Следочки”

Использование : для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна,

Развитие : координации движений, равновесия, укрепление силы ног и рук, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Мягкие палочки-кружочки и кольцебросы

Материал : поролон, ткань для обшивки, бутылочки из-под йогуртов, самоклеющаяся пленка.

Использование :

Развитие : меткость, ловкость, внимание, глазомер, быстрота реакции.

Гантели

Использование : для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике.

Развитие : укрепление мышц рук и плечевого пояса,

формирование правильной осанки.

Материалы : разноцветные футляры от «киндер-сюрпризов», деревянные палочки, раствор цемента.

Весёлые человечки

Материал : воздушные шарики, крупа (манка).

Использование : для выполнения общеразвивающих упражнений, метания и бросания.

Развитие : мелкая моторика рук, глазомер, ловкость, внимание, быстрота реакции.

Дуга из киндер-сюрпризов

Использование: для перешагивания, перепрыгивания, подлезания, преодоления препятствий, для упражнений в равновесии.

Развитие: стимуляция энергичных действий, различные физические качества, ловкость, равновесие.

Материалы: твердая проволока, футляры от «киндер-сюрпризов», цемент, пластмассовые ведёрки.

«Классики»

Материалы : клеёнка, самоклеющаяся бумага

Развитие: ОВД, чувство равновесия, внимания, ловкости, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища, тренировка глазомера, координации движения.

Использование: в индивидуальной работе, играх, эстафетах.

Шар из пластмассовых стаканчиков

Материал: пластмассовые одноразовые стаканчики, клей.

Развитие: ловкость, координация движений, навыки бега.

Использование: в эстафетах, при проведении спортивных праздников, для игр-соревнований.

Весёлые погремушки

Использование : для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь)

Развитие: мышцы плечевого пояса, рук и спины.

Материалы : футляры от «киндер-сюрпризов», ручки от пластмассовых ведер, крупа.

Эспандеры

Использование : для индивидуальной работы, физических упражнений, в эстафетах, физкультурных праздниках.

Развитие : общая координация движений, растяжение и расслабление позвоночного столба, укрепление мышечного тонуса.

Материал : резинка, ткань, ручки от бутылок из-под растительного масла.

Ходули

Материал: пластмассовые ведёрки из-под майонеза, крепкая пряжа, самоклеющаяся бумага.

Использование: для индивидуальной работы, для игр – соревнований, упражнений на равновесие и координацию, эстафеты, спортивный досуг.

Развитие: чувство равновесия и высоты, координация движений, развитие ловкости координации движения, укрепление вестибулярного аппарата, укрепление мышц спины, рук, ног.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем детском саду №63, мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с диагностики физического развития и двигательной активности детей, в результате которой ведется физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Я меня разработаны конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования, которые успешно применяются на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги,кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т.д).

В дошкольном учреждении существует отдельный спортивный зал, расчерченная спортивная площадка на улице, беговая дорожка. Это все способствует решению следующих задач:

"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его"

Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.

Мы добиваемся посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, эти самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

  • создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
  • помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
  • стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает кол-во упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ В ДОУ№:63

ПЕРЕЧЕНЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:

Cтойки с 4-мя перекладинами.

Описание: бросовый материал из клеенок, картонной трубы с отверстиями и крючками для изменения высоты.

Подниму я ногу ловко, и в окошко проскочу

Тоннели

Описание: на обруч набита ткань, другой конец - свободный

Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.

Ты не бойся темноты, по тоннели проползи

Зеленые стойки

Описание: картонной трубы с отверстиями

Цель использования: развивают гибкость, координацию, упражняют в подлезании, перелезании, ходьбе, прыжках, ориентировке в пространстве.

Стойки многофункциональны. С дошкольниками старшего возраста проводятся национальные спортивные игры "Ловкий маленький джигит", "Джигитовка"

Эстафета на осетинскую тематику: "Тоннель в горах"

4. Пеньки

Описание: натуральные срезы разной высоты

Цель использования: закрепление ОВД: прыжки, ходьба, бег

С пенька, на пенек, вот и весь урок
Между елок пробегу и в лесочек попаду

Башни с орлами

Цель использования: поднимает интерес к соревнованию. Умению быть ловким, быстрым.

