Немного про физику 7 класс

Одним из новых предметов в седьмом классе является физика. Эта наука позволяет узнать многое о техническом прогрессе, строении вещей, свойствах вещества и тд.
Но при этом физика 7 класса имеет и довольно сложные задачи, которые понять с первого раза может не каждый. Но на нашем сайте вы найдете абсолютно все для того, чтобы с изучением данного предмета не возникало никаких проблем.

Что необходимо для постижения физики в 7 классе?
У нас в широком ассортименте представлены книги и рабочие тетради, где имеются многочисленные задачи по физике 7 класс. На ваш выбор все авторы и редакции, которые рекомендованы министерством образования. Поэтому вам больше нет смысла посещать книжные магазины в реальной жизни.
Также мы предоставляем гдз по физике 7 класса с подробным разбором всех заданий. Благодаря таким материалам, вам не придется тратить время и деньги на дополнительные занятия. Ведь ваш ребенок будет все понимать самостоятельно.
При этом у нас имеются уроки физики 7 класса на видео. Любой ученик сможет пересматривать пропущенный материал большое количество раз. В итоге, о плохих оценках можно забыть навсегда.
Что такое физика в седьмом классе?

Это предмет, который на начальных этапах напоминает природоведение или окружающий мир. Но программа развивается довольно стремительно. Переход от простого к сложному происходит быстро. В итоге, школьнику приходится в самые короткие сроки осваивать применение формул и решать различные задачи.
Справиться с таким натиском поможет решебник по физике для 7 класса, с помощью которого можно сверить ответы и разобрать порядок действий.

У нас имеются все ответы по физике 7 класса, которые необходимы школьнику. Но использовать их следует с умом. Ведь если вы не начнете разбираться в этой науке с самого начала, то потом у вас возникнут серьезные проблемы.

Сколько бы ни говорили ученые о простоте понимания наук, но физика была и остается одной из самых сложных для школьников. Теперь можно справиться без дополнительных занятий и репетиторов. Помогут интересные и содержательные видеоуроки по физике.

С Виртуальной Академией изучать физику проще и интереснее

На сайте представлено более сотни уроков по физике для 7,8,9,10 и 11 классов общеобразовательных школ, которые работают по учебникам Перышкина. Все онлайн уроки проводят высококвалифицированные опытные педагоги, успевшие наработать свои собственные методики дистанционного обучения. Благодаря простым и доступным пояснениям, а также ряду визуальных примеров учащиеся смогут легко понять, что такое сила, давление, работа, магнитное поле или электрический ток.

Учитесь на отлично вместе с видеоуроками от Виртуальной Академии

Физика – не просто дисциплина, где нужно знать определённые понятия и формулы, но еще и набор лабораторных работ, справиться с которыми школьникам всегда очень сложно. На практических занятиях, предложенных в рамках видеоуроков по физике, ребенок сможет наглядно увидеть все законы и их применение в реальной жизни. Очень легко и красочно проиллюстрированы архимедова сила и плавание тел.

Видеоуроки помогут также систематизировать полученные в ходе учебного процесса знания и навыки и подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Это значительно сэкономит время школьника, перед которым и так стоит очень много задач. Кроме того, это позволит не тратить лишние деньги на репетиторов.
Виртуальная Академия не только дает знания, но и помогает экономить семейный бюджет.

Перед вами самый объемный из мультимедийных курсов по физике : вся школьная программа от механики до ядерной физики, подробнейший лекционный материал с динамическими иллюстрациями, контрольным режимом и решением задач. Новейшая методика обучения, простота и ясность изложения материала позволят Вам в короткие сроки освоить колоссальный материал, предоставляемый данным курсом. Курс ориентирован как на школьников (с 7 по 11 класс), так и на поступающих в высшие технические учебные заведения.
Инструкция по установке: Файл представляет собой удобную оболочку, после установки которой, вы сможете просматривать видеокурс в хорошем качестве и разрешении.

