Воскресная школа

О бучением детей руководит Васин Виктор Николаевич. Это прекрасный хирург, полковник запаса и самое главное- человек, любящий детей. Занятия детской группы проходят в новом здании (реконструированные гаражи). На уроках дети не только изучают Слово Божие. Ребята поют и рисуют. Детские работы неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках. Они заслужили одобрение владыки Ювеналия, в 2001 году посетившего детскую экспозицию, устроенную в городском Доме культуры. В 2002 году рисунки наших детей были представлены на Международной выставке "Семейный альбом", а в 2003 году - на выставке в Третьяковской галерее. Вышли 2 международных каталога: "Да будет свет" и "Семейный альбом", в который вошли наши работы. Кроме того, дети знакомятся с Житиями святых и историей Церкви, осваивают церковно-славянский язык. К праздникам Рождества Христова и Пасхи ученики школы готовят представления, сами делают декорации и костюмы.
К огда в нашем храме служил диакон Дмитрий Котов, дети под его руководством делали работы из каменной мозаики. Созданные их руками изображения животных стали частью настенного панно в трапезной нашего храма. Летом дети ездят в монастыри, где, устроив на природе палаточный городок, отдыхают и несут посильные послушания. Виктор Николаевич как человек военный занимается с детьми спортом и борьбой.
Д ля детей постарше существует возможность изучать Священное Писание более пдробно. Преподаватель Свято-Тихоновского Университета Дмитрий Сергеевич Румянцев старается открыть всем желающим глубину и важность Евангельского повествования и ответить на вопросы взрослеющего поколения.
Воскресный лекторий. В школе занимаются не только дети. Существуют программы и для взрослых, желающих осознанно участвовать в богослужении, открыть для себя глубину Православного Предания. Занятия не являются односторонними лекциями, здесь каждый может выяснить волнующие его вопросы. Среди приглашаемых провести занятия бывают очень известные и уважаемые в православных кругах люди: проф. МДА Алексей Осипов, детский психолог Ирина Медведева и другие.
П омимо обсуждения различных церковным тем мы выбираемся на экскурсии по святым и исторически памятным местам, где с помощью экскурсовода узнаем много нового и важного.

По выходным на окраине подмосковного города Долгопрудного в маленьком, похожем на обычный сарай, домике вблизи старинного храма с утра до вечера кипит веселая жизнь. Здесь, в воскресной школе, с детьми занимается рисунком, живописью и византийской мозаикой диакон о. Дмитрий Котов. А еще он преподает ИЗО в соседней коррекционной школе, и теперь там не встретишь унылых серых стен - все они расписаны детьми.

Дошкольники и школьники, старшеклассники и даже студенты приходят к батюшке не только на время занятий. Они знают, что здесь их всегда ждут, и всем хватит места у деревенской печки, и всем хватит чая из лекарственных трав, за которыми отец Дмитрий с ребятами ездит каждое лето на Оку.

Отец Дмитрий называет себя учителем начальных классов, хотя образование у него не педагогическое, а художественное: в 1970-е годы он закончил два факультета Академии художеств - как монументалист и как искусствовед. В школе он никогда не преподавал. Правда, однажды молодому художнику пришлось пойти в кочегары. Кочегарка отапливала детсад полного дня, и, затопив печку, будущий батюшка шел к детям рассказывать сказки. «Я до того увлекался! Иногда они уже спят, а я все рассказываю и рассказываю…»

…Однажды после занятий мы присели на скамейку у печки. Я смотрел на огонь - березовый, живой, жаркий. И захотелось расспрашивать батюшку не про его педагогические методы, а про его детство в деревне Дмитровке.

Вот так и появились на свет эти рассказы. Из них, мне кажется, и про методы все можно понять…

Про семью

Мой отец был зоотехником в колхозе. У меня, видно, от него любовь ко всей живности. Если человек в детстве не переживет единения с природой, если этого момента в его жизни не будет, то обязательно будет какая-то ущербность. Откуда доброта в деревенских детях? От общения с природой, с животными, которые требуют от ребенка непрестанной заботы.

Зимой гуси у нас прямо в доме жили. А в сильные морозы тут же и поросенок, и теленок, и ягненок. Мы из соски их, бывало, выкармливали. Ноев ковчег какой-то!

А гуси! Однажды поздней осенью они взяли и уплыли на другой берег, там цыганский табор стоял. Прикормили их там, что ли. Так отец разделся, прыгнул в холодную воду и поплыл, а вернулся уже с гусями.

Недавно вспомнил обо всем этом, когда навещал одну семью неблагополучную, мать там пьет, гуляет, мальчишка растет среди пьянства, но вот ему однажды кто-то утку принес. Мальчик так обрадовался, что прижал ее к себе, всю обцеловал, как собачку или кошечку, и положил ее с собой спать под одеяло. Кто бы мне рассказал - не поверил, но это все на моих глазах было. И мне верится: вот эта детская золотинка в мальчишеской душе останется, она еще как-то проявится. Не знаю где, но проявится непременно.

…Отца вдруг назначили председателем. И тут начались наши неприятности. Как-то приехал третий секретарь райкома партии и попросил поросеночка: спишешь, мол, чего там. Ну, отец списал. Второй раз приезжает: дай поросеночка. Тут отец отказался, и пришлось ему податься в художники. Он всю жизнь мечтал быть художником. Мы переехали в поселок, снимали там квартиру. Отец работал в ОКСе - до сих пор не знаю, что это такое. Рисовал там объявления, лозунги, плакаты, всякую наглядную агитацию.

