобой – со мной ).

Следствием падения редуцированных является появление двойных согласных в русских словах на стыке корня и приставки (расъ - сказать – рассказать, подъ - делать- подделать ), корня и суффикса (рус-ьскый - руссский, весьнь - ний - весенний ). Как известно, в древнерусском языке двойных согласных не было, они отмечались лишь в иноязычных словах (тонна, агрессия ), поэтому наличие двойных согласных в корне слова свидетельствует об иноязычном происхождении слова.

Следствием утраты редуцированного гласного ъ в конце слова является отсутствие суффикса -л- (он является нулевым) в форме прошедшего времени мужского рода в глаголах с основой на согласный (неслъ – нес (несла, несло, несли), пеклъ –пек (пекла, пекло, пекли)).

В результате падения редуцированных отвердел конечный согласный н и м в некоторых грамматических формах, в том числе в форме родительного падежа множественного числа существительных первого склонения, отсюда орфографическое правило: в родительном падеже множественного числа существительных на -ня с предшествующим согласным (твердым или мягким) (меж д у этими согласными был ь или ъ) или й буква ь на конце не пишется, например: вишня – вишен, спальня – спален. Исключения : барышень, боярышень, деревень, кухонь .

Сообщение ученика №5

История звука, обозначавшегося буквой Ъ

В период с XIII – XVI вв. происходит утрата древнерусского звука, обозначаемого буквой Ъ (ять). Результаты изменения этого звука различны в русском литературном языке и русских говорах. В литературном языке мы имеем гласный е , например: лес, вера. Лишь в некоторых словах на месте ятя употребляется гласный и : дитя (ср. дети ), сидеть, свидетель (ведать), мизинец, вития (оратор) (совет , вече ). После шипящих, возникших в результате 1 палатализации, ять изменился в а (в глаголах на –ать , в суффиксе превосходной степени прилагательных – айш – (бег-Ъ-ть – беж-а-ть, кратък-Ъиш-ий –кратч-айш-ий ). В говорах на месте ятя можно услышать е, и, ие .

Что означает выражение знать на ять? Что известно вам о судьбе буквы «ять»? Когда ее исключили из русского алфави­та?

Сообщение ученика №6

- Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предна­значались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском от­сутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.
Значение фразеологизмов: Прописать ижицу. Ходить фертом - (ферт-щеголь, франт)-
Процесс переразложения произошел и в словах, которые приобрели связанные корни - ним-,-н-, -ем- и др. Таким образом, в словах объять, обнять, объем, обнимать, изъять, изъян, изымать, принять, прием, принимать, восприимчивый – один и тот же корень.

Такие чередования объясняются существованием в старославянском языке носовых согласных. Слайд

«Юс малый и юс большой». Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита*.

Наложение морфем - это полное или частичное совмещение двух морфов друг с другом, когда конец одного накладывается на начало другого.

Чаще всего процесс происходит на стыке мотивирующей основы корня и суффикса: так си ст , пальт о в ый.

На стыке приставки и мотивирующей основы: ра с сор ить, в з ыв ать.

Наложение бывает между двумя основами (корнями): лермонто в ед , тургене в ед .

Усечение мотивирующей основы.

Мотивирующая основа включается в производную основу не целиком, а лишившись конечных фонем, одной или нескольких.

Сухумский и (существительное).

Женский щина.

Близость кий (прилагательное).

Наиболее характерно это явление для мотивированных глаголов.

Побелка ить.

Плясун ать.

В наречиях: переиначить е

Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).

при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при-

6. Диффузия

Диффузия - это исторический процесс, при котором происходят взаимопроникновение морфем при сохранении или четкой самостоятельности (т.е. морфемы частично совпадают).

Причина - фонетические изменения слова.

При+идет= придет (при - приставка, ид - корень).

Глагол, оканчивающийся на -чь: берегти - беречи - беречь (беречь - корень, чь - суффикс). аналогично печь, стричь.

