Мария Фармагей
НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе»

Цель : познакомить детей с круговоротом воды в природе .

Задачи :

1. показать значимость воды для всего живого на земле;

2. показать в каком виде существует вода на земле;

3. познакомить с некоторыми свойствами воды ;

4. развивать логическое мышление;

5. развивать связную речь : речь-доказательство, речь-суждение;

6. уметь толковать пословицы и поговорки, связанные с водой;

7. знать название морей, рек, океанов;

8. с помощью аналогии придумывать собственные истории;

9. воспитывать бережное отношение к воде;

10. закрепить правила безопасного обращения в быту с электрическими приборами.

В : Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

Лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить.

Проводится беседа «Кому нужна вода?»

Вопросы :

Что вы знаете про воду?

Какая она? (пресная, соленая, студеная, нужная, не нужная)

Кому она нужна?

Знаете ли вы пословицы о воде?

Где находится вода? (в реках, морях, океанах, болотах, ручьях)

Назовите океаны?

Какие вы знаете моря?

Назовите реки?

В : Правильно. Подумайте и скажите откуда берется вода в водопроводном кране?

Д : отвечают.

В : Правильно. Вода, которой мы пользуемся каждый день из реки. Капельки воды проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но как же рождается речка? Хотите узнать? Пойдемте все на коврик.

(на ковре разложен кусок голубой длинной ткани, детям раздаю ленточки)

На земле много разных рек и больших и маленьких, они все куда-то бегут.

Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделаем свою большую речку? Возьмите эти ленты и шнуры они и будут реками и ручьями.

Д : - Да

В : это голубая полоса ткани-главная река, а узкие ленточки- это маленькие ручейки и ручьи, разложите их по кругу реки так , чтоб речушки и ручейки впадали в большую реку.

Сказка про капельку

Ой, куда это я лечу? Закричала капелька Капитошка –Мне страшно. Не бойся детка, ты уже большая, до встречи, крикнула ей мама туча. В этот момент капелька упала на лист лопуха, а вместе с нею приземлились летним дождиком и её сестрицы капельки, добавили водицы в реки и моря, напоили землю. Стало пригревать солнце. Ой! Я превращаюсь в пар, я снова лечу на небо, но я не одна, со мной мои сестрицы, а вот и мама туча.

В : А вы поняли ребята, что произошло с капельками?

Д : Капельки ходят по кругу .

В : Правильно, это явление называется «Круговорот воды в природе »

Физ. минутка «Дождик»

В : А сейчас рассмотрим таблицу. Садятся на месте , показываю таблицу «Круговорот воды в природе »

Вода есть везде. На поверхности земли, в реках, ручейках, морях, океанах. Солнце нагревает воду, она превращается в пар, поднимается вверх, образуя облака, когда они становятся тяжелыми, то на землю выпадают осадки. Какие вы знаете осадки?

Д : дают ответы.

В : Сейчас мы с вами увидим, как это происходит, я покажу вам опыт. (беру кипящий электрический чайник дети стоят на безопасном расстоянии)

В : посмотрите ребята у меня чайник с кипящей водой, он выполнит роль солнца, сейчас я поднесу к нему сухую стеклянную баночку. Что вы видите?

Д : баночка покрылась капельками воды - это вода превратилась в пар.

В : правильно, так происходит и в природе и этот процесс непрерывный и называется он круговоротом воды в природе .

В : Ребята! Сядьте на свои места. Сейчас я вам покажу одну схему. Вы ее очень быстро перерисуйте себе и попробуйте рассказать мне о том как капелька превратилась в снежинку.

(дети рисуют, смотрю по времени, если достаточно, то 2-3 рассказа, нет-то 1)

Итог : мы сегодня познакомились с круговоротом воды в природе . Все молодцы.

Публикации по теме:

Исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы «Мир воды» Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Интегрированные области: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Круговорот воды в природе» Составитель: Прохорова М. М. Интеграция.

Занятие в подготвительной группе «Круговорот воды в природе» Воспитатель загадывает загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю подает опять.

Детям очень сложно объяснить про круговорот воды в природе. Предлагаю мини-сказку, как это можно сделать в средней и старшей группе. Мини.

Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.Расширять и активизировать словарь. Ввести в словарь понятие “вулкан”, познакомить с его природой на опыте. Ввести такие понятия, как вулканический кратер, жерло, огнедышащий вулкан, магма, лава, вулканологи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по естествознанию с элементами экспериментирования для детей 6 лет

Цель: Знакомство детей с таким природным явлением, как “вулкан”, через демонстрацию опыта “Извержение вулкана”.

Задачи:

Ввести в словарь понятие “вулкан”, познакомить с его природой на опыте.Ввести такие понятия, как вулканический кратер, жерло, огнедышащий вулкан, магма, лава, вулканологи. Расширять и активизировать словарь. Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.

Наглядный и дидактический материал: макет вулкана, карта России, поддон, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги (для фиксации наблюдений), цветные карандаши, чайные ложки, пипетки, пластиковая банка,

Ход занятия

I. Вводная часть.

В гости к детям прилетает Умная Сова и держит в клюве серый шершавый камень.

– Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с совой и спрашивают у нее, что она принесла с собой.

Сова отвечает:

– Это необычный кусок камня, который называется пемза. А вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

– Пемза – это камень, которым раньше наши бабушки и дедушки пользовались для оттирания рук от грязи. Хотите узнать, откуда произошел этот камень?

– Пемза – это застывшая лава, выброшенная вулканом из недр Земли, – рассказывает сова. – Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

– Да, ребята, мы познакомимся с вами, с таким природным явлением, как вулкан.

II. Основная часть.

1) Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайдов презентации).

– Ребята, прежде, чем вы узнаете о вулкане, я расскажу вам легенду. Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

3) Физкультминутка. Игра “Вулкан”.

Дети изображают извержение вулкана. Сначала они сидят на корточках, затем появляется гул, она начинают шевелиться, двигать руками, постепенно поднимаются на ноги, и, подпрыгивая, поднимают руки вверх, вскрикивая.

(Игра повторяется два-три раза.)

4) Что же такое вулкан? (Рассказ с демонстрацией.)

Это гора, в верхней части которой есть углубление, которое называется вулканическим кратером. В самой толще горы находиться канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру – очаг магмы. Магма это расплавленное, очень горячее вещество. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

5) Показ опыта “Извержение вулкана”.

Основание вулкана делается из плотного картона в виде конуса. В качестве жерла – внутрь конуса вставить пустую пластиковую банку. Лава изготавливается из следующих веществ: помещаем в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, и пять капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующим нужно добавит уксус. Но эта жидкость с особым знаком. Эту жидкость можно наливать только взрослым. Поэтому воспитатель добавляет пять капель уксуса.

Что вы, ребята, наблюдаете.

Ответы детей.

6) Воспитатель:

– Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Ежегодно происходит 20-30 извержений.

Сова:

– А скажите, пожалуйста, в нашей стране есть вулканы?

Воспитатель:

– В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке, Дальнем Востоке, Курильских островах (показывает на карте). А самые мощные вулканы в мире находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис). Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. (Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.) Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Иногда вулканы замирают на сотни лет и называются потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

III. Заключительная часть.

– Ребята, давайте, зарисуем вулкан.

Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки сове. Благодарят ее за это интересное и познавательное занятее. Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; работать над совершенствов...

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет Тема: "Электричество и человек"

Задачи занятия:обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где «живет» электричество и как помогает человеку. Познакомить детей с причиной появления статического электричест...

Знакомство с природой часто исключается из списка обязательных развивающих занятий, таких как чтение, письмо или счет. А зря! Сведения об окружающем мире крохе тоже нужно подавать, причем делать это не просто дозированно и системно, но познавательно и увлекательно. Ведь если новые знания найдут отклик у него в душе, они точно надолго сохранятся в памяти.

В самом нежном, казалось бы, возрасте малыш впитывает информацию о том, что его окружает, как губка. Ему хочется не только посмотреть или послушать, но и потрогать, понюхать, пощипать, погрызть… Не запрещайте ему исследовать даже таким интересным способом заведомо безопасные вещи, но помогайте: называйте все, к чему тянется кроха.

Не торопитесь хвататься за развивающие книжки и тетрадки! Ваша главная задача сейчас – расширить информацию об окружающем мире и увеличить словарный запас маленького человечка.

Практикум

1. Рассказывайте малышу обо всем, что происходит каждый день, и пробуждайте интерес: где мы бываем, что нового узнаем, чем занимаемся, что происходит вокруг? Познание мира в маленьком возрасте – это обсуждение практически всего, что встречается на пути.