У нас, наверное, не совсем обычная была семья. На четверых детей у нас было три баяна и три пианино! Младший брат на скрипке учился. Все стали композиторами, один я - художником.

Кролики

В пятом классе я мечтал кроликов разводить, но так как держать их было негде, то родители мне не разрешали их завести. Тогда я придумал кролиководческую подпольную организацию. Стал в библиотеки ходить и читать все про кроликов, изучал теорию вопроса. Там же и Тургенев мне попался и, кстати, очень понравился. А в школу я перестал ходить. Я был так поглощен кроликами, что уроки меня перестали интересовать.

Тут я попал с гландами в больницу и там узнал, что есть такой дважды Герой Советского Союза Мельников, и когда я составлял список членов своей организации, то включил туда для верности своего приятеля по пионерскому лагерю, а для солидности - этого Мельникова.

Еще идея у меня появилась: запрудить реку, а на образовавшемся острове разводить кроликов, клетки там не понадобятся, только сено завозить надо.

Когда выздоровел, пришел к своему дедушке и рассказал ему про идею с островом. Он говорит бабушке: «Какой внук-то у нас умный! Будем кроликов разводить!» Но бабка на него зашумела: «Ишь, старый дурак, козу на меня повесил, теперь еще кроликов!»

В общем, и старики меня не поняли, а я так на них надеялся. Тогда я занял у соседки-старушки одиннадцать рублей и решил бежать на Байкал или на Дальний Восток.

Побег

Я еще в больнице зачитался Аксаковым, Арсеньевым и решил стать охотником. Я ужасный фантазер был и придумал, что вот приеду туда и скажу охотникам, что я из детского дома, меня усыновят, я научусь охотиться, а потом сообщу маме, чтобы она не волновалась.

Весна была, май, тепло уже. Написал письмо родителям, что хочу быть охотником, поехал, мол, охотиться. Взял хлеб, закуску и пошел пешком на станцию, увидел состав с углем, спросил машиниста: «Куда едет этот поезд?» - «Да в Сибирь…» - «Ну, это мне и надо…» Забрался в этот товарняк, спрятался удачно так.

Меня поймали в Челябинске, черный был, как негритенок, от угля. Милиционер довез меня обратно и на моей станции сдал дежурному. Я плакал ужасно, раскаивался. «Ну теперь-то не сбежишь? Иди домой, мать-то ждет». И отпустили меня. Я пошел и по дороге зашел на базар, и там мне один козленок понравился - беленький, с черным пятнышком, такой кудрявенький. А у меня еще денег осталось четыре рубля, и я отдаю их за козленка. Прихожу домой с козленком. Тут слезы, ор. Мать не знает чего делать - бить или целовать.

Под следствием

Меня в школу потащили, я же полгода не учился. Меня допрашивает директор, я ему правду рассказываю: про КПО (кролиководческую подпольную организацию), список свой показываю. Ну, оставили меня в покое, стал я учиться.

Но потом выяснилось, что директор показал мой список в милиции. Там пошли по списку, нашли дважды Героя Советского Союза, допросили, а он ни сном ни духом.

А тут отец, видя, что я хожу как побитый, говорит: «Ну ладно, пойдем, куплю тебе кроликов». Я обрадовался - наконец-то меня стали понимать. Пошли, проходим мимо милиции, стоит майор, спрашивает: «Этот?» «Этот» - говорит отец, и меня заводят. Я тогда сильно на отца обиделся. Он, оказывается, обещал майору, что приведет меня, но, зная, что добровольно я в милицию не пойду, заманил меня кроликами.

Начинается допрос, меня спрашивают: это не ваша организация из ресторана деньги таскает? Намазывают смолой руки и таскают. Я так перепугался: это что же мне шьют! Нет-нет, говорю, это не мы. «Ну, тогда рассказывай, где ваш штаб?» Я начинаю плести, что он за водокачкой, в подземных ходах. Такое им насочинял! Следователи задумались. Ну, выйди, говорят, на крыльцо, подожди, а мы тут с твоим отцом потолкуем.

Вышел, плачу - предал меня отец. Сейчас, думаю, махну через забор и больше не вернусь домой. Раньше жалко было отца и мать, теперь никого не жалко. Только собирался ноги унести - отец с майором выходят. Садись, говорят, в мотоцикл, поедем твое КПО смотреть. Ну, тут я совсем разревелся и признался, что все придумал. Убеждаю, что на благо родины хотел постараться, мясо бы сдавал. Майор расчувствовался: «Ну, чудак-человек, иди домой. Будешь настоящим коммунистом…»

Но вся школа узнала о моих фантазиях, и меня затравили как зайца. Я не выдержал. Хотя кроликов отец мне все-таки купил. Зимой я им грелки таскал.

На другой год меня отдали в интернат, в Донецк, и закончилась моя вольная жизнь. В интернате все подавляет подростковая толпа, и попробуй не впишись в нее - будешь белой вороной. Вот я и был белой вороной. Меня спасало то, что когда все ребята ложились спать, я им рассказывал истории, сказки, все что угодно. Я мог рассказывать бесконечно, и они это ценили. Меня как радио включали: «Ну давай, рассказывай…»

Талант

Я хотел в лесники идти. Но отец решил реализовать на мне то, что у него не получилось. И после художественной школы насильно отдал меня в художественное училище. Так и сказал: «Закончишь училище, а потом иди в лесники». И я со слезами там учился. Закончил училище, академию и до сих пор не знаю, хорошо это или плохо. Я строил памятники по всей стране, обелиски, мне говорили, что у меня талант. Были деньги, и часто немалые по тем временам, но радости никакой не было.

