Тире по праву может считаться наиболее функциональным знаком препинания, а столько экспрессивности и выразительности, как у него, имеется разве что у многоточия. Хотя многоточию не свойственно выполнять структурные и смысловые функции в таком огромном числе.

Например, в тексте, взятом из произведения Г. Троепольского, несколько раз можно встретить тире - предложения 10, 12, где им пользуются, как методом оформления диалога. Предложение 40 содержит тире, исполняющее в неполном предложении роль сказуемого.

Важная смысловая функция возложена на тире в предложении 46, где этот знак препинания акцентирует внимание на неожиданности действия: случайное проглатывание Бимом кусочка колбасы. Тире в 48 бессоюзном сложном предложении применяется на месте союза с целью выражения отношений между частями сложного.

Экспрессивная роль тире досталась в 9 предложении: «…ты – что за человек?». Знак препинания в данном случае используется для выражения задумчивости, неуверенности Бима, а также желания понять, кто возник на его пути. Посредством применение тире в качестве знака препинания, художественный текст обретает особую четкость.

Высказывание Нины Сергеевны Валгиной, связанное со значением тире, вполне оправдано, так как благодаря его использованию в текстах, автор получает возможность придать тексту большей выразительности, осуществить передачу психологической напряженности обстановки и эмоциональной нагрузки событий. В предложениях с помощью тире можно, резко сменив направление повествования, переходить к иной теме разговора.

Такой прием придаёт тексту динамичности и увлекательности.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Раскрыть смысл высказывания Голуб: «В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции

Лингвометодический комментарий

Пунктуационный разбор является обязательным для анализа коммуникативных языковых единиц, употреблённых в письменной форме. Он опирается на умение производить синтаксических разбор различных типов предложений, на характеристику знаков препинания и на знание пунктограмм.

Основной единицей пунктуации как раздела языкознания практической направленности является пунктограмма. Пунктограмма – это такой знак (знаки) препинания, который употребляется в письменной речи для оформления синтаксической единицы или синтаксической конструкции в соответствии с пунктуационным правилом. Например: тире между подлежащим и сказуемым, двоеточие в БСП, запятая при обособленных членах предложения и др.

Пунктограммы, таким образом, соотносятся со знаками препинания, однако не совпадают с ними, поскольку одна пунктограмма может оформляться не одним, а несколькими знаками препинания, например: двоеточие, запятая (запятые) и тире при однородных членах предложения с обобщающим словом в интерпозиции. В это понятие включается также и отсутствие знака препинания в том или ином месте предложения, если это определено правилом. Например, отсутствие запятой в структуре ССП при наличии детерминанта, а также частицы или вводного слова. Например: За рекой разноголосо пели девчата и слышалась веселая гармонь местного музыканта. Только печально шумело море и изредка доносились крики чаек.

Таким образом, термины «пунктограмма» и «знак препинания» не тождественны: первый включает в себя наименование конкретной синтаксической единицы, оформленной соответствующим знаком препинания, второй лишь указывает на элемент графической системы русского языка. А это значит, что понятие «пунктограмма» носит обобщенный, интегрированный характер.

Пунктограмма может иметь варианты, поскольку для оформления одной синтаксической конструкции могут быть использованы разные, но однофункциональные знаки препинания. Например: приложение в постпозиции может выделяться или запятыми, или тире (За весной, красой природы, лето красное пройдет и За весной – красой природы – лето красное пройдет ), предикативные части в БСП могут отделяться и запятой, и точкой с запятой и т. п.

Современная русская пунктуация базируется на трех принципах: семантическом (смысловом), грамматическом (структурном) и интонационном, среди которых ведущими являются два первых. Вот почему большинство ученых выделяют единый, но сложный по характеру семантико-грамматический , или структурно-смысловой , принцип пунктуации, несоблюдение которого приводит к грубым пунктуационным ошибкам. Интонационный принцип как самостоятельный вторичен, поэтому ошибки, обусловленные его действием, квалифицируются как негрубые, например: постановка тире при подлежащем, выраженном личным местоимением. Ср.: Я человек и Я – человек!

