Литература - это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства - устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы. Первая глава посвящена их рассмотрению.

1. Фольклор и фольклористика

Международный термин "фольклор" появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore ("народное знание", "народная мудрость") и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов.

Фольклор - предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы - хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества - теат­роведы, народное декоративно - прикладное искусство - искус­ствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее. Особенно значительна роль этнологии (от греч. ethnos: "народ" + logos: "слово, учение") - науки, которая много внимания уделяет народному быту.

Для филологов фольклор важен как искусство слова. Фило­логическая фольклористика изучает совокупность устных худо­жественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа.

Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к друго­му и не записывались. По этой причине фольклористы должны заниматься так называемой "полевой работой" - выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и за­писывать от них фольклор. Записанные тексты устных народ­ных произведений (а также фотографии, магнитофонные запи­си, дневниковые за метки собирателей и проч.) хранятся в фольк-

лорных архивах. Архивные материалы могут быть опубликова­ны, например, в виде фольклорных сборников.

Когда фольклорист занимается теоретическим изучением фольклора, он использует как опубликованные, так и архивные записи народных произведений.

2. Специфика фольклора

Фольклор имеет свои художественные законы. Устная форма создания, распространения и бытования произведений - та главная особенность, которая порождает специфику фольклора, вызывает его отличие от литературы.

2.1. Традиционность

Фольклор - массовое творчество. Произведения литературы имеют автора, произведения фольклора анонимны, их автор - народ. В литературе есть писатели и читатели, в фольклоре - исполнители и слушатели.

Устные произведения создавались по уже известным образ­цам, даже включали прямые заимствования. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествователь­ных элементов, их привычное композиционное сочетание. В об­разах фольклорных персонажей типическое также преобладало над индивидуальным. Традиция требовала идейной, направлен­ности произведений: они учили добру, содержали правила жиз­ненного поведения человека.

Общее в фольклоре является главным. Сказочники (исполни­тели сказок), песельники (исполнители песен), сказители (исполнители былин), вопленицы (исполнительницы причитаний) стре­мились прежде всего донести до слушателей то, что соответ­ствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволяло отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, со­творчество, в котором любой представитель народа мог быть участником.

Развитию фольклора, способствовали наиболее талантливые люди, наделенные художественной памятью и творческим да­ром. Их хорошо знали и ценили окружающие (вспомните рас­сказ И. С. Тургенева "Певцы").

Устная художественная традиция была общим фондом. Каж­дый человек мог отобрать для себя то, что ему требовалось.

Летом 1902 г. М.Горький наблюдал в Арзамасе, как две женщи­ны - горничная и кухарка - сложили песню (рассказ "Как сложили песню").

"Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной <...> Вдруг Устинья говорит бой­ко, но деловито: "Ну-кось, Мангутка, подсказывай..." - "Чего это?" - "Песню сложим..." И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

"Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце..."

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

"Беспокойно мне, девице молодой..."

А Устинья уверенно и очень, трогательно доводит мелодию до конца:

"Все тоскою сердце мается..."

Или Устное народное творчество - художественная коллективная литературная и музыкальная творческая деятельность народа , которая средствами языка сохранила знания о жизни и природе, древние культы и верования, а также отражение мира мыслей, представлений, чувств и переживаний, народно фантазии.

Фольклор - созданные народом и существующие в народных массах словесность (переводы , песни , сказки , эпос), музыка (песни , инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец .

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры , источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.


1. Роды и жанры фольклора

Традиционно выделяют четыре фольклорные рода:


2. Юридическая защита фольклора

Как и любой другой результат творческой деятельности фольклор является объектом права интеллектуальной собственности . Однако в отличие от традиционных произведений, охраняемых авторским правом с целью исключения их незаконного использования, фольклор имеет особую систему защиты, суть которой заключается в исключении незаконного присвоения фольклорных произведений или ограничение доступа к ним каким-то конкретным лицом с использованием механизмов защиты интеллектуальной собственности. С юридической точки зрения фольклор как объект интеллектуальной собственности охватывается более широким понятием традиционные знания . Фольклор не является объектом авторского права .