И только занимаясь с детьми, я нашел эту радость. И понял, что такое талант. Это дар Божий, который мы, родители и учителя, обязаны вызвать к жизни. Но если детей окружают штампы и если дети к ним восприимчивы, то дар пропадает втуне.

Главное - не должно быть никаких эпитетов: талантливый, способный, гениальный. Если ребенок действительно старался, то так и сказать: ты хорошо потрудился, молодец. Надо приучать его не бросать работу на полпути, а завершать начатое. Терпеть неудачи. Не первенствовать над ровесниками, а всерьез трудиться.

Воспитать у ребенка ответственность за то, что ему дано от Бога, можно только через серьезное отношение к его творчеству. Детские работы не должны валяться где попало, а тем более выбрасываться.

И еще: чтобы дар Божий раскрылся, нужно время. Многие родители хотят поскорее из ребенка вундеркинда сделать. И дергают детей в одну школу, в другую, к одним репетиторам, к другим. И везде его торопят. А все эти «быстрей-быстрей» - это как ветер сиверко, от которого ребенок стынет и душа его опустошается. Когда ребенок творит, он должен чувствовать себя как на цветущем лугу под солнцем.

Не так моль и червь снедают дерево

и волну – шерсть, как горячка зависти

снедает самые кости завистников и

отравляет здравие души их.

Св. Иоанн Златоуст

Зависть заставляет сердце предательски болеть и мозг напрягаться из-за того, что нам даже не нравится! Такой феномен не редкость. Женщины чаще завидуют чужой красоте и новым нарядам, а мужчины – карьерным успехам и блестящим мерседесам. Зависть разрушает нас изнутри, но от нее очень сложно избавиться. Что бы мы ни пробовали, эффект часто от этого нулевой. Опускаются руки, бороться с завистью в себе вовсе не хочется. Немного успокаивает вынашивание планов мести. После того, как мы пережили эпоху одинаковых ковров, стенок и даже курток, появилось больше поводов чтобы завидовать успехам других. Население расслоилось, и кто-то отхватывает больший кусок.

Как избавиться от зависти.

И всё же, как избавиться от зависти? Есть несколько действенных способов

1. Не питайте свою зависть. Многие люди пытаются разумно компенсировать чувство зависти. Размышления строятся по типу «а я чем хуже?» Например, сосед больше зарабатывает, они начинают думать, ну и что? Зато я красивее и у меня красивая жена. Такие аргументы немного успокаивают чувство зависти и помогают почувствовать себя и полноценным человеком. Однако ненадолго.

2. Попытайтесь понять, чего именно вам не хватает для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Возможно, радоваться своей жизни вам не позволяют отрицательные установки или же вы считаете, что не сможете быть счастливыми до тех пор, пока не случится какое-то событие (жениться, купить машину и т.п.) Вы – творец своей жизни и в ваших силах дать себе то, чего именно в вашей жизни не хватает.

3. Измените негативную формулировку. Вместо «Я хочу одеваться также красиво как подруга» скажите себе «Я обязательно найду свой стиль!». Начните изучать журналы мод, интересоваться сочетаниями цветов и тканей. Эффект не заставит себя долго ждать! И завидовать уже будет нечему.

4. Смело глядите вперед, находясь на пути, который когда-то выбрали. Когда-то все мы делаем выбор. Это и выбор ВУЗа и все последующие решения. Таким образом, у разных людей получаются разные преимущества и совершенно незачем завидовать человеку с семьей, когда вы сами когда-то сделали акцент на карьеру, т.е. выбрали именно этот путь. Ваше время непременно придет, что-то же вас заставило сделать такой выбор.

5. Оцените реально , стоит ли предмет зависти самой зависти? К примеру, вы завидуете новенькой машине, которую купил ваш приятель. Но если подумать, сколько уходит денег на ее обслуживание, на ее ремонт, на заправку, в конце концов! И если бы вам подвернулась возможность купить такую машину, стали бы вы ее покупать? Скорее всего, нет. Потому что люди часто завидуют принятым в обществе стандартам успешности – дом за городом, машина или большая семья, даже в этом не нуждаясь. Поймите, вы живете именно своей жизнью. И если бы очень хотели, вы нашли бы способ купить автомобиль своей мечты.

6. Избавьтесь от эффекта социальных сетей. Что это такое? К примеру, вы завидуете подруге, у которой все прекрасно – любящий муж приносит цветы, способный ребенок радует успехами в школе, она успевает следить за собой и радуется жизнью. Но задайте себе вопрос: так ли это на самом деле? Чаще всего мы видим объект зависти именно в соц.сетях, где все выкладывают только лучшие моменты, улыбки, события. Никто никогда не расскажет, что ему плохо и что ему приходится справляться с трудностями. Таким образом, чужая жизнь кажется нам безоблачной и прекрасной, что на самом деле совсем не так. И уж тем более не стоит завидовать красоте на ретушированных фотографиях некоторых «красавиц»! Поверьте, до начала этой фотосессии накладывался не один слой макияжа и консилера, чтобы скрыть темные круги под глазами. А после — накладывался не один слой фотошопа чтобы отбелить зубы и улучшить цвет волос.

