Помимо общеязыковых в речи могут встречаться авторские (индивидуальные, индивидуально-стилистические) неологизмы (окказионализмы), которые создаются авторами для определённых художественных целей. Они редко выходят за пределы контекста, не получают широкого распространения и, как правило, остаются принадлежностью индивидуального стиля, так что их новизна и необычность сохраняются.

Однако встречаются случаи, когда те или иные авторские неологизмы становятся частью общей лексики. Примером для европейских языков могут служить:

· «утопия» Т. Мора (XVI век),

· «робот» К. Чапека,

· новояз Дж. Оруэлла (XX век).

М. В. Ломоносов обогатил русский литературный язык следующими словами: «атмосфера» , «вещество» , «градусник» , «преломление» , «равновесие» , «диаметр» , «квадрат» ,«минус» , «горизонт» и «горизонтальный» , «кислота» и «квасцы» , «зажигательное» (стекло), «негашёная» (известь), «огнедышащие» (горы), «удельный» (вес).

Слова «промышленность» , «моральный» , «эстетический» , «эпоха» , «сцена» , «гармония» , «катастрофа» , «будущность» , «влияние» , «сосредоточить» , «трогательный» ,«занимательный» ввёл в русский язык Н. М. Карамзин ; головотяп , головотяпство , благоглупость - М. Е. Салтыков-Щедрин; «стушеваться» , «лимонничать» -Ф. М. Достоевский; «самолёт» (в значении аэроплан ), бездарь - И.Северянин; «лётчик» , «изнеможденный» и смехач - В. Хлебников, канцелярит - К. Чуковский

По предназначению:для обозначения не существовавших ранее предметов, явлений и понятий: например, слова «электростанция» или «космонавт», «лавсан», «программирование», «нэп» появились вместе с соответствующими реалиями. Возникновение общеязыковых неологизмов обычно связано именно с обозначением новой реалии;как собственные имена для вновь создаваемых предметов (например, «Кодак»);для более краткого или выразительного обозначения;

ля достижения художественного (поэтического) эффекта.

Способы создания неологизмов:

· словообразовательная деривация - образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов, например: «зеленокудрый» (Н. В. Гоголь), «громадьё» , «молоткастый» (В. В. Маяковский) и др.;

· семантическая деривация - развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным;

· заимствование слов из других языков.

Неологизм является звеном в цепочке языковых новообразований: «потенциальное слово - окказионализм - неологизм». Будучи полностью усвоенными языком, неологизмы перестают быть неологизмами, становясь обычными словами основного запаса языка.

Б)Словотворчество детей.

Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: "Ты у меня совсем самостоятельная стала". Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"

Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка

выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Пример:"Слова - о с к о л к и":
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).
6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" (4 года 7 месяцев).
7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
9. Иметель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).
"Синтетические слова":
1. Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3. Вкуски - вкусные куски (4 года).
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных: ледоколить ("ледокол, он лед ледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"), "огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"), мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).
Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?
Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").
В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Всероссийский фестиваль

«Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

Номинация «Научное исследование»

в романе Т. Толстой

Выполнила : ,

ученица 10А

Руководитель: ,

Как известно, неологизмы раскрывают смысл новых понятий, появление которых считается ключевыми моментами той или иной эпохи, например, в советское время – это различные слова, связанные с космосом; в наше время появились неологизмы, связанные с компьютером и новыми технологиями (например, флэшка, сайт, файл), которые стремительно становятся общеупотребительными.

Неологизмы – это слова, которые недавно возникли в языке и ещё недостаточно прочно основались в его словарном фонде. Особой группой неологизмов являются окказионализмы. Окказионализм – (от лат. Occasionalisу – случайный) индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующийся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Назвать все новые словоформы Толстой случайными мы не можем, поэтому будем рассматривать языковые новообразования в романе «Кысь» как авторские неологизмы.

Гипотеза: если знать особенности создания неологизмов, понимать их лексическое значение, то их употребление может служить выразительным средством в контексте конкретного произведения.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

1. Изучить литературу о неологизмах, проанализировать известные научные знания о неологизмах.

2. Ознакомиться с дополнительной литературой о неологизмах и их ролью в литературных произведениях.

3. Провести собственные исследования по книге Татьяны Толстой «Кысь», создав лексический словарь авторских неологизмов в романе.

Материал для исследования: роман Татьяны Толстой «Кысь».

Объект исследования: неологизмы в произведении и.

Предме т исследования: особенности авторских неологизмов.

Методы исследования: сравнительный; аналитический; синтез; метод аналогии, лингвистическое наблюдение; обобщение.

Степень изученности проблемы: собственно неологизмы – хорошо изученный языковедами вопрос, но конкретно авторские неологизмы Толстой ранее не изучались, так как роман написан сравнительно недавно.

Сроки проведения: август – октябрь 2011 года.

2. Краткие сведения о типах неологизмов

По типам создания неологизмы можно разделить на языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально-стилистические. Языковые неологизмы создаются главным образом для обозначения какого-либо недавно появившегося предмета или понятия. Они входят в пассивный словарный запас и их значения отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока оно сохраняет налет свежести. Если понятие актуально, а называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестает быть неологизмом и переходит в разряд общеупотребительных слов.

Лексические неологизмы могут быть образованы по имеющимся в языке моделям: слияние основ (венероход, полуторасменка, бестер (помесь белуги со стерлядью) или заимствованы из других языков (бобслей , макияж, панк, рэкет, спонсор).

Семантические неологизмы – новые значения известных слов: зебра (полосы на проезжей части улицы, обозначающие переход), продлёнка (удлиненный киносеанс; продленные занятия в школе), ползунок (замок молнии), штрих (паста для исправления ошибок в машинописном тексте).

Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы (окказионализмы) создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены» к контексту, имеют автора. По самим целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, образованные по продуктивным моделям, называются потенциальными словами: тяжелозвонкое скаканье, я огончарован; клоповодство, обер-поклонник; молоткастый, двухметроворостая, рука миллионнопалая; стихокрад. Окказионализмы (от лат. occaslonalis «случайный») - авторские неологизмы, созданные по необычным моделям: хилософия; спортсмедный лоб; стрекозёл, монтекаряики; осенебри. Авторские неологизмы могут быть так же и семантическими. Например, «рассыпчатые от старости профессора»; «небеса разоблаченные» у Маяковского.

3. Мнение критиков о романе «Кысь»

В литературных кругах ходит много споров о произведении Татьяны Толстой «Кысь», которое потрясло всех ценителей современной русской литературы . Можно без преувеличения сказать, что это труд всей её жизни (роман сочинялся на протяжении 14 лет – с 1986 по 2000 год). Стоило только книге появиться в книжных магазинах, как она сразу же стала бестселлером . «Кысь» часто называют каплей живительной влаги, которую Толстая опрокинула на собственно сам жанр романа. Однако ей удалось создать произведение, которое не только опирается на старые догмы, но и несёт в себе что-то новое, экспериментальное. Безусловно, не малую лепту в оригинальность романа внесли и необыкновенные, меткие неологизмы и окказионализмы. В одном из интервью с корреспондентом «Литературной газеты» Толстая сказала, что во всех аннотациях к её «Кыси» есть строчка-другая, повествующая о том, что этот роман автор просто переполнил неологизмами. Толстая объясняет, что в действительности неологизмов в её произведении не так уж и много, просто их частое использование на протяжении всего действа, плюс присутствие в то же время различных архаизмов и слов разговорной лексики, создаёт у читателей эффект того, что неологизмов в романе несчётное количество. Автор говорит, что введение в роман неологизмов и просторечных выражений было специально продуманным ходом с её стороны. Это соседство должно было, по её замыслу, показать не только деградацию русского языка в речи жителей Фёдор-Кузмичска, но и отметить отход их от русской или какой-либо культуры вообще.