3. Специфические черты

Устность Вариативность Анонимность Импровизационность Народность Традиционность Бифункционализм Синкретизм

Примечания

  1. Словарь иностранных слов / Сост.: С.М.Морозов, Л.М.Шкарапута. - К.: Наукова думка, 2000. - 680с. - (Словари Украины).

Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики, которое возникло в связи с потребностями человеческой практики. Цифровые представления составляют неотъемлемую часть народной мудрости, т. к. без них нет глубокого логического мышления, наблюдательности, зоркости, богатого воображения, умственных способностей.

Без знаний числа не развиваются представления по физике и астрономии, прикладное искусство, устное народное творчество, народная медицина и народная метеорология и т. д.

К числу человек издавна питал различные чувства. Некоторые следы размышлений о числах в давние времена можно обнаружить в суеверных предрассудках, связанных с числами. Среди чисел есть «счастливые», которым нужно отдавать предпочтение и радоваться при встрече с ними, и «несчастливые», которых нужно остерегаться, как дурного глаза. Например, нечетные числа, большие единицы, символизировали мужское начало, а четные – женское; таким образом, число 5 – сумма первого мужского и первого женского чисел – символизировали супружество или союз. До сих пор у нас нет оснований, считать себя выше предрассудков, связанных с числами. Оказалось, что число несет в себе информацию, скрытые значения. Наши предки хорошо разбирались в символике числа и использовали их в прикладном искусстве и в устном народном творчестве.

На наш взгляд, в произведениях фольклора народ лучше всего выразил свое отношение к числам, свое преклонение перед ними.

Основная часть:

В советском языкознании лингвист В. Н. Топоров начал исследование символики числа в текстообразовании и обнаружении скрытых смыслов, способствующих более глубокому проникновению в семантическую структуру текста. В художественном тексте семантика числительного играет важную роль в понимании замысла автора.

Восприятие текста в большей степени зависит от инициированности читателя, от его фоновых знаний, в которые входит и знание о символике числа. Для неподготовленного читателя часть информации, связанная с символикой числа, пропадает. Причем не воспринятой информации может быть довольно значительной в том случае, если автор произведения сознательно закладывает информацию числа в общую семантику текста.

На наш взгляд, в произведениях устного народного творчества народы лучше всего выразили свое отношение к числам, свое преклонение перед ними. У каждого народа свой набор числовых символов, но это не мешает изначальному смыслу чисел не зависеть от времени и места, культуры и языка. В своей работе мы рассматриваем сказки, загадки, пословицы и поговорки, имеющие в своем составе числа. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа, его умение тонко подмечать отдельные стороны жизни человека, в которых раскрывается его наблюдательность и способность кратко и сжато выражать свое отношение к окружающему миру. Например, семь бед – один ответ; between two fires; сэттэ ыалы биир сугэлээбит диэбиккэ дылы(якутская посл.).

В загадках обычно дается замысловатое поэтическое описание, какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадкам свойственны почти все тропы художественной выразительности. Тут и сравнения, и употребления, и метафора, олицетворение, и аллегория, и метонимия, и гипербола, и эпитеты. Каждый из них, поясняя предмет или явление изобразительно, действует на воображение и оживляет образ в его характерных чертах.

Сказки – это произведения устного народного творчества, в которых идет речь о вымышленных, иногда фантастических событиях. По содержанию народные сказки делятся на:

1. на бытовые (о жизни народов, его повседневных трудах и заботах);

2. о животных (которые наделяются обычно качествами людей);

3. волшебные (о чудесных приключениях людей, об их борьбе с враждебными силами).

Опираясь на теорию устного народного творчества и собрав материал провели лингвистический анализ пословиц, поговорок, загадок, сказок, в которых упоминаются натуральные числа.

В. Фирсов в своей книге утверждал, что магия чисел возникла вместе с числами. Люди издревле группировали природные реалии, повторяли молитвы к богам и совершали иные ритуальные действия определенное количество раз, дабы усилить их эффект. Так числа стали священными понятиями, при помощи которых можно было влиять на окружающее.