С действием интонационного принципа связано такое понятие, как авторский знак, который используется индивидуально с целью реализации художественного замысла и передачи эмоционально-экспрессивного строя речи. В такой функции известно тире у М. Горького, А. Блока, М. Цветаевой и мн. др. Например: Вот – свершилось! Весь мир одичал. (А. Блок)

В современной русской пунктуации традиционно выделяют 10 знаков препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобка, кавычки, запятая и тире как единый знак, отступ при абзаце.

Все знаки препинания по функциям делятся на три группы: 1) отделяющие, 2) выделяющие (выделительные) и 3) соединяющие (соединительные);по составу – на одиночные и парные ; по особенностям употребления – на неповторяющиеся, повторяющиеся, двойные, тройные .

Отделяющие знаки препинания всегда непарные и употребляются для отделения одних частей текста или синтаксических компонентов от других: это знаки конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие), а также запятая, точка с запятой и тире. Отделяющие знаки обычно одиночные. И только запятая и точка с запятой могут быть повторяющимися.

Два одиночных знака препинания – восклицательный и вопросительный – могут быть двойными и даже тройными.

Два знака препинания – точка с запятой и запятая – могут быть повторяющимися.

Выделяющие знаки препинания служат для выделения с обеих сторон каких-либо синтаксических конструкций (обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции в интерпозиции и др.). В этой роли всегда выступают парные знаки препинания: две запятые, два тире, открывающие и закрывающие скобки и кавычки. Выделяющий знак препинания, таким образом, парный, но один. Это необходимо учитывать при проверке письменных работ. Например: Над чернью садов тянувшихся по обеим сторонам узкого проулка стоял ущербный месяц (отсутствие обеих запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом, считается за одну ошибку).

По месту в предложении различают знаки конца и середины предложения, т. е. внутренние знаки, которые могут выполнять соединительную функцию. Это тире и двоеточие. Так, соединительная функция тире реализуется в конструкциях, обозначающих пространственные, временные и другие пределы (например: поезд Минск – Москва, Х–ХV вв., 2008–2009 уч. г.); между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагольной связки, между именительным представления и последующим высказыванием, тесно связанным с ним с помощью местоимения (Дети – они наше будущее ), в неполных предложениях, после однородных членов перед обобщающим словом, в структуре ССК. Двоеточие в этой функции употребляется между обобщающим словом и однородными членами предложения, в структуре ССК, при прямой речи и цитатах.

Следовательно, некоторые знаки препинания являются монофункциональными, т. к. выступают только в какой-либо одной функции, другие – полифункциональные, т. к. выступают в разных функциях. Монофункциональные знаки препинания: 1) всегда отделяющие: точка, вопросительный знак, многоточие, точка с запятой; 2) всегда выделяющие: скобки и кавычки; 3) всегда соединяющий знак препинания – двоеточие.

Запятая и тире – полифункциональные знаки препинания: запятая выполняет функции отделения и выделения, а тире – отделения, выделения и соединения.

Ключевые слова

Знаки препинания, пунктограмма, пунктуационное правило; конечные знаки препинания – срединные; отделяющие знаки препинания – выделяющие – соединяющие; конкретные знаки препинания – менее конкретные – неконкретные; одиночные знаки препинания – парные; неповторяющиеся – повторяющиеся; обязательные – факультативные.

Схема

1. Определить границы анализируемого предложения, отделив его от предшествующего и последующего предложений и помня о таких явлениях экспрессивного синтаксиса, как парцелляция и сегментация, результаты которых оформляются на письме знаками конца предложения.

2. Если анализируемое предложение сложное, найти грамматические основы, подчеркнуть их, определить границы предикативных частей и пронумеровать каждую предикативную часть.

3. Выделить знаки препинания из сложного предложения в такой последовательности: 1) конечные, 2) срединные – между предикативными частями в сложном предложении и в структуре каждой предикативной части – и соотнести с соответствующими пунктограммами.

4. Определить место знака препинания в предложении и квалифицировать: конец предложения – конечный знак препинания, середина – срединный.