И действительно, сложно не отметить мастерство писателя при создании неологизмов. (Приложение 1) Часть из них Толстая создавала из уже готовых архаизмов, часть, используя современные понятия, часть просто придумывала (например, ТУЛУМБАСЫ – то же, что и тумаки, НУДЬГА – что-то скучное, нудное). Неологизмы в романе могут обозначать как новые понятия, появившиеся в результате Взрыва, (например, МУРЗА – правоохранительный орган в Фёдор-Кузмичске), так и называть старые предметы и явления, которые существовали ещё до Взрыва, но со временем утратили своё историческое название и стали называться по-другому (например, КУРЬЁ – куры, ЖЕЛТУНЧИКИ – одуванчики).

4. Методы создания неологизмов в романе

Изучая новые словообразования, мы изучаем особый аспект языка – его творческую сторону. Это словообразование ориентировано не на существующие языковые правила, а на потенциальные языковые возможности и на способность писателя реализовать их в речи. Такие словообразования своего рода демонстрация того, на что способен язык при создании новых слов.

В романе "Кысь" у Толстой можно выделить несколько преобладающих групп авторских неологизмов, различающихся по методам их образования (Приложение 2):

· неологизмы, которые образованны слиянием нескольких слов;

· неологизмы, носящие то или иное название по внешнему признаку предмета;

· неологизмы, образованные изменением морфем (приставок, суффиксов, окончаний и т. д.);

· примеры, когда отдельные лексические значения слов образуют слова-омонимы;

· неологизмы, образованные отличным от вышеперечисленных способов.

К первой группе можно отнести такие неологизмы, как

КЛЕЛИ – порода дерева, чьё название образованно слиянием слов клён и ели;

ЧЕРВЫРЬ –от слова червь и глагола "вырыть".

ХЛЕБЕДА – по поводу методов создания этого неологизма у меня существует несколько мнений:

1) производное от "хлеб и лебеда" – продукт питания, где эти ингредиенты являются основными (лебеда – несколько съедобный сорняк – скажете вы и будете правы, да только в славном Фёдор-Кузмичске и червей едят и мышей);

2) производное от слова хлеб и слова, которое это понятие раскрывает – еда.

Так же к этой группе можно отнести прилагательное СТООЧИТЫЙ – слово образованно от количественного числительного "сто" и архаизма "очи" и существительное СЛЕПОВРАН – более привычное для нас название этой птицы – ворон и её главный признак – слепой.

Ко второй группе относятся слова, чьё название отражает основные признаки того или иного понятия. Это такие слова, как ТЫКА – так Толстая назвала пику, за основу беря её главное применение; КРУГАЛИ – круги; ЖЕЛТУНЧИКИ – цветы, названные так за яркую желтую окраску их лепестков; ЩЕЛЯСТОЕ – какой-либо предмет, усеянный дырами; неологизм КОЛОБАШКИ – бигуди . Название такое имеет, потому что их надевают около башки. Несмотря на такое, казалось бы, просторечное звучание, слово отнюдь не является примером разговорной лексики, а вполне конкретно называет этот термин.

К третьей группе мы отнесли слова, морфемы которых изменены, но в целом слово имеет то же значение, что и его аналог. В качестве примера можно назвать следующие неологизмы: СВЕКЛЕЦ – свекла; ТИТЛО – титул; ГРИБЫШИ – грибы; КУРЬЁ – курицы; ЗАПСЕЛЫЕ – надо полагать, очень спелые. Для образования неологизмов этой группы, автору достаточно было изменить (добавить или убрать) какую-нибудь часть слова, будь то ПАМОРОК (добавляется приставка "па"), ГРИБЫШИ (добавляется суффикс "ши"), ПАПОРОТ (убирается суффикс "ник) или КАРЛА (добавляется окончание "а").

К четвёртой группе относятся слова, чьё лексическое значение создают слова - омонимы . Это так называемые семантические неологизмы. К этой группе можно отнести слова: напев-припев песни, склад-помещение, где выдают какие либо товары или продукты питания. ПРЕЖНИЕ – обобщенное название людей, которые жили еще до взрыва – катастрофы, ставшие причиной разрушения былой цивилизации. ПОСЛЕДСТВИЯ – атавизм, результат радиационного облучения. САНИТАР – должность, по которой полагается следить за порядком и лечить инакомыслящих.

К пятой группе окказиональных неологизмов можно отнести слова, которые были созданы, каким-либо другим способом, отличным от вышеперечисленных, например слово МУРЗА – представитель правоохранительных органов в городе Фёдор-Кузмичске. На наш взгляд, это слово образовано от аббревиатуры МУР – Московского Уголовного Розыска. Только по сюжету это понятие со временем потеряло своё первоначальное значение. ОСТЬЯ – стебли растений. Образовано аналогично слову листья. КОХИНОРЦЫ – народ, который Толстая «одарила» длинным носом и нечленораздельной речью. Также к этой группе можно отнести неологизм ПОШЕДЦЫ – деепричастие , имеющее более привычный для нас аналог – слово покрывшись.

5. Неологизмы в речи жителей Фёдор-Кузмичска

До этого, говоря о неологизмах, мы обращали внимание на слова, которые являются непривычными для нас, однако нередко в тексте можно было встретить понятия, которые Бенедикт, главный герой романа, слышал от Прежних. Татьяна Толстая выделяла эти слова в тексте большим шрифтом. Значение их довольно-таки понятно для нас, а вот для Бенедикта они нередко были причиной долгих раздумий. В принципе, эти слова можно назвать архаизмами в речи горожан Фёдор-Кузмичска.

Так, например МОГОЗИН (орфография автора соблюдена). Бенедикт размышлял о нем так: «…это у них было вроде склада, только там добра было больше, и выдавали добро не в складские дни, а цельный день двери растворены стояли». Слово АРУЖЫЕ в его мозгу отпечаталось благодаря словам матери, как прямая причина взрыва. ОСФАЛЬТ – «такая мазь твердая, черная, ступишь, не провалишься. СИРЕНЬ – «это вроде цветов таких, на деревьях, сказывают, росла, и запах от нее был знатный». Про МОЗЕЙ люди поговаривали, будто там камни были закопаны, обтесанные по форме человека. ФЕЛОСОФИЯ – необъяснимое чувство в душе, толкающее на размышления о жизни. МАРАЛЬ – нечто нехорошее. Возможно, у Бенедикта оно ассоциируется с чем-то грязным; так как это слово похоже на глагол МАРАТЬ.

Чтение романа может вызвать затруднение из-за обилия авторских слов (а специальных толковых словарей неологизмов нет), поэтому мы составили словарь авторских неологизмов романа «Кыси». (Приложение 1). И если по ходу чтения появляются какие-либо вопросы по лексическому значению неологизмов, то наличие такого словаря облегчит их восприятие и объяснит значения трудных для понимания слов.