2. Выделяйте какой-нибудь один объект (явление природы, детская площадка, растительность, животные и т. п.) и исследуйте его. Выбирайте предмет, многократно повторяйте его название, проговаривайте составные части, по возможности давайте потрогать-пощупать, сравнивайте и обобщайте. Постепенно, по мере накопления в памяти необходимых сведений, переходите от «я называю» к «ты мне называешь» (например, открывая утром шторы, спрашивайте: «Что это у нас там светит в окошке?»).

3. Показывайте малышу картинки с изображением различных животных, называйте каждое по несколько раз. Поиграйте в игру на запоминание и классификацию: называйте животное, и, если оно летает (птица, бабочка), малыш должен махать руками, если плавает (рыба, крокодил) – изображать, как будто он плывет, если прыгает (лягушка, кузнечик) – прыгать, если ходит на четырех лапах – хлопать в ладоши.

4. После того как вы «познакомили» ребенка с животными, проведите обобщающие занятия (для этого вам потребуются картинки или игрушки-животные). Называйте разных животных и изображайте, как они «разговаривают»: пчела жужжит (ж-ж-ж), утка крякает (кря-кря), кошка мяукает (мяу-мяу), петух кукарекает (ку-ка-ре-ку), ворона каркает (как-кар), лягушка квакает (ква-ква), свинья хрюкают (хрю-хрю), лошадь ржет (и-го-го), коза блеет (бе-е-е), собака лает (гав-гав), сова ухает (уху-уху), гусь гогочет (га-га), корова мычит (му-у-у), слон трубит (ту-у-у), лев рычит (р-р-р). Не нужно за один «урок» воспроизводить голоса всех животных. Делать это можно во время других игр или на прогулке.

В помощь: обучающие мультфильмы. Интерактивные «уроки» помогают крохе расширять кругозор практически с рождения. Например, мультики «Бэби Нептун – изучаем воду» (дает представление о том, что такое круговорот воды в природе, и знакомит малышей с океанами, морями, озерами и реками) или «Местные обитатели» (рассказывает об отличиях домашних и диких животных) из серии Baby Einstein рассчитаны на возраст от 6 месяцев! Для самых маленьких также подойдут выпуски видеопрезентаций серии «Вундеркинд с пеленок»: «Мир вокруг нас», «Природа» или «Животные».

Малыш пока только начинает осознавать, что кроме дома, в котором он живет, есть еще и другие дома, улицы, города и страны. Поэтому начните с самого простого – изучения его собственной комнаты. К знакомству с пространством можно приступить, составив простейшую карту «местности» (от нее потом удобно будет перейти к изучению обычной географической карты). Объясните малышу, что такое «вид сверху» на примере постройки из конструктора – пусть он заберется на стул и взглянет на свою башню. Расскажите, что предметы невозможно изображать на картах и планах в натуральную величину. Помогите ему составить план детской комнаты, затем – квартиры, после чего нарисуйте вместе карту местности вашего двора.

Теперь можно приступать к изучению окрестностей. В этом возрасте малышу уже можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья, закаты и рассветы, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Рассказывайте и комментируйте все, что встречается на вашем пути: цветы (белые, розовые или голубые, маленькие или большие, ромашки или одуванчики и т. д.), животных (маленькая кошечка, большая собака, черная ворона), дома и детские площадки (новые или старые, высокие или низкие, из дерева, кирпича или бетона и т. п.). Берите на прогулку фотоаппарат и запечатлевайте все, что вас заинтересовало. Потом из этих снимков можно сделать фотоальбом и по нему «тренироваться»: называть объект, его отличительные признаки, местонахождение.

По миру, пока кроха еще мал, отправляйтесь путешествовать с помощью любимых сказок и мультфильмов. Например, перечитывая на ночь «Бармалея», задайтесь целью на следующий день выяснить, где же эта загадочная Африка, куда нельзя ходить гулять маленьким детям?

Практикум

1. Отправляясь на прогулку, подробно обсуждайте маршрут. Выйдя из подъезда, покажите крохе дверь и окна вашей квартиры, а отойдя немного – дом целиком. Рассказывайте, куда вы сейчас пойдете – в магазин, в поликлинику или на детскую площадку, где свернете и как вернетесь обратно (прямо, налево, налево, прямо – дом).