Содержание :
Глава 1. Механика
Механическое движение. Материальная точка
Положение тел в пространстве, система отсчета
Прямолинейное равномерное движение
Относительность механического движения
Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость
Ускорение . Равноускоренное движение
Равномерное движение по окружности
Свободное падение тел. Ускорение свободного падения
Движение тела брошенного под углом к горизонту
Криволинейное движение
Взаимодействие тел. Инертность тел. Масса
Основы динамики . Первый закон Ньютона
Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Сила. Силы в механике
Сила упругости
Закон Гука. Модуль Юнга
Силы трения
Закон всемирного тяготения
Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость
Импульс. Закон сохранения импульса
Вес тела. Невесомость
Механическая работа. Мощность
Кинетическая и потенциальная энергии
Закон сохранения энергии
Сложение сил. Правило моментов
Центр тяжести. Устойчивость
Давление . Закон Паскаля
Гидравлический пресс
Атмосферное давление. Опыт Торричелли
Сила Архимеда

Глава 2. Молекулярная физика
Молекулярная физика. Введение
Основные положения молекулярно-кинетической теории газа
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
Размер молекул. Масса молекул. Постоянная Авогадро
Количество теплоты. Удельная теплоемкость
Температура . Энергия теплового движения молекул
Уравнение состояния идеального газа
Силы взаимодействия молекул. Идеальный газ
Взаимные превращения жидкостей и газов
Кипение
Внутренняя энергия
Работа в термодинамике
Первый закон термодинамики
Изопроцессы
Коэффициент полезного действия. Принцип Карно
Поверхностное натяжение жидкостей
Относительная влажность воздуха

Глава 3. Электростатика
Электричество. Введение
Основной закон электростатики . Закон Кулона
Электрическое поле. Напряженность электрического поля
Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов
Электроемкость
Проводники и диэлектрики
Параллельное и последовательное соединение конденсаторов
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Напряженность электростатического поля шара, плоскости
Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля

Глава 4. Электродинамика
Электрический ток. Сила тока
Электродвижущая сила
Измерение силы тока и напряжения
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
Удельное сопротивление. Сверхпроводимость
Последовательное и параллельное соединение проводников
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца
Закон Ома для полной цепи
Электрический ток в металлах. Электронная проводимость
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза
Электрический ток в газах
Электрический ток в вакууме
Электроннолучевая трубка
Электрический ток в полупроводниках
Собственная и примесная проводимость полупроводников
p-n переход и его свойства
Полупроводниковые приборы

Глава 5. Магнетизм
Взаимодействие токов. Магнитное поле
Магнитный поток
Закон Ампера
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца
Электромагнитная индукция
Явление самоиндукции. Индуктивность
ЭДС индукции в движущихся проводниках
Магнитные свойства вещества. Гипотеза Ампера
Генерирование электрической энергии
Передача электрической энергии. Трансформаторы

Глава 6. Электромагнитные колебания
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии
Вынужденные колебания в электрических цепях. Резонанс
Открытый колебательный контур. Опыты Герца
Шкала электромагнитных волн

Глава 7. Оптика
Закон прямолинейного распространения света
Полное внутреннее отражение
Тонкие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы
Построение изображения точки получаемого с помощью линзы
Оптические приборы
Волновые свойства света. Поляризация света
Скорость света в однородной среде. Дисперсия света
Интерференция света
Дифракция света
Корпускулярные свойства света. Постоянная Планка
Давление света
Постулаты Эйнштейна. Связь между массой и энергией

Глава 8. Атомная физика
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома
Квантовые постулаты Бора
Непрерывный и линейчатый спектры
Методы регистрации элементарных частиц
Состав атомного ядра. Изотопы
Энергия связи атомных ядер
Понятие о ядерных реакциях
Радиоактивность . Виды радиоактивных излучений
Цепные ядерные реакции
Термоядерная реакция

Глава 9. Колебания и волны
Механические колебания. Понятие о колебательном движении
Гармонические колебания
Период и частота механических колебаний
Превращение энергии при гармонических колебаниях
Затухающие колебания
Вынужденные колебания. Резонанс
Продольные и поперечные волны. Звуковые волны

Глава 10. Задачи по молекулярной физике
Глава 11. Задачи по оптике
Глава 12. Колебания и волны (задачи)

Название: Физика 7-11 Класс
Тип издания: Портативный бесплатный видеокурс
Назначение: Обучающий видеокурс
Год: 2011
Платформа: PC
Язык интерфейса: Русский
Таблетка: Не требуется
Размер: 351 Мб

Урок «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» является одним из уроков рабочей программы по физике, составленной на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7 классе, авторской программой А.В. Перышкина и в соответствии с выбранным учебником: А.В. Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.

Урок по данной теме входит в раздел «Введение». Он является для учащихся первым уроком по новому предмету – физике. Отсюда особенное значение этого урока.

Так как ученики 7 класса, первый раз пришедшие на урок физики, не имеют представления, что они будут изучать, то задача учителя – заинтересовать учащихся с первого урока, представить материал так, чтобы ученики почувствовали жажду новых знаний и ждали следующего урока. Важно показать на первом уроке всю красоту физики, в яркой и увлекательной форме показать широкое ее применение на практике, в жизни, помочь учащимся войти в мир новых научных и технических идей, зажечь ученика стремлением как можно больше узнать, понять.