5. Охарактеризовать знак препинания по выполняемой функции: отделяет синтаксические единицы в тексте или в предложении – отделяющий знак препинания или отделительный; выделяет – выделяющий или выделительный; соединяет – соединяющий или соединительный.

6. Установить степень конкретности (с учетом местоположения и выполняемой функции): конкретный (знаки конца предложения и срединный знак – скобки), менее конкретный: точка с запятой, двоеточие, тире (расположены в порядке снижения степени конкретности); неконкретный знак – запятая.

7. Отметить особенности употребления в предложении: одиночный – парный, неповторяющийся – повторяющийся.

8. Указать обязательность или факультативность знака препинания, сформулировать правило его употребления.

9. Выявить случаи совмещения или поглощения знаков препинания.

Образец

Специалисты, работающие в экстремальных условиях, постоянно подвергают свою жизнь опасности.

У полярников есть золотое правило ¹: выходя из лагеря в ясную погоду, помни ², что через минуту полетит пурга ³; что трёхметровый лёд бывает хрупкий , как оконное стекло 4 ; что лёд перед тобой – это призрачный мост над пропастью 5 , у которого нет конца 6 . Незнание этих правил или пренебрежение ими неминуемо приведет к трагедии. (По В. Санину)

Анализируемое предложение является сложным, т. к. состоит из шести предикативных частей с разными видами связи: 1-я часть – У полярников есть з олотое правило – с грамматической основой есть правило ; 2-я часть – выходя из лагеря в ясную погоду, помни – с грамматической основой помни ; 3-я – – с грамматической основой полетит пурга ; 4-я – что трёхметровый лёд бывает хрупкий, как оконное стекло – с грамматической основой лёд бывает хрупкий ; 5-я – что лёд перед тобой – это призрачный мост над пропастью – с грамматической основой лед это мост ; 6-я – у которого нет конца – с грамматической основой нет .

Пунктуационный анализ выделенного предложения начинаем с характеристики конечного знака препинания. Это точка – знак конца повествовательного невосклицательного предложения, который соотносится с пунктограммой «знаки препинания конца предложения». Поскольку точка отделяет в тексте одно предложение от другого, то это отделяющий знак; конкретный, т. к. он выполняет одну, отделяющую, функцию, хотя знаки конца предложения могут выполнять еще одну функцию – функцию показателя парцелляции, т. е. расчленения предложения на базовую часть и парцеллят. Ср.: Запомни этот миг. И молодой шиповник, И на твоем плече прививку от него... (А. Вознесенский) Это одиночный, неповторяющийся, обязательный знак препинания, употребление которого регламентируется правилом: в конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка.

Двоеточие – это знак препинания между двумя блоками в структуре сложного предложения с разными видами связи (с союзной и бессоюзной), между частями которого пояснительные отношения, выявляемые с помощью союза а именно . Ср.: У полярников есть золотое правило (какое именно): выходя из лагеря, помни... Двоеточие соотносится с пунктограммой «знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

По месту в предложении двоеточие – срединный знак препинания, по выполняемой функции – соединительный, т. к. соединяет два блока. Он менее конкретный, чем точка с запятой, но более конкретный, чем тире, т. к. употребляется в структуре простого осложненного и бессоюзного сложного предложения; одиночный, неповторяющийся, обязательный; регламентируется правилом: в бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится при пояснительных отношениях.

Далее анализируются знаки препинания во втором блоке, который по структуре аналогичен многочленному сложноподчиненному предложению с однородным соподчинением и последовательным подчинением и состоит из пяти предикативных частей.

Следующий знак препинания – точка с запятой. Это срединный знак между однородными придаточными частями во втором блоке, в структуре которых есть запятые. Соотносится с пунктограммой «знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными». По функции это отделяющий знак препинания; менее конкретный, чем знаки конца предложения, но более конкретный, чем срединные знаки – двоеточие и тире, т. к. выполняет однотипные функции: отделяет однородные члены в простом осложненном предложении и однородные предикативные части в сложном предложении. Это одиночный, повторяющийся знак препинания, т. к. в этом сложном предложении три однородные изъяснительные придаточные части; обязательный; подчиняется пунктуационному правилу: в сложноподчиненном предложении с несколькими однородными, бессоюзно связанными придаточными ставится точка с запятой, если придаточные части значительно распространены и особенно если внутри них имеются запятые .