2. Займитесь природоведением: гуляя, изучайте деревья (показывайте, где ствол, где ветки, а где листья), насекомых (мух, стрекоз, бабочек, пауков с паутиной, дождевых червей), собирайте листья, веточки и цветочки, чтобы сделать дома гербарий, смотрите на небо и отмечайте любые изменения в погоде, слушайте шум ветра и журчание воды.

3. Давайте малышу щупать и ковырять: гладкие камушки, шершавую кору деревьев, сухие листья, мокрую после дождя землю… Так вы не только познакомите его с объектами природы, но и поможете узнать много нового о форме и текстуре предметов.

4. Начните более подробно изучать животных. Расскажите, что есть дикие звери (они живут в лесу, в горах, в пустынях), а есть – домашние животные (их место рядом с человеком). Поиграйте в игру: возьмите фигурки животных (можно от «киндерсюрпризов») и скажите, что звери заблудились. Предложите крохе помочь им найти свой дом: одних зверушек нужно отправить обратно в лес, других – в кукольный домик.

5. Наберите охапку листьев и предложите малышу рассортировать их по какому-то признаку: большие или маленькие листья, зеленые или желтые, березовые или дубовые. Расскажите ему (и покажите, подбросив листья вверх), что такое листопад.

6. Проводите «растительные» уроки: возьмите две большие чашки и немного овощей и фруктов (по одному каждого вида). Предложите малышу рассортировать их: пусть сварит в одной чашке «суп» (овощи), а в другой – «компот» (фрукты). Расскажите немного о каждом плоде: где растет, когда созревает, как собирают урожай, что из него можно приготовить.

В помощь: развивающие интерактивные пособия. Вот некоторые из популярных мобильных приложений: «Лунтик. Изучаем окружающий мир» (с любимыми мультипликационными героями малыш выполнит много увлекательных и интересных заданий и получит сертификат «Специалиста знания мира»), «Угадайка: растения» (веселая гусеница задаст сотни загадок, которые помогут узнать о растущих вокруг деревьях и цветах), «Умняшка» (в игровой форме познакомит кроху с разными видами животных и их потомством) и «Что растет на грядках» (предложит рассортировать по корзинкам овощи-фрукты и собрать яркий тематический пазл).

Занятия по знакомству малыша с природным миром хорошо приурочить к соответствующему времени года. Летом удобно наблюдать за птицами и насекомыми, собирать материал для гербариев и поделок, изучать цветы и ягоды, весной – смотреть, как просыпается природа, проращивать лук на окошке, осенью – следить за листопадом и измерять глубину луж, зимой – проводить опыты со льдом и снегом, изучать следы животных на белом покрове.

Примерно в 3–4 года малыш начинает спрашивать о том, что ему интересно: используйте период «почемучества» для активного знакомства с окружающим миром! В этом возрасте он уже должен знать название родного города и адрес своего дома, различать домашних и диких животных, называть их детенышей, опознавать насекомых и некоторых пресмыкающихся (ящерица, лягушка), называть несколько видов деревьев и цветов, уметь показывать их части (ствол, ветви и листья, стебель и цветок), знать овощи, фрукты, ягоды и грибы, иметь представление о временах года и погодных явлениях.

Для более тесного контакта с природой используйте прогулки. Гулять на улице нужно каждый день! Извлекайте пользу из любых ситуаций. Идет дождь? Лужи и сбегающие ручьи – прекрасная возможность рассказать ребенку об устройстве земной поверхности, настоящих рек и озер, научить его определять исток и устье, левый и правый берега.

Приучайте ребенка замечать происходящие вокруг сезонные изменения (почки набухли – появились листочки) и наблюдать за явлениями природы (светит солнышко, льет дождь, дует ветер). Через определенные интервалы времени, например раз в две недели, приходите с ним в парк или сад и смотрите – что изменилось? Не забывайте, что малышам очень важно подкреплять теоретические знания практическими: проводить опыты, исследования, рисовать, раскрашивать, делать гербарии, макеты.

Практикум

1. Расширяйте детские знания о животном мире – играйте в «Кто где живет». Из конструктора постройте домики и подпишите: «конюшня», «свинарник», «хлев» и т. п. Расскажите ребенку, какая постройка для какого животного предназначена, и предложите ему отправить каждого «хозяина» в свой дом.

2. Собирайте листья с разных деревьев и различные цветки, засушивайте их, вклеивайте в альбом и подписывайте.