Эстафеты "Папаха Ацамаза", "Джигитовка" и т.д.

Башни стоят, величаво глядят

Разноцветные шары

Описание: от стенки до стенки натянуты 2 лески, на них продеты по 10 разноцветных шаров, которые можно передвигать. Длина лесок по 6 метров.

Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД

Передвигаются шары при помощи гимнастической палки или обруча.

До шара дотянись, и с ним вместе пройдись

Лыжи из плассмасовых бутылок

Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной изолентой.

Цель использования: развивает координацию движений, физические качества

В играх-эстафетах, например "По горной лыжной тропе"

Гантели

Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные водой по 150-200гр

Физических качеств: силы, ловкости, развивает координацию движений.

Разноцветные плоскостные круги

Описание: картон

Цель использования: развитие ОВД: пряжки, метании

Гантели в руки мы возьмем, и упражнение
Кто по снегу быстро мчится, провалится, не боится

Сани

Описание: два куска мешковины 1м на 1м

В играх - эстафетах, играх-забавах в зимний период

Все лето мы стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы

Цирковые обручи

Описание: под потолком, на леске подвешиваются 2 обруча, высота обручей регулируется

Цель использования: развитие ОВД: бросание и ловле мяча, мешочков через обруч.

У нас мячик не простой, он летит в обруч - стрелой

11. Классики

Описание: изготовлены из дерматина

Цель использования: развитие ОВД

В индивидуальной работе, играх, эстафетах

Классы очень я люблю и как белочка скачу

12. Бревно

Описание: поролоновое бревно, обтянутое дерматином

Цель использования: развитие в координации движений, релаксационной направленности

Вот лежит бревно - оно нас дожидается давно

13. Поролоновые бруски

Цель использования: развитие ОВД

В индивидуальной работе, играх эстафетах

14. Тканевые султанчики

15. Цветные дорожки

Список литературы

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.

2. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры 1997. - 5. - С. 18-21.

3 .Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.

4. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

5. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 1987.

6. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.

7. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.

8. Голомазов С.В, Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.

9. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. 1975, -6. - С. 22-29.

10. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - 7. - С. 2 ~ 5-

11. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 1994. - 11, - С. 23 -

12. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М. - ФОН. - 1995. - 395 с.

13. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры, 1996. 11. С. 44-49-

15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2006

16. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177

17. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М..,2006

18. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003

19. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005

20. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006

21. Глазырина Л.Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и программные требования. М.: 2005.

Уровень физического развития 2009-2010 г.

Начало года

Конец года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Основная школа №12»

Инструктор по физической культуре: Чистякова Анна Вячеславовна г. Архангельск 2017 г.

Нестандартное оборудование, в настоящее время, стало неотъемлемой частью работы инструктора по физической культуре. Спортивные и игровые атрибуты, изготовленные своими руками, облегчают работу как воспитателям, так и инструкторам. С их помощью мы повышаем двигательную активность детей во время пребывания в детском саду.

Развиваем все физические качества для полноценного развития детей (силу, ловкость, гибкость, координацию движений, прыгучесть, глазомер и т.д.)

«Гантели»

Изготовлены из бутылок из-под йогурта. Внутрь гантели насыпается обычный речной песок, крышка фиксируется клеем, гантели украшаются по

замыслу. Вес гантели 350 гр.

Применяется в старшем дошкольном возрасте на зарядке, а также на разминке. Развивает силу рук.

«Весёлый буратино»

Изготовлен из фанеры. По трафарету выпиливается силуэт героя сказки, затем рисуем личико и колпак. Далее изделие покрываем лаком.

На кончике носа изделия просверливается отверстие для верёвочки, длинной 25-35 см. Также необходимо колечко

диаметром 10-15 см, которое фиксируется веревкой. Игрушка готова.

Применяется в любом возрасте, очень занимательная игра для развлечений в группе. Развивает глазомер, ловкость рук, координацию.