Однако символизм чисел – это изобретение Пифагора. Это у него Единица начала означать единство и единодушие, Двойка – двоякое и неопределенное, Тройка была символом совершенства, Четверка, которой клялись, олицетворяла справедливость.

Пифагорейцы поделили числа на четные и нечетные числа, причем нечетные числа выражали лучшее, а четные – худшее. Но не наблюдения за природой и людьми стали основанием для таких выводов, а «игры» с числами.

Единица – изобретение математиков, она нужна для счета, и в магии чисел ее не существует.

В древних текстах слово «один» употребляется нечасто и означает нечто неделимое, целостное, такое, как Бог, Космос, Вселенная. Если есть в Единице, какой-то магический смысл, то это смысл единого и целого. Единица может символизировать потенцию, высокую энергию или полное отсутствие и того и другого.

Единица дает возможность проявить себя среди остальных, но и заставляет быть частью целого. Поэтому «один палец согнешь, все согнуться», «в одну дуду дудеть», «плясать под одну дудку». А «петь в унисон» означает, что люди спелись, договорились, выработали единую позицию, действуют заодно.

Можно сказать, что «одним факелом моря не нагреть», «одним ударом дерева не свалишь» и «одна рука лишь машет, много рук делают дело». Как известно, «первая ласточка» - примета весны, свидетельство перемен к лучшему, но «одна ласточка весны не делает», а значит, не следует торопиться с выводами. Что говорят слова вековой мудрости? «Один воин – слабый воин», «Одному против многих не замышлять», «Беда никогда не приходит одна», «Один как медведь в берлоге», «Одна как маков цвет», «Один скачет, один и плачет, а все один».

Если говорить об имуществе Единицы, то его «маловато будет» - «на один зуб». А еще «одной каплей не напьешься» и «один камень – не стена». Что же касается ума, то Единица – число достаточно глупое, примитивное. Судите сами: «одна речь – еще не ученость, одна буря – еще не сезон дождей», «далась дураку одна песня на веку», «один дурак весь свет переполошит». Еще Единица – это простой, простодушный, искренний. Английское «one – eye», например, можно перевести как придурок, простак, и вообще «деревня».

В английском фольклоре с цифрой 1 встречаются пословицы: first come first served; сказки: the green ladies of one tree hill. А в русском языке пословицы:С одного вола на две шкуры, Одному богу государь ответ держит, Один год десять лет заел; сказки: Суп из одного камня; загадки: Один лежит, другой бежит, другой кланяется. И в якутском языке – пословицы: Биир мэник сутэрбитин суус корсуо булбат; сказки: Одного гольяна семь раз откусила; загадки: биир сыл туортэ уларытан кэтэрий.

В магии числа Двойка как бы есть, но вроде ее нет. Просто деление на свет и тьму.

Двойка – это символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще Двойка – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.

Двойка символизирует несколько ситуаций. В – первых, это символ разделения единого на части. Во – вторых, что очевидно из первого, - это символ объединения частей и связи между частями целого. В – третьих, это знак сравнения и противопоставления: рай и ад, жизнь и смерть, твердое и мягкое, сухое и мокрое, душа и тела. А доказательства для этого можно найти в пословицах и поговорках 3-х народов: « Гоняться за двумя зайцами, ни одного не поймать», «Две головы лучше, чем одна», «Один и дома горюет, а двое и в поле воюет», «Вести двойную игру», «Сидеть на двух стульях», «Два сапога пара». А также: в два счета, в оба конца, на два фронта, в глазах двоится, из вторых рук, надвое.

В произведениях фольклора якутский народ выразил свое отношение к числам. Охотники, когда делят между собой добычу или улов, считают парами, при этом никогда не будут стараться знать точное количество рыбы. Такой подсчет, с одной стороны, экономит время, с другой, достается всем поровну.

«Икки оттугун корунэ сырыт»,-скажут родители своим детям, когда их отправляют куда-нибудь. Коротко это можно выразить с помощью фразеологизма «смотри в оба».