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

Слайд Тест (проверка)

1 . мрак

Мрак – мрач-ный – об-морок – мороч-ить – мерк-нуть – мерц-ать – су-мереч-ный; с-мерч – с-морк-аться; за-морач-иваться .

За каждое правильное слово– 1 балл . (Максимум 9 баллов)
2. сыщица
Иска-ть→с-ыскать→сыск→сыщ-ик→сыщи-ца (4 степени производности).
3. (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый ? Обоснуйте свой ответ

Здесь зашифровано три слова, которые могут быть написаны тремя разными способами:

1) суженый – «жених»; имя существительное – субстантивация причастия, образованного от глагола «судить» с помощью суффикса -ЕНН- (историческое чередование д//ж);

2) суженный – страдательное причастие, образованное от глагола «сузить» при помощи суффикса -ЕНН- (историческое чередование з//ж);

3) ссуженный – страдательное причастие, образованное от глагола «ссудить» – дать деньги взаймы (историческое чередование д//ж). За правильный ответ – 6 баллов .
Рефлексия- (
.

-Что нового о чередованиях узнали?

Итоги урока:

1. Домашнее задание-упр.№296

2. Оцениваю себя сам по критериям:

    оценка «5»- 50-60 баллов;

    оценка «4»-40-50 баллов;

    оценка «3»- 30-40 баллов;

    оценка «2»- менее 30 баллов;

5 задание-тест- (20 баллов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий лист для учащихся

Тема урока: «Исторические чередования в составе слова.

Чередование звуков в корне слова»

    Тренажер. Вписать ответы:

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)

2 . Чередования гласных:

Село-села Значок # обозначает нуль звука

Беру-сбор-собрать-собирать

Посол-послать-посылать

Ходить-хаживать

Сухо-сохнуть-засыхать

Взять-возьму-взимать

Мять-мну-приминать

3.Чередования согласных :

рука-ручка

лик-лицо-личина

друг-дружить-друзья

носить-ноша

пускать-пустить-пущу

светить-свечу-освещать

ходить-хожу-хождение

ловить-ловлю

сплету-сплести, веду-вести

увлеку-увлечение

4. Чередования полногласных и неполногласных сочетаний .

Сторона– страна,

волость– власть,

молочный– млечный,

средний– середина,

борода– брадобрей,

ворота– вратарь,

здоровый– здравица,

короткий– краткий,

холод– охладить,

волосы– власяной,

берег– безбрежный.

1 . Составьте ряд слов с историческими чередованиями в корне слова мрак --За каждое правильное слово– 1 балл . (Максимум 9 баллов)
2. Постройте словообразовательную цепочку к слову сыщица . Сколько «ступеней» отделяет от этого слова до исходного?- 4 б
3. Как правильно написать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый ? Обоснуйте свой ответ За правильный ответ – 6 баллов .

Рефлексия- (размышление, склонность анализировать свои переживания)
История какого слова, рассмотренного на уроке, показалась вам наиболее интересной? Почему?-

Итоги урока: 1.домашнее задание-упр.№296

2.Оценки: оценка «5»- 50-60 баллов; оценка «4»-40-50 баллов;

оценка «3»- 30-40 баллов; оценка «2»- менее 30 баллов;

Оцениваю себя сам по критериям: Всего-60 баллов.

1задание - тренажер (10 баллов)-

2 задание-чередование гласных- (10 баллов)-

3 задание – чередование согласных-(10 баллов)-

4 задание – полногласие и неполногласие- (10 баллов

5 задание-тест- (20 баллов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица исторических изменений

Древнее слово

Современное слово

Что изменилось?