Изнанка зависти – зависть со стороны.

Звучит не так страшно, как первый вариант. Казалось бы, ну что такого? Однако подобная зависть может разрушить ваши дружеские отношения с завистником. Даже мимолетный укол зависти может надолго охладить общение, заставив завидующую сторону закрыться панцирем неизвестности и равнодушия, чем и сказаться на вашем настроении. А общение с завистливой приятельницей может и вовсе затормаживать ваш личностный рост.

Распознать зависть не так трудно, нужно только знать, на что обращать внимание. Вы слышите от человека похвалу, которая больше напоминает иронию или сарказм. Завистник постоянно интересуется, как у вас дела, но в его глазах вы читаете надежду на негативный ответ. Или же он наоборот – концентрируется только на проблемных сторонах вашей жизни и не спрашивает про успехи. И самый главный признак – после общения с ним вы чувствуете вины или досаду.

Как угасить чувство зависти в другом? Есть пара хороших вариантов. Покажите завистнику, что всё, что у вас есть, не упало с небес. Что для такой дружной и слаженной семьи вам пришлось приложить немало усилий. И что фигура вовсе не результат наследственности. Или можно просто сказать «хватит мне завидовать!». Обычно такое прямое обращение ставит человека в ступор и охлаждает пыл. Удачи и пусть зависть обходит вас стороной.

Чем опасна зависть, на какие поступки

Она толкает? Какие примеры этого

Душевного порока известны вам из литературы?

Как победить зависть? Любовь покрывает

Все. Учиться любви – самое важное в

Жизни человека.

Что сделала зависть

Свершилось! Бледность наложила

Печать на мертвые уста,

Впервые смерть уста смежила,

И кровь впервые пролита!

Брат поразил родного брата,

Расторгнув связь минувших лет,

И для деянья нет возврата,

И для греха прощенья нет.

Трепещущий, с безумным ликом

Бежит убийца в страхе диком,

Пугаясь близких и родных.

Но завтра также, как сегодня,

Услышит, ужасом объят,

“Cкажи, где Авель? Где твой брат?”


О. Чумина

Каин убил своего родного брата Авеля. Не сразу это случилось. Сначала он принял помысл, внушенный ему врагом рода человеческого, поддался ему из зависти. А помысел этот нужно было отразить в самом начале, как учат нас святые отцы, чтобы он не разросся до совершения греха на деле.

Зависть – страшное зло. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость. Отсюда на путях преступные разбойники и грабители, отсюда и убийства, отсюда разделение нашего рода. Какое не встретишь зло – оно от зависти.

***

Иван Ильин. ЗАВИСТЬ.

Пока люди живут на земле, они должны ладить, находить дорогу друг к другу, объединяться, помогать один другому. Иначе земля разверзнется под ними, и небо расколется над их головой. Но зависть – сильнейшее средство развала: его выдумал когда-то мастер “Врозь” и “Друг против друга”.

Для того чтобы ладить, людям надо “прощать” друг другу свою непохожесть, свои преимущества, свое первенство. Не только в обладании состоянием, но во всем: ты умен, одарен, образован, красив, силен, богат, высоко стоишь по службе – я нет; ты наверху – я внизу; ладно, я принимаю это, я довольствуюсь этим… Я не завидую тебе. Если мне станет недостаточно моего “низа”, я буду бороться за “больше” и “лучше”, но, не желая отнять у тебя твоего. Я буду трудиться, творчески работать, перемещу себя “вверх” – в соревновании, но без зависти. Ты только оставайся “наверху“; я поднимусь к тебе.

Соревнование как внутренняя побудительная причина – явление здоровое, созидательное, братское.

Зависть, как внутренняя побудительная причина, напротив, болезненна, разрушительна, враждебна. Ее формула – неразумна и безнравственна.

Зависть – прежде всего скупость и алчность .

Она ненасытна, как любопытство; она означает тем самым вечную бедность, вечную заботу, вечно плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу и оставляет человека бедствовать в безнадежном одиночестве. Жестокий завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье, его задевает всякий чужой успех, любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце; гнев лишившегося на обладателя наполняет его, как ярость неполноценного, постоянно чувствующего свою неполноценность, а потому пристрастно отмечающего чужое превосходство. К “делу” он даже не подступается: он застревает в борьбе между “я” и “ты”, и в этой вечной борьбе изводит себя самого и своего противника.

Если же ярость его расширяется до социальной программы, тогда она выливается в классовую борьбу и начинается марксистская гражданская война.

Где же спасение и утешение? В искусстве не завидовать. Оно вовсе не сложно. Дари каждому то, что у него и так есть, и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Отбрось это жалкое “вычитывание” – твоей мнимой “малости” из якобы чужого “превосходства”. Знай, ты сам стоишь “сложения”. Поднимайся вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидуй! Не завидуй! И – самое важное – научись в большом деле забывать о себе!

Вопросы к ученикам:

— ни одного, наверняка, не обошло

Чувство зависти. Что испытывает

Душа, когда с ним соприкасается?

— как зависти избежать?

— легко ли не завидовать?


ГРЕХИ СМЕРТНЫЕ



Гордость – презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему – словом, гордость до самообожания.

Несытая душа – или Иудина жадность к деньгам, соединенная, большей частью, с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

Блуд – или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

Зависть – доводящая до всякого возможного злодеяния Ближнему.

Чревоугодие – или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

Гнев — непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

Леность – или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

***

НЕ СПЕША ПОДУМАЙ!

Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой она живет.

Зависть есть печаль о благополучии ближнего.

Святитель Василий Великий

Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь погибнет.

Блаженный Августин

Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Все бес назойливый хлопочет,

Прельстить меня усладой хочет:

Услад приемлю часть мою

И славу Богу воздаю.

А бес вокруг опять хлопочет,

Пугнуть меня бедою хочет:

Скорбей приемлю часть мою

И славу Богу воздаю.

За каждый лучик и дыханье

Хвалу я Богу воздаю

И старость, дружницу мою,

Веду к порогу, в упованье.

Вячеслав Иванов

*

Есть два пути: добра и зла.

Любой открыт, но всем полезен

Лишь тот, которым Правда шла,

Который свят, тернист и тесен.

Для плоти тесен, зла и лжи,

Но не для праведной души,

Хранящей честь, Закон Творца

С начала жизни – до конца.


Протоиерей Вл. Бороздинов


***

Не желай того,

что принадлежит твоему ближнему

Крестьянский сын Тимоша пас чужих овец и получал за это такую маленькую плату, что не на что было купить сапоги. Однажды под вечер, когда он босой стоял у ворот постоялого двора, к дому подъехала господская карета.

— Бывают же ведь такие счастливцы, что в карете разъезжают! – подумал Тимоша, поглядывая с завистью на богатый экипаж. – А наш брат – изволь ходить босиком. Чем же я, сиротинушка, прогневил Господа, что вечно должен маяться и по чужим людям скитаться? И за что такая милость Божия вот хотя бы этому барину?.. Если бы с ним хоть на час поменяться, то-то было бы счастье!

Едва он это сказал, как дверки кареты растворились и из нее, с помощью двух слуг, выбрался безногий калека.

— С нами крестная сила! – воскликнул оторопевший Тимофей, перекрестился и без оглядки побежал в поле.

С тех пор он не только никому не завидовал, но и на нищету свою больше не жаловался.

***

Трое путников нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало ее разделить поровну между всеми. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна.

Но диавол тотчас явился со своими спутниками духами зависти, коварства и жадности.

Полюбовавшись своей находкой, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о еде, а о том, как бы ему одному завладеть сокровищем.

Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов. Один отправился. Двое, оставшихся на месте, договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить его часть. Между тем отправившийся за припасами решил отравить их ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному.

Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную им пищу, оба умерли.

Драгоценная находка осталась на своем месте ждать других – безумцев или более достойных людей.

***

Один греческий государь, пожелав узнать, кто хуже: завистник или сребролюбец, приказал привести к себе двоих людей, один из коих страдал завистью, а другой сребролюбием.

Когда позванные явились, государь сказал:

— Пусть каждый из вас требует от меня такого дара, какого пожелает, и я дам ему с радостью. После этого второй из просивших и получивших дар получит дважды столько, сколько потребует и получит первый.

Завистник отказывался просить подарка первым, не желая, чтобы сребролюбец получил вдвойне. И сребролюбец отказывался просить подарка первым в тех видах, чтобы двойным даром не овладел завистник.

Так как спорам не было конца, то государь эти споры вынужден был прекратить повелением, чтобы первый высказал просьбу о подарке завистника. И что же вы думаете, в дар себе потребовал завистник? Он потребовал, чтобы у него вырвали один глаз, разумеется, желая, чтобы у соперника были вырваны оба глаза, т.е. чтобы тот стал совершенно слепым.

Таким образом, этот злодей, по зависти своей, не только отказался от всякого царского подарка, но и решился себя даже дать изуродовать, лишь бы только не получил дара вдвойне его соперник.

***


НЕ ЗАВИДУЙ


Завистью диаволею смерть вниде в мир , — говорит св. Писание (Прем. Сол.2, 24).

Зависть не сродна людям, а сродна диаволу; она и происходит от диавола.

Людям свойственно по немощи погрешать, но только диаволу одному свойственно по зависти делать зло.

Зависть есть дщерь диавола, и кто с нею сочетается, тому она не принесет ничего кроме злобы, а злоба рождает смерть. Подружился Каин с завистью и воспитал в себе злобу, злоба возмужала и принесла смерть двоим: Авелю временную, а самому Каину – вечную.

Св. Григорий Нисский пишет: “Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дщерь греха, корень всякого зла ”.

Св. Василий Великий увещевает: “Будем, братия, избегать несносного зла – зависти; она есть заповедь змия-искусителя, изобретение диавола, вражие семя, залог казни Божией, препятствие к богоугождению, путь к геенне, лишение Царства небесного”.

Св. Иоанн Златоуст говорит: “Кто сотворит чудеса, сохранит девство, соблюдет пост, будет класть земные поклоны и сравнится с ангелами в добродетели, но имеет сей недостаток (зависть), тот всех нечестивее, беззаконнее и прелюбодея, и блудника, и раскопателя гробов”.

СОВЕТ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

ПОБЕЖДАТЬ ЗАВИСТЬ

“Если прозришь рассудком выше человеческого, не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным: ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; если не будешь поставлять блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взор свой к истинно прекрасному и похвальному, к достижению благ вечных и истинных, то будешь далек от того, чтоб достойным ублажения и соревнования признать что-нибудь земное и тленное. А кто таков, и не поражается мирскими величиями, к тому никогда не может приблизиться зависть”

(Творения св. Василия Великого IV.188, 190)

***


Духовные соты



Зависть строит козни добрым ближним. Где зависть и жадность к славе, там нет истинной дружбы.

