§ 7. Национально-освободительное движение в странах Востока

Китай после Синьхайской революции

Революционная волна, вызванная Первой мировой войной, охватила многие страны Востока. Наиболее мощным национально-освободительное движение было в Китае и Индии.

В 1911–1913 гг. в Китае произошла так называемая Синьхайская революция, в ходе которой была свергнута маньчжурская династия Цин. Первым президентом Китая в январе 1912 г. стал Сунь Ятсен.

Сунь Ятсен

Он выступал за единство страны, освобождение от иностранной зависимости, демократизацию, уравнительное землепользование, индустриализацию и строительство социализма – «общества народного благоденствия». Представления Сунь Ятсена о социализме не были марксистскими, он считал, что Китай может избежать капитализма и социализм будет построен с помощью государства просвещёнными людьми независимо от их классовой принадлежности. Сунь Ятсен основал Национальную партию (Гоминьдан).

В апреле 1912 г. под давлением консерваторов Сунь Ятсен был вынужден отказаться от власти и эмигрировать. Новый временный президент Юань Шикай готовил восстановление монархии, но против него выступили военачальники провинций (их принято называть милитаристами). В разгар восстания Юань Шикай умер. Китай распался на провинции, вся власть в которых перешла к милитаристам. Правительство в Пекине занималось только внешней политикой. Между милитаристами, каждый из которых был связан с какой-нибудь иностранной державой, происходили кровавые и разрушительные военные столкновения. В 1919 г. под давлением массовых антиимпериалистических демонстраций и забастовок китайцев («Движение 4 мая») империалистические государства были вынуждены передать Китаю бывшие германские колонии, находившиеся на его территории.

В 1921 г. милитарист провинции Гуаньдун пригласил к себе пользовавшегося большим авторитетом Сунь Ятсена и вновь провозгласил его президентом. После того как лидер Гоминьдана укрепился у власти на юге, сюда стали съезжаться его сторонники – республиканцы. Сунь Ятсен рассчитывал также на помощь СССР и Коминтерна в борьбе с империализмом. С помощью коминтерновских советников и советского оружия в Гуаньдуне удалось создать Национально-революционную армию (НРА). Для борьбы за объединение Китая и освобождения страны от полуколониальной зависимости необходима была мощная всекитайская революционная организация. В 1924 г. Сунь Ятсен реорганизовал Гоминьдан, превратив его в союз всех антиимпериалистических движений. В этот союз вошла и возникшая в 1921 г. Коммунистическая партия Китая (КПК). На сторону партии Гоминьдан перешёл ещё один милитарист, который захватил Пекин и пригласил в столицу Сунь Ятсена. Но, прибыв в Пекин, президент умер.

Национально-освободительная революция 1925–1927 гг. в Китае и Северный поход

Движение за объединение Китая набирало силу. В мае 1925 г. в Шанхае демонстрация националистически настроенных студентов двинулась к закрытому кварталу, в котором размещались иностранные представительства. Охранявшая квартал британская полиция расценила это как угрозу безопасности дипломатов и открыла огонь по демонстрантам. Гибель людей возмутила весь Китай, началась революция, направленная на национальное объединение страны, против империализма, милитаристов и старого чиновничества. Страну охватили забастовки и митинги. Во главе движения встала партия Гоминьдан, которая выдвинула лозунг объединения Китая. Но в это время в самом Гоминьдане обострились противоречия между коммунистами и их противниками. Главнокомандующим HP А стал близкий соратник Сунь Ятсена генерал Чан Кайши. Он выступал за объединение страны, но был противником предлагавшихся коммунистами антикапиталистических мер и передела земли.

Плакат, изображающий Сунь Ятсена и Чан Кайши. 1927 г.

В июле 1926 г. Гоминьдан начал Северный поход. В 1926–1927 гг. НРА при поддержке населения освободила от милитаристов центральные районы Китая. Здесь создавались массовые профсоюзы, кое-где крестьяне начали делить землю помещиков, а горожане – собственность иностранцев и купцов. Самовольные захваты привели к тяжёлым последствиям – флот империалистических держав обстрелял Нанкин. Чан Кайши и его сторонники опасались, что коммунисты при помощи советских военных советников могут стать во главе Гоминьдана. В апреле 1927 г. он захватил власть на большей части территории, занятой НРА, и исключил коммунистов из армии и Гоминьдана. В результате ожесточённой борьбы с гоминьдановцами погибли тысячи коммунистов.

В июне 1928 г. части НРА, верные Чан Кайши, вошли в Пекин. После этого милитаристы признали верховенство Гоминьдана. Северный поход успешно завершился.

Революция в Китае

Сравните действия НРА с походом тайпинов. Что общего в направлении движений их армий, а что различного?

Режим Чан Кайши и борьба с коммунистами

Несмотря на объединение Китая, обстановка в стране оставалась неспокойной. Милитаристы время от времени поднимали мятежи. Положение народа оставалось тяжёлым, и наиболее бедные слои горожан и крестьян сочувствовали коммунистам. Чтобы ослабить социальную напряжённость и в то же время не оттолкнуть от своего режима китайский капитал и интеллигенцию (образованные люди в Китае, как правило, были богаты), Чан Кайши стал проводить осторожные реформы. Ликвидировалась неграмотность, крестьян обучали основам гигиены, агротехники, политических знаний. Началась жестокая борьба с наркоманией. Были введены общекитайские деньги. Правительство регулировало развитие экономики, поощряя национальную промышленность. Но большинство населения относилось к власти равнодушно – положение крестьян при Чан Кайши мало изменилось, землю они так и не получили.

Чан Кайши и генералы китайской армии

Главными противниками Чан Кайши стали коммунисты. После разгрома 1927 г. лидеры КПК сохранили только небольшие партизанские отряды. Но уже в 1928–1930 гг. они смогли создать в горах Центрального Китая несколько «советских районов». Руководителем самого крупного из них стал Мао Цзэдун. Чан Кайши предпринял несколько наступлений на «советские районы». В 1934 г. некоторые коммунистические отряды были окружены на равнине и разгромлены. Но крупная колонна Красной Армии во главе с Мао Цзэдуном сумела пробиться в пустынный северный район и закрепиться там в 1936 г. У Чан Кайши не было возможности продолжать борьбу с коммунистами – в 1937 г. на Китай напала Япония.

Ганди во главе антиколониальной борьбы в Индии

После окончания Первой мировой войны англичане решили действовать в Индии методом кнута и пряника. Сначала они незначительно расширили права почти безвластных органов индийского самоуправления, а затем значительно усилили наказания за недозволенную политическую деятельность. Лидеры индийского национально-освободительного движения решили бросить вызов произволу. Один из них, Махатма Ганди, выдвинул лозунг: «Заполним собой тюрьмы». Таким образом, с лица колониальной системы должна была быть сорвана либеральная маска.

Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 г. в купеческой семье, воспитывался в строгих индуистских традициях. Он работал адвокатом в Бомбее и в Южной Африке. Здесь Ганди стал известен как защитник прав индусов, жестоко угнетавшихся англичанами. В 1904 г. он создал в Южной Африке общину, жители которой вместе обрабатывали землю и выпускали известную всей стране газету «Индийское мнение». Эта духовная община стала альтернативной как западному городскому образу жизни, так и серой обыденности сельской жизни. В 1907 г. Ганди выдвинул идею ненасильственного сопротивления – сатьяграхи. Под его руководством в Южной Африке прошла кампания митингов, забастовок, бойкота британских товаров и учреждений. Ганди был арестован, но борцам с угнетателями удалось добиться отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских законов. В 1915 г. Ганди с триумфом вернулся в Индию. Его называли Махатма – Великая душа. На родине он, по своему обыкновению, основал духовную общину «Сатьяграха ашрам». Ганди доказывал, что кастовая рознь не вытекает из основ религии, что люди должны преодолевать барьеры между собой, вместе бороться за самоуправление. В 1917 г. Ганди начал организовывать сатьяграхи в тех районах страны, где произвол англичан был наиболее возмутителен.

В апреле 1919 г. улицы индийских городов заполнились народом. Индусы и мусульмане скандировали патриотические лозунги. Британцы ввели военное положение, полиция избивала людей. Начались столкновения, в которых погибло несколько англичан, в Амритсаре была ранена миссионерка. В этот город вошли войска и открыли огонь по участникам мирного митинга. Погибло несколько сотен человек. Затем были произведены массовые аресты, публичные порки, казни.

Мохандас Ганди

Репрессии вызвали новую волну протестов. Индусы выпели на забастовки, демонстрации, сжигали английские товары. Вождём движения стал Махатма Ганди, вступивший в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). Он выступал на митингах, вёл переговоры с английскими чиновниками, мусульманскими и индуистскими лидерами.

Ганди выступал за то, чтобы борьба против британского колониализма велась без применения насилия. Но в феврале 1922 г. произошли столкновения между индийцами и английскими полицейскими. Разбушевавшаяся толпа сожгла англичан в их же казарме. Индия и её лидеры встали перед выбором: либо от ненасильственного сопротивления переходить к вооружённому восстанию, либо прекращать столкновения. Ганди выбрал второе. Он заявил, что страна ещё не готова к свободе, если индийцы способны на жестокость.

В 1922 г. Ганди был заключён в тюрьму, где провёл два года. Здесь он писал книгу «Моя жизнь», обдумывал стратегию освобождения Индии. Ганди мечтал о ненасильственном обществе, в котором люди будут жить в общинах, помогая друг другу во всём. Власть будет передана советам местного общинного самоуправления – панчаятам, которые будут осуществлять политику на местах. Избранным представителям от регионов будет доверена власть над всей Индией. Вооружённые силы и силы охраны порядка в таком «ненасильственном государстве» должны применяться только для сопротивления прямому насилию со стороны агрессора или преступников.

Беспорядки в Индии

Ганди считал, что индийцы могут обойтись без западной экономики, переориентировать рынок на собственные товары и тем самым решить свои социальные проблемы. Выйдя из тюрьмы, Ганди начал кампанию за внедрение на внутреннем рынке только индийских тканей. Миллионы людей, подражая своему вождю, обматывали тела и головы лишь домотканой материей. Всё больше людей стремились жить в ашрамах – общинах, где они совместно обрабатывали землю, ткали, обсуждали политические и духовные проблемы.

Подъём национально-освободительного движения в Индии в 1928–1931 гг.

Колонизаторы сами предоставили повод для новой кампании протеста. В Индию прибыла британская комиссия, которая должна была решить, можно ли расширять полномочия панчаятов. На требования включить в эту комиссию индийцев последовал отказ. В ответ в феврале 1928 г. была объявлена всеобщая забастовка, начались демонстрации. Волнения из городов перекинулись в сельскую местность. Большую прибыль англичанам приносила выработка соли. Ганди потребовал отмены монополии властей на производство соли, дальнейшего снижения налогов и освобождения политзаключённых. В марте – апреле 1930 г. огромная колонна индийских патриотов прошла 400 км по дорогам Индии. Возглавлявший шествие Ганди вместе с десятками тысяч сподвижников выпаривал соль на берегу моря. Кустарная добыча соли велась по всей стране. Английская торговля в Индии была парализована – никто не покупал товары, произведённые в метрополии. Крестьяне и купцы снабжали пикетчиков продуктами индийского производства. В мае были арестованы почти все лидеры ИНК, включая Ганди и его сподвижника Джавахарлала Неру. Без лидеров движение вышло из-под контроля. Происходили вооружённые столкновения. Страна снова оказалась на грани всеобщего восстания.

Властям пришлось освободить Ганди и вступить с ним в переговоры. В марте 1931 г. было подписано соглашение, которое удовлетворяло требования, выдвинутые лидерами патриотов. Оппозиция даже получала право агитировать за независимость. Планировалось создание полномочных региональных администраций, избираемых населением. Не все обещания англичан были выполнены, но стало ясно, что британцы смирились с необходимостью реформ в Индии. Вскоре были проведены выборы в местные органы власти, опубликована конституция страны.

Подведём итоги

После Первой мировой войны в странах Азии начался мощный подъём национально-освободительного движения. В Китае продолжилась гражданская война. Страна была объединена национальной партией Гоминьдан, которая сумела нанести поражение как военно-феодальным кликам, так и коммунистам. В Индии разворачивалось ненасильственное движение за освобождение страны от колонизаторов-англичан.

Альтернатива – возможность выбора иного пути развития. 1925 – кончина Сунь Ятсена.

1925–1927 – национально-освободительная революция в Китае.

1919–1922 и 1928–1931 – подъём национально-освободительного движения в Индии.

«Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами».

(Махатма Ганди)

*1. Почему, на ваш взгляд, Китай долгое время находился в состоянии раздробленности?

2. Каким был режим Чан Кайши – демократическим, авторитарным или тоталитарным?

3. Почему Ганди два раза прекращал кампанию неповиновения англичанам?

4. Какие цели ставил перед собой Ганди?

1. Сунь Ятсен считал, что «народное благоденствие – это и есть социализм, или, как это по-другому называется, коммунизм… Коммунизм в Китае уже был претворён в жизнь в период Хун Сюцюаня». Вспомните, кто такой Хун Сюцюань, как называлось возглавляемое им движение. Как вы полагаете, прав ли был Сунь Ятсен?

2. «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», – утверждал Сунь Ятсен. Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?

3. «Цель китайской революции – добиться объединения страны. Мы не можем позволить повторить ошибки тайпинов в XIX в. Завершение Северного похода чрезвычайно важно для нас. Без единого Китая не может быть мира в Азии», – заявлял Чан Кайши. Вспомните основные причины поражения тайпинов. Как вы думаете, о каких ошибках говорил Чан Кайши?