6. Заключение

Неологизмы Татьяны Толстой помогают нарисовать довольно жестокую карикатуру на анекдотичную , но всё же реальность, создают иронию и усиливают сарказм. По своей художественной значимости авторские неологизмы Татьяны Толстой сходны с метафорами: в основе их создания лежит то же стремление открыть в слове новые смысловые грани, речевыми средствами создать выразительный образ. При этом автор романа не ставит перед собой задачу ввести в употребление изобретенные им слова. Назначение этих слов иное – служить выразительным средством в контексте романа.

В своей антиутопии Татьяна Толстая смогла объединить лексику трёх временных пластов: выражения прошлого, современную речь и слова языка, которого никогда не было. Получается, что появление неологизмов в романе не случайно, а имеет специальные на то мотивы. Их значение не столько показать мутацию растений и животных вследствие атомной катастрофы, сколько обличить деградацию людей, ушедших от культуры предков. Её неологизмы сложно назвать милыми, их названия режут ухо своим ломаным звучанием. Используя неологизмы, Т. Толстая пытается объяснить, что когда гибнет культура, первым умирает язык. Точнее, происходит порча языка. Для исчезающих понятий нет словесных форм: они уходят и забываются; появляется новая лексика, меняющаяся под влиянием изменившегося темпа жизни и стихийной демократизации.

Такие примеры были и в истории России . Порча русского языка происходила в Петровскую эпоху, когда в жизненный уклад людей вошли понятия, которым не было имён в русском языке. Следующим этапом был Октябрьский переворот, когда начал формироваться советский новояз. Свидетелем третьего этапа являемся мы. Он связан со снятием запрета на многие бранные слова, с уравниванием в правах общеупотребительной, литературной лексики с различными арго, в первую очередь с блатным. Неологизмы Толстой – это скрытый укор писательницы новому поколению, чей сленг засоряет первоначальную чистоту русского языка.

Толстой удалось не только воскресить жанр романа, но и, благодаря обилию неологизмов, введённых в текст, придать ему какие-то новые необыкновенные черты, которые могли бы толкнуть современных писателей на продолжение традиций романа и написание действительно стоящих произведений.

7. Список используемой литературы:

1. «Неологизмы в русском языке» – М.: Просвещение, 1978. – 191 с.

2. «Стилистика русского языка» – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

3. Толстая: Роман. – М: Подкова, 2003. – 320 с

http://www. *****/2007/07/28-180

http://www. *****/archives/html_arch/lg192004/Tetrad/art11_1.htm

ГРИБЫШИ – грибы.

ДЕРГУН-ТРАВА – крапива.

ДОЛУ – (нар.) от слова долгий, длинный.

ЖЕЛТУНЧИКИ – цветы, названные так за яркую желтую окраску их лепестков.

ЗАПСЕЛЫЕ – о ягодах – очень спелые.

ИЗУЗОРЕННЫЙ – покрытый узорами.

КАРЛА – человек небольшого роста.

КЛЕЛЬ – порода дерева, появившиеся в результате радиоактивных излучений. Нечто

среднее между клёном и елью.

КОЗЛЯК – козёл.

КОЛОБАШКИ – бигуди. Имеют такое название, т. к. их накручивают около башки .

КОХИНОРЦЫ – народ, проживающий в труднопроходимых местах Фёдор-Кузмичска.

Имеют длинный, до пола, нос и разговаривают на чуждом для жителей Фёдор-

Кузмичска языке.

КРУГАЛИ – круги.

КУДЕРЬКИ – маленькие кудри на волосах.

КУРЬЁ – собирательное от слова «курицы».

МОЧЕНЬЯ – что-то моченное. Напр., грибы. Аналог: соленья.

МУРЗА – орган правопорядка. Возможно, слово имеет корни с МУР – Московским

Уголовным Розыском или сохраняет значение надсмотрщика времён монголо-

татарского ига.

НАПЕВ – (сущ.) Мотив песни.

НЕУДОБОСКАЗУЕМОЕ – что-либо неделикатное, о чём не принято говорить.

НУДЬГА – что-либо нудное, неинтересное.

ОГНЕЦЫ – трава, которая идёт в пищу.

ОСТЬЯ – стебли растений.

ПАМОРОК – кратковременное помутнение рассудка.

ПАПОРОТ – папоротник.

ПЕРЕРОЖДЕНЕЦ – низшая каста людей, которых, собственно, и за людей-то не считали, а

держали в доме зажиточные люди в качестве скотины. (Возможно, термин

заимствован из лексикона 20-х годов 20-го века; тогда перерожденцем называли

пролетария, который предпочёл обзавестись своим денежным капиталом и вообще

слегка обуржуазиться).

ПОСЛЕДСТВИЕ – атавизм, результат радиационного облучения.

ПОШЁДЦЫ – (деепр.) покрывшийся.

ПРЕЖНИЕ – люди, жившие до взрыва.

РЖАВЬ – трава, имеющая широкий спектр применения в жизни жителей Фёдор-

Кузмичска. Ржавь можно курить, можно делать из неё алкогольные напитки, варить

чернила, красить ей нитки, можно шить из ржави полотенца, укреплять дом и даже

крыть крышу.

САМОМАЛЕЙШИЙ – самый маленький.

САНИТАР – должность, по которой полагается следить за правопорядком и карать

инакомыслящих.

СВЕКЛЕЦ – свекла.

СКЛАД – место, где выдают какие-либо товары или продукты питания.

СЛЕПОВРАН – птица, предположительно, ворон, в результате Взрыва, лишившаяся

СТООЧИТЫЙ – стоглазый.

ТИТЛО – титул.

ТУЛУМБАСЫ – предмет разговорной лексики – тумаки.

ТЫКА – пика.

ХЛЕБЕДА - либо это продукт питания, где хлеб и лебеда – основные ингредиенты, либо

данное понятие раскрывает смысл слова хлеб – еда.

ЧЕРВЫРЬ – червяк. Неологизм образован от собственно названия – червь – и глагола

«вырыть».

ЩЕЛЯСТОЕ – что-либо покрытое дырами.

Приложение 2

Методы создания неологизмов

Методы создания неологизмов

Примеры неологизмов

Неологизмы, образованные слиянием нескольких слов

Клели, червырь, хлебеда, стоочитый, слеповран, неудобосказуемое, самомалейший.

Неологизмы, названные по внешнему признаку предмета

Кругали, желтунчики, щелястые, колобашки, тыка, дергун-трава.

Неологизмы, образованные изменением морфем

Перерожденец, огнецы, ржавь, запселые, курьё, грибыши, изузоренный, нудьга, моченья, воробьятки, кудерьки, долу, паморок, козляк, папорот, свеклец, карла, титло.

Неологизмы-омонимы

Склад, прежние, санитар, последствие, взрыв.

Неологизмы, образованные другими способами

Тулумбасы, мурза, остья, кохинорцы, пошёдцы.


Глава 2. Словообразовательная характеристика авторских неологизмов-существительных

Заключение

Литература

Источники

Введение

Данная работа посвящена исследованию индивидуально-авторских неологизмов-существительных в текстах молодых современных поэтов. Авторские неологизмы представляют интересный материал в словообразовательном и семантическом планах.

Предметом исследования данной работы являются способы образования индивидуально-авторских неологизмов в текстах современных поэтов, а также особенности их функционирования.

Актуальность темы исследования объясняется возможностью выявления особенностей поведения новообразований на словообразовательном уровне языка за последнее десятилетие.