Поэтому актуализация опорных знаний на уроке проведена в виде отгадывания кроссворда, объяснение нового материала – в виде презентации.

На уроке также проводится закрепление материала. Затруднений при ответе на предложенные вопросы многие учащиеся не испытывают.

После рассмотрения всего материала урока учащимся предлагается демонстрация нескольких опытов, объяснения которым будет дано на последующих уроках. Учащиеся с любопытством, интересом и восторгом воспринимают “фокусы”, пытаются их объяснить по-своему. Важно подчеркнуть, что все эти фокусы ребята скоро сами смогут объяснить, нужно только знать физику. Опыты на первом уроке возбуждают интерес учащихся к физике, заставляют воспринимать окружающий нас мир с другой точки зрения – с точки зрения науки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отгадайте загадки 2. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. 1. Этот глаз - особый глаз. Быстро взглянет он на вас, И появится на свет Самый точный ваш портрет. 3. Свернешь - клин, Развернешь - блин.

Отгадайте загадки 4. Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. 5. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. 6. День и ночь стою на крыше, Нет ушей, но все я слышу, Вдаль гляжу, хотя без глаз, На экране мой рассказ.

ФИЗИКА наука о природе

Аристотель. В сочинениях древнегреческого ученого Аристотеля впервые появилось слово физика («фюзис» - природа). АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция - 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского

В русский язык слово «физика» ввел в 18 веке М. В. Ломоносов, когда в переводе с немецкого он издал первый учебник физики. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

География Биология Астрономия физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д. объясняет, например, как вода из почвы поступает к веткам; почему окунь и камбала имеют разное строение скелета изучает климат изучает растения и животный мир изучает звезды, планеты объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Явления – изменения, происходящие в окружающем нас мире

Физические явления Механические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые Световые

Механические явления Движение самолетов и автомобилей Обращение Земли вокруг Солнца и спутников вокруг Земли Качание маятника

Электрические явления Электрический ток Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел

Магнитные явления Действие магнитов на железо Влияние Земли на стрелку компаса Магнитное взаимодействие токов

Тепловые явления Таяние льда Кипение воды Образование снега Действие электронагревательных приборов

Звуковые явления Звучание камертона, музыкального инструмента (гитары), голоса

Световые явления Распространение света в различных средах Отражение света от зеркал Свечение различных источников

Главная задача физики Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений

Физические термины Материя Физическое тело

Физическое тело – предметы, которые нас окружают

Материя Весь мир – материя, мой друг, Не та, что для штанов иль платья, А всё, что только есть вокруг Материально. Должен знать я. И ты запомни. Но мир материи, так жаль, Иллюзий нас лишает скоро. Есть вещество и есть поля. Поля, конечно, не с картошкой: Магнитное несет Земля И гравитации немножко. А из веществ – и ты, и я, Автомобиль, и дом, и кошка.

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания Вещество – то из чего состоит физическое тело Поле – особый вид материи, который обнаруживается по его действию

Как ученые изучают физические явления? Наблюдения Опыты

НАБЛЮДЕНИЯ Аристотель Архимед Герон Птолемей

ОПЫТЫ Рене Декарт Блез Паскаль Эванджелиста Торричелли Галилео Галилей

Что изучает наука физика? Физика Наука о природе Изучает явления Использует понятия Использует методы Механические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые Световые Тело Вещество Материя Наблюдение. Опыты. Математический расчет и вывод.

Физика объясняет Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града? Физика объясняет многие явления в нашей жизни: Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге. Почему бутерброд всегда падает маслом вниз. Почему масло в воде всплывает. Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка. Почему окна зимой замерзают. Почему нельзя работать со сваркой под дождем. Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном. Сколько весит тело, когда оно падает? Особенностью физики является то, что она изучает все!

Закрепление материала

Что из перечисленного является физическим телом? Тетрадь Воздух Бумага Вода

Какое из слов обозначает вещество? Капля воды Земля Железо Айсберг

Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас. Физические тела Вещества Явления

Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением?

Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением?

Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?

Домашнее задание. § 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов

Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:

«Что изучает физика.

Наблюдения и опыты»

7 класс

Кравцова Татьяна Викторовна

Учитель физики МОУ «СОШ №6»

Кольчугино 2010

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
  2. Пояснить связь физики с другими науками.
  3. Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле.
  4. Выявить источники физических знаний.
  5. Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика» и все необходимое для проведения опытов.