Три – первое в магическом ряду число. Оно открывает настоящий магический счет, с ним появляется что – то действительно новое. Три – это базовая структура вещей. Время мы делим на три – прошлое, настоящее, будущее, пространство мы делим на три – ширину, длину, высоту.

Три есть начало, середина и конец, а вслед за этим верх, низ и середина. Считается, что все «тройственное совершенно», все «подлинное триедино». Три – это модель мира, который существует в движении, в динамике, в такой динамичной целостности, где части целого хорошо взаимосвязаны.

Три – это не то чтобы счастливое, но самодостаточное число. Оно вселяет уверенность, хотя само – движение.

Тройка – непременный участник пословиц и поговорок. Приведем некоторые из них. «И после смерти остается три дня дел», «у бездельника три больших дела: есть, спать да умело ругаться, «помни три дела: молись, терпи, работай», «хороший пес охраняет три деревни». «За три года и школьная собака научится стихами лаять», «хорошему нужно учиться три года, а дурному – и одного утра довольно», «про одни дрожжи не говорят трижды».

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», «было у отца три сына, двое умных, а третий дурак». С Тройки разворачиваются интрига многих известных сказок.

Вот ещё пара пословиц о силе Тройки и ее переменчивости: «Сердечное слово три зимы греет», «Монах на три дня».

С числительным три связаны различные представления: о трех странах мира, о трех якутах, о трех любимых цветах, о трех душах человека и т. д.

Под влиянием христианской религии не только в сознании, но и верующих якутов Верхняя страна отождествлялась библейскому небесному миру, Нижняя страна -подземному миру, поэтому один из первых якутских писателей, ученый А. Е. Кулаковский писал так: «по представлениям древних якутов, мир был трехъярусным верхний, средний и нижний». И дальше он продолжает свои мысли о числе три: «В сказках, правда, о солнце и луне говорят, как о живых существах; иногда фигурируют, как дети или как герои земные, или как небесные шаманки; при этом (вероятно, из любви к числу три) прибавляется еще шаманка – дочь Венеры) якуты имеют какое-то пристрастие к числу три, создающему в их психике род симметрии)» (Кулаковский А. Е. Научные труды. -Якутск,1979.)

Четыре по праву является символическим и магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках. Смысл Четверки вполне определен, накрепко «впечатан» в обыденное сознание и связан главным образом со статичностью и законченностью.

Никаких качественных изменений Четверка не обещает, да у нее и задачи другие: она хранит уже созданное.

Четверка – это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.

Ещё Четверка – весьма «человеческое» число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и символ самого пространства.

Четыре руки богини – значимый символ целостного мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая – отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.

Четыре – это закрытый повторяющийся цикл чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер, ночь, и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима. Подобное деление времени на повторяющиеся в цикле интервалы – всегда сказка про белого бычка.

В Англии Четыре – символ справедливости: four – square у англичан – это не только квадратный, но и честный. Четыре – это символ ограничения и наказания: four – time – это по-английски преступник, получивший большой срок. Четыре – образ по-человечески понятного идеала: four – o – значит идеальный, безукоризненный.

Пословицы: «Старый человек стоит четырех молодых», «Один светильник сорока людям светит», но «От пакости одного злодея может сорок кварталов сгореть».

Избирать президента лучше на четырехлетний срок, ведь он – гарант конституции и закона.

Четверка означает оборону от окружающего, борьбу с неблагоприятным влиянием среды и людьми, покушающимися на внутренний мир человека, на его дом, семью и домашних.

Итак, Четверка – это покой и закон.

У якутов принято доить корову четыре раза, что дает возможность получить больше молока.

На четвертом небе живет Хотой Айыы, дарующий людям силу, мужество, сплоченность.

В старину якуты считали, что у всех кто питается молоком матери, четыре души: воздух душа, земля душа, вода душа, предок душа. Возможно, в начале считали, что у человека три души, но после расширения представления о числе четыре, стали считать, что у человека четыре души. В последнее время, объединили воду душу и предка душу и получили мать душу.