Знаком препинания между второй предикативной частью (выходя из лагеря, помни ) и третьей (что через минуту полетит пурга ), которые по структуре аналогичны сложноподчиненному предложению с придаточным изъяснительным, является запятая. Она соотносится с пунктограммой «знаки препинания в сложноподчиненном предложении». Это срединный, отделяющий, неконкретный знак препинания, т. к. используется в предложениях разного типа; одиночный, неповторяющийся, обязательный; подчиняется пунктуационному правилу: в двучленном сложноподчиненном предложении между главной частью и придаточной ставится запятая, отделяющая главную часть от придаточной .

Запятая ставится также после пятой предикативной части перед шестой, разделяя их, т. к. они аналогичны сложноподчиненному предложению с придаточным определительным: ...мост (какой? ), (у которого нет конца ). Она имеет такую же характеристику, как и предыдущая, и подчиняется такому же правилу.

Охарактеризуем знаки препинания в структуре предикативных частей.

Во второй предикативной части употреблена запятая. Это знак препинания, который выделяет обособленное обстоятельство условия, относящееся к глаголу-сказуемому и выраженное деепричастным оборотом: помни (при каком условии?), выходя... Соотносится с пунктограммой «знаки препинания в предложениях с обособленными членами». Это срединный, выделяющий, неконкретный знак препинания, одиночный, неповторяющийся, обязательный; регламентируется пунктуационным правилом: одиночные деепричастия и деепричастные обороты как относительно самостоятельные смысловые и грамматические центры предложения, выполняющие полупредикативную функцию, как правило, всегда обособляются, независимо от их места в предложении и по отношению к глаголу-сказуемому .

Следующий знак препинания – запятая – употреблен в четвертой предикативной части как выделяющий обособленное обстоятельство меры и степени со значением уточнения, выраженное сравнительным оборотом как оконное стекло , которое относится к сказуемому бывает хрупкий . Соотносится с пунктограммой «знаки препинания в предложениях с обособленным членом, выраженным сравнительным оборотом». Это срединный, выделяющий, неконкретный знак препинания; парный, неповторяющийся, обязательный; регламентируется пунктуационным правилом: сравнительный оборот, начинающийся союзом как , выделяется, если обозначает уподобление : лёд бывает хрупким, как бывает хрупким оконное стекло .

И последний знак препинания – тире – в пятой предикативной части. Это срединный знак препинания на месте пропуска глагольной связки, который отделяет подлежащее от сказуемого. Соотносится с пунктограммой «тире между главными членами в простом предложении». Является срединным, соединительным знаком препинания; он менее конкретный, чем двоеточие, но более конкретный, чем запятая; одиночный, неповторяющийся, обязательный, т. к. в предложении пропущена глагольная связка, но в состав сказуемого входит указательное местоимение-частица это : лед – это мост . Постановка тире подчиняется пунктуационному правилу: если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа, тире ставится перед именным сказуемым, присоединяемым к подлежащему словами вот, это .

В данном предложении в четвертой предикативной части есть случай поглощения знаков препинания: запятая как знак обособления сравнительного оборота как оконное стекло , которое стоит в конце этой предикативной части, поглощается точкой с запятой – знаком конца четвертой предикативной части.

§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от… до») - пространственные, временны?е, количественные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва - Кара-Бугаз, через Ташкент - Красноводск» (Пауст.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо-западных парках явление не XVIII–XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять - пятнадцать лет добычи (Пауст.). То же при обозначении количества цифрами: Рукопись объемом 10–15 авторских листов (см. также написания сочетаний, указывающих на приблизительное количество: Орфография, § 118, п. 5 и § 154, п. 4.)

§ 20. Тире ставится между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, явление и т. п.: закон Бойля - Мариотта; матч Каспаров - Карпов.