Основной целью работы является словообразовательный анализ индивидуально - авторских неологизмов. Давая словообразовательную характеристику новых слов, невозможно не дать и семантико-стилистический анализ. Каждый случай сопровождается комментариями относительно функционирования новой лексической единицы в конкретном тексте. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1) произвести анализ научных работ, посвященных изучению данной темы, выбрать одну из предложенных в данных работах классификацию способов образования неологизмов и произвести словообразовательный анализ фактического материала;

2) дать словообразовательную характеристику индивидуально - авторских неологизмов - существительных, учитывая словообразовательные связи между производящей и производной основами, а также внетипные способы образования;

3) определить новые тенденции в создании индивидуально-авторских неологизмов, связанные с переосмыслением иноязычной лексики в современном русском языке.

4) выявить структурные и семантические нарушения при создании окказиональных слов, а также дать семантико-стилистическую характеристику окказионализмов, объяснить их функционирование в конкретном тексте, что является единственным условием определения цели автора при создании данного окказионализма.

Материал исследования. Основой для выполнения данной работы послужил материал, собранный из произведений молодых современных поэтов: Л. Иванова, М. Авис, Р. Хариса, М. Аввакумовой, Л. Сергеевой, О. Смирнова, М. Вавжкевича, С. Макарова, С. Янышева, А.Эвили, Е. Умаковой, М. Бородицкой, чей творческий путь начинается в 90-е годы 20 века. Выбор этих авторов не случаен. В их поэтической речи встречаются интересные, необычные по своему строению индивидуально - авторские неологизмы. В произведениях этих поэтов наиболее точно отражена современная действительность, перемены, происходящие в ней, способствующие появлению новых слов. Нами было исследовано 45 авторских неологизмов. Результаты исследования дают возможность выявить и описать наиболее продуктивные способы образования индивидуально-авторских неологизмов.

Основные методы исследования. В данной работе использованы описательный и сопоставительный методы. Основным методом исследования является описательный, предполагающий анализ языковых фактов, их классификацию, типологическое обобщение. Применение сопоставительного метода исследования фактического языкового материала объясняется привлечением для анализа иллюстративного материала разных поэтов.

Метод сопоставления был использован при словообразовательном анализе индивидуально–авторских неологизмов и сопоставлении их способов образования.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, вторая глава снабжена краткими выводами, заключения, списка литературы.

Во второй главе - «Словообразовательный анализ индивидуально-авторских неологизмов–существительных» - дана словообразовательная характеристика индивидуально - авторских неологизмов- существительных. Приведена семантико-словообразовательная характеристика производных основ, описаны случаи образования окказиональных слов при помощи иноязычных вкраплений.

Вторая глава сопровождается выводами. Итог проделанной работы содержится в Заключении.


Несмотря на многочисленные в настоящее время работы, посвященные проблемам образования новых слов в языке, среди ученых нет единого понимания сущности нового слова.

Неологизмы – «новые единицы лексической системы языка, которые возникли в силу общественной потребности дать имя новому предмету или выразить новое понятие и которые функционируют в речи в качестве готовых, воспроизводимых единиц» (Брагина 1973: 218).

В словаре - справочнике Д. Розенталя, М. Теленковой неологизмы – это «новые слова, которые еще не стали привычными и повседневными наименованиями соответствующих предметов, понятий» (Розенталь, Теленкова 1976:179).

М.Н.Эпштейн к неологизмам относит «слова, отсутствующие в словарях и воспринимаемые обществом как новые» (Эпштейн 2006: 5).

Л.И.Плотникова отсутствие единого определения базового понятия «неологизм» объясняет различием выдвигаемых критериев. Нами при анализе научных работ были отобраны некоторые критерии, предложенные различными исследователями.

В.Г. Гак, считая главным временной критерий, определяет неологизмы как «новые слова, возникающие на памяти применяющего их поколения» (Гак 1997:67).

Е.А. Земская, давая определение новым словам, отмечает важность «ощущения новизны при восприятии нового слова», связанного с временным критерием. В.В. Лопатин также полагает, что неологизмы воспринимаются как новые до тех пор, пока обозначаемые ими предметы, явления действительно сохраняют черты ощутимой новизны (Лопатин 1973:63).

Г.И. Миськевич и Л.К. Чельцова, отмечая расхождения в трактовке неологизмов, выделяют четыре основных момента характеристики понятия: 1) время появления слова;

2) наличие – отсутствие конкретного творца; 3) ощущение – неощущение новизны слов;

4) вхождение – невхождение в язык (Миськевич, Чельцова 1970:119). А.Г. Лыков отрицает постоянный признак новизны слова и при определении неологизма совершенно справедливо, на наш взгляд, выдвигает признак необычности слова (Лыков 1976:74).


В последнее время исследователи часто обращаются к изучению окказионального словообразования и созданию окказионализмов. Наиболее подробно это представлено в работах Е.А. Земской и И.С. Улуханова. По этой причине в данной работе мы рассмотрим классификацию Е.А.Земской более детально. Е.А. Земская выделяет способы,специфические для порождения окказионализмов.

1. Междусловное наложение . Это прием производства лишь окказиональных слов. Наложение конца первой основы и омонимичного начала второй основы двух самостоятельных слов: каламбурильщики (каламбур + бурильщики). Н.А.Янко-Триницкая отмечает, что в результате такого наложения «возникает сложное слово особого типа, включающее в свое значение семантику объединившихся слов, а в свою основу – основы обоих объединившихся слов, причем в качестве определенного выступает второе слово, а в качестве определяющего – первое слово».

2. Контаминация. Этот прием состоит в том, что соединяется два узуальных слова, которые порождают третье - окказионализм. От междусловного наложения этот прием отличается тем, что часть одного слова устраняется, т.е. не входит в окказионализм, но остается в том фоне, который служит двойному осмыслению окказионализма (орудирован (ОРУД + эрудирован)).

3. Слияние, или сращение - это использование в качестве базы для слова словосочетание или предложение: «Трусливое бюрократическое как бы чего не вышло - породило имя лица - какбычегоневышлист (Е.Евтушенко - пример Е.А.Земской).

4. Чресступенчатое образование – способ образования окказионализмов от несуществующих слов («заодиночившись» от «заодиночить»).

5. Тмезис (собственно окказиональный способ образования индивидуально-авторских неологизмов) вторжение аффикса или целого слова внутрь слова, чаще композита (сложное слово): (докукарекаешься + карикатура = докарикатурекаешься). Р.Ю.Намитокова данному явлению дала свой термин «тмезис». Фактический материал в данной работе распределен в соответствии с классификацией способов образования авторских неологизмов, предложенной Е.А.Земской. Однако анализ фактического материала позволяет выделить из всего многообразия способов словообразования и такие, которые являются настоящее время наиболее активными звеньями словообразовательных процессов. Этому и посвящена данная работа.


Глава 2. Словообразовательная характеристика индивидуально-авторских неологизмов - существительных

В поэтической речи выражаются тенденции в образовании новых слов. Авторские неологизмы представляют собой богатый материал в словообразовательном, функциональном и семантическом планах. И вызывают особый интерес у исследователей.

В 2 главе рассматриваются собственно окказиональные существительные, образованные:

1.по узуальным словообразовательным моделям, но с нарушением семантических ограничений;

2.по мало - и непродуктивным словообразовательным моделям;

3. по собственно окказиональным моделям, или внетипно.

Нами было проанализирован 71 авторский неологизм. Проведенное исследование показало, что наиболее продуктивными способами образования новых слов в речи современных поэтов остаются узуальные способы. Однако есть свои нюансы. Окказиональность у слов, образованных по узуальным моделям, создается с нарушением семантических или структурных ограничений. Материал расклассифицирован по способам образования ИАН.