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Ветер с Востока: прогресс, традиция и освободительное движение Маркс противопоставляет «утопизму» настоящий научный социализм, который изучает тенденции развития общества и не строит умозрительных проектов. Тенденции развития капитализма указывают на концентрацию

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение Цивилизаторская «миссия белого человека в отношении отсталых народов» достаточно быстро стала вызывать сопротивление. Войны за независимость в Латинской Америке в конце XVIII – первых десятилетиях XIX в.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§1. ЗЕМСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ Московское боярское правительство предало собственную страну, пригласив на трон польского королевича и впустив в столицу государства польские войска.В этих условиях важную роль в спасении государства сыграла Русская Православная

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Освободительное движение 1808–1810 гг. В начале XIX в., когда экономическое и политическое положение американских колоний Испании и Португалии значительно ухудшилось из-за роста поборов, прежде всего, в связи с участием метрополий в разорительных для них европейских войнах,

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ Упорное сопротивление народов Латинской Америки произволу администрации и господствующих классов колоний, неуклонно нараставшее на протяжении XVI–XVII вв., достигло апогея в XVIII столетии, когда волнениями были охвачены многие регионы континента

Из книги «За землю, за волю!» Воспоминания соратника генерала Власова автора Кромиади Константин Григорьевич

На чьи деньги создавалось Русское Освободительное Движение? Помещаемые в нашем журнале статьи о Русском освободительном движении и о генерале Андрее Андреевиче Власове обратили на себя внимание многих читателей. На столе редакции лежат письма, пришедшие из самых

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Национально-освободительное восстание против царизма Существует мнение об извечной сонной покорности нашего народа. Однако не кто-нибудь, а как раз наши предки на протяжении неполных ста лет после захвата Беларуси Россией трижды брались за оружие, чтобы вырваться из

Из книги Стоять насмерть! автора Мощанский Илья Борисович

Германская агентура и арабское освободительное движение В прямом контакте с «Особым штабом Ф» в вопросах агентурной разведки в странах Арабского Востока и одурманивания арабов, особенно молодежи и студентов, находилось Министерство иностранных дел нацистской

Из книги Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение автора Штрик-Штрикфельдт Вильфрид Карлович

III. СС и Освободительное движение

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Национально-освободительное движение в Украине В современной украинской литературе борьба за возрождение независимого Украинского государства имеет несколько дефиниций: «национальное движение» (Ю. Киричук), национально-освободительное движение» (В. Андрухив, В.

Из книги Японский резидент против Российской империи. Полковник Акаси Мотодзиро и его миссия 1904-1905 гг. автора Чихару Инаба

ГЛАВА II. ЯПОНИЯ И НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПОЛЬШЕ Установление контактов с поляками Александр III, а также взошедший на царский престол в 1894 г. его сын и преемник Николай II проводили политику насильственной русификации «инородцев», которые к концу XIX в.

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Национально-освободительное движение в Нидерландах и образование Республики Соединенных провинций Нидерланды, «низовые земли», располагавшиеся на побережье Северного моря в низовьях рек Мааса, Шельды и Рейна, включали 17 провинций. Уже в Средние века этот район был

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

4. КЛАССОВАЯ БОРЬБА И НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЯ РЕВОЛЮЦИИ 1848–1849 гг Буржуазные революции, вспыхнувшие в ряде стран Европы в начале 1848 г., охватили своим пламенем и Австрийскую монархию. 13 марта началось восстание в Вене, которое привело к свержению

автора Коллектив авторов

8. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ Рабочий класс и его партия - самые последовательные борцы против национального угнетения. Революция 1905–1907 гг. пробудила к политической активности угнетенные народы России. Среди них, как отмечал В. И. Ленин, в условиях

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

4. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И БОРЬБА ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ С УКРАИНСКИМ НАРОДОМ В СОСТАВЕ РОССИИ Борьба против притеснений в сфере образования. Господствующие классы империи Габсбургов страшились извечного стремления западноукраинских трудящихся к

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

6. «Освободительное» движение В 1816 году еще не было никаких организаций. Сначала были просто разговоры «у беспокойного Никиты, у осторожного Ильи», обсуждали книги, обменивались мнениями и т. п. Потом начали формироваться какие-то идеи, некие общие программы - о том, что

Исторический факт.

В первой половине XX века Индийский национальный конгресс и другие политические организации положили начало индийскому национально-освободительному движению. В 1920-е и 1930-е годы, миллионы индийцев последовали за Махатмой Ганди, который начал массовую кампанию гражданского неповиновения, основанную на принципе ахимсы, или ненасилия. В конце концов, 15 августа 1947 года Индия получила полную независимость от британского владычества, но при этом она была разделена по религиозному признаку на два доминиона - Индию и Пакистан. Размежевание территорий проходило в условиях индо-мусульманской вражды и кровавых столкновений.

Википедия



Здание Национального конгресса. Дели.


- Почему ты так говоришь, Джинна? - С улыбкой спросил Махатма Ганди, глядя на своего приятеля, ходившего взад вперёд.
- Потому что это правда! - Мужчина в деловом английском костюме на миг остановился. - Индусы и мусульмане не могут жить вместе! Вы это лучше меня знаете, мистер Ганди!
- Разве где-то в Коране написано, что-то подобное? - С сарказмом поинтересовался Махатма.
Этот лысый сморщенный старичок, несмотря ни на что не терял энтузиазма, в то время как его друг-мусульманин (как он любил его называть) совсем не имел терпения.
- Откуда вам знать, что написано в Коране?! - Возмущению не было предела. Джинна словно пытался испепелить этого человека своими красными, залитыми кровью, глазами.
- Я его несколько раз читал…
- Как вы смеете так разговаривать с Махатмой Ганди?! - Вмешался Нэру, до этого молча стоявший рядом с Махатмой. - Имейте хоть каплю уважения! Вы хоть знаете, кто перед вами сидит?!
- Уж лучше вашего! Не лезьте!
- Да как вы… - Хотел было закричать Джавахарлал, но вовремя увидел жест Мохандаса и замолчал.
- Ах, Джинна. Джинна. Мой мальчик, - Ласково произнёс старик. - Индусы и мусульмане и до этого жили дружно вместе. Как же ты не поймешь. Мы должны объединиться, чтобы стать свободными.
Мухаммад только фыркнул. У него было свое представление о будущем мусульманской общины Индии. План уже давно был создан. Осталось только избавиться от общего врага - Британии - и тогда он точно воплотит свою мечту в жизнь.
- В любом случае, я остаюсь при своём мнении. И вы меня не переубедите.
- Конечно, мой мальчик, конечно… Мусульмане, как и прочие люди Индии, имеют право на самоопределение.
- Конечно! Индусы, оказавшиеся у власти в провинциях, не хотят учитывать нужды и требования мусульманских меньшинств!
- Индию ждёт великое будущее! А вы хотите бросить нас в такой ответственный момент! - Нэру не верил своим ушам. Индусы и мусульмане всегда жили бок о бок из века в век. И ему никогда не казалось, что они хоть в чем-то разные.
- Кто сказал, что мы собираемся бросить вас? - Мухаммад взглянул на него. - Пока у нас общий враг, мы будем бороться вместе. Но особо не рассчитывайте на нас.
Сказав это, Джинна покинул комнату, громко захлопнув дверь. От шума они вздрогнули.
- Ах, Джинна. Джинна, - Огорченно выдохнул Махатма, взглянув в окно. - Англичане пытаются рассорить нас всеми способами, а он не хочет этого признавать.
- Не понимаю я этих мусульман, - Признался Джавахарлал и посмотрел на дверь. - Они сами не знают, чего хотят.
- Не понимаю, - Ганди опустил голову. - Я так хочу, чтобы до них дошло, что мы должны держаться вместе. Я так стараюсь, чтобы все было хорошо.
- Ганди-джи, - Нэру положил руку на его плечо.
- Всё в порядке, мальчик мой, - Не без помощи Джавахарлала старик встал. - Кстати, все уже собрались?
- Их там так много… Тех, кто пришёл послушать вашу речь. Кажется, есть и журналисты.
- Это хорошо, - Махатма открыл двери и вышел на балкон.