«Туннель»

Для изготовления понадобиться полотно любой лёгкой ткани (в нашем случае подкладочная ткань) , длинной 3 метра, ширина зависит от диаметра обруча. Далее сшиваем ткать по бокам, вшиваем одну сторону полотна в гимнастический обруч. Другую сторону оставляем незашитой, чтобы не

туннель получился сквозным.

Применяется в любом возрасте. Развивает ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве, скорость. Можно применять как в группе, так и на физкультурных занятиях, на праздниках и развлечениях в детском саду.

«Классики»

Изготавливается из ковровой дорожки (длинна 2,5-3 метра, ширина 1,5 метр) . Тесьмой вышиваем классы и цифры. Очень старая всеми забытая игра

«Классики» . Применяется в любом возрасте.

Развивает координацию движений, прыгучесть, ловкость, глазомер и многие другие качества, необходимые для полноценного развития ребёнка. Можно применять как в группе, так и на занятиях по физкультуре.

Коврик «Ловкие ножки»

Изготовлен из плотной ткани. Из более лёгкой ткани в него вышиваем ячейки для ножек. В нашем случае вдоль 4 ячейки, поперёк 3 ячейки, всего получается 12 ячеек. Отдельно рисуем и вырезаем из ткани силуэт стопы. Пришиваем к коврику в каждую ячейку одну или две стопы (на ваше усмотрение) . Применяется в любом возрасте. После сна, во время бодрящей гимнастики. Также на зарядке утром и во время корригирующей гимнастики на занятиях физической культурой. Развивает координацию движений, ловкость ног, гибкость стоп, ориентацию в пространстве.

«Штанга деревянная»

Применяется в возрасте от 4-х лет и старше. Для развития силы рук. Можно использовать как в группе, так и на занятии. На физкультурных праздниках и развлечениях штанга будет отличным аттракционом как для детей, так и для родителей.

«Ловкий мешок»

Мешок изготовлен из плотной ткани, желательно яркого цвета. Применяется чаще в эстафетах. Развивает ловкость и прыгучесть «Шортики для близнецов» Из плотной ткани шьём большие шорты, так, чтобы в каждую штанину помещался ребёнок. Штанины лучше сделать разного цвета. Применяется в играх-перебежках или эстафетах.

В игре участвует сразу два ребёнка. Развивает ловкость, быстроту, скорость, гибкость, а так же воспитывает взаимовыручку. «Волшебный кубик»

Изготовлен из ткани или клеёнки. С каждой стороны должен быть карман, в который воспитатель будет вкладывать задание. Это может быть рисунок животного или схема.

Воспитатель или ребёнок подбрасывают куб, дети выполняют задание, которое выпало. Развивает как физические качества, так и воображение ребёнка.

Для развития физических качеств ребёнка дошкольного возраста изготовлены также следующие спортивные и игровые атрибуты:

  • «Косички для гимнастики и зарядки» (2-7 лет)
  • «Деревянный руль» для п.и. «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобили»
  • Атрибут для п.и. «Карусель»
  • «Деревянные лошадки»
  • «Лужицы, кочки, следочки» Развивает координацию движений. Применяется в возрасте от 1,5 лет. Отлично развивает координацию движений ребёнка.
  • Настенный шаблон «Ловкие ножки» (2-7 лет)

Здоровье детей всегда должно быть на первом месте. И всем известно, что ничто так не укрепляет его, как занятия физической культурой. Поэтому любовь к ней надо прививать с самого маленького возраста. Чтобы как-то заставить детей больше и, главное, с пользой двигаться, надо их заинтересовать. Нетрадиционное физкультурное оборудование как раз поможет им взглянуть на спорт с другой стороны и превратить занятия в веселую игру. Это значительно разнообразит жизнь ребенка. К тому же можно сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками.

Что это такое

Для детей очень важны различные упражнения, которые помогут развивать мелкую моторику. Это, кроме всего, положительно влияет на их психику и снижает заболеваемость. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, как раз делает акцент на такие упражнения.

Большой плюс в том, что с помощью такого снаряжения можно проводить игры разного характера:

  • тренировочного;
  • развлекательного;
  • состязательного.

В принципе, если подключить фантазию, то можно подготовить даже специальный спектакль с интерактивными вставками (например, как победить Кощея с помощью занятий физической культуры).