Если в семье родился четвертый ребенок, то в песне алгыса говорили, что родился пятый ребенок, тем самым старались прятать ребенка от глаз злых духов.

Если в силке попадут четыре утки, то ее не брали, а переносили в другие силки.

Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.

Число 4 встречается в устном народном творчестве реже, но некоторые народы окружающий нас мир делали не по вертикали, а по горизонтали. Они знали 4 стороны света, знали 4 главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3, а 4.

В начале 19 века в местности Дэлэкэ Намского улуса в Якутии был установлен сэргэ со скульптурным навершием из четырех конских голов, подчеркнутыми глазными выемками. Такие коновязи назывались «сиэллээх сэргэ», которые охраняли хозяев от злых духов четырех сторон света.

Устроитель Ысыаха – человек знатный делал туhулгэ из четырех столбов с четырьмя бадьями.

Пятерке крупно не повезло: нумерологи «замудрили» ее до крайности, поэтому бесхитростный, удалой, задорный, а иногда и достаточно злой характер этого числа значительно потускнел в результате их стараний. Пять – это число движения. Пять – это число свободы. В этом ее главная мистическая роль, смысл и значение.

Пятерка – число динамичное, экспансивное, энергоемкое, обладающее большим потенциалом. Оно символизирует активную взаимосвязь человека и Вселенной. Пятерка – это одновременно и сила, направленная на изменение окружающий мир, отвечающий на все его изменения.

Пять – весьма «человеческое» число. Совершенный созидающий инструмент, которым мы трудимся, - пятипальцевый (наша рука). Однако. Пять – это не только пять пальцев, но и пентаграмма, а также пять чувств. Можно сказать, что Пятерка – это Тройка, которая потеряла обезличенность общей идеи, но взамен получила характер и нрав, т. е. обрела ум и сердце, способность чувствовать и переживать.

Пять – это отказ от рутины и обыденности Четверки, протест против ее застоя, но оно отличается от бескомпромиссности Тройки большим умом и способностями.

Пятерка – есть добро для деятельного и активного человека и зло для того, кто не любит суеты. Пентаграмма – самая выдуманная по символическому значению фигура. Если звезда пентаграммы смотрит вверх - это благотворный талисман. Перевёрнутая пентаграмма считается знаком дьявола, отпечатком копыта лешего или домового. Это знак черной магии и темной силы.

Пятёрка несёт страдания и даже муки, но она же приносит избавления от мук.

А теперь пословицы: «От пяти упавших в море собак вода не помутнеет», «Бог пять пальцев, и то сотворил не одинаковыми», «Вперед взглянешь один раз, оглянёшься - пять раз», «Увидеть змею с пятью ногами», «Без пяти минут как», «Хвалил его пятёриком», «На словах зарезал пятерых, прорубил десятерых, а стемнело – боится во двор выйти», «Пятая масть в картах».

Пятерка – это знак чувств, творчества и душевного подъема. Это поэзия, мечта и полет фантазии, эротика и искусство, наши желания и возможность их достижения. Это вера, надежда, любовь. И еще это – кто рискует, тот не пьет шампанское!

На самом деле Пятерка – число свободы. Свободы внешней, свободы внутренней. Свободы жить как в последний раз, свободы дышать полной грудью и ничего не бояться.

Заметим, что якуты тоже почитали число 5. Число бусин на серьгах доходило до пяти. Вот что пишет В. Л. Серошевский, проживавший в Якутии 12 лет: «Часто совершают малое шаманство без барабанного боя, без переодевания, сидя в обычном платье на маленьком стуле, по середине избы. В руках шаман держит, когда кнут, когда ветку, с навешанными на ней пучками белых конских волос; пучков этих может быть 3, 5 или 7, но никогда не бывает четное число, огня тогда не тушат, а только бросают на него немного конского волоса».

Национальные игры всегда тесно связаны с математическими представлениями народа. В игре «Хабылык» немалую роль играет лучинки с определенными зубами, с пятью зубами называется жеребец (атыыр сылгы), с 10-ми - ворон (суор), с 7 – олень (таба), с 3 – кобыла (биэ), с 2 – двухгодовалый жеребенок (тый).