Префиксальный способ

Интернациональный префикс анти- со значением «нечто противоположное… тому, что названо мотивирующим существительным» в поэзии присоединяется к основам, семантика которых не предполагает подобного присоединения к именам собственным:

Антипушкин (анти- + Пушкин) «И из-под пера выходит страна// прекрасная, как Эллада,// вся пропитанная мечтой,// стремящаяся все выше и выше…// куда там о Пушкине!// Тем более что об Антипушкине// мальчик тогда и не слышал» (А. Широглазов). Антиматросов (анти- + Матросов) «Обойдет всех…// Надует соперника, уводя мяч у него из-под носа, // И бросает, как Антиматросов…» (М.Аввакумова). При этом сохраняется сема «против», но вносится иронический оттенок.

к нарицательным существительным со значением лица:

антибаба (анти- + баба). Выражается негативное отношение автора. Это подтверждается словесным окружением: «Дома, как всегда, антибаба твердила о чем-то не о чем…» (О.Кочетков). Усиление негативного подтверждается контекстом, подбором глагола «твердила», подчеркивающим грубость персонажа. Антипрыжок (анти- + прыжок) «Собравшись с духом, совершает падение- антипрыжок…» (Л.Иванов).

Префикс экстра- со значением «высший, выходящий за пределы…» присоединяется к слову «мисс» (экстра - мисс), которое является обращением к девушке в англоязычных странах. «Я предел совершенства!// Я девушка -// мисс!// Экстра-мисс!// Да еще и гламурная!» (М.Авис). Приставка экстра- придает значение наилучшего, выходящего за пределы совершенства. Это подчеркнуто контекстом, подбором определения (гламурная) и интонацией (восклицание).

Суффиксальный способ

Среди существительных широко представлены суффиксальные новообразования.

Это объясняется тем, что основы, с которыми суффиксы вступают в словообразовательные связи, характеризуются специфичностью, содержательностью и эмоциональностью, связаны с широким кругом явлений современной жизни.

Говоря о суффиксальном способе, можно отметить необычность суффикса – их со значением «название самок животных», в узусе присоединяющегося к существительным, обозначающим животных. В поэтической речи встретился следующий пример: мамонтиха «Где-то шум и лязг колодца.// Галок говорливых спор.// Коз, коров недружный хор.// Полдень. И поспать в охотцу.// Я к дивану - мамонтихе,// Словно мамонт, подошел» (М.Вавжкевич). Ирония подчеркивается контекстом.

Необычным является присоединение суффикса – их к существительным со значением названия птиц, а также образование корреляции по роду от названий птиц, у которых половые признаки выражены не столь явно: фазаниха «И каждый норовит поймать фазаниху с красой» (С.Макаров).

В современной поэтической речи возможно присоединение этого суффикса с тем же значением к существительным, обозначающим марку автомобиля, что является нарушением семантических ограничений и делает эти слова окказионализмами: «От свежей белизны больших полян,// Газонов…,т.е. я слежу глазами// За тойотих и за джипих боками». Возможно, автор употребил данные неологизмы, так как за рулем авто были женщины. В данном примере корреляция по роду переносится на марку авто.

Авторские неологизмы, образованные с помощью суффикса –ань-, обозначают продолжительный процесс: тиликанье (тиликать + -аньj-) («Бесконечность непрерывного тиликанья часов») (М.Вавжкевич). В узусе данный суффикс присоединяется чаще всего к глаголам, и в нашем случае, но глагол является вымышленным и происходит от звукоподражания тили‑тили, по аналогии словом «пиликанье». Значение, придаваемое суффиксом (продолжительный процесс) подчеркивается контекстом: бесконечность непрерывного тиликанья. По мнению В.В.Виноградова, при посредстве аффиксов субъективной оценки «выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма эмоций и оценок» (Виноградов 1972: 98).

Сложение с суффиксацией

Одним из продуктивных способов образования новых слов является сложение с суффиксацией, где в качестве производящего выступает сочетание существительного с прилагательным, к которому присоединяется суффикс со значением абстрактности, обобщенности. Авторские неологизмы-существительные, образованные данным способом, представлены у разных поэтов, например, у М.Аввакумовой чернодырье (черная + дыра)- значение абстрактности, обобщенности подчеркивается контекстом: «В колючей проволоке вопросов// ты изодралась, жизнь моя,// пока бросалась, как Матросов, // на чернодырье бытия». Сочетание «чернодырье бытия» приобретает философский оттенок. Под названием

«Лектор-указкостучатель» Л. Иванов с иронией передает жизнь студенчества. Песнопей (песня + петь + j):«Тут замолчал вдруг серый песнопей. // Ему я свистнул, ну, почти, как Басков, // И он ответил мне…» (М.Авис).

Сращение

Немало окказионализмов образовано данным способом. К ним можно отнести следующие:

Стриженый мальчик, ласточка мальчик, девочка мальчик («Ты так много значишь в моей биографии тонкой, // во всех моих пьянках ты будешь последней заначкой,// затянуло небо Москвы дифтеритной пленкой:// мой стриженый мальчик,// мой ласточка мальчик,// мой девочка мальчик.») (М.Авис). Автор таким подбором окказионализмов хочет показать, что данный образ занимает важное место в жизни лирической героини. Агниябарто (Агния + Барто) («И скоро буду я, как Пушкин, // тот, Евгений, // Как Агниябарто, как Пастернак»). Здесь, видимо, автор использовал данный способ из-за частого употребления имени вместе с фамилией писательницы, что привело к сращению. Отмячапогибнет («Кто к нам с мячом придет// от мяча погибнет // Вот про это сонет - // отмячапогибнет»), менянет (меня + нет), отчегонет (отчего + нет) («Отчего мне в этой жизни счастья нет,// Очень прост ответ.// Меня в этой жизни нет -// менянет…» («Отчегонет») (Л.Иванов).

Контаминация и междусловное наложение

В сфере окказионального словообразования действует способ объединения основ (или слов) в одно новое слово. В результате этого образуются слова с уникальной структурой. Уникальные структуры ИАН возникают в следующих случаях:

1 . При наложении конца первой основы и омонимичного начала второй основы двух самостоятельных слов. Н.А.Янко - Триницкая данное явление называет междусловным наложением. (Янко - Триницкая 1972: 254).

Авторский неологизм люblues представлен в стихотворении М.Лебедевой «Сестринский люblues ». Интересно образование данного окказионализма: blues - как музыкальный жанр накладывается на русское слово «люблю» и вносит значение «люблю блюз». Способ образования данного неологизма, на наш взгляд, можно рассматривать как междусловное наложение.

2. При проникновении первой части одного слова в другое и вытеснение из этого другого слова его начала. Данное явление называют контаминацией: Стихляндия, Стихирь, Стихония («В бескрайнюю страну – страну Стихония, Стихирь, Стихляндия…») (стих + Яп|ония, стих + Сиб|ирь, стих + Фин|ляндия) (Л.Иванов). Данные авторские неологизмы вы-ражают бескрайность возможностей, предоставленных словотворчеством.

Любвемобильность (любвеобильность + мобильность) «И не терзает подозрение, что с ветром мы еще повоем// Любвемобильность - вызов визгу всех тормозов…// Я с них срываюсь…» (М.Авис). Данный авторский неологизм показывает качество любви, сейчас любовь стала мобильной.