Внизу ожидала огромная толпа индийцев. После его появления гул прекратился и настала мёртвая тишина.
Ганди немного помолчал, видно думал, с чего начать свою речь.
- Друзья мои! Я очень рад видеть вас здесь. Это очень хорошо, что вы пришли.
На миг он замолчал. Нэру стоял рядом и поддерживал его.
- Я, Мохандас Карамчанд Ганди, призываю вас начать кампанию гражданского неповиновения! Я прошу вас не отвечать на провокации со стороны правительства Англии. Мы должны объединиться и показать им, что наша духовная сила выше их мер принуждения! Остановите свои заводы и предприятия! Не платите больше столь унизительные налоги! Закройте свои магазины и лавки! Остановите работу и давайте бастовать вместе! Я буду с вами.
В это время, Джинна стоял, прислонившись к стене, в комнате поблизости и ехидно улыбался.
«Глупый старик, - думал он, - неужели ты веришь в то, что они пойдут за тобой?»

Ганди и Нэру обсуждали методы борьбы против англичан. Джавахарлал очень остро выражался перед другими членами Национального конгресса, но из уважения к старику, ничего ему не говорил.
Они прошли в кабинет и увидели там Джинну, который что-то читал.
- Читаете Коран, друг мой? - Поинтересовался Махатма, подойдя поближе.
- Нет. Английские законы, - ответил мужчина, - Я уезжаю в Лондон.
- Мой мальчик, разве Лига не присоединится к кампании?
- У Мусульманской Лиги новый предводитель. Обсудите это с ним, - Сказав это, Джинна закрыл книгу и встал. - И больше не называйте меня так. Я вам не ребёнок.
Ганди присел и принялся диктовать Нэру письмо, которое собирался отправить Гитлеру.
Мухаммад с трудом удержал смех и покинул комнату.

Лондон. Чуть позже.


Джинна сидел в кожаном кресле в домашнем халате и читал газету.
- Ганди арестовали, - Вслух прочитал он, усмехнувшись. - Интересно-интересно. Я так и знал, что это случиться. Теперь посмотрим, Мохандас, что ты будешь делать дальше.
Мухаммад отбросил газету назад, взял чашку чая и принялся пить.
- «Великая душа» Ганди… Нашли, как его называть.
В комнату вошел человек в костюме:
- Господин Джинна, скоро суд. Адвокату не положено опаздывать.
- Ричард, следить за всеми новостями из Индии. Я хочу знать всё, что там происходит.
- Хорошо, сэр.
Мухаммад хорошо получал за свою работу и всем был доволен. Пока однажды, вернувшись домой, не увидел её.
- Сестра?
- Здравствуй, брат, - Она подошла к нему.
- Что ты здесь делаешь? Я рад тебя видеть.
- Я приехала из Индии, - Они обнялись. - И не просто так. У меня есть новость.
- Какая? - Джинна посадил её на диван, а сам сел в кресло напротив.
- Мусульманская Лига хочет, чтобы ты вернулся и снова стал их лидером.
- Нет, я ни за что не вернусь в этот Ад. Ты меня знаешь…
- Знаю, потому и прошу вернуться. Ты нужен им. Ты нужен мне…- Сестра виновно опустила глаза, и брат стыдливо ответил:
- Хорошо я подумаю.
Джинна не хотел возврашаться. Ему нравилась его нынешняя жизнь, хотя где-то в глубине души, он все-таки скучал по своей родине. Тем более, что план создания нового государства не была забыта.
От следующего шага зависило все. И мужчина решил продолжить борьбу за свою мечту… Он вернулся домой. Хотя это сложно уже было назвать домом, из которого уехал.

В стране шли беспорядки. Во многих штатах бунтовшики устраивали кампанию гражданского неповиновения, как и хотел Ганди, который все ещё сидел в тюрьме.
Джинна отправился в Мусульманскую Лигу, где все ещё «числится» лидером.
Всеобщее негодование вызывало лишь один вопрос: «Что делать дальше? »
- Англия пытается подавить восстания, Махатма Ганди все ещё в тюрьме, индусы бастуют, а что делать нам? - Отчитывался член Лиги. Все посмотрели на Мухаммада.
- Мы должны объединиться с другими мусульманскими группами. Король Англии предлагает нам полную автономию, если мы будем вместе с ним.
- Разве это не измена родине? - Спросил кто-то, сидя за столом.
- О какой родине вы говорите? - Возмутился Джинна. - Даже если мы изгоним Англию с наших земель, индусы займут ведущие позиции, и мы, как религиозное меньшинство, подвергнемся дискриминации! О какой родине вы говорите?
- И что вы нам предлагаете?
- Я предлагаю временно объединиться с индусами, а потом отделиться от них и создать свое государство.
- Но это же утопия! Думайте реалистичнее. Вы же адвокат!
Джинна решил, что бесполезно с ними разговаривать, и отправился в Национальный конгресс, чтобы узнать новости там.
Нэру как раз ждал освобождения Махатмы Ганди. Он сидел в своём кабинете и, как только увидел Мухаммада, встал.
- Что нового, Нэру? Не ожидали меня снова увидеть? - Слукавил вошедший у двери.
- Вы разве не в Лондон уезжали? - Джавахарлал говорил серьёзным тоном, жестом предлагая сесть.
- Я решил вернуться. Вы здесь без меня не справляетесь, я вижу.
- Как раз наоборот. Вы зря беспокоитесь. Ганди-джи скоро выходит, народ всецело его поддерживает.
- И всё же я останусь, - Джинна начинал злиться и просто покинул здание.
Он ненавидел всех: и англичан, и индусов и мусульман. Этот человек просто хотел выделиться, стать кем-то выше нынешнего положения. А на остальное ему было плевать… Или нет?

Шел 1947 год. Вторая Мировая война закончилась недавно - всего два года назад. Весь индийский народ, воодушевленный революцией в России 1917 года, дружно стал выступать против калонизаторов во главе с уже пристарелым, но полным сил Ганди и выиграл эту войну. Но стоило одной проблеме закончиться, как на ее месте появилась другая…
- Что значит вы хотите отделиться от нас? - Возмушенно вскричал на весь конгресс Джавахарлал.
За другим концом стола сидел Джинна, который ничуть не изменился в лице:
- То и значит, что мы не хотим жить в одной стране с индусами! Если это случится, то дискриминация нас не избежна! А мы не хотим этого!
- О какой дискриминации вы говорите? Вы хоть себя слышите?
- Я прекрасно знаю о чем говорю! Я уже обсудил все подробности с Мусульманской Лигой. Большинство мусульман согласны с решением. Мы требуем конференции!
- Вы сошли с ума! - Нэру не хотел верить свои ушам.
- Это вы сошли с ума! Вы, все здесь сидящие!
- Этому не бывать! Этому не бывать!
- Тогда мы поднимем бунт!
Джавахарлал всеми силами пытался отговорить его от этой безумной идеи. Но судьба распорядилась иначе.