Ганс Бидерман в своей «Энциклопедии символов» говорит, что Шесть – одно из наименее значимых в символическом смысле чисел.

Шесть гарантирует успехи в работе, на службе, но обещает поражения в борьбе и конфликтах. Шестерка упоминается меньше, зато ее символическое значение четкое и ясное. Гея родила шесть титанов, в битве с богами они проиграли и были брошены победителями в Тартар. Пьер Безухов попадает в плен и становится свидетелем расстрела ни в чем не повинных людей. Его и самого хотят расстрелять. Пьер отмечает, что стоит шестым в списке. Герой «Войны и мира» Льва Толстого остался жить, потому что вел себя скромно и не высовывался, а был бы он, к примеру, пятым по счету, Толстому пришлось бы устроить его смелый побег из плена, был бы седьмым – расстрелять.

Легендарный Ной жил шестьсот лет. В сказке об Иване Попялове богатырь двенадцать лет лежит в пепле, а потом стряхивает себя шесть пудов пепла и идет совершать подвиги. «Шестой палец на руке» - лишний палец, но ещё и богатство, т. е. излишки. «Шестилетний умница лучше шестидесятилетнего дурака». Папу Сикста VI изображали с шестью пальцами на руке.

Шестерка оберегает и защищает. Шесть – это главное число труда и любого ремесла. «По шести дорогам в воскресенье» (англ.) – означает всеми возможными способами. «Кругом идешь – три версты, прямо идешь – шесть верст». Поэтому. Шесть – это не только трудовые будни, но и просто будни, когда дни летят, одни заботы сменяются другими и приходится крутиться.

Как видно, Шестерка не слишком избалована чувствами. Ее можно считать удовлетворением естественных потребностей. Это простое человеческое счастье, чувство здоровья и здоровые чувства, естественные переживания, ощущения.

Семь – самое «путаное» число на свете. Многочисленные комментарии, сделанные нумерологами, противоречат друг другу и еще больше затрудняют видение общей картины.

Семерка – число, которое используется, чтобы указать на что – то необычное, даже сверхъестественное, на незаурядные способности и качества. Она объединяет явления, которые выходят из рамки обычного восприятия, выглядят непостижимым образом, кажутся таинственными. К сожалению, Семерка учит, что все или почти все в жизни человека – несчастье, тлен или суета сует.

Выражение «за семью печатями», как и «за семью замками», подразумевает надежно спрятанное, хранимое в тайне. Скрытое за семью печатями и сегодня означает недоступное, находящееся под магической защитой, а в бытовом смысле, что открытие этой тайны невозможно без согласия семи человек, каждый из которых поставил свою печать на конверте или владеет одним из семи ключей. «Дверь открывают для семи вещей», «Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась», «семеро ворот, а все в огород».

Средневековые астрологи и алхимики оперировали только семью известными к тому времени светилами: Солнце, Луной, Меркурием, Юпитером, и Сатурном. Каждым из семи дней недели управляла своя планета, что зафиксировано в названиях дней. Например, понедельник – «Monday» - по-английски «лунный день» или день Луны. И далее: Вт. – день Марса, Ср. – день Меркурия, Чт. – день Юпитера, Пт. – день Венеры, Сб. - день Сатурна, Вс. – день Солнца. Достаточно вспомнить английский, чтобы в этом убедиться.

Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать. Увидеть сразу семь ржанок – верная примета беды. «Семь свистунов» - это птицы, крик которых предвещает неприятности, беду и даже гибель.

Существует поверье, что каждые семь лет происходит полное обновление души и тела, а потому каждый седьмой и девятый годы так важны. Семь братьев, семь сестер, дочерей и сыновней встречаются в сказках. Москва и Рим стоят на семи холмах.

И, наконец, несколько образцов народной мудрости: «Из семи печей хлеб едал», «Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке», «Хоть семь шкур с волка спусти, а он все волком останется», «Кошка своих котят семь раз перепрячет» и «Не видались семь лет, а поговорить не о чем».