3. Запасайте желуди и каштаны, ягоды рябины и боярышника – из них можно делать замечательные бусы, чередуя ягоды в определенном порядке.

4. Наблюдайте за жизнью насекомых. Покажите, как можно сделать «муравьиную ферму» (в банку положить немного почвы с муравьями, добавить хлебных крошек и мелких веточек), дом для божьей коровки (в банку положить листья, добавить несколько капель воды и закрыть прозрачной пленкой) или паука (в пустой коробке из-под молока вырезать «окошко», положить «корм» и заклеить отверстие липкой лентой).

5. Проращивайте семена и выращивайте рассаду на балконе или подоконнике. Расскажите, что происходит с того момента, как семечко опустили в землю, до того времени, когда оно взойдет. Покажите, как растения пьют воду: поставьте в стакан белый цветок и добавьте в воду немного красной краски – через некоторое время воды в стакане станет меньше, а цветок порозовеет.

6. Заведите календарь погоды и каждый день заполняйте его. Повесьте за окном термометр и учите малыша определять температуру на улице. Расскажите, как и когда происходит смена времен года.

7. Расскажите о том, что такое горы, и сделайте мини-вулкан: из твердого картона склейте конус (верхушку срежьте). Поместите внутрь маленькую пластиковую бутылку, в которую насыпьте немного соды и сухой краски. Расскажите ребенку, что такое извержение вулкана, и покажите, как оно происходит: осторожно влейте в горлышко бутылки уксус – из него тут же потекут потоки «лавы».

8. Поиграйте в «поиск клада». Кладом может быть любая баночка с «сокровищами» (любимыми игрушки, конфетами). Нарисуйте несложную карту, и пусть ребенок при помощи ваших подсказок найдет ценности.

В помощь: тематические игрушки. Глобус и лупа, весы и бинокль, компас и телескоп помогут вам превратить прогулки в увлекательные приключения, полные неожиданных, а главное, самостоятельных открытий. Они помогут вам рассказать ребенку о форме Земли, научат его определять части света, покажут жизнь «невидимых» насекомых и привьют любознательность.

Вокруг света

Для четырехлетки географическая карта – аляповатая картинка. Скорее всего, он сумеет запомнить, что Антарктида «где-то наверху», а форма Апеннинского полуострова похожа на сапог. Но понять, что же это на самом деле такое – карта мира, сможет еще не скоро. Тем не менее знакомить ребенка с географией до школы очень полезно: он расширит свой кругозор, заучив некоторые понятия, очертания материков, названия государств и городов… Кроме того, география – наука разноплановая, она поможет узнать обычаи и традиции народов мира, а также познакомит с флорой и фауной разных стран.

Как можно объяснить крохе, что такое карта? Возьмите апельсин или грейпфрут и скажите, что наша Земля по форме такая же круглая. Если постараться, можно аккуратно снять кожуру целиком и разложить на столе – получатся два импровизированных земных полушария, Западное и Восточное. Затем переходите к обычной бумажной версии карты.

Действуйте по принципу «от большого к малому»: сначала покажите и обведите фломастером континенты, потом – самые большие острова (такие, как Мадагаскар, Новая Гвинея или Гренландия), затем переходите к океанам и морям, странам и городам.

Что еще можно сделать на домашних «уроках» географии?

  • в контурных картах раскрасьте континенты разными цветами, максимально соответствующими им (например, Африка желтая, потому что там пустыня);
  • на карте обведите маркером границы России и отметьте город, в котором вы живете. Покажите Москву и Санкт-Петербург, расскажите об их главных достопримечательностях. Отображайте на карте города, в которых живут ваши родственники или в которых вы с ребенком когда-то были;
  • просите ребенка показать вам какой-нибудь объект на карте (например, озеро Байкал или пустыню Сахару);
  • сделайте «карту животных»: на большую карту мира вместе наклеивайте изображения типичных для каждой страны животных (Антарктида – пингвины, Австралия – кенгуру и т.п.);
  • читайте и учите с ребенком тематические стихи. Вам в помощь – сборник Андрея Усачева «Занимательная география. Россия. Европа» («Азбука», 2012).
  • рисуйте в альбоме флаги разных стран;
  • изучайте фотографии природного ландшафта каждой страны, рассматривайте достопримечательности и национальные одежды;
  • готовьте распространенные блюда мировых кухонь;
  • смотрите вместе разнообразные телепередачи про путешествия, которыми богаты эфиры каналов Animal Planet и Discovery, а также тематические информационно-развлекательные программы вроде «Непутевых заметок», «Мира наизнанку» или «Орла и решки».