- Что? - Махатма оторвался от своей прялки и взглянул в глаза Нэру.
- Они хотят отделиться от нас, - Повторил тот, поздоровавшись с женой духовного лидера.
- Но как такое возможно? Разве так бывает?
- И я то же самое сказал им, Ганди-джи, но они и слышать не хотят. У нас нет другого выбора. Скоро к нам приедет человек из Англии, говорят он хорошо знает географию Индии и сможет грамотно разделить землю, чтобы часть, где преобладает мусульмане стала страной мусульман, а часть, где большинство индусов осталась в составе Индии.
- Это невозможно, - Ганди не знал, что и думать. Он был поражен. - Не этого я хотел. Не этого…

В то время как Джавахарлал Нэру, Мухаммад Али Джинна и английский посол пытались разделить Индию на две части на карте, Махатма Ганди устроил голодовку и абсолютно отказался от всего. К нему приходили многие и просили бросить эту затею, ведь в его-то годы… Но он упрямо стоял на своём и слег…
Когда английский посол покинул комнату, Нэру и Джинна остались одни.
- Послушайте, Джинна, то, что вы делаете - неправильно, - Джавахарлал подошел к нему. - Прошу одумайтесь!
- Всё уже решено, - Мухаммад отвернулся, чтобы не видеть его. - И даже не думайте нас отгаваривать.
- Вы идёте на поводу у Англии! Очнитесь, наконец!
- Я не иду на поводу у Англии, и хватит меня подстрекать!
- Чтобы быть свободными, не обязательно отделяться, - Нэру положил руку на его плечо. - Мы создадим автономный штат для мусульман, где никто не сможет дисриминировать вас…
- Я сказал хватит! - Джинна резко отдалился и злобно взглянул на мужчину.
- Это не мусульмане, это ты все затеял! - Закричал член конгресса. - Они даже не знают, чего от них хотят, а ты пользуешься их доверчивостью в своих гнусных целях!
- Как ты смеешь переходить на личности? Мусульманская Лига и община поддерживают меня, и всё будет так, как я хочу!
Нэру снял с себя головной убор (часть национальной одежды) и, бросив на пол, наступил ногой.
Мухаммад развернулся на 180 градусов и быстрым шагом направился к двери.
- Индия и Пакистан навсегда останутся врагами! Вражда не закончиться! И мы больше никогда не будем друзьями! - Бросил вслед уходившему Джавахарлал. - Никогда! - Последнее, что прозвучало, до того, как дверь с шумом захлопнулась.

Ганди лежал в постели и тяжёло дышал. Рядом находилась его жена. Как только Джавахарлал зашёл, Махатма взглянул на него:
- Они не передумали?
- Боюсь, что нет, - Нэру опустился на колени перед кроватью. - Я сделал все, что мог.
- Понятно, - Ганди закрыл глаза. - Ах, Джинна. Джинна. Джавахарлал, не сердись на него: он не виноват, это все его гордыня.
- Это понятно. Поешьте хоть немного. Ваша голодовка бесполезна…
- Когда твой отец был жив, мы с ним очень хорошо ладили. Хороший был человек…

Началось «Великое переселение». То ли английский посол ошибся в демографической карте Индии, то ли это было задумано заранее. Скорее всего, просто из покон веков мусульмане и индусы жили буквально на одной улице, и очень дружно жили.
Именно поэтому, когда началось «Великое переселение», тяжело было всем. Страшно вспоминать, что тогда происходило… Каждый, забрав только самое необходимое, отправлялся с караваном в путь. Не все выносили переезд. Мужчины, женщины, дети и даже старики - все были на грани срыва. Им нужен был только повод, маленький незначительный повод, чтобы начался религиозный конфликт. И он был дан.
На большой дороге индусы направлялись в одну сторону, а мусульмане в другую. Между ними было небольшое расстояние.
Один мусульманин выскочил из толпы и бросил камень в индуса:
- Проклятый индус, это все из-за тебя!
Это и стало сигналом для гражданской войны. Это было ужасное зрелище: и индусы, и мусульмане крали девушек и детей, убивали мужчин и стариков. Горы трупов повсюду… Если описывать всё, то это никогда не закончится…

В январе 1948 кто-то из толпы выстрелил в Махатму Ганди и убил его. Пакистан окончательно сформировался.
Джавахарлал стоял у окна и глядел вниз - на этот хаус. Он ничего не мог сделать, ничем не мог помочь своему многострадальному народу. Английские солдаты все ещё не покинули Индию и оставались вооруженными - это вызывало угрозу. Индийские «солдаты» и полицейские с трудом подавляли мятежи, но этого было не достаточно. Слишком большие потери в пустую… Слишком много жертв…
Этими жертвами являлся народ. Народ, уставший от войны, от всего. Они страдали. Люди страдали! Простые ни в чем не повинные люди, которые не хотели воевать, не хотели делиться на группы, которые просто хотели жить в мире и согласии.
Народ всегда страдал из-за политиков, лидеров, властей. Жизнь больше похожа на шахматы, а они в ней - пешки. Но не будем об этом.
Думая обо всем этом, Джавахарлал Нэру и не заметил, как в комнату вошел человек.
- В чем дело, Нэру? - Насмешливо спросил голос, до боли знакомый и такой ненавистный для его ушей.
- Что вы здесь делаете, Джинна? Для чего пришли? - Он повернулся к нему. - Разве Вы гражданин Индии?
- Не беспокойтесь, я скоро уйду, - Мухаммад все ещё стоял у двери. - Просто хотел сказать, что мы поступили правильно.
Лицо лидера конгресса помрачнело. Если бы он мог, то прямо здесь застрелил бы этого человека. Но этого делать было нельзя.
- Посмотрите! - Вскричал Джавахарлал, показывая в окно. -Посмотрите на итог ваших дел! Взгляните на то, что мы натворили!
Джинна подошел к окну. На это тяжело было смотреть даже самому бессердечному тирану, но он смотрел. Хотя улыбка с его лица исчезла, в глубине души он был счастлив, что свершилась его идея.
- Махатма Ганди не для этого отдавал свою жизнь! Он хотел, чтобы индийский народ соединился, а он…
- Махатма Ганди мёртв! - этой фразой Мухаммад заставил его замолчать. - А мы должны жить дальше, не оглядываясь назад, в прошлое!
Мужчина оглянулся, нет ли в кабинете ещё кого, а потом взглянул Нэру прямо в глаза:
- Не думаешь ли ты, Нэру, что мир - это твои мечты в голове? Ты, как и Ганди, конечный мечтатель. Хватит. Вернись на Землю. Это реальность, и с ней надо жить.
- Я не мечтатель, - Так же тихо произнёс Джавахарлал. - Джинна, мечтатель тут вы. А я реалист. Не надо нас сравнивать. Мы разные.
- Знаю…
В комнату вошел клерк и стал ждать, когда ему разрешат докладывать. Джинна молча покинул кабинет.
В сентябре 1948 года умер Мухаммад Али Джинна. Услышав эту новость, Джавахарлал Нэру усмехнулся. К тому времени Джинна уже был стар, поэтому не удивительно, что он, наконец, умер.
- Вот оно как, - Нэру улыбнулся. - Он устроил все это, чтобы самому править, а в итоге умер, так и не сделав этого. Вы можете идти.
Когда он остался один, то повернулся к окну и устало произнёс:
- Что мы натворили…