Тире ставится и между нарицательными именами существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при имени существительном: Система человек - машина; Отношения учитель - ученик; Проблема рыночные отношения - социальная справедливость. Число сочетающихся имен может быть и больше двух: Проблема производство - человек - природа; Статья В. А. Сухомлинского «Педагог - коллектив - личность».

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тире в функции соединения

релевантные научные источники:

  • Теория функций комплексного переменного

    И.М. Лавит | | Лекция(и) | 2001 | Россия | docx | 0.96 Мб

    Конспект лекций для студентов направлений: - Математика. Прикладная математика - Механика. Прикладная математика дневного отделения Тула 2001 Предисловие Лекция 1 Комплексные числа Операции над

  • Функции денег, состав и особенности

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.2 Мб

    Предпосылки и значение появления денег Сущность денег Функции денег, состав и особенности Виды денег Деньги безналичного оборота Денежная масса и денежная база Роль денег в воспроизводственном

  • Понятие и функции лизинга. Преимущества лизинга

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.91 Мб

    Понятие и функции лизинга Объекты и субъекты лизинговых отношений 3. Качественные преимущества лизинга Лекция №2 Экономический механизм лизинговых сделок 1. Состав, виды и формы лизинговых платежей

  • Макроэкономика

    Оливье Бланшар | Учебник. Перевод с английского под научной редакцией Л.Л.Любимова. Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики. Москва, 2010 | Учебник | 2010 | docx/pdf | 17.39 Мб

    Издание осуществлено в рамках инновационной образовательной программы ГУ ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Оглавление

  • Анатомия, физиология, патология человека. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | docx | 1.49 Мб

    1. Предмет изучения анатомии, физиологии и патологии человека. Связь их с педагогикой, психологией, невропатологией и другими дисциплинами. Роль знаний с анатомии, физиологии и патологии человека для

  • Ответы на вопросы к экзамену по Арбитражному процессу России

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    СПИСОК ВОПРОСОВ 1. История становления и развития арбитражных судов в России. Реформа системы государственного арбитража и ее причины. 2. Система и структура арбитражных судов в России. 3.

  • Ответы на экзаменационные вопросы по гражданскому процессу

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.53 Мб

    Предмет, метод и система науки и отрасли гражданского процессуального права. Понятие и виды источников гражданского процессуального права. Действие гражданских процессуальных норм во времени и в