Ход урока

1. Организационный момент.

На доске написана тема урока в виде: «Что изучает …….?»

Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (Слайды 1 и 2) (ответы учитель заносит в кроссворд на доске):

1. Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

2. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

3. Свернешь - клин,

Развернешь - блин.

4. Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

6. День и ночь стою на крыше,

Нет ушей, но все я слышу,

Вдаль гляжу, хотя без глаз,

На экране мой рассказ.

Таким образом формулируется тема урока и затем сообщаются его цели.

2. Изучение нового теоретического материала. (Лекция учителя, сопровождаемая презентацией)

Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика. (Слайд 3)

Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». (Слайд 4)

В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)

Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.

Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.

Примеры (Слайд 6) :

География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.

Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.

На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.

Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями . (Слайд 7)

Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. (Слайды 8-14)

Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 15)

Любая наука использует специальные слованаучные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с таких терминов как материя и физическое тело . (Слайд 16)

Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 17)

Все объекты и физические тела являются материей. (Слайд 18)

Весь мир – материя, мой друг,

Не та, что для штанов иль платья,

А всё, что только есть вокруг

Материально. Должен знать я.

И ты запомни.

Но мир материи, так жаль,

Иллюзий нас лишает скоро.

Есть вещество и есть поля.

Поля, конечно, не с картошкой:

Магнитное несет Земля

И гравитации немножко.

А из веществ – и ты, и я,

Автомобиль, и дом, и кошка.

Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела, называют веществом. (Слайд 19)

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.

Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? (Слайд 20)

Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.

Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения. (Слайд 21)

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (Слайд 22)

А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради) (Слайд 23)

Так в чем же состоит особенность физики? (Слайд 24)

Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?

Физика объясняет многие явления в нашей жизни:

  1. Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге.
  2. Почему бутерброд всегда падает маслом вниз.
  3. Почему масло в воде всплывает.
  4. Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка.
  5. Почему окна зимой замерзают.
  6. Почему нельзя работать со сваркой под дождем.
  7. Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном.
  8. Сколько весит тело, когда оно падает?

Особенностью физики является то, что она изучает все!

3. Закрепление материала. (Слайд 25)

1. Что из перечисленного является физическим телом? (Слайд 26)

  1. Тетрадь
  2. Воздух
  3. Бумага
  4. Вода

2. Какое из слов обозначает вещество? (Слайд 27)

Дождь

Звезда

Железо

Ветер

Компас

Масло

Молния

Воздух

Кислород

Землетрясение

4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Слайд 29) (Да.)

5. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Слайд 30) (Нет.)

6. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (Слайд 31) (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).

4. Домашнее задание. (Слайд 32)

§ 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов

5. Демонстрация опытов: «Фокусы, которые вы легко сможете объяснить, изучая физику».

1. «Неразваливающаяся картошка». На столе перед учащимися разрезать картофелину, затем соединить обе половинки, они будут держаться. – Почему они “слипаются”, вы сможете объяснить с точки зрения физики уже в 3 четверти.

2. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накрыть листом бумаги и быстро перевернуть его дном вверх. Вода не выльется из стакана.

3. У меня в руках 2 яйца. Одно уже сварено, другое – нет. Как определить, где какое яйцо? Конечно, можно их разбить и проверить! А если не разбивая? (Нужно их вращать. Вареное яйцо будет вращаться быстрее. Провести проверку, очистив вареное яйцо.)

4. «Удивительное яйцо». У меня пустая бутылка. Можно ли в эту бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажечь бумагу и бросить её в бутылку. Поставить на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)


Водный урок «Что изучает физика» в 7 классе

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.

Научить различать физические явления и тела.

Познакомить с методами изучения физики.

Воспитательные:

Показать значение познания мира через мышление.

Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Развивающие:

Развивать внимание и любознательность.

Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Структура урока:

Организационный этап (1 мин).

Мотивационный этап (8 мин).

Изучение нового материала (25 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (1 мин).

Ход урока:

Организационный этап

Прежде, чем отправиться в увлекательное путешествие в мир физики, давайте определимся с учебниками и тетрадями:

1. Учебники

2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;

2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;

для контрольных работ по физике.

Сборник задач по физике Лукашик В.И., Иванова Е.В. 7- 9 классы.

2. Мотивационный этап

Итак, начнём наше путешествие в мир физики с вопроса «Что изучает физика?»

Пишем сегодняшнее число и тему урока.