Индия и Пакистан все ещё ненавидят друг друга. Обе страны живут очень бедно…
Один русский журналист приехал в Индию, чтобы написать статью для газеты о событиях 1947 года и последующих лет. Для этого он посетил отель в Дели.
- Скажите, - заговорил на английском он с хозяином отеля, - кому посвящены портреты и статуи в этом городе? И даже эта картина, - Он указал на висевшую на стене картину, на которой был изображен лысый сморщенный улыбающийся старичок.
- Это Махатма Ганди - отец народа, - Весело ответил темнокожий мужчина.
- Расскажите о нем, - Журналист приготовил диктофон.
- Зачем вам это? Вы все равно уедете обратно.
- Для нашей газеты, - Мужчина поставил на стол немалую для индийца сумму.
- Я не могу вам сказать, но знаю тех, кто сможет, - Хозяин отеля осторожно взял деньги и встал. - Пойдемте со мной.
Темнокожий мужчина вышел. Русский журналист, прежде чем выйти, в последний раз взглянул на Махатму Ганди, словно пытаясь что-то узнать, что-то сокровенное, что могла скрывать картина.
- Ваш Ганди, как наш Ленин, - Заявил русский, сидя среди индийцев.
- Почему это? Кто это - Ленин? - Спрашивали его.
- Потому что они оба - революционеры, боровшиеся за свою страну и за благо народа… Вообще я считаю, что в истории каждой страны на Земле, если поискать, можно найти хотя бы одного человека, который являлся бы революционером, боровшимся за благо и свободну народа…
Индия всегда влекла и манила этого человека, а статья была лишь предлогом. Он знал, что никто не расскажет ему правды, однако для него Индия была таинственна не людьми, что её населяли, а историей, традициями и великими людьми, что жили на ней.
После возвращения на родину, в Россию, журналист повесил портрет Махатмы Ганди на стену, рядом с Лениным.
- Я надеюсь вы не против, Владимир Ильич. Я думаю, вы похожи.
- Что это ты делаешь? - Поинтересовалась мать мужчины, войдя в комнату. - Это ещё кто такой? Сколько раз я тебе говорила не вешать картины, черт знает кого.
- Ма-а-ам, - Протянул мужчина и взглянул на неё. - Они в моей комнате. Ты их не увидишь!
Мать подозрительно взглянула на картины этих людей и молча покинула комнату.

«Борис Годунов» А.С. Пушкина - великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный период в истории Российского государства - эпоха Смуты.

Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать "минувший век во всей его истине". Изначально Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам - исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.

История создания

Выход X и XI томов масштабнейшего труда Н.М.Карамзина «Истории Государства Российского», содержащий подробное повествование об эпохе Смутного времени, вдохновляет Пушкина на создание подлинного шедевра русской исторической реалистической драмы. Он начинает работу над произведением с тщательного изучения особенностей исторической эпохи и персонажей того времени, вплоть до конспектирования фрагментов великого исторического труда Карамзина. Начало работы датируется концом 1824 года, также известна точная дата окончания работы над произведением - 7 ноября 1825 года, но после этого, в течение некоторого времени, автор продолжает вносить свои правки.

Анализ произведения

Действие начинается в 1598 году. Князья Шуйский и Воротынский обсуждают убийство царевича Димитрия, в этом ужасном преступлении Василий Шуйский обвиняет шурина царя - Бориса Годунова. Потрясенный смертью царя Федора Иоанновича, русский народ умоляет затворившегося в монастыре Бориса взять управление государством в свои руки. После некоторых раздумий он дает свое согласие.

1603 год. Келья Чудова монастыря. Выведав от старца Пимена обстоятельства мученической кончины царевича Димитрия, его келейник Гришка Отрепьев замышляет использовать это знание в корыстных целях и сбегает из монастыря. Инок Григорий замышляет кощунство - он собирается выдать себя за покойного царевича, чтоб впоследствии взойти на царский престол. Едва скрывшись от разыскивающей его стражи, Гришка убегает в Польшу. Там он очаровывает дочь воеводы Мнишека Марину, и признается ей в своем самозванстве.

Тем временем в доме Шуйского появляется письмо о якобы чудесном спасении царевича, после чего князь отправляется с этой вестью к царю. Бориса одолевают страшные муки совести, он пытается узнать от Шуйского правду о кончине отрока.

В 1604 году, вдохновленные самозванцем Лжедмитрием польские войска переходят российскую границу. Тем временем, в Угличе состоялось обретение мощей невинноубиенного царевича, что окончательно доказало самозванство Отрепьева.

В декабре того же года, под Новгород-Северским, происходит битва войска Бориса с поляками. Годунов проигрывает сражение. На Соборной площади происходит сцена Бориса с юродивым, где последний обвиняет царя в детоубийстве, сравнивая его с Иродом.

Прибыв в Москву, царь Борис скоропостижно умирает. Будучи в предсмертной агонии, он благословляет на царство своего сына, малолетнего отрока Федора. Опальный дворянин Гаврила Пушкин подталкивает к измене одного из воевод и на Лобном месте провозглашает Лжедмитрия царем. Далее разворачивается страшная трагедия - бояре врываются к заточенным детям и супруге Годунова и убивают их. Боярин Мосальский лжет народу, что вся семья Бориса приняла яд и умерла, и провозглашает власть Лжедмитрия. Народ безмолвствует.

Главные герои

Автор многогранно раскрывает его образ - как властный и мудрый правитель, любящий муж и отец, Борис наделен многими достоинствами. Опытный политик, одаренный могучей волей, блестящим умом и искренней заботой о своем народе царь, тем не менее, не смог завоевать народную любовь. Народ не смог простить ему убийство царевича, кроме того, политика тотального закрепощения крестьян также была не по душе простому люду. Все царские щедроты и благодеяния воспринимались народом как лицемерные средства задобрить и удержать от мятежа народные массы. По мнению Пушкина, именно отсутствие народной поддержки, любви и уважения было главной причиной трагедии царя Бориса.

Кроткий и смиренный старец, монах-летописец Чудова монастыря - один из центральных персонажей трагедии Пушкина, он является единственным свидетелем трагического убийства. Пимен непреднамеренно провоцирует своего келейника Григория на самозванство одним лишь неосторожным упоминанием о равном возрасте Отрепьева и убиенного царевича. При этом он декларирует власть царя, как данную от Бога, и впоследствии призывает народ каяться за грехи царя-детоубийцы.

Образ одного из главных героев начинает раскрываться в келье старца Пимена. Страстная натура молодого инока берет верх над его стремлением к уединению в монастырских стенах. Далее Гришка раскрывается и как пылкий влюбленный, и как одержимый жаждой власти молодой человек. В образе Самозванца он заручается поддержкой как бояр, так и польской шляхты, но любовь народа ему завоевать так и не удастся. Вместо приветственных возгласов, новопоставленного царя ожидает народное безмолвие.