Как сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками и дома

Делается такое снаряжение очень легко. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками изготовляется из подручных средств: бутылок, крышечек, веревок, упаковок от киндер сюрпризов и других вещей, которых можно найти в каждом доме.

На изготовление уходит не так уж и много времени. Можно также подключить детей, чтобы они помогали. Им будет очень интересно. При создании изделий стоит попробовать подключить фантазию и придумать что-то свое. Здесь нет никаких ограничений. Но, конечно, можно воспользоваться и уже известными наработками в этой сфере.

Бильбоке

Всем известна игра, где привязанный к палочке шарик нужно забросить в специальную чашу. Это и есть бильбоке. Изготовить такое нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками из подручных средств проще простого. Для этого понадобится:

Для начала нужно отрезать донышко от пластиковой тары. Желательно это делать так, чтобы не оставалось заостренных концов. В желтом яйце от киндера с помощью шила проделывается отверстие, куда продевается нитка. Чтобы она не выскакивала, на ее конце завязывают узел. Второй конец веревки продевают сквозь горлышко и закручивают вместе с крышкой. Для того чтобы сделать бильбоке более красочным и привлекательным, его надо обклеить яркой лентой. Можно использовать распечатанные картинки, блёстки и бисер.

Игры с бильбоке помогают развивать реакцию и координацию движений.

Мешочек

Казалось бы, как его использовать? Но ему можно найти массу применений. Например, мешочки можно класть на голову, чтобы дети постоянно держали осанку. Так как проблемы с искривлениями позвоночника становятся все более распространенными, то такие упражнения будут очень полезными. Сшить мешочек можно из обычной плотной ткани. Наполнителем послужит соль или песок.

Волшебная бутылочка

Очень простое изделие. Для его создания понадобится прозрачная пластиковая бутылка, трубочка от коктейля, конфетти или фольга.

В крышке надо проделать отверстие. Туда будет просовывать трубочка. В саму бутылку помещают мелкое конфетти, порезанную фольгу или крупные блестки.

Ребенок должен вдыхать через нос, а выдыхать через рот в трубочку. Так он осваивает правильную технику дыхания и следит за веселым «фейерверком» внутри бутылочки.

Воздушный футбол

Очень интересная и простая игра. На создание такого нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками не нужно много материалов. Понадобится всего большая крышка от коробки (или просто картон), пластиковый стаканчик, цветная бумага, клей, трубочки и маленький шарик.

Делается он также просто. Крышку от коробки (если ее нет, то можно просто сделать бортики из картона) обклеивают зеленой бумагой с внутренней стороны. Так получится подобие поля. Ворота можно сделать из половинок пластикового стаканчика. Забивают голы на таком поле с помощью трубочек. Надо потоком воздуха загнать шарик в импровизированные ворота.

Тоннель

С помощью него можно устроить целую полосу препятствий. Для создания тоннеля нужен большой кусок ткани и толстая проволока. Сначала сшивается полотно. Затем сверху прикрепляется еще несколько маленьких полосок поперек тоннеля. Они будут скрывать проволоку, чтобы дети не поранились.

Звериные гонки

С помощью обычной ленты, красивой палочки и мягкой игрушки можно сделать увлекательную игру, которая поможет развивать мелкую моторику рук ребенка. С одного конца привязывается мягкая игрушка, а другой конец - к ручке. Важно, чтобы ленты все были одного размера. Задача проста: надо крутить ручку, наматывая на нее веревочку. Так игрушечный зверь потихоньку будет подтягиваться к малышу. Можно устроить целые соревнования.

Робин Гуд

С помощью нетрадиционного оборудования по физкультуре, своими руками можно устроить целый турнир по метанию. Для того чтобы стать настоящим Робин Гудом, не нужен лук и стрелы. Достаточно просто лотка из-под яиц, красок и упаковок от "киндеров". Лоток разукрашиваем так, чтобы он был похож на цель. То есть в центре должен быть маленький квадратик, выкрашенный в красный цвет. Это будет яблочко. Дальше чуть больший желтый круг, а затем зеленый. Вместо стрел метать надо будет упаковки от "киндера". Такая интересная игра помогает развивать координацию движений, точность и ловкость.