Цель: Знакомство детей с таким природным явлением, как “вулкан”, через демонстрацию опыта “Извержение вулкана”.

Образовательные:

  1. Ввести в словарь понятие “вулкан”, познакомить с его природой на опыте, ввести такие понятия, как вулканический кратер, жерло, огнедышащий вулкан, магма, лава, вулканологи, Институт Вулканологии.
  2. Научить детей изобразить увиденное и услышанное на бумаге.
  3. Расширять и активизировать словарь.
  4. Формирование пространственных представлений (географическая карта) и умение работать по алгоритму.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения.
  2. Способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
  3. Способствовать развитию долговременной памяти, наглядно-образного, словесно-логического и ассоциативного мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.
  2. Поддерживать чувство радостного удивления, чувство исследователя.
  3. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, самоконтроля.

Наглядный и дидактический материал: картины с изображением вулкана, иллюстрации с изображением бога Вулкана, макет вулкана, карта России, карта мира, поддон, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги (для фиксации наблюдений), цветные карандаши, чайные ложки, пипетки, пластиковая банка, карточки схемы извержения вулкана.

Словарная работа: вулкан, “огнедышащая гора”, действующий, потухший, кратер, жерло, магма, лава, пемза. Институт вулканологии, вулканология.

Ход занятия

I. Вводная часть.

В гости к детям прилетает Умная Сова и держит в клюве серый шершавый камень.

– Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с совой и спрашивают у нее, что она принесла с собой.

Сова отвечает:

– Это необычный кусок камня, который называется пемза. А вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

– Пемза – это камень, которым раньше наши бабушки и дедушки пользовались для оттирания рук от грязи. Хотите узнать откуда произошел этот камень?

– Пемза – это застывшая лава, выброшенная вулканом из недр Земли, – рассказывает сова. – Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

– Да, ребята, мы познакомимся с вами, с таким природным явлением, как вулкан.

II. Основная часть.

1) Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций).

– Ребята, прежде, чем вы узнаете о вулкане, я расскажу вам легенду. Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

2) Худ. слово.

Огнедышащий вулкан

Не гора, а великан –
Огнедышащий вулкан!
Лаву извергает он,
Что сжигает горный склон,
Изрыгает камни, газы, –
Небеса темнеют сразу.
Пепел, ядовитый дым
Поднимаются над ним.
Слышится подземный гул,
Словно великан уснул,
И храпит и видит сон,
Как велик и страшен он!
(Т.А. Шорыгина)

3) Физкультминутка. Игра “Вулкан”.

Дети изображают извержение вулкана. Сначала они сидят на корточках, затем появляется гул, она начинают шевелиться, двигать руками, постепенно поднимаются на ноги, и, подпрыгивая, поднимают руки вверх вскрикивая.

(Игра повторяется два-три раза.)

4) Что же такое вулкан? (Рассказ с демонстрацией.)

Это гора, в верхней части которой есть углубление, которое называется вулканическим кратером. В самой толще горы находиться канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру – очаг магмы. Магма это расплавленное, очень горячее вещество. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

5) Показ опыта “Извержение вулкана”.

– Ребята, хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

(На доску вывешивается алгоритм выполнения этого опыта.)

а. Основание вулкана делаем из плотного картона в виде конуса.

б. В качестве жерла – внутрь конуса вставим пустую пластиковую банку.

в. Лаву изготовим из следующих веществ: помещаем в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, и пять капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующим нужно добавит уксус. Но эта жидкость с особым знаком. Эту жидкость можно наливать только взрослым. Поэтому воспитатель добавляет пять капель уксуса.

– Что вы, ребята, наблюдаете.

Ответы детей.

6) Воспитатель:

– Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Ежегодно происходит 20-30 извержений.

Сова:

– А скажите, пожалуйста, в нашей стране есть вулканы?

Воспитатель:

– В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке, Дальнем Востоке, Курильских островах (показывает на карте). А самые мощные вулканы в мире находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис). Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. (Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.) Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Иногда вулканы замирают на сотни лет и называются потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

III. Заключительная часть.

– Ребята, давайте, зарисуем вулкан.

Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки сове. Благодарят ее за это интересное и познавательное занятее. Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

Использованная литература.