Зависть превращает человека в демона.

Зависть хуже блуда и прелюбодеяния, порождает клеветы, обвинения. Ее должно побеждать сорадованием.

Все грехи – от любви к себе. Начало добра – отвергнуть себя, распять плоть со страстьми, терпеть огорчения, обиды, напасти.

Когда человек живет в просторе, в изобилии и довольстве, тогда он растет в чрево свое и не возрастает духом, не приносит плодов добрых.

А когда живет в тесноте, в бедности, в болезни, в напастях, в скорбях, тогда он духовно возрастает, зреет и приносит добрые богатые плоды.

Посему-то тесен путь любящих Бога.

Глава и сущность всех добрых дел есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат…

Без любви к Богу и Ближнему

не спастись

Дикая, суровая пустыня. Кругом полное безлюдье. Здесь в строгих подвигах воздержания спасаются три инока. Каким только истязаниям не подвергают они свою грешную плоть! Казалось, она сделалась совершенно безстрастной. Только сердца оставались холодными: любовь к ближнему ни разу не согрела их…

Встретились однажды эти иноки с опытным в духовной жизни старцем и стали хвалиться ему своими делами.

— Я выучил наизусть весь Ветхий и Новый Завет: что мне будет за это?

— Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет, — отвечал старец ему.

— А я, отче, все Священное Писание переписал! – похвалился второй.

— И тебе нет пользы, — последовал ответ.

Тогда третий воскликнул:

— А я, отче, чудеса творю!

— И тебе пользы нет, — говорит ему старец, — ибо и ты любовь отогнал от себя.

Если хотите спастись, имейте любовь в сердце своем, творите милости, и тогда спасетесь, ибо:

Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… И сию заповедь имамы от Бога, да любяй Бога, любит и брата своего (1 Ин.4: 20.21).

***


Легенда о святом Юлиане


В свой шалаш, устроенный в самой чаще непроходимого леса, Юлиан приводит неведомого путника. Его тело сплошь покрыто отвратительной проказой. Худые плечи, грудь и руки буквально исчезают под чешуйками гнойных прыщей. Из синеватых губ отделяется зловонное и густое, как туман, дыхание. Путника томят голод и жажда. Юлиан охотно удовлетворяет их и при этом видит, как стол, ковш и ручка ножа, за которые хватался прокаженный, покрываются подозрительными пятнами.

Безжизненное тело больного холодеет. Юлиан всячески старается согреть его у разведенного костра. Но прокаженный угасающим голосом шепчет: “На твою постель…”-и требует, чтобы Юлиан лег возле него и грел его теплотой своего тела.

Юлиан беспрекословно выполняет все. Прокаженный задыхается. “Я умираю!-восклицает он. – Обними меня, отогрей всем существом твоим!”

Юлиан без всякой тени брезгливости обнимает его, целует в смердящие уста.

Тогда, — повествует легенда, — и прокаженный сжал Юлиана в своих объятьях, и глаза его засветились вдруг ярким светом, как звезды, дыхание его стало сладостней благоговония розы. Неземная радость наполнила душу Юлиана, а тот, кто держал его в объятиях, вырастал, вырастал…

Крыша взвилась, звездный свод раскинулся кругом, и Юлиан поднялся в лазурь лицом к лицу с нашим господом Иисусом Христом, уносившим его в небо…

***

Вот какая она любовь, вот чем побеждаются все страсти!

По своей сути любовь всегда жертвенна. Когда ты ради ближнего жертвуешь собой, идешь на лишения, теряешь какую-то свою выгоду – ты близок к этому чувству. Если это, конечно, не случайное совпадение, а состояние твоей души.

Мы далеки от этого высокого жертвенного чувства. Сегодня все мы опошлили: и любовь, и влюбленность, и дружбу. Но даже в современных взаимоотношениях, как это не удивительно, встречается чувство жертвенной любви.

Во всякой истинной любви есть непременно элемент религиозный. Согласитесь, как только мы любим глубоко, мы говорим – “навеки”. Потому что тогда мы ясно чувствуем, что эта любовь, заполнившая все духовное существо наше, не умрет с нами, но перенесется с нами в иную жизнь.

Вот отчего любовь большая и несчастная ищет убежище себе в небе, в мечтах о соединении там с теми, с кем земля разлучила, и говорит подобно знаменитой Шиллеровской героине Текле:

Есть лучший край, где мы любить свободны,

Туда моя душа уж все перенесла…

Великий русский лирик Афанасий Фет , поэзия которого почти чужда религиозных мотивов, оставил, тем не менее, хрустальное по чистоте стихотворение, в котором изображена мечта о любимой девушке человека в ночном уединении, перед иконой:

Владычица Сиона, пред Тобою

Во мгле моя лампада зажжена.

Все спит кругом. Душа моя полна

Молитвою и сладкой тишиною.

Ты мне близка. Покорною душою

Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.

Дай ей цвести. Будь счастлива она

С другим ли избранным, одна или со мною…

О, нет!.. Прости влиянию недуга.

Ты знаешь нас: нам суждено друг друга

Взаимными молитвами спасать…

Так дай же сил, простри святые руки,

Чтоб ярче мог в полночный час разлуки

Я пред Тобой лампаду возжигать!