Р.Ю.Намитокова совершенно справедливо видит различие между первым и вторым способом в открытом (при наложении) и скрытом (при контаминации) присутствии двух основ, участвующих в образовании и формировании значения окказионализма (Намитокова 1986:118).Это, по нашему мнению, действительно является важным критерием, дифференцирующим наложение и контаминацию. При наложении в окказионализме материально присутствуют два корня, при контаминации – один.

Тмезис.

Специфическим, собственно окказиональным способом образования ИАН в поэтической речи можно признать такое явление, как вторжение аффикса внутрь слова. Это явление Р.Ю.Намитокова также называет тмезисом.

В нашем материале встретились следующие примеры тмезиса: «Обернись – и на выход, ты, Стихитро творение! // Где, как песня и голос, твой зрачок, мой прицел» (С.Янышев). Здесь явно выражена авторская ирония; образ, созданный автором в данном стихотворении, хитер, о чем говорит обращение автора к нему: «ты, Стихитротворение!» (хитрое стихотворное творение). «Так и проживешь, ожидая всю жизнь свое заМЕЧТА тельнейшее счастье, но так и несостоЯВЬ шееся…» (Л.Сергеева). Графическое выделение сегмента внутри слова является функционально значимым. Так автор привлекает внимание к главной мысли, акцентируя внимание читателя на ней. В данных окказионализмах графически выделены слова «мечта» и «явь», что должно привлечь внимание читателя к наиболее значимой части слова. Автор показывает их противопоставленность, хочет довести до читателя мысль о несбыточности мечты в такой реальности.

Чресступенчатое образование

Здесь представлен следующий индивидуально - авторский неологизм: наплевательница (наплевать – наплеватель - наплевательница) («Например, мужчине и женщине, приверженцу строгой поэзии и наплевательнице на каноны») (Л.Сергеева). Авторский неологизм наплевательница выражает безразличие женщин. Это подчеркивается контекстом, где она противопоставлена мужчине – «приверженцу строгой поэзии».

Отмечая тенденцию современной поэтической речи, следует сказать об участии иноязычных вкраплений в образовании авторских неологизмов.

Чаще всего авторские неологизмы с английскими вкраплениями имеют иронический оттенок. Об этом говорит С.С. Изюмская: «Наиболее употребительным способом создания комического эффекта является намеренное соединение исконно русских слов…с лексемами английского происхождения» (Изюмская 2000: 90).

У Р. Хариса встречается такой неологизм: елко – love - чик (с англ.love - любовь) «Стоять буду тут елко – love - чиком». Здесь образование неологизма происходит путем сложения с суффиксацией, одно из слов является английским, причем его сема входит в значение нового слова (маленький любитель елки (значение «маленький» вносится суффиксом -чик)). Таких случаев немало: например, « Кошка сохнет после до полудня, // А потом у кошки сны и блудни.// Но не в будни- выходные day - ки// Ближе к ночи кошка миловеет. То мурлычет, то на охоту ходит» (англ. day –день)

Выводы

1. Исследование показало, что индивидуально-авторские неологизмы представляют богатый материал в словообразовательном плане. Они охватывают как узуальные способы словообразования, так и малопродуктивные и собственно окказиональные способы. И надо отметить, что последние почти не уступают в продуктивности узуальным.

2. В словах, образованных по узуальным моделям, окказиональность создается с нарушением семантических или структурных ограничений.Так, префикс анти- со значением «нечто противоположное… тому, что названо мотивирующим существительным» в поэзии присоединяется к основам, семантика которых не предполагает подобного присоединения, например, к именам собственным:Антипушкин (анти- + Пушкин).

3.Среди суффиксальных способов интересны случаи присоединения суффикса – их со значением «название самок животных» к существительным, обозначающим марку автомобиля, что также является нарушением семантических ограничений: тойотихи, джипихи.

4.В поэтической речи последних лет распространен процесс включения иностранных слов в русские. К примеру, авторский неологизм,образованный путем междусловного наложения, люblues (blues - как музыкальный жанр накладывается на русское слово «люблю»). При этом меняется семантика русского слова, она дополняется иноязычным.

Заключение


В лингвистической литературе так и не установилось четкого определения термина «неологизм». Отсутствие единого определения понятия «неологизм» объясняется различием выдвигаемых критериев.

Так, В.Г. Гак, давая определение новым словам, главным считает критерий временной.

Е.А.Земская, определяя новые слова, подчеркивает «ощущение новизны», связанное с временным фактором. Исследователь А.Г.Лыков выдвигает признак необычности слова.

Давая определение индивидуально-авторских неологизмов, Е.А.Земская дифференцирует их на окказиональные и потенциальные слова. Анализ фактического материала позволяет выделить из всего многообразия способов словообразования авторских неологизмов наиболее активные.

Исследование показало, что наиболее продуктивными способами образования новых слов являются узуальные способы. Но окказиональность у слов, образованных по узуальным моделям, создается с нарушением семантических или структурных ограничений.

В поэтической речи при создании новых слов чаще используются интернациональные префиксы. Среди существительных широко представлены суффиксальные новообразования. Основы, с которыми суффиксы вступают в словообразовательные связи, характеризуются

специфичностью, содержательностью и эмоциональностью, связаны с широким кругом явлений современной жизни.

В поэтической речи последних лет получают распространение такие малопродуктивные способы словообразования, как сращение и сложение с суффиксацией. Из собственно окказиональных способов доминирует контаминация и тмезис. В меньшем количестве представлены междусловное наложение, чресступенчатое образование, сращение + контаминация. Большое количество АН в современной поэтической речи при участии иноязычных вкраплений, что, по нашему мнению, является наметившейся тенденцией. В меньшем количестве представлены междусловное наложение, чресступенчатое образование, сращение + контаминация.

Литература

1. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. - М.: Просвещение, 1973

2. Виноградов В.В.Русский язык (грамматическое учение о слове). - М., 1972.

4. Земская Е.А.Словообразование как деятельность.-М.,1992.

5. Изюмская С.С. Новые английские заимствования как средство языковой игры // Русский язык в школе.-2000.-№ 4

6. Калниязов М.У. Членимость окказиональных и потенциальных слов // Актуальные проблемы русского словообразования.-Ташкент,1975.

7. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово).- М., 1976.

8. Миськевич Г.М., Чельцова Л.К. Новые слова, их принятие и нормативная оценка // Актуальные проблемы культуры речи – М., 1970.

10. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка.-М., 1977.

11. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: В.Хлебников.- Прага, 1921.

12. Эпштейн М.Н. Типы новых слов. Опыт классификации // Топос.

Литературно-философский (электронный) журнал.- 2006.- № 6

13. Янко-Триницкая Н.А. Междусловное наложение // Развитие современного русского языка. - М., 1972.

Источники

1. М. Авис сборники стихов «Лазурь», «Редвей».

2.Л.Н. Иванов сборники стихов: «Одиночки», «Новогоднет».

3. Л.С. Сергеева сборник стихов «Дворцовый детектив».