Честолюбивая дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия, она была готова добиться царской власти любым путем, будучи одинаково безразличной как к страстной любви Самозванца, так и к политическим интересам своего народа.

Яркий представитель боярской оппозиции, участник практически всех политических заговоров. Его роль имеет большой вес и значение в сюжете трагедии. Он первым расследует убийство царевича и дальновидно оценивает последствия вести о Самозванце. Изворотливость, трезвый и холодный расчет - характерные черты поведения этого действующего лица как в отношении царя, так и в отношении его приближенных.

Юродивый. Значительность роли этого персонажа в том, что он позволил себе на площади перед собором Василия Блаженного прилюдно обвинить царя в убийстве маленького царевича. Второе появление в сцене битвы под Кромами ознаменуется плачем Юродивого о судьбе русского народа в грядущее Смутное время.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение поэмы имеет свои новаторские особенности - вследствие разрыва с правилами классицизма, вместо обычных пяти действий мы наблюдаем 23 сцены, которые постоянно меняют место действия, что также является новаторской чертой авторского замысла. Новая трактовка и нарушение трех единств, типичных для трагедии классицизма (время действия, место действия и единство действия), нарушение чистоты жанра (смешение трагических, комических и бытовых сцен) позволяют назвать трагедию Пушкина удачной попыткой переворота в русской и мировой драматургии.

Главный новаторским компонентом является показ образа народа как главного действующего лица. В трагедии великолепно показана динамичность его развития. Пассивные и бессознательные народные массы обретают небывалую мощь, и как следствие, силу воздействия на ход исторических событий. Народ невидимо присутствует во всех эпизодах пьесы, включая монологи и диалоги ее персонажей, и выходит на первый план в ключевых сценах подобно хору в трагедиях античной эпохи.

Итоговый вывод

«Борис Годунов» - реалистическая трагедия, явившаяся для Пушкина итогом глубоких размышлений и гениальным новаторским воплощением масштабного литературно- художественного осмысления истории русского государства. Нравственным итогом произведения можно обозначить непримиримость слабого и беззащитного народа с несправедливостью беззаконной власти.

Выдвижение

Смерть царевича Дмитрия

Годунов на троне

Репрессии

Великий голод

Появление самозванца

Смерть и потомство

В культуре

Борис Фёдорович Годунов (1552 - 13 апреля 1605) - боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587-1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года - русский царь.

Происхождение

По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова были боярами при московском дворе. Борис Годунов родился в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, был помещиком средней руки.

Выдвижение

После смерти отца (1569) Бориса взял в свою семью его дядя, Дмитрий Годунов. В годы опричнины Вязьма, в которой находились владения Дмитрия Годунова, перешла к опричным владениям. Незнатный Дмитрий Годунов был зачислен в опричный корпус и вскоре получил при дворе высокий чин главы Постельного приказа.

Выдвижение Бориса Годунова начинается в 1570-х годах. В 1570-м он стал опричником, а в 1571-м был дружкой на свадьбе царя с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова. В 1578 году Борис Годунов становится кравчим. Еще через два года после женитьбы своего второго сына Фёдора на сестре Годунова Ирине Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина. Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х - начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.

Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б.Я.Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.

Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 г. Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.

На престол вступил Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из четырёх человек: Богдана Бельского, Н.Р. Юрьева (Романова), И.Ф. Мстиславского и И.П. Шуйского.

31 мая 1584 года в день коронации царя Борис Годунов был осыпан милостями: он получил чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. Однако это отнюдь не означало того, что Годунов обладает единоличной властью - при дворе шла упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. В 1584 году был обвинен в измене и сослан Б.Бельский; в следующем году скончался Никита Юрьев, а престарелый князь Мстиславский был насильственно пострижен в монахи. Впоследствии подвергся опале и герой обороны Пскова И.П. Шуйский. Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов.

Глава правительства при царе Федоре

Деятельность правления Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.

Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе Годунова началось строительство крепостей в Диком поле - степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 - Ливны. В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге - Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск.

В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси - Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской». Крепость была построена по инициативе Годунова для защиты западных рубежей России от Польши.

При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. В 1584-91 годах под руководством зодчего Федора Савельева по прозвищу Конь были возведены стены Белого города протяженностью 9 км (они опоясали район, заключенный внутри современного Бульварного кольца). Стены и 29 башен Белого города были сложены из известняка, обложены кирпичом и оштукатурены. В 1592 году на месте современного Садового кольца была построена еще одна линия укреплений, деревянно-земляная, прозванная за быстроту постройки «Скородомом».

Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторасоттысячным войском подошел к Москве, однако, оказавшись у стен новой мощной крепости и под прицелом многочисленных пушек, штурмовать ее не решился. В мелких стычках с русскими отряды хана постоянно терпели поражения; это вынудило его отступить, бросив обоз. По дороге на юг, в крымские степи, войско хана понесло большие потери от преследовавших его русских полков. За победу над Казы-Гиреем Борис Годунов получил наибольшее вознаграждение из всех участников этой кампании (хотя главным воеводой был не он, а князь Ф.Мстиславский): три города в Важской земле и звание слуги, которое считалось почетнее боярского.

Годунов стремился облегчить положение посадских людей. По его решению торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах (частновладельческих, плативших подати крупным феодалам), были причислены к населению «черных» слобод (плативших налог - «тягло» - государству). При этом размер «тягла», взимавшегося со слободы в целом, был оставлен прежним, а доля отдельного горожанина в нем уменьшилась.

Хозяйственный кризис 1570-х-начала 1580-х годов заставил пойти на установление крепостной зависимости. 24 ноября 1597 года был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590 - 1593 годов. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Россия, согласно договору, получила Ивангород, Ям, Копорье и Корелу. Таким образом, Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны.

Смерть царевича Дмитрия

Наследником престола при жизни царя Феодора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 царевич при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свёл причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич, по слухам, был болен «падучей» болезнью (эпилепсией).

Летопись времён Романовых обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Исаак Масса также пишет, что «твердо убежден в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицею, и многие московиты разделяли мое мнение». Тем не менее участие Годунова в заговоре на жизнь царевича не доказано.

В 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он уверил многих историков XX века (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

Годунов на троне

7 января 1598 года Фёдор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. Единственной близкой наследницей престола осталась троюродная сестра покойного, Мария Старицкая (1560-1611?).

17 (27) февраля 1598 года Земский собор избрал царем шурина Фёдора Бориса Годунова и принес ему присягу на верность. 1 (11) сентября 1598 года Борис венчался на царство. Близкое свойство перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Федора, и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. В 1604 г. посылал окольничего М. И. Татищева в Грузию, чтобы просватать дочь за местного царевича.

Репрессии

Первый царь не из Рюриковичей (если не считать такое подставное лицо, как Симеон Бекбулатович), Годунов не мог не чувствовать шаткость своего положения. По своей подозрительности он немногим уступал Грозному. Взойдя на престол, он принялся сводить личные счёты с боярами. По словам современника, «цвел он, как финик, листвием добродетели и, если бы терн завистной злобы не помрачал цвета его добродетели, то мог бы древним царям уподобиться. От клеветников изветы на невинных в ярости суетно принимал, и поэтому навел на себя негодование чиноначальников всей Русской земли: отсюда много ненасытных зол на него восстали и доброцветущую царства его красоту внезапно низложили».