суффикс слился с корнем

приставка на слилась с корнем

фонетические изменения – по-

явилась буква в

чередование м//мл

суффикс слился с корнем

фонетические изменения

Список использованной литературы

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2012

2. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984

3. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978

4. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1971

5. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982

6. Ковалевская Е. Г. История слов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1968

7. Норман Д. Ю. Этимологические мифы. – ж. “Русская речь”. 1993, №6

8. Еськова Н. А. Лингвистические задачи. – ж. “Русская речь”. 1994, №3


Исторические чередования в современном русском языке не зависят от фонетических условий, чем и отличаются от фонетических чередований. Например, в корне слов сброс и сбрасывать чередуются ударные гласные [о], [а], стоящие в окружении одинаковых согласных. В словах пеку, печь, печной, печенье, печет чередование согласных [к], [ч] происходит в самых различных фонетических условиях: в конце слова, перед согласным, перед гласным переднего ряда, перед гласным непереднего ряда.

Исторические чередования гласных звуков встречаются двух видов: 1) чередование гласного с гласным и 2) чередование гласного с сочетанием гласный+согласный.

К историческим чередованиям первого вида относятся: еЦ о (после твердых согласных)-везу - воз, несу - ноша; е//о (после мягких согласных)-перст - наперсток [нап’брстък], крест - перекресток [п’ьр’икр’бстък]; о// а - задобрить -

задабривать, поздно - опаздывать; о, еЦ нуль звука - сон - сна, день - дня (в школьной практике оно известно как чередование с беглым гласным).

К историческим чередованиям второго вида относятся: я[а]// им, ин, ем, ен, м, н - снять - сниму, сжать - сжимать - сожму, сжать - пожинать - сожну; у, ю Ц ов, ев - сновать - сную, плевать - плюю.

Историческими чередованиями согласных звуков в современном русском языке являются следующие: к// ч// ц - лик - личный - лицо, скука - скучный; г// ж // з - другу - дружный - друзья, бегу - бежишь; х//ш - ухо - уши, страх - страшный; ц// ч - конец - конечный, отец - отечество; з// ж, с// ш - возить - вожу, носить - ношу; т// ч// щ,д// ж// жд- свет - свеча - освещение, ходить - хожу - хождение; ск// щ, cm// щ - плеск - плещется, свист - свищу; д, т// q - веду - вести, мету - мести; л// л" - село - сельский, мыло - мыльный.

Исторические чередования губных согласных своеобразны: б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл, м// мл - любить - люблю, лепить - леплю, ловить - ловлю, графить - графлю, ломить - ломлю.

"Исторические чередования возникали в разные исторические периоды, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, которые в современном русском языке не объединяются общим корнем, например: теку и ток, коса и чесать, плоский и площадь, владеть и власть и т. д.

При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (выпадает т) - [м’эсны]"]; здн (выпадает (?) - [праз’н’ик]; стл (выпадает

__ [зав’йс’л’ивьц], но [кастл’* авьг)]; стек (выпадает т) -

[туриск’иЛ, стц (выпадает т) -истца [исца]; здц (выпадает д) -уздцы [усцы]; нтц (выпадает т) - талантца (таланцъ]; ндц (выпадает (?) - голландцы [галанцы]; нтск (выпадает т) - [г’иганск’и]]; ндск (выпадает (?)-голландский [галанск’и)]; рдц или рдч (выпадает (?) - [с’эрцъ], [с’ирч’йшкъ]; лнц (выпада- ет л) - [ебнцъ]. В словах и формах, образованных от основ чувств- и здравств-, не произнбсится согласный в - [ч’*уствъ], [здраствуі].

Почти во всех случаях стечения нескольких согласных упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени - ведуу но вел, вела, вело; плету, но плел, плела, плело; и утрату суффикса -л у глаголов прошедшего времени в муж. роде после основ на согласный - нес, но несла, несло, несли; мог, но могла, могло, могли и т. п.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

$ 6. Исторические чередования гласных и согласных звуков

релевантные научные источники:

  • Очерки исторической морфологии русского языка. Имена

    Хабургаев Г.А. | М.: Изд-во МГУ, 1990. - 296 с. | Монография | 1990 | docx/pdf | 14.16 Мб