Тире (-) - одиночный разделительный знак препинания (см.), служащий для внутреннего членения предложения и отличающийся многообразием функций. Собственно грамматические функции Т. реализуются в след. ситуациях: 1) в случае эллипсиса в структуре предложения, в т. ч. между подлежащим и именным сказуемым без связки (в частности, перед словами типа это, вот): ... то поздравляли жену, то жена позд равляла, то - дочка, то - дочку...; «Крат-костъ - сестра таланта» (Чехов); 2) перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения: аТрава, кусты - всё вдруг потемнело* (Тургенев); 3) при прямой речи: Т. выступает как сигнал начала абзацного построения прямой речи (её реплик); между репликами диалога, оформляемыми подряд в строку (внутри абзаца) в кавычках: «"Не отвечает?" - "Нет".- "Он в это время всегда дома".- "Да, я знаю"» (Федин); перед вводящей частью (авторскими словами) после чужой речи или цитаты: «"Как это скучно!" - воскликнул я невольно» (Лермонтов).
Семантические функции Т.; 1) соединительное Т. между двумя словами для обозначения предела «от... до»: беспосадочный перелёт Москва - Ванкувер; 2) Т. между частями бессоюзного сложного и сложносочинённого предложения для указания временных, условных и следственных отношений, а для выражения неожиданности, резкого противопоставления и быстрой смены событий - и между отдельными элементами этих частей, ср.: ^Положить палочку на воду - и она поплывёт по течению* (Пришвин); Молодёжь ушла - на вечере стало скучно (=поэтому стало скучно) в отличие от Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (=потому что стало скучно); *И щуку бросили - в реку» (Крылов); *Это я не ради тебя - ради нас всех, чтоб от стыда уйти» (Дудинцев).
Функция актуального членения
предложения - возможность для пишущего с помощью Т. подчёркивать в тексте коммуникативную значимость отдельных слов или конструкций: «Я вас спрашиваю: рабочим - нужно платить?» (Чехов); «Смысл лекций прост - виноват во всей кутерьме - сатана» (Булгаков). Эта функция полностью не может быть регламентирована.
В совр. практике при передаче причинно-следственных отношений отмечается стремление пишущих расширять употребление Т., ставить его вместо ожидаемого двоеточия, напр.: «Он хотел сказать и сказал этой выходкой - "ты в моей власти"» (Гордин); Повторю - обстановка в городе достаточно сложная, ср.: «Моя задача: спасти "Остров"» (Горбовский).
В тексте употребление одиночного Т.- как знака разделительного - следует отличать от двойного Т. Двойное тире - парный выделительный знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения. Основное назначение двойного Т.- выделение подчёркиваемых слов, конструкций, предложений, к-рые благорадя этому приобретают статус вставных (см. Вставная конструкция). Напр.: Дневники мною не были - о чём горько сожалею - сохранены: Сжав зубы -чтобы не. терять времени даром - он изучал противника; На въезде меня дожидался - кто бы мог подумать! - Сергей.
Двойное Т. в сильной позиции употребляется в середине состава предложения (выделяемое фиксируется в тексте с обеих сторон, см. примеры выше), в слабой позиции - в конечной части предложения (выделяемое фиксируется только спереди, левым элементом двойного Т.): Пошла сама и повела за собой Марину - так звали девочку. Выделение с помощью двойного Т. не может быть в начальной части предложения.
Распространено мнение, что знак Т. изобрёл Н. М. Карамзин, однако исследования В. Ф. Ивановой показали, что в рус. печати Т. начинает употребляться с кон. 60-х гг. 18 в.; Карамзин же способствовал популярности и закреплению функций Т. Впервые оно под названием «молчанка» отмечено в «Российской грамматике» А. А. Барсова (1797). Знак «двойное Т.» («два тире») в качестве самостоятельного парного знака препинания впервые отмечен А. Б. Шапиро (1955).

§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от… до» ) – пространственные, временны́е, количественные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва – Кара‑Бугаз , через Ташкент – Красноводск » (Пауст.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо‑западных парках явление не XVIII–XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять – пятнадцать лет добычи (Пауст.). То же при обозначении количества цифрами: Рукопись объемом 10–15 авторских листов (см. также написания сочетаний, указывающих на приблизительное количество: Орфография, § 118, п. 5 и § 154, п. 4.)

§ 20. Тире ставится между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое‑либо учение, явление и т. п.: закон Бойля – Мариотта ; матч Каспаров – Карпов .

Тире ставится и между нарицательными именами существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при имени существительном: Система человек – машина ; Отношения учитель – ученик ; Проблема рыночные отношения – социальная справедливость . Число сочетающихся имен может быть и больше двух: Проблема производство – человек – природа ; Статья В. А. Сухомлинского «Педагог – коллектив – личность» .

Тире в функции выделения

§ 21. Тире ставится перед членами предложения для их подчеркивания, акцентирования (в стилистических целях). Такие члены предложения называются присоединительными.

1. Тире ставится для подчеркивания, акцентирования поясняющих членов предложения, расположенных в конце предложения. Чаще всего это обстоятельство: Это очень скверно, как я должен был писать – из‑за куска хлеба (Бун.); …И опять побрел по улице рикша – на этот раз к отелю (Бун.); На другой день семинаристы снова схватились с кадетами – открыто, у Летнего сада (Кав.); За всю весну Николай встретился с Овражним только раз – случайно, на улице (Шол.). Такое тире может быть заменено точкой (см. § 9).

2. Тире может ставиться в стилистических целях после сочинительных союзов или сочетаний их с частицами: Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М. Г.); И вот – речка (Крут.); Я имею бумаги… но – они никуда не годятся (Г.).