Как хорошо, как глубоко это сказано и как чудесно это выражает конечную цель всякой христианской привязанности: “Нам суждено друг друга взаимными молитвами спасать”…



Судьба может разлучить людей. Двое, казалось бы, созданных друг для друга человека, могут оказаться разведенными в разные стороны. Но вот уж чего судьба не в силах отнять ни у кого, так это права молиться за любимую душу.

Время не имеет власти над настоящими чувствами. Есть исключительная сила чувств, когда любят в разлуке еще крепче, когда души чувствуют друг друга на расстоянии: волнуются, если любимый человек заболевает или на него сваливаются неприятности и скорби, радуются, когда там успех и душевный покой.


Наше время – время всеобщей развращенности. Если бы наши далекие предки увидели сегодняшнюю молодежь – почти совсем оголенных девушек, словно предлагающих себя первому встречному, они бы такого зрелища, думаю, не вынесли!


А ведь не только непристойный внешний вид, но еще и непристойное поведение молодых людей! Под влиянием западной тлетворной культуры опошлились отношения, исчезает тайна во взаимоотношениях мужчины и женщины, эротика и секс стали делом обыденным. Блуд и прелюбодеяние входят в норму.


Но ведь, дорогие друзья, пред Богом не слукавишь! Как бы мы не списывали все на время и нравы, отвечать придется по всей строгости: больными или неполноценными родятся дети, не сложится в дальнейшем супружеская жизнь, да разве перечислить все последствия греховной жизни!

Мы должны глубоко понять, в какое время мы живем, как на самом деле мало знаем и чувствуем свое Православие, как мы далеки не только от твердых моральных устоев таких далеких времен, но и от морали простых христиан, живших лет сто тому назад.

Мы же еще и удивляемся: отчего происходят постигающие нас отовсюду великие бедствия? Ради грехов наших месть Божия бьет нас, а мы не хотим признать греховности нашей. Не хотим покаяться и исправиться.

Почему важно покаяться – пойти в Церковь на исповедь?

Потому что если мы искренне каемся в своих грехах, Господь прощает нас. Почему в Церкви? Потому что священник данной Богом властью имеет право отпустить грехи: вас покрывает он епитрахилью и читает специальную молитву.

Человечество получило святой дар – Таинство Евхаристии. Через покаяние и Причастие открылся путь ко спасению бесчисленным великим грешникам. Нам бы всем только искренне покаяться!


ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Инсценировка “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.


МАТЕРИАЛЫ

Евангелие

Закон Божий

“Духовные беседы”. Т.16.№ 42, с. 359

“Духовные посевы”. Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. М.. 1995 – с репринтного издания Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни.

“Грех и покаяние последних времен”. Архимандрит Лазарь. М., 2002 г .

Крупицы духовной мудрости. М.. 1993 г .

И. Ильин. “Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий”. М.: “Афон”, 2000г.

Стихи: А. Фет, Шиллер, В. Иванов, прот. Владимир Бороздинов

Q?Известно другое повествование о первом красном яичке.
Мария Магдалина, как и другие ученики Господа, ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мертвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в Рим и там вошла во дворец. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, ее во дворце знали и пропустили к императору Тиверию. В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. Богатые приносили драгоценности, а бедные приносили что могли. И вот Мария пришла теперь, когда у нее ничего больше не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась перед императором, протянула ему простое яичко и громко сказала:
— Христос воскрес!
Удивился император и сказал:
— Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!
И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным!

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса. Артос – это просфора с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым.

Историческое происхождение артоса таково. Апостолы по обычаю вкушали трапезу вместе с Господом, а по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для своего учителя, тем самым изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди учеников.

Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Вместе с тем артос напоминает нам, что Иисус Христос Крестною смертью и Воскресением сделался для нас Истинным Хлебом Жизни.

После Литургии освящаются принесенные верующими яйца, пасхи и куличи (по традиции пасхальная трапеза начинается с пения молитвы «Христос Воскресе» и вкушения освященных яиц, пасхи и кулича). Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому Воскресением Иисуса Христа, древние христиане простирали руку помощи и благотворения сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи осталась и ныне раздача денег и освященных продуктов бедным, чтобы сделать и их в этот светлый праздник участниками всеобщей радости.

Особенности пасхального богослужения

В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни один праздник не празднуется так необычайно светло и торжественно, как праздник светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное Богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование.

Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны.

Перед Пасхальной утреней совершается чин полунощницы, где на 9-й песни канона Не рыдай мене Мати плащаница уносится с середины храма в алтарь и полагается на святой Престол до Отдания Пасхи.

По окончании полунощницы начинается Пасхальная утреня крестным ходом с пением воскресной стихиры 6-го гласа Воскресение Твое Христе Спасе. Перед закрытыми дверьми храма после возласа Слава Святей… наступает такой момент, которого все очень ждут: духовенство поет тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых… , и люди подхватывают эти долгожданные слова.

Пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в тоже время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея — всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Зато на Пасхальной службе практически все поется. Во время пения пасхального канона священники совершают каждение народа со словами «Христос воскресе!», люди отвечают: «Воистину воскресе!» Все убранство храма, облачения духовенства – праздничное, ярко-красное. Царские врата алтаря всю Светлую седмицу бывают открытыми. Вся пасхальная служба – неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом… В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает. Величественное и многознаменательное Пасхальное богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешительного для сердца. Именно в минуты величественнейшего Пасхального богослужения христианский восторг захватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями.