Подозрительность эта на первых порах уже проявилась в клятвенной записи, но впоследствии дело дошло до опал и доносов. Князьям Мстиславскому и В. И. Шуйскому, которые по знатности рода могли иметь притязания на престол, Борис не позволял жениться. С 1600 г. подозрительность царя заметно возрастает. Быть может, не лишено вероятности известие Маржерета, что уже в то время поползли тёмные слухи, будто Димитрий жив. Первой жертвой подозрительности Бориса был Богдан Бельский, которому царь поручил строить Царёв-Борисов. По доносу о щедрости Бельского к ратным людям и неосторожных словах: «Борис царь на Москве, а я в Борисове» Бельский был вызван в Москву, подвергся различным оскорблениям и сослан в один из отдаленных городов.

Холоп князя Шестунова сделал донос на своего господина. Донос оказался не заслуживающим внимания. Тем не менее доносчику сказали царское жалованное слово на площади и объявили, что царь за его службу и раденье жалует ему поместье и велит служить в детях боярских. В 1601 г. по ложному доносу пострадали Романовы и их родственники. Старший из братьев Романовых, Феодор Никитич, был сослан в Сийский монастырь и пострижен под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Толвуйский Заонежский погост, а малолетнего сына их Михаила (будущего царя) на Белоозеро.

Великий голод

Царствование Бориса начиналось успешно, однако череда опал породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. В 1601 шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех ». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это - кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

В 1601-1602 Годунов пошёл даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не намного увеличил популярность царя.

Массовый голод и недовольство установлением «урочных лет» стали причиной крупного восстания под руководством Хлопка (1602-1603 гг.), в котором участвовали крестьяне, холопы и казаки. Повстанческое движение охватило около 20 уездов центральной России и юга страны. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве. Против них Борис Годунов направил войско под командованием И. Ф. Басманова. В сентябре 1603 г. в ожесточенном сражении под Москвой повстанческая армия Хлопка была разбита. Басманов погиб в бою, а сам Хлопок был тяжело ранен, взят в плен и казнен.

Вместе с тем Исаак Масса сообщает, что «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплен, невзирая на то, что он мог приказать все, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб»

Появление самозванца

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. О Годунове хулители отзывались нелестно - «рабоцарь». В начале 1604 было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.

16 октября 1604 Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия». Однако в январе 1605 правительственные войска в битве при Добрыничах разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии был вынужден уйти в Путивль.

Смерть и потомство

Ситуация для Годунова осложнялась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях, нередко царь недомогал и в 1600-е годы. 13 апреля 1605 Борис Годунов казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошёл оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился; версия о естественной смерти более вероятна, так как Годунов и раньше нередко болел. Похоронили его в Кремлёвском Архангельском соборе.

Царём стал сын Бориса - Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса - Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

При Михаиле Фёдоровиче останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троицкий монастырь и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 г. над их гробницами была сооружена усыпальница.

В культуре

В 1710 г. немецкий композитор Иоганн Маттезон написал оперу «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон». Однако премьера оперы состоялась лишь в июне 2007 года - долгое время партитура хранилась в гамбургском архиве, затем в ереванском, куда она попала после Великой Отечественной войны.

В 1824-25 гг. Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» (опубликована в 1831 г.), посвященную царствованию Бориса Годунова и его конфликту с Лжедмитрием I. Действие трагедии происходит в 1598 - 1605 гг. и заканчивается описанием убийства Фёдора и «провозглашения» новым царём «Дмитрия Ивановича» (широкую известность получила финальная ремарка трагедии - Народ безмолвствует ). Первая постановка трагедии - 1870 г., Мариинский театр в Петербурге.

В 1869 г. Модест Мусоргский закончил работу над одноимённой оперой на текст драмы Пушкина, которая впервые была поставлена на сцене того же Мариинского театра (1874 г.).

В 1870 г. А.К.Толстой опубликовал трагедию «Царь Борис», действие которой так же, как и у Пушкина, охватывает семь лет царствования Бориса Годунова; трагедия является заключительной частью исторической трилогии (первые - «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Фёдор Иоаннович»).

Дети

  • Федор Борисович Годунов (1589 - 10 июня 1605).
  • Ксения (1582-1622).

Борис Годунов родился 13 апреля 1552 году в городе Москва. По легенде Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут свое происхождение от Дмитрия Зерна.

Отец Годунова умер в конце 60-х годов. Сын стал опричником. Женился на дочери царских кровей, Малюте Скуратовой. С начала 1570-х годов началось возвышение Годуновых. В сентябре 1580 года Борис Федорович стал боярином, но в круг близких царю людей еще не входил.

Борис Годунов очень умен и осторожен, старался до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат сын царя, Федор. Возвышение Годунова стало исторической случайностью и одновременно проявлением общей закономерности саморазвития русского общества. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, если бы 9 ноября 1581 года не произошла ссора царя с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Федор.

На престол вступил Федор Иванович. Новый царь не способен управлять страной и нуждался в умном советнике. За право быть выразителем интересов нового монарха разгорелась острая борьба, и из нее Борис вышел победителем.

Деятельность правительства Бориса Годунова нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям в 1588 году избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России во всем мире.

Во внутренней политике правительства Бориса Федоровича преобладали здравый смысл и расчетливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. С размахом осуществлялось и церковное строительство. Годунов стремился облегчить положение посадских людей. Прежде крупные служилые люди держали торговых людей и ремесленников в своих «белых слободах», освобожденных от уплаты государственных налогов. Теперь же все, кто занимался торговлей и промыслами, должны были войти в состав посадских общин и участвовать в платеже повинностей в казну.

Во внешней политике Борис Годунов проявил себя как талантливый дипломат. В Тявзине 18 мая 1595 года заключен мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601 году шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз.

Борис Годунов запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у них дома.

Около 127 тысяч человек, умерших от голода похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это является карой Божьей. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

В 1602 году Борис Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не увеличивал популярности царя. Начинались народные бунты.

Самым крупным стало восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603 году. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские войска смогли разбить восставших, но успокоить страну не удалось, было уже поздно. По стране стали ходить слухи, что настоящий царевич жив. Борис Годунов оценил нависшую над ним угрозу.

В начале 1604 года перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец, бежавший в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.

В октябре 1604 года Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 года правительственные войска тем не менее разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но сила самозванца была не в армии, а в вере народа, что именно он является законным наследником престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.

Борис Федорович Годунов скончался 23 апреля 1605 года. Отобедав, поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Последними словами благословил на царство сына Федора Борисовича. Рядом находились жена и дочь, Ксения. Царь лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет.

Годунова похоронили в Архангельском соборе Кремля. Хотя сыну Годунова подготовленному к выполнению царских обязанностей Федору, тут же присягнули, царствовать ему не пришлось.

Ксения (1582-1622)

Иван (1587-1588) умер в младенчестве из-за несчастного случая. Борис Годунов, в силу особенностей своей религиозности, во время болезни сына приказал напоить его святой водой и в сильный мороз отнести в храм Василия Блаженного, после чего ребенок умер.