В нашей работе представлены стихотворения следующих авторов: Р.Хариса, М. Аввакумовой, О. Смирнова, М. Вавжкевича, С. Макарова, С. Янышева, А. Эвили, Е. Умаковой, М. Бородицкой, опубликованные в литературных журналах «Наш современник», «Октябрь», «Новый мир», «Аврора» за период 1997-2000 гг.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В поисках выразительных средств художественной речи писатели и публицисты иногда прибегают к словотворчеству. Создание индивидуально-авторских неологизмов обычно связано с использованием словообразовательных ресурсов родного языка. Эстетическая ценность таких новообразований определяется искусством автора, его умением применить наиболее яркие и стилистически оправданные экспрессивные краски тех или иных словообразовательных моделей. В поэзии словотворчество открывает путь к демократизации стихотворной речи, к неограниченным возможностям для новаторства. Художественная проза также характеризуется обилием окказионализмов, отражающих экспрессивные функции русского словообразования.

Современные художественные окказионализмы можно разделить на две группы. Одни построены по законам книжного словообразования: Вызываю тебя, изначальная алчь ! (А. Вознесенский); Вся моя юнь с этим бревнышком закадычным... (Ю. Трифонов). Другие "скроены" из разговорных и просторечных аффиксов: За ним с недетской тяжелъцой трусил его мальчонка (Ю. Нагибин); под ухмылки и веселые перегляды товарищей (Ф. Абрамов).

По экспрессивной окраске окказионализмы также неравноценны. Одни обладают яркой выразительностью, ср.: массы карусельно несущейся воды; суперметаллические стены (В. Катаев); распоследние гости (Ф. Абрамов). Другие выполняют смысловую функцию, называя предметы, понятия: ночью во время просыпа ... (В. Солоухин); Он не хозяин, а проживала – проживает всё дотла (Н. Дубов).

Многие окказионализмы создаются писателями на основе образного осмысления словообразовательной модели – в них могут быть "скрыты" эпитеты, метафоры, сравнения:

Лунный свет бледно голубел в рыхлом инее (Г. Березко); Чистоглазый мужичок растет, Тинушка. Ох, чистоглазик парень! (Б. Васильев); Сходни муравьино кишели приезжим народом (Е. Носов); Загорелый... с огромными руками, которые он сразу же медвисто растопырил (А. Ананьев).

Немало окказионализмов обязано своей выразительностью экспрессивным аффиксам или особым словообразовательным моделям, которые усиливают интенсивность качества, динамизм действия. Стилистическое использование экспрессивной аффиксации при создании индивидуальноавторских неологизмов можно иллюстрировать примерами из произведений В. В. Маяковского. Поэт создавал яркие определения наращением экспрессивных приставок и суффиксов к основе имен прилагательных: разболъшущий, распронаиглавный, тысячемиллионокрыший, шепотоголосый. Среди неологизмов Маяковского множество экспрессивных глаголов с необычной аффиксацией: изыздеваться, испавлиниться, испозолотить, расколоколивать, извыться. Не менее выразительны и его окказиональные существительные: адище, громоверзила, громадьё, дамьё, лбёнки, любеночек, чаишко и др. Поэты наших дней также ценят экспрессивные возможности словообразования: Девочкой была огромноглазою (Е. Евтушенко).

В современной прозе использование аффиксации отмечается прежде всего при создании образных глагольных форм: Моя тоже: вербовка была па целину, заегозила: поеду и поеду. <...> Нацелинничалась ... (Е. Носов). Реже аффиксация используется в именном словообразовании: Что он смотрит на меня, этот очкастый ! Ненавижу смотрельщиков (К. Паустовский); Марья такая была чистоплотка (В. Лихоносов). Велика продуктивность окказиональных имен прилагательных, образованных путем сложения основ: Пласмассово-застывший океан (Е. Евтушенко); Ослепительно-полуденный солнечный свет (В. Катаев).

Создание некоторых окказионализмов диктуется юмористической установкой автора: Ваша профессия!.. – Я жюрик . Это еще что такое ? – Новая профессия; член жюри (Я. Островский). Комизм подобного словообразования обусловлен необычным сочетанием морфем: Воробей приключил полбокала (С. Михалков); сходством новых слов с известными, образованными по тем же словообразовательным моделям: людовед (ср. людоед ); душелюб (ср. душегуб ) ("ЛГ"); омонимией окказионализма и слова, имеющего совершенно иное значение: Я кофейница... я без кофе и дня не могу начать (В. Лидин).

В особых случаях экспрессивную функцию выполняют даже не слова, а отдельные аффиксы, с которыми связывается возможность образования новых слов: ...книги отца с матерью и дедушки с бабушкой, а иногда - изредка – и прапра ... (М. Шагинян).

В контексте иногда даются словообразовательные модели, объясняющие процесс создания окказионализма, что усиливает его экспрессию:

"Скрытная она, что ли?" – удивлялся Петров, злясь на свою болтливость, отнюдь не чрезмерную, если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовешь, она сомолчальница (Ю. Нагибин); Но Сережа никогда не мог уйти вовремя, ему все казалось, что надо что-то доделать: допить, доесть, дообъяснить или же доругаться (Ю. Трифонов); Много тратит на библиотеку, фонотеку и прочие "теки" ("ЛГ").

Для стилистического использования окказионализмов большое значение имеет функционально-стилевая окраска словообразовательных моделей, по которым создаются новые слова. Так, юмористический оттенок появляется у шутливых слов, если они образованы посредством книжных аффиксов:

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит

– Инфлюэнца-симуленца,

Притворенца, лодырит!

(С. Маршак)

Такой же эффект создает сочетание разностилевых морфем: козлодром – "место, где играют в домино", т.е. "забивают козла"; пародирование канцеляризмов:

Любой носовой платок – это кляп! Хватайте этого кляпоносца прежде, чем он успеет законопатить ваш рот своим гнусным оружием. Обескляпьте его... (журн.).

Использование словообразования с установкой на языковую игру свидетельствует о творческом подходе к применению языковых ресурсов. Каламбурное словотворчество характерно не только для художников, преследующих определенные эстетические цели: такая языковая игра доступна всем. Изучение экспрессивных свойств разговорной речи убеждает в широком распространении индивидуального словотворчества. Желание говорящих пошутить реализуется в создании таких, например, забавных окказионализмов в живой речи:

Вы живете в академятнике . Я пробовал было образовать с другим суффиксом, но не получается: академарий – не звучит (разговор в академическом городке).

Словообразовательные ресурсы языка необходимо целенаправленно использовать для наиболее точного выражения мысли. Выбор аффикса, предпочтение той или иной словообразовательной модели может получить в контексте принципиально важное значение. А. С. Пушкин, например, решительно отверг предлагаемый цензором вариант прилагательного в "Кавказском пленнике", отстаивая первоначально употребленное слово: ...Верш я надежде / И упоительным мечтам (не уповательным, как рекомендовав цензор) . Уместно вспомнить и такой эпизод: Н. В. Гоголь, всегда внимательный к слову, однажды во время застольной беседы погрузился в размышления, сравнивая словообразовательные варианты научный - наукообразный. Один из присутствовавших при этом вспоминал:

[Гоголь] смотрит во все глаза на своего соседа и повторяет несколько раз сказанное мною слово: "Научный, научный, а мы все говорили "наукообразный": это неловко, то гораздо лучше" .

М. Горький в своих отзывах о языке писателей-современников нередко обращал внимание на неточности в использовании аффиксов. Так, отмечая неблагозвучие фразы "С рыком сорвался с цепи", он пишет: "Да и не сорвался, а рванулся" . В другом случае он иронизирует по поводу использования в глаголе постфикса -ся, цитируя предложение "Мортира заплевалась огнем лихорадочно часто": "Затеваться значит – затевать себя " . Особенно раздражало Горького неумелое окказиональное словообразование писателей. В книге Андрея Белого "Маски" он находит множество слов, искаженных в результате аффиксации: серявые – вместо сероватые, сверт – вместо поворот, спаха – вместо соня и др. Не одобряя подобного словотворчества, Горький задает вопрос:

Почему нужно писать "тутовый" вместо – здешний ? Есть тутовое дерево, и есть тошнотворное, достаточно уродливое словцо – "тутошний" – зачем нужно еще более уродовать его?