  1. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “Педагогика-Пресс”, 1995.
  2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2010.
  3. Т.А. Шорыгина “Беседы о природных явлениях и объектах”. Москва, “Творческих Центр Сфера”, 2010.

Размышляя об этом, я определила цель своих уроков естествознания: научить детей разумно относиться к любому вопросу о природе и уметь находить ответ в литературе, планировать и осуществлять самостоятельное наблюдение, добывать новые знания, выдвигать предположения и проверять их в условиях эксперимента.

Этим отличается курс «Естествознание» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой от других курсов природоведения.

Можно учить детей представлениям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира продолжает меняться, особенно быстро в последнее время. Поэтому нужно помочь детям освоить не только знания о природе, но и способы получения этих знаний.

Предметом курса Е.В. Чудиновой является экспериментальный метод естественных наук, или, согласно метафоре Ньютона, - обучение «бросанию камешков» (объяснительных идей) в океан чувственного опыта. Курс Е.В. Чудиновой строится на основе теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, основным методом обучения является постановка перед детьми системы учебных задач.

В курсе «Естествознание» система учебных задач организуется вокруг разрешения научных споров (эксперимент как способ проверки правильности того или иного предположения).

Уже в первом классе дети узнают способы получения информации об окружающем мире и открывают для себя эксперимент, с помощью которого можно проверить свои предположения.

Детям нравятся практические занятия, например, с растениями. На уроке мы пытаемся сами посадить растения. Совместно вычленяем проблему - далеко или близко нужно распределять семена друг от друга при посадке? Выдвигаем гипотезу - когда растения растут близко, они мешают друг другу. Определяем способ проверки - эксперимент. Подготавливаем, замачиваем семена любых растений, затем высаживаем в две коробки. В одну - очень много семян, в другую - 2-3 семечка. Делаем предположение: «Если гипотеза верна, то что мы увидим в 1-й коробке? А во второй? Какие будут растения?» Зарисовываем результаты эксперимента в тетрадях. Чему учились дети, выполняя эту работу? Задавать вопросы, делать предположения, фиксировать процесс в виде символической записи. Наконец, они приобрели практический опыт правильной посадки растений.

А главное - дети активно мыслили! То, что интересует ребят, позволяет им узнать необычное в обычном, расширяет их жизненный опыт, то по-настоящему их развивает. Этому способствуют творческие задания. Например, такое. В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, петух, мышка, ежик, лиса, заяц, волк. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном природном сообществе? В ходе дискуссии выясняем, что такое сообщество, по каким законам оно образуется, какое влияние оказывают друг на друга представители сообщества, в чем опасность нарушения связей в природном сообществе. Свои суждения, предположения ученики подтверждают текстом учебника или статьями из энциклопедий, а дома зарисовывают разные сообщества.

Продолжением этих уроков может быть творческая работа на тему «Какое животное смог бы ты пригласить в гости, в окрестности своего города, предоставив все условия для жизни?». Для этого, советуем детям, воспользуйся приглашением:

«Уважаемая...! Приглашаю тебя в гости. В нашей местности есть прекрасный...»

В итоговой работе по теме «Природные сообщества» были следующие задания:

1. Подчеркни способы приспособления животных к условиям обитания в водной среде: яркая окраска, запасы воздуха, сильный запах, густой мех, жировая прослойка.

2. Напиши, к какому природному сообществу относятся эти животные и растения: клевер, шмель, куропатка, кузнечик, жаворонок, василек, бабочка, просо.

Начиная с 1-го класса, учимся работать с текстом. Используем не только научные тексты, но и художественные. Вот какой урок проведен в 1-м классе.

Произведения писателей-натуралистов как источник получения знаний о природе

Развивающие цели: умение находить в тексте информационные слова, использовать их для подтверждения своих гипотез; образное мышление; способности соотношения своих знаний и знаний, существующих в культуре.

Образовательные цели: дать понятия ранней и поздней весны; установить взаимосвязь между живой и неживой природой; познакомить с новым источником получения знаний.

Оборудование: линейки, карандаши, страница альбома, разделенная на 4 части, печатный лист с текстами.

Этапы урока:

1. Начнем урок прослушивания «звуков природы». Слушаем звуки и нарисуем то, что представили, услышав их.

2. Что нарисовали?

В какое время года бывает такое природное явление? (Чаще весной и летом).