Что изучает физика? - спросите вы. Я отвечу: «Физика - это всё, что нас окружает!!!...»

Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.

В течение всей своей жизни, начиная с самого начала, мы с вами постоянно познаём окружающий нас мир начиная с младенческого возраста, мы усваиваем огромное количество информации об окружающем мире, на что редко обращаем внимание. С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо - синее, трава - зелёная, клубника - красная и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас - это всё природа. И именно природу, её законы и изучает физика.

Изучение нового материала

Сейчас посмотрим с вами фильм.

3.1. Просмотр обучающего фильма «Что изучает физика»

Классификация физических явлений:

1. К первой группе явлений относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. Такие явления называются механическими явлениями .

Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.

2. Ко второй группе явлений относят явления, связанные с электрическим током. Такие явления называются электрическими явлениями .

Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.

3. К третьей группе явлений относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. Такие явления называются магнитными явлениями.

Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.

4. К четвёртой группе явлений относят явления, связанные со светом. Такие явления называются оптическими , или световыми явлениями.

Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.

5. К пятой группе явлений относят явления, которые связаны с теплом. Такие явления называются тепловыми явлениями.

Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.

6. К шестой группе явлений относят явления, которые связаны со звуком. Такие явления называются акустическими , или звуковыми явлениями.

Все эти явления изучаются в физике.

Для чего? Зачем изучать такое огромное число явлений?

На доске вывесить карточки в процессе рассказа

механические

звуковые

тепловые

электрические

световые

магнитные

Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.

Закон в физике - это совсем тоже самое, что закон в Конституции. Закон в физике - это некоторое доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.

Так на примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. (Опыт Галилео Галилея) А затем использовать эти законы в своей жизни: в строительстве, в военном деле, в мореплавании, и даже в цирке…

3.2 Физические термины

Любая наука использует свои специальные слова - научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.

Запишем определение

(вывести определения на экран для самых медлительных учеников):

Физическое тело - это каждое из окружающих нас тел.

Приведём примеры физических тел: мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.

Все объекты и физические тела являются материей . Всё что нас окружает материально. Вода, воздух, звёзды - любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Таким образом, запишем определение:

Материя - всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.

Вещество - это материал из которого состоят физические тела.

Мы его можем потрогать, увидеть. Очень важно уметь отличать вещества от физических тел и тем более от физических явлений.

Так, гвоздь - физическое тело, железо - вещество;
стол - физическое тело, дерево - вещество;

капля воды - физическое тело, вода - вещество.

Другой вид материи - поле - существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить при помощи органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какое - нибудь физическое тело. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё, не смотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/сек, но измерить мы его не можем, пока… А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.

3.3. Методы исследования физического явления

Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда появляются у человека знания?

Что я держу в руках? (апельсин).

Как вы узнали что это апельсин?

Что мы делаем сейчас? (смотрим на апельсин, наблюдаем за ним: он оранжевого цвета, пористый)

Но этого мало, чтобы иметь чёткое представление о нём. Мы его можем очисть от кожуры - почувствуем запах апельсина, попробуем на вкус. Можем выжать сок из него, можем сварить компот и т.д., т.е. мы начинаем проводить опыты над ним или эксперимент.

(Показывать портреты учёных ученикам)

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и учёные Древней Греции в основном вели наблюдения.

Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Но в одно прекрасное время древнегреческий учёный Архимед, воскликнув «Эврика!», провёл опыт, разоблачив тем самым мошенничество с царской короной. (Легенда об Архимеде)

В средние века учёные (Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль и др.) начали массово ставить опыты для постижения истины.

Ведь наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только «явную» сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля плоская.

Или нам интересно, какое тело упадёт быстрее: то которое тяжелее, или то, которое легче.

Для этого мы бросаем два этих тела и наблюдаем результат. На основании этого опыта мы можем сказать, что тело, которое тяжелее падает быстрее. Но мы не можем ответить на вопросы «Почему оно падает быстрее?» ; «Что будет, если оба тела незначительно отличаются по массе?»

И поэтому, чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся учёным по заранее продуманному плану с определённой целью.

Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин . Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.

По прошествую эксперимента выводят физический закон .

Просмотр обучающего фильма «Как замерзает мыльный пузырь»

Закрепление изученного материала

Задачник Лукашик №1, 4, 5.

Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)

Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженного, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет)

Домашнее задание

Выписать в «физический словарь» понятия:

1. Что такое «физика»?

2. Что такое «физические явления»?

3. Что такое «физическое тело»?

4. Что такое «вещество»?

5. Что такое «материя»?