Неудачное словообразование может придать речи канцелярскую окраску:

Не доказав фактическопроживаемости , вы не можете претендовать на раздел жилплощади; Голосованием охвачены все постельнобольные .

В иных случаях отступление от общеупотребительных моделей означает уступку разговорно-просторечному стилю, например:

Уже в прошлом году в нашем районе было 170 легковушек ; Ароматен и пользителен мед, особенно с чаем; Ослабла связь с учащимися профтехучилища.

Из-за ошибок в словообразовании может возникнуть нелогичность высказывания; Трофимов в порядке оказания взаимопомощи производил ремонт агрегата совместно с Трушиным (имеется в виду помощь Трофимова – он помогал Трушину ремонтировать агрегат); а также нарушение лексической сочетаемости: Машина лейтенанта стала достигать беглецов (достигать можно берега, успеха, а в погоне настигают беглецов).

Новации в словообразовании удивляют, нередко смешат: Мехдойка полюбилась работникам фермы; Для создания яркого образа еще маловато фантажа. Однако чаще это свидетельствует о низкой речевой культуре автора, не пожелавшего проверить себя по словарю (ср.: для ликвидирования этого недостатка... – надо: для ликвидации; надвисающие над крылом перья – следует: нависающие; улыбающие лица – вместо улыбающиеся и т.п.).

Стилистическая правка необходима, если словообразование ведет к нарушению литературно-языковой нормы; например: Научное освещение проблемы возможно лишь при дарвинском истолковании законов развития природы. Прилагательное от фамилии Дарвин образовано неправильно: в нем буквосочетание -ин не является суффиксом, поэтому прилагательное должно иметь иное суффиксальное оформление – дарвиновском; ср.: Киплинг – киплинговский, Трин гриновский.

Погрешности в словообразовании придают речи разговорную или диалектную окраску. Сталкиваясь с ошибками такого рода, необходимо заменить аффиксы, устранить стилистический разнобой. Приведем примеры правки (в скобках даны первоначальные неправильные словообразовательные варианты):

На этой фотографии поэт (заснят ) снят во весь рост; Лес стоит в сказочном уборе, но уже (обсыпаются ) осыпаются клены, березы; Намечена мелиорация болот, заросших (ольшняком ) ольшаником , и распашка этих земель; Совхоз продает молока (вдосталь ) достаточно .

Неправильный выбор аффикса вносит порой неуместные грамматические оттенки в семантику слова. Например, правки требует такое предложение: Охотничьи ружья, предназначенные для стрельбы дробью, по способу их заряжения подразделяются на... Выделенное имя существительное следовало образовать не от глагола совершенного вида зарядить, а от глагола несовершенного вида заряжать, передающего многократность, повторяемость действия; исправленный вариант будет таким: ...по способу их заряжания.

Ошибки в словообразовании приводят к появлению неуместной экспрессивной окраски в речи. См., например: Возникают трудности с (малюсенькими ) миниатюрными изданиями – при редактировании была найдена замена для прилагательного с суффиксом субъективной оценки, неправомерно вытеснившего термин.

Наиболее вдумчивого отношения к слову заслуживает стилистическая правка, продиктованная стремлением использовать словообразовательные уточнения и усиления выразительности речи. Рассмотрим примеры такой правки:

1. Мать, низкая, сухощавая , в простом ситцевом платье и клетчатом платке, повязанном шалашиком, со слезами на глазах припала к груди сына.

1. Мать, низенькая , худенькая , в простеньком ситцевом платье и клетчатом платочке , повязанном шалашиком, со слезами припала к груди сына.

молчали , не решаясь вступить в разговор.

2. Все многозначительно переглянулись, но помалкивали Там же. С. 723.

Развитие общества, технический прогресс, предметы и процессы в быту – все это находит свое отражение в языке, а конкретно – в появлении новых слов и словосочетаний. Именно они и будут называться неологизмами – что в переводе с древнегреческого означает не что иное как «новое слово» («неос» - новый, «логос» - слово).

Неологизм – это слово или словосочетание, которое сравнительно недавно появилось в языке. Чаще всего это заимствованные слова из других языков. Со временем слова теряют статус неологизма.

Специфичность неологизмов заключается в том, что на фоне общеупотребительных слов они могут быть не всем понятны, относятся к категории пассивной лексики, при этом могут выглядеть несколько колоритно и оригинально. У мертвых языков таких новых слов нет, а вот развитые языки пополняются ими даже не ежегодно, а ежемесячно и ежедневно. Связано это с очень быстрым развитием прогресса, информационных технологий, сферой взаимоотношений, благодаря которым в обиходе людей и появляются эти слова.

Говоря о том, что такое неологизм , необходимо отметить, что в этом статусе слово будет находиться только определенный промежуток времени. Утратив свое новаторство и непонятность, став для большинства людей привычным словом, неологизм переходит в категорию общеупотребительных понятий. А на смену приходят новые слова, и именно так идет обновление языка.

Примеры неологизмов.

Приведём в пример несколько слов-неологизмов с их значением:

Флорист – специалист ботаники, изучающий растения (флору). Часто применяют к продавцам в цветочных магазинах. В большинстве случаев подразумевается человек, разбирающийся в цветах и работающий в сфере продажи цветов и иных растений.

Менеджер – сотрудник компании, занимающийся управлением чем-либо. В настоящее время используется слишком широко, чтобы дать точное определение. Изначально менеджер – управляющий (от англ. «manage» - управлять, руководить, распоряжаться).

Секьюрити – охрана. Слово, заимствованное из английского языка – security, переводится, как охрана. Заимствовано, как мода на «гламурные» названия должностей. Это просто охранник, а не секьюрити или менеджер по безопасности.

– обувь от Кристиана Лабутена.

Виды неологизмов.

Специалисты подразделяют неологизмы на несколько групп, выделяя:

  • общеязыковые;
  • авторские (слова созданы авторами художественных произведений).

Также выделяют собственно лексические неологизмы, и семантические – старые слова, но с новым смыслом (меню, зебра).

Авторские неологизмы отличаются необычностью, при этом важно, что они обычно привязаны к определенному художественному произведению и в другом контексте могут быть не поняты. Среди самых известных авторов, сочинявших новые слова и словосочетания такие корифеи как В. Маяковский, В. Хлебников, И Северянин, М Салтыков-Щедрин.

Особенности появления неологизмов

Неологизмы в русском языке , как и в любом другом, появляются постоянно, но особенно большой приток их наблюдается в особые периоды:

  • изменение типа общества, форм правления, социальной структуры (революции, войны, перевороты);
  • модернизация и технический прогресс.

Кардинальные перемены в обществе влекут за собой различные изменения во всех сферах, и язык не будет исключением. После Октября 1917, появилось огромное количество неологизмов: комсомол, рабфак, ударники, колхозы и прочие.

Бурное развитие технологий в конце XX-началеXXI веков, различных политических и экономических процессов также явилось причиной появления в языке новых слов: оффшор, лайхфак, коуч, селфи, роуминг, секьюрити, спрэд, рейтинг, кейтеринг и многие другие.