Семь чудес света – перечень наиболее удивительных и грандиозных произведений архитектуры, скульптуры и зодчества.

Семерка – это высокие, большой силы и глубины переживания, связанные с осознанием себя в мире.

Якуты считали, что число 7 обладает магической силой, что это очень большое число, оно оберегает человека от несчастий. Это видно в устном народном творчестве. Люди старшего поколения прекрасно помнят вечера сказок, загадок, олонхо, которые проводили им родители, бабушки и дедушки. Какую пищу для ума и сердца давали эти произведения, служившие своеобразной школой обучения и воспитания в высокохудожественной образной форме.

Сэттэ саар ыа5ас котон иhер уhу. (ургел0. – говорят, семь кожаных ведер летят. (Созвездие Плеяд или Б. Медведицы).

Сэттэ сымыттан биирдэрэ кыhыл комус уhу. (оробул кун). – Говорят, из семи яиц одно золотое. (воскресенье).

Руководствуясь тем, что пословицы отражают как зеркало историческое прошлое народа, его мировоззрение, быт, характер, наблюдательность, приведем несколько пословиц, имеющих в своем составе число 7:

Сэттэтин ылла. Он выжал из него все семь – говорят, когда кто – ни будь прочтет строгую нотацию кому – ни будь.

Сэттэ киhи биир анньыыны а5ала барбыттаргар дылы. Подобно тому, как семеро пошли принести одну пешню – так высмеивают, когда за пустячную работу принимаются многие.

Биир ылбайы сэттэтэ уоппукка дылы. Подобно тому, как положить в рот одну малявку по частям семь раз – говорят в насмешку женщинам, которые из кокетства двигаются и кушают очень медленно.

А5абыт иhэ сэттэ сиринэн сииктэх. Живот у Попа с семью швами – т. е. ненасытен. Время появления такой пословицы, естественно, после распространения христианской веры среди якутов. Остается только удивляться наблюдательности и острословности неграмотных якутов.

Сколько фантастических, волшебных сказок, созданных гением якутского народа. Вот, что писал о сказках земли олонхо выдающийся писатель Семен Данилов: «В моем далеком и суровом крае для нас, детей, живущих по глухим аласам, разбросанных, как оладьи, среди моря тайги, сказки, рассказываемые в долгие, зимние вечера, были всем. Они заменяли нам ясли, сады и школу». Одни названия некоторых из них помогают нам раскрыть весьма не простую проблему, за которую взялись мы. Так, например, сказки «Семеро братьев», «Одного гольяна семь раз откусила».

Обращаясь к этнографии и древней истории, Б. А. Фролов приводит примеры мифологии, легенд и преданий Сибири Дальнего Востока, которые буквально насыщены «магическими семерками». Он приходит к выходу, что «число семь используется здесь, прежде всего для характеристики Вселенной в целом, космических процессов во времени и в пространстве». «Вторая важная сфера действия семерок – сам человек, его физическая, духовная, социальная жизнь».

Обобщение значения числа семь у народов Сибири и Дальнего востока – это значение предела, порога, за который не следует переступать; продолжение счета одинаковых явлений после семи может привести к новому, а иногда к противоположному качеству (например, гибель через семь лет).

Американский психолог Дж. Миллер установил, что число 7 + 2 является пределом способности человека перерабатывать информацию. Это же число характеризует оперативную память человека. Соотношение семи чудес света, семи цветов радуги и т. п. с объемом оперативной памяти сам Дж. Миллер считает только совпадением.

Мы остановились более подробно на числе семь именно потому, что оно имеет универсальный общечеловеческий характер и не случайно используется в фольклоре, эпосе, художественной литературе.

Заключение:

Хотя указанные выше народы в своем в первоначальном развитии не имели общих каких-то связей, договоренности между собой – жили на разных территориях земного шара, - тем не менее выясняется, что представление об окружающей их среде обитания имеет сходные черты, которые отразились в их сокровищницах мыли и языка; Доказательством этому служит их одинаковое предпочтение некоторых чисел, а именно нечетных - 3,7,9.