3. Приходилось ли вам наблюдать грозу? В какое время года?

Что происходит в природе, когда начинается гроза?

Какой источник информации вы использовали, чтобы сообщить нам о природном явлении, о грозе? (Наблюдения).

4. Наш жизненный опыт и наши наблюдения позволили сделать предположение, что гроза начинается в мае.

Можно ли найти подтверждение этой гипотезе?

Какие источники можно для этого использовать?

Давайте уточним, какой гипотезе мы будем искать подтверждение? (Грозы впервые бывают весной).

Воспользуемся листочками с текстами, которые приготовлены для вас.

а) Прочитайте тексты;

б) Есть ли среди этих текстов те, которыми можно сопроводить звуки, услышанные в начале урока?

Прочитаем. Давайте посмотрим, совпали ли наши рисунки с описаниями в тексте? Когда бывает гроза? (Весной). Подтвердите текстом.

В лесу

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.

Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы. (По Г. Скребицкому).

Весной

Тепло. Повышается температура воздуха. Снег почти стаял, кое-где остались только его пятна.

Солнце сильно пригревает, хотя по ночам бывают заморозки. На больших реках начинается ледоход. В последние дни апреля или в начале мая случаются первые весенние грозы.

Небо голубое. У большинства деревьев начинают понемногу развертываться листочки. (По Архангельскому).

Первые грозы

Внезапно темнеет небо. Надвигается гроза. Все птицы смолкают. В теплом воздухе, наполненном ароматом цветов, наступает тишина. Вдруг раздается оглушительный гром, сверкает молния, и начинается ливень. Благодатный ливень, который так нужен растениям. Однако это ненадолго. Небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, повсюду журчат и сверкают ручьи. Громче прежнего поют птицы. (По Г. Арманд-Ткаченко).

Звери весной

Весной звери просыпаются от зимней спячки.

Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. Когда солнышко пригреет сильнее и прогалин на пригорках появится уже больше, выходят из берлог и медведицы с медвежатами.

Просыпаются и ежи под ворохами древесных листьев, где они спали с осени до самой весны.

Весной линяют белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и теплую зимнюю шубку на более легкую летнюю.

У лесных зверей весной появляются детеныши - лесные малыши.

У белки в ее гнезде бывает 4-7 крошечных слепых бельчат.

Когда апрельское солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появится пять или восемь слепых, но крепких лисят. Выбегать наружу они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шерсткой. (По М. Богданову).

в) Учитель: Делаем вывод, что солнечное тепло, которое именно весной набирает силу, помогло образоваться тучам, и они проливаются на землю дождем да еще и с грозами.

1. Что происходит после дождя в неживой природе? Какая температура воздуха? (Подтверждение текстом). Как называет автор ливень? (Благодатный).

2. Какие еще процессы происходят после грозы (по тексту)? (Появляются листья, поют птицы).

Можно ли нам записывать эти процессы в первую колонку? (Нет).

Как назовем первую колонку? («Изменения в неживой природе»).

Мы уже нарисовали картину весны. И снова возвращаемся к этому времени года. Люди говорят, что есть три весны. (Учитель читает В.Бианки «Три весны»).

Грозы бывают ранней или поздней (последней) весной?

Домашнее задание № 1. Следить за изменениями в природе и отметить дату первой грозы.

3. Работаем с таблицей для фиксирования наблюдений за изменениями в природе. (См. таблицу).

Во второй колонке нарисуйте процессы, которые описаны в тексте «В лесу» (появление почек, сокодвижение). Когда появились первые почки?

Домашнее задание № 2. Следить за изменениями в природе и отметить дату появления листьев.

4. Какие процессы происходят в жизни животных? Отметим эти изменения в 3-й колонке таблицы.

5. Что происходит в жизни человека весной? (Подготовка к посеву).

Домашнее задание № 3. Принести баночку с землей для того, чтобы мы могли посеять семена цветов.

Итоги урока. Что мы знали о весне до этого урока? Что узнали? Зафиксируем новое знание.

Знали:

Узнали:

Гроза; погода весной; линька; изменения в природе ранней, поздней весной; сокодвижение.

Каким способом мы получили информацию? (С помощью текста).

Сможем ли мы воспользоваться этим источником для получения других знаний о природе?

Нина Санникова


Иллюстрация с сайта: http://www.povodok.ru/main/main_vip/art7679.html