На этой службе мы слышим Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста, удивительное по содержанию: Все, кто был благочестив и боголюбив,- пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством. И все, кто был благоразумен,- пусть войдут в этот день в радость Господа своего. Кто трудился и постился- пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые- пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и непостившиеся- пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве- потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет- потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова.

· «Христос Воскресе!»- мы говорим с чувством духовного восторга и трепета, и эти слова хочется произносить без конца, слушая в ответ два других святых слова «Воистину Воскресе!»

· ЛИТЕРАТУРА

·

· Евангелие

·

· Закон Божий

·

· Диакон А.Кураев. «Школьное богословие» — М.,1998 г.

·

· Православное чтение. М., 2001- 2004 г . Ю. Воробьевский.

·

· “Путь в Апокалипсис”. М., 1999 г .

·

· “Непознанный свет веры”. М., 2002 г .

·

· “Звезда Вифлеема”. М., 2000 г .

· Неопознанный мир веры. Издание Сретенского монастыря., М., 2002 г .

·

· Духовная пэзия. М., 1990 г .

преп. Иустин Попович. “Прогресс в мельнице смерти”. Минск.,

2001 г .

Если только вы не Уоррен Баффет или Усейн Болт, в мире всегда найдется кто-то богаче, быстрее, сильнее и успешнее, чем вы. Какой бы бизнес, проект или идею вы не развивали, найдется кто-то, кто делает это лучше, И вольно или невольно вы будете смотреть на своего конкурента или соперника с завистливым вздохом. Вся современная культура потребления и жизнь общества в целом проникнута духом соревнований: «быстрее, выше, сильнее» – это больше не о спорте. Это – про деньги, власть, красивую и дорогую машину (пусть часто и купленную в кредит, но лишь бы «сорвать» глаза соседям), про дом на природе побольше, про визитку и должность повыше (хотя иногда – это наибольшее зло, с которым вы столкнетесь в своей жизни).

Человек – амбициозная зверушка, которая не привыкла отступать, и потому хочется быть лучше, успешнее, опередить, догнать, перегнать, преуспеть… Зависть незаметно становится обязательной частью нашего мировосприятия , хотя и отравляет нам жизнь, часто мешая нормальным дружеским, деловым и родственным отношениям. Как справиться с ней?

Для начала: зависть приходит от привычки сравнивать себя с окружающими (хотя это нередко не только не помогает, но даже вредит продвижению и по жизненной, и по карьерной лестнице). Отказаться от этой привычки нелегко, но есть как минимум 5 шагов, которые помогут обуздать чувство зависти и взять его под контроль.

1. Признайтесь самому себе, что склонны завидовать. Признание того, что чувство зависти вам не чуждо, означает, что вы способны признать собственную слабость и незащищенность в ряде случаев, а также враждебность, которая появляется по отношению к тем, кому вы завидуете. Человек не может мнить себя суперменом, если он психически нормален; а значит, слабость и незащищенность – такие же естественные части вашего «я», как и другие черты характера и личные качества.

2. Поймите, что гордость – лишь обратная сторона зависти . Если у вашего коллеги машина лучше, чем у вас, но вы при этом красивее, чем он (или она) – это лишь первая ступенька к будущей зависти. Рано или поздно у вас на работе появится человек и с машиной подороже, и с внешностью более привлекательной, чем у вас и у вашей коллеги-«неудачницы». И вот тогда неудачницей станете вы, а зависть даст себе волю.

Не стоит гордиться тем, что возникло лишь в результате удачно сложившихся жизненных обстоятельств или неплохой наследственности.

Поймите, что большинство вещей или личностных качеств, которыми вы гордитесь, – лишь временное явление, и всегда найдется кто-то, кто будет лучше вас по этим параметрам.

3. Замените зависть на способность посмотреть на чужой успех со стороны под разными углами и сопереживать ему. Вы никогда не узнаете наверняка, какой ценой деньги, слава, внешность, счастливая (на первый взгляд) семья или блестящая карьера дались вашим знакомым или даже посторонним, но известным людям.

Иногда на пути к успеху или счастью, которому все завидуют, лежат огромные жертвы, ошибки, большие и маленькие трагедии. Поняв это, вы поймете, что завидовать тут нечему: кто знает, у вас может и десятой доли тех неприятностей и испытаний не было, что была у этих «успешных» людей.

Хотите ли вы такие славу, успех и богатство такой ценой?

4. Сделайте чувство зависти «топливом» для самосовершенствования, если это возможно. Да, порой зависть никак не может изменить нашего непростого прошлого, трудного детства, трагических событий в недавнем или далеком прошлом, нехватки денег или плохих родителей. Но вам не стоит бесконечно в этих причинах копаться, упиваясь чувством жалости к себе, сетуя на судьбу и продолжая завидовать кому-то, у кого все лучше, чем у вас, – и при этом ничего не делать, просто сидеть сложа руки.

Вас не устраивает работа, стиль жизни, отношения или материальное благосостояние? Просто встаньте и делайте что-то, чтобы переломить сложившийся и уклад вашей жизни!

5. Не забывайте о чувстве благодарности и умении радоваться своим успехам. Это не означает, что надо с калькулятором считать, больше вы совершили успешных дел и изменений, чем коллега или сосед. Просто не забывайте о том, что каждая маленькая победа – это ваш личный большой успех и важное событие в вашей жизни.

Умение сменить фокус с беспричинной зависти на мотивированную благодарность и радость за свои успехи – лучшее